Отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО. Отчет об особенностях организации предметно развивающей среды в доу по фгос


ПИСЬМЕННЫЙ ОТЧЕТ об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО

ПИСЬМЕННЫЙ ОТЧЕТ

об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса,

территории ДОО

воспитателя Шкуро Галины Владимировны, воспитателя

МАДОУ комбинированного вида «Детский сад № 8 Динской район»

В соответствии с ФГОС развивающая среда должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников. Решение программных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Предметно – развивающая среда в моей группе, соответствует требованиям ФГОС, и учитывая возрастные особенности дошкольников, была организована на основе следующих принципов.

Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей. Например, стенд " фотовыставка", представляющее собой яркий фотомонтаж из жизни воспитанников группы, поднимает настроение, гасит негативные эмоции, располагает к общению.

В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светло- голубой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного светоощущения детей служат цветовые пятна в интерьере группы: картинная галлерея, игрушки, постеры в рамках. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.

Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. Мнение ребенка относительно содержания предметной среды также следует учитывать, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых зон и уголков, вносят свои предложения.

Педагоги нашей группы стремятся создать условия как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника.

Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.

При построении среды необходимо соблюдать принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

Предметно-развивающая среда в старшей группе должна отвечать принципам активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности.

Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования, педагогам стоит осторожно подходить к вопросу насыщения группы игрушками и руководствоваться интересами педагогической целесообразности. Например, в игровых уголках представлены традиционная мозаика и современные пазлы. При выборе игр предпочтение отдается их способности стимулировать развитие. Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр и занятий детей.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрены зоны для персональных выставок творческих работ детей, фотостенд.

Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности как мальчиков, так и девочек.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,.-Москва: Мозаика – Синтез, 2015.

Размер мебели для детей, расположение и размер оборудования соответствует рекомендациям СанПиН.

Особенности построения предметно-развивающей среды в группе

В соответствии с требованиями ФГОС и рассмотренными принципами в нашей группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды , поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Нами подобраны и размещены в нем растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке также размещены детские поделки из природного материала, экспонаты природы, гармонично расставленные на полках.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки , уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.

Для центра искусства "Юный художник"отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла, и настенного панно «подводное царство», выполненное детьми коллективно.

Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

Игровой центр «Жилая комната»

Основной вид деятельности детей — игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье", «Почта», «Рыбалка».

В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры в:

"Больницу" в наличии должны имеются халаты и медицинские приборы (инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;

для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,

для игры в "Парикмахерскую" – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками;

для уголка "Ателье" – швейная машинка, образцы тканей, пуговицы, альбом с моделями одежды;

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Книжный уголок

В уголке по художественной деятельности – книжный уголок - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки.

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

Уголок ряженья с зеркалом

Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.

Яркий, веселый физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. В «Зоне двигательной активности» имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, мешочки, набитые песком, разноцветные флажки, ленточки, гимнастические палки, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, картотеки: подвижных игр, физкультурных занятий, утренних гимнастик.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть стенд для родителей, где можно найти много интересной информации о жизни детей в саду, стенд логопедических консультаций. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде, к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

На протяжении нескольких лет нами наработан положительный опыт работы по использованию вытынанки в оформлении предметно-развивающей среде группы.

Вытынанка - вид украинского народного декоративного искусства. Название происходит от слова - "вытынать", т.е. "вырезать". Это орнаментальные украшения жилья, ажурные или силуэтные композиции, вырезанные ножницами либо ножом из белой или цветной бумаги. В древности такие изделия использовали для отделки стен, окон, полок, печей. Как правило, традиционная вытынанка содержит сюжет - по ней можно было прочитать, что происходит в деревне, кто родился, где свадьба, какие были праздники.

Основная задача воспитателей – ввести детей в особый мир русской культуры и быта путем его действенного познания. Занятия в "Русской избе" предполагают знакомство с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Здесь проходят встречи и посиделки, на которых дети знакомятся с жемчужинами народной мудрости и просто пьют чай из самовара.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Созданная нами развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.

Деятельность педагогов и детей в созданной предметной среде

Обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Продуманный интерьер групповой комнаты, выдержанный по цветовой гамме, положительно влияет на настроение и детей и взрослых. Воспитанники с интересом знакомятся с новым оборудованием, пробуют свои силы в той или иной деятельности. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью), реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем. Для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе создания развивающей среды в течение года проводится методическая работа по заранее составленному плану .

Таким образом, реализуемый проект предметно-развивающей среды в старшей группе вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом педагогам предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.

Заведующая

МАДОУ комбинированного вида

«Детский сад № 8 Динской район» ____________ Е.Л. Заботина

infourok.ru

Письменный отчет об особенностях развивающей предметно - пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса. - «Дошколенок.ру»

Созданная в ДОУ предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие . Поэтому для меня этот вопрос сегодня особенно актуален.В организации предметно – развивающей среды в группах руководствуюсь требованиям ФГОС ДО к созданию предметно – игрового пространства в ДОУ. Разработала паспорт предметно – развивающей среды. При проектировании предметно – развивающей среды я учитываю принципы половых и возрастных различий детей. В группе подобрала предметы, подчеркивающие гендерную принадлежность дошкольников. Изготовила атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья»,» Школа», «Хозяюшки» , « Салон красоты» для девочек. Для мальчиков: «Автосалон», « Пограничная застава», « Моряки», «Автосервис», «Техническое бюро».При организации предметно – развивающей среды в своей возрастной группе учитываю принцип эмоциональной насыщенности. В группе есть зона «Волшебная страна Мастерилия», где расположен изобразительный и вспомогательный материал для художественного конструирования, изобразительного творчества, лепки и объемного рисования, бумажной пластики, аппликации. Мною изготовлены шаблоны для рисования по темам « Животные», «Овощи и фрукты», «Деревья», «Цветы»,» Насекомые» создан уголок народных промыслов, подобраны наборы открыток различных мастеров «Гжель», «Хохлома», «Дымково», собрала коллекцию деревянных расписных игрушек, изготовила пособие «Элементы росписи», которые помогают ребятам в рисовании отдельных элементов.Оформила центр занимательной математики «Пифагорчик» подобрала игровой материал, согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровни развития каждого ребенка. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам . Мной изготовлены дидактические игры «Который по счету», «Дидактическое дерево», «Сосчитай-ка», «Веселые задачки»,и т. д., которые помогают ребятам освоить основы математики и закрепить ориентировку во времени и пространстве.В группе оформлен центр речевого творчества «Веселая буковка», представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Мною изготовлен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных, дыхательных упражнений, схемы для гимнастики глаз, таблицы для составления рассказов, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. А также наборы для моделирования сказок: "Колобок", "Репка", "Заюшкина избушка", д/и "Буква А и её друзья ", д/и "Кто в домике живет?" Я считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.В уголок «Юный иссследователь», добавила оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов. Мною разработаны проекты , картотеки опытов и экспериментов, систематически ведутся журнал наблюдений « Пчелкины наблюдения» и журнал опытов « Экспериментируем вместе», собраны коллекции камней , ракушек , природного материала, часов, марок и т. д.Яркий, веселый, физкультурный уголок» Мир спорта и здоровья» лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей группы. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Пособия и оборудование в группе многовариативное, легко трансформируется, занимает мало места. Мной сделаны яркие массажные коврики из различного материала для профилактики плоскостопия, дуги для подлезания, различные пособия для выполнения основных упражнений, зрительные ориентиры, таблицы выполнения упражнений, альбом «Виды спорта», «Спортивная семья», картотека подвижных игр и упражнений на прогулке.Зона строительно-конструктивных игр «Дружные мастера», в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют изготовленные мной схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.Уголок детской литературы «Пчелкина библиотека», в нём разместила книги красочные, с яркими иллюстрациями по программе. Мной изготовлены альбомы «Наша станица» , «Времена года», «Профессии», книжки – малышки о здоровом питании»Музыкальная зона «Семь веселых нот» я оформила в виде цветочной полянки, на которой размещены красочно оформленные ноты ,различные музыкальные инструменты , музыкальные игрушки из природного и бросового материала , картотека дидактических игр по музыке.Театрализованная зона «Пчелкины сказки», в которой собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр. Мной изготовлены костюмы, шляпы, шапочки для режиссерских игр, ширма для теневого театра и наборы фигурок для театрализованной деятельности.Зона патриотического воспитания «Горжусь Россией» оформлена в кубанском стиле. На отдельном столе стоит кубанская хата в разрезе с разнообразными предметами быта, которые дают огромную информацию для детей по знакомству и сохранению традиций наших предков. Имеются гимн, герб, символы власти России и Краснодарского края в соответствии с возрастом детей, оформила альбомы «Наша станица», «Живи и расцветай мой край родной» и другие.Развивающую предметно-пространственную среду на участке своей группы организую так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, организовываю все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства. На площадке есть необходимые оборудования для игр в футбол, баскетбол, игр на метание, сделала оздоровительную дорожку из природного материала для профилактики плоскостопия. Большое значение придаю эстетическому оформлению своего участка, так как считаю, что это способствует развитию восприимчивости ко всему прекрасному в жизни, гармоничному развитию ребенка..Таким образом, предметно-развивающая среда в моей группе служит интересам и потребностям каждого ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

2016г.

Воспитатель Данильченко Т .Г.

blog.dohcolonoc.ru

Отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО

ОТЧЕТ

воспитателя МАДОУ детский сад № 22 села УспенскогоДубровной Людмилы Александровны

об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса,

территории ДОО

В соответствии с ФГОС развивающая среда должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников. Решение программных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Предметно – развивающая среда в моей группе, соответствует требованиям ФГОС, и учитывая возрастные особенности дошкольников, была организована на основе следующих принципов.

Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей. Например, стенд " фотовыставка", представляющее собой яркий фотомонтаж из жизни воспитанников группы, поднимает настроение, гасит негативные эмоции, располагает к общению.

В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светло- голубой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного светоощущения детей служат цветовые пятна в интерьере группы: картинная галлерея, игрушки, постеры в рамках. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.

Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. Мнение ребенка относительно содержания предметной среды также следует учитывать, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых зон и уголков, вносят свои предложения.

Педагоги нашей группы стремятся создать условия как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника.

Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.

При построении среды необходимо соблюдать принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

Предметно-развивающая среда в старшей группе должна отвечать принципам активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности.

Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования, педагогам стоит осторожно подходить к вопросу насыщения группы игрушками и руководствоваться интересами педагогической целесообразности. Например, в игровых уголках представлены традиционная мозаика и современные пазлы. При выборе игр предпочтение отдается их способности стимулировать развитие. Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр и занятий детей.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрены зоны для персональных выставок творческих работ детей, фотостенд.

Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности как мальчиков, так и девочек.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,.-Москва: Мозаика – Синтез, 2015.

Размер мебели для детей, расположение и размер оборудования соответствует рекомендациям СанПиН.

Особенности построения предметно-развивающей среды в группе

В соответствии с требованиями ФГОС и рассмотренными принципами в нашей группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды , поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Нами подобраны и размещены в нем растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке также размещены детские поделки из природного материала, экспонаты природы, гармонично расставленные на полках.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки , уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.

Для центра искусства "Юный художник"отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла, и настенного панно «подводное царство», выполненное детьми коллективно.

Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

Игровой центр «Жилая комната»

Основной вид деятельности детей — игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье", «Почта», «Рыбалка».

В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры в:

"Больницу" в наличии должны имеются халаты и медицинские приборы (инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;

для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,

для игры в "Парикмахерскую" – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками;

для уголка "Ателье" – швейная машинка, образцы тканей, пуговицы, альбом с моделями одежды;

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Книжный уголок

В уголке по художественной деятельности – книжный уголок - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки.

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

Уголок ряженья с зеркалом

Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.

Яркий, веселый физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. В «Зоне двигательной активности» имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, мешочки, набитые песком, разноцветные флажки, ленточки, гимнастические палки, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, картотеки: подвижных игр, физкультурных занятий, утренних гимнастик.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть стенд для родителей «..», где можно найти много интересной информации о жизни детей в саду, стенд логопедических консультаций « ..». Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде " ….", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

На протяжении нескольких лет нами наработан положительный опыт работы по использованию вытынанки в оформлении предметно-развивающей среде группы.

Вытынанка - вид украинского народного декоративного искусства. Название происходит от слова - "вытынать", т.е. "вырезать". Это орнаментальные украшения жилья, ажурные или силуэтные композиции, вырезанные ножницами либо ножом из белой или цветной бумаги. В древности такие изделия использовали для отделки стен, окон, полок, печей. Как правило, традиционная вытынанка содержит сюжет - по ней можно было прочитать, что происходит в деревне, кто родился, где свадьба, какие были праздники.

Основная задача воспитателей – ввести детей в особый мир русской культуры и быта путем его действенного познания. Занятия в "Русской избе" предполагают знакомство с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Здесь проходят встречи и посиделки, на которых дети знакомятся с жемчужинами народной мудрости и просто пьют чай из самовара.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Созданная нами развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.

Деятельность педагогов и детей в созданной предметной среде

Обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Продуманный интерьер групповой комнаты, выдержанный по цветовой гамме, положительно влияет на настроение и детей и взрослых. Воспитанники с интересом знакомятся с новым оборудованием, пробуют свои силы в той или иной деятельности. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью), реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем. Для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе создания развивающей среды в течение года проводится методическая работа по заранее составленному плану .

Таким образом, реализуемый проект предметно-развивающей среды в старшей группе вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом педагогам предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.

Автор: Дубровная Людмила Александровна

pedportal.net

Отчет «Лучшая группа по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Эссе на тему:

«Лучшая группа МБОУ «Прогимназия №15» по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

«Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребёнка…»В.Сухомлинский

 Безопасность и психологическая комфортность

пребывания детей в группе

В ДОУ, за последние три года созданы условия безопасной РППС, обеспечивающие высокий уровень развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Групповое помещение старшей группы «Золушка» МБОУ «Прогимназия №15» находится на 2 этаже 3-х этажного здания детского сада и состоит из пяти комнат: игровая, приемная, спальня, туалетная, буфетная.

В группе хорошее естественное освещение. Источники искусственного освещения, размещены в соответствии с санитарными правилами, содержатся в исправном состоянии и обеспечивают достаточное равномерное освещение.

Электрические розетки и включатели недоступны для детей.

Учебная зона в старшей группе расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы падал с левой стороны. Столы для занятий расположены в соответствии с нормами СанПиН. Каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Мебель в группах закреплена. Детские стульчики и столы для настольных игр - из дерева. Мебель имеет гладкое покрытие, что позволяет производить частую влажную уборку и дезинфекцию. Столы и стулья не имеют острых углов. Вдоль стен установлены стеллажи, которые укреплены к стенам. Пособия располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место.

В спальне находятся кровати односпальные и трехъярусные кровати.

Длина кровати 140 см, ширина 60 см и высота 90 см. Кровати расставлены с соблюдением минимальных разрывов.

В группе имеется ионизатор, который дезинфицирует и обеззараживает воздух. Пользоваться им можно даже в присутствии детей. Имеется инструкция по эксплуатации ионизатора.

В приемной размещены индивидуальные шкафчики для личных вещей воспитанников, скамейки для переодевания. В каждом шкафу оборудованы ячейки: для головного убора, для верхней одежды, для обуви.

Информационные стенды для родителей (законных представителей воспитанников):

Стенды «Наше творчество» (постоянно обновляющаяся выставка работ воспитанников.)

«Для вас родители» - информационный стенд с режимом работы детского

сада и группы, расписанием деятельности, рекомендации специалистов,

объявления.

Туалетная комната разделена на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне установлены раковины, где ребята моют руки и душевой поддон. Для воспитателей установлена умывальная раковина. Детские унитазы установлены в закрывающихся кабинах без запоров. На двери каждой кабины висят обозначения «мальчики», «девочки».

Созданные условия РППС способствуют сохранению физического и психического здоровья, интеллектуальному, художественно - эстетическому, социально - нравственному развитию, психо-эмоциональному комфорту ребенка и его социализации.

Все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами пожарной безопасности.

Мебель в старшей группе соответствует росту и возрасту детей, игры - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Оборудование групп способствует созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач старших дошкольников в соответствии с их возрастными и особенностями, склонностями и способностями, с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка.

Созданы условия, способствующие детской самостоятельности и активности, возможности индивидуального общения педагога как с одним ребёнком, так и в системе работы с группой детей в целом.

Групповое помещение эстетично оформлено, полностью оснащено игровой и детской мебелью. Указать центр «Познание»? для перехода?

Оформлены дидактические пособия для формирования целостной картины мира (далее-ФЦКМ), демонстрационный материал для речевого развития, раздаточный материал для познавательного развития, физического развития.

Созданная в старшей группе РППС трансформируема, обеспечивает возможность изменения в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.

Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

РППС в группе содержательно - насыщенная, включает технические средства обучения (далее - ТСО): телевизор, музыкальный центр; интерактивное оборудование: mimio-доски, ноутбуки .(ФОТО)

Педагогами лично разработаны mimio - проекты для НОД, которые систематизированы старшим воспитателем в банк данных ЭОР ДОУ, созданных самостоятельно.

Активно используется в совместной деятельности с детьми развивающее сенсорное оборудование: конструктор «Тико», игровые панели «Сенсино»,

«Пират», «Сырный ломтик» и т.д.

Во время прогулок воспитатели используют инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить игровую, познавательную и творческую активность всех категорий детей; экспериментирование с материалами, доступными детям возраста; двигательную безопасную активность, в том числе развитие мелкой и крупной моторики; участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

РППС в старшей группе обладает полифункциональностью,

т.е. обеспечивает возможность разнообразного использования ее составляющих: детской мебели, мягких модулей, ширм в разных видах детской активности и деятельности. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры, игрушки, материалы, пособия, обеспечивающие все основные виды детской активности.

В старшем возрасте замысел воспитанников основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство (гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья).

В интерьере групп, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона с коэффициентом отражения 0,7-0,8 (бледно-желтые, бледно- розовые), что положительно влияет на эмоциональное настроение ребенка.

Групповое помещение функционально разбито на отдельные Центры активности, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.

Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

В старшей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно- соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Хоккей»,«Баскетбол», «Футбол», «Команда чемпионов».

В «Игровом центре» для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Ателье» и др. Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Реализация ОП ДО

(отражение образовательных областей)

Образовательный процесс в группе реализуется в соответствии с рабочей программой, разработанной воспитателями на основе образовательных программ ДОУ и примерной основной образовательной программой, одобренной ФИРО и ряда парциальных программ и методических разработок.

В развивающей среде старшей группы отражены основные направления образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:

  • Социально-коммуникативное развитие;

    познавательное развитие;

    речевое развитие;

    художественно-эстетическое развитие;

    физическое развитие.

Пространство групповых комнат организованы в виде хорошо разграниченных Центров развития:

  • «Сюжетно - ролевых и режиссерских игр»;

    «Познавательной активности»;

    «Самостоятельной деятельности»;

    «Двигательной активности»;

    «Настольно-печатных и развивающих игр»;

    «Экспериментирования и наблюдения за природными явлениями»;

    Отдыха»;

    «Краеведение» («Дербентоведение»)

Оснащение Центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В Центрах имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.)

Использование педагогом в образовательном процессе средств ТСО, развивающие сенсорные игры: конструкторы Lego Duplo, «Сырный ломтик», логические Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, конструктор «Ферма», рамки – вкладыши по лексическим темам помогают сделать его более интересным, продуктивным, насыщенным.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Развивающая предметно – пространственная среда по образовательной области социально-коммуникативное развитие обеспечивает усвоение норм и ценностей во взаимоотношениях, принятых в обществе, способствует формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирует положительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к обществу, основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Материалы развивающей предметно – пространственной среды

учитывают формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности и

патриотических чувств.

Игровой материал способствует развитию игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей:

Игрушки – персонажи: небольшого размера куклы с разнообразной одеждой, подходящей по размеру для девочек; наборы солдатиков, фигурки животных мелких по размеру: домашние и дикие животные, и ролевые атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Повар», «Летчики», «Строители», «Зоопарк», «Морской порт», «Железнодорожная станция», «Пожарная станция», «Спасатели», «Кафе» и др. (РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВКЛЮЧИТЬ)

Маркеры игрового пространства.

Детям представлены несколько универсальных макеров: театр, магазин, больница, жилая комната (кухня, спальня), парикмахерская, супермаркет.

Имеются мелкие маркеры разной степени готовности различного рода строения — гаражи, бензозаправочные станции, фермы, соразмерные мелким

фигуркам-персонажам, строительные наборы специального назначения для возведения сборных сооружений замка, крепости, домиков и пр. Воспитатель использует предметы – заместители: мягкие цветные модули, стулья, столы, ширмы, бросовый материал.

Игрушки – предметы оперирования: автомобили разных марок, орудия, инструменты; механические игрушки: подъемный кран и лебедка; заводные и управляемые игрушки: железная дорога, автомобили, луноходы; игрушки: посуда, утюг, молоток, руль; сборные модели: самолеты, яхты; действующие сборные модели "лего", сборные мелкие игрушки из "киндер-сюрпризов" и игрушки – трансформеры, игрушки- модели, сборно-разборные игрушки, конструкторы. Действующие игрушки-предметы оперирования позволяют переходить от сюжетной игры к результативному практическому действию.

В группе оформлен «Центр безопасности» (ПДД).

Под руководством воспитателей группы проходит целенаправленное формирование основ правил безопасного поведения на дорогах, на улице: знакомство с источниками опасности, мерами предосторожности при обращении с ними и приёмами элементарной

Педагоги проводят с детьми беседы, проигрывают ситуации по ПДДТТ.

С этой целью воспитателями сделаны красочные альбомы, в наглядной образной форме, представляющие возможные опасности и правила поведения в данных ситуациях.

Представлены книги, картинки по данной теме, дидактические игры, картотека подвижных игр по ПДД, макеты. При подборе материала учтены возрастные особенности детей.

Воспитателями совместно с детьми изготовлено авторское пособия по безопасности.

 

Центр «Сюжетно-ролевых, театрализованных игр»

Дети дошкольного возраста активно проявляют стремление к общению со сверстниками. Основной формой организации их жизни является игра. Таким образом, при построении предметно- пространственной среды воспитателями группы(нами?) уделяется большое внимание организации центров для сюжетно-ролевых игр. Через соответствующую предметно-пространственную среду созданы возможности для вариативной игровой деятельности: разнообразные игрушки, помогающие отобразить доступные операции труда и социального быта, приборы и инструменты – профессиональные принадлежности, предметы - заместители, рациональное размещение игрового оборудования («Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Жилая комната»- обстановка периодически меняется).

В связи с тем, что игровые замыслы детей дошкольного возраста весьма разнообразны, весь игровой материал в данных Центрах размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы".

Стабильные тематические центры полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками.

Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками- персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства макетами, мелкие фигурки-персонажи которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с "насельниками" (тематическими наборами фигурок-персонажей) и предметами оперирования.

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов детей, воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира.

Для умственного развития создан «Центр умственной активности» с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур.

Развивающая среда старшей группы многогранна: логические блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; макеты часов; часы песочные; материал для счета. Настольно- печатные игры, наборы моделей «Завтрак»: деление на части (2-6), мозаики, пазлы, бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

Центр «Строительно-конструктивных игр»

Среда насыщена тематическими строительными наборами: город, крестьянское подворье ферма; зоопарк, крепость, домик, гараж и конструкторами: «Лего», « Тико».

Представлена бумага различной фактуры и цвета, бросовый и природный материал. Для строительства подготовлены схемы и алгоритмы построек, рисунки, фотографии и чертежи. Собрана копилка транспорта разного размера мелкий, средний и крупный, машины легковые и грузовые, самосвалы и фургоны, подъемный кран, корабль, лодка, самолет, вертолет, деревянная железная дорога.

Центр Природы расположен у окна. Созданы условия для

обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры.

Здесь представлены различные материалы и инструменты для ухода за растениями, календарь природы, дидактические игры по экологии, огород на подоконнике.

Развитие познавательно – исследовательской

деятельности

Центр «Экспериментирования» оборудован мебельным модулем со стеллажами, столом для экспериментирования и стулом. На полочках размещен природный материал (мел, нефть, соль, песок, глина, камни, ракушки,шишки), бросовый материал (пластиковые бутылки, одноразовые стаканчики, баночки, киндер сюрпризы, крышки), коллекция разных видов бумаги для опытов и тактильного ощущения, магнит, коллекция разных круп, лабораторное оборудование (зеркала, воронки, свечки со стаканчиками, пробирки, лупы, весы, ложечки разного размера), ёмкости с сыпучими, жидкими и твердыми веществами.

Перед работой проводится инструктаж: правила поведения и проведения экспериментов.

Организована деятельность в «Лаборатории детской опытно- экспериментальной деятельности»

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников групп в организации предметной среды

При построении предметно-пространственной среды воспитатели учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей.

РППС старшей группы обеспечивает не только разные виды активности (физическая, игровая, умственная и т.п.), но является основой для самостоятельной деятельности воспитанников с учётом их интересов и особенностей.

Воспитателями грамотно подобраны игрушки, развивающие игры, материалы для самостоятельной детской деятельности.

РППС – это не только игрушки, но и вся окружающая ребёнка среда, которая способствует физическому, социально–коммуникативному, познавательному, художественно – эстетическому развитию детей.

Следуя принципам построения и оснащения РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО, педагоги учли все пять образовательных областей.

Индивидуальный подход к каждому ребенку позволил педагогам сформировать естественную, комфортную, уютную обстановку с рационально организованной и насыщенной РППС в зависимости от вида детской деятельности, и с учетом разнообразных потребностей воспитанников данной группе.

Рациональное решение размещения Центров активности в группе обеспечивает реализацию в игровой форме творческих видов деятельности ребенка – игровой, изобразительной, конструктивной – рисования, лепки, конструирования и др., способствующих развитию любознательности, интересов, мотивации к познанию, обучению и творчеству.

Условия созданные для РППС

по физкультурно-оздоровительной работ

В старшей группе «Золушка» уделяется большое внимание физкультурно- оздоровительной работе, направленной на укрепление, развитие здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни.

Сформирована развивающая предметно-пространственная среда по физическому развитию.

Массажные коврики для босохождения, точечный массаж, закаливание, релаксация.

В старшей группе созданы условия, направленных на обеспечение успешной психической и физической адаптации детей к условиям ДОУ, укреплению их здоровья, песочная терапия, сухой бассейн и др.

Ведется активная работа с семьями воспитанников: оформляются стенды, папки- передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастными особенностям детей; проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии; родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах.

Условия, созданные для РППС

по ОО «Художественно-эстетическому направлению» музыкальной деятельности

Для реализации ОО «Художественно – эстетическому развитию» по музыкальной деятельности имеется Центр музыки.

Созданные условия с учетом регионального компонента РППС в Центре музыки безопасны, доступны, вариативны, полифункциональны, насыщены развивающим оборудованием для НОД по музыкальному воспитанию и развитию.

ВЫВОД: развивающая предметно – пространственная среда в старшей группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна, созданы условия безопасной РППС, обеспечивающие высокий уровень развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в МБДОУ № 175 «Непоседы» по ФГОС 2015-2016 учебный год.

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в МБДОУ № 175 «Непоседы» по ФГОС 2015-2016 учебный год.

Составила

Заведующая МБДОУ № 175

Фидарова А.В.

Пространственная предметно- развивающая среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей их развития.

Предметно-развивающая среда в нашем ДОУ служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.

МБДОУ Детский сад №175 «Непоседы» является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 6 групп, 1 из которых является группой раннего возраста, и две группы логопедические. Наше учреждение реализует основную образовательную программу «От рождения до школы под редакцией Вераксы . Приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения является патриотическое, музыкальное , познавательное развитие детей дошкольного возраста.

В связи с внедрением в ДОУ основной образовательной программы дошкольного образования возникла необходимость пересмотреть предметно-развивающую среду. Поэтому в годовой план на 2015-2016 уч. год были включены задачи по созданию и совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду сотрудники ДОУ учитывали следующие принципы:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В нашем детском саду все группы оснащены:

материалами и оборудованием для игровой деятельности;

материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;

материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;

материалами и оборудованием для двигательной активности.

Подбирая игрушки, мебель и оборудование для помещений, педагоги детского сада стремятся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.

Для речевого развития созданы:

-серии сюжетных картинок, для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

- детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т. д. ;

- уголок театрализации с различными видами театров, в ДОУ присутствует большая и малая ширмы, костюмы, шапки-маски, аудиокассеты с записями детских песен и сказок.

- в логопедическом кабинете собран богатый материал по развитию речи детей.

Для умственного развития созданы:

- математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур;

- уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, часами, лейками.

Для эстетического развития созданы:

- уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д. ;

- музыкальный уголок с магнитофоном, аудиотекой, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

В группе раннего возраста есть каталки, качалки, машины и другие двигательные игрушки. В старших группах детского сада ребята с увлечением играют конструктором «Лего». Включают в игру небольшие игрушки, фигурки животных, людей, машинки, мягкие игрушки.

При создании предметно-развивающей среды педагогами учитывается и региональный компонент: представлены альбомы, художественная литература, бросовый и природный материал для художественного труда.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах имеются спортивные уголки или «уголки здоровья», которые оснащены нестандартным оборудованием для развития основных видов движений, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки.

Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества.

После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент:

Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.

Присутствует поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек.

При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство каждой групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом) .

Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для физического развития детей, а так же обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному развитию. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.

infourok.ru

Отчет об особенностях  предметно – развивающей среды группового помещения в соответствии с требованиями ФГОС - Статьи - Каталог статей

Отчет об особенностях

 предметно – развивающей среды группового помещения

в соответствии с требованиями ФГОС 

Предметно – развивающая среда – это определенное пространство, организационно оформленное и предметно – насыщенное, оно должно удовлетворять потребности каждого ребенка в общении, познание, труде, физическом и духовном развитии. В своей группе я построила предметно – развивающую среду в соответствии с современными пониманиями и требованиями.

Развивающая предметно – развивающая среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка, а так как в основе замысла детской игры лежит предмет, я каждый раз стараюсь обновлять игровую среду (игрушки, постройки и материалы).  В  то же время детям очень необходимо пространство, для самостоятельной двигательной деятельности, поэтому я стараюсь предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, подбираю игрушки, стимулирующие двигательную активность – мячи, кегли, скакалки.

Чем старше становятся дети, тем важнее становится для них то, что они, используя свое воображение сами по- своему перестраивают игровое пространство. Для этого они любят использовать различные ширмы, занавески, стулья, кубы.

Развивающая предметно – развивающая среда должна обеспечить доступ к объектам природного характера: побуждать к наблюдениям на участке детского сада за ростом растений, участию в труде, проведению опытов с природным материалом. Для воспитания у детей любви к родной культуре в группе организован уголок, в котором представлены изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта.

Большое влияние при организации предметно – развивающей среды я уделяю тому, чтобы все зоны были хорошо разграничены («центры», «уголки»,  «площадки»). Для этого необходимо большое количество развивающих материалов плюс книги, игрушки, материал для творчества и многое другое. Все это позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а мне организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Групповое помещение можно условно подразделить на три зоны:

* Зона умеренной активности: «Центр познания», «Уголок уединения», «Уголок книги», «Уголок  природы», «Уголок  патриотического воспитания».

* Зона средней активности: «Уголок конструирования», «Уголок экспериментирования», «Уголок творчества».

* Зона повышенной активности: «Уголок двигательной активности», «Музыкальный уголок», «Театральный уголок», «Уголок  дежурства»,

Зона умеренной активности.

«Центр познания».

Для этого центра предметы и игрушки подобрала из различного материала, к ним свободный доступ и расположены вблизи источника света. Дидактический материал наполняю и меняю по мере изучения. Пособия для занятий храню на закрытых полках. Для организации центра привлекаю и детей, что вызывает интерес у них положительное отношение к материалу, желание играть. В этом центре находятся такие пособия и игры: лото, домино, иллюстрации, мозаика, игры для развития мелкой моторики, пазлы, настольно-печатные игры разного содержания, схемы звукового состава слов, шашки, глобус, магнитная доска, логические игры.

«Уголок  природы».

В этом центре у меня находятся цветы, которые рекомендованы программой для старшей  группы. Растения расположены по принципу тени и светолюбия. Здесь же на стене календарь погоды и природы, инвентарь для ухода за растениями, иллюстрации по сезону, энциклопедии, схемы потребностей растений и животных. В этом центре дети производят уход за растениями, ведут наблюдение в календарях. Так же производим посадку семян и выращивания «огорода на окне».

«Книжный уголок». Этот уголок находиться вдали от шума, рядом с «Центром театра». Содержание центра периодически меняется в зависимости от сезонных изменений и тематических праздников. На этой полке находятся не только книги, но и иллюстрации к произведениям, сюжетные картинки, портреты писателей. Дети очень любят проводить время в этом центре. Мы так же проводим ремонт книг.

 

 

 

«Уголок патриотического воспитания» расположила на стене подальше от игровых зон. Здесь постоянно находятся государственная символика нашей страны. Также обновляется его содержание в зависимости от календарных дат. Этот центр обогащает жизненный опыт детей. В этом месте организован мини-музеи разных народных промыслов.

 

 

 

Зона средней активности. «Уголок конструирования» расположила возле уголка сюжетно-ролевых игр, чтобы детям было удобно использовать постройки в играх. Крупный строительный материал разложила на нижних полках, а над ним расставила машины. Возле этого уголка есть свободное пространство для сооружения из строительного материала. В этой зоне у меня находятся: крупный строительный материал, настольный конструктор, конструктор - «лего», мягкие модули, фигурки людей и животных для обыгрывания построек, машинки, светофор, дорожные знаки, образцы построек различной сложности. 

«Уголок творчества». Одна из любимых зон детей. Предметы находятся на высоте роста ребенка. На этих полках расположены разнообразные и очень простые в использовании материалы для изобразительной деятельности: кисти краски карандаши и т.д.  Для воспитания у детей любви к родной культуре в уголке представлены изделия народного искусства, репродукции, предметы старинного быта. Для творчества детей рядом стоит стол. Радом на стене висят схемы с пошаговым рисованием некоторых предметов.

 

Зона повышенной активности.

«Уголок двигательной активности».  В то же время детям очень необходимо пространство, для самостоятельной двигательной деятельности, поэтому я стараюсь предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, подбираю игрушки, стимулирующие двигательную активность –   мячи разных размеров, обручи, корзинка для метания, кольцеброс, флажки, ленты, скакалки, мешочки, массажные коврики.

Этот центр меня выручает при проведении подвижных игр, динамических пауз, дыхательных упражнений, при отработке основных видов движения. Пособия расположены на максимальном уровне. Мелкие предметы держу в открытых ящиках, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

 «Центр сюжетной игры». В этом центре используются самые разнообразные игрушки от реалистических до заместителей.  Дети сами воссоздают обстановку для игры. Применяя для этого полифункциональные атрибуты. В нашей группе есть кукольный уголок (гостиная, кухня, ванная), парикмахерская, больница.  

 

«Театральный уголок».  Самый мобильный центр. Его можно переставить в любое место. Это очень хорошо для детей  - для их свободы творчества. Подобраны эстетичные и разнообразные костюмы, много шапочек, куклы бибабо, фланелеграф. Этот уголок регулярно пополняется, например я изготовила «театр на прищепках»,а так же связала крючком шапочки животных, для инсценировки сказок. 

 

«Музыкальный уголок».  На этой полке находятся музыкальные инструменты, магнитофон, аудиозаписи, народные игрушки, музыкальные игрушки. Записи музыкальных произведений используются во время проведения режимных моментов. Музыкальные инструменты -для проведения дидактических игр, индивидуально каждым ребенком, музыкальные игрушки  нужно регулярно мыть.

Разнообразие зон, игрушек все это позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а мне организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

         Развивающая предметно – развивающая среда должна выступать, как динамичное, подвижное, и легко изменяемое пространство. Самым главным при организации предметно – развивающей среды я считаю заботу о сохранении здоровья детей. Мебель в группе, раздевалке, спальне закреплена и устойчива, стулья и столы соответствуют росту детей. Весь игровой материал, канцелярские товары сертифицированы.

Очень популярны у детей разнообразные ширмы, мягкие модули, предметы детской мебели, уголок для театрализованной деятельности. Все эти предметы дети с легкостью могут переносить из одного места в другое. Это позволяет соблюдать принцип полифункциональности предметно – развивающей среды.

Таким образом, в группе мною организована предметно – развивающая среда, которая соответствует требованиям ФГОС.

Согласовано

со старшим воспитателем                                   С.Н.Снеговская

 

Заведующий

МБДОУ «Д/с п.Омсукчан»                                   В.А. Лисниченко

dsadomsukchan.ru