урок по музыке на тему "Вторая жизнь песни" (5 класс). Презентация музыка 5 класс вторая жизнь песни
Вторая жизнь песни - музыка, презентации
Презентация составлена по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской и Т. С. Шмагиной. На уроке I четверти рассматривается раздел учебника 5 класса "Вторая жизнь песни". Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Учащиеся получат умение исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства, смогут проявить эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.Дети смогут проследить народные истоки русской профессиональной музыки, способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, научатся находить связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Обратятся к понятиям: обработка, трактовка, интерпретация.
Просмотр содержимого документа «Вторая жизнь песни »
Вторая жизнь песни
Живительный родник творчества
- Что я хочу узнать сегодня на уроке?
- Какую оценку я хочу получить сегодня?
- Я хочу сам (а) участвовать в обсуждении темы или слушать других учеников и учителя?
Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни… У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка. С.В.Рахманинов
Пётр Ильич Чайковский
Симфония №4
финал
Пётр Ильич Чайковский
Русская народная песня «Камаринская»
«Камаринская»
из
«Детского альбома»
Пётр Ильич Чайковский
«Веснянка»
украинская народная песня
Концерт №1
для фортепиано с оркестром
финал
Николай Андреевич Римский-Корсаков
«Масленка»
обрядовая песня
«Проводы Масленицы»
из оперы «Снегурочка»
- Оказывается, что…
- Я понял(а), что…
- Меня удивило, что…
- Сегодня на уроке я узнал(а), что…
Карта памяти
народная песня
симфоническая музыка
музыка
П. И. Чайковский
Концерт №1
для ф-но с оркестром
П. И. Чайковский
Симфония №4
(финал)
«Веснянка»
«Во поле берёза
стояла»
П. И. Чайковский
«Детский альбом»
«Камаринская»
Н. А. Римский-Корсаков
Опера «Снегурочка»
«Проводы Масленицы»
«Камаринская»
«Масленка»
kopilkaurokov.ru
Презентация по музыке на тему "Вторая жизнь песни" (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:р.н.п. «Во поле берёза стояла» А.Варламов «Красный сарафан»
2 слайд Описание слайда:Тема урока: «Вторая жизнь песни»
3 слайд Описание слайда:План: 1. Послушать произведения композиторов; 2. Выяснить какие народные песни они использовали в этих произведениях; 3. Исполнить эти народные песни.
4 слайд Описание слайда:Русская народная плясовая «Камаринская» П.И.Чайковский «Камаринская» из цикла «Детский альбом»
5 слайд Описание слайда:Симфония №4.«Финал» П.Чайковский. Р.н.п. «Во поле берёза стояла»
6 слайдРусская народная песня «Во саду ли, в огороде» «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане»
7 слайд Описание слайда:Вывод: Композиторы широко использовали в своем творчестве народные песни, прибаутки, мелодии, они преобразовывали их, обрабатывали, давали им вторую жизнь и возникали новые произведения.
8 слайд Описание слайда:План: 1. Послушать произведения композиторов; 2. Выяснить какие народные песни они использовали в этих произведениях; 3. Исполнить эти народные песни.
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-214934
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация "Вторая жизнь песни" к уроку в 5 классе
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСНИ
Людвиг ван Бетховен
3 слайд Описание слайда:Николай Андреевич Римский-Корсаков
4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:Петр Ильич Чайковский
8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:КАМАРИНСКАЯ
10 слайд Описание слайда:Эдвард Григ
11 слайд Описание слайда: 12 слайдИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАБОТКА ТРАКТОВКА
13 слайд Описание слайда:ЖИВИТЕЛЬНЫЙ РОДНИК ТВОРЧЕСТВА
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-376435
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Вторая жизнь песни - Музыка
Урок 7.
Вторая жизнь песни
Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.
Задачи урока:
1.Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;
Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, аккордеон.
Музыкальный материал: «Камаринская» рус. нар. п., «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония №4», П.И. Чайковский, «Песня Сольвейг» Э.Грига.
Оргмомент.
Ход урока:
Звучит «Баркарола» П.Чайковского.
- Как называется музыка? Кто автор?
Проверка Д.З.
Тема нашего урока – «Вторая жизнь песни». Все вы знаете, что существует огромное количество русских народных песен. Из них наиболее любимыми и известными стали «Во поле береза стояла», «Калинка-малинка», «Степь да степь кругом» и другие. Многие из песен могли бы не дойти до нас, если бы не появились люди – собиратели фольклора, которые ездили по селам и деревням, слушали и записывали народные песни. Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились сборники русских народных песен.
Вот что говорил о значении народного творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни… У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».
- Вспомните произведения, изученные вами в начальной школе, в которых звучат народные или церковные мелодии.
Дети слушают и сопоставляют р.н.песню «Камаринская» и «Камаринскую» П.Чайковского из «Детского альбома».
- Какую вторую жизнь дал р.н.песне композитор?
А теперь послушайте украинскую народную песню «Веснянка». П.И.Чайковский в финале концерта №1 для фортепиано с оркестром мастерски обработал мелодию песенки-веснянки. Послушайте финал концерта №1 и попытайтесь уловить знакомую мелодию.
Учащиеся слушают и сопоставляют музыку.
Это называется трактовка, обработка, интерпретация народной музыки. К народным мелодиям обращались не только русские, но и зарубежные композиторы: Л.Бетховен, Ф.Шопен, Э.Григ и др.
Давайте рассмотрим репродукцию картины К.Васильева «Ожидание» (с.29)
-Что изображено на картине?
- Какие чувства она испытывает?
В 1874 году Генрик Ибсен, ведущий норвежский драматург, пригласил молодого, но уже известного композитора Эдварда Грига для совместной работы над новой постановкой пьесы «Пер Гюнт». Вот что писал драматург:
“Дорогой Эдвард Григ!
Обращаюсь к Вам по поводу одного плана, который собираюсь привести в исполнение. Согласны ли Вы написать к пьесе «Пер Гюнт» необходимую музыку? Не сомневаюсь, что мы можем рассчитывать на постановку пьесы в Копенгагене и Стокгольме. Но прошу Вас пока что держать дело в секрете и возможно скорее дать мне ответ.
Преданный Вам Генрик Ибсен”.
Григ предложение принял и за полтора года написал для спектакля музыку, точнее настоящее музыкальное произведение из 27 частей.
«Пер Гюнт» — это пьеса о молодом человеке, который, бросив дом и любимую девушку, отправился на поиски счастья. Бродя по белу свету, он встречал злых троллей, легкомысленных женщин, странных горбунов, разбойников и арабских колдунов. В одной из сцен Пер Гюнт попадает в пещеру горного короля. Григ своей музыкой в едином образе изображает две стихии: самого короля и его злые силы (в том числе и королевну, которая, танцуя, пытается привлечь к себе внимание Пера). В сочинении Ибсена рассказывается история неисправимого мечтателя Пера Гюнта, 40 лет скитающегося по свету в тщетных поисках счастья, не подозревая, что оно его поджидает дома, в любви девушки по имени Сольвейг.
Перед тем как мы будем слушать Песню Сольвейг, скажите, какое настроение будет преобладать в музыке, по вашему мнению? (Ответы записываются на доске: грустное, нежное, задумчивое, мечтательное, взволнованное...)
Ученики слушают «Песню Сольвейг» в исполнении Анны Нетребко, а потом в рок-обработке.
Зима пройдёт, и весна промелькнёт, и весна промелькнёт.Увянут все цветы, снегом их заметёт, снегом их заметёт.И ты ко мне вернёшься, мне сердце говорит, мне сердце говорит.Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить, тобой лишь буду жить.
- В чем отличие этих 2-х исполнений?
Разучивание песен, записанных на предыдущих уроках.
ИТОГ урока: Обработки каких песен мы слушали сегодня на уроке? (Песня-пляска «Камаринская» - Чайковский, «Веснянка» - Чайковский, «Песня Сольвейг» - рок-обработка)
Домашнее задание: индивидуальное: рисунок Сольвейг, подготовить сообщение на тему «Перезвоны» (с.30).
РИСУНКИ СОЛЬВЕЙГ
multiurok.ru
урок по музыке на тему "Вторая жизнь песни" (5 класс)
План урока музыки в 5 классе
Тема: «Вторая жизнь песни»
Оборудование: компьютер, проектор, видеозапись фрагмента фильма «Николай Андреевич Римский Корсаков» (Колыбельная Волховы и Садко)
Раздаточный материал: Таблицы «Средства музыкальной выразительности» и «Характер музыки»
Мультимедиа поддержка: слайд со словами «Сон по бережку ходил, Дрёма по лугу….»
Цель: обобщить знания по изученным песенным жанрам в форме урока- исследования, используя структуры обучения сингапурской методики.
Задача: а) разивающая:
Вспомнить определение жанров: «песня», «вокализ», «песня без слов», «кантата», «опера».
Опираясь на текст былины «Садко», вспомнить сюжет былины и её главных героев
б) обучающая:
1.Сравнивая особенности жанров выделить жанры, где есть присутствие литературы и где её значение незначительное.
2.Остановившись на жанре «опера», предложить детям слова из фрагмента оперного спектакля: «Сон по бережку ходил, Дрёма по лугу. А и сон искал Дрёму, Дрёму спрашивал…»
3. Опираясь на раздаточный материал: «Средства музыкальной выразительности» и «Характер музыки» выявить особенности этого текста, его поэтичную мелодичность, сказочность.
4.Определить жанровость слов и исполнителя. При поиске исполнителя, вспомнить главных героев былины. Задать вопрос: Кто из героев былины мог бы так спеть? Мужчина или женщина? Определить жанр вокального произведения.(Колыбельная)
5.Используя структуру «Джот тотс» « и «Сорт кардс» классифицировать особенности каждого изученного жанра .(Дети записывают на карточках по одному отличительному признаку каждого жанра , проговаривая по очереди их ложат на стол лицевой стороной вверх,затем распределяют их по жанрам.)
6.Используя структуру «Конэрс» определить значение взаимодействия двух видов искусств музыки и литературы:
1 угол : «Музыка и литература имеют выразительные интонации»
2 угол: «Музыка выражает мысль поэта»
3 угол: «Музыка бывает понятна без слов»
4 угол : «Музыка обогащает литературные образы»
7.Используя структуру «рэлли робинс» вспомнить литературные жанры, где присутствует сверхъестественная сила, волшебство.
В) воспитывающая:
Привить интерес к народной культуре своего народа, произведениям былинного эпоса и его героям , любовь к образцам музыкального искусства.
Воспитать слушательскую культуру и умение анализировать музыкальный образ.
Ход урока:
Приветствие
Вопрос: Ребята, как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на последнем уроке?
(Вспомним музыкальные жанры)
-И два вида искусства, которые взаимодействовали между собой.
Структура «Конэрс».Перед вами по углам расположены предположения о двух видах искусства, которые взаимодействовали на протяжении всей четверти. Выберите свой угол , запишите выбранную вами фразу. Затем встаньте в тот угол, который вы выбрали и аргументируйте свой выбор .
А)1 угол : «Музыка и литература имеют выразительные интонации»
Б)2 угол: «Музыка выражает мысль поэта»
В)3 угол: «Музыка бывает понятна без слов»
Г)4 угол : «Музыка обогащает литературные образы»
(Дети под музыку выбирают свой угол и объясняют свой выбор)
Исполнение песни
5.Мы начали наш урок с жанра песня. А это значит , что отталкиваясь от этого жанра , мы вспомним о том , что этот жанр должен развиваться. Результатом этого развития стали другие музыкальные жанры , которые имеют свои особенности.
Перед вами лежат пустые карточки . Вы должны вспомнить особенности каждого изученного жанра. Записывая одну особенность , вы громко её проговариваете, а сосед уже пишет другую. То есть по очереди проговаривая, вы записываете особенности всех жанров. Закончили.
Теперь вы должны сгруппировать эти карточки в названия жанров, которые вы изучили на уроках.(обобщение)
Музыкальная викторина- дети записывают название жанров в тетрадь
6.Перед вами поэтический текст «Сон по бережку ходил , Дрёма по лугу. А и Сон искал Дрёму, Дрему спрашивал».
Вопрос: Что вам кажется здесь необычным?
- присутствие слов Дрёма и Сон.
- Как вы думаете , почему эти слова так знакомые с детства пишутся с большой буквы?
- главные герои, имена
-в настоящее время нет таких имён, но есть слова выражающее действие (спать, дремать).
-в наше время нет таких слов, их не используют в разговорной речи. .Значит, поэт ошибся в выборе слов. Я приведу вам пример ещё одного произведения , где есть присутствие этих слов. Что вы скажете об этом?
Спи, дитятко, почивай, свои глазки закрывай.
Стану петь я распевать, колыбель твою качать.
Ходит сон по сеничкам, дрёма под окошечком.
А как сон-то говорит: «Я скорее усыплю».
А дрёма-то говорит: «Я скорее удремлю».
А как сон то говорит: «Где бы колыбель найти?Где бы колыбель найти, поскорее усыпить?»
-Значит человек верил , что есть такие герои, раз они встречаются в произведениях.
Это вымышленные герои или сказочные?
-сказочные.
-Давайте вспомним литературные жанры, где есть сверхъестественная сила, вымышленные герои.
7.Структура «рэлли робинс» поможет нам обсудить этот вопрос совместно с партнёром по парте (даётся 1 минута на обсуждение)
-Каждый проговаривает своё предположение и затем отвечает.
-Сказка, былина (Дети записывают название жанра в тетрадь)
- Значит древний литературный жанр. А музыкальный?
-Колыбельная!
8. Перед вами таблицы «Характер музыки» и «Средства музыкальной выразительности». Мы попытаемся определить характер этой колыбельной и найти исполнителя.
(Дети работают с раздаточным дидактическим материалом и выясняют, что характер слов в музыке должен быть спокойный, песенный, нежный и т.д; мелодия плавная, темп медленный, ритм равномерный, лад грустный, динамика тихая, регистр высокие звуки)
- Значит, исполнитель должен быть женщиной. Действительно, что бы лучше нам её представить мы отправимся …
- в театр!
-Смотрим!
9.(Дети смотрят фрагмент из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Садко»)
-Почему здесь мы слышим симфонический оркестр? Куда мы попали?
-В оперу!
-Напомните название литературного жанра
-Былина!
- Это сказочная героиня?
-Да!
- Наверно, имя должно ей быть тоже сказочное. Зовут её Волхова.
(Дети записывают название произведения- «Колыбельная Волховы»)
-В театре слышны слова одного зрителя: «Словно сама природа , покорённая моим гусляром склонилась к нему».Как вы думаете кто это?
- Автор
-Создавший образ гусляра в каком литературном жанре?
-Былине!
А гусляр, который сладко спал?
- Садко
-Только теперь это музыкальный спектакль и это опера «Садко»
Действительно, это автор - композитор 19 века Николай Андреевич Римский- Корсаков. Корсаком служил его дед на военном корабле. Родители очень хотели ,чтобы он тоже стал военным офицером. Им он стал , но любовь к музыке стала важной частью его жизни. Опера, с которой вы познакомились по счёту у него 15 –ая. Это композитор – сказочник, а его героиня Волхова - дочь Морского царя. Колыбельная героини получает в опере вторую жизнь. Из народной колыбельной она превращается в симфонический портрет героя спектакля.
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с жанром…
-Опера
И проследили взаимодействие музыки и литературы на примере жанров …(дети перечисляют все изученные жанры)
www.metod-kopilka.ru
Портрет С. В. Рахманинова | |
Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим и объясняется большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни | Фольклорная сцена |
Фольклор принято делить на два вида. 1.Обрядовый фольклор: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания). Обряды в русской деревне считались столь же необходимыми в жизни, как и праздники. Все значительные события в жизни людей —рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ —были связаны исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. 2.Необрядовый: Былины, исторические, солдатские, протяжные - лирические, плясовые, частушки. | Колыбельная |
Вопрос: Как вы думаете, зачем в памяти народа нужно хранить старинные песни и наигрыши? | ПАУЗА |
Ответ: Они рассказывают об исторических событиях, о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение тех, кто их сочинил. Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. | Солдаты 18- 19, века, поющие в строю |
Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Это были сборники Трутовского, Львова и Прача, для домашнего музицирования. Народная песня была очень распространена. Из неё составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений. Были распространены вариации на народные песни. | Обложки сборников народных песен |
Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков, А. П. Бородин , П. И . Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие. | Картина И. Репина «Русские композиторы» |
История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, его неслучайно называют «отцом русской музыки». Его современники с пренебрежением относилось к народным песням, видя в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь. | Портрет М. И. Глинки |
К лучшим произведениям Глинки, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». | Ноты «Камаринской» Глинки |
Примером обращения к народной песне являются фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»). | Иллюстрация или фото «Ария Ивана Сусанина» |
Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира. | Портрет А. С. Пушкина |
Интонации русских былинных напевов звучат в «Песне темного леса» А. П. Бородина, темах «Богатырской симфонии» | Портрет А. П. Бородина |
Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский -Корсаков В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера. Например,Б елочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли , в огороде» . | «Во саду ли в огороде» из оперы – mp3 |
Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. | Портрет Н. А. Римского-Корсакова |
В опере « Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица". | Иллюстрация сцены Проводы Масленицы «А мы просо сеяли»–mp3 |
Вопрос: В какое время года проходила масленица? | ПАУЗА |
Ответ: В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней | Масленица |
Вопрос: Какие символы у этого праздника? | ПАУЗА |
Ответ: Соломенное чучело; блины. Все они посвящено солнцу. | Чучело, блины |
Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» широко использует подлинные народные песни и мелодии. В ней берендеи поклонялись языческому божеству Яриле - Солнцу. Ярилин день праздновали в июне, в самый длинный световой день – день летнего солнцестояния. Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен её необычайной красотой | Сцена из мультфильма « Снегурочка» |
Вопрос: Как берендеи встречали этот праздник? | ПАУЗА |
Ответ: Выходили за околицу; разводили костры; прыгали через костер; делали венки из цветов и трав. А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы - Солнца. В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня "А мы просо сеяли…". | |
Вопрос: Что обозначают слова припева « Ой, Ладо, Ладо, Лель» ? | ПАУЗА |
Ответ: Это божества славянской мифологии, и люди, упоминая их имена в песнях, поклоняясь им, заручались их поддержкой… | Лель |
Тему песни «Во поле береза стояла» в симфоническое произведение включил композитор П. И. Чайковский, который использовал тему народной песни «Во поле береза стояла» в финале своей IV симфонии. В «Детском альбоме» среди других пьес есть «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Русская песня». | Портрет П. И. Чайковского Звучит « Симфония № 4» IV часть(«Во поле береза стояла») – mp3 |
Волшебный мир сказки вдохновлял Анатолия Константиновича Лядова. Он говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». | Портрет А. К. Лядова |
Лядов является автором симфонического программного произведения «Кикимора». Программная – это инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ. В этом случае это сказание о Кикиморе, злом маленьком существе, которое живет у кудесника в каменных горах. | Иллюстрация к «Кикиморе» |
Традиция использования фольклора продолжилась и в XX веке в музыке С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, В. С. Гаврилина. | |
Вопрос: Какие виды народных песен ты знаешь? | ПАУЗА |
Ответ: Былины, исторические, протяжные- лирические, плясовые ,колыбельные, свадебные песни, причитания | Поющие крестьяне |
Вопрос: С какими народными праздниками связаны многие обрядовые народные песни? | ПАУЗА |
Ответ: Рождество, Масленица, Ивана Купала | Иллюстрация – на Ивана Купала |
Вопрос: Какие из детских песен, которые поют зимой, можно посчитать обрядовыми? | ПАУЗА |
Ответ: Колядки, Авсеньки | Иллюстрация - Колядки |
Вопрос: Какие русские композиторы использовали русские народные песни в своем творчестве? | ПАУЗА |
Ответ: М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков , А. П. Бородин , П. И . Чайковский, А. К. Лядов, С.В. Рахманинов и другие. | оркестр |
Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуется богатствами народной речи. Нельзя не согласиться со словами Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». | Портрет Д.Б. Кабалевского, |
doc4web.ru
Конспект урока музыки: "Вторая жизнь песни"
УРОК № 8
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской. Тема урока: «Вторая жизнь песни». |
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
Тема урока: «Вторая жизнь песни».
Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.
Задачи урока:
Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;
Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты изучения:
Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
«Камаринская» рус. нар. п., «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония №4»
П.И. Чайковский, «Концерт №1» П.И. Чайковский, «Проводы Масленицы» Римский – Корсаков.
Ход урока.
Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились? Дать определения: песня без слов, баркарола,
Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера. Баркарола - песня на воде.
Вступительная беседа.
Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.
2. Формулирование темы урока. (Слайд 4)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Ответы уч-ся: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.
Тема: «Вторая жизнь песни».
- Исходя из темы, определите цель нашего урока.
Ответы уч-ся: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.
Планирование деятельности. (Слайд 5)
- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
прослушивание произведения П.И. Чайковского;
выяснение какие народные песни он использовал в этих произведениях;
ознакомление с музыкой «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;
анализирование музыки Н.А. Римского-Корсакова.
II. Работа над новым материалом.
Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».
К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.
(Слайд 6). Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.
Слушание русской народной песни «Камаринская»
Ответы уч-ся: Музыка яркая, мелодичная, напевная, песенно-танцевальная, широкая, вольготная, задорная. Народная музыка от композиторской отличается характером, исполнением и формой.
Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие русские и зарубежные композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.
Задание 1, 2. прослушивание произведения П.И. Чайковского; выяснение какие народные песни он использовал в этих произведениях; (Слайд 7).
Слушание «Камаринская» П. Чайковский.
Ответы уч-ся: Музыка по характеру легкая, задорная игривая, танцевальная.
- А какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные песни?
- Давайте послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?
Слушание «Концерт №1» П. Чайковский.
Ответы уч-ся: Произведение называется «Концерт для фортепиано с оркестром», где композитор использует украинскую народную песню «Веснянка».
Правильно, давайте исполним украинскую песню «Веснянка».
Исполнение укр. н. п. «Веснянка».
Назовите отличительные особенности этих произведений?
Ответы уч-ся: Песня очень напевная, спокойная, неторопливая, вольготная, а в концерте эта тема приобретает другой характер: бурный стремительный, яркий, завораживающий.
Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?
Слушание «Симфонии №4. Финал» П. Чайковский.
Ответы уч-ся: Финал из симфонии №4, где композитор использовал тему песни русской народной «Во поле береза стояла».
- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?
Ответы уч-ся: Главная тема постоянно повторяется, варьируется.
- Какой вывод можно сделать?
Ответы уч-ся: Песням композитор дал вторую жизнь.
- М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, толькоеё аранжируем».
Задание 3,4 ознакомление с музыкой «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; анализирование музыки Н.А. Римского-Корсакова.
- Композитора Римского-Корсакова называли музыкантом – сказочником. В своем творчестве он использовал народный фольклор. С какими произведениями этого композитора мы знакомы?
Ответы уч-ся: Опера «Золотой петушок», балет «Конек Горбунок», «Океан – море синее», «Колыбельная Волховы», Песня Садко «Заиграйте мои гусельки».
(Слайд 8) Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
Слушание сцены «Проводы Масленицы»
Беседа по характеру.
Ответы уч-ся: Музыка веселая, яркая, праздничная, разгульная, танцевальная, игривая, мелодичная. Она создает картину народного праздника.
Какой можно сделать вывод по уроку?
Вывод: Композиторы широко использовали в своем творчестве народные песни, прибаутки, мелодии, они преобразовывали их, обрабатывали, давали им вторую жизнь и возникали новые произведения.
IV. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 9)
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
kopilkaurokov.ru