КОНСПЕКТ ООД "СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ОБ ОСЕНИ" . Рассказ об осенней природе с использованием образных слов


Помогите составить рассказ 7-10 предложений на тему осени, используя звуковую наглядность, звуковую живопись.

Осень.. . Какая прекрасная пора! Осень - моё любимое время года. Уже в одном слове слышится шелест жёлтых листьев, завывание ветра, стук каплей дождя.. . Кажется, будто для всех деревьев умелый ювелир сделал золотые оправы. Этот ювелир - природа. И только в осеннюю пору она в полной мере раскрывает все свои таланты. Только тот, кто не понимает в настоящей красоте, кто не умеет ценить прекрасное, видит в осени только грязь и унылость, не может по достоинству оценить талант природы.. . Я считаю, что осень это самое очаровательное время года! Такое впечатление, что у неё есть свой силуэт - прекрасный, стройный, но так же есть не менее прекрасный характер - ласковый, добрый, но в то же время гордый и независимый.. . Осень - это находка для всех писателей и поэтов, поэтическое слово - это и есть осень. Каждый уважающий себя писатель хотя бы раз воспевал эту прекрасную пору.

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. с печальным ШУМОМ КРИКЛИВЫЙ караван

Составить рассказ про осень из 4-5 предложений используя образные слова. родчеркнуть их

touch.otvet.mail.ru

Описание осени в художественном стиле: как правильно написать сочинение?

Очень часто на уроках русского языка задают сочинения на тему "Времена года". Как правило, такая работа позволяет ученику развивать описательные навыки, умение строить тексты различных стилей. Сочинение-описание строится по определенным правилам. Обычно подобные творческие работы выполняются в художественном стиле. Наиболее популярная тема - описание осени.

Художественный стиль: как в нем писать?

Художественный стиль речи - это стиль любого литературного произведения. Он характеризуется обилием образов, эпитетов, метафор, олицетворений и других тропов. Тексты такого стиля очень яркие, эмоционально окрашенные. Описание осени в художественном стиле - одна из самых благодатных почв для работы. Ведь об этом времени года писали многие литераторы, осень привлекала их своими красками, спокойствием.

Чтобы правильно составить описание золотой осени, необходимо сначала подготовить план. План может состоять из любого количества частей - все зависит от фантазии и необходимого объема сочинения. Примерный "скелет" любого описания времени года может выглядеть так:

1. Изменения в природе с приходом осени.

2. Какие преимущества есть у осени?

3. Что мы видим за окном?

4. Мое отношение ко времени года.

Опираясь на данные пункты, можно написать хорошую работу, которая не будет напоминать "масло масляное", а такая опасность всегда есть, когда пишешь сочинение.

Примерная работа

Итак, описание осени в художественном стиле - задача довольно трудная. Нужно обладать и хорошим словарным запасом, и умением строить предложения, и наблюдательностью, и чувством прекрасного. Как может примерно выглядеть сочинение?

Изменения в природе с приходом осени

Наступила золотая осень. Небо стало более тусклым, в воздухе появился свежий запах. Хотя он еще теплый, но уже не такой, как летом. Все говорит о том, что природа, спустя пару месяцев, погрузится в безмятежный зимний сон. Ночи становятся длиннее, а дни короче. Все чаще и чаще в небе видны стаи перелетных птиц, которые направляются в теплые края. Все, что происходит, навевает некоторую грусть, ведь тихое "умирание" природы почему-то всегда напоминает о том, что человеческая жизнь тоже конечна.

В чем преимущества времени года?

Несмотря на это, многие писатели и художники ждали это время года, они открыто любовались им. Почему? Тихая безмятежность, буйство красок, неповторимые ароматы - все это привлекало таких мастеров, как Пушкин, Левитан, Тютчев. "Очей очарованье" - так назвал осень Александр Сергеевич Пушкин. С ним трудно не согласиться, ведь осенью и правда очень красиво. Но что же, помимо красоты, может привлечь внимание? Именно сейчас, когда природа засыпает, на ум приходят самые поразительные мечты, фантазии и мысли. Возможно, они не такие яркие и позитивные, как весной, зато более философские и глубокие. Для многих очередная осень - это повод для поступков, жизненных изменений, ведь практически сразу за ней следует новый год. Для других осень - это возможность осмыслить все то, что было до, проанализировать свою жизнь, покопаться в себе, что-то исправить. Видимо, поэтому описание природы осенью в художественных произведениях всегда имеет символическое значение.

Что мы видим за окном?

Как же много можно написать об этом времени года! Листья на деревьях из ярко-зеленых становятся сначала бледными, потом постепенно желтеют. Особенно красиво в осеннем лесу, где растут разные виды деревьев. Тогда красок море: от ярко-желтого до темно-бурого. На осинках горят тысячами огней красные дрожащие листья, а на кленах - резные яркие звезды, как будто только что сорвавшиеся с неба. Очень легко и приятно отдыхать на мягком ковре из упавшей листвы, который нам щедро дарует природа. Небо практически всегда серое, оно будто опускается ниже. Но когда выдастся ясный день, то деревья на фоне голубого солнечного неба выглядят еще красивее. (Не бойтесь переборщить с образами и тропами, ведь описание осени в художественном стиле требует особой изысканности речи.)

Самая прекрасная осенняя пора - бабье лето. Воздух становится еще прозрачнее, еще чище. Кажется, что мир вдруг снова пробудился, но это лишь кратковременное явление. Поэтому в бабье лето обязательно нужно совершать прогулки на воздухе. Легкий ветерок приносит паутину, которая прилипает к лицу, но почему-то это совсем не мешает, а наоборот, даже кажется приятным.

А затем деревья резко становятся практически обнаженными. Они кажутся такими беззащитными без своих пышных одеяний! Сквозные березовые рощи, голые почернелые поля, стога сена... Особенно приятно смотреть на меняющуюся панораму из окна автомобиля, наблюдать за тем, как один пейзаж сменяет другой.

Что мне нравится в осени?

Описание золотой осени следует завершить именно этим абзацем. Безусловно, кто-то скажет, что осенью грязно, сыро и холодно. Однако если задуматься, то непременно можно найти массу плюсов в этом времени года. Кто-то любит гулять, кому-то нравится рисовать осень, собирать урожай, готовиться к зиме... Свое мнение, высказанное в тексте, придает ему осмысленность, эмоциональность и доказательность.

При написании сочинения необходимо помнить следующее. Главное, чтобы описание осени в художественном стиле получилось емким и завершенным. Также текст должен быть поделен на смысловые отрезки (абзацы).

fb.ru

КОНСПЕКТ ООД "СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ОБ ОСЕНИ" 

Цель.

Совершенствовать  умение детей составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

 Задачи.

  • Обобщать представления детей о признаках осени, ее характерных особенностях.
  • Продолжать учить строить полные и четкие предложения, а из них короткий рассказ.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь и обогащать словарный запас детей через участие в словесно – речевых играх.
  • Воспитывать умение осуществлять совместную творческую деятельность.

 Словарная работа.  Дать определение осенней погоды: солнечная, ветреная, облачная, дождливая, сырая, морозная, снежная.

 Предварительная работа.

  • Экскурсии в природу, наблюдения на прогулке.
  • Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.
  • Рассматривание иллюстраций, картин.
  • Заучивание стихотворений, чтение произведений об осени.
  • Загадки на тему «Осень».
  • Дидактические игры по экологии.
  • Проведение физкультминуток.

 Виды деятельности. Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная.

 Форма организации: игровое занятие, 30 минут

 Средства. Письмо, магнитная доска, магниты, мнемотаблица для составления рассказа, компьютер, музыка для физминутки, осенние листочки (по количеству детей), мнемотаблица «Фрукты, овощи», поднос с фруктами и овощами, корзина, осенние медали (по количеству детей).

 Участники. Дети подготовительной группы.

 Организационный  момент.

Эмоциональный настрой детей «Хорошее настроение».

          Воспитатель. Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и всем окружающим вас людям. Подарите свои улыбки нашим гостям, чтобы у них появилось хорошее настроение.

Создание проблемной  ситуации.

          Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо. Сейчас я вам его прочитаю  (показывает конверт).

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам птичка-невеличка. Я живу в одном лесу на большом красивом дереве. Это дерево – мой дом. Мне знакома на нем каждая веточка и каждый листочек. Однажды я заметила, что с деревом что-то происходит. Зеленые листочки на дереве стали желтеть и опадать. С каждым днем листьев на дереве становится все меньше и меньше. Наверное, мое дерево заболело и скоро погибнет. Где же я буду жить? Ребята, расскажите мне, что происходит с моим деревом?»

Воспитатель. Скажите, что происходит с деревом, на котором живет птичка? Оно погибает? (Нет. Это пришла осень.)

Воспитатель. Как мы можем рассказать об этом птичке? (нарисовать осенний рисунок, выполнить аппликацию, сделать фото, составить рассказ).

Воспитатель. Вы хотите составить рассказы об осени и отправить в письме птичке – невеличке? (да). Она их прочитает и больше не будет волноваться о своем дереве.

Ход ООД.

          Воспитатель. Когда наступает осень? (после лета)           Воспитатель. Какой месяц начинает осень? (сентябрь)           Воспитатель. Какой второй? (октябрь)           Воспитатель. Третий месяц осени? (ноябрь) 

 

Воспитатель. Хочу предложить вам поиграть в осеннюю игру, которая называется «Друзья». В этой игре слова поссорились со словом «осень», а мы должны их подружить.

 

Осень, небо – осеннее небо                     Осень, лист – осенний лист

Осень, солнце – осеннее солнце             Осень, лес – осенний лес

Осень пальто – осеннее пальто               Осень, сапоги – осенние сапоги

Осень, ветер – осенний ветер                  Золото, осень – золотая осень

Осень, день – осенний день                     Осень, погода – осенняя погода

 

Воспитатель. Осеняя погода очень переменчива. В народе говорят: осенью семь погод на дворе. Бывает даже так, что за один день можно увидеть все семь погод.

Игра «Осенний день»

Утром на небе светило солнце. Если светит солнце, какая это погода? (солнечная)

Вдруг налетел сильный ветер. Что говорят о такой погоде? (ветреная)

Ветер собрал на небе много облаков, которые закрыли все небо. Какая это погода? (облачная)

В обед с неба полил сильный дождь. Как можно сказать? (дождливая)

Дождь прошел, вокруг была сырость. Как можно охарактеризовать? (сырая)

К вечеру пришел мороз. Что скажете о такой погоде? (морозная)

А ночью выпал снег. Как называют такую погоду? (снежная)

Воспитатель. Вот таким может быть осенний день.

 Воспитатель. Но, тем не менее, ребята, осень красивое время года.  Об осени поэты сочинили много стихов, художники написали много картин. А я предлагаю вам составить интересный рассказ об осени. Хотите это сделать? (да).

У меня есть карточки – подсказки, которые помогут в составлении рассказа.

 Карточка№1 -  желтого цвета.

        Воспитатель. Какое время года мы обозначаем желтым цветом? Составьте предложение со словом «осень» (ответы детей)

        Воспитатель. К нам пришла осень.

 Карточка №2 – солнце.

Воспитатель.  Составьте предложение о том, какое солнце осенью? (ответы детей).

Воспитатель. Солнце светит, но слабо согревает землю.

 Карточка №3 – туча и дождь.

Воспитатель. Что это обозначает? (ответы)

Воспитатель. Осенью небо затянуто облаками, часто идет дождь.

 Карточка №4 – листья падают с деревьев. 

Воспитатель. Что происходит осенью с листьями? (ответы детей)

Воспитатель.  Листья на деревьях меняют свою окраску, падают с деревьев. Деревья стоят голые.

 Карточка №5– птицы.

Воспитатель. Какие  изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об этом? (ответы детей)

Воспитатель. Перелетные птицы улетают в теплые края, остальные остаются с нами зимовать.

Карточка №6 –  звери.

Воспитатель. Что делают осенью звери? (ответы)

Воспитатель. Звери готовятся к зиме: делают запасы на зиму, меняют шубку, кто-то впадает в спячку до самой весны.

 Карточка №7 – урожай.

Воспитатель. Что поспевает осенью в садах и огородах? (ответы). 

Воспитатель. Люди собирают урожай. В садах и огородах поспевают овощи и фрукты.

 Карточка №8 –одежда.

Воспитатель. Что обозначает эта карточка? (ответы)

Воспитатель. Осенью погода становится прохладной, поэтому люди надевают теплую одежду.

 Воспитатель. Осенью часто дует ветер, который срывает листочки с деревьев. Посмотрите, сколько листьев нападало вокруг (на полу разбросаны осенние листья). Предлагаю вам с ними поиграть.

Физминутка «Листочки, листочки» (муз. А Филиппенко)

 

Листочки, листочки по ветру летят,      (попеременно поднимают руки вверх)

У деток под ножками тихо шуршат.

И плавно качаясь, ведут хоровод.         (подняв руки, кружатся вокруг себя)

А ветер осенний им песню поет.

То вправо, то влево листочки летят,      (качают руками вправо - влево)

Прощается с нами осенний наш сад.

И плавно качаясь, ведут хоровод,          (подняв руки, кружатся вокруг себя)

А ветер осенний им песню поет.

 Воспитатель. Ребята, вы назвали много осенних признаков. Посмотрите, какая большая схема у нас получилась. Теперь можно составить рассказ об осени. У каждого рассказа есть название, начало и конец. Послушайте мой рассказ.

«К нам осень пришла»

К нам пришла осень. Солнце все реже появляется на небе и слабо греет землю.  Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, оранжевыми. Когда дует сильный ветер, они летят с деревьев разноцветной метелицей. С каждым днем становится все холоднее и холоднее. Погода бывает пасмурная, часто идет дождь. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. С нами остаются только зимующие птицы, потому  что им зима не страшна. Звери тоже меняют свой образ жизни: делают запасы на зиму, меняют шубку на более теплую, а кто-то ложится спать до самой весны. Люди собирают выращенный урожай овощей и фруктов и делают домашние заготовки на зиму. Мне очень нравится осень.

(Далее 2-3 ребенка составляют описательный рассказ об осени, опираясь на схему).

 Воспитатель.  Молодцы! Хорошие получились у вас рассказы. Я отправлю их в письме птичке-невеличке, чтобы она не волновалась за свое дерево.

Воспитатель.  В своих рассказах вы говорили о том, что осенью поспевает урожай овощей и фруктов. Сейчас мы будем придумывать загадки про фрукты и овощи.

(выставляет на стол поднос, на котором лежат: морковь, огурец, картошка,  яблоко, банан, лимон)

Игра «Угадай по описанию».

(дети с помощью мнемотаблицы составляют загадки- описания)

Это фрукт. Он бывает красного, зеленого и желтого цвета, круглой формы, может быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, на ощупь – твердый. Можно есть в сыром виде, сварить компот, варенье (яблоко).

Это овощ. Оно коричневого цвета, круглой формы, растет на огороде в земле, Можно варить, жарить, запекать  (картофель). И т.д.

Релаксация.

Воспитатель.  Кто прислал нам письмо?

Какое полезное дело мы сделали для птички?

За ваши хорошие рассказы осень приготовила подарки. Она дарит вам игру и осенние награды.

 Игра «Приметы осени. Да или нет» (дайте правильный ответ)

Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, а за правильный ответ вы получите осенние медали.

 Осенью растут цветы? (нет)

А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (поздней)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

А букашки прилетают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто – часто льют дожди? (да)

Достаём ли сапоги? (да)

Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать

Куртки, шапки одевать? (да)

Воспитатель. Молодцы, хорошо знаете, что такое осень, поэтому все получили награды.

Автор: Громова Т. В.

gromova-tv-shat-dou29.edumsko.ru