Консультация для родителей "Как развить интеллект ребенка?". Консультация для родителей интеллектуальное развитие дошкольников


Консультация для родителей. Интеллектуальное развитие детей.

 

                               Интеллектуальное развитие детей

                   Учеными доказано, что интеллект передается через гены от матери. Но дело не только в наследственности. Каков будет уровень интеллекта у вашего ребенка, зависит от многих факторов: среда, в которой ребенок воспитывается, характер воспитания, стимулирующие условия и т.д. Важнейшим фактором является стимуляция интеллекта, на ранней стадии развития ребенка.Способов стимуляции интеллектуальных способностей детей несколько, а в комплексе, как показали исследования, они дают отличные результаты.Когда ребенок еще только под сердцем у мамы, рекомендуется слушать классическую музыку. На седьмом месяце беременности, плод уже слышит звуки музыки, стимулирующие нейроны его головного мозга.Ребенок должен полноценно питаться. Даже в период беременности нужно соблюдать правильную диету, обеспечивающую качественное питание.Британские ученые, проведшие широкомасштабные исследования, подтвердили, что кормление грудным молоком, положительно влияет на умственное развитие ребенка, даже при непродолжительном периоде грудного вскармливания. Этот фактор имеет влияние на успехи детей не только в начальных классах, но и в подростковый период.            Очень важно влияние среды, окружающей ребенка. Когда малыш не чувствует себя в безопасности, постоянно напряжен, его способности к обучению резко снижаются. Мозг реагирует на испытываемые ребенком эмоции. Когда ребенок чувствует какую-либо угрозу, миндалина мозга вызывает чувство «убежать или сопротивляться», эмоции доминируют и закрывают интеллектуальные части мозга. Уверенные в себе дети учатся лучше и быстрее соображают. Важно уделять детям больше внимания, чаще идти на физические контакты с ними – ласкайте их и обнимайте, чтобы они чувствовали, как вы их любите и цените. Поощряйте и отмечайте проницательность ребенка, память, концентрацию внимания и выражайте удовлетворение даже самыми, казалось бы, незначительными успехами малыша. Пусть обучение для ребенка проходит живо и интересно. Скука и мозговая активность несовместимы.           Если ребенок не в состоянии справиться с поставленной вами целью, когда требования завышены, его самооценка резко понизится, в связи с неудачей. Не скупитесь на похвалы, если это оправданно. Создавайте в доме теплую и доверительную атмосферу. Это обеспечит ребенку необходимую психологическую свободу высказывать новые идеи и использовать новые знания, не опасаясь, что получит в ответ усмешку или грубое замечание.Известно, что наш организм, потребляя кислород, третью часть всего объема отправляет в мозг. Чем больше он его получает, тем эффективнее происходит развитие. Насыщение кислородом идет интенсивнее, когда ребенок активно двигается. Вывод очевиден: если хотим вырастить вундеркинда, чаще нужно гулять. Только не на городских улицах, заполненных транспортом, а на природе среди деревьев. В парке на свежем воздухе тоже можно найти множество разнообразных занятий.         Физическая активность малыша также существенно влияет на развитие мозга. Даже обыкновенная зарядка полезна развитию интеллекта. А если подойти к этому комплексно? Кроме естественных знаний, постарайтесь преподать основы выживания: учите быть осторожными, наблюдательными. Для чего эти тренировки? Умственное развитие идет путем его активного приобщения к разнообразным видам деятельности. Что это? Почему так? Как оно связано? Естественное для ребенка любопытство требует понимания. Ребенок привыкает спрашивать и находить ответы. А это значит, что его мышление не стоит на месте.         Малыш исследует предметы, позвольте ему самостоятельные действия со своими игрушками, конечно, под вашим наблюдением. Это способствует развитию его творческой стороны, заставляет его мозг думать и познавать новое. Интеллектуальный рост, происходит при попытках собственными силами справляться с окружающими предметами, в расширении опыта обращения с вещами и общения с окружающими людьми, в личных наблюдениях и умении делать выводы.Обеспечьте ребенка нужными игрушками, предметами для рисования, инструментами для музыкального развития – всем тем, что может быть использовано им для развития умственных и творческих способностей.             Доступ к компьютерным играм и телевизору ограничьте. Они удерживают детей в определенном режиме, ограждающем их от богатства реального мира, и мешают естественному контакту с ним.

Малышам не нужны дорогие и сложные игрушки. Как показали исследования, детей в игрушках больше занимают действия, чем получаемые результаты. Следовательно, взаимодействие родителя с играющим сыном или дочкой было бы особенно выгодным, потому что малыши учатся и по родительской реакции тоже.Еще немаловажный фактор, способствующий умственным способностям детей – достаточное количество детского сна. Режим сна в раннем возрасте необходим, особенно для нервной системы

ds68.centerstart.ru

Консультация для родителей "Как развить интеллект ребенка?"

Учеными доказано, что интеллект передается через гены от матери. Но дело не только в наследственности. Каков будет уровень интеллекта у вашего ребенка, зависит от многих факторов: среда, в которой ребенок воспитывается, характер воспитания, стимулирующие условия и т.д. Важнейшим фактором является стимуляция интеллекта, на ранней стадии развития ребенка.Способов стимуляции интеллектуальных способностей детей несколько, а в комплексе, как показали исследования, они дают отличные результаты.Когда ребенок еще только под сердцем у мамы, рекомендуется слушать классическую музыку. На седьмом месяце беременности, плод уже слышит звуки музыки, стимулирующие нейроны его головного мозга.Ребенок должен полноценно питаться. Даже в период беременности нужно соблюдать правильную диету, обеспечивающую качественное питание.Британские ученые, проведшие широкомасштабные исследования, подтвердили, что кормление грудным молоком, положительно влияет на умственное развитие ребенка, даже при непродолжительном периоде грудного вскармливания. Этот фактор имеет влияние на успехи детей не только в начальных классах, но и в подростковый период.Очень важно влияние среды, окружающей ребенка. Когда малыш не чувствует себя в безопасности, постоянно напряжен, его способности к обучению резко снижаются. Мозг реагирует на испытываемые ребенком эмоции. Когда ребенок чувствует какую-либо угрозу, миндалина мозга вызывает чувство «убежать или сопротивляться», эмоции доминируют и закрывают интеллектуальные части мозга.Уверенные в себе дети учатся лучше и быстрее соображают. Важно уделять детям больше внимания, чаще идти на физические контакты с ними – ласкайте их и обнимайте, чтобы они чувствовали, как вы их любите и цените. Поощряйте и отмечайте проницательность ребенка, память, концентрацию внимания и выражайте удовлетворение даже самыми, казалось бы, незначительными успехами малыша. Пусть обучение для ребенка проходит живо и интересно. Скука и мозговая активность несовместимы.Если ребенок не в состоянии справиться с поставленной вами целью, когда требования завышены, его самооценка резко понизится, в связи с неудачей. Не скупитесь на похвалы, если это оправданно. Создавайте в доме теплую и доверительную атмосферу. Это обеспечит ребенку необходимую психологическую свободу высказывать новые идеи и использовать новые знания, не опасаясь, что получит в ответ усмешку или грубое замечание.Известно, что наш организм, потребляя кислород, третью часть всего объема отправляет в мозг. Чем больше он его получает, тем эффективнее происходит развитие. Насыщение кислородом идет интенсивнее, когда ребенок активно двигается. Вывод очевиден: если хотим вырастить вундеркинда, чаще нужно гулять. Только не на городских улицах, заполненных транспортом, а на природе среди деревьев. В парке на свежем воздухе тоже можно найти множество разнообразных занятий.Физическая активность малыша также существенно влияет на развитие мозга. Даже обыкновенная зарядка полезна развитию интеллекта. А если подойти к этому комплексно?Кроме естественных знаний, постарайтесь преподать основы выживания: учите быть осторожными, наблюдательными. Для чего эти тренировки? Умственное развитие идет путем его активного приобщения к разнообразным видам деятельности. Что это? Почему так? Как оно связано? Естественное для ребенка любопытство требует понимания. Ребенок привыкает спрашивать и находить ответы. А это значит, что его мышление не стоит на месте.Малыш исследует предметы, позвольте ему самостоятельные действия со своими игрушками, конечно, под вашим наблюдением. Это способствует развитию его творческой стороны, заставляет его мозг думать и познавать новое. Интеллектуальный рост, происходит при попытках собственными силами справляться с окружающими предметами, в расширении опыта обращения с вещами и общения с окружающими людьми, в личных наблюдениях и умении делать выводы.Обеспечьте ребенка нужными игрушками, предметами для рисования, инструментами для музыкального развития – всем тем, что может быть использовано им для развития умственных и творческих способностей.Доступ к компьютерным играм и телевизору ограничьте. Они удерживают детей в определенном режиме, ограждающем их от богатства реального мира, и мешают естественному контакту с ним.Малышам не нужны дорогие и сложные игрушки. Как показали исследования, детей в игрушках больше занимают действия, чем получаемые результаты. Следовательно, взаимодействие родителя с играющим сыном или дочкой было бы особенно выгодным, потому что малыши учатся и по родительской реакции тоже.Еще немаловажный фактор, способствующий умственным способностям детей – достаточное количество детского сна. Режим сна в раннем возрасте необходим, особенно для нервной системы.

infourok.ru

Консультация для родителей "Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников"

Разделы: Работа с родителями

Цель: познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации игровых занятий в домашних условиях.

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные воспитатели.

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.

Если с ребенком проводятся специальные занятия, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.

Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.

Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

  1. Яблоко, слива, огурец, груша.
  2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  3. Платье, свитер, рубашка, шапка.
  4. Береза, дуб, земляника, сосна.
  5. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
  6. Хлеб, молоко, творог, сметана.
  7. Час, минута, лето, секунда.
  8. Ласточка, ворона, курица, сорока.

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
  2. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  3. Назови слова, обозначающие зверей.
  4. Назови слова, обозначающие овощи.
  5. Назови слова, обозначающие фрукты.
  6. Назови слова, обозначающие транспорт.
  7. Назови слова, относящиеся к спорту.
  8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее. Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра «Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:

Веселый     –     грустный Быстрый     –    медленный Пустой        –    полный Худой         –     толстый Умный        –    глупый Тяжелый     –    легкий Храбрый     –    трусливый Твердый      –    мягкий Шершавый  –    гладкий

Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч. Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу. Поезд летит по небу. Человек вьет гнездо. Почтальон принес письмо. Яблоко соленое. Дом пошел гулять. Волк бродит по лесу. На дереве выросли шишки. Кошка гуляет по крыше. Собака гуляет по крыше. Девочка рисует домик. Лодка плавает по небу. Ночью светит солнце. Зимой идет снег. Зимой гремит гром. Рыба поет песни. Ветер качает деревья

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол; шкаф – свитер; холодильник – кефир; тумбочка – книжка кастрюля – суп; дупло – белка; улей – пчелы; нора – лиса; автобус – пассажиры; корабль – матросы; больница – врачи, магазин – покупатели.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские. Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости.

Памятка

Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий. 2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. 3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. 4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. 5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится. 6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». - Мои статьи - Каталог статей

Консультация для родителей

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста».

      Кто из родителей не мечтает, чтобы у них вырос здоровый, смышленый, всесторонне развитый ребенок? Однако не стоит чрезмерно увлекаться и «грузить» малыша всевозможными занятиями и курсами, поскольку каждому возрасту соответствует свой уровень интеллектуального развития.

Что такое интеллектуальное развитие ребенка?

     Стоит начать с того, что психологи и педагоги постоянно спорят между собой, что такое интеллектуальное развитие ребенка - эта некая сумма знаний и умений или способность эти самые знания усваивать и решать нестандартные ситуации.

       Традиции исследования интеллекта и интеллектуального развития личности достаточно богаты. Так, теоретические основы данной проблемы были раскрыты в фундаментальных трудах зарубежных исследователей; А. Бине, Ч. Спирмена, Дж. Гилфорда, Ж. Годфруа, Ж. Пиаже и др. С именем американского психолога Дж. Кетелла связано появление термина «интеллектуальный тест». Понятие «коэффициент интеллекта» ввел немецкий философ и психолог В. Штерн. Проблема социального интеллекта впервые была озвучена Эдвардом Ли Торндайком еще в начале XX в. Интересны результаты проведенных ученицей Пиаже А.-Н. Пере-Клермон исследований влияния на развитие интеллекта детей социальных взаимодействий со сверстниками.

         Впервые внимание исследователей и практиков к проблеме эмоционального интеллекта привлек американский психолог Д. Голмен в начале 90-х годов прошлого столетия. Более детально и результативно данная проблематика исследовалась израильским психологом Ром. Бар-Оном, который эмоциональный интеллект связывал с общим психологическим самочувствием личности.

     Проблема онтогенеза интеллекта нашла отражение и  в работах известных отечественных ученых, считавших, что интеллектуальное развитие представляет собой динамическую систему качественных и количественных изменений, которые происходят в психической деятельности в связи с возрастом и обогащением жизненного опыта. Интеллектуальное развитие ребенка опосредовано его воспитанием и обучением, в ходе которого происходит интериоризация ребенком социального опыта человечества, и детерминируется не только извне, но и изнутри, т.е. зависит от уже достигнутого им уровня развития, от его возрастных и индивидуально-психологических особенностей и возможностей, а также интеллектуальных способностей (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Н.А. Менчинская, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная, Н.С. Пантина, Н.И. Чуприкова, И.А. Бурлакова, Л.Н. Галигузова, Е.А. Тупичкина и др.).

  Под понятием интеллектуальные способности М.А. Холодная понимает свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания. Актуализация формирующего интеллектуального развития дошкольника во многом определяется средой, в которую он погружен, педагогической концепцией дошкольного учреждения, педагогическим проектированием. Нужно понимать, что интеллектуальное развитие ребенка не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе (в зависимости от обстоятельств).

      Если вы заинтересованы в интеллектуальном развитии своего ребенка, направьте его неуемную энергию, желание узнать как можно больше об окружающем мире в конструктивное русло. Ведь дети очень любознательны и активны, они удивительно быстро схватывают и запоминают новую, интересную для них, информацию.

Что нужно для интеллектуального развития ребенка?

  1. Поддерживайте  активность  своего ребенка, его стремление что-либо разбирать, собирать, открывать, закрывать, ломать и чинить - в процессе такой самостоятельной и увлекательной деятельности ребенок учится мыслить, думать, проявляет смекалку и сообразительность.
  2. Подберите интересную для обоих (родителя и ребенка) интеллектуальную задачу и попытайтесь вместе ее решить (полистайте книги по биологии, астрономии). В совместной деятельности ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру.
  3.  Прививайте интерес к чтению.
  4. Одним из важных условий  развития интеллектуальных способностей  ребенка является творчество - детское или же совместно с родителями. Всячески поощряйте ребенка, хвалите его за различные поделки и рисунки.
  5. Интеллектуальное развитие ребенка начинается в семье с отношений  между малышом и взрослым.  В  семье,  где царит спокойная доверительная атмосфера, где каждый член семьи поддерживает интересы своих близких, будет расти любознательный, умный карапуз.
  6. Обязательным условием в   развитии  способностей ребенка является радость от самого процесса познания.

Как оценить интеллектуальное развитие ребенка дошкольника?

       Ответы на эти вопросы могут дать тесты. Здесь представлены некоторые из них.

1. «Вырежи фигурки». Эта методика позволяет оценить наглядно-действенное мышление ребенка. Задание следующее: как можно быстрее и точнее вырезать фигуры, нарисованные на бумаге.

2. «Кому чего не достает». Оценка логики, памяти ребенка. Задание: малышу поясняют, что сейчас ему покажут рисунок, на котором изображены предметы, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего не хватает, изображено отдельно. Ребенок должен как можно быстрее определить, кому и чего не достает.

3. «Что здесь лишнее?». Этот тест предназначен для детей 4-5 лет, который помогает определить развитие образно-логического мышления. Ребенку показывают серию картинок с рядом предметов. Задача: определить, какой предмет на рисунке лишний.

Следует помнить, что тесты на определение интеллектуального развития ребенка дают общую картину, соответствует ли умственное развитие ребенка его возрасту. Какими бы ни были результаты тестов интеллектуального  развития ребенка, не стоит опускать руки.

Рекомендация для родителей.

        Попробуйте обучить ребенка игре в шахматы, так как это игра  может послужить хорошим тренажером развития логического мышления и повышения  интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.  

chess-hmao-rad.ucoz.ru

консультация.docx - Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие ...

Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослыйдолжен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.«Зеркало»Играть в эту игру лучше в паре. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой ­ "зеркало" первого.Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1­2минутами.Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.Игры на развитие воображения«Закорючки»Лучше играть вместе с ребенком. Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.«Дорисуй картинку»Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, емуоказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по­разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение.Игры на развитие мышления«Бывает ­ не бывает»Называете какую­нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок долженпоймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если ­ нет, то мяч надо отбить.Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.«Угадай по описанию»Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед нимвыкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

znanio.ru

Консультация для родителей "Интеллектуальное развитие ребенка"

Интеллектуальное развитие ребенка начинается не за год-два до поступления в школу, а идет в процессе всей жизни, начиная с рождения. Имея собственные наблюдения и представления о подготовленности своего ребенка, тем не менее, многие родители беспокоятся, каков его интеллектуальный уровень.         И здесь развитие таких качеств, как внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика руки очень важно.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

       Внимание – выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.         Память – запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.         Мышление – определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.         Математика – называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов: составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.        Развитие речи – правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6-7 предложений; составлять предложения из 5-6 слов, членить простые предложения на слова; делить слова на слоги.         Развитие мелкой моторики – свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.        Ознакомление с окружающим – называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, осенние, летние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.  Скачать цветную консультацию можно здесь

ancibor.blogspot.com

Консультация для родителей : «Особенности умственной активности у дошкольников». - «Дошколенок.ру»

  Консультация для родителей : «Особенности  умственной активности у дошкольников».

У вас растёт ребёнок. И, конечно, вы пристально следите за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы малыш вырос не только здоровым, но и умным, способным.

Вы учите ребёнка, начиная с момента рождения (путём показа действий с предметами, подсказывания сюжетов игр ответов на вопросы, помощи в рисовании и т. д.). Но наступает момент, когда для полноценного умственного развития становятся необходимыми систематизированные и обобщённые  знания, т.к. интересы детей расширяются, мышление становится более обобщённым, глубоким и последовательным.

Любых родителей, конечно, волнует вопрос: а достаточно ли для своего возраста развит их ребёнок, можно ли это проверить? Но дети разные и семьи разные, условия разные. Трудно дать общий рецепт оценки интеллекта детей, он тоже проявляется по - разному. Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Значительно важнее не сами знания, а то, как ребёнок умеет ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач.

Степень любознательности, умственной активности дошкольника - один из важнейших показателей его умственного развития. Одного количества задаваемых вопросов недостаточно. Очень часто ребёнок спрашивает не потому, что чем-то заинтересовался, а просто, чтобы привлечь внимание взрослого, пообщаться с ним. Что касается проявлений умственной активности в собственных рассуждениях ребёнка, то здесь опять следует отличать встречающуюся у некоторых детей бездумную болтливость от  подлинных попыток строить догадки об окружающих явлениях. Не беда, если рассуждения ребёнка даже при этом условии часто бывают неверны и приводят к неоправданным выводам - он ещё слишком мало знает и слишком привык свободно фантазировать. Главное не выводы, а само стремление понять. То же можно сказать о детском экспериментировании: важно само стремление «попробовать», провести опыт.

Когда ребёнок играет, следует проследить, насколько богаты и разнообразны его замыслы, легко ли он переносит в игру впечатления, полученные от окружающей жизни, как использует игрушки и другие предметы.

У детей с низким уровнем умственного развития игры однообразны, они сводятся к многократному повторению элементарных действий с предметами. При хорошем развитии ребёнок строит развёрнутый сюжет игры, охотно использует не только игрушки, но и самые различные предметы, придавая им игровое значение. Замыслы ребёнка достаточно устойчивы, они дополняются и обобщаются в ходе самой игры.

Было бы ошибочно считать, что все дошкольники в равной мере проявляют свои умственные способности во всех видах своей деятельности. В зависимости от многих причин и от условий воспитания один ребёнок больше увлекается играми и рисованием, другой – конструированием; один интересуется машинами, а другой – животными и растениями. И, конечно, проявление умственного развития следует искать в первую очередь в тех областях, которые привлекают данного ребёнка.

Нужно иметь в виду, что интересы детей и степень овладения разными видами деятельности изменяются с возрастом. Точный возраст формирования тех или иных умственных  качеств указать трудно, т.к. дети обладают разными темпами развития. Обычно темпу развития придают весьма большое значение. И это , безусловно,  оправдано, когда речь идёт о задержках- ребёнок вовремя не переходит к сюжетной игре, не овладевает сюжетным рисованием, не усваивает простейших математических представлений и т.д.Причины могут быть как в области условий и особенностей воспитания, так и в области дефектов мозга и нервной системы.

Необычно быстрый темп развития часто представляется окружающим чем-то вроде чуда. Им кажется, что ребёнок сам неведомо как грамотой, математикой. Однако на самом деле его всему этому учат взрослые. Конечно у разных детей разный уровень обучаемости, и то, что один ребёнок схватит с полунамёка, потребует от другого длительных усилий.

Итак, любознательность, умственная активность, уровень овладения основными видами детской деятельности и степень обучаемости могут рассматриваться в качестве основных показателей умственного развития дошкольника. Следует помнить, что умственное развитие  тесным образом зависит от условий воспитания и обучения ребёнка и изменяется с изменением этих условий.

У всех здоровых детей резервы умственного развития чрезвычайно велики, и задача родителей – всячески способствовать их реализации, не нарушая гармоничности этого развития, обеспечивающей ребёнку возможность стать всесторонне развитым человеком.

Составитель: воспитатель Рылова  Л.Е.

г. Моршанск

2013г.

Используемые ресурсы:

Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н.Н.Поддьяков, С.Н.Николаева, Л.А.Парамонова; М.: Просвещение, 1988.

Диалоги о воспитании. Книга для родителей. Под редакцией В.Н.Столетова, сост. О.Г.Свердлова. М.: Педагогика, 1985.

Воспитателю о работе с семьёй. Пособие для воспитателя детского сада. Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; под редакцией Н.Ф.Виноградовой.- М.: Просвещение, 1989.

Диалоги о воспитании. Книга для родителей. Под редакцией В.Н.Столетова; Сост. О.Г.Свердлова. М.: Педагогика, 1985.

blog.dohcolonoc.ru