Интегрированный урок литература, чтение, музыка, ИЗО по теме И вот сама идет волшебница-зима. 3-й класс. Стихотворение кондратьева метель
Урок литературного чтения «Стихи о зиме». 3-й класс
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (12,3 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: обобщение.
Форма проведения урока: устный журнал «И вот сама идет волшебница зима…»
Планируемые результаты:
Предметные:
- создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
- совершенствование навыков выразительного чтения;
- развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей.
Личностные УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные УУД: потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника
Регулятивные УУД: уметь точно отвечать на вопросы; высказывать своё предположение, анализировать, делать выводы, сравнивать; оценивать свои результаты.
Оборудование: репродукция картины К. Юона «Зима»; аудиозапись пьесы П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»; художественные фотографии зимних пейзажей; гирлянды из снежинок; рисунки детей; проектор, презентация устного журнала «И вот сама идет волшебница зима…»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.
3. Самоопределение к деятельности
Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии (Слайды 1, 2) И мне хочется, чтобы её начал ученик нашего класса, лауреат областного конкурса чтецов, (Ф. И. ученика) (Стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро») Слайд 3
– Вам понравилось? Какую картину вы представили, пока слушали стихотворение?
4. Работа по теме урока
– Дома вы должны были выучить стихотворение о зиме или нарисовать зимнюю картину. Давайте продолжим нашу поэтическую главу.
Первый ученик. Я хочу прочитать стихотворение И. С. Никитина «Встреча зимы». Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом. (Слайд 4)
Встреча зимы
Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над землёю туман Облаками вставал. В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка. Воздух лёгок и чист, И замёрзла река. На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём. Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни с севера петь По лесам и полям. Есть раздолье у нас, Где угодно гуляй, Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать,– Пусть мороз твой трещит; Наша юная кровь На морозе горит!
Учитель: – Какую картину вы представили? (Грязь запорошило легким снежком, кругом стало бело, на лужах ледок, солнышко светит…)
2 ученик. Стихотворение, которое я хочу прочитать, тоже посвящено приходу зимы. В нём есть строчка, которая дала название нашему уроку «И вот сама идёт волшебница зима…» Это отрывок из романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». (Слайд 5)
…Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки – зимы…
Учитель: – А какая картина здесь? (Сильный ветер, мокрый снег…)
– Мы видим, как по-разному поэты описывают приход зимы. В первом стихотворении – снег, как белый пушок, стоит тишина; в другом стихотворении – зима пришла с ветром, холодом. Но мы рады приходу зимы, какая бы она не была.
3 ученик. А вот Фёдор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес. (Слайд 6)
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
4 ученик. Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении А. Кондратьева «Метель». (Слайд 7)
Метель
Кружится и хохочет Метель на Новый год; Снег опуститься хочет, А ветер не даёт. И весело деревьям, И каждому кусту: Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету.
Учитель: – Когда Оксана сказала название, вы могли предположить какое будет стихотворение? – Оказывается и про метель может быть веселое стихотворение.
5 ученик. У волшебницы зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстаёт перед нами Мороз-воевода у поэта Николая Алексеевича Некрасова. (Слайд 8)
Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идёт – по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде…
Учитель: – Что представили, слушая стихотворение? (Вспомнили сказку «Морозко», как Мороз Иванович ходил по лесу и укрывал деревья снегом)
6 ученик. Мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В. Субботина и представьте изображённую им картину зимы. (Слайд 9)
И валит, и валит, и валит… Какая, гляди, кутерьма! А что, если за день, за два ли По крыши укроет дома? Всё то же движенье снежинок! Как враз потемнело у нас! Должно быть, такая картина По всей по России сейчас. И так же легко и без шума Зима свой справляет приход: И шубу кидает на шубу, И шапку на шапку кладёт.
– Что значит «И шубу кидает на шубу, и шапку на шапку кладет».
5. Физминутка
6. Рефлексия
Учитель. А теперь предлагаю вам стать участниками конкурса: надо вспомнить 2-4 строчки о зиме из любого стихотворения. Победителем станет тот, кто вспомнит наибольшее число стихотворений.
Ученики.
Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает… (С. Есенин)
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром… (С. Есенин)
Я – Мороз, Красный нос, На снегу студёном рос… (А. Прокофьев)
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… (А. Пушкин)
Зима недаром злиться, Прошла её пора… (Ф. Тютчев)
…Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь… (А. Пушкин)
– На этом первая глава заканчивается. Что вам здесь понравилось и запомнилось больше всего?
Учитель. Следующая глава музыкальная. (Слайд 10) Она посвящена пьесе Петра Ильича Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». (Слайд 11) В старину не было машин, поездов, и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых лошадей. Вы видите это на картинах. – А в наше время катаются на тройках лошадей? Когда? (Катаются на празднике «Масленица» – «Проводы русской зимы») Петр Ильич Чайковский в пьесе «На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.
Прослушивание пьесы П. Чайковского «На тройке».
После прослушивания пьесы дети говорят о том, что музыка передает быстрый бег коней, топот копыт, из-под которых летит снег. Когда звучит плавная музыка, видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром, огромное небо и ощущаем, какие чувства испытывает человек, несущийся на тройке по зимней дороге: это радость, восторг, восхищение, ощущение счастья. Учитель соглашается с высказываниями детей, обобщает и дополняет их.
Учитель. Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но художников. (Слайд 12) Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона «Зима». (Слайд 13)
Вниманию детей предлагается репродукция картины. (Слайд 14)
Учитель. Посмотрите на репродукцию картины К. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?
Ученики. Да. Деревья стоят в снегу, они как бы приглашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказочный ледяной дворец Снежной королевы. Чувствуется, что стоит тишина и ветви деревьев неподвижны, но стоит прикоснуться к ним, и алмазная пыль осыпает нас, и это будет так весело. Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его не видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем. Это делает картину ещё более радостной, праздничной. Мы чувствуем, что художник восхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице зиме вместе с ним.
Учитель. Последняя глава сказки называется «Остановись, мгновение» (Слайд 15). Перед вами художественные фотографии и ваши рисунки, на которых действительно удалось остановить мгновение, запечатлев на снимках чудесные картины зимней природы (Слайд 16, на доске выставка рисунков, фотографий) Выберите из них тот снимок, который покажется вам наиболее интересным, и опишите его. А наших художников мы попросим рассказать о своих рисунках, что они хотели запечатлеть и, скажем, удалось им или нет.
7. Подведение итогов работы
Учитель. Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем. И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.
– Кто нам помог сегодня окунуться в царствование зимы? (Поэты, художники, композиторы) – Давайте вспомним поэтов, чьи стихи сегодня прозвучали. – Кто написал пьесу «На тройке»? – Прочитаем ещё раз и запомним автора этой великолепной картины «Зима».
Вы все сегодня очень хорошо работали. (Объявление оценок)
8. Домашнее задание
Написать сказку о зиме по личным впечатлениям.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Интегрированный урок "литература, чтение, музыка, ИЗО" по теме "И вот сама идет волшебница-зима". 3-й класс
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (9,1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков выразительного чтения. Развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей.
Оборудование:
Учитель: Репродукция картины К. Юона «Зима»; аудиозапись пьесы П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»; художественные фотографии зимних пейзажей; гирлянды из снежинок; рисунки детей; плакат «И вот сама идёт волшебница зима», мультимедиапроектор, экран, одноразовые бумажные тарелки.
Ученики: акварельные краски, кисти, книжки-малышки с пословицами и поговорками о зиме.
Ход урока
Учитель: Мы нашу сегодняшнюю встречу посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года? Отгадайте загадку: (Слайд 1)
Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Учитель: «Матушка» – так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов. И тема сегодняшнего нашего урока я назвала по стокеиз стихотворения одного великого, известного поэта А.С. Пушкина «И вот сама идёт волшебница зима…» (Слайд 2).
Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое удивительное зимнее чудо сотворила зимушка – зима? Вам поможет в этом моя загадка.(Слайд 3) А теперь посмотрите, какое объяснение, что такое снежинка написано в Большом толковом словаре Д.Н. Ушакова (Слайд 4). А вы знаете, ребята, что среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время, какой бы формы ни была снежная звездочка, каждая из них – шестилучевая или шестигранная. Почему? Еще в 1611 году знаменитый астроном И. Кеплер опубликовал сочинение «Новогодний подарок, или О шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?» И ответил на него так: «Вещь эта мне еще не открыта...» С той поры прошло без малого четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту загадку природы.
Учитель: Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия. Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии. Вы знаете, сколько прекрасных стихотворений написали поэты о зиме! Некоторые из них мы сейчас услышим. Они прозвучат в исполнении ребят, также они нам расскажут, какие впечатления они получили от этих стихотворений. (Слайд 5)
(Ученики (подготовленные) читают стихи и говорят о том, что в этих стихах произвело на них особое впечатление.)
Ученик: Я предлагаю вам прослушать стихотворение И. С. Никитина «Встреча зимы». (Слайд 6) Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом.
Встреча зимы Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над землёю туман Облаками вставал.
В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка. Воздух лёгок и чист, И замёрзла река.
На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём
Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и полям.
Есть раздолье у нас, Где угодно гуляй, Строй мосты по рекам И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, — Пусть мороз твой трещит; Наша юная кровь На морозе горит!
Ученик: Следующее стихотворение, которое вы услышите, тоже посвящено приходу зимы. В нём есть строчка, которая дала название нашему уроку «И вот сама идёт волшебница зима...». Это отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгении Онегин». (Слайд 7)
* * * ...Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы...
Ученик: А вот Фёдор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес. (Слайд 8)
* * * Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, — Не мертвец и не живой — Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мечет На него свой луч косой — В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
Ученик: Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении А. Кондратьева «Метель». (Слайд 9)
Метель Кружится и хохочет Метель на Новый год; Снег опуститься хочет, А ветер не даёт. И весело деревьям, И каждому кусту: Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету.
Учитель: У волшебницы зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстаёт перед нами Мороз-воевода у поэта Н.А. Некрасова. (Слайд 10)
* * * Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?
Идёт — по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде...
Ученик: А мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В. Субботина, и представьте изображённую им картину зимы. (Слайд 11)
*** И валит, и валит, и валит... Какая, гляди, кутерьма! А что, если за день, за два ли По крыши укроет дома? Всё то же движенье снежинок! Как враз потемнело у нас! Должно быть, такая картина По всей по России сейчас. И так же легко и без шума Зима свой справляет приход: И шубу кидает на шубу, И шапку на шапку кладёт.
Учитель: А теперь предлагаю вам стать участниками конкурса: надо вспомнить 2—4 строчки о зиме из любого стихотворения. Победителем станет тот, кто вспомнит наибольшее число стихотворений.
Ученики:
Поёт зима — аукает, Мохнатый лес баюкает... С. Есенин
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром... С. Есенин
Я — Мороз, Красный нос, На снегу студёном рос...А. Прокофьев
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя...А. Пушкин
Зима недаром злится,, Прошла её пора...Ф. Тютчев
...Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь...А. Пушкин
Учитель: Зимушка приготовила для нас немало игр, затей и веселых забав. И наша глава называется «Зимние забавы». (Слайды 12–15) Предлагаю вам игру «Зимний наборщик» (Слайд 16). Я показываю вам определенный набор букв, а вы должны из этих букв составить слово.
(Слайды 17–20)
- АМЗИ (зима)
- КИНСА (санки)
- ДОХОД (холод)
- ВНОКГЕСИ (снеговик)
- КАЕЛ (елка)
- РОМЗО (мороз)
- КЕНЖОС (снежок)
- ЛОГОЛЕД (гололед)
Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием!
Учитель: Но зима – не только игры, забавы, веселый Новый год и школьные каникулы. Зима – это урожай будущего года, запасы воды в водохранилищах; зима – время забот для тысяч людей, отвечающих за то, чтобы в домах было тепло, а на дорогах – чисто. Домашние задание, которое было вам дано, это найти пословицы и поговорки о зиме. Назовите их.
Ученики называют пословицы и поговорки.
Например:
Зима без трех праздников не живет. Зимний ветер – морозу помощник: пуще холодит! Зимний денек – с воробьиный скок. В зимний холод всякий молод. Зима – хранительница полей. Зимой тулуп всякому люб. Зимой солнце – что мачеха: светит, да не греет.
Учитель: А теперь попробуйте объяснить, как вы понимаете вот эти пословицы. (Слайд 21)
Учитель: Следующая глава музыкальная (Слайд 22). Она посвящена пьесе П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». В старину не было машин, поездов, и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней. Пётр Ильич Чайковский в пьесе «На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.
Прослушивание пьесы П. Чайковского «На тройке».. (Слайд 23 с аудиозаписью)
После прослушивания пьесы учитель задаёт вопросы:
Учитель: Прослушав пьесу, попробуйте мне сказать, какой бег коней вы услышали?
(музыка передаёт быстрый бег коней, топот копыт, из-под которых летит снег)
Учитель: Когда звучит плавная музыка, какие картины вы себе представили?
Ученики: (видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром, огромное небо)
Учитель: Какие ощущения, и какие чувства испытывает человек, несущийся на тройке по зимней дороге? (это радость, восторг, восхищение, ощущение счастья).
Учитель: Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников. Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона «Зима»
Вниманию детей предлагается репродукция картины. (Слайд 24)
Учитель: Посмотрите на репродукцию картины К. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?
Ученики: Да. Деревья стоят все в снегу, они как бы приглашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказочный ледяной дворец Снежной королевы. Чувствуется, что стоит тишина и ветви деревьев неподвижны, но стоит прикоснуться к ним, и алмазная пыль осыплет нас, и это будет так весело. Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его не видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем. Это делает картину ещё более радостной, праздничной. Мы чувствуем, что художник расхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице зиме вместе с ним.
Учитель: Многие художники «воспевали» красоту зимы, посмотрите на репродукции известных мастеров кисти. (Слайд 25) Последняя глава сказки называется «Сотвори чудо, мастер – художник!». (Слайд 26) Вы сегодня должны себя попробовать в роли художников по росписи посуды. Перед вами лежат краски, но использовать мы будем только краски зимушки-зимы. Какими красками, цветами вы воспользуетесь? (синими, голубыми, белыми и т.д.) Также на ваших столах лежат тарелки из картона, но они пока безлики, стать чудом, шедевром, творением рук человеческих они смогут только тогда, когда на них появятся снежные узоры. Каждый из вас создаст свою неповторимую живописную тарелку, вкладывая в неё свою богатую фантазию и воображение, создавая чудесные картины зимней природы.
Выставка работ.
Учитель: Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем. И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве. (Слайд 27)
Домашнее задание: Написать сказку о зиме по личным впечатлениям.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Интегрированный урок литература, чтение, музыка, ИЗО по теме И вот сама идет волшебница-зима. 3-й класс
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (8,65 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков выразительного чтения. Развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей.
Оборудование:
Учитель: Репродукция картины К. Юона «Зима»; аудиозапись пьесы П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»; художественные фотографии зимних пейзажей; гирлянды из снежинок; рисунки детей; плакат «И вот сама идёт волшебница зима», мультимедиапроектор, экран, одноразовые бумажные тарелки.
Ученики: акварельные краски, кисти, книжки-малышки с пословицами и поговорками о зиме.
Ход урока
Учитель: Мы нашу сегодняшнюю встречу посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года? Отгадайте загадку: (Слайд 1)
Снег на полях,Лед на реках,Вьюга гуляет.Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Учитель: «Матушка» – так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов. И тема сегодняшнего нашего урока я назвала по стокеиз стихотворения одного великого, известного поэта А.С. Пушкина «И вот сама идёт волшебница зима…» (Слайд 2).
Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое удивительное зимнее чудо сотворила зимушка – зима? Вам поможет в этом моя загадка.(Слайд 3) А теперь посмотрите, какое объяснение, что такое снежинка написано в Большом толковом словаре Д.Н. Ушакова (Слайд 4). А вы знаете, ребята, что среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время, какой бы формы ни была снежная звездочка, каждая из них – шестилучевая или шестигранная. Почему? Еще в 1611 году знаменитый астроном И. Кеплер опубликовал сочинение «Новогодний подарок, или О шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?» И ответил на него так: «Вещь эта мне еще не открыта…» С той поры прошло без малого четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту загадку природы.
Учитель: Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия. Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии. Вы знаете, сколько прекрасных стихотворений написали поэты о зиме! Некоторые из них мы сейчас услышим. Они прозвучат в исполнении ребят, также они нам расскажут, какие впечатления они получили от этих стихотворений. (Слайд 5)
(Ученики (подготовленные) читают стихи и говорят о том, что в этих стихах произвело на них особое впечатление.)
Ученик: Я предлагаю вам прослушать стихотворение И. С. Никитина «Встреча зимы». (Слайд 6) Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом.
Встреча зимы Поутру вчера дождьВ стёкла окон стучал,Над землёю туманОблаками вставал.
В полдень дождь перестал,И, что белый пушок,На осеннюю грязьНачал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.Нет нигде облачка.Воздух лёгок и чист,И замёрзла река.
На дворах и домахСнег лежит полотномИ от солнца блеститРазноцветным огнём
Здравствуй, гостья-зима!Просим милости к намПесни севера петьПо лесам и полям.
Есть раздолье у нас,Где угодно гуляй,Строй мосты по рекамИ ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —Пусть мороз твой трещит;Наша юная кровьНа морозе горит!
Ученик: Следующее стихотворение, которое вы услышите, тоже посвящено приходу зимы. В нём есть строчка, которая дала название нашему уроку «И вот сама идёт волшебница зима…». Это отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгении Онегин». (Слайд 7)
* * *…Вот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл — и вот самаИдёт волшебница зима.Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов;Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов;Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз. И рады мыПроказам матушки-зимы…
Ученик: А вот Фёдор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес. (Слайд 8)
* * *Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит —И под снежной бахромою, Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован, —Не мертвец и не живой —Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой…Солнце зимнее ли мечетНа него свой луч косой —В нём ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
Ученик: Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении А. Кондратьева «Метель». (Слайд 9)
МетельКружится и хохочетМетель на Новый год;Снег опуститься хочет,А ветер не даёт.И весело деревьям,И каждому кусту:Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету.
Учитель: У волшебницы зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстаёт перед нами Мороз-воевода у поэта Н.А. Некрасова. (Слайд 10)
* * *Не ветер бушует над бором,Не с гор побежали ручьи,Мороз-воевода дозоромОбходит владенья свои.Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли,И нет ли где трещины, щели,И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,Красив ли узор на дубах?И крепко ли скованы льдиныВ великих и малых водах?
Идёт — по деревьям шагает,Трещит по замёрзлой воде,И яркое солнце играетВ косматой его бороде…
Ученик: А мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В. Субботина, и представьте изображённую им картину зимы. (Слайд 11)
***И валит, и валит, и валит…Какая, гляди, кутерьма!А что, если за день, за два лиПо крыши укроет дома?Всё то же движенье снежинок!Как враз потемнело у нас!Должно быть, такая картинаПо всей по России сейчас.И так же легко и без шумаЗима свой справляет приход:И шубу кидает на шубу,И шапку на шапку кладёт.
Учитель: А теперь предлагаю вам стать участниками конкурса: надо вспомнить 2—4 строчки о зиме из любого стихотворения. Победителем станет тот, кто вспомнит наибольшее число стихотворений.
Ученики:
Поёт зима — аукает,Мохнатый лес баюкает… С. Есенин
Белая берёзаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром…С. Есенин
Я — Мороз, Красный нос,На снегу студёном рос…А. Прокофьев
Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя…А. Пушкин
Зима недаром злится,,Прошла её пора…Ф. Тютчев
…Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь…А. Пушкин
Учитель: Зимушка приготовила для нас немало игр, затей и веселых забав. И наша глава называется «Зимние забавы». (Слайды 12–15) Предлагаю вам игру «Зимний наборщик» (Слайд 16). Я показываю вам определенный набор букв, а вы должны из этих букв составить слово.
(Слайды 17–20)
- АМЗИ (зима)
- КИНСА (санки)
- ДОХОД (холод)
- ВНОКГЕСИ (снеговик)
- КАЕЛ (елка)
- РОМЗО (мороз)
- КЕНЖОС (снежок)
- ЛОГОЛЕД (гололед)
Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием!
Учитель: Но зима – не только игры, забавы, веселый Новый год и школьные каникулы. Зима – это урожай будущего года, запасы воды в водохранилищах; зима – время забот для тысяч людей, отвечающих за то, чтобы в домах было тепло, а на дорогах – чисто. Домашние задание, которое было вам дано, это найти пословицы и поговорки о зиме. Назовите их.
Ученики называют пословицы и поговорки.
Например:
Зима без трех праздников не живет.Зимний ветер – морозу помощник: пуще холодит!Зимний денек – с воробьиный скок.В зимний холод всякий молод.Зима – хранительница полей.Зимой тулуп всякому люб.Зимой солнце – что мачеха: светит, да не греет.
Учитель: А теперь попробуйте объяснить, как вы понимаете вот эти пословицы. (Слайд 21)
Учитель: Следующая глава музыкальная (Слайд 22). Она посвящена пьесе П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». В старину не было машин, поездов, и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней. Пётр Ильич Чайковский в пьесе «На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.
Прослушивание пьесы П. Чайковского «На тройке».. (Слайд 23 с аудиозаписью)
После прослушивания пьесы учитель задаёт вопросы:
Учитель: Прослушав пьесу, попробуйте мне сказать, какой бег коней вы услышали?
(музыка передаёт быстрый бег коней, топот копыт, из-под которых летит снег)
Учитель: Когда звучит плавная музыка, какие картины вы себе представили?
Ученики: (видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром, огромное небо)
Учитель: Какие ощущения, и какие чувства испытывает человек, несущийся на тройке по зимней дороге? (это радость, восторг, восхищение, ощущение счастья).
Учитель: Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников. Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона «Зима»
Вниманию детей предлагается репродукция картины. (Слайд 24)
Учитель: Посмотрите на репродукцию картины К. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?
Ученики: Да. Деревья стоят все в снегу, они как бы приглашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказочный ледяной дворец Снежной королевы. Чувствуется, что стоит тишина и ветви деревьев неподвижны, но стоит прикоснуться к ним, и алмазная пыль осыплет нас, и это будет так весело. Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его не видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем. Это делает картину ещё более радостной, праздничной. Мы чувствуем, что художник расхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице зиме вместе с ним.
Учитель: Многие художники «воспевали» красоту зимы, посмотрите на репродукции известных мастеров кисти. (Слайд 25) Последняя глава сказки называется «Сотвори чудо, мастер – художник!». (Слайд 26) Вы сегодня должны себя попробовать в роли художников по росписи посуды. Перед вами лежат краски, но использовать мы будем только краски зимушки-зимы. Какими красками, цветами вы воспользуетесь? (синими, голубыми, белыми и т.д.) Также на ваших столах лежат тарелки из картона, но они пока безлики, стать чудом, шедевром, творением рук человеческих они смогут только тогда, когда на них появятся снежные узоры. Каждый из вас создаст свою неповторимую живописную тарелку, вкладывая в неё свою богатую фантазию и воображение, создавая чудесные картины зимней природы.
Выставка работ.
Учитель: Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем. И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве. (Слайд 27)
Домашнее задание: Написать сказку о зиме по личным впечатлениям.
Внимание, только СЕГОДНЯ!goxi.ru
Стихи для детей: Алексей Кондратьев
Алексей КОНДРАТЬЕВ
Отчего сердитый дог? Просто выполняет долг. Приказали сторожить - Надо по приказу жить.
Весёлые картинки, 1988, №11.
Под ладошкой ёжик ёжится – Но чего же ёж тревожится? Я ежу в глаза гляжу, Я, любя, ежа держу.
Весёлые картинки, 1985, №4.
На белом свете – Белый цвет, Светлее цвета – В мире нет.
Мурзилка, 1986, №12.
Прыг на горку, с горки - скок! Покатился колобок! Хочет знать скорее, Кто его хитрее!
Мурзилка, неизв. №, 1980-е гг.
Вечер хороший в нашем окне, Сказку читает бабушка мне. В ласковой сказке тишь-тишина, — Голосом бабушки шепчет она:
«Девица в дальней деревне жила И кружева вечерами плела. А кружева, что белы, как снега, — Тешили друга и злили врага».
Сказка баюкает: — Спи до утра, Видишь, — приходит ночная пора, Слышишь, — и ветер утих за окном, Знаешь, — и сказка окутана сном.
Мурзилка, 1989, №3.
Осенью, весной, Летом и зимой Кто с тобою рядом, Рядышком с тобой? В радости любой, В горести любой Кто с тобою рядом, Рядышком с тобой? На ночь и с утра Нынче, как вчера, Кто тебе желает Всякого добра?
Мурзилка, 1980, №3.
Весна не за горами, А прямо перед нами:
- Ты чувствуешь её терло? Сегодня в полдень припекло;
От солнца, От веселья Сугробы вмиг осели!
И первый радостный ручей Зовёт издалека грачей!
А Снеговик От смеха Как на коньках поехал!
Ну как, - Согласен ты со мной? Что пахнет снег сейчас - весной!
Мурзилка, 1987, №3.
Что нам в дороге Страшная яма Или опасности Из-за угла, — Только бы мама, Только бы мама, Только бы мама Дома была! Мы на вершину Влезем упрямо, Не испугает Крутая скала, — Только бы мама, Только бы мама, Только бы мама Дома ждала! Мы протоптали Тропок немало, Скоро планета Станет мала, — Только бы мама, Только бы мама, Только бы мама С нами была!
Мурзилка, 1989, №3.
- Вот эта тропинка Приводит к реке. - А где же река? - А река вдалеке.
- Тропинка, Тропинка, Ты нас проводи, Пойдём за тобою, А ты – впереди.
Веди через поле, И лес, и овраг; Вот только Зачем же Ты крутишься так?
Тропинка послушалась – Стала прямой И нас незаметно Вернула домой.
Весёлые картинки, 1987, №11.
a-pesni.org
Зимняя пора - стихи детям о морозе, снеге, вьюге и метели.
Первый снег
Валерий Брюсов
Серебро, огни и блестки,- Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера.Это - область чьей-то грезы,Это - призраки и сны!Все предметы старой прозыВолшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,На лазури белый дым.Жизнь людей и жизнь природыПолны новым и святым.
Воплощение мечтаний,Жизни с грезою игра,Этот мир очарований,Этот мир из серебра!
Прогноз - мороз
Татьяна Гусарова
Ах, как напугал всех вечерний прогноз, Что в ночь ожидается сильный мороз. Мне хочется очень увидеть его, Наверно, ужаснее нет ничего.И вот я не сплю, я в окошко гляжу,Я, не шелохнувшись, полночи сижу.Вдруг вижу, что кто-то, невидимый мне,Рисует красивый узор на окне.
Один лишь загадочной кисточки взмах -Цветы появились, деревья, дома.Волшебные птицы красы неземнойИ звери как будто с планеты чужой.
Выходит, не зря я полночи не спал,Выходит, не зря я его поджидал,Он вовсе не страшный, он добрый, мороз.Пожалуй, не буду я слушать прогноз.
Зимой
Саша Черный
Снежинки-снежинки,Седые пушинкиЛетят и летят!И дворик, и садБелее сметаны,Под крышей висятПрозрачные льдинки…Дымятся лужайки, кусты и тропинки,За садом молочные страныСквозят.Лохматые тучиНахмурили лоб,А ветер колючийСгребает сугроб -Бросает снежками…Над пухлым заборомНесется прыжкамиИ белым узоромЗаносит мохнатые окна и дверьИ воет, как зверь!Вороны прозябли,Кусты, словно грабли…Кусает мороз -А ветви берез,Как белые сабли…То вправо, то влевоКружусь, как волчок.Эй, Снежная Дева!Возьми, подыми на сквозном дирижаблеИ в стае снежинок умчи за лесок!
Снежинки
Галина Новицкая
- Кто снежинкиДелал эти?За работуКто в ответе?- Я! - ответил Дед МорозИ схватил меняЗа нос!
Ах, метель такая, просто чёрт возьми!...
Сергей Есенин
Ах, метель такая, просто чёрт возьми!Забивает крышу белыми гвоздьми.Только мне не страшно, и в моей судьбеНепутёвым сердцем я прибит к тебе.
Октябрь 1925
Опять зима
Александр Твардовский
Кружась легко и неумело,Снежинка села на стекло.Шел ночью снег густой и белый -От снега в комнате светло.Чуть порошит пушок летучий,И солнце зимнее встает.Как каждый день, полней и лучше,Полней и лучше новый год…
Снежок
Николай Некрасов
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.Где летом пели зяблики,Сегодня - посмотри! -Как розовые яблоки,На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,Как мел, скрипуч и сух,И ловит кошка рыжаяВеселых белых мух.
Ветхая избушка
Александр Блок
Ветхая избушкаВся в снегу стоит.Бабушка-старушкаИз окна глядит.Внукам-шалунишкамПо колено снег.Весел ребятишкамБыстрых санок бег...Бегают, смеются,Лепят снежный дом,Звонко раздаютсяГолоса кругом...В снежном доме будетРезвая игра...Пальчики застудят, -По домам пора!Завтра выпьют чаю,Глянут из окна -Ан уж дом растаял,На дворе - весна!
Пурга
Виктор Лунин
И дни, и ночи напролетПурга за окнами ревет.И так привычна нам она,Что стала даже не слышна.
Большой мороз
Валентин Берестов
Как железо, скрежещет снегИ, как скрипка, поет у ног.На деревьях иней, как мех.На заборах иней, как мох.И вздымается иней из трубРукавами собольих шуб.Слышал я, как гудки гудели,Чтобы мы по домам сидели,как по радио предупредили,Чтобы в школу мы не ходили.Но люблю я школу в мороз!Ни домашних, ни классных работ.Ни опрос, что похож на допрос,Ни диктант никого не ждет.Я же мог не слышать гудка!Я же радио мог не включить!Три-четыре ученикаВ каждом классе. Кого учить?Но учитель, жалея нас,В сиротливый приходит класс.Не начальственен и не строг,Он сидит, как за чайныс столдом,И, смеясь, за уроком урокВспоминает о детстве своем,Про рыбалки, про снежных баб…"Ну, до завтра! Мороз ослаб".
Метель
Кружится и хохочетМетель под Новый год.Снег опуститься хочет,А ветер не дает.И весело деревьям,И каждому кусту,Снежинки, как смешинки,Танцуют на лету.
Зима
Евгений Русаков
До марта скованы пруды,Но как теплы дома!В сугробы кутает садыЗаботливо зима.Снег осыпается с березВ дремотной тишине.Картины летние морозРисует на окне.
Снегопад
Валентин Берестов
День настал.И вдруг стемнело.Свет зажгли. Глядим в окно.Снег ложится белый-белый.Отчего же так темно?
Снежная сказка
Сергей Погореловский
До утра мела пурга, воя-завывая… Ой, снега, снега, снега, Без конца, без края!Ой, снежок, снежок, снежок,ты красуйся, празднуй!Сотни солнышек зажегТы в снежинке каждой.
Ой, снежки, снежки, снежки,Бой на снежной горке!Ой вы, санки и коньки,Радости-восторги!
Как Снегурки, все в снегусосенки и ели.Снегири к снеговикув гости прилетели.
Затерялся лыжный путьв белизне безбрежной…То-то славно потонутьВ этой сказке снежной!
В мороз
Валентина Ланцетти
Снег на улице и стужа.Крепким льдом забита лужа.От дороги робкоВеточками тропкиТянутся к домам:— Погреться можно к вам?
Вьюга-завируха
Гайда Лагздынь
Всё белым-бело от пуха!Нет порядка во дворе.Крутит вьюга-завирухаБелым снегом в декабре.Крутит, мутит, завывает,Стонет, охает, поёт!Снег в сугробы навивает,Погулять нам не даёт!
Зима
Виктор Лунин
На картине у зимыВсе бело от снега:Поле, дальние холмы,Изгородь, телега.Но порой блеснут на нейСредь поляны ватнойКрасногрудых снегирейСолнечные пятна.
Снег
Виктор Лунин
Ни ветерка, ни солнечных лучей,И мухи снежные роятся и кружатся.На сучья падуба, на ветли тополей,На колкие кусты Ложатся.Наполнен воздух шепотом зимы.Белы карнизы, крыши и пороги.Кристально-чистые волнистые ХолмыВздымают свои спины у дороги.Бледнее тени сумрачный закат.Случайный проблеск с запада приходит.И в огненный одетая наряд,Малиновка тоскливо песнь выводит.
Для кого поешь, пурга...
Валентин Берестов
— Для кого поешь, пурга,В серебристые рога?— Для малюток-медвежат,Что в берлоге крепко спят.
Гололедица
Валентин Берестов
Не идется и не едется,Потому что гололедица.Но зато отлично падается!Почему ж никто не радуется?!
Мороз
Валентин Берестов
"Бураны, вьюги и метели…Как много с ними канители,Как много шума, толкотни!Как надоели мне они!" -Так проворчал мороз угрюмый,И речку лед сковал без шума,Деревья скрыла седина,И наступила тишина.
Первый снег
Иван Демьянов
Седы кусты до прутика…На землю и домаНа белых парашютикахСпускается зима!Летят снежинки-звездочки.Смотрю из-под руки:Кружась, танцуют в воздухе,Пушисты и легки!Светлее стала улица,Наряднее село.Летят снежинки, кружатся,Вокруг белым-бело!
Иней
Галина Галина
По деревьям серебристая Перекинулась фата — Белоснежная, пушистая, Кружевная красота!И себя березка грустнаяНе могла узнать сама —Так украсила искуснаяВетки деревца зима...
Зимнее утро
Александр Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела -А нынче..... погляди в окно:
Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся бегуНетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые,И берег, милый для меня.
stihi-klassikov.ru
Снег, мороз, метель и вьюга - детские стихи
Пурга
Виктор Лунин
И дни, и ночи напролетПурга за окнами ревет.И так привычна нам она,Что стала даже не слышна.
Мороз
Валентин Берестов
"Бураны, вьюги и метели…Как много с ними канители,Как много шума, толкотни!Как надоели мне они!" -Так проворчал мороз угрюмый,И речку лед сковал без шума,Деревья скрыла седина,И наступила тишина.
Снежная сказка
Сергей Погореловский
До утра мела пурга, воя-завывая… Ой, снега, снега, снега, Без конца, без края!Ой, снежок, снежок, снежок,ты красуйся, празднуй!Сотни солнышек зажегТы в снежинке каждой.
Ой, снежки, снежки, снежки,Бой на снежной горке!Ой вы, санки и коньки,Радости-восторги!
Как Снегурки, все в снегусосенки и ели.Снегири к снеговикув гости прилетели.
Затерялся лыжный путьв белизне безбрежной…То-то славно потонутьВ этой сказке снежной!
Снег
Виктор Лунин
Ни ветерка, ни солнечных лучей,И мухи снежные роятся и кружатся.На сучья падуба, на ветли тополей,На колкие кусты Ложатся.Наполнен воздух шепотом зимы.Белы карнизы, крыши и пороги.Кристально-чистые волнистые ХолмыВздымают свои спины у дороги.Бледнее тени сумрачный закат.Случайный проблеск с запада приходит.И в огненный одетая наряд,Малиновка тоскливо песнь выводит.
Зимнее утро
Александр Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела -А нынче..... погляди в окно:
Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся бегуНетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые,И берег, милый для меня.
Метель
Кружится и хохочетМетель под Новый год.Снег опуститься хочет,А ветер не дает.И весело деревьям,И каждому кусту,Снежинки, как смешинки,Танцуют на лету.
Для кого поешь, пурга...
Валентин Берестов
— Для кого поешь, пурга,В серебристые рога?— Для малюток-медвежат,Что в берлоге крепко спят.
Опять зима
Александр Твардовский
Кружась легко и неумело,Снежинка села на стекло.Шел ночью снег густой и белый -От снега в комнате светло.Чуть порошит пушок летучий,И солнце зимнее встает.Как каждый день, полней и лучше,Полней и лучше новый год…
Снежок
Николай Некрасов
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.Где летом пели зяблики,Сегодня - посмотри! -Как розовые яблоки,На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,Как мел, скрипуч и сух,И ловит кошка рыжаяВеселых белых мух.
Зима
Виктор Лунин
На картине у зимыВсе бело от снега:Поле, дальние холмы,Изгородь, телега.Но порой блеснут на нейСредь поляны ватнойКрасногрудых снегирейСолнечные пятна.
В мороз
Валентина Ланцетти
Снег на улице и стужа.Крепким льдом забита лужа.От дороги робкоВеточками тропкиТянутся к домам:— Погреться можно к вам?
Ветхая избушка
Александр Блок
Ветхая избушкаВся в снегу стоит.Бабушка-старушкаИз окна глядит.Внукам-шалунишкамПо колено снег.Весел ребятишкамБыстрых санок бег...Бегают, смеются,Лепят снежный дом,Звонко раздаютсяГолоса кругом...В снежном доме будетРезвая игра...Пальчики застудят, -По домам пора!Завтра выпьют чаю,Глянут из окна -Ан уж дом растаял,На дворе - весна!
Вьюга-завируха
Гайда Лагздынь
Всё белым-бело от пуха!Нет порядка во дворе.Крутит вьюга-завирухаБелым снегом в декабре.Крутит, мутит, завывает,Стонет, охает, поёт!Снег в сугробы навивает,Погулять нам не даёт!
Большой мороз
Валентин Берестов
Как железо, скрежещет снегИ, как скрипка, поет у ног.На деревьях иней, как мех.На заборах иней, как мох.И вздымается иней из трубРукавами собольих шуб.Слышал я, как гудки гудели,Чтобы мы по домам сидели,как по радио предупредили,Чтобы в школу мы не ходили.Но люблю я школу в мороз!Ни домашних, ни классных работ.Ни опрос, что похож на допрос,Ни диктант никого не ждет.Я же мог не слышать гудка!Я же радио мог не включить!Три-четыре ученикаВ каждом классе. Кого учить?Но учитель, жалея нас,В сиротливый приходит класс.Не начальственен и не строг,Он сидит, как за чайныс столдом,И, смеясь, за уроком урокВспоминает о детстве своем,Про рыбалки, про снежных баб…"Ну, до завтра! Мороз ослаб".
Ах, метель такая, просто чёрт возьми!...
Сергей Есенин
Ах, метель такая, просто чёрт возьми!Забивает крышу белыми гвоздьми.Только мне не страшно, и в моей судьбеНепутёвым сердцем я прибит к тебе.
Октябрь 1925
Гололедица
Валентин Берестов
Не идется и не едется,Потому что гололедица.Но зато отлично падается!Почему ж никто не радуется?!
Снегопад
Валентин Берестов
День настал.И вдруг стемнело.Свет зажгли. Глядим в окно.Снег ложится белый-белый.Отчего же так темно?
Снежинки
Галина Новицкая
- Кто снежинкиДелал эти?За работуКто в ответе?- Я! - ответил Дед МорозИ схватил меняЗа нос!
paers.ru
Помогите составить стихотворение со словами ...метели...мороз...щели...принес. ..метели...мороз...щели...принес
Пришел к нам февраль и настали метели, К вечеру сильно ударил мороз. Дует ветер в избу, во все щели Вот так подарок февраль нам принес! ХДХД
Мороз, мороз метели принес. И в щели нам снегу нанес.
Зимой прибежали метели В гости пришел к нам мороз Быстрей затыкай в окнах щели Вот я и ваты принес
и вдруг налетели метели по окнам ударил мороз скорей закрывайте все щели январь нам подарки принес
Спит, под, лопухом, зайка, пеньком, за, берёзовым.
touch.otvet.mail.ru