Сезонные изменения в природе летом, осенью, зимой и весной. Как осенью изменяется природа
Осенние изменения в живой природе
Здравствуйте, ребята. Вы помните меня? Я Полина, лесная фея.
Прошлый раз я рассказывала вам об осенних изменениях в неживой природе. А сегодня мы с вами понаблюдаем за живой природой и поговорим о том, как изменяется жизнь растений и животных осенью. А поможет мне в этом моё волшебное зеркало. Давайте зайдём ко мне в гости.
Изменения в жизни растений осенью
Слово осень в нашем сознании прочно ассоциируется с золотой порой листопада. Поэтому сначала понаблюдаем за миром растений.
У каждого дерева свой наряд осенью. Например, у берёзы листья осенью становятся золотисто-желтыми, у рябины — красновато-бурыми, у бересклета — розовыми, а у клёна — и вовсе окрашиваются в несколько цветов.
А вот хвоинки ели и сосны не изменяют окраску.
А почему листья изменяют свою окраску? Лист зелен потому, что в нём есть зелёное красящее вещество — хлорофилл.
Это вещество легко разрушается. Но летом оно быстро восстанавливается, и листья остаются свежими и зелёными. Окраска листа не меняется, так как образование красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают. Света становится всё меньше и меньше. Зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро, как и летом, разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше, лист бледнеет. Но в клетках листа есть и другие красящие вещества — жёлтые или красные, и теперь, когда зелёное красящее вещество постепенно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют или становятся багряными.
Вслед за изменением окраски листьев начинается листопад.
Ребята, а задумывались ли вы, почему у деревьев и кустарников опадают листья. Осенью световой день уменьшается. Земле достаётся меньше тепла. Почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. В охлаждённой почве резко уменьшается всасывание воды корнями, листья же продолжают её испарять. Значит, осенний листопад помогает растению выжить. Кроме того, учёные установили, что в листьях постепенно накапливаются вредные для растения вещества. Да и оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
А почему хвойные растения не сбрасывают свой наряд?
Хвоинки этих деревьев покрыты толстой кожицей. Они испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев.
А что же происходит с животным миром осенью?
Осенью насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и впадают в оцепенение. Так они защищаются от холода. Пчёлы и осы делают запасы мёда на зиму.
Рыбы к зиме уходят на глубину водоёма и собираются в местах, благоприятных для зимовки. Так ведут себя карась, лещ, сазан и другие рыбы. При понижении температуры рыбы становятся малоподвижными.
Корма для птиц становится всё меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.
Оседлые птицы, те, которые живут весь год в одной местности (воробьи, сороки, галки, синицы, поползни, сойки), готовясь к зиме, усиленно питаются и накапливают жир. Так они приспосабливаются к зимним холодам.
Некоторые птицы собирают запасы корма. Сойка запасает жёлуди. Одна сойка запасает до 4 кг жёлудей, складывая их кучками под корнями деревьев, ближе к стволу, где пласт снега зимой не такой толстый. Спрятав запасы, птицы не всегда успевают их использовать. Поэтому часть плодов прорастает. Таким образом птицы сеют лес. Поползни закладывают в трещины коры деревьев семена клёна и липы. Синицы запасают насекомых и их личинки, а также семена ели и сосны.
Многие птицы начинают собираться в стаи, а затем летят в тёплые края. Это перелётные птицы. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми (ласточки, стрижи, соловьи). Позднее всех улетают утки, гуси, журавли. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы.
Перелётные птицы преодолевают огромные расстояния, летят иногда без отдыха целый день и ночь и очень устают. Многие птицы гибнут во время перелёта, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поисков пищи или отдыхающую на деревьях.
Кочующие птицы (снегири, свиристели, чечётки)не имеют постоянных мест зимовок. Соединяясь в стаи они улетают на небольшие расстояния в места, более богатые кормом.
Звери осенью тоже готовятся к зиме.
Многие животные запасают корм. Мыши собирают семена растений, орехи, жёлуди и складывают их в специальные камеры нор, под корни деревьев. Бобры делают запасы в виде веток деревьев и кустарников, которые складывают около жилища. Бурундуки запасают семена и кедровые орешки. Белки хранят собранные орехи и жёлуди в дуплах или пространствах между корнями деревьев, сушат грибы на деревьях. Запасают корм барсуки и другие звери.
Некоторые звери осенью усиленно питаются и накапливают жир. Жир — это тоже своеобразный запас пищи, он поможет перенести суровую зиму. К таким животным относится медведь. Летом и вначале осени для него много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сочными корни растений, всюду много насекомых, особенно медведь любит муравьёв, с большим удовольствием он ест рыбу, мёд диких пчёл и ос, обсасывает зёрна овса. Медведь усиленно питается и сильно жиреет. А уже после листопада у растений медведи устраивают берлогу. Забрался мишка в берлогу, припал к лапе и — на боковую. Будет всю зиму видеть сны, слушать, как скрипят над берлогою высокие ели.
Сильно жиреет и барсук. Так, например, барсуки к осени увеличивают свою массу на 4-6 кг.
Усиленно питается и ёж. Подбирает жуков, улиток, лакомится ягодами и упавшими плодам, ловит мышей, лягушек, ужей. Даже на змей нападает! Ощетинив на голове иглы, еж смело бросается в атаку, а потом, сопя и фырча, расправляется с добычей.
— Осенью все звери как бы «переодеваются» — линяют. Линька у зверей — это постепенная смена шерсти. Вместе негустой летней шерсти вырастает новая — густая и пушистая, которая согревает с наступлением холодного времени. А у некоторых животных – зайца, белки, песца – изменяется и её окраска. Шерсть у белки становится серой, у зайца — белой, у песца – белой или серо-голубой.
—Вот какие изменения происходят осенью в жизни животных и растений.
— А сейчас давайте повторим.
Осенью у растений изменяется окраска листьев. Начинается листопад.
Жизнь животных осенью тоже претерпевает изменения.
Насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и впадают в оцепенение.
Рыбы уходят в глубину водоёма и собираются в местах, благоприятных для зимовки.
Оседлые птицы усиленно питаются и накапливают жир. А некоторые (сойка, поползень, синица) делают запасы на зиму. Перелётные птицы (стрижи, ласточки, соловьи, гуси, утки, журавли) собираются в стаи и улетают в тёплые страны. Кочующие птицы (снегири, свиристели, чечётки, клесты) улетают на небольшие расстояния в места, более богатые кормом.
Звери осенью тоже готовятся к зиме: запасают корм, усиленно питаются и накапливают жир, линяют (шерсть у них становится густой и пушистой, а у некоторых зверей меняется цвет шерсти).
— Нам пора прощаться. До свидания.
videouroki.net
Осенние изменения в природе | Дистанционные уроки
27-Сен-2015 | Нет комментариев | Лолита Окольнова
Раньше наступление нового года праздновали осенью. Наши предки отмечали не календарную смену года, а природную.
Что такое осень для живых организмов?
фото Алексея Комендантова
Весна и лето для нас — это зеленая листва деревьев, кустарников, зелень травы … в общем, преобладание зеленого цвета в растительном мире.
Осенью краски меняются, причем значительно. Осень по-своему прекрасна!
Но что означает это изменение цветов на биологическом уровне?
Существуют 3 вида пластид в растениях: лейкопласты, хлоропласты и хромопласты.
Лето для растений это прежде всего возможность продолжительного (соответствующего длинному световому дню) фотосинтеза.
Но вот проходит время, дни становятся короче — солнце садится все раньше и растения начинают менять свою окраску. Появляются красные, желтые и коричневые цвета.
фото Алексея Комендантова
В игру вступают хромопласты
Хромопласт (окрашенные пласты) — жёлтые, оранжевые или красные пластиды высших растений.
Окраска хромопластов обусловлена наличием комбинации жирорастворимых пигментов -каротиноидов. Синие и фиолетовые (антоцианы) и жёлтые пигменты высших растений водорастворимы и накапливаются в клеточном соке вакуолей.
Физиологическая роль хромопластов еще не до конца изучена. Исследования указывают на то, что каротиноиды принимают участие в процессах окисления и восстановления, являясь, чем то вреде светофильтра для хлоропластов. А также непосредственно участвуют в процессах роста, и размножения. Хромопласт основное место локализации растительных пигментов.
Осенью растения интенсивно готовятся к зиме — к спячке. Та красота и буйство красок, что мы наблюдаем — интенсивная работа именно хромопластов.
фото Алексея Комендантова
Для большинства покрытосеменных растений это так же пора созревания плодов.
Голосеменные растения не меняют свои цвета так радикально. Цвет их хвои, конечно, претерпевает изменения — более старые иголки не такие сочно-зеленые, но желтых и красно-коричневых оттенков у них нет. Листопад есть и у них, но малозаметный. Это, скорее, смена старых листьев на новые.
Время изменения цвета, созревания плодов и листопада у всех растений разное.
Зачем дерево сбрасывает листья?
- в листьях есть вода, которой осенью и так много (это пора дождей),
- становится холоднее, а у листа довольно большая площадь поверхности — листья буду охлаждать растение,
- в конце осени будет снег и он будет ложиться и на листья (мы часто видим эту картину при раннем выпадении снега), что очень утяжелит ветки
У экологов разное мнение на счет пользы упавших листьев. Одни считают, что опавшая листва перекрывает доступ кислорода к корням растения и советуют убирать листья ( в Москве можно довольно часто увидеть сбор опавших листьев в парках и дворах), другие считают их роль в последующей зимовке очень существенной — они согревают основание ствола растения и, перегнивая, удобряют почву.
фото Алексея Комендантова
Еще на эту тему:
Обсуждение: "Осенние изменения в природе"
(Правила комментирования)distant-lessons.ru
Сезонные изменения в природе летом, осенью, зимой и весной
На нашей планете происходят регулярные погодные изменения в течение всего года. Такие перемены принято называть сезонами. Все сезонные изменения в природе имеют свое отдельное название. Это зима, весна, лето и осень. Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в эти периоды зависят от количества солнечного излучения, распространяемого на различные области земного шара. Большое значение имеет также угол падения солнечного луча на поверхность Земли. Чем больше стремится угол наклона к прямому, тем жарче становится в конкретном месте падения этого луча. Также на сезонные изменения влияет и долгота дня.
Зависимость сезонных изменений от территориального расположения
В Северном и Южном полушариях земного шара сезонные изменения в неживой природе совершенно противоположны. Это зависит от расположения Земли по отношению к Солнцу. Мнимой красной линией на глобусе два полушария разделяются ровно посередине. Эта линия называется экватором. В течение всего года солнечные лучи падают на эту территорию почти под прямым углом. И поэтому в странах, расположенных на линии экватора, постоянно стоит жаркая и сухая погода. Традиционно принято считать зимний период началом года.
Зима – холод и красота
Северное полушарие находится в зимнее время дальше всего от Солнца. Все сезонные изменения в природе в этот период замирают в ожидании потепления. Время низких температур, снегопадов, ветров и обильного образования льда. Многие животные впадают в спячку для экономии жизненной энергии. После зимнего равноденствия 21 декабря Солнце начинает подниматься выше над линией горизонта, и продолжительность дня медленно увеличивается.
Зимнее время для природы - это период борьбы и красоты. Растения прекращают свой рост, некоторые животные и птицы перемещаются в теплые страны, а люди спасаются от холода в защищенных помещениях. Можно увидеть брошенные гнездовья птиц, голые ветви деревьев и большие объемы выпавшего снега.
Перемены в зимней погоде
Зимняя погода переменчива и непредсказуема. Одну неделю могут быть суровые морозы, а в следующую – неожиданно нагрянуть оттепель. В холода слышно, как потрескивают на морозе деревья, замерзает вода в реках, озерах и прудах. Ледяные кристаллы образуют на поверхности водоемов твердый верхний слой воды, который надежно защищает глубинных обитателей от проникновения холода. В труднодоступных горных районах снежные метели заносят дороги, и людям приходится заранее делать запас провианта.
При оттепелях сезонные изменения в природе могут проявляться неожиданными дождями, которые при возврате морозов создают на дорогах и растениях ледяную корку. Льдом покрываются деревья, дома, машины и дороги. Такое явление природы очень опасно для животных и людей. Скопление льда ломает деревья, портит линии электропередач и делает непригодными для эксплуатации мосты и дороги.
Животный и растительный мир зимой
Большинство растений зимой находится в состоянии покоя. Среди белоснежных снеговых завалов зеленеют лишь некоторые виды вечнозеленых деревьев, таких как ель, кедр, сосна или пихта. В конце зимы при потеплении начинается движение соков, и на деревьях появляются первые почки.
Множество птиц улетает в более теплые регионы, но более 30 видов остаются в Северном полушарии даже во время самых сильных морозов. Это, как правило, птицы, питающиеся семенами некоторых растений. На зимовку остаются также птицы – мусорщики типа ворон, чаек и голубей и охотники вроде ястреба или совы.
Зима - это время длительного сна для многих животных, и сезонные изменения в живой природе везде происходят по-разному. Лягушки переходят в спящий режим и закапываются в грязь, а мелкие зверьки вроде полевок и сурков прячутся в заранее отрытые норки. Также ведут себя и дождевые черви, гусеницы и шмели. Укладываются в теплые берлоги и медведи. Во время спячки животные находятся в состоянии анабиоза. Стойко переносят сезонные изменения в природе и многие другие млекопитающие. Это выдры, ондатры, олени, зайцы и многие другие виды обитателей лесов.
Весна – пора цветения
С 20 марта продолжительность дня значительно увеличивается, повышается среднесуточная температура, начинают расцветать первые цветы. Зимовавшие в холодах животные начинают линять, а впадавшие в спячку - возвращаться к прежнему образу жизни. Птицы строят гнезда и начинают обзаводиться птенцами. Рождается многочисленное потомство и у млекопитающих животных. Появляются различные насекомые.
В Северном полушарии весна приходит в день весеннего равноденствия. Долгота дня сравнивается с длиной ночи. Весной начинаются обильные дожди и таяние снегов. Водные бассейны переполняются и начинаются весенние паводки. Расцветают первые цветы, и начинается активное их опыление появившимися насекомыми. Первыми из цветов появляются подснежники, ирисы и лилии. На деревьях появляются листья.
Пробуждение живой природы
Постепенно воздух наполняется пением вернувшихся из жарких стран перелетных птиц. Жабы и лягушки просыпаются после зимней спячки и начинают петь свои брачные песни. Многие млекопитающие осваивают новые территории.
Весенние сезонные изменения в живой природе начинаются с появления различных насекомых. Очень рано можно увидеть комаров и мух. За ними в начале весны просыпаются и другие насекомые. Различные шмели, осы и им подобные надежно защищены от весенних заморозков пушистой полосатой шубкой.
Лето – созревающий урожай
После 21 июня в Северном полушарии начинается уже настоящее лето. Бурно идет развитие всех растений, и для травоядных животных наступает время усиленного питания. Хищники, в свою очередь, активно охотятся на любителей зеленого корма. Все сезонные изменения в природе летом происходят очень быстро. Отличная погода позволяет людям вырастить за летние месяцы столько овощей и фруктов, что их запасов может хватить на очень длительное время. Многолетние растения также набирают основную мощь именно в летние месяцы.
В конце лета начинается сбор созревшего урожая. На многих кустарниках, деревьях и других растениях поспевают плоды. Но летнее производство овощей и фруктов иногда резко сокращается из-за обезвоживания почвы и невозможности предоставить растениям достаточное количество воды.
Летом многие птицы обучают своих птенцов и готовят их к длительному осеннему перелету. Лето и сезонные изменения в природе летом - это замечательная тема для изучения поведения не только птиц, но и многих насекомых, и других представителей животного мира. Обучающая экскурсия "Сезонные изменения в природе" будет очень интересной для детей.
Осень – сбор плодов
С 22 сентября на всей территории Северного полушария происходят новые сезонные изменения в природе. Осенью довольно скоро начинается похолодание. Происходит падение температуры, и полуденное солнце уже не греет очень сильно. Дни становятся короче, и жизненный цикл многих растений заканчивается. Животный мир готовится к миграции на юг или сооружает теплые укрытия для длительной зимней спячки. Некоторые животные и птицы меняют летние наряды на более теплые зимние. Среди многих пород животных начинается брачный период. Трава жухнет, а листья на деревьях меняют свой цвет и опадают. Солнце над Севером не поднимается вовсе, и последующие шесть месяцев Арктика будет находиться в полной темноте. Осень заканчивается в день зимнего солнцестояния.
Проследить самые интересные сезонные изменения в природе осенью можно во время кратковременного бабьего лета. Возвращение теплой погоды на несколько осенних дней дает возможность животным и растениям закончить приготовление к сильным холодам. Садоводы и огородники внимательно следят за предвестниками морозов, чтобы успеть закончить сбор обильного урожая овощей и фруктов.
Животный мир осенью
Многие животные и птицы начинают передвигаться в сторону юга в поисках более мягкой температуры и надежного продовольственного обеспечения. Некоторые виды животных впадают в спячку. Медведи уходят в глубокий зимний сон. В позднюю осень гибнет большое количество насекомых. Некоторые насекомые зарываются поглубже в землю или зимуют, находясь в состоянии личинок или куколок.
Разнообразные сезонные изменения в природе осенью для дошкольников будут понятны, если объяснить детям происходящее и дополнить рассказ об осени показательными примерами. Это демонстрация красивых кленовых листочков оранжевого и красного цвета, различные поделки из осенних листьев и веточек, наблюдения за животным миром. Интересны могут быть детям и осенние сезонные изменения в уголке природы, который, как правило, создается в любом дошкольном учреждении.
Календарь природы
Для закрепления знаний о смене сезонов и лучшего знакомства с природой вместе с дошкольниками можно составлять календари природы. Это могут быть детские тематические рисунки или аппликации с использованием летнего или осеннего природного материала. Явления природы могут быть представлены в виде схематического изображения или при помощи разнообразных наклеек тематического содержания.
Различные сюжетные картинки размещаются в календаре в соответствии с проходящим сезоном.
В зимнее время это могут быть изображения спящих медведей или животных с белым меховым покровом. Весну можно иллюстрировать изображениями талых снегов и прилетом перелетных птиц. Для визуальной передачи летнего сезона существует множество доступных способов. Это демонстрация созревших плодов и различных природных летних явлений. Осенний сезон также демонстрируется наглядно при помощи опавшей листвы деревьев.
В целом рассказ о природных изменениях во время разных сезонов и создание календаря наблюдений за существенными переменами в окружающей природе способствует развитию детей и воспитанию в них любви к родному краю.
fb.ru
Урок-конспект по теме: "Природа осенью"
Цели урока:
• познакомить учащихся с изменениями, которые происходят в природе осенью;
• показать связь изменений в природе, в мире животных, растений и в мире неживой природы;
• формировать умение анализировать, мыслить логически, обобщать и формулировать выводы по теме;
• расширить кругозор;
• воспитывать чувство красоты, любви к родному краю;
• воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное отношение к окружающему миру;
• развивать навыки работы в группе, индивидуально.
Планируемые результаты:
• знать о том, как меняется природа осенью, уметь устанавливать причинно-следственные связи, уметь анализировать явления, обобщать информацию, делать выводы.
Оборудование: таблицы, кластер, презентация, ПК, проектор, музыкальная запись (П. Чайковский "Времена года"), картины осенних пейзажей, раздаточный материал (слова, листики, картинки для кластера), изображение дерева (для рефлексии), рисунок кормушки, репродукция картины И. Левитана "Золотая осень")
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация
Послушайте стихотворения русских поэтов.
Учитель читает стихотворения под музыку П. Чайковского "Времена года".
1. А. Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"
2. С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…"Вопрос: О каком времени года идет речь?
А какие еще времена года вы помните?
Сколько осенних месяцев? Назовите их.
На проекторе слайды №№ 1, 2.
Ответы учащихся.
III. Объявление новой темы.
Тема урока сегодня – "Природа осенью". Нам предстоит выяснить, как меняется природа осенью, куда улетают птицы, чем заняты животные.
IV. Повторение пройденного материала. Составление кластера.
Класс делится на три группы (по рядам). Первой группе выдаются картинки с неживой природой, второй – картинки с изображениями животных, третьей – с растениями.
Задание: А что вы знаете об осени? Перед вами картинки с изображениями разных явлений природы. Выберите те, на которых изображены осенние явления.
При составлении кластера картинки распределить в три группы. (См. приложение)
V. Объяснение подраздела новой темы "Осень в неживой природе"
Для начала рассмотрим, что происходит осенью в неживой природе. Как меняется погода.
Класс разделить на три группы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Детям предстоит выбрать слова, которые относятся к погодным явлениям данного месяца и заполнить таблицу на доске. (См приложение, табл. № 1)
Итак, осенью температура воздуха постепенно понижается, дни становятся короче, потому что солнце поднимается уже не так высоко, как летом, и светит не так ярко. Небо все чаще заволакивают туч, а на лужах появляется первый ледок. Природа постепенно готовится к зиме.
V-A. Предварительно закрепление материала:
Класс разделить на три группы. Три иллюстрации разрезать на пазлы (См. приложение). Каждой группе предложить собрать пазл своей картины и объяснить, какая осень изображена: ранняя, золотая или поздняя. Что именно изменилось в природе. С чем это связано.
VI. Объяснение подраздела новой темы "Деревья осенью"
Что происходит с деревьями осенью? Вспомните, что вы наблюдаете в осенние месяцы?
(Работа с картиной И. Левитана "Золотая осень".) Посмотрите на картину. Что меняется осенью? Что происходит с деревьями? (Слайды 3-5)
(На доске и в тетради записывают : 1. Листья желтеют. 2. Листья опадают. 3. Хвойные остаются зелеными)
1) Листья желтеют.
Вы знаете, что летом листья на деревьях зеленые, потому что в них содержится хлорофилл. А осенью солнце греет меньше, потому хлорофилл в листьях разрушается. Листья становятся желтыми, красными или фиолетовыми. Все зависит от того, какого красящего вещества в них больше.
2) Листья опадают.
Ветви деревьев зимой укутаны снегом. Но, если деревья не сбросят листву, им будет очень тяжело. Поэтому осенью начинается листопад. Деревья стремятся сбросить листву, чтобы зимой было легче выдерживать снег на ветках.
Чтобы листья были свежими и красивыми, им требуется питание, которое летом они получают из корней дерева. Но зимой мало солнца и мало воды. Потому и сбрасывает деревья листья, чтобы расходовать меньше питательных веществ.
Осенью деревья как бы засыпают. Они не дышат, не растут, а спят.
3) А вот хвойные деревья остаются зелеными . Им морозы не страшны, потому что вместо листьев у этих деревьев тонкие иголочки. Хвойные деревья меняют свои иголочки в течение всего года.
VI-A. Первичное закрепление. Игра "Угадай". Учитель перечисляет названия деревьев. Если дерево осенью сбрасывает листья, то ученики должны поднять руку. Если не сбрасывает, то руки не поднимают
VII. Объяснение подраздела новой темы "Как животные готовятся к зиме"
Мы уже выяснили, что осенью становится холоднее. А что же животные? Как они готовятся к тому, что скоро все будет усыпано снегом?
Мы знаем, что все животные делятся на группы. Давайте вспомним, какие животных вы знаете, и заполним таблицу.
(Это упражнение можно делать и в тетради) У доски работают либо 2 ученика, либо сам учитель после ответов детей распределяет животных по группам.
Заполняют таблицу № 2 (См. приложение)
• Какая группа самая незащишенная? (Насекомые)
Насекомые по-разному готовятся к наступлению холодов. (Работа с презентацией)
Часть из них погибает (слайд № 5), часть забираются под кору деревьев, зарываются в землю, прячутся в ворохе опавших листьев и засыпает (слайд № 6).
VII-A. Первичное закрепление.
В тетради синим карандашом подчеркнуть названия тех насекомых, которые засыпают, а красным тех, которые умирают осенью.
• Какая группа животных тесно связана с насекомыми? (Птицы)
Каких птиц вы знаете? (Слайд № 7 )
Что вы знаете о птицах? Видели ли вы птиц осенью и зимой в родных краях? Почему летом птиц больше, чем осенью и зимой?
А почему птицы улетают на юг?
Выделить ответы:
1.замерзание водоемов
2. увядание трав
3. исчезновение насекомых
4. похолодание
VII-Б. Первичное закрепление.
Работа с презентацией.
Вы правы, не все птицы улетают осенью в теплые края. Те, которые улетают, называют перелетными (Слайд № 8), а те, которые остаются – это оседлые (Слайд № 9). Есть еще птицы кочующие (Слайд № 10). Они не улетают далеко, а просто кочуют по местности в поисках корма.
1) Найдите перелетных, оседлых и кочующих птиц. (слайд № 7)
2) Соедините названия групп птиц и понятия. (Таблица № 3 см. Приложение)
Те птицы, которые остаются, стараются быть поближе к человеческому жилью, селятся там, где теплее (на крышах домов, на чердаках). Как вы думаете, нужно ли помогать птицам осенью и зимой? Как мы можем помочь?
(Повесить рисунок кормушки или слайд № 11)
Физ. минутка.
• А что же происходит с рыбами и земноводными?
VII-В. Работа с презентацией
Вода в водоемах осенью становится холоднее, поэтому рыбы плавают в нижних слоях, там, куда не добирается мороз.
Лягушки стараются поглубже закопаться в ил.
Тритоны, ящерицы и змеи уходят подальше от водоемов и устраиваются под сухими корнями деревьев, в трухлявых пнях и засыпают. (Слайд № 12)
• И, наконец, самая большая группа животных – млекопитающие. (Слайд № 13)
Каких животных можно встретить зимой в лесу? Как они подготовились? Что делали осенью?
1. Линька, запасы
Осенью эти животные запасают пищу. Например, белочка, всю осень припасает орехи, желуди, сушит грибы и прячет их в дупле. У каждой белочки по всему лесу много таких "кладовочек". Белочка очень трудолюбива.
Этим животным природа подарила мягкую и теплую шубку. Поэтому даже в сильные морозы этим животным не холодно. С наступлением осени животные начинают линять. Их летняя яркая шубка становится более густой, пушистой. (Слайд № 14)
Как вы думаете, почему заяц меняет шубку с серой на белую? (чтобы стать незаметным на снегу)
Линяют ли домашние животные?
2. Спячка, подготовка жилища, усиленный корм
А вот другие животные не могут разгуливать зимой. (Слайд № 15) Осенью они готовят себе жилище. Медведь, например, выстилает свою берлогу травой, листьями, корой деревьев. Ветки елок укрывают берлогу, подобно шатру. Уютная постелька готова! И как только наступят холода, медведь со своими медвежатами забирается в берлогу и засыпает до самой весны.
В спячку впадают медведи, ежи, барсуки. Осенью они не только готовят себе жилище, но и усиленно питаются. Ведь им предстоит провести много времени без пищи!
VII-Г. Первичное закрепление
Игра "Угадай-ка". Учитель перечисляет названия животных. Если животное на зиму впадает в спячку, то учащиеся изображают сон. Если нет, то учащиеся изображают как двигается это животное.
VIII. Закрепление темы
Итак, мы узнали, какие изменения происходят в природе с наступлением осени. Давайте вспомним, что нового вы узнали.
Блиц-опрос
(Работа проводится по выбору учителя. Можно зачитывать загадки, а можно занести их в презентацию. Во втором случае учащиеся сами читают загадку и дают ответы).
Задание: Не только отгадать загадки, но и объяснить свой ответ. По каким признакам дети угадали предмет или животное.
Подобрать загадки о дожде, листопаде, птицах, животных.
IX. Рефлексия и самооценка
Что нового вы узнали сегодня?
Если вам было интересно, то прикрепите к нашему дереву красные листочки. Если узнали много нового, но что-то осталось непонятным – то желтый листочек. Если вам было скучно на уроке, и вы ничего не запомнили – прикрепите зеленый листочек.
X. Выставление оценок
XI. Домашнее задание
Обязательное:
Нарисуйте осенний пейзаж и напишите маленький рассказ о том, что изменилось в природе осенью.
Творческое задание (на выбор):
1. Подготовьте сообщение о том, как готовятся к зиме животные и птицы.
2. Сочините сказку об осени.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Почему происходит смена времен года и как изменяется окружающий мир?
Время года является частью годового цикла, и подразделяется на три календарных месяца, хотя в некоторых стран могут быть свои деления календаря.
В большинстве регионов мира существует четыре удивительных времени года: Весна, Лето, Осень и Зима. Каждый из этих сезонов является неповторим и характеризуется различными изменениями в природе и окружающей среде.
Почему происходит смена времен года?
Прошла долгая холодная зима, и мы очень весело провели время в снегу. Однако большинство людей с нетерпением ждут возможности снять шапки и перчатки, и надеть шорты и майки, когда погода станет теплой. Но как понять, что теплая погода действительно скоро наступит? Есть ли шанс, что весь год будет холодным и снежным?
К счастью, ответ на этот вопрос «нет». Мы все знаем, что после того, как зима закончится, придет весна, с теплой погодой и обилием зеленых растений. Затем летом люди будут наслаждаться жарой, а осень принесет прохладу. Морозы вернутся, когда осень сменится зимой, и цикл будет повторяться снова и снова.
Вы уже знаете, что в течение года мы можем наблюдать разную погоду и природные явления, но вы когда-нибудь задумывались, почему меняются сезоны?
Ответы можно найти в том, как Земля движется по отношению к Солнцу. Ось Земли представляет собой воображаемую линию, проходящую между Северным и Южным полюсами. Каждый день Земля делает одно полное вращение вокруг своей оси. Это вращение занимает 24 часа, что мы называем сутками.
В то время как Земля занята ежедневным вращением, она также движется вдоль гигантского эллиптического пути вокруг Солнца. Этот путь называется орбитой Земли. Одно полное путешествие Земли вокруг Солнца занимает 365 дней, что равно одному году.
Когда Земля вращается вокруг Солнца, она наклоняется на своей оси. Наклон означает, что в определенный период, одно полушарие слегка направлено к Солнцу или, наоборот, отдалено от него.
Поскольку Земля движется вокруг Солнца в течение года, а наклон оси указывает, что ваше полушарие ближе к Солнце или дальше от него, вы испытываете смену времен года.
Вы когда-нибудь замечали, что в летнее время темнеет позже, чем зимой. Количество дневного света, получаемого вашим полушарием, также зависит от наклоненной земной оси.
Когда Северный полюс склоняется к Солнцу, Северное полушарие получает больше солнечного света и поэтому дни длиннее. Этот период продолжительных дней, теплой погоды и большого количества солнечного света называют летом. Но только потому, что вы наслаждаетесь приятным жарким летом, не значит, что все на планете тоже это делают.
Когда Северное полушарие склоняется к Солнцу, Южное полушарие немного отклоняется от него. Когда жители Северного полушария могут отдыхать у бассейна, Южное полушарие испытывает более короткие дни с меньшим солнечным светом. Если в Южном полушарии лето, то в Северном полушарии зима. Вот почему в январе у нас может быть -20° С, а в Австралии в это же время будет +30° С.
Районы вблизи экватора, как правило, имеют теплую погоду круглый год. Это связано с тем, что наклон Земли влияет на них незначительно. Независимо от того, направляется ли Земля к Солнцу или от него, экваториальные районы продолжают получать более стабильное количество света и тепла, чем места с широтами ближе к полюсам.
Изменения в природе весной
Весна — это время пробуждение природы. Она приходит после зимы и предшествует лету. Зимний холод отступает, а на смену ему приходит весеннее тепло. Растаявший снег стекает в реки и озера.
Это время года является настоящим праздником для растений, так называемым возрождением. После холодной, суровой зимы, солнце снова пробуждает их к новой жизни.
Цветы на деревьях являются доказательством зарождения нового урожая, который можно получить летом и осенью.
Животные могут с радостью отказаться от вынужденной зимней спячки и голодовки. Зеленая трава и молодые, мягкие листья кустарников привлекают огромное количество изголодавшихся животных.
Это совершенно подходящее время для молодого поколения. Теплой весной у многих представителей фауны появляются маленькие детеныши.
В середине весны домой возвращаются стаи перелетных птиц, которые зимой были вынуждены мигрировать в теплые края.
Изменения в природе летом
Летом природа красива и плодотворна. Летнее солнышко создает хорошие условия для жизни животных, растений и микробов. Дождь позволяет растениям и животным пить воду, что очень важно для их выживания.
В этом сезоне можно наблюдать такие природные явления, как гроза, радуга, роса и др.
У большинства зверей летом появляется потомство. Лето — это отличное время для животных хорошо питаться и подготовиться к осени.
Лето является сезоном интенсивного размножения птиц. В летнее время они сражаются за территорию, гнездятся, собирают еду, пытаются избегать разных хищников и защищают будущее поколение. К концу лета у птиц вырастают новые перья, которые смогут защитить их холодной зимой. Птицы обычно едят нектар, растения, фрукты, падаль, семена, мелких животных, и даже других мелких птиц. Все это легко можно найти в течение летнего сезона.
Изменения в природе осенью
Осенняя природа отличается особой красотой. Это время года является переходным между летом и зимой. В начале сезона еще можно наблюдать теплую летнюю погоду. Затем листья на деревьях приобретают яркие краски и опадают на землю. Позже начинаются холодные дни, так присущие зиме.
Осенью можно увидеть разные природные явления: сильные дожди и бури, снижение температуры и даже первый снег указывают на упрямый характер этого времени года.
У многих растений осенью заканчивается жизнь или они переходят в другую стадию. Деревья и кустарники без листьев теряют свою защиту.
Осень — это важное время года для животных, ведь многим из них необходимо запастись едой, чтобы не голодать зимой. Другие животные накапливают слой жира в теле, который будет их защищать в морозную погоду.
Мелкие животные, чтобы избежать хищников, меняют цвет меха, и зимой сливаются с белым снегом.
Даже такие огромные животные, как медведь, вынуждены искать себе хорошее укрытие для зимней спячки, где появятся и будут расти их маленькие детеныши до весны.
Одни птицы улетают в другие страны, где есть еда и теплый климат, а другие остаются зимовать в родном краю.
Изменения в природе зимой
Зима — это самое загадочное и холодное время года. Начало этого сезона можно заметить по короткому солнечному дню, отсутствию многих животных, инею на траве и лавочках, а также замерзшей воде в лужах.
Холодные дожди, дикие ветры, метели и холод не позволят этот сезон спутать с любым другим.
Одним из долгожданных событий зимы является выпадение снега. Как и камни на берегу моря, снежинки никогда не повторяются. Загадочная форма снежинок радует детей и взрослых, и часто описывается поэтами. Замерзшие сосульки завораживают, и даже во время оттаивания падающие на землю капельки имеют свое очарование.
Большинство растений зимой не погибают, а накапливают силы и энергию, чтобы расти и покрываться молодыми листьями весной.
Некоторые животные не выдерживают низких температур и отправляются в теплые страны или впадают в спячку. Главная проблема для животных в это время — отсутствия еды в достаточном количестве. Многие животные в это время страдают, поскольку им нужно искать укрытие, чтобы не замерзнуть и они вынуждены голодать.
Птицы, как и другие животные, также сталкиваются со множеством проблем — они мерзнут и им не хватает пищи. Однако те птицы, которые мигрировали в теплые страны имеют более хорошие условия для жизни.
Последний месяц зимы ознаменовывает приход следующего сезона, Весны. Дни становятся длиннее, солнечные лучи греют сильнее, а природа готовиться к весеннему пробуждению.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
natworld.info
Урок по окружающему миру "Изменения в природе осенью"
Тема: Изменения в природе осенью.
Цель: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе, расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц показать их связь с неживой природой. Формировать умение наблюдать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе. Учить детей видеть природу, чувствовать её красоту, активировать словарный запас детей.
Форма проведения: Экскурсия.
Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений, плоды, семена, осенние листья различных растений, рисунки с изображением птиц.
Ход урока.
Организационный момент.
Когда ты идешь по тропинке лесной
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкой скок в ручеёк.
«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах.
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит «отчего?» на зелёном листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.
Повторение изученного.
- Ребята, какое сейчас время года?
- Обратите внимание на небо. Какое оно?
-Как греет солнце?
- Расскажите о погоде сегодня (облачность, осадки, ветер, температура).
- Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы на градусник? Какую температуру показывал ваш термометр?
- А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в городе Петропавловске -1, а в городе Астане +2. Где теплее?
3. Работа по теме урока.
а) Осенние изменения в неживой природе.
Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. Как они выглядели летом? Какой была погода летом? А когда наступает осень? Какой вывод можно сделать?
Вывод детей: Летом небо голубое лишь кое – где небольшие облака, осенью небо затянуто облаками и кажется ниже. Летом дожди кратковременные, теплые, с грозами, а осенью дожди затяжные, холодные. Летом погода тёплая, много солнечных дней; осенью температура воздуха понижается, ясных дней меньше (или почти нет), постоянно хмуро и пасмурно.
Вывод учителя: Похолодание, первые заморозки, появление инея, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – всё это осенние явления в неживой природе.
б) Как меняется осенью жизнь растений.
А теперь посмотрим, какие изменения происходят осенью в жизни растений . Какие деревья были летом? Некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад- с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать. Прислушайтесь к звукам. Что слышите? (шорох). Это осенние листья срываются с веток и кружась опадают на землю. Опишите свои чувства и ощущения.
Многие поэты воспевали в своих произведениях осень. Обратите внимание, какие краски увидел в лесу И. Бунин в своем стихотворении:
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной.
С чем сравнивал лес И.Бунин? Почему?
А теперь посмотрите, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листья? Обратите внимание, чем ниже становится температура воздуха, тем изменение окраски листьев становится интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно падают листья после заморозков. Как вы думаете, почему в природе происходит листопад? Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствий. Ветви сломались бы от снега.
Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают свою листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять мало воды из охлажденной почвы. Кроме того, на узкой игольчатой хвое снег не сможет удержаться так, как на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не сможет скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок. Они очень гладкие и, располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользящую поверхность. Сами ветки расположены к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
Игра « Отгадай растение».
Оборудование: шишки сосны, ели, хвоинки сосновые и еловые, плоды и листья рябины, листья и семена клена и сирени, листья березы, яблони, плоды яблони.
Детям показывают листья, плоды или семена – они должны назвать растение и подбежать к этому растению.
в) осенние изменения в жизни животных.
Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? А сейчас, посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся? (Предложить всмотреться в кору деревьев) У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии и изменении температуры окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
Чем чаще питаются птицы? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для них основным кормом являются насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях меньше семян и плодов. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
Каких перелетных птиц вы знаете?
Загадки о перелетных птицах (после отгадки показывается рисунок с изображением птицы).
Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
Угадайте, что за птичка –
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?..
Встали братья на ходули,
Ищут корма на пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
Все ли птицы улетают в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут? Кроме воробьев к нам прилетают снегири, дятлы. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами, отыскивают спрятавшихся насекомых.
Загадки о зимующих птицах (после отгадки показывается рисунок с изображением птицы).
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю паучков.
В теплый край не улетаю
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый …
Трещала с самого утра:
Поррра, поррра! А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
и ставит подпись …
Перелётные птицы преодолевают огромные расстояния, летят без отдыха целый день, ночь, очень устают. Много птиц гибнет во время перелёта, попадают в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.
Игра «Отгадай животное» (после отгадки показывается рисунок с изображением животного).
Нам в класс принесли письма от животных. Но дождик размыл от имена тех , кто их прислал. Попробуем их угадать.
«Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во- вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать до весны. Но чтобы спокойно спать, надо накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладок мед! Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу».
«А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутьё, то никакая хитрость, не спасёт нас от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей- полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка».
« Я очень интересный зверь. Только я умею строить на ручьях и речках плотины, как заправский лесоруб, валить толстые деревья и сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё переплавляю по воде к хатке и складываю большие кучи. Так я себе запасаю на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев».
«Врагов у меня полным – полно. И все - таки я живу – не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня «косые»- вижу ими не только вперед и по сторонам, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой шубки вырастает снежно – белая. Кормимся по ночам – так безопасней - веточками деревьев, корой их стеблей».
4. Итог урока.
О каких осенних изменениях в неживой природе мы говорили?
Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?
infourok.ru
Сезонные изменения в живой природе
Сезонные изменения в живой природе
Сезонные изменения в живой природе
Подготовила Нилова Анастасия ученица 10А класса
Научный руководитель: Соболева Татьяна Геннадьевна
Введение
«Осенняя пора, очей очарованье…» так отзывался А.С.Пушкин об осени. Об осени так же сложено много народных пословиц и поговорок, например: «Осень - это перемен восемь; сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сапит, сверху льет, снизу метет».
Сентябрь нехотя замыкает лето. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, поостыл воздух, срывается с деревьев первый желтый лист. Этот месяц называли "листопадом", "летопродавцем", "вересень" - еще одно имя сентября. Это пора цветения вереска - вечнозеленого низкого кустарника, часто встречающегося в Полесье, в лесах и иногда в лесостепи. Действительно, с наступлением осени листья на деревьях окрашивают в золотые тона, становится холоднее, меняется длина дня. Все меньше светит солнышко и все больше льют дожди. Но почему же так происходит? Зачем происходят такие изменения в природе, жизни растений и животных?
1. Изменение погодных условий
Годовой ход температур. В течение года температура воздуха постоянно меняется. При переходе от лета к осени температура понижается. В первую очередь температура изменяется из-за изменения угла падения солнечных лучей. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечной энергии приходится на единицу площади земной поверхности, а значит, тем сильнее она нагреется, и сильнее нагреется воздух от нее. Осенью угол падения солнечных лучей меньше, чем летом, поэтому наблюдается заметное снижение температуры воздуха.
Однако на изменение температуры воздуха может повлиять и движение воздушных масс: приход теплых или холодных воздушных масс может существенно изменить типичный суточный ход температуры воздуха.
Так же изменение температуры воздуха при его нисходящих и восходящих движениях во многом зависит от того, сколько в нем содержится водяного пара.
Осадки. Атмосферные осадки - это содержащаяся влага в облаках, <#"227" src="doc_zip1.jpg" />
Иней - это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.
Длина светового дня. Осенью световой день становится короче, а ночь - длиннее. Это связано со скоростью движения Земли по орбите. Ось вращения Земли наклонена, поэтому в течение года меняется длина светового дня. Его продолжительность меняется также с изменением географической широты.
Вывод: Осень - время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха, отчего погода то ненастная и дождливая, то теплая и сухая. Уменьшается приток солнечного тепла. Погода осенью неустойчивая, часто случаются дожди, но в первой половине сентября нередки хорошие ясные солнечные дни.
. Сезонные изменения в жизни растений
Травянистые растения: большая часть травянистых растений, а именно стебли и листья отмирают на зиму, реже остаются в виде подземных видоизмененных корней, клубней, корневищ, луковиц в которых находится, запас питательных веществ, и может быть использован растением на следующий год на новый вегетативный период.
Цветы: увядание цветка означает лишь переход к новой стадии жизни растения. В большинстве случаев это зависит от температурного режима осенью, а также от чрезмерной влажности воздуха, недостатка света.
Изменение окраски и опадение листьев: летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.
Выводы: Осень - переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега.
. Сезонные изменения в жизни животных
Приспособления холоднокровных животных к зимовке. Холоднокровные животные переносят зиму в неактивном состоянии. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.
Приспособления теплокровных животных к зимовке. Теплокровные животные обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее. Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.
Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.
Выводы: Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Установлено, что основным регулирующим фактором сезонных изменений в жизни животных является не смена температур, а изменения длины дня в течение года.
осадки животное зимовка сезонный
Вывод
Осень - волшебное время года. Все дорожки в парке устланы листвой и хвоей. Капли дождя отстукивают по земле приглушенный ритм. И мы с осенью шаг за шагом приближаемся к переменам. Осень - предвестник зимы, время наступления первых холодов. Осень - время, когда небо становится тёмным, а день - коротким. Осень - время обучения. Осень - время дождей. Осень - время поэтов. И ещё осень - это первый снег. А, значит, зима близко…
diplomba.ru