Музыкальный инструмент домбра: фото, описание, история. Сколько струн домбра


СКОЛЬКО СТРУН НА ДОМБРЕ - Что исполняют на домбре?

Конструкция казахской домбры немного отличалась в зависимости от региона. Какпак — дека домбры. В казахской домбре пружины раньше не было. В настоящее время для улучшения звука пружина длиной от 250-300 мм крепится в верхней части панциря и возле подставки. Чаще вего домбра изготавливалась из цельных кусков дерева : ели, клена, чинара, но встречаются и клееные экземпляры домбры. На восточно-казахстанских домбрах навязывались 7-9 ладов, что обеспечивало игру аккомпанемента или исполнение песенных мелодий.

При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента — домбры. Какпак — дека домбры. Пружина-это балка на деке с внутренней стороны.

Один из главных элементов домбры – это струна, выступающая как источник звуковых колебаний. Последовательность тонов для домбры, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Соль, Ре (малой октавы). G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей.

Как бы удивительно это ни прозвучало, но на домбре можно играть любую музыку – от классических произведений и народных мотивов до современной поп-музыки. Советую вам научиться играть на домбре, так как возможности домбры обширны.. Под звуки домбры исполняют народные песни, домбра также используется как сольный и ансамблевый инструмент. Домбра не утратила своей актуальности и по сегодняшний день. Многие современные музыканты включают в свои композиции звучание домбры. На что джигит решил сыграть на домбре.

Ещё одна легенда о происхождении домбры похожа на предыдущую. Последовательность тонов для домбры, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Соль, Ре (малой октавы). От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента. В зависимости от формы или неровностей деки у, казалось бы, одинаковых инструментов этот тембр может довольно сильно различаться. Она непосредственно влияет на силу, ровность и тембр звучания домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры.

Домбра – музыкальный инструмент, который относится к щипковым. Музыкальный инструмент домра несколько отличается от домбры. Домра является русским народным трехструнным инструментом, а домбра – казахским двухструнным. Различие есть также и в размере, ведь домра больше похожа на игрушечный инструмент, а домбра может достигать до метра в своем размере. Особенно домбру можно отнести к казахскому народу, потому что она считается казахским народным музыкальным инструментом. Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. Казахская домбра – это щипковый двухструнный инструмент, изготовленный из цельного дерева.

Среди других находок им попалось несколько терракотовых статуэток. Статуэтки изображали музыкантов, которые держали в руках инструменты. В этих двухструнных щипковых инструментах ученые узнали предков домбры, и поныне широко распространенной в Киргизии и Казахстане.

Игрой на домбре сопровождают свое пение народные сказители — акыны. Исполнение на домбре музыкальных композиций является любимой формой художественного творчества казахов. Под звуки домбры исполняют народные песни, домбра также используется как сольный и ансамблевый инструмент. Применяется и как аккомпонирующий, и как сольный, и как основной инструмент в казахской народной музыке.

Подставка (тиек) — очень ответственный функциональный элемент домбры. Так на западе, в Прикаспийских степях домбра имела округлую каплевидную форму с тонкой длинной шейкой. Лады-перевяз перне, как и струны, изготавливались из бараньих или козлиных кишок. В центальных и восточных регионах Казахстана домбры делались с плоской нижней декой и короткой, толстой шейкой. Сейчас же струны чаще всего производят из рыболовной лески. Для всех остальных элементов домбры подойдет любое качественное дерево. Кроме корпуса инструмент состоит из грифа, который часто называют шейкой, и головки.

Видео: Домбра на видео + звучание

Домбра – самый любимый и самый распространенный инструмент в музыкальном быту казахов. Он считается народным инструментом у казахов. Традиционно в русском языке его называют домбра, но в казахском варианте правильнее домбыра. Тем самым подчеркивается важность умения играть на домбре для каждого казаха, что подчеркивает особую любовь казахов к этому инструменту. В казахском народе говорят: «Нағыз қазақ — қазақ емес, нағыз қазақ — домбыра!», что означает «настоящий казах это не сам казах, настоящий казах — домбра!». При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента-домбыры.

После безуспешных попыток воин заснул, и вскоре его разбудила мелодия, издаваемая самоделкой. В XXI веке, в эпоху электронной музыки домбра по-прежнему вызывает интерес меломанов. Например, казахские этно-рок-группы комбинируют звучание домбры, скрипки и кричащих рок-гитар, получая совершенно новый звук. Старая домбра завоёвывает всё больше новых поклонников.

Давным-давно музыкальный инструмент домбра имел пять струн и не имел отверстия посередине. Сколько струн содержит он? Всего лишь две струны. Один из основателей казахской музыки на домбре является Курмангазы, чья композиция «Адай» до сих пор популярна в Казахстане и не только.

Домбра – это родственница русской балалайки и струнный музыкальный инструмент тюрских поселений. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке.

Струны дарят волшебное звучание и показывают, какой прекрасный и сладкозвучный домбра музыкальный инструмент. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает.

Интересный факт заключается в том, что домбра – калмыцкий музыкальный инструмент ровно настолько же, насколько и казахский. У калмыков не имелось полноценного и профессионального пения в ансамблях и даже театра. Вот именно для этого сопровождения и использовали домбру.

Струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Домбра считается народным инструментом у казахов, ногайцев.

В 1934 году домбра была реконструирована и были созданы её оркестровые разновидности. Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык.

Всем известно, что у казахов песни, посвященные любви, очень распространены. Но певцы любили исполнять также и народные эпические сказания. Историческое наследие этого народа насчитывает более ста сказаний с тысячами поэтических строк, которые исполнялись с помощью музыкальных струнных инструментов, таких как домбра или кыл-кобыза. Интересный факт, что эпические сказания донесли до настоящего времени реальные исторические события.

Легенда о видоизменении домбры

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха. Тот соорудил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и музыкой сообщил ему о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

Но стоит усилить звучание струн, и мелодия устремляемся вслед за табуном жеребцов, скачущих по пастбищу. Подобно русским скоморохам, казахские народные сказители акыны ходили с домброй по базарам, ярмаркам и сёлам, исполняя одни кюи за другими. Как бы ни была печальна мелодия, в звучании домбры всегда присутствует тёплое, задушевное напутствие. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха.

Читайте также:

membeduet.ru

фото, описание, история :: SYL.ru

Домбра - это родственница русской балалайки и струнный музыкальный инструмент тюрских поселений. Особенно домбру можно отнести к казахскому народу, потому что она считается казахским народным музыкальным инструментом. Фото домбры можно посмотреть в различных источниках.

Происхождение

Музыкальная культура казахов играет большую роль в духовном развитии населения. В казахской истории есть величественное наследие, переходящее из одного поколения в другие в течении многих веков. И это домбра. История этого музыкального инструмента несказанно интересна и необычна, так как существует огромное количество поверий о сотворении казахской домбры.

В 1989 году был найден рисунок на скале, на котором изображен музыкальный инструмент и люди, увлеченные танцем. Этот инструмент очень напоминает современную домбру. Археологи установили, что рисунок был нарисован в период неолита. Это значит, что казахской домбре уже больше 4000 лет. Интересный факт, что домбра - один из первейших струнных инструментов, сотворенных в мире.

Легенда о создании

Однажды поселились на далёком Алтае два братца, которые были великанами. У одного из них был прекрасный сладкозвучный музыкальный инструмент домбра, мелодией которого он одаривал всех людей. Владельца домбры знали за версту и приходили послушать волшебный звук. Однако другой брат утаил злобу и зависть на младшего, потому что ему достается все внимание. Тщеславные силы двигали им и он решил построить мост через бушующую реку, да такой мост, который свет не видывал прежде. И вот он стал собирать все необходимые материалы для строительства, а братец его все бренчал и бренчал на загадочном инструменте, не желая помогать в строительстве знаменитого мостка. Безделье братца разозлило его и он вырвал со всей своей злобой сладкозвучный инструмент и разбил его о скалы. Это был единственный экземпляр инструмента, однако, разбившись о скалу, домбра оставила отпечаток на ней. Через века люди, нашедшие отпечаток, начали делать подобные музыкальные инструменты. Так свет и увидел этот прекрасный музыкальный инструмент.

Легенда о видоизменении домбры

Давным-давно музыкальный инструмент домбра имел пять струн и не имел отверстия посередине. Однажды он оказался во владении одного очень богатого джигита, который был пленен красотой дочери хана. Тот отдал приказ о том, что джигиту необходимо показать свою любовь к его дочке и доказать серьезность его намерений. На что джигит решил сыграть на домбре. Он неповторимо прекрасно и долго играл и исполнял песни, в конце начал петь об отвратительных качествах самого хозяина. На что хан несказанно разозлился и испортил инструмент, налив туда расплавленный свинец, который выел круглое отверстие посередине и еще три струны.

Трагическое сказание о сотворение казахской домбры

Есть ещё одно печальное поверие о возникновении домбры (музыкального инструмента). История начинается с того, что дочка хана влюбилась в юношу, и вскоре они ждали своего первенца. Однако Всевышний даровал им двойню. Но все это время за девушкой наблюдала злая колдунья, которая похитила малышей и привязала их к верхушке священного дерева байтерека вниз головой. Малыши погибли, а дерево засохло от горьких слёз.

Когда мать обнаружила пропажу, она немедля побежала на поиски своих детей. Она забрела далеко-далеко и упала обессилена, потеряв надежду. Однако девушка услышала печальную мелодию и почувствовала, что это ее дети. Она взобралась на верхушку засохшего дерева и нашла останки своих детей. Колыхаясь на ветру, они издавали прекрасные звуки, и девушка решила сделать из них музыкальный инструмент - домбру. Так и появилось это сладкозвучное сотворение.

Легенда о сыне хана

Однажды сын великого хана погиб на охоте. Было приказано, что тому, кто оповестит хозяина о гибели его единственного сына, наполнят горло расплавленным свинцом. Слуги пошли за советом к мудрому мастеру и он нашел выход из ситуации. Три ночи он мастерил музыкальный инструмент - и сотворил домбру. Затем мастер пошел к хозяину и начал бренчать на ней. Домбра поведала ему о погибели сына, после чего тот отдал приказ залить в круглую пройму инструмента горячий свинец.

Строение инструмента

Это щипковый восьмикладный инструмент, имеющий две струны и содержащий две основные части, которые называются корпусом и грифом.

Пока шли долгие тысячелетия, сладкозвучный инструмент видоизменялся, но в целом он сохранил свою форму.

Шанак - это корпус инструмента, выполняющий функцию усиления звучания. Существует несколько методов изготовления шанаков - методы сборки и вырубки. Первый из них намного экономичнее и удобнее. Приспособление делается из кусков сосновых деревьев, орешника, клёна и других видов деревьев. Второй же способ является очень кропотливым и тяжелым, так как шанак изготавливается (вырубывается) из целосного дерева.

Какпак (или дека), отвечающая за тембр и ритм звука, должна изготавливаться из однопородных сосновых деревьев.

Подставка казахской домбры - это ключ, подходящий к мелодии инструмента. От параметров подставки зависит качество звучания казахской домбры.

Стоит отметить, что прежде казахский музыкальный инструмент домбра был без пружины. Однако для улучшения звука ее стали использовать, крепить возле подставки. Длина пружины варьируется от 200-350 мм.

Один из главных элементов домбры - это струна, выступающая как источник звуковых колебаний. От материала, из которого сделана домбра, зависит качество звука исполняемых произведений на ней.

Струны дарят волшебное звучание и показывают, какой прекрасный и сладкозвучный домбра музыкальный инструмент. Сколько струн содержит он? Всего лишь две струны. В древние времена для них использовались кишки баранов или коз.

Любопытный факт, что лучшими струнами считались струны, изготовленные из овцы возрастом в два года. Они создают низкий настрой инструменту, что очень характерно для народной музыки.

Домбра также состоит из порожков, разъединяющих клавиши, и обечаек, которые изготавливаются из клёна.

Музыкант может изменить звучание инструмента, прижав струны к определенному месту грифа. Для исполнения этой цели служат порожки, которые распределены по грифу в соответствии с используемым строем.

Виды казахских домбр

Существует несколько разновидностей домбр, которые именуются западной и восточной. Они обусловлены конкретными характерными чертами разных традиций. Для игры более быстрых песен важно, чтобы левая рука домбриста легко скользила по грифу.

Домбры бывают:

  • Двухструнными.
  • Трехструнными.
  • Ширококорпусные.
  • Двухсторонние.
  • Подгрифные.
  • С полыми грифами.

Различия между домрой и домброй

Домра или домбра? Музыкальный инструмент домра несколько отличается от домбры. Например, домбра является двухструнным музыкальным инструментом, а домра - трех- или четырёхструнным. Домра является русским народным трехструнным инструментом, а домбра - казахским двухструнным. Различие есть также и в размере, ведь домра больше похожа на игрушечный инструмент, а домбра может достигать до метра в своем размере.

Песни, исполняемые на домбре

Сохранились более ста сказаний, в которых упоминаются поэтические строки, сопровождаемые древним музыкальным двухструнным инструментом.

Песни с давних времен играли огромную роль в жизни казахских поселений. Ни одно событие не проходило без песен в сопровождении струнного музыкального инструмента. Певцы-акыны всегда были в почете и уважении, их всегда приглашали на свадьбы и различные пиршества.

Свадебные песни

На казахских свадьбах особое внимание уделялось песне невесты, которая исполнялась на прощальном обряде. Песня "Жар-жар" пелась в тот момент, когда невесте приезжала в дом к жениху. В самом начале свадьбы певцы исполняли "Открытие торжества", пересказывая таким образом весь процесс свадебного обряда.

Песни для ритуальных обрядов

На похоронах казахи тоже исполняли народные песни на домбре. Ритуальные композиции заключали в себе скорбь об умершем и горе, которое принесла его смерть. На похоронах певцы пели "Дауыс", "Жылау". Также существовали различные напевы об утрате, например "Жиырма бес", что в переводе означает "Двадцать пять".

Исторические сказания

Всем известно, что у казахов песни, посвященные любви, очень распространены. Но певцы любили исполнять также и народные эпические сказания. Историческое наследие этого народа насчитывает более ста сказаний с тысячами поэтических строк, которые исполнялись с помощью музыкальных струнных инструментов, таких как домбра или кыл-кобыза. Интересный факт, что эпические сказания донесли до настоящего времени реальные исторические события.

Легендарный Курмангазы

Он был великим композитором и автором песен для исполнения на домбре. Казахский народ очень гордится этим человеком. Его считали специалистом в области легенд, обычаев, приданий. Он с детства учился игре на домбре, поэтому и стал великим музыкантом, которого казахи именуют "отцом кюев". Композиция Курмангазы "Адай" является популярной не только в Казахстане, но и в других странах.

Творчество Курмангазы - это визитная карточка всего Казахстана. Благодаря ему весь мир имеет представление о казахах, их музыкальном творчестве и духовном восприятии мира.

Курмангазы умер в 1896 году и покоится ныне в селе Алтынжар Астраханской области в Российской Федерации.

Таттимбет

Великий композитор и судья, живший в 19-м веке. Получил всеобщее уважение и призвание благодаря своей музыкальной деятельности. Является автором больше сорока кюев.

Факты о домбре

  • Домбра была занесена в Книгу рекордов Гинесса, после того как в Китае был исполнен казахский "Кенес" 10 450 домбристами.
  • Домбру украшали перьями филина.
  • Это один из самых древних инструментов во всем мире.

www.syl.ru

Сколько струн у домры? История возникновения музыкального инструмента и интересные факты

Сколько струн у домры? Этот и другие вопросы, касающиеся данного музыкального инструмента, будут рассмотрены в представленной ниже статье.

Похожие имена

Значение слова «домра» многими людьми понимается не верно. Нередко так ошибочно называют казахский народный музыкальный инструмент домбру. Если рассматривать этот вопрос с филологической точки зрения, то в таком смешении понятий есть определенная причина. Оба эти слова произошли от одного и того же тюркского корня.

Родственники или нет?

Этот вопрос уже не первый год рассматривается историками.

Одни из них считают, что струнные музыкальные инструменты домры появились в средневековой Руси благодаря многочисленным восточным купцам, которые часто торговали в то время на территории нашей страны. Эти люди, предположительно, и завезли в Россию свой национальный инструмент, который имел две струны и отличался достаточно длинным грифом. Но это всего лишь одна из гипотез.

Обычно на домбре (она имеет около десятка различных названий, в основном произошедших от одного и того же тюркского корня) играли, ударяя по струнам пальцами правой руки или осуществляя так называемое «тремоло», то есть частые щипковые движения вверх-вниз. Такой музыкальный инструмент использовался для исполнения аккомпанирующей партии, во время пения.

В восьмидесятых годах ХХ века казахскими археологами были найдены наскальные изображения людей с предметами, по своему внешнему виду сильно напоминающими современную домбру. Ученые предполагают, что данным образцам живописи около 4000 лет. Поэтому есть все основания говорить о том, что домра - старинный народный струнный щипковый инстумент - появилась задолго до наступления новой эры.

Другая точка зрения

В работах других специалистов по народному искусству можно найти гипотезу, в корне отличающуюся от изложенной в предыдущих разделах этой статьи. По их мнению, один из инструментов народного оркестра действительно позаимствовал свое название у азиатского сородича, однако сам он не имеет никакого отношения к восточному представителю семейства струнных.

Великий изобретатель

Ученые подтверждают свои слова следующим фактом. К концу XIX столетия история музыкальных инструментов домры, балалайки и гуслей практически подошла к концу. Данные струнные инструменты вышли из моды.

И неизвестно, вспомнили бы люди когда-нибудь о том, что в России в прежние времена тоже были свои собственные, уникальные музыкальные инструменты, если бы не композитор и искусствовед Василий Андреев. Этот человек являлся большим энтузиастом в мире искусства.

Делом всей его жизни стало создание оркестра русских народных музыкальных инструментов.

Он построил свой коллектив по принципу, который был принят в симфонической музыке. Андреев взял существовавшую на тот момент в русском обиходе балалайку и определил для нее ту роль, которую играют в академических оркестрах скрипки. Так же как и у ее европейского аналога из семейства струнных, у балалайки теперь появились родственники, имеющие более низкий и высокий регистры звучания. Например, балалайка пикколо и балалайка контрабас.

Роль арфы стали выполнять гусли. Нашлись и русские народные духовые: гудки, дудки и другие.

Интересная находка

Андреев был в постоянном поиске средств, которые могли бы разнообразить и обогатить колорит созданного им оркестра.

В один прекрасный момент ему удалось найти некий неизвестный народный музыкальный инструмент. Это изделие имело корпус в форме полусферы достаточно небольших размеров и тонкий гриф.

Руководитель оркестра реконструировал данный инструмент и дал ему название.

Однако многие критики говорят о том, что его изобретение разительным образом отличалось от русской средневековой домры.

Почему же инструмент, который, судя по многочисленным лубочным изображениям и упоминаниям в летописях, имевший большое распространение у наших предков, не дожил до появления первого русского оркестра?

На то были определенные причины. История музыкального инструмента домры имела как счастливые моменты, так и времена, которые можно назвать трагическими для русского народного искусства.

Взлеты и падения

Известно, что царь Иоанн Васильевич Грозный отличался своей любовью к пышным пирам.

Во время этих застолий слух многочисленных гостей должны были ублажать звуки музыки, исполняемой придворным оркестром, состоявшим из виртуозов, игравших на русских народных инструментах.

В те времена профессия бродячего артиста не считалась подобающей для приличного человека. Но все-таки занятие это было не запрещено. По бескрайним просторам Руси путешествовало множество скоморохов, которые потешали публику песнями на остросоциальные темы, исполнявшимися под аккомпанемент домры. Эти струнные имели распространение также и на территории других европейских государств, соседствовавших с Россией. Музыкантов, игравших на них, называли домрачами или домрачеями.

Этот корень до настоящего времени сохранился в составе нескольких русских фамилий.

Начало гонений

Тучи сгустились над головами бродячих музыкантов после эпохи, которую в нашей стране принято называть смутой. При московском царе Алексее Михайловиче Романове церковною жизнью Российского государства руководил патриарх Никон, который прославился своей реформой, в результате которой среди верующих произошел раскол. Владыка не оставался равнодушным и к светской жизни людей.

Его возмущало, что на церковные службы приходило гораздо меньше народа, чем на ярмарки и праздничные гуляния, где случались выступления скоморохов, которые потешали зрителей песнями, плясками и игрой на домрах.

Поэтому глава церкви обратился к царю с просьбой как-нибудь повлиять на сложившееся положение. Алексей Михайлович издал указ, согласно которому занятие скоморошеством стало преследоваться. Официальным предлогом для этого было то, что в текстах песен, исполнявшихся на подобных представлениях, часто содержалась критика существовавшей на тот момент власти. Также эти действа включали в себя некоторые элементы, которые очень напоминали языческие обряды, например, зажигание многочисленных факелов и тому подобное.

В результате издания указа преследованию стали подвергаться не только бродячие артисты. Интересный факт: на домру и ее дальнейшую судьбу повлияло то, что документ, подписанный правителем России, провозглашал незаконным и использование некоторых музыкальных инструментов.

Известен случай, когда на территории Москвы было собрано несколько телег с принадлежностями скоморохов. Из домр, гуслей, гудков и рожков развели огромный костер. Историки считают, что уничтожению подлежали не только данные музыкальные инструменты. Наряду с ними изымались и многие документы, в которых присутствовало упоминание о них.

Благодаря этому печально известному указу, данные представители семейства струнных были забыты на долгие три столетия.

Возрождение

Как уже было сказано в данной статье, в конце XIX века произошло второе возникновение домры. История навсегда запечатлела имя Андреева - человека, благодаря которому этот инструмент обрел вторую жизнь. Однако перейдем к описанию музыкального произведения.

Строение домры

Этот инструмент, как и все струнные, имеет две главные составные части: корпус и гриф. Именно об устройстве и изготовлении домры пойдет речь в данном подразделе. Гриф инструмента изготовляется из твердых пород древесины, а его верхняя часть, та, что находится под струнами, как правило, делается из черного дерева. Из этого же материала обычно выполнена и накладка на верхнюю часть корпуса, которая называется «панцирем». Она служит для предохранения инструмента от повреждения от ударов по нему, которые часто случаются во время игры.

Резонаторная часть обычно выполнена из ели, клена или других пород древесины, которые отличаются своими звуковыми качествами. Корпус инструмента состоит из его верхней части и кузова. Дека служит для того, чтобы акустические колебания струн, возникающие в процессе игры, передавались корпусу, который имеет функцию резонатора. Она многократно усиливает звучание струн и придает ему более насыщенный обертонами тембр.

Для этой цели инструмент оборудован двумя порожками (возле головки грифа и с противоположной стороны - внизу корпуса, у струнодержателей). Соприкосновение струн с древесиной происходит также при помощи специальной подставки, которая находится между нижним порожком и резонаторными отверстиями, которых у домры семь - одно большое и шесть маленьких.

Сколько струн у домры?

Самое крупное из отверстий расположено в центре, а остальные, более мелкие - вокруг него. Эта «розетка» является одним из наиболее ярких внешних отличительных признаков данного представителя струнных. По шести резонаторным отверстиям разного калибра можно легко узнать домру, точно так же, как скрипку - по ее вырезу в форме латинской буквы «эф».

Нижняя часть корпуса представляет собой полусферу, образованную шестью деревянными полосками, изогнутыми определенным образом и склеенными друг с другом. Иногда их количество может быть равно девяти.

Сколько струн у музыкального инструмента домры? Она может иметь три или четыре струны.

У каждого из этих видов данного инструмента есть свои достоинства и недостатки. Трехструнная домра имеет достаточно небольшой диапазон - две октавы, но зато обладает прекрасным певучим звуком с характерным богатым тембром. Диапазон четырехструнной разновидности значительно больше, что делает возможным исполнение многих виртуозных произведений. Однако крупные размеры придают тембру инструмента большую тусклость по сравнению с его трехструнным аналогом.

Таким образом, на часто возникающий у любителей музыки вопрос о том, сколько струн у домры и балалайки, можно ответить следующим образом: их количество равно четырем или трем у первой и трем у второй.

Еще одна теория происхождения

Помимо одинакового количества струн, эти два инструмента объединяет еще одно обстоятельство. Некоторые ученые, занимающиеся вопросами истории музыки, говорят о том, что балалайка вполне могла произойти от домры. Каким же образом это случилось?

При царе Алексее Михайловиче, когда был обнародован уже упоминавшийся в данной статье печально известный указ о запрете скоморошества и всех его атрибутов, народу понадобилась определенная хитрость для того, чтобы не остаться вовсе без музыкальных инструментов. Так как домра оказалась в опале, то умельцам, ранее изготовлявшим ее, пришлось найти способ, как обойти царский указ. В один прекрасный момент решение было найдено. Доподлинно не известно о том, кто додумался до этого, но корпус инструмента стали изготовлять не в форме полусферы, а в виде треугольника.

Все остальные конструкционные особенности были сохранены. А значит, можно говорить о том, что балалайка - это не что иное, как видоизмененная домра.

Со временем именно этот инструмент стал восприниматься русским народом как один из национальных символов. Но эта гипотеза о его происхождении является до сегодняшнего дня недоказанной.

Стремительное развитие искусства игры на домре

Вопрос о том, сколько струн у домры, уже был освещен в данной статье, а также была рассмотрена история создания этого инструмента и то, как он был возрожден в конце XIX века.

Вскоре после создания первого русского оркестра народных инструментов домра по праву стала считаться одним из главных его участников.

Такое положение она заняла благодаря тому, что именно ей часто дается право ведения мелодической линии. Ценителями вновь изобретенного инструмента стали такие выдающиеся деятели искусства, как Петр Ильич Чайковский и Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Ученик последнего из названных Илья Глазунов стал композитором, который создал первое произведение для оркестра народных инструментов.

Победный год

Несмотря на то, что домра почти сразу заняла достойное место в ряду других инструментов народного оркестра, музыканты, играющие на ней, начали выступать сольно гораздо позже. В этом смысле знаковым является победный 1945 год, когда вышло сразу несколько пластинок с записями произведений, исполненных домристами-виртуозами.

В настоящее время роль этого музыкального инструмента в народном творчестве часто сравнивают со значением скрипки для академической музыки. Не случайно домриста Александра Цыганкова называют «Николо Паганини домры».

Кстати, скрипка, появившись впервые в народной среде, прошла ничуть не менее сложный путь от инструмента, который считался деревенским среди европейской знати, до лидера исполнения солирующих партий в симфоническом оркестре.

fb.ru

Домбра Википедия

Не следует путать с Домрой. См. также статью Думбыра.

Домбра́ также Домбыра́ (каз. домбыра) — струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре казахского народа. Домбра считается народным музыкальным инструментом казахов и ногайцев.

История

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Домбра на почтовой марке Республики Казахстан

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад[1].

Также в своё время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у куманов. Куманы — европейское название кипчаков. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (волны Иртыша), Мұңды Қыз (печальная девушка), Тепен көк (рысь),Ақсақ қаз (хромой гусь), Бозіңген (светлая верблюдица), Желмая (одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (топот кулана), Көкейкесті (глубокое переживание) и др.

Под длительным влиянием тюркских народов (гунны, авары, болгары, хазары, половцы, ордынцы), восточные славяне переняли этот музыкальный инструмент под названием домра.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

В 2012 году была создана электродомбра.[2]

День домбры

Первое воскресенье июля объявлено в Казахстане Днём национального музыкального инструмента домбры. Впервые он отмечался 1 июля 2018 года[3].

Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • До этого современная домбра была похожа на Комуз, Дутар,… Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз.жанр для домбры) «Аксак кулан». Прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие — след расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Джезказганской области. «Аксак-кулан» (Хромой кулан) — одна из прекрасных казахских легенд, воспевающих силу и бессмертие искусства.
  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о голову брата. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на голове отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
  • Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Домбра — инструмент кюя

Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбре). В казахском народе говорят: «Нағыз қазақ — қазақ емес, нағыз қазақ — домбыра!», что означает «настоящий казах это не сам казах, настоящий казах — домбра!». Тем самым подчеркивается важность умения играть на домбре для каждого казаха, что подчеркивает особую любовь казахов к этому инструменту.

Домбра в казахской культуре

Казахская Домбра

Домбра (каз. домбыра) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Также является народным инструментом у ногайцев. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

Домбра — самый популярный казахский музыкальный инструмент[источник не указан 1259 дней]. Музыкальные инструменты подобные домбре есть не только у казахов, этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, в таджикской культуре — Думрак, в узбекской культуре — Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в туркменской культуре — Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре — Думбыра, в ногайской культуре приазовья — Домбыра, в азербайджанской и турецкой культуре — Саз, в якутской — Таҥсыр. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

Конструкция

Длина домбры составляет 80—130 см. Лады могут быть навязными, врезными, или, как у узбекской домры, отсутствовать совсем[4].

  • Шанак  — корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.
  • Какпак — дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придаёт определённую окраску звучанию инструмента — тембр.
  • Пружина — это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
  • Порожки — разъединяют «клавиши» на домбре.
  • Обечайки изготавливаются из клёна.
  • Подставка (тиек) — очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависят сила, ровность и тембр звучания инструмента.
  • Струна — источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Строй

Струна Нота Октава
1 g (соль) Малая
2 d (ре)

Звучание открытых струн домбры образует её квартовый строй. Также он может быть и квинтовым[4]. Последовательность тонов для домбры, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Соль, Ре (малой октавы).

Интервалы между струнами: g{ч.4}d (буквенная нотация по Гельмгольцу, ч.4 — чистая кварта).

Музыкальный диапазон домбры с 19 ладами на грифе составляет две полных октавы (часть малой октавы, первую и часть второй): от Ре малой октавы до Ре второй октавы.

См. также

Примечания

Литература

Эту литературу можно найти в Казахстане, г. Астана, Национальная Библиотека Республики Казахстан…

  1. Акишев К. А. Курган Иссык. — Москва, 1978.
  2. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура: исследования и поиски. Сборник научных статей, Алматы, 2000.
  3. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности кахаской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№ 1(6), с52-54.
  4. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев. Алма-Ата, 1982 г.
  5. Аравин. П. В. Степные созвездия. — Алма-Ата, 1979.
  6. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  7. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  8. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  9. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  10. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  11. Жубанов А. К. Казахский народный инструмент-домбра.//Музыкознание.-Алма-Ата, 1976. с.8-10.
  12. Стахов В. Творчество скрипичного мастера. — Ленинград, 1988.
  13. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.
  14. Утегалиева С. И. Мангыстауская домбровая традиция. Алматы, 1997 г.

Ссылки

wikiredia.ru

Казахский музыкальный инструмент домбра (фото)

Казахстан – удивительная и прекрасная страна, культура которой никогда не перестанет удивлять. Даже если посмотреть всего лишь на ряд уникальных музыкальных инструментов, начинаешь понимать, что это необыкновенный народ. Кобыз, жетыген, сыбызгы, шертерб, асятаяк – где же еще можно встретить подобные инструменты? Неповторимость и уникальность каждой нации – это то, что никто и никогда не сможет отнять у человечества. О таких богатствах культуры Республики Казахстан и пойдет речь дальше.

Казахская музыка

Для казахского народа музыка всегда была чем-то сверхъестественным и повседневным одновременно. Легенды этого народа говорят о ее неземном происхождении. В то же время для любого казаха быть музыкантом – все равно что уметь ходить или говорить. Стоит заметить, что для казахской культуры характерны сольные выступления, где музыкант проявляет себя как художник, творящий прямо на публике. Раньше очень редко можно было встретить какие-то ансамбли или даже дуэты. А если люди и пели вместе, то чаще всего в унисон.

Один из главных музыкальных инструментов Казахстана

Здесь речь пойдет об уникальном шедевре. Домбра – музыкальный инструмент, который по праву считается национальным достоянием Республики Казахстан. Главным образом она выделяется тем, что имеет всего две струны, но это никаким образом не ограничивает ее. Любой, кто умеет играть на домбре, сможет создавать прекрасную и абсолютно полноценную музыку, используя всего эти две струны. Здесь важно упомянуть, что домбра легко может быть как сольным инструментом, так и играть в большом оркестре, создавая неповторимый музыкальный фон.

Домбра – музыкальный инструмент, который относится к щипковым. Это значит, что звук из нее добывают одним из следующих способов:

  1. Щипком.
  2. Ударом кисти.
  3. С помощью медиатора.

В результате мы получаем тихий, нежный и мягкий звук, который подойдет как для громкой оркестровой музыки, так и для тихой и лирической сольной темы.

Часть калмыцкой культуры

Интересный факт заключается в том, что домбра – калмыцкий музыкальный инструмент ровно настолько же, насколько и казахский. У калмыков не имелось полноценного и профессионального пения в ансамблях и даже театра. Для них обычным было услышать разного рода сольные выступления, которые организовывали сказатели в сопровождении музыки. Вот именно для этого сопровождения и использовали домбру. Часто вместе с этим действом начинают плясать и подпевать в унисон. Домбра (музыкальный инструмент, фото которого вы увидите ниже) прочно вошла в культуру Калмыкии, о чем никогда не стоит забывать.

Из чего она состоит?

Музыкальный инструмент домбра, как и любой другой, имеет свои составляющие. Во многом они типичны для щипкового изделия, но рассмотреть их получше будет очень интересно. Итак, в конструкцию домбры входят:

  1. Корпус (в казахской культуре – шанак). Он выполняет функцию усилителя звуковых волн, как и в других похожих инструментах.
  2. Дека (в казахской культуре – какпак). Не только усиливает звуковые волны, но еще и придает им характерную звуковую окраску, тем самым формируя тембр инструмента. В зависимости от формы или неровностей деки у, казалось бы, одинаковых инструментов этот тембр может довольно сильно различаться.
  3. Подставка. От качеств, веса, формы и настройки этой детали зависит практически все звучание инструмента. Она непосредственно влияет на силу, ровность и тембр звучания домбры.
  4. Струны. Являются источником звука, а значит, без них уж точно ничего не получится.

Традиционными для домбры всегда были жильные струны, которые производились из внутренностей козы или барана. В свое время самыми качественными считались струны из кишок овцы, которой уже исполнилось два года. Они придавали звучанию более низкий лад, и именно это было характерным для традиционной казахской музыки. Сейчас же струны чаще всего производят из рыболовной лески. Для всех остальных элементов домбры подойдет любое качественное дерево.

Разнообразие видов

Казахский музыкальный инструмент домбра имеет несколько разновидностей. Здесь важно сказать, что хоть в классификации его видов присутствует трехструнный инструмент, двухструнная домбра является классическим представителем своего семейства. Итак, существуют следующие виды данного струнного инструмента:

  1. Двухструнная.
  2. Трехструнная.
  3. Ширококорпусная.
  4. Двухсторонняя.
  5. Подгрифная.
  6. С полым грифом.

Что исполняют на домбре?

Продолжаем рассматривать, что такое домбра (фото представлены в статье). В этом разделе рассказано, пожалуй, самое главное об этом инструменте. Вы еще не знаете, для чего же его можно использовать?

Как бы удивительно это ни прозвучало, но на домбре можно играть любую музыку - от классических произведений и народных мотивов до современной поп-музыки. Для этого надо всего лишь научиться управляться с этими двумя струнами и, конечно же, много тренироваться. Хоть раньше ансамбли с домброй были чем-то невероятным, но сегодня она может играть с любым другим инструментом в паре или даже в оркестре. Вместе с другими народными струнно-щипковыми инструментами она звучит очень гармонично и приятно.

Хоть на домбре вполне реально исполнить музыку любого жанра, ее главным достоянием считается кюй. Эту музыку степные народы на протяжении уже сотен лет исполняют себе в удовольствие, и незнание музыкальной грамоты их никак не останавливает.

Кюй можно исполнять в двух стилях: боем и шертпе. Первый вариант для нас знаком и привычен, а вот второй подразумевает исполнение с помощью легкого потягивания струны. Начало шертпе положил казахский герой Татимбет приблизительно в 19 веке.

Очень много музыкантов пытались освоить игру на домбре и это оказалось для них трудным или даже непосильным. Весь секрет был в том, что очень трудно понять, как две струны способны создать полноценную и абсолютно прекрасную музыку.

Домбра и домра – это одно и то же?

Очень часто люди используют эти два слова как синонимы, вкладывая в них одинаковое значение. Если и вы позволяли себе так делать, то это было огромной ошибкой. Даже люди с музыкальным образованием не всегда знают разницу между этими инструментами, поэтому дальше об этом будет сказано подробнее.

Музыкальный инструмент домбра, как уже упоминалось, является двухструнным, в то время как домра – это трех- или четырехструнный шедевр, которым гордится уже русская культура.

Общим для этих двух инструментов является то, что они относятся к щипковым, и для извлечения звука для них используют медиаторы. В истории и культуре их применяли приблизительно в одинаковых целях.

Что такое домра в музыке?

Чтобы вы могли себе представить домру, не нужно много фантазировать. Она очень похожа на балалайку, но ее основной корпус имеет не треугольную, а овальную форму. Домра состоит из трех основных частей, и этим она довольно похожа на домбру. Самый распространенный вид – это малая домбра, корпус которой представляет собой полусферу. Кроме корпуса инструмент состоит из грифа, который часто называют шейкой, и головки.

О корпусе нужно сказать еще и то, что в него входят такие элементы как кузов, дека, кнопки для закрепления струн и нижний порожек.

Вместо заключения

Не секрет, что народные музыкальные инструменты всегда имели не только большую культурную ценность у себя на родине, но и оказали значительное влияние на современную музыку. Довольно часто может показаться, что народные мотивы вымирают наряду с огромным количеством других культурных традиций. Но на самом деле молодое поколение никогда не забудет свою историю, если мы им ее расскажем. И это напрямую касается и музыки. Музыкальный инструмент домбра в Казахстане и Калмыкии или домра в России – это наше достояние. Подрастая, наши дети начинают не только уважать подобные вещи, но и возрождать их.

fb.ru

Домбра — Википедия

Не следует путать с Домрой. См. также статью Думбыра.

Домбра на почтовой марке Казахстана

Домбра́ (каз. домбыра) — струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Домбра считается народным инструментом у казахов, ногайцев.

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад[1].

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки — потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary — волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz — печальная девушка), Тепен көк (tepen kok — рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz — хромой гусь), Бозіңген (bozingen — светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja — одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y — топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti — глубокое переживание) и др.

Под длительным влиянием тюркских народов (гунны, авары, болгары, хазары, половцы, ордынцы), восточные славяне переняли этот музыкальный инструмент под названием домра

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

В 2012 году была создана электродомбра.[2]

Легенды о происхождении домбры[править]

О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • До этого современная домбра была похожа на Комуз, Дутар,… Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого казаха — домбриста по имени Кеты-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кеты-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз.жанр для домбры) «Аксак кулан». Прекрасная музыка великого жырау Кеты-Буга донесла до кагана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие — след расплавленного свинца… Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней казахской реки Кара-Кенгир в Джезказганской области. «Аксак-кулан» (Хромой кулан) — одна из прекрасных казахских легенд, воспевающих силу и бессмертие искусства.
  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о голову брата. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на голове отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
  • Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Домбра — инструмент кюя[править]

Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбре). В казахском народе говорят: "Нағыз қазақ - қазақ емес, нағыз қазақ - домбыра!", что означает "настоящий казах это не сам казах, настоящий казах - домбра!". Тем самым подчеркивается важность умения играть на домбре для каждого казаха, что подчеркивает особую любовь казахов к этому инструменту.

Домбра в казахской культуре[править]

Домбра (каз. домбыра) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент.Также является народным инструментом у ногайцев. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

Домбра — самый популярный казахский музыкальный инструмент[источник не указан 1134 дня]. Музыкальные инструменты подобные домбре есть не только у казахов, этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, в таджикской культуре — Думрак, в узбекской культуре — Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в туркменской культуре — Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре — Думбыра, в ногайской культуре приазовья — Домбыра, в азербайджанской и турецкой культуре — Саз, в якутской — Таҥсыр. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

Длина домбры составляет 80—130 см. Лады могут быть навязными, врезными, или, как у узбекской домры, отсутствовать совсем[3].

  • Шанак  — корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.
  • Какпак — дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придаёт определённую окраску звучанию инструмента — тембр.
  • Пружина — это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
  • Порожки — разъединяют «клавиши» на домбре.
  • Обечайки изготавливаются из клёна.
  • Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависят сила, ровность и тембр звучания инструмента.
  • Струна — источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.
Струна Нота Октава
1 g (соль) Малая
2 d (ре)

Звучание открытых струн домбры образует её квартовый строй. Также он может быть и квинтовым[3]. Последовательность тонов для домбры, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Соль, Ре (малой октавы).

Интервалы между струнами: g{ч.4}d (буквенная нотация по Гельмгольцу, ч.4 — чистая кварта).

Музыкальный диапазон домбры с 19-тью ладами на грифе составляет две полных октавы (часть малой октавы, первую и часть второй): от Ре малой октавы до Ре второй октавы.

Эту литературу можно найти в Казахстане, г. Астана, Национальная Библиотека Республики Казахстан…

  1. Акишев К. А. Курган Иссык. — Москва, 1978.
  2. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура: исследования и поиски. Сборник научных статей, Алматы, 2000.
  3. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности кахаской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№ 1(6), с52-54.
  4. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев. Алма-Ата, 1982 г.
  5. Аравин. П. В. Степные созвездия. — Алма-Ата, 1979.
  6. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  7. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  8. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  9. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  10. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  11. Жубанов А. К. Казахский народный инструмент-домбра.//Музыкознание.-Алма-Ата, 1976. с.8-10.
  12. Стахов В. Творчество скрипичного мастера. — Ленинград, 1988.
  13. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.
  14. Утегалиева С. И. Мангыстауская домбровая традиция. Алматы, 1997 г.

wp.wiki-wiki.ru

Домбра: история, легенда, устройство, фото

Одним из величайших изобретений, подаренных миру тюркскими народами, по праву признана домбра. В 2010 году домбра — казахский народный инструмент — была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, после того как в Китае 10450 домбристов исполнили казахский кюй (музыкальную пьесу) «Кенес».

Техника игры на домбре схожа с методами игры на других щипковых инструментах: левая рука музыканта свободно скользит по грифу (рукоятке), а при помощи пальцев правой руки, ударяющих по обеим струнам, извлекается звук. Певучие, бархатистые, ритмичные звуки домбры повествуют о бескрайних степях Казахстана, о тихих джайлау с мирно пасущимися стадами. Но стоит усилить звучание струн, и мелодия устремляемся вслед за табуном жеребцов, скачущих по пастбищу.

В степных напевах домбры можно уловить шелест трав и звон ручьёв, ликованье птичьих хоров, ржание лошадей и стук копыт. В старину на домбре играли на пирах и перед боем для достижения соответствующего настроя. Подобно русским скоморохам, казахские народные сказители акыны ходили с домброй по базарам, ярмаркам и сёлам, исполняя одни кюи за другими. Всего за 2 — 4 минуты (время звучания одного кюя) с помощью двух струн степные музыканты передавали радости и горести простого народа. Как бы ни была печальна мелодия, в звучании домбры всегда присутствует тёплое, задушевное напутствие. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха.

Устройство домбры

Являясь родственницей балалайки, домбра имеет грушевидный корпус с двумя струнами и длинный гриф, на шейке которого крепятся лады. Зажимая струны между ладами, можно получить более мелодичный звук. Интересно, что казахское название «домбра» образовано сочетанием двух слов: «дом» означает «звук», а «бра» — «настраивание струн». Рождение казахского народного инструмента начинается с выбора дерева, традиционно мастера вырубают корпус из древесины твёрдых пород — клёна, дуба, сосны. Изготовление каждой детали домбры и в особенности деки с пружиной, служащей усилителем звука, требует точности и выдержки. Погрешность даже в 1 миллиметр приводит к хрипам и дребезжанию во время игры. Раньше на корпус домбры натягивали натуральные струны — из бараньих кишок, поэтому инструмент издавал более глубокий, низкий и глухой звук. Так как низкий настрой неудобен для исполнения оркестровых классических произведений, домбру европеизировали, заменив её струны полимерными.

История домбры и легенда о происхождении инструмента

Археологические находки свидетельствуют о том, что двухструнные прототипы казахской домбры появились более 2000 лет назад. Так, при раскопках античного городища Кой-Крылган-кале, построенного около 2 тыс. лет назад, найдены терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнками в руках. В Алматинской области были обнаружены наскальные рисунки эпохи неолита, на которых древний художник, живший более 4000 лет назад, изобразил пляшущих человечков и инструмент, похожий на домбру по форме. Домбре посвящены легенды, одна из них гласит, что однажды некий герой-богатырь, уставший от ратных подвигов, по пути к себе в юрту решил отдохнуть. Из орехового дерева богатырь высек самоделку, натянул на её струны из конских волос и попытался сыграть на инструменте, но тот молчал. После безуспешных попыток воин заснул, и вскоре его разбудила мелодия, издаваемая самоделкой. Богатырь обнаружил, что кто-то прикрепил деревянный порожек в месте соединения головки с шейкой грифа. Воин решил, что это дело рук шайтана (злого демона), и с тех пор в народе за верхним порожком домбры закрепилось название «шайтан-тиек». В XXI веке, в эпоху электронной музыки домбра по-прежнему вызывает интерес меломанов. Например, казахские этно-рок-группы комбинируют звучание домбры, скрипки и кричащих рок-гитар, получая совершенно новый звук. Старая домбра завоёвывает всё больше новых поклонников.

Рейтинг достопримечательности

Достопримечательности КазахстанаСтраны Азии

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru