Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе для 5 класса "Литературная гостиная". Программа внеурочной деятельности 5 класс по литературе


Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе для 5 класса "Литературная гостиная"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа внеурочных занятий «Литературная гостиная» для 5 класса составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2010).

В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной и списке «100 книг для самостоятельного прочтения».

Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.

Программа «Литературной гостиной» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.

Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное - привить любовь к чтению, потребность общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ученик имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.

Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.

Задачи:

  • развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;

  • формирование основ читательской культуры;

  • выработка привычки к вдумчивому чтению;

  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Место кружка «Литературная гостиная» в учебном плане

1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС

( 34 часа – 1час в неделю)

Методические особенности организации занятий

        1. Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.

        2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

        3. Ряд занятий проводится во Дворце книги совместно с библиотекарем.

        4. Занятия строятся на смене видов деятельности, интерактивных видах работы, что делает их динамичными, насыщенными и интересными для пятиклассников.

Формы работы:

1. Экскурсия в библиотеку.

2. Презентация прочитанной книги.

3. Выставка прочитанных книг.

4. Викторина.

5. Конкурс иллюстраций к любимой книге.

6. Конкурс чтецов.

7. Встречи с писателями.

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.

В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:

  • потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

  • учебной самостоятельности и познавательного интереса;

  • умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

  • умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;

  • умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

  • понимания и значимости работы в группе.

Тематическое планирование

Тема

Методы и приемы

Личностные результаты

Место проведения

1

Чтение - любимое занятие.

Беседа, мотивация на самостоятельное чтение

Получение опыта самостоятельных общественных действий

2

«Что за прелесть эти сказки!» Русские народные сказки.

Интерактивная беседа

Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя

3

Басни И.А.Крылова

Инсценирование, чтение по ролям

Получение опыта самостоятельных творческих действий

4-5

М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»

Чтение, обсуждение по вопросам

Умение вести проблемно-ценностные дискуссия

Дворец книги

6-7

Н.В.Гоголь «Страшная месть». Мир вымысла и фантастики.

Прослушивание аудиозаписи

Формирование навыков исследования текста

8-9

Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Мир детства.

Показ фрагментов фильма, чтение и беседа

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

10

Любимые стихотворения поэтов 19 века.

Конкурс чтецов

Умение оценивать достижения товарищей

Дворец книги

11

Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке».

Групповая работа

Умение договариваться, ставя перед собой общую цель

12-13

А.Н.Островский «Снегурочка».

Инсценирование, разработка костюмов для персонажей

Формирование этических чувств

14-15

А.П.Чехов. Тонкий юмор ранних рассказов. Герои рассказов.

Чтение по ролям, составление кроссвордов

Умение работать в группе, перевоплощаться

Дворец книги

16-17

М.Горький. «Сказки об Италии». «Дети Пармы» и др.

Рассказ о сказке, написание сказки, «которую придумала сама жизнь»

Умение вести проблемно-ценностные дискуссии

18-19

А.И.Куприн. «Чудесный доктор». Рождественский рассказ.

Составление синквейна

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

20

Любимые стихотворения русских поэтов 20 века.

Конкурс чтецов

Умение оценивать достижения товарищей

Дворец книги

21-22

И.С. Соколов-Микитов «Зима».

Иллюстрации, беседа.

Формирование навыков исследования текста

Вытавочный центр НКЦ

23-24

П.П.Бажов «Каменный цветок».

Чтение, просмотр фильма

Формирование этических чувств

25-26

М.М. Пришвин. Рассказы о природе.

Чтение. Составление карты путешествий М.Пришвина

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Дворец книги

27-28

Е.И.Носов «Варька».

Выразительное чтение, беседа

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

29-30

В.П.Астафьев. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?»

Отзыв о рассказе

Умение вести проблемно-ценностные дискуссии

31-32

Сказки Е.С.Ларина. Встреча с поэтом.

Беседа с поэтом о сказках, проектная деятельность

Умение вести диалог (переговорные площадки с писателями)

Дворец книги

33

Поэзия А.Беловой. Стихотворения для детей. Встреча с поэтессой.

Чтение стихотворений наизусть

34

Итоговое занятие.

Умение делать выводы, подводить итоги

Литература для учителя

  1. Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя».-Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  2. Энциклопедия. Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  3. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. - М.: Аванта+, 2003

  4. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. ХХ век. - М.: Аванта+, 2003

  5. Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. - М.: Аванта+, 2002

  6. Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века. - М.: Аванта+, 2002

Литература для обучающихся

1. Энциклопедия. Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. - М.: Аванта+, 2003

3. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. ХХ век. - М.: Аванта+, 2003

4.Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. - М.: Аванта+, 2002

5.Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века. - М.: Аванта+, 2002

Перечень ключевых слов, понятий

Автобиография

Анекдот

Афоризм

Басня

Былина

Вымысел художественный

Детектив

Диалог

Завязка

Загадка

Замысел

Идея

Интонация

Классика, классический

Комедия

Композиция

Конфликт

Лирика

Метафора

Миф

Мифология

Монолог

Олицетворение

Описание

Очерк

Повесть

Проза

Рассказ

Рифма

Роман

Сюжет

Фантастика

Фольклор

Фэнтези

Эпитет

Юмор

Приложение

Данный курс не предполагает наличие контрольных материалов.

multiurok.ru

Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Литературная гостиная"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа внеурочных занятий «Литературная гостиная» для 5 класса составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2010).

В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной и списке «100 книг для самостоятельного прочтения».

Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.

Программа «Литературной гостиной» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.

Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное - привить любовь к чтению, потребность общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ученик имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.

Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.

Задачи:

  • развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;

  • формирование основ читательской культуры;

  • выработка привычки к вдумчивому чтению;

  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Место кружка «Литературная гостиная» в учебном плане

1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС

( 34 часа – 1час в неделю)

Методические особенности организации занятий

        1. Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.

        2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

        3. Ряд занятий проводится во Дворце книги совместно с библиотекарем.

        4. Занятия строятся на смене видов деятельности, интерактивных видах работы, что делает их динамичными, насыщенными и интересными для пятиклассников.

Формы работы:

1. Экскурсия в библиотеку.

2. Презентация прочитанной книги.

3. Выставка прочитанных книг.

4. Викторина.

5. Конкурс иллюстраций к любимой книге.

6. Конкурс чтецов.

7. Встречи с писателями.

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.

В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:

  • потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

  • учебной самостоятельности и познавательного интереса;

  • умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

  • умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;

  • умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

  • понимания и значимости работы в группе.

Тематическое планирование

Тема

Методы и приемы

Личностные результаты

Место проведения

1

Чтение - любимое занятие.

Беседа, мотивация на самостоятельное чтение

Получение опыта самостоятельных общественных действий

2

«Что за прелесть эти сказки!» Русские народные сказки.

Интерактивная беседа

Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя

3

Басни И.А.Крылова

Инсценирование, чтение по ролям

Получение опыта самостоятельных творческих действий

4-5

М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»

Чтение, обсуждение по вопросам

Умение вести проблемно-ценностные дискуссия

Дворец книги

6-7

Н.В.Гоголь «Страшная месть». Мир вымысла и фантастики.

Прослушивание аудиозаписи

Формирование навыков исследования текста

8-9

Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Мир детства.

Показ фрагментов фильма, чтение и беседа

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

10

Любимые стихотворения поэтов 19 века.

Конкурс чтецов

Умение оценивать достижения товарищей

Дворец книги

11

Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке».

Групповая работа

Умение договариваться, ставя перед собой общую цель

12-13

А.Н.Островский «Снегурочка».

Инсценирование, разработка костюмов для персонажей

Формирование этических чувств

14-15

А.П.Чехов. Тонкий юмор ранних рассказов. Герои рассказов.

Чтение по ролям, составление кроссвордов

Умение работать в группе, перевоплощаться

Дворец книги

16-17

М.Горький. «Сказки об Италии». «Дети Пармы» и др.

Рассказ о сказке, написание сказки, «которую придумала сама жизнь»

Умение вести проблемно-ценностные дискуссии

18-19

А.И.Куприн. «Чудесный доктор». Рождественский рассказ.

Составление синквейна

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

20

Любимые стихотворения русских поэтов 20 века.

Конкурс чтецов

Умение оценивать достижения товарищей

Дворец книги

21-22

И.С. Соколов-Микитов «Зима».

Иллюстрации, беседа.

Формирование навыков исследования текста

Вытавочный центр НКЦ

23-24

П.П.Бажов «Каменный цветок».

Чтение, просмотр фильма

Формирование этических чувств

25-26

М.М. Пришвин. Рассказы о природе.

Чтение. Составление карты путешествий М.Пришвина

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Дворец книги

27-28

Е.И.Носов «Варька».

Выразительное чтение, беседа

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

29-30

В.П.Астафьев. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?»

Отзыв о рассказе

Умение вести проблемно-ценностные дискуссии

31-32

Сказки Е.С.Ларина. Встреча с поэтом.

Беседа с поэтом о сказках, проектная деятельность

Умение вести диалог (переговорные площадки с писателями)

Дворец книги

33

Поэзия А.Беловой. Стихотворения для детей. Встреча с поэтессой.

Чтение стихотворений наизусть

34

Итоговое занятие.

Умение делать выводы, подводить итоги

Литература для учителя

  1. Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя».-Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  2. Энциклопедия. Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  3. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. - М.: Аванта+, 2003

  4. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. ХХ век. - М.: Аванта+, 2003

  5. Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. - М.: Аванта+, 2002

  6. Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века. - М.: Аванта+, 2002

Литература для обучающихся

1. Энциклопедия. Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. - М.: Аванта+, 2003

3. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. ХХ век. - М.: Аванта+, 2003

4.Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. - М.: Аванта+, 2002

5.Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века. - М.: Аванта+, 2002

Перечень ключевых слов, понятий

Автобиография

Анекдот

Афоризм

Басня

Былина

Вымысел художественный

Детектив

Диалог

Завязка

Загадка

Замысел

Идея

Интонация

Классика, классический

Комедия

Композиция

Конфликт

Лирика

Метафора

Миф

Мифология

Монолог

Олицетворение

Описание

Очерк

Повесть

Проза

Рассказ

Рифма

Роман

Сюжет

Фантастика

Фольклор

Фэнтези

Эпитет

Юмор

Приложение

Данный курс не предполагает наличие контрольных материалов.

kopilkaurokov.ru

Программа внеурочной деятельности по литературе в 5 классе "Вечные образы искусства. Мифология".

Программа внеурочной деятельности по литературе в 5 классе

«Вечные образы искусства. Мифология».

Рябкова Людмила Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Тольятти

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по литературе «Вечные образы искусства. Мифология» составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 5 класс для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. В 5 классе на изучение курса отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю)

Цель изучения курса - приобщение школьников к миру искусства через конкретно-чувственное восприятие произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству.

Цели и задачи изучения внеурочной деятельности курса «Вечные образы искусства. Мифология»:

Образовательные цели:

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Задачи внеурочной деятельности курса «Вечные образы искусства. Мифология»

  • Изучение известных сюжетов и образов античной мифологии, их художественного воплощения в различных видах искусства.

  • Знакомство с языческой славянской мифологией, её связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения внеурочного курса «Вечные образы искусства. Мифология» ученик должен знать /понимать:

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, античных сюжетов в художественной культуре.

ученик должен уметь:

  • сравнивать античные сюжеты и образы, славянскую языческую мифологию и соотносить их с определенной исторической эпохой;

  • выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности курса «Вечные образы искусства. Мифология».

Занятие 1

Тема: Сотворение мира. (1 час).

Содержание: Зарождение мифа, религиозные представления и верования человека. Роль мифа в культуре. Древние образы и сюжеты. Ф. Гойя «Сатурн, пожирающий своих детей».

Занятие 2-3

Тема: Бог-громовержец Зевс. (2 часа).

Содержание: Рождение Зевса и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов. Алтарь Зевса в Пергаме.

И.С. Тургенев «Пергамские раскопки».

Занятие 4-5

Тема: Окружение Зевса. (2 часа)

Содержание: Гора Олимп - место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Стихотворение Г. Гейне «Боги Греции».

Зевс - вершитель судеб богов и людей. Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Роль Зевса в судьбе Сизифа

Занятие 6-7

Тема: Прометей - «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». (2 часа)

Содержание: Миф о титане духа и воли как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого.

Басни Эзопа о Прометее. Воплощение мифа в музыке (Бетховен. Финал Третьей (Героической) симфонии. Ф. Лист «Прометей»).

Занятие 8

Тема: Посейдон -владыка морей. (1 час)

Содержание: Олимпийский   бог, владыка   моря. Атрибуты и свита Посейдона. Храм Посейдона      в      Афинах.      Величественный   образ   бога   в   произведениях      искусства: Л. Бернини «Нептун   и   Тритон».   К. Растрелли «Посейдон», И.К. Айвазовский «Посейдон, несущийся по морю».

Занятие 9

Тема: Бог огня Гефест. (1 час)

Содержание: Бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа. Циклопы-помощники Гефеста. Произведение А.С. Пушкин «Циклоп».

Занятие 10 - 11

Тема: Афина – богиня мудрости и справедливой войны. (2 часа).

Содержание: Культ Афины в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Чудесное рождение Афины из головы Зевса. Статуи Фидия «Афина Парфенос» и «Афина Промахос» в архитектурном ансамбле Парфенона.

Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки (превращение Арахны в паука). Картина Веласкеса «Пряхи».

Занятие 12 - 13

Тема: Лики Аполлона. (2 часа).

Содержание: Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества. Предсказание будущего - один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах.

Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Стихотворение А. Апухтина «Ниобея» и переданный в нем протест героини против воли всесильных богов.

Занятие 14 - 15

Тема: Аполлон и музы Парнаса.

Содержание: Аполлон - покровитель искусств и творческого вдохновения. Спутница Аполлона-лира (кифара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей.

Девять муз Аполлона: Клио (история), Каллиопа(эпос), Мельпомена(трагедия), Терпсихора(танец), Талия(комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигимния (Красноречие, гимны), Урания (астрономия). Происхождение муз, их отличительные атрибуты в скульптурах изображения из собрания Эрмитажа.

Занятие 16

Тема: Орфей и Эвридика. (1 час).

Содержание: Миф об Орфее и Эвридике – миф о рождении музыки. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Картина Н. Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой».

Занятие 17

Тема: Артемида (Диана)- покровительница охоты. (1 час).

Содержание: Вечно юная и прекрасная Артемида, ее основные атрибуты. Культ богини, его отражение в храме Артемиды в Эфесе. Произведения Рубенса, Буше.

Занятие 18

Тема: Арес - неукротимый бог войны. (1 час).

Содержание: Арес (Марс) - кровавый и вероломный бог войны. Богиня раздора Эрида-постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны (щит, шлем с пером, меч или копье). Создание Марсова поля. Картины Н. Пуссена и П. Рубенса.

Занятие 19

Тема: Триумф Диониса. (1 час).

Содержание: Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Воплощение образа   Диониса   в   произведениях искусства.

Занятие 20

Тема: У истоков театрального искусства. (1 час).

Содержание: Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Дифирамбы – песнопения в честь Диониса - пролог к истории греческого театра. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры Греции и организация в них театральных спектаклей.

Занятие 21 -22

Тема: Афродита – богиня любви. (2 часа).

Содержание: Гармония духа и красоты, воплощённая в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агессандра «Венера Милосская».

Воплощение образа Афродиты в произведениях Тициана, Боттичелли, Джорджоне.

Занятие 23

Тема: Нарцисс и Эхо. (1 час).

Содержание: Венера, покровительствующая возлюбленным и преследующая тех, кто отвергает любовь. Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Символическое воплощение сцены гибели Нарцисса и призрачный образ опечаленной нимфы Эхо.

Занятие 24

Тема: Амур и Психея (1 час).

Содержание: Мотив страдающей и мучающейся души в мифе об Амуре и Психее. Особенности изображения сюжета в античном искусстве. Чтение фрагмента из «Метаморфоз» Апулея.

Занятие 25

Тема: Богиня цветов Флора. (1 час).

Содержание: Флора (греч. – Хлорида) – богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Культ Флоры. Особенности изображения Флоры в произведениях искусства: Тициан, Н. Пуссен, С. Боттичелли.

Занятие 26

Тема: Занятие – викторина. (1 час).

Содержание: Подведение итогов по результатам изучения материала первого раздела курса.

Занятие 27

Тема: Мифология древних славян. (1 час).

Содержание: Судьба языческой мифологии в истории русской духовной культуры, ее связь с античной миологией. Происхождение богов и особенности их изображения. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия – главный источник знаний о славянской мифологии.

Занятие 28

Тема: Перун – бог грома и молнии. (1 час).

Содержание: Перун – громовержец, один из главных богов славянского пантеона.  Атрибуты, свита Перуна. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца – Ильин день.

Занятие 29

Тема: Велес. (1 час).

Содержание: Велес – покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Чествование Велеса в Масленицу (Власьев день). Черты сходств с олимпийским богом Аполлоном. Велес как противник Перуна, воплощение существа змеиной породы.

Занятие 30

Тема: Дажьбог. (1 час).

Содержание: Культ бога, народные легенды о Дажьбоге, слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца. Отражение культа в народных обрядах и праздниках.

Занятие 31

Тема: Световид. (1 час).

Содержание: Бог-прорицатель, аналогия с Аполлоном. Святки - символические игры в честь Световида.

Занятие 32

Тема: Мякошь. (1 час).

Содержание: Богиня урожая и удачи. Особенности изображения в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Христианское переосмысление языческой богини в Параскеву Пятницу, покровительницу хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Параскевы Пятницы в древнерусских иконах.

Занятие 33

Тема: Лада. (1 час).

Содержание: Богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Опера-сказка «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

Занятие 34

Тема: Выставка нашей Фантазии. (1 час).

Содержание: Итоговая       выставка       рисунков, фоторабот, коллажей.

infourok.ru

Программа внеурочной деятельности «В мире книг». 5–6-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Такие уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся основной школы и рассчитана на 2 года.

Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «В мире книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. 

Программа построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми проходят  один раз в неделю. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности  школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий.

Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися 5-6  классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

– все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего и среднего  возраста; – все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения; – мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме; – к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.

Цели и задачи:

– расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике; – обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка; – формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения; – формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;

Прогнозируемый результат реализации программы.

  • Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
  • Умение работать с книгой.
  • Умение работать с текстом.
  • Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей.

Диагностические средства

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения. 2. Проверка читательского кругозора. 3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 1-го и 2-го полугодия)

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Обучение детей по программе внеурочной деятельности «В мире книг» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. 

Требования к личностным результатам:

  •  осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Календарно-тематический план

5 класс

Учебно-методические материалы:

  1. «Родничок» Книга для внеклассного чтения в 5 классе в 2-х частях. – Тула Издательство «Арктоус», 1994.
  2. «Родничок» Книга для внеклассного чтения в 6 классе  – Тула Издательство «Арктоус», 1994.
  3. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. –  Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998.
  4. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006.
  5. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  6. Вербицкая М. В., Волошина О.И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999.
  7. Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006.
  8. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988.
  9. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005.
  10. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001.
  11.  Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006.
  12. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1987.
  13. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980.
  14. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980.
  15. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006.
  16. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997.
  17. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007.
  18. Праздник  – ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006.
  19. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994.
  20. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.– Москва, «ВАКО», 2006.

Литература для учителя

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1987.
  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред.-сост. П.А. Николаев. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
  5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980.
  6. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980.
  7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006.
  8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997.
  9. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  10. Праздник  – ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Программа внеурочной деятельности для 5 класса"Литературная гостиная" (ФГОС)

Пояснительная записка

Данная программа внеурочных занятий «Литературная гостиная»  для 5 класса составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2010).

        В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий (на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной и списке  «100 книг для самостоятельного прочтения»), на воспитание морально-этических качеств учащихся, на формирование навыков самостоятельного анализа и самостоятельной творческой деятельности (на основе работы над литературными исследовательскими, информационными, ролевыми долгосрочными и краткосрочными проектами).

Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей  и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.

Программа «Литературной гостиной» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.

Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное - привить любовь к чтению, потребность общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ученик имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.

Цель программы

  • организация чтения школьников для развития творческого потенциала учащихся, формирования морально-нравственных ценностей.

Задачи:

  • развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;

  • формирование основ читательской культуры;

  • выработка привычки к вдумчивому чтению и анализу прочитанного;

  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся;

  • развитие способности самооценки и самопрезентации;

  • развитие умения выстраивать отношения в коллективе, обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;

  • сформировать ценностные жизненные ориентиры, любовь к родному краю, бережное отношение к окружающему миру на основе прочитанных художественных произведений.

Место курса «Литературная гостиная» в учебном плане

1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС

( 34 часа – 1час в неделю)

Методические особенности организации занятий

        1. Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.

        2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

        3. Ряд занятий проводится во Дворце книги совместно с библиотекарем.

        4. Занятия строятся на смене видов деятельности, интерактивных видах работы, что делает их динамичными, насыщенными и интересными для пятиклассников.

Формы работы:

1. Экскурсия в библиотеку.

2. Презентация прочитанной книги (представление исследовательского проекта).

3. Выставка прочитанных книг (информационный проект).

4. Викторина.

5. Конкурс иллюстраций к любимой книге (творческий проект).

6. Конкурс чтецов (ролевой проект).

7. Создание «Письма благодарности» (маме, папе, бабушке, дедушке).

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.

В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:

  • потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

  • учебной самостоятельности и познавательного интереса;

  • умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

  • умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;

  • умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

  • понимания и значимости работы в группе.

Данный курс не предполагает наличие контрольных материалов.

Тематическое планирование

4

5

М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»

Составление лэпбука к сказке «Ашик-Кериб».

2

6

7

Н.В. Гоголь «Страшная месть».

Мир вымысла и фантастики в произведениях Н.В.Гоголя.

2

8

9

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

Мир детства в художественных произведениях.

2

10

Любимые стихотворения поэтов 19 века.

1

11

Н.С. Лесков «Привидение в Инженерном замке».

1

12

13

А.Н. Островский «Снегурочка»

Постановка сценки

2

14

15

А.П. Чехов. Тонкий юмор ранних рассказов.

Герои чеховских рассказов среди нас.

2

16

17

М. Горький. «Сказки об Италии».

М. Горький «Дети Пармы» и др.

2

Занятия, направленные на формирование морально-нравственных и этических ценностей на основе анализа литературных произведений

16

18

19

А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Рождественский рассказ.

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

2

20

Любимые стихотворения русских поэтов 20 века.

1

21

22

И.С. Соколов-Микитов «Зима».

Создание иллюстраций к рассказу.

2

23

24

П.П. Бажов «Каменный цветок».

Своеобразие и уникальность бажовских сказов. Характерные отличительные черты.

2

25

26

М.М. Пришвин. Рассказы о природе.

Рассказ о природе как средство передачи душевного состояния человека. Составление собственных рассказов.

2

27

28

Е.И. Носов «Варька».

Написание эссе «Дело всей жизни»

2

29

В.П. Астафьев. «Белогрудка»,

1

30

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

1

31

32

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»

Чтение любимых произведений о животных

2

33

В. Осеева «Бабка», В. Шукшин «Критики»

1

Итоговое занятие.

1

Литература для учителя

  1. Барабаш, Н.И. Литература. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя».-Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  2. Энциклопедия, Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  3. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. - М.: Аванта+, 2003

  4. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. ХХ век. - М.: Аванта+, 2003

  5. Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. - М.: Аванта+, 2002

  6. Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века. - М.: Аванта+, 2002

Литература для обучающихся

1. Энциклопедия. Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. - М.: Аванта+, 2003

3. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. ХХ век. - М.: Аванта+, 2003

4.Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. - М.: Аванта+, 2002

5.Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века. - М.: Аванта+, 2002

Перечень ключевых слов, понятий

Автобиография

Анекдот

Афоризм

Басня

Былина

Вымысел художественный

Детектив

Диалог

Завязка

Загадка

Замысел

Идея

Интонация

Классика, классический

Комедия

Композиция

Конфликт

Лирика

Метафора

Миф

Мифология

Монолог

Олицетворение

Описание

Очерк

Повесть

Проза

Рассказ

Рифма

Роман

Сюжет

Фантастика

Фольклор

Фэнтези

Эпитет

Юмор

Календарно-тематический план

4

5

М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»

Составление лэпбука к сказке «Ашик-Кериб».

Чтение, обсуждение по вопросам

Умение вести проблемно-ценностные дискуссия. Развитие творческих способностей обучающихся

6

7

Н.В.Гоголь «Страшная месть».

Мир вымысла и фантастики в произведениях Н.В.Гоголя.

Прослушивание аудиозаписи

Формирование навыков исследования текста, сопоставления разных текстов

8

9

Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

Мир детства в художественных произведениях.

Показ фрагментов фильма, чтение и беседа

Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Умение сопоставлять художественное произведение с реальной жизнью, собственным опытом.

10

Любимые стихотворения поэтов 19 века.

Конкурс чтецов

Умение оценивать достижения товарищей, овладение навыками самопрезентации (выразительное чтение)

11

Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке».

Групповая работа

Умение договариваться, ставя перед собой общую цель

12

13

А.Н.Островский «Снегурочка»

Постановка сценки

Художественный анализ произведения. Инсценирование, разработка костюмов для персонажей

Формирование этических чувств. Развитие навыков работы в команде, совместной постановки задач, разделения функций

14

15

А.П.Чехов. Тонкий юмор ранних рассказов.

Герои чеховских рассказов среди нас.

Чтение по ролям, составление кроссвордов

Умение работать в группе, перевоплощаться

16

17

М.Горький. «Сказки об Италии».

М.Горький «Дети Пармы» и др.

Рассказ о сказке, написание сказки, «которую придумала сама жизнь»

Умение вести проблемно-ценностные дискуссии

18

19

А.И.Куприн. «Чудесный доктор». Рождественский рассказ.

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

Составление синквейна

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

20

Любимые стихотворения русских поэтов 20 века.

Конкурс чтецов

Умение оценивать достижения товарищей

21

22

И.С. Соколов-Микитов «Зима».

Создание иллюстраций к рассказу.

Иллюстрации, беседа.

Формирование навыков исследования текста. Умение визуализировать собственные эмоции и чувства

23

24

П.П.Бажов «Каменный цветок».

Своеобразие и уникальность бажовских сказов. Характерные отличительные черты.

Чтение, просмотр фильма

Формирование этических чувств

25

26

М.М. Пришвин. Рассказы о природе.

Рассказ о природе как средство передачи душевного состояния человека. Составление собственных рассказов.

Чтение. Составление карты путешествий М.Пришвина

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

27

28

Е.И.Носов «Варька».

Написание эссе «Дело всей жизни»

Выразительное чтение, беседа. Написание эссе

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

29

В.П.Астафьев. «Белогрудка»,

Художественный анализ рассказа

Умение вести проблемно-ценностные дискуссии

30

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

Отзыв о рассказе

31

32

Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»

Чтение любимых произведений о животных

Анализ произведений. Сопоставление художественного произведения с личным жизненным опытом.

Умение вести диалог (переговорные площадки), сопоставление литературной истории с жизненным опытом, формирование бережного отношения к животным, ценностного отношения к окружающему миру

33

В. Осеева «Бабка», В.Шукшин «Критики»

Просмотр видеоролика

Формирование уважительного, бережного отношения к престарелым людям, родителям. Создание «Письма благодарности» маме, папе, бабушке под впечатлением от занятия.

34

Итоговое занятие.

Умение делать выводы, подводить итоги; формирование самооценки обучающихся

infourok.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности (в рамках реализации ФГОС) «В МИРЕ СКАЗКИ»

МОУ Красногуляевская СОШ

МО «Сенгилеевский район» Ульяновская область

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета

Протокол № 1

от « _29_ » августа 2014 г.

Руководитель МО

___________ О.А. Тимофеева

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

_______________ Г.М. Латыпова

от « _30__» августа 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Красногуляевской СОШ

________________ Т.Н. Брехова

от « _30_ » августа 2014 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

(в рамках реализации ФГОС)

«В МИРЕ СКАЗКИ»

название программы

общеинтеллектуальное

направление деятельности

Вид деятельности: познавательный

Срок реализации программы: 2014 – 2015

Возраст участников (класс): 5 классы

Руководитель: О.А. Тимофеева

п. Красный Гуляй. 2014 г.

Пояснительная записка

Программа по литературе, реализующая стандарты второго поколения, предполагает существенные изменения в организации учебного процесса. Прежде всего это касается наличия обязательного модуля по внеурочной деятельности учащихся. Данный вид деятельности направлен на формирование практических навыков, универсальных учебных действий. Следовательно, являясь продолжением предметной подготовки, внеурочная деятельность должна способствовать выработке у школьников стремления к самостоятельной работе.

Вместе с тем, внеурочная деятельность учащихся должна способствовать достижению воспитательных результатов: через активное приобщение к произведениям художественного творчества ученики воспринимают нравственную систему ценностей, что формирует основу их мировоззрения. Данная программа предлагается как вариант для организации внеурочной деятельности по литературе в 5 классе и построена на основе Программы внеурочной деятельности по литературе в 5 классе. «В мире сказки» Рыковой Е. К.

Внеурочные занятия учащихся могут быть организованы в виде факультативов, кружков, научного общества, интеллектуальных клубов, познавательных экскурсий и т. д. Это традиционные формы деятельности учащихся, однако в настоящее время они наполняются новым содержанием: занятия внеурочной деятельностью позволяют сочетать полученные знания с социальным опытом, с формированием универсальных учебных действий. Все это позволяет не только расширять учебный диапазон школьного предмета, но и проявлять самостоятельность в реализации поставленной цели, работать с разными информационными источниками, а также получать удовольствие от собственных достижений.

Одно из основных направлений в этой сфере может быть связано с разработкой и реализацией системы проектно-исследовательской деятельности. Внеурочная учебно-исследовательская деятельность школьников является логическим продолжением учебы в школе. Учащимся предлагаются игровые, творческие исследовательские проекты, которые имеют практико-ориентированную направленность и формируют универсальные учебные действия. Каждый из этих типов работы интересен, и любой может найти тот проект, который его увлечет. В процессе выполнения заданий ученики приобщаются к научно-исследовательской деятельности: ищут проблему, выдвигают гипотезу, формулируют цели и задачи, планируют, ищут средства и методы решения поставленных задач, работают с информацией, систематизирую ее, анализируют и создают свой продукт.

www.prodlenka.org

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса

Суминой Светланы Юрьевны,

учителя I квалификационной категории

г. Мегион

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает поиск новых подходов к организации учебного процесса.

Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной работы по русскому языку. Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.Язык обогащает и развивает духовный мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. У детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере. Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

www.prodlenka.org