Примерный план-конспект НОД по познавательному развитию (старшая группа). Тема: «Я и моя семья». Познавательное развитие моя семья старшая группа
Примерный план-конспект НОД по познавательному развитию (старшая группа). Тема: «Я и моя семья»
Тема: «Я и моя семья».
Программное содержание: формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о друг друге; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных отношений; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: альбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей, иллюстрации с изображением животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами; птица с птенцами в гнезде и т.д.), альбомные листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение Я. Акима «Моя родня»:
Мама с папой-моя родня.
Нет роднее родни у меня
И сестренка родная, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
И еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
-Кто назван в стихотворении «родней»? (папа, мама, сестренка, братишка).
-Вы считаете родней друга Сережку и щенка Тишку или назовите из как-то по-другому? (ответы и предположения детей).
-Найдите слова близкие по значению слову «родня». (родители, родственники.)
-Как вы думаете, что значит «родственники»? (предположения детей.)
-Родня (родственники) - это папа и мама, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети.
-Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен. По ходу рассказов воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т. д.)
-Ребята, а вы заметили, что все дети, когда рассказывали о своей семье, улыбались? Кто догадался, почему дети улыбались? (потому что дети любят всех в своей семье; когда папа и мама рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье; приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались.)
Физкультминутка.
Мы сейчас пойдем направо дружно.
А потом пойдем налево дружно.
Дети берутся за руки, становятся в круг
и выполняют движения в соответствии с текстом.
В центре круга соберемся дружно.
И на место все вернемся дружно.
Мы тихонечко присядем дружно.
И немножечко приляжем дружно.
Дети складывают руки под щекой.
Мы поднимемся тихонько дружно.
И попрыгаем легонько дружно.
Пусть попляшут наши ноги дружно
Дети притопывают ногами.
И похлопают ладони дружно.
Хлопают в ладони.
Повернемся мы направо дружно.
Кружатся в правую сторону.
Не начать ли все сначала дружно?
Дети снова берутся за руки.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц.
-Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? (мама с детенышами.)
-Что чувствует кошка рядом со своими маленькими котятами? (предположения детей.)
-Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей? (предположения детей.)
-Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
-Кто в вашей семье заботится о детях? (ответы детей.)
-Как заботятся? (ответы детей.)
-А вы заботитесь о взрослых в своей семье? (ответы детей.)
-Что помогаете делать? (помогаем мыть посуду, дедушке гвозди подаем, бабушке тапочки принесем, папе газету ищем и т.д.)
-Как хорошо, что у вас у всех есть семья. Вы-самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут вместе.
Кто самый старший в семье?
Кто самый младший?
Для мамы и папы ты кто в семье?
-Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь у друг другу.
Семью почитали еще с давних времен. Народ сложил много пословиц.
При солнышке-тепло, при матери-добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе-и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
-Чтобы вы хотели пожелать своей семье? (пожелания детей для своей семьи).
После занятия дети рисуют свою семью.
Просмотр содержимого документа «Примерный план-конспект НОД по познавательному развитию (старшая группа). Тема: «Я и моя семья» »
Примерный план-конспект НОД
по познавательному развитию (старшая группа)
Тема: «Я и моя семья».
Программное содержание: формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о друг друге; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных отношений; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: альбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей, иллюстрации с изображением животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами; птица с птенцами в гнезде и т.д.), альбомные листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение Я. Акима «Моя родня»:
Мама с папой-моя родня.
Нет роднее родни у меня
И сестренка родная, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
И еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
-Кто назван в стихотворении «родней»? (папа, мама, сестренка, братишка).
-Вы считаете родней друга Сережку и щенка Тишку или назовите из как-то по-другому? (ответы и предположения детей).
-Найдите слова близкие по значению слову «родня». (родители, родственники.)
-Как вы думаете, что значит «родственники»? (предположения детей.)
-Родня (родственники) - это папа и мама, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети.
-Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен. По ходу рассказов воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т. д.)
-Ребята, а вы заметили, что все дети, когда рассказывали о своей семье, улыбались? Кто догадался, почему дети улыбались? (потому что дети любят всех в своей семье; когда папа и мама рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье; приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались.)
Физкультминутка.
Мы сейчас пойдем направо дружно.
А потом пойдем налево дружно.
Дети берутся за руки, становятся в круг
и выполняют движения в соответствии с текстом.
В центре круга соберемся дружно.
И на место все вернемся дружно.
Мы тихонечко присядем дружно.
И немножечко приляжем дружно.
Дети складывают руки под щекой.
Мы поднимемся тихонько дружно.
И попрыгаем легонько дружно.
Пусть попляшут наши ноги дружно
Дети притопывают ногами.
И похлопают ладони дружно.
Хлопают в ладони.
Повернемся мы направо дружно.
Кружатся в правую сторону.
Не начать ли все сначала дружно?
Дети снова берутся за руки.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц.
-Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? (мама с детенышами.)
-Что чувствует кошка рядом со своими маленькими котятами? (предположения детей.)
-Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
-Кто в вашей семье заботится о детях? (ответы детей.)
-Как заботятся? (ответы детей.)
-А вы заботитесь о взрослых в своей семье? (ответы детей.)
-Что помогаете делать? (помогаем мыть посуду, дедушке гвозди подаем, бабушке тапочки принесем, папе газету ищем и т.д.)
-Как хорошо, что у вас у всех есть семья. Вы-самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут вместе.
Кто самый старший в семье?
Кто самый младший?
Для мамы и папы ты кто в семье?
-Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь у друг другу.
Семью почитали еще с давних времен. Народ сложил много пословиц.
При солнышке-тепло, при матери-добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе-и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
-Чтобы вы хотели пожелать своей семье? (пожелания детей для своей семьи).
После занятия дети рисуют свою семью.
kopilkaurokov.ru
Конспект НОД по познавательному развитию "Моя семья"
Конспект НОД
«Моя семья»
Ворушило Наталия Сергеевна,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16 «Виктория»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, город Чистополь
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход занятия
Организационный момент.
"Собрались все дети в круг.Я - твой друг и ты - мой друг.Крепко за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся ."
Объявление темы.
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?Папа, мама и я,И сестренка моя-Вот и вся у нас семья:- Ну а как же бабушка?- Ну а как же дедушка?Что такое семья?Папа, мама и я,Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, ВасилийИ сестренка мояВот и вся у нас семья.
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).
- А что написано о семье в словаре Ожегова? ( Чтение определения семьи в словаре).
- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Развитие лексико-грамматических категорий.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра "Подбери признаки"
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
Составление генеалогического древа.
- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мамаВ серединке я как разСколько будет вместе нас? (Трое. Семья )
- Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)
- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)
- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
Физминутка "Семейная зарядка".
Осенью, весноюЛетом и зимоюМы во двор выходим Дружною семьёй.Встанем в круг и по порядкуКаждый делает зарядку.Мама руки поднимает,Папа бодро приседаетПовороты вправо - влевоДелает мой братик Сева.Я сама бегу трусцойИ качаю головой.
Рассказы детей о членах семьи.
Мама.
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.Только мама есть одна, Всех дороже мне она,Кто она?Отвечу я: это мамочка моя.(В. Руссу)
(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)
Папа.
Мой папа красивыйИ сильный, как слон.Любимый, внимательный, ласковый он.Я жду с нетерпением папу с работы.Всегда мне в портфеле приносит он что-то.Мой папа находчивый, умный и смелыйЕму по плечу даже сложное дело.Его обниму я и тихо шепну:- Мой папочка, я тебя крепко люблю!Ты самый заботливый, самый родной,Ты добрый, ты лучшийИ ты только мой!
(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья.До чего хорошая бабушка моя!Сказок знает столько, что не перечесть,И всегда в запасе новенькое есть.А вот руки бабушки - это просто клад!Быть без дела бабушке руки не велят.Золотые, ловкие. Как люблю я их!Нет, других, наверное, не найти таких!(Л. Квитко)
(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).
Дедушка.
Мой дедуля дорогой,Мы гордимся все тобой!И скажу я по секрету:Лучше нет на свете деда!Буду я всегда старатьсяНа тебя во всём равняться!(А. Чурбанова)
(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).
Младший брат.
Есть у меня братишкаСмешной такой мальчишка!Мне во всём он подражаетИ ни в чём не уступает.Если мы играем в мячик,Я скачу, он тоже скачет,Я сижу - и брат сидит,Я бегу - и брат бежит.Такой смешной мальчишкаМладший мой братишка.(И. Лопухина)
(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).
Пальчиковая гимнастика.
Игровое упражнение "Кто пришёл?"
Кто пришёл?Мы - мы - мы,Папа, папа, это ты?Да - да - да, Мама, мама, это ты?Да - да - да,Братец, братец, это ты?Да -да - да,Ах, сестрица, это ты?Да - да - да,Все мы вместе?Да - да - да.
Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).
"Детский сад - моя вторая семья".
- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).
Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Литература:
"Говорим правильно" О. С. Гамзяк . Москва. Издательство " Гном и Д" 2010
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва " АЗЪ" 1995 2-е издание
"По дороге к азбуке" Т.Р. Кислова Методические рекомендации Москва " Баласс" 2002
Конспект комплексного занятия
в подготовительной к школе группе "Семья"
Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать положительное отношение ко всем членам семьи, желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.Предварительная работа: рисунки детей "Моя мама" (бабушка, сестра),рисунки родителей "Мой малыш";Оформление альбома "Весёлые истории моей семьи" с помощью родителей;"Раскроем тайну пословиц" - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье. Сюжетно - ролевые игры: "Семейные хлопоты", "Дочки- матери". Беседа: "Я и мой дом", "Если бы у меня была волшебная палочка". Чтение - Л. Квитко "Бабушкины руки", А. Яковлев "Мама",Дора Габе "Моя семья", Л. Воронкова "Что сказала бы мама".
Ход занятия:
"Собрались все дети в круг.Я - твой друг и ты - мой друг.Крепко за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся."Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Людмила Иванован, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...). Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих, я приглашаю поиграть.
Проводится игра: "Покажи настроение"- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.- А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?В: Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка "Моя семья". Кто хочет рассказать о своей семье?(дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображён).По ходу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья.- С кем ты живёшь?- Кто самый старший в вашей семье?- Кто самый младший?- Кто кому мама?- Кто кому сын (дочка)?- Для мамы ты кто?- А для бабушки?- Для брата, сестры?- Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)- Кто чем занимается в семье?- Кто о тебе заботится?- Как ты заботишься о других?
В: А сейчас я предлагаю разделиться на две команды: мальчики и девочки.
вам нужно сесть за стол и разложить фотографии согласно возрасту, девочки садятся за стол с розовым флажком, а мальчики садятся за стол с голубым флажком. Игра "Собери цепочку"Разложить фотографии согласно возрасту и полу:- младенец - девочка - дошкольница - школьница - студентка - мама - бабушка;- младенец - мальчик - дошкольник - школьник - студент - папа - дедушка.
В: даёт анализ получившимся цепочкамА сейчас послушайте стихотворение и отгадайте, про кого оно:"Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.Низко небо серое над крышами висит.А в доме чистота, уют.У нас своя погода тут.Улыбнётся: ясно и тепло.Вот уже и солнышко в комнате взошло."В: Про кого это стихотворение?
Д: Это стихотворение о маме.В: Скажите самые хорошие слова про маму, какая она?
Д: Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.В: А как ты обычно называешь свою маму
Д: Мамочка, мамуля.
В: А как ты называешь своего папу?
Д: Папочка, папуля,В: Как называют твою маму, бабушка с дедушкой?
Д: Ответы.В: Как зовут твоих бабушку и дедушку?
Д: Ответы.В: Как называют их твои родители (мама, папа)?
Д: Ответы.В: А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?
Д: Ответы. Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами, собака с щенятами, птица с птенцами в гнезде).- Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья?
Д: Ответы.
В: Почему?В: Что чувствует кошка рядом со своими котятами?
Д: Ответы.
В: Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?
Д: Ответы.
В: Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детёныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.Пальчиковая игра "Дружная семья" Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папочка,Этот пальчик - мамочка,А вот этот пальчик - я,Вместе - дружная семья!В: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.А какие вы знаете пословицы о семье?
Д: "При солнышке тепло, при матери - добро." "Нет милее дружка, чем родная матушка." "Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют."Игра: "Что бы вы хотели пожелать своей семье?" (пожелания детей своей семье)
«Я и моя семья»
infourok.ru
Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Моя семья».
Конспект НОД по познанию в старшей группе «Моя семья».
Тема: Моя семья.
Цель: углублять представление о семье.
Задачи:
Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Программное содержание:
Формировать в сознании детей образа мира семьи.
Воспитывать в детях чувства любви и уважения к членам семьи.
Способствовать развитию у детей навыков доброжелательного взаимодействия с членами семьи, с учётом их и своего возраста; понимания и взаимопомощи в семейной жизни, проявления интереса к семейным делам.
Предварительная работа:
Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
Рассматривание семейных фотографий.
Закрепление знаний пословиц о семье.
Чтение стихов и рассказов о семье.
Составление рассказа по фотографиям.
Речевая игра «Подбери признак».
Методы и приемы: игровой: пальчиковая игра «Много мама на белом свете», игра сложи картинку «Веселая семья», физкультминутка «Веселые ребята», наглядный (фотовыставка «Моя семья»), словесный: (вопросы, рассуждения, практический: «Рамка для фотографий»
Материал и оборудование:
Семейные фотографии, «Волшебный сундучок», цветочек, клей, ракушки, заготовки фоторамок, пластилин, доски для лепки с пластилином, пазл «Веселая семья», картина «Семья».
Словарная работа: семья, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук внучка, брат, сестра; дружная, ласковая, добрая, заботливая, внимательная, строгий, справедливый, старший, младший, воспитывать, помогать, заботиться.
Ожидаемый результат: продолжать расширять словарный запас детей с помощью новых слов, у детей сформируется правильное представление о семье.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель достает «Волшебный сундучок», в котором лежат фотографии с семьями детей. Дети интересуются фотографиями и подходят к воспитателю, начинается диалог.
Воспитатель: Ребята, а помните, мы с вами всю неделю собирали фотографии вашей семьи.
Дети каждый разбирают свои фотографии и начинают их рассматривать.
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте сейчас каждый из вас повесить свои фотографии на доску.
Дети с помощью магнита прикрепляют фотографии на доску.
Воспитатель: А где вы там находитесь?
Ответы детей.
Воспитатель: А с каким вы там настроением?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а расскажите кто с вами на этих фотографиях?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребят, а кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: О семье.
Воспитатель: Верно ребят! Ну что готовы? Тогда давайте начнем. Поиграем?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру.
2. Основная часть.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру. Тогда скорее подходите к столу. Посмотрите тут много осколков каких-то картинок, попробуем ее собрать?
Дети: Да!
Воспитатель: Нам сейчас нужно разделиться на команды. Команды готовы?
Дети: Да, готовы.
Воспитатель: Хорошо, слушайте правила, вам необходимо собрать все осколки воедино. Но не забывайте, что в команде нужно совещаться и помогать друг другу. Начинаем!
Дети в группах составляют пазл.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы работали дружно и поэтому, все быстро справились с этой игрой. А теперь, скажите, какая картинка у вас получилась?
Дети: Картинка «Семья».
Воспитатель: Правильно! Ребят, на этой картинке, семья какая?
Дети: Веселые, радостные, счастливые, красивые.
Воспитатель: А посмотрите, а где они могут быть?
Дети: На детской площадке, на каруселях, на прогулке.
Воспитатель: Замечательно ребят, вы готовы, играть дальше?
Дети: Да!
Воспитатель: Пойдемте на ковер. Присаживайтесь на ковер.
Дети рассаживаются в круг, вместе с воспитателем. У воспитателя в руке цветочек.
Воспитатель: Ребята, игра называется «Какой, какая, какие». Вам, ребят, нужно описать членов вашей семьи. Объясняю правила игры. Слушайте внимательно. Я сейчас передам цветок Василисе, и спрошу: «Какая твоя мама?» …..добрая, нежная.. а Аделя, передавая цветочек, может спросить у Никиты, «А какой твой папа»…а вы отвечайте …., сильный смелый, …..Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Теперь я вижу, сколько вы знаете и что вы умеете и как вы хорошо играете. А теперь пришло время отдохнуть.
Воспитатель: Давайте представим, мы дружная семья отправилась на прогулку, на детскую площадку. Нам нужно выбрать детей, которые буду у нас мамой и папой, а остальные ребята будут детьми.
Пока будет звучать музыка, дети гуляют, а как только музыка закончится, дети встают в круг и окружают родителей.
Дети на ковре играют под музыку.
Воспитатель: Молодцы ребята! Отдохнули? Готовы еще поиграть?
Дети: Да!
Пока проводится физкультминутку, второй воспитатель заносит картину «Семья».
Воспитатель: Ребята, а посмотрите внимательно на эту картину.
Воспитатель: Какие предметы живые? А какие неживые?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы когда-нибудь оказаться внутри картины?
Дети: Да.
Воспитатель: А я ребят, знаю волшебные слова, с помощью которых мы сможем это осуществить. Попробуем? Повторите за мной «Закружись, заблудись - картинка наша отварись». Вот и мы внутри.
Воспитатель: Анжелика, кем бы ты хотела стать на этой картине?
Ответы детей.
Воспитатель: А ты Маша?
Ответы детей.
Воспитатель: Маша, вот на этой картинке ты мама, чтобы говоришь?
Ответы детей.
Воспитатель: А ты Анжелика, представила, что ты в картине, что ты говоришь?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну что ребята, как выдумаете, получилось погрузится в картину? Ответы детей.
Воспитатель: Это семья на картинке счастлива?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Вот так дружно и весело живут семьи по всему миру. Ребят, а кто сможет рассказать, какие два праздника самых родных людей на земле мы отмечаем в этом месяце этом месяце?
Дети: День Пап и День Мам!
Воспитатель: Совершено, верно! Родители любят и вас и стараются вас всегда радовать! Правда, ребят?
Дети: Да!
Воспитатель: Может ли кто сказать, как можно обрадовать ваших мам и пап?
Дети: Нарисовать рисунок, сделать подделку своими руками!
Воспитатель: Правильно ребят! А давайте сейчас подойдем к доске и возьмем фотографиям и каждый сделает фоторамку, а потом подарим нашим дорогим мамам и папам. Мне нужна ваша помощь, надо расставить столы, чтобы нам было удобно работать над нашими подделками.
Дети помогают передвигать столы, и дети готовятся к выполнению работ.
Воспитатель: А теперь нужно нам размять наши пальчики.
Много мам на белом свете
Всей душой их любят дети.
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондитер, учитель
Врач, парикмахер, строитель.
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
Воспитатель: Достаньте, пожалуйста, клей, пластилин и доску для пластилина.
Дети достают все необходимое и расставляют на столах, в это время воспитатель раздает, заготовки фоторамок и ракушки для оклеивания рамки.
Дети начинают работу.
infourok.ru
Проект по познавательному развитию "Моя семья" старшая группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №97 "Солнышко" комбинированного вида .
Составила: Мелешко Н.Л.
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание у детей чувства долга перед семьей. Ознакомление детей со значением слов «герб моей семьи».
-Обогащать словарный запас терминами родства;
-Воспитывать уважительное отношение ко всем членам своей семьи;
-Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты: Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Тип проекта: творческий, групповой, семейный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагогический коллектив.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
По количеству участников: коллективный.
Форма проведенияУчастники
1 этап
Подготовительный
Опрос детей: «Что я знаю о семье?»
-рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций, открыток
2 этап
Основной
1. «Моя дружная семья» Рассматривание семейных фото.
2. «Как мы отдыхаем»
3.«Я и моя семья»
4.«Наши имена и фамилия»
5. «Собери семью вместе»
6. «Семья»
7. «Моя рука - моя семья»
8. Изготовление подарков ко дню «Святого Валентина»
9. «Всей семьей на отдых»
Беседа
Беседа
Занятие
Занятие
ЧХЛ
Дидактическая игра
Сюжетно-ролевая игра
Рисование по шаблону карандашами
Аппликация
Фотовыставка Коллективный отдых
Дети
Воспитатели
Родители
1. «Моя мама лучше всех»
2. «Все работы хороши»
Знакомство с профессией мамы
3. З.Александрова “Посидим в тишине»;
«Мамина работа» Е. Пермяк
4. «Дочки-матери»
5. «Назови, как тебя мама ласково называет?»
6. «Для любимой мамочки испеку два пряничка» - изготовление печенья из солёного теста для игры «Дом»
7.Изготовление подарка для мамы «Фиалка»
8. «Мамины косички»
9. «Портрет моей мамы!»
10.«У моей мамы золотые руки!»
Беседа
Занятие
Заучивание стихотворения
ЧХЛ
Сюжетно-ролевая игра
Дидактическая игра
Лепка
Аппликация
Конструирование
Выставка рисунков
Конкурс: изготовление книжек малышек «Моя мамочка»
Дети
Воспитатели
Родители
1. «Папа может всё, что угодно»
2. «Как мы идем с папой в детский сад»
3. «Все работы хороши» Знакомство с профессией папы
4. «Кому что нужно для работы»
5. Пермяк «Для чего руки нужны»
6. «Папины помощники»
7. Изготовление подарка для пап «23 февраля»
8. «Мой папа-защитник Отечества»
«Роль отца в воспитании детей»
9. «Путь от дома до дет.сада»
Беседа
Беседа
Занятие
Дидактическая игра
ЧХЛ
Сюжетно-ролевая игра
Аппликация
Конкурс рисунков
Консультация для родителей
Составление плана-схемы от дома до детского сада.
Дети
Воспитатели
Родители
1. «Мои брат и сестра»
2. Как можно порадовать младших сестер и братьев
3. «Взрослые и дети»
4. В. Драгунский: «Моя сестренка Ксения», В. Осеева: «Сыновья»
5. «Три медведя»
6. «Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире?».
7. «Мамины помощники»
8. «Мебель для дома»
9. «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
Беседа
Беседа
Занятие
ЧХЛ
Чтение и драматизация сказки
Словесная игра
Сюжетно-ролевая игра
Строительные игры
Консультация для родителей
1. «Кто они такие бабушка и дедушка»
2. «Бабушкин сундучок»
3. « В гостях у бабушки»
4. Э. Машковская "Про бабушку"
«Старый дед и внучек» Л.Толстой
5.«Маша и медведь»
6. «Родственные отношения»
7. «В гости к бабушки и дедушки»
9. «Заборчик для лошадей»
10. «Мои любимые бабушка и дедушка»
Беседа
Тематическое занятие
Занятие
ЧХЛ
Развлечение: Театрализация по сказкам
Дидактическая игра (Приложение №1)
Сюжетно-ролевая игра
Конструирование
Выставка рисунков
Памятка для бабушек по воспитанию внуков (приложение №2)
Дети
Воспитатели
1. «Что такое генеалогическое древо моей семьи»
2. Герб моей семьи
Составление рассказа на тему:
«Выходной день в моей семье»
3. «Мебель для моей семьи (стол и стулья)» 4. Сказка: «Гуси-лебеди» Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе
5. «Подбери наряд кукле»
6. «Дом»
7. «Тайна моего имени»
8. «Мои добрые поступки».
9.«Дом, в котором я живу!»
10. «Генеалогическое древо семьи»
«Герб нашей семьи!»
Беседа
Беседа
Занятие
Лепка
ЧХЛ
Дидактическая игра
Сюжетно-ролевая игра
Папка-передвижка
Стенд
Выставка рисунков
Выставка древо семьи
Семейный конкурс
Консультация «Что такое генеалогическое древо?»
Дети
Воспитатели
Родители
3 этап
Заключительный
Рассказ детей о гербе семьи и о генеалогическом древе
«Я - моя семья»
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на личном сайте
Оформление семейного альбома
Родительское собрание
Презентация
Дети
Воспитатели
Родители
* «Моя рука - моя семья» Рисование по шаблону карандашами
* «Всей семьей на отдых» Фотовыставка Коллективный отдых
* «Фиалка» Изготовление подарка для мамы
* «Портрет моей мамы!» Выставка рисунков
* «У моей мамы золотые руки!» Конкурс: изготовление книжки- малышки «Моя мамочка»
* «23 февраля» Изготовление подарка для пап
* «Роль отца в воспитании детей» Консультация для родителей
* «Мой папа-защитник Отечества» Конкурс рисунков
* «Путь от дома до детского сада» Составление плана-схемы от дома до детского сада.
* «Мои любимые бабушка и дедушка» Выставка рисунков
* «Тайна моего имени» Папка-передвижка
* «Дом, в котором я живу!» Выставка рисунков
* «Генеалогическое древо семьи» Выставка древо семьи
* «Герб нашей семьи!» Семейный конкурс
* «Что такое генеалогическое древо?» Консультация для родителей
Используемая литература:
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. По программе М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой «Развернутое перспективное планирование средней группы»
5. О.Н.Козак «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»
6. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
7. По программе М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой «Комплексные занятия 2 младшая группа»
8. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008.
9. Хрестоматия для чтения М., «Просвещение»
Приложение 1
Дидактическая игра: «Родственные отношения»
Дидактическая задача – разложить картинки по возрасту ее персонажей (дочка, старший брат, мама, папа, бабушка, дедушка, прадедушка, прабабушка)Методические рекомендации. Целесообразно предварительно договориться, что в семье папа чаще бывает хотя бы ненамного старше мамы.
Приложение 2
Памятка для бабушек по воспитанию внуков
Памятка с рекомендациями по воспитанию внуков.
• слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.
• помогайте всем, чем только можно деньги-наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.
• интересуйтесь друзьями, подругами своих внуков попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.
• выполняйте свои обещания, не откладывая их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.
• помните: главные воспитатели-родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.
• обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
• умейте планировать радость, помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.
infourok.ru
Познавательное развитие в старшей группе на тему :"Моя семья и родственники".
Познавательное развитие в старшей группе :«МОЯ СЕМЬЯ И РОДСТВЕННИКИ».
Задачи:
Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Лексическая работа: упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.
Предварительная работа:
Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.
Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи.
Составление детей с родителями «генеалогического» древа. Подготовка видеоматериалов о своей семье.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Беседа родителей с ребенком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»/
Оборудование и материал:
Семейные фотографии детей и родителей, презентация «История создания генеалогического древа», карточки с изображением «генеалогического древа», видеоматериалы, медальоны для награждения, видео и телеоборудование.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье.
Беседа по вопросам.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Дети: Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
Воспитатель: Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?
Воспитатель: Как можно назвать их всех одним словом? Дети: Семья.
Воспитатель: Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?
Дети: Только родственники.
Воспитатель: Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? Дети: Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно.
Рассказ педагога, сопровождаемый презентацией.
Воспитатель: А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.
А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
Рассказы детей о своей семье. На основе видеоматериалов.
Воспитатель: Ребята, я приглашая вас к нашему экрану. Который поможет вам рассказать о своей семье. Расскажите о своем генеалогическом древе начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся.
Дидактическая игра «Сравни – кто старше? Кто младше?»
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Кто старше?». Я показываю картинки с изображением людей разного возраста, вам нужно назвать кто старше.
Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Дедушка старый - внук …/молодой/;
Папа высокий - сын …/низкий/;
Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;
Белье чистое - …/грязное/;
Хлеб свежий - …/черствый/;
Мама спускается - дочь …/поднимается/; Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре,
/хлопки в ладоши/
Кто живет в моей квартире?
/пожимают плечами/
Раз, два, три, четыре, пять,
/хлопки в ладоши/
Всех могу пересчитать.
/руки в стороны/
Папа, мама, брат, сестренка,
/загибают по одному пальцу на обеих руках/
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.
/сжимают и разжимают кулачки/
Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
Шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин …
Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина …
Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …
Платье /чьё?/ - мамино …
Ботинки /чьи?/ - папины …
Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …
Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин …
Дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?»
Воспитатель: Поигрем в игру. Я буду вызывать мальчика или девочку, а остальные ребята на стенде будут искать фото его родителей, опираясь на внешнее сходство.
Игра «Какая у вас семья?»
большая - маленькая
дружная - заботливая
трудолюбивая - веселая
добрая - хорошая
строгая - здоровая
крепкая - счастливая
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Дети: Не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать …Награждение победителей.
Воспитатель: Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».
infourok.ru
Конспект нод «Моя семья» (по познавательному развитию детей старшей группы) Воспитатель: Гребенникова В. Д
центр развития ребёнка - детский сад №61 «Семицветик»
Конспект НОД
«Моя семья»
(по познавательному развитию детей старшей группы)
Воспитатель: Гребенникова В. Д
2012г
Программное содержание
- Формировать в сознании детей образа мира семьи.
- Воспитывать в детях чувства любви и уважения к членам семьи.
- Способствовать развитию у детей навыков доброжелательного взаимодействия с членами семьи, с учётом их и своего возраста; понимания и взаимопомощи в семейной жизни, проявления интереса к семейным делам.
^
Музыкальное сопровождение. Звучит песня из сборника «Никого не обижай»
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько нас всего … мальчиков и девочек, мы все похожи, но каждый из нас особенный и немножко отличается от других. Группа наша «Дружные ребята». Давайте познакомимся и подружимся!
Дети становятся в круг, берут друг друга за руки и вместе с педагогом проговаривают стихотворение.
Вот и мы, и ты, и я.
Мы – одна семья!
Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа.
Мы – одна семья!
Воспитатель: Сегодня я принесла загадку – ребус. Вы её отгадаете и поймёте, о чём мы будем разговаривать. 7Я - Что здесь написано?
^ «Семья».
Воспитатель: Правильно. Не случайно слово «Семья» можно зашифровать как 7Я. Раньше, в старину, на Руси говорили: семья – это семь Я, т. е. в семье семь человек, живущих в одном доме. Когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, семьи были очень большими. У родителей было по десять – пятнадцать детей. Все они жили одной большой дружной семьёй. Каждый заботился друг о друге, помогал друг другу, защищал в случае беды и опасности семью. Когда родители уходили на работу, старшие дети заботились о младших сестрёнках и братишках.
У каждого из нас есть семья.
Послушайте стихотворение Я. Акима «Моя родня»
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее у меня,
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок, лопоухий, Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.
И ещё есть у меня,
Друг Серёжка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
Воспитатель: Скажите, а кого мы называем членами нашей семьи?
- Ребята, кто назван в стихотворении роднёй?
^ . Папа, мама, брат, сестра.
Воспитатель: Назвали бы вы роднёй Серёжку и щенка Тишку или назвали бы их как-то по-другому?
Дети. Серёжка – это друг, а Тишка – это любимый щенок.
Воспитатель: Ребята, найдите слова, близкие по значению слову «родня».
^ . Родные, родители, родственники.
Воспитатель: Кто такие, по-вашему, родственники?
Дети. Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, некоторые дети говорят, что у них есть крёстные родители. Оказывается, у некоторых ребят есть прабабушки и прадедушки.
^
Мама
Мама – та, кто самый лучший.
Мама – это тёплый лучик.
Мама боль сведёт на «нет».
Мама – незакатный свет.
Папа
Папа – тот, кто очень строг,
Тот, кто скушал мой пирог.
И хоть бабушка старалась,
Пирога мне не досталось.
Бабушка
Бабушка есть мама папы.
И, конечно, мама мамы,
И бывает только доброй,
От бабули пахнет сдобой!
Дедушка
Дедушка есть папа пап
И, конечно, папа мам.
Был ли маленький он сам?
До чего он старенький!
Крёстные
У меня есть крёстные,
Крёстные родители.
И они земные Ангелы – хранители.
Любят очень крестника, т. е. меня.
Моих милых крёстных тоже люблю я!
Педагог.
Воспитатель: Ребята, скажите, в семье мужчинами (женщинами, мальчиками, девочками) кто может быть?
- По возрастам люди делятся на кого? (Дети, молодые, пожилые, старые)
- Кто в семье пожилые люди? (Дедушка, бабушка.)
- Какие они? (Старенькие, любимые, добрые)
^
Педагог предлагает детям расположить картинки по возрасту.
- от девочки до бабушки (старушки)
- от мальчика до дедушки (старичка)
Вопросы воспитателя и ответы детей на них.
Кто самый маленький?
Кто самый сильный?
Кто самый старший?
Ребята, семья состоит из родственников: близких и дальних.
Близкие родственники – это папа, мама….
Дальние родственники – это тётя,, двоюродные брат и ….
Воспитатель: Ребята, в каком месте вам приятнее всего находиться, где вы чувствуете себя любимыми, защищёнными, полезными?
^ Это наш дом!
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слова «мир семьи»? Что составляет мир семьи для каждого из вас?
Воспитатель: обобщает ответы детей и подводит к выводу:
- Мир семьи – это родной дом, где тебя всегда ждут уют и тепло, где тебя любят и понимают. Мир семьи – это семейные праздники и семейные традиции.
Ребята, а как вы ответите на такие вопросы?
- Что такое, по-вашему, домашний уют?
- Кто в вашей семье больше всего занимается домашними делами?
- Какие обязанности у каждого члена вашей семьи?
- Какие обязанности есть у вас?
Почему так важно, чтобы у каждого в семье были обязанности? (Взаимопомощь)
Как, по-вашему мнению, должны относиться друг другу члены семьи, чтобы все были счастливы?
^ Любить друг друга, уважать и понимать.
Воспитатель:. Молодцы, ребята! Есть старинные русские пословицы о семье, родителях, детях.
Семья крепка ладом.
Родительское сердце в детках.
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
Ребята, есть праздник, который так и называется - День семьи, любви и верности. Празднуют в России летом - 8 июля. У праздника очень нежный символ — цветок ромашки.
Знаете, почему символ праздника - ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви. Отмечая этот праздник, мы говорим о любви и верности в крепкой семье, и ромашка с множеством лепестков как раз и напоминает нам такую семью.
Изготовление открытки.
«Семейная ромашка»
Вопросы для подведения итога занятия1. Ребята, о чём мы с вами говорили на занятии?
2. Что такое семья, родня?
3. Кого мы называем родственниками?
4. Что такое мир семьи?
5. Какой цветок является символом семьи и почему?
lit-yaz.ru
НОД «В мире людей. Моя семья». (старшая группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №55" города Перми
НОД «В мире людей. Моя семья».
(старшая группа)
Разработала
воспитатель
Норицина С.А.
Пермь 2016 г.
НОД «В мире людей. Моя семья».
Наши игрушки (кошка, собака, лиса).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Цели: сформировать представления о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, вызвать чувство гордости за свою семью; активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье; продолжать формирование умения рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия, составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках; закрепить правила обращения с игрушками; развивать внимание и память; помочь усвоить песенные навыки и исполнительные умения игры на металлофоне.
Возможные достижения ребенка: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением О. Дриза; положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании мелодии русской народной песни « Заинька»; знает и называет членов своей семьи; может оригинально и последовательно рассказать о своих игрушках; интересуется играми, жизнью людей, разными жанрами искусства; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: игрушки, фотовыставка « Моя семья»; металлофон.
Литературно-музыкальное сопровождение: пословицы и поговорки о семье; « Заинька», русская народная песня, обр. Н. А. Римского-Корсакова.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
Воспитатель. Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вопросы:
- Как вас ласково зовут дома?
- Покажите, какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение, когда они сердятся, хмурятся?
2. Рассказывание о семье.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка « Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье?
Дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен.
Вопросы:
- С кем ты живешь?
- Кто самый старший в твоей семье?
- Кто самый младший?
- Кто кому мама?
- Кто кому сын (дочка)?
- Для мамы ты кто?
- А для бабушки?
- Для брата, сестры?
- Вы любите своих близких? Почему?
- Кто чем занимается в семье?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других?
3. Игры.
«Пантомима».
Дети изображают походку младенца, взрослого и пожилого человека.
«Собери цепочку».
Задание. Разложить фотографии согласно возрасту и полу.
Вариант 1: младенец-девочка-дошкольница-школьница-студентка-мама-бабушка.
Вариант 2: младенец-мальчик-дошкольник-школьник-студент-папа-дедушка.
4. Чтение стихотворения О. Дриз. Беседа по вопросам.
Воспитатель. Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого оно:
Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнется ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло.
- Про кого это, вы, конечно же, догадались, это- мама. Скажите самые хорошие слова о маме. Какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.) Как вы обычно называете свою мам? (Мамочка, мамуля.) Как вы называете своего папу? (Папочка, папуля.) Как называют твою маму бабушка с дедушкой? (Наташенька, доченька.) Как зовут бабушку и дедушку? Как называют их ваши родители? (Мама, папа.) А если ваши близкие заболеют, как вы их будете жалеть? Назовите ласково по имени ( маму, папу, сестренку, бабушку, дедушку, братика). Рассмотрите книжные иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами; птица с птенцами в гнезде). Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? Что чувствует кошка рядом со своими котятами? Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей? Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
5. Пальчиковая игра « Дружная семья».
Дети поочередно загибают пальцы в кулак.
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик – бабушка, А вот этот пальчик – я,
Этот пальчик – папочка, Вместе - дружная семья!
6. Чтение пословиц.
Воспитатель. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц.
Педагог читает пословицы о семье, дети объясняют их смысл.
При солнышке тепло, при матери – добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
7. Усвоение песенных навыков. Игра на металлофоне.
Воспитатель играет на металлофоне мелодию русской народной песни «Заинька» в обр. Н.А. Римского – Корсакого, а дети поют.
8. Рассказывание об игрушках.
Воспитатель. Ребята в нашей группе очень много разных игрушек. Я предлагаю вам по очереди взять в игровом уголке любую игрушку и поставить на стол, называя ее. Игрушки не должны повторяться.
- Давайте рассмотрим каждую игрушку ( Показывает лису).Как называется эта игрушка? Лиса какая? Что есть у лисы? Что умеет делать лиса? Чем тебе нравится эта игрушка? (Опрашивает всех детей).
Аналогично проводится рассматривание собаки, кошки.
- Сейчас мы будем учится рассказывать об игрушках. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его. Это …(лиса). Она … (рыжая, пушистая, мягкая). У лисы … (длинный хвост, зеленые глаза). Лиса умеет … (бегать, ловить мышей, заметать хвостом следы). Мне нравится лиса потому, что … (она красивая).
Аналогичным образом дети привлекаются к совместному с воспитателем рассказыванию о других игрушках. О каждой игрушке можно заслушать 2-3рассказа.
9. Рефлексия.
Игра « Правильно неправильно».
Воспитатель говорит утверждения, а дети соглашаются с ними или отрицают:
Можно ломать игрушки.
Нельзя убирать игрушки на место.
Нельзя делиться игрушками с друзьям.
Можно пачкать игрушки.
- Мы рассмотрели игрушки, а теперь нужно убрать их на место.
Дети рассаживают все игрушки на места.
infourok.ru