Нетрадиционные формы рисования для детей раннего возраста. Рисование в раннем возрасте
Рисование в раннем возрасте
Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги.
Наступает момент, когда ребенок иногда случайно или при помощи взрослых проводит карандашом линию на бумаге. Первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху.
Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами.
Для того чтобы подражать изобразительным движениям взрослого, ребенку необходимо научиться управлять своими движениями. Дети, не имеющие в своем распоряжении принадлежностей для рисования, очень долгое время не проявляют интереса к изобразительной деятельности.
Первые штрихи ребенка еще ничего не выражают, хотя и имеют важное значение для развития изобразительной деятельности. В возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет под влиянием рассматривания картинок, наблюдения процесса рисования взрослыми и некоторого личного опыта ребенок усваивает, что лист бумаги, исчерченный карандашом, представляет собой «рисунок» или «картину». Чтение собственного рисунка происходит совершенно случайно – несколько линий вызывают по ассоциации образ того или иного предмета. Ребенок делает важное открытие: его рисунок что-то изображает. Причем одно и то же сочетание линий может быть истолковано ребенком по-разному. Например, когда мальчик одно и то же сочетание линий первый раз определил как «дядя», на следующий день – как «винтик», а через два дня – как «муха».
Интересно и отношение самого ребенка к своему рисунку. Оно характеризуется тем, что во время рисования, лепки, аппликации ребенок действует как в реальной ситуации. Наклеив, например, силуэт зайчика, мишки или птички, он гладит их рукой, разговаривает, начинает с ними играть.
Развитие рисования в раннем возрасте тесно связано с психическими достижениями ребенка. При одной и той же внешней форме каракулей меняется их значение для ребенка.
Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления ее предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника, формирования первых графических образов.
В исследованиях В.С. Мухиной отмечается, что упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, тонкому различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез - все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования.
В отличие от детей раннего возраста, у младших дошкольников в рисунках, аппликациях можно увидеть объективное сходство с предметами и явлениями. Узнаваемость помогает закрепить в сознании ребенка связи между действиями руки и получаемым образом. Сначала связь между движениями и образом однозначна. Ребенок усваивает её, подражая взрослому. У детей младшего дошкольного возраста, по мнению Л.С. Выготского, происходит формирование художественно-образной основы деятельности, когда они линиями, мазками, штрихами, цветовым пятном, контуром передают предметы, явления. Взрослый направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями» или «яркими огоньками», в другом - узором для платья. В зависимости от фона бумаги, его сочетанием с цветом линий, мазков у ребят возникают различные ассоциации с образами предметов, явлений .
В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек - форма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле, по мнению В.С. Мухиной, это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Новизна открытий и продукта субъективны и это первая важная особенность детского творчества.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.
В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Образная память, по мнению В.С. Кузина, имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий.
Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.
Классификация методов обучения.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
. наглядные;
. словесные;
. практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
. информативно - рецептивный;
. репродуктивный;
. исследовательский;
. эвристический;
. метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
> рассматривание;
> наблюдение;
> экскурсия;
> образец воспитателя;
> показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
> беседу;
> рассказ, искусствоведческий рассказ;
> использование образцов педагога;
> художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
> прием повтора;
> работа на черновиках;
> выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество педагога с детьми.
Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем. Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе.
edu.tatar.ru
Рисование с детьми раннего возраста – не упустите момент
Здравствуйте, дорогие друзья! С вами как всегда рада виртуально встретиться Татьяна Сухих. Вы уже привыкли, что я пишу о дошкольном возрасте, но сама понимаю, что мало рассказываю вам о воспитании и развитии крошек, которые еще не ходят в детский сад. Сегодня рассмотрим тему: рисование с детьми раннего возраста.
Содержание статьи:
Поговорим о заблуждениях некоторых родителей
По своим наблюдениям и опыту могу отметить, что часть родителей новорожденных деток впадают в две крайности: либо начинают с самых первых дней активно заниматься развитием малыша, или полностью игнорируют возможности детей в раннем возрасте, надеясь, что в детском саду все пробелы заполнят воспитатели.
Первый тип мамочек сами падают с ног от усталости и перегружают ребенка, стараясь вырастить вундеркиндов, абсолютно не учитывая возрастные физиологические и эмоциональные особенности новорожденных. Второй типаж упор делает на удовлетворение естественных потребностей деток, но упускает ценное время для развития мыслительной и эмоциональной сферы.
1-3 года – благодатный период для закладки фундамента дальнейшего роста ребенка во всех направлениях. Нужно понимать, что важна золотая середина в подходе к воспитанию деток: начинаем их знакомить с окружающей средой, вырабатывать простейшие навыки, развивать память и мышление. Это, конечно, параллельно с физическим развитием.
Но все должно происходить исподволь, с радостью и удовольствием для обеих сторон процесса – и мамы и ребенка. Мы не представляем себе, насколько развита у новорожденных детей чувствительность к настроению и эмоциональному состоянию матери. Если мама раздражена, устала, занимается с малышом через силу, то пользы это не принесет ребенку.
Не можете распланировать так свой день, чтобы найти время для веселых, спокойных 15 минут игры с сыночком или дочкой с пальчиковыми красками, допустим, то лучше и не беритесь. В спешке и раздражении получится один негатив и малыш долго еще не захочет рисовать, помня, как это занятие нервировало его мамочку.
Самый правильный и грамотный вариант – планировать занятия еще до рождения младенца. Пока в декрете, читайте методическую литературу, начертите график игр-занятий на первое время, составьте примерное расписание дня. Вы как бы уже вживетесь в роль хорошей, спокойной и уравновешенной мамочки. Конечно, жизнь вносит в наши планы и расписания свои коррективы, но планирование очень организовывает человека, по себе знаю.
Что посоветует Интернет?
Поскольку я затронула тему рисования с детками досадовского возраста, то позвольте вам порекомендовать отличные, на мой взгляд, методички из «УчМага», которые помогут молодым мамам и папам приобщить ребенка к удивительному миру изобразительного искусства:
- «Рисование с детьми раннего возраста: 1-3 года» – это пособие содержит эффективные рекомендации по приобретению первоначальных навыков работы карандашом, мелками, при чем, предлагаются стандартные и необычные техники рисования;
- «Рисование с детьми 2-3 лет» – здесь представлены занятия с детками в виде конспектов, что будет одинаково полезно как педагогам, так и родителям. Акцент сделан на постепенном освоении детьми разных способов изображения простых предметов, включая нетрадиционные методики.
Если у вас совершенно нет времени заниматься с малышом целенаправленно развивающими упражнениями для пальчиков, то советую подбирать игрушки таким образом, чтобы тренировки мелкой моторики происходили между делом, играючи, как говорится.
Например, малышам всех возрастов нравится [urlspan]конструктор-липучка[/urlspan]. Прикольная и полезная вещь. Во-первых, эти колючие репейки отлично воздействуют на чувствительные подушечки пальчиков, заменяя массаж. Во-вторых, любой конструктор представляет собой своеобразный тренажер для развития воображения, ловкости, внимательности, терпения. И потом – поделки из яркого «репейника» очень эффектные получаются.
Для того чтобы малыш полюбил рисование на всю жизнь, нужно заинтересовать его, предложив красивый и удобный инструментарий. Все, что понадобится юным художникам, вы можете найти в Интернет-магазин «Wildberries». Здесь, что мне нравится – это постоянные большие скидки, которые интересно ловить. Они обычно действуют несколько часов, но если уж успеешь, то сэкономишь треть и более от стоимости.
Учим малыша рисовать: с чего начинать?
Я уже писала о раннем приобщении к изобразительному искусству, но тема настолько большая и спорная, что вернусь к вопросу: с какого возраста начинать обучать малышей рисовать? Вообще, стоит сказать, что многие родители даже не догадываются о том, что учить любому виду ИЗО или рукоделия нужно обязательно. Детки сами не догадаются, как рисовать или вырезать или лепить правильно, так, чтобы получилось изобразить задуманное.
Часто слышишь от мам: ой, мой сынок вообще не умеет рисовать, весь в меня. Но, как показывает практика, научить изображать предметы на бумаге можно всех. Детки с недостаточным развитием показывают чудесные результаты и таланты. А здоровые ребята и подавно могут освоить тонкости владения карандашом и кистью.
Существуют эффективные обучения даже взрослых, пошаговые уроки, мастер-классы. Было бы желание… Другое дело, что воспитатели детского сада не в силах сделать из каждого ребенка художника. Мы даем основные навыки деткам, а специально развивать таланты должны родители. Стоит ли говорить, что еще задолго до садика ребеночек может постичь начальные премудрости ИЗО.
Итак, как только детка ваша начала хорошо сидеть, свободно, крепко, можно предлагать рисовать. Первый шаг зависит от вас: если вы готовы к разводам краски по всем поверхностям, включая самого художника – давайте пальчиковые краски. Большой ватман вам в помощь! Ваша задача – показать ребенку, что можно делать с краской. Дайте сначала один цвет и покажите, как можно провести пальчиком линию по бумаге.Смотрите по настроению малютки – при первом же признаке потери интереса, переключайте внимание на что-то другое. На данном этапе важно вызвать интерес к рисованию.
Если вы не готовы к дополнительной работе по отмыванию всех и вся от краски, работайте с карандашом или восковым мелком. Прямо за столиком для кормления и начинайте веселые уроки-игры. Показывайте ребенку, как держать «орудие» труда, как правильно чертить линию и т.д.
Что касается количества занятий – не переусердствуйте, достаточно 1-2 раза в неделю.
Ребенок подрос – пора усложнять технику рисования
Выше я говорила о детках от 8 месяцев до 1, 5 года, которые только-только начинают знакомиться с секретами изобразительного искусства. В идеале они уже могут держать карандаш правильно, кисть и знают, что с этими предметами делать. Детки этого возраста могут провести линию, различают несколько цветов.
Вот нам уже 2-3 года. Нужно усложнять задачи: чтобы положительно настроить малыша на рисование, советую активно использовать потешки, стихи, сказки на разные темы. Вдохновляйте деток, создайте хорошее настроение, чтобы у них возникло непреодолимое желание с помощью рисования передать свои впечатления.
Очень вам пригодятся картинки в наборах по темам: дом, животные, люди. Рассказали стишок, показали иллюстрацию, затем вместе рисуем. Предложите ребенку продолжить ваш рисунок для начала. Вот захотели вы изобразить Буратино, допустим. Вы начинаете голову, туловище, малыш дорисовывает нос, руки-ноги.
Важно говорить с детками, комментируйте свои действия, развивая тем самым речь и словарный запас маленького художника. Как вы уже поняли из моих предыдущих статей, все, что вы и мы делаем с детьми, направлено на их всестороннее развитие.
Рисование – это еще и общение между участниками процесса. Не просто дав ребенку в руку карандаш, вы развиваете малыша. Нужно активно участвовать в обучении, придумывать новые техники, мотивировать деток, чувствовать отсутствие интереса и уметь поддерживать стойкую заинтересованность. Меняйте материалы – рисуйте не только гуашью, но и зубной пастой, вообще разными способами и техниками.
Я подробно описывала нетрадиционные и традиционные способы в статьях рубрики «Рисование».При умелой организации домашних занятий, вы сумеете буквально влюбить ребенка в изобразительное искусство на всю жизнь. В результате вы вырастите нестандартную личность, способную к креативным решениям, к созиданию.
Что рисовать с детками? Вот, как раз зима, тема благодатная. Пальчиками ставим отпечатки белой краской – вот вам снег. Поелозили по бумаге – вот и снеговик растаял… Главное – это желание родителей дать малышу все необходимое для всестороннего развития как духовной личности.
Еще немного советов для неравнодушных родителей
Знаете, какой большой шаг в развитии для малыша – первая линия на бумаге карандашом? Это как первый шаг человека в космосе, не меньше! Особенно ценный этап, когда ребенок начинает «читать» свой рисунок, переходя от хаотичных штрихов к тем же штрихам, но осмысленным. Малыши одним и тем же способом изображают множество вещей – то это травка, то дерево, то дядя.
Детки досадовского возраста воспринимают нарисованное изображение как реальный предмет или существо. Изменение каракулей прямо связано с изменениями психики, ее созреванием. Не даром именно по детским рисункам работают психологи, поскольку это окно в мир малыша, который не может выразить словами свои переживания.
Взрослый в жизни малыша играет главную роль, поэтому в раннем возрасте основной способ обучения рисованию и другим видам творчества – демонстрация. Это значит, что вы показываете и помогаете ребенку рисовать. Водите его ручкой, закрепляете двигательные навыки. Повторюсь, что при этом все движения комментируем, задействовав слуховую и зрительную память.
Помните, что на раннем этапе жизни детей задачи такие: вызвать стойкий интерес к творчеству и привить навыки работы с инструментами и материалами. Важно изначально учить правильно использовать инструментарий, по назначению, но постепенно, по мере взросления, внедрять новые и нестандартные приемы и материалы.
Надеюсь, я вас не утомила поучениями? Если вам нетрудно, дайте почитать мою статью друзьям из соцпорталов, иконки которых вы найдете в конце статьи. Также не устаю приглашать подписываться на обновления, давайте общаться активней!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Рисование зимы – актуальное занятие для маленьких художников
Рисование с детьми раннего возраста – первые шаги в изобразительном искусстве
Оцените записьmetodbv.ru
Рисование в раннем возрасте | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы.Одна из важных задач - научить детей оценивать свои работы и работы своих сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других.Наиболее доступными видами изобразительной деятельности для детей этого возраста являются рисование и лепка. Интерес и к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая за тем, как родители, старшие дети, действуют ручкой, карандашом, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляются характерные для детей стремления выполнять действия без помощи взрослого, любознательность, интерес к самой деятельности, и к ее результату.Необходимо вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, красками, фломастерами, поэтому следует обращать их внимание на то, что на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша, кистью, фломастером, остается след. Важно чтобы ребенок следил за движением карандаша по бумаге, обращая внимание на нанесенные на бумагу штрихи.Для этого воспитатель вместе с ребенком должен рассматривать результаты действий карандашом, фломастером, кистью; проводить по нанесенным на бумагу линиям, штрихом пальцами то одной, то другой руки; спрашивать , что это такое? На что похожа?Нужно подводить детей к пониманию того, что карандашом рисуют; вызвать чувство радости от штрихов и линий, которые они сделали сами. Обращать внимание на цвет карандашей, фломастеров и получившихся линий и конфигураций.Постепенно обращая внимание детей на «рисунок», надо учить находить сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами; предлагать называть то, что они нарисовали, отвечая на вопрос взрослого: « Что ты нарисовал?» « На что это похоже?» При этом взрослому следует проявлять терпение и не настаивать на быстрый ответ. Дать ребенку время, чтобы он все это осмыслил сам.Одна из главных задач – учить детей пра
educontest.net
Рисование в раннем возрасте Как вы думаете, есть ли что-нибудь общее между маленьким ребенком и художником импрессионистом? Оказывается, есть и очень многое. Свобода самовыражения, интерес к экспериментированию и открытиям, любовь к цвету, живость и смелость рисунка. В самом деле, малыш самозабвенно проводит самые немыслимые линии, ставит на листе самые невозможные по цвету и форме пятна... Главное для него - процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные. Они созидают отношение к миру и себе самому. Особенности "рисования" детей до 1 года. Чем раньше мы дадим малышу краски, тем лучше! Некоторые ученые и педагоги даже, не шутя, предлагают начинать с 6-8 месяцев жизни. Дают младенцу поролоновую губку или мягкую тряпочку. А когда он схватит и немного "поиграет" сам, берут ручку малыша в свою, окунают губку в краску и вместе "рисуют" - шлепают на листе бумаги или старых обоях. Через какое-то время малыш проделывает все это и сам, причем с огромным удовольствием. Особенности рисования детей 1-2 лет. В этом возрасте малыши еще не могут изображать предметы. Этот период исследователи называют доизобразительным. Деятельность носит характер манипуляций с кисточкой или карандашом. В процессе действий на листе случайно возникают линии, штрихи, точки. Постепенно изображения меняются: от штрихов ребенок переходит к неотрывным круговым движениям (на листе появляются спирали, круги разных форм и размеров), стремится заполнить весь лист. Первые каракули имеют зигзагообразный характер. С полутора лет палитру художественных инструментов и красок можно расширить. Покажите ребенку, что цветные следы на бумаге оставляют и ватная палочка (которой только что почистили ушки), и тупой конец карандаша, пушистая кисточка и даже пальчик. Стоит лишь окунуть их в краску и потом постукать или пошлепать по бумаге. Но не торопитесь с новшествами. Пусть малыш как следует освоится с одним способом (это может занять неделю или даже пару месяцев). Постепенно показывайте и новые способы изображения - вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, замкнутые и спиралевидные формы. Получившиеся рисунки ребенок пытается ассоциировать по форме, цвету с известными ему предметами. Возникают первые попытки назвать изображение. Поэтому обязательно обыгрывайте и наполняйте смыслом все, что появляется на листе: солнышко светит, тучка приплыла - все небо закрыла, дождик кап-кап - лужа, травка-муравка, дорожки бегут и по ним ножки бегут - топ-топ-топ... Доизобразительный период очень важен для развития изобразительной деятельности. Особенности рисования детей 2-3 лет. Для малышей этого возраста контур в раскраске не играет роли ограничителя, как для более старших детей. Они узнают образ, радуются и начинают рисовать скорее на основе картинки, чем в ее пределах. Проявляется это очень индивидуально. Одни дети рисуют крупными цветовыми пятнами как живописцы, другие "идут" по контуру как графики, третьи ставят маленькие пятнышки, полоски или мазки. Рисование в книжках-раскрасках яркими гуашевыми красками необыкновенно увлекает малышей. Они не ограничиваются пределами контура, свободно выходят за него (травка возле цыпленка, море под корабликом). Создают свой сюжет, начинают играть (двигают картинку по столу, будто паровозик бежит или жучок ползет) и звукоподражанием передают урчание, гудение, шипение... Конечно, поначалу малышам это надо показать ("Цыпленок пошел гулять, давай нарисуем травку и цветочки. Покорми цыпленка - нарисуй зернышки или червячка"). Если же их не остановить вовремя ("Молодец - красивый кораблик получился, давай его покажем бабушке") или не переключить на другой рисунок ("Ой, ой, вот цыпленок плачет, он замерз, давай ему поможем - нарисуем желтое платьице-пушок"), дети закроют цветовыми пятнами весь лист, так что невозможно будет разглядеть начальный рисунок. Для всех малышей даже в черно-белых контурных изображениях очень значимо лицо - глаза, улыбка. Эти детали они выделяют в первую очередь и часто оставляют не раскрашенным овал, как лицо человека (воздушный змей, улитка, рыбка). В этом возрасте уже отчетливо проявляются половые интересы и предпочтения. Так, мальчики сразу же выбирают кораблик или паровозик. Девочек привлекают цыплята, рыбки, цветы. И, конечно, всем без исключения очень нравится солнышко. Мамы рисуют его детям бесконечно, а дети всегда с огромным удовольствием раскрашивают желтыми, красными, оранжевыми, розовыми цветами и дорисовывают лучики. Особенности рисования детей 3-4 лет. В 3-4 года дети уже достаточно опытные "художники". Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения. И поэтому принимаются не свободно рисовать, как малыши 2-3 лет, а именно раскрашивать, действуя в пределах заданного контура, стараясь повторить все его изгибы. Если в 2-3 года дети раскрашивают образы чаще всего цветовыми пятнами или отдельными мазками, оставляя много белых пятен и не обращая на это никакого внимания, то после 3 лет они уже постепенно переходят на линейное пластичное раскрашивание. И при этом стараются закрыть цветом все "прозрачное" пространство. Многих из них беспокоят белые просветы, они вновь и вновь возвращаются к ним с кисточкой - подправляют, дорисовывают. Иногда стремятся обвести и контурные линии. Они видят образ во всех его особенностях и стараются их передать. Для них очень значимы детали. При этом глаза и лицо продолжают играть роль главного эмоционального стимула к рисованию. Кроме того, малыши любовно прорисовывают чешую рыбки, кисточки на ушках белочки, лапки утенка, клювики. Главное же достоинство такой деятельности в том, что дети имеют возможность совершенствовать технику рисования красками и получают при этом эффектный, радующий результат. Помощь взрослого состоит в том, чтобы предоставить детям не только свободу действий, но также выбор цветов и кисточек разных размеров. Еще нужно по мере необходимости показывать детям новые технические способы. При умелой и деликатной помощи взрослого дети могут не только разные детали раскрашивать разными цветами, но стараются какой-то фрагмент или даже весь фон решить в многоцветной гамме. И все же самое важное состоит в том, чтобы не ограничивать детей рамками заданного образа: предлагать придумать дополнение, продолжение ("с кем встретился, куда пошел..."). И почаще давать чистую бумагу для самостоятельного творчества. |
izodou.ucoz.ru
Рисование в раннем возрасте | Мамоведия
Многие малыши любят рисовать и это прекрасно, поскольку рисование хорошо развивает воображение ребенка. Психологи уверенны в том, что чем раньше дать ребенку краски и карандаши для рисования, тем лучше.
Многие мамы предлагают деткам порисовать еще с полугодовалого возраста, используя для этого пальчиковые краски или поролоновую губку.
Годовалые малыши еще не в состояние рисовать различные предметы, но уже прекрасно могут манипулировать с кисточкой или карандашом, рисуя при этом простые фигурки, линии, штрихи, точки. Со временем кроха научиться рисовать уже не штрихи, а плавные непрерывные линии, спирали и круги. Рисуя, ребенок старается заполнить весь лист, не оставляя при этом свободно места.
Очень многим малышам нравиться рисовать ватными палочками. Не стремитесь показать ребенку сразу все способы рисования, пусть он сначала освоится с одним способом, а затем уже познакомиться с другими.
В возрасте двух лет ребенок уже может ассоциировать свой рисунок по форме и цвету с известными ему предметами. Родители должны постараться наполнить все, что рисует кроха смыслом, к примеру, солнышко светит, тучка приплыла — все небо закрыла, дождик кап-кап — лужа, травка-муравка, дорожки бегут и по ним ножки бегут — топ-топ-топ и так далее.
В три годика ребенок пока что не может воспринимать контур рисунка как ограничитель. Но со временем малыш научиться раскрашивать картинки не выходя за бортики.
Очень увлекательным занятием для деток после трех-четырех лет может стать рисование в книжках-раскрасках яркими гуашевыми красками. Поначалу ребенку необходимо показать границы для раскрашивания, так как, увлекшись, он может зарисовать весь лист так, что на нем невозможно будет разглядеть начальный рисунок.
После трех лет у детей начинают проявляться половые интересы и предпочтения в рисовании. Мальчикам больше понравиться рисовать машинки и паровозики, а девочкам – куколки, цветы или рыбки.
Больше всего детей раннего возраста привлекают яркие краски, а именно желтого, красного, синего и оранжевого цвета.
mamovediya.com.ua
Нетрадиционные формы рисования для детей раннего возраста
Конспект: Мастер – класс для воспитателей.
Автор: Гостюхина Светлана Николаевна
Воспитатель.
МАДОУ « Детский сад №51» г. Тобольска.
Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных формах рисования. Задачи: - Познакомить педагогов с нетрадиционными формами рисования – рисования на ткани способами печати и оттиска разными материалами, рисование способом «кляксография» с помощью резиновой груши.
- Создать благоприятную творческую обстановку;
- Повысить уровень мастерства педагогов в рисовании нетрадиционными способами.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование:
Для рисования: презентация по теме; столы для педагогов; материал для практической деятельности – отрез сатиновой ткани размером 1.5/1.5 м.; клеёнка на столы; коробочки для использованных салфеток; гуашь; пальчиковые краски; баночки с водой; кисти; печатки из моркови и картофеля; печатки из поролона; листья пекинской капусты; ватные палочки; поролоновые тампоны разной конфигурации; влажные салфетки на каждого педагога; штемпельные подушки; маленькие медицинские резиновые груши; пипетки; «Памятка по нетрадиционным формам рисования» каждому педагогу.
Для изготовления поделок: столы и стулья для педагогов; пекинская капуста целая; простая капуста; морковь; картофель; ножи; зубочистки; палочки для суши; нитки простые; тесьма разных цветов; лоскуты ткани; пластилин; влажные и простые салфетки; музыкальный фон.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка презентации по теме.
Ход мероприятия: Уважаемые коллеги, приятно видеть Вас на нашем мероприятии, посвящённом теме: «Нетрадиционные формы рисования».
Разрешите немного рассказать вам о техниках нетрадиционного рисования.
Показ слайдов: «Нетрадиционные формы рисования»
(Электронный ресурс: images.yandex.ru)
Простая технология
О способах нетрадиционных я хочу Вам рассказать,
Ведь рисовать ребёнок может и, не умея рисовать.
Словами часто не расскажет, ведь мал ещё тех слов запас,
Рисунок запросто покажет невидимое всё подчас.
В детстве все мы рисовали на песке и на окне,
И мелками на асфальте, просто палкой на земле…
А теперь зубная щётка фон набрызгивает чётко.
Рисование на стекле – просто чудо, знают все!
Даже маленькой пипеткой краску бережно набрать,
Без особого умения можно тоже рисовать!
Ещё нет навыков порою кисть и карандаш держать,
Но пальцем, кулачком, ладошкой мы смело можем рисовать!
Что в доме не годится точно, может от спичек коробок,
Кусочком плитки потолочной красивый оттиснём узор.
Весёлых рыбок, осьминожек, цветок для мамы из ладошек.
А пальчиками без труда - утяток около пруда…
Цветок сирени, гроздь рябины…
Украсим платье кукле Нине горошком…
Пятнышки, полоски подарим муркающей кошке…
Цветная манка, соль, опилки без кисточки раскрасят всё,
Раскраску превратят в картинку и это всё альтернативно!
Всё новое нам по душе, рисуют дети в тишине…
Сопят, склонившись над листочком, и вот, мазочек за мазочком…
От удивления замирая, глядят, как свечка восковая,
Творит такие чудеса, и нету лучше волшебства!
«Тычком» рисуют медвежонка, пушистая у мишки шёрстка!
И как всем полюбились кляксы, мы не боимся замараться!
Ну а нитку шерстяную в краску если обмакнуть,
В согнутый листок альбомный поместить, зажать, тянуть…
Получаются шедевры, коль фантазию включить!
Очень просто, несомненно, дорисовывать, творить!
Полон мир экспериментов, рисуя, дети познают,
Свойства, качества предметов, даже когда воду льют…
Смешивая краски, цветом залюбуются порой.
Множество оттенков дети изучают всей гурьбой.
Здорово, что есть для деток интересные дела!
Всё доступное, простое – в слове ТЕХНОЛОГИЯ!
- В: Уважаемые коллеги, сегодня Вашему вниманию будут представлены две техники рисования – это рисование с помощью печаток и рисование способом «кляксография». Способы настолько просты, интересны и доступны для любого возраста детей, начиная с раннего возраста. Рисование штампами – это возможность использования хорошо знакомых предметов и материалов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительносго периода, когда у них ещё не сформированы технические навыки работы с красками, кистью…
А главное, что рисование штампами играет роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, в развитии творческого потенциала.
«Кляксография» – рисование пятнами и кляксами. Этот вид изобразительного искусства не требует особых навыков, единственное, что вам понадобится – это богатая фантазия! Пятно имеет уникальную неповторимую форму. Суть кляксографии в том, чтобы в получившемся пятне увидеть образ и дополнить его деталями. Благодаря данной технике рисования, у ребёнка усиленно развивается творческое воображение . Кляксография поможет детям поэкспериментировать с красками и весело провести время.
Практическая часть.
- В: Сегодня для вас предоставлена возможность самим побыть маленькими художниками - детьми раннего возраста.
Для нашего творчества нам необходимо поделиться на две группы (по цвету на кружочке). У кого кружочки зелёного цвета, просим подойти к столу с эмблемкой зелёного цвета (красные кружочки – к столу с эмблемкой красного цвета).
(За столом с эмблемкой красного цвета воспитатели готовят поделки из овощей, которые будут представлены для обыгрывания окончания сказки).
Одна группа – воспитатели, другая группа – дети.
- В: Послушайте загадку.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (зайка)
(Из красивой коробочки появляется игрушка зайчик.)
-В: Послушайте сказку о том, что же с зайкой произошло…
- «Жил в лесу маленький зайка. Он боялся каждого щороха, но иногда вылезал из своей норки, чтобы погулять. Однажды он встретил в лесу Осень. Она раскрашивала волшебной кисточкой все деревья жёлтыми и красными красками…
Зайке это так понравилось, что он вдруг осмелел и попросил у Осени такие краски.
- «Что ж», - сказала Осень, - «Мне не жаль, и я дарю тебе разные краски». Зайка сказал Осени «спасибо» и побежал к себе домой.
Зайка хотел нарисовать на своей скатёрке красивые деревья, травку, солнышко…
Но тут он вспомнил, что у него нет такой волшебной кисточки, как у Осени. Зайка присел на стульчик и загрустил…»
Но грустил он недолго, посмотрел вокруг и увидел морковку, капусту, картошку…Взял капустный лист и окунул его в краску, приложил к скатёрке и получилось деревце, а морковкой нарисовал ствол для ёлочки. Тут и шляпку грибка половинкой картошки, к ней из морковки приложил и ножку…
Так понравилось зайчонку рисовать, что он не заметил, как уже рисовал лапкой, палочками, листочками…
И тут он увидел резиновую грушу, набрал в неё краску и плюхнул кляксу, которая стала похожа на солнышко без лучиков. Лучики дорисовал носиком груши. Получилась у него целая картина, где были деревья, солнышко, облака, птички и даже листочки, которыми играл ветерок…».
- В: Сегодня мы тоже попробуем нарисовать такую же картину, какую нарисовал зайка на своей скатёрке. У нас на столе тоже есть скатёрка, на которой мы будем рисовать…
Воспитатель показывает приёмы рисования нетрадиционными способами, одновременно привлекая к этому других воспитателей.
(Картина нарисована, просим «художников» продемонстрировать её).
- В: Но почему – же зайка снова грустный? А загрустил зайка потому, что…
Педагоги обыгрывают сказку поделками из овощей: «А загрустил зайка потому…» (Непредсказуемый вариант окончания сказки.)
Звучит весёлая музыка.
Итог:
-В: Вот и подошёл к концу наш Мастер – Класс.
Хочется закончить словами: «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». (Роден.)
Спасибо за ваше участие и примите на память «Памятки по нетрадиционным формам рисования».
Используемая литература:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.- сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 464 с. — (ФГОС ДО. Программно - методический комплекс «Мозаичный ПАРК»). ISBN 978-5-00007-697-2
2. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник
[Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Рекомендуемая литература:
1.Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа». М., Мозаика-Синтез, 2015-10-08 Н.Ф.
2. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.
3 Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
4 Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.
5 Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
tmndetsady.ru
Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года
Янушко Е.А.Рисование – одно из любимых занятий малышей. С помощью этой книги вы научите своего малыша рисовать карандашами, фломастерами и красками. Книга построена в форме занятий, на каждом из которых в увлекательной форме малыш будет осваивать новые техники и приёмы рисования.Рисуем карандашами и фломастерамиЗнакомство с карандашами и фломастерамиЗанятие 1. Спрячь картинкуЗанятие 2. Каляки-малякиЗанятие 3. Нарисованные историиРисование прямых линийЗанятие 1. ПалочкиЗанятие 2. ГрибыЗанятие 3. ЛопаткиЗанятие 4. ЦветыЗанятие 5. Нитки для шариковЗанятие 6. ТравкаЗанятие 7. ДождикЗанятие 8. ДорожкиРисование круговЗанятие 1. КругиЗанятие 2. МячиЗанятие 3. Воздушные шарикиЗанятие 4. ЯблокиЗанятие 5. Новогодняя ёлкаРисуем краскамиЗнакомство с краскамиЗанятие 1. Цветная водаЗанятие 2. Смешиваем краскиЗанятие 3. Рисование на мокрой бумагеЗанятие 4. Спрячь зайку!Рисование пальцами и ладонямиЗанятие 1. Зимняя полянкаЗанятие 2. КонфеттиЗанятие 3. ЯгодыЗанятие 4. Нарядим ёлочкуЗанятие 5. ЛадошкиЗанятие 6. ПтичкиЗанятие 7. Фруктовый садРисуем кисточкойЗанятие 1. Знакомимся с кисточкойЗанятие 2. Снег идётЗанятие 3. ЛистопадЗанятие 4. ДорожкаЗанятие 5. Столбы вдоль дорогиЗанятие 6. ШарикиЗанятие 7. Солнышко и облакаРисование с помощью штампаЗанятие 1. КубикиЗанятие 2. МячиЗанятие 3. ЗвёздочкиЗанятие 4. БашниЗанятие 5. Гусеница
Cкачать: "Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года" Запись опубликована автором almaz в рубрике Досуг и творчество детей, Раннее развитие, 2-5 лет с метками для детей 1-2 лет, для детей 2-3 лет, рисование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.deti-knigi.ru