Занятие по аппликации в старшей группе "В лес за грибами". Старшая группа аппликация грибы
Занятие по аппликации в старшей группе "В лес за грибами"
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
для старшей группы.
Аппликация.
Образовательные области: «Познание»
Аппликация
Тема: «В лес за грибами»
Цель:
Учить детей преобразовывать готовые формы, разрезая их на две части (круг, овал).
Обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой.
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Закреплять навыки аккуратного наклеивания предметов, состоящих из нескольких частей. Воспитывать потребность быть аккуратными, сохраняя свое рабочее место в порядке.
Продолжать формировать умение создавать коллективную композицию.
Пополнять и активизировать словарь детей по лексическим темам: лес, грибы.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Словарная работа.Опята, подберёзовики, подосиновики, съедобные грибы, ядовитые грибы.
Предварительная работа. Чтение худ.литературы, просмотр мультфильов, иллюстраций.
Оборудование ножницы, цветная бумага, клей.
Билингвальный компонент
Нас в дорогу позвала.
В лес отправимся гулять
Будем весело шагать
По тропиночке пойдем Друг за дружкою гуськом.
На носочки встал
И к лесу побежали. Прибежали мы в лесок
Сели дружно все в кружок.
Как хорошо в осеннем лесу!
Так и хочется со всеми поздороваться!
Давайте встанем и вместе скажем: (пальчиковая игра «Здравствуй»):
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
дети маршируют,
идут по кругу,
ходьба змейкой,
бег на носочках,
присели
Организационно -поисковый
Ребята, какие приметы осени вы знаете?
Что осенью в лесу созревает?
Где растут грибы?
Какие грибы вы знаете?
Ребята, а в нашем лесу что-то совсем грибов не видно, давайте мы с вами украсим его грибами.
Но сначала, вспомните.
Из каких частей состоит гриб? Шляпка.
На какую фигуру она похожа?
Значит, какой она формы?
Да, с верху шляпка круглая (сопровождается показом на муляже), но если посмотреть на нее сбоку, то увидим, что шляпка похожа только на половину круга.
На какую фигуру похожа ножка у гриба? (на овал).
Молодцы, правильно назвали все части грибов.
Ребята, посмотрите, какие фигуры лежат перед вами? (круг, овал)
Сегодня мы из этих фигур сделаем грибы, посмотрите как:
(объяснение воспитателя сопровождается показом)
Беру круг и складываю его на столе пополам, чтобы стороны совпали.
Хорошо проглаживаю сгиб.
Получилась половинка круга.
Затем разворачиваю свою фигуру, на ней осталась полоска, которая разделила мой круг на две половинки.
А сейчас вы складываете круги.(самостоятельная работа детей; воспитатель помогает по мере необходимости)
Все сложили, хорошо.
Теперь также складываем овал, так чтобы стороны совпали.
Складываем на столе, хорошо проглаживая сгиб.
Разверните свои фигуры.
Проведите пальчиком по линии, которая у нас получилась.
Эта линия называется – линией сгиба, по ней мы и будем разрезать свои фигуры.
Мы уже резали ножницами.
Расскажите, как правильно ими пользоваться.
А сейчас берем ножницы и разрезаем.
Не забудьте разрезать нужно по линии сгиба.
Ребята, кто уже закончил вырезать – разложите полученные фигуры на листе так, чтобы получились грибы.
Какого цвета у вас грибы? (спросить 2 – 3 человек).
У каждого из вас шляпки на грибах одного цвета. Поменяйте одну шляпку с соседом.
Вот теперь грибы у каждого с разноцветными шляпками.
А теперь можем наклеивать.
Сначала берем ножку и намазываем ее клеем.
Затем – шляпку.
При выполнении работы тем детям, которые быстро справятся с заданием предложить наклеить дополнительные детали (листочки, бабочки, жуки и т.п.).
Не забудьте привести свои рабочие места в порядок.
А сейчас давайте украсим наш лес грибами.
Берите свои работы и подходите ко мне.
Посмотрите внимательно на них, и подумайте где правильно их можно разместить.
Ребята, какой замечательный, грибной лес у нас получился.
Где выросли у вас грибы? (спросить 2 – 3 детей)
(под елкой, на пеньке, у дерева, в траве и т.д.)
Все грибочки получились
Стройные, красивые
Дети славно потрудились
Все старались, не ленились.
Дети отвечают на вопросы.
Ответы детей.
самостоятельная работа детей; воспитатель контролирует выполнение детьми задания, напоминая о правилах пользования ножницами.
работа детей сопровождается комментарием о правилах аккуратного наклеивания…
дети вместе с педагогом собирают коллективную композицию «На грибной опушке» по типу мозаики
Рефлективно -корригирующий
Хорошие грибочки, так и просятся в корзину, но мы их оставим на полянке.
Как вы думаете для кого? (для белочки, ежика и т.п.)
Наши грибы понадобятся животным, которые будут делать запасы на зиму.
А нам уже пора возвращаться в детский сад.
Осень, осень, листопад
Листья желтые летят
Ветер дует, задувает
Туча солнце закрывает
Собирайтесь детвора
В детский сад идти пора.
Дети делают выводы, обобщают.
Ожидаемые результаты.
Знать: О грибах их пользе и вреде.
Иметь: Представление о правилах работы с бумагой, ножницами, клеем.
Уметь: Делить круг пополам, аккуратно работать с ножницами, клеем.
infourok.ru
Конспект НОД по аппликации «Грибная полянка» для старшей группы - «Дошколенок.ру»
Программное содержание:
Образовательные:
- учить выделять части гриба по геометрическим формам (ножка - овал, шляпка - полукруг);
- учить преобразовывать форму, разрезаю круг на полукруги;дошкольное образование, аппликация,
- формировать композиционные умения расположения изображения на всей плоскости листа;
- закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем.
Развивающие:
- развивать чувство формы, композиции;
Здоровьесберегающие:
- продолжать формировать правила безопасного поведения при работе с ножницами;
- продолжать учить детей следить за своей осанкой.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать аккуратность при работе с клеем и бумагой.
Материал и оборудование:
наглядный: искусственное дерево, муляжи грибов, тропинка, осенние листья из картона;
раздаточный: тонированная бумага размером альбомного листа, три круга из цветной бумаги, вырезанный педагогом силуэт ладошки, зеленый фломастер, ножницы, баночки с клеем ПВА, кисти для клея, салфетка на каждого ребенка;
ТСО: аудиозапись «Звуки природы».
Ход занятия:
Дети подходят к педагогу и вместе с ним под слова стихотворения повторяют движение.
Вот и осень к нам пришла,
Нас в дорогу позвала.
В лес отправимся гулять, (дети маршируют)
Будем весело шагать. (идут по кругу)
По тропиночке пойдем (ходьба змейкой)
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали
И к лесу побежали. (бег на носочках)
Прибежали мы в лесок
Сели дружно все в кружок. (присели)
Дети сидят возле дерева, под которым растут грибы (муляжи).
- Ребята, посмотрите мы попали на лесную полянку! И грибов сколько, да все разные! Только одни можно собирать, а другие нельзя. Посмотрите внимательно, кто то знает какой из них нельзя собирать и почему? (Ответы детей)
- Правильно, ребята. Это мухомор, его нельзя собирать, потому что это несъедобный гриб, он ядовит и опасен для жизни человека. Но в природе он растет не просто, им лечатся некоторые звери. Мухомор является лекарством для зверей.
- А кто мне скажет, чем еще отличаются грибы. (У них разные по цвету шляпки)
- У этого гриба коричневая шляпка, называют его подберезовик, а у этого красно-коричневая – подосиновик.
- А чем похожи эти грибы? (У всех грибов есть шляпка и ножка)
Педагог включает презентацию (слайд с изображением геометрических фигур – овал, полукруг, квадрат и треугольник).
- Внимание на экран. Перед вами несколько фигур, скажите, какие фигуры необходимы, чтобы получить изображение гриба. (Овал, полукруг)
- Молодцы, гриб состоит из овала, это ножка, и полукруга, это шляпка.
- Предлагаю вам изобразить грибную полянку в аппликации. У каждого на столе в тарелочке есть силуэт вашей ладошки, круги и фломастер зеленого цвета. Ножки у грибов будут пальчики ладошки. Наклеиваем силуэт ладошки на основу, ножки у грибов готовы.
- Какая по форме шляпка у гриба? (Ответы детей)
- Правильно, полукруг. У нас есть круг. Как же его превратить в форму шляпки? (Круг нужно разрезать пополам, получиться полукруг)
- Отлично, разрезаем все три круга пополам, на две одинаковой части. Каждую шляпку (полукруг) наклеиваем на ножку, получаем целую поляну грибов. Обратите внимания, шляпку наклеиваем на ножку чуть – чуть находя на нее.
- Для того чтобы, композиция смотрелась законченной, сделаем в нижней части листа траву. Возьмем фломастер и нарисуем траву. Грибная полянка готова. А сейчас проходим за столы, разминаем пальчики и приступают к аппликации.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Дети приступают к аппликации под негромкую музыку. Педагог во время выполнения задания помогает при необходимости детям и следит за безопасным поведением при работе с ножницами. По окончании дети вывешивают работы на доску.
- Ребята, посмотрите, мы и правда попали на грибную поляну и на ней столько много грибов.
- А давайте вспомним, какой геометрической формы ножка и шляпка у гриба,и как получили форму полукруг? (Ответы детей)
- Перед вами два смайлика. Кому понравилось наше сегодняшнее занятие, и настроение у вас отличное, возьмите веселый смайлик и наклейте его на гриб. Если вам занятие показалось сложное, и задание было для вас трудно выполнять, то наклейте второй смайлик, который немного расстроен.
Педагог вывешивает основу, в виде гриба, для наклеивания смайликов и дети подходят и наклеивают их.
blog.dohcolonoc.ru
Конспект занятия по аппликации на тему: "Грибы"
Конспект занятия по аппликации на тему: Грибы
Цель: научить детей вырезать из квадрата и прямоугольника различные формы. Познакомить со способом парного вырезания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое, закрепить приемы плавного закругленного разреза при вырезании шляпок и ножек.
Воспитывать интерес к природе, эстетические чувства.
Материал.
У педагога образец - аппликационная композиция из трех грибов, у детей заготовки прямоугольников и квадратов из бумаги разных цветов, полоска для травы, клей, кисточки для клея, ножницы.
Ход занятия.
- Ребята, отгадайте загадку.
Землю пробуравил, корешок оставил,
Сам на свет явился, шапочкой покрылся.
(Гриб)
- Где растут грибы? (Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях)
- Кто собирает грибы и зачем? (люди, звери)
- Из каких частей состоят грибы? (У грибов есть шляпка и ножка)
- Какие бывают грибы? (Грибы бывают съедобные и несъедобные -ядовитые).
- В лесу растут грибы с разными по цвету ножками и шляпками. Можно встретить группу растущих вместе грибов. Одни из них побольше, другие - поменьше. Это называется семейством.
Воспитатель показывает аппликацию с изображением семейства грибов.
- Скажите, как расположены грибы? (В середине растет один большой гриб, а по краям - маленькие).
- Посмотрите на два маленьких гриба. Отличаются ли они друг от друга? (Нет).
- Маленькие грибы одинаковые. Подумайте, как можно их одновременно вырезать из бумаги.
Воспитатель показывает детям приемы вырезания двух шляпок и двух ножек из листа бумаги, сложенного вдвое. Поясняет, что вырезать шляпку гриба нужно с нижнего уголка, вести закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки. Ножки двух грибов тоже вырезают из листа бумаги, сложенного вдвое. Такое вырезание называют парным.
- Но прежде чем приступим к выполнению работы, давайте разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Грибы
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
- Молодцы, я вижу, вы готовы к работе, а кто мне напомнит правила безопасности при работе с ножницами?( ответы детей)
Дети вырезают шляпки и ножки , а потом готовые формы наклеивают на картон.
В ходе занятия следить, чтобы дети использовали всю поверхность исходной формы, чтобы при закругленном разрезе левая рука с заготовкой плавно поворачивалась навстречу руке с ножницами.
Посмотрите, какие замечательные грибы у нас получились. Молодцы!
infourok.ru
Занятие по аппликации в старшей группе "В лес за грибами"
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
для старшей группы.
Аппликация.
Образовательные области: «Познание»
Аппликация
Тема: «В лес за грибами»
Цель:
Учить детей преобразовывать готовые формы, разрезая их на две части (круг, овал).
Обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой.
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Закреплять навыки аккуратного наклеивания предметов, состоящих из нескольких частей. Воспитывать потребность быть аккуратными, сохраняя свое рабочее место в порядке.
Продолжать формировать умение создавать коллективную композицию.
Пополнять и активизировать словарь детей по лексическим темам: лес, грибы.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Словарная работа.Опята, подберёзовики, подосиновики, съедобные грибы, ядовитые грибы.
Предварительная работа. Чтение худ.литературы, просмотр мультфильов, иллюстраций.
Оборудование ножницы, цветная бумага, клей.
Билингвальный компонент
Нас в дорогу позвала.
В лес отправимся гулять
Будем весело шагать
По тропиночке пойдем Друг за дружкою гуськом.
На носочки встал
И к лесу побежали. Прибежали мы в лесок
Сели дружно все в кружок.
Как хорошо в осеннем лесу!
Так и хочется со всеми поздороваться!
Давайте встанем и вместе скажем: (пальчиковая игра «Здравствуй»):
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
дети маршируют,
идут по кругу,
ходьба змейкой,
бег на носочках,
присели
Организационно -поисковый
Ребята, какие приметы осени вы знаете?
Что осенью в лесу созревает?
Где растут грибы?
Какие грибы вы знаете?
Ребята, а в нашем лесу что-то совсем грибов не видно, давайте мы с вами украсим его грибами.
Но сначала, вспомните.
Из каких частей состоит гриб? Шляпка.
На какую фигуру она похожа?
Значит, какой она формы?
Да, с верху шляпка круглая (сопровождается показом на муляже), но если посмотреть на нее сбоку, то увидим, что шляпка похожа только на половину круга.
На какую фигуру похожа ножка у гриба? (на овал).
Молодцы, правильно назвали все части грибов.
Ребята, посмотрите, какие фигуры лежат перед вами? (круг, овал)
Сегодня мы из этих фигур сделаем грибы, посмотрите как:
(объяснение воспитателя сопровождается показом)
Беру круг и складываю его на столе пополам, чтобы стороны совпали.
Хорошо проглаживаю сгиб.
Получилась половинка круга.
Затем разворачиваю свою фигуру, на ней осталась полоска, которая разделила мой круг на две половинки.
А сейчас вы складываете круги.(самостоятельная работа детей; воспитатель помогает по мере необходимости)
Все сложили, хорошо.
Теперь также складываем овал, так чтобы стороны совпали.
Складываем на столе, хорошо проглаживая сгиб.
Разверните свои фигуры.
Проведите пальчиком по линии, которая у нас получилась.
Эта линия называется – линией сгиба, по ней мы и будем разрезать свои фигуры.
Мы уже резали ножницами.
Расскажите, как правильно ими пользоваться.
А сейчас берем ножницы и разрезаем.
Не забудьте разрезать нужно по линии сгиба.
Ребята, кто уже закончил вырезать – разложите полученные фигуры на листе так, чтобы получились грибы.
Какого цвета у вас грибы? (спросить 2 – 3 человек).
У каждого из вас шляпки на грибах одного цвета. Поменяйте одну шляпку с соседом.
Вот теперь грибы у каждого с разноцветными шляпками.
А теперь можем наклеивать.
Сначала берем ножку и намазываем ее клеем.
Затем – шляпку.
При выполнении работы тем детям, которые быстро справятся с заданием предложить наклеить дополнительные детали (листочки, бабочки, жуки и т.п.).
Не забудьте привести свои рабочие места в порядок.
А сейчас давайте украсим наш лес грибами.
Берите свои работы и подходите ко мне.
Посмотрите внимательно на них, и подумайте где правильно их можно разместить.
Ребята, какой замечательный, грибной лес у нас получился.
Где выросли у вас грибы? (спросить 2 – 3 детей)
(под елкой, на пеньке, у дерева, в траве и т.д.)
Все грибочки получились
Стройные, красивые
Дети славно потрудились
Все старались, не ленились.
Дети отвечают на вопросы.
Ответы детей.
самостоятельная работа детей; воспитатель контролирует выполнение детьми задания, напоминая о правилах пользования ножницами.
работа детей сопровождается комментарием о правилах аккуратного наклеивания…
дети вместе с педагогом собирают коллективную композицию «На грибной опушке» по типу мозаики
Рефлективно -корригирующий
Хорошие грибочки, так и просятся в корзину, но мы их оставим на полянке.
Как вы думаете для кого? (для белочки, ежика и т.п.)
Наши грибы понадобятся животным, которые будут делать запасы на зиму.
А нам уже пора возвращаться в детский сад.
Осень, осень, листопад
Листья желтые летят
Ветер дует, задувает
Туча солнце закрывает
Собирайтесь детвора
В детский сад идти пора.
Дети делают выводы, обобщают.
Ожидаемые результаты.
Знать: О грибах их пользе и вреде.
Иметь: Представление о правилах работы с бумагой, ножницами, клеем.
Уметь: Делить круг пополам, аккуратно работать с ножницами, клеем.
infourok.ru
Конспект НОД в старшей группе по аппликации «В лес за грибами» - Копилка методических идей - Копилка методических идей - Новости групп
Цель: закрепить умения вырезать предметы круглой и овальной формы из прямоугольника, умения аккуратно работать клеем; расширять представления детей о лесных грибах знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает загадки:
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке
(Гриб)
Растут на опушке
Рыжие подружки,
А зовут их …
(Волнушки)
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети:
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
Ответы детей.
2. Воспитатель: Ребята, а у нас в группе тоже есть грибы, давайте будем их искать и говорить, как их называют.
Дети ищут грибы, которые воспитатель до начала занятия разложил по группе (опенок, белый гриб, лисички, мухомор).
3. Рассматривание и обсуждение строения каждого гриба.
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем вырезать такие же замечательные грибы. Кто хочет показать, как нам вырезать шляпку, ножку?
Желающие из детей показывают способ вырезания, если затрудняются, воспитатель помогает.
4. Воспитатель: А теперь давайте разомнем наши пальчики!
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинца) .
5. Далее ребята приступают к вырезанию грибов.
6. В конце занятия воспитатель читает стихотворение:
Грибочек, грибок,
Масляный бок, серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Мы обходим стороной –
Нам не надо ни одной.
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Нам не нужен мухомор,
Не пойдем на косогор!
Полосатые волнушки
Только рыжие с верхушки,
Только беленькие складки
У волнушки на подкладке…
Е. Трутнева.
doy3.ucoz.ru
Занятия по аппликации в старшей группе детского сада на тему — Грибы
Дети старшего дошкольного возраста — это маленькие первооткрыватели, исследующие и познающие окружающий мир посредством эмоционального восприятия и личного чувственного опыта. Важно, чтобы родители и педагоги активно развивали естественную любознательность и творческую инициативность ребёнка, занимаясь вместе с ним увлекательными видами изобразительной деятельности. Аппликация введёт малыша в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки пространственного моделирования, разовьёт представление о пропорции и правилах композиции.
Особенности проведения занятий по аппликации в старшей группе
Аппликация — это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка.
Старшие дошкольники благодаря кропотливой работе педагогов совершенствуют свои технические навыки работы с ножницами, что позволяет смелее и увереннее творить и экспериментировать, создавать интересные художественные образы и сюжетные композиции в жанре аппликации. Для воспитанников старшей группы нет тематических ограничений в проведении занятий по аппликации. Это могут быть известные литературные сюжеты или вымышленные истории, праздничные открытки, изображения любимых сказочных или анимационных героев, пейзажи и т. д.
- Предметная — моноизображение какого-либо объекта, например, дома, дерева, цветка, игрушки, сказочного героя или персонажа из мира природы («Белый гриб», «Боровик», «Весёлый гриб») и т. д.
- Сюжетная и пейзажная композиция — изобразительная форма повествования о каких-то событиях, объединённых общим сюжетом, например, «Дружная семья мухоморов», «Корзинка с грибами», «Грибная поляна» и т. д.
Коллективная аппликация по теме «Грибы» (фото)
Развитие абстрактного мышления и умственных способностей детей этого возраста к совершению логических операций позволяет расширить и усложнить задания, связанные с конструированием из бумаги на плоскости, например, использовать симметричные приёмы вырезания или пропорциональное размещение деталей. Кроме того, усиливается способность концентрировать и стабильно удерживать внимание, продолжительность периода осознанной сосредоточенной деятельности увеличивается до 20–25 минут.
Масштабные композиции, которые основаны на развёрнутом сюжете и включают много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого вырезаются отдельные детали или фигурки, проводится в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими силуэты, попутно развивая способности пространственного мышления, а также навыки согласованных действий. При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования закрепляет стремление к солидарности и взаимопомощи. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность работы по созданию многослойной композиции, т. е. воспитатель должен пояснить, что сначала нужно подготовить фоновый рисунок, затем поместить детали второго плана и только потом приклеить фигуры первого плана.
- Пополнить знания о свойствах и характеристиках предметов. Продолжается обучение умению находить различные геометрические формы, различать квадрат и прямоугольник по признакам равенства и параллельности противоположных сторон, улавливать разницу между овалом и кругом. Для формирования понимания геометрических закономерностей занятие аппликацией, которая позволяет сравнивать и сопоставлять детали разной формы, размера и цвета, является незаменимым по эффективности практическим приёмом.
- Расширять диапазон цветового восприятия, т. е. не только правильно называть цвет, но и определять уровень интенсивности цвета (яркий, тусклый, светлый, тёмный), а также смешанные цвета и оттенки (голубой, розовый, фиолетовый и т. д.). Подобное совершенствование цветовой культуры позволит детям проявлять больше инициативности, свободы и самостоятельности в художественном творчестве, создавать более выразительные и колоритные образы.
- Развивать пространственное мышление. Дети 5–6 лет испытывают трудности в определении левой и правой стороны, а такой вид художественной деятельности, как аппликация будет способствовать формированию правильного представления о пространственных понятиях.
- Осваивать новые приёмы работы с ножницами, прежде всего, вырезание многочисленных одинаковых деталей из сложенной гармошкой продолговатой ленты (ленточная техника) и симметричного или парного вырезания из сложенного пополам листа бумаги.
- В начале учебного года уделяется пристальное внимание развитию и закреплению навыка округлого вырезания, поскольку в средней группе дети только приступили к освоению этого нового технического приёма.
- Следующий шаг педагогической работы будет направлен в сторону освоения эффективного метода множественного вырезания.
- Наиболее сложной задачей будет являться обучение приёмам симметричного вырезания, поскольку детям тяжело осознать, что, вырезая половинку контура предмета или детали, можно получить цельное изображение.
- Основное содержание работ — предметное изображение, основанное на методе плоскостного конструирования.
Навыки, которые необходимо усовершенствовать и освоить:
- вырезать округлые силуэты;
- вырезать множество одинаковых элементов из бумаги, сложенной гармошкой;
- освоить приём симметричного или парного вырезания;
- самостоятельно выполнять замысел, определять сюжетную композицию, выбирать цвет и форму, придумывать декоративные дополнения, соблюдать пропорциональное соотношение при размещении деталей;
- развивать чувство цвета, приучать к аккуратности, воспитывать художественный вкус;
- создавать коллективные работы.
Технические приёмы, которые используются в работе со старшими дошкольниками.
Все нижеописанные навыки по силам освоить пятилетним детям при активной целенаправленной работе с ними воспитателей или родителей.
- Обрывная техника. Этот приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, мозаичной декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (шляпка гриба, облака, осенняя листва и т. д.).
Салфеточная аппликация (фотогалерея)
- Симметричная аппликация. Заготовка, подготовленная воспитателем, с изображением силуэта детали или предмета (гриба, листочка, корзинки) складывается пополам. Затем, придерживая сгиб сложенного листа, дети вырезают силуэт по контуру.
- Геометрическое выполнение аппликации — основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, овал, цилиндр, треугольник) различного размера, вырезанные детьми, из которых выкладываются фигурки.
Нетрадиционная аппликация (фотогалерея)
- Аппликация из ткани. Особенностью работы с тканью является сложность вырезания, поскольку из ткани вырезать элементы аппликации гораздо труднее, чем из бумаги. Кроме того, материя может осыпаться по краю, что вызовет дополнительные проблемы. Поэтому такую разновидность аппликации можно прорабатывать с детьми, у которых развиты навыки свободного владения ножницами. В работе с детьми старшего дошкольного возраста лучше всего использовать этот материал как дополнение к основе, например, приклеив ткань-сетку к картону.
Работы в жанре флористики (фотогалерея)
Планирование занятий
В старшей группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по аппликации в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.
- Организационная часть — включает познавательную или игровую беседу мотивирующего характера, стимулирующую активность детей и настраивающую на работу с конкретным сюжетом (приблизительно 3–5 минут).
Стихотворения и загадки, которые можно использовать для беседы по теме «Грибы»
Плесень на ветоши — к урожаю рыжиков.
Волнушки — груздям подружки.
Появились зеленушки — жди заморозков.
Лисички всех грибов хитрее — под жёлтые листья прячутся.
Назвался груздок, полезай в кузовок.
Под берёзами — не только подберёзовики.
Осенний свинух стоит летних двух.
Жнут рожь — начинается второй урожай подберёзовиков.
Сколько дождей — столько груздей.
Где растут мухоморы, там и боровики поют хоры.
Мухомор хоть и красен, но ядовит и опасен.
Красный мухомор дорогу к белому грибу показывает.
Не всякий мухомор красен!
Брал гриб боровик, а в горсти всего бородавка.
Где растут мухоморы, там и боровики поют хоры.
Как гриб белый, так всякий смелый, а как сморчок — тут и молчок.
Невелик боровик, да знатен.
Парень сладкоежка, что ни день, то сыроежка.
Пошли сыроежки раньше белых — в лесу с корзиной нечего делать.
Сыроежки плодятся везде и всюду, без них верхоглядам было бы худо.
Осень, дождь на целый день,
Листопад и мокротень.
Только им не зябко —
Одноножкам в шляпках. (Грибы)
Этот гриб живёт под елью, под её огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора — … (Боровик)
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Но и та без сапога. (Гриб)
Ходят в рыженьких беретах,
осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички — золотистые … (Лисички)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там — опята
Ну, а это на полянке ядовитые (поганки)
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый … (Мухомор)
Пока дети — каждый в берете,
Повзрослели — шляпы надели. (Грибы)
Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей тёмной шляпке растёт грибок … (маслёнок)
Этот гриб живёт под елью,
Под её огромной тенью.
Житель бора — …(Боровик)
На поляне лесной,
Под могучей сосной
На нём бурый колпачок
Колпачок на бочок,
Кто в лесу бывает,
Тот его и знает. (Боровик)
Я — белый гриб, я — царь грибов,
Бесценный дар грибных лесов.
Росту в дубраве и в бору.
Прославлен широко в миру.
И если ты меня найдёшь,
Узнаешь сам, как я хорош!
Крут и крепок Боровик –
сердце прыгает в груди!
Низкий Белому поклон –
Царь грибов недаром он.
Вот вблизи от тропочки
в мох воткнулись кнопочки:
Здравствуй, вкусный, грузный гриб,
как внезапно ты возник!
Быть Груздём имеешь честь?
В кузовок изволь залезть.
Хоть лиса нам не сестричка,
Всё же нас зовут лисички:
Цветом рыжим схожи с ней.
Мы — находка для людей:
В нас не водится червяк,
Ну а это — не пустяк!
Тополёк дрожащий — робкая осина,
Под тобой стою я в зелени низины.
Надо мной, как зонтик, листья веткопада.
Кто меня отыщет, я тому — награда.
Горд я белой ножкой, шляпкой модной красной.
Я на вид красивый и на вкус прекрасный!
Я страшный, я ужасный:
Морю не только мух.
Я для людей опасный.
То — правда, а не слух!
И красота порой.
Чтоб не случилось горе,
Меня не тронь рукой!
Поучал, чтоб тот не мешкал:
— Еcли кто с корзиной в чаще,
Наклоняйся в мох почаще!
Смешной грибок — сморчок,
Он будто старичок.
И есть у него братец —
Их можно перепутать,
Но страшного в том нет —
И тот грибок, и этот
Годится на обед.
Если шляпка красная,
Много белых точек,
Значит, дело ясное –
Мы его не станем брать,
Чтоб не отравиться.
Эту красочную рать
Если неказист на вид,
Это самый вкусный гриб
Под названьем «белый»!
Осторожно его срежь,
Положи в корзину,
Маринуй, соли и ешь
До весны, всю зиму!
А на стареньком пенёчке,
И особенно в тенёчке,
Аж семьёй растут грибочки –
Дружно, как солдаты,
В ельнике — маслята.
Но пожаришь — классно!
С этими всё ясно.
Есть ещё грибочек — груздь,
Из души прогонит грусть.
Он по виду, как воронка,
Беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку
От дневного света.
Груздь солёный — это что-то!
Всех грибов вкуснее!
До чего ж грибов охота,
В лес пойдём скорее!
Мы — опята луговые,
Мы — ребята заводные!
Любим жить большой гурьбой,
Будем щедрыми с тобой.
Где один грибок найдёшь,
Там — лукошко наберёшь!
Хоть сыро им немножко,
но так приятно ножкам,
и шляпкам, очень хрупким,
в траве вполне уютно.
На полянке спозаранку
Повстречала я поганку
-Почему ты бледная?
-Потому что вредная!
шелками вся увитая,
ломкая и бледная,
с виду ты безвредная,
а на деле — ведьма злая.
Мы в лицо тебя узнаем!
В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:
- Обучение конструированию из кусочков ваты, ткани, листьев на картонной или бумажной основе, использование пластилина, дальнейшее совершенствование умений работать с ножницами, клеем и цветной бумагой.
- Развитие самостоятельности и творческой инициативности при определении сюжета или жанра (предметная картина, пейзаж) аппликации.
- Развитие умения слышать и понимать музыкальное или поэтическое сопровождение, которое звучит во время исполнения творческого задания. Такое интересное объединение различных способов эмоциональных и художественных инструментов воздействия нацелено на достижение всестороннего эстетического развития детей, формирование художественного вкуса и чувства прекрасного.
Конспект занятия по коллективной аппликации «Корзина грибов» (автор Елена Николаева)
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствований умений в аппликации.
«Художественно — эстетическое развитие» (приоритетная, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное».
Формировать представления детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные) об относительной их величине. Закреплять умение детей создавать декоративные композиции. С целью создания выразительного образа учить приёму обрывания бумаги мелкими движениями пальцев. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения
Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образно логическое мышление, пространственное воображение, память, внимание.
Воспитания желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Материалы: Муляжи грибов, иллюстрации с грибами, шаблоны грибов, цветные бумажные салфетки, тряпочки, кисточки, клей, клеёнки на каждого ребёнка. Рисунок корзинки на Ф- А1.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с грибами. Вырезывания шаблона гриба по желанию детей (боровик, лисичка, мухомор) по контуру, окрашивание ножки гриба. Разрезание цветных бумажных салфеток (красного, белого, коричневого, жёлтого цвета.) на 4 части,
(Звучит спокойная музыка, фонограмма «Звуки леса»)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
«Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы»
Воспитатель: Ребята подойдите, пожалуйста, ближе к телевизору. рассмотрим фотографии грибов и вспомним некоторые из них.
— Грибы растут в лесу с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага. Какие грибы вы знаете?
Дети: (Боровик, лисички, подберёзовик, подосиновик и т. д.)
Воспитатель: Правильно, какие это грибы, назовите одним словом?
-В каком виде вы любите есть грибы?
Дети: (Грибной суп, солёные, маринованные, жареные и т. д.)
-Воспитатель: А ещё какие растут грибы?
Дети: несъедобные (Мухомор, поганки).
— Можно ли их собирать. (Нет).
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами будем изготавливать очень интересную и необычную аппликацию «Грибы» (Показ изготовленного шаблона, сначала украсим шляпку гриба, а потом их сложим в волшебную корзинку, но прежде чем начать работу давайте выполним зарядку.
По тропинке шли, (Маршируют)
Подберёзовик нашли. (Наклонились)
По дорожке шли, (Маршируют)
Боровик нашли. (Наклонились)
В мох укрылся с головой, (Показали, руки над головой в «замке»,
Мы его пройти могли – (Ходьба по кругу).
Хорошо, что тихо шли. (Остановились)
1. Берём салфетки по цвету шляпки вашего гриба.
2. Аккуратно пальчиками рвём маленький кусочек салфетки.
3. Сминаем этот кусочек салфетки пальцами, чтоб получился маленький шарик.
4. Приготовим много таких шариков.
5. Наносим клей на шляпку гриба.
6. Затем всю шляпку заложим шариками из салфеток.
7. Дать изделию подсохнуть — грибочки готовы!
3. Самостоятельная работа детей.
Я предлагаю взять ваши шаблоны (боровик, лисичка, мухомор, которые вы приготовили вчера, и приглашаю вас сесть за столы.
Воспитатель садится рядом с детьми. Приступаем ребята к выполнению работы (пояснение, индивидуальная помощь).
Молодцы ребята, принесите ваши грибочки к корзине.
Дети красиво располагают их на листе с корзиной.
Воспитатель: Посмотрите ребята, что у нас получилось?
Воспитатель: Как мы назовём эту композицию?
Дети: «Корзина с грибами»
Так как в нашей корзине собрались и съедобные и несъедобные грибы, предлагаю подарить её лесным игрушечным жителям, которые стоят у нас в группе. Вы согласны со мной?
psn-travel.ru