Календарно-тематическое планирование в старшей группе по ФГОС. Перспективное тематическое планирование в старшей группе по фгос на год


Перспективный план в старшей группе

Перспективное комплексно-тематическое планирование работы в старшей группе.

Перспективное (примерное комплексно-тематическое) планирование работы в старшей группе составлено на основе образовательной программы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы». В соответствии с ФГОС ДО такое планирование позволяет воспитателю осуществлять интеграцию различных форм работы и образовательных областей для всестороннего развития личности дошкольника.

Согласно современным тенденциям в системе образования педагог имеет возможность творческой организации процесса воспитания и обучения. В связи с этим перспективный план в старшей группе содержит перечень задач, соответствующих определённому тематическому периоду, а также программное содержание, реализуемое в ходе образовательной деятельности.

Построение образовательного процесса вокруг одной темы в течение 2-3 недель позволяет максимально использовать потенциал детей и добиться наилучших результатов, а также обеспечить развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Объём образовательной нагрузки

Согласно программе «От рождения до школы» объём образовательной нагрузки в день не превышает 50 минут, педагог имеет возможность организовать образовательную деятельность в удобное для него и детей время, ориентируясь на программное содержание и тему периода. Перспективное планирование в старшей группе отражает задачи образовательной деятельности:

  • физическая культура 2 раза в неделю в помещении, 1 раз на свежем воздухе,
  • ознакомление с окружающим миром 2 раза в месяц,
  • ознакомление с природой 2 раза в месяц,
  • формирование элементарных математических представлений 1 раз в неделю,
  • развитие речи 2 раза в неделю,
  • рисование 2 раза в неделю,
  • лепка 1 раз в две недели,
  • аппликация 1 раз в две недели,
  • музыка 2 раза в неделю.

При планировании работы в старшей группе необходимо учитывать, что блок взаимодействия взрослого с детьми в различных видах деятельности содержит конструктивно-модельную, игровую, познавательно-исследовательскую деятельности и чтение художественной литературы.

Мероприятия, направленные на закрепление материала, предложенного в ходе образовательной деятельности, отражены в календарном плане для старшей группы и соответствуют пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Темы недель календарного плана соответствуют темам недель и тематическим периодам, представленным в перспективном планировании для старшей группы.

Перспективный план является примерным и может быть изменён в соответствии с особенностями региона, дошкольного учреждения и спецификой образовательной программы.

При составлении план использовалась следующая литература:

  • Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» старшая группа, для занятий с детьми 5-6 лет. Соответствует ФГОС, изд. 2016 год.
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствует ФГОС, изд. 2014 год.

Ознакомьтесь с фрагментом перспективного плана

Тема недели Задачи периода Программное содержание, реализуемое в ходе образовательной деятельности Работа с родителями
Сентябрь, 1 неделя «Красота осени» Развивать у детей познавательную мотивацию,интерес к школе, книгам. Формировать дружеские,доброжелательные отношения между детьми.Продолжать знакомить с детским садом какближайшим социальным окружением ребёнка.Формировать обобщённые представления обосени как времени года, приспособленностирастений и животных к изменениям в природе,явлениях природы. Формировать первичныепредставления об экосистемах, природных зонах.Расширять представления о неживой природе. Ознакомление с окружающим миромПоказать детям общественную значимость детского сада. Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.ФЭМПУточнение знаний детей в области математики средствами дидактических игр.Развитие речи 1Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.Развитие речи 2Вспомнить с детьми названия русских народных сказок, познакомить с новым произведением.Рисование 1Продолжать развивать образное мышление и восприятие, учить отражать в рисунке впечатления, полученные летом. Закрепить умение рисовать различные деревья, кусты и цветы. Закреплять умение располагать изображение на полосе внизу листа. Учить оценивать свои рисунки и рисунки других.Рисование 2Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями. Учить способам работы с акварелью (смачивать краски перед рисованием, разводить краску водой для получения разных оттенков цвета и т.д.).ЛепкаЗакрепить умение передавать в лепке форму различных овощей. Учить сопоставлять форму овощей с геометрическими формами, находить сходства и различия. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, используя приёмы раскатывания, сглаживания и оттягивания, развивать мелкую моторику.МузыкаПознакомить детей с понятием «знания», дать представления о том, что на музыкальных занятиях они тоже получают знания о музыке, композиторах, учатся петь, танцевать. Воспитывать интерес к получению знаний, развивать желание участвовать в беседе.Физическая культура в помещенииУпражнять в ходьбе и беге колонной по одному, в беге врассыпную, в сохранении устойчивого равновесия, в прыжках с продвижением вперёд и перебрасывании мяча.Физическая культура на воздухеУпражнять детей в построении в колонны, повторить упражнения в равновесии и прыжках. Оформление родительского уголка потеме «День знаний». Знакомство с семьямивоспитанников, анкетирование. Информированиеродителей о ходе образовательного процесса:дни открытых дверей, индивидуальноеконсультирование. Родительское собрание,знакомство с оздоровительными мероприятиямив ДОУ. Рекомендации по домашнему чтению.
Сентябрь, 2 неделя «Осень в лесу» Расширять знания детей об осени,растениях и животных леса в осеннийпериод, ягодах. Закреплять представленияо том, как похолодание и сокращениепродолжительности дня изменяют жизньрастений, животных и человека. Знакомитьдетей с тем, как некоторые животные готовятсяк зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведивпадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы(гуси, утки, журавли) улетают в тёплые края).Продолжать знакомить с сельскохозяйственнымипрофессиями. Закреплять знания о правилахбезопасного поведения в природе. Ознакомление с природойРасширять представления о разнообразии растительного мира, рассказать о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников.ФЭМПЗакреплять навыки счёта в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5. Совершенствовать умение различать и называть плоские и объёмные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр). Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.Развитие речи 1Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.Развитие речи 2Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с. Упражнять детей в отчётливом произношении звуков з-с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Рисование 1Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много «золотых» яблок. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.Рисование 2Учить отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья, по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Оформление буклетов и информационныхлистов для родителей по теме недели.Информирование родителей о ходеобразовательного процесса, рекомендациипо домашнему чтению. Рекомендацииродителям по подбору музыкальныхпроизведений для прослушивания с детьми.Привлечение к совместным наблюдениям засезонными изменениями. Фотоотчёт илипрезентация «Как наша семья отдыхает в лесу».

Уважаемые педагоги, при оплате плана ссылка на скачивание приходит на Вашу электронную почту (Email)В зависимости от настроек почты письмо может попасть в папку «Спам», проверяйте, пожалуйста!Если у Вас появились вопросы, пишите нам на почту [email protected]План на весь год Вы можете купить на странице «Как приобрести календарный план?»Будьте внимательны при заполнении формы заказа, пишите почту без ошибок!

Понравился перспективный план? Поделитесь с друзьями и коллегами!

Рекомендуем к просмотру

kalendarnyiplan.ru

Календарно-тематическое планирование в старшей группе по ФГОС

Проектирование календарно-тематического плана в старшей группе в соответствии с ФГОС на год

Месяц

Название темы

Формы работы

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

I неделя

«Наш любимый детский сад»

Беседа: « Кто работает в детском саду»

Чтение Г. Ладонщиков « Про себя и про ребят»

Д/и: «Кто что делает»,

« Кому что нужно для работы»

Экскурсия по детскому саду.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»,

«Поликлиника».

Чтение С. Махотин « Старшая группа».

Рассматривание иллюстраций с изображением основных видов детской деятельности (продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной, игровой и т. д.)

П/и: «Ловишки»,

« Мы веселые ребята».

Пальчиковая гимнастика « Наша группа»

Продуктивная деятельность « Мой детский сад»

II неделя

«Путешествие в мир фруктов»

Рассматривание натуральных фруктов, иллюстраций фруктов

Беседа: « Где живут фрукты»

Д/и: « Загадай, мы отгадаем»,

«Найди, что опишу»,

«Найди на ощупь»,

« Собери урожай»,

«Веселый счет»

Наблюдение за трудом садовника

Труд: Помощь в сборе фруктов в саду.

Сюжетно-ролевая игры: « Поездка в магазин»,

« Готовим компот»

Пальчиковая гимнастика «Яблоко»

Чтение: Т. Пономарева « Хитрое яблоко»,

Л. Толстой «Косточка»

Продуктивная деятельность: «Натюрморт из фруктов»

III неделя

«Наш веселый огород»

Наблюдение за ростом овощей на участке.

Беседа: «Что из чего можно приготовить?»

Д/и : «Собери урожай»,

«Угадай по вкусу»,

«Подскажи словечко»,

«Назови цвет»,

«Назови форму»,

«Вершки и корешки»

Отгадывание загадок и загадывание загадок друг другу.

Чтение: 1)стихотворений: В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»,

Ю. Тувим «Хозяйка однажды с базара пришла»

2) Рассказ Л. Яхнин «Капустный листок» (для пересказа)

Драматизация сказки « Репка»

Труд: Сбор овощей с огорода.

П/и: «Огородники»,

«Царь –картошка»,

«Поймай мяч».

Продуктивная деятельность: « На огороде выросли овощи»

Сюжетно-ролевая игры: «Овощной магазин»,

«Сварим борщ, суп»

Игра на координацию движения и речи: «Веселый огород»

IV неделя

«Осень, осень, в гости просим…»

Рассматривание иллюстраций картин с изображением осенней поры.

Беседа: « Вот и осень наступила», «Красота осенней природы»

Чтение: И. Белоусов «Близость осени»,

С. Козлов «Сентябрь»

Прослушивание аудиозаписи И. Сладков «Осень на пороге»

Д/и «Загадай, мы отгадаем»,

« Найди, что опишу»,

«4 времени года»,

«Исправь ошибку»,

«От какого дерева листок».

Наблюдение за листопадом, полетом семян деревьев, птицами, нахождение примет осени.

П/и: « Совушка»,

«Добеги до мяча».

Опытно-исследовательская деятельность (свойства глины и песка, песок пропускает воду, а глина задерживает)

Труд: Сбор осенних листьев и семян для ручного труда.

Сюжетно-ролевая игры: «Огородники»,

«Собираем урожай»

Продуктивная деятельность: «Консервирование овощей»,

«Лес, словно терем расписной».

Пальчиковая гимнастика «Разноцветные листья»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

I неделя

«Моя семья»

Рассматривание семейных фотографий.

Беседа: «Моя семья», «Как я помогаю дома».

Чтение Я. Аким « Моя родня»,

Махотин «Воскресение»,

А. Барто «Перед сном».

Д/и: «Кто что делает?»,

«Скажи наоборот»,

«Покажи, где (дочка мамы, мамина дочка)»

Пальчиковая гимнастика: «Вот как я семью нарисовал»

Подарки родным.

П/и: «Кто самый быстрый»,

«Догони меня»,

«Ловишки»,

«Кто быстрее добежит до флажка.»

II неделя

«Наш город»

Рассматривание иллюстраций, открыток, книг с видами г. Самары

Просмотр слайдов на DVD.

Беседа: «Мы живем в Самаре»,

«Достопримечательности Самары.

Экскурсия по городу Самара. Экскурсия в близлежащий парк (сквер)

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

Д/и: «Экскурсия»,

«Как назвать улицу?»

Пальчиковая гимнастика: «Дом и ворота»

Сюжетно-ролевая игра: «На прогулке»,

«Едем в автобусе»

Продуктивная деятельность: Построить из строительного материала город,

нарисовать картинку «Город, где я живу»

III неделя

«Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Беседа: «Как одеваются люди в разные сезоны.

Рассматривание предметов одежды, обуви, головных уборов (их детали), рассматривание картинок, иллюстраций с изображением одежды, обуви, головных уборов

Чтение В. Берестов «Шапка»,

Л. Успенская «Про Степку-Растрепку»,

З. Александрова «Сарафанчик»

Д/и: «Одежда или обувь»,

«Что носят девочки?»,

« Что носят мальчики?»,

«Одень Машу на прогулку по сезону»,

«На швейной фабрике»,

«Кто подберет больше слов?»

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин одежды, обуви, головных уборов»,

«Ателье», «Показ моделей одежды».

Беседа: «Что любят носить девочки? (мальчики)»

Продуктивная деятельность: «Красивое платье»,

Укрась шарфик орнаментом

IV неделя

«Профессии разные есть, все сразу не перечесть»

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением различных профессий (строитель, учитель и т.д.)

Чтение: В. Маяковский «Кем быть?»,

Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»,

Е. Благинина «Я дома не люблю сидеть».

Д/и: «Угадай, кем я хочу быть?»,

«Кто чем занимается?,

«Кем быть?»,

«Кому что нужно?»

Пальчиковая гимнастика: «Профессии разные есть..».

Сюжетно-ролевая игры: «Шоферы»,

«Поликлиника»,

«Магазин»,

«Строители».

Беседа: Все работы хороши, выбирай на вкус.

П/и: «Найди себе пару», «Мышеловка».

Продуктивная деятельность: «Все работы хороши, выбирай на вкус»,

«Как трудятся люди?»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Н

О

Я

Б

Р

Ь

I-II неделя

«День народного единства»

Беседа: «Наша страна- Россия», «Москва – главный город России», «Мой город – Североморск».

Рассматривание российской символики.

Рассматривание картинок, книг, иллюстраций, рассказывающих о широких просторах Родины. Рассматривание картин: Левитана «Березовая роща»,

Чтение Н. Сладков «Разноцветная земля»,

С. Баруздин «Страна, где мы живем»,

Прокофьев «Березка», «Родина»

Целевая прогулка по украшенной к празднику улице.

Труд в природе (вместе со взрослыми по благоустройству своего участка)

Сюжетно-ролевая игры: «Мы путешествуем»,

«Мы строим город»,

Наблюдение за строительством новых зданий, стадионов, домов и т. д., за благоустройством города.

Д/и: « Какое слово не подходит?»,

«Города России»,

«Объясни пословицы»

Упражнение на мелкую моторику рук « Родина»

Продуктивная деятельность: «Построим разные дома»,

« Кремлевские башни»

III неделя «Перелетные птицы»

Беседа: «Какие птицы- перелетные?»

Рассматривание книг, иллюстраций с изображением перелетных птиц.

Наблюдение за перелетными птицами, собирающимися в стаи.

Д/и: «Узнай птиц по описанию»,

« Улетает не улетает»«Четвертый лишний»

« Узнай по силуэту».

Чтение: Н. Сладков « Скворчонок»,

И. Соколов- Микитов «Над болотом»Е. Благинина «Отлет гусей»

Б. Заходер «Ласточка»

Пальчиковая гимнастика : «Нашей ласточке»

Продуктивная деятельность «Птицы улетают в теплые края»

IV неделя «Поздняя осень.

Лиственные деревья.»

Беседа: «Поздняя осень».

Рассматривание картинок с изображением поздней осени, внешний вид деревьев.

Чтение отрывков из стихотворений, их заучивание

Е. Благинина « Поздняя осень»

С. Васильева « Клен»

В. Бианки «Осень»

А. Плещеев «Скучная картина»

М. Пришвин «Листопад»

Д/и: «Три листа»,

« О чем плачет тучка?»

«Какие листья спрятались на картинке?»

Упражнение на координацию движений «Леса-чудеса»

Продуктивная деятельность: «Поздняя осень»

«Осенняя картина»

«Лес, словно терем расписной»

Сюжетно-ролевая игра: «Поездка в осенний лес»

« Автобус»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

I неделя

« Поет зима, аукает…»

Наблюдение за снегом, за деревьями, за снежинками.

Рассматривание картин, иллюстраций о зиме.

Беседа: « Что за дерево такое?»

Чтение: В. Бианки « Месяц белых троп»

И. Соколов-Микитов « Зима в лесу»

К. Чолиев « Деревья спят»

Е. Явецкая «Зима-рукодельница».

Д/и: « Когда это бывает?»

« Будь внимательным»

« Волшебные снежки».

« Назови ласково»

Упражнение на координацию речи и движений « Первый снег»

П/и: « Два мороза».

Опытно-исследовательская деятельность: Замерзание воды в формочках за время прогулки. Продуктивная деятельность: « Заснеженные ели»

« Зимой в лесу»

II неделя

«Чтобы не было беды» (опасности и их предупреждение)

Рассматривание альбома «Безопасность»

Беседа: « В мире опасных предметов»

« Опасная неосторожность»

«Один дома»

Д/и: «Правильно ли это?»

« Для чего это нужно?»

« Опасные предметы»

Чтение: С. Прокофьев «Румяные щеки»

А. Пушкин « О мертвой царевне и семи богатырях».

Рассказ воспитателя о поведении ребенка при контакте с незнакомыми взрослыми.

Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт»

«Семья»

«Аптека»

Продуктивная деятельность: « Правила безопасности для малышей»

III неделя

«Зимующие птицы»

Беседа: «Птицы зимой»

Чтение: Скребицкий «В зимнюю стужу»

Исаев «Зяблики»

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, в книгах, журналах.

Наблюдение за птицами на прогулке.

Заучивание стихов, загадок

Д/и: «Кто как голос подает?»

« Угадай птицу по описанию»

« Дятел»

«Кто спрятался на картинке?»

«У кормушки»

Продуктивная деятельность: « Как розовые яблоки, на ветках снегири»

IV неделя

«Новый год»

Беседа: « Как мы будем готовиться к встрече Нового года?»

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением Новогоднего праздника, ели.

Разучивание стихов, загадок, песен.

Пальчиковая гимнастика: «Новогодняя считалка»

Д/и: « Подскажи словечко»

« Наряди елку»

«Поможем Незнайке»

«Подбери признак к предмету»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья - встреча Нового года»

«Новый год в детском саду»

Чтение: И. Бунин « Первый снег»

И. Никитин «Встреча зимы»

Подвижная игра: «Два мороза»

Продуктивная деятельность: «Изготовление еловых игрушек – самоделок»

«Новогодние пожелания»

«Дед Мороз и Снегурочка».

Я

Н

В

А

Р

Ь

II неделя

«Зимние забавы, развлечения»

Беседа: «Как мы отмечали праздник елки в детском саду»

«Что мне больше всего понравилось на новогоднем утреннике?»

Повторение новогодних стихов, песен, танцев, игр.

Отгадывание и загадывание загадок.

Экскурсия в парк «Ледовые фигуры»

Д/и: «Назови зимние виды спорта».

«Назови и опиши»

« Что перепутал художник»

«Зима в лесу»

«Что лишнее»

На прогулке: катание на лыжах, санках, ледянках

Сюжетно-ролевые игры: « Мы едем в цирк на Новогоднее представление»

Продуктивная деятельность: «Новогодняя открытка к Рождеству»

III неделя

«Дикие животные наших лесов»

Рассматривание иллюстраций, книг, картинок с изображением зверей наших лесов.

Беседа: «Животные наших лесов»

Д/и: «Угадай, кто это?»

«Назови семью»

«Кому что дадим?»

«Телефон»

«Чей дом?»

«Хвосты»

Чтение: Н. Антонова «Ежик»

В. Бианки «Купание медвежат»

Е. Чарушин «Белка с бельчатами»

Продуктивная деятельность: «Чей дом?»

IV неделя

«Животные холодных стран»

Рассматривание книг, картинок, иллюстраций с изображением животных живущих на севере.

Беседа: «Какие они – животные , живущие на Севере?»

Д/и: «Угадай животное»

« Подбери признак»

« Медведи»

«Кто спрятался на картинке»

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на Север»,

«Рыбаки и оленеводы»

Чтение: М. Садовский «Северный полюс»

А. Усачева «Жители Антарктиды»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

I неделя

«Животные жарких стран»

Рассматривание книг, картинок, иллюстраций с изображением животных жарких стран.

Беседа: «Животные жарких стран»

Чтение: Т. Крюкова «Семейка»

С. Васильева «Крокодил»

Б. Житков «Красавица»

С. Маршак « Где обедал воробей»

Упражнение на координацию речи с движением: «Гиппопотам»

Заучивание скороговорок

Д/и: «Подскажи словечко»

«Кто где?»

«Кто лишний?»

«Кто живет в Африке?»

Продуктивная деятельность: «Зоопарк»

«Царство диких зверей»

II неделя

«Транспорт грузовой и пассажирский»

Рассматривание иллюстраций, картинок, книг с изображением различных видов транспорта.

Беседа: «Грузовой транспорт»

«Пассажирский транспорт»

«Где ночуют машины?»

Чтение стихов: К. Кубилинская «Самолет», «Кораблик»

К.Чуковский «Ехали медведи»

Загадывание загадок.

Целевая прогулка по улице к светофору.

Д/и: «Осторожно, пешеход!»

«Красный, желтый, зеленый»

П/и: «Трактористы», «Сделай фигуру»

Сюжетно-ролевые игры: «Грузовики везут грузы на стройку»

«Дети едут в автобусе на экскурсию»

Упражнение на координацию речи с движением «Теплоход»

Продуктивная деятельность: «Построим разный транспорт»

«Автобус для малышей»

III неделя

«Наши защитники»

Рассматривание картин Н. Жуковой « Как служится?» Б. Окорокова «Пограничники», иллюстраций, книг.

Чтение: Я. Длуголевский «Что могут солдаты»

З. Александрова «Дозор».

А. Барт «На заставе»

С. Баруздин «День рождение красного солдата»

П/и: «Полоса препятствий» (спортивные игры на соревнование).

Устройство в группе выставки игрушек – «боевого снаряжения» ребят.

Слушание стихов и песен о военных героях, солдатах.

Экскурсия в военную часть, где живут и служат солдаты.

Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики», «Военные ученики».

Утренник, посвященный «Дню защитника Отечества»

Продуктивная деятельность: «Будем в Армии служить»

Изготовление поделок и подарков ко Дню Защитника Отечества.

IV неделя

«Мы живем в России»

Беседа: «Россия – родина моя»

«Наш край»

Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты, глобуса.

Чтение: З. Александрова «Родина»

С. Баруздин «Страна, где мы живем»

Ушинский «Наше Отечество»

Г. Осетров «Москва»

Н.Забила «Север», «Юг»

Прослушивание песен «Русь» (И. Никитина), «С чего начинается Родина?» (Матусовский)

Хороводы «А я по лугу», «Во поле береза стояла»

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по России»

«Экскурсоводы»

П/и: «Иван, Иван…», «Карусель», народная игра «Блошки»

Продуктивная деятельность: «Моя Родина»

М

А

Р

Т

М

А

Р

Т

I неделя

«8 Марта – Праздник мам, бабушек и девочек»

Рассматривание иллюстраций о труде мам дома и на работе, рассматривание открыток к женскому дню 8 Марта.

Беседа: «Моя мама»

«Как я помогаю маме»

«Как мы помогаем бабушке и маме»

«Как мы поздравляем мам и бабушек»

Чтение: Е. Благинина «Посидим в тишине»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

Г. Виеру «Мамин день

Ненецкая сказка «Кукушка»

Сюжетно-ролевая игра: «Семья -8 Марта»

Утренник посвященный 8 Марта.

Д/и: «Назови ласково», «4 лишний»

«Скажи иначе», «Помощники»

Продуктивная деятельность: «Красивые цветы».

«Подарок маме»

II неделя

«Вот прошли морозы и весна настала»

Рассматривание иллюстраций, картинок, картин о весне.

Беседа: «Первые признаки весны»

«Первый месяц весны»

Чтение: Пришвин «Деревья в плену»

О. Белявская «Весенние вести»

Д/и: «Лото», «Когда это бывает»,

«Назови признак», «Опиши, а мы отгадаем»

Загадывание загадок.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в парк»

«Помощники»

Продуктивная деятельность: «Распустилась верба», «Вестники весны», «Домики для птиц»

III неделя

«Я и мое здоровье»

Рассматривание овощей и фруктов.

Составление описательных рассказов, загадок.

Беседа: «Где живут витамины?»

«Что помогает быть здоровым?»

«Физкультура и здоровье»

Д/и: «Угадай на вкус?»

« Где какой витамин?»

« Для чего нужны витамины?»

Упражнение на мелкую моторику «Кто быстрее соберет?»

« Чья команда быстрее?»

« Собери зерно»

П/и: «Лети, как бабочка»

«Чья бабочка быстрее прилетит на цветок?»

Музыкально-театрализованное представление

«Прогулка в деревню Неболейка»

«В гости к Мойдодыру»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Поликлиника», «Олимпийские игры», «Транспорт»

Продуктивная деятельность: «Овощи и фрукты – полезные продукты»

(посадка лука на перо и корней петрушки на зелень)

IV неделя

«Морские обитатели»

Рассматривание картин, книг, плакатов, иллюстраций с изображением морских обитателей.

Беседа: «Рыбы – какие они?»

Д/и: «Выбери нужное действие»

«Назови ласково»

«Кто где живет»

П/и: «Рыбак и рыбки»

«Ванюшка и лебеди»

«Караси и щука»

Сюжетно-ролевые игры: «Водолазы», «Моряки»

Чтение: Пермяк «Первая рыбка»

Н. Носов «Караси»

Продуктивная деятельность: «Подводный мир»

«Рыбки в аквариуме»

А

П

Р

Е

Л

Ь

I неделя

«Самолет -хорошо, пароход – хорошо, а метрополитен – лучше»

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением разных видов транспорта.

Беседа: «Наземный и подземный транспорт»

«Воздушный и водный транспорт»

Чтение: Успенский «Кто самый быстрый?»

Житков «Светофор»

Берестов «Велосипедист»

Новогрудский «Движется - не движется»

Д/и: «Какой транспорт перевозит грузы? Людей?»

«Кто чем управляет?

«Выставка машин»

« Кто на чем поедет?»

Сюжетно-ролевые игры: «Путешественники», «Машинисты»

«Водители», «Летчики»

Продуктивная деятельность: «Самый быстрый вид транспорта»

«Лесенка – чудесенка»

« В ожидании поезда»

II неделя

«Космос»

Беседа: «Наши космонавты»

«О Ю.А.Гагарине – первом космонавте»

Рассматривание иллюстраций, фотографий космонавтов, слайдов, книг о космосе.

Труд: Украшение группы к празднику.

Изготовление макетов планет, космических кораблей.

Чтение: Г. Циферов «Что такое звезды?»

Баруздин «Первый в космосе»

Чтение и беседа по рассказу В. Гагарина «Грустная история Найденыша»

Экскурсия по ул. Гагарина, почему так называется.

Упражнение на координацию речи и движения: «Ракета»

Пальчиковая гимнастика: Л. Сандлер «О космосе»

Д/и: «Сосчитайка», «Сложи правильно», загадки о космосе.

Сюжетно-ролевые игры: «Космическое путешествие»

Продуктивная деятельность: «Карта звездного неба»

«Космос»

«Бортовой журнал»

III неделя (ППД)

«Зеленый огонек»

Беседа: «Машины на нашей улице»

«Как переходить улицу»

Рассматривание иллюстраций, дорожных знаков.

Чтение : Б. Заходер «Шофер»

Г. Георгиев «Светофор», загадки о транспорте, о светофоре.

Д/и: «Подбери груз к машине»

«Дорожные знаки»

«Найди и назови»

«Покажи такой же знак»

Сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы переходят через дорогу», «Автобус», «Транспорт»

«Путешествие по городу»

Целевая прогулка к светофору.

Продуктивная деятельность: «Красный, желтый, зеленый»

«Дорожные знаки»

«Наш друг светофор»

IV неделя

«Человек славен трудом» (пожарные, полиция, МЧС, скорая помощь)

Беседа: «На страже порядка»

« 03 – это скорая помощь»

«Огонь –наш друг или враг»

Встреча с сотрудником полиции.

Рассматривание иллюстраций, книг.

Чтение: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер»

Маршак «Кошкин дом», «Пожар»

К. Чуковский «Путаница»

Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

Л. Толстой «Пожарные собаки»

Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные на учениях»

«Скорая помощь»

Д/и: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?» «Угадай, кем я хочу быть»

Экскурсия в пожарную часть.

Игры – эстафеты: «Кто быстрее добежит до флажка»

«Самый ловкий пожарный»

П/и: «Ловишки», «Окажи помощь»

Продуктивная деятельность: «Пожарная машина»

« На посту»

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

М

А

Й

I неделя

«День Победы»

Беседа: «День Победы»

«Кто такие ветераны?»

Рассматривание иллюстраций, фотографий

Встреча с ветеранами войны.

Экскурсия к вечному огню, возложение цветов

Прослушивание военных песен в аудиозаписи.

Чтение: С. Алексеев «Первый ночной таран»

Т. Белозеров «Майский праздник - День Победы»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

Сюжетно-ролевая игра: «Военные на учении»

Продуктивная деятельность: «Наша Армия сильна, охраняет мир она»

II неделя

«Весна. Растения луга и сада»

Рассматривание картинок, иллюстраций цветов.

Чтение: С. Есенин «Черемуха»

Н. Некрасов « Зеленый шум»

А. Плещеев «Мой садик»

В. Серова «Василек», Н. Сладков «Любитель цветов»

Беседа: «Одуванчик – чудо солнышко»

«Что растет в цветнике»

Д/и: «Три цветка»

«Подскажи словечко»

«Букет»

«Цветочная полянка»

Сюжетно- ролевая игра: «Садовник», «Растениеводы», «На лугу»

Полив растений в цветнике.

Продуктивная деятельность: «Одуванчики на лугу»

«Тюльпаны и нарциссы»

III неделя

«Насекомые»

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением насекомых, их внешнего вида.

Беседа: «Насекомые – кто они?»

Наблюдение за жуками (божья коровка)

Наблюдение за пчелами на цветах.

Наблюдение за муравьями, за кузнечиками, стрекозами.

Чтение: Потешка «Божья коровка»

И. Соколов – Микитов «Кузнечик», «Пауки»

Л. Толстой «Стрекоза и муравей»

Г. Ладонщиков «Пчелка»

Загадывание загадок.

Д/и: «Насекомые», «4 лишний», «Какие насекомые спрятались на картинке?»

Продуктивная деятельность: «Такие разные бабочки»

«Насекомые»

« Села пчелка на цветок»

IV неделя

«Обитатели водоемов и рек»

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением обитателей рек, озер, прудов, болот

Беседа: « Кто живет в водоеме?», «Кто живет у нас в болоте?»

«Кто живет в воде и на суше?»

«Что нужно птицам чтобы плавать?

Чтение: И. Соколов – Микитов «Улетают журавли»

М. Пришвин «Жаркий час»

Д/и: «Чей, чья, чье?», « Кто это?»

«Подбери действие»

«Лото», «Водоплавающие птицы»,

« Кто меняет цвет»

«Польза от рек и морей»

Загадывание загадок, чтение стихов.

П/и: «Лягушки и цапля»

Продуктивная деятельность: «Два веселых гуся жили у бабуси»

multiurok.ru

Перспективное планирование в старшей группе. Планирование в старшей группе по ФГОС :: SYL.ru

Перспективное планирование в старшей группе крайне важно. Особенно если у вас деткам остался год до поступления в школу. Честно говоря, именно данный период времени играет очень важную роль в жизни малыша. И в этот момент придется хорошенько подготовить его к будущей "взрослой" жизни. Но как это сделать? Поможет перспективное планирование в старшей группе по ФГОС. Тут существует очень много разных моментов, которые придется учитывать при составлении рабочей программы на год. И сегодня нам с вами предстоит узнать, как правильно обеспечить поступление важной информации дошколятам в детском саду.

Что потребуется

По правде говоря, воспитателю и детям в старшей группе может потребоваться очень много разных принадлежностей. Инвентарь во многом зависит от престижа дошкольного образовательного учреждения. Но есть и обязательные моменты, которые придется соблюсти.

Перспективное планирование в старшей группе подготавливает малышей к школьной жизни. Это значит, что придется реализовать наглядную подготовку - решать задачки, загадки, примеры, проводить опыты и так далее. Для этого запаситесь бумагой, принадлежностями для рисования, счетными палочками (они могут использоваться по-разному), баночками-колбочками-пробирками, цветным песком, разной музыкой. Это - то, что в обязательном порядке должно быть в каждом детском саду. Плюс ко всему, не стоит забывать о литературе (сказках) и игрушках.

Кроме того, нынче перспективное планирование в старшей группе по ФГОС подразумевает проведение экспериментов с малышами. Их проще (и лучше) реализовывать при помощи специальных игровых наборов из серии "Юный биолог" (химик, физик, математик и так далее). Лучше всего даже организовать специальный уголок для экспериментов. В принципе, их можно проводить и без данных наборов, но их наличие поможет вам и облегчит немножко задачу по обучению.

Разумеется, также придется учитывать возрастные особенности детей. И при всем этом обладать хоть какими-то знаниями в области детской психологии. Только это поможет вам обеспечить действительно перспективное планирование в старшей группе. Давайте же посмотрим с вами, что можно придумать.

Понятие "семья"

Разумеется, о том, что такое семья, детям говорят с самого рождения. Только сейчас малышам предстоит научиться рассказывать о своих близких. Хорошо бы начать данную тему с самого начала "учебного года". О чем идет речь?

Например, попросите нарисовать малышей свою семью, а затем пусть они расскажут о мамах-папах, бабушках-дедушках, тетях-дядях и так далее. Это не только помогает развивать речь, а еще и учит составлять правильный, длинный рассказ. Плюс ко всему, через некоторое время организуйте выставку рисунков и попросите родителей принести фотографии для сравнения.

Малышам, тем более дошколятам, необходимо уметь рассказывать о своих семьях. Ведь данный критерий проверяется на первых уроках в большинстве школ. Таким образом, вы поможете ребятам не растеряться, вступив во "взрослую жизнь". Только не переусердствуйте. Отведите на изучение семьи и рассказы приблизительно 3-4 дня. Ведь малышам еще столько всего предстоит узнать!

Физическая культура

Перспективное планирование в ДОУ (старшая группа) подразумевает не только умственное, но еще и физическое развитие. Этому моменту стоит уделить особое внимание. Особенно если учесть тот факт, что при поступлении в школу на физическое развитие обращают огромное внимание.

Для занятий по развитию данного направления придется запастись рисунками с пользой физических упражнений. Их следует повесить на доску, а потом позвать малышей. Расскажите и обсудите, почему физическая культура важна для человека. Плюс ко всему, не забудьте мотивировать малышей регулярно делать зарядку и прочие упражнения для поддержания здоровья.

Если честно, то не стоит делать упор на то, что физическая культура - это самое важное в жизни. Не забудьте сказать, что умственное развитие тоже очень нужно. И во всем стоит сохранять баланс. Плюс ко всему, ежедневно организовывайте физкультминутку под музыку. Это поможет ребятам физически развиваться, что так важно для подрастающего организма. Вот такое веселое перспективное планирование в детском саду. Старшая группа - это как раз та категория детей, которым стоит уделить особое внимание.

Развиваем речь

В последнее время очень важным вопросом стало развитие речи у детей. В наш век техники и технологий малыши (даже самые маленькие) предпочитают больше сидеть "в гаджетах", нежели общаться друг с другом и окружающими. Отсюда у многих наблюдается нарушение речи. Так что придется уделить данному пункту особое внимание.

Например, хорошим способом является введение пения в занятия. Просто пойте с малышами разные песенки. Это неплохо помогает. Плюс ко всему, запаситесь, как уже было сказано, разнообразными книжками-сказками. В течение всего учебного года ежедневно читайте с малышами. Только пусть это делают они. А вы - помогаете им.

Перспективное планирование (развитие речи, старшая группа), построенное таким образом, позволит провести занятия, результат которых не заставит вас долго ждать. Вообще, к первому классу дети уже должны довольно быстро уметь читать по слогам. В некоторых местах требуют "целостного" чтения от детей. Поэтому читать в старшей группе нужно постоянно. И, разумеется, давать ребятам общаться между собой. Диалог - это лучшая практика при развитии речи. Но это еще не все. Помимо данных пунктов есть еще очень большой ряд действий, необходимый для подготовки детей к школе. Мы с вами изучим только самые основные, ключевые моменты. Ведь в противном случае можно до бесконечности продолжать наш с вами разговор.

Математика

Перспективное планирование (старшая группа) на год "обучения" должно включать в себя очень много разнообразных математических задач. Именно эту науку тщательно изучают в школах и университетах. Она потребуется малышу везде и всюду в жизни. Поэтому приходится придумывать разнообразные приемы для изучения.

Тут самым настоящим кладом являются счетные палочки. Они используются как в младших группах в ДОУ, так и в начальной школе. Напишите на доске (в виде палочек) примеры, а затем предложите ребятам выложить их перед собой. После этого пусть решат примерчики, а ответ также выложат палочками.

Скорее всего, иногда вам придется помогать им в решении. Примеры написания цифр также изобразите на доске. Это помогает детям не только развивать математическое и логическое мышление, а еще и логику - как правильно выложить палочками ответ. Также очень популярным приемом для развития логики у детей является написание примитивных примеров, где стоит переложить одну "палку", чтобы получилось правильное решение. Правда, данный подход лучше всего организовывать приблизительно в середине года, когда ребята уже неплохо считают. В противном случае никакого эффекта не будет. Перспективное планирование на каждый день (старшая группа) - это очень трудный процесс. Он должен охватывать все важные моменты жизни, которые подготовят малыша к школе.

Окружающий мир

Мир вокруг нас - это как раз то, что должен понимать каждый ребенок. Пусть и не совсем сложными формулировками, но должен. Поэтому любое перспективное планирование в старшей группе должно включать в себя занятия по окружающему миру.

Начинать изучение лучше всего с осени. Это - идеальная и яркая пора, которая обязательно запомнится малышам. Организуйте прогулку по территории детского сада. Пусть дети собирают листья разных деревьев, а вы рассказывайте им о том, что такое осень. Также сообщите о процессах, которые происходят в это время: какие птицы улетаю на юг, какие - готовятся к зиме, какие - прилетают. Что делают животные, как меняется растительность и так далее. Не забудьте рассказать об особенностях температуры, а также об изменении погодных условий.

Когда вернетесь в здание садика, пусть малыши нарисуют то, что они увидели (или как они теперь представляют себе осень) с использованием собранных листьев, красок, карандашей и прочих принадлежностей для рисования. Если честно, то такие занятия стоит проводить со всеми возрастами и группами вплоть до школьного возраста ежегодно.

Подобные "вылазки" организовывайте хотя бы раз (можно несколько) в сезон. То есть следующая подобная прогулка должна состояться зимой, потом весной. А лето - это свободное время, когда дети должны сами изобразить этот период. Подобный подход не только помогает развивать знания об окружаем мире, а еще и учит творчеству. Для детей все это крайне важно. Ведь они только начинают познавать природу и окружение.

Дорога

Есть и еще один очень важный момент, который должны усвоить будущие школьники - это правила поведения на дорогах. Сейчас некоторые совсем не представляют, как правильно переходить дорогу и в каких местах. Поэтому придется включить в перспективное планирование в старшей группе специализированные занятия. Для них лучше всего будет купить детский коврик с изображением дороги. Развернутое перспективное планирование в обязательном порядке должно помогать детям познавать правила поведения. Особенно в опасных ситуациях и на дорогах.

Расскажите малышам, как правильно вести себя и соблюдать правила дорожного движения. Далее прорепетируйте с ними разные ситуации при помощи специализированного игрового коврика. Естественно, тут вам придется побывать в качестве разных средств передвижения.

Кстати говоря, о них тоже не стоит забывать. Объясните детям разницу между машиной, автобусом, трамваем, троллейбусом, микроавтобусом и так далее. А также сообщите им, зачем нам необходим тот или иной транспорт. Очень важно научить детей отличать его друг от друга. Данный прием используется в детских садах крайне редко. К сожалению, он требует особого внимания, которое, как правило, не уделяется воспитателями. Если вы хотите составить действительно перспективное планирование в старшей группе, то обязательно уделите время вопросам транспорта и правилам передвижения.

Выбираем тематику

Очень популярным приемом становятся тематические уроки. Особенно организованные в качестве разнообразных выставок для родителей. Перспективное тематическое планирование в старшей группе (как и во всех остальных) рекомендуется составлять, исходя из времен года, а также надвигающихся праздников. О чем речь?

К примеру, стоит проводить соответствующие тематические занятия в каждом времени года. Например, осенью - рисуете и делаете поделки относительно осенней картины, зимой - тематика новогодняя, весной - изображаются тематические рисунки данного периода, и так далее. Также стоит учитывать День святого Валентина, Пасху, Масленицу и тому подобные праздники.

Честно говоря, такой ход очень популярен во всех детских садиках. Это интересно малышам. Да еще и познавательно. Так дети получают очень много знаний о праздниках и временах года. И учатся изображать их. Это важно для подрастающего поколения. Тем более что подобный прием также используется в начальной школе. Там дети также рисуют и делают различные поделки к праздникам и прочим событиям.

Последнее действие, кстати говоря, помогает развивать мелкую моторику рук. Для дошколенка и этот момент является очень важным. Ведь без него у малыша не будут получаться многие вещи. Старайтесь уделять поделкам и рукоделию особое внимание. Пусть и не такое большое, как науке, но тем не менее данный прием должен присутствовать в обучении.

Веселая химия

Перспективное планирование игр в старшей группе - это очень трудный вопрос. Но решить его помогут, как уже было сказано, разнообразные игровые научные наборы. Довольно интересным вариантом тут является "Юный химик". Правда, пользоваться им придется только под наблюдением воспитателей. Ни в коем случае не оставляйте малышей с данной "игрушкой" без присмотра.

Обычно в него входят разные красители (цветной порошок), колбы, соль и некоторые небольшие предметы (например, самый обычный брусок). Именно этот инвентарь нам с вами и понадобится сейчас.

Мы попытаемся с вами разъяснить дошколятам сложные химические (и физические) явления. Речь идет о плотности воды и смешивании веществ (растворении). Наберите в колбы воды, а затем предложите детям смешать цветной порошок из набора с жидкостью. Покажите, что цвет воды изменился, а сам "материал" пропал. Объясните это явление как растворение. После этого можно добавить немного песка в колбы. Дети увидят, что он не растворился, а осел. Так дайте определение осадку. И объясните, почему получается данная ситуация.

Кроме того, в небольшую миску налейте воды, а затем пусть дети смешают ее с большим количеством соли. Другую (точно такую же) емкость стоит тоже наполнить, но ничего не засыпать в нее. Положите брусок сначала в миску без соли. Он утонет. Теперь опустите его в емкость с соляным раствором - брусок должен будет всплыть. Объясните данное явление. Пусть дети сами попробуют проделать данный эксперимент. Им это обязательно понравится.

Также можно попытаться провести развлекательный и шуточный урок, который будет объяснять некоторые химические процессы. И приобщить к нему родственников воспитанников. Перспективное планирование (старшая группа) с родителями занятия также должно учитывать - ведь это как раз то, что запомнится не только юным дошколятам.

Возьмите несколько пластиковых бутылок (прозрачных) и наполните их разными жидкостями - водой, маслом, соляным раствором, молоком, "Кока-Колой". Также подготовьте маленькие мятные конфеты (из серии "Ментос"). Пусть дети с родителями начнут опускать конфетки в бутылочки с жидкостями и наблюдают за происходящими явлениями. Где-то они растворятся, где-то утонут, где-то просто всплывут. А вот в "Коле" конфеты начнут шипеть, а затем пениться. Получится своеобразный фонтан. Все явления объясните малышам.

Кстати говоря, данный прием с "Колой" очень хорошо помогает продемонстрировать дошколятам-сластенам вред конфет. Иногда подобный эксперимент используется для того, чтобы показать детям, что много конфет и леденцов - это плохо.

Веселые пески

Перспективное планирование на лето в старшей группе, обычно подразумевает игру на природе, а также чтение книг-сказок. А вот развитие детской фантазии и, опять же, знаний относительно химических и физических явлений требует отдельного внимания. Очень интересный прием - это игра под названием "Веселый песок".

Что она подразумевает? Вам потребуется несколько пробирок (лучше брать емкости для специй), а также цветной песок. Его сейчас можно найти в любом магазине игрушек, а также специализированных магазинчиках "Приколы". Позаботьтесь, чтобы у каждого ребенка была своя собственная пробирка-колбочка.

Предложите дошколятам засыпать в колбы песок разного цвета. При всем этом продемонстрируйте, что он не будет смешиваться. Объясните данное явление, а затем взгляните на результат работы. В конечном итоге у малышей на память останется красивый сувенир, который будет напоминать им о свойствах песка.

Перспективное планирование на лето в старшей группе - это завершающий этап обучения. Если честно, то данный момент обычно ничем не выделяется. Малышам советуют больше читать и считать, а также заниматься с родителями. Ведь в детских садах в это время большой упор делается на физическое развитие, а также львиная доля занятий заменяется прогулками на свежем воздухе.

www.syl.ru