«Презентация по окружающему миру на тему» Осенние явления в природе» ( 2 класс)». Презентация осенние явления природы
Презентация по окружающему миру на тему" Осенние явления в природе" ( 2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Осенние явления в природе. Калашникова Наталья Ивановна учитель начальных классов МКОУ СОШ №6 г.Острогожска. Материал может быть использован на обобщающем уроке по теме: «Осенние изменения в природе» во 2классе .
2 слайд Описание слайда:Цели и задачи: расширять и уточнять представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе осенью; формировать реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними; развивать способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать, и правильно передавать восприятие словами; воспитывать у детей любовь к природе, стремление охранять её.
Содержание. Осень наступила. Осенние явления в неживой природе. Солнце. Воздух, ветер. Осадки. Растительный мир осенью. Деревья и кустарники. Почему осенью бывает листопад? Плоды и семена. Животный мир осенью. Насекомые. Дикие животные. Итог. Пословицы и поговорки на тему «Осень».
4 слайд Описание слайда:Осень наступила. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.Толстой.
5 слайд Описание слайда:Осенние явления в неживой природе. Солнце. Солнце уже не греет так, как грело летом. Изменился путь солнца. Дни заметно уменьшились, вечером рано темнеет.
6 слайд Описание слайда:Воздух, ветер. Чаще дуют холодные ветры. Воздух стал холоднее. Как стали одеваться люди?
7 слайдОсадки. Тёмные тучи всё чаще заволакивают небо. Идёт мелкий моросящий дождь, бывает дождь со снегом. Часто стелются туманы. Это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе.
8 слайд Описание слайда:Растительный мир осенью. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. И.Бунин.
9 слайд Описание слайда:Деревья и кустарники. Листья изменяют окраску, а затем начинается листопад.
10 слайд Описание слайда:Почему осенью бывает листопад? Листопад – это приспособление лиственных деревьев и кустарников к зимнему похолоданию. С какого дерева упал листик?
11 слайд Описание слайда:Плоды и семена. Осень – пора созревания плодов и семян. Узнай, чей это плод?
12 слайд Описание слайда:Животный мир осенью. Насекомые. Насекомые постепенно исчезают. Большинство насекомых не доживают до зимы. Некоторые прячутся под кору деревьев, в трещины коры, почву, опавшие листья.
Птицы. Многие птицы осенью собираются в стаи и с наступлением холодов улетают в тёплые страны, так как зимой им не хватает корма. Этих птиц называют перелётными. Какие птицы улетают в тёплые страны первыми?
14 слайд Описание слайда:Дикие животные осенью. У всех зверей происходит линька. Запасают корм на зиму… Жиреют… Никаких запасов не делают… Залегают в спячку…
15 слайд Описание слайда:Итог. Какие явления наиболее характерны для осени: снегопад, дождь, туман, ледоход, мокрый снег, метель, туман, роса, листопад, заморозки, сугробы, похолодание, гроза?
16 слайд Описание слайда:Пословицы и поговорки на тему «Осень». В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревёт, и льёт, и снизу метёт. Холоден сентябрь, да сыт. Лето со снопами, осень с пирогами. В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина.
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-098496
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Осенние явления в природе | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
Осенние явления в природе МКОУ Борисоглебская СОШ Выполнила: Ученица 10 класса Дынер Евгения Проверила: Сондор Валентина Николаевна 2013 годСлайд 2
Жаркую душную летнюю погоду сменяет осенняя прохлада. Суточный день становится короче , а ночи начинают тянуться нескончаемо долго.
Слайд 3
На неизбежные изменения первыми реагируют деревья. Они активно начинают сбрасывать листву, она желто-багряным ковром покрывает всю округу.
Слайд 4
Листопад . Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.
Слайд 5
Именно во время листопада наступает период бабьего лета .
Слайд 6
Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца. На землю опускается густой туман, наполняющий воздух прелой сыростью.
Слайд 7
Туман – это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем.
Слайд 8
Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.
Слайд 9
С понижением температур приходит Холодный фронт . Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная.
Слайд 10
Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Дожди со снегом , сильные ветра, появление различных холодных циклонов.
Слайд 11
В середине осени землю покрывает Гололед , он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег.
Слайд 12
Так природа подготавливает Переход к зиме . Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг все живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.
Слайд 13
Спасибо за внимание
nsportal.ru
Презентация к уроку по окружающему миру "Осенние изменения в живой и неживой природе"
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Осенние изменения в живой и неживой природе Окружающий мир 2 класс УМК «Планета знаний» Учитель начальных классов МАОУ «Лингвистическая гимназия» г. Ульяновск Басырова Е.Н. 2016 г.
2 слайд Описание слайда:Что такое природа? К природе относится все, что нас окружает, кроме того, что сделано руками человека!
3 слайдНайди лишнее!
4 слайд Описание слайда:ПРИРОДА ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
5 слайд Описание слайда:Отличия живой природы от неживой: Дышат 2. Растут 3. Питаются 4. Размножаются
6 слайд Описание слайда:Все изменения в природе называются явления природы!
7 слайд Описание слайда:Физкультминутка!
8 слайд Описание слайда:1. поднимается ниже, чем летом. 2. Дни короче, а ночи длиннее. 3. Похолодание 4.Первые заморозки 5. Туман 6. Иней 7. Моросящие дожди 8. Ледостав НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ОСЕНЬЮ
9 слайд Описание слайда:23 сентября - день осеннего равноденствия.
10 слайд Описание слайда:Живая природа осенью РАСТЕНИЯ 1. Изменяют окраску Не изменяют окраску БЕРЕЗА ЛИПА РЯБИНА КЛЕН БЕРЛЕСК ЕЛЬ СОСНА БРУСНИКА КЛЮКВА ЗЕМЛЯНИКА 2. ЛИСТОПАД
ОТГАДАЙ РАСТЕНИЕ! клен дуб рябина берёза ель
12 слайд Описание слайда:Гимнастика для глаз!
13 слайд Описание слайда:животные НАСЕКОМЫЕ РЫБЫ ПТИЦЫ ЗВЕРИ ОСЁДЛЫЕ КОЧУЮЩИЕ ПЕРЕЛЁТНЫЕ -Прячутся в кору деревьев. -Впадают в Оцепенение. Становятся малоподвижны и уходят в более благоприятные места. -Питаются -жиреют -запасают корм -некоторые из них улетают в теплые края -Питаются -жиреют -шерсть густеет - у некоторых меняется окрас -запасают корм -некоторые уходят в спячку
14 слайд Описание слайда:Птицы оседлые кочующие перелетные
15 слайд Описание слайда:Кто здесь лишний? Почему?
16 слайд Описание слайда:Спасибо за урок!
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-267028
Похожие материалы
infourok.ru
Осенние явления в природе
Разделы: Внеклассная работа
Задачи:
- Познакомить с осенними явлениями и приспособленностью организмов к сезонному ритму;
- Прививать школьникам навыки поведения в природе;
- Показать зависимость организмов от сезонных явлений.
Оборудование: папки, блокноты, карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.
План экскурсии:
1. Перед началом экскурсии ставлю задачи перед учащимися и делю класс на группы, в каждой группе выбираем старшего или звеньевого. Звеньевым выдается задание уже на экскурсии (Приложение 1). 2. Экскурсия проводится на пришкольно-опытном участке, поэтому дети работают на разных территориях заранее отмеченных учителем. 3. В классе 6 групп. На выполнение задания дается 20-25 минут. Учитель напоминает учащимся, что передвигаться можно только по дорожкам. 4. Провожу беседу-лекцию и обращаю внимание детей на технику безопасности во время экскурсии. 5. В ходе беседы вспоминаем стихи об осени, загадки. В беседе выясняются знания учащихся о деревьях, кустарниках и травах, о характерных признаках осени – окраске листьев, начале листопада, созревании плодов. 6. Перед выполнением индивидуальных заданий для каждой группы напоминаю о правилах поведения учащихся в природе, о культуре общения человека с окружающей природой. 7. В выполнении коллективного задания должен принимать участие каждый ученик из группы. 8. В ходе выполнения самостоятельной работы учащиеся, как правило, обращаются к учителю. Выполнив работу, докладывают старшему. 9. Подводятся итоги экскурсии. Учитель напоминает о том, что отчеты о проделанной работе нужно сдавать на следующий урок. Оценивается работа каждой группы и отдельно учащихся. 10. Задание на дом: составить план рассказа по результатам экскурсии.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин
Осень – одно из самых красочных времён года; картины русской осени запечатлены в произведениях наших писателей, поэтов, художников. Кто раз видел, тот с неизменной нежностью вспоминает «Золотую осень» и «Осенний день в Сокольниках» Левитана. Какое большое содержание вложено в немногие строки Пушкина, какие яркие осенние картины дают стихотворения Некрасова, Майкова, Тютчева! На осенних экскурсиях эстетическое воспитание детей занимает не последнее место. Осень, как и весна, поражает и привлекает нас своим непрерывным изменением – ни один день осени не похож на остальные. Переход от тёплых дней конца лета к первому снегу зимы совершается постепенно в течение осени. В кажущемся «умирании» осенней природы таятся ростки будущей весны. Осенний период имеет огромное значение для жизни растений и животных. В течение осени растения и животные подготавливаются к неблагоприятным условиям зимы.
На экскурсии учащиеся должны научиться замечать приспособления растений к зиме, наблюдать за наиболее яркими явлениями осенней природы.
Осень является переходным периодом от лета к зиме. Какие же приметы характеризуют конец лета, начало осени?
Во второй половине лета, после цветения липы, зацветают немногие растения: пижма, сивец луговой, белозор болотный, вереск, очанка, зубянка и некоторые другие. Вторая половина" лета характеризуется главным образом доцветанием и созреванием плодов. Осенью также можно видеть цветущие растения, но на них почти нет бутонов, зато имеется большое количество плодов. По иногда нам кажется, что настала весна: на сыром лугу ярко блещет золотистыми крупными цветками калужница, которую мы привыкли видеть цветущей ранней весной; в тени широколиственного леса мелькают лиловые цветки душистой фиалки. У. этих растений бутоны цветков будущего года закладываются летом, период органического покоя проходит до наступления осени, и при благоприятных условиях растения зацветают вторично.
Можно считать, что в течение зимы эти растения находятся в состоянии вынужденного покоя, вызванного неблагоприятными внешними условиями.
В августе появляется осенняя раскраска листьев у таких деревьев, как липа мелколистная, вяз обыкновенный, берёза бородавчатая; желтеют листья на отдельных ветках старых лип и берёз, листья вязов приобретают бронзовый оттенок.
Начало осенней раскраски деревьев можно считать первой приметой осени.
Позднее, в сентябре, несколько дней простоят «в багрец и золото одетые леса», а затем начнётся листопад: жёлтые, красные, оранжевые, розовые листья закружатся в холодном воздухе, пёстрым ковром покроют лесные травы, будут шуметь под ногами, наполняя воздух горьковатым осенним ароматом.
В школе ведутся метеорологические наблюдения, поэтому очень легко отметить те изменения, которые характеризуют наступление осени.
Осень характеризуется более низкими температурами, чем лето; в сентябре, а иногда и в конце августа, наблюдаются заморозки на почве, на рассвете температура воздуха падает ниже нуля, роса замерзает и трава покрывается инеем, а днём в солнечную погоду температура воздуха поднимается довольно высоко. Колебания температуры почти отсутствуют в облачную погоду, тик как тогда в ночное время теряется меньше тепла.
Интересные результаты дают наблюдения за перемещением солнца в течение дня. При помощи простых приборов можно установить, что с каждым днём точки восхода и захода смещаются. По календарю школьники устанавливают, что дни становятся короче, ночи – длиннее. Эти данные можно связать с наблюдениями детей за тем, что осенью и особенно зимой тени от деревьев и других высоких предметов даже в полдень очень длинны.
В течение осени изменяются такие важные условия жизни растений, как свет (продолжительность дневного освещения уменьшается), тепло (температура воздуха и почвы понижается), а также связанные с ними условия водоснабжения, минерального и органического питания растений.
Осень характеризуется довольно большим количеством осадком в виде холодных дождей, почва бывает насыщена водой, но вода из-за низкой температуры плохо усваивается корнями растений, а, следовательно, в растения поступает мало минеральных веществ.
Процесс фотосинтеза также тормозится, так как при низкой температуре затрудняется восстановление хлорофилла, постоянно разрушающегося под действием ярких солнечных лучей, которых ещё немало осенью.
Наблюдение за осенним небом показывает, что кучевые и лёгкие перистые облака исчезают, их заменяют низкие слоистые облака.
Понижение температуры до нуля и ниже приводит к тому, что вся вода, имеющаяся в воздухе в виде паров, замерзает; воздух становится сухим.
Таким образом, зима представляет собой не только холодное, но и сухое время года. Зимой растения сталкиваются с физической сухостью воздуха и физиологической сухостью почвы. Только те растения, у которых вырабатываются приспособления к борьбе с этими неблагоприятными условиями, могут жить в климате умеренных широт. Различные растения имеют различные приспособления к уменьшению зимнего испарения. Одним из таких приспособлений является листопад, благодаря которому во много раз сокращается испаряющая поверхность растения.
Причины листопада могут быть разделены на две группы: непосредственные причины, которые показывают, какие изменения в строении растений наступают перед листопадом и приводят к опадению листвы; к ним можно отнести также изменения физиологические и более отдалённые причины, связанные с изменением внешних условий существования. Установление тех других причин имеет большое значение для формирования у учащихся правильного представления о взаимосвязи между организмами и окружающей их внешней средой.
Многие растения нашей флоры перезимовывают с зелёным листьями. Среди деревьев и кустарников всем известны ель, сосна, пихта, – вечнозелёные растения. Листья этих пород, игловидные, жёсткие, кожистые, имеют малую поверхность и слабо испаряют воду. Благодаря этому они успешно переносят зимнюю засуху.
Кроме этих хвойных растений, многие покрытосеменные не сбрасывают осенью всех своих листьев, а сохраняют их до будущей весны. У брусники, вереска, багульника, кассандры, андромеды и других растений торфяных болот зимующие листья развёртываются весной и сохраняются до появления следующих листьев, это вечнозелёные кустарники, их листья существуют более года. Хвоя сосны живёт 2 года, хвоя ели – от 5 до 12 лет, хвоя пихты – от 2 до 5 лет, листья брусники – от 1 до 4 лет и опадают не сразу. У них также имеется ряд приспособлений к уменьшению испарения, с которыми можно познакомиться на экскурсии. Среди травянистых растений лугов, хвойных и лиственных лесов также есть формы, которые уходят под снег с зелёными листьями и сохраняют их до весны. Детальные наблюдения за такими растениями показывают, что зимующие листья развиваются у них во второй половине лета, а листья, развившиеся весной, отмирают осенью. Растения с несколькими генерациями листьев, среди которых имеется зимующая генерация, называются зимнезелёными.
Подготовка зимнезелёных растений к зиме выражается главным образом в физиологической перестройке, однако есть и некоторые морфологические приспособления к перенесению зимних условий.
Многие зимнезелёные растения (вероника лекарственная, будра, живучка, манжетка) образуют стелющиеся побеги с почками, расположенными у самой поверхности земли. Эти побеги и почки только в редкие бесснежные зимы не бывают защищены покровом снега. Зимнезелёные и вечнозелёные формы достаточно холодостойки, они широко встречаются в холодном и умеренном поясах земного шара. Более теплолюбивые многолетние формы сохраняются в виде подземных органов: клубней, луковиц, корневищ, корней – образований, которые одновременно служат и для перезимовки и для вегетативного размножения. Растения как бы «прячутся» от неблагоприятных условий зимы: листья, стебли и другие надземные части отмирают, но подземные части с находящимися на них зимующими почками сохраняются.
Почки низкорослых растений и растений, зимующих под землёй, достаточно хорошо защищены слоем почвы, различными остатками отмерших растений и снеговым покровом, поэтому они не имеют собственных защитных приспособлений.
Растения, почки, возобновления которых находятся высоко (часто на высоте нескольких десятков метров) над землёй, должны иметь дополнительные приспособления. Уже в середине лета на верхушках побегов и в пазухах листьев закладываются зимующие почки. Защищенные плотными кожистыми чешуями, они представляют собой зачатки побегов будущего года.
Почки становятся особенно хорошо заметны после опадения листвы. Заложение зимующих почек, одетых разнообразными мало теплопроводными чешуями, также представляет собой приспособление растений к перенесению неблагоприятного времени года. В тропических странах почки деревьев лишены защитных чешуи; это можно проверить на таких комнатных растениях, как пеларгония, монстера, фуксия, традесканция и на других пришельцах из стран с более мягким климатом.
Сбрасывая листву, деревья и кустарники очень сильно сокращают испаряющую поверхность, однако испарять воду могут и молодые ветки. Именно сильная потеря воды молодыми (однолетними) побегами в зимнее время и является причиной того, что многие широколиственные породы имеют листопад.
Другим приспособлением деревьев и кустарников к зиме является образование пробки на молодых ветках, развившихся весной. Клетки пробки, наполненные воздухом, почти не пропускают воду, и газы и таким образом защищают более глубокие части побега от чрезмерной потери воды. Побурение первоначально зелёных веток указывает на то, что под кожицей заложилось защитное кольцо пробки.
Разнообразие жизненных форм растений особенно заметно осенью, когда можно видеть самые разнообразные приспособления растений к перезимовке.
Однолетние растения перезимовывают в виде семян, но плоды и семена образуются осенью не только у однолетников. В течение осени и зимы можно проследить разнообразные приспособления плодов и семян к распространению.
Животные тоже, как и растения, реагируют на изменения погодных условий. Кроме того, жизнь животных во многом зависит от жизни растений, которыми многие животные питаются. Сезонные явления в жизни растительного мира часто бывают причиной сезонных изменений в мире животных.
С окончанием цветения растений исчезают различные насекомые, питающиеся нектаром и пыльцой цветков. Часто пищей животных служат только молодые нежные листья и побеги; окончание роста растений приводит к образованию более грубых тканей, непригодных в пищу улиткам, насекомым и их личинкам и другим животным.
Отсутствие пищи и неблагоприятные метеорологические условия являются причиной того, что осенью мелкие беспозвоночные животные или погибают, отложив зимующие яйца, или сами скрываются в различных убежищах во мху, за корой деревьев, под опавшими листьями с тем, чтобы пробудиться от зимней спячки весной.
Исчезновение насекомых – одна из примет осени, однако она не так резко заметна, как другие явления из жизни животного мира.
Так же, как листопад и осенняя раскраска листьев говорят о наступлении осени в мире растений, о наступлении осени в мире животных возвещают стаи перелётных птиц, стремящиеся к югу.
В конце лета в кустах шиповника, боярышника, барбариса, жимолости можно видеть много разнообразных птиц. Они слетаются сначала небольшими группами, а потом целыми стаями в заросли черёмухи и крушины, где на фоне жёлтой и оранжевой листвы ярко блестят чёрные ягоды. Звонкое щебетание будит глушь пустырей, заросших побуревшими кустами лопуха, череды и других сорных трав. Птицы готовятся к отлёту. Уже в конце августа можно видеть первые стаи пролётных журавлей; их монотонное курлыканье говорит о том, что на севере уже наступила осень. Спустя месяц летят дикие гуси, а в начале октября прилетают первые зимние гости – снегири.
Снегири проводят лето на севере лесной зоны, а зимуют в лесах средней полосы. Вслед за снегирями в начале ноября появляются синицы. Прилет снегирей и синиц – такая же примета осени, как и отлет на юг птиц, гнездящихся у нас летом.
Животные, которые не могут, подобно птицам, улететь в теплые края, по-разному готовятся к зимовке: в ил прудов зарываются лягушки, в глубоких омутах зимуют рыбы, в тёмных норах под корявыми пнями впадают в спячку ящерицы и змеи. По-разному зимуют звери; одни из них, как белки, суслики, хомяки, устраивают целые кладовые с огромными запасами пищи, другие впадают в зимнюю спячку, третьи всю зиму промышляют охотой.
В нашей области осень наступает в начале сентября. В саду, лесу наступает листопад, а по ночам бывают заморозки.
Сентябрь
И хлебный шелест колоска, И шум листвы зеленой С желтизною, И луч и паутинка у виска, И стол со снедью Ягодной, грибной Бывает, смоет моросью зарю, И даже дождь – как ягоды в фуражку, Как зёрен звон! Спасибо сентябрю, что он такой- С душою на распашку!
М. Небогатов.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация на тему "Осенние и зимние явления в жизни растений"
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда: № слайда 2 Описание слайда:По данным Северодвинского городского краеведческого музея Зима в Северодвинске -Первая декада ноября – 2 декада марта. По данным Северодвинского городского краеведческого музея Зима в Северодвинске -Первая декада ноября – 2 декада марта. Среднесуточная температура воздуха ниже 0 градусов. По области 171–234 дня, в Северодвинске 183 дня.
№ слайда 3 Описание слайда:Однолетние растения, принесшие семена, осенью заканчивают свой жизненный цикл. Двулетние и многолетние растения осенью погружаются в покой. В покоящихся органах основные проявления их жизнедеятельности сохраняются и могут быть обнаружены. В начале зимы в деревьях запасы крахмала исчезают, заменяясь сахаром что имеет большое значение для увеличения морозостойкости растения. Однолетние растения, принесшие семена, осенью заканчивают свой жизненный цикл. Двулетние и многолетние растения осенью погружаются в покой. В покоящихся органах основные проявления их жизнедеятельности сохраняются и могут быть обнаружены. В начале зимы в деревьях запасы крахмала исчезают, заменяясь сахаром что имеет большое значение для увеличения морозостойкости растения.
№ слайда 4 Описание слайда:К весне крахмал в растении снова появляется. К весне крахмал в растении снова появляется.
№ слайда 5 Описание слайда:Состояние зимнего покоя вызывается различными причинами, в соответствии с чем можно различать покой глубокий и вынужденный. Первый, по-видимому, связан с физико-химическими изменениями цитоплазмы клеток, с накоплением в ней веществ, тормозящих рост. Второй непосредственно обусловливается внешними воздействиями. Прекращение роста побегов у наших деревьев начинается тогда, когда внешняя температура еще достаточна для вегетативных процессов. Но уже в январе ветки и растения в теплом помещении энергично пробуждаются: почки распускаются и дают побеги, весенние растения зацветают. Значит, в это время их покой в природе является «вынужденным», обусловленным внешними факторами, главным образом низкой температурой зимы. Состояние зимнего покоя вызывается различными причинами, в соответствии с чем можно различать покой глубокий и вынужденный. Первый, по-видимому, связан с физико-химическими изменениями цитоплазмы клеток, с накоплением в ней веществ, тормозящих рост. Второй непосредственно обусловливается внешними воздействиями. Прекращение роста побегов у наших деревьев начинается тогда, когда внешняя температура еще достаточна для вегетативных процессов. Но уже в январе ветки и растения в теплом помещении энергично пробуждаются: почки распускаются и дают побеги, весенние растения зацветают. Значит, в это время их покой в природе является «вынужденным», обусловленным внешними факторами, главным образом низкой температурой зимы.
№ слайда 6 Описание слайда:У большинства древесных растений переход в состояние покоя выражается осенним листопадом, которому предшествует осенняя окраска листьев. Листья берез становятся светло-желтыми; рябины — пунцово-красными; осины — оранжевыми; ольхи — мутного буро-зеленого оттенка. Осенняя перемена окраски листьев распространяется также на кустарники к некоторые травы. У большинства древесных растений переход в состояние покоя выражается осенним листопадом, которому предшествует осенняя окраска листьев. Листья берез становятся светло-желтыми; рябины — пунцово-красными; осины — оранжевыми; ольхи — мутного буро-зеленого оттенка. Осенняя перемена окраски листьев распространяется также на кустарники к некоторые травы.
№ слайда 7 Описание слайда:Так, листья голубики и сныти принимают фиолетовый оттенок, черники — ярко-желтый и пр. Так, листья голубики и сныти принимают фиолетовый оттенок, черники — ярко-желтый и пр. Черника
№ слайда 8 Описание слайда:Вслед за переменой окраски листьев наступает листопад, имеющий в первую очередь значение предохранительного средства от засыхания деревьев зимой, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы и с прекращением всасывания из охлажденной почвы. Вслед за переменой окраски листьев наступает листопад, имеющий в первую очередь значение предохранительного средства от засыхания деревьев зимой, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы и с прекращением всасывания из охлажденной почвы.
№ слайда 9 Описание слайда:Независимо от перекрашивания и других изменений в тканях пластинок листьев, происходит подготовка к сбрасыванию. В черешках появляется так называемый разделительный слой клеток, где и про исходит отделение под влиянием легкого дуновения ветра и даже под собственной тяжестью. Независимо от перекрашивания и других изменений в тканях пластинок листьев, происходит подготовка к сбрасыванию. В черешках появляется так называемый разделительный слой клеток, где и про исходит отделение под влиянием легкого дуновения ветра и даже под собственной тяжестью.
№ слайда 10 Описание слайда: № слайда 11 Описание слайда:Не все наши деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья. Зимнезелеными сохраняются хвойные: сосна, ель, можжевельник. Не все наши деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья. Зимнезелеными сохраняются хвойные: сосна, ель, можжевельник.
№ слайда 12 Описание слайда:Зимнезелеными сохраняются и ряд кустарничков: вереск, багульник, брусника, клюква, водяника и др. Зимнезелеными сохраняются и ряд кустарничков: вереск, багульник, брусника, клюква, водяника и др.
№ слайда 13 Описание слайда:Хвоя и листья зимнезеленых растений обладают способностью переносить значительные морозы. Опасность засохнуть зимой от чрезмерного испарения у большинства наших зимнезеленых деревьев и кустарничков предотвращается резким сокращением листовой поверхности. Примером может служить иглоподобная хвоя сосен и елей, мелкие чешуеподобные листья вереска и водяники. Хвоя и листья зимнезеленых растений обладают способностью переносить значительные морозы. Опасность засохнуть зимой от чрезмерного испарения у большинства наших зимнезеленых деревьев и кустарничков предотвращается резким сокращением листовой поверхности. Примером может служить иглоподобная хвоя сосен и елей, мелкие чешуеподобные листья вереска и водяники.
№ слайда 14 Описание слайда:Широкие листья у некоторых зимнезеленых растений (брусника, подбел, грушанки и др.) сохраняются лишь в том случае, если они зимуют под защитой снежного покрова. Широкие листья у некоторых зимнезеленых растений (брусника, подбел, грушанки и др.) сохраняются лишь в том случае, если они зимуют под защитой снежного покрова.
№ слайда 15 Описание слайда:Но и листья зимнезеленых растений, готовясь к перезимовке, испытывают серьезные изменения. Внешне это проявляется в изменении их окраски. Хвоя елей и сосен темнеет, становится тусклой. У вереска, багульника, болотного вереска листья буреют. Весной перезимовавшая хвоя и листья вновь приобретают обычную зеленую окраску. Но и листья зимнезеленых растений, готовясь к перезимовке, испытывают серьезные изменения. Внешне это проявляется в изменении их окраски. Хвоя елей и сосен темнеет, становится тусклой. У вереска, багульника, болотного вереска листья буреют. Весной перезимовавшая хвоя и листья вновь приобретают обычную зеленую окраску.
№ слайда 16 Описание слайда:Зимой рассеиваются семена у видов с сухими плодами. После установления снежного покрова заканчивается рассеивание семян у березы, серой ольхи, обыкновенного ясеня, мелколистной липы. Большинство семян или плодов этих видов снабжены придатками — «крыльями», способствующими их распространению ветром по снежному пасту. Зимой рассеиваются семена у видов с сухими плодами. После установления снежного покрова заканчивается рассеивание семян у березы, серой ольхи, обыкновенного ясеня, мелколистной липы. Большинство семян или плодов этих видов снабжены придатками — «крыльями», способствующими их распространению ветром по снежному пасту.
№ слайда 17 Описание слайда: № слайда 18 Описание слайда:Биология рассеивания семян сосны иная. У сосны семена рассеиваются через год после цветения в конце весны — начале лета. Биология рассеивания семян сосны иная. У сосны семена рассеиваются через год после цветения в конце весны — начале лета.
№ слайда 19 Описание слайда:Зимой у многих деревьев и кустарников наблюдается рассеивание семян. У некоторых из них, обладающих сочными плодами (рябина, боярышник, калина, можжевельник и др.), нередко часть плодов долго сохраняется на ветвях. Зимой у многих деревьев и кустарников наблюдается рассеивание семян. У некоторых из них, обладающих сочными плодами (рябина, боярышник, калина, можжевельник и др.), нередко часть плодов долго сохраняется на ветвях.
№ слайда 20 Описание слайда: № слайда 21 Описание слайда: № слайда 22 Описание слайда:По окончанию листопада осенью и зимой древесные ветви голые. В биологическом отношении наибольший интерес представляют защитные приспособления почек в виде наружных кожистых чешуй, волосистого покрова, клейких смолистых веществ, выделений воска и т. п. С точки зрения приспособления растений к перенесению зимы все высшие наземные растения можно разделить на пять главных экологических групп. Главным критерием для этого разделения является высота положения почек возобновления, из которых в неблагоприятное время года появятся новые побеги. По окончанию листопада осенью и зимой древесные ветви голые. В биологическом отношении наибольший интерес представляют защитные приспособления почек в виде наружных кожистых чешуй, волосистого покрова, клейких смолистых веществ, выделений воска и т. п. С точки зрения приспособления растений к перенесению зимы все высшие наземные растения можно разделить на пять главных экологических групп. Главным критерием для этого разделения является высота положения почек возобновления, из которых в неблагоприятное время года появятся новые побеги.
№ слайда 23 Описание слайда:Первый тип (фанерофиты) составляют деревья и кустарники, почки которых располагаются на ветвях выше снежного покрова. Находясь на открытом воздухе, подвергаясь действию ветра и т. д., они наделены соответствующими приспособлениями против опасности потери воды испарением. Первый тип (фанерофиты) составляют деревья и кустарники, почки которых располагаются на ветвях выше снежного покрова. Находясь на открытом воздухе, подвергаясь действию ветра и т. д., они наделены соответствующими приспособлениями против опасности потери воды испарением.
№ слайда 24 Описание слайда:Второй тип (хамефиты) —кустарнички и травянистые растения, почки возобновления которых находятся на небольшом расстоянии от почвы и зимуют в толще снежного покрова. Почки этих растений покрыты более нежными и зелеными чешуями. Покрытые снегом, растения этой группы могут сохранять часть своей листвы. Этот тип включает вечнозеленые кустарнички: бруснику, багульник, и др. Из травянистых растений, одни перезимовывают только с почками, другие с листьями. Среди этих растений есть стелющиеся по земле, есть сохраняющие на зиму наряду с листьями и цветки. Второй тип (хамефиты) —кустарнички и травянистые растения, почки возобновления которых находятся на небольшом расстоянии от почвы и зимуют в толще снежного покрова. Почки этих растений покрыты более нежными и зелеными чешуями. Покрытые снегом, растения этой группы могут сохранять часть своей листвы. Этот тип включает вечнозеленые кустарнички: бруснику, багульник, и др. Из травянистых растений, одни перезимовывают только с почками, другие с листьями. Среди этих растений есть стелющиеся по земле, есть сохраняющие на зиму наряду с листьями и цветки.
№ слайда 25 Описание слайда:Третий тип (гемикриптофиты) составляют растения, почки возобновления которых лежат на одном уровне с землей, а поднимающиеся над землей части их отмирают на зиму. Обычно эти растения образуют на почве зимующую розетку листьев, в центре которой рас полагается нежная зеленая почка. Таковы, например, маргаритка, первоцвет, медуница, манжетка, подорожник. Третий тип (гемикриптофиты) составляют растения, почки возобновления которых лежат на одном уровне с землей, а поднимающиеся над землей части их отмирают на зиму. Обычно эти растения образуют на почве зимующую розетку листьев, в центре которой рас полагается нежная зеленая почка. Таковы, например, маргаритка, первоцвет, медуница, манжетка, подорожник.
№ слайда 26 Описание слайда:К гемикриптофитам относятся также одуванчик, чистотел, коровяк, сурепка, щавель конский, чертополох и др. Стелющиеся по земле растения, смотря по степени пригибания почек к земле, могут быть отнесены и к этой группе и к предшествующей. К гемикриптофитам относятся также одуванчик, чистотел, коровяк, сурепка, щавель конский, чертополох и др. Стелющиеся по земле растения, смотря по степени пригибания почек к земле, могут быть отнесены и к этой группе и к предшествующей.
№ слайда 27 Описание слайда:Четвертый тип (геофиты) — растения, сохраняющиеся на зиму лишь в подземных частях — в виде клуб луковиц, корневищ — и, следовательно, имеющие почки возобновления уже под поверхностью почвы. Например, мать-и-мачеха. Четвертый тип (геофиты) — растения, сохраняющиеся на зиму лишь в подземных частях — в виде клуб луковиц, корневищ — и, следовательно, имеющие почки возобновления уже под поверхностью почвы. Например, мать-и-мачеха.
№ слайда 28 Описание слайда:Пятый тип (терофиты) составляют растения однолетние, нацело теряющие все свои части и переносящие зиму в виде семян, хорошо защищенных плотными оболочками от резких колебаний температуры и от потери воды. Сюда относится большинство сорняков, произрастающих среди наших культурных растений – мокрица, ярутка, пастушья сумка, лебеда, крапива жгучая. Пятый тип (терофиты) составляют растения однолетние, нацело теряющие все свои части и переносящие зиму в виде семян, хорошо защищенных плотными оболочками от резких колебаний температуры и от потери воды. Сюда относится большинство сорняков, произрастающих среди наших культурных растений – мокрица, ярутка, пастушья сумка, лебеда, крапива жгучая.
№ слайда 29 Описание слайда:В особую группу выделяются поселяющиеся на древесных стволах низшие растения — лишайники, некоторые водоросли, мхи. Не будучи ничем защищены, они, однако, стойко переносят зимнюю стужу. Эту стойкость, по всей вероятности, мы должны отнести за счет свойств цитоплазмы этих растений. В заключение подчеркнем, что для многих наших растений воздействие низких температур зимой представляет обязательное условие для нормального развития. В особую группу выделяются поселяющиеся на древесных стволах низшие растения — лишайники, некоторые водоросли, мхи. Не будучи ничем защищены, они, однако, стойко переносят зимнюю стужу. Эту стойкость, по всей вероятности, мы должны отнести за счет свойств цитоплазмы этих растений. В заключение подчеркнем, что для многих наших растений воздействие низких температур зимой представляет обязательное условие для нормального развития.
№ слайда 30 Описание слайда:Немногие однолетники из водных растений перезимовывают в виде семян. Некоторые перезимовывают в виде корневищ: рдест плавающий. Немногие однолетники из водных растений перезимовывают в виде семян. Некоторые перезимовывают в виде корневищ: рдест плавающий.
№ слайда 31 Описание слайда:Перезимовывают в виде корневищ: кувшинки Перезимовывают в виде корневищ: кувшинки
№ слайда 32 Описание слайда:Самый распространенный способ зимовки водных растений — в виде побегов с сильно скрученными и укороченными листьями, или в виде зимующих почек, образующихся в конце вегетационного периода. Наполняясь крахмалом и получая высокий удельный вес они осенью опускаются на дно. Зимующие почки образуются, например, у водокраса, роголистника, пузырчатки. Самый распространенный способ зимовки водных растений — в виде побегов с сильно скрученными и укороченными листьями, или в виде зимующих почек, образующихся в конце вегетационного периода. Наполняясь крахмалом и получая высокий удельный вес они осенью опускаются на дно. Зимующие почки образуются, например, у водокраса, роголистника, пузырчатки.
№ слайда 33 Описание слайда:Некоторые из водных растений перезимовывают без специальных приспособлений на дне водоема, как ряска (фото), болотники, некоторые рдесты. Некоторые из водных растений перезимовывают без специальных приспособлений на дне водоема, как ряска (фото), болотники, некоторые рдесты.
№ слайда 34 Описание слайда:Полянский И. И. Ботанические экскурсии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1968. Полянский И. И. Ботанические экскурсии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1968.
ppt4web.ru
«Презентация по окружающему миру на тему» Осенние явления в природе» ( 2 класс)»
schoolfiles.net
Слайд №2 | |
Цели и задачиЦель: Дать понятие «явления природы»Задачи:Расширять кругозор детей о природных явлениях.Развивать внимание, мышление, речь.Воспитывать познавательный интерес к изменениям в природе. | |
Слайд №3 | |
В природе постоянно происходят изменения, которые называют явлениями природы или природными явлениями. | |
Слайд №4 | |
Вот и наступило утро. Начинается новый день, из-за горы поднимается солнышко. Кажется, что солнце совсем близко, так, что можно задеть его рукой. Но солнце очень далеко. Оно огромное, во много раз больше Земли. Как ты думаешь, для чего нужно солнце? Солнце греет не только твой двор, но и весь город, и поля за городом, и всю округу за сотни километров. | |
Слайд №5 | |
Восход солнца – одно из самыхпрекрасных природных явлений | |
Слайд №6 | |
Без воздуха нельзя прожить даже пяти минут. Он нужен для дыхания людям, животным и растениям. Воздух не имеет цвета, вкуса и запаха. Он невидим и незаметен,Чем больше на земле лесов и садов, тем чище воздух и легче дышать человеку. В лесу, в поле дышится легче, чем в городе. В городах воздух может быть загрязнён фабриками, заводами, транспортом. | |
Слайд №7 | |
Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Облака бывают разными.Кучевые обозначают хорошую погоду, слоистые часто приносят мелкий моросящий дождик, перистые — признак ветреной погоды, тучи сулят грозу.Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжёлыми, они падают на землю в виде дождя. | |
Слайд №8 | |
Когда погода плохая, внутри облака накапливается электричество. Молния — это гигантская электрическая искра. Молния нагревает окружающий воздух. Горячий воздух сталкивается с более холодным, и раздаётся гром. | |
Слайд №9 | |
Молния очень опасна. Она часто попадает в высокие одиноко стоящие предметы, может разнести дерево в щепки и устроить пожар. | |
Слайд №10 | |
Гроза – прекрасное, но в то же время пугающее природное явление. | |
Слайд №11 | |
Облака плывут над землёй до той поры, пока тяжёлые капли не в силах больше удерживаться в облаке, не прольются на землю дождём.Когда капли мелкие, говорят, что идёт моросящий дождик, когда капли крупные — проливной. Бывает, что летом в течение многих дней стоит жаркая, сухая погода. Тогда может начаться засуха, поэтому дождю рады все: и животные, и природа, и люди. | |
Слайд №12 | |
Дождь – это на просто вода, а самое настоящее чудо, созданное самой природой! | |
Слайд №13 | |
Слайд №14 | |
Когда идёт дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга.Радуга видна, когда лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов, они располагаются всегда в одном и том же порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. | |
Слайд №15 | |
Слайд №16 | |
Иногда в тёплую безветренную погоду можно наблюдать облако, низко спустившееся к земле, — это туман.Постепенно туман заволакивает и скрывает всё вокруг. Но с появлением солнца и лёгкого ветерка туман исчезает. Как же появляется туман? | |
Слайд №17 | |
Тёплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар превращается в маленькие капельки воды. Эти капельки так малы, что они не падают, а висят в воздухе. | |
Слайд №18 | |
Роса — это мелкие капельки воды, которые видны утром на траве, листьях, цветах. | |
Слайд №19 | |
Больше всего росы выпадает в низинах возле рек и прудов. Роса очень нужна растениям, не меньше, чем дождь. Капельки росы пьют с травы птицы и насекомые. | |
Слайд №20 | |
Иногда в тёплое время года вместо дождя может идти град. Это замёрзшие капли дождя, которые в облаках обрастают льдом. Когда градины становятся слишком тяжёлыми, то они падают на землю. Откуда же берутся эти льдинки в тёплую погоду?Земля нагревается, и тёплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Высоко над землёй всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно всегда идёт с дождём: одни льдинки успевают растаять, другие, самые крупные, падают на землю. | |
Слайд №21 | |
В холодное время года вместо дождя идёт снег. Снежинки образуются так же, как и дождевые капли. На большой высоте пар начинает замерзать и превращаться в крохотные ледяные кристаллики. | |
Слайд №22 | |
Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звёздочки — снежинки. Миллионы снежинок образуют снеговую тучу. Снежинки-звёздочки медленно опускаются на землю в виде снега. | |
Слайд №23 | |
С наступлением первых морозов лужи покрываются тонкой корочкой льда. Зимой льдом покрываются реки, пруды и озёра. Как же происходит превращение воды в лёд? Вода начинает замерзать тогда, когда температура воздуха становится ниже ноля градусов. | |
Слайд №24 | |
Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но земля нагревается неравномерно, всегда где-то теплее, где-то холоднее. Когда воздух от земли нагревается, он начинает подниматься вверх, а холодный воздух — опускаться вниз. Такое передвижение воздуха создаёт ветер.Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем.Много разных ветров — сильных и слабых — носится над нашей планетой, и у каждого своё имя. Опасные и сильные ветры называются ураган, тайфун, смерч. | |
Слайд №25 | |
Очень сильный ветер называется ураган. Чаще всего ураганы встречаются в конце лета. Бешеные порывы ветра могут сбрасывать поезда с рельсов, поднимать, как пушинки, в воздух тяжёлые автомобили.Искусственные спутники Земли, которые наблюдают за погодой на нашей планете, заранее предупреждают метеорологов об ураганах. | |
Слайд №26 | |
Многие природные явления связаны со сменой сезонов (времен года) | |
Слайд №27 | |
Перелет птиц связан с изменением погодных условий. | |
Слайд №28 | |
Листопад связан с тем, что листьям не хватает света, ведь осенью день становится намного короче. | |
Слайд №29 | |
ЛИСТОПАД | |
Слайд №30 | |
А вот прорастание семянсвязано не толькос увеличением светового дня,но и с потеплением. | |
Слайд №31 | |
Когда наступает весна, на крышах домов можно увидеть сосульки.Тает снег, капает вода, но не всегда бывает одинаково тепло. Когда становится холоднее, капли воды замерзают, и сосулька начинает расти вниз, становясь всё больше и больше. | |
Слайд №32 | |
Проверь себяЧто такое природные явления?С чем часто связаны явления природы?Какие явления природы мы можем наблюдать осенью? | |
Слайд №33 | |
Природа и её явленияЗАГАДКИ | |
Слайд №34 | |
Слайд №35 | |
Слайд №36 | |
Слайд №37 | |
Слайд №38 | |
Слайд №39 | |
Слайд №40 | |
Слайд №41 | |
Слайд №42 | |
Слайд №43 | |
Слайд №44 | |
Слайд №45 | |
Слайд №46 | |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Адреса фотографий в интернете: http://www.skypics.ru;http://www.vokrugsveta.ru/photo/image;http://www.j4u.ru/2006/11/27/rainbow.html;http://www.espot.ru/nature/earth/show/1591/ ;http://daler.ru/open/nature/bog/8969_5.html;http://www.ostashkov.ru/foto/view/4820.htm;http://bloggreenwood.com/kartinki/armstrongnalune.jpg;http://www.topdesktop.ru/iii/jb1p.jpg;http://www.vokrugsveta.ru/photo/image/3076/ др.Инна Светлова «Повышаем интеллект и эрудицию» — М.; издательство ЭКСМО-Пресс, 2001Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма» — М.; ВАКО,2007 |
volna.org