Анализ стихотворения Лермонтова Ночь. Стих вечер лермонтова


Сценарий вечера поэзии М. Ю. Лермонтова

Этот творческий вечер мы посвящаем Михаилу Юрьевича Лермонтову, великому русскому поэту, 200 лет со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Лермонтовым написано около 400 стихотворений, около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей.

Вступление (на фоне мелодии Дворжака «Славянский танец»)

(слайд № 1  - портрет Лермонтова)

Этот творческий вечер мы посвящаем Михаилу Юрьевича Лермонтову, великому русскому поэту, 200 лет со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Лермонтовым написано около 400 стихотворений, около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей.

Он погиб на дуэли под Пятигорском совсем ещё молодым человеком. Неполных 27 лет – это трагически мало.

 (слайд № 2  - детский портрет Лермонтова)

Родился поэт 15 октября 1814 года в Москве в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери. Когда Мише было всего три года, мальчик остался на воспитании бабушки. Лермонтов вырос в Тарханах, имении бабушки Арсеньевой Елизаветы Алексеевны, в окружении друзей и хороших гувернёров.

Когда Лермонтову исполнилось 14 лет он с бабушкой переехал из Тархан в Москву, т.к. надо было подумать о школьном образовании мальчика. Осенью он был принят в Московский университет благородного пансионата. За годы обучения в пансионате и университете появляются замечательные ранние стихотворения.

Сегодня мы собрались, чтобы почитать стихи Лермонтова, поразмышлять вместе с поэтом, насладиться музыкальностью созвучия его слов. 

Музыкально-литературная композиция

1. И, конечно, первым прозвучит самое известное и, наверное, самое любимое вами стихотворение, с которого начинается наше первое знакомство с поэтом – стихотворение «Парус» ( музыкальное вступление к романсу А. Варламова «Белеет парус»).

(Слайд № 3 – море).                                                                                                                                   

Ученик читает стихотворение «Парус»                         

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит...Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

2. Уже в детские годы у Лермонтова появилась такая его черта, как мечтательность, склонность к фантазии. Он внимательно наблюдает за природой. В образах природы будущий поэт ищет сходство со своими душевными переживаниями.                                                                                              

Картины родной природы! Они проникнуты у Лермонтова искренней любовью и нежностью.

(Слайд № 4 – рожь)

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» (отрывок)

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой…  

(Слайд № 5 – осень)                                                                                                                                   

Стихотворение «Осень»

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою Уж не любит меж цветов Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.

 

3. Поэт любил Москву, город своего детства, своей юности. С глубоким и искренним чувством воспевает поэт свой любимый город.

(Слайд № 6 – Старая Москва ).                                                                                                            

Стихотворение « Москва, Москва…»

 

 Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский,- сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!

Вселенная замолкла... Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

 ( Ч у ж д ы й    в л а с т е л и н  -  французский император Наполеон Бонапарт.)

В своём творчестве он не раз обращался к облику Москвы. Любовь к этому городу он пронёс через всю свою недолгую жизнь.

 

4. Лермонтовская Москва хранила еще живую память о войне 1812 года, когда была спасена Россия. Лермонтов – певец героической Москвы, ее простых и мужественных защитников, героев Бородина .

(Слайд № 7 – Бородинское поле).                                                                                                         

Стихотворение «Бородино» (отрывок)

 

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!...    

 

5. Никогда не забудет Россия мрачный январский день 1837 года. Страшная весть – на дуэли убит Пушкин. Пушкин убит…, но не умолк голос великой поэзии. Никто в эти страшные дни не сказал правды с такой прямотой и силой, как Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта».

( слайд №8 – портрет Пушкина).                                                                                                           

Стихотворение «Смерть поэта» (отрывок)

 

Погиб Поэт! - невольник чести - Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа Поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит! Убит!.. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор!..  

6. Тема Кавказа неотделима от творчества поэта.

До 10 лет Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка три раза возила его на Кавказ. Полюбившие горные пейзажи, яркие краски, своеобразный свободолюбивый характер здешних жителей ещё в раннем детстве произвели на поэта огромные впечатления.

Прекрасные и величественные горные вершины дарят поэту покой и вдохновение.

( слайд № 9 – горы вечером)                                                                                                               

Стихотворение « Горные вершины» (из Гёте)

 

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного, Отдохнёшь и ты.

 

7. Любовь к Родине – это одна из главных особенностей человека. Без любви к Родине не испытать ни настоящего счастья, ни горечи разлуки с отчим домом. Лермонтов жил в 19 веке, мы – в 21 веке. Но и сегодня нам понятно лермонтовское восприятие Родины.               

Апрель 1840 год. Лермонтова провожали друзья в ссылку на Кавказ.                                                                  

Здесь, в стране синих гор и белых облаков Лермонтов чувствует себя узником. Так возникает образ одинокого утёса.

(слайд № 10 – утёс в тучах)                                                                                                                  

Стихотворение «Утёс»    

 

Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя  

Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

  

8. Чувством одиночества и тоски наполнено стихотворение  «На севере диком…»

(слайд № 11 – сосна)

 

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

 

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.  (1841)

 

9. Надежда и вера не покидают поэта в трудную минуту жизни. Он твердит наизусть «Молитву», которая так прекрасна, так созвучна всему доброму и светлому, что мы невольно начинаем повторять ее вместе с Лермонтовым .

(слайд № 12 – икона)                                                                                                                                   

Стихотворение «Молитва»

 

В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко...

 

10. Свои последние стихи Лермонтов написал на Кавказе в небольшой книжечке с кожаным переплётом. Заключительным в этой тетради оказалось стихотворение “Пророк” – о горестной судьбе поэта.    

(слайд №13 – памятник  Лермонтову)                                                                                                                                     Трагическая дуэль оборвала жизнь поэта 15 июля 1841 года. Ушёл из жизни ещё один великий поэт России, которому было всего 26 лет.

Короткую жизнь прожил Лермонтов. Но его творчеством восхищаются многие годы. Замечательно, что сегодня мы вместе слушали и читали стихи великого поэта. Они так тонко передают настроение. Каждый смог найти в них своё душевное состояние.

Заключение (на фоне музыки Хачатуряна к драме «Маскарад»)

(слайд №14 – Лермонтовский бал)                                                                                                                                           

 

На этом наш литературный вечер завершён. Спасибо всем, кто принял в нём участие.

И в заключении хочется выразить надежду в том, что поэзия Лермонтова всегда будет для Вас светлым парусом, всегда будет будить мысль, волновать сердце, зажигать воображение. 

  

Литературный вечер подготовили и провели:

воспитатель ГПИУ Козлова Н.А. и библиотекарь Скоропупова Л.Б.

gym1562uv.mskobr.ru

Михаил Лермонтов - Ночь. I: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Я зрел во сне, что будто умер я;Душа, не слыша на себе оковТелесных, рассмотреть могла б яснееВесь мир — но было ей не до того;Боязненное чувство занималоЕе; я мчался без дорог; пред мноюНе серое, не голубое небо(И мнилося, не небо было то,А тусклое, бездушное пространство)Виднелось; и ничто вокруг меняРазличных теней кинуть не могло,Которые по нем мелькали;И два противных диких звуков,Два отголоска целыя природы,Боролися — и ни один из нихНе мог назваться побежденным. СтрахПрипомнить жизни гнусные деяньяИль о добре свершенном возгордитьсяМешал мне мыслить; и летел, летел яДалёко без желания и цели —И встретился мне светозарный ангел;И так, сверкнувши взором, мне сказал:«Сын праха, ты грешил — и наказаньеДолжно тебя постигнуть, как других;Спустись на землю — где твой трупЗарыт; ступай и там живи, и жди,Пока придет Спаситель,— и молись…Молись — страдай… и выстрадай прощенье…»И снова я увидел край земной;Досадой вид его меня наполнил,И боль душевных ран, на краткий мигЛишь заглушённая боязнью, с новой силойОгнем отчаянья возобновилась;И (странно мне), когда увидел ту,Которую любил так сильно прежде,Я чувствовал один холодный трепетДосады горькой — и толпа друзейЛикующих меня не удержала,С презрением на кубки я взглянул,Где грех с вином кипел,— воспоминаньеВ меня впилось когтями,— я вздохнул,Так глубоко, как только может мертвый,—И полетел к своей могиле. Ах!Как беден тот, кто видит наконецСвое ничтожество и в чьих глазахВсе для чего трудился долго он,На воздух разлетелось…И я сошел в темницу, узкий гроб,Где гнил мой труп,— и там остался я;Здесь кость была уже видна — здесь мясоКусками синее висело — жилы тамЯ примечал с засохшею в них кровью…С отчаяньем сидел я и взирал,Как быстро насекомые роилисьИ поедали жадно свою пищу;Червяк то выползал из впадин глаз,То вновь скрывался в безобразный череп,И каждое его движеньеМеня терзало судорожной болью.Я должен был смотреть на гибель друга,Так долго жившего с моей душою,Последнего, единственного друга,Делившего ее земные муки,—И я помочь ему желал — но тщетно —Уничтоженья быстрые следыТекли по нем — и черви умножались;Они дрались за пищу остальнуюИ смрадную сырую кожу грызли,Остались кости — и они исчезли;В гробу был прах… и больше ничего…Одною полон мрачною заботой,Я припадал на бренные останки,Стараясь их дыханием согреть…О сколько б я тогда отдал земныхБлаженств, чтоб хоть одну — одну минутуПочувствовать в них теплоту.— Напрасно,Они остались хладны — хладны, какпрезренье!..Тогда я бросил дикие проклятьяНа моего отца и мать, на всех людей,—И мне блеснула мысль (творенье ада):Что если время совершит свой кругИ погрузится в вечность невозвратно,И ничего меня не успокоит.И не придут сюда просить меня?..— И я хотел изречь хулы на небо —Хотел сказать: …Но голос замер мой — и я проснулся.

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Ночь. I на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

Анализ стихотворения «Ночь» Михаила Лермонтова

  1. Анализ стихотворений русских поэтов
  2. Михаил Лермонтов
  3. Ночь

В 1830 году шестнадцатилетний Михаил Юрьевич Лермонтов познакомился в гостях у Верещагиных с восемнадцатилетней Екатериной Александровной Сушковой. От красавицы с черными глазами и роскошными длинными волосами молодой поэт потерял голову. Девушка на чувства пылкого влюбленного взаимностью не ответила. Поэтому первый этап отношений Сушковой и Лермонтова долго не продлился. Красавица и поэт расстались и не встречались друг с другом до 1834 года. На тот момент Михаил Юрьевич служил в лейб-гвардии Гусарского полка в звании офицера. Екатерина Александровна собиралась замуж за Лопухина, друга поэта. Лермонтов решил расстроить свадьбу, против которой были и родные жениха. По словам Сушковой, во второй раз она действительно влюбилась в Михаила Юрьевича. Зато для него их новые отношения стали всего лишь расчетливой игрой. В итоге Лермонтов своего добился — причинил боль бывшей возлюбленной и помешал заключению брака.

По мнению многих литературоведов, стихотворение «Ночь (Один я в тишине ночной…)», датируемое 1830 годом, посвящено Сушковой. Доказательств тому несколько. Во-первых, в произведении речь идет о первой любви, коей как раз и была для поэта Екатерина Александровна. Во-вторых, в одном из писем к Верещагиной 1835 года Лермонтов упоминает слезы, которые он проливал из-за кокетства Сушковой. Примерно о том же говорится в предпоследней строке «Ночи». В-третьих, идейно стихотворение перекликается со «Стансами», сочиненными немногим ранее. Лейтмотив обоих произведений — неразделенная любовь приносит лирическому герою горечь и разочарование, но от нее невозможно избавиться. Существует еще одно косвенное подтверждение связи двух стихотворений. В «Ночи» Лермонтов пишет: «Перо в тетрадке записной головку женскую чертит». Вполне возможно, что имеется в виду нарисованный на полях «Стансов» набросок портрета Сушковой.

Если говорить о жанре, то «Ночь» ближе всего к элегии. Поэт выражает безмерную печаль, вызванную несчастной любовью. В произведении говорится о страданьях, женское презрение сравнивается с кинжалом, взор предмета поклонения называется невыносимым. Лирический герой утверждает, что даже смех его тяжел как свинец.

Кстати, в действительность страдания Лермонтова длились не слишком долго. Спустя несколько месяцев после прекращения отношений с Сушковой поэт встретил новую любовь — Наталью Федоровну Иванову.

Анализы других стихотворений

Ночь

 

Один я в тишине ночной.Свеча сгоревшая трещит,Перо в тетрадке записнойГоловку женскую чертит:Воспоминанье о былом,Как тень, в кровавой пеленеСпешит указывать перстомНа то, что было мило мне.

 

Слова, которые моглиМеня тревожить в те года,Пылают предо мной вдали,Хоть мной забыты навсегда.И там скелеты прошлых летСтоят унылою толпой;Меж ними есть один скелет —Он обладал моей душой.

 

Как мог я не любить тот взор?Презренья женского кинжалМеня пронзил… Но нет — с тех порЯ всё любил — я всё страдал.Сей взор невыносимый, онБежит за мною, как призра́к;И я до гроба осужденДругого не любить никак.

 

О! я завидую другим!В кругу семейственном, в тиши,Смеяться просто можно имИ веселиться от души.Мой смех тяжел мне как свинец:Он плод сердечной пустоты…О боже! вот что, наконецЯ вижу, мне готовил ты.

 

Возможно ль! первую любовьТакою горечью облить,Притворством взволновав мне кровь,Хотеть насмешкой остудить?Желал я на другой предметИзлить огонь страстей своих.Но память, слезы первых лет —Кто устоит противу них?

  1. Анализ стихотворений русских поэтов
  2. Михаил Лермонтов
  3. Ночь

45parallel.net

Анализ стихотворения Лермонтова Ночь сочинения и текст

Анализ стихотворения Лермонтова «Желание»

В семье Михаила Лермонтова существовало предание, что своими корнями этот дворянский род восходит к шотландцам, среди которых фигурировал бард Томас Лермонт. Изучая свое родословное древо, юный поэт очень часто недоумевал, по какой прихоти судьба забросила его предков в холодную и неприветливую Россию. Этот вопрос долго не давал покоя Лермонтову, который со свойственной ему в подростковом возрасте романтичностью мечтал побывать на родине своих пращуров и отыскать замок, принадлежавший его семье.

В 1931 году 16-летний Лермонтов излагает свои мечты в стихотворной форме, создав несколько наивное и романтическое произведение «Желание». Однако уже в этом возрасте автор чувствует некую обреченность и понимает, что он — не от мира сего. Выражается это не только в повседневных мелочах, но и в особенностях натуры Лермонтова, который очень тяжело сходится с людьми, проявляя вспыльчивость и замкнутость. В этот период своего творчества поэт убежден, что на своей исторической родине он смог бы быть по-настоящему счастливым, поэтому все его мысли обращены к далеко Шотландии.

В стихотворении «Желание» он высказывает мечту превратиться в степного ворона, который смог бы «одну лишь свободу любить». И, обернувшись птицей, отправиться в далекое путешествие, на запад, «где цветут моих предков поля». Лермонтову грезится, что там, в чужой стране, он смог бы непременно отыскать старинный замок с родовым

гербом, щитом и мечом, с которого бы смахнул пыль своими крыльями, «и арфы шотландской струну бы задел».

Но автор понимает, что ему никогда не суждено будет побывать на родине предков. В первой половине 19 века такое путешествие себе могут позволить лишь очень состоятельные дворяне или же государственные служащие, направленные за границу с определенной миссией. К тому же, Лермонтов до конца не уверен, что в его жилах действительно течет шотландская кровь, и он не имеет ни малейшего представления о том, существует ли в этой стране родовой замок, который так часто является ему в мечтах. Поэтому автор подчеркивает, что «тщетны мечты, бесполезны мольбы против строгих законов судьбы. Однако в силу юношеского максимализма Лермонтов причисляет себя к последнему потомку древнего шотландского рода, который «увядает средь чужих снегов». Лермонтов отмечает, что ему довелось родиться в России, но он «нездешний душой». и это ощущение вызывает в душе поэта смятение, смешанное с тоской.

Пройдет еще несколько лет, и в лирике Лермонтова появятся совсем другие оттенки и мотивы. На смену юношеским мечтам придут вполне достижимые и осязаемые желания, одним из которых будет преданное служение своей родине. Не мифической Шотландии, а России, которую автор по-настоящему любит. Однако эта любовь дает поэту одни лишь разочарования, так как он не видит своего места в жизни, по-прежнему считая, что родился не в ту эпоху. Идеалом поэта являются доблестные рыцари Средневековья и великие военачальники 17-18 веков, среди которых — Наполеон.

Лермонтов мечтал бы повторить его блистательный путь, но с поправкой на то, что все свои завоевания и достижения он бы посвятил России. Но времена нынче совсем другие, и о героях войны 1812 года уже никто не вспоминает. Это больно задевает поэта, который выбирает путь военнослужащего, но очень скоро понимает, что мечты о подвигах во имя отечества можно похоронить вместе с карьерой офицера. Лермонтову так и не суждено будет осознать, что его истинное призвание — литература, и именно на этом поприще ему суждено стать по-настоящему знаменитым. Но, увы, спустя много лет после смерти.

Лермонтов. Ночь (Один я в тишине ночной…)

М. Ю. Лермонтов. Ночь

Один я в тишине ночной.Свеча сгоревшая трещит,Перо в тетрадке записнойГоловку женскую чертит:Воспоминанье о былом,Как тень, в кровавой пеленеСпешит указывать перстомНа то, что было мило мне.

Слова, которые моглиМеня тревожить в те года,Пылают предо мной вдали,Хоть мной забыты навсегда.И там скелеты прошлых летСтоят унылою толпой;Меж ними есть один скелет —Он обладал моей душой.

Как мог я не любить тот взор?Презренья женского кинжалМеня пронзил… Но нет — с тех порЯ всё любил — я всё страдал.Сей взор невыносимый, онБежит за мною, как призра́к;И я до гроба осужденДругого не любить никак.

О! я завидую другим!В кругу семейственном, в тиши,Смеяться просто можно имИ веселиться от души.Мой смех тяжел мне как свинец:Он плод сердечной пустоты…О боже! вот что, наконецЯ вижу, мне готовил ты.

Возможно ль! первую любовьТакою горечью облить,Притворством взволновав мне кровь,Хотеть насмешкой остудить?Желал я на другой предметИзлить огонь страстей своих.Но память, слезы первых лет —Кто устоит противу них?

Ночь. Лермонтов 1830

Анализ стихотворения Лермонтова «Ночь (Один я в тишине ночной…)»

В 1830 году шестнадцатилетний Михаил Юрьевич Лермонтов познакомился в гостях у Верещагиных с восемнадцатилетней Екатериной Александровной Сушковой. От красавицы с черными глазами и роскошными длинными волосами молодой поэт потерял голову. Девушка на чувства пылкого влюбленного взаимностью не ответила. Поэтому первый этап отношений Сушковой и Лермонтова долго не продлился. Красавица и поэт расстались и не встречались друг с другом до 1834 года. На тот момент Михаил Юрьевич служил в лейб-гвардии Гусарского полка в звании офицера. Екатерина Александровна собиралась замуж за Лопухина, друга поэта. Лермонтов решил расстроить свадьбу, против которой были и родные жениха. По словам Сушковой, во второй раз она действительно влюбилась в Михаила Юрьевича. Зато для него их новые отношения стали всего лишь расчетливой игрой. В итоге Лермонтов своего добился — причинил боль бывшей возлюбленной и помешал заключению брака.

По мнению многих литературоведов, стихотворение «Ночь (Один я в тишине ночной…)», датируемое 1830 годом, посвящено Сушковой. Доказательств тому несколько. Во-первых, в произведении речь идет о первой любви, коей как раз и была для поэта Екатерина Александровна. Во-вторых, в одном из писем к Верещагиной 1835 года Лермонтов упоминает слезы, которые он проливал из-за кокетства Сушковой. Примерно о том же говорится в предпоследней строке «Ночи». В-третьих, идейно стихотворение перекликается со «Стансами», сочиненными немногим ранее. Лейтмотив обоих произведений — неразделенная любовь приносит лирическому герою горечь и разочарование, но от нее невозможно избавиться. Существует еще одно косвенное подтверждение связи двух стихотворений. В «Ночи» Лермонтов пишет: «Перо в тетрадке записной головку женскую чертит». Вполне возможно, что имеется в виду нарисованный на полях «Стансов» набросок портрета Сушковой.

Если говорить о жанре, то «Ночь» ближе всего к элегии. Поэт выражает безмерную печаль, вызванную несчастной любовью. В произведении говорится о страданьях, женское презрение сравнивается с кинжалом, взор предмета поклонения называется невыносимым. Лирический герой утверждает, что даже смех его тяжел как свинец.

Кстати, в действительность страдания Лермонтова длились не слишком долго. Спустя несколько месяцев после прекращения отношений с Сушковой поэт встретил новую любовь — Наталью Федоровну Иванову.

Слушать стихотворение Лермонтова Ночь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Ночь

ostihe.ru