дошкольник Фото со стоков и изображения. Рисунки дошкольников


Рисунки дошкольников | Блог Наталии Годун

Главная страница » Детский рисунок » Рисунки дошкольников

Рисунок дошкольника

Рисунки детей можно изучать с разных точек зрения:

  • с точки зрения психологического анализа самого процесса рисования
  • с точки зрения измерения одаренности при рисовании
  • с точки зрения умственного развития ребенка
  • с точки зрения возрастной эволюции детского рисунка

Основные исследования в этой области психологии сосредоточены в основном на возрастной эволюции. Они показали, что в развитии рисования можно выделить 2 этапа, которые, в свою очередь, поделить на возрастные стадии, охватывающие весь период детства:

Первый этап. Доизобразительный.

1.Стадия “каракулей”, или “марания”. Возраст ребёнка – до 2-х лет.

«Каракули» – это самая ранняя стадия в развитии детского рисунка. На стадии каракулей ребенок еще не пытается нарисовать что-то определенное, его штрихи лишены всякого смысла. Поэтому на данном этапе то, что ребенок пытается изобразить, даже не назовешь собственно рисованием.

Её можно охарактеризовать как  доизобразительный этап графической деятельности. В этом возрасте карандаш и бумага не являются для ребенка какими-то специальными предметами, и поэтому используются не по назначению. Здесь главное для самого ребёнка – след на бумаге, который он оставил САМ!

Таким образом, первые рисунки дошкольников возникают случайно. Они являются следствием манипуляций ребенка с карандашом и бумагой или в результате подражания действиям старших.

Стадия каракулей является продолжительной и неоднородной. Её можно разделить на 2 этапа:

1) до 2-х лет.

Когда ребёнок научился делать свои первые штрихи на бумаге, они сначала идут приблизительно в одном направлении. С течением времени, когда рука ребенка приобретает большую уверенность, штрихи начинают меняться: перекрещиваться друг с другом, принимать другую форму (закругленных или ломаных линий).

Таким образом, из этих штрихов иногда складываются такие случайные фигуры, которые могут напоминать ребенку какие-то реальные предметы. Но на этой стадии развития он все еще не способен связать зрительный образ с процессом рисования и изобразить что-либо “реальное”.

2) после 2-х лет.

Примерно через полгода после начала стадии каракулей рисунки дошкольников претерпевают изменения. Ребенок начинает контролировать процесс рисования (зрительный контроль) и координировать свои движения. Теперь он начинает познавать свои каракули. Большинство детей рисует на этом этапе с большим удовольствием, так как развитие зрительно-моторной координации уже является большим достижением для ребенка. Иногда дети так увлекаются рисованием, что сидят, не замечая ничего вокруг.

2. Стадия последующей интерпретации. Возраст ребёнка – до 3-х лет.

По мере последующего развития ребенка  в рисунках увеличивается количество нарисованных предметов и меняется сам способ изображения. Этот этап является стадией бесформенных изображений и резко отличается от предыдущего по переживаниям самого ребенка. Теперь он уже намеренно пытается изобразить что-то конкретное, но его сил пока недостаточно для того, чтобы другому человеку можно было определить смысл нарисованного, так как по качеству изображения рисунки мало отличаются от рисунков предыдущей стадии. Вообще же в подавляющем большинстве случаев такие маленькие детки  не стремятся передать реальную форму того, что они рисуют (например, человека). Их рисунки воспроизводят  схемы или графические шаблоны. Это та же стадия каракулей, но теперь ребенок начинает придумывать названия своим рисункам, что свидетельствует об изменении в его мышлении. Каракули могут стать “папой” или “мамой”, хотя обнаружить их на рисунках пока невозможно. Но, если раньше ребенок получал удовольствие от того, что остается какой-то графический след от вождения карандашом по бумаге, то теперь он начинает связывать свои каракули с окружающим внешним миром. Начинается переход от “мышления в движениях” к “образному мышлению”. По мере того, как ребенок рисует, каракули на бумаге начинают приобретать для него зрительное значение, а это, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие рисования.

Таким образом, на стадии рисования каракулей наиболее важной для ребенка становится возможность создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.

Стадия каракулей заканчивается в тот момент, когда появляется замкнутый контур – “круг”.

Второй этап. Изобразительный.

1. Стадия схематического изображения. Возраст ребёнка – от 3-х до 4-х лет.

Данная стадия является очень продолжительной. В ней можно выделить ряд ступеней в зависимости от того, как поначалу примитивные схемы постепенно наполняются все более существенным содержанием.

Как только ребенок достигает 3-хлетнего возраста, в динамике его рисунков появляется тенденция к изображению окружнос­тей. Сначала они могут быть непрерывными, похожими на запутанный клубок. Потом становятся отдельными кружками, и тогда ребенок обнаруживает, что он нарисовал, например, голову.

Фактически круг — это самый простой рисунок, повсеместно выбранный образец и самая распростра­ненная фигура в природе. Ребенок будет продолжать ис­пользовать круг при изображении самых разнообразных деталей — головы, глаз, рта, туловища, ушей и даже волос.

Большинство специалистов в этой области психологии  считает, что ребенок рисует человека путем изображения самых важных его черт. Даже младенца больше всего интересует лицо с глазами, которыми человек смот­рит, ушами, которыми он слышит, ртом, которым го­ворит и улыбается. И впоследствии ребёнок выбирает именно эту часть тела для изображения че­ловека.

Таким образом, приблизительно в 3 года у детей появляется предметный рисунок, а излюбленным предметом рисования становится человек, который сначала изображается чрезвычайно упрощенно.

“Головоног”

Первой формой изображения человека становится так называемый “головоног”.

Это попытка снабдить голову человека, который до этого был просто “кругом”, различными «прило­жениями».  Отсюда — смешная фигура, которая вполне соответствует своему названию «голова­стик», «головоног», т. е. маленький человечек, у которо­го голова плавно переходит в ноги и  в котором уже безошибочно узнается человек.

Таким образом, “головоног” представляет собой голову округлой формы с отходящими от нее или расположенными рядом черточками (руками и ногами).

Причём окружность может символизировать голову вместе с телом, из-за чего некоторые специалисты считают некорректным такое определение, как “головоног”.  Ног и рук может быть больше, чем положено.

"Головоног"

Трёхлетние детишки также могут нарисовать своему человечку глаза, рот, нос и даже волосы.

На рисунках изображён типичный “головоног” .  Подобные рисунки дошкольников вполне соответствует норме вплоть до 4-хлетнего возраста.

2. Стадия схематического изображения. Возраст ребёнка – от 4-х до 5-и лет.

Примерно к четырем годам ребенок переходит к изображению примитивной схемы. Теперь у нарисованного им человека,  кроме головы, рук и ног, появляется и туловище. Но такой человек составлен из отдельных частей. Его ноги расположены по бокам туловища, а руки чаще всего начинаются от середины. Туловище может быть разнообразной формы – квадратной, овальной, в виде удлиненной полоски и т.д. Иногда оно отделяется от ног двумя линиями, идущими непосредственно от головы и перечеркнутыми посередине небольшой горизонтальной линией. Руки чаще всего изображаются с пальцами, которые бывают очень велики и напоминают при этом совершенно другие предметы. Число пальцев часто не сходится с действительным. Если из общей массы туловища выделяется шея, то она часто имеет непропорционально большую длину.

Ещё следует обратить внимание, что когда ребенок начинает рисо­вать второй круг, чтобы изобразить тело, первый круг, обозначающий голову, может отличаться преувеличенным размером. Это подчёркивает первенство головы. Хотя мнения исследователей в этом вопросе расходятся. Так, одни полагают, что голова нарисована большой потому, что это самая важная часть и символизирует человека ( и трудно с этим не согласиться, особенно, если вспомнить “головонога”). А, например, Р. Арнхейм (его труд – «Искусство и визуальное восприятие») считал, что голова получилась большой вследствие недостатка пространства на листе бумаги. То есть ребенок нари­совал большой круг в центре листа, и поэтому для других частей осталось очень мало места.

3. Стадия схематического изображения. Возраст ребёнка – от  5-ти до 6-ти лет.

На шестом году жизни ребенок получает представление о вертикали и горизонтали.

Если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, как будто падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально.

Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног.

Схематический рисунок с малым количеством второстепенных деталей

Пятилетний ребенок рисует руки и ноги уже двойными линиями.

Руки по-прежнему начинаются от середины туловища, но второстепенные детали пока отсутствуют или немногочисленны.

Схематический рисунок с многочисленными второстепенными деталями

К шести годам ребенок уже чаще всего рисует руки человека, начиная от верхней части туловища.

При этом появляются и различные второстепенные детали (пальцы, волосы, брови, ресницы).

Вообще рисунки дошкольников шестилетнего возраста в норме предполагают детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей (шею, пальцы, ступни, волосы или шапку вместо них, брови, одежду).

detskiefantazii.ru

Особенности рисования дошкольников

Интерес к рисованию проявляется у дошкольников очень рано, примерно к двум годам.

Рисование в развитии дошкольника

Наблюдая, как взрослые или старшие братья и сёстры пишут, рисуют, им хочется взять в руки ручку и то же  писать. Причём они стремятся производить действия с карандашом или ручкой самостоятельно, без посторонней помощи. На первых порах, естественно, у них ничего не получается, но в данном случае необходимо вызвать интерес к действию с карандашом и бумагой. Покажите малышу,  что карандаш оставляет след на бумаге. Далее следует научить его наносить линии на листе бумаги, следить за движением этих  линий, а затем приучить следить за движениями руки. Таким образом, вы будете способствовать развитию координации руки и глаза вашего ребёнка.

Но одна из основных задач на данном этапе развития детей – научить их правильно держать карандаш и кисть  в пальцах, а не в кулачке.  Не надо забывать, что рисование для дошкольников  самый доступный для детей вид творчества.

Роль рисования в развитии дошкольника

  • идет процесс развития руки ребёнка, так как в момент  рисования  малыш делает целенаправленные движения карандашом, кистью, фломастером и т.п;
  • далее идёт развитие соответствия координации движений руки и глаза;
  • развитость рук влияет на развитие познавательных способностей, мыслительной деятельности, воображения и развитие мозга в целом;
  • кроме того, ваш ребёнок будет занят самостоятельной деятельностью и научится распределять свое время в течение дня, вечера и т.д.

Прежде чем создать свой собственный рисунок все дети проходят стадию каракулей. Это характерно и естественно для всех детей в раннем возрасте. Если ваш малыш просит лист бумаги или ручку, дайте ему этот лист и карандаш (фломастер). Пусть он чертит,  что и как хочет. Со временем его рисунки начнут  приобретать форму и образы.

На следующем этапе жизни (3-4 года) малыши  не только наносят изображения, но вкладывают в него смысл, понятный пока лишь им одним. Именно поэтому они стараются объяснить всем, кто заинтересовался их рисунками, что изображено на листе бумаги. В этот период важно направлять желание детей рисовать, показывая им способы изображения предметов, расположения их на листе бумаги, выбор цвета и прочее. Обучение дошкольников рисованию доступно абсолютно всем и в любых условиях. Просто научите своих детей нанесению штрихов, мазков, и пусть малыши с их помощью попытаются изобразить, как падают листья осенью  с деревьев и кустарников, идёт дождь, растёт травка и т.п. Научите детей изображать линии – прямые, наклонные, пересекающиеся, предметы круглой формы (мяч, колобок и прочее). Причём лучше всего научить изображать предметы в движении. Например, «колобок катится по дорожке», «мяч в реке», «лесенка в небо» (дорожку, речку, небо вы изображаете сами на листе заранее) и т.п. Используя такой способ рисования, «убиваете двух зайцев» — вы научите детей изображать предметы так, чтобы они соответствовали другим предметам, изображенным на листе бумаги,  и приучаете своих малышей видеть пространство и наносить изображения соответственно этому пространству.

Рисование — вид деятельности дошкольника

Осмысленное творчество наступает после пяти лет. В данном возрасте дети уже могут выразить идею, составить план содержания рисунка и предвидеть конечный результат. Правда, идея и результат или план не всегда могут соответствовать друг другу, но при умелом направлении со стороны взрослых детского внимания, воображения постепенно идея, план и результат непременно совпадут.

При этом следует учитывать, что:

  1. Дети делаю огромное количество открытий, и могут создать интересный продукт своих открытий  в виде рисунков, аппликации, лепке;
  2. Процесс создания образов у дошкольников находится на первом месте, т.е. дети получают удовольствие от рисования, лепки, наклеивания деталей предмета, образа и т.д., их, практически, не интересует конечный результат деятельности;
  3. Примерно к семи годам процесс деятельности становится целенаправленным, а сама деятельность более осмысленной и направленной на конечный результат.

На интересное рисование дошкольников влияет  выбор приёмов, способов, подбор цвета  предмета, сюжета и прочее. Этому выбору, конечно, способствует и помощь взрослых. Пример, мама Маши постоянно обращала внимание девочки на прогулках и просто по дороге в детский сад на изменения деревьев и кустарников зависимости от сезона и погоды. Водила девочку на выставки картин художников пейзажистов, они часто и подолгу рассматривали репродукции картин Левитана, Поленова, Шишкина, Васнецова и других художников. Когда в детском саду предлагалось детям  рисовать на занятиях  по теме изображения природы, рисунки девочки отличались от рисунков других детей более точным изображением деталей, в умении располагать рисунок на листе бумаги, соблюдая пропорции, используя частичное изображение предметов (когда одни предметы частично загораживают другие) и т.п. Читайте статьи  «Ориентировка в пространстве», «Рисуют дети».

Интересно для детей занимательное рисование. Это, когда взрослые подсказывают детям необычные приёмы рисования. Например, можно вырезать на половинке картофеля какой-либо рисуночек, обмакнуть в краску и приложить на лист бумаги. Посмотрите, что у вас получится. А мы в детстве с подругой любили подрисовывать цветы к изображённой на картинках любой посуде (вазы, тазики и т.п.). Можно использовать и такой способ – пожить монетки на стол, сверху лист бумаги и карандашом штриховать монетку, получается изображение её на бумаге. Такое можно проделывать с любыми чеканками. Если необходим необычный фон для изображения пейзажа, натюрморта, то подберите с детьми нужную краску, обмакните в неё зубную щеку и щекой резко проведите над листом по щетинке щётки. Хорошо украшают детские работы, вырезанные из ткани, старых открыток предметы, изображения животных, цветы и прочее, которые по сюжету подходят к рисунку ребёнка или предметы, которые ребёнок не может пока ещё сам рисовать. Например, вырежьте из любой картинки изображение котёнка, наклейте его на лист бумаги и предложите ребёнку нарисовать для котёнка ясный солнечный денёк.

Процесс создания новых образов уже становится для детей более увлекательным и интересным.

А это означает, что у дошкольников начинают развиваться  творческие способности, воображение.

Как результат – в новых образах они открывают для себя что-то новое, а так же для окружающих – новое в себе.

bukvic.ru

Рисование для дошкольников | Развиваем детей сами

Одним из самых любимых занятий для маленьких детей является рисование. А зачем вообще нужно рисование для дошкольников? Есть ли необходимость заинтересовывать малышей этим увлекательным процессом, если они отказываются это делать. И почему так происходит?

Каждый ребенок в своей жизни начинает рисовать. У одних это остается на всю жизнь, у других спустя несколько лет пропадает интерес, а некоторые дети начинают избегать эти занятия вообще. Почему так происходит? И как надо вести себя родителям, чтобы рисование для дошкольников приносило радость и способствовало развитию ребенка?

 

Возрастные особенности

Дети трех-четырех лет уверенно обращаются с кистью, умеют держать карандаш. Они знают, как изобразить круг, прямую и изогнутую линию, фигуры неправильной формы. Но рисовать похожие предметы они еще не могут.

 

В 4-5 лет дети начинают рисовать на определенные темы, мальчики выбирают машины, войну, а девочки домик, цветы, людей. На рисунках у ребят главный предмет намного больше остальных. Они начинают учиться показывать сразу несколько связанных предметов между собой, но в виде схемы, а не в виде пространственного изображения.

 

Детей старше 6 лет обучать рисованию гораздо легче и эффективнее. Поэтому так важно, чтобы рисование для дошкольников на каждом этапе было привлекательно, интересно и полезно.

 

Основные правила рисования

 

Расскажу на нашем примере, насколько важно следить за осанкой ребенка.

Мы каждый день рисуем с внуком, пробуем различные техники рисования.

1. У нас, к сожалению, нет детской мебели, что просто необходимо, так как спина ребенка должна оставаться прямой на протяжении всего занятия.

 

2. Мне же приходится подкладывать подушку на стул для того, чтобы грудь внука была на уровне стола.

3. Приходится все время напоминать о том, что обе руки должны находиться на столе. Одной рукой Витюшка рисует, а второй придерживает лист бумаги, чтобы он не скользил.

 

4. Рисование для дошкольников не такое простое, как кажется. Кистью внук научился пользоваться хорошо, а вот карандаш держит, сильно сжимая пальцы, и рука у него быстро устает. Кстати, когда ребенок красит кисточкой широкими мазками, рука у него расслабляется. Поэтому красить красками легче и полезнее, чем раскрашивать карандашами и фломастерами.

belzo.ru

5. Во время занятий выполняем с ним пару упражнений на расслабление кисти: сжимаем и разжимаем кулачки, поднимаем вверх, расставляем пальцы в разные стороны, напрягаем их, а затем потряхиваем кистями рук, постепенно их, опуская вниз.

 

6. На стол удобнее постелить клеенку, которую легко мыть, надеть на малыша фартук, чтобы не испачкать одежду. Мы предпочитаем рисовать вечером, перед сном, в трусиках, а потом отправляться в ванную купаться.

 

Как обучать дошкольников рисованию

 

Начинать обучение можно с 2х лет, после того как малыш научится самостоятельно сидеть и держать кисточку в руке. Пальчиковыми красками начинают пользоваться с 6 месяцев. Обучение дошкольников рисованию начинают с точечных рисунков.

 

belzo.ru

Сегодня продолжали изучать облака, тучи и небо. Рисовали акварельными красками и осваивали новую для нас обоих методику нетрадиционного рисования – пуантилизм.

 

Разноцветными точками пытались предать цвет и образ неба и солнца. Рисовали спичками с намотанной ваткой, трудились кропотливо и долго, за несколько подходов. Для изображения солнца использовали желтую и красную краску, слияние точек давало такой оптический эффект.

 

Эта методика помогает развивать внимание, будит воображение. Мы с внуком рассуждали про облака, сравнивали и анализировали их форму и цвет, пытались изобразить отличия тучи и облака.

 

А главное, такие занятия формируют усидчивость, терпение, ведь конечный результат получить быстро не получится, надо потрудиться. Эти качества пригодятся в школе, в первом классе.

 

Что надо учитывать во время занятий рисованием

 

Правила проведения занятия по рисованию для дошкольников надо знать и соблюдать все родителям:

• Никогда не смеяться и не говорить, что малыш не умеет рисовать

• Не стоит взрослому исправлять и дорисовывать в рисунках ребенка за него

• Не заставлять детей рисовать образ по приказу взрослого. Ведь это уничтожает фантазию и воображение детей.

Надо обучать детей:

• пользоваться разными материалами для рисования (красками, карандашами, мелками, губкой, пальцами, щеткой и расческой, ватными палочками, крупами и пластилином, использовать фольгу и картон, бумагу и дырокол)

• пробовать различные методики нетрадиционного рисования

• нестандартно подходить к образу (даже если не будет сходства вообще)

• самостоятельно подбирать цвета и краски

• совместно рисовать с ребенком

• развешивать его рисунки по квартире (мы используем рамки, в которые вставляем по очереди рисунки и поделки внука, устраиваем выставку его работ в коридоре на стене, храним в нескольких папках для файлов его памятные работы с самого раннего детства)

• каждый раз обсуждать с малышом, что он изображает, как и почему выбрал такой цвет

поощрять, когда дети показывают и рассказывают о своих работах гостям и родственникам

• При необходимости создавать фото коллажи их работ

 

Во время занятий дети совершают открытия, творят. Ведь для них важен сам процесс, а не результат, хотя он тоже радует. Положительные и яркие эмоции захлестывают ребят, они раскрываются и отражают через рисунки свой внутренний мир.

 

У вас статья вызвала интерес? Поделитесь с друзьями.Приглашаю к общению

Похожие статьи:

  1. Что такое нетрадиционное рисование
  2. Рисование для детей – удивление или восторг
  3. Уроки рисования – баловство или развитие
  4. Развитие детей дошкольного возраста

belzo.ru

дошкольник Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#57611650 - Little children eating lunch outdoors. Kids with picnic basket..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#13913067 - Portrait of a happy liitle girl close-up

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#10378443 - Portrait of cute child with globe looking at camera

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#10360275 - A little girl is in the field

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#12574786 - Portrait of a cute little girl in blue dress on the white

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#11794046 - Happy active children playing in the summer park

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#13514184 - Portrait of a cute cheerful girl with painted hands, isolated..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#10094979 - little girl with hands up standing on the beach

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#12566657 - Pretty little girl in a blue dress with a banana in her hands

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#14152621 - African-American child and caucasian child playing together on..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#11870306 - A young girl holding a watermelon to stand for the letter W

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#11850789 - Little girl in the embraces of cat soft toy

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#47088289 - little girl enjoy vacation in the swimming pool

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#10095100 - happy young girl with hands up on the beach

ru.123rf.com

Простые поэтапные рисунки карандашом для детей

Талант есть в каждом – стоит только начать развивать его с раннего детства. Почему бы не предложить воспитанникам детского сада научиться рисовать красивые и достаточно простые рисунки карандашом? Вы сможете поэтапно рассказывать ребятам, что нужно прорисовывать шаг за шагом для преобразования первичного силуэта в полноценную картинку. Животные, растения, природа, здания – тематика может быть любой. Продемонстрируем некоторые простые поэтапные рисунки карандашом.

Несколько нюансов

Даже взрослый человек с увлечением принимается срисовывать зверюшек, рыбок или мультипликационных персонажей с готовых поэтапных шаблонов. Каково же будет восхищение детей, когда с помощью простого карандаша, ластика и примера для срисовки у них получится реально качественная красивая картинка.

Конечно, первые неуверенные штрихи, неровные кружки и загогулины простым карандашом свойственны дошкольникам, но это мелочи. Образ барашка, котика, домика все равно будет вырисовываться. Несколько уроков по поэтапным шаблонам – и ваши ребята, возможно, заинтересуются этим видом творчества и окунутся в него с головой. Помните, каждый знаменитый художник был когда-то новичком.

Обратите внимание на следующее:

  • Дети – начинающие ученики. Они часто сильно нажимают карандашом на поверхность бумаги, отчего в ненужных местах (тех, что потом стираются) образуются контуры. Еще одна проблема в этом случае – стержень плохо оттирается от бумаги. Простые поэтапные рисунки карандашом лучше всего выполнять с использованием инструментов высокого качества и нужной мягкости (самый мягкий карандаш – для обводки контура). Стоит также озвучить вслух, что нажимать на бумагу нельзя, иначе будет не так красиво.
  • Приготовьтесь к разочарованию со стороны детей. Они, как начинающие художники, могут расстроиться, если что-то не получится. А когда получится у соседа, так это еще обиднее. Зная примерные способности воспитанников, рассадите их изначально верно, во избежание конфликтов. Важно напоминать ребятам, что у них все обязательно получится, если они будут стараться и много тренироваться. Выбирайте максимально простые рисунки.
  • Не обязательно пользоваться готовыми шаблонами с интернета. Если дошкольники еще совсем маленькие, предлагайте им рисовать карандашом простые предметы без мелких деталей. Например, цветок, тарелка, самый простой дом, Солнце, облако. Вы можете сами в этом случае придумать шаблон иди поэтапно рисовать что-то на доске и предложить детям делать то же самое в своих альбомах.
  • Не нужно загружать ребят разом многообразием рисунков, пусть и простых. Покажите им в один день поэтапную схему зарисовки кошки, в другой – пошаговую инструкцию создания зайца. Скорее всего, они захотят дома показать родителям, чему научились в детском саду.

Простые поэтапные рисунки карандашом

Животные

Начнем с самого любимого ребятами – с животных. Почти все пытаются по-своему изобразить зайчика, котика, собачку или барана, но в итоге получается примерно одно и то же. Вы можете показать, как правильно рисовать карандашом, и попутно рассказать, чем отличаются звери друг от друга. Так вы познакомите детей с природой поближе.

Объекты и транспорт

Сюда относятся самые разные домики, заборы, дворцы, машинки. Можно предложить ребятам нарисовать сначала дом таким, каким они его себе представляют, а уже потом предложить срисовать его поэтапно.

Растения

Существуем много цветов, разных деревьев, кустарников. Ягоды, фрукты, овощи тоже можно отнести сюда.

Человек

В основном детки рисуют людей, похожих на инопланетных существ. Большая голова, длинные руки, отсутствие тела или ног. Во время урока постарайтесь объяснить ребятам понятие соразмерности, показать, на каком примерно уровне от головы находятся остальные части тела.

Простым карандашом можно создавать целые шедевры. Но пока ваши воспитанники очень малы и относятся к числу начинающих художников, получаемые рисунки могут быть потом раскрашены цветными карандашами или красками. Так картины примут новый характер, станут ярче и интереснее для самих детей.

mojdetskijsad.ru

Психология детского рисунка

Далеко не каждый взрослый способен передать словами переживания. Ребенок тем более ограничен недостаточностью словарного запаса и психологическими барьерами. Внутренний мир все-таки находит свое отражение, хоть и не в таком явном виде. Эмоции, страхи, симпатии и антипатии можно прочитать по рисункам ребенка.

 

Зачем анализировать детские рисунки

Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать. Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны. Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики. Расшифровка детских рисунков дает возможность достаточно часто проводить мини-анализ и срочно принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.

Рисуночная диагностика показывает:

  • соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
  • симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
  • приоритеты и фундамент формирующегося характера;
  • страхи и скрываемые переживания;
  • тайные желания.
Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка.

 

Оценка соответствия уровня развития ребенка его возрасту через рисунок

Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.

Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.

Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

 

Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

 

Цвет

Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.

О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.

Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.

Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.

Фиолетовый – цвет фантазеров.

Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект. Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.

 

Композиция

Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения. В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек. Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.

 

Манера изображения и характерные черты

С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры. Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

 

Тревожные сигналы в рисунке ребенка

Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.

Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.

Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.

Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.

Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.

Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.

Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.

 

Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.

  • Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера.
  • Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим.
  • Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.

Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.

Что еще почитать

szabotoi.ru

Этапы и стадии развития детского рисунка

В этой статье освещены основные этапы и стадии развития детского рисунка:1,5 — 3,5 года — период «каракулей». Этот период можно разделить на три основные стадии. Первые графические проявления возникают случайно. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии. Постепенно каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными — возникает стадия ритмических каракулей. Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» — ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко . То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная стадия).

3-5 лет — период примитивной изобразительности. Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии).6-7 лет — период схематичных рисунков. ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза.8-9 лет — период форм и линий. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей. Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность.После 9 лет — начинается период правдоподобных изображений. Этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета.

РИСУНКИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ3,5 года — ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога.

3,5-4 года — у головонога появляется туловище, затем глаза, рот и волосы.5 лет — туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника. Голова непосредственно соединена с туловищем. Пропорции головы и тела, как и длина, а также присоединение конечностей, еще не находятся в согласии.6 лет — прибавляются такие детали, как уши, волосы.7 лет — ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею. Ребенок совершенствует прическу и одежду.

 

 

 

 

 

8 лет — переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю.

 

 

 

 

 

9 лет — в рисунке все чаще присутствует попытка изобразить движение. В профильном рисунке это обыкновенно отображение ходьбы, в рисунке анфас — фигура несет, например, сумку. В этом возрасте развитие рисунка в общих чертах заканчивается, в последующие годы происходит лишь его совершенствование.

kidsmi.ru