урок по музыке на тему "Вторая жизнь песни" (5 класс). Презентация музыка 5 класс вторая жизнь песни


Вторая жизнь песни - музыка, презентации

Презентация составлена по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской и Т. С. Шмагиной. На уроке I четверти рассматривается раздел учебника 5 класса "Вторая жизнь песни". Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Учащиеся получат умение исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства, смогут проявить эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.Дети смогут проследить народные истоки русской профессиональной музыки, способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, научатся находить связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Обратятся к понятиям: обработка, трактовка, интерпретация. 

Просмотр содержимого документа «Вторая жизнь песни »

Вторая жизнь песни

Живительный родник творчества

  • Что я хочу узнать сегодня на уроке?
  • Какую оценку я хочу получить сегодня?
  • Я хочу сам (а) участвовать в обсуждении темы или слушать других учеников и учителя?

Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни… У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка. С.В.Рахманинов

Пётр Ильич Чайковский

Симфония №4

финал

Пётр Ильич Чайковский

Русская народная песня «Камаринская»

«Камаринская»

из

«Детского альбома»

Пётр Ильич Чайковский

«Веснянка»

украинская народная песня

Концерт №1

для фортепиано с оркестром

финал

Николай Андреевич Римский-Корсаков

«Масленка»

обрядовая песня

«Проводы Масленицы»

из оперы «Снегурочка»

  • Оказывается, что…
  • Я понял(а), что…
  • Меня удивило, что…
  • Сегодня на уроке я узнал(а), что…

Карта памяти

народная песня

симфоническая музыка

музыка

П. И. Чайковский

Концерт №1

для ф-но с оркестром

П. И. Чайковский

Симфония №4

(финал)

«Веснянка»

«Во поле берёза

стояла»

П. И. Чайковский

«Детский альбом»

«Камаринская»

Н. А. Римский-Корсаков

Опера «Снегурочка»

«Проводы Масленицы»

«Камаринская»

«Масленка»

kopilkaurokov.ru

Презентация по музыке на тему "Вторая жизнь песни" (5 класс)

Инфоурок › Музыка › Презентации › Презентация по музыке на тему "Вторая жизнь песни" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

р.н.п. «Во поле берёза стояла» А.Варламов «Красный сарафан»

2 слайд Описание слайда:

Тема урока: «Вторая жизнь песни»

3 слайд Описание слайда:

План: 1. Послушать произведения композиторов; 2. Выяснить какие народные песни они использовали в этих произведениях; 3. Исполнить эти народные песни.

4 слайд Описание слайда:

Русская народная плясовая «Камаринская» П.И.Чайковский «Камаринская» из цикла «Детский альбом»

5 слайд Описание слайда:

Симфония №4.«Финал» П.Чайковский. Р.н.п. «Во поле берёза стояла»

6 слайд
Описание слайда:

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане»

7 слайд Описание слайда:

Вывод: Композиторы широко использовали в своем творчестве народные песни, прибаутки, мелодии, они преобразовывали их, обрабатывали, давали им вторую жизнь и возникали новые произведения.

8 слайд Описание слайда:

План: 1. Послушать произведения композиторов; 2. Выяснить какие народные песни они использовали в этих произведениях; 3. Исполнить эти народные песни.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-214934

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация "Вторая жизнь песни" к уроку в 5 классе

Инфоурок › Музыка › Презентации › Презентация "Вторая жизнь песни" к уроку в 5 классе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСНИ

2 слайд Описание слайда:

Людвиг ван Бетховен

3 слайд Описание слайда:

Николай Андреевич Римский-Корсаков

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Петр Ильич Чайковский

8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:

КАМАРИНСКАЯ

10 слайд Описание слайда:

Эдвард Григ

11 слайд Описание слайда: 12 слайд
Описание слайда:

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАБОТКА ТРАКТОВКА

13 слайд Описание слайда:

ЖИВИТЕЛЬНЫЙ РОДНИК ТВОРЧЕСТВА

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-376435

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Вторая жизнь песни - Музыка

Урок 7.

Вторая жизнь песни

Цель:  Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.

Задачи урока:

1.Осмысление народных истоков профессиональной музыки;

  1. Знакомство  с современной интерпретацией  классической музыки;

  2. Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;

  3. Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.

Планируемые результаты  изучения: Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять  эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, аккордеон.

 Музыкальный материал: «Камаринская»  рус. нар. п., «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония №4», П.И. Чайковский, «Песня Сольвейг» Э.Грига.

  1. Оргмомент.

  2. Ход урока:

Звучит «Баркарола» П.Чайковского.

- Как называется музыка? Кто автор?

Проверка Д.З.

Тема нашего урока – «Вторая жизнь песни». Все вы знаете, что существует огромное количество русских народных песен. Из них наиболее любимыми и известными стали «Во поле береза стояла», «Калинка-малинка», «Степь да степь кругом» и другие. Многие из песен могли бы не дойти до нас, если бы не появились люди – собиратели фольклора, которые ездили по селам и деревням, слушали и записывали народные песни. Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились сборники русских народных песен.

Вот что говорил о значении народного творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни… У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».

- Вспомните произведения, изученные вами в начальной школе, в которых звучат народные или церковные мелодии.

Дети слушают и сопоставляют р.н.песню «Камаринская» и «Камаринскую» П.Чайковского из «Детского альбома».

- Какую вторую жизнь дал р.н.песне композитор?

А теперь послушайте украинскую народную песню «Веснянка». П.И.Чайковский в финале концерта №1 для фортепиано с оркестром мастерски обработал мелодию песенки-веснянки. Послушайте финал концерта №1 и попытайтесь уловить знакомую мелодию.

Учащиеся слушают и сопоставляют музыку.

Это называется трактовка, обработка, интерпретация народной музыки. К народным мелодиям обращались не только русские, но и зарубежные композиторы: Л.Бетховен, Ф.Шопен, Э.Григ и др.

Давайте рассмотрим репродукцию картины К.Васильева «Ожидание» (с.29)

-Что изображено на картине?

- Кого может ждать эта девушка?

- Какие чувства она испытывает?

В 1874 году Генрик Ибсен, ведущий норвежский драматург, пригласил молодого, но уже известного композитора Эдварда Грига для совместной работы над новой постановкой пьесы «Пер Гюнт». Вот что писал драматург:

“Дорогой Эдвард Григ!

Обращаюсь к Вам по поводу одного плана, который собираюсь привести в исполнение. Согласны ли Вы написать к пьесе «Пер Гюнт» необходимую музыку? Не сомневаюсь, что мы можем рассчитывать на постановку пьесы в Копенгагене и Стокгольме. Но прошу Вас пока что держать дело в секрете и возможно скорее дать мне ответ.

Преданный Вам Генрик Ибсен”.

Григ предложение принял и за полтора года написал для спектакля музыку, точнее настоящее музыкальное произведение из 27 частей.

«Пер Гюнт» — это пьеса о молодом человеке, который, бросив дом и любимую девушку, отправился на поиски счастья. Бродя по белу свету, он встречал злых троллей, легкомысленных женщин, странных горбунов, разбойников и арабских колдунов. В одной из сцен Пер Гюнт попадает в пещеру горного короля. Григ своей музыкой в едином образе изображает две стихии: самого короля и его злые силы (в том числе и королевну, которая, танцуя, пытается привлечь к себе внимание Пера). В сочинении Ибсена рассказывается история неисправимого мечтателя Пера Гюнта, 40 лет скитающегося по свету в тщетных поисках счастья, не подозревая, что оно его поджидает дома, в любви девушки по имени Сольвейг.

Перед тем как мы будем слушать Песню Сольвейг, скажите, какое настроение будет преобладать в музыке, по вашему мнению? (Ответы записываются на доске: грустное, нежное, задумчивое, мечтательное, взволнованное...)

Ученики слушают «Песню Сольвейг» в исполнении Анны Нетребко, а потом в рок-обработке.

Зима пройдёт, и весна промелькнёт, и весна промелькнёт.Увянут все цветы, снегом их заметёт, снегом их заметёт.И ты ко мне вернёшься, мне сердце говорит, мне сердце говорит.Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить, тобой лишь буду жить.

- В чем отличие этих 2-х исполнений?

Разучивание песен, записанных на предыдущих уроках.

  1. ИТОГ урока: Обработки каких песен мы слушали сегодня на уроке? (Песня-пляска «Камаринская» - Чайковский, «Веснянка» - Чайковский, «Песня Сольвейг» - рок-обработка)

  2. Домашнее задание: индивидуальное: рисунок Сольвейг, подготовить сообщение на тему «Перезвоны» (с.30).

РИСУНКИ СОЛЬВЕЙГ

multiurok.ru

урок по музыке на тему "Вторая жизнь песни" (5 класс)

План урока музыки в 5 классе

Тема: «Вторая жизнь песни»

Оборудование: компьютер, проектор, видеозапись фрагмента фильма «Николай Андреевич Римский Корсаков» (Колыбельная Волховы и Садко)

Раздаточный материал: Таблицы «Средства музыкальной выразительности» и «Характер музыки»

Мультимедиа поддержка: слайд со словами «Сон по бережку ходил, Дрёма по лугу….»

Цель: обобщить знания по изученным песенным жанрам в форме урока- исследования, используя структуры обучения сингапурской методики.

Задача: а) разивающая:

Вспомнить определение жанров: «песня», «вокализ», «песня без слов», «кантата», «опера».

Опираясь на текст былины «Садко», вспомнить сюжет былины и её главных героев

б) обучающая:

1.Сравнивая особенности жанров выделить жанры, где есть присутствие литературы и где её значение незначительное.

2.Остановившись на жанре «опера», предложить детям слова из фрагмента оперного спектакля: «Сон по бережку ходил, Дрёма по лугу. А и сон искал Дрёму, Дрёму спрашивал…»

3. Опираясь на раздаточный материал: «Средства музыкальной выразительности» и «Характер музыки» выявить особенности этого текста, его поэтичную мелодичность, сказочность.

4.Определить жанровость слов и исполнителя. При поиске исполнителя, вспомнить главных героев былины. Задать вопрос: Кто из героев былины мог бы так спеть? Мужчина или женщина? Определить жанр вокального произведения.(Колыбельная)

5.Используя структуру «Джот тотс» « и «Сорт кардс» классифицировать особенности каждого изученного жанра .(Дети записывают на карточках по одному отличительному признаку каждого жанра , проговаривая по очереди их ложат на стол лицевой стороной вверх,затем распределяют их по жанрам.)

6.Используя структуру «Конэрс» определить значение взаимодействия двух видов искусств музыки и литературы:

1 угол : «Музыка и литература имеют выразительные интонации»

2 угол: «Музыка выражает мысль поэта»

3 угол: «Музыка бывает понятна без слов»

4 угол : «Музыка обогащает литературные образы»

7.Используя структуру «рэлли робинс» вспомнить литературные жанры, где присутствует сверхъестественная сила, волшебство.

В) воспитывающая:

Привить интерес к народной культуре своего народа, произведениям былинного эпоса и его героям , любовь к образцам музыкального искусства.

Воспитать слушательскую культуру и умение анализировать музыкальный образ.

Ход урока:

  1. Приветствие

  2. Вопрос: Ребята, как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на последнем уроке?

(Вспомним музыкальные жанры)

-И два вида искусства, которые взаимодействовали между собой.

  1. Структура «Конэрс».Перед вами по углам расположены предположения о двух видах искусства, которые взаимодействовали на протяжении всей четверти. Выберите свой угол , запишите выбранную вами фразу. Затем встаньте в тот угол, который вы выбрали и аргументируйте свой выбор .

А)1 угол : «Музыка и литература имеют выразительные интонации»

Б)2 угол: «Музыка выражает мысль поэта»

В)3 угол: «Музыка бывает понятна без слов»

Г)4 угол : «Музыка обогащает литературные образы»

(Дети под музыку выбирают свой угол и объясняют свой выбор)

  1. Исполнение песни

5.Мы начали наш урок с жанра песня. А это значит , что отталкиваясь от этого жанра , мы вспомним о том , что этот жанр должен развиваться. Результатом этого развития стали другие музыкальные жанры , которые имеют свои особенности.

Перед вами лежат пустые карточки . Вы должны вспомнить особенности каждого изученного жанра. Записывая одну особенность , вы громко её проговариваете, а сосед уже пишет другую. То есть по очереди проговаривая, вы записываете особенности всех жанров. Закончили.

Теперь вы должны сгруппировать эти карточки в названия жанров, которые вы изучили на уроках.(обобщение)

Музыкальная викторина- дети записывают название жанров в тетрадь

6.Перед вами поэтический текст «Сон по бережку ходил , Дрёма по лугу. А и Сон искал Дрёму, Дрему спрашивал».

Вопрос: Что вам кажется здесь необычным?

- присутствие слов Дрёма и Сон.

- Как вы думаете , почему эти слова так знакомые с детства пишутся с большой буквы?

- главные герои, имена

-в настоящее время нет таких имён, но есть слова выражающее действие (спать, дремать).

-в наше время нет таких слов, их не используют в разговорной речи. .Значит, поэт ошибся в выборе слов. Я приведу вам пример ещё одного произведения , где есть присутствие этих слов. Что вы скажете об этом?

Спи, дитятко, почивай, свои глазки закрывай.

Стану петь я распевать, колыбель твою качать.

Ходит сон по сеничкам, дрёма под окошечком.

А как сон-то говорит: «Я скорее усыплю».

А дрёма-то говорит: «Я скорее удремлю».

А как сон то говорит: «Где бы колыбель найти?Где бы колыбель найти, поскорее усыпить?»

-Значит человек верил , что есть такие герои, раз они встречаются в произведениях.

Это вымышленные герои или сказочные?

-сказочные.

-Давайте вспомним литературные жанры, где есть сверхъестественная сила, вымышленные герои.

7.Структура «рэлли робинс» поможет нам обсудить этот вопрос совместно с партнёром по парте (даётся 1 минута на обсуждение)

-Каждый проговаривает своё предположение и затем отвечает.

-Сказка, былина (Дети записывают название жанра в тетрадь)

- Значит древний литературный жанр. А музыкальный?

-Колыбельная!

8. Перед вами таблицы «Характер музыки» и «Средства музыкальной выразительности». Мы попытаемся определить характер этой колыбельной и найти исполнителя.

(Дети работают с раздаточным дидактическим материалом и выясняют, что характер слов в музыке должен быть спокойный, песенный, нежный и т.д; мелодия плавная, темп медленный, ритм равномерный, лад грустный, динамика тихая, регистр высокие звуки)

- Значит, исполнитель должен быть женщиной. Действительно, что бы лучше нам её представить мы отправимся …

- в театр!

-Смотрим!

9.(Дети смотрят фрагмент из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Садко»)

-Почему здесь мы слышим симфонический оркестр? Куда мы попали?

-В оперу!

-Напомните название литературного жанра

-Былина!

- Это сказочная героиня?

-Да!

- Наверно, имя должно ей быть тоже сказочное. Зовут её Волхова.

(Дети записывают название произведения- «Колыбельная Волховы»)

-В театре слышны слова одного зрителя: «Словно сама природа , покорённая моим гусляром склонилась к нему».Как вы думаете кто это?

- Автор

-Создавший образ гусляра в каком литературном жанре?

-Былине!

А гусляр, который сладко спал?

- Садко

-Только теперь это музыкальный спектакль и это опера «Садко»

Действительно, это автор - композитор 19 века Николай Андреевич Римский- Корсаков. Корсаком служил его дед на военном корабле. Родители очень хотели ,чтобы он тоже стал военным офицером. Им он стал , но любовь к музыке стала важной частью его жизни. Опера, с которой вы познакомились по счёту у него 15 –ая. Это композитор – сказочник, а его героиня Волхова - дочь Морского царя. Колыбельная героини получает в опере вторую жизнь. Из народной колыбельной она превращается в симфонический портрет героя спектакля.

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с жанром…

-Опера

И проследили взаимодействие музыки и литературы на примере жанров …(дети перечисляют все изученные жанры)

www.metod-kopilka.ru

Сценарий к уроку музыки в 5 классе «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

Водопьянова Т.М.

Сценарий к уроку музыки в 5 классе

«Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»

« Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды . Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка ... Единственное , что я стараюсь делать , когда я сочиняю , - это заставить её прямо и просто выражать то , что у меня на сердце»

С. В. Рахманинов.

Портрет С. В. Рахманинова

Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим и объясняется большое разнообразие ее жанров, среди которых есть

былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни

Фольклорная сцена

Фольклор принято делить на два вида.

1.Обрядовый фольклор:

календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания). Обряды в русской деревне считались столь же необходимыми в жизни, как и праздники. Все значительные события в жизни людей —рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ —были связаны исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий.

2.Необрядовый: Былины, исторические, солдатские, протяжные - лирические, плясовые, частушки.

Колыбельная

Вопрос: Как вы думаете, зачем в памяти народа нужно хранить старинные

песни и наигрыши?

ПАУЗА

Ответ: Они рассказывают об исторических событиях, о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение тех, кто их сочинил.

Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны.

Солдаты 18- 19, века, поющие в строю

Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались

«собиранием» народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Это были сборники Трутовского, Львова и Прача, для домашнего музицирования. Народная песня была очень распространена. Из неё составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений. Были распространены вариации на народные песни.

Обложки сборников народных песен

Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков, А. П. Бородин , П. И . Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие.

Картина И. Репина «Русские композиторы»

История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, его неслучайно называют

«отцом русской музыки». Его современники с пренебрежением относилось к народным песням, видя в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.

Портрет М. И. Глинки

К лучшим произведениям Глинки, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем».

Ноты «Камаринской» Глинки

Примером обращения к народной песне являются фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).

Иллюстрация или фото «Ария Ивана Сусанина»

Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира.

Портрет А. С. Пушкина

Интонации русских былинных напевов звучат в «Песне темного леса» А. П. Бородина, темах

«Богатырской симфонии»

Портрет А. П. Бородина

Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский -Корсаков В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера. Например,Б елочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли , в огороде» .

«Во саду ли в огороде» из оперы – mp3

Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин.

Портрет Н. А. Римского-Корсакова

В опере « Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица".

Иллюстрация сцены Проводы Масленицы

«А мы просо сеяли»–mp3

Вопрос: В какое время года проходила масленица?

ПАУЗА

Ответ: В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней

Масленица

Вопрос: Какие символы у этого праздника?

ПАУЗА

Ответ: Соломенное чучело; блины. Все они посвящено солнцу.

Чучело, блины

Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» широко использует подлинные народные песни и мелодии. В ней берендеи поклонялись языческому божеству Яриле - Солнцу. Ярилин день праздновали в июне, в самый длинный световой день – день летнего солнцестояния. Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен её необычайной красотой

Сцена из мультфильма « Снегурочка»

Вопрос: Как берендеи встречали этот праздник?

ПАУЗА

Ответ: Выходили за околицу;

разводили костры;

прыгали через костер;

делали венки из цветов и трав. А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы - Солнца. В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня "А мы просо сеяли…".

Вопрос: Что обозначают слова припева « Ой, Ладо, Ладо, Лель» ?

ПАУЗА

Ответ:

Это божества славянской мифологии, и люди, упоминая их имена в песнях, поклоняясь им, заручались их поддержкой…

Лель

Тему песни «Во поле береза стояла» в симфоническое произведение включил композитор П. И. Чайковский, который использовал тему народной песни «Во поле береза стояла» в финале своей IV симфонии. В «Детском альбоме» среди других пьес есть «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Русская песня».

Портрет П. И. Чайковского

Звучит « Симфония № 4» IV часть(«Во поле береза стояла») – mp3

Волшебный мир сказки вдохновлял Анатолия Константиновича Лядова. Он говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

Портрет А. К. Лядова

Лядов является автором симфонического программного произведения «Кикимора». Программная – это инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ. В этом случае это сказание о Кикиморе, злом маленьком существе, которое живет у кудесника в каменных горах.

Иллюстрация к «Кикиморе»

Традиция использования фольклора продолжилась и в XX веке в музыке С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, В. С. Гаврилина.

Вопрос:

Какие виды народных песен ты знаешь?

ПАУЗА

Ответ: Былины, исторические, протяжные- лирические, плясовые ,колыбельные, свадебные песни, причитания

Поющие крестьяне

Вопрос: С какими народными праздниками связаны многие обрядовые народные песни?

ПАУЗА

Ответ: Рождество, Масленица, Ивана Купала

Иллюстрация – на Ивана Купала

Вопрос:

Какие из детских песен, которые поют зимой, можно посчитать обрядовыми?

ПАУЗА

Ответ:

Колядки, Авсеньки

Иллюстрация - Колядки

Вопрос:

Какие русские композиторы использовали русские народные песни в своем творчестве?

ПАУЗА

Ответ: М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков , А. П. Бородин , П. И . Чайковский, А. К. Лядов, С.В. Рахманинов и другие.

оркестр

Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуется богатствами народной речи. Нельзя не согласиться со словами Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».

Портрет Д.Б. Кабалевского,

doc4web.ru

Конспект урока музыки: "Вторая жизнь песни"

УРОК № 8

МБОУ УСОШ №4

Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой,

Е. Д. Критской.

Тема урока: «Вторая жизнь песни».

Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.

г. Удомля

Тема урока: «Вторая жизнь песни».

Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.

Задачи урока:

  • Осмысление народных истоков профессиональной музыки;

  • Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;

  • Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;

  • Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.

Планируемые результаты изучения:

Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

Музыкальный материал:

«Камаринская» рус. нар. п., «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония №4»

П.И. Чайковский, «Концерт №1» П.И. Чайковский, «Проводы Масленицы» Римский – Корсаков.

Ход урока.

  1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились? Дать определения: песня без слов, баркарола,

Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера. Баркарола - песня на воде.

Вступительная беседа.

Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.

2. Формулирование темы урока. (Слайд 4)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Ответы уч-ся: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.

Тема: «Вторая жизнь песни».

- Исходя из темы, определите цель нашего урока.

Ответы уч-ся: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.

Планирование деятельности. (Слайд 5)

- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

  • прослушивание произведения П.И. Чайковского;

  • выяснение какие народные песни он использовал в этих произведениях;

  • ознакомление с музыкой «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;

  • анализирование музыки Н.А. Римского-Корсакова.

II. Работа над новым материалом.

Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».

К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

(Слайд 6). Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.

Слушание русской народной песни «Камаринская»

Ответы уч-ся: Музыка яркая, мелодичная, напевная, песенно-танцевальная, широкая, вольготная, задорная. Народная музыка от композиторской отличается характером, исполнением и формой.

Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие русские и зарубежные композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.

  • Задание 1, 2. прослушивание произведения П.И. Чайковского; выяснение какие народные песни он использовал в этих произведениях; (Слайд 7).

Слушание «Камаринская» П. Чайковский.

Ответы уч-ся: Музыка по характеру легкая, задорная игривая, танцевальная.

- А какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные песни?

- Давайте послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?

Слушание «Концерт №1» П. Чайковский.

Ответы уч-ся: Произведение называется «Концерт для фортепиано с оркестром», где композитор использует украинскую народную песню «Веснянка».

Правильно, давайте исполним украинскую песню «Веснянка».

Исполнение укр. н. п. «Веснянка».

Назовите отличительные особенности этих произведений?

Ответы уч-ся: Песня очень напевная, спокойная, неторопливая, вольготная, а в концерте эта тема приобретает другой характер: бурный стремительный, яркий, завораживающий.

Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?

Слушание «Симфонии №4. Финал» П. Чайковский.

Ответы уч-ся: Финал из симфонии №4, где композитор использовал тему песни русской народной «Во поле береза стояла».

- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?

Ответы уч-ся: Главная тема постоянно повторяется, варьируется.

- Какой вывод можно сделать?

Ответы уч-ся: Песням композитор дал вторую жизнь.

- М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, толькоеё аранжируем».

  • Задание 3,4 ознакомление с музыкой «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; анализирование музыки Н.А. Римского-Корсакова.

- Композитора Римского-Корсакова называли музыкантом – сказочником. В своем творчестве он использовал народный фольклор. С какими произведениями этого композитора мы знакомы?

Ответы уч-ся: Опера «Золотой петушок», балет «Конек Горбунок», «Океан – море синее», «Колыбельная Волховы», Песня Садко «Заиграйте мои гусельки».

(Слайд 8) Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».

Слушание сцены «Проводы Масленицы»

Беседа по характеру.

Ответы уч-ся: Музыка веселая, яркая, праздничная, разгульная, танцевальная, игривая, мелодичная. Она создает картину народного праздника.

Какой можно сделать вывод по уроку?

Вывод: Композиторы широко использовали в своем творчестве народные песни, прибаутки, мелодии, они преобразовывали их, обрабатывали, давали им вторую жизнь и возникали новые произведения.

IV. Подведение итогов.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 9)

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

kopilkaurokov.ru