План - конспект урока " Солнечная система" Окружающий мир 4 класс Плешаков. Окружающий мир 4 класс конспекты уроков плешаков


Конспекты уроков по окружающему миру.

Материал к учебнику «Мир вокруг нас».

Данный материал помогает раскрыть способности учащихся, повысить интерес к урокам окружающего мира.Может быть использован на любом этапе обучения, т.е. при изучении нового материала, при его закреплении, при контроле знаний и умений учащихся, а так же при подготовке учителя к урокам.

Составитель - учитель высшей категории Солгалова Ирина Васильевна муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» села Верхнерусского Шпаковского района Стасропольского края.УРОК: Природные зоны нашей страныЦель урока : Познакомить детей с понятием «природная зона» и закономерностями смены природных зон с юга на север. Познакомить с картой природных зон России.Задачи урока: Познакомить с понятиями:Тепловой поясПриродная зонВопросы:

Почему на севере холодно, а на юге жарко?Природные зоны России1. Почему на севере холодно, а на юге жарко?

Рассказ-беседа

Все вы дети хорошо знакомы с временами года: зима, весна, лето, осень. Какое из них главное? Вспомните, как меняется высота Солнца над горизонтом от зимы к лету?Зимой Солнце поднимается над горизонтом невысоко и греет слабо - стоят морозы, идет снег, замерзли водоемы.Летом Солнце поднимается над горизонтом высоко и греет сильно - тепло, идут дожди, все растения торопятся расти.

ВыводЧем выше Солнце над горизонтом - тем теплее, чем ниже - тем холоднее. А почему?Это происходит оттого, что при высоком положении Солнца поток тепла от него обогревает определенную площадь - тепла хватает, а когда Солнце поднимается невысоко, поток тепла распределяется на площадь большую в 2-3 раза, чем в первом случае - тепла не хватает.Так бывает летом и зимой, и даже каждый день - утром прохладно, т.к. Солнце стоит низко, а в полдень солнце поднялось - стоит жара.

ВыводИменно высота Солнца над горизонтом определяет количество тепла, которое получает поверхность земли. Этозакон Природы.Этот закон действует на территории всей планеты. Земля имеет форму шара и потоки тепла, приходящие от Солнца падают на круглую поверхность под разным углом.

Работа по схеме нагрев

weburok.com

План – конспект урока по окружающему миру 4 класс Плешаков УМК «Школа России» Тема: Михаил Васильевич Ломоносов

План – конспект урока по окружающему миру 4 класс Плешаков УМК «Школа России»

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов

Цель: формирование представлений о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, его вкладе в развитие России.

Задачи:

  1. Научить обучающихся ориентироваться в новом материале;

  2. Развить кругозор обучающихся об истории России;

  3. Воспитывать у обучающихся патриотизм, любовь к своей Родине.

УУД:

Познавательные:

Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)

Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.

Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.

Регулятивные:

Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности

Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки

Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

Умение формулировать точку зрения

Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи

Умение определить общую цель и пути её достижения

Планируемые результаты:

знать: биографию М. В. Ломоносова

уметь: называть основные достижения М. В. Ломоносова

Материалы и оборудование:

  1. Для учителя: конспект урока, презентация к уроку, презентация «Великие открытия М. В. Ломоносова», портрет Ломоносова и Петра I, Игра "Найди пару".

  2. Для учащихся: учебник «Окружающий мир» Плешаков.

Ход урока:

  1. Организация начала занятия

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте отметим отсутствующих на уроке.

  1. Актуализация полученных знаний

Прежде, чем мы начнём знакомиться с новой темой, вспомним знаменитого человека, при котором Россия была провозглашена империей.

Кто этот человек?

Что такое империя?

Что можете рассказать о детстве Петра?

Какие главные перемены произошли при Петре 1?

Игра «Найди пару»

Давайте проверим вашу работу в паре. Оцените работу своей пары.

  1. Подготовка к основному этапу занятия

Прочитайте пословицу, записанную на доске: Ученье-свет, а неученье - тьма.

Как понимаете смысл пословицы?

Какие ещё пословицы об учении вы знаете?

А нужно ли вам учиться?

На доске зашифрованы слова: Днскй, Нвскй, Птр, Лмнсв.

Отгадайте их.

Какое слово лишнее? Почему?

Сегодня мы недаром начали урок с пословиц об учении, потому что познакомимся на уроке с биографией человека, который очень старательно учился и внёс большой вклад в развитие России.

Как вы думаете, о ком пойдет речь?

Какая тема нашего урока?

Какова цель нашего урока?

Для чего мы будем это делать?

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Что вы знаете о Ломоносове?

Что интересно будет узнать вам о нём?

Посмотрите на лесенку. На какую ступеньку вы бы поместили свои знания о Ломоносове?

Давайте прочитаем параграфа учебника "М.В. Ломоносов", для того, чтобы узнать о Ломоносове побольше информации и подняться на лесенке выше.

Ломоносов сделал открытия в различных науках. Посмотрим презентацию

Физминутка

  1. Первичная проверка понимания

1)В каком году и где родился М.В.Ломоносов?

2)Кем был отец Ломоносова?

3)Как прозвали односельчане судно Ломоносова?

4)Какие вопросы интересовали любознательного 10- летнего Ломоносова?

5)Во сколько Михаил начал постигать грамоту?

6)Кто был его первым учителем?

7) Назовите первые учебные книги Ломоносова.

8) Какое решение принял Ломоносов, мечтая о науках?

9)Когда и каким образом он покинул дом и добрался в Москву?

10) Сколько лет ему тогда было?

11) Куда ему удалось поступить в Москве?

12) Какой язык был международным языком науки в то время?

13)Какие трудности возникли у Ломоносова в начале учебы?

14) Куда был направлен Ломоносов за хорошую учебу?

15) Где начал работать Ломоносов по возращении на Родину?

16) В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

17) Назовите его открытие.

18) Что организовал Ломоносов?

19) Что сделал великий ученый для развития образования России?

20) Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?

Отвечают на вопросы.

1)В 1711 году неподалеку от города Холмогоры

2)Рыбаком

3) Чайка

4) Отчего стрелка всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?

5) в 11-12 лет

6) Дьячок местной церкви

7)" Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого

8) Он решил отправиться в Москву

9) В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву

10) 19 лет

11) В Славяно – греко – латинскую академию

12) латинский

13) Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег

14) В Петербург, потом в Германию

15) В Петербургской академии наук

16) Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк

17) Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов

18) Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла

19) По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова

20) Золотая медаль М.В.Ломоносова

  1. Закрепление знаний и способов действий

Один мальчик составил план рассказа биографии Ломоносова, но ветер перемешал пункты плана в его тетрадки. Помоги мальчику восстановить план и проверь себя. Восстановить деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.

  1. Возвращение в Россию.

  2. Учеба за границей.

  3. Детские и юношеские годы.

  4. Учеба в Славяно – греко – латинской академии.

  5. Работа в Петербургской академии наук.

  6. Учеба в Петербургской академии.

Проверка выполнения работы.

А.С. Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом". Почему?

  1. Обобщение и систематизация знаний

1. Подведение итогов занятия

(Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы).

С биографией какой знаменитой личности России мы познакомились?

В каких областях наук были совершены открытия Ломоносова и какие?

Что сделал великий ученый для развития образования России?

2.Рефлексия

-Представим себе сюжет из сказки, когда вы стоите перед большим камнем и на нём написаны пути-дорожки в разных направлениях: спорт, программирование, здравоохранение, образование, искусство, строительство, торговля. транспорт, обслуживание, другое. Какую дорожку выбрали бы вы?

На какой уровень шкалы мы поставим значок после знакомства с биографией Ломоносова?

  1. Информация о домашнем задании

Основное: Учебник: с. 101-104., прочитать, ответить на вопросы, выполнить задания по данной теме в рабочей тетради.

Дополнительное:

-В Москве есть университет им. М.В. Ломоносова. Как вы думаете, чему там учат студентов в наши дни? Где можно найти информацию?

Есть ли в Курске памятник или улица Ломоносова?

Задание: найти точный ответ на заданный вопрос.

infourok.ru

конспект урока " Солнечная система" Окружающий мир 4 класс Плешаков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Скосырская средняя общеобразовательная школа

урок в 4 классе

по окружающему миру

УМК А.А. Плешаков

" Мир глазами астронома»

Подготовила

учитель начальных классов

Стяжкина Ольга Александровна

2015 – 2016г.

Цели урока:

Способствовать формированию первоначальных представлений об астрономии, умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.

Формируемые УУД:

регулятивныеУУД-

  • понимать, принимать и сохранять поставленную учебную задачу;

  • проводить самооценку полученных результатов;

  • отвечать на итоговые вопросы;

познавательныеУУД-

  • строить речевое высказывание в устной форме, используя специальную терминологию;

  • ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию;

  • знать последовательность планет Солнечной системы;

коммуникативные УУД-

личностныеУУД:

  • формирование мотивационной основы учебной деятельности, способствовать развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть в правильной последовательности планеты Солнечной системы; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; работать в парах, группах; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя и товарищей.

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир»4 класс, презентация к уроку, шапочки звездочетов карточки по заданию, маска Лучика, плакат Солнца, интерактивная доска, памятки, контрольные тесты

Ход урока

Этапы урока

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Подготовка учащихся к работе на уроке:

-обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уче6ном занятии

Чтоб природе другом стать,Тайны все её узнать,Все загадки разгадать,Научитесь наблюдать,Будем вместе развивать у себя внимательность,А поможет всё узнать наша любознательность.

Дети приветствуют учителя.

II. Мотивационный этап

Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Ребята, часто говорят: «Земля – это наш космический дом, наш космический корабль». Почему о Земле можно так сказать?

Чтобы разобраться в этом вопросе ,нам нужен учёный, а какой отгадайте.

Телескопом сотни летИзучают жизнь планет.Нам расскажет обо всемУмный дядя …

Верно астроном.

А кого мы можем назвать астрономом?

Астроном - человек, изучающий небесные объекты, например, звёзды, планеты и их спутники, кометы.

Астрономия – это наука о небесных телах, или космических, телах.

Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: - «астрон» – звезда и «номос» – закон.

Учащихся высказывают свою точку зрения.

Астроном

III.Исполнительский

Обеспечить восприятие, осмысление первичное запоминание учащихся изучаемого материала

Ребята! Представьте, что вы астрономы. Расскажите о мире с точки зрения астронома.

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или космос.

Так называется всё необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами.

Звёзды – огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет.

Планеты – холодные небесные тела, не излучающие собственного света

Во Вселенной бесчисленное множество звёзд.

Одна из них – Солнце. Вокруг Солнца обращаются 9 планет, среди которых наша планета Земля. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

В Солнечной системе выделяют похожие на Землю твердые планеты: Меркурий, Венера, Земля и Марс; а также газовые планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

– Эта считалочка поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.

Раз Меркурий.

Два – Венера.

Три – Земля.

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер.

Шесть – Сатурн.

А еще – Уран, Нептун,

И ещё учтём Плутон.

Наше Солнце чемпион

Проверка считалки слайдом

- Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на стр.6. Работать предстоит в группах.

-

Для того чтобы закрепить знания о Солнце, мы впишем в текст недостающие данные.

Тексты раздаются на парты:

Солнце – ближайшая к Земле …… 

Это огромное …… космическое тело.

Солнце имеет форму …… 

Температура на поверхности Солнца - …… градусов, а в его центре - …… градусов.

Проверка текстов. Предложения зачитываются по очереди каждой группой

Ещё в древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Они почитали Солнце, как божество. Оно посылает свои лучи на все планеты. Земля получает лишь маленькую часть излучаемого тепла. Но и его хватает для всего живого на Земле.

А может ли Солнце нанести вред здоровью человека В каких случаях? Какие меры предосторожности Вы знаете?

Я хочу обратить внимание на то, что солнце светит ярко! Категорически запрещается смотреть на него в бинокль, подзорную трубу, школьный телескоп и просто невооружённым глазом. Это может нарушить зрение. Только через тёмные защитные очки можно смотреть на солнце, да и то недолго – 1-2 минуты.

Раздать памятки

Учащиеся надевают шапочки астрономов, высказывают свои предположения

Учащиеся заучивают считалочку наизусть.

Выполняют физические упражнения

Учащиеся работают в парах

Проверяют ответы

Ответы детей

IV. Физминутка

V.Рефлексия

А теперь отправимся в сказку. Я приглашаю своих помощников.

Сказительница:

Однажды планеты и звёзды собрались на свой космический Совет. Им стало известно, что взрослые и дети на Земле часто болеют. Звёзды решили помочь землянам. Солнце предложило: «Давайте превратим главные силы природы в волшебных девочек и мальчиков, назовём их юными учителями здоровья и отправим на Землю. Пусть они научат людей заботиться о своём здоровье, о себе. Пусть первым учителем здоровья будет солнечный лучик – мой сын Ярик». Все небесные тела поддержали предложение Солнца.

Сценка. …

Автор:

Наступило утро. Девочка Танюша сладко спала в своей кроватке. Вдруг почувствовала на своей щечке нежное прикосновение солнечного лучика. Она открыла глазки и увидела маленького белокурого мальчика с голубыми глазами.

Лучик

- Доброе утро,- сказал мальчик, - меня зовут Ярик. Я волшебный человечек, желтенький и ласковый, потому что соткан из солнечных лучиков.

Танюша:

- Здравствуй, - А как ты попал ко мне в комнату?

Лучик:

-Я солнечный лучик, проник через стекло. Я скажу тебе секрет, хочешь?

Танюша:

- Хочу.

Лучик:

_-Ты самое дорогое, что есть у твоей мамы и твоего папы. Они очень тебя любят и хотят видеть тебя только здоровым. Я знаю, что ты часто болеешь...

Танюша:

- Да уж. Это правда. Всё эти вредные вирусы и бактерии. Нет на них никакой управы

Лучик:

- Надо закаляться. Мы и прилетели на Землю, чтоб научить землян быть здоровыми.

Танюша:

А что надо делать?

-Надо каждое утро делать зарядку, больше бывать на воздухе, загорать на солнышке, есть больше овощей и фруктов и, конечно же, купаться. Ну, что начнём с физминутки?

Игра « Коротко расскажи о Солнце»

Мы с вами сегодня познакомились с « Солнечной системой» и её самой яркой звездой - Солнцем. Коротко расскажите какую пользу и какой вред нам приносит Солнце.

Делимся на две команды. Каждая команда должна выбрать карточки с ответами о пользе и вреде и прикрепить на доску.

Проводится физминутка

Дети выполняют движения под музыку из клипа «Солнечная система»

Дети выбирают карточки по заданию

VI . Контрольный

Обеспечить в ходе закрепления повышения осмысление изученного материала, глубины его понимания.

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

А сейчас я предлагаю вам пройти тест и проверить себя.

1. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы;б) химики;в) астрономы;г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их:

а) 7;б) 9;в) 11.

3. Плутон – это:

а) самая большая планета;б) самая маленькая планета;в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Какую планету называют планета - гигант?

а) Земля;б) Венера;в) Сатурн.

5. Звезда, вокруг которой вращается Земля:

а) Луна;б) Солнце;в) Венера.

6. В какой последовательности относительно Солнца расположены планеты?

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Учащиеся с помощью ромашек с буквами показывают ответы на вопросы теста.

Учащиеся выполняют задание.

VI I. Рефлексия учебной деятельности

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации

Как заманчиво стать астрономом,Со Вселенною близко знакомым!Это было бы вовсе не дурно:Наблюдать за орбитой Сатурна,Любоваться созвездием Лиры, Обнаруживать чёрные дырыИ трактат сочинить непременно —«Изучайте глубины Вселенной!»

Я предлагаю каждому из вас зажечь свою звезду.

- активно работал

- работал, но не активно

- был пассивен

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса

«Согласовано» «Утвержден»

Руководитель практики Методист практики

от базового учреждения

____________________ ________________________

Подпись Подпись

____________________ ________________________

Дата Дата

Конспект

пробного урока по окружающему миру

который будет проведён 15 сентября 2016 года в 4 «А» классе

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

у учителя Смоленцевой Татьяны Анатольевныстудентом 4 курса группы «НК»

ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К. Глушкова»

Безруковой Анной Игоревной

Оценка_______________

Подпись

методиста_____________

Оршанка

2016

Паспорт урока

  1. Класс: 4 «А»

  2. Место проведения: учебный кабинет

  3. Продолжительность: 45 мин

  4. Предмет: окружающий мир

  5. Тема: Мир глазами историка

  6. Тип урока: открытия новых знаний

  7. Цель: сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.

  8. Задачи:

Образовательные:

Познавательные УУД:

- познакомить учащихся с наукой - историей;

- расширить представление об исторических источниках, их видах;

- формировать умение ориентироваться на развороте учебника.

Развивающие:

Регулятивные УУД:

- развивать мышление, память, речь;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- создать условия для развития познавательного интереса;

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать других;

- развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

- развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения.

Воспитывающие:

Личностные УУД

- воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;

- формировать толерантное отношение к друг другу.

  1. Методы обучения:

9.1 Основной метод: диалог.

9.2 Частные методы: словесные: беседа, объяснение;

поощрение: похвала за правильные ответы;

наглядные: презентация; карточки на доске.

  1. Ресурс урока:

  • Плешаков А.А., Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с.: ил. – (Школа России). –

ISBN 978-5-09-023202-9.

  • Консультация с методистом практики Григорьевых Т. И. и учителем 4 «А» класса Смоленцевой Т.А.

  • Дидактические средства обучения: учебник; рабочая тетрадь.

  • Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, флеш-карта.

План урока

  1. Организационное начало

    1. Приветствие

    2. Проверка рабочих мест

    3. Настрой на урок

  2. Актуализация знаний

2.1 Тест

  1. Изучение нового материала

    1. Работа с текстом учебника с. 29 - 30

    2. Работа с текстом учебника с. 30 - 31

    3. Работа с текстом учебника с. 31 – 34

    4. Мультфильм «Лунтик. Археологи»

  2. Самостоятельное применение знаний

    1. Вопросы в учебнике с. 34 - 35

    2. Тест

  3. Итог урока. Рефлексия

  4. Домашнее задание

  5. Организационное завершение урока

Ход урока

1. Организационное начало урока

1.1 Приветствие

- Здравствуйте, ребята, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Меня зовут Анна Игоревна.

1.2 Проверка рабочих мест

- Для начала я попрошу вас проверить, все ли вы приготовили к уроку. На ваших партах должны быть учебники по окружающему миру, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

1.3 Настрой на урок

- Ребята, надеюсь на сегодняшнем нашем уроке вы будете активными, любознательными и самое главное внимательными и тогда мы справимся со всеми задачами урока, узнаем много нового и интересного.

2. Актуализация знаний

У. Итак, прежде чем мы начнём урок проверим, всё ли вы усвоили на предыдущем уроке.

1 вопрос. Что изучает география? (География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.)

2 вопрос. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты? (Нахождение географических объектов.)

3 вопрос. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?

(Первая географическая карта появилась 2500 лет назад в Древней Греции, имела форму круга. Глобус появился более 500 лет назад в Германии, создал нем. географ Мартин Бехайм в 1492 году, названа «земное яблоко».)

3. Изучение нового материала

У. Молодцы. Пришло время приступить к изучению новой темы. 

Ребята, послушайте одну историю и догадайте о каком событии идёт речь. 

В 1492 году Христофор Колумб руководил экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию; на 3 каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Экспедиция вышла от Канарских островов, пересекла Атлантический океан, открыв Саргассово море, и достигла 12 октября 1492 острова Самана – это официальная дата открытия Америки, позже — древних Багамских о-вов, Кубы, Гаити.

У. Ребята, так о каком событии идёт речь?

Д. Об открытии Х. Колумбом Америки.

У. А когда это событие произошло?    Какой это век?  

Д. В прошлом. 15 век.

У. Вот как это было давно. А как вы думаете, какая наука занимается изучением прошлого? 

Д. История.

У. Правильно.  История – это наука о прошлом человечества. А как называется человек, который этим занимается?

Д. Историк.

Итак, тема нашего урока «Мир глазами историка».

У. Запишите тему урока «Мир глазами историка».

У. Прочитайте текст на с. 29.

Что вы узнали об истории из этого текста?

Д. История окружает нас всюду, на улицах городов, история есть у народа, у страны и у каждого человека.

У. Внимательно посмотрите на иллюстрации под текстом. Что на них изображено?

В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.

У. Что же такое история?

Д. Это наука, которая изучает, что происходило в прошлом людей.

У. Вы молодцы! Чтобы точнее сказать, что такое история и что она изучает, прочитайте текст на с. 30 – 31 «Что такое история».

Что изучает наука история?

Д. События людей, которые происходили в прошлом.

У. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории» (портрет на слайде)

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.

У. История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества».

Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Ребята, посмотрите внимательно на схему..

У. Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.

Д. Библиотеки, музеи, архивы.

У. Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические

источники хранятся в них.

У. Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.

Как вы думаете, в нашем поселке есть архив? Что в нем хранится?

Д. Да, есть. Документы.

У. Ребята, я побывала в архиве п. Оршанка и сфотографировала некоторые документы, которые там хранятся.

У. Музей – это учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.

Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света. Эти экспонаты рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.

У. Ребята, какие есть музеи в нашей республике? Какие экспонаты вам больше всего запомнились? (ответы детей)

У. Во многих музеях хранятся старинные книги. Но и современные книги рассказывают нам о прошлом человечества. А где хранятся современные книги?

Д. В библиотеке.

У. Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.

Для вас я подготовила выставку разных книг, посмотрите внимательно. Назовите их.

Физкульминутка.

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Звенит звонок, начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Раз – читаем летопись,

Два – идем в музей,

Узнаем о прошлом времени

И станем мы мудрей!

У. Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.

У. О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» на с. 37–40.

Учащиеся читают, рассматривают иллюстрации на с. 39, 40.

У. Как ведутся раскопки археологами?

Что интересного вы увидели на иллюстрациях?

Д. Старинные вещи, шкатулки, книгу, украшения, раскопки археологов.

У. А теперь давайте посмотрим мультфильм.

4. Самостоятельное применение знаний.

4.1 Вопросы в учебнике на с. 34 – 35

4.2 Тест

У. Ребята, а теперь вы выполните небольшой тест на оценку. Будьте внимательны!

1. Как называется наука о прошлом людей? Обведи нужную букву.

а) география;

б) история;

в) астрономия;

г) экология.

2. Что такое исторический источник? Обведи нужную букву.

а) документ, срок действия которого давно истёк;

б) источник, родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времён;

в) то, что может рассказать нам о прошлом людей.

3. Что может быть историческим источником? Вычеркни лишнее.

Древняя рукопись, монеты, современные изделия, легенды, пословицы и поговорки, правила поведения в метро, памятники, здания.

4. Допиши предложения.

Людей, которые производят раскопки древних поселений, называют _______________________________.

Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы и сооружения, называется __________________________________.

5. В каком городе был открыт первый музей в России – Кунсткамера? Обведи нужную букву.

а) в Санкт – Петербурге;

б) в Москве;

в) в Суздале.

5. Итог урока. Рефлексия.

У. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?

Дидактическую игра «Исторические источники».

У. Ребята, у меня в руках набор карточек, на которых написаны те или иные источники.

Ваша задача, правильно распределить их по группам.

Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.

У. Молодцы, вы справились с заданием.

6. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Стр. 29 - 35 читать, с. 35 задание №2.

7. Организационное завершение урока

- Спасибо за урок. Вы были очень активными, старательными. Мне очень понравилось с вами работать. Урок окончен. До свидания!

videouroki.net