Разработка урока по окружающему миру для 2 класс УМК "Школа России" тема: "В гости к осени". В гости к осени экскурсия 1 2 класс школа россии


2 класс Экскурсия по окружающему миру В гости к осени

В гости к осени.

Цель экскурсии: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе;

Расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.

Предварительная работа: прежде, чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного парка. Побывав на месте экскурсии, учителю необходимо наметить места остановок, объекты для изучения.

Место проведения: пришкольный участок

Ход экскурсии.

1. Организационный момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем - ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

2. Повторение изученного.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Обратите внимание на небо. Какое оно?

- Как греет солнце?

- Расскажите о погоде сегодня.

- Когда вы сегодня выходили из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал термометр?

3. Осенние изменения в неживой природе.

- Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе.

Вспомните, какая была погода летом. Сравните. Определите осенние изменения.

Выводы:

  • Летом небо голубое, лишь кое – где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

  • Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

  • Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

4. Как изменяется осенью жизнь растений.

- Рассмотрим, какие изменения произошли осенью в жизни растений. ( Начинается листопад).

- Посмотрите, как начинается листопад? На всех ли деревьях одновременно он начинается?

- На каких деревьях листья облетают раньше, на каких – самые последние, а какие деревья не сбрасывают листву совсем?

( Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.)

- Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

- Кто догадается, почему хвойные растения не сбрасывают листву, а круглый год остаются зелеными?

5. Игра «Угадай растение»

Учитель показывает осенние листья, гроздья рябины, семена клена, шишки хвойных деревьев, а дети отгадывают, с какого это дерева или кустарника.

6. Осенние изменения в жизни животных.

- Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было?

- А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

- Чем еще питаются птицы?

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом являются насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм. (Необходимо заострить внимание на вопросе охраны природы. Рассказать детям о том, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях).

-Все ли птицы улетают осенью в теплые края? Какие остаются и как они себя ведут? ( Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки).

7. Игра «Отгадай животное» (Учитель называет признаки разных животных, дает их описание, а дети отгадывают, о коком животном идет речь).

8. Сбор осенних листьев для последующего рисования их с натуры на уроках ИЗО.

9. Подведение итогов экскурсии.(- Какие осенние изменения в природе мы наблюдали?)

Игра «Отгадай животное»

Догадайтесь, какие животные о себе рассказывают.

Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.

(Медведь)

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Самую главную добычу – мышей – полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.

(Лиса)

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.

(Бобер)

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому увидеть меня не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму.

(Барсук)

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

(Заяц)

infourok.ru

Урок – экскурсия по окружающему миру «В гости к осени» 2 класс

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Эммаусская школа-интернат».

Урок – экскурсия по окружающему миру

«В гости к осени»

2 класс

Учитель начальных классов

Петровичева Н.Д.

«В гости к осени»

Цель урока: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой; развивать память, внимание, логическое мышление,речь.

Оборудование:

1.Осенние ветки лиственных и хвойных растений.

2. Плоды, семена, осенние листья различных растений.

Предварительная работа: Прежде чем организовать экскурсию, необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, наметить место остановок и объекты для изучения.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит попятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем- ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

II.Повторение изученного

-Ребята, какое сейчас время года? (осень).

-Обратите внимание на небо. Какое оно?

-Как греет солнце?

-Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно. Осадки, без осадков. Ветрено, безветренная погода. Температура воздуха)

III.Осенние изменения в неживой природе

-Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.)

Далее предлагается вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

ВЫВОД:

Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав-все это осенние явления в неживой природе.

VI.Как меняется осенью жизнь растений

-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

Летом деревья и кустарники были зеленые, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад-с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

-Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох- это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения и чувства.

И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

-С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?

А теперь посмотрим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?

-Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву?

Обратите внимание на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

-Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

- Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживать так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

V.Игра «Отгадай растение» Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустика этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений - гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.

VI. Осенние изменения в жизни животных

-Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)

-А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки.

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

-Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли - лягушками; хищные птицы – мышами, другими мелкими животными.)

ВЫВОД: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.

Учитель рассказывает о перелетных птицах.

- Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Дети рассказывают, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Кроме того. На зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Необходимо заострить внимание на вопрос охраны природы. Рассказать детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.

Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

VIII.Игра «Отгадай животное»

Рассказать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает о каком звере идет речь?

Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться

о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды : созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос - сладкий мед. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи на всю зиму. (МЕДВЕДЬ)

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то какая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (ЛИСА)

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на реках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (БОБЕР)

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму. (БАРСУК)

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снег, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – веточками деревьев, корой с их стеблей. (ЗАЯЦ)

VIII.Итог урока

-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

-Какие изменения в живой природе происходят с приходом осени?

Домашнее задание

1.Прочитать текст «Неживая природа осенью» (с.26-27), ответить на вопросы к тексту (с.27)

2.Прочитатьтекст «Из жизни птиц» (с.28-29),ответить на вопросы к тексту.

(с.29)

infourok.ru

Урок-экскурсия по окружающему миру во втором классе «В гости к осени»

Цель урока:— Показать богатство и красоту леса;— Наблюдение за признаками наступления осени в природе;— Дать начальное представление об охране окружающей среды.Задачи урока:— Воспитывать умение вести себя в лесу;— Учить сравнивать признаки неживого и живого летом и осенью;— Уточнять понятия «живая» и «неживая» природа;— Развивать воображение, наблюдательность, эстетическое восприятие природы;— расширять кругозор учащихся;— Формировать ответственное отношение к окружающей среде.Оборудование: термометр, коробка для сбора плодов, семян и листьев, вертикальный шест (длина 1,5 метра), лопатка.Предварительная работа: беседа по технике безопасности «Как нужно вести себя в лесу», составление плана движения.Место проведения: лесная поляна.

Ход экскурсии

Учитель: Вот мы пришли на лесную полянку. Она так приветливо и дружелюбно нас принимает и очень хочет рассказать о своих природных тайнах. У нее их много. Конечно же, мы не сможем все разгадать за одну экскурсию, поэтому будем приходить сюда чаще, и открывать что-то новое.Ученик читает отрывок из стихотворения И. А. Бунина:

«Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стеной стоитНад светлою поляной.Сегодня так светло кругом,Такое мертвое молчанье:В лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье…

Учитель: Ребята, о чем идет речь в этом стихотворении?Дети: о наступлении осени, о разноцветном лесе, о тишине в лесу.Учитель: Посмотрите вокруг себя. Что вас окружает?Дети: Воздух, птицы, разные растения, деревья…Учитель: А на какие группы можно все это разделить?Дети: Живая и неживая природа.Учитель: Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока – экскурсии?Дети: «В гости к осени».Учитель: Молодцы, ребята! Продолжим наш с вами разговор об объектах неживой природы.Приближение зимнего времени года говорит нам об изменении температуры воздуха.У меня в руках прибор для измерения температуры воздуха – термометр.Итак, посмотрим, сколько он показывает градусов? Кто из вас дома следит за температурой воздуха? Расскажите, как определить?(Ответы детей. Если дети затрудняются ответить или отвечают неполно и неточно, учитель помогает, вносит ясность и обобщает ответы учащихся).Учитель: Посмотрим на цифру, стоящую около деления шкалы у верхнего конца подкрашенной жидкости. Сегодня 12 градусов тепла.Воздух и поверхность Земли нагревает солнце. Летом солнце высоко, поэтому светит ярко и температура воздуха достигает 25-30 градусов. Чтобы проследить за высотой солнца, давайте выполним небольшую практическую работу.Существует прибор для измерения высоты солнца и называется – гномон. У нас нет настоящего прибора, поэтому заменим его шестом длиной 1,5 метра. В высоту и внешне наш шест напоминает гномон. Ставят гномон на горизонтальной ровной поверхности. В полдень, когда солнце находится выше всего над горизонтом, тень от шеста самая короткая и направлена на север. А теперь, когда шест установлен, давайте понаблюдаем, как расположена тень сейчас и как она будет двигаться.Учитель: Если мы посмотрим на небо, что мы там можем увидеть?Дети: Облака.Учитель: Что собой представляет облако?Дети: Это капельки воды, собранные вместе.Учитель: Правильно. Если облако состоит из капелек воды или маленьких кристалликов льда, то тогда осадков не будет. А вот когда все капельки соединятся вместе, они станут тяжелыми и выпадут в виде дождя.Но если в облаке температура ниже нуля, то обязательно выпадет снег.О следующем объекте неживой природы вы узнаете из загадки:

Носится, свищет.Мечется, рыщет.Где пробежит –Листик дрожит.Где пронесется –Дерево гнется.

Дети: Это ветер.Учитель: Нас везде окружает воздух, мы его не видим, но можем чувствовать его движение. Это движение и есть ветер. Он может вырвать дерево с корнем, а может быть и легким, нежным дуновением.Давайте подведем итог. Какая бывает погода осенью?Дети: Осенью бывает дождливая, ветреная и прохладная погода.Учитель: Вернемся к нашему самодельному «гномону». Посмотрите, тень от него сдвинулась на довольно приличное расстояние и стала длиннее. Это доказывает наше предположение о том, что с помощью такого прибора можно измерить высоту солнца. С более точным измерением вы будете знакомиться в старших классах.Ребята, перечислите, кто относится к объектам живой природы?Дети: Человек, животные, растения.Учитель: Верно, сегодня мы поговорим о растениях и животных.Послушайте мою сказку и скажите, прав ли был дубок?— «Жила – была девочка Иринка и очень она любила ходить в лес. Но наступила осень, листья стали желтеть и опадать. Стало девочке грустно, и решила она оказать деревьям помощь. Из дома Иринка взяла нитки и побежала к своему дубку. Стала она последние листочки к веткам привязывать. Вдруг прилетел ветерок, и послышалось ей, что листья над головой заговорили: «Что же ты мне мешаешь спать?»— Я не хотела вас будить, я листья вам привязываю.— Добрая ты девочка! Дни становятся короче, света все меньше, наступает пора деревьям спать.Листочки мои стали разноцветными, скоро совсем высохнут и опадут.— Кто же вас всю зиму кормить будет? – разволновалась Иринка.— А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так хорошо спится. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листочки оставить, то на ветках зимой вырастут сугробы, ветки не выдержат и сломаются от тяжести.Поняла Иринка, что не нужно мешать деревьям, и показалось ей, что дубок тихонько посапывает».Учитель: Согласны ли вы с тем, что не надо мешать деревьям в их жизни?(Ответы детей).Учитель: Давайте подойдем к дубку, посмотрим на опавшие листочки. А теперь соберем листья разной окраски в нашу коробку, потом внимательно их рассмотрим и найдем признаки различия и сходства.Учитель: Ребята, а как называются деревья, которые на зиму сбрасывают свою листву?Дети: Листопадные.Учитель: А сейчас бежим к тем деревьям, о которых есть такая загадка:Зимой и летом,Одним цветом.(Дети подбегают к елям).Учитель: Можно ответить и сосна. Подбегите к соснам. (Дети разбегаются и встают к соснам). Как отличить сосну от ели? Посмотрите на листочки, они называются хвоинками.Потрогайте их, посмотрите, как они крепятся на стебле, и сравните их длину.Дети: Хвоинки колкие, жесткие, у сосны они длиннее и крепятся по две, а у ели – по одной.Учитель: Молодцы! Посмотрите под деревьями лежит много хвоинок. О чем нам это говорит?С помощью учителя дети делают вывод: эти деревья сбрасывают хвою не сразу, как листопадные, постепенно. Поэтому они все время зеленые и называются такие деревья вечнозелеными.Учитель: Посмотрите и скажите, что растет у нас под ногами?Дети: Растет трава.Учитель: Да, трава или травянистые растения. В каком состоянии вы наблюдаете растущие в лесу травянистые растения?Дети: Некоторые травы уже завяли, пожелтели, но некоторые с зелеными листьями и даже еще цветут.Учитель: Под нашими ногами многолетняя трава. Назовите знакомые вам растения.(Дети называют растения, которые знают; если могут, то кратко о них рассказывают; срывают листья, (если есть), соцветия, плоды и семена растений и складывают в коробку).Учитель: Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие еще живые существа вместе с нами на экскурсии?Дети: Вороны, воробьи, сороки, грачи, бабочки, мухи, паучки.Учитель: Как же их мало в осеннем лесу. Их столько же было летом?Дети: Нет. Мы видели много бабочек, жуков, комаров, шмелей, сейчас они спрятались. Стало холодно.Учитель: Назовите группы, к которым относятся перечисленные вами животные.Дети: Птицы и насекомые.Учитель: Назовите признаки насекомых.Дети: 6 ног, 2 крыла, пара усиков, на брюшке полосочки. У птиц тело покрыто перьями, 2 глаза и клюв, 2 крыла, пара ног, хвост.Учитель: А почему же птицы осенью улетают на юг?Дети: Становится холодно, нечего есть зимой.Учитель: Докажите свой ответ, ведь зимой люди подкармливают птиц, а это значит, что они могут пережить зиму.Дети: Насекомые спрятались, водоемы замерзнут, плоды и семена растений падают на землю, их засыплет снегом, поэтому птицы улетают туда, где много корма.Учитель: О том, как птицы находят путь в теплые края вы узнаете на уроках биологии. А пока:

Ласточки пропали,А вчера зарейВсе грачи леталиДа как сеть мелькалиВон над той горой.

С вечера все спится,На дворе темно.Лист сухой валится,Ночью ветер злитсяДа стучит в окно.

Так написал об осени русский поэт Афанасий Фет. Заканчивая экскурсию, хочу отметить, что нередко и взрослые и дети, когда идут в лес портят все, к чему прикасаются: ножом надрезают кору на дереве, оставляют после себя кучи мусора, в реки бросают стеклянные банки и бутылки.— А вы, ребята, знаете как себя нужно вести в лесу!— И если мы будем хорошо себя вести, то лес также как и сегодня откроет перед нами все свои тайны. А если мы еще и научимся слушать лес, видеть его чудеса, если мы с ним подружимся, то лес станет самым лучшим другом. А для этого надо быть добрым и по доброму относиться ко всему, что в лесу живет и растет. Это нужно помнить всегда.(Учитель дарит детям календарики с изображением природы).

Автор: Ершова Марина Александровна,учитель начальных классов,Школа №3, г. Нелидово, Тверская область, Россия

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

экскурсия «В гости к Осени»

Урок – экскурсия в 1 классе

Тема: «В гости к Осени» (экскурсия в осенний парк)

Задачи экскурсии:

  • закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе посредством мудрости русского народа, выразившейся в поговорках;

  • развивать способность чувствовать красоту окружающего мира, развивать нравственное и экологическое мышление;

  • воспитывать потребность в добром поступке;

  • укреплять физическое и психологическое здоровье учеников

Предварительная подготовка:

  • проведение беседы, где сообщается цель экскурсии и план ее проведения;

  • разбивка детей на 4 группы;

  • определение задания для каждой группы с целью активизации наблюдательного процесса у детей;

  • разучивание поговорок, примет, пословиц и стихов об осени

Время проведения экскурсии: наиболее благоприятное время – сентябрь, когда листья деревьев и кустарников приобретают характерную окраску, и начинается листопад. Погода предпочтительна солнечная, одежда детей утепленная, обувь удобная.

План экскурсии:

  1. Общее знакомство с местностью. Внешний вид парка в период золотой осени.

  2. Самостоятельные групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе.

  3. Разнообразие осенних красок

  4. Физкультурная минутка: игры «Перелетные птицы», «Осенние листочки»

  5. Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных деревьев.

  6. Подведение итогов наблюдений.

Начало экскурсии: экскурсия начинается около центрального входа в парк.

^ Ход экскурсии:Общее знакомство с местностью. Внешний вид парка в период золотой осени

/6 мин/

- Доскажите словечко: Если лист сухой летит,

На земле ковром лежит.

Среди тучек неба просинь.

Знаем точно, это… (осень)

- Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения, и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето)

- Сегодня мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты… Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ.

(Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу)

- Послушайте тишину парка. Как вам кажется, парк вам рад? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение?

- Раз вам хорошо, значит, и парк вам рад. Приходите сюда всегда, как к другу в гости, берегите его. А сейчас предлагаю порадовать парк стихами об осени.

(Заранее подготовленные дети читают стихи об осени)

Лес осенью

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом махая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

А.Твардовский

Астра

Осень над парком тенистым… Ложится

Золото кленов на воды пруда.

Кружатся листья… Умолкли птицы…

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра-звезда.

Астру с прямыми ее лепестками

С древних времен называли «звездой»,

Так бы ее вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки ее золотой.

Вс.Рождественский

Осень

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Е.Трутнева

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

К.Бальмонт

- А теперь подарите друг другу улыбки, поблагодарите товарищей, давших остальным минуты наслаждения поэзией. В чем волшебная сила улыбки?

- Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то волшебная улыбка будет всегда к вам возвращаться. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в парке или лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это поймете.

  1. ^ Самостоятельные групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе / 7 мин/

- Самостоятельно понаблюдайте за осенними изменениями в природе. По результатам наблюдений составьте небольшой рассказ. Можете зарисовать некоторые фрагменты.

1 и 2 группы ведет наблюдение за неживой природой; 3 и 4 группы – наблюдает за живой природой

  1. ^ Беседа о разнообразии осенних красок /7 мин/

- Давайте полюбуемся осенними красками парка. Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе и липе листья – желтые, на клене, рябине и осине – красные. А зелеными часто остаются листья на кустах сирени до самых заморозков. Вот мы с вами идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья липа, береза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.

- Ребята подготовили сообщения о некоторых деревьях. Давайте присядем на скамейки и послушаем их.

  • Береза. Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно она красива осенью в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба. Листопад березы – самый продолжительный, длится почти два месяца. Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской березки.

  • Клен – светолюбивое широколиственное дерево. Листья клена по форме напоминают ладошки. Они очень красивы по окраске: желтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды – крылатки.

  • Осина. Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Осенью нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета – и розовый, и красный, и чернильный. У осины очень подвижные листья. Они «дрожат» даже от слабого ветерка.

  • Липа дает много тени. Она хорошо растет и в городских условиях. Осенью листья липы ложатся на землю пышным золотым ковром, который похож на легкую перину. Липа – лекарственное растение. Липовый чай, отвар, мед поддерживают здоровье людей.

  • Рябина – скромное, ветвистое деревце, почти всюду растущее в наших лесах и парках. Осенью рябина похожа на девицу, которая на плечи разноцветную шаль накинула. И сережки красные повесила. Действительно, рябина – значит рябая, пестрая.

- Деревья вырабатывают такое вещество, как фитонциды. Эти вещества губительно действуют на болезнетворные микробы. Предлагаю подышать чистым воздухом, поиграть и набраться сил и здоровья.

  1. ^ Физкультурная минутка: подвижные игры «Перелетные птицы», «Осенние листочки» /5 мин/

  • «Осенние листочки

    Слова

    Движения

    Мы – листочки, мы – листочки,

    Мы – осенние листочки.

    Мы на веточках сидели,

    Ветер дунул – полетели.

    Мы летали, мы летали –

    Все листочки так устали!

    Перестал дуть ветерок –

    Все уселися в кружок.

    Ветер снова вдруг подул

    И листочки с веток сдул,

    Все листочки полетели

    И на землю тихо сели.

    Стоят кружком,

    Держа в руках листочки.

    Разбегаются в разные стороны.

    Бегают, помахивая листочками.

    Садятся на корточки, поднимая листочки над головой.

    ^ Разбегаются, помахивая листочками.

    Подкидывают листочки вверх.

  • «Перелетные птицы»Учитель называет птиц. Если назвал перелетную птицу, то дети бегают, взмахивают руками. Если названа неперелетная (оседлая) птица, то дети приседают и замирают.

    Ворона, ласточка, воробей, журавль, скворец, щегол, снегирь, сорока, грач, стриж, жаворонок, галка.

    - Какая птица вызвала у вас затруднение? Почему?

    5. Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных деревьев /7 мин/

Учащиеся собирают природный материал, осенние букеты. Еще раз любуются разнообразием осенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.

  1. ^ Подведение итогов наблюдений /3 мин/- Настало время подвести итоги наших наблюдений. Заслушаем информацию об осенних изменениях в неживой природе (Ответы учащихся 1,2 групп)

    - Об изменениях в живой природе нам расскажут ребята 3 и 4 групп (Ответы учащихся).

    - Какие приметы сложил народ, издавна наблюдая за природой во все времена года? Назовите осенние приметы (Ответы детей)Чем суше и теплее сентябрь, тем лучше осень, тем позднее наступит зпма. Гром в сентябре предвещает теплую осень и снежную зиму.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Сколько образов вы сегодня увидели, характеров, настроений, красок! Вы прекрасные фантазеры и настоящие любители природы! Если вам понравилась экскурсия – предлагаю дома рассказать о ней взрослым. Попробовать вместе со взрослыми выполнить любую творческую работу, чтобы передать свои чувства, впечатления. Это может быть поделка, аппликация, рисунок, сочинение.

Рыжая осень устроила бал.

Пышный нарядный цветной карнавал.

В желтом березы, в пурпурном осины,

Алые бусы на ветках рябины.

Ели и сосны в наряде зеленом,

Ивы серебряны, в золоте клены.

Осень ковер расстелила из мхов.

В нем разноцветные шляпки грибов.

Чтобы в садах было ярко и пышно,

Груши развесила, яблоки, вишни.

Дождик на струнах вам песни сыграет,

Осень на бал всех ребят приглашает.

infourok.ru

Урок-экскурсия "В гостях у осени" (2 класс)

«В гостях у осени»

Форма проведения – экскурсия.

Цели: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умения правильного сбора материала; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Продолжительность экскурсии – 40 минут.

Подготовительная работа:

1. Подобрать материал для экскурсии: загадки, стихотворения, вопросы.

2. Разучить вместе с детьми стихотворения, загадки.

3. Составить кроссворд и серию вопросов к нему.

4. Заготовить старые газеты, бумагу.

Проведение экскурсии:

Вступительное слово педагога:

- Добрый день, мои юные друзья! Сегодня мы отправимся в гости к ... Об этом мы узнаем, прослушав стихотворение А.К. Толстого.

Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

Листья, пожелтевшие, по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянувших рябин.

- Осень – это прекрасное время года, но недолговечна красота золотой осени (дети осматривают друг друга, определяя готовность каждого идти в парк (лес), повторяют правила поведения в парке (лесу)).

Вывод: в лесу нельзя шуметь, ломать ветки деревьев, срывать цветы, травы, трогать руками неизвестные растения.

Остановка 1. «Ярмарка листьев».

Дети отгадывают загадки:

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

(Туча.)

Пушистая вата

Плывет куда-то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облако.)

Лисицу рыжую

Но не хитрую

Плутовку,

А хрустящую…

(Морковку.)

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах.

Семьдесят одежек,

А все без застежек.

(Капуста.)

(Дети приступают к сбору листьев)

В ходе сбора происходит изучение листьев по следующим вопросам:

- На что похожи листочки? (ольхи, липы, клена)

- Какого они цвета (формы, размера)?

- Чем похожи (отличаются)?

- Какова поверхность листьев?

Остановка 2. «Тайны леса».

Рассказ педагога: на деревьях и кустах повисли гроздья семян. Они тоже ждут момента, чтобы оторваться от своего дома – веток, зарывшись поглубже в рыхлую землю. Необходимо собирать и семена.

(Дети собирают семена и цветы.)

Рассказ ученика: шишки и желуди – дружные соседи, очень похож на маленьких человечков. Живут они на ветках и тянутся к солнышку. Иногда некоторые из них отважно прыгают вниз головой и прячутся среди листьев, травы и мха – попробуй, отыщи.

(Дети начинают сбор шишек и желудей, разных веточек, иголочек, хвоинок.)

Ребята отгадывают кроссворд, который для них приготовила осень:

1.На каком дереве растут желуди? (Дуб.)

2.Как называют совокупность ягод рябины, растущих на одной ветке? (Гроздья.)

3.У какого дерева кора белая в черную полоску? (Береза.)

4.Какой плод у ели? (Шишка.)

5.О каком дереве идет речь:

Ветви свои наклонила,

Вся расцвела, распушилась.

Сладким нектаром

Друзе напоила.

(Ива.)

Остановка 3. «Игровая».

Проводится игра «Я знаю…».

Цель игры – подвести итог проделанной работы, выяснить, что узнали дети из проведенной экскурсии.

1. Я знаю пять деревьев…

2. Я знаю пять форм листьев…

3. Я знаю, как собирать природный материал…

4. Я знаю, что растет на деревьях…

5. Я знаю краски осени…

Подведение итогов экскурсии.

- Сегодня мы были в гостях у осени. Что вам запомнилось?

- Чему удивились?

Послеэкскурсионная работа: подготовить природный материал к дальнейшему использованию на уроках технологии, оформить газету с использованием природного материала на тему: «Наша осенняя экскурсия».

Использованная литература:

  1.  Дерим-Оглу, Е.Н. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес [Текст] / Е.Н. Дерим-Оглу // Начальная школа. – 1990. – №5. – С. 28-34.

  2. Герасимова, И.Е. Экскурсии-походы по родному краю [Текст] / И.Е. Герасимова // Начальная школа. – 2000. – №5. – С. 52-54.

  3. Криевских, О.Г. Осенняя экскурсия в природу [Текст] / О.Г. Криевских // Начальная школа + до и после. – 2007. – №9. – С. 44-48.

  4. Печатникова, Л. Образовательное путешествие: поход, экспедиция, экскурсия [Текст] / Л. Печатникова // Библиотечка «Первое сентября». – 2007. – №1. – С. 32.

infourok.ru

Технологические карты уроков окружающего мира во 2 классе. Школа России. В ГОСТИ К ОСЕНИ.ЭКСКУРСИЯ

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся: наблюдать изменения в живой и неживой природе; соблюдать правила поведения на экскурсии; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; характеризовать признаки времен года; описывать состояние погоды; осуществлять поиск, сбор, обработку информации для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; решать практические задачи с помощью наблюдения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формысовзаимодействия

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой

Слушают и обсуждают тему урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

II. Актуализация знаний

Беседа по теме «В гости к осени»

Проводит беседу по вопросам:

– Какие явления природы вы наблюдаете осенью?

– Какая погода была летом? Где вы отдыхали и что вы можете рассказать о погоде?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о явлениях природы осенью; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок)

III. Изучение

нового материала

Практическая работа по материалам учебника (с. 36–37)

1. Прочитать статью в учебнике «Неживая природа осенью».

Беседа по вопросам:

– Какие характерные признаки неживой природы осенью вы знаете?

– Какие осенние признаки в неживой природе вам удалось наблюдать в эти дни?

Читают статью. Отвечают на вопросы.

Рассматривают и дают комментарии к иллюстрациям учебника

Фронтальная, работа в парах

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренных материалов; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о живой и неживой природе.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Выполнить задания 1, 2 в рабочей тетради(с. 27–28)

Формулирует задание, создает настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Выполняют задания в рабочей тетради

Индивидуальная

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Выполнить задания 3, 4 в рабочей тетради (с. 29)

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Выполняют задания в рабочей тетради

Индивидуальная

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения. определить свое эмоциональное состояние на уроке

Задает вопрос:

– Чем похожи и чем различаются ласточки и стрижи?

Предлагает заполнить сравнительную таблицу в рабочей тетради (с. 29), затем выполнить рисунок «Красота осени»

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная.

Индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; определяют свое эмоциональное состояние.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя

multiurok.ru

Разработка урока по окружающему миру для 2 класс УМК "Школа России" тема: "В гости к осени".

Тема урока: «В гости к осени».

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с характерными признаками осени в неживой природе.

  2. Показать связь между живой и неживой природой.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь, память, мышление, воображение.

  2. Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе

Воспитательные:

  1. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.

УУД, формируемые на уроке.

(универсальные учебные действия)

1. Личностные УУД

1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности.

1.2. Интерес к чтению, потребность в чтении.

2. Регулятивные УУД

2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу.

3. Познавательные УУД

Общеучебные:

3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3.2. Поиск и выделение необходимой информации.

Логические:

3.3. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

3.4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

4. Коммуникативные УУД

4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог.

4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения.

4.3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

Оборудование:

Для учителя: картинки, презентация, аудиозапись "Осенняя песенка", картинки с изображением животных для игры "Отгадай животное", карточки для выполнения самостоятельной работы.

Для учеников: дневник, карточки для рефлексии.

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

УУД

I.Самоопределение к учебной деятельности.

Садитесь. Сейчас у вас будет урок по окружающему миру. Надеюсь, что вы будете активно работать на нашем уроке.

Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должен лежать учебник, дневник, сигнальчики. Сели правильно, глазки подняли, кто готов.

Проверка готовности к уроку.

1.1.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Ребята послушайте стихотворение:

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый

За листком летит листок,

И струей сухой и острой.

Набегает холодок.

О чем говорится в стихотворении? (об осени)

Подумайте, о чем мы будем говорить на уроке?

Спросить 2-3 уч-ся.

Отметки с комментированием

3.1.

III. Постановка учебной задачи.

Кто может сказать, какая же тема нашего урока? (В гости к осени)

Какие цели мы поставим перед собой?

(познакомиться с характерными признаками осени в неживой природе; найти связь между живой и неживой природой)

Слайд №

Тема урока на доске.

1.2.

IV. Открытие нового знания.

1. Игра «Я – диктор»

А теперь поговорим о погоде осенью.

Давайте поиграем в игру. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью. А вы скажете, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.

  • Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течении всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла. (начало осени)

  • Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля. К вечеру ожидаются заморозки при t -2. (конец осени)

Ребята а, а кто знает что такое облачность? (большое скопление облаков)

Что такое похолодание, заморозки? (1.Наступление более холодной погоды, переход к более холодной температуре воздуха;

2. понижение температуры ниже 0 градусов)

Слайд№

1.2.

2.1.

2.Беседа

Работа с учебником

Ребята подумайте, являются ли опавшие листья мусором? Почему ты так считаешь?

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Земля под опавшими листьями не промерзнет, не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной.

Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега.

Значит, какой вывод можно сделать? Опавшие листья на земле – не мусор: они очень нужны почве и растениям.

Ребята, кто знает, какие три периода бывает осенью? (ранняя, золотая и предзимье)

Что такое ранняя осень? (Когда ещё не очень холодно, но очень красиво.)

Что такое золотая осень? (когда листья уже пожелтели, но еще не опали)

Что такое предзимье? (Время перед наступлением зимы. )

А теперь откройте учебник на стр 36-37,

Сейчас мы с вами прочитаем и текст и ответим на вопрос Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

(читаем по цепочке с помощью учителя)

Слайд №

Иллюстрация осенних деревьев и листопада.

3.3.

4.2.

Физминутка.

Ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте около своих парт. Ручки опустили, расслабили.

Давайте потанцуем. Я включу вам видео фрагмент, а вы подберите свои движения к этой музыке.

Молодцы. Садитесь. Приготовились активно работать.

Видео «Осенняя песенка»

2.1

V. Первичное закрепление в устной речи.

Для чего люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды? (чтобы знать, что одевать, взять ли с собой зонтик)

Верно, люди выбирают одежду в зависимости от погоды.

Что такое облачность? (большое скопление облаков)

Что такое похолодание, заморозки? (понижение температуры ниже 0 градусов)

Какие явления характерны для осени? (листья падают, птицы улетают на юг, меняется температура, льет дождь)

А как вы думаете, какова связь между температурой воздуха и жизнью растений и животных? (Температура воздуха очень влияет на существование растений и животных. Главным источником тепла является солнечное излучение)

Являются ли опавшие листья мусором? Почему? Для чего служат опавшие листья? (Опавшие листья на земле – не мусор: они очень нужны почве и растениям)

Слайд №

Требовать полных ответов учащихся.

1.2.

2.1.

3. Игра «Отгадай животное»

Сейчас мы поиграем в игру. Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. А ваша задача – отгадать о каком звере идет речь.

Только дослушаем до конца, и не будем выкрикивать с места, если вы уже знаете ответ. Поднимите руку, что б я видела вашу готовность.

  • Осенью у него много забот. Ему нужно подготовиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но для этого ему нужно накопить запас жира, а это можно сделать летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды, стали сладкими и сочными корни растений, много насекомых, мёд в ульях диких пчел. Он накопит жирку и ляжет спать в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (медведь)

  • Этот зверь очень интересный. Только он умеет строить на речках и ручьях плотины, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найдет осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево он старательно разделывает: отделяет ветки, перегрызает на несколько частей ствол, а потом все это он сплавляет по реке к хатке и складывает в большие кучки. Так он запасается на зиму "продуктами". И когда начнутся заморозки, он будет сидеть в своей хатке и грызть кору и ветки деревьев. (бобр)

Иллюстрации животных

VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

У вас на парте лежат листочки. Переверните их. Сейчас каждый самостоятельно выполнит два задания.

В первом задании вам нужно найти в каждой группе слов ОДНО ЛИШНЕЕ слово и подчеркнуть его. Например: лиса, медведь, дятел, заяц, бурундук.

Во втором задании вам нужно определить, что объединяет слова каждой строчки и назвать одним слово. Например: дождь, снег, град – это осадки.

На выполнение задания у вас есть 5 минут. Кто закончит работу, сядьте ровно, чтобы я видела вашу готовность.

Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Посмотрите на экран.

Прочитайте первую строчку в первом задании. Какое слово лишнее? (пшеница)

Прочитайте вторую строчку. какое слово вы подчеркнули? (синица)

Прочитайте третью строчку. какое слово лишнее? (осадки)

Давайте проверим второе задание.

Прочитайте первую строчку. Каким словом вы объединили эти слова? (погода)

Прочитайте вторую строчку. Каким словом вы объединили эти слова? (растения)

Прочитайте третью строчку. Каким словом вы объединили эти слова? (животные)

Слайд №

Показать пример на доске

Проверить по эталону

3.2.

3.4.

4.2.

VIII. Включение нового знания в систему знаний.

Вспомните задачи, поставленные в начале урока. Все ли мы выполнили?

Что нового для себя вы узнали на этом уроке? Объясни.

Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?

Требовать полные ответы.

4.3

X. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

Если вы работали на уроке активно, с интересом – поднимите зеленую карточку. Если же вы работали не активно и не узнали ничего нового – поднимите красную карточку.

Ребята, вы все молодцы. Вы работали активно.

Спасибо за урок.

Слайд №

1.1.

IX. Домашнее задание.

Откройте дневники, запишите домашнее задание

Слайд №

2.1.

infourok.ru