Валентина Гербова - Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. О соловьева четыре времени года
Валентина Гербова - Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. К. Толстой
Занятие 6. Заучивание стихотворения И. Белоусова "Осень"
Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова "Осень" (в сокращении).
Ход занятия
"Помните, когда мы с вами искали приметы осени, я читала вам строчки стихотворения Ивана Алексеевича Белоусова "Осень", – начинает занятие педагог.
Напоминает первое четверостишие:
Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Педагог уточняет: "Садик был… (веселый) . Почему садик был веселый? (Цвели цветы.) Кто изменил веселый садик?" (Осенний дождь.)
Повторяет четверостишие и просит 2–3 детей прочитать его. Воспитатель предлагает ребятам подумать, почему, читая последние две строчки, он делает акцент на слове изменился . (Совсем другой садик увидел поэт и удивился.)
Педагог повторяет четверостишие, присоединяя к нему два последующих:
Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется,
Зацветешь опять!
Воспитатель уточняет: "Ветер какой? (Ветер злой, холодный.) Листья (оборвал) , по дорожкам… (грязным) все их… (разбросал) ".
Педагог повторяет второе четверостишие. Дети очень тихо проговаривают стихотворные строчки вместе с воспитателем. Затем 2–3 ребенка самостоятельно читают четверостишие.
Педагог читает первые два четверостишия и присоединяет к ним третье. Просит двух-трех детей проговорить первые две строчки, сохраняя вопросительную интонацию. Воспитатель оценивает декламацию, отмечает, у кого из детей она получилась интереснее и правильнее (точнее). Просит ребенка повторить вопрос автора, обращенный к садику.
"А вот последние строчки стихотворения – утвердительные, – говорит педагог. – Все закончится хорошо. Весна вернется и садик зацветет опять".
Воспитатель рассказывает о том, что одно и то же слово в стихотворении можно прочитать по-разному и тогда стихотворные строчки будут восприниматься иначе. Произносит слово жди сначала громче обычного и с утвердительной интонацией ("Жди"), потом – нараспев с утешительной интонацией. ("Жди-и-и".)
Дети упражняются в выразительном чтении последнего четверостишия.
Педагог сообщает автора и название стихотворения, делает паузу и читает произведение еще раз.
Воспитатель повторяет стихотворение. Дети без голоса читают вместе с ним (упражнение на запоминание и артикуляцию). В последующие дни педагог повторяет стихотворение, оживляя его в памяти детей.
Занятие 7. Рассматривание сюжетной картины "Осенний день" и составление рассказов по ней
Цель. Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
Ход занятия
Воспитатель говорит детям, что сегодня покажет им новую картину. Ставит картину "Осенний день" (из серии "Четыре времени года" О. Соловьевой (М.: Просвещение)) на мольберт, дает ребятам возможность рассмотреть ее. (Дети должны сидеть поближе к картине.) Интересуется, все ли понятно, и, если возникают вопросы, отвечает на них.
"Как бы вы назвали эту картину? – спрашивает воспитатель и выслушивает ответы детей. – Какое время года и время суток изобразил художник? Как об этом сказать одной фразой? Верно, художник изобразил осенний день и точно так же назвал эту картину – "Осенний день". Но как вы догадались, что на картине день? (На улице светло. Дети возвращаются из школы. Бабушка гуляет с внуком.)
А почему вы решили, что день осенний? (Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети возвращаются из школы. На прилавках овощной палатки – дары осени.)
Какой осенний день на этой картине? (Теплый, солнечный.)
В теплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это отображено на картине? (Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие цвета радуют глаз.) В погожий [4] осенний день трудно усидеть дома – тянет на улицу! Не спеша идут школьники. Мама встретила первоклассника . У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик-дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.
Мы с вами рассмотрели картину, а теперь будем учиться составлять интересные рассказы по ней, – завершает педагог эту часть занятия. – Очень важно начать рассказ с предложения, отражающего суть картины (чему она посвящена). Пофантазируем?"
Воспитатель выслушивает ответы детей, помогая им найти удачное начало рассказа. Далее напоминает, что в прошлом году дети учились составлять план рассказа, мысленно разбив картину на законченные части.
"Итак, кто о чем будет рассказывать и в какой последовательности?" – спрашивает педагог. Он одобряет ответы с краткими названиями пунктов плана. Затем подводит итог: "Мы решили, что начать рассказ можно так: "Стоял теплый осенний день (теплый сентябрьский день)" или: "Художник назвал свою картину "Хороший (теплый) осенний день". Далее мы будем рассказывать об осенней природе (выслушивает ответы, задает уточняющие вопросы). Теперь переходим к раскрытию второго пункта плана – о людях на улице". (Корректирует ответы детей.)
В заключение воспитатель дает свой образец рассказа:"На дворе теплый день. Чистое синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз.
На улице много людей. Возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собака. На собаку загляделся малыш. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку.
Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе женщины улыбаются, радуясь хорошему дню".
Примечание. Педагог оставляет картину в группе и в удобное для себя время проводит индивидуальную работу с детьми: просит 2–3 человек составить рассказ по картине. Это позволяет воспитателю получить представление о том, поняли ли дети, для чего нужен план рассказа, и насколько богат их словарь.
Занятие 8. Веселые рассказы Н. Носова
Цель. Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.
Предварительная работа. Желательно положить в уголок книги – иллюстрированные издания произведений Н. Носова.
Ход занятия
"Вы любите веселые рассказы? – начинает беседу педагог. – Помните какие-нибудь из них? (Выслушивает ответы.) А я очень люблю рассказы Николая Носова. Это он про Незнайку и его друзей рассказал, и про затейников, Валю и Петю, тоже, и про Бобкину заплатку на штанах, и про то, как Валя и Петя ступеньки считали.
Сегодня я вам сразу два рассказа Николая Носова прочитаю: "Затейники" и "Живая шляпа".
Воспитатель читает рассказы. Затем выясняет, кому какой рассказ понравился.
"А какой отрывок из рассказа "Живая шляпа" вы хотите услышать еще раз?" – интересуется педагог и зачитывает текст.
Педагог напоминает детям фамилию автора веселых рассказов.
Октябрь
Занятие 1. Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака "Пудель"
Цель. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям о том, что во время игры "Что получится, то и получится" у них не всегда хватало слов, чтобы получилась веселая небылица.
"Значит, надо пополнить словарный запас", – говорит педагог и просит детей вспомнить названия предметов, отвечающих на вопрос: "Что?"
Педагог объясняет детям, что вопрос "что?" можно задавать только в отношении неживых предметов, не говорящих, не издающих звуки. ("Дерево растет, цветет, но его принято относить к неживым предметам".)
"Итак, мы отправились путешествовать и проходим луг, речку, небольшое болото. Что вы увидели? – спрашивает педагог. (Выслушивает и корректирует ответы.) – А теперь оказались в лесу. Что вокруг вас?
Есть слова, и их очень много, к которым подходит вопрос "какой?" Синий, холодный, веселый, дремучий. Какие слова вы можете назвать?"
Завершая эту часть занятия, педагог отмечает успехи детей и предлагает им послушать стихотворение С. Маршака "Пудель". Предварительно он уточняет "Кого принято называть поэтом? Кто такой пудель ? Пудель – это "кто" или "что"?"
После чтения стихотворения педагог дает детям возможность обменяться впечатлениями. Затем выясняет, понравилось ли им произведение и что это – быль или небылица.
"За что, по вашему мнению, пуделю послали плетку и ошейник? – спрашивает воспитатель. – И справедливо ли это по отношению к такому умному, трудолюбивому, озорному псу? Кто услышал слова, отвечающие на вопрос "какой?"
В этом отрывке есть еще целых три необычно красивых слова:
И был у старушки
Породистый пес:
Косматые ушки
И стриженый нос".
Если останется время, воспитатель может уточнить, как дети понимают слова породистый, косматый .
Примечание. Желательно в этот день устроить в книжном уголке выставку произведений С. Маршака (знакомых детям и новых).
В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий
Цель. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.
Воспитатель напоминает детям известные им песенки-звуки: з-з-з – (песня комара), с-с-с(так течет из крана вода (выходит воздух из мяча)). «Давайте условимся, – объясняет задание педагог, – если вы услышите звук з– прогоняйте комара, вот так (делает легкое отмахивающее движение рукой), услышите с– умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показывает). Звук за мной не повторяйте, а лишь показывайте те или иные движения». Педагог проговаривает 3–4 звука, проверяя, как дети поняли задание. Далее произносит вперемешку 9–11 звуков. (Выполняя это и следующие упражнения, воспитатель произносит звуки (слова) с одним и тем же интервалом, считая про себя: «Раз, два, три», и заканчивая счет заранее оговоренным с детьми жестом, означающим завершение действия.) Воспитатель дает детям новое задание: «Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с– слышится в слове: слон, зебра, зеленый, синий. А теперь не называйте звук, а, как при выполнении первого задания, жестами показывайте, что слышите: сахар (педагог проверяет, как дети выполняют задание), озеро (объясняет, кто ошибся и почему), заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда». Далее задание выполняют только девочки (мальчики контролируют) (слова: зеленый, суровый, заяц, снегирь). Затем – мальчики (слова: слева, внизу, озорник, сутолока). «Я назвала вам много слов со звуком з, – говорит педагог. – А какие слова назовете вы?» (За правильный ответ дается фишка.) Педагог ставит на подставки для книг картинки с изображениями синицы (звук с) и комара (звук з). Между подставками располагает мелкие предметы: совок, наперсток, салфетку, замок, игрушечного зайчонка, значок. Воспитатель объясняет задание: надо взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить, какой знакомый звук есть в этом слове, и положить предмет либо к картинке с синичкой, либо к картинке с комаром. Если задание выполнено верно, дети должны хором сказать: «Правильно, правильно», если ребенок ошибся: «Нет-нет-нет». В последнем случае педагог возвращает предмет на прежнее место и вызывает другого ребенка. Воспитатель выставляет пять пирамидок и объясняет задание: «Сейчас я расскажу вам про сорок. Кто это такие? В предложении, которое я произнесу, будет пять слов со звуком с, столько же, сколько пирамидок. Вы должны назвать эти слова. Назовете слово правильно, – получите пирамидку». Сорок сорокВ короткий срокСъели сырок. Дети повторяют рифмовку хором и по одному, называют слова соро́к, со́рок, срок, съели, сырок. Воспитатель сообщает, что рифмовка про сорок – скороговорка и поэтому произносить ее надо быстро. Педагог предлагает повторить скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, четко выговаривая слова, затем быстрее, потом еще быстрее и очень быстро. После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и четком самостоятельном произнесении скороговорки. Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, какие звуки дети учились различать и кто сколько получил фишек и пирамидок. Примечание. В свободное от занятий время педагог повторяет слова суровый и сутолока. Просит объяснить их смысл и дает правильное объяснение.Занятие для старшей группы. Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года». Автор И.О.Соловьёва).
Занятие для старшей группы.
Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года». Автор И.О.Соловьёва).
Цель:
Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображённого), воспитывать умение составлять логическое, эмоциональное и содержательное описание.
Ход занятия:
Воспитатель спрашивает, какое время года наступило, какой месяц зимы. Выслушав ответы детей, подчёркивает, что зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах, коньках, строить крепости из снега. Про это время года и книги написаны, и картины написаны.
«Ребята, вам не показалось странным, что я сказала «картины написаны»? Я не ошиблась. Так принято говорить: «художник написал картину»».
Демонстрируется картина «Зимние развлечения». Затем воспитатель задаёт ряд вопросов:
- Как можно назвать картину?
- Какое время года или время суток запечатлено на картине?
- Какая погода стояла в тот зимний день?
- Как вы определили, что день тёплый и солнечный?
- Однажды в зимний тёплый день детский сад вышел на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной?
«Давайте повнимательнее рассмотрим, что происходит на горке,»- предлагает воспитатель. Выслушивает и оценивает высказывания детей. Просит ребёнка рассказать о том, как дети катаются с горы.
Сама начинает рассказ: «Однажды, в тёплый зимний день выбежали на участок дети. Одни из них сразу же побежали на горку»,- и передаёт слово ребёнку.
Затем педагог привлекает внимание детей к снеговику. Кто-то из детей обобщает результаты наблюдений в маленьком рассказе.
«Посмотрите, не забыли ли малыши о своих пернатых друзьях», - напоминает взрослый. И дети рассказывают о том, какие птицы изображены на картине, кто их кормит. Далее воспитатель предлагает детям составить рассказ по картине в целом, просит подумать над его концовкой.
Заслушиваются два рассказа. Взрослый хвалит ребёнка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Обращает внимание детей на удачно найденные сравнения, описания. Затем педагог вызывает двух детей и предлагает им составить рассказ по картине, своего рода соревнование на лучший рассказ.
В конце занятия предлагается придумать название к картине.
Автор: Конищева Евгения Николаевнаpedportal.net
Читать онлайн книгу Четыре времени года
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 14 страниц)
Назад к карточке книгиЧетыре времени года
Прославленный советский тренер по фигурному катанию рассказывает как изменяется и развивается этот вид спорта, как на смену одному поколению фигуристов приходит другое и какой след оставили в истории выдающиеся спортсмены разных стран и разных поколений.
Тарасова Т. А.
Предисловие
Зачем человек пишет книгу? Тем более автобиографическую? Должно быть, он считает, что ему есть чем поделиться с людьми, он хочет на своем примере убедить их в чем-нибудь или, наоборот, от чего-то предостеречь. И, наверно, садиться за такое дело надо в преклонном возрасте. Конечно, я еще этого возраста не достигла, но все же о своих годах думаю, как о зрелых. Жизнь в большом спорте так прессует время не только у спортсменов, но и у тренеров, что порой кажется, с каждым новым поколением учеников ты прожил еще одну жизнь.
Я не берусь никого предостерегать, тем более поучать, просто пришел час рассказать о моем фигурном катании, как я его понимаю, чувствую, как я на него смотрю. Очень многое изменилось в моем виде спорта, виде, которому я отдала почти тридцать пять лет. Написав эту цифру, вижу, что даже без оговорок мой срок пребывания в фигурном катании совсем не мал.
Всякая книга воспоминаний, естественно, разговор о себе. Очень трудно уберечь себя от самовосхвалений. Я старалась, как могла. Большую часть книги я посвятила людям, с которыми вместе работала, с которыми дружила, с которыми соревновалась. Я рассказываю о тех, кто мне дорог, кто помог мне даже одним только присутствием рядом. Я сознательно не стала говорить о многих известных советских спортсменах, которые не были моими учениками. О них написаны или будут написаны книги, и они сами и их тренеры смогут, конечно, лучше, чем я, рассказать о себе.
Книга уже готова, лежит передо мной, и, придирчиво перечитывая ее, я глубоко убеждена, в ней я не отступилась от истины. Фигурное катание – вид спорта, в котором много субъективизма, и найти «золотую середину» здесь непросто. Мне не раз приходилось проигрывать тогда, когда я считала своих учеников сильнейшими. Мне не раз приходилось доказывать, что программам, которые не приняты не только зрителями, но и судьями-профессионалами, принадлежит будущее, и поэтому то, что истина для меня, для кого-то, может быть, наоборот. Но я не ставила себе целью написать учебник по фигурному катанию.
Для любителей спорта фигурное катание всегда будет ассоциироваться с блеском льда в лучах прожектора, нарядными костюмами и приветственными жестами перед камерой. И в этом нет ничего плохого, прекрасно, когда в дом приходит праздник. Но в моей книге праздника мало, потому что я рассказываю о своей жизни, а она, как и у всех, складывается из будней.
Как любой человек, который в силу своей профессии постоянно находится на виду, я вызываю к себе определенный интерес. Может быть, некоторым кажется, что у меня нет больших проблем. Но не надо забывать, что тренеров обычно показывают по телевизору в минуты триумфа, а минут этих очень мало. Хотя, казалось бы, не мне жаловаться – и все равно их мало.
Награды и почести приходят после больших побед, разочарований, обид, слез (я ведь женщина-тренер), радостей находок и открытий, но прежде всего после огромного труда.
Профессия тренера – трудная профессия. В ней тратится много сил, много нервов, но тот, кто ею занимается, не может уже от нее отказаться, кем бы он ни работал: тренером сборной или детской спортивной школы. Ни у кого нет такой большой семьи, как у тренера. Ведь все ученики, по сути дела, его родные дети. Может быть, моя книга поможет привлечь молодежь в нашу профессию, где дефицит специалистов всегда был острым.
Что помогает мне не оставлять этот нелегкий труд, нескончаемый подъем? Что заставляет меня всегда и везде быть тренером, воспитателем? Наверное, любовь к ученикам. На ней держатся отношения, которые всегда напряжены. Наверное, помогает и врожденное любопытство: что ожидает меня на следующей ступеньке? Но и воспитанное с детства отношение к труду, отношение к делу, за которое взялась, прежде всего.
А главное, что поддерживает меня в самые трудные минуты,—это патриотизм. Победы моих учеников – победы нашей страны, нашего строя, нашего образа жизни. В спорте невозможно быть всегда первым, но стремиться к этому ты обязан.
Заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова
Мой талисман – черепаха
Я никогда не верила в приметы. Да и не приняты были в тe времена, когда я выступала, всякого рода амулеты. Но вот мы с Жорой (моим последним партнером Георгием Проскуриным) стали ездить на чемпионаты мира и Европы, и я обратила внимание, что девочки в раздевалке сидят кто с куклой, кто с плюшевой собакой, короче, каждый что-то в руках теребит... А у меня ничего не было. Никаких счастливых примет. Я знала только, что ботинки всегда начинаю шнуровать с левой ноги, но это получалось совершенно автоматически. И если я вдруг проверяла себя, не перепутан ли порядок шнуровки, то всегда успокаивалась, убеждаясь, что магическое воздействие на руки остается незыблемым. Даже если надевала вначале правый ботинок, то все равно шнуровку начинала с левого – и так по нескольку раз в день.
А когда перешла на тренерскую работу, то также автоматически неизменно начала шнуровать ботинки с правой ноги...
Ни талисмана в молодые годы не было, ни причуд, мол, надо надевать на старт что-то одно и ни в коем случае не переодеваться. Теперь же во время соревнований я три дня костюм не меняю. Я выбираю себе какое-нибудь удобное платье или специально шью – и начиная с «Нувели» (так фигуристы называют традиционный декабрьский международный турнир на призы газеты «Московские новости»), весь сезон надеваю на все старты только его. Теперь не снимаю на соревнованиях шубы, потому что Букин назвал ее счастливой, хотя Наташа и Андрей тоже не верят в приметы. Но если им кажется, что шуба приносит счастье, я готова носить ее, даже когда в зале от жары начинает плавиться лед.
Мой талисман – латаная-перелатаная кожаная черепашка. Известный тренер сборной ГДР, наставник такой популярной пары, как Уве Гросс и Мануэла Кагельман, Йохан Линднер, который один из первых начал заниматься подкрутками (ими с большим удовольствием и успешно мы все сейчас пользуемся), подошел ко мне, протянул маленькую набивную, обшитую искусственной кожей черепашку и сказал: «Я знаю, она принесет тебе счастье». Черепаха перекочевала в мой карман. Это произошло шестнадцать лет назад на «Нувели», когда после трех недель совместных занятий я выпустила на соревнования свою первую в тренерской жизни пару – Людмилу Суслину и Александра Тихомирова. Почему Линднер сделал мне такой подарок, не знаю. Он хорошо ко мне относился, а может быть, помнил, как я соревновалась с его парами и хотел теперь пожелать мне удачи.
Эта черепашка объехала со мной весь мир в кармане или сумке. Она небольшая, с ладонь, и много места не занимает. Сшитая из кусочков, черепаха стала рваться, накануне Олимпиады в Лейк-Плэ-сиде я дала ее Родниной, и Ира ее аккуратно подштопала. В сезоне 1982 года я черепашку с собой никуда не брала, чтобы она отдохнула, набралась сил, а накануне чемпионата страны 1983 года отдала починить Наташе Бестемьяновой. Наташа вернула черепаху мне перед чемпионатом Европы, на котором они впервые с Андрюшей завоевали золотые медали.
Маленькая кожаная черепашка положила начало целой коллекции.
В Саппоро на Олимпийских играх 1972 года, где я впервые была в роли тренера олимпийской сборной, привезя пару Ирину Черняеву и Василия Благова, Юра Овчинников подарил мне 13 февраля, в день моего рождения, черепаху. Он сказал: «Ты сама похожа на черепаху Тортиллу, вот тебе на память игрушечная Тортилла»,– и преподнес хорошенькую черепашку, в шапочке и с бусами на шее. Он не знал, что вместе с его подарком у меня дома теперь уже две черепахи. Впрочем, эта парочка дала возможность кому-то пустить слух, что Тарасова собирает черепах, да я и сама стала приглядываться к этим игрушкам и кое-что покупать. Но больше всего мне их дарили. Спортсмены, родные, друзья. Сейчас в моей коллекции больше ста черепах, Саша Зайцев привез мне с Кубы чучело настоящей черепахи, Марина Неёлова нашла для меня стеклянную черепаху в Венеции, моя подруга Ира Возианова купила мне огромную черепаху-подушку в Милане. Большой вклад в коллекцию сделал мой муж, пианист Владимир Крайнев, привозя черепах из всех своих гастролей. Потом черепах стали приносить и Володины друзья.
Повторов нет никаких. Черепахи бронзовые, золотые, позолоченные, серебряные (серебряную, очень красивую черепаху, мне подарила Ира Роднина), деревянные, матерчатые. Кстати, две огромные матерчатые черепахи-подушки мне в Лейк-Плэсиде подарили на день рождения Роднина и Бестемьянова.
Так и собралась из-за талисмана целая коллекция, может, именно в этом было его предназначение. Коллекция, которую я очень люблю и могу разглядывать, не отрываясь, часами. Я при этом отдыхаю. Правда, моя мама ворчит: «Такое впечатление, что ты не с людьми работаешь, а в зоопарке. Все медали и кубки выставляют на полки, а ты черепах».
Ну и что ж. Я люблю их показывать, люблю ими хвастаться, и теперь все наши знакомые знают – Тарасова коллекционирует черепах.
Что же касается талисманов, то я, как и прежде, не придаю им большого значения, однако кожаная черепашка никогда не бывает забыта дома. На соревнованиях я ее ищу в кармане и сжимаю рукой, когда тяжело стоять или нервничаешь. Надо же что-нибудь сжимать! Сжимаю я ее, беднягу, поэтому она и рвется – от плохого к ней отношения.
Мне кажется, что ни у кого из советских спортсменов амулетов нет. У тренеров есть, например шапка у Чайковской. Впрочем, последние годы она ее не надевает.
Когда-то мне предложили написать книгу о фигурном катании, о том, как я стала тренером, о моих учениках. Я долго собиралась и, наконец, решилась. В первые месяцы работы над рукописью мой товарищ привез мне из Дюссельдорфа еще один экземпляр (на сей раз керамический) в черепашечье собрание.
Лежит себе такая довольная, отдыхает.
Пусть она принесет удачу будущей книге.
Вступление литзаписчика.
Помочь написать книгу Татьяна Анатольевна предложила мне. Чем определялся ее выбор, не знаю. Возможно, сыграло роль, что я друг дома, возможно, то, что я спортивный журналист, к тому же много писавший об учениках Тарасовой. Скорее всего, сумма этих «достоинств» заставила автора обратиться за помощью именно ко мне. В дальнейшем для упрощения я буду называть нас «автор» и «литзаписчик», как это принято в издательствах. Впрочем, о какой помощи может идти речь, если мои обязанности сводились лишь к расшифровке магнитофонных кассет. В силу крайнего дефицита со временем автор наговаривала на диктофон очередную главу, литзаписчик переводил ее на бумагу и отдавал машинистке. Роль незавидная, но литзаписчик ее не стыдился, так как получал большое удовольствие от бесед с автором, и надеется, что читатель с ним согласится.
Казалось бы, все, что здесь записано, можно было наговорить за неделю. Литзаписчик же таскался с диктофоном без малого год. Помимо непосредственной работы автор постоянно занята устройством жизни всех своих учеников и друзей, все это делает ее неуловимой. Те немногие часы, когда автор дома и никаких срочных дел у нее нет, обычно тоже не могли использоваться для работы над книгой, потому что дом Крайнева – Тарасовой, когда в нем хозяева, тут же наполняется друзьями...
Когда-то Наташа Бестемьянова сказала: «Самое мое любимое время – время осени, когда программа уже поставлена и остается лишь ждать соревнований».
Жизнь тренера по фигурному катанию четко циклична, и каждый цикл – это время года. Весна – окончание очередного сезона. Затем турне, подбор музыки к новым программам, поиск новых элементов, совершенствование техники. Весной можно хоть каждый вечер ходить в театр, на концерты, в кино. Лето – самое напряженное время. Постановочный период. Работа с утра и до позднего вечера. Нервы. Срывы. Страх перед предстоящей оценкой программы.
Осень – встреча со сборной, первые показательные выступления, изменения и доработки в постановках. Зима начинается с турнира «Московские новости», и дальше старт за стартом. Чемпионат СССР, чемпионат Европы, чемпионат мира.
Замкнутый, непрерывный круг.
За рукопись будущей книги литзаписчик взялся осенью. Настроение автора казалось замечательным, ею подготовлено около десятка показательных номеров для трех лучших пар, обговорен план совместной работы с литзаписчиком, все друзья живы-здоровы. Автор и литзаписчик договариваются встретиться в Харькове, чтобы записать первые главы. Автор прилетает в Харьков из Запорожья. Литзаписчик и муж автора – Владимир Крайнев приезжают из Москвы. Так совпало, что у Крайнева в Харькове концерт, к тому же он родился в этом городе и здесь же начал учиться музыке.
До концерта гостиничный номер, где живет автор со своим мужем, наполнен цветами, родственниками, харьковскими друзьями. Их очень много. Автор обязана всех принять, иначе кто-то может обидеться, поэтому ни о какой записи и речи быть не может. Наконец, концерт. Успех у Крайнева сумасшедший. В гостинице еще больше, чем было, цветов, друзей, родственников. На следующий день он уезжает в Москву.
Мама не пропускала ни одного моего соревнования
Но теперь у сборной начинаются прокаты. Ни о какой записи главы и заикнуться нельзя. Литзаписчик не солоно хлебавши возвращается в Москву.
Зима, не очень морозная в том году, незаметно пролетела в соревнованиях, поздравлениях, обещаниях, главное, в долгих разговорах автора и литзаписчика, какую интересную книгу они способны написать. Однако кое-что уже легло в тоненькую пока папку с придуманным еще осенью заголовком «Четыре времени года».
Наконец, автор возвращается после чемпионата мира в Москву. Зима закончена, спортсмены уехали в турне. Литзаписчик не поехал в интересную командировку, чтобы успеть со своей работой, но наступила весна.
А весна – трудное время. Надо придумывать, надо искать. Год-то олимпийский, никто этого понять не хочет, в том числе и литзаписчик, который пристает со своими вопросами. В начале весны в квартире у автора поселяется друг ее детства – Юрий Овчинников. Когда-то муж автора высказал мысль о создании ледового шоу, в котором могли бы собраться все лучшие фигуристы страны, ушедшие из спорта. По наивной мечте мужа, этот поток должен был увлечь и его жену, то есть автора. Отталкиваясь от ложной посылки, муж резонно полагал, что место художественного руководителя подобного шоу могло бы отвлечь его жену от спорта. При существующем положении дел, то есть при его гастролях, а ее разъездах и соревнованиях, встречи супругов сведены к минимуму. Однако жена из спорта не ушла, но возможность создания такого коллектива становилась реальностью, так как группа известных фигуристов прекратила участвовать в соревнованиях, но прощаться со льдом не торопилась. Это Игорь Бобрин, Ирина Воробьева и Игорь Лисовский, Елена Гаранина и Игорь Завозин, Наталья Карамышева и Ростислав Синицин. Теперь на кухне, где обычно записывались главы, идет шумное обсуждение судьбы будущего коллектива, его программа и репертуар.
Автор уезжает в Италию, потом во Францию, собирается в Финляндию, тем не менее еще несколько кассет, записанных в промежутке между поиском музыки и базы для нового коллектива, у литзаписчика остаются. Так наступило лето.
Лето в том году было отмечено населением столицы как одно из самых дождливых, а литзаписчиком как рекордное по количеству дней отсутствия автора в Москве.
У лета есть одна, всем известная особенность: оно пролетает стремительно и незаметно. Наступила осень. Обычно покладистый и спокойный литзаписчик стал нервничать и проявлять признаки возмущения.
В начале зимы рукопись полагалось сдать в издательство. Теперь главы записывались в самых невероятных местах. Так, например, рассказ о великих фигуристах был надиктован в машине по дороге в Дом моды к Вячеславу Зайцеву на просмотр новых моделей. Литзаписчик сидел за рулем, автор перемешивала рассказ с указанием, как ехать кратчайшим путем, литзаписчик упорно, по вполне понятным соображениям, не сворачивал с забитых магистралей.
В Москве уже шел дождь пополам со снегом, когда заполнялись последние кассеты. Наташа Бестемьянова и Андрей Букин вовсю отплясывали на льду крытого катка стадиона Юных пионеров русский танец, готовясь к поездке сперва в Будапешт, затем в Сараево. С первым снегом литзаписчик удрал из Москвы. Времени, чтобы доделать рукопись, ему было выделено совсем немного...
Литзаписчик перед отъездом прощался с катком на стадионе Юных пионеров. Больше года он приезжал сюда регулярно, как на тренировку, чтобы забрать автора и отвезти ее домой, устроиться на кухне, поставив перед ней, чистившей картошку или нарезавшей салат, диктофон. Литзаписчик привык к этому стадиону и несомненно будет скучать без него.
Но пора уже переходить к воспоминаниям автора, переходить, собственно говоря, именно к тому, ради чего было написано вступление литзаписчика.
Виталий Мелик-Карамов
Стадион юных пионеров
Нет места в Москве дороже и любимее. Здесь, я знаю, нужна людям, здесь мои ученики, здесь я провела большую часть своей жизни.
Какое счастье – возвращаться из поездки на родной каток. Стадион Юных пионеров – это моя жизнь.
Я сейчас иду по СЮПу, как шла и тридцать лет назад, по Центральной аллее мимо бюста Ленина, но как изменился мой СЮП! Слева от меня те же невысокие трибуны стадиона, но теперь на поле положен искусственный газон, а справа тянется длинное прозрачное здание крытого манежа для легкоатлетов и, наконец, глухой прямоугольник нашего крытого катка. Народу на СЮПе значительно поубавилось, хотя вроде бы детей сейчас рождается больше, чем раньше.
На СЮПе прошло мое детство. Кататься я начала в пять лет, но в детском парке имени Дзержинского, на катке, чуть побольше, чем две комнаты обычной квартиры, у Самсона Вульфовича Гляйзера и Ларисы Яковлевны Новожиловой. Но настоящий спорт – занятие по ОФП, хореографии, тренировки на льду – все это я узнала уже на СЮПе.
Что представлял собой в те годы каток на СЮПе? Их было два. Один и тогда, тридцать лет назад, был закрытый, с искусственным льдом, но площадка значительно меньше нынешней, и право кататься на нем имели лишь лучшие спортсмены. Остальные занимались на открытом стадионе, К катку примыкала теплушка. В ней стояли старинные кресла, висело огромное зеркало в раме. Уроки хореографии проходили на другом конце стадиона, в Доме физкультуры, перестроенной церкви, где на втором этаже тренировались гимнасты и акробаты, внизу расположился зал хореографии, с зеркалами и станком вдоль стены. Мотались мы и на трек, погонять на велосипеде.
На СЮПе всегда было шумно и везде бегал народ. Кто в волейбол играет, кто в баскетбол. Зимой каток на стадионе заливали не только для фигуристов, по краям были проложены дорожки для конькобежцев. С конькобежцами фигуристы дружили – они целый день на льду и мы тоже. Иногда нам, совершенно незаслуженным, выпадали занятия на маленьком пятачке искусственного льда – они приходили как награды, их не пропускали.
Моя сестра на тренировке у отца
Ах, уже нет сейчас того, что было,– выходишь из теплушки, кружатся вокруг крупные хлопья снега, и ты идешь на лед такая гордая, на коньках в самодельных чехлах, на тебе свитер, который связала бабушка, папина мама Екатерина Харитоновна, идешь под музыку по синему снегу к площадке. Каждый вечер – праздник. Музыка грохотала до двенадцати ночи, из соседних домов жильцы писали жалобы. Мы разойтись по домам не могли. Нам не хватало льда.
Я начинала на СЮПе в одной группе с Милой Пахомовой у Александры Ивановны Нарядчиковой, С самого начала мы считались у нашего тренера абсолютно бесперспективными, только «артистками хорошими» (не в лучшем смысле этого словосочетания). . .
Тем не менее в группа Нарядчиковой, несмотря на отсутствие способностей, мы обе, как нам казалось, процветали. Сами ставили себе программы и изображали черт знает что. Но потом действительно выдвинулись, и в пятнадцать лет нас с Милой забрал к себе Виктор Иванович Рыжкин, молодой, но уже известный тогда тренер.
Попасть на СЮП в середине пятидесятых годов задача была очень сложная. И за меня и за Милу хлопотали отцы. Отец у Милы был летчик, Герой Советского Союза, генерал, он умер очень молодым, лет сорока. Просили они Татьяну Александровну Толмачеву, старшего тренера по фигурному катанию, на СЮПе она тогда, можно сказать, «возглавляла» тренерский корпус в нашем фигурном катании, во всяком случае, была одним из самых известных тренеров в стране, тренером чемпионов. Татьяна Немцова, Елена Осипова (Чайковская), Ирина Люлякова, Александр Веденин, Сергей Четверухин – вот неполный список ее учеников. Она работала исключительно с одиночниками. Нас к себе она, конечно, не взяла, большого впечатления мы с Милой на нее не произвели.
Татьяна Александровна была хозяйкой на СЮПе. Прошло с тех пор почти двадцать лет, а я до сих пор слышу ее голос, который звенел над стадионом и был слышен, как только выходишь из трамвая. Раньше работали с мегафоном, сидя в будке, подобной караульной,– катки были открытые, холод страшный,– Толмачева кричала, возмущалась, руководила. Услышать ее можно было в любое время дня и ночи. Казалось, что она со стадиона вообще не уходит.
Фанатичная в работе, она, занимаясь со своим последним учеником, Владимиром -Ковалевым, приходила на стадион минут на двадцать-тридцать раньше Володи. Старенькая, с палочкой, она в полной темноте – одиночники начинают свои тренировки раньше всех– брела от метро к стадиону.
На СЮП на просмотр меня привела мама, и я показала все, на что была способна, после чего и была определена к тренеру Нарядчиковой, заодно получив расписание тренировок. Мне шел седьмой год. После просмотра больше на СЮП со мной на тренировки никто из родителей не приезжал. Других же в группе сопровождал кто-то из взрослых. Мамы, бабушки, няни стояли за загородкой и давали советы, одевали разомлевших в тепле фигуристов. В шестилетнем возрасте я довольно спокойно ездила одна по Москве в общественном транспорте и не терпела рядом с собой провожатых. С двух лет я жила и живу по сей день, только в другой квартире, в доме рядом со станцией метро «Сокол», и от него до Беговой, где расположен СЮП, ходил по прямой, не сворачивая, 23-й номер трамвая. Давали мне десять копеек на расходы, и я, очень самостоятельная, собирала сама сумку и отправлялась на тренировку. Деньги не экономила, всегда покупала в трамвае билет. «Зайцем» ездить не могла. Мне казалось, что у меня на лице написано, что я не заплатила за проезд.
Потом, уже на соревнования, начала приходить мама. Отец появился на трибуне, когда мне уже исполнилось четырнадцать лет. У нас проходили соревнования, и я выполнила на них норму первого разряда. Следующий его визит на соревнования фигуристов, в которых участвовала дочка, состоялся спустя еще четыре года, во Дворце спорта в Лужниках.
В четырнадцать лет я входила а команду фигуристов московского «Труда», и меня взяли на юг, на тренировочный сбор. О, какой восторг и упоенье! Завязались под южным небом первые романы, с утра и до ночи я ела фрукты, периодически посылая родителям телеграммы, чтобы они выслали еще хотя бы три рубля.
Без СЮПа я не могла представить свою дальнейшую судьбу. И мне выпало огромное счастье, когда после недолгих мытарств в ЦСКА меня, девятнадцатилетнюю, взял на работу Вячеслав Васильевич Хатунцев, тогдашний председатель спортобщества «Труд», и определил тренером на СЮП. Для тренерской деятельности я не имела ничего, в том числе и образования, было одно страстное желание работать. И вот я снова вместе с парами, вместе с танцорами оказалась на том же открытом катке. Закрытый, искусственный, все еще принадлежал одиночникам и чемпионам.
Новый каток строился очень долго, и построен не очень толково. Зал для хореографии и общефизической подготовки всего лишь один, раздевалок мало, дневной свет на лед почти не попадает, искусственное освещение слабое. Нет тренерской комнаты. Каток примыкает к легкоатлетическому манежу, в котором есть то, чего нет у нас,– много света и воздуха. Мы ждали, что сначала начнут строить каток, но вышло наоборот. Манеж теперь часто пустует, на него затрачены, кстати, те же деньги, что и на наше неказистое сооружение, а мы выкраиваем время, чтобы могло пройти как можно больше фигуристов. Но все равно он самый родной и любимый – наш каток.
Любовь к своему стадиону и катку настолько крепка в сюповцах-фигуристах, что когда открывался новый каток, на торжество собрались все, кто когда-то тренировался на старенькой площадке. Меня много раз приглашали работать тренером в ЦСКА и «Динамо», но изменить СЮПу я не могу. На СЮП я прихожу, как к себе в дом, где тебе удобно, где знаком каждый уголок, где с тобой здороваются даже самые маленькие фигуристы, и ты видишь в них родных для себя людей.
На новом катке сохранились традиции устраивать прекрасные елки, проводить по праздникам показательные выступления для родителей.
31 декабря у нас обычно две тренировки, а в шесть часов вечера мы приглашаем ка каток всех близких нам людей и всех тех, кто раньше катался на этом льду, приглашаем выпить с нами бокал шампанского, пожелать успехов в новом году.
Назад к карточке книги "Четыре времени года"itexts.net