Презентация - Литературное чтение в 3 классе - Урок 4 «Устное народное творчество - Русские народные песни». Урок презентация русские народные песни 3 класс


Презентация - Литературное чтение в 3 классе - Урок 4 «Устное народное творчество

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

1 Устное народное творчество Русские народные песни Урок литературного чтения 3 класс Урок 4

Слайд 2

Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!

Слайд 3

Как хорошо уметь читать.Самое великое чудо на свете

Слайд 4

Проверка домашнего заданияТ. с. 4 - 8

Слайд 5

Речевая разминкаКоляда, коляда! Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Или сена клок, или вилы в бок. Прочитайте медленно, жужжащим способом. А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче. Прочитаем с ускорением. Начнём медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость

Слайд 6

Актуализация знаний. Постановка целей урока Колядка, или колядная песня, – Новогодняя торжественная песня – величание в честь хозяев дома. Колядовщики - певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.

Слайд 7

Песни, которые исполнялись на Руси назывались по разному. На юге-колядки, в центральных областях-овсень, на севере-виноградье.

Слайд 8

народное, + ное =устное+ ное =(твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=творчествоФОЛЬКЛОР

Слайд 9

9Устное Народное творчествозагадкипословицыскороговоркипотешкибылинысказкинебылицы

Слайд 10

В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца») Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые. Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие. Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.Русские народные песни:

Слайд 11

Работа по теме урока. с. 14 Прочитайте текст - Приведите примеры русских народных песен. Какие они бывают?

Слайд 12

Работа по теме урока. с. 14 - 15 - - Как понимаете значение слова «закличка»

Слайд 13

Словарная работа Лукошко -

Слайд 14

На зарядку солнышко Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде "раз." А над нами весело шелестит трава. Опускаем руки мы По команде "два." Соберем в корзинки мы Ягоды, грибы, Дружно наклоняемся По команде "три". На "четыре" и на "пять" Станем дружно мы скакать. Ну, а по команде "шесть" Всем за парты тихо сесть!

Слайд 15

Слушание и обсуждение колядок

Слайд 16

Песни-колядки начинались поздравлением с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце песни требовали подарки. А сейчас в исполнении ансамбля «Веретёнце» звучит песня-колядка «Коляда ходя, бродя…»

Слайд 17

Весенние песни, летние песниЗакличка-веснянка «Ой, жаворонки, жаворонушки» и троицкие песни призывают приход весны и приветствуют наступление лета.

Слайд 18

Покосные песни (осенние )Покосные песни хоть и связаны с народным календарём (заготовкой сена, покосом травы) являются трудовыми песнями. Они исполнялись во время коллективного труда или после его окончания.

Слайд 19

Жили у бабуси, два весёлых гуся Один серый, другой белый два весёлых гуся. Вытянули шеи у кого длиннее – Один серый, другой белый у кого длиннее Мыли гуси лапки в луже у канавки – Один серый, другой белый спрятались в канавке Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси – Один серый, другой белый гуси мои гуси!» Выходили гуси, кланялись бабусе – Один серый, другой белый кланялись бабусе.

Слайд 20

Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли стояла. Некому берёзку заломати, Некому кудряву заломати, Люли, люли заломати. Я пойду во поле погуляю, Белую берёзу заломаю, Люли, люли заломаю. Срежу я с берёзы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка, Люли, люли три гудочка.

Слайд 21

Колыбельные песенки

Слайд 22

Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии. Передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Первые записи народных песен относятся к XVII в. Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др. Русские народные песни:

Слайд 23

Сегодня на уроке я узнал ...Сегодня на уроке мне было трудно ...Сегодня на уроке мне было легко ...

Слайд 24

Домашнее заданиес. 14 – 17 – наизусть, Т. с. 17

Слайд 25

25молодцы !

lusana.ru

Презентация к уроку по внеклассному чтению в 3 классе «Русские народные песни. Сон ходит по терему. Пошел котик во лесок.»

Инфоурок › Начальные классы › Презентации › Презентация к уроку по внеклассному чтению в 3 классе «Русские народные песни. Сон ходит по терему. Пошел котик во лесок.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Внеклассное чтение 3 класс

2 слайд Описание слайда:

песни народные Русские

3 слайд Описание слайда:

Сегодня у нас необычный урок. О песнях народных Поговорим мы на нем.

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Танцуют все!

8 слайд Описание слайда:

Руки согнуты в локтях, качаем головой и двигаем телом

9 слайд Описание слайда:

Танцуют все!

10 слайд Описание слайда:

Возьми соседа за руки

11 слайд Описание слайда:

Делай, как мы!

12 слайд Описание слайда:

А теперь, как я!

13 слайд Описание слайда:

Шарик появился – скок! Шарик лопнул – хлоп, хлоп!

14 слайд Описание слайда:

Ребята, берегите здоровье!

15 слайд Описание слайда:

До свидания

16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-172661

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку по предмету "Музыка" 3 класс на тему "Русские народные инструменты. Балалайка"

БАЛАЛАЙКА

Балала́йка — русский трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.

П. Е. Заболотский. Мальчик с балалайкой (1835).

Форма корпуса балалайки была изначально округлой .

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Упоминаний о балалайке даже в XVII — XVIII очень мало. В некоторых случаях действительно встречаются намёки на то, что в России был инструмент одного типа с балалайкой, но скорее всего упоминается там домра, родоначальница балалайки.

При царе Михаиле Фёдоровиче состояли при дворцовой потешной палате игрецы домрачеи. При Алексее Михайловиче инструменты подвергались гонению. К этому времени, т.е. ко 2 половине XVII века , вероятно, относится переименование домры в балалайку.

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно о балалайка распространилась среди прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Одно из первых упоминаний о балалайке относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К.П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и "бил их балалайкой".

Впервые название «балалайка» встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки.

В течении XVIII в. балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что её признали за древнейший инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение.

Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Форма балалайки XVIII века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза. Корпус инструмента был более узким.

Кроме того, балалайки, встречающиеся на старинных лубочных картинах снабжены только 2 струнами. Третья струна была редким исключением. Струны у балалайки металлические, что придаёт звучанию специфический оттенок — звонкость тембра.

  • мелкий торговец-разносчик, продававший галантерею, ткани, книги и т. п.
  • уличный торговец, занимающийся мелкой торговлей
  • мастер, изготовлявший короба

Второе рождение балалайка получила в конце XIX веке благодаря стараниям Василия Андреева, которого называли «молодым отцом балалайки». В. В. Андреев совместно с инструментальными мастерами В. В. Ивановым, а затем Ф. С. Пасербским и С. И. Налимовым, усовершенствовал народный инструмент и сконструировал семейство балалаек разных размеров по образцу смычкового квартета. Первое выступление ансамбля, который назывался «Кружок любителей совместной игры на балалайках» состоялось в Петербурге в 1888 году.

Василий Васильевич Андреев (1861 — 1918) — русский музыкант, композитор, виртуоз-балалаечник.

Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 — Великорусский оркестр).

Василий Васильевич Андреев

Однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой .

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Контрабас-балалайка

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Первое выступление ансамбля, который назывался «Кружок любителей совместной игры на балалайках» состоялось в Петербурге в 1888 году.

Благодаря исполнительскому искусству Василия Андреева и его талантливым последователям таким мастерам, как Борис Трояновский, Александр Доброхотов и немногим позднее — Николай Осипов, на балалайку обратили внимание маститые композиторы. Теперь на балалайке замечательно звучат не только русские народные песни, но и переложения произведений русской и западной классики, кроме того, композиторы создали для балалайки оригинальный репертуар, в том числе более 100 сюит, сонат, концертов и других произведений крупной формы.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

multiurok.ru

Презентация по музыке на тему "Фольклорные жанры" (3 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Автор: Добрынина О. М. учитель начальных классов МБОУ «Школа №85» Ново-Савиновского района г. Казани ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ

2 слайд Описание слайда:

Термин «фольклор» был введён в 1846 г. английским учёным Вильямом Томсон. В переводе с английского языка обозначает народная мудрость, народное знание. Фольклор – это народное творчество. Он создавался народом из века в век, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому. ФОЛЬКЛОР

3 слайд Описание слайда:

Д Былины Частушки Страдания Заклички Причитания Потешки Песни (величальные, исторические, игровые, заклинальные, ритуальные, лирические и плясовые)

4 слайд Описание слайда:

Былины - русские народные эпические песни о подвигах героев. Основной сюжет - героическое событие или примечательный эпизод  русской истории. БЫЛИНЫ

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:

Частушка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня юмористического содержания. Мне сказали на базаре: Рыба ходит в сарафане. Полно хвастать, полно врать: Как она будет шагать? ЧАСТУШКИ

7 слайд Описание слайда:

СТРАДАНИЯ Страдания - это жанр - лирическая разновидность частушек. Тематика – исключительно любовная (расставания, встречи и т.д.)

8 слайд Описание слайда:

НАИГРЫШИ Наигрыши как частушки и «страдания» являются частью ярморочных народных гуляний.

9 слайд Описание слайда:

Колыбельные песни в старину называли «баюканными» – от слова «баюкать», т. е. «укачивать», это ещё и «древние заговоры», «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

10 слайд Описание слайда:

Назовите реальных героев и фантастических. Дрема Волчок Сон Зайчик Бука Угомон Таково значение колыбельных песен про сон, Дрёму и Угомон. Люди верили, это живущие вокруг невидимые существа, приносят ребёнку сон.

11 слайд Описание слайда:

Лирические песни изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Этот герой безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженным в песне. Протяжные лирические песни

12 слайд Описание слайда:

Когда мы былина войне…

13 слайд Описание слайда:

ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь, изменялись.

14 слайд Описание слайда:

Художественными особенности для всех жанров фольклора являются:

15 слайд Описание слайда:

Пастуший барабан — общепринятое название пастушьего ударного инструмента. Звуками барабана пастух извещал людей о том или ином моменте процесса пастьбы стада. Нередко инструмент сопровождал пляску и пение. БАРАБАН ПАСТУХА

16 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-049804

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Литературное чтение на тему "Русские народные песенки". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основные цели урока:

  • Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества.
  • Закрепление знаний об изученных малых формах устного народного творчества (сказка, скороговорка, загадка, пословица).
  • Формирование представления о песенках как жанре устного народного творчества.
  • Формирование навыка осознанного чтения.
  • Развитие речи, обогащение словарного запаса словами, которые дают представление о старине, о русском быте.
  • Формирование умения взаимодействовать в парах, группах, распределять роли.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Формирование позитивного отношения к чтению.

Оборудование к уроку:

Ход урока

I. Мотивация. - 3 мин

(Девиз урока - на доске частично текст пословицы – Приложение 3)

  • Закончите предложение, вставив подходящее по смыслу слово.
  • Прочитайте полученную фразу. Что это за предложение?
  • Давайте объясним смысл пословицы.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

(Работа на MacBook: впечатать пропущенное слово в пословицу – умение работать с текстовым редактором.)

И мы сегодня на уроке покажем уже имеющиеся знания и будем учиться добывать новые знания.

II. Актуализация знаний. – 10 мин

Отгадайте загадку.

Разноцветные ворота На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот, Не одну, не две, не три - Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? (Радуга)

(Слайд 2)

- Как называется раздел учебника, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке?

(Слайд 3)

- О каких жанрах литературных произведениям мы говорили на прошлом уроке?

(На доске этикетки с названием жанров - ЗАГАДКА, ПОСЛОВИЦА, СКОРОГОВОРКА, СКАЗКА).

- Это произведения устного народного творчества.

(Слайд 4)

- Почему устное народное творчество сравниваются с радугой?

- Кто помнит, как одним словом можно назвать устное народное творчество.

- Кот учёный хочет проверить, знаете ли вы пословицы. Он просит вас собрать пословицы, которые рассыпались.

(Слайд 5)

- В народе говорят: “Один ум хорошо, а два лучше”. Вы будете работать в парах. Вспомним правила работы в парах.

(Дети читают правила работы в парах.)

(Слайд 6)

(Работа в парах на MacBook. – Собрать пословицы.)

Задание: соберите пословицы.

Не пером пишут, такова и работа.
Знай больше, лучше большого безделья.
Не спеши языком, а умом.
Маленькое дело говори меньше.
Каков мастер, спеши делом.

- Проверим как вы выполнили задание.

(Дети читаютпарами получившиеся пословицы: 1 ребёнок – начало, 2 – продолжение.)

Конечный результат.

Не пером пишут, а умом.
Знай больше, говори меньше.
Не спеши языком, спеши делом.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Каков мастер, такова и работа.

С каким жанром устного народного творчества вы сейчас работали?

Подберите эталон для определения этого жанра.

(На доске эталоны знакомых жанров народного творчества.Дети выбирают эталон.)

(Приложение 3 – эталоны жанров ПОСЛОВИЦА, ЗАГАДКА, СКАЗКА, СКОРОГОВОРКА)

Помогите заполнить нашу радугу жанрами устного народного творчества. Будем читать эталон и определять жанр литературного произведения.

(На эталоны помещаются этикетки с названием жанров фольклора.)

(Слайд 7)

(Работа с эталонами.)

1

1. Краткое изречение.

2. Законченное суждение или поучение.

3. Жанр - пословица.

2

1. Зашифрованное слово.

2.Описание предмета или явления.

3. Жанр – загадка.

3

1. Произведение с вымыслом.

2. Чему-то учит.

3. Жанр – сказка.

4

1. Трудно произносимые вместе слова.

2. Быстрая речь.

3. Жанр – скороговорка.

Наша радуга и эталоны помогут вам выполнить следующее задание. Задание вы будете выполнять в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

(Слайд 8)

(Дети читают по очереди по 1 правилу.)

Задание для работы в группах

Перед вами таблица с названиями жанров устного народного творчества:

ЗАГАДКА  
СКАЗКА  
ПОСЛОВИЦА  
СКОРОГОВОРКА  

(Слайд 9. Приложение 4: таблица для определения жанров; тексты для определения жанров)

И фрагменты из разных произведений (фрагменты напечатаны на бумаге разного цвета).

  • Жили-были дед и баба. Задумала баба испечь колобок.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Зимой в поле лежал, А весной в речку побежал.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- Вам надораспределить фрагменты произведений в таблицу в соответствии с жанром.

- Проверим, как вы справились с заданием.

(Представитель группы выходит к доске и предъявляет результат работы - заполненную таблицу.Выполняется проверка: дети по очереди зачитывают фрагмент произведения и называют вид жанра.)

III. Создание проблемной ситуации и постановка цели урока. – 7 мин

- Мы повторили всё, что сегодня пригодится на уроке, чтобы открыть новое знание.Думаю: вы успешно справитесь с этим.

- На нашей радуге - символе устного народного творчества ещё остались неоткрытые полосы. Предлагаю вам стать первооткрывателями.

- Сейчас вы услышитепроизведение устного народного творчества. Определите жанр этого произведения.

(Напевается текст колыбельной)

Ветер горы облетает, баю-бай, Над горами солнце тает, баю-бай, Листья шепчутся устало, баю-бай, Гулко яблоко упало, баю-бай, Подломился стебель мяты, баю-бай, Жёлтым яблоком примятый, баю-бай, Месяц солнце провожает, баю бай, По цветам один гуляет, баю-бай.

- Кто может сказать, что сейчас прозвучало? Какой жанр этого произведения?

- На нашей радуге открывается ещё одна полоска – песенки.

(Слайд 10)

(На доске появляется этикетка ПЕСЕНКА.)

- Попробуйте объяснить свой ответ. Чем отличается песенка от других жанров?

- Давайте составим эталон для определения жанра “песенка”.

(На доске таблица для создания эталона и этикетки с признаками жанра.)

форма  
исполнение  
для кого  

Варианты ответов:

проза стихи

для детей для взрослых

самостоятельно под мелодию

- Результат работы: эталон, созданный под руководством учителя (помещается на доску).

5 1. Стихотворная форма.

2. Мелодичность.

3. Для детей.

4.Жанр – песенка.

- С каким новым жанром фольклора мы будем знакомиться сегодня на уроке?

- С песенками.

(Слайд 10)

- С одной песенкой мы уже познакомились. Когда исполняли эту песенку?

- Кто знает, как называют песенки, которые поют ребёнку перед сном?

- Роль песенки – колыбельная.

(Слайд 11)

IV. Музыкальная физкультминутка. – 3 мин

А сейчас мы немножко отдохнём.

(Выполнение с учителем ритмичных движений под русскую народную песенку “Заинька”.)

Заинька, походи, Серенький, походи, Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой, Заинька, повернись, Серенький, повернись, Заинька, поклонись, Серенький, поклонись.

(Слайд 12. Приложение 2 - музыкальный файл)

(Слайд 13)

- Что звучало во время физкультминутки?

- К сожалению, автор этой замечательной песенки неизвестен.

- Кому же мы скажем спасибо за эту песенку?

(Слайд 14)

- Кто из вас может сказать: какова роль этой песенки?

- Песенка-потешка.

V. Изучение нового материала.

Знакомство с народными песенками. – 15 мин

- Вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке.

(Познакомиться с новым жанром народного творчества.)

- С каким новым жанром фольклора мы познакомились? (Песенками.)

- Какие песенки мы сегодня услышали? (Колыбельная, потешка.)

(Слайд 15)

- Вспомним, что помогает открывать новые знания? (Учебник, энциклопедия, можно спросить у родителей или учителя.)

- Предлагаю сейчас поработать с учебником по литературному чтению.

1. Чтение текстов песенок на с.29 (Работа по вариантам)

- Все ли было понятно при чтении?

- О чём говорит употребление этих слов, непонятных нам.

- Работа над словами: вёдрышко, пуще.

  • вёдрышко (вёдро) — летняя сухая погода
  • брызни пуще — брызни сильней

(Приложение 3 – словарная работа)

- Подумайте, когда и с какой целью могли исполнять эти песенки.

- Песенки-заклички.

- Обратите внимание: и к радуге-дуге, и к дождику дети обращаются как к живым существам. В древности жизнь людей напрямую зависела от природы. И люди представляли природу как живую. Поэтому и к растениям, и к явлениям природы обращались как живым. Так они проявляли свою любовь и уважение к тому, что их окружает.

(Слайд 16)

2. Чтение текстов песенок на с.30. (Работа по вариантам)

- Вспомните, какой народный праздник отмечается в конце зимы – праздник проводов зимы. (Масленица.)

(Слайд 17)

- Прочитаем песенки, которые исполнялись на масленичной неделе.

- Что узнали из песенки?

- Кто знает, о какой народной традиции поётся во второй песенке?

- Встреча птиц - жаворонки.

(Слайд 18)

- Что объединяет песенки, которые мы прочитали в учебнике? (Песенки-заклички.)

- С какой целью люди сочиняли песенки-заклички?

3. Обобщение.

  • С каким новым жанром фольклора мы познакомились на уроке?
  • С какими видами народных песенок мы познакомились?

(Слайд 19)

VI. Рефлексия. – 3 мин

  • Что нового вы сегодня узналина уроке? (Слайд 20)
  • Как вы думаете, нужно ли нам сохранять народные песенки? Почему?
  • Покажите смайликом оценку своей работы на уроке. Объясните свой выбор.

Благодарность за урок.

(Слайд 21)

Примечание: если в классе хорошо читающие дети, можно добавить ещё один этап урока в изучение нового материала (Приложение 5).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Лирические и шуточные народные песни. 3 класс. Литературное чтение. УМК "Школа России"

Лит чт 7 урок 3 класс

Лирические и шуточные народные песни.

Цель урока:

- актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;

- углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

Формировать УУД:Предметные: • Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения; • дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. • Познакомить с русскими  народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа. Метапредметные: • Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен. • Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных. Личностные:• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума  и чувств. • С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине, умение защищать ее. • Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Оборудование: учебник, записи на доске, карточки с текстом песен, запись темы на плакате, музыкальный центр, диск с песнями.Предполагаемый результат:

Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку.

формирование представления детей о жанре устного народного творчества – колыбельной.

Развитие  образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Развитие  речи, памяти.

Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.

Воспитание потребности в общении с народным искусством.

Ход мероприятия:

1.Организационный момент.

- Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа. Чтобы выполнить работу быстро, правильно и все успеть, нам нужно соблюдать определенные правила. Я буду зачитывать правила, а вы если согласны, то хлопаете в ладоши, а если не согласны, то – сидите молча.

(Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.)Нам важно: 1. Доказать свою точку зрения. 2. Перебивать товарищей. 3. Видеть глубину и красоту авторского слова. 4. Выкрикивать свое мнение. 5. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 6. Молчать, когда спрашивают. 7. Быть готовым протянуть руку помощи. 8. Бояться высказывать свое мнение. 9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках. 10. Обижаться и обижать товарищей. 11. Быстро и дружно работать в паре и группе. 12. Быть бесполезным для товарищей.

2.Дыхательная гимнастика.

3.Актуализация знаний, мотивация.

- Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую, красочную, ласковую и нежную страну. А что это за страна вы сейчас узнаете, выполнив задание.  Прочитайте текст. (Текст на карточках у каждого учащегося)

Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.

- Прочитайте про себя, медленно, «жужжащим» чтением.

- Прочитаем все вместе плавно и певуче.

- Прочитаем с ускорением.

- Прочитаем с интонацией удивления, смеха, испуга.

Самоопределение к деятельности

- Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?

- Как вы догадались?

- Кто придумал эту скороговорку?

- Подумайте, какой раздел мы начинаем изучать на этом уроке?На доске записана тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни.»

Основная часть

  1. Работа с учителем.

 – Как вы понимаете выражение «устное народное творчество»?

А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.  

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы. 

- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

2.Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 13. Прочитайте название раздела. Прочитаем, что будем делать на уроках при изучении этого раздела. (Дети читают вслух по цепочке).

- Расшифруйте тему урока. (Рwуrсgсjкlиsе нsаqрwоvдnнzыdе пrеyсuнiи. Запись: 1- букварусского алфавита, 2 – буква английского алфавита и т.д.)

Работа по теме урока.

- Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки.

1. -Русские народные песни бывают разные. Послушайте запись и скажите, когда пели эту песню. (Учитель включает запись колыбельной песни)

-Правильно. Это колыбельная песня. (Учитель вывешивает на доску карточку с названием «Колыбельная песня».

- Что такое «колыбель»?

Словарная работа: Колыбель (от др.-рус. колыбать «качать») — маленькая кроватка иликорзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка.

- Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок заснул, и при этом напевали колыбельные песни.

- Может кто-то знает колыбельную песню. Напойте.

2.Познакомимся со следующим видом песен. Прочитайте текст на карточке.

Идёт котик по лавочкеВедёт кошечку за лапочкиТопы-топы по лавочкеЦапы-цапы за лапочки.     

- Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)

     - А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево)

      АКШЕТОП. (На доске)

- Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка со словом «ПОТЕШКА»)

- Итак, что такое потешка?

- Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

- Ребята, послушайте запись песни-потешки. (Учитель включает запись песни-потешки)

- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)

- А чтобы детям было веселей, взрослые делали движения, которые смешили детей. Давайте вспомним еще одну потешку «Про козу рогатую»

Идет коза рогатая, За малыми ребятами. Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьет, — Того коза забодает, Забодает, забодает!

3.Заранее подготовленные ученики инсценируют прибаутки.

Сценка №1 «Федул»

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг?

- Можно зашить.

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался.

Сценка №2 «Храбрец»

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Так не идёт.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

- Ребята, чем похожи и чем отличаются потешки от услышанных стишков?

(Стихи в сценках и в потешках смешные, но в сценках стихи в виде разговора двух людей, животных)

- Итак, в народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками. Диалог – разговор двух людей.

(На доске появляется слово «Прибаутки»)

4.- Следующий вид русских народных песенок – «заклички». Слово «закличка» произошло от слова «Кликать», т.е. звать. В песенках-закличках кого-то зовут, к кому-то обращаются.

(На доске появляется карточка со словом «закличка»).

- Послушайте песню-закличку. (В записи)

- К кому обращаются в песне. Кого кличут?

- На странице 14 прочитайте песенку – закличку.

- К кому обращаются в этой песне? Что просят дети у жаворонков.? В какое время года пелась эта песенка?

- Прочитайте песенку на стр. 15. К кому обращаются в этой песне? В какое время года пелась эта песенка? Что просят дети у жаворонков? Приведите примеры из текста.

5.- Ребята, послушайте еще одну песенку и ответьте шуточная или серьезная песенка.(Звучит запись шуточной песенки)

- Почему? (На доске появляется запись «шуточная песенка»)

- Прочитайте шуточную песенку на стр. 17.

- Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

6.-На странице 15 прочитайте песенку «Из-за леса, …»

- Кто подразумевался под образом лебёдушки?

- Когда молодая девушка покидает свой дом?

- Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?

Физминутка

7.Рассказ о прикладном народном творчестве.

- В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

- Люди для работы собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева. Так появились первые детские куклы-игрушки, которые называются «матрешка». У матрешки было лицо куклы, руки, а также красивый цветатстый сарафан. В большой матрешке была матрешка поменьше. В матрешке поменьше – другая матрешка меньшего размера и т.д. (Показ рисунка «Матрешка»)

- В других мастерских делали детские игрушки из глины. Посмотрите в учебнике, какие мастера делали глиняные игрушки, свистульки для детей на странице. 14. На странице 15 ковшик, вырезанный из дерева в виде птицы.

- Девушки шили и вышивали. Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни. Сейчас мы с вами представим, как-будто мы очутились в одной из таких мастерских и раскрашиваем куклу-матрешку. (Учитель раздает детям шаблон раскраски матрешки). А чтобы было веселей мы сейчас послушаем и исполним русскую народную песню «Во поле береза стояла»..

На карточках напечатаны слова русской народной песни «Во поле берёза стояла»

(Чтение слов песни хором.)

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзку заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Звучит аудиозапись песни. Исполнение песни.

Повторение пройденного.

- С какими видами народных песен вы познакомились?

Рефлексия.

Учитель на карточках раздает тексты песен учащимся. Дети читают вслух и отвечают, к какому виду песен относится текст)

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Чему учились?

 - Как оцениваете свою работу?

Д.З.: Дома  каждый  должен выучить наиболее  понравившуюся ему  песню.

infourok.ru

Презентация к уроку литературного чтения, 3класс, "Устное народное творчество Русские народные песни."

Урок литературного

чтения

3 класс

Урок 4

Устное народное

творчество

Русские народные песни

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Как хорошо уметь читать.

Самое великое чудо на свете

Проверка домашнего задания

Т. с. 4 - 8

Речевая разминка

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Или сена клок, или вилы в бок.

Прочитайте медленно, жужжащим способом.

  • А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.

Прочитаем с ускорением. Начнём медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Колядка, или колядная песня, –

Новогодняя торжественная песня – величание в честь хозяев дома. Колядовщики - певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.

Песни, которые исполнялись на Руси назывались по разному. На юге- колядки , в центральных областях - овсень , на севере- виноградье .

устное

, + ное =

+ ное =

народное

творчество

(твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=

ФОЛЬКЛОР

загадки

пословицы

скороговорки

потешки

былины

сказки

небылицы

Устное

Народное

творчество

Русские народные песни:

  • В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца»)
  • Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые . Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие.
  • Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.

Работа по теме урока. с. 14 Прочитайте текст - Приведите примеры русских народных песен. Какие они бывают?

Работа по теме урока. с. 14 - 15 - - Как понимаете значение слова «закличка»

Словарная работа Лукошко -

На зарядку солнышко

Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде "раз." А над нами весело шелестит трава. Опускаем руки мы По команде "два." Соберем в корзинки мы Ягоды, грибы, Дружно наклоняемся По команде "три". На "четыре" и на "пять" Станем дружно мы скакать. Ну, а по команде "шесть" Всем за парты тихо сесть!

Слушание и обсуждение колядок

Песни-колядки начинались

поздравлением с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце песни требовали подарки. А сейчас в исполнении ансамбля «Веретёнце» звучит песня-колядка «Коляда ходя, бродя…»

Весенние песни, летние песни

Закличка-веснянка «Ой, жаворонки, жаворонушки» и троицкие песни призывают приход весны и приветствуют наступление лета.

Покосные песни (осенние )

Покосные песни хоть и связаны с народным календарём (заготовкой сена, покосом травы) являются трудовыми песнями. Они исполнялись во время коллективного труда или после его окончания.

Жили у бабуси, два весёлых гуся

Один серый, другой белый два весёлых гуся.

Вытянули шеи у кого длиннее –

Один серый, другой белый у кого длиннее

Мыли гуси лапки в луже у канавки –

Один серый, другой белый спрятались в канавке

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси –

Один серый, другой белый гуси мои гуси!»

Выходили гуси, кланялись бабусе –

Один серый, другой белый кланялись бабусе .

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзку заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Колыбельные песенки

Русские народные песни:

  • Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии.
  • Передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
  • Первые записи народных песен относятся к XVII в.
  • Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.

Сегодня на уроке

я узнал ...

Сегодня на уроке

мне было трудно ...

Сегодня на уроке

мне было легко ...

с. 14 – 17 – наизусть,

Т. с. 17

Домашнее задание

молодцы !

multiurok.ru