Конспект урока на тему "Музыка без границ". 4 класс. Музыка 4 класс конспект урока


Конспект урока на тему "Музыка без границ". 4 класс

Урок музыки в 4 классе

Тема урока: «Музыка без границ»

Цель урока: обобщить и осмыслить все накопленные знания о музыке народов мира.

Задачи урока:

- воспитать любовь к музыке и понимание её как вида искусства

-развитие творческой активности.

-формирование музыкальной культуры детей, их нравственных качеств, средствами музыки.

Оборудование:

запись музыкальных произведений народов мира,

Портреты композиторов .

Оформление центральной стены: композиция «Музыкальное дерево дружбы народов»

План урока

  1. Организационный момент

  2. Основная часть урока:

«Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина – слушание

«Заход солнца» Э. Грига – слушание

«Полька» (чешская народная песня – танец) – исполнение

«Пастушка»(французская народная песня) – исполнение

«Вишня»(японская народная песня) – исполнение

«Катюша» М. Блантера – слушание и исполнение

  1. Итог урока:

Композиция «Музыкальное дерево»

«Дерево дружбы» А. Пахмутовой – исполнение

Ход урока

Организационный момент:

1.Музыкальное приветствие:

Учитель – Я, приветствую Вас дорогие друзья!

Дети – Мы приветствуем Вас и желаем добра!

2. Сообщение темы урока: «Музыка без границ»

-Как вы думаете, ребята, каковы будут цели урока?

Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока.

-Много уроков мы с вами посвятили музыкальному «путешествию» по карте мира. Мы разучивали песни народов мира, слушали музыку, знакомились с творчеством композиторов разных стран, готовили и просматривали ваши презентации о разных странах. Мы узнали много интересного о жизни других народов, через их музыку, а главное, что музыкальное искусство сближает людей разных стран. И сегодня на уроке, слушая и исполняя музыку разных народов мира, мы ещё раз поговорим об интернациональной природе музыкального языка, а главное подтвердим мысль о том, что музыкальный язык не нуждается в переводе. В течение урока, мы с вами постараемся вырастить музыкальное «Дерево дружбы народов»

Основная часть урока:

- Каждый народ имеет свой разговорный (литературный) язык, как и свой музыкальный. Музыка – это тоже язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражают свои мысли и чувства. И этот музыкальный язык, в отличие от языка разговорного, понятен всем другим народам без перевода.

На какие три сферы можно разделить всю музыку? (Песня, танец, марш)

Правильно! Песня, танец и марш – это самые широко распространённые, самые массовые, самые демократические области музыки. Подобно тому, как фундамент связывает дом с землёй, на которой он стоит, так песня, танец и марш связывают всё богатство музыки с огромными массами людей.

Давайте и мы выложим фундамент – почву для нашего музыкального дерева, а всю музыку, существующую в мире, мы изобразим в виде ствола дерева.

КАРТИНКА №1

- Но ведь мы с вами сегодня говорим о музыке народов мира, поэтому символизировать музыку того или иного народа мы будем листочками разного цвета.

КАРТИНКА №2

Слушание и обсуждение произведения «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»

Дж. Гершвина.

-Знакомо ли вам это произведение?

- Что можно сказать об этом произведении?

(Исполняется на английском языке; главную мелодию исполняет женский, сольный голос; оркестр играет роль аккомпаниатора; мелодия звучит плавно, нежно; это колыбельная.)

-Нам понятен музыкальный язык? (Понятен)

- Это произведение композиторское или народное? (композиторское)

- Кто помнит, как называется это произведение? («Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»)

Вывод: По самой музыке мы определили, что это колыбельная. При общем плавном характере музыки, свойственном колыбельным песням всех народов, отчётливо заметны острые ритмические «перебои» (синкопы), присущие народной, негритянской музыке.Автор музыки – американский композитор Джордж Гершвин. Это – первый американский композитор, который завоевал популярностьи признание во всём мире.

//После краткой беседы на музыкальное дерево прикрепляются листочки определённого цвета.//

Прослушивание и обсуждение произведения «Заход солнца» Э. Грига

-Знакомо ли вам это произведение?

- Кто помнит, как называется это произведение? («Заход солнца»)

- Это произведение композиторское или народное? (композиторское)

(Это произведение написал норвежский композитор Эдвард Григ)

- Что можно сказать об этом произведении, какой характер музыки?

(Музыка медленная, спокойная, уравновешенная, мечтательная и др.)

- Что рисует нам музыка? (Картину природы)

- Кто как представил себе картину завершения дня? (Солнце садится , окрашивая в

багряный цвет небо, леса, поля. Облака делаются красивого цвета,от ярко – бардового

до светло – жёлтого, зелень делается тёмной, прохлада сменяет жару и т.д. Выпадает

вечерняя роса…)

- Какие здесь использованы средства выразительности?

- Понятен ли нам музыкальный язык данного произведения? (Понятен)

//После работы над произведением на музыкальное дерево прикрепить листочки определённого цвета.//

«Полька» (чешская народная песня – танец) – исполнение мелодии на фортепиано.

Разбор произведения:

- Знакомо ли вам это произведение? (Да)

- Какой характер музыки? (Весёлый, задорный, песенно – танцевальный)

- Что придаёт этому произведению особый характер музыки? (Синкопы)

- Что такое синкопа?

- Это произведение можно только петь или под эту музыку можно ещё и танцевать?

(Можно петь и танцевать польку.)

Полька – это старинный чешский народный танец, который исполняется парами по кругу

с подскоками весело и задорно.

Давайте мы споём и станцуем весёлую «Польку»

//После исполнения песни – танца на дерево прикрепляют листочки определённого

цвета.//

«Пастушка» (французская народная песня) – исполнение с последующим обсуждением произведения.

-Знакомо ли вам это произведение?

- Кто помнит, как называется это произведение?

- Это произведение композиторское или народное?

- Что можно сказать об этом произведении, какой характер музыки?

- Что рисует нам музыка?

- Понятен ли нам музыкальный язык данного произведения?

//После краткой беседы на дерево прикрепляются листочки определённого цвета.//

«Вишня» (японская народная песня) - исполнение учителем.

-Знакомо ли вам это произведение?

- Кто помнит, как называется это произведение?

- Это произведение композиторское или народное?

- Что можно сказать об этом произведении, какой характер музыки?

- Что рисует нам музыка?(Музыка рассказывает нам про самое любимое в Японии, самое красивое дерево – сакура (вишня), которое весной покрывается нежно – розовыми цветами.)

- Понятен ли нам музыкальный язык данного произведения?

//После краткой беседы на дерево прикрепляются листочки определённого цвета.//

«Катюша» М. Блантера–слушание песни на разных языках.

Звучание песни должно стать поводом к рассказу о том, чтопесня эта стала известной в разных странах мира и к мелодии этой песни иногда сочиняли новые слова.

Например: во время войны «Катюша» стала гимном итальянских партизан.

Очень полюбили «Катюшу» и в другом конце мира – в Японии. В Токио (столица Японии) есть даже клуб любителей песни, где собирается молодёжь и поёт песни разных народов мира, в том числе и наши русские песни. И называется этот клуб «Катюша» в честь любимейшей в Японии советской песни.

«Катюша» М. Блантера – исполнение

//После краткой беседы и исполнения песни на дерево прикрепляются листочки определённого цвета.//

Вывод: Песня «Катюша» - это наглядный пример того, как музыка объединяет разные народы и ещё раз доказывает нам, что музыкальный язык понятен всем без перевода.

- Силуэт какой птицы символизирует мир, дружбу народов мира?(голубь)

- Давайте мы напишем пожелания всем народам мира на силуэтах голубей, лежащих у вас на столах.

//Дети пишут пожелания и прикрепляют голубей на дерево дружбы.//

3.Итог урока.

Обобщение: Сегодня на уроке звучала музыка разных народов мира. Каждый народ имеет свой музыкальный язык. И этот язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода.

- На уроке мы сегодня и пели, и танцевали, и слушали музыку.

- Какое у вас настроение?

- Чем можно изобразить ваше настроение в данной композиции? (солнышком)

//Прикрепить на доску солнышко.//

- Вот мы свами и вырастили «Музыкальное дерево дружбы»

- Посмотрите, какое оно красивое, яркое. Наш урок подходит к концу. И в заключение урока я предлагаю вам спеть песню «Дерево дружбы».

«Дерево дружбы» А.Пахмутовой – исполнение

-

infourok.ru

урок музыки в 4 классе

Конспект урока музыки в 4 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Тема урока: «Счастье в сирени живёт»

Раздел: «В концертном зале»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова.

Задачи:

Обучающая: закрепить понятие: музыкальные жанры: песня, романс, вокализ.

Развивающие: - развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;

- развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно творчества С. Рахманинова.

Воспитательные: - воспитание любви и уважения к Родине через призму творчества С.В. Рахманинова;

- пробудить у учащихся интерес к музыке композитора, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

Коммуникативная: понимать и принимать различные позиции других людей, отличные от собственной.

Регулятивные:

- оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критерием;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Виды деятельности на уроке: слушание, пение, импровизация, пластическое интонирование.

Комплексно – методическое обеспечение: ИКТ, инструмент, фонохрестоматия.

Новизна идей: внедрение ФГОСов на уроке музыки в начальной школе, метапредметные связи (музыка, МХК, изобразительное искусство, литература.)

Ход урока:

Слушание.

1.Звучит музыкальный фрагмент - «Вокализ» - С. Рахманинова.

(Слайд 3.)

Учитель читает на фоне музыки:

«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка… У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха».

Ребята, вы узнали музыку, под которую я прочла цитату композитора? Кто её написал, какой композитор мог так о себе сказать?

Дети: Это Сергей Рахманинов – «Вокализ».

(Слайд 4 – портрет композитора)

Учитель: Верно. Сергей Рахманинов написал много незабываемых музыкальных произведений. В начале учебного года мы познакомились с мелодией 1-ой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром - С. Рахманинова, с «Вокализом». Что такое вокализ?

Дети: Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов.

Продолжим знакомство с творчеством замечательного русского музыканта, композитора, дирижера, прекрасного пианиста - С.В. Рахманинова.

Открываем рабочие тетради, запишем число, и оставим строчку для темы урока, которую мы с вами выведем к концу урока.

Знакомясь с биографическими фактами жизни композитора, всегда можно найти их отражения - в творчестве. Предлагаю вам послушать сообщение о композиторе, которые подготовили ваши одноклассники.

Дети: выступают с короткими сообщениями о жизни и творчестве С.В. Рахманинова.

(Слайд 5,6.)

Учитель: Молодцы! (Учащиеся за сообщения получают наклейки.) Как вы думаете, анализируя сообщения одноклассников, какого жанра, музыкальное произведение, мы сейчас будем слушать? Почему вы так решили? Как оно может называться?

Дети: Наверное, мы будем слушать, произведение вокального жанра, т.к. в последнем сообщении говорилось о любви композитора к поэзии, а поэзия – это стихи, а слова – это песня. Романсы Рахманинова.

Учитель: Мы с вами, сегодня знакомимся с одним из самых известных романсов С. Рахманинова – «Сирень». Романс был написан композитором в 1902г., когда он решил обвенчаться с Н.А. Сатиной. Душевное состояние влюбленного композитора, вылилось в прекрасное, лирически утонченное, музыкально-живописное вокальное произведение на стихи поэтессы Екатерины Бекетовой.

(Слайд 7.)

Запишите название романса и автора слов - в тетрадь.

(Слайд 8.)

Цитата: «…в творчестве Рахманинова, этот романс выделяется своей поэтичностью, возвышенностью и особой одухотворенностью. Мелодия его и проста, и напевна, а мысль, выраженная в романсе, вопреки содержанию стихов, положенных в основу, светла и жизнеутверждающа».

Слушаем романс в исполнении превосходной, уже теперь бывшей, солистки БТ – Елизаветы Владимировны Шумской.

(после прослушивания) Каково ваше впечатление? Кто из вас искал своё счастье, в пяти лепестках цветка сирени?

Ответы детей.

Учитель: Для того, что бы понять произведение, необходимо разобраться с вокальным жанром – «романс». (пишу слово на доске) Какое у этого слова определение?! Обратимся за знаниями к различным источникам.

Задание: 1 и 3 ряд ищет значение этого слова в дополнительной литературе (раздаю книги), 2 ряд – в энциклопедии, а Кирилл в интернете.

Дети: В книгах мы нашли, что романс – это …. Энциклопедия трактует слово романс, как …. Интернет ресурс – романс – это… Отвечают «по руке», получают наклейки.

(Слайд 9.)

Учитель: Запишите в тетрадь понравившееся вам определение.

Обратите внимание, на сопровождение романса: в нем – завораживающее своей неизменностью легкое колыхание - ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени. Слышно начальную интонацию романса. Послушайте нижний басовый голос сопровождения, как он вторит светлому сопрано.

(Слайд 10.)

Напомню: Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос. Бас (от итал. basso — «низкий») — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания.

Послушайте и подумайте, что это – музыкальный монолог или диалог голосов? Попытайтесь услышать кульминацию романса. Что такое кульминация?

Дети: Вершина в музыке.

Учитель: Кульминация – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; кроме того вершина подъёма мелодической линии.

Слушаем.

Дети: (за правильные ответы – получают наклейки). Кульминация в ярком звучании аккомпанемента и голоса «Мое бедное счастье…»

Учитель: споем первых два предложения романса, ориентируясь на нотную запись в учебнике – стр.80. Исполним еще раз – только спокойно и непринужденно. (стр. 80 учебника проецируется на экран (доску), для того, чтобы посадка ученика, во время исполнения, соответствовала правильному звукообразованию – спина ровная, плечи расправлены).

Пластическое интонирование с элементами импровизации.

Учитель: А теперь мы немного подвигаемся. Вставайте около парт, попробуйте проинтонировать романс «Сирень» пластическими, танцевальными движениями - импровизируйте движениями. Движения плавные, покачивающиеся, большей частью – руками, поклоны, повороты.

Двигаемся под музыку.

Хорошо, у некоторых из вас, получилось точно уловить темп; некоторые интересно импровизируют. Попробуем все вместе продирижировать пару предложений. По трехдольной сетке. Внимание: на первую долю – приходится пауза – смотрите в учебник на нотную запись.

Дирижируем.

Молодцы! Садитесь, ребята, продолжим наш урок.

С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины. Посмотрите на портрет С.В. Рахманинова – художника К. Сомова.

(Слайд 11.) и (Проекция стр.80 учебника)

Композитор изображен на фоне родной природы, не в интерьере в стиле рококо, не на однотонном темном фоне – а именно весной в саду. Может это потому, что в его музыке удивительные музыкальные пейзажи?! Послушаем, что сказал сам художник о замысле этой картины.

Один из учеников класса, зачитывает цитату. (Сообщение7).

Учитель: Назовите произведение С.В. Рахманинова, которое также как и романс «Сирень» - пронизано русской песенностью, любовью к родной природе, к Родине.

Дети: Это мелодия 1-ой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром – С. Рахманинова.

Учитель: Послушайте фрагмент этого произведения, услышьте русскую песенность инструментальной мелодии Рахманинова. Помните, что главное качество музыки романса – песенность. Постарайтесь для себя отметить особенные черты музыки Рахманинова, чтобы по ним потом отличить ее, вспомнить.

Рефлексия.

Учитель: Для того чтобы закрепить наши знания, давайте ответим на следующие вопросы.

( Слайд 12.)

1. Что такое «романс»?

А) Вокальное сочинение.

Б)Темп музыки.

В) Веселый танец.

2.Какое название цветов-кустарников использует Рахманинов для названия своего романса:

А) Роза.

Б) Жасмин.

В) Сирень.

(Слайд 13.)

3.На стихи, какой поэтессы написан романс Сирень?

А) Анны Ахматовой.

Б) Екатерины Бекетовой.

В) Агнии Барто.

4. Какой художник написал портрет С. Рахманинова в весеннем саду?

А) И.Е. Репин.

Б) Б.М. Кустодиев.

В) К. Сомов.

(Слайд 14.)

5. Чем романс отличается от песни?

А) Текст романса более точно и детально отражён в музыке. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля.

Б) Ничем.

Учитель: Вы молодцы!

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее.

(Слайд 15.)

Учитель: Елизавета, раздай, пожалуйста, одноклассникам, миниатюрный портрет Сергея Васильевича. Дома, вы приклейте портрет композитора в тетрадь «под темой урока».

(Слайд 16.)

Я советую Вам прочитать повесть Ю. Нагибина «Рахманинов», особенно 1-ую часть – «Белая сирень»; послушать и другие романсы Рахманинова (всего 83 романса) – «Не пой, красавица, при мне» на стихи А.Пушкина, романс на слова Константина Бальмонта «Островок», «Здесь хорошо» на слова Галины Галиной. (я «скину», вам на флешки или слушайте online) Можно посмотреть кинофильм «Ветка сирени».

Вывод: Мы сегодня снова послушали музыку замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. И вновь оценили потрясающую мелодичность, русскую песенность его произведений. Познакомились с вокальным жанром – романс.

6. Домашнее задание: выучить слова двух предложений романса «Сирень» - исполнять.

7. Оценки за урок. (Оценка «5»: за 5 наклеек; за полноту и оригинальность ответов, за сообщения; за исполнение и импровизацию и т.д.)

infourok.ru

Урок музыки в 4 классе

Урок музыки в 4 классе

Тема. «Не молкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы»

Цель: сформировать представление об особенностях композиторского

творчества Ф. Шопена

Задачи:

Обучающая. Узнать биографию Шопена и познакомиться с его музыкой.

Развивающая. Проникаться эмоциональным содержанием музыки.

Воспитательная. Воспитывать грамотных слушателей и исполнителей. Прививать интерес к музыке зарубежных композиторов. 

Музыкальный материал: Вальс №10, Ф. Шопен;

Полонез №3 ля мажор, Ф. Шопен;

Мазурка №1 си-бемоль мажор, Ф. Шопен;

Мазурка №3 фа мажор, Ф. Шопен;

Мазурка №2 ля минор, Ф. Шопен;

Ход урока:

Вход под Вальс №10 Ф. Шопена

Эпиграф урока:

«Ты, думаешь,

эти мелодии звуки струны?

То, звуки, рожденные в сердце слышны.»

Р.Гамзатов

I . Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Добрый день, вам, добрый день! В мире музыки, фантазий и песен. Добрым будь, щедрым будь И искусством в добрый путь! 

II. Актуализация знаний

- Какой музыкальный жанр прозвучал вначале урока?

- Как вы думаете, это произведение принадлежит русскому или зарубежному

композитору?

III. Постановка цели и задач урока:

Сегодня двери в концертный зал нам отворила музыка выдающегося польского композитора, исполнителя танцевальной музыки Фредерика Шопена. Тема нашего урока «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» И сегодня мы попробуем найти объяснение этим словам.

Шопен – уникальное явление в истории музыки. Он не оставил нам ни одной оперы, ни одной симфонии, ни одной симфонической увертюры. Всю свою музыку он создал почти исключительно для фортепиано. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды.«Душа фортепиано » - так называли польского гения.

Родина замечательного композитора 19 века Ф. Шопена – Польша. Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор провёл на чужбине.

Ему пришлось закончить свою жизнь вдали от Родины, но сохранить свою трепетную любовь к ней и выразить её в своих музыкальных произведениях.

Свои музыкальные послания Отчизне, своему народу Шопен наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием. Умер композитор во Франции, но завещал похоронить своё сердце на родине. В Варшаве, в костёле Святого Креста, поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшее ли?...

  - Ребята, скажите, захотелось ли вам услышать музыку Шопена?

   - Сегодня мы познакомимся со всемирно известными произведениями Фредерика Шопена. И так какой любимый инструмент был у композитора? - Фортепиано.

 Как я уже говорила  -  Шопен сочинял на нём свои любимые произведения: полонезы, вальсы, мазурки. Как вы думаете, что это?- Танцы.

Сейчас прозвучит один из самых знаменитых полонезов Шопена Полонез ля мажор. Этот полонез стал музыкальным символом Польши.

ЗвучитПолонез №3 ля мажор

- А знаете ли вы, что это за танец – полонез?

Встарину (16 -17 века) полонез называли «великим пешим танцем». Поначалу он исполнялся только мужчинами–польскими рыцарями, затем рыцарем и его оруженосцем и, наконец, стал парным бальным танцем. Старинный полонез был парадным танцем-шествием торжественного, даже мужественного характера. Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал.

Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается не глубоким и плавным приседанием на третьей доле.

Подлинной вершиной развития жанра полонеза стало как раз так и творчество Ф. Шопена. В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны.

ЗвучитПолонез №3 ля мажор

- Какими чувствами наполнена музыка?

- Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?

В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.

Итак, бал открывался полонезом.

IV. Физкультминутка.

Ножки, ножки

Бежали по дорожке.

(Бег на месте).

Лугом, лесочком

Прыгали по кочкам.

(Прыжки).

Прибежали на лужок

И потопали: топ, топ, топ.

(Ритмическое притопывание ногами).

На цветочки засмотрелись,

(Оглядываясь кругом, рассматривают)

Песенки распелись

(Активная работа артикуляционного аппарата без звука)

У березки встали,

(Ходьба на месте)

Бодро танцевали

(Произвольные танцевально – ритмические движения.)

Дети садятся.

-А какие танцы ещё звучали на балах? (Вальс)

Ну, с вальсом мы довольно часто встречаемся в жизни, и в начале урока прозвучал Вальс Ф. Шопена. А вот что за танец мазурка?

В 19 веке наряду с вальсами, полонезами была широко распространена в Европе и мазурка. Родина мазурки – Польша, а точнее, её область – Мазовия. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами.

Шопен сочинил около 60 мазурок. Он называл мазурки «obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.

Мы сегодня послушаем три мазурки, и попробуем определить в какой из них мы услышим незатейливый крестьянский танец, а в какой блистательный бальный танец. А может это просто пьеса – воспоминание.

Звучит Мазурка №1 си-бемоль мажор

- Как прозвучал танец? ( быстро, резко, стремительно, сакцентами, изящно)

Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения. А вот другая мазурка:

Звучит Мазурка №3 фа мажор

- Отличается этот танец от предыдущего?

- В чем разница?

Звучит скромнее, незатейливая по сравнению с предыдущей мелодия.

- А что вы скажете о звучании вот этой мазурки? Предназначена она для танца?

Звучит Мазурка №2 ля минор

-Какими чувствами наполнена музыка Мазурки?

- Музыка звучит задумчиво, мечтательно, как воспоминание, размышление- грустно, проникновенно, задушевно, поэтично, лирично.

- Сохраняется ли этот характер звучания до конца?

- Какие новые черты появляются в средней части?

Ускоряется темп, звучит громче, минор сменяется мажором.

Повторение главной темы мазурки возвращает нас в первоначальное душевное состояние.

V. Обобщение урока и выводы.

- Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?

  Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь к Родине, его сердце не умолкнет!

-Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от «сердца к сердцу».

 -Творчество, музыка Шопена настолько проникает в сердца людей, что вдохновляло их на создание произведений о нем. Это и картины художников, скульпторов, поэтов, кинематографистов, композиторов.

- Какая мазурка вам понравилась больше других?

- Почему?

infourok.ru

Конспект урока 4 класс "Мелодия"

КОНСПЕКТ 4-1-1

Тема: Мелодия

1. орг.момент

2. Беседа . Музыка композиторов полна нароными мелодиями . У русских композиторов – русскими мелодиямим , у итальянских – итальянскими , и т.д. В связи с этим можно ли узнать музыку русских компоиторов звучит или композиторов др.страны. ? Поэтому музыка Чайковского , Глинки, Рахманинова и др. русских композиторов лгко узнают в др.старанах.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ . ( показ ладошками)

Слушание: Чайковсский , Шопен, молд.нар.мелодия , Мусоргский

ПРЕЗЕНТАЦИЯ о Рахманинове

Рахманинов – композитор, писанист , дириже р ОБЪЯСНИТЬ (каждое слово). Родился под В.Новгородом , любил свои края и всегда тосковал если езжал из нее. В 1917 году уехал из России навсегда . Много его произведений передают любовь к Родине, красоте русской природы.

Однажды Р.написал новое пр-ие» Концерт для фо-но с орк» .Его спросили :Где вы взяли првую мелодию для своего пр-ия? Из какой либо русской песни? Или из церковных песнопей:?

- Нет , так написалось

ПЕНИЕ: мелодия Концерта

- чем она близка к русским народным мелодия м?

То же деладли Ч. и М

Слушание: Ч.Симфония №4

Мусоргский « Рассвет.

? – чем похожи эти ри мелодии разны х композиторов , написанные в разные времена ?

( певучестть, спокойствие, мелодичность ..)

Т.е Р.М.Ч. старались бы ть в музые похожими на песни из народа и значит показать свою лбовь к России .

?- почему мелодию называет душой музыки? ОТВЕТЫ :( в ней чувства композитора)

В мире много музыки , но во всякой музыке сеть общее – мелодия. Это сердце музыки. Мелодия – самое главное что есть в музыке .с нее композитор начинает сочинение . Мелодия- самое главное в муз.сочинении.

3.Слушание: Рахманинов» Концерт №1»

- что узнаем из звучащего произведения

-национальность

- обосновать

- исполнитель музыки

- очем рассказ

- соло ин-тов? Почему скрипки?

Пение: мелодии рахманинова из Концерта

- чем похожа на русскую мелодию

- о чем были бы слова этого Клонцерта

- «Словно тропинка в поле « почему та к о ней говорят

Слушание: повторное

- услышь тропинку ( показ рукой )

3. Концерт – это соревнование

Беседа . История создания концертной музыки.

?- какие здесь соревнуются группы муз.ин-тов.( фо-но , симф.орк-р)

4. Биография Рахманинова .(под музыку Концерта)

Все композиторы свои чувства и переживания иередают в своей музыке.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ . «Биография Рахманинова»

- подобрать цвет для мелодии Концерта

- раскрась линию мелодии в цвете

7. Муз.пауза. «Острова»

ИГРА: поем по руке

8. ПЕНИЕ: Ты река ли .

- откуда появлялись такие красивые мелодии у композиторов ? ОТВЕТ : слушали р.н.песни

- разучивание пение по руке

8. ПЕНИЕ: Здравству йРодина моя милая –разучивание

9. Д\задание: стр. 8-9 читать , записи читать .

Песню петь и выучить наизсть. Текст в тетрадь

kopilkaurokov.ru

Конспект урока музыки в 4 классе

БОУ "Андреевская ООШ"

Урок музыки в 4 классе по теме

"Оркестр русских народных инструментов"

Учитель: Т.А.Хойкка

2014-2015 учебный год

Цель урока: познакомить с оркестром русских народных инструментов, с историей его создания

Задачи:

Образовательные: осваивать знания о музыкальных инструментах России, овладевать элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности, учиться различать тембровую окраску народных инструментов.

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, нравственно-эстетические чувства, уважение к своему народу, интерес к русскому фольклору.

Развивающие: развивать способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений, выражать художественно-образное содержание произведений в исполнительской деятельности

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная установка, народные инструменты, фортепиано

ХОД УРОКА

1. Вводно-мотивационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке. Надеюсь наше занятие пройдет интересно и будет наполнено музыкой, творчеством, поиском. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Выберите себе гармошки соответствующего цвета.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

- Чтобы определить тему нашего урока, цели и задачи, отгадайте загадки, угадаете, возьмите этот предмет в руки.

* Ой, звенит она, звенит.

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая, отгадай-ка,

Это наша... (Балалайка)

* Я весь круглый,

Меня ударишь

Я бубенцами звучу,

Меня положишь - я молчу (Бубен)

* В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее? (Гармонь)

*На чем в гостях в дали от дома, играл Садко царю морскому?

Тот музыкальный инструмент сломал он, улучив момент.(Гусли)

* Деревянные сестрички

Друг о друженьку стучат,

Всю округу веселят (Ложки)

* Приложил к губам я трубку,

Понеслась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется... (Свирель)

* В деревнях она живет,

Очень жалобно поет (Жалейка)

*Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят, плясать велят (Трещетки)

- Молодцы! Ребята, а почему вы сели так? Что у нас получилось?

+ Оркестр

- И, значит, тема нашего урока?

+ Оркестр русских народных музыкальных инструментов.

- Цель и задачи урока? (СЛАЙД)

- Правильно. А что такое оркестр?

+ Это коллектив музыкантов и музыкальных инструментов, совместно исполняющих музыкальное произведение.

3. Открытие нового знания

- Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. У русских это?

+ Гармонь и балалайка

* Балалайка - русский народный струнный щипковый инструмент. Название созвучно с о словами балагур, балакать, то есть болтать. От этих слов и произошло название. (СЛАЙД с балалайкой, Звук балалайки).

* Гармонь сначала появилась в Германии, а потом уж зазвучала в России.

* Домра - струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. На домре играют медиатором. Этот инструмент - основа народного оркестра.

* Гусли - образовано от слова "гудеть"

* Ложки - русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий звонкий звук.

* Трещетки - инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками.

* Бубен - просто встряхивают.

(СЛАЙД)

- Оркестр русских народных инструментов был создан в 19 веке. Своим появлением оркестр народных инструментов во многом обязан дворянину, музыканту, композитору, балалаечнику Василию Васильевичу Андрееву. Он являлся организатором и руководителем первого оркестра народных инструментов в России. Андреев не только усовершенствовал многие народные инструменты, но и объединил их в группы так же, как и в симфоническом оркестре (струнные, ударные и духовые).

4. Практическая работа

- А сейчас мы с вами послушаем русскую народную песню "Светит месяц", а вы определите, какой инструмент звучит. (СЛАЙД)

- Какая музыка звучала? Инструмент?

- А сейчас послушаем "Пляску скоморохов" из оперы "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова. (СЛАЙД)

- Какая музыка звучала? Инструмент?

- Давайте еще раз назовем инструменты оркестра русских народных инструментов.

Чтобы нам закрепить звучание народных инструментов, сейчас вы послушаете два фрагмента и определите, где звучит оркестр народных инструментов.

(Слушание "Камаринская", "1 часть симфонии №5")

РАСПЕВКА

Исполнение песни "Во поле береза стояла" (СЛАЙД)

Вывод (СЛАЙД)

5. Рефлексия (СЛАЙД)

- Ребята, мы все задачи урока выполнили? Были какие-то трудности? Что для вас было новое? Что понравилось? А теперь, вы не хотите выбрать другую гармошку по цвету, не изменилось ли ваше настроение?

6. Домашнее задание

На выбор:

- Составить кроссворд "Оркестр народных инструментов"

- Выполнить тест

- Нарисовать рисунок с изображением понравившегося инструмента

infourok.ru

Конспект урока по музыке (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ

Тема урока: «Ты запой мне ту песню»

Ход урока:

I. 1. Звучит мелодия р.н.п. «Ты река ль, моя реченька».

- О чём эта песня?

- Какое исполнение? (Акапе́лла (итал. a cappella, «как в капелле») — пение (как правило, хоровое) без инструментального сопровождения. Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле.).

- Как относится человек к речке? (моя реченька-ласково, нежно, значит, любит свою родину).

- Эта песня композиторская или народная?

- Как узнали, что подсказало? (слова старинные «не колыбнется», «горница»,

протяжная, широкая, как поля широкие у нашей Родины)

- Как будем петь? Нежно, ласково, с любовью.

- Почему? Потому что любим свою Родину.

  1. 1. Сейчас мы послушаем звучание инструмента, который на Руси имел большое значение .

- Что вы знаете о колоколах? (Каждый храм и монастырь имел свои колокола. )

В Древней Руси удары колокола отсчитывали время, люди знали, когда вставать, за работу приниматься, в какой

день праздник, а в какой беда нагрянула. Колокол в Древней Руси имел большое значение, мощные звуки охранного

колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот подступал к стенам города. Люди знали, что набат чутко

бодрствует и днем, и ночью. Колокольным звоном народ провожал своих воинов на битву и встречал с победой. 

Многие композиторы передавали звучание колокола в своих произведениях.

3. Слушание «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргский. Анализ музыкального произведения.

  • Какой будет день? (светлый, хороший и т.д.)

  • Как звонит колокол? (могучее, тревожное звучание большого колокола и звонкие перекликающие голоса малых колоколов)

  • Что услышали? (петушиное пение, пастуший рожок)

  • Сочинил эту музыку Модест Петрович Мусоргский и назвал «Рассвет на Москва-реке»

4. Рассказ.

Существует такая легенда: Один человек очень болел и однажды гулял по лугу, устал, прилёг на траву и уснул. На протяжении всего сна он слышал красивый, прозрачный звон, а когда проснулся, то почувствовал себя очень хорошо. Рядом увидел цветы - КОЛОКОЛЬЧИКИ, услышал их звон и решил, что он от этого выздоровел. Придя домой, отлил цветок из металла.

Кампанелла (итал.) - колокольчик.

На Руси вылили первый колокол в 13 веке и превзошли западных мастеров и по красоте и по качеству звона! Первое упоминание о колоколах на Руси содержится в третьей Но­вгородской летописи и датируется 1066 годом: Первое летописное свидетельство об отливке колоколов на русской земле от­носится к 1259 году, когда князь Даниил Галицкий перевез из Киева в Холм колокола и иконы.

5. Слушание С. Рахманинов. Концерт №2 (1 часть. Фрагмент)

- Не зря говорили раньше, что невозможно жить в России и не любить её. Многие русские композиторы отражали в музыке любовь к своей Родине, её жизни, природе, передавали музыкой звон колоколов. Среди них - П. Чайковский, С. Рахманинов.

- Каким был звон в музыке Второго концерта С. Рахманинова?

- А в какие дни сейчас звонят колокола в наше время? (в праздники и в воскресенье.)

-Звонари специально придумывали попевки, подходящие под тот или иной звон, чтобы быстрее выучить ритм, например:

ВЫВОД. - О чём говорили? Что слушали? С чем познакомились?

О Родине. Не зря говорили, что: «Нельзя жить в России и не любить её».

- Полюбуемся нашей Россией:

Просмотр видео о России.

6. Разучивание песни «Россия- ты моя звезда».

infourok.ru

Конспект урока Музыка 4 класс - 21 век В.А. Усачева

Сильникова Маргарита Васильевна

Учитель музыки МОУ Лицей г. Балашов Саратовской области

Открытое занятие по музыке 4 класс . Программа «Музыка» - 21 век

Тема: «Голос России»

Цель: Размышлять о закономерностях возникновения специфических особенностей музыкальной культуры страны. Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства

1.Звучит песня «Ой да ты калинушка»

?Что вы услышали?

-песню …

?Какой характер этой песни?

- …

?Авторская или народная?

-

?Какому народу она принадлежит?

-

?Кто исполняет?

-ансамбль

Давайте еще раз внимательно послушаем фрагмент этой песни

?Что бы вы мысленно нарисовали?

-березки, луга, поля..

?Эти картины соответствуют вашему воображению?

?Что объединяет?

-образ Родины

?Какие чувства песня и картины о Родины передают?

- любовь, нежность к Родине

Давайте при помощи исполнения песни «Ой да ты калинушка» выразим любовь к Родине.

Откройте учебник на стр. 11(В.А.Усачева –Л.В. Школяр «Музыка 4 класс)

?На какую запись в учебнике мы с вами обращаем внимание?

- на нотную

?Как мы с вами должны исполнить ее? Есть ли для нас подсказка?

Указание темпа: спокойно, широко

Все классом проговариваем текст песни, приготовились … «Ой да ты калинушка…»

А теперь пропоем мелодию вместе со словами …

?Что необычного вы увидели в нотном тексте? На что – то обратили внимание?

-на мелодическую линию

?Какая мелодия по диапазону? (узкая или широкая)

-широкая, протяжная

? Какие признаки указывают нам на это свойство песни?

Протяжная, т.к. в песне на один слог исполняется несколько звуков

?Музыка это живой организм?

-Да

?Посмотрите внимательно, как она дышит ? (по – разному или одинаково)

- по- разному?

- размер 3/4, то 4/4 Смена размера

?Как вы думаете, почему в простой русской народной песне изменяется размер? Можете ли вы объяснить, с чем это связано?

- с внутренним чувством человека

Обратите внимание в учебнике на поставленный вопрос. Зачитаем этот вопрос.

?Подумайте над ответом?

- можно понять через исполнение.

?Мы с вами люди творческие?

Представим себе, что мы с вами являемся частью творческого коллектива, который нам с вами исполнил этот напев.

?Представили?

А теперь исполним вместе с этим коллективом

?Как мы исполнили эту песню?

-а капелла

?Это связано как то с русской традицией?

-Да. На Руси считалось, что самый лучший инструмент на Руси – это человеческий голос.

?Чей голос мы с вами услышали?

- Свой….

?Какого народа?

- России

?Можете ли вы сформулировать, назвать тему нашего занятия на уроке ? Может кто – то желает написать тему на доске?

- Голос России

Обратите внимание, на иллюстрации в учебнике на страницах 8 – 9

? Что вы увидели?

- Образ Родины

?Какая у нас с вами Родина?

- большая по территории, многонациональная, с богатой историей, культурой.

Мы с вами зрительно увидели различные картины нашей Родины.

?Что позволяет слух человеку? Найдите информацию в учебнике на стр.12

- работа с информацией?

?А можно услышать голос целой страны?

- работа с учебником

?Приходилось ли вам когда – нибудь задумываться о том, что и вы являетесь частицей России?

-рассуждение обучающихся

Вывод: Значит! Ваш голос – тоже голос … России! И от того, как он звучит, зависит общее звучание России.

?Самая главная песня России?

-Гимн

А сейчас мы с вами исполним Гимн России вместе с хором

Исполнение гимна – 1 куплет

?Можем ли мы с вами назвать себя счастливыми?

- Потому что живем в такой великой стране. Я предлагаю Вам в этом убедиться. Видеоклип «Гимн России» в исполнении Л. Долиной

Рефлексия:

Я благодарю Вас за работу на нашем уроке.

Обращение на вопросы рефлексии:

В заключении урока оцените свои ответы, продолжая фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне очень понравилось…

На уроке меня удивило:

Для меня стало новым…

Я с удовольствием…

?Какую оценку я себе бы поставил за работу на уроке?

Домашнее задание: Приведите примеры музыкальных произведений, исполнителей – голоса России, которые нравятся вашими родителям, бабушкам, дедушкам, близким людям.

Спасибо за внимание!

infourok.ru