Поурочное планирование по литературному чтению 2 класс "Школа России". Нравится ли вам осень осенние загадки 2 класс школа россии
Классный час "Загадки осени" (2 класс)
Классный час: «Загадки осени»
Цели: развивать познавательный интерес, расширять представление о временах года (осени).
Оформление: картины осенней природы, осенние листья, произведение П.И. Чайковского «Октябрь» из альбома «Времена года».
Класс разбивается на четыре команды, каждая из которых выбирает командира и название.
- Сегодня мы отправляемся в трудное, но занимательное путешествие по царству Осени. Осень загадает нам свои загадки.
Как хорошо в гостях у осени
Среди берёзок золотых,
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защищать от ветра малого
Лесную позднюю красу.
Зима, красавица суровая,
Ты подожди, ты не спеши,
Деревья жёлтые, багровые
Так праздничны, так хороши!
И о тебе зиме сверкающей,
Мы тоже песни будем петь,
Ты подожди, ведь мы пока ещё
Хотим на Осень посмотреть!
1. Представление команд.
-Представьте свои команды.
2. Разминка.
Из жизни растений:
Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клён)
У этого гриба много названий: дедушкин табачок, чёртов табачок. Каково настоящее название гриба? (Гриб – дождевик)
«Никто не пугает, а вся дрожит». Что это за дерево? (Осина.)
Какого цвета одежду лучше всего одевать охотнику осенью? (Жёлтого или бурого – под цвет изменивших окраску растений.)
Из жизни животных:
У какого зверя в листопад рождаются детёныши? (У зайца.)
Куда осенью деваются бабочки? (Гибнут, забираются в щели.)
Какие птицы делают запасы на зиму: (Совы, сычи – мышей, сойки – жёлуди, орехи.)
Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу.)
3. Конкурс «Поэтический»
Осень навевает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом прекрасном времени года. Ваша задача: подготовить выразительное чтение отрывка и назвать автора.
4.Конкурс художников.
Осень – знаменитый художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные картины. Ваша задача: используя только три цвета: жёлтый, коричневый, красный – нарисовать «Осенний пейзаж»
5.Конкурс капитанов (2 минуты).
А с капитанами мы побываем в поле, где выросли горох, бобы, фасоль. Кто из вас окажется самым проворным и ловким? Нужно собрать в чашку только белую фасоль.
6.Лакомый кусочек.
С завязанными глазами определить на вкус фрукт и назвать его.
Затем каждая команда представляет свой салат и защищает его.
7.Буриме.
А сейчас проверим поэтический дар наших команд:
- Подберите рифму к словам:
Шишка…
Тучка…
Картина…
Лужа…
Клён…
Лист…
Картошка…
Ветерок…
А теперь составьте четверостишие:
.….пожелтели,
…..улетели.
…..льётся,
…..зовётся.
8.Конкурс внимательных.
Богат животный мир нашей страны. И мы должны хорошо его знать. Я буду читать текст – у вас точно такой же. Вам нужно найти ошибки и подчеркнуть эти слова ручкой.
9.Анаграмма.
ЛТАИПДСО
ДЖЬОД
НЕСГ
ОЖУЙРА
ЕЯСТНЬБР
АРМТ
БКРОЯТЬ
НЯЬОБР
Угадай слова, найди среди них лишнее.
10.Подведение итогов.
infourok.ru
Урок литературного чтения "Люблю природу русскую. Осень". 2-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели: познакомить учащихся с новым разделом.
Задачи:
- познакомить учащихся с образом осени через пословицы, поговорки, загадки, научить соотносить загадки и отгадки;
- развивать умение правильно читать произведения, умение логически мыслить, грамотно говорить;
- воспитывать уважительное отношение друг другу.
Оборудование: карточки со стихотворением И. Токмаковой, презентация, мультимедийный проектор.
Литература:
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. – В 2-х частях. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013.2. Интернет ресурсы:http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-osen.html;http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn-- p1ai/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C.html;http://www.razumniki.ru/osen_primeta.html.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Речевая разминка
У.: У вас у каждого на столе карточка с произведением Ирины Токмаковой. Прочитайте это произведение по себя.
Кончается лето, кончается лето,И солнце не светит, а прячется где-то.И дождь-первоклассник, робея немножко,В косую линейку линует окошко.
У.: О чем вам рассказал автор? Д.: О конце лета.У.: Какие слова это подтверждают? Приведите из текста. Д.: Кончается лето, солнце не светит, дождь — первоклассник, в косую линейку (т.е. косой дождь). У.: А почему автор назвал дождь-первоклассник?У.: Давайте прочитаем это стихотворение в нескольких интонационных вариантах и подумаем, какой эмоциональный настрой хотел передать автор и почему. (Чтение с вопросительной интонацией, с удивлением и восхищением, повествовательно с грустью, медленно.)Д.: Данное стихотворение читается медленно с грустью, потому что наступает пора, когда все живое готовится к зиме.У.: Какое время года наступает за летом? Д.: Осень.
3. Постановка темы и цели урока
У.: Назовите тему нашего урока?Д.: Осень.У.: Давайте расшифруем, к какому разделу будет относиться наша тема? Слайд 1. ЬНЕСО. ЮУКССУР УДОРИРП ЮЛБЮЛ. (Люблю природу русскую. Осень.)У.: Продолжите фразы.Слайд 2.У.: Мы познакомимся … Д.: С произведениями об осени, с музыкальностью стихотворного текста.У.: Как вы думаете, какие произведения войдут в этот раздел? Д.: Стихи, рассказы, загадки, пословицы.У.: Мы будем учиться … (наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создает автор)Д.: Читать выразительно стихотворения, соблюдая нужную интонацию; наблюдать за рифмой и ритмом текста.У.: Мы научимся … Д.: Читать стихотворения, передавая с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст.
4. Работа по теме
У.: Чем так привлекательна осень? Ответы детей.Слайд 3.У.: Осень — излюбленное время года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть.В устном народном творчестве (фольклор) много упоминаний об осени — после сбора урожая у крестьян появлялось время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек, стихов под неторопливый шум осенних дождей.Немало об осени примет, большая часть которых пытается предсказать холодность зимы и засушливость будущей весны, пословиц и поговорок. (Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме. Октябрьский гром — зима бесснежная.)
Слайд 4. Работа в группе.
У.: Начнем мы нашу работу с задания для группы «Собери и объясни».У.: Что же мы будем собирать и объяснять? Д.: Пословицы.Каждая группа получает карточку с пословицами. Дается время на их сборку пословиц.
Октябрь плачетХолоденок батюшка-сентябрь,Осенний дождь мелко сеется,Сентябрь пахнет яблоками,Октябрь не колеса,В осеннее ненастье семь погод на дворе: | да долго тянется. холодными слезами.сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.да кормить горазд.октябрь — капустой.не полоза не любит. |
Чтение и объяснение пословиц детьми.
5. Физическая минутка
6. Работа по теме
Работа над загадками. Слайд 5.У.: Задание «Прочитай и отгадай», но вам нужно еще будет объяснить, что дало подсказку в тексте загадки?У.: Какие яркие признаки осени отражены в загадках?Ответы учащихся.
Работа в паре. Слайд 6.
У.: Кроссворд «Деревья». Отгадайте загадки и объясните ход рассуждений. Если все отгадаете правильно, то по вертикали назовете еще одно слово, связанное с осенью.
1. С моего цветка беретПчелка самый вкусный мед.А меня все ж обижают:Шкуру тонкую сдирают. ЛИПА | 2. Весной зеленела,Летом загорела,Осенью красныеКораллы надела. РЯБИНА |
3. Что за дерево стоит?Ветра нет, а вся дрожит. ОСИНА | 4. Есть у родственницы елкиНе колючие иголки,Но в отличие от елкиОпадают те иголки. ЛИСТВЕННИЦА |
5. У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я растуВ высоту.Если я не на опушке,Ветви – только на макушке. СОСНА | ПЕНЬ |
7. Зелена, а не луг,Бела, а не снег,Кудрява, а не человек. БЕРЕЗА | 8. Я из крошки – бочки вылез,Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч.Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. ДУБ |
У.: Что за ключевое слово у вас получилось?Д.: Листопад.У.: Что вы можете рассказать про это явление природы?Ответы учащихся.
У.: Листопад — опадание листвы растений перед наступлением холодного или засушливого периода. В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается (хотя оно, естественно, снижается, так как зависит от температуры воздуха). Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали. Слайд 7.
7. Рефлексия. Подведение итогов
У.: Выберите и продолжите предложения.
- Я познакомился...
- Я научился...
- Мне было интересно...
- Мне было трудно ...
У.: Какой раздел учебника мы начали изучать? Ответы детей.У.: Какие произведения в нем мы будем читать? Ответы детей.У.: Каковы основные признаки осени? Ответы детей.
8. Домашнее задание
У.: Составить небольшой рассказ на тему «За что я люблю осень».
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация "Осенние загадки". - Начальные классы
Осенние загадки
Выполнила учитель начальных классов
Лебедева О. В.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...».
осень
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
сентябрь
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
октябрь
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
ноябрь
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто...
листопад
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
ветер
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — ...
дождь
Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку …
слякоть
Насупится, нахмурится, В слезы ударится — Ничего не останется.
туча
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
туман
Жаль озябшего бедняжку:
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
осенний лес
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
рябина
Ранним утром во дворе
Лёд улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает…
иней
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду...
лужи
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли...
зонт
По ветру летит,
В воздухе кружит,
Жёлтою монеткой
На траве лежит.
лист
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
гриб
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ...
птицы
Солнце больше нас не греет,
Холодком позёмка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал её ...
ледок
Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый ...
снег
multiurok.ru
Конспект урока для 2 класса на тему «Осень – золотая волшебница!»
Час загадок по теме:
«Осень – золотая волшебница!»
Цели:
1. Уточнить представление об осени и ее приметах.
2. Расширить и активизировать словарь по теме.
3. Совершенствовать грамматический строй речи.
4. Развивать длительный плавный выдох.
5. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Оборудование: детские рисунки, осенние листья, загадки, разрезные картинки.
Ход НОД:
Орг. момент.
- Дорогие дети! Я рада вас приветствовать на нашем часе загадок. А какова тема наших загадок, отгадайте:
Листья падают с деревьев.
Снова птицы улетают.
Дождь опять в окно стучится.
И когда это бывает?
- Правильно, осенью. Загадки у нас с вами будут осенние.
Основная часть.
Беседа
- До осени какое время года?
- После осени?
- Назовите осенние месяцы.
- Какая бывает осень? Если рано начинается, то это осень какая? Поздно? В октябре?
Игра «Осенние слова».
- А сейчас поиграем в игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.
ОПАДАЮТ, ПОСПЕВАЮТ, РАСЦВЕТАЮТ, ХМУРАЯ, ЗЕЛЕНЕЮТ, ЗОЛОТАЯ, ЖАРКО, ДОЖДЛИВАЯ, ТАЕТ, ТЕПЛЕЕТ, УЛЕТАЮТ.
- А что осенью опадают?
- Как называется явление природы, когда падают листья?
- И сейчас мы тоже с вами устроим листопад. Сначала подуем на листочек. Дуем бесшумно, через рот, протяжно, не надувая щек.
- А теперь подбросим вверх листочек.
- Какой замечательный листопад у нас с вами получился.
Рассматривание детских рисунков об осени, называние примет осени.
- Ребята, дома вы вместе со своими родителями рисовали рисунки об осени. Посмотрите, какие приметы осени изобразила…
Игра «Да-нет»
- Я буду задавать вопросы командам по очереди. Если это бывает осенью, вы говорите «ДА», если не бывает, говорите – «НЕТ».
Осенью растут цветы? НЕТ
Осенью растут грибы? ДА
Тучки солнце закрывают? ДА
Жаркий ветер прилетает? НЕТ
Туманы осенью плывут? ДА
Ну а птицы гнезда вьют? НЕТ
К нам букашки прилетают? НЕТ
Звери норки закрывают? ДА
Урожай все собирают? ДА
Птичьи стаи улетают? ДА
Часто-часто льют дожди? ДА
Солнце светит очень жарко? НЕТ
Можно детям загорать? НЕТ
Ну а что же надо делать –
Шорты, шляпки надевать? НЕТ
Или лучше в теплой куртке
Погулять по переулку? ДА
Осень, осень, подожди,
Ты от нас не уходи.
Ведь холодная зима
Нам пока что не нужна.
Да?
ДА.
Логоритмика (песня 26)
- Итак, ребята, мы с вами очень много признаков осени назвали. Осенью и птицы улетают, и погода холодная, и дождь идет. И сейчас мы поиграем с тучкой и дождиком. Встали все.
- Молодцы! Поиграли с тучкой.
«Осенние загадки».
С деревьев опадают,
В воздухе кружатся
И на землю ложатся (листья)
В слезы ударится –
Ничего не останется (туча)
И бормочет, и поет, и убаюкает? (дождь)
Воет, завывает, с деревьев листья срывает,
Тучи разгоняет, волны поднимает (ветер)
Игра «Наоборот».
- Поиграем в игру «Наоборот».
Погода холодная
Осень ранняя
Птицы прилетают
Солнце высоко
Земля мокрая
Дождь начался
«Украсим словами».
- Ах, какая была осень,
«А какая?» - мы вас спросим.
Погода осенью какая? ДОЖДЛИВАЯ, ТУМАННАЯ, ХМУРАЯ, ПАСМУРНАЯ, ХОЛОДНАЯ, ВЕТРЕНАЯ.
Лес осенью какой? ЗОЛОТОЙ, РАЗНОЦВЕТНЫЙ.
Дождь осенью какой?
Ветер осенью какой?
- А что люди собирают осенью?
Игра «Собери урожай» (разрезные картинки)
- И мы сейчас с вами будем собирать урожай. У каждого из вас лежит конверт, в нем разрезная картинка. Соберите ее.
- Что получилось у вас? Называете цвет и предмет, например, желтый помидор.
- Что такое помидор, огурец, морковь одним словом?
-Где растут овощи?
- А яблоко, груша, виноград?
- Где растут фрукты?
Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто,
Летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку,
Тянем сочную…морковку.
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я…свекла.
Летом в огороде-
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? Огурцы.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
- Что готовят из овощей и фруктов?
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будим, мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Песня «Урожайная»
Итог. - О каком времени года мы говорили? На этом наш час загадок подошел к концу. Всем спасибо за внимание, участие, труд, старание.
doc4web.ru
Поурочное планирование по литературному чтению 2 класс "Школа России"
Урок 102. Нравится ли вам весна? Весенние загадки (с. 108–109)
Цели деятельности учителяСоздать условия для ознакомления с загадками о весне; способствовать развитию речи, навыков чтения, творческих способностей
Тип урока
Постановка и решение учебных задач
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся: прогнозировать содержание раздела, читать стихотворения и загадки с выражением, отгадывать загадки; получат возможность научиться: соотносить загадки с отгадками, сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок, представлять картины весенней природы.
Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Личностные: развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками
методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы
1. http://classic.chubrik.ru/Tchaikovsky/VremenaGoda_Pletnev.html
2. http://allforchildren.ru/poetry/spring147.php
3. http://ejka.ru/blog/zagadki/368.html
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урокаОбучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы
организации взаимодействия
на уроке
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежуточный
контроль
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Звучит музыка из цикла «Времена года»
(«Песнь жаворонка») П. И. Чайковского.
Солнце землю осветило, все сугробы растопило,
Пробуждаются леса. По тропе бежит лиса…
На реке растаял лед и поплыл как пароход.
Пассажиром там сама убежавшая зима.
И. Гурина
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.
Демонстрируют готовность к уроку
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету
Устные ответы, наблюдения учителя
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка
Сидел сугроб в лесу на пне
И грустно думал о весне –
Весна наступит, а весной
Сугроб становится водой.
– Прочитайте медленно, быстро, грустно, радостно
Рассказывают о своих друзьях.
Выполняют задания
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, подведение под понятие, извлечение информации из иллюстраций, текстов, выявление сущности, особенности объектов.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; обмениваются мнениями
Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания
III. Постановка темы, цели урока
– Расшифруйте слова.
RЛUЮIVБЛSQЮNLFПDРИSWYРLNОXZДУFSРZУСJLСWКQУNVЮXIURВWSЕGJСVZНNYАUD
– Прочитайте название раздела
Выполняют задания
Фронтальная
IV. Работа по теме урока
1. Работа со статьёй учебника.
2. Работа с загадками
– Назовите главные весенние приметы.
– Что вы узнали из этого текста?
– Чем стихи отличаются от прозы?
См. Ресурсный материал.
– Выделите рифмы.
Читает стихи о весне (при наличии времени)
Называют приметы.
Читают статью.
Отвечают на вопросы.
Читают загадки, отгадывают их (работа в парах)
Фронтальная, индивидуальная
Устные ответы, выполненные задания
V. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке
сведений.
Заключительная
беседа.
Выставление оценок
– Чему учились на уроке?
– Какой раздел мы начали изучать?
– Чему мы должны научиться?
– Выберите и продолжите любое предложение:
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
Отвечают на вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: ориентируются в системе знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний
Устные ответы
Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Придумать свою загадку на весеннюю тему, проиллюстрировать её
Задают уточняющие вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения
Выполненные задания
Ресурсный материал
Весенние загадки
Рыхлый снег на солнце тает,Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…
(Весна.)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна.)
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
(Весна.)
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весна.)
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня…
(Весна.)
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это что за время года?
(Весна.)
Зеленоглаза, весела,
Дéвица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство –
– Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы,
– Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?Эта девица – …
(Весна.)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник.)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник.)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник.)
Шорохом неслышным
Лепестков
Жемчуг белоснежный
Распустился,
Свежим нежным крохотным
Цветком
Из-под снега
К солнцу устремился.
(Подснежник.)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек.)
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?
(Дождь.)
Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш.)
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках…
(Мимоза.)
Он – цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам…
(Нарцисс.)
Их в Голландии найдёте,
Там везде они в почёте.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут…
(Тюльпаны.)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
– Заглянул к нам месяц…
(Март.)
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март.)
В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка,
Снег пугает, шалунишка:
Только ступит – стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот…
(Март.)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
(Апрель.)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришёл…
(Апрель.)
В ночь – мороз,
С утра – капель,
Значит, на дворе…
(Апрель.)
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех…
(Апрель.)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май.)
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край,
Нас теплом встречает…
(Май.)
Новоселье у скворца,
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы…
(Скворечник.)
В лапотках бежит малыш,
Ты шаги его услышь.
Он бежит, и всё цветёт,
Он смеётся – всё поёт.
Спрятал счастье в лепестках
У сирени на кустах.
«Ландыш мой, благоухай!» –
Повелел весёлый…
(Май.)
Здесь на ветке чей-то дом,
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут…
(Гнездо.)
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик.)
В самый разгар
Весенней поры
Капает сок
С белоснежной коры.
(Береза.)
infourok.ru
План урока по внеклассному чтению "Осенние приметы" 2 класс
Открытый урок по внеклассному чтению «Осенние приметы» 2 класс
Тема урока: Внеклассное чтение: осенние приметы, пословицы, загадки
Цель: формировать знания и представление детей о сезонных изменениях в природе, познакомить с характерными признаками осени через пословицы, загадки, приметы.
Задачи: развить умение видеть в осень прекрасное время года; познакомить детей с осени приметами; развивать мышление, память, речь учащихся; прививать любовь к родному краю, к природе.
Оборудование:
рисунки;
поделки из природного материала;
картины на тему «Золотая осень»;
музыкальное сопровождение;
природный материал: листья, шишки, желуди.
Форма проведения: Клубный час.
Метод проведения: словесный, наглядный, иллюстрированный.
Перед уроком ведется большая подготовительная работа. Учащиеся знакомятся с приметами осени, собирают пословицы, поговорки, загадки об осени, разучивают стихи, песни, придумывают игры, разыгрывают сценки, готовят осенние костюмы. Итоги коллективного творческого дела подводятся на празднике.
Звучит пьеса П.Чайковского “Осенняя песенка”.
У – Сегодня мы поведем разговор об осени.
Закончилось короткое лето! Незаметно подошла осень. Осень! Как хороша золотая осень с ее разноцветным нарядом, яркой окраской деревьев, богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем хлебов и овощей.
Прекрасна пора осень! Об осени можно говорить много. Но лучше народного слова об осени не скажешь!
Какие пословицы об осени вы собрали?
Дети:
Осень торопит, зима не ждет.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Осень - жируха, зима - злюка.
Осенью и воробей богат.
Осенью скот жиреет, человек добреет.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Осень велика, зима долга.
Осень всех наградила.
У – А как же ребята мы узнаем, что осень пришла? Какие приметы осени вы можете назвать?
Дети-
Опенки у пня - осень у дверей.
Гуси летят – осень на хвосте тащат.
Синица у дверей - к осенней поре.
Пожелтел листок - осенняя весточка.
Грач улетает - снег пойдет.
Лебеди близко летят - к близкому снегу.
У - Послушайте осенние приметы, запомните их и попробуйте понаблюдать за этими приметами.
Паутина стелется по растениям – осень теплая будет.
Гуси, утки летят стая за стаей - к раннему снегу и стуже.
Низко летят перелетные птицы - короткая осень.
Ранний прилет птиц с севера - признак ранних холодов.
В лесу много рябины - осень будет дождливая, малосухая.
Коли первый снег упадет на мокрую землю, то останется, коли на сухую - скоро опять сойдет.
Гром в сентябре предвещает долгую теплую осень.
Если 1 сентября день ясный и тянется паутинка, то осень будет долгая и теплая.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в полет пошла.
У - Народных примет так много, что времени у нас не хватит на вес, а если захотите узнать приметы еще, то загляните в книгу “Погодой год припоминается”.
Все, о чем мы с вами говорили, поведал нам народ об осени.
Поэты и писатели тоже написали про осень.
Великий русский поэт А. С. Пушкин очень любил природу. Про осень он написал много стихов. Одно из них вы очень хорошо знаете.
1ученик:
Унылая пора! Очей очарованиеПриятна мне твоя прощальная краса…
У - А вот еще одно стихотворение
2 ученик: 3 ученик: Дети читают стихотворения, которые они учили на предыдущих уроках
Осенняя викторина
Куда осенью бабочки исчезают?
У какого дерева листва первой желтеет?
Почему на одной осине листья желтые, а на другой – красные?
Какие весенние цветы второй раз цветут осенью?
У каких деревьев ягоды черные?
Какое время года бабьим летом называют?
Чем примечательно 23 сентября?
У каких деревьев листья краснеют?
Какие деревья листву зеленой сбрасывают?
Какого цвета осенью хвоя на лиственнице?
Назовите красные ягоды, опасные для человека.
Когда золотая осень кончается?
У - Если вы помните, ребята, я читала вам сегодня народные приметы об осени.
Осень всех наградила. Именно осенью люди запасают на зиму ягоды и грибы, овощи. Осенью собирают урожай.
Игра “Зверь, птица, небылица”
Играющие становятся в кружок. Один из играющих, проходя мимо детей, все время повторяет: “Зверь, птица, небылица”. Внезапно он останавливается против кого-либо, громко называет одно из этих слов и считает до пяти. Играющий, против которого остановились, должен назвать (пока не закончен счет) соответственно зверя или птицу, а если требуется сказать небылицу, рассказать, то чего в осеннем лесу не бывает. Кто не сумеет выполнить задание, выбывает из игры. Повторять то, что уже сказано, не разрешается.
Конкурс загадок
Проводит Осень
Пришла без красок и без кисти. И перекрасила все листья. (Осень)
Сидит – зеленеет,Падает – желтеет,Лежит- чернеет. (Лист)
Боится зверь ветвей моихГнезд не построят птицы в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро - кто же я? (Осень)
Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)
Две сестры летом зеленыК осени одна краснеет, другая - чернеет. (Красная и черная смородина)
Стоит Егорка в красной ермолке,Кто ни пройдет, всяк поклонится. (Земляника или гриб)
Какую траву и слепой знает? (Крапива)
Какой колокольчик не звенит? (Цветок)
Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек)
Игра “Ботанические жмурки”
Все участники делятся на две команды. Игрокам одной команды завязывают глаза, они жмурки. Каждый из жмурок получает от другой команды по пять разных листьев, цветов или плодов. На ощупь или по запаху жмурка должен определить, какие растения ему дали. За каждое правильное называние он получает очко. Потом команды меняются. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.
Подведение итогов.
Угощение
Осень
Все на белом светеИ взрослые и детиЛюбят яблоки и грушиЛюбят сливы и арбузПожалуйста, отведайтеКакие мы на вкус.
infourok.ru
Урок литературного чтения во 2-м классе на тему "Стихотворечния Ф.И. Тютчева об осени"
Разделы: Начальная школа
Цели урока
- Введение в новый раздел “Люблю природу русскую”, “Осень”;
- Ознакомление со стихотворением Ф. И. Тютчева “Осень”;
- Обучение правильному чтению стихов;
- Развитие памяти, речи, мышления;
- Создание на уроке положительной мотивации к обучению .
Обозначения
- Мультимедиапроектор;
- Слайды, созданные учителем;
- Учебник “Родная речь”;
- Тетрадь с печатной основой по литературному чтению.
I. Организационный момент
Проверка рабочего места.
Наличие на партах учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей.
II. Проверка домашнего задания
- Изучение какого раздела мы только что закончили?
- Вспомните как можно больше видов произведений устного народного творчества.
- Дети рассказывают наизусть потешки, песенки, частушки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, считалки.
- Инсценируют отрывки из сказок.
- Отгадывают названия сказок по отрывкам, показанным ребятами.
III. Итог по домашнему заданию
Оценки за интересные и правильные ответы, за активную работу на уроке.
IV. Введение в тему. Речевая разминка
- Вспомните, в какой день вы пришли в школу? Какое время года наступило?
- Назовите осенние месяцы по порядку.
1) На фоне спокойной музыки учитель читает стихотворение, которое напечатано на слайде №1.
Скинуло кафтан зеленый лето, Отсвистели жаворонки всласть, Осень, в шубу желтую одета, По лесам с метёлкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет Лисью шапку примеряет вяз.
2) Объяснение значений выделенных слов.
3) Работа над выразительным чтением стихотворения детьми. Прослушивание 2-3 учеников. Коллективное оценивание наиболее красивого чтения.
4) Постановка цели урока. На доске (слайд №2) читается название раздела: “Люблю природу русскую. Осень”
- На уроке мы познакомимся с произведениями русского поэта Ф. И. Тютчева. Обратите внимание на портрет поэта, дату его рождения и смерти (слайд №3). Будем учиться читать выразительно его стихотворения, анализировать знаменитые строки поэта, понимать настроение автора.
Краткий рассказ о жизни поэта.
V. Беседа по теме
1) Чтение текста в учебнике. Его обсуждение.
- Ваше отношение к осени.
- Чем интересно это время года?
- Что вы узнали из этого текста?
- Каковы ваши впечатления?
2) Работа над загадками на странице 67. Выразительное чтение загадок и их отгадывание.
VI. Физкультминутка (слайд № 4)
Под спокойную музыку дети выполняют танцевальные упражнения, напоминающие движения ветра, деревьев, падающей листвы, капель дождя.
(Cлайд №5)
VII. Чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева
1) Чтение стихотворения учителем.
2) Обсуждение стихотворения.
- Какой увидел осень поэт Тютчев?
- Какие картины представили вы при чтении этого стихотворения?
- Мы увидели, что осень нравится поэту, поэтому он употребляет эпитеты.
Объяснение смыслового значения слова “эпитеты”.
- Найдите их. (“Дивная пора”, “день хрустальный”, “лучезарны вечера”)
- Что значит выражение “дивная пора”? (Cлайд №6)
Волшебная пора, прекрасная, необычная.
- Приходилось ли вам наблюдать “хрустальный день”?
- Опишите его. Какой он? (Cлайд №7)
Прозрачный, чистый, безоблачный.
- Как вы представляете себе “лучезарные вечера”? (Cлайд №8)
Вечером природа залита лучами заходящего солнца, все в розово- красных тонах, все сверкает, сияет.
- Какой знак стоит после первой и третьей строфы? Почему?
Поэт может говорить об этой красоте бесконечно много.
3) Работа над словами и выражениями.
- Как вы понимаете значение слова СЕРП? Что имеет автор ввиду, когда говорит о нем, как о живом? (Cлайд №9)
“Бодрый серп гулял” - он был неутомимым орудием в руках, им ловко работали, срезая колоски. Серп – это ручное орудие труда для срезывания злаков.
- Праздная борозда (Cлайд №10).
- Что это означает?
Отдыхающая, с нее все убрали.
- Что вы чувствуете при чтении стихотворения?
Радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревогу, умиротворение? (Cлайд №11)
VIII. Выразительное чтение стихотворения
Работа над выразительным чтением.
Прослушивание нескольких ребят, оценивание их чтения.
IХ. Итог урока
- У стихотворения нет названия.
- Все привыкли называть его по первой строке.
- Как бы вы его назвали?
- Как изменила осень всю окружающую природу?
- Посмотрите, как замечательно это выглядит на примере природы нашего города (Cлайд № 12)
Воспоминания детей об экскурсии в осенний лес. Личные впечатления.
(Cлайд №13)
X. Домашнее задание
- Учить наизусть стихотворение.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai