«Поверьте мне: я чист душою...». Про зайца рубцов стих


Рубцов Н. «Про зайца» стихи

      ВОРОБЕЙ             Чуть живой. Не чирикает даже.       Замерзает совсем воробей.       Как заметит подводу с поклажей,       Из-под крыши бросается к ней.       и дрожит он над зёрнышком бедным,       И летит к чердаку своему       А гляди, не становится вредным       Оттого, что так трудно ему.             ПРО ЗАЙЦА             Заяц в лес бежал по лугу,       Я из лесу шёл домой -       Бедный заяц с перепугу       Так и сел передо мной!       Так и обмер, бестолковый.       Но, конечно, в тот же миг       Поскакал в лесок сосновый.       Слыша мой весёлый крик.       и ещё, наверно, долго.       Притаившись в тишине.       Думал где-нибудь под ёлкой       О себе и обо мне.       Думал, горестно вздыхая.       Что друзей-то у него       После дедушки Мазая       Не осталось никого             ВОРОНА             Вот ворона сидит на заборе.       Все амбары давно на запоре.       Все обозы прошли, все подводы.       Наступила пора непогоды.       Суетится она на заборе.       Горе ей! Настоящее горе!       Ведь ни зёрнышка нет у вороны       И от холода нет обороны             ЯНВАРСКОЕ             Мороз под звёздочками       светлыми       По лугу белому, по лесу ли       Идёт, поигрывая ветками.       Снежком поскрипывая весело.       И всё под ёлками похаживает,       И всё за ёлками ухаживает -       Снежком атласным       принаряживает       И в новогодний путь       проваживает.       А после сам принаряжается,       В мальчишку вдруг       преображается.       И в самый праздник       отправляется:       - Кому невесело гуляется? -       Лесами тёмными и грозными       Бежит вперёд с дарами редкими,       И всё подмигивает звёздами,       И всё поигрывает ветками.             ПРО ДРОВА             Мимо изгороди шаткой.       Мимо разных мест       По дрова спешит лошадка       За деревню в лес.       Пахнет ёлками и снегом.       Бодро дышит грудь,       И лошадка лёгким бегом       Продолжает путь.       Привезу я дочке Лене       Из лесных даров       Медвежонка на колене.       Кроме воза дров.                   Для дошкольного возраста       Николай Михайлович Рубцов       ПРО ЗАЙЦА стихи       ИБ № 6415 Составитель В. А. ОБОТУРОВ. Ответственный редактор Н. М. Мартынов. Художественный редактор О. К. Кондакова. Технический редактор Г. Г. Рыжкова. Корректор Л. А. Рогова. Сдано в набор 17.02.83. Подписано к печати 24.06.83. Формат 60Х90'/з2- Бум. офс. № 1. Шрифт литературный. Печать офсетная. Усл. печ. л. 0,5. Усл. кр.-отт. 2,0. Уч.-изд. л. 0..'14. Тираж 1 500 ООО экз. Заказ № 718. Цена 5 коп. Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Детская литература» Государственного комитета РСФСР по делам изда тельств, полиграфии и книжной торговли. 103720, Москва Центр, М. Черкасский пер., 1. Фабрика офсетной печати № I Росглавполиграфпрома Государственного комитета РСФСР по деадм издательств, полиграфии и книжной торговли, Дмитров Московской области. Московская, 3.

sheba.spb.ru

«Поверьте мне: я чист душою...»

Реки не видел сродуДружок мой городской.Он смотрит в нашу водуС любовью и тоской!Вода тепло струится,Над ней томится бор.Я плаваю, как птица,А друг мой — как топор.

 

        Тема стихотворения – любовь к своей малой родине и гордость за неё.

     В стихотворении «На реке» царит немного грустное, но счастливое настроение. В первых строчках чувствуется легкая печаль и грусть человека. В середине стиха мы уже ощущаем счастье и радость от красоты реки. А в последних двух строчках чувствуется добрый юмор.

     Стихотворение можно разделить на три части. В первой части автор рассказывает о друге, который никогда не жил рядом с рекой. Во второй повествуется о чувствах, которые вызывает река у друзей. Третья часть рассказывает об умении друзей плавать.

     При чтении стиха мне видится, как два друга стоят у реки. Один из них внимательно смотрит на реку, которая вызывает у него чувства красоты и тревоги. Он всю жизнь прожил в городе и не умеет плавать. Автор гордится своей малой родиной. Река тёплая и добрая. Друзья не удержались и пошли купаться. Правда, один поплыл по реке, а другой плещется у берега.

     В стихотворении автор использует много сравнений для создания чувств городского человека, а также для ощущения теплоты и любви к реке. В последних строках есть метафора, которая привносит нотки юмора.

   Основная мысль стихотворения в том, что человек с детства живущий рядом с природой счастливее тех, которые живут в городе.

    Читая стихотворение, я восхищаюсь, как автор в таком маленьком произведении выразил чувство печали, счастья и любви к малой родине.

Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Николай Рубцов. "На реке". Рисовал Алексей К., 4в класс

Ласточка носится с криком.

Выпал птенец из гнезда.

Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу,

Ласточка рядом летала,

Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим...

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

 

     Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Ласточка». Стихотворение посвящено ласточке, потерявшей птенца. В стихотворении Н. М. Рубцова описывается беспокойство ласточки-мамы и верная гибель малютки-птенца. Перед читателем возникает образ несчастной ласточки, летающей над могилкой своей крошки.

       В стихотворении «Ласточка» царит грустное, печальное настроение. Настроение не меняется на протяжении стихотворения.

       Текст делится на две части. В первой части говорится о том, как ласточка с надеждой на то, что её птенец может спастись, летает над ним. Во второй – как ласточка безнадежно летая, оплакивает погибшего сына.

     Мне видится беспокойная, плачущая ласточка-мать, которая смотрит куда-то вниз, видит могилку и знает, что там похоронен её крошка-сынок.

       В стихотворении автор выражает мысль о том, как маме трудно переносить смерть своего сына или дочери, особенно, когда виновата в этом сама мать.

   Читая эти строки, я восхищаюсь тем, как поэт, когда писал стихотворение, вложил в них свою душу, свои переживания.

Марина Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

Николай Рубцов. "Ласточка". Рисовала Дана Ш., 4б класс

Ночь наступила.

Заснули дома.

Город заснувший

Окутала тьма.

Спать малыша

Уложили в кровать.

Только малыш

И не думает спать.

Мама не может

Понять ничего.

Мама негромко

Спросила его:

- Что тебе, милый,

Уснуть не дает?

- Мама, а как

Крокодил поет?

 

     Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «После посещения зоопарка».

      Во время чтения перед читателем возникает образ малыша, который не может уснуть.

     Стихотворение пронизано задумчивостью. Мы видим, что малышу не дают уснуть думы о том, как поёт крокодил. Также мы видим, как волнуется его мама, которую тоже мучают думы, почему малыш не спит.

      Композиционно стихотворение делится на четыре части: первая – заснувший город, вторая – о малыше, третья – о волнующейся маме, а четвертая – вопрос, который задал малыш своей маме.

      Для создания настроения автор использует контраст и олицетворение.

      В стихотворении автор выражает мысль о том, что в жизни не бывает всё просто, и даже самый пустяковый вопрос может беспокоить по-настоящему.

      Меня тоже взволновало, почему малыш не спал.

Ангелина Р., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

Николай Рубцов. "После посещения зоопарка". Рисовала Анастасия Б., 1а класс

Две маленькие

                              Лили -

                                   лилипуты

увидели на иве желтый прутик.

Его спросили Лили:

                                    - Почему ты

не зеленеешь,

                       прутик-лилипутик? -

Пошли

              за лейкой

                          маленькие Лили,

на шалости не тратя ни минуты.

И так усердно,

                         как дожди не лили,

на прутик лили

                               Лили -

                                      лилипуты.

 

       Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «Маленькие Лили».

     Стихотворение посвящено маленьким девочкам Лилям. Поэт изображает маленьких, добрых девочек.

      В произведении «Маленькие Лили» царит гармония.

      Стихотворение делится на три части. Первая часть – описание девочек Лилей, вторая – общение с прутиком, а третья часть – помощь прутику.

      Мне видится, как Лили добрые и заботливые девочки стали помогать прутику, такому же маленькому, как и они.

    Автор использует лексические повторы, чтобы читатель обратил внимание на их смысл.

Ольга К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Николай Рубцов. "Маленькие Лили". Рисовала Ольга К., 4в класс

В медведя выстрелил лесник.

Могучий зверь к сосне приник.

Застряла дробь в лохматом теле.

Глаза медведя слез полны:

За что его убить хотели?

Медведь не чувствовал вины!

Домой отправился медведь,

Чтоб горько дома пореветь...

 

     Стихотворение Николая Рубцова «Медведь» о том, как охотник выстрелил в зверя, а раненый медведь ушёл реветь к себе домой. В стихотворении очень печальное, грустное настроение.

     Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как охотник выстрелил в медведя. Во второй части говорится о том, как медведю было больно, и он ушёл домой.

     Строки рисуют, как медведю обидно и тошно на душе. Автор использует приём олицетворения. Он также использует глаголы, чтобы выразить, как страдает медведь.

     Автор хотел показать читателям, что охотник не боясь и не жалея выстрелил в медведя.

     Мне было очень жалко медведя.

 

Татьяна Г., 10 лет.  МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из лесу шел домой, -

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

 

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

 

И еще, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под елкой

О себе и обо мне.

 

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

 

       Я прочитала стихотворение «Про зайца». Стихотворение посвящено зайцу. Поэт изображает зайца, который неожиданно встретился с автором. В стихотворении «Про зайца» царит обычное настроение.

       Стихотворение можно разделить на три части. В первой части говорится о том, как заяц встретился с автором. Во второй части – о том, как заяц убежал в лес. В третьей – о том, как заяц думал о встрече с человеком.

       Строки рисуют испуганного зайца. С помощью олицетворения автор даёт нам возможность увидеть, как обмер заяц с перепугу, как он думал о встрече. Автор хотел нам донести то, что нужно помогать животным.

       Когда я читала это стихотворение, у меня возникло чувство печали, что заяц испугался.

 

Екатерина П., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему...

 

       Автор Николай Рубцов. Стихотворение «Воробей».

       В стихотворении Николай Рубцов описывает воробья, который дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

       В стихотворении «Воробей» настроение пронизано грустью. «Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей».

       Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о замерзшем воробье, как ждёт он подводу с поклажей. Во второй части описывается, как он дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

       Мне видится маленький замерзший воробей, который ловит каждое зёрнышко.

    С помощью эпитетов поэт создает образ воробья: «чуть живой, не чирикает даже», «не становится вредным».

       Основная мысль стихотворения о маленьком смелом воробье, которому холодно и голодно, но он не сдается

       Читая это стихотворение, я восхищаюсь маленьким смелым воробьем.

Кирилл Ю., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

         Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей».

    В данном произведении описывается грустная история. Поэт изображает голодного и замерзшего воробья, который мечтает о зёрнышке.

       В стихотворении царит грустное настроение.

       Произведение можно разделить на две части. В первой «замерзает совсем воробей». Во второй части он радуется каждому зёрнышку. Строки «И дрожит он над зернышком бедным» рисуют сострадательную картину.

     Для создания настроения автор употребляет глаголы: замерзает, не чирикает, бросается, дрожит, не становится.

       Автор хотел донести до читателя, что нужно помогать птицам зимой.

       Меня взволновало, что воробей мог погибнуть.

Диана Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

    Я прочитала стих «Воробей» Николая Рубцова. Стихотворение посвящено воробью. Поэт изображает голодного воробья, который мечтает о зёрнышках.

       В стихотворении «Воробей» царит грустное настроение.

      Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как зимой для воробья наступил голод, и он хочет стащить зёрнышко, а во второй части говорится, о том, как воробей радуется своим зёрнышкам.

       С помощью глаголов поэт нам даёт возможность увидеть действия.

     В стихотворении автор выражает мысль о том, что мы, люди, должны заботиться о братьях наших меньших и делать им кормушки.

       Меня взволновало то, что воробей одинокий и без еды. Но вот он достает зёрнышко, и я обрадовалась так же, как и он.

Анна У., 10 лет.  МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

       Я прочитал стихотворение «Воробей» Николая Рубцова. В стихотворении царит грустное и печальное настроение.

      Стихотворение можно разделить на две части: первая о том, как воробей замерзал и искал себе пищу; вторая о том, что он радовался каждому зёрнышку.

      Мне видится воробей, дрожащий над зерном.

      С помощью большего применения глаголов, чем других частей речи, поэт даёт нам возможность увидеть переживания воробья, его тревогу.

       Идея стихотворения в том, что нужно помогать птицам и животным.

      Меня взволновала жизнь воробья и то, как он добывал себе зёрнышко и после этого радовался ему.

       Мне хотелось ему помочь.

Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

sbiblio2.jimdo.com

Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца» - Начальная школа - В помощь учителю - Учительские университеты

Тема: Н. М. Рубцова «Про зайца» Цель: расширить знания учащихся о жанре русской поэзии, на основе стихотворения Н.Рубцова «Про зайца» Задачи урока: Отрабатывать навыки выразительного, беглого, эмоционального чтения; Развивать умение рассуждать, анализировать текст; Воспитывать чувства сопереживания к герою произведения; Тип урока: комбинированный План урока: I. Эмоциональный настрой. -1м II. Проверка домашнего задания. -7м III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. -5м IV. Работа над текстом во время чтения. -13м V. Работа с текстом после чтения. - 15м VI. Рефлексия. -3м VII. Домашнее задание. -1м Ход урока: I. Эмоциональный настрой. Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. II. Проверка домашнего задания. 1) Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Как тюлень стал тюленем» по ролям. 2) Рассказать выученное стихотворение М. Я. Бородицкой «Ореховый гном» III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. 1. Знакомство с темой и целями урока. - Соберите картинку. Посмотрите на нее и скажите, о каком животном пойдёт речь на уроке? (о зайце) - Скажите, сколько зайцев спрятались на картинке? 2. Приём «Мозговой штурм» - Какие стихи, рассказы и сказки читали об этом зверьке (Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Мамин-Сибиряк «Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост) - Каким качеством обычно наделён заяц в произведениях (трусливый, осторожный, быстро бегает, пушистый) - Где живут зайцы в природе? - Что вы ещё знаете про зайцев (бывает заяц-беляк и заяц-русак) - Обратите внимание на обложку книги «Про зайца». - Кто автор (Н. М. Рубцов) Портрет автора. IV. Работа над текстом во время чтения. 1) Знакомство с биографией автора (рассказывают заранее подготовленные ученики и учитель) 1уч. 53 января 1936 года четвертым ребенком в семье Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчик Коля. В автобиографии он сообщит: «Я, Рубцов Н. М., родился в 1936 году в Архангельской области в селе Емецк. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году». Николаю было всего 6 лет, когда «от водянки и голодовки» умерла мать. 2уч. Старшую сестру Тамару забрала к себе тетка – Софья Андриановна. Брата Альберта, уже позже, из детдома взяла к себе в няньки мачеха. Коля Рубцов, не нужный никому, был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской области. Да, по-прежнему стоит на берегу реки Толшмы здание детского дома, живы люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы и даже день 20 октября 1943 года, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме… 3 уч. Года военные и послевоенные. Трудности и утраты были в каждой семье, не обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и все-таки здесь ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь все-таки были. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки. Содержать большой коллектив воспитанников детдома только за счет государственного обеспечения было трудно, поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, - ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу. 4 уч. Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения». Детские впечатления ожили позже в стихах: Помню, как тропкой, едва заметной, В густой осоке ходили летом Ловить налимов под речными корягами. Поймать налима не просто было. Мало одного желания. Мы уставали, и нас знобило От длительного купания. … И долго после мечтали лежа О чем-то очень большом и смелом, Смотрели в небо, и небо тоже Глазами звезд на нас смотрело. 5уч. Николай Рубцов окончил семилетку и, по его словам, “рвался к морю”. Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. И он возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум, потом поступает в горный, но так их и не заканчивает. Работает слесарем-кочегаром, слесарем-сборщиком, шихтовальщиком, потом 4 года службы на Северном флоте. После этого сдает экстерном экзамены за 10 класс и поступает заочно в Литературный институт им. А. М. Горького. Печататься начинает в 1957 году. При жизни вышло 4 тоненьких книжечки, после смерти - более 20 изданий, в том числе сборники для детей: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”. Николай Рубцов погиб в 1971 году 19 января, в крещенские морозы. Но стихи его остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые чувства. Физминутка: Зайчик беленький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки поднялись, а затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки. 2) Первичное чтение стихотворения учениками шёпотом -Какие чувства вызывает у вас это стихотворение (жалость, переживание, сострадание) - Почему? 3) Чтение стихотворения вслух. Анализ текста. Прием «Сундучок вопросов» - Кто ещё является героем стихотворения (автор) - Куда бежал заяц? - Как он отреагировал на встречу с человеком? - Как вы думаете, с каким намереньем он крикнул (доводы детей: напугать, повеселиться, посмотреть, как быстро бегает заяц) - Где притаился заяц? - О чём он думал, притаившись? - Объясните выражение «Думал, горестно, вздыхая». - Какой приём использовал автор? (олицетворение) - Могут зайцы на самом деле так думать? 4) Выборочное чтение. - Прочитайте, что сказано про дедушку Мазая? - Можно назвать деда Мазая другом зайцев? Почему? 5) Самостоятельное чтение стихотворения с пометками (отмечают простым карандашом) - Найдите в тексте строки, подтверждающие, что зайцы очень пугливые. - Сделайте вывод, почему люди решили, что зайцы пугливые (из наблюдений за природой) 6) Работа в группах. Работа над выразительным чтением стихотворения: учащиеся выбирают чувства - с ускорением, быстро, весело, спокойно, со страхом, уверенно, с сожалением. - С каким чувством надо читать стихотворение? Распределите. 7) Выразительное чтение стихотворения – от группы 1 человек. Приём «Авторский стул» 8) Составление пословиц: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью. Заяц уж сед – навидался он бед. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт. -Как вы думаете, что хотел донести автор до читателей этим стихотворением (Гуманно относитесь к животным. Они тоже живые существа) VI. Рефлексия. - Что делали сегодня на уроке? - О каком зверьке шла сегодня речь? - На столах у вас картинки зайчиков. Что хотите пожелать этому зверьку, напишите и поселите его в лес.

__________________________________ ________________

VII. Домашнее задание. Выучить наизусть стр.128

collegy.ucoz.ru

Николай Рубцов

Короткая жизнь поэта Николая Рубцова (1936-1971) была непростой и нелёгкой. Ему было шесть лет, когда умерла мать, и отец в 1943 году, отправляясь на фронт, отдал старших детей своей сестре, а младших Николая и Бориса - в детдом.

Николай родился в селе Емецк Архангельской области, в Никольском детдоме на берегу Толошмы вырос, в школе города Тотьмы учился. Раннее сиротство закалило мальчика: некогда было жаловаться, приходилось стойко переносить все тяготы и заботы.

Я смутно помнюПозднюю реку,Огни на ней,И скрип, и плеск парома,И крик «Скорей!»,Потом раскаты громаИ дождь... ПотомДетдом на берегу.

В 1953 году Рубцов закончил семь классов и уехал поступать в Ригу, в речное училище. В детдоме выдали ему самодельный чемодан, который вместо замка закрывался гвоздиком, а девочки подарили Коле двенадцать вышитых на уроках труда носовых платков. К сожалению, все попытки Николая поступить в мореходку оканчивались провалом. Только когда был призван в армию, служил на Северном флоте.

Николай Михайлович учился в лесотехническом и горном техникумах, но не закончил их. Он много ездил по стране, работал кочегаром на тральщике, рабочим на Кировском заводе в Ленинграде, учился в Литературном институте в Москве, но всегда в самые трудные минуты жизни возвращался в Тотьму, в село Никольское, которое стало его родиной. Здесь были написаны лучшие его стихи. А дорога домой, на тихую родину, где ивы, река, соловьи, если и очень долгая, не пугала, потому что ради неё можно преодолеть всё:

Я уплыву на пароходе,Потом поеду на подводе,Потом ещё на чём-то вроде, Потом верхом, потом пешком Пройду по волоку с мешком И буду жить в своём народе!

Вспоминая поэта, Глеб Горбовский писал:

«Блок и Есенин были последними, кто очаровывал читающий мир поэзией непридуманной, органической. Время от времени в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И всё же — хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов — надвигалось...»

К сожалению, сказаны эти слова были только после трагической гибели поэта.

Многие стихотворные строки Рубцова стали крылатыми.

За всё добро расплатимся добром,За всю любовь расплатимся любовью...

Русь моя, люблю твои берёзы:С ранних лет я с ними жил и рос!

В минуты музыки печальнойНе говорите ни о чём.

Я лишь хочу,Чтобы взяла букетТа девушка, которую люблю...

В горнице моей светло,—Это от ночной звезды.

В творчестве Рубцова с особой пронзительностью звучат строки о родном крае, о красоте деревенской природы. Ранее утро. Восходит солнце. Пожар мечется по стволам сосен, и вот проникает свет во все окошки, оживает цветущий луг, всё живое радуется солнцу и поёт ему радостный гимн. Вместе с автором убеждаешься: невозможно разлюбить такую красоту!

УТРО

Когда заря, светясь по сосняку,Горит, горит, и лес уже не дремлет,И тени сосен падают в реку,И свет бежит на улицы деревни,Когда, смеясь, на дворике глухомВстречают солнце взрослые и дети,—Воспрянув духом, выбегу на холмИ все увижу в самом лучшем свете.Деревья, избы, лошадь на мосту,Цветущий луг — везде о них тоскую.И, разлюбив вот эту красоту,Я не создам, наверное, другую...

Картина летней жары неподвижная, дремотная. Того и гляди что заснёшь или зачахнешь, как тот сад. Но невольно открывается и другое: сожаление, что нечего подать нищему, раскаяние, что всё реже волнуется, плачет, влюбляется.

СТОИТ ЖАРА

Стоит жара. Летают мухи.Под знойным небом чахнет сад.У церкви сонные старухиТолкутся, бредят, верещат.

Смотрю угрюмо на калеку,Соображаю, как же так -Я дать не в силах человекуЕму положенный пятак?

И как же так, что я все режеВолнуюсь, плачу и люблю?Как будто сам я тоже сплюИ в этом сне тревожно брежу...

Осень - неизбежная пора, пора шумного листокруженья и прощанья. Это время раздумий о самом дорогом, о сохранении любви и нежности, об отказе от всего лишнего, мимолётного.

УЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ

Улетели листья с тополей —Повторилась в мире неизбежность.Не жалей ты листья, не жалей,А жалей любовь мою и нежность!Пусть деревья голые стоят,Не кляни ты шумные метели!Разве в этом кто-то виноват,Что с деревьев листья улетели?

В «Зимней песне» лирический герой одинок, тоскливо ему и холодно тихой ночью, и только образ скромной девушки да светлые звёзды навевают робкую надежду, что его ещё ждут, что всё трудное можно забыть.

ЗИМНЯЯ ПЕСНЯ

В этой деревне огни не погашены.Ты мне тоску не пророчь!Светлыми звездами нежно украшенаТихая зимняя ночь.

Светятся тихие, светятся чудные,Слышится шум полыньи...Были пути мои трудные, трудные.Где ж вы, печали мои?

Скромная девушка мне улыбается,Сам я улыбчив и рад!Трудное, трудное - все забывается,Светлые звезды горят!

Кто мне сказал, что во мгле заметеленнойГлохнет покинутый луг?Кто мне сказал, что надежды потеряны?Кто это выдумал, друг?

В этой деревне огни не погашены.Ты мне тоску не пророчь!Светлыми звездами нежно украшенаТихая зимняя ночь...

Рубцов писал стихи и для детей. Этих стихов не так много, но они не случайны в творчестве поэта. И пусть они адресованы самым маленьким, перечитаем их.

ПРО ЗАЙЦА

Заяц в лес бежал по лугу,Я из лесу шёл домой,—Бедный заяц с перепугу Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый. Но, конечно, в тот же миг Поскакал в лесок сосновый, Слыша мой весёлый крик.

И ещё, наверно, долго С вечной дрожью в тишине Думал где-нибудь под ёлкой О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,Что друзей-то у него После дедушки Мазая Не осталось никого.

КОЗА

Побежала коза в огород.Ей навстречу попался народ. - Как не стыдно тебе, егоза? -И коза опустила глаза.А когда разошёлся народ, Побежала опять в огород.

ВОРОБЕЙ

Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей.Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней!И дрожит он над зёрнышком бедным, И летит к чердаку своему.А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему...

ЛАСТОЧКА

Ласточка носится с криком. Выпал птенец из гнезда. Дети окрестные мигом Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу. Ласточка рядом летала, Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,Под мезонином своим... Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним?

Животные в лирике Рубцова одушевлены, хотя по-человечьи и не говорят. Встречи лирического героя с ними совсем не случайны. У него жеребёнок «смешной и добрый», ласточка «родная», заяц «бедный». Горе медведя, ласточки он переживает как собственное. Стихотворения про бестолкового зайчишку, дерзкую, неугомонную козу, невредного воробья трогают до глубины души. Доброта, любовь ко всему живому, умение понять и постигнуть любое проявление жизни проявились здесь так же явно и безыскусно, как и во «взрослых» стихах поэта.

Литература

Сайт о жизни и поэзии Николая Рубцова / Душа хранит / http://rubtsov-poetry.ru/

sesony.ru

Н.М.Рубцов - Звезда полей - Стихи для детей, шутки.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Николай Михайлович Рубцов написал целый ряд посвящений друзьям, экспромтов и шуточных стихов для детей и взрослых. В детских стихотворениях про животных Николай Рубцов явно сочувствует своим «героям». А в стихах о жеребёнке поэт просто любуется им:

Он увидел меня и замер,Смешной и добрый как божок.

А затем и сам участвует с жеребёнком в играх-радостях жизни.

С восторгом, с хохотом и ржаньемМы кувыркались по траве.

Николай Рубцов писал эти и другие стихи для своей дочери Лены и для всех детей.В шуточных «взрослых» стихах Николай Рубцов «раскрывается» сам и «раскрывает» друзей с поразительной точностью и образностью: «я очень призраки люблю…», «среди гуляющих гостей сидел я, маленький и зоркий…», «буду я и каменный навеселе», «Что с того, что я бываю грубым? Это потому, что жизнь груба…», «Снуют, считают рублики, спешат в свои дома…». Зная глубину и высоту своей поэзии, Николай Рубцов в экспромте Вампилову сказал:

Пройду по волоку с мешкомИ буду жить в своём народе!

1. Ласточка.2. Коза.3. Медведь.4. Мальчик Вова.5. После посещения зоопарка.6. Ворона.7. Воробей.8. Мальчик Лёва.9. Про зайца.10. Жеребёнок.11. По дрова.12. Товарищу.13. Репортаж.14. Валентину Горшкову.15. Имениннику Валентину Горшкову.16. Перед большой толпой народной.17. Экспромт. («Быть может…»)18. Вот возьму.19. Забыл приказы ректора.20. Саше.21. Ю.Лещёву.22. Моё слово верное прозвенит!23. Среди обыденного окруженья.24. Не надо, не надо, не надо.

Ласточка

Ласточка носится с криком.Выпал птенец из гнезда.Дети окрестные мигомВсе прибежали сюда.

Взял я осколок металла,Вырыл могилку птенцу,Ласточка рядом летала,Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,Под мезонином своим…Ласточка! Что ж ты, родная,Плохо смотрела за ним?

[Назад]

* * *

Коза

Побежала коза в огород.Ей навстречу попался народ.–4 Как не стыдно тебе, егоза? – И коза опустила глаза.А когда разошёлся народ,Побежала опять в огород.

[Назад]

* * *

Медведь

В медведя выстрелил лесник.Могучий зверь в сосне приник.Застряла дробь в лохматом теле.Глаза медведя слёз полны:За что его убить хотели?Медведь не чувствовал вины!Домой отправился медведь,Чтоб горько дома пореветь…

[Назад]

* * *

Мальчик Вова

Подошла к нему корова.–5 Уходи! – сказал ей Вова.А корова не уходит.Вова слов уж не находит,Не поймёт, что это значит,На неё глядит и плачет…

[Назад]

* * *

После посещения зоопарка

Наступила ночь.Заснули дома.Город заснувший Окутала тьма.Спать малышаУложили в кровать.Только малышИ не думает спать.Мама не можетПонять ничего.Мама негромкоСпросила его:–6 Что тебе, милый,Уснуть не даёт?–7 Мама, а как–8 Крокодил поёт?

[Назад]

* * *

ВОРОНА

Вот ворона сидит на заборе.Все амбары давно на запоре.Все обозы прошли, все подводы,Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.Горе ей. Настоящее горе!Ведь ни зёрнышка нет у вороныИ от холода нет обороны…

[Назад]

* * *

ВоробейЮ.Влодову

Чуть живой. Не чирикает даже.Замерзает совсем воробей.Как заметит подводу с поклажей,Из-под крыши бросается к ней!И дрожит он над зёрнышком бедным,И летит к чердаку своему.А гляди, не становится вреднымОттого, что так трудно ему…

[Назад]

* * *

Мальчик Лёва

Горько плакал мальчик ЛёваПотому что нету клёва.–9 Что с тобой? – спросили дома,Напугавшись пуще грома.Он ответил без улыбки:–10 Не клюют сегодня рыбки…

[Назад]

* * *

ПРО ЗАЙЦА

Заяц в лес бежал по лугу,Я из лесу шёл домой, – Бедный заяц с перепугуТак и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,Но, конечно, в тот же мигПоскакал в лесок сосновый,Слыша мой весёлый крик.

И ещё, наверно, долгоС вечной дрожью в тишинеДумал где-нибудь под ёлкойО себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,Что друзей-то у негоПосле дедушки МамаяНе осталось никого.

[Назад]

* * *

Жеребёнок

Он увидел меня и замер,Смешной и добрый, как божок,Я повалил его на травку,На чистый, солнечный лужок!И долго, долго, как попало,На животе, на голове,С восторгом, с хохотом и ржаньемМы кувыркались по траве…

[Назад]

* * *

ПО ДРОВА

Мимо изгороди шаткой,Мимо разных местПо дрова спешит лошадкаВ Сиперово, в лес.

Дед Мороз идёт навстречу.–11 Здравствуй!–12 Будь здоров!..Я в стихах увековечуЗаготовку дров.

Пахнет ёлками и снегом,Бодро дышит грудь,И лошадка лёгким бегомПродолжает путь.

Привезу я дочке ЛенеИз лесных даровМедвежонка на колене,Кроме воза дров.

Мимо изгороди шаткой,Мимо разных местВот и въехала лошадкаВ Сиперово, в лес.

Нагружу большие саниДа махну кнутом И как раз поспею в бане,С веником притом!

[Назад]

* * *

Товарищу

Что с того, что я бываю грубым?Это потому, что жизнь груба.Ты дымишьсвоим надменным чубом,Будто паровозная труба.Ты одет по моде. Весь реклама.Я не тот…И в сумрачной тишиЯ боюсь, что жизненная драмаМожет стать трагедией души.

[Назад]

* * *

Репортаж

К мужику микрофон подносят,Тянут слово из мужика.Рассказать о работепросят –В свете новых решений ЦеКа!

Мужикунепривычно трёкать.Вздох срывается с языка.Нежно взяли его за локоть:Тянут слово из мужика!..

[Назад]

* * *

Валентину Горшкову

Ты называешь солнце блюдом.Оригинально. Только зря.С любою круглою посудойСветило сравнивать нельзя!А если можно, –Значит, можноИ мне, для свежести стишка,Твой череп образно-безбожноСравнить…с подобием горшка!

[Назад]

* * *

ИменинникуВалентину Горшкову

Твоя любимаяуснула.И ты, закрыв глаза и рот,уснёшьи свалишься со стула.Быть может, свалишься в проход.И всё жне будет слова злого,ни речи резкой и чужой.Тебя поднимут, как святого,кристально чистогодушой.Уложат, где не дует ветер,и тихо твой покинут дом.Ты захрапишь…И всё на свете – Пойдёт обычным чередом!

[Назад]

* * *

Перед большой толпой народнойЯ речь на площади держал!Очнулся в камере холодной,Со мною рядом друг лежал.

За что! Я спорил с капитаном!Но верный друг, повесив нос,Сказал: – Не спорь!Пока наганомОн речь свою не произнёс!

[Назад]

* * *

Экспромт(«Быть может…»)

Быть может, я для вас в гробу мерцаю,но должен я сказатьв конце концов:Я – Николай МихайловичРубцов –возможность трезвой жизниотрицаю…

[Назад]

* * *

Вот возьму И стану метким!Или опрометчивым.И однаждыВ дом к соседкеВдруг нагряну вечером!

Мол, давай-каМы попрощеРядышком сядем?Мол, давайТы будешь тёщей,А я тебеЗятем?

Загуляет подБандуруВсё село угрюмое…Голова моя – Не дура:Что-нибудь даДумает!

[Назад]

* * *

Забыл приказы ректора,На всём поставил крест.Глаза, как два прожектора,Обшаривают лес.

[Назад]

* * *

Саше

Я пойду однажды к ТолеИ так скажу я:– Анатолий! Ты – Передреев, я – Рубцов,Давай дружить в конце концов.Потом к Вампилову направлюСвой поэтический набег.Его люблю, его я славлюИ …отправляюсь на ночлег.

[Назад]

* * *

Ю.Лещёву

После этой нелепойволынки СообщаНа толкучем купили рынкеХвост леща.И, конечно, искали не чаяМы с тобой,За ларёк подалисьвначалеГолубой.Слаще мёда, вкуснейкефалиБыл ты, лещ.Мы, тобой закусив,сказали:«Это вещь!»

[Назад]

* * *

Моё слово верноепрозвенит!Буду я, наверное, знаменит!Мне поставят памятникна селе!Буду я и каменный навеселе!

[Назад]

* * *

Среди обыденногоокруженья,Среди обыденных гостейМои ленивые движеньяСопровождают скрип костей!Скриплю рукой,скриплю коленом,Когда меня на спор зовут,Скриплю, как старое полено,Когда с него лучину рвут!Среди такого окруженьяЖивётся легче во хмелю,И, как предметвоображенья,Я очень призраки люблю…

[Назад]

* * *

Не надо, не надо, не надо,Не надо нам скорби давно!Пусть будут река и прохлада,Пусть будут еда и вино.Пусть Вологда будет роднаяСтоять нерушимо, как есть,Пусть Тотьма, тревоги не зная,Хранит свою ласку и честь.Болгария пусть расцветаетИ любит чудесную Русь,Пусть школьник поэтов читаетИ знает стихи наизусть.

rubcow.ru

Н. М. Рубцова «Про зайца».doc - Разработка по литературному чтению «М. ...

­ Каким качеством обычно наделён заяц в произведениях (трусливый, осторожный,быстро бегает, пушистый)­ Где живут зайцы в природе?­ Что вы ещё знаете про зайцев (бывает заяц­беляк и заяц­русак)­ Обратите внимание на обложку книги «Про зайца».­ Кто автор (Н. М. Рубцов)Портрет автора. IV. Работа над текстом во время чтения.1) Знакомство с биографией автора (рассказывают заранееподготовленные ученики и учитель)1уч. 53 января 1936 года четвертым ребенком в семье МихаилаАндриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчикКоля. В автобиографии он сообщит: «Я, Рубцов Н. М., родился в 1936году в Архангельской области в селе Емецк. В 1940 году переехалвместе с семьёй в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт ипогиб в том же 1941 году». Николаю было всего 6 лет, когда «отводянки и голодовки» умерла мать.2уч. Старшую сестру Тамару забрала к себе тетка – Софья Андриановна. Брата Альберта, уже позже, из детдома взяла к себе в няньки мачеха. Коля Рубцов, не нужный никому, был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской области. Да, по­прежнему стоит на берегу реки Толшмы здание детского дома, живы люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы и даже день 20 октября 1943 года, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме…3 уч. Года военные и послевоенные. Трудности и утраты были в каждой семье, не обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и все­таки здесь ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь все­таки были. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки. Содержать большой коллектив воспитанников детдома только за счет государственного обеспечения было трудно, поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, ­ ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу.4 уч. Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда­то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, ­ там, с героями стихотворения».Детские впечатления ожили позже в стихах:Помню, как тропкой, едва заметной,

znanio.ru