Человек и природа. М. М. Пришвин - "Певец русской природы". Рассказ о природе и о человеке
Рассказ о человеке и природе
О теме: Человек и природа всегда были вместе, но со времен начала индустриализации, роста технического прогресса и перехода на нанотехнологии, человек забыл свое место в природе, посадив себя в бетонные клетки, напичканные микроклиматом кондиционеров. Сочинение - рассуждение на тему единения человека с природой.
Современный мир железа и бетона мало чем напоминает существование человека в прошлом. Еще каких-то сто лет назад в наших городах было больше деревьев, мы стремились хоть как-то наполнить жизнь зеленью, не разрывая связей с природой.
Сегодня человек окружен только полезными и нужными вещами: автомобили и всевозможные электронные устройства, кирпичные дома, металлические конструкции, асфальт, бетон. Неужели природа не вписывается в этот перечень рациональных элементов жизни? Прогресс дает человеку множество эффективных изобретений, но все больше отдаляет его от живой природы. Тем не менее, человек не должен забывать о своих корнях. Все мы являемся частью живой системы на планете Земля, наши предки жили практически под открытым небом и соприкасались с окружающим миром каждый день. Мы же отгородились от этого мира пластиком, сталью и бетоном, и эта искусственная изоляция угнетает нас, отрицательно влияет на наше здоровье и психику.
Далеко не у каждого современного обывателя имеется возможность окунуться в мир растений и животных, почувствовать единение с природой. Мы часто не замечаем, как тянемся к этим утраченным корням, стараясь время от времени прогуляться в парке, выбраться на отдых в лес или, даже, купить себе небольшой домик за городом. Человеку трудно бороться с естественным желанием видеть вокруг себя настоящую, а не синтетическую жизнь. Да и зачем это делать?
Да, ритм нашей жизни ускорился, и рутина ежедневных обязанностей поглощает нас, заставляет забывать о простых радостях и желаниях. Тем не менее, не стоит ограничивать себя в общении с природой, пусть даже это будут элементарные поступки и события. Стоит другими глазами взглянуть на окружение, лишний раз порадоваться весенней зелени в парке или лесу, покормить голубей, выбраться на праздничный пикник к реке или отправиться всей семьей за грибами. Даже традиционный отпуск можно организовать иначе - забыть на время о комфортных отелях и курортах, выбрав более дикие туристические маршруты.
Нетронутых уголков на нашей планете остается с каждым годом все меньше, и мы не отдаем себе отчет в том, что постепенно привыкаем к отсутствию живой природы вокруг. И если нам еще есть что вспомнить, то возможно наши дети станут принимать такой железобетонный мир за норму. Стоит чаще наслаждаться естественной красотой Земли, пока у нас есть такая возможность.
Мы в Фейсбуке
"Сезоны года" - это журнал о природе, культуре и окружающем мире.
Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.
Каждый человек относится к природе по-своему: кто-то хорошо, а кто-то плохо. Последнее время человечество совершенно неэкономично и эгоистично относится к нашей планете и её природе. Однако существует и множество природоохранных организаций, которые защищают и охраняют природные ресурсы нашей земли - высаживают деревья, создают заповедники и заказники, протестуют против незаконного отлова животных, браконьерства, использования изделий из кожи, норковых шуб и прочего.
Каждый человек должен стремиться сохранить природные богатства и донести их до будущих поколений. Охрана природы всегда должна быть в приоритете для человечества.
Сочинение Человек и мир природы
Я думаю, что очень часто встречается тема проблема взаимоотношений человека и природы. В наше время особенно в городах, происходит загрязнение человеком природы. Теперь чистый воздух-это большая редкость для городов. Есть много различных заводов и фабрик, которые очень загрязняют природы, выбросами отходов, загрязнение воздуха. Также выхлопные газы от автомобилей. Или же, когда человек выбрасывает мусор в неположенных для этого местах, всё это способствует сильному загрязнению природы.
Человек должен научиться защищать природу и быть с ней в мире. Для охраны природы созданы специализированные заповедники. Человек может помочь, природе выбросив мусор в положенных для этого местах, есть различные мероприятия, когда убирают мусор, сажают клумбы. Если оглянуться вокруг, то можно увидеть на сколько всё же прекрасна природы, все растения, животные.
Все с радостью ждут весны, когда начинают цвести сады, появляется весеннее солнышко, и от этого очень радостно становится на душе. Именно поэтому главная задача всех людей на планете ценить, то место, где ты живёшь. Всё это для того, что бы природа не утратила своё волшебство и красоту. Природа-это наш друг, её нужно беречь.
Полное сочинение Человек и природа
На планете Земля проживает около семи миллиардов человек. Не важно, живёшь ты в большом городе или в глухой деревушке, природа всё равно окружает тебя всю жизнь. Но задумываемся ли мы о природе? Вспоминаем ли мы о ней когда-то, кроме тех случаев, когда нам нужно воспользоваться её ресурсами? На данный момент человечество использует нашу планету совершенно неэкономично, и по данным официальных организаций, чтобы окупить все расходы, нам понадобится две с половиной планеты. Люди выбрасывают расходы в океаны, вырубают леса. А чего стоят пожары от неосторожно брошенного окурка, из-за которого исчезают гектары леса? А ведь в этом лесу были не только деревья, но и биотические сообщества. Лес - источник кислорода, который жизненно важен для всех существ.
Животные играют важную роль в природе. Они являются участниками пищевых цепочек, некоторые истребляют вредителей садовых и огородных хозяйств. Однако люди не жалеют и их. Животных уничтожают ради примитивных радостей: новая норковая шуба, кожаная сумочка, вкусный праздничный обед. Особенно большой вред наносят животным браконьеры, ведь именно из-за них постоянно пополняется Красная книга. Да, есть животные, на отлов которых даётся разрешение, истребление их законно вполне возможно.
Стоит обратить внимание и на деятельность заводов, которые довольно негативно влияют на атмосферу. Атмосфера - очень важная оболочка, которая защищает Землю от вредного ультрафиолетового солнечного излучения.
Однако не все люди настолько плохие, ведь довольно многие любят и защищают природу, охраняют её от истребления и браконьерства. Некоторые состоят в природоохранных организациях, однако это совершенно не обязательно. Защищать природу может каждый человек, который заботится о своём будущем и будущем своих детей, внуков и грядущих поколений. Эти люди отказываются от использования изделий из натуральной кожи, ношения шуб. Они высаживают деревья и цветы, охраняют редкие животные и растения, которые подвергаются беспощадному истреблению со стороны браконьеров и людей, которые пытаются незаконно нажиться на исчерпаемых природных ресурсах.
Множество природоохранных организаций также функционируют довольно активно. Их представители выходят на митинги, проводят общегородские акции, мероприятия, протестуют против уничтожения природы. Активисты сохраняют животных, растения, водоёмы, и каждый день к ним присоединяются всё новые и новые члены. Как правило, это школьная и студенческая молодёжь, которая вдохновлена идеей спасения природы Земли.
Сохранять и приумножать природные богатства - обязанность каждого из нас. Не стоит расходовать ресурсы, ведь всё это: вода газ - однажды могут просто закончиться. И в таком случае мы не сможем переселиться на другую планету, где всего этого в избытке. Мы все должны заботиться о нашей единственной планете и экономично относиться к природе, её ресурсам, ведь сохраняя планету, мы сохраняем себя!
Несколько интересных сочинений
В школе мы проводим большое количество времени, даже больше, чем дома. Как говорят многие учителя: «школа - это второй дом». Задумавшись, мы действительно понимаем, что это так. Идя в первый класс ребята не совсем понимают, что же их ждет дальше
Действие повести разворачивается за границей в Германии. Повествование ведется от лица главного героя Н.Н. В первых же строках мы узнаем из его уст, что был он молод, весел и здоров, ни в чем не нуждался и путешествовал без всякой цели
Вода – как много в этом, казалось бы, простом и коротком слове. Кто мы без воды? Без воды не может существовать ни что живое на земле
Обелиск - исторически бессмертная повесть Василя Быкова.В произведении тронута глобальная тема преемственности поколений, верности традиций отца, деда.
В произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», пожалуй, одно из центральных мест занимает образ земли. Именно на ней разворачиваются все чудовищные события, которые мы помним до сих пор. Каждая строчка пропитана необыкновенной любовью
Внимание, только СЕГОДНЯ!miyakirb.ru
Рассказы о природе русских писателей
Рассказы о природе в форме коротких заметок, знакомят с окружающим миром растений и животных, жизнью леса и сезонными явлениями природы, наблюдаемые в разное время года.
Небольшие зарисовки каждого времени года передают настроение природы в небольших произведениях, написанных творцами русской прозы. Маленькие рассказы, зарисовки и заметки собраны на страницах нашего сайта в небольшой сборник коротких рассказов о природе для детей и школьников.
Природа в коротких рассказах М. М. Пришвина
Михаил Михайлович Пришвин непревзойденный мастер короткого жанра, в своих заметках настолько тонко описывающий природу всего в двух-трех предложениях. Небольшие рассказы М. М. Пришвина - это этюды о природе, наблюдения за растениями и животными, короткие очерки из жизни леса в разное время года. Из книги "Времена года" (избранные зарисовки):
Природа в коротких рассказах К. Д. Ушинского
Педагогический опыт, идеи, цитаты, ставшие основой в воспитании человека передал в своих работах Ушинский Константин Дмитриевич. Его сказки о природе передают безграничные возможности родного слова, наполнены патриотическими чувствами к родному краю, учат добру и бережному отношению к окружающему миру и природе.
Короткие рассказы о природе К. Д. Ушинского
Рассказы о растениях и животных
Рассказы о временах года
Природа в коротких рассказах К. Г. Паустовского
Невероятное описание природы в разных её проявлениях, используя все богатство словаря русского языка можно встретить в небольших рассказах Паустовского Константина Георгиевича. В удивительно легких и доступных строках проза автора, словно музыка композитора, оживает в рассказах на краткий миг перенося читателя в живой мир русской природы.
Короткие рассказы о природе К. Г. Паустовского
Природа в коротких рассказах А. Н. Тумбасова
Этюды Тумбасова Анатолия Николаевича о природе представляют собой небольшие эссе каждого времени года. Вместе с автором совершите свое маленькое путешествие в удивительный мир природы.
Короткие рассказы о природе А. Н. Тумбасова
Времена года в рассказах русских писателей
Небольшие рассказы русских писателей, строки которых неотъемлемо объединяет чувство любви к родной природе.
Весна
Лето
Осень
Зима
Пересказ рассказа требует не только запоминания текста, но и вдумчивости в слова, в содержание рассказа.
Возможно, вот это вам поможет: Как выучить рассказ с пересказом?
Рассказы Пришвина: человеку нужна природа
«Чистая поэзия» - так можно назвать рассказы Пришвина. Каждое слово, написанное им, – это намек на то, чего не увидишь поверхностным взглядом. Пришвина нужно не просто читать, им нужно наслаждаться, пытаться уловить тонкий смысл кажущихся простыми фраз. Назидания? Здесь они ни к чему, автор прекрасно это понимает. Особое внимание к каждой мелочи – вот, что действительно важно, вот чему учат рассказы Пришвина.
Природа родного края занимает в творчестве писателя первое место. Героями рассказов становятся не только люди, но животные и птицы. Именно все это и составляет красоту жизни. Невероятная доброта и сердечность характеризуют каждое произведение Михаила Михайловича. Секрет такого успеха заключается в связи творчества с собственными наблюдениями и впечатлениями.
Тонкое понимание и неразрывная связь природы и родины пронизывают все рассказы Пришвина. «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину» - читаем мы и понимаем, как актуальны его мысли сегодня! Удивительную гармонию и любовь к Земле отмечает у Пришвина и Максим Горький. Классик пишет: «…удивительно богат и широк мир, познанный вами…».
Рассказы Пришвина о природе, к числу которых относятся такие вечные произведения как «Золотой луг», «Наш сад», «Глоток молока», «Сухостойное дерево», «Первая песня воды» и многие-многие другие с самого детства с нами. Они учат тому, чему не научат школьные учителя – ценить и беречь все то, что даровало нам небо. Истинным натуралистом был Пришвин. Непревзойденное знание лесов и болот, умение уловить каждое их движение – все это было в его власти. Прибавить к этому виртуозное владением пером – что еще нужно истинному мастеру слова? Читая его книги, мы слышим шум ветра и шелест листьев, ощущаем запахи леса и наблюдаем за поведением лесных обитателей. А как может быть иначе, если вместо обычного слова «растения» мы находим у него кровавую ягодку костянику, белые грибы, голубую чернику и красную бруснику, заячью капусту и кукушкины слезы?
Отдельного внимания заслуживают рассказы Пришвина о животных. Кажется, вся флора и фауна средней полосы России заключена в них! Лишь два произведения – «Гости» и «Лисичкин хлеб», и столько названий: ворона, трясогузка, журавль, цапля, землеройка, лисица, гадюка, шмель, овсянка, гусь… Но и этого мало писателю, каждый житель леса и болот у него имеет свой особенный характер, свои повадки и привычки, голос и даже походку. Животные предстают перед нами как умные и сообразительные сушества ("Синий лапоть", "Изобретатель"), они могут не только мыслить, но и говорить ("Курица на столбах", "Ужасная встреча"). Интересно, что относится это не только к зверям, но и к растениям: шепот леса едва приметен в рассказе «Шепот в лесу», в «Золотом луге» одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются рано поутру, а гриб прокладывает себе дорогу из-под листвы в «Силаче».
Часто рассказы Пришвина повествуют нам о том, как равнодушны бывают люди ко всей красоте, находящейся рядом с ними. Чем чище и богаче духовно человек, тем больше тайн природы ему открыты, тем больше он сможет увидеть в ней. Так почему мы забываем об этой простой мудрости сегодня? И когда мы это осознаем? Не будет ли уже поздно? Кто знает…
fb.ru
Человек и природа
- Как человек использует живую и неживую природу?
- Почему природу нужно охранять?
Воздействие человека на природу
Человек — часть природы. Всё, что ему необходимо для жизни — пищу, одежду, топливо и др., — он получает из окружающей среды. Таким образом, природа — источник всех средств существования людей.
Долгое время человек не нарушал существующее в природе равновесие. Но постепенно людей становилось больше, им требовалось всё больше и больше пищи. Древние люди стали охотиться на крупных животных и погубили многих из них. Учёные считают, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определённую роль сыграли древние охотники.
Это были первые потери природы от рук человека. Шли годы, росло население Земли, число городов. Менялась жизнь людей: человек создал множество машин, облегчающих его труд, и средства передвижения, построил города и проложил дороги, освоил воздушное и водное пространства, поднялся в космос. В настоящее время человек всё больше и больше преобразует окружающую его природную среду.
Человеку под силу двигать горы, осушать болота и моря, создавать искусственные озёра и реки, поворачивать русла рек.
В настоящее время ежегодно на земном шаре добывают до 100 млрд т горных пород, выплавляют около 800 млн т различных металлов, в почвы вносят около 500 млн т минеральных удобрений, сжигают до 3 млрд т нефти.
Только один автомобиль ежегодно поглощает до 4 т кислорода!
Такая деятельность человека часто приводит к печальным экологическим последствиям. В крупных городах воздух и водоёмы сильно загрязнены промышленными выбросами. Полностью изменился облик многих районов Земли: на них исчезли леса, плодородные земли, перестали существовать уникальные виды растений и животных.
Как сберечь природу?
Мы много говорим о том, есть ли жизнь на других планетах, в других галактиках. Как мы будем радоваться, если где-то в космосе найдём какую-то «букашку»! А ведь с нашей планеты уже исчезли многие виды животных, и их не будет никогда, а другие могут исчезнуть в любой момент. Вдумайтесь: до появления человека один вид животного исчезал за 1000 лет; с 1850 по 1950 г. — за 10 лет; с 1950 г. — один вид в год. Сейчас ежедневно исчезает один вид растений или грибов.
Для спасения живой природы учёные выявляют редкие и исчезающие виды растений и животных и заносят их в Красную книгу.
Для сохранения видов вместе со средой обитания создаются охраняемые территории — заповедники, национальные парки, заказники. В них запрещена или ограничена любая хозяйственная деятельность, отдых людей и туризм.
Да, человек изменил Землю, сделал её во многом опасной для своего здоровья, а также для здоровья будущих поколений.
Что же делать? Вернуться назад в каменный век, в сырую пещеру, охотиться, обрабатывать поле каменными орудиями? Конечно же нет. Нужно, чтобы люди научились разумно и ответственно относиться к природе? А это значит:
- защитить планету от всех видов загрязнения;
- остановить уничтожение лесов и наступление пустынь;
- сохранить многообразие живого на планете;
- бережно относиться к природе каждому человеку.
- Оказывал ли влияние древний человек на природу?
- Как освоил современный человек Землю?
- Как человек меняет облик биосферы? Приведите примеры.
- Какие меры принимают для охраны биосферы?
- Как вы можете помочь охране животных и растений?
- Есть ли в вашей местности охраняемая территория? С какой целью она создана?
- Используя различные источники информации, составьте небольшой рассказ о каком-либо редком животном или растении.
Человек всё больше преобразует природу, но не всегда думает о последствиях своей деятельности: загрязняются воздух и водоёмы, снижается плодородие почв, исчезают уникальные виды растений и животных. Для сохранения видов живой природы созданы Красные книги и охраняемые территории.
Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях: Поиск по сайту:geography-ege.ru
Человек и природа. М. М. Пришвин
С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят в течение всей жизни.
Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина
Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь понимать их особенности. В них нет каких-то политических подтекстов, которые так любили его современники, нет ярких заявлений и призывов обществу. Все произведения отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой.
Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Эту фразу можно смело назвать системообразующей в его рассказах, потому как в них мы видим открытого и думающего человека, с чистым сердцем рассуждающего об истинных ценностях.
Несмотря на то, что Пришвин пережил несколько войн и революцию, он не переставал восхвалять человека за его стремление познать жизнь со всех сторон. Конечно, любовь к природе стоит особняком, ведь в его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной, что подчеркивает единство.
Очень точно о Михаиле Михайловиче в свое время высказался другой великий писатель – Максим Горький. Он говорил, то ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе. И действительно, Пришвин не только любил природу, он старался узнать о ней все, а затем передать эти знания своему читателю.
Рассуждения о чистоте человеческой души
Михаил Пришвин искренне верил в людей, стараясь видеть в них только хорошее и позитивное. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями: «…так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше». И кому как не Пришвину, пережившему тяжелые удары судьбы, знать об этом.
В основу человеческих отношений писатель ставил взаимопомощь, потому как человек должен был всегда находить опору в своих друзьях и близких. Он говорил: «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива». Тем не менее, с любовью к человеку у Пришвина могла сравниться только его любовь к природе. Многие произведения написаны так, что в каждой фразе скрывается глубокий смысл, рассуждение о тонком взаимоотношении человека и природы.
«Кладовая Солнца»
Михаил Пришвин за свою жизнь написал множество произведений, которые до сих пор восхищают своим глубоким смыслом. И «Кладовая Солнца» по праву считается одним из лучших его творений, ведь в этом произведении мы смотрим на чудесный мир глазами двух детей: брата и сестры Митраши и Насти. После смерти родителей на их хрупкие плечи взвалился тяжелый груз, потому как всем хозяйством им пришлось управлять самим.
Как-то дети решили сходить в лес за клюквой, взяв с собой необходимые вещи. Так они дошли до Блудова болота, о котором ходили легенды, и здесь брату и сестре пришлось расстаться, потому как «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Настя и Митраша оказались один на один с природой, им предстояло пройти множество испытаний, главным из которых являлась разлука. Тем не менее, брат и сестра смогли встретиться друг с другом, и Митраше в этом помогла собака Травка.
«Кладовая Солнца» дает нам возможность узнать, насколько тесно переплетены между собой человек и природа. Например, в момент спора и расставания Митраши и Насти тоскливое настроение передалось и природе: даже повидавшее многое на своем веку деревья стонали. Однако любовь Пришвина к людям, его вера в них дала нам счастливый конец произведения, ведь брат и сестра не только встретились, они еще смогли выполнить задуманное: собрать клюкву, которая «кислая и очень полезная для здоровья растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
"Человек и природа в произведениях литературы". Урок-размышление
Разделы: Литература
Обучающая цель: Выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражены в произведениях литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели, раскрывая эту тему (слайд 2).
Воспитательная цель: Доказать учащимся, насколько актуально звучит экологическая проблема. Вызвать у учащихся чувство бережливости к природе.
Оформление:
1. Презентация урока (Приложение 1);
2. Выставка книг;
3. Стенд “Природа глазами детей”;
4. Картины художников-пейзажистов.
Ход урока
Эпиграфы (слайд 3):
“Любить природу – значит любить Родину”
(М.Пришвин)
“Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя”
(Ч.Айтматов)
“Не то, что мните Вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.”
(Ф.Тютчев)
Слово учителя с элементами беседы:
Мы сегодня будем говорить не просто о природе, ее красоте, о полезности, а о взаимоотношении человека и природы. Многие писатели и поэты воспевают красоту природы.
К.Урманов “Тайны в природе”
Это сибирский писатель, который 70 лет не уставал смотреть на чарующие картины сибирского края.
Когда читаешь книгу Урманова, то сколько дивных картин откроется твоим глазам – от “березы в алмазах”, которая наполнила “юным восторгом” седого писателя-природолюба, до алой зари над тихим озерком, где по утрам водяные лилии раскрывают свои белые чашечки с золотой сердцевиной.
А сколько новых друзей обретешь ты среди пернатых – водоплавающих, певчих – обитателей лесов и лугов не только в книгах Урманова, но и в рассказах М.Пришвина, В.Бианки, К.Паустовского.
Чтобы увидеть в обыденной природе ее красоту, ее необычность, нужно уметь всматриваться в природу. Тогда каждая травинка, каждый листок расскажут тебе целые истории.
О природе пишут, поют, картины природы изображают на полотнах художники.
Вопрос: Кого Вы знаете из художников-пейзажистов?
(Используются картины с изображением пейзажей. Нужно назвать художника).
(слайд 4 – Шишкин И.И.), (слайд 5 – Левитан И.И.), (слайд 6 – Поленов В.Д.)
Вопрос: Какие картины Вы бы нарисовали, слушая стих?
Вопрос: Ребята, прочитайте любимые стихи о красоте природы.
(Ребята читают стихи Тютчева, Фета, Есенина, Мережковского, Пушкина, Баратынского).
Вывод: Разговор о красоте природы можно закончить словами Б.Рябинина (слайд 9) :
Люди, оглянитесь-ка вокруг! Как природа истинно прекрасна! Ей нужна забота Ваших рук, Чтобы красота ее не гасла.
Вопрос: О чем говорят две последние строчки стихотворения?
Вывод: Красота природы зависит от человека.
Вопрос: Какие Вы знаете стихотворения, где природа уничтожается руками человека?
Игорь Северянин (слайд 10)
Что шепчет парк...О каждом новом свежем пне, О ветви, сломанной бесцельно, Тоскую я душой смертельно. И так трагично больно мне. Редеет парк, редеет глушь, Редеют ёловые кущи... Он был когда-то леса гуще, И в зеркалах осенних луж Он отражался исполином... Но вот пришли на двух ногах Животные – и по долинам Топор разнес свой гулкий взмах. Я слышу, как, внимая гуду Убийственного топора, Парк шепчет: “Вскоре я не буду... Но я ведь жил – была пора...” (1923)
Это стихотворение анализирует группа ребят:
- Это стихотворение написано в начале 20-го века, в 1923 году. Уже в то время тема человека и природы была очень важной. Чувствуется тревога и боль самого поэта за то, что происходит в отношении людей к окружающей их природе.
- Анализируя это стихотворение, я взял два уровня – графический и фонетический. Стихотворение состоит из 4х строф. Написано двусложным размером – ямбом. Именно такой размер показывает, что здесь нет мелодичности. Строчки звучат резко и отрывисто, как будто стук топора.
- Я анализировал лексический уровень.
Основная мысль стихотворения в том, что человек собственными руками уничтожает парк, прекрасный уголок природы. И стоит задуматься всем живущим на Земле, что, уничтожая природу, мы губим и свою жизнь, так как мы являемся частью природы.
Я проанализировал звуковую окраску стихотворения. Много белого цвета дает звук [О]. По видимому, в парке много белоствольных берез, много зеленого цвета – звук [И]. Даже есть
красный цвет – [А] Ведь парк своей красотой приносит людям радость. Потом все светлые тона сменяются на темные: серый, коричневый, даже черный. Это цвет голой земли и вырубленных деревьев.
Здесь есть аллитерация – сочетание шипящих и свистящих согласных. Поэт показывает этим художественным приемом, как затихает парк, погибая, то есть умирает.
- В первой строфе лирический герой говорит о своем душевном состоянии, когда он смотрит на пни, на сломанные ветви:
- Тоскую смертельно....
- Трагично – больно мне...
- Во второй строфе возникает картина, как когда-то густой и красивый парк уничтожается. Эту мысль передает глагол “редеет”, он повторяется три раза.
- Именно в третьей строфе поэт выносит беспощадный приговор человеку, называя его животным на двух ногах. Это метафора. С топором в руках эти “животные” уничтожают парк.
- В четвертой строфе с помощью олицетворения поэт показывает последние минуты жизни парка. Слышит последний шепот деревьев: “Вскоре я не буду...”.
В стихотворении мало эпитетов, но есть один “эпитет” - убийственный топор, который подчеркивает основную мысль – человек убивает природу.
Слово учителя:
Не только поэтов волнует нарушение гармонии отношений между человеком и природой, но и писатели очень часто обращаются к этой проблеме.
Вопрос: Какие рассказы Вы прочитали? Как в них раскрывается эта проблема?
Пришвин “Синий лапоть”, “Лесной хозяин”, “Кладовая солнца”.
Паустовский “Заячьи лапы”, “Мещерская сторона”.
Астафьев “Зачем я убил коростеля”, “Белогрудка”.
Якубовский “В лесной сторожке”.
Группа ребят готовили анализ рассказа “Хвостик” В.Астафьева.
- Мы выбрали рассказ Виктора Астафьева “Хвостик”. Астафьев – это наш писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. Его воспитывала бабушка. Именно она его научила жить так, “чтобы слышать боль каждого”. Каждого – это не только человека, но и всего живого на Земле: животного, птицы, дерева, полевого цветка, каждой травинки и букашки. У Астафьева есть книга, называется “Затеси”. Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таёжники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы (их называют поэтические миниатюры). Каждый из рассказов оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе, сердце читателя, заставляет задуматься о нравственных проблемах: о жестокости и доброте, о долге, чести, предательстве, об ответственности человека перед своей землёй.
- Во втором сюжете писатель поднимает проблему воспитания детей на основе отношения к природе, ко всему живому.
На берегу мальчик. Он смеётся, заливается, хохочет. Над чем же он смеётся?
И вот картина, над которой смеётся мальчик:
(Зачитать 1)
Да, хвостик суслика смешной, похож на ржаной колосок, из которого выбито зерно. По видимому, с голоду пришел суслик на берег крошки подбирать. Его поймали веселые гуляки, которые здесь отдыхали, и засунули в банку. По царапинам на стенках банки видно, что засунули живого. И слова на газете подчеркнуты не карандашом, а кровью зверушки. Какие же зарубки оставил писатель этим рассказом? Много вопросов возникает после этого рассказа. Зачем так сделали люди? Почему мальчик смеётся, а не жалеет? Каким он будет, когда вырастет? Так Астафьев своими затесями заставляет задуматься и детей и взрослых: Кто мы? Зачем мы? Почему мы так делаем?
Вопрос: Почему природа и человек не существуют раздельно? Докажите.
- Природа кормит, одевает, поит, обувает человека. Она воспитывает у человека эстетические понятия, нравственные, учит его.
Вопрос: Почему именно сейчас так актуальна стала экологическая проблема?
Докажите фактами (статьи газет, журналов, телепередачи, радиопередачи).
- Загрязнение водоемов.
Примеры: Иртыш, Ладожское озеро, Байкал, Аральское море, малые реки.
- Лесные массивы.
Пожары, внеплановые вырубки.
- Уничтожение редких животных, химическое опыление полей.
Примеры из рубрики “Знаете ли Вы, что...”.
Вывод: Вы видите, что природа просит пощады у человека, защиты.
Вопрос: Какие Вы знаете стихотворения, где показана экологическая проблема?
Прочитать наизусть, назвать основную мысль.
Алена Колокольникова (черлакская поэтесса) (слайд 11)
Не разоряйте птичьих гнезд, Не убивайте пташек малых, Чтобы вернулся певчий дрозд, Весною песня не смолкала. Ты – властелин, о человек! Пусть даст твое ружье осечку, Пусть не прольется кровь на снег, Из берегов пусть выйдет речка. Природа просит: “Пощади!” Жестокость будущим чревата, Задумайся, что впереди? Не избежать тебе расплаты. Она умеет все прощать, Смахнет слезу рукой осины. Не заставляй её страдать, Она ведь мать – Так будь ей сыном.
Это стихотворение можно назвать криком души человека, которому не безразлично, что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу. Алёна Колокольникова не просто просит, а требует:
“не разоряйте....не убивайте...пощадите...”
Последние строчки наполнены любовью и нежностью к природе, как к матери. Мать заботится о своих детях, и дети тоже должны заботиться о своей матери.“Она ведь мать! Так будь ей сыном”. С.Алексеев (слайд 10)
Щади зверей и птиц, Деревья и кусты. Ведь это все слова, Что царь природы ты. Ты только часть ее, Зависимая часть. Что без нее и мощь твоя И власть?!
В этом стихотворении основная мысль в том, что природу нужно беречь, все живое щадить. А человек вовсе не царь природы, а только часть природы. Человек полностью зависит от окружающего мира. Природа дает нам и пищу, и воду, и воздух. Это то, без чего мы, люди, не сможем жить.
Слово учителя:
Человек, вооруженный ружьем и машиной, глухим и жестоким сердцем, ради наживы, может убить лося, охота на которого запрещена, подстрелить утку, после которой останется выводок беспомощных утят, обреченных без матери на гибель.
Может, отправившись в туристический поход, бесчинствовать на природе, оставляя непоправимо разрушительный след на привалах.
Или вооруженный техникой, изломать, искорежить лебедкой одинокое дерево, царственно возвышающееся над округой.
Вывод: А ведь человек – “Бог” природы, как утверждает герой рассказа Александра Иванова “Судья”. Ему в ней жить. Ему её и оберегать.
Эту же мысль можно выразить стихами (слайд 11):
Люди-исполины, люди великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы, Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно, Но должно быть сердце, сердце человечье.
Тема человека и природы поднимает нравственные проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает.
Вывод: Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:
- Сожалеть,
- Сочувствовать,
- Сострадать,
- Сопереживать.
И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости.
На последнем этапе урока обращаемся к эпиграфам на доске (слайд 12).
Дети объясняют смысл слов М.Пришвина, Ч.Айтматова и Ф.Тютчева
Итогом урока является вопрос: О чем заставил меня задуматься урок литературы?
Учащиеся отвечают на него письменно.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
“Рассказ о природе” сочинение
Природа всегда привлекает внимание, так как почти всегда красива. Она красива, конечно, только если не тронута пагубным влиянием человек. Хотя природа тоже может быть разной, она может бить дикой или ухоженной, но она все равно будет приносить радость и успокоение, если в ней не будет мусора. Например, природа, которую человек перестроил под себя, она тоже может быть прекрасной, парки, подстриженные газоны и клумбы не менее диких лесов привлекают внимание. Потому что это все равно прекрасно, это природа, правда, немного подкорректированная.
Другое дело природа дикая. Она настолько разнообразна, что человек никогда не устанет смотреть на нее и любоваться. Это и леса и поля, реки и озера, водопады и горы, моря и океаны. Это все природа, дикая, необузданная, первозданная. Почему-то всем больше нравится именно дикая природа, которая еще не была тронута руками человека. Большинство интересует возможность увидеть что-то не искусственное, наверное, потому, что сейчас в мире очень мало осталось мест, где можно увидеть настоящую нетронутую природу, хотя они есть, и многие специально отправляются в джунгли, в самые отдаленные уголки, чтобы насладится прекрасным видом невероятных красот...
природы.Природа – это, кроме всего прочего, очень мощная сила. Она может стать музой для музыкантов, поэтов, художников и мыслителей. Множество прекрасных картин было создано и невероятное количество произведений было написано, с тщетной попытке передать прелесть и неповторимое очарование природы. Но мало у кого это получалось, потому что сама прелесть природы и заключается в ее неуловимости и неустойчивости. Ее постоянная текучесть и переменчивость притягивает сердца людей. Но, с другой стороны, природа еще и символизирует стабильность. Земля, которая помогает всему родиться, как ничто другое является символом стабильности и плодородности.
Природа настолько разнообразна, что каждый найдет себе что-нибудь по душе. Кому-то нравятся леса и рощи средней полосы России, кто-то без ума от тропических растении и животных. Некоторые предпочитают проводить время на суше, гулять среди деревьев и любоваться на закаты. Другие без ума от воды и готовы проводить там часы напролет. Природа настолько многолика, что может позаботиться обо всех и для всех создать уголок, где будет уютно и комфортно. Наверное, именно это привлекает людей, разнообразие и красота, цвета и яркость красок, которые можно увидеть в природе.
schoolessay.ru