Конспект занятия по речевому развитию на тему "Осень в гости к нам пришла" 2 младшая группа. Развитие речи младшая группа осень


Занятие по развитию речи на тему "Осень" во второй младшей группе

МДОУ ДС №1 «Ромашка»

г. Буденновск Ставропольский край

 

Подготовила: Воспитатель

Шевлягина Юлия Ивановна.     

г.Буденновск

Цель:  обобщить знания об осени, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила».

Задачи:

Образовательные: расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила».

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие: развивать внимание, память, сообразительность, активность.

Воспитательные: учить внимательно слушать литературные произведения.

Оборудование: текст стихотворения А Плещеева « Осень».

Словарная работа: уныло, голые, кроет, воет, моросит.

Материалы и оборудование: картины, иллюстрирующие пасмурную осень.

Предварительная работа: Беседы об осени, экскурсия в парк, заучивание стихотворений об осени.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель уточняет у детей, какое сейчас время года, предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень, предлагает послушать, как это время года описано поэтом в стихотворении.

2. Основная часть. Чтение стихотворения.

Воспитатель. Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением, которое написал известный русский поэт, Плещеев называется оно «Осень».

Воспитатель. Ребята, а кто такой поэт? (человек, который пишет стихи)

Воспитатель. Послушайте стихотворение «Осень».

ОСЕНЬ

Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. 

Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. 

Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.. 

Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края. А.Плещеев

3.Анализ стихотворения.

Вопросы:

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Какая осенью травка?

- Как выглядят кусты?

- Можно ли увидеть зеленую травку осенью?

- Какое небо осенью?

- Бывает ли осенью яркое солнце?

- Откуда взялся ручей?

- Куда и почему птицы улетают осенью?

4.Физминутка. «Падают, падают листья».

Падают, падают листья, Дети выполняют упражнение

В нашем саду листопад. для пальчиков Дождик.

Желтые, красные листья Кружатся с поднятыми

В воздухе вьются, летят. руками.

Птицы на юг улетают – Выполняют упражнение для

Гуси, грачи, журавли. пальчиков Птичка.

Вот уж последняя стая Бегают по кругу на носочках,

Крыльями машет вдали. помахивая, отведенными в

стороны, руками, словно крыльями.

Т. Волгина.

5.Воспитатель. Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть, но сначала надо подготовить наш язычок, чтобы он помогал нам чётко произносить слова.

• Ли-ли-ли листья падают вдали.

• До-до-до дождь идёт уже давно.

• Ру-ру-ру по ветру давно иду. 

Чистоговорки произносим по три раза сначала медленно, а потом как можно быстрее.

Воспитатель. А теперь я ещё раз прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами.(чтение воспитателя)

Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо спокойным и грустным голосом. Чтение стихотворения детьми (2-3 ребёнка).

6.Дидактическая игра «Когда это бывает».

Вопросы для игры.

Идёт холодный, мелкий дождь когда?

Жарко светит солнце когда?

Желтеют и краснеют листья когда?

Купаются и загорают на реке когда?

Опадают с деревьев листья когда?

Собирают урожай овощей и фруктов когда?

Гуляют во дворе в футболках и шортах когда?

Птицы улетают на юг когда?

День становится коротким, а ночь- длинной когда?

 7.Дидактическая игра « Доскажи словечко»

Воспитатель. Я начинаю строчку, а вы её договариваете.

Осень…(дети: наступила) Туча небо…(кроет) 

Высохли…( цветы) Солнце…(не блестит)

И глядят …(уныло) Ветер в поле…(воет)

Голые…(кусты) Дождик…(моросит)

8.Рефлексия.

Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Кто запомнил, как называлось стихотворение? Кто его написал?

Осень приготовила для вас подарки жёлтые и красные осенние листочки, которые она дарит вам на память. 

Раздача листочков.

infourok.ru

Конспект занятия по речевому развитию на тему "Осень в гости к нам пришла" 2 младшая группа

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе на тему:

«Осень в гости к нам пришла».

ЦЕЛЬ: формировать представления детей об изменениях, происходящих в природе осенью. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Продолжать учить понимать загадки и находить отгадки. Закрепить пользоваться сенсорными эталонами. Расширять и активизировать словарь детей по теме. Учить работать вместе, сообща. Согласовывать движения с речью. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, сообразительность, активность. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Материал: игрушка зайчика, макеты ёлок и деревьев, разрезные картинки, конверты, разноцветные листочки.

Ход занятия.

  1. В круг ребята становитесь,

И все за руки беритесь.

Вы послушайте загадку,

И скажите мне отгадку.

  1. Загадка:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся.

Это время года как у нас зовётся? (Осень).

  1. Создание позитивного настроения.

Осень в гости к нам пришла (дети маршируют на месте)

Всем подарки принесла (разводим руки в стороны)

Бусы красные – рябине (показываем бусы, проводя руками по шее)

Фартук розовый – осине (показываем руками фартук)

Зонтик жёлтый – тополя (показываем, что в руке зонт)

Разноцветная земля (разводим руки в стороны).

- Дети, а что у меня в руках? (Зонт)

- А для чего нам нужен зонт? (Укрыться от дождя).

- Когда наступает осень, часто идут дожди. Дождь бывает сильным, проливным, громким, называется он ливень. А бывает спокойным, тихим, моросящим. Давайте с вами поиграем в дождик? Предлагаю вам присесть на стулья. Я буду называть, какой идёт дождь, а вы будете топать ногами: если сильный – ливень, топаем громко и быстро, а если тихий, то потихоньку.

4. Игра: «Дождик».

- Дождик закончился, но подул ветер, срывая листочки.

5. Дыхательная гимнастика: «Ветер».

- Дети, давайте подуем как ветер. Набираем воздух носиком и выдыхаем ртом.

6. Психогимнастика: «Осенние листочки».

- А теперь закройте глаза и превратимся в осенние листочки. Листочки кружатся, летят и ложатся на землю. (Дети кружатся и бегают на носочках, приседают и замирают).

- Ой, посмотрите, сколько листьев на коврике.

- Сколько же их здесь? (Много).

- А какие они все разные.

- Какого цвета здесь листочки? Лена скажи нам. (Желтые, зелёные, красные).

- А почему листочки стали опадать?

- Что случилось, как вы думаете? (Наступила осень, листопад).

- Ветер разбросал листочки. А мы их соберём.

- Перед вами деревья трёх цветов. – Какого цвета? (Жёлтого, зелёного, красного).

- Вам нужно разложить листья под деревья по цвету.

7. Дидактическая игра: «Разноцветные деревья».

(Дети раскладывают листочки в коробочки у дерева – жёлтые к жёлтому, красные к красному, зелёные к зелёным).

- Молодцы, дети. Все листочки собрали и разложили правильно. А у меня один листочек остался. Он хочет с вами поиграть. Вы будете передавать осенний листочек друг другу и говорить, что бывает осенью.

8. Игра: «Назови примету».

(Дети передают листок и называют осенние приметы).

(Листья на деревьях пожелтели; часто идут дожди; птички улетают; надо теплее одеваться; животные делают запасы).

- Ой, ребята, а кто это спрятался под ёлочкой? (Зайчик).

- Дети, хотите с зайчиком поиграть и превратиться в зайчат? (Да).

«В круг ребята становитесь

И все за руки беритесь».

9.Подвижная игра: «Зайка серенький сидит».

- А теперь хочу узнать, как вы можете на вопросы отвечать. Но сначала надо подготовить наш язычок, чтобы он чётко помогал нам произносить слова.

10. Чистоговорки. (Произносим сначала медленно, а потом быстрее).

«Ли-ли-ли листья падают вдали».

«До-до-до дождь идёт уже давно».

«Ру-ру-ру по ветру я давно иду».

11. Дидактическая игра: «Когда это бывает?» (Вопросы для игры).

Идёт холодный, мелкий дождь когда? (Осенью).

Жарко светит солнце когда? (Летом).

Желтеют и краснеют листья когда? (Осенью).

Купаются и загорают на реке когда? (Летом).

Опадают с деревьев листья когда? (Осенью).

Собирают урожай овощей и фруктов когда? (Осенью).

Гуляют во дворе в футболках и шортах когда? (Летом).

Птицы улетают на юг когда? (Осенью).

- Зато, что вы хорошо отвечали и правильно, Осень вам дарит конверты. В них картинки, но картинки эти нужно собрать, чтобы получилась целая картина.

12. Дидактическая игра: «Собери картинки». (Разрезные картинки).

- Дети, вы рассказали осенние приметы, поиграли с зайчиком, собрали картинки. Вы сегодня, молодцы!

13. Итог занятия:

- О каком времени года мы говорили?

- Дети, вам понравилось наше путешествие в осенний лес?

infourok.ru

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему "Осень"

Конспект занятия в игровой форме для детей третьего года жизни, тема: «Осень»

Игра-занятие для детей третьего года жизни

Автор: Пайкова Т.С.

Тема: «Осень»

Оборудование:

Осенние листья большие и маленькие.

Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же цветов вазы (подносы, пакеты или т. п.)

Вырезанные из клеенки лужи.

Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дуплом».

Пластилин желтого, красного и зеленого цветов, листы бумаги с нарисованным деревом.

Деревянные шпатели с прикрепленными к ним прищепками красного, желтого, зеленого цветов.

Вырезанные из клетки для яиц цветы и клумбы, пальчиковые краски.

Клей, листы бумаги с фоном «осень, стволы деревьев без кроны).

Музыкальные детские инструменты.

Аудиозаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня «Осень, осень наступила, листья осыпаются».

Ход занятия:

Приветствие

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Сегодня мы отправимся в гости к осени.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»Раз, два, три, четыре, пять,

Загибают пальчики, начиная с большого.Будем листья собирать.

Сжимают и разжимают кулачки.Листья берёзы,

Загибают пальчики, начиная с большого.Листья рябины,Листики тополя,Листья осины,Листики дуба мы соберём,Маме осенний букет отнесём.

«Шагают» по столу средним и указательным пальцем.

Дидактическое упражнение «Большие и маленькие листочки»

Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол.. Положите маленький листок сверху на большой. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. Большой лист накрыл маленький так, что маленький лист не видно.

Дыхательное упражнение «Подуй на листок»

Вот подул ветер и листок улетел.

Динамическая пауза «Листочки»

Мы листики осенние.

Плавное покачивание руками вверху над головой.

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Подуть, развести руки в стороны.

Мы летели, мы летели

Бег.

И на землю тихо сели.

Присели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Подуть. Плавное покачивание руками вверху над головой.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Дети садятся на ковер.

Игра «Ветер дует, задувает, все листочки обрывает»

Дети снимают разноцветные прищепки с деревянной палочки - «срывают листочки».

Сенсорно-динамическая пауза «Собери листочки по цвету»

У нас есть листочки разного цвета. Давайте соберем их и сложим в букет.

В эту вазу несите листочки вот такие. (Показ). Какого они цвета? Желтого. В желтую вазу соберем желтые листочки. Вот эта ваза какого цвета? Красного. В красную вазу будем собирать красные листочки. А вот эта ваза какого цвета? Зеленого. В зеленую вазу собирайте листочки зеленого цвета.

Лепка барельефная «Листики осенние»

На лист бумаги с нарисованным деревом, дети прикрепляют кусочки пластилина, отщипывая их пальцами, прикладывая к ветке и придавливая.

Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку» Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя.

«Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»

Делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки. Надев «сапожки» - начинаем ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).

Посади цветы на клумбу

В вырезанные из клетки для яиц цветы, дети пальчиком с краской ставят «серединку». Затем «сажают» цветы на клумбу — три секции из той же клетки для яиц, выкрашенной в коричневый цвет.

Слушание музыки «Вальс цветов» П. И. Чайковский.

Дети слушают музыку. А затем воспитатель предлагает детям взять в руки цветы и подвигаться в свободном темпе.

Дидактическая игра «Собери орешки для белочки»

Посмотрите, кто это? Это белка.

Запасает впрок орешки

Для еды и для потешки.

Путь к дуплу скорлупкой мелкой

Нам указывает белка.

Давайте поможем белке собрать орехи. Вот у меня один орех. А сколько орехов у вас? Много орехов. Я возьму свой один орех и положу в дупло беличьего дерева. Вот так. А теперь вы складывайте орехи в дупло. У вас орехов много. Вот будет белка рада!

Динамическая пауза «Дует, дует ветер»

Дует, дует ветер, дует задувает.

Протяжный выдох.

Желтые листочки с дерева срывает.

Плавно опустить поднятые руки.

И летят листочки над лесной дорожкой.

Махи руками.

Падают листочки прямо нам под ножки.

Присесть.

Аппликация из осенних листьев.

У вас на картинке нарисована осень. Только не хватает у деревьев красивой осенней листвы. Мы сделаем ее из настоящих листочков. Приложите их к стволам деревьев. Красиво получилось? Теперь приклейте листочки.

Музыкально-ритмическое упражнение «Осень, осень наступила»

Дети берут музыкальные инструменты и отбивают ритм под песенку.

kopilkaurokov.ru

Конспект занятия по Развитию речи во второй младшей группе. Тема: "Осень"

Организационно – поисковый

Сюрпризный момент

Воспитатель сообщает, что в гости прилетела птичка. Она очень расстроена.

- ребята, давайте узнаем, что у нее случилось

Птичка «Проснулась я утром и вижу, что дерево на котором я свила гнездышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела к своим подружкам стала спрашивала, что произошло, но никто ничего не смог мне ответить»

- ребята, ну надо птичке помочь. Когда мы спим по лесу ходит волшебница и раскрашивает в красно – желтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы, как вы думаете?»

- ребята, почему вы решили что это осень?

А одним словом скажем: разноцветные, а еще и багровые

Словарная работа: разноцветный, листопад, багровый

Билингвальный компонент: күз – осень, жапырақ – листья

Воспитатель предлагает рассказать птичке какой бывает осень

Игровое упражнение №1 «Осенние слова»

Цель: уметь составлять словосочетания (воспитатель называет существительное, дети добавляют к нему прилагательное)

Игровое упражнение №2 «Продолжи предложение»

Цель: активизировать в речи прилагательные

- возьмите листик и передавайте его по кругу, называя признаки осень.

Физминутка «Превратимся в ветер, в листья»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

И последний лист с осинки,

Тихо дремлет на тропинки.

- а теперь составим предложения о осени. Помогут нам в этом карточки. Предложения будем начинать со слов «Осенью…»

- мы с вами рассказали и показали птичке какая бывает осень. А теперь возьмите листочке и полетели в кружок.

Игровое упражнение №3 «Осенние листочки»

- встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте от лица. Сейчас мы с вами будем дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе.

Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

- что случилось?

- давайте скажем как называется это явление. Это явление называется – листопад (словарная работа)

Дети проявляют заинтересованность, спрашивают.

Слушают внимательно

Осень листочки на деревьях становятся красными, желтыми

Повторяют слова

Цветы – осенние цветы

Дерево – осенне дерево

Листья – осенние листья

День – осенний день

Осенью падают листья

Осенью становится холодно

Осенью часто идут дожди

Осенью люди собирают урожай.....

Повторяют действия физминутки, согласно тексту вместе с воспитателем

Дети берут карточки и составляют по ним мнемодорожку.

« Осенью солнце светит мало, появляются тучи, идут дожди. Осенью становится холодно, люди одевают теплые вещи. Осенью птицы улетают в теплые края. Осенью дует ветер, оппадают листья...»

Дети выполняют упражнение

Листики кружаться и падают

Дети повторяют слово «Листопад»

multiurok.ru

"Что нам осень принесла?" Первая младшая группа

ОО Коммуникация

Конспект по развитию речи

Первая младшая группа

Рассказывание. Тема: «Что нам осень принесла?»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: продолжать расширять и обогащать знания детей об овощах, учить различать их по вкусу, цвету, форме; подвести к пониманию обобщающего слова «овощи», использовать это слово в речи; продолжать знакомить с фольклором; упражнять в отгадывании загадок; развивать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества, умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца.

Планируемые результаты: с интересом разгадывает загадки об овощах; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игры.

Материалы и оборудование: костюм Осени; загадки про овощи и фрукты.

Содержаниеорганизованной деятельности детей

1. Организационный момент.

– Скажите, какое сейчас время года?

– Что наступит после осени?

– Какие дары осени вы знаете?

2. Отгадывание загадок об овощах.

В группу входит воспитатель в костюме Осени.

– Здравствуйте, ребята. Я – Осень. Я была на огороде и положила в корзинку то, что выросло на грядках. Что это? (Выкладывает из корзинки овощи.) Как одним словом можно назвать морковку, лук, капусту и огурец? Да, это все овощи. Сейчас я загадаю вам загадки, а отгадку вы найдете на столе.

 Длинная, красная, сладкая, растет в земле, а косичка наверху.(Морковь.)

 Сто одежек, и все без застежек.

 Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

 Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста.)

 Красная девица сидит в темнице, а коса – на улице. (Морковь.)

 Зеленый, длинный, хрустящий, с хвостиком, на грядке растет, в салат просится. (Огурец.)

– А какую потешку вы знаете про этот овощ?

Показывает огурец.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

3. Динамическая пауза.

Воспитатель предлагает детям исполнить песню «Огородная хороводная» (сл. А. Пассовой, муз. Б. Можжевелова) и организует хоровод.

Игры.

«Отгадай овощ на вкус».

Ребенок закрывает глаза, воспитатель кладет ему в рот кусочек овоща. Ребенок угадывает овощ и называют его вкус словом. Определяет, вареный или сырой этот овощ.

«Чудесный мешочек».

Нужно опустить руки в мешочек, ощупать овощ и назвать его.

Дети сравнивают сырые и вареные овощи: сырой овощ твердый, вареный – мягкий, они разные по цвету.

Воспитатель читает стихотворение:

К нам сюда скорее просим.

Заходи, честной народ!

Веселее, не зевайте,

Всех вас ярмарка зовет!

Ярмарка! Ярмарка!

Русская ярмарка!

Кто на ярмарку придет,

Что захочет – всё найдет!

4. Рефлексия.

– Какое время года заканчивается, а какое начинается?

– В какие игры мы играли?

infourok.ru

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Ходит осень по дорожке»

Конспект открытого занятия по развитию речи

во второй младшей группе.

Тема занятия: «Ходит осень по дорожке»

МБДОУ «Детский сад №33 «Клубничка»

воспитатель: Цыганова И.А.

Цель: провести беседу на тему осень; учить детей отвечать на вопросы по теме; закрепить представление об овощах и фруктах; учить детей отвечать на вопросы, применяя имена прилагательные. Развивать внимание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель начинает занятие со слов:

Ходит осень по дорожке,

Дарит людям красоту.

И раскрашивает листья

В желтый, красный там и тут.

- Ребята, какое время года сейчас на улице? (правильно осень)

- А как же вы узнали, что на улице осень? (разноцветные листья, холодно). Ребята, у меня есть картинки, но сильный ветер их разорвал, помогите их собрать.

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Воспитатель: молодцы! Все картинки собрали! Какое время года изображено на картинках? (осень)

Какого цвета листья на деревьях? (желтые, красные, оранжевые)

А летом какого цвета были листья? (зеленые)

Деревья осенью какие? (печальные, разноцветные)

Трава какая? (сухая, коричневая, желтая)

Небо какое? (хмурое, пасмурное)

Тучи какие? (серые)

Осень какая? (красивая, печальная, холодная, дождливая, разноцветная)

Дождик, дождик кап-кап-кап,

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять –

Наденем мы сапожки

Надевайте сапожки и отправимся гулять.

-А, что ещё нужно брать с собой осенью на улицу? ( зонтик)

(Звучит фонограмма «Звуки дождя»)

(Дети прислушиваются и говорят, что это за звуки)

Пальчиковое упражнение «Дождик»

( Дети изображают пальчиками дождик и одновременно проговаривают слова)

- Мелкий дождь стучит по крыше,

То погромче, то потише.

Кап-кап (громко),

Кап-кап (тихо).

Но не просто дождь идёт,

Дождик песенку поёт:

Кап-кап (громко),

Кап-кап (тихо).

-Подул ветер, закачались деревья. (дыхательная гимнастика)

Ветер сверху набежал: «в-в-в»

Ветку дерева сломал.

Дул он долго, зло ворчал: «ф-ф-ф»

И деревья все качал: «ф-ф-ф».

Дети произносят звуки «в» и «ф» громко и протяжно.

-Ребята, к нам пришёл зайка. Что у него в руках? (лопатка) Лопатка ему нужна для работы на огороде. Давайте поможем зайке собрать урожай. Овощи - в ведёрко, фрукты – в корзинку. Дидактическая игра «Собери урожай»

Во время игры воспитатель задает детям вопросы. Что это за овощ или фрукт? Какого он цвета? В конце игры зайка угощает всех морковкой. Воспитатель после того как дети попробуют морковку спрашивает какая она на вкус? (Сладкая. хрустящая)

infourok.ru