Хлеб всему голова Окружающий мир 3 класс. М глинская хлеб текст


Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей подготовительной группы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №119

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию

для детей подготовительной группы

"Хлеб - всему голова" Выполнила:

воспитатель высшей категории

Федотова Наталия Геннадьевна г. Нижний Новгород

2014г

Задачи:
  • Познакомить детей с процессом выращивания и изготовления хлеба.
  • Развивать представление о труде людей различных профессий.
  • Воспитывать уважение к хлебу, труду людей.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа М. Глинской "Хлеб".
  • Знакомство с различными видами хлеба: ржаной, пшеничный, сдобные булочки, пирожки, печенье и т.д.

Материалы:

  • Ржаной и пшеничный хлеб,
  • колосья ржи и пшеницы,
  • тарелочки на каждого ребёнка,
  • лупы,
  • бумага,
  • карандаши,
  • схематичные изображения от зёрнышка до буханки хлеба,
  • подбор слайдов для показа - процесс выращивания и изготовления хлеба,
  • камешки,
  • бумага.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом перед воспитателем на стульчиках.

Воспитатель: Ребята недавно мы с вами читали один рассказ, он называется "Хлеб". Вы помните, о чём там идёт речь?

Дети кратко пересказывают содержание рассказа.

Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли поступил Гриша? А как бы вы поступили на его месте? О какой трудной работе говорил ему дядя Матвей? О какой звёздочке за хлеб шла речь? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать, откуда берётся хлеб?

Детям предлагается посмотреть подборку слайдов:

  1. Трактор пашет поле, чтобы посеять хлеб.
  2. Сеялка сеет зерно в землю.
  3. Зёрнышки прорастают, превращаясь в нежную зелень.
  4. Созревающее поле с "золотыми" колосьями.
  5. Комбайны, убирающие урожай.
  6. Грузовики, везущие зерно на элеватор.
  7. Мельница, превращающая зерно в муку.
  8. Пекарь с готовым хлебом.
  9. Несколько видов хлеба.
Воспитатель: Мы с вами посмотрели какой долгий путь проходит зёрнышко, чтоб из него получился хлеб. Скажите, люди, каких профессий участвуют в производстве хлеба? Ответы детей (если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает подобрать нужные слова, объясняет, чем занимаются люди той или иной профессии.)

Физкультминутка.

Детям предлагается пройти к столу, где лежат условные обозначения этапов изготовления хлеба. Им даётся задание: разложить карточки в определённой последовательности - от зёрнышка к караваю.

Педагог хвалит детей за быстрое и правильное выполнение задания и предлагает пройти за столы, где приготовлены колоски пшеницы и ржи, бумага, карандаши, лупы и камешки.

Воспитатель: Ребята, перед вами колосья пшеницы и ржи. Одинаковы ли они? (Колос пшеницы толще, усики короче, чем у ржи. Рожь имеет более тонкий колос и длинные усы - ости.)

Детям предлагается достать из колоска зерно пшеницы, и зерно ржи, рассмотреть их с помощью лупы и зарисовать, разделив листочек бумаги на две части, обозначив буквами Р-рожь, П-пшеница.

Воспитатель: Ребята, а где из зерна получается мука? (На мельнице.) Давным-давно, когда мельниц ещё не было, человек пользовался камешками, чтобы раздробить зёрна, потом придумали вращающиеся жернова-большие круглые камни - они перетирали зерно в муку быстрее. Ну. а мы с вами попробуем получить муку так, как это делали древние люди, растирая зёрнышки камнями.

Детям предлагается взять камешки и самим получить муку.

Делается вывод о том, что это очень трудно, и нужно приложить много усилий, чтобы получить щепотку муки.

В конце занятия педагог спрашивает детей, узнали ли они что-то новое для себя, что им больше всего понравилось делать? Изменилось ли их отношение к хлебу?

В конце предлагается всем вместе сфотографироваться с колосьями и караваем на вышитом рушнике. Приложение: 1.Физкультминутка "Речка"

К речке быстро мы спустились

наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно:

Вместе-раз, это брасс.

Одной, другой-это кроль.

Все как один

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

2. Карточки-схемы.

3. Рассказ М. Глинской "Хлеб"

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.

Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.

Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»

- Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».

Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:

«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».

Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»

- Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.

Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».

- Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.

— Куда же теперь хлеб девать?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

voeto.ru

Проект "Откуда хлеб пришел?"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок».

Автор: Михалькова Анна Николаевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

2016

Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно - нравственный.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники: дети старшей - подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность. В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая села на кустик, и летящий листок. Они задают бесконечные вопросы «Почему?» и радуются каждой луже.

Хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но в таком «неинтересном» хлебе можно увидеть много возможностей для развития ребенка! Если уметь смотреть на привычные вещи другим взглядом – детским удивленно-восхищенным «почемучкиным» взглядом.

Цели: формировать знания детей о общественной значимости труда хлебороба. Знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.

Задачи: формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание выполнять различные трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";

  2. Разучивание стихов и пословиц о хлебе.

  3. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий. 4.Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок", М. Глинская «Хлеб», литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»  

Конспект занятия по речевому развитию в старшей - подготовительной группе на тему: « Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

Образовательная область: Речевое развитие. Связная речь.

Тема: Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь».

Программное содержание:

1.Образовательные задачи: Формировать любовь к Родине  и интерес к ее прошлому и настоящему.

2.Развивающие задачи: Развивать умение словесного описания картины.

3.Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к искусству и родной природе.

Оборудование:  репродукция картины, портрет Шишкина, картинки с разными видами растений.

Предварительная работа: рассматривание картин, рассказы о хлебе, экскурсия в хлебный магазин

Словарная работа: картина, художник, пейзажист, живописец

Методы и приемы:

1. Организационный  момент. - Дети, сегодня мы с вами отправимся  в удивительный мир живописи, где будем составлять рассказ - описание по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».2. Беседа о творчестве И.И. Шишкина. - Посмотрите, здесь вы видите  портрет И.И. Шишкина. Это великий русский художник пейзажист, живописец. Он родился 13 января 1832 года. С самого детства Иван рос очень одаренным мальчиком, который любил природу. Художник написал много картин. Это картины «Зима», «Утро в сосновом бору», «Рожь».3. Рассматривание репродукции картины.- Речь у нас с вами пойдет  о картине И.И. Шишкина «Рожь». Конечно, то, что вы сейчас видите, это не настоящая картина, а ее репродукция, то есть копия. А настоящую можно увидеть в музее.- Давайте  молча прогуляемся по красивому полю и поделимся своими  впечатлениями от увиденного.- Какая же все - таки замечательная эта картина.- Что нарисовал художник? (Поле с рожью).- А какое время изображено на картине? (Осень).

- Как вы догадались? (Много желтых красок).5. Словарная работа.- Дети, картина Шишкина выполнена в технике пейзаж. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко: ПЕЙЗАЖ.6. Рассказ воспитателя о картине «Рожь».- А теперь я вам немного расскажу об этой картине, а вы внимательно послушайте: «На картине перед нами открывается золотое поле со спелой рожью. Стоит безветренная погода. По небу скользят легкие воздушные облака. Колосья уже поспели и готовы к сбору урожая. На ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Картина наполнена большим чувством любви к родному краю и его природе». Вот какой рассказ – описание у меня получился. 7.Упражнение в составлении описательного рассказа детьми по вопросам.- Что изображено на картине? (Золотая спелая рожь).- Какая погода стоит в поле? (Безветренная, солнечная погода).- Что стоит у извилистой дороги? (Могучие сосны).- Чем наполнена картина? (Чувством любви к родному краю).

8. Физкультминутка «Тучки дождевые».- А теперь давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной.Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши).Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте).И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед).А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши).9. Дидактическая игра «Что где растет?»- Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Что где растет?». Вам необходимо разложить по разным тематическим кружкам свои культуры: злаковые, овощные, лесные.10.Итог занятия.- Какую картину описывали? (Картинку Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь»).- В каком жанре написана картина? (В жанре пейзаж).- Молодцы, вы сегодня постарались, спасибо за занятие!

Беседа о тракторе. 

Раньше машин не было и  хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Может  быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.

Главная машина – трактор. Почему главная? (предположения ребенка).

Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит.

Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач.

Чем отличается грузовой автомобиль от трактора – тягача? (Выслушайте предположения ребенка и дайте правильный ответ). Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор тянет груз за собой.

Но трактор не простой тягач, а вездеход. Как вы думаете, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.

Как же так получается, что трактор везде может проехать, даже там, где обычная машина не проедет? (Рассмотрите трактор и машину– обратите внимание на колёса – пусть ребенок попробует сам догадаться, за счет чего это происходит).

У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны. На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы». Найдите гусеницы на картинке.

Заднее колесо – зубчатое. Оно цепляет звенья гусеницы и передвигает ленту. Катятся по ленте катки, как по рельсам или по ровной дороге.

Выходит, что трактор сам возит для себя дорогу. Гусеницы – это его дорога! Потому он и не боится бездорожья! 

Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет трактором.

Много работы выполняет трактор. Осенью к трактору сзади прикрепляют большой плуг. Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.

После этого трактор землю боронит. Если посевы озимые – их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если посевы яровые – их сеют весной – то боронят весной. К трактору прикрепляют борону. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.

И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы!!!! Да, они так и называются – «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти!

Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.

Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба.

Тогда приходит на поле другая машина – настоящий великан. Ее называют «комбайн».

 Беседа о комбайне и комбайнерах.

Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле делают умные машины – великаны «комбайны». Может быть, у тебя на кухне тоже есть кухонный комбайн, который помогает маме? А на поле комбайн другой – не такой как кухонный. Он зерно убирает и поэтому называется «зерноуборочный».

Вопросы детям - что такое зерноуборочный комбайн и кто такой комбайнер?

- как устроен комбайн и как он работает?

- какая еще техника работает на поле и помогает людям собирать урожай хлеба?

Вот и получен урожай зерна!  Его везут на элеватор, где зерно хранят. Затем зерно везут на мукомольный комбинат, где из него сделают муку. А готовую муку отвезут на хлебозавод. На хлебозаводе из муки испекут хлеб. Хлеб привезут в магазин, и мы его купим. Так хлеб к нам на стол приходит.

Кто всегда в заботе?Тракторист в заботе.Поле он лелеет,пашет он и сеет.Кто всегда в заботе?Кто всегда в заботе?Грузовик в заботе.Возит удобренья,Чтоб росли растения.Кто всегда в заботе?Дождичек в заботе.В поле он прольется,Колосок напьется.Кто всегда в заботе?Комбайнер в заботе.Рожь он убирает,Отдыха не знает.Кто всегда в заботе?Хлебопек в заботе.Мастер он искусный,Хлеб печет он вкусный. (Хельо Мянд).

Беседа. Бережем хлеб.

- Почему хлеб надо беречь? А после этого прочитайте рассказ о хлебе.

М. Глинская «Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»- Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.— Куда же теперь хлеб девать?В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

Вопросы для беседы с детьми по рассказу «Хлеб»: 

  • Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?

  • Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?

  • Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным. 

Конспект интегрированного занятия в старшей - подготовительной группе

 « Хлеб - всему голова».

Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.

Задачи: формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание выполнять различные трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.

Ход занятия

Воспитатель — Ребята, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите о чём оно?

Зёрнышко

Я - зёрнышко пшеничное -

Из колоска созревшего

На землю упаду,

Весною прорасту.

Пусть дождик поливает,

Пусть солнце согревает.

Расточками зелёными

Я к небу потянусь

И в поле золотистом

В пшеничку превращусь.

Страда придёт осенняя,

Меня, пшеничку зрелую,

Комбайн соберёт,

На мельницу свезёт.

Мукой я белой стану,

В пекарню попаду,

Румяным караваем

На стол я к вам приду!

Дети: о зёрнышке, о колоске, о дождике и солнышке, о том, как зёрнышко превращается в росток, о муке, о каравае, о хлебе и т.д.

- А что вы знаете о хлебе?

Дети: Хлеб- это продукт, хлеб продают в магазине, хлеб бывает белый и чёрный.

Воспитатель - Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Ведь недаром говорят « Земля матушка, а хлеб батюшка».

А какие пословицы  о хлебе вы знаете?

Дети:

«Хлеб - всему голова»;

«Плох обед, когда хлеба нет»;

«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска»;

«Не в пору обед, когда хлеба нет».

«Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке»

Воспитатель - Ребята, вот и сегодня к нам в гости пришло пшеничное

зёрнышко, чтобы вместе с вами вспомнить, как у нас на столе появился хлеб

слушайте внимательно.

- Кто мне подскажет, как называются люди, которые выращивают хлеб?

Дети: хлеборобы

Воспитатель — Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами.

- Скажите, пожалуйста, для того, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб? (поле большое наверно, какие-то машины это делают?)

Воспитатель - Трактора пашут землю плугами, рыхлят бороной, а потом сеют зерно. . А кто работает на тракторе?

Дети: Тракторист.

Воспитатель - А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.

Физкультминутка:

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зёрнышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

Воспитатель - Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Вот наши зёрнышки превратились в колоски, а колоски созрели. А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Каким становится поле?

Игра «Назови какое поле?»

Дети: жёлтое, золотое, спелое, сухое, колосистое и т.д.

Воспитатель — Правильно, пора хлеборобам убирать урожай. А какие машины помогают в этом?

Дети: комбайны

Воспитатель А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнёр.

Он идёт - волну сечёт,

Из трубы зерно течёт.

А что рядом с комбайном едет? Машина. Кто управляет машиной? Шофёр.

Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.

Ехали, ехали,

На кочку наехали

 С горки съехали

На элеватор приехали.

Дети садятся за столы. Перед ними тарелочка с разными зёрнышками.

Воспитатель — Ребята, на этом  элеваторе хранятся только пшеничные зёрнышки. А здесь они перемешались с другими. Давайте их выберем. Кто справится быстрее всех, тот поднимет колосок.

Игра «Золушка»

Воспитатель Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?

Почему? А из чего можно?

Воспитатель Нужно зерно перемолоть, превратить его в муку. А где это можно сделать? На мельнице. А кто работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Воспитатель - Правильно, а муку куда отправляют?

Дети: в пекарню и в магазин.

Воспитатель — Да. Пекарь замесит тесто, и что он испечёт?

Дети: хлеб, булочки, батоны, баранки, пироги, сушки и т.д.

Воспитатель: Ребята, давайте, мы с вами сделаем колоски.

Аппликация «Колоски»

Воспитатель Молодцы ребята, славно мы сегодня потрудились. Красивые у вас получились колоски. Послушайте стихотворение.

В каждом зёрнышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится и земли родной. И расти под небом светлым, строен, и высок, Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.

Конспект интегрированного занятия в старшей - подготовительной группе

«Откуда  к нам на стол хлеб пришел?»

Программные задачи:

Обучающие задачи:Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.Познакомить с профессией пекаря.

Развивающие задачи:Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Воспитательные задачи:Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.

Словарь:

Пекарь, трактор, комбайн, мельница, булочка, овсяное, ржаное, пшеничное, мягкое, пушистое, податливое, ароматный, аппетитный.

Оборудование:

Для педагога: презентация «Откуда к нам на стол хлеб пришел»

Для детей: зерна, розетки на каждого ребенка, колосья

Предварительная работа:

Рассматривание колоска;

Рассматривание картины И.Шишкина «Рожь»;

Чтение сказки «Колосок»;

Опробование хлебобулочных изделий;

Прослушивание русской народной песни «Как у наших у ворот»;

Разучивание слов и мелодии песни – хоровода «Лады, лады, ладушки»;

Ходьба в хороводе легким, равномерным шагом, соответствуя ритмическому рисунку песни;

Знакомство с хороводной игрой, разучивание слов, движений;

Работа над жестами и мимикой.

Ход работы:

Воспитатель:

Формой он похож на мяч.Был когда-то он горяч.Спрыгнул со стола на пол,И от бабушки ушел.У него румяный бок…Вы, узнали? (Колобок)

Колобок: - Здравствуйте ребята!  Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… А как я к ним вообще попал не помню. Вы мне не подскажете?

Дети: ответы

Колобок: - Когда  я к вам шел, видел много чего интересного, но не все понял. Помогите мне отгадать вот такую интересную загадку

Колобок:

 Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает - подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкуснее и полезней нет.

Дети: Это хлеб.

Воспитатель: - Подумайте, в чем сходство колобка и хлеба? ( Сделан из теста.)- А хлеб, ребята, такой же путешественник, как и колобок в сказке!- Хотите узнать почему?

Колобок: откуда  берется у нас дома хлеб?

Дети: Из магазина

Воспитатель: - Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?

Дети: ответы

Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие и возьмем с собой колобка. А что за путешествие нас ждет, если мы будем говорить о хлебе?

Дети: Путешествие хлеба с поля к нам на стол.

Воспитатель: - Это правильно! Путь этот долог: от зернышка до каравая.

Воспитатель: - Итак, путешествие начинается.Вначале нашего путешествия расскажу стихотворение:Не хлебом единым живет человек,Но жизни без хлеба не мыслитХлеб "головою" считали весь век,Ему поклонялись, молились.

Воспитатель: - Хлеб является символом благополучия и достатка

- Хлеб — одна из тех традиционных ценностей, которая выдержала огромное испытание временем. Люди в разных точках земного шара начинают свой день завтраком с хлебом.

Воспитатель: -На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме.

Воспитатель: - Во время нашего путешествия мы с вами узнаем секреты о том,  как хлеб к нам на стол пришел.

Воспитатель:

-Весной в поле люди вспахали и посеяли зернышки. Чем пахали землю люди?

Дети: Ответы. ( Тракторами)

Воспитатель: - Как называется профессия человека который работает на тракторе?

Дети: Ответы (Тракторист)

Зернышки были разные. Посмотрите, я принесла их показать (показывает зерна пшеницы, овса, ржи.)

 Немного прошло времени и эти зерна проросли и превратились в огромные поля. Скоро совсем ростки поднялись над полем и у ростков появились колоски. А там спрятаны были такие же зернышки, как я вам показала. Посмотрите на колоски, я принесла их. (Показ)

Потом зернышки в колосках за лето созрели, и все поле стало словно золотое.

  Вот и наступила эта осень. Начинается жатва. В поле появились машины, которые  будут убирать колоски. Как называются эти машины, кто знает?

Дети: Они называются комбайны.

Колобок: - Ребята, вы случайно не знаете,  как называют тех людей, которые работают на комбайне?

Дети: - Комбайнеры

Воспитатель: - Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулся,И красавцем обернулся. (2 раза)Воспитатель: - А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: На мельницу.

Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель: - Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.

Воспитатель: - С хлебом связано много обрядов. У славян  было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. С хлебом и солью встречали гостя, хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете приметы о хлебе

1.Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

2. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. 3.Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.4.Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. 5.Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.6.Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Воспитатель: - Ну, вот и убрали урожай с поля, можно и песни петь, хороводы водить. А давайте и мы с вами споем песню и поводим хоровод.

Хоровод "Лады, лады, ладушки".

Музыка Е. А. Гомонова, слова 1 куплет Е. А. Гомонова, 2,3 куплеты из сборника "Народные праздники в детском саду". Авторы: М.Б. Засцепина, Т. В. Антонова

Лады, лады ладушки,Рада нам хозяюшкаМы о хлебушке поемРазговор ведем о том.

Убран хлеб, и тише стало,Жарко дышат закрома,Поле спит, оно устало,Приближается зима.

Над селом дымки плывут,Люди хлеб в домах пекут.Заходите, не стесняйтесь,Хлебом нашим угощайтесь

Воспитатель: - Ребята давайте подойдем к столу.(На столе в тарелочках лежит мука, зерно) Ребята, перед тем как пекари  начинают  работу с мукой, как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Помыть руки, и надеть передник.

Воспитатель: Вот и мы с вами превратимся в пекарей, подойдите пожалуйста к умывальнику и помойте свои руки.( Дети моют руки, вытирают из заранее приготовленными полотенцами и надевают фартуки.)

Воспитатель: - Давайте потрогаем руками зерно, оно какое на ощупь, по форме, размеру, цвету? Попробуем на вкус.

Дети: твердое, овальное, маленькое, золотистого цвета.

Воспитатель: Потрогаем пшеничную  муку. Что можно сказать про муку?

Дети: Она мягкая, рассыпчатая, белого цвета

-  А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая,

Показать  из чего замешивают тесто. ( На столе стоит тарелочка с сахаром, солью, дрожжи, мука, масло подсолнечное, вода и тесто дрожжевое.)Дать детям потрогать тесто руками.

Практическая работа: Дети из теста лепят колобки

Воспитатель: Какое тесто по цвету, на ощупь, на вкус?

Дети: Ответы

А сейчас мы с вами  поиграем, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,Есть в печи место,Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)Переваливай, валяй. (2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель: А как все эти продукты называются, одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель:

Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети: «Каравай хлеба не свалится с неба».«Что есть в печи на стол мечи».«Без печки холодно, без хлеба голодно».«Не красна изба углами, а красна пирогами».

 «Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».

«Береги хлеб для еды, а деньги для беды».

 «Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Хлеб хлебу брат».

«Худ обед, когда хлеба нет».

-«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска».

-«Хлеб да вода – мужицкая еда».

-«Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь».

-«Человек хлебом живет, а не промыслом».

-«Покуда есть хлеб да вода, все не беда».

-«Без хлеба, без соли худая беседа»

Колобок: - Вот здесь в котомке, у меня есть хлеб, мне его заяц дал, когда я его повстречал, давайте попробуем, и скажем из  чего он замешан? ( В котомке  лежат мелкие кусочки  разного  хлеба, сделанный изо ржи, пшеницы, овса.)

(Дети пробуют на вкус, говорят о вкусовой разнице) .

• Хлеб, сделанный из пшеницы, называется как?

• Хлеб из ржаной муки?

• Из овсяной муки? (ответы детей) .

Воспитатель: - Хлеб пекут на хлебопекарнях или хлебозаводах.

А теперь еще раз давайте вспомним, как растят и пекут хлеб:

• Весной сначала вспахивают поле кто? (хлеборобы).

• Засевают чем (пшеницей, рожью.).

• Из зерна вырастает что (колосья, в которых много новых зерен).

• Когда собирают урожай (осенью).

• Кто выходит в поле собирать (комбайнеры).

• Кто вывозит зерно с полей (машины, шофера).

• Куда везут на хранение зерно (элеватор).

• Кто подскажет, где делают муку (на мельнице).

• Где пекут хлеб? (хлебопекарня).

• Потом хлеб появляется где? (магазины, больницы, детские сады.)

Колобок: - Ребята сейчас давайте вспомним  простые правила.   Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб!

• К хлебу  нужно бережно относиться.

• Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их.

 • Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, сколько интересных булочек можно испечь из муки (рассматривают).

Воспитатель: На этом путешествие наше закончилось. Колобку нужно  возвращаться домой давайте с ним  попрощаемся.

Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.

  2. Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.

  3. Учить образовывать прилагательные от существительных.

  4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.

Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?

Варианты решения:

  1. Хлеб нужен человеку, как продукт питания.

  2. Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.

  3. Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.

Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.

Тезис: "Хлеб - всему голова"

Материал к занятию: Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";

  2. Разучивание стихов и пословиц о хлебе.

  3. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.

  4. Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".

  5. Загадки.

  6. Дидактические игры

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат.

Воспитатель: К нам за помощью обратился Петушок из сказки "Колосок". Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно.

Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)

Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?

(Ответы детей - сеялки)

Воспитатель:

Выйдут сеялки потомЗасевать поля зерном.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

(Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулсяИ красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей)

Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.

Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)

Хлеб созрел,В полях моторыПесню жатвы завели.В степь выводят комбайнеры Полевые корабли (показ картинки)

Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном.

Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Слышен, летом до заката,Гул комбайнов у реки,И везут на элеватор Урожай грузовики.

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят.

Убран хлеб и тише стало, Жарко дышат закромаПоле спит. Оно устало.Приближается зима

Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку.

Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни.

На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (ответы детей)

Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.

Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом)

"Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной.Хлеб из пшеницы - пшеничный.Каша из пшена - пшенная.Каша из овса - овсяная.Каша из ячменя - ячневая.Каша из кукурузы - кукурузная.Каша из гречихи - гречневая.Поле с рожью - ржаное.Поле с пшеницей - пшеничное.Поле с овсом - овсяное.Поле с ячменем - ячменное.

Воспитатель: Наконец то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.

Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

(ответы детей)

Воспитатель дополняет:

"Хлеб - наше богатство";

"Не трудиться - хлеба не добиться";

"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

"Кто не работает - тот не ест"

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булкиНе добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).

Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.

infourok.ru

сценарий - Мои файлы - Каталог файлов

                                          Сценарий ко дню хлеба.

(разработали воспитатели Цветова С.Ю., Гузенко В.И.)

Ребята к нам в гости пришёл домовёнок Кузя. Он хочет загадать вам загадку. Попробуйте отгадать что это.

Загадка: «Рос сперва на воле в поле,летом цвел и колосился,А когда обмолотили,он в зерно вдруг превратился.Из зерна — в муку и тесто.В магазине занял место.Вырос он под синим небом,А пришел на стол к нам — чем? (хлебом)»

-Как вы догадались, что это хлеб?

-А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят.

-Ведь в загадке говорится: обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!

Ведущий выносит на полотенце хлеб и говорит: «Хлеб – всему голова». Отведайте нашего хлебушка.

(Ведущий разносит хлеб каждому ребёнку, они по русскому обычаю отламывают кусочек, и мокают в солонку).

Как хлеб на стол пришел. 

Вопросы детям:

-Откуда  берется у нас дома хлеб?

Правильно, из магазина!

-А откуда он берется в магазине?

Рассказы детей.

Загадка: Хлеб из неё пекут, друзья,

Воруют её мышь и птица.

Не догадаться здесь нельзя –

Конечно, это же … (пшеница)

Как растет пшеница и рожь?

Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).

Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).

Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)

 

 

 

Литовская сказка.  Как волк вздумал хлеб печь  

Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у малышей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:— Дай мне хлеба!Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…— А когда вспашешь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо рожь посеять.— А когда посеешь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.— А когда вырастет, можно уж есть?— Ещё нет. Надо её убрать.— А когда уберёшь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо её смолотить.— А когда смолотишь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо испечь хлеб.— А когда испечёшь, можно есть?— Можно.Подумал волк, подумал и говорит:— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

 Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»).  Ваш малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий  и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш малыш уже точно ничего не перепутает. А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!

 -Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб? 

Детям о тракторе. 

Особенно интересен этот материал для мальчиков!

Расскажите ребенку, что раньше машин не было и  хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Может  быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.

Главная машина – трактор. Почему главная? (Выслушайте предположения ребенка).

Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит. Как трактор это делает Вы узнаете из рассказа (текст даю здесь по мотивам рассказа А. Ивича).

                                                       Бережное отношение к хлебу.

- Почему хлеб надо беречь? Послушайте рассказ о хлебе.

М. Глинская «Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»- Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.— Куда же теперь хлеб девать?В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»: 

  • Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
  • Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
  • Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным. 

Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб»:

- Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный?).- Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).- Хлеб – батюшка, вода – матушка.- Хлеб – дар божий, отец, кормилец.- Хлеб да соль, и обед пошел.- Будет хлеб — будет и песня.- Рожь поспела — берись за дело.- Много снега — много хлеба.

Игра: «Собери колоски».

Чтобы новый хлеб испечь, пышен и высок,

Надо в поле уберечь каждый колосок!

Участники игры с завязанными глазами должны за определённое время (одну минуту) собрать как можно больше «колосков». В качестве «колосков» используются кегли, которые собираются в небольшого размера пластмассовое ведро.

 

Изготовление детьми хлебных изделий из солёного теста.

 

mbdou-ks.ucoz.ru

Обсуждение ранее прочитанного рассказа М. Глинской «Хлеб». Беседа «Откуда хлеб пришел». Исполнение песни «Вот и вызрела пшеница на полях».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе (процессы выращивания, разнообразие хлебобулочных изделий). Задачи: Приобщать детей к художественной литературе, формировать у них запас литературно-художественных произведений. Развивать выразительную литературную речь. Закреплять умения эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаичных текстов. Совершенствовать навык чтения наизусть стихотворений. Формировать навык словообразования родственных слов. Закрепить умения узнавать предмет по определенным признакам. Развивать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, тактильных и вкусовых ощущений. Развивать воображение, умение придумывать содержание своей работы, упражнять в самостоятельном применении полученных знаний на занятиях леткой. Совершенствовать мелкую моторику. На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу, вызывать интерес к коллективному труду. Подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека. Оборудование и материалы: презентация Power Point «Выращивание хлеба»; колоски пшеницы; мяч; платок для завязывания глаз; фартуки; хлеб (белый и черный), хлебобулочные изделия; дощечка для лепки пирожков; поднос, миска для замешивания теста; мука, сахар, соль, вода, дрожжи. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Отгадывание загадок о хлебе. Заучивание стихотворений и песен о хлебе. Объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Чтение рассказов М.Глинской "Хлеб", М.Пришвина "Лисичкинхлеб". Сравнение колосков ржи и пшеницы. Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу. ПЛАН ЗАНЯТИЯОрганизационный момент.Основная часть.Сообщение темы занятия. Чтение детьми стихотворений о хлебе. Обсуждение ранее прочитанного рассказа М. Глинской «Хлеб». Беседа «Откуда хлеб пришел». Исполнение песни «Вот и вызрела пшеница на полях». Уточнение знаний о хлебобулочных изделиях. Игра «Узнай на вкус». Замешивание теста. Игра с мячом (образование родственных слов от слова «хлеб»). Пальчиковая гимнастика. Лепка изделий из теста. Заключительная часть.Итог занятия. Исполнение частушек. Уход детей.

unlimitdocs.net

Рассказ о хлебе | Kratkoe.com

Рассказ о хлебе для детей поможет написать мини-сочинение про хлеб и узнать о его ценности в нашей жизни.

Небольшой рассказ о хлебе детям

Еще с давних времен хлеб для людей был святостью. Прежде, чем попасть на стол над ним трудятся тысячи людей. Сначала рано утром комбайнеры косят еще орошенные колоски, затем пекари труженики своими золотыми руками формируют каждую буханку и наконец через магазины хлеб попадает в каждый дом.

Хлеб называют по-разному: каравай, калач, батончик, рогалик. Но суть одна. Иметь хлеб на столе к богатству и благополучию. Не зря же в народе говорят: «Хлеб всему голова». Так нас учат с детства. И действительно, он бесценен. Ведь ни работа, ни праздники не обходятся без него. Он сопровождает нас на протяжении всей жизни. Поэтому хлеб так оберегали во все века. И даже в молитве к Всевышнему мы вспоминаем словами: «Хлеб наш насущный дай нам сегодня …». Это означает, что он не только самое главное в человеческой жизни, но и является самой жизнью.

В нашей стране были всякие времена. И помнит история, как было сложно без хлеба. Как опустошались целые территории, как за колоски сажали в тюрьму и как умирали от голода целыми семьями. Поэтому сегодня детей учат уважать хлеб и бережно относиться к нему.

Поэтому, давайте не забывать важные ценности нашей жизни. Пусть хлеб будет вечным и всегда свежим на столе у ​​каждого хозяина. Ибо, как известно, черствеет хлеб — черствеют человеческие души.

Рассказ о хлебе для первоклассника

Впервые начали выпекать хлеб Египтяне. Они пекли его в виде лепешек на горячих от солнца камнях. В Египте ели пресный хлеб, т.е. не соленый. Но в жарком климате тесто быстро закисало, и его выбрасывали. Как и в каждой стране, в Египте жили и бедные, и богатые люди. И вот бедные люди подбирали кислое тесто и пекли из него хлеб. Так родился новый вид хлеба — кислый хлеб.

Затем хлеб появился в Европе, где он был пшеничным и ячменным.

С VII в. в Европе при изготовлении хлеба стали использовать рожь.

На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, в которые добавляли муку, яйца, соль. Полученной смеси давали настояться. Хлеб на Руси всегда называли хлеб-батюшка. Это название связано с реальной жизнью крестьянина-земледельца, для которого хлеб был основным средством пропитания, давал ему силу и энергию.

Словом “хлеб” русские крестьяне называли зерновые культуры, такие как рожь, ячмень, пшеницу, а также продукт, изготовленный из ржаной или пшеничной муки, — круглый, без начинки. Вес такого хлеба был от 1 до 3 кг. Самым лучшим считался хлеб, выпеченный из хорошо просеянной муки.

Свой рассказ о хлебе 1 класс можно написать в комментариях, чтобы помочь другим с выполнением домашнего задания.

kratkoe.com

Конспект НОД «Откуда хлеб пришел?» ⋆ Планета Детства

Цель:

— продолжать формировать у детей представления о процессе выращивания урожая;

— закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10;

— закрепить умение детей сравнивать числа и пользоваться знаками =, <, >;

— продолжать учить грамотно строить фразы, говоря о поступках героев.

— активизировать в речи слова «сеялка», «комбайн», «хлебороб», «хлебопек», «хлеборезка».

— закреплять названия разных хлебобулочных изделий.

Интеграция образовательных областей:

— «Коммуникация»:

Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками.

Воспитывать культуру речевого общения.

Закрепить умение употреблять в речи имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Пополнять и активизировать словарь детей, уточняя их ответы, подсказывая слова, более точно отражающие особенность предметов.

Обогащать словарь детей: тракторист, комбайнер, сеяльщик, пекарь.

Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы.

— «Познание»:

Продолжать знакомить детей с деятельностью человека в сельском хозяйстве о процессе выращивания хлеба.

Формировать представления о технике, облегчающей труд людей.

Воспитывать уважение к труду взрослых

Развивать воображение, память, мышление.

— «Чтение художественной литературы»:

Активизировать чувство восприятия художественного слова, способствовать образному восприятию.

Пополнять литературный багаж загадками.

Воспитывать интерес к художественному слову.

— « Физическая культура»:

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движениями, мелкую моторику пальцев рук.

— «Социализация»:

Развивать сообразительность, творческое воображение, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

— «Труд»:

Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Развивать интерес к различным профессиям.

— «Художественное творчество»:

Развивать творчество детей, упражняться лепить предметы из солёного теста.

Задачи:

1) Образовательные

— обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;

— обогащать словарь детей прилагательными.

2) Развивающие

— развивать коммуникативные способности;

— развивать логическое мышление, память, творческое воображение;

— развивать умение слушать и слышать вопрос.

3) Воспитательные

— воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб;

— воспитывать бережное отношение к хлебу;

— вызвать интерес к коллективному труду.

Предварительная работа:

— чтение рассказа М. Глинской «Хлеб»;

— сравнение колосков ржи и пшеницы;

— сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Индивидуальная работа: с Пашей и Рамазаном лепить, используя прием прищипывания и вытягивания.

Методы и приемы:

1) Практические: игровое упражнение, динамическая пауза, творческое задание (лепка), просмотр слайдов.

2) Наглядные: иллюстрации для показа, карточки для сравнения групп предметов.

3) Словесные: беседа, чтение стихотворений, загадывание загадки.

Материалы и оборудование:

— мольберт,

— презентация «Откуда хлеб пришел»,

— картинки хлебобулочных изделий,

— дощечки для лепки печенья, стеки,

— соленое тесто,

— мяч,

— плоскостная фигура бабушки,

— карточки для сравнения групп предметов (с пирожками и колосками),

— цифры от 1 до 10 и знаки =, <, >.

Ход занятия:

1) Дети заходят под музыку в группу. Садятся на скамейки полукругом.

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Дети: хлеб!

Воспитатель: вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)

Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и вспомним, как работать с тестом.

2) Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришла бабушка (плоскостная фигура). А пришла она не просто так, она хочет вместе с нами поговорить о хлебе. И пришла она не с пустыми руками. (Открываю доску. На ней по группам разложены 6 пирожков и 5 колосьев).

— Давайте сосчитаем, сколько всего пирожков она принесла…и колосьев.

— А теперь Паша выйдет и поставит нужную цифру под пирожками, а Виолетта – под колосками. Правильно они выбрали цифры? (ответы детей).

— Ангелина, а ты выбери, пожалуйста, нужный знак и поставь его между группами предметов. Правильно она выбрала знак? (ответы детей).

— Получилось, что 6 больше 5…а 5 меньше шести. Бабушка очень довольна вами!!!

3) Ребята, недавно мы с вами прочитали рассказ М. Глинской «Хлеб». Я вам предлагаю вспомнить, о чем этот рассказ:

— Почему М. Глинская назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)

— Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)

— Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)

— Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)

— Правильно поступил Гриша? (Нет)

— Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)

— Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)

— А как вы поступили бы на месте Гриши? (Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)

— Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)

Воспитатель: молодцы!

4) Воспитатель: сейчас я предлагаю вам со мной поиграть. Для этого мы пройдем на ковер и встанем в круг. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны, ответив на мой вопрос, вернуть мне мяч. И так:

— Назови хлеб ласково (Хлебушек)

— Как называются крошки хлеба? (Хлебные)

— Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

— Название прибора для резки хлеба (Хлеборезка)

— Посуда для хлеба (Хлебница)

— Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

— Кто печет хлеб? (Хлебопек)

— Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод)

— Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)

— Молодцы! Садимся на скамейки.

5)Воспитатель: Бабушка кроме пирожков и колосков нам принесла еще и видео. Сейчас мы его посмотрим и вспомним, как хлеб попадает к нам на стол. (Просмотр слайдов «Откуда хлеб пришел» на проекторе)

1 слайд «Сначала зернышко хлеба сажают в землю»

2 слайд «Сажают специальными машинами – сеялками»

Воспитатель: скажите, как называется эта машина? И что она делает? (Эта машина называется «сеялка», она сеет зерно в землю)

3 слайд «Потом вырастают вот такие колоски»

Воспитатель:

— Что нужно для того что бы зерна проросли? (Солнце, вода, тепло)

— Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья)

4 слайд «Колоски собирают машины- комбайны»

Воспитатель:

— А как называют машины, которыми собирают колосья? (Комбайны)

— А кто управляет комбайном? (Комбайнер)

5 слайд «Отвозят зерно на мельницу»

Воспитатель:

— А это что за домик, куда отвозят собранное зерно? (Мельница)

— А для чего она нужна? (На мельнице зерно перемалывают в муку)

6 слайд «Там зерна перемелют в муку»

Воспитатель:А потом что происходит? (Муку везут на хлебозавод. Там из нее делают хлебобулочные изделия. И отвозят их в магазин)

7 слайд «Из муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки»

Воспитатель: молодцы! Все правильно вы рассказали.

6) Воспитатель:А давайте мы с вами сами покажем как же из зернышка получается каравай!

Физминутка:

Подрастает зёрнышко –

Потянулось к солнышку. Потянулись

С ветерком оно играет, Руки вверх

Ветерок его качает, Прогнулись

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет! Наклоны туловища, присели

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов. Ходьба до пят

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай! Руки вверх и потянуться

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница. Наклоны в сторону

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков! Прыжки до пяти.

7) Воспитатель: а сейчас мы с вами увидим, какие разные хлебобулочные изделия бабушка умеет печь.

Воспитатель с детьми подходит к мольберту, где расположены хлебобулочные изделия.

Воспитатель: а какие изделия здесь есть? (Картинки: баранки, вафли, пряники, печенье, кекс, булочка, хлеб пшеничный, хлеб ржаной, пирожное…).

Воспитатель: вы много знаете о хлебе.

8) Воспитатель: А что нужно для того чтобы замесить тесто мы посмотрим на экране (просмотр слайдов).

9) Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам самим сделать хлебобулочные изделия и пополнить ими наш магазин. Тесто я уже замесила. А бабушка приготовила несколько булочек (Показ заранее подготовленной «выпечки» из соленого теста) А теперь пройдем за столы, сядем, возьмем дощечки, стеки, кусочки теста…и начнем лепить разнообразные хлебобулочные изделия.

Дети делают хлебобулочные изделия. Готовые изделия выкладывают на поднос.

Воспитатель: посмотрите, ребята, какое красивое у нас получилось угощение. Вы все сегодня славно потрудились, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.

10) Воспитатель: ребята, Арсен вам расскажет, как можно освежить хлеб, если он вдруг стал черствым:

«Освежить черствый хлеб, можно завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20 — 25 минут в не очень горячую духовку».

Воспитатель: а Виолетта с Азалией прочитают стихи о хлебе.

1) Из чего печётся хлеб,

Что едим мы на обед?

Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски.

2) До чего же вкусен хлеб,

Хлеб водой запил — обед,

А на ужин две горбушки

С молоком по полной кружке,

Что осталось, всё в ладошку,

Птицам кинуть на дорожку.

Воспитатель: ребята, вы сегодня придете из детского сада домой. И что вы расскажите своим родителям о нашем занятии. Что особенного в нем было? (ответы детей).

Вы — молодцы! Все очень старались! И бабушка для вас принесла угощенье – баранки. Мы попьем с ними чай после занятия.

Автор:Ломакина Ирина Ивановнавоспитатель,МА ДОУ «Детский сад №35 «Соловушка» г. Набережные Челны, РТ

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Хлеб всему голова Доклад Окружающий мир 3 класс

Доклад к теме Хлеб всему голова Окружающий мир 3 класс

Хлеб всему голова

Хлеб — это пищевой продукт,  который пекут или выпекают. В его составе обязательно должны быть мука и вода. Хлеб — самый известный и распространенный продукт на Земле, без него не обходится  ни завтрак ни обед ни ужин. Поэтому и говорят: Хлеб всему голова!

Муку для хлеба делают из зерна. Зёрна — это семена злаков: пшеницы, ржи, овса, ячменя, кукурузы.  Сейчас чаще всего делают ржаной хлеб  черный и пшеничный — белый.

Древние люди сначала собирали зёрна диких злаков, а потом научились их выращивать.

В древности зёрна растирали в ступке, смешивали с мукой и делали хлебные лепешки.  Потом научились молоть муку на мельницах, которые приводились в движение вручную, животными, ветром, водой. Сейчас муку делают на электрических мельницах.

Сначала хлеб просто сушили на солнце, потом стали выкладывать хлебные лепешки на раскаленные на огне камни. Позже стали печь хлеб в печке. А теперь его делают на хлебозаводах и пекарнях.

У каждого народа свой, особый хлеб, он отличается по внешнему виду, форме и рецепту приготовления. С хлебом у многих народов тесно связаны национальные традиции.

Русский каравай

У русских и украинцев хлеб раньше назывался каравай. Его готовили из белой пшеничной муки, искусно украшали и подавали на рушнике — расшитом полотенце, вместе с солью. Каравай всегда присутствовал на свадьбах, его подносили гостям. И сегодня каравай остается символом русского гостеприимства.

Французский бисквит

Во Франции хлеб называется словом бисквит. В переводе это слово означает кондитерский хлеб, в его составе обязательно должны быть сахар и яйца. Такой хлеб всегда считался лакомством. А сейчас моя бабушка печет для меня вкусные бисквитные торты.

Кавказский лаваш

На Кавказе (в Армении, Азербайджане) делают лаваш. Это пресный белый хлеб в виде тонкой лепешки из белой пшеничной муки. Лаваш  по рецепту приготовления ближе других видов к древнему хлебу. В древности хлеб готовили примерно также: смешивали муку, воду, соль добавляли дрожжи или закваску и пекли тонкие лепешки.

Итальянская пицца

Итальянское национальное блюдо пицца — это тоже хлеб. Точнее, снизу хлебная лепешка, а сверху начинка из томатов и сыра. В средневековой Европе черствый хлеб использовали в качестве тарелок. На хлебных лепешках подавали пищу. Такие тарелки впитывали лишний жир и влагу.  Эти хлебные тарелки и были прообразом пиццы.

Раньше хлеб людям доставался тяжелым трудом.  Поэтому и относились к нему с уважением: его не принято было оставлять недоеденным или выкидывать. Сейчас в магазине можно найти хлеб на любой вкус и в любом количестве, но относиться  к нему все-равно надо с уважением. Нельзя забывать, что хлеб — всему голова!

akwin.ru