Развитие логики у детей. Логические задания для 4 лет
Упражнения и задания для развития логики у детей. Логические задачи и игры для детей.
- Главная
- Упражнения
- Логика
- Продолжаем цепочку
- Подбери узор для 2 лет
- Сначала и потом 1 ступень
- Логические пары для 2 лет
- Продолжаем цепочку для 3 лет
- Продолжаем цепочку
- Подбери узор для 3 лет
- Сначала и потом 1 ступень
- Логические пары для 3 лет
- Сначала и потом 2 ступень
- Продолжаем цепочку
- Подбираем узор для 4 лет
- Сначала и потом 3 ступень
- Исключаем лишнее
- Логические пары для 4 лет
- Логические ряды
- Круги Эйлера 1 ступень
iqsha.ru
Логические игры для детей 3-4 лет
Детская логика может свести с ума любого взрослого, а может и наповал сразить своей остротой и точностью. А еще ее можно развивать.
В этой статье вы найдете самые типичные логические игры для детей от 3 до 4 лет. Итак:
Отгадываем загадки - развиваем логику.
Игра в загадки будет актуальна для ребенка в любом возрасте. Просто для каждого возраста подбирается свой уровень сложности самих загадок. Для того, чтобы загадывать ребенку загадки, не обязательно обкладываться многочисленными книжками и пособиями – выдумывайте их сами.
Типичные загадки для трехлеток:
- «Кто это такой?» – маленький, пушистенький, любит грызть морковку, прыгает вот так – «прыг-прыг»?
- «Что в этой комнате?» - это находится в этой комнате, он большой, у него есть дверцы – их можно открывать и закрывать, мама туда складывает одежду.
Как видите – загадки для детей от 3 до 4 лет вполне успешно может придумывать любая мама. Причем в отличие от других способов развития логики, играть в загадки можно всегда и везде – по дороге на прогулку, стоя в очереди, в транспорте. Пусть ваши загадки будут не такими идеальными, как в детских книжках и пособиях. Зато они отлично развивают логику, и вы сами можете «настраивать» уровень их сложности для вашего ребенка.
Кто лишний?
Перед ребенком выкладывается несколько карточек. Нужно определить какая из них лишняя по смыслу. Вместо карточек можно использовать настоящие предметы.
Вот примеры карточек, которые я выкладывала на этом сайте (нажав на картинку, их можно скачать):
Последовательности.
В три года постепенно можно начинать учиться складывать последовательности.
Для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.
Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение (если ребенок захочет выложить больше - это конечно приветствуется!).
Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд - дострой дорожку "правильными кирпичиками"):
- Чередование по цвету.
- Чередование по форме.
- Чередование по размеру.
Ближе к четырем годам можно пробовать более сложные последовательности.
Но если вы усадите большинство детей перед такой вот полосочкой с последовательностью и предложите ее продолжить – в 80% случаев ребенок просто встанет и убежит.
Чтобы заинтересовать детей, нужно придумать какую-либо короткую сказку или историю.
Например:
«Решили звери перейти через реку, но мостик у них был сломан. Давай поможем зверятам построить мостик, но только он должен быть из самых правильных кирпичиков, иначе он быстро развалится." (Часто дети в этом возрасте уже увлекаются каким-либо мультфильмом или сказкой. Тогда герои, которые будут переходить через мостик обязательно должны быть из любимой сказки или мультика. Мы, например, часто строим мостики для того, чтобы Элли, Страшила и ее друзья могли переправиться через реку или обрыв в горах).
В качестве последовательности может выступать также дорожка для паровозика или машинки, бусы для куклы и т.п.
Лабиринты.
В возрасте трех лет дети уже довольно хорошо могут справиться с простым заданием по типу «Лабиринт»:
Для лабиринтов не обязательно покупать книжки и скачивать пособия – их легко можно нарисовать.
Больше, меньше, столько же.
Большинство развивающих методик рекомендует учить детей в возрасте от 3 до 4 лет сравнивать предметы – усваивать понятия больше, меньше, поровну.
Для того, чтобы ребенок без труда освоил эти логические понятия, обучение проводят постепенно (уровни обучения, указанные ниже, выложены по мере возрастания сложности). Сначала все задания выполняются вместе с мамой. Постепенно ребенок сам начнет выполнять все самостоятельно.
Итак:
Уровень 1 – самый простой - метод наложения.
Для того, чтобы определить сколько предметов – больше, меньше или столько же, ребенку предлагают их накладывать друг на друга. Ребенку будет намного проще сориентироваться в выполнении задания, если каждый элемент для сравнения будет находиться в своей «клеточке».
Например:
На полянке звери нашли вкусные конфетки, давай проверим – хватит ли им этих конфет?
Ребенок накладывает игрушки на изображения конфет. В результате делается логический вывод (который обязательно озвучивается) – конфет больше чем нужно, столько же или меньше чем зверей.
Уровень 2 – метод выкладывания (сопоставление).
Для этого способа также используются фигурки, размещенные в клеточках – чтобы легче было ориентироваться. Их сравнивают, путем выкладывания карточек друг под другом.
Например:
Хватит ли морковок зайчатам, давай проверим?
Ребенок берет различные карточки (которые легко можно нарисовать вручную) и выкладывает их друг под другом, а затем делает логический вывод о количестве предметов – «больше, меньше, столько же».
Уровень 3 – определение количества предметов в группе.
Когда предыдущие этапы пройдены, можно переходить к более сложному уровню – определять «на глаз» количество предметов. Для этого можно использовать специальные карточки, а также одинаковые предметы.
Например:
Определи чего больше, чего меньше?
1-й уровень сложности.
2-й уровень сложности.
Уровень 4
Выполнение различных заданий, в которых есть понятия «больше», «меньше», «столько же».
- Возьми из кучки столько же морковок, сколько зайчат на полянке.
- Принеси зайчатам побольше морковок.
- Принеси зайчатам конфет меньше, чем самих зайчат – пускай они учатся делиться, а конфет много есть нельзя и т.п.
Сопоставление количества с использованием различных органов чувств.
Понятия «больше», «столько же», «меньше» можно изучать и с помощью других органов чувств. Такие игры особенно подходят подвижным детям (которые многие вещи постигают через движение), а также детям с выраженными музыкальными способностями.
Ребенку предлагают выполнить задания (задания указаны в порядке возрастания сложности, обязательно начинайте с самого простого):
- Ударь в ладоши (бубен, по барабану) столько же раз, сколько ударила я (начинаем всегда с одного раза, затем постепенно увеличиваем количество ударов).
- Ударь в ладоши (бубен, по барабану) больше чем я, меньше чем я.
- Ударь в ладоши, топни ногой столько же раз, сколько предметов нарисовано на картинке. (Например прогони собачек, ворон, каждый хлопок прогоняет одно животное. На первых порах можно закрывать или убирать то животное, которое ребенок «прогнал»).
- Отложи на каждый звук одну игрушку (например, волшебный колокольчик раздает морковки зайкам. На каждый удар колокольчика отложи одну морковку для зайчонка).
- Покажи карточку, на которой изображено столько же предметов, сколько ударил молоточек.
Конечно же и здесь не обойтись без сказки. Чтобы заинтересовать ребенка – придумывайте увлекательные истории с его любимыми героями, ребенок очень легко будет включаться в выполнение заданий и с удовольствием развивать свою логику.
Существует еще очень много интересных логических игр для детей от 3 до 4 лет – о них я планирую написать в самое ближайшее время. Чтобы не пропустить ничего интересного - следите за публикациями на сайте или подпишитесь на наши новости в социальных сетях.
Удачи Вам в ваших занятиях с детьми! Не забудьте поделиться статьей с друзьями или просто отложить ее для себя на вашей страничке в социальной сети!
Вас это заинтересует:
Добавить комментарий
www.igraypodrastay.ru
Развивающие задания для детей 3-4 лет
Ребенок 3-4 лет растет и меняется очень быстро. На этом этапе большое значение имеет развитие речи, мышления, памяти, логики. Прогресс стимулирует чтение книг, игры, рисование, лепка. Даже обычные повседневные разговоры могут превратиться в развивающие задания для детей 3-4 лет.
Как заниматься с ребенком
Задания для детей 3-4 лет могут казаться родителям слишком простыми, но ребенку для их выполнения часто приходится потрудиться. Очень важно на первых порах не вызывать негативной реакции у маленького ученика. Если малышу нравятся занятия, он сам подходит с книжкой, радуется своим успехам, то это хороший знак. Если ребенок иногда отказывается от занятий или быстро теряет интерес, то не заставляйте его. Лучше мягко переключить внимание и заняться чем-нибудь другим.
Если же малыш отказывается выполнять задания, капризничает и кривляется, то родителям нужно быть более настойчивыми. Но первостепенной целью в этом случае становится вовсе не освоение новых знаний. Такому малышу нужно привить любовь к учебе, его нужно научить гордиться своими успехами.
Все занятия с детьми такого возраста должны проходить исключительно в игровой форме. Можно выделить несколько целей занятий:
- Освоение знаний по возрасту: цвета, формы, предметы, цифры и т.д.
- Развитие усидчивости и целеустремленности.
- Развитие умения следовать инструкциям.
- Развитие умения общаться, формулировать свои просьбы.
Телефон
Детские задания для детей 3-4 лет направлены в первую очередь на развитие речи. Этот этап очень важен, так как непосредственно влияет на навыки письма и чтения. Устную речь хорошо развивают беседы по телефону. Малыш не может пользоваться жестами, что-то показывать пальцами.
Важно, чтобы разговор не сводился к выслушиванию того, что говорит собеседник. Взрослый должен задавать ребенку вопросы, на которые малыш может ответить. Сначала это могут быть односложные ответы, позже переходите к словосочетаниям и предложениям. Можно разыграть телефонную беседу с игрушками или установить ежедневный ритуал разговора с бабушкой.
Фантазии
Задания для детей 3-4 лет, направленные на развитие воображения, могут выполняться во время игры с игрушками или при чтении книг. Ребенку нужно задавать вопросы, на которые необходимо дать развернутые ответы. При этом если речь идет о вымышленных персонажах, малышу придется самому придумать ответ.
Во время игры по ролям, когда вы разыгрываете какую-либо сценку, задавайте вопросы. Например о том, что делал сегодня мишка, где гулял и т.д. Спрашивайте, что персонажи будут делать дальше, куда пойдут. Во время чтения книги вы можете остановится и поинтересоваться у ребенка, как, по его мнению, будут развиваться события дальше, как поступят герои.
В повседневной жизни почаще спрашивайте, как прошел день. Обращайте его внимание на окружающие предметы. При этом не нужно устраивать тестирование, спрашивать, какого этот предмет цвета, формы. Интересуйтесь мнением ребенка, впечатлениями от событий.
Что бывает
Логические задания для детей 3-4 лет можно делать где угодно, по дороге в сад, в очереди, на детской площадке. Начать игру можно словами "Мягким бывает перо, подушка, хлеб". Предложите ребенку продолжить. Если у него не получается, то смените признак на более легкий. Перечислять можно предметы: круглые, квадратные, жидкие, острые, длинные, короткие, пушистые, синие, зеленые и т.д.
Есть ещё один вариант игры, более простой и увлекательный для малыша. В этом случае нужно называть признаки предмета. Например, кубик может быть большим, маленьким, красным, зеленым, деревянным, пластмассовым. Поразмышляйте о свойствах предметов. Могут ли они быть одновременно сухими и мокрыми, маленькими и большими.
Не играйте «в одни ворота». Ребенок должен придумывать задания для вас или называйте слова по очереди. Иногда допускайте ошибки, дайте малышу шанс вас исправить.
Сначала и потом
Задания для развития детей 3-4 лет на развитие логики и мышления должны включать работу с понятиями «сначала» и «потом». Сначала познакомьте ребенка с этими понятиями с помощью книг, карточек, жизненных примеров. После чего в непринужденной обстановке начинайте игру.
Ребенок должен продолжать предложения.
- Сначала чай наливают, а потом… (добавляют сахар, пьют).
- Сначала человек ложится спать, а потом… (видит сны, просыпается).
Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть цепочки. Но начинать нужно с простых понятий, чтобы малыш хорошо понял смысл игры.
Ещё интереснее играть в запутанную версию игры. Предлагайте действия не в том порядке. Сначала картошку кладут в суп, а потом чистят и режут. Придумывайте забавные фразы и исправляйте друг друга.
Что будет, если?
Задания для детей 3-4 лет должны развивать способность логически мыслить, делать выводы и осознавать последствия действий. Проговаривайте с ребенком различные ситуации. Задавайте друг другу вопросы вида "Что будет, если…". Например:
- Что будет, если наступить в лужу?
- Что будет, если бросить в реку палку?
- Что будет, если гулять без шапки?
Что это?
Дети охотно загадывают и разгадывают загадки. Это может стать хорошей возможностью для развития мышления и внимания. Взрослый должен называть несколько слов, характеризующих понятие или предмет. Лучше использовать прилагательные. Ребенок должен отгадать, о чем речь. Сначала вещь описывают общими понятиями, постепенно они становятся более точными, характерными только для этого предмета. Загадывать можно что угодно, но для первых опытов лучше использовать названия животных.
- Злой, серый, зубастый… волк.
- Маленький, серый, пыхтит, колючий… ежик.
- Серый, трусливый, длинноухий… заяц.
- Длинная, ядовитая, шипит… змея.
- Рыжая, пушистая, хитрая… лиса.
- Большой, бурый, косолапый… медведь.
Кто и что делает?
Задания для детей 3-4 лет должны развивать внимательность, логику, фантазию. В первом варианте игры взрослый называет предмет, животное, явление, а ребенок называет как можно связанных слов.
- Что делает ветер? Дует, воет, сдувает.
- Что делает солнышко? Светит, греет, сияет, восходит.
- Что делает машина? Едет, сигналит.
- Что делает собака? Лает, бегает, играет с мячом, ест, пьет.
Второй вариант игры – называется действие, а ребенок придумывает, кто может это делать.
- Что светит? Солнце, свеча, фонарик.
- Что едет? Велосипед, машина, поезд.
Третий вариант предполагает один вариант ответа.
- Кто варит суп в детском саду?
- Кто чинит сапоги?
- Кто играет в театре?
- Кто носит яблочки на иголках?
- Кто квакает?
Четвертый вариант самый сложный и заставляет ребенка искать похожее. Нужно называть два предмета, а ребенок должен сказать, что между ними общего.
- Муха и птица летают.
- Велосипед и машина едут.
- Снег и мороженое тают (холодные).
- Фонарь и солнце светят.
Непослушный язычок
Логопедические задания для детей 3-4 лет должны включать в себя не только игры на звукоподражание и развитие слуха. Очень важно развивать мелкую моторику, играть в пальчиковые игры, лепить из пластилина и теста, рисовать пальчиками и делать аппликации.
Нужно читать ребенку стихи и сказки, разучивать небольшие стишки, загадки-скороговорки. Предлагайте малышу описывать картинки в книжках, предметы и события на улице, составлять небольшие рассказы.
Будут полезны и упражнения для язычка, которые можно превратить в весёлую игру. Пусть ребенок представит, что его язык превратился в часики. Он должен приоткрыть рот, вытащить кончик языка и двигать им влево-вправо. Так же в игровой форме просите ребенка показывать язык, сворачивать его в трубочку, облизывать губы, зубы, надувать щеки.
Заниматься развитием ребенка можно не только дома, за книжками, но и в любое время с помощью увлекательных игр. Чтобы малыш полюбил эти занятия, соревнуйтесь с ним, чтобы вызвать азарт, и обязательно от души хвалите.
fb.ru