План-конспект урока по музыке "Детские образы в музыке". Музыкальная тема музыкальный образ конспект


Урок музыки тема "Музыкальный образ"(7 класс)

Урок музыки . 7 класс.

Тема: «Музыкальный образ»

Цель: познакомить учащихся с видами музыкальных образов.

Задачи:

Образовательная: сформировать представления о музыкальных образах, ввести понятия инструментальной и вокальной музыки

Развивающая: развивать умение анализировать музыкальные произведения.

Воспитательная: на примерах музыкального материала привить любовь к природе, к прекрасному , развивать ассоциативное мышление, воспитывать интерес к музыке.

Тип урока: вводный

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3. Работа над новым материалом.

Учитель:

- Когда мы представляем что-то, мы обязательно думаем о том, как это выглядит. Каждый предмет имеет свою характеристику и образ. Невозможно представить книгу круглой - она обязательно прямоугольная.

-Теперь представим человека. Кто- то представил соседа, друга, маму .

И обязательно это человек будет в вашем воображении либо грустить, либо улыбаться, либо совершать какое - то действие.

Учитель:

- То, что происходит в воображении, многие талантливые люди переносят в произведения искусства: художники в картины- что более понятно, потому, что это визуально, композиторы- в музыкальные произведения, над которыми можно поразмыслить.

Учитель:

- О чём идёт речь?

Ученик:

- Об образах.

Учитель:

- Совершенно верно, а на уроках музыки мы будем говорить о музыкальных образах.

-Что же такое музыкальный образ?

Ученик:

- Музыкальный образ- это творческий замысел, который создает композитор, используя возможности музыкального языка.

Учитель:

- Музыкальный язык универсален, он понятен всем. А правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация- главное свойство музыки.

Учитель:

- Музыка делится на два вида. Она может быть вокальной и инструментальной.

Учитель:

-Что значит вокальная музыка, инструментальная музыка?

Ученик:

-Вокальная музыка- музыка предназначенная для исполнения голосом, а

инструментальная- это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты.

Учитель:

-В какой музыке легче определить музыкальный образ?

Ученик:

-Вокальной.

Учитель:

-Почему?

Ученик:

-Есть слова.

Учитель:

-Композитор Д.Б.Кабалевский говорил: «Музыкальное произведение, как всё рождённое и живущее, имеет своих родителей. Родители- это композитор и жизнь».

Учитель:

-Как вы понимаете слова композитора?

Ученик:

- Музыка рождается композитором, а идею он берёт из жизни.

Учитель:

- В школе, на уроках литературы, вы знакомитесь с различными видами художественной литературы.

Учитель:

-Назовите эти виды.

Ученик:

- Эпические, лирические и драматические.

Учитель:

-А может ли музыка воплощать такие образы? (да)

Учитель:

-Музыкальные образы так же могут быть лирические, эпические,

драматические.

(Подготовленный ученик рассказывает о видах образов)

Ученик:

-Лирические образы- это романтические чувства, любовь к природе, к человеку.

-Эпические образы- это грустные воспоминания, разочарования .

-Драматические образы- это образ, где присутствует трагедия, драма .

4.Работа по закреплению нового материала.

Учитель:

-Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением австрийского композитора Ф.Шуберта. Это баллада, которая написана к драме немецкого поэта Гётте.

Учитель:

-Что такое баллада в музыке?

Ученик:

-Баллада в музыке- это произведение для голоса с аккомпанементом.

Учитель:

-Послушайте и ответьте на вопрос: Какое впечатление произвело на вас это произведение? Какие события могли происходить в балладе?

(просмотр видеофильма и прослушивание «Лесной царь» на немецком языке.)

Учитель:

-Сколько музыкальных образов в произведении?

Ученик:

-Рассказчик, отец, сын, царь.

Учитель:

-Дайте характеристику каждому образу. Можно ли объединить все эти образы в один?

Ученик:

- Да, можно, в драматический.

(Повторное прослушивание).

Ответы на вопросы.

Учитель:

-С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор нарисовал музыкальные образы?

5.Вокально- хоровая работа.

Разучивание и работа над песней «Дорога добра».

6. Итог урока.

Учитель:

-С каким понятием вы познакомились сегодня на уроке?

-Какими бывают музыкальные образы?

7. Домашнее задание.

Приготовить иллюстрации по теме урока.

infourok.ru

Урок музыки в 7 классе по теме "Музыкальный образ"

Урок музыки в 7 классе.

Тема: «Музыкальный образ»

Цель: Ввести обучающихся в мир музыкальных образов.

Задачи:

Образовательная: сформировать представления о музыкальных образах, развести понятия инструментальной и вокальной музыки.

Развивающая: развивать умение анализировать музыкальные произведения.

Воспитательная: воспитывать интерес к музыке.

Тип урока: Вводный.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Звонкий прозвенел звонок

Начинается урок.

Будем дружно песни петь

На уроке не шуметь.

2. Введение. Беседа.

-Ребята, представьте себе яблоко.

-Каждый из вас представил своё яблоко: кто- то маленькое и красное, кто- то большое и зелёное, маленькое и зелёное, кислое, сладкое и т.д.

Когда мы представляем что-то, мы обязательно думаем о том, как это выглядит. Каждый предмет имеет свою характеристику и образ. Невозможно представить яблоко квадратным- оно обязательно круглое.

-Теперь представим человека.

Кто- то представил сейчас себя, кто-то соседа, друга, любимого человека, маму и т.д.

И обязательно это человек будет в вашем воображении либо грустить, либо улыбаться, либо совершать какое – то действие.

То, что происходит в воображении, образы, действия многие талантливые люди переносят в произведения искусства: художники в картины- что более понятно, потому, что это визуально, композиторы- в музыкальные произведения, над которыми можно поразмыслить.

Т.е. речь идёт об ОБРАЗАХ. На уроках музыки мы будем говорить о музыкальных образах.

-Так что же такое музыкальный образ?

Музыкальный образ- это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.

Музыкальный язык универсален, он понятен всем. А правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация- главное свойство музыки.

Музыка может быть вокальной и инструментальной.

Разведите эти понятия.

Вокальная музыка- музыка предназначенная для исполнения голосом

Инструментальная- это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты.

В какой музыке легче определить музыкальный образ? (вокальной)

Почему? (есть слова).

Композитор Д.Б.Кабалевский говорил: «Музыкальное произведение, как всё рождённое и живущее, имеет своих родителей. Родители- это композитор и жизнь».

Как вы понимаете его слова?( музыка рождается композитором, а идею он берёт из жизни).

На уроках литературы вы знакомитесь с различными родами художественной литературы. Какими? (эпические, лирические и драматические).

А может ли музыка воплощать такие образы? (да)

Музыкальные образы так же могут быть лирические, эпические, лирико- эпические, драматические.

Лирические образы- это романтические чувства, любовь к природе, к человеку и т.д.

Эпические образы- это грустные воспоминания, разочарования и т.д.

Драматические образы- это образ, где присутствует трагедия, драма и т.д.

3.Прослушивание и анализ музыкального произведения.

Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением австрийского композитора Ф.Шуберта. Это баллада, которая написана к драме немецкого поэта Гётте.

Что такое баллада в музыке?

Баллада в музыке- это произведение для голоса с аккомпанементом.

Послушайте и ответьте на вопрос: Какое впечатление произвело на вас это произведение? Какие события могли происходить в балладе?

-сочините свой рассказ к произведению.

(прослушивание «Лесной царь» на немецком языке.)

-На основе вышесказанного, проведём разбор музыкального произведения.

Послушайте повторно балладу и ответьте на вопросы письменно:

  1. Сколько музыкальных образов в произведении?(рассказчик, отец, сын, царь)

  2. Дайте характеристику каждому образу.

  3. Можно ли объединить все эти образы в один? (драматический).

(Повторное прослушивание).

Ответы на вопросы.

-С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор нарисовал музыкальные образы?

  1. Вокально- хоровая работа.

Разучивание и работа над песней «Дарите музыку друг другу»

  1. Итог.

С каким понятием вы познакомились сегодня на уроке?

Какими бывают музыкальные образы?

3

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по музыке "Детские образы в музыке"

Урок музыки в 3 классе

Тема урока: Детские образы в музыке.

Класс: 3 класс

Автор урока: учитель музыки Динганорбоева Н.Н.

Автор учебника: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина . «Музыка» 3 класс, Москва «Просвещение» 2012г.

Тип урока: Урок выработки универсальных способов действий.

Цели:

  • обобщить уже имеющиеся знания детей по теме,

  • научить учащихся видеть образы детей на примере музыкальных произведений великих композиторов С.С. Прокофьева и П.Чайковского, познакомить их с творчеством М.П. Мусоргского,

  • Задачи:

  • Образовательные: углубить свои познания в области интонационной выразительности и изобразительности классической музыки. Познакомиться с понятием речетатива.

  • Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости и доброжелательности, способности к сопереживанию чувствам других людей и тонкому прочувствованию внутреннего мира человека.

  • Развивающие:

  • умение анализировать, сравнивать и сопоставлять особенности воплощения образного содержания музыки;

  • осмысление стилевых особенностей музыки М.Мусоргского и П.Чайковского;

  • передача собственных музыкальных впечатлений с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности (восприятия, пластического интонирования, пения)

  • освоение навыков самоанализа и результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников.

  • формирование основных вокально-хоровых навыков (пофразное дыхание, четкая дикция, чистое интонирование, выразительное исполнение).

  • Музыкальный материал: М. Мусоргский песни: “С няней”, “С куклой” из вокального цикла “Детская”; П.Чайковский “Нянина сказка” из “Детского альбома”. Распевки: “Киска”, “Часы”; песня “Песенка про волшебников»Г.гладкова.

Оборудование:

  • компьютерное и мультимедийное оборудование,

  • синтезатор.

  • цифровая запись “Нянина сказка” из “Детского альбома” П. И. Чайковского “С няней” «С куклой»из “Детской” М. П. Мусоргского, “Песенка про волшебников” Г. Гладкова.

  • первый слайд презентации спроецирован на экран.

Методы: интерактивный (учитель – ученик) и с помощью медиапроектора, метод междисциплинарных взаимодействий, объяснительно-иллюстративный, наглядно-слуховой, словесный

Ход урока

1.Организационный момент.

  1. Построение у класса.

  2. Вход в класс под музыку П. И. Чайковского “Нянина сказка” из “Детского альбома.

  3. Музыкальное приветствие.

- Здравствуйте ребята! Очень рада видеть вас! (поет учитель)

-Здравствуйте учитель. (поют учащиеся)

II.Повторение изученного на прошлом уроке.

У. Учитель: Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела учебника “День, полный событий”. Тема нашего урока называется “В детской. Игры и игрушки”. Презентация. Слайд 2.

Вы все, наверное, узнали музыкальное произведение, которое звучало в начале урока?

Д. «Нянина сказка» П.И. Чайковского из «Детского альбома» Слайд №3

У. Скажите пожалуйста, Как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала?

Д . ( Беспокойство, волнение, тревогу.)

У. Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души?

Д. Мелодия - отрывистая, быстрая, с акцентами, резкая. Динамика – сначала тихая, затем громкая, опять тихая, громкая и затихает в конце. Лад – минорный, темп – быстрый, стремительный, ритм – острый, четкий.

У. А теперь ребята отгадайте следующую музыкальную загадку. (Звучит «Сказочка» из «Детской музыки» С.С. Прокофьева)

Д. «Сказочка» С.С. Прокофьева. Слайд № 4 ( Появляется изображение портрета композитора, обложка сборника «Детская музыка».

У . А какие же здесь композитор использовал интонации для того, чтобы передать сказочный образ?

Д ( Сказочные, повествовательные , осторожные, вкрадчивые, убаюкивающие и.т.д.)

У. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, с какой музыкой познакомимся в рамках темы “В детской. Игры и игрушки

Д:.рассуждают, предполагают, что сегодня прозвучит музыка для детей, о детях, о том, как они живут, как играют. Это будет музыка, раскрывающая внутренний мир ребенка.

III. Работа по теме урока.

У. А теперь мы с вами познакомимся еще с одним известным композитором. Его зовут Модест Петрович Мусоргский. Давайте хором повторим его фамилию, имя и отчество. (Слайд 5)

-Мусоргский Модест Петрович русский композитор, родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Торопецкого уезда на Псковщине, умер 28 марта 1881 года в Петербурге). Детская тематика раскрывается у Мусоргского вокальном цикле “Детская В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх, шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплотил в своей музыке.

У.- Ребята, давайте теперь прослушаем несколько отрывков произведений этого цикла. Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он “иногда не спал по ночам”.

Прослушивание

Звучит первый отрывок из песни называется «С няней»

У. Кто является исполнителем этой песни?

Д. Солист .(Исполняет женский голос)

У.  Сколько действующих лиц в песне и кто они?

Д. Двое: няня и малыш.

У. Кто главный рассказчик?

Д.  Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку.

У. Какие интонации вы услышали в этом произведении?

Д. (Спокойные, настойчивые,просящие ,выразительные)

У. Эти интонации очень выразительные, они точно следуют за литературным текстом. Такие интонации, похожие на человеческую речь мы называем речевые или речетативом

У. Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского?

Д. В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок.

Учитель: В чем различие? Что общего в произведениях Мусоргского , Прокофьева и Чайковского?

Дети: В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок.

У. В чем различие?

Д. Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского и Прокофьева пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьесы Чайковского и Прокофьева – инструментальное произведение

У. Сейчас прозвучит еще одна песня М. Мусоргского. Она называется “С куклой”. Эту песню композитор посвятил своим племянникам “Танюшке и Гоге Мусоргским”. Слайд №5

У. Послушайте песню, о чем в ней рассказывается. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для своего рассказа? (Слушание: “С куклой”). 

Д. В песне рассказывается о том, как девочка укладывает свою куклу спать и поет ей колыбельную песню.

У.  Какие интонации подсказывают, что это колыбельная?

Д.  Мягкие, тихие, убаюкивающие, покачивающие, интонации “баю-бай”.

У. Кому подражает девочка?

Д.  Своей маме, няне.

У. Посмотрите на репродукцию картины художника М. Добужинского “Кукла”. Созвучна ли эта картина песне М. Мусоргского и почему? (Ответы детей). Вот такие яркие и правдивые сценки из жизни детей “нарисовал” музыкальными красками М. Мусоргский. Слайд №6

IV. Вокально-хоровая работа.

У. Перед тем как разучивать песенку давайте сделаем разминку для голоса: Пропоем гласные звуки.

У. А песня у нас называется «Смешной человечек». Вы знаете такую песню?

У. А хотите разучить? .

Дальнейшее разучивание и исполнение песни (Работа над выразительностью исполнения, четкой дикцией, пофразным дыханием, чистым интонированием ,пение с движениями.

Подведение итогов.

Вывод: Итак, музыка – это искусство выразительное по своей природе. Она выражает чувства и мысли человека. Музыка, которая звучала сегодня на уроке, знакомила нас с различными сценками из жизни детей, раскрывала разные грани мира ребенка. Именно настроение музыки и характер основных ее интонаций помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы знакомимся в том или ином произведении. И.М. Мусоргский и П.Чайковский очень искренне, поэтично и выразительно воплощали мир детских чувств, радостей и огорчений. Они любили и “понимали детей…как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол”.

У.  Ребята, что запомнилось вам сегодня на уроке? Что нового узнали? Что было интересно? Что было трудно? Какие произведения особенно понравились и запомнились вам?

Домашнее задание.

  1. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. Те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.

  2. Пополните свою музыкальную коллекцию: найдите в интернете, послушайте и сохраните другие песни из вокального цикла “Детская” М.Мусоргского.

infourok.ru

Конспект урока музыки 7 класс по теме "Музыкальный образ"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

г. Моздок РСО - Алания

Урок музыки в 7-м классе по теме:

«Музыкальный образ».

Урок разработала

Казакова Светлана Владимировна

учитель музыки, 1 категории

7 класс 1 четверть

Тема урока: Музыкальный образ

Цель урока: - формирование средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта   

 Задачи урока: образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;

 Развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;

 Используемые приемы обучения:

 объяснение;

 практические задания;

 проблемная ситуация;

 анализ и синтез;

 сравнение и сопоставление.

 Формы организации познавательной деятельности:

 индивидуальные;

 парно - групповые;

 коллективные;

 фронтальные. воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

 Портреты Франца Шуберта, Иоганна Гете Иллюстрации Прогнозируемый результат: понятия: баллада способы действий: работа по карточкам, слушание музыки. суждения: личностное отношение к музыке.

 Тип урока: Изучение нового материала.

 Оборудование: компьютер, экран, презентация по теме: «Драматический образ».

 Межпредметные связи: литература, история.

 

                                                    

Ход урока

1.Организационный момент

 Все встали, подравнялись, приготовились к уроку, здравствуйте, садитесь. Звучит фрагмент «Аве Мария» Ф. Шуберт. (чтение на фоне музыки)

 Эпиграф:

«Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов. С музыкой объединяются и литература, и живопись, и хореография, и актерское мастерство…

 Разве это не чудо – прекрасное и удивительное?»

 Учитель:

. 2. Постановка целей и задач урока.

Тема: «Драматический образ в музыке.

 - Прочитайте тему урока и сделайте предположения , о чем будет идти речь на уроке. Ребята. А что такое образ? Музыкальный образ - частица жизни. Композитор создает те или иные замыслы, то или иное содержание. Сделайте предположение что же такое драма? Дра́ма (греч. Δρα´μα – действие. Главные свойства драмы (показ слайда)

Драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим особенности драматического образа, познакомимся с новым жанром вокальной музыки и попробуем вместе с музыкой и ее создателями пережить и сопоставить несколько простых и доступных человеку чувств, чувства борьбы и победы, крика души

  - Чтобы точно определить жанр этого произведения, я предлагаю вам разгадать кроссворд. А поможет мне консультант.

 Его ключевое слово и будет являться ответом на данный вопрос.

 (Плакат на доске с кроссвордом. )

  1. Немецкий композитор, фамилия которого звучит коротко, напоминая выстрел. (Бах)

 2. Исполнение мелодии для голоса без слов или на какой- нибудь слог. (Вокализ)

  3. Низкий женский голос. (Альт)

  4. Вид искусства, содержание которого передается в сценических музыкально – хореографических образах. (Балет)

 5. Тихое исполнение. (Пиано)

  6. Когда исполняют двое, то называется…(дуэт)

  7. Высокий женский голос. (Сопрано)

 Вывод: Жанр с которым мы сегодня знакомимся называется баллада.

3. Актуализация опорных знаний Знаком ли вам такой жанр?

 Тогда охарактеризуйте мне его.  А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

 Вывод: Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

 4. Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на немецком языке. – Ф. Шуберта зачаровывала поэзия немецкого поэта В. Гёте. (портрет поэта). Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.

 – Сейчас вы послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и выявите средства музыкальной выразительности  вы прослушали произведение 

 - С чего начинается баллада?

  - Какие чувства выражает музыка?

 - Какой образ передал в своей музыке композитор?

 - Кто исполняет это музыкальное произведение?

 – Как называется это произведение?

  - Какие драматические события переданы в этом произведении?

 – Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

 – Что вы услышали в аккомпанементе?

 -Можно ли это увидеть? (Стремительное, драматически напряженное движение.)

-Музыка выразительная или изобразительная? (И выразительная и изобразительная.)

Повторное прослушивание произведения.

Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть ее содержание.

Вывод: Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединенный стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.

5.Итог урока.

В заключении урока учащиеся могут по собственному выбору спеть ранее выученные песни. ДЗ нарисовать иллюстрацию к балладе Ф. Шуберта «Лесной царь»

kopilkaurokov.ru

Конспект урока Музыкальный образ

Конспект урока для 7-го класса.

Тема урока: Многообразие образов в музыке Эдварда Грига

Тип урока: урок изучение нового материала.

Цель урока: раскрытие значения многообразия образов в музыке Э. Грига на примере сюиты «Пер Гюнт».

Задачи:

образовательные

  • закрепить полученные знания по творчеству норвежского композитора Э. Грига;чащихся с жизнью и творчеством А. й.

  • показать правдивое отображение образа через связь с музыкой, с природой, силу музыкального воплощения музыкального образа и правдивое отображение его.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, воображения, духовного мира учащихся;

  • развитие интонационно образного мышления, естественное восприятие и понимание музыки.

Воспитательная:

  • способствовать формированию слушательской культуры учащихся;

  • активизация интереса учащихся к изучению предмета.

Оборудование:

Программное обеспечение:

Ход урока.

Организационный момент: музыкальное приветствие

2. Актуализация знаний.

Здравствуйте ребята, садитесь

«Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов. С музыкой объединяются и литература, и живопись, и хореография, и актерское мастерство…

 Разве это не чудо – прекрасное и удивительное?»

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с извеснейшим норвежским композитором Э. Григом. И его произведением сюитой Пер Гюнт.

Но прежде чем мы с вами начнем рассматривать это произведение скажите пожалуйста как звучит тема нашей четверти?

Музыкальный образ

Совершенно верно!

Так вот тема нашего сегодняшнего урока так и звучит

Слайд 2

«Многообразие образов в музыке Э. Грига.»

А теперь посмотрите на слайд.

Слайд 3 о композиторе

Запишите пожалуйста годы жизни Грига.

Слайд 4

А теперь давайте перейдем непосредственно к самой сюите.

Свою сюиту «Пер Гюнт» Григ написал на драмму Генрика Ибсена Пер Гюнт в 1875 году (соч. 23). Премьера постановки пьесы вместе с музыкой состоялась 24 февраля 1876 года в Христиании ныне город Осло

В отличие от других писателей, бравших своих героев из образованного общества, Ибсен обратился к норвежскому фольклору. Имя главного действующего лица и отдельные мотивы пьесы он заимствовал из «Народных сказок», но свое произведение насытил острой злободневностью своего времени.

В пьесе «Пер Гюнт» (1867) тема главного героя, который должен выполнить свое жизненное призвание, как бы выворачивается наизнанку: герой стремится не найти себя и осуществить свое предназначение, а увильнуть от него, «обойти сторонкой» все сложности жизни. Гордый тезис «быть самим собой», подменяется в конечном счете трусливым «быть самим собой довольным».

Пер Гюнт это норвежский юноша, который отправляется путешествовать, чтобы разбогатеть

И так открывает первую сюиту музыкальная картинка «Утро»

Пер Гюнт встречает восход солнца в Египте, но перед глазами его — родная Норвегия.

Слайд 5

Прослушайте данное произведение и ответьте на следующие вопросы

Какой образ в этом произведении композитор показывает?

Определите каким настроением проникнуто?

Какое чувство вызывает?

Возможные ответы:

1 композитор показывает утро во всей его красе, журчание ручейка, пение птиц, звон утренней росы на листьях, природа просыпается от сна.

2 нежный, легкий, спокойный, мирный безмятежный.

3 чувство спокойствия умиротворения, созерцания.

Молодцы очень хорошо!

Следующее произведение которое мы с вами прослушаем называется «В пещере горного короля»

Слайд 6

Слайд 6

Слайд 7

Организация учащихся на уроке. Активизировать внимание учащихся на слайд.

Повторение пройденного материала: Ребята скажите, пожалуйста, что это за композитор?

А как звучала тема нашего предыдущего урока?

Совершенно верно, и сегодня на уроке мы с вами продолжим рассматривать эту тему.

Скажите, пожалуйста, что за произведения мы с вами слушали?

  1. Утро

  2. Смерть Озе.

Расскажите вкратце сюжет произведения, какого он характера?

Новый материал: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством норвежского композитора Э. Грига, и продолжим слушание фрагментов сюиты «Пер Гюнт». Отдельные номера сюиты подчеркивают, раскрывают разные образы, ситуации драмы Ибсена.

Слайд с названиями

Слушание. Сегодня на уроке мы послушаем произведения; «Танец Анитры»; «В пещере горного короля».

Слайд с фрагментами балета.

Анитра – девушка из арабского племени, дочь вождя танцует для Пер Гюнта. Он зачарованно следит за ее танцем. Анитру пленят его драгоценности, обманным путем она овладевает ими и бросает Пер Гюнта по среди пустыни.

Слайд.

Вопросы Ребята вот сейчас мы с вами послушаем произведение «Танец Анитры». По прослушиванию вы мне скажете:

1. Какая группа инструментов исполняет это произведение?

2. Что необычного в исполнении вы услышите?

3. Внимательно послушайте и скажите, какого характера это произведение?

Слад с инструментами.

Прием пиццикато – игра щипком, а не смычком на струнном инструменте.

Какой образ рисует композитор?

Какое настроение в этом произведении

Слушание «Танец Анитры»

Возможные ответы.

Финалом второго действия является произведение «В пещере горного короля»

Пер попадает во владения Доврского деда (горного короля), его заставляют женится на его дочери, или его ждет смерть. Пер Гюнту удается избежать смерти, так как раздался звон колоколов и невидимый мир троллей рухнул.

Слушание. «В пещере горного короля».

Вопросы: С помощью, каких средств музыкальной выразительности композитор добивается такого звучания?

Какой образ рисует композитор?

Какую картину вы себе представили?

Микро итог: Какие произведения прослушали

Какого композитора

Кратко охарактеризовать каждое произведение.

Разучивание песни «Гардемарины в перед», вокальная работа над песней.

infourok.ru

Конспект урока по музыке "Музыкальный образ" (7 класс)

МБОУ г. Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 48»

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Музыка

Тема урока: «Музыкальный образ»

Учитель: Бологова О.А.,

высшая квалификационная

категория

Крган

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

7 класс. Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.В.Алеев (научный руководитель), Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак.

УМК «Музыка» авторов Т.И. Науменко и В.В. Алеева. В УМК входят: учебник, «Дневник музыкальных наблюдений», «Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя, а также «Музыкальная фонохрестоматия для учащихся и учителей». УМК одобрен Федеральным экспертным советом, рекомендован Министерством образования российской Федерации. Учебник «Музыка» включен в Федеральный перечень учебников.

Общая тема 7 класса. «Содержание и форма в музыке»

Тема II четверти: «Музыкальный образ» (3 часа)

Тема второго урока четверти: «Драматические образы в музыке».

Образовательные технологии: информационно-коммуникационные, проблемного обучения, здоровьесберегающие.

Тема: Музыкальный образ (на примере произведений Франца Шуберта).

Цель: приблизить обучающихся к сознательному восприятию произведений

классической вокальной музыки.

Задачи: 1. Выявить характерные особенности драматического образа,

осознать их жизненное содержание

2. Развивать ассоциативно – художественное восприятие обучающихся на

основе активного постижения средств художественной выразительности.

3. Помочь обучающимся ощутить жанр музыкальной баллады психологически

доступным и понятным; формировать личностную оценку музыкальных

произведений.

Тип урока: урок углубления темы.

Форма урока: урок - исследование.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт, Л. Рельштаб «Серенада»;

Ф. Шуберт, И.В. Гёте «Лесной царь»;

Г. Струве, Л. Кондрашенко «Матерям погибших героев»

Новые понятия: серенада, баллада, драматический музыкальный образ.

Оборудование: фонозаписи музыкальных произведений; слайды с изображением

портретов Ф. Шуберта, И.В. Гёте; картина Морица фон Швинда

«Танец фей».

Предварительная работа: обучающимся предложено

  1. Узнать значение слов серенада и баллада;

  2. Ознакомиться с текстом баллады И.В. Гёте «Лесной царь»

Литература: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие.:

Народное образование, 1998.

Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. М.: «Академия», 2001.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 2003.

Медушевский В.В. Энциклопедический словарь юного музыканта.

М.: Педагогика, 1985.

Попова Т.В. Зарубежная музыка XIX века. М.: Просвещение, 1981.

Ход урока:

Звучит музыка Ф. Шуберта

1.«Серенада»

Слова Л. Рельштаба

Вход в класс, погружение в атмосферу искусства; выявление характерных особенностей лирического музыкального образа.

- Ребята, как вы думаете, что за музыка сейчас прозвучала?

- Какое воздействие она на вас оказала?

- Если бы вы захотели движением передать мелодию, какой жест бы выбрали – резкий или плавный? Покажите (наиграть фрагмент).

- Прозвучало произведение австрийского композитора Франца Шуберта.(1797-1828) Серенада на стихи Л. Рельштаба.

- Кто сможет объяснить значение этого слова?

- Посмотрите на портрет композитора (приложение 1) и прочитайте перевод,

выполненный русским поэтом Николаем Огарёвым:

«Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.

В рощу лёгкою стопою ты приди, друг мой.

При луне шумят уныло листья в поздний час,

И никто, о друг мой милый, не услышит нас».

-Как вы считаете, какое чувство хотел передать автор? (напеть фрагмент)

-С помощью каких средств ему удалось это сделать?

-К группе каких музыкальных образов мы отнесём «серенаду»? Почему?

(Воплощено тонкое чувство любви).

Фонозапись.

Серенада – вечерняя песня, исполняется перед домом какого – нибудь лица в знак почитания и любви.

Слайд с портретом Ф.Шуберта;

эпиграф.

5 минут

Выход на тему урока, погружение в проблему.

Расширение культурологического пространства, выявление взаимосвязи поэзии и музыки.

-Сегодня мы продолжаем тему «Музыкальный образ» и познакомимся с произведением «Лесной царь». Ф.Шуберт сочинил эту балладу на текст великого немецкого поэта и мыслителя XVIII века И.В. Гёте (приложение 2)

-Кому знаком текст баллады?

-Кто объяснит значение этого слова?

Звучит текст в исполнении учителя (стр.40-41).

(приложение 3)

-Ребята, если бы вы были композиторами, какую бы музыку сочинили к этим стихам?

- Музыка была бы в одном характере или менялась? Почему?

-Сколько здесь героев?

(Автор, младенец, отец, царь)

Слайд с портретом И.В.Гёте

Баллада –стихотворение с напряжённым, острым сюжетом, герои вступают в конфликт.

Учебник

с.40-41

5 минут

2.Ф.Шуберт,

И.В.Гёте

«Лесной царь»

(1-е прослушивание на немецком языке)

(2-е

прослушивание на русском языке)перевод

В.Жуковского

Развитие темы урока;

выявление характерных особенностей драматического образа;

выявление средств музыкальной выразитель-

ности.

Кульминация урока; развитие ассоциативно-художествен-

ного восприятия на основе сравнения языка трёх художествен

ных произведений литературного, музыкального и живописного.

-Какое воздействие оказала музыка?

-Вы остались равнодушными?

- С помощью каких средств музыкальной выразительности Ф.Шуберт создаёт образ «Лесного царя»?

(Быстрый темп, пульсирующий ритм, динамика, ладовая окраска, речитатив)

-Попробуем спеть тему Лесного царя (стр.43)

-Какова ладовая окраска? (Мажор)

-А всего сочинения? (Минор).

-Почему композитор меняет напряжённый сумрачный минор на светлый мажор?

- Найдите в учебнике основную тему баллады

(стр.42)

-

Попробуйте точно исполнить ритм. Что он передаёт: спокойствие или волнение, безмятежность или тревогу?

-Как вы считаете, что важнее: партия фортепиано или партия солиста? (В песнях Ф.Шуберта аккомпаниатор и солист - равноправные участники ансамбля)

-На стр.45 вы найдёте заключение.

- В каком темпе нужно его исполнить? Почему? С какой динамикой?

-Во время второго прослушивания попробуйте сыграть ритм сопровождения на воображаемой фортепианной клавиатуре. А «внутренним зрением» попытайтесь увидеть героев баллады.

-Кому удалось «увидеть» героев?

-Сможем ли мы отличить их друг от друга? По каким признакам?

-Как музыка характеризует героев?

-Что объединяет разные образы в единое целое?

(Ритм)

-Что изображает остановка в конце? (Смерть героя)

-Рассмотрите картину современника Ф.Шуберта австрийского художника Морица фон Швинда.

(приложение 4)

-Какому фрагменту баллады эта картина наиболее созвучна? Почему?

-А вот как почувствовал музыку Ф.Шуберта поэт XX века Осип Мандельштам

«Старинной песни мир-

Коричневый, зелёный,

Но только вечно молодой,

Где соловьиных лип рокочущие кроны

С безумной яростью качает царь лесной».

-Как вы считаете, какое впечатление на поэта произвела баллада «Лесной царь»? Почему?

-Можем ли мы сказать, что здесь, как и в «Серенаде» воплощено тонкое, нежное чувство любви?

-Какое чувство воплощено? (Страха, борьбы со смертью)

-Герои мирно ладят между собой?

(Конфликтуют.) Эта баллада является ярким примером создания драматического музыкального образа.

Фонозапись

Учебник

с.42,43,45

Фонозапись

Слайд:

Мориц фон Швинд

(1804-1871)

«Танец фей».

Эпиграф

О.Мандельштама

20 минут

3.Г.Струве, Л.Кондрашенко «Матерям погибших героев»

Заключительный этап урока.

Обобщение темы на примере песни; работа над интонацией, фразировкой, дикцией, ритмом, динамикой.

-Ребята, как вы считаете, воплощение драматических музыкальных образов мы можем рассматривать только на примере классических произведений?

-Можем ли встретить в современной музыке?

-Из знакомых нам песен, в какой наиболее ярко воплощён драматический образ? Какой куплет повторить? (приложение 5)

-Почему нужно исполнять стоя?

-Попробуйте исполнить ритм (такт 6-7). Ровный или пунктирный?

-А теперь ритм вместе с текстом. Какое слово в каждой фразе является главным - первое или последнее? Во время исполнения выделите это слово рукой.

-Попробуйте исполнить запев песни закрытым ртом. Что означают паузы между фразами? (такты 7, 9).(Усиливают драматизм)

-Каждая фраза должна звучать одинаково или меняться?

-Можем ли мы выделить главную фразу? Покажите её рукой.

-Чем отличается мелодия припева от запева?

Чтобы правильно исполнить высокие ноты давайте споём их как вокализ (такты 14-19).

-На какой слог можно попробовать? (Слог «на»)

-Последнюю фразу (такт 20) как лучше спеть - на слог или закрытым ртом?

-Где в этом куплете кульминация, т.е. наивысшая точка развития?

-Почему после насыщенного forte (такт 18) мелодия как бы обрывается…. и последняя фраза звучит на piano (такт 20)?

-В чём здесь заключается конфликт?

(Между жизнью и смертью)

Звучит фрагмент песни в исполнении учащихся (один куплет)

7 минут

Развязка.

Оценка деятельности.

Выход из класса

-Я благодарю всех за работу на уроке и прошу дома подумать над вопросом: может ли в небольшом музыкальном произведении быть выражен глубокий и сложный образ?

Домашнее задание:

стр. 48, вопрос 3

3 минуты

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(1797-1828)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(1749 – 1832)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Иоганн Вольфганг Гёте «Лесной царь»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Мориц фон Швинд «Танец фей»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

infourok.ru

Урок «Разнообразие музыкальных образов».

Тема урока: «Разнообразие музыкальных образов».

Цель урока:

  1. познакомить с биографией И.С.Баха,

  2. уметь определять развитие образа произведения, если известна его форма на примере Фуги ре-минор И.С.Баха;

  3. дать понятия фуга, полифония.

  4. воспитать любовь к зарубежной классической музыке

  5. развить музыкальную эрудицию школьников

Оборудование:

  1. Музыкальный материал:

    • органная фуга ре– минор И.С.Баха

    • «Шутка» И.С.Баха

    • «За рекою старый дом» И.С. Бах

2. компьютерная презентация

3. рисунки учащихся

Ход урока.

1.рассказ учителя о И.С.Баха

«Он не ручей, он океан», - восторженно восклицал Бетховен, говоря о Бахе. Бах в переводе с немецкого – «ручей», но когда знакомишься с творчеством этого великого композитора, убеждаешься в правоте этих слов Бетховена.

Действительно, океан европейской музыкальной культуры вытекает из музыки Баха. Даже Моцарт, о котором говорили, то он « родился законченным мастером», считал, что у этого «мудрого стрика есть чему поучиться», а для виртуоза – пианиста и композитора Шопена « хорошо темперированный клавир» Баха является настольной книгой.

Творчество Баха необъятно: он оставил после себя более тысячи произведений. Бах работал во всех существовавших в ту эпоху жанрах и формах и закладывал основы новых, писал музыку для всех инструментов.

Композитор творил в эпоху, когда музыкальная культура была тесно связана с церковью. Католические каноны требовали музыки строгой, устремленной к Богу. Бах старался следовать этим канонам, но его музыка была очень эмоциональной, некоторые его произведения, например «Страсти по Матфею» были запрещены церковью. В его застывших нотных построениях, как писал известный философ и музыкант Альберт Швейцер, скрывается вулканическая лавина чувств. И это действительно так: в музыке Баха слышится огромная гамма человеческих чувств и настроений – от «Пиеты» (плача по Христу) до « Шутки».

Личность Баха – явление в мировой музыкальной культуре. Он не имел себе равных не только как композитор, но и как исполнитель – виртуоз музыки на органе и клавире. Кроме того, у Баха не было учителей, он всего достигал сам. Современники свидетельствуют, что, когда композитора спрашивали о том, как ему удалось достичь такого совершенства, он скромно отвечал: «мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

  1. Знакомство с новой темой

Фуга – бег - развитая полифоническая музыкальная форма, когда одна и та же тема, видоизменяясь, развиваясь, проходит в разных голосах (вокальных или инструментальных) сочинения.

Фугу начинает один голос с главной темой, потом эта тема появляется во втором, потом в третьем голосах и т. д. в зависимости от числа голосов в фуге (обычно их бывает 3, 4 или5). Затем главная тема и отдельные её интонации, появляясь в разных голосах, образуют непрерывно разливающеюся, безостановочно движущуюся «полифоническую ткань» фуги. Очень остроумно и вместе с тем точно сам Бах (по словам его учеников) сказал о том, что такое полифония: 2Каждый голос в сочинении - это личность, а многоголосное сочинение – беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личности говорила хорошо и во время, а если не имеет что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдёт до неё очередь».

Полифония - одно из важнейших выразительных средств музыки, основывающееся на одновременном звучании нескольких голосов (многоголосие)

  1. Углубление в тему

- попытайтесь услышать эту «беседу личностей» в звучании фуги.

- о чем же «идет беседа» в фуге и токката ре минор?

Судя по началу – по первому проведению темы в одном голосе, беседа будет спокойная, не торопливая, хотя интонация этой темы мелодически и ритмически очень устойчивы, упругие, в них даже чувствуется какая-то суровая настойчивость. По мере развития фуги именно эти ее качества, заложенные в ее главной теме, обнаруживают себя все ярче и ярче. Музыка становится все энергичнее, и в финале фуги мы даже можем, удивиться: вот оказывается, какая могучая сила была заложена в этой скромной при первом звучании мелодии. … В то же время фуга до самого конца сохраняет колорит суровости, зародыш которой не трудно заметить уже в первой интонации главной темы, при ее первом появлении.

Слушание фуга ре минор И.С. Бах

Работа по теме урока

Кода – дополнительное заключение, встречающееся в произведениях любого заключительного раздела (с итальянского хвост) В коде обычно закрепляется главная тональность произведения.

Полифония…- одно из важнейших выразительных средств музыки, основывающееся на одновременном звучании нескольких голосов (многоголосие)

Клавишный духовой инструмент, отличающийся огромными размерами, богатством тембровых и динамическими оттенками.

– бег - развитая полифоническая музыкальная форма, когда одна и та же тема, видоизменяясь, развиваясь, проходит в разных голосах (вокальных или инструментальных) сочинения.

Молодцы, хорошо поработали! Продолжим. Сейчас поиграем в игру «Проверь себя»

Цель игры: выявить уровень знаний жанров и форм вокальной и вокальной – инструментальной музыки.

1. Произведение для пения, написанное на сказочный, исторический, драматический сюжет, или инструментальная пьеса:

а) романс;

б) баллада;

в) песня.

2.камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением:

а) романс;

б) баллада;

в) песня.

3.музыкальная форма, состоящая из нескольких вокальных номеров:

а) сюита;

б) вокальный цикл;

в) кантата.

4. вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра:

а) оратория;

б) кантата;

в) опера.

5.многочастное музыкальное произведение для певцов – солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения:

а) оратория;

б) каната;

в) опера.

6. Музыкально – драматический спектакль, в котором объединяются музыка, танец, драматическое действие и живопись:

а) оратория;

б) опера;

в) балет.

7. . Музыкально – хореографический спектакль, в котором объединяются музыка, танец, драматическое действие:

а) оратория;

б) опера;

в) балет.

Молодцы, хорошо поработали!

Использование здоровье сберегающих технологий на уроке музыки.

Звучит музыка И.С.Баха «шутка»

1.Встать на носки, руки вверх за руками – вдох – руки вниз выдох. Повторить 6 раз.

2. встать или сесть удобно, спину держать прямой.

Повернуть голову как можно дальше вправо, стараясь заглянуть за спину, потом также влево. Повтор 6-8 раз в каждую сторону.

Наклонить голову вправо, стараясь коснуться ухом плеча. Плечо при этом не поднимать. Затем голову наклонить влево. Повтор

Отпустить голову вперед, достать подбородком до груди, затем откинуть ее как можно дальше назад. Повтор.

  • Какие чувства настроения выражены в Скерцо?

  • Почему композитор назвал произведение «Шуткой»?

  • Что придаёт ему шутливый образ?

  • Какой главный инструмент в данном произведении?

Распевка

Давайте споем сейчас песню «За рекою старый дом» И.С. Бах как продолжение нашей темы. Следите за дыханием, обратите внимание на интонацию и ритмическую точность, а так - же выполните всю динамику этого произведения.

Исполнение песни: «За рекою старый дом» И.С. Бах

Да, Бах был мощен духом. Он верил в силу искусства и

силу народных корней, которые крепко связали его творчество с жизнью.

Бах умер забытым непризнанным художником, изгнанником в своем отечестве, где судьбой культуры и искусства своевольно распорядились тогда ограниченные, невежественные церковные чиновники и во владетельные магнаты. И те, и другие сделали все возможное, чтобы вместе с Бахом похоронить и память о нем, о его замечательном искусстве, но у них ничего не получилось. Мы до сих пор слушаем его прекрасную музыку, поем его произведения.

Послушайте стихотворение Б.Дубровина «Бах в Домском соборе»

Звучанье Баха

Снова первозданно,

Его дыханье

Рвется в вышину,

И мы у этой пленницы органа

У музыки,

У музыки в плену.

То гром грозы,

То оклик океана,

То вздох дождя,

То колокола стон,

То звук слезы,

Сорвавшейся нежданно,

А то ручья

Веселый перезвон.

Бой хрусталя,

Биение капели,

Как взлет весны,

Собора небосвод

Сама Земля

В предчувствии апреля

Сквозь сны и стены

Музыку несет.

Так слит со сводом

Домского собора

Весь небосвод со звездной высотой,

Как ты со мною жаждою простора,

Как я с тобою сердцем и мечтой.

Итог урока.

Домашнее задание:

Сегодня мы ставим многоточие. Дома осмыслите свои чувства и запишите в дневник музыкальных наблюдений. Выучить определения.

infourok.ru