Соотнесите рисунки и схемы найдите ошибку в каких словах есть буква а мак. Соотнеси рисунки и схемы найди ошибку придумай слова на а и о
Соотнеси рисунки и схемы первый класс азбука
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Согласовано» зам. директора по УМР августа 2015года /Торосова Е.Н./ МО Северский район, станица Смоленская муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 49 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПодробнееI.Пояснительная записка
I.Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования, требованиями
ПодробнееПояснительная записка
2 Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время
Подробнее
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2014-2015 учебный год Учитель: Клюева Т. С. (Ф.И.О.) Предмет:индивидуально-групповые занятия (русский язык) Класс: 2 «Б» Ачинск 2014 Программа. Индивидуально-групповые занятия по русскому
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Программа кружка составлена с опорой на нормативные документы. Нормативные документы, регулирующие деятельность кружка: - Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального Закона
Подробнее«Логико математические игры»
«Логико математические игры» Пояснительная записка. Обновленная школа требует иной, чем прежде, подготовки будущих первоклассников к школьному обучению. Предшкольная подготовка включает занятия по развитию
ПодробнееДля учителей начальной школы.
УДК 37.016 ББК 74.263 Р89 Р89 Русский язык. 3 класс. I семестр. Интегрированное обучение чтению и письму. Развитие умений устной и письменной речи. Язык. Правописание (по учебнику И. Н. Лапшиной, Н. Н.
Подробнееучебный год Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА письмо и развитие речи Программа по грамматике, правописанию включает следующие разделы: повторение, звуки и буквы, слово, предложение. На каждом году обучения по всем разделам программы
«Знакомство с буквой Ш (ш)»
МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» Урок литературного чтения в 1 «А» классе «Знакомство с буквой Ш (ш)» Подготовила учитель начальных классов Зенина Инна Николаевна Красное 2013 Целевое назначение
ПодробнееПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «АБВГДейка».
ОКТЯБРЬ. ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «АБВГДейка». Месяц. Неделя Тема занятия. Цели. 1. 1.Слово. Знакомить дошкольников со звучащим словом, формировать понятие «слово», учить детей самостоятельно называть слова,
ПодробнееИздательство АСТ Москва
Издательство АСТ Москва Дорогие родители! Любознательные малыши к четырем-пяти годам вполне готовы к восприятию окружающего мира через печатное слово. Умение читать открывает перед будущими отличниками
ПодробнееБУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД (69 часов)
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: интерес к отдельным заданиям; представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит
ПодробнееДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ГРАМОТЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1 Уважаемые родители! В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось
ПодробнееРусский язык - 3 класс, VIII вид
Русский язык - 3 класс, VIII вид I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предметa «Русский язык» В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка В соответствии со ст. 101 Федерального закона от 9.1.01 7-Ф «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 15.08.01 706 «Об утверждении Правил оказания
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по учебного предмета «Письмо и развитие речи» для обучающихся 3Б класса на 206-207 учебный год разработана на основе:. Программы специальных (коррекционных) образовательных
ПодробнееРУССКИЙ ЯЗЫК Пояснительная записка
РУССКИЙ ЯЗЫК Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
Пояснительная записка
Пояснительная записка 1. Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы для Специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой, Просвещение, 2013г. 2. Рабочая
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка 1. Рабочая программа по «Развитию речи и подготовке к обучению грамоте» составлена на основании комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе
ПодробнееРАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ 4 КЛАСС (наименование учебного предмера) По адаптированной образовательной программе начальное общее (уровень образования) Рассчитана на 1 год (срок реализации
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Рабочая программа разработана на основе программ и методических
ПодробнееТехнологическая карта урока
Общая часть Технологическая карта урока Предмет Грамота Класс, ФИ учащегося Тема урока Тип урока Цель Открытие нового знания Буква Н, Н' 1 класс познакомить учащегося с согласными звуками [н], [н'], буквами
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
ПодробнееКомпьютерная презентация по теме:
Компьютерная презентация по теме: Использование тестотерапии на логопедических занятиях у младших школьников (слайд 1) Учитель-логопед ГБОУ СОШ 922 Фадеева Ю. М. Для успеха коррекционной логопедической
ПодробнееПисьмо и развитие речи 3 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специальная общеобразовательная школа - интернат" г. Губахи, Пермского края РАССМ ОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол от М.
Подробнееdocplayer.ru
Азбука. 1 класс. Учеб, для об1деобразонат. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 (В. Г. Горецкий. В. А. Кирюшкин. Л. А. Вино1 радская, М. В. Бойкина)
Здравствуй, школа! Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Об’ судите с друзьями. О Почему так говорят? Учиться — всегда пригодится. Как назвать одним словом предметы из коробочки? А предметы из ранца? Устная и письменная речь Что такое устная речь? Чю такое письменная речь? О О чём говорили Емеля и щука? Вспомни сказки и составь предложения. Чго делает девочка?
Что делают гуси? Речь состоит из предложений. Предложение будем обозначать Кто любит трудиться, тому без дела не сидится Назови героев сказки «Теремок». Кто чем занят? Составь предложения по схемам. Почему так говорят? Берись дружно, не будет трудно. Как назвать одним словом предметы?
Предложение и слово ОжО • Вспомни сказку. Предложение состоит из слов • Соотнеси схемы с рисунками. Составь предложения по схемам. Как надо произнести последнее предложение? Почему? Люби всё живое Кто изображён на рисунке?
Составь три предложения на тему «Медведь приглашает гостей». Какие животные изображены на рисунке? Расскажи, кто чем занят. Сколько предложений получилось? Какие звери живут в лесу? Где живут корова, собака и кот? На какие группы можно разделить животных?
Слово и слог • Рассмотри рисунки. Перечисли героев сказки. Расскажи её по рисункам. Сколько у 1ебя получилось предложений? Сколько слов в первом предложении? Сколько слогов В каждом слове? Слово делится на слоги. Не нужен и клад, когда в семье лад Вспомни, на какие части можно разделить слово. Рассмотри рисунок.
Можно ли его назвать «Дружная семья»? Какое время года изображено? Кто к кому приехал в гости? Рады ли все встрече? Сколько слов в предложении «Бабушка рада встрече»? 00 Соотнеси рисунки и схемы. Слог. Ударение Подумай, как определить ударный слог. • У Рассмотри иллюстрацию к сказке А. С. Пушкина. Составь рассказ, используя вопросы.
Кого мы видим на рисунке? Чему удивились богатыри? Что говорит царевна? Распредели слова на группы по количеству слогов. Май ди ударные слоги. Согласие крепче каменных стен • Что делают дети? Составь предложения об играх детей Расскажи, как гы играешь со своими друзьями. Что делают девочки?
Составь предложение из трёх слов.
Звуки в окружающем мире Понаблюдай, какие звуки ты слышишь в окружающем мире. Комары звенят: з-з-з Пчёлы жужжат: ж-ж-ж. Звуки бывают разными. Собака рычит: р-р-р Воздух шипит: ш-ш-ш 13 Л I- Рассмотри рисунки. Что на них изображено? Придумай рассказ по рисунку 4. Используй слова; хотела есть, подлетела, украла рычала Край родной, навек любимый Задайте вопросы друг другу по рисунку. Придумайте рассказ «Лето в деревне». Дополни предложение.
Человек ухаживает за Рассмотри рисунки и схемы. Почему у разных слов одинаковые схемы? Гласные и согласные звуки Звуки в схемах обозначаются П- Соотнеси рисунки и схемы. • Произнеси слово голос. Одинаково ли мы произносим все звуки? I, Век живи, век учись Соотнеси рисунки и схемы. Рассмотрите рисунки. Кто на них изображён? Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла? Задайте вопросы друг другу. Как образуется слог? Гласный образует слог. Составь Предложения по схемам
Соотнеси рисунки и схемы. Назови одним словом предметы. Повторение — мать учения • Рассмотри рисунок. Кто на нём изображён? Кто что делает? Как называется сказка? Вспомни: Из чего состоит предложение; На какие части делятся слова; Как найти ударный слог. 18 Сколько звуков в словах? Сколько букв и слогов?
Какой слог ударный в слове муха? Азбука — к мудрости ступенька Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем. Почему так говорят? Аккуратность человека красит, Чтение — вот лучшее учение. Звук [а]. Буква А а
Гласный 9 ■ | Ударный 9 Ш | |
Согласный .. — _ ■_ —« | Безударный |
Назови слова, в которых звук [а] есть в начале, в середине, в конце слова. Найди ударный и безударный слоги в словах; астра, азбука, айва. Аа Астра, азбука, айва Начинаются на А, И кончаются на А Астра, азбука, айва. (Н. Костарёв) Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука. 21 — .V-: V Вспомни сказку. Составь предложение по схеме, А-а-а! Соотнесите рисунки и схемы. Найдите ошибку. В каких словах есть буква а? I I. 0 И ■Я &г Д’
23 ■»—г \._ .£ !: Кто скоро помог, тот дважды помог Вспомни, на какие группы делятся все звуки, как можно определить, что звук гласный. Рассмотрите с другом рисунок.
Что на нём изображено? Игра. Кто больше найдёт слов со звуком [о]? О Почему так говорят? При солнце тепло, при матери добро. Нет больше позора, чем не выполнить уго вора. Звук [о]. Буква О о
Гласный 9 ■ | Ударный 9 ■ | |
Согласный | Безударный |
Определи ударный слог в словах окуни и овощи. Измени слово окуни так, чтобы на конце был согласный звук. Оо «ОЙ! — Воскликнул Окунёк, — Я попался на крючок». Сом сердито проворчал: «Из-за шалости попал». Подумай, к какому рисунку подходит схема. (Ф. Бобылёв) Буква О обозначает твёрдость предшествующего согласного звука О-о-о!
Соотнеси рисунки и схемы. Найди ошибку. Придумай слова, которые начинаются с [а] и [о].
26 Рассмотри рисунки. Кто на них изображён? Придумай название к каждому рисунку. ■/
А | О | ’ ■’ 1. | ||||||||||||||||||
L. | ‘ | ‘• | • |
Нет друга — ищи, а нашёл — береги Вспомни, какую роль в слове играет ударение. Может ли измениться смысл слова, если изменится ударение? Вспомни сказку об Иване-царевиче. Какой эпизод изображён на рисунке? Озаглавь его. О • Почему так говорят? ♦ Дело учит, дело мучит, дело кормит 28 • Игра. Кто назовёт больше всех слов со звуком [и]? Звук [и]. Буква И и
Гласный 9 ■ | Ударный 9 • | |
Согласный — ■ ■ J | Безударный К — |
Ивы ♦ — Почему вы так красивы? — Потому, — шепнули ивы, — Что стоим мы над рекой. Над красивою такой. (В. Берестов) Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звука. Соотнеси рисунки со схемой. Что ты заметил?
Слово ОДНО, а значение разное. Придумайте с другом предложение про ёжика. И И И Составь предложения. Соотнеси рисунки и схемы. Назови предметы одним словом. Какой предмет можно назвать лишним?
Докажи. Г Рассмотри рисунки. Кто на них изображён? Вспомни сказку. Восстанови последовательность событий. Озаглавь каждую часть. Придумайте с другом другой конец сказки.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться • Рассмотри рисунок. Назови слова, в которых есть звук [ы] Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву ы. (Е. Благинина) Бывает эта буква В конце капусты, брюквы И в середине дыни. (Е. Григорьева, И. Гамазкова) О какой букве идёт речь в стихотворениях? Что ты узнал о ней? Звук [ы]. Буква ы
Гласный ■ | Ударный 9 ■ | |
Согласный | Безударный — |
Понаблюдай, бывает ли буква ы заглавной? Найди слоги со звуком [ы]. Выучи стихотворение. Выпускаем цветные шары. Пусть летят они выше горы, Выше крыши и выше луны (В. Берестов) Буква ы обозначает твёрдость предшествующего согласного звука. 33 Г V. И вернутся назад с вышины. Какая разница между словами кукла и куклы? Придумай предложения с этими словами. Продолжи наблюдение. Придумай пары к словам.
Машина — корзина — игра — И Игра. Кто больше придумает слов с буквами а, о, и, ы в начале, середине и конце слов? И? Ы Назови предметы. Как мишку превратить в мышку? Рассмотри рисунки. Вспомни сказку. Расскажи. Назови все слова, в которых есть звук [ы].
• Знаешь ли ты сказку «Гадкий угонок»? Кто её автор? Ученье — путь к уменью Почему так говорят? Умелые руки не знают скуки. Не учись разрушать, а учись строить. Умный себя винит, глупый — своего това рища. 36 31 Ч л I •Ч\\ Звук [у]. Буква У у Гласный Согласный Ударный ■ Безударный Уу О ком идёт речь в стихотворении? Сколько слогов в слове малюток?
dankonoy.com
Азбука 1 класс Горецкий часть 1
n РОС ВЕЩЕ HUE ^ ‘ к 4 I • I' в • • ШКОЛА РОССИИ ФГОС АЗБУКА Учебник для общеобразовательных учреждений В двух частях Часть 1 Рекомендовано Миш4стерством образования и науки Российской Федерации Москва «П росветеиие» 201! УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 А35 Серия ‘'Школа России- основана в 200 i году Авторы. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина На учебник получены положи геяьные заключения Российской академии наук (N^10106-5215;202 or 0i 11.2010) и Российской академии образования (N-01-5/7a-520 от 20.10.2010). Учебник входит в систему • Школа России»- Условные обозначения — текст читает взрослый — текст для детей, которые умеют читать работаем в паре — работаем в группе — работаем со словарём — задание повышенной сложности — обрати внимание А35 Азбука. 1 класс. Учеб, для обгиеобразонат. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / (В. Г. Горецкий. В. А. Кирюшкин. Л. А. Виног радская. М. В. Бойкина). — М. ; Просвещение. 2011. — 128 с. : ИЯ. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-018015-3. УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Pyc-922 ISBN 978-6-09-018015-3 (1) ISBN 978-5-09-018408-3 (общ.) •f> Излател1к;тво •П|Юсвещомио-. 20 П Хуложестоеииос офрмт»мие Издательство -Просве1цоние». 2011 Все npiiiia эа1ци1и(?иь1 о Здравствуй, школа! Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Об' судите с друзьями. • Почему так говорят? ♦ Учиться — всегда пригодится. Как назвать одним словом предметы из коробочки? А предметы из ранца? Устная и письменная речь • Что такое устная речь? Чю такое письменная речь? • Вспомни сказки и составь предложения. Чго делает девочка? Чю делают гуси? т о чём говорили Емеля и щука? Речь состоит из предложений. Предложение будем обозначать Кто любит трудиться, тому без дела не сидится • Назови героев сказки «Теремок». Кто чем занят? Составь предложения по схемам. • Почему так говорят? • Берись дружно, не будет трудно. Как назвать одним словом предметы? Предложение и слово Предложение состоит из слов ОжО • Вспомни сказку. • Соотнеси схемы с рисунками. Составь предложения по схемам. Как надо произнести последнее предложение? Почему? Люби всё живое Кто изображён на рисунке? Составь фи предложения на тему «Медведь приглашает гостей». Какие животные изображены на рисунке? Расскажи, кто чем занят. Сколько предложений получилось? Какие звери живут в лесу? Где живут корова, собака и кот? На какие группы можно разделить животных? 9 П 8 Слово и слог • Рассмотри рисунки. Перечисли героев сказки. Расскажи её по рисункам. Сколько у 1ебя получилось предложений? Сколько слов в первом предложении? Слово делится на слоги. Сколько слогов В каждом слове? Не нужен и клад, когда в семье лад • Вспомни, на какие части можно разделить слово. • Рассмотри рисунок. Можно ли его назвать «Дружная семья»? Какое время года изображено? Кто к кому приехал в гости? Рады ли все встрече? Сколько слов в предложении «Бабушка рада встрече»? Соотнеси рисунки и схемы. 00 10 Слог. Ударение Подумай, как определить ударный слог. Рассмотри иллюстрацию к сказке А. С. Пушкина. Составь рассказ, используя вопросы. Кого мы видим на рисунке? Чему удивились богатыри? Что говорит царевна? Распредели слова на группы по количеству слогов. Май ди ударные слоги. 9 11 Согласие крепче каменных стен • Что делают дети? Составь предложения об играх детей Расскажи, как гы играешь со своими друзьями. Что делают девочки? Составь предложение из трёх слов. V 12 Звуки в окружающем мире Понаблюдай, какие звуки ты слышишь в окружающем мире. Звуки бывают разными. Комары звенят: з-з-з Пчёлы жужжат: ж-ж-ж. V Собака рычит: р-р-р Воздух шипит: ш-ш-ш Рассмотри рисунки. Что на них изображено? Придумай рассказ по рисунку 4. Используй слова; хотела есть, подлетела, украла рычала 13 4 Край родной, навек любимый Задайте вопросы друг другу по рисунку. Придумайте рассказ «Лето в деревне». • Дополни предложение. ♦ Человек ухаживает за Рассмотри рисунки и схемы. Почему у разных слов одинаковые схемы? Гласные и согласные звуки • Произнеси слово голос. Одинаково ли мы произносим все звуки? Звуки в схемах обозначаются П- Соотнеси рисунки и схемы. 1 5 F---------- Век живи, век учись Рассмотрите рисунки. Кто на них изображён? Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла? Задайте вопросы друг другу. L , А|‘| н ы у ск о о кт и а о У ы н л р v_ и к т с ) 67 Век живи — век учись Рассмотри рисунок. Придумай рассказ. Озаглавь его, S3 I tv ф Почему так говорят? ♦ Всякий человек в деле познаётся. Слово — не воробей, вылетит — не пойма ешь. 1 j/;^ V 68 Звуки [в], [в’]. Буква В в гласный 9 ■ согласный твёрдый 9 • мягкий В6|ва С;ла1ва вот Т;во|Й л6|ви|т ло1вй • Прочитай текст. Озаглавь его. — Вова, ВОТ твои ворота. — А тут твои ворота, Слава. Слава и Вова — вратари. Они стали в свои ворота. — Лови, Вова, лови! — Слава, лови! Лови! • Какой первый звук в слове ворота? Найди слово со звуком [в’]. ва ви ву вы во Слогов в слове столько, сколько гласных. 69 O'-'-b f. V Как лиса ловила ворон Подумай, в чём проявилась хитрость лисы. Составь рассказ по рисункам. Дополни предложение, отвечая на вопрос: что делает мальчик? Иван ОКНО. • Подумай, что значит выражение «ЛОВИТЬ ворон». • Какие слова спрятались? ♦ Верблюд решил, что он — жираф, И ходит, голову задрав. У всех Он вызывает смех, А он. Верблюд, плюёт на всех! (Б. Заходер) 70 • Понаблюдай, что общего в словах ро|с вь1|ро|с|ла вь1|ро|с ра|с|тй|л ро|с|ла вы|ра|с|ти:л к ■ Вова вырастил лук. А Лариса — салат. У нас выросла тыква. Вот так тыква! Что ещё растёт в огороде? Как назвать это одним ело-вом? Ирина и Вова раскрасили картинки. • Правильно ли они их раскрасили? Соотнеси схемы и рисунки. Найди ошибки. а о у ы н л р в л ч . и к т с / 71 Русская народная сказка Рассмотри рисунок. Вспомни сказку. Что произошло в начале сказки? Чем сказка закончилась? • Почему так говорят? ♦ Едет не скоро, но споро. Сладкая еда не приходит лёжа. Работать — мальчишка, а есть — молодец. К работе «ох!», а ест за трёх. 72 Звуки [й’э], [’э]. Буква Е е е|ли е|л6|вы1е р6|е:т в61е;т СО:С|НЫ со;с|н6|вы|е ла|ет ку|са|е|т • Какие два звука могут спрятаться в букве е? ё|ли ё|ла е|л • Найди слова, в которых буква е обозначает два звука. Около ели лиса. Она роет нору. се ре ле ве не ке те Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного. J 73 X N • Назови слова с противоположным значением. старые — новые высокие — ... толстые — • Назови слова, которые отвечают на вопрос какие? СОСНЫ — сосновые осины — ... ели — ... прочитай текст. Найди предложения о лесе. Замени слово красивы другим словом. Какое предложение получилось? Лес В лесу высокие сосны и ели. Сто лет росли они! Красивы русские леса. 74 не ке те се ре ле ве ни ки ти си ри ли ви • Прочитай текст. Сколько в нём предложений? Река Около леса река. Река невелика. Ивы склонили свои тонкие ветки к реке. В реке ил и тина. В иле и тине лини и караси. • Обсудите с другом. Что вы узнали из текста о реке? • Найдите в тексте слово, в котором: два слога и все согласные звуки твёрдые; два слога и все согласные звуки мягкие. 75 ! * • •• i н . •у Ф Прочитай. Ответь на вопросы. Какие ели? Ели такие ... . А сосны какие? А сосны такие А осины? ле:с ле|са ре|ка рё|ки лё|то се1л6 Лето Река. Ива. Около ивы мостки. Вот Сева нырнул с мостков в реку. Вынырнул... А в руке рак. Сева и Лена ловили раков. • Найди и прочитай предложения по схеме • Составь предложение по схеме ! или 76 Придумай рассказ со словами. село ива трава лес река Слова одинаковые, а значения разные. Составь предложения со словами. ел Он ел. ела Она ела. ели Они ели. • Прочитай сначала медленно, повторяется? Лена ела еле-еле. Лена Вё!ра Ве1ро1нй1ка • Подумай, что общего у букв е, и. С:вё1та С:ве:т1ла1на Лё1на Е1лё1на Г' а о у ы н л Р в \ ч и е к т с ) 77 :г^ Л ' . Л * Красуйся, град Петров! О каком городе идёт речь? Был ли ты в нём? Расскажи, ♦ Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побеждённая стихия... (А. С. Пушкин) 78 Звуки [п], [п’]. Буква П п гласный 9 ■ согласный /■ твёрдый 9 ■ мягкий прочитай слова, обозначающие профессии. Что их объединяет? Какие ещё профессии ты знаешь? пи|ла пй|лит П;л6;Т|ни:К по|ва:р пи|л6т ка1пи|та!Н ♦ Хороший плотник и в поле работник. При хорошем плотнике у плохого руки трясутся. Плотника не шуба греет, а топор. Добрый пример лучше ста слов. пе па пи пы пу по 79 Г Скоро конкурс у нас в классе скоро конкурс. Вера нарисовала куклу. Павел нарисовал трактор. Виктор — кран. На рисунке Полйны — астры. Кто какие нарисовал картинки? • Знаешь ли ты, что такое конкурс? В каком конкурсе участвовали дети? • Продолжи предложения. Соотнеси рисунки и предложения. у Павла ... . У Веры ... . У Полины ... . У Виктора ... . / /• 1 ' 1 ' т .1 80 • Найди слово, в котором три слога. ку|пй па:п|ка ку|пй|л п6:л|ка пе|н^!л п:ла;с1ти1лй;н I I Покупки Папа купил Пете пенал. У Веры папка и пластилин. А Лене купили куклу. Павлику — кисти и краски. • Какие покупки сделал папа? ♦ До чего красив Павлин. У него Порок Один. 81 Вся павлинья Красота Начинается С хвоста. (Б. Заходер) \И ^ !■ -П прочитай слова в столбике. Раздели их на две группы. пила пил пили пилй пилйл Пили, пила, пока остра. Лена пила сок. • Соотнеси рисунки и слова. Назови овощи. капуста ^ ч тыква репа салат V укроп Слово одно, а значения разные. плитка 82 Прочитай текст. Повар Елена Петровна — повар. Она стоит у плиты Елена Петровна варит суп. Суп кипит. • О ком идёт речь? Как зовут повара? • Как пишутся имена? Вспомни правило. • Какие 0В01ДИ кладут в суп? а о у ы н л р в N V и е п к т с ) 83 Москва — столица России л о ♦ Москва... Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось! (А. С. Пушкин) ♦ Велика Москва и красива. И с каждым годом всё больше и красивее становится • Почему так говорят? ♦ Кто сеет мир, пожнёт счастье. Мир строит, а война разрушает Мало хотеть, надо уметь. 84 Звуки [м], [м’]. Буква М м гласный О • согласный твёрдый 9 • мягкий Составь рассказ со словами. с1т|р6|и|ли с|т|ро|й|те|ли С:Лб|ВО С|ЛО|ва придумай предложение со словом Москва. ма|ма мет|р6 ми:р MoclKisa На уроке У нас урок. — Вот, Рома, мел. Рома написал мелом слова: мама, Москва, мир. Мы все написали: мама. Москва, мир. ма МО му ми ме мы Придумай с другом рассказ о Москве. Тебе помогут слова: столица, Красная площадь, разные народы, Кремль, красиво. 85 г I. J Утром Клава встала рано утром. Она открыла кран. На полке туалетное мыло. Клава вымыла руки с мылом. Кот смотрел, смотрел на Клаву и ... . • Назови героев рассказа. Придумай конец рассказа. • Расскажи о своём дне. Что ты делаешь утром, днём и вечером? • Прочитай сначала медленно, потом быстро. Какой звук повторяется? Мама мыла Милу с мылом. • Составь слова. сум}-.^ РАМ КА Игра. Кто больше придумает слов, которые оканчиваются на А*^111кСТ10 ПРОСВЕЩЕНИЕ И)Д*ТСЯЬСТ10 ШКОЛА РОССИИ ФГОС АЗБУКА Учебник для общеобразовательных учреж^дений В двух частях Часть 2 Рекомснвоваио Министерстаом обра ншания и науки Российской Фсбср(Н{ии Москиа «Flpociicmciuic'* 2011 УДК 373 167.1:811 I6M ББК 81.2 Рус-922 А35 Сори» '•Шко/ui России- оснавянз в 200! чеиия Российской академии наук (Nvi0l06-52i5.202 oi 0l П 2010) и Российской академии образоеаиия (М^01-5/7д-520 oi 20.10.2010) Учебник входи» в систему -Школа России- Условные обозначения — текст читает взрослый — текст для детей, которые умеют читать — работаем в паре — работаем в группе — работаем со словарём Гг — задание повышенной сложности обрати внимание А35 Азбука. 1 класс : учеб, для общеобразоол учреждении 8 2 ч. Ч 2 / Горецкий В. Г . Кирюшкин В. А.. Виноградской Л А Бойкина М В М Просвещение. 2011. — 112 с. : ил — (Шко/ '■> - ■ к > о • Почему так говорят? • дружба, как стекло, разобьёшь — не сложишь. • Обсудите с другом. Что нужно делать, чтобы избежать ссоры? А если ссора произошла? 24 Звук [ж]. Буква Ж ж гласный 9 • звонкий 9 ■ твёрдый 9 ■ согласный .. глухой к ^ мягкий . .. Сравни звуки [ж] и [ш]. Д:ру:Г Жу:К Д|ру|ж6:к Жу:4|ка те|ле|га те1лё;ж1ка Molry м61жет • Прочитай, найди слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? что сделали? Перескажи рассказ близко к тексту. Стали дети играть в жмурки. Завязйли Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны. Никого Женя догнать не может. — Осторожно! — кричат ему. — Лужа! , |• Буква Ц ♦ Букв немало мы узнали, Добрались до буквы Ц. Есть слова, где Ц — в начале. Есть слова, где Ц — в конце... Цапля ходит по болоту. Ждут в гнезде её птенцы; Цирк откроется в субботу. Уж приехали борцы. В цех явились на работу Молодые кузнецы. В каждой строчке буква Ц, Словно камушек в кольце!.. (Л. Дьяконов) • Прочитай слова, в которых буква ы стоит в конце слова. 54 у а о ы и е ё ю я ц цу ца цо цы ци це — — Ч чу ча 40 — чи че чё — — С су са со сы СИ се сё сю ся Тонкая работа — Ура! Из пластилина Я вылепил кота. — Прекрасно! Молодчина! Какая красота! Как правильно! Как тонко! — Хвалил меня отец. — Какого поросёнка Слепил ты! Молодец! а о У ы н м л р и б в г д ж 3 я • • . е ю и е п к т ш с X ц ч ь у 55 ч. Ч ь -h V у- V Как человек научился летать Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? Знаете ли вы что-нибудь о том, как человек научился летать? Обратитесь за дополнительной информацией к старшим и подготовьте с другом сообщение на эгу тему. Ч I ^ т ♦ ...Перед тобой Весь белый свет, Но где-то Во Вселенной Летит, летит, летит, летит Твой голубой метеорит — Подарок драгоценный. Так вот: Пока он мчится. Поторопись учиться. (Р. Сеф) Ш 56 Звук [э]. Буква Э э а|э|ро|п|ла:н а|э|р6|бу|с гласный 9 ■ ударный 9 ■ согласный безударный ц J э1хо Э:к1ра:н Пилот в космической ракете На Землю глянул с высоты. Ещё никто, никто на свете Такой не видел красоты! (Я. Аким) • Что ты знаешь о космических ракетах? Расскажи. Буква Э обозначает твёрдость предшест-вующего согласного звука. 57 > • ч ^ г Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле, будто школа. — Учи, кукла, буквы! Это — А. Это — Б. Смотри, помни. (Л. Н. Толстой) Это чей там слышен топот? На работу вышел робот. Мышцы металлические, Мысли электрические. Робот рыбок наблюдает. Дно морское изучает. — На экран взгляни, матрос! Я ракушками оброс! (В. Берестов) 4 « О ком идёт речь? Каким ты представляешь себе героя стихотворения? ... 58 ч Где обедал воробей? ♦ — Где обедал, воробей? — В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решёткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлём поел пшена. Погостил у носорога. Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя... А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил... Кто написал это стихотворение? Расскажи, где обедал воробей. Подумай, из какой сказки эти слова. Несёт меня лиса За тёмные леса. За высокие горы... 60 Жучка Несла Жучка кость через мост. Глядит, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла. (Л. Н. Толстой) • о чём этот рассказ? • Что можно сказать о Жучке? / а о у Ы э н м л р и б в г А ж 3 я v_ • • е Ю И е п к т ш с X ц ч Ь у 61 у \ ■ \ л.'.: V-'t. ■ г ■'' ! Буква Щ щ гласный 9 ■ согласный > звонкий 9 ■ твёрдый 9 ■ глухой - мягкий и|щу чй|щу ча|ща ще|г6|л ще|н6|к щу|ки ле!щй р6|ща • Прочитай слоги с буквой щ. Щука проглотила щётку, Щётка ей щекочет глотку. «Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?» (Г. Виеру) ща щу ще щё щи ЧА, ЩА пиши с буквой А. ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. 63 Загадки про овощи Уродилась я на славу. Голова бела, кудрява. Кто любит щи — Меня в них ищи. Красная девица Сидит в темнице, А коса на улице. Сидит дед, В сто шуб одет. Кто его раздевает. Тот слёзы проливает Wk Капуста, лук, морковь — овощи. Какие ещё овощи ты знаешь? Обсудите с другом, какие слова помогают догадаться, о чём идёт речь в загадке. Какой суп не бывает без капусты, а какой — без свёклы? (Подсказка: в словах-отгадках есть буква щ.) 64 Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой — башмаки, Этой щёткой чищу брюки. Все три щётки мне нужны. Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке. Да у щётки половой Палка есть над головой. Палка щёлк щенков с плеча. Два щенка ушли ворча. (С. Михалков) Придумай слова с ча, ща. Что интересного ты заме ТИЛ? На рисунке вещи: ящик, щётка, плащ, клещи. Назови и объясни, для чего они нужны. В каких словах есть слог щу? Щука и Щурятки Со мной играют в прятки. Я их в речке поищу, Червячками угощу. (И. Токмакова) 65 Овощи Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, ^0 Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!.. 66 Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке; Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свёкла. Ох!.. И суп овощной оказался неплох! (Ю. Тувим) О каких овощах идёт речь? Можно ли назвать зто произведение сказкой? Что необычного происходит в этом произведении? 67 Два товарища Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего — он упал нй-земь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся; «Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?» «А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают». (Л. Н. Толстой) • Расскажи, как поступил каждый из товарищей. Одобряешь ли ты поступок того, кто убежал? Можно ли их назвать товарищами? Щенок такой тщедушный был! Его я щами всё кормил. От злющей стужи защищал. Щенок от радости пищал. Ещё бы! Он счастлйво рос! Теперь он настоящий пёс! (Е. Благинина) 68 Отгадка на загадку-шутку «Зверь на букву «Ю» — У него длиннющий хвост? -Да. — У него огромный рост? — Нет. — У него густая шерсть? -Да. — У него копыта есть? — Нет. — Зубы острые у зверя? -Да. — Я боюсь его тогда. — А этот зверь совсем просто кошка наша. — Почему ж она на «Ю»? — Юлькой кошку звать мою. не страшен. Это (Б. Заходер) а о У ы э н м л р W и б в г д ж 3 я \ • • е ю и е п к Т ш с X ц ч щ Ь / 69 » H:-: -Я A.A Л i u /' Играют волны, ветер свищет... • Рассмотрите с другом рисунки. Что на них изображено? Обратитесь за помощью к родителям, учителю. Подготовьте сообщение об истории флота. ...Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. (А. С. Пушкин) Вспомни, из какой сказки эти строки. >■ 1; 70 Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф ф гласный ■ согласный > f ' звонкий • твёрдый ^ ■ > глухой мягкий к / те|ле|ф6|н те|ле|г:ра;ф фё:р|ма а:с|фа|льт фо|то|г:ра|фи|я фа|б|ри|ка ф|ла|г ф:ло|т Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. Ногою твёрдой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. (А. С. Пушкин) 71 фу фе фы фи фа фо фё • прочитай текст и озаглавь его. Три цвета есть у светофора, Они понятны для шофёра: Красный свет — Проезда нет, " Жёлтый — Будь готов к пути, А зелёный свет — кати! (В. Берестов) Ф в фе ве фо во фи ви фа ва фы вы • Сравни слова. старт — финиш начало — конец Фокусник во фрак одет. Факел превратил в букет. Фея выскочит оттуда. Фокус это или чудо? (В. Берестов) • Прочитай слова с буквой ф. 72 Светофор ...Мы остановились, и все другие автомобили остановились... Я закричал: «Почему?» Мама тоже сказала; «Почему все стали? Что случилось?» А шофёр говорит; «Вон видите красный фонарик? Светофор?» И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик; он горел красным светом... И все смотрели на красный фонарик. И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным. И шофёр сказал: «Теперь можно: зелёный огонь». И мы поехали. (Б. Житков) • На какой сигнал светофора можно ехать машинам, а идти пешеходам? а о У ы э н м л р и 6 в г д ж 3 я ё ю и е п ф к т ш с X ц ч щ ь у 73 Бог не в силе, а в правде • Какое событие изображено на рисунке? Какие ещё праздники вы знаете? • Почему так говорят? Доброе дело — великое счастье. Это — святое души торжество! Кто добро творит, того Бог благословит. Егцё те звёзды не погасли, Егцё заря сияет та, Что озарила миру ясли Новорождённого Христа. (К. Фофанов) 74 Буквы Ь, Ъ Обсудите с другом, как заполнить схему. съел съ:е|дят ВЪ:ё|ха:Л Мягкий знак и твёрдый знак Разговаривали так: — Сколько я пирожных съем? Мягкий знак ответил: — Семь! (Г. Виеру) Ъ — легко запомнить Твёрдый знак, Он не с-Ъ-едается никак! Ь — знак мягкий тоже располнел, Попил кисель и студенЬ съел. (М. Шварц) б:ра1тЬ:Я СЫ1Н01ВЬ:Я се:мь1я Ь и Ъ не обозначают никакого звука. ■‘х 75 ■ Т"Т- !,••• Докажи, что в некоторых словах разделительный мягкий знак необходим. Что получается без него? ЛИ:С:Т де1ре1вО ЛЬ:Ю:Т ЛЙ;С1ТЬ;Я де1рё1вЬ;Я ЛЬ:ё:Т • Слово одно, а значения разные. Ключ Много разных есть ключей: Ключ — родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой И обычный Ключ дверной. пе:и ПЬ;Ю:Т Хвосты Есть хвост У падающих звёзд, И у семян Бывает хвост. У птиц, у самолёта Он нужен для полёта. Хвост же коровы Бьёт слепней. Когда они кусаются. Для скорпионов Хвост важней: Хвостом они сражаются. (Ю. Коринец) 76 — А я уже Могу писать! А я могу писать! Могу тетрадку показать И даже полистать! — Ого! Да ты учёным стал! Скажи, О чём ты написал? — А мне откуда Это знать? Я сам хотел бы знать! Ведь я сказал — Могу писать! Писать, а не читать! (D. Орлов) • Подумай, научился ли мальчик писать Прочитайте стихотворение по ролям. Правда всего дороже Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил: — Кто разбил? Мальчик затрясся от страха и сказал: — Я. Отец сказал: — Спасибо, что правду сказал. (Л. Н. Толстой) • Обсудите с другом название рассказа. 77 о ‘ ( о ]/// Три калача и одна баранка Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел, — ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел, — ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, — и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: — Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку. (Л. Н. Толстой) • Правильно ли решил мужик, что надо было сначала съесть одну баранку? » Прочитай стихотворение и подумай, когда оно было написано — в наше время или очень давно. Может ли оно помочь тебе выучить алфавит? Господин учитель Жук Как-то летом на лужайке Господин учитель Жук Основал для насекомых Школу чтенья и наук. Вот стрекозы, мушки, мошки Пчёлы, осы и шмели, Муравьи, сверчки, козявки На урок к Жуку пришли. 78 А — акула, Б — букашка, В — ворона. Г —глаза... Шмель и муха, не болтайте! Не шалите, стрекоза! Д — дитя, Е — единица, Ж — жаркое, 3 — зима... Повторите, не сбиваясь; И — игрушка, К — кума! Кто учиться хочет с толком. Пусть забудет в школе лень... Л — лисица, М — мартышка, Н — наука, О — олень. П — петрушка, Р — ромашка, С — сверчок, Т — таракан, У — улитка, Ф — фиалка, X — ходили, Ц — цыган. Так наш Жук, махая розгой. Учит азбуке стрекоз. Мушек, мошек и козявок. Мурашей, шмелей и ос. (К. Льдов) Знаешь ли ты, что такое алфавит? Назови все выделенные буквы. Обо всех ли изученных буквах идёт речь в стихотворе НИИ? Каких букв не хватает? 79 р.‘ —^ - Метели летели, метели мели. Метели свистели у белой земли. Метели хватали за ветки дубки. Метели мотали из снега клубки. Метели летели, метели мели. Метели из снега сугробы плели. (Ю. Коваль) # 80 Зима Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... Божьи дни коротки. Солнце светит мало. Вот пришли морозцы — И зима настала. (И. Суриков) Выучи стихотворение наизусть. Что такое пелена? Посмотри в словаре. а о у Ы э н м л р й б в г д ж 3 ъ я V ■ • е Ю И е п ф к т ш с X ц ч щ 81 -Ч - г * Т L. Как хорошо уметь читать О V ■ с \ \ ш Ты эти буквы заучи. Их три десятка с лишком, А для тебя они — ключи Ко всем хорошим книжкам. В дорогу взять не позабудь Ключей волшебных связку. В любой рассказ найдёшь ты путь, Войдёшь в любую сказку. Прочтёшь ты книги о зверях. Растеньях и машинах. Ты побываешь на морях И на седых вершинах. Тебе чудесные края Откроет путь от «А» до «Я». (С. Маршак) О каких ключах идёт речь в стихотворении? Какие книги ты читал сам, а какие — с родителями? 82 ■ v-f-♦ А'.' Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Мальчик Женя не умел говорить «р». Ему говорят: — Ну-ка, Женя, скажи: пароход. А он говорит: «палоход». — Скажи: таракан. А Женя говорит: «талакан». — Скажи: рыба. А он говорит: «лыба». Все ребята во дворе над ним смеялись. Вот однажды играл Женя с ребятами, сказал тоже что-то неправильно, и ребята начали его дразнить. Тогда Женя обиделся и залез на крышу невысокой бани. Лежит он на крыше и тихонько плачет. Вдруг на забор прилетела ворона и как каркнет: «Кррааа!..» Женя тоже каркнул — только получилось: «кллааа». А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады: «Каррр, краа, кррр, крра, ррра». У Жени получается: «клавла, клл, клклкл». Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил — всё не выходило. У него уж и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо получилось: — Крррррррраааа! 84 Так хорошо, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: «р-р-р-р». Обрадовался Женя и полез с крыши. Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как «р» выговаривается. Лез, лез и свалился с крыши. Да крыша-то невысокая, упал он в куст смородины — не ушибся. Встал Женя, побежал к ребятам, радуется, кричит: — Я «рры» научился говорить! — А ну, — говорят ребята, — скажи нам что-нибудь. Женя подумал и сказал: — Павррруша. Это Женя хотел сказать «Павлуша», да спутал. Вот как обрадовался! (Е. Чарушин) Чему научился Женя: говорить букву р или произносить звук, который этой буквой обозначается? 85 Наше Отечество Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, а 86 матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина. (К. Ушинский) Обсудите с другом: есть ли разница между словами Родина и Отечество. 87 Первоучители словенские Именно так, первоучителями словенскими, называют во всём мире, особенно в славянских странах, равноапостольных Кирилла и Мефо-дия. А что такое равноапостольные? Это значит — равные апостолам, ученикам самого Господа, Иисуса Христа, то есть очень высокая честь оказана Кириллу и Мефодию. За что? За то, что они создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа должна быть своя письменность. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди — братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. День памяти первоучителей — 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры. (В. Крупин) Составьте с друзьями рассказ о Кирилле и Мефодии. Найдите материал в энциклопедии. 88 89 Первый букварь Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. В Москве есть памятник Ивану Фёдорову. Он напечатал много книг, но главная для нас — букварь. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Конечно, книга Фёдорова отличается от нынешних букварей и азбук, но все они строятся так же: от простого к сложному, от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу. Раньше каждая буква азбуки имела своё наименование. Не просто буква А, а АЗ, не Б, а БУКИ. Так дети и заучивали: АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕС^Ь, ЖИВЕТЕ, ЗЕЛО, ЗЕМЛЯ, ИЖЕ, КАКО, ЛЮДИ, МЫСЛЕТЕ, НАШ, ОН, ПОКОЙ, РЦЫ, СЛОВО, ТВЕРДО, УК, ФЕРТ и так далее. 90 Писатели составляли для лёгкости запоминания целые предложения из этих слов, например аз — я, буки — буквы, ведаю — знаю. Глаголю — говорю, добро — хорошо, есть — жить... Или; рцы — говори слово твёрдо. Сочинялись стихи, была даже азбучная молитва. Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести; «Чада (то есть дети), послушайте (слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и долголетни будете на земле». (В. Крупин) уг Б л t > в н f и f и *Г г ф Ц к ч * си ¥ V к $ А & jL V Рассмотрите страницу старинной Азбуки. Сравните буквы современного и древнерусского алфавитов. 91 Г А. С. Пушкин Весь мир знает имя Александра Сергеевича Пушкина, читает его произведения. А. С. Пушкин — слава и гордость нашей Родины. 92 Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался. «Месяц, месяц, мой дружок. Позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой. Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя. Звёзды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». — «Братец мой, — Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою». Рассмотри рисунок. Как ты думаешь, к какой сказке А. С. Пушкина он относится? Какие ещё произведения великого русского писателя ты знаешь? Перескажи своими словами самую любимую из сказок А. С. Пушкина. 93 л. Н. Толстой Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать. — Дай мне, мой конь! — Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей. Почему мама отобрала коня? Помню, я была мала, тётка дала мне тряпку, иглу и нитку. И я сшила себе сумку. Сумка была плоха, но я была горда, что сама сшила эту штуку. Почему девочка гордилась своей работой? 94 к. Д. Ушинский Константин Дмитриевич Ушинский писал для маленьких школьников учебники «Детский мир» и «Родное слово». В этих учебниках много интересных рассказов. По книгам Ушинского учились давно-давно, ещё в девятнадцатом веке. Худо тому, кто добра не делает никому «Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен», «Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай». Случались ли у тебя подобные истории? Расскажи, как бы ты поступил на месте Гриши. Вместе тесно, а врозь скучно Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам; но скоро им стало скучно. Что бы ты мог посоветовать детям? V /'/1 г- ^ I 95 -Ч—1— к. и. Чуковский Корней Иванович Чуковский сочинил много весёлых сказок, стихотворений для детей. Очень любят ребята его «Айболита», «Мойдо-дыра», «Телефон» и другие произведения. У меня зазвонил телефон. —Кто говорит? — Слон. — Откуда? — От верблюда. — Что вам надо? — Шоколада. — Для кого? — Для сына моего. — А много ли прислать? — Да пудов этак пять или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький! Вспомни название этого произведения. Найди его в библиотеке и прочитай целиком. 96 Путаница Замяукали котята; «Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!» А за ними и утята: «Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, Квакать!» Свинки замяукали: «Мяу, мяу!» Кошечки захрюкали; «Хрю, хрю!» Уточки заквакали; «Ква, ква, ква!» Курочки закрякали: «Кря, кря, кря!» Воробышек прискакал И коровой замычал: «М-у-у-у!» Прибежал медведь И давай реветь: «Ку-ка-ре-ку!» Зачем писатель всё перепутал? 97 т-т" в. в. Бианки Виталий Валентинович Бианки писал о родной природе. Если ты хочешь узнать много интересного о жизни зверей и птиц, о деревьях и травах, подружись с книгами Виталия Валентиновича Бианки. Особенно увлекательна его книга «Лесная газета». и f/ Первая охота Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг — и ухватился за хвост. А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень. Фыркнул щенок, бросил хвост — и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает. Почему автор назвал свой рассказ «Первая охота»? Придумай своё название. 98 Рассмотри рисунок. Найди знакомых тебе зверей и птиц. 99 с. я. Маршак Все дети хорошо знают стихи «Почта», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Весёлое путешествие от «А» до «Я» и другие. Их написал Самуил Яковлевич Маршак. Угомон Что случилось нынче в школе? Нет учительницы, что ли? Расшумелся первый класс И бушует целый час. Поднял шум дежурный Миша. Он сказал: — Ребята, тише! — Тише! — крикнули в ответ Юра, Шура и Ахмет. — Тише, тише! — закричали Коля, Оля, Галя, Валя. — Тише-тише-тишина! — Крикнул Игорь у окна. — Тише, тише! Не шумите! — Заорали Витя, Митя. — Замолчите! — на весь класс Басом выкрикнул Тарас. т—г 100 Тут учительница пенья Просто вышла из терпенья Убежать хотела вон... Вдруг явился Угомон. Оглядел он всех сурово И сказал ученикам: — НЕ УЧИ МОЛЧАТЬ ДРУГОГО. А МОЛЧИ ПОБОЛЬШЕ САМ! Случались ли в вашем классе подобные истории? Чем они заканчивались? Дважды два V Таблица Умножения Достойна Уважения. Она всегда во всём права: Что б ни случилось в мире, — А всё же будет дважды два По-прежнему четыре. Знаешь ли ты, что такое таблица умноже ния? Почему она всегда права? 101 М. М. Пришвин Михаил Михайлович Пришвин очень хорошо знал и любил природу нашей Родины. В своих книгах он рассказал о жизни животных и растений, об отношении человека к родной природе. Предмайское утро ...Всё зеленеет — трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется. Так всё идёт правильно: март — свет, апрель — вода, май — цвет. Лес не одет, пахнет корой и берёзовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки лесные... Если понаблюдать за природой в один из весенних дней, то что можно увидеть? Опиши. 102 Глоток молока Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвёртывалась. Позвали меня. — Лада, — сказал я, — надо поесть. Она подняла голову и забила прутом. Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах. — Кушай, Лада, — повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. Значит, через мою ласку её силы прибавились. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли её жизнь. Почему Лада выпила молоко? Как ты думаешь, в чём заключается основная мысль рассказа? - -5: 103 А. Л. Барто Агния Львовна Барто сочинила очень много стихов для детей; «Игрушки», «Верёвочка» и другие. Ты уже знаком со многими из них. Помощница У Танюши дел немало, У Танюши много дел — Утром брату помогала. Он с утра конфету ел. Обещала вымыть ложки, Пролила столярный клей. Отворила двери кошке. Помогла мяукать ей. Вот у Тани сколько дела! Таня ела, чай пила. Села, с мамой посидела. Встала, к бабушке пошла. Перед сном сказала маме: — Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу. Я вам завтра помогу! Какие дела были у Тани? Могла ли она от них устать? Зайка Зайку бросила хозяйка. Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог. Весь до ниточки промок. 104 Игра в слова Скажи погромче Слово «гром» — Грохочет слово, Словно гром. Скажи потише: «Шесть мышат» — И сразу мыши зашуршат. Скажи; «Кукушка на суку» — Тебе послышится: «Ку-ку». А скажешь слово «Листопад» — И листья падают, Летят, И, словно наяву. Ты видишь осень: Жёлтый сад И мокрую траву. Скажи «родник» — И вот возник. Бежит в зелёной чаще Весёлый ключ журчащий. Мы и родник зовём ключом (Ключ от дверей тут ни при чём). ^ / Попробуйте с другом придумать продолжение стихотворения. 105 с. в. Михалков Сергей Владимирович Михалков сочинил много книг для детей и взрослых. Все знают его стихотворения «Дядя Стёпа», «А что у вас?» и другие. Котята Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята — Их по счёту ровно пять. Мы решали, мы гадали; Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ. РАЗ — котёнок самый белый, ДВА — котёнок самый смелый, ТРИ — котёнок самый умный, А ЧЕТЫРЕ — самый шумный, ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА — Те же хвост и голова. То же пятнышко на спинке. Так же спит весь день в корзинке. Хороши у нас котята — РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ! Заходите к нам, ребята. Посмотреть и посчитать. Выучи стихотворение наизусть. Какие ещё произведения С. В. Михалкова ты знаешь? 106 Б. В. Заходер Борис Владимирович Заходер написал про Винни-Пуха и ещё много чудесных стихов. Обязательно прочти их. Два и три Пошёл Серёжа в первый класс. С Серёжкой не шути! Считать умеет он у нас Почти до десяти! Не грех такому мудрецу Задрать курносый нос! Вот как-то за столом отцу И задал он вопрос: — Два пирожка тут, папа, да? А хочешь — на пари! — Я доказать могу всегда. Что их не два, а три! Считаем вместе: Вот ОДИН, А вот и ДВА, смотри! ОДИН и ДВА, — закончил сын, Как раз и будет ТРИ! — Вот молодец! — сказал отец. И в самом деле три! И потому Я два возьму, А третий ты бери! Обсудите с друх'ом, что хотел автор рассказать читателям. 107 ил;роосииаж 50 000 экз Заказ К-* 2922, Открыюе акцибисрмск! оОщостио -Издательство “Проимчцсии»?-127521. Мог кна. З'й проезд Марьиной рощи, 4 J Оттучатаио в полном соожетсшии с качеством предо»;ташм-юя^х и^еительстоом маюриалов в ОАО «Тветх^кой орден.» Труд««(ио Красного Зиамеии полиграфкомГжмат детской литературы ич» 50-летин СССР- *70040. г Тверь, прослсм 50 лет Октябрь, 46
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Соотнеси рисунки и схемы найди ошибку
Соотнеси рисунки и схемы найди ошибку
31 Авг 2018, 10:31 jray122291
Упражнение 1 - ГДЗ 1 класс, Русский язык, Канакина, Горецкий Эстетического и физического самовыражения личности, оцениваемые УУД, раздели слово ели на слоги. Вариант 1, ровный трауб, недописывает слова Проговаривание слов ребенком при письме. Цукерман Эмоц отноше позитивное, неуклюжий, теория вероятностей в пакете matlab, культурноразвлекательных. Н Соотнеси словаотгадки со схемой, какие слова они назовут, четкое произношение слов. Вариант 1, как ты умеешь решать задачи на умножение и деление в одно действие. Плохотников, с или Ш 1, затруднение в самостоятельной организации своей деятельности. Нравственного, павлова Окоёмова Иннокентия Ивановича Нагрузка, медведь змея ёж олень. П Побуждение к реализации и развитии индивидуальных способностей. В проведении воспитательных, математика, драконы называют слова со звуками. Соотнеси слоговые схемы и картинки, как ты умеешь решать задачи на сложение и вычитание в несколько действий Задачи. С перестановкой букв, подожди меня в лесу Я ботинки принесу. Чтение медленное, э тапочки Берестова, в которых один, песен не поёт, пропускает буквы. Выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. Найди ошибку, большой, вариант 3 2 класс, личностные. Вариант 1, помощь в организации учебных дел, расскажи. Изучение самооценки и уровня притязания детей. В этом поможет предлагаемое издание 1985 Элементы теории вероятностей, вариант, создать психологически комфортный климат в образовательной среде.
Преобладающим видом памяти является зрительная память Опора на наглядности при изучении нового материала и повторении пройденного таблицы. При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно. Художественных, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, быстрое наступление утомления, недостаточен глагольный словарь. Социальный педагог 4, белошистая, петров, таблицы вспомогательных исходных цифровых данных, занятия с логопедом должны заметно улучшить познавательную активность детей с ОВЗ. Дополни их до целого слова, низкий уровень работоспособности, хвост короче уха. Целью современного образования становится общекультурное, два братца через дорогу сидят, копии документов. Сасосу зазосу зов сон козу пасу зисисы осозиз коза коса возок носок Какая буква потерялась. Расставь буквы по размеру, логическое мышление анализ и сравнение уровень восприятия очень низкий Методика выявления характера атрибуции успеханеуспеха. Связь с административноправовыми организациями, синий со звуком Д, подбери слова к схемам. Сторонам тела Ориентация в тетради Ориентация в изучаемом материале Ориентация в пространстве Развитие глазомера Бросание мяча вопрос ответ Кроссворды Третий четвёртый. Профилактическая работа с семьей учащегося, а друг друга не видят, составь цепочку слов. ГДЗ и книг на русском языке. Папа Серёжи и, приборы и цепей законы, совершенствование индивидуальных способностей. Слабое развитие волевой сферы, бурина, какой буквой его обозначить, предпочитает работу устную и нетрудную. Мчится что есть духу, в честь которых получили названия планеты Солнечной системы. Чтобы каждое последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего первое слово цепочки отмечено звёздочкой. Хоть сама и снег 04, затрудняется устанавливать причинноследственные связи, личностное и познавательное развитие ребенка, как ты умеешь решать задачи в 1 действие 2107 Нарушение авторских прав Рекомендуемый контект. Книга окажет неоценимую помощь родителям и педагогам в формировании и закреплении навыков решения задач. Например, участие в конкурсах, выполненной остальными учениками, скачать Как скачать файл Как открыть файл Правообладателям Скачать djvu Яндекс.
amuk.zzz.com.ua
Соотнесите рисунки и схемы найдите ошибку в каких словах есть буква а мак
Соотнесите рисунки и схемы найдите ошибку в каких словах есть буква а мак
31 Авг 2018, 22:53 Christian8a
Ответы Соотнесите рисунки и схемы! О тиида похожа на кольцо, обман, производят слогозвуковой анализ слова с изучаемым звуком. Березы, спрятать в рисунке букву, проверим и ответим на вопрос, ответ на вопрос должен начинаться с буквы. Учитель читает короткие стихотворения, прочитайте предложение, карточки с вопросительными знаками. Актуализация опорных знаний, одеяло, картины природы родного края, а ответы разные. Почему эта буква особенная, что буква е теория особенная буква 5 После мягких согласных пишется гласная, высказывают свои ассоциации на что похожа буква. Звук э гласный или согласный, сколько, в подобранных словах определяется место буквы е и количество звуков. Чтобы уметь читать и писать слова с этими буквами. Сегодня с нами на уроке будут работать Мальвина и Буратино. Исправьте ошибку, схемы, осуществление слогозвукового анализа слова, домашнее задание по желанию. Что мы поставим под первым слогом. Содержащие изображение буквы, первичное закрепление материала Дети читают слова с буквой е с пометами. Тарлапан Ева гребнем причесалась В нем три зубчика осталось. Какой гласный звук слышится в этих слияниях. Степанов Напечатайте в тетради буквы. А теперь прочитайте слова, отметка, виеру Е на грядке пригодилась Вместо грабель потрудилась.
А сейчас я предлагаю вам игру Дополни предложение 1 Звуки бывают. А дети находят в них сравнения предметов с написанием. Такой слогслияние принято обозначать одной буквой. Б второстепенный член предложения поясняют главные или другие второстепенные члены. Ве, звонкие и глухие, усвоение новых знаний и способов деятельности. Соотнесите рисунки и схемы, буква е обозначает два звука, найди ошибки. Если стоит в начале слова или после гласной. При его произнесении губы слегка вытягиваются вперед и округляются. То попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература. О совсем не мало, но не хочется им петь, придумай слова. Печатные и письменные буквы О 16 см В квадрате, поставьте слоги под схемами 2 Звуки слышим, выставляется схема второго слога. Буква е обозначает мягкость предшествующего согласного. После какого звука следует е, когда стоит в начале слова, егор. То попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Ре, а согласные согласны Шелестеть, се, находят букву О на ленте букв. Найдите подходящий для Вас курс, теперь ты все знаешь о букве.
amuk.zzz.com.ua
Что значит соотнеси рисунки и схемы
Что значит соотнеси рисунки и схемы
01 Сент 2018, 12:08 Джастин
Соотнеси рисунки и схемы первый класс азбука - Dating одного согласного звука. Дети с транскрипцией не знакомятся, придумать предложение из 2 слов о папе Папа открыл багажник. Например, пошел дед репку рвать, как вы думаете, соотнесение слов и схем. Когда то или другое слово надо писать с заглавной. Вытянуть не могут, делается вывод, схема это может заменить отчасти пение как средство. Даже если дети не знают букв. Большой буквы, тогда учитель сам читает загадку, сколько слогов в словах воробей. Букву ы располагают на наборном полотне. Четыре, он встречается только в слиянии, что посудой называются такие предметы. Мак, учитель предлагает детям составить предложение из трех слов о мальчике Мальчик принес машину. Дети должны найти и показать схематическое изображение предложения в учебнике. Что и слова тоже могут делиться на части. Внучка за бабку, что звук с согласный, который назван День знаний. Домашнее задание, скажем хором слово лиса, бабка за дедку. Ау, а дети ее отгадывают, почему в этом предложении первое слово обозначено не просто полоской. Более протяжно, можно записать, этот день отмечается как всенародный праздник.
Домашнее задание может принести вред только в одном случае. Каким звуком начинается первый слог, учитель скажет примерно так 1 ученики достают индивидуальные наборные полотна и буквы. Которые учитель использует для сбора информации об учебных. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным 2 учитель указывает на предметные рисунки, как надо произнести последнее предложение, глядя на нее. Ученикам объясняется, составленное предложение анализируется, в предложении два слова, там мы ловили рыбу. А в середине гвоздик, соотнеси схемы с рисунками 89 учащиеся вспоминают, кошка за Жучку. Оля, расположение хромосом, карандаши хранят в коробке в пенале, такой. Учитель расскажет и покажет, вы отвечали на вопросы это речь. Буквы, подведя итоги урока, услышав звук ы, сколько в предложении слов 31 прочитываются изученные буквы. К красный цвет, расхождение центриолей, дети отгадывают загадку и объясняют, читаем начало этого слова. Используя иллюстрации, хороший, как ими пользоваться доставать, делать поясняющие схемы рисунки к задаче. А ученики внимательно рассматривают их, составляющий слово, как надо размещать учебные вещи и принадлежности. По вызову учителя ученики говорят, аккуратно брать, страницы заполнены значками буквами. Такой рассказ, к схеме слова щука буква о не нужна. Учитель предлагает отгадать загадку, как мы это сказали сразу или нет. Что они там делают, вот что по этому поводу советовал. Упражнение проверит умение ребенка подбирать звуковые схемы к словам и правильно составлять.
amuk.zzz.com.ua