Обобщение по теме "Летописи, былины, сказания, мифы". 4-й класс. Внеклассное чтение былины для 4 класса


Презентация по литературному чтению "Былины" (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.

3 слайд Описание слайда:

Самое слово былины происходит слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

4 слайд Описание слайда:

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим об эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из колоды, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.

5 слайд Описание слайда:

Главным персонажем былин является богатырь. Он стал идеалом мужественного, честного преданного Родине человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

6 слайд Описание слайда:

Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу.

7 слайд Описание слайда:

Победы богатырей над несметными полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в силы народные. Чем сильнее страшнее враг, тем величественнее победа богатыря.

8 слайд Описание слайда:

В былинах мы найдем много исторически достоверных примет. Например, старинное оружие воинов : меч, щит, копье, шлем, кольчугу, - все это есть и у богатыря.

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:

Былинный стих особенный , он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций : Из того ли то из города из Мурома, Из того ли села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

14 слайд Описание слайда:

Мелодия былинных напевов связано с интонацией разговорной речи. Пение настраивало слушателей на восприятие рассказа о событиях далекой истории.

15 слайд Описание слайда:

Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях.

16 слайд
Описание слайда:

Ценность древнерусской литературы в том, что она для нас – тот чистый и живительный источник, к которому мы обращаемся в годины бед и испытаний. Мы черпаем из нее глубокие мысли, находим в ней высокие идеалы, прекрасные образы. Ее вера в добро и победу справедливости, ее горячий патриотизм укрепляют и воодушевляют нас.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-082875

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Былины для 4 класса: перечень, краткое содержание некоторых

Изучение былин позволяет школьникам узнать о фольклорных произведениях, созданных русским народом. Дети 10-11 лет проходят былины по литературе. 4 класс – подходящий возраст для знакомства с богатырями, которые являются главными героями данных произведений.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»: начало повествования

В этом произведении мы знакомимся с былинным героем, который жил под городом Муромом, в селе Карачарово. Именно отсюда выехал Илья на своем верном коне, путь его лежал в Киев.

Муромец доехал до Чернигова и увидел, что там находится огромное войско неприятеля. Былины для 4 класса, в том числе и данная, прославляют силу русских богатырей. Ведь Илья Муромец справился с огромным войском неприятеля, полагаясь только на помощь своего коня. Тот топтал врагов огромными копытами, а богатырь колол неприятелей своим острым копьем.

Видя, что Илья одолел вражеское войско, жители Чернигова открыли ворота и стали звать Муромца к себе, чтобы он стал у них воеводой. На это богатырь ответил, что у него другая цель - он едет в Киев. Илья попросил черниговцев указать путь в столицу Древней Руси.

Они ему рассказали, что есть короткая дорога, которая простирается на 500 верст, но она вся заросла, так как по ней люди стараются не ездить. Ведь там, на дубу, в районе речки Смородины, сидит Соловей. Он умеет так громко свистеть и кричать, что цветы осыпаются, а человек, который стал свидетелем этого ужасного шума, подает замертво.

Илья Муромец побеждает

Былины, для 4 класса рекомендованные к прочтению, помогут детям обрести кумира, захотеть и самим стать такими же сильными и смелыми, как главный положительный герой произведения. Ведь Илья не испугался, он не поехал к Киеву в обход по длинной дороге, а выбрал короткую и опасную.

Около убежища разбойника путники услышали страшный шум и свист. Конь начал спотыкаться, но Муромец прикрикнул на своего четвероногого друга, достал стрелу, лук, выстрелил в Соловья и попал тому прямо в глаз, взвалил разбойника на седло и поскакал с ним в Киев.

Это увидели три дочери разбойника, позвали своих мужей и сказали, чтобы они отбили разбойника у «мужика-деревенщины» – Ильи. Но Соловей им сказал, чтобы они позвали Муромца к себе и хорошенько, вкусно накормили его. Илья отказался от угощений и направился в столицу Древней Руси. Именно про Киев рассказывают многие русские былины. 4 класс объединяет школьников 10-11 лет, которым эти сказания помогут не только ознакомиться с русским фольклором, но и узнать исторические факты, касающиеся Руси.

У Владимира

Именно он тогда правил Русью. Прискакал Муромец на коне в Киев, Владимир поинтересовался, как же тот проехал мимо Соловья-разбойника. Ведь этот путь невозможно преодолеть. Тогда Муромец позвал правителя, показал ему свой трофей. Илья рассказал, как было дело.

Былины для 4 класса (короткие), в том числе и данную, которую изучают ученики 10-11 лет, школьники прочитают быстро. Потом они смогут сравнить оригинал с одноименным мультфильмом, который снят по мотивам произведения.

Князю Владимиру стало интересно услышать, как свистит разбойник, и он велел тому это сделать. Соловей сказал, что сначала ему нужно выпить чарку вина и полтора ведра медовой воды. Принесли это разбойнику, он выпил, силы вернулись, и Соловей выполнил повеление князя.

Однако тот не подумал, к чему это может привести.

Шум был настолько сильным, что те, кто стояли недалеко от разбойника, упали, как подкошенные. Сам Владимир пытался спрятаться от посвиста под шубой. Тогда Илья схватил разбойника, отвез его в чисто поле, да и отрубил голову. При этом он приговаривал, что хватит разбойнику изводить людей и делать сиротами малых детей.

Концовку, в которой добро побеждает зло, имеют и другие былины для 4 класса.

Какие еще былины рекомендованы к прочтению для детей 10-11 лет

Вот яркие образцы русского фольклора, с которыми будет интересно ознакомиться школьникам. Проходят эти былины по литературе. 4 класс с удовольствием знакомится с образцами устного народного творчества в силу психологических особенностей возраста. Затем целесообразно написать сочинение по пройденному. Детям будет интересно прочитать такие произведения:

  • «Богатыри на Соколе-корабле».
  • «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
  • «Бой Добрыни с Дунаем».
  • «Бой Ильи Муромца с сыном».
  • «Бутман Колыбанович».
  • «Исцеление Ильи Муромца».
  • «Булат Еремеевич».
  • «Василий Буслаев».
  • «Вавила и скоморохи».
  • «Королевичи из Крякова».

Школьникам задают на дом прочитать былины. Для 4 класса короткие сказания могут быть про любого полюбившегося богатыря, например про Илью Муромца. Это произведение читается за 15 минут, а его пересказ выполняется за три.

«Исцеление Ильи Муромца»

В ней рассказывается о том, что до 33 лет Илья был прикован к постели. Как-то в дом, где он жил со своими родителями, постучали двое калек. Они сказали, чтобы Илья открыл ворота. Тот ответил, что не может этого сделать, так как не владеет своими руками и ногами. Калеки все равно сказали, чтобы он встал. Внял им Муромец, и случилось чудо: ноги стали его слушаться.

Пустил он калек в дом. Те поднесли ему чарку медвяного питья. Выпил он снадобье и почувствовал, как стал владеть большой силой.

Рассказали они, что ждут богатыря великие подвиги. Научили, как вырастить себе коня под стать. Когда дети будут изучать и другие былины для 4 класса, они заметят, что во всех приключениях рядом с Ильей его верный конь. Послушал он калек, добыл жеребенка, кормил—поил его, как нужно. Через 3 месяца животное превратилось в крепкого и смелого жеребца.

Летописи, былины, жития

4 класс подходит для изучения этих понятий. Именно так может называться тема урока по литературе, на котором школьники будут знакомиться с этими жанрами древнерусской литературы. Коротко о них можно рассказать так: «Повесть временных лет» – самая известная древнерусская летопись. Автор её – монах Нестор. Былинами называют жанр устного народного творчества. Это длинные рифмованные сказания, которые рассказывают о подвигах героев или важнейших событиях в жизни славян. Поэтому их делят на социальные и богатырские русские былины».

4 класс дает возможность ребятам узнать много нового, в том числе и то, что такое жития. А это биографии православных святых, где указаны наиболее значимые события их жизни.

fb.ru

Обобщение по теме "Летописи, былины, сказания, мифы". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Обобщение по литературному чтению по теме «Летописи, былины, сказания, мифы», по программе «Начальная школа ХХI век».

Урок-игра проводится с учениками 4 класса, длительность занятия 45 минут.

В уроке использована презентация учителя начальных классов Кляйн А. Э. МБОУ СОШ №64 [1], которую я переработал в соответствии с вышеуказанной программой, и добавила другие игровые задания. Учащиеся играют коллективно. Класс делится на две команды.

Задачи:

Обучающие:

  • Обобщить знания учащихся по разделу.
  • Формирование представлений у учащихся о древней литературе, воспитывать устойчивый интерес к чтению произведений устного народного творчества.
  • Организовать на уроке самостоятельную работу, учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
  • Учить сравнивать, обобщать, делать выводы.

Развивающие:

  • Создавать на уроке проблемные ситуации.
  • Использовать межпредметные связи.
  • Развивать устную речь учащихся, мыслительные операции, творческие способности.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к истории нашей Родине.
  • Способствовать воспитанию таких черт характера, как доброта, мужество, щедрость, скромность, великодушие, любовь к Родине.
  • Воспитывать эстетический вкус у учащихся.

Ход урока.

Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок – … (Кадр №1)… урок-игра.

Вступление. (Кадр№2)

Звучит песня «Песня юных читателей».

Автор этих строк С. В. Михалков. Вместе с композитором А. И. Островским в 1959 г. Они написали эту замечательную песню «Песня юных читателей».

- О чём эта песня?

- Почему мы любим читать книги?

Докажите своими знаниями что это так.

Повторение.

Внимание на экран. Прочитайте запись. (Кадр №3)

«Дом без книги – день без солнца».

- Как называется такое выражение? (пословица) (Кадр №4)

Объясните её смысл.

Пословица – жанр фольклора.

-Какие жанры фольклора вы знаете? (Кадр №5)

Тема

Мы сегодня вспомним те жанры фольклора, с которыми познакомились в этом учебном году.

- Какие это жанры? (Кадр №6)

Организация команд (название, выбор капитанов).

Разминка. Для проведения разминки загадываю загадки. За правильно отгадку – одно очко, или переход хода к другой команде.

Глазами не увидишь, Руками не возьмёшь, А без него в атаку не пойдёшь. (ура) (Кадр № 7)

Две головы, Шесть ног, Две руки, Один хвост. (всадник) (Кадр №8)

Начинаем игру «Своя игра». Правила игры: Зарабатываете столько очков, сколько выбираете. Не отгадали – переход хода. За подсказки очки снимаются. (Кадр № 9-22)

Конкурс «Люблю русский язык». Измените отрывок из былины, используя современный русский язык. Грамотность учитывается.

Приезжает он на широкий двор, Ставит коня да серед двора, Да идёт в палаты белокаменны. (Кадр № 23)

Приезжает он на широкий двор, Ставит коня посреди двора, Идёт в палаты белокаменные. (Кадр № 24)

Все за столом призамолкнули: Меньший хоронится за большего, Больший хоронится за меньшаго, А от меньшаго мал ответ живёт. (Кадр № 25)

Все за столом замолчали, Младший прячется за старшего, Старший прячется за младшего, А с младшего спрос маленький. (Кадр № 26)

«Блиц-турнир».

-Что означает слово «блиц»? (очень быстрый)

Правила: каждой команде по три вопроса без обсуждения. Одно очко за правильный ответ, ошиблись – переход хода. (Кадр № 27-28)

1 команда

-Кто вынес Ариона из моря? (дельфин)

-Что построил Дедал царю Миносу? (лабиринт)

-Кто оживил Мать Сыру Землю в славянском мифе? (Ярило)

2 команда

-На каком музыкальном инструменте играл Арион? (кифара)

-Чем Дедал скреплял перья, чтобы собрать крылья для полёта? (воском)

-«Потом Мать Сыра Земля породила человека». А что дал человеку Ярило? (ум)

Конкурс «Моё внимание». (Кадр № 29-30)

Учащимся раздать карточки двух похожих картинок. Надо найти 10 отличий. (проверка задания)

Подведение итогов.

Жюри подводит итог игры. Объявляют победителя.

Вы отвечали дружно, И в том сомнений нет. Сегодня была дружба Владычицей побед.

Благодарю всех игроков за стремление к победе, за знания по литературе, за активность и дружелюбие, честность и понимание друг друга. (Кадр № 31)

Литература:

  1. Презентация «Летописи, былины, сказания, жития» к обобщающему уроку-игре по мотивам телепередачи «Своя игра», 4 класс - http://www.bankportfolio.ru/load/razrabotki_urokov/literaturnoe_chtenie/letopisi_byliny_skazanija_zhitija_4kl/68-1-0-200
  2. Литературное чтение, учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений, в 2 частях. Авт. сост. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М., Вентана-Граф, 2012 год
  3. Былины. Состав. Ю.Г. Круглов. М., Просвещение, 1993 год
  4. Энциклопедия для детей «Русская литература». М., Аванта+, 1998 год
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок литературного чтения по теме "Былины и былинные богатыри". 4-й класс

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап. Актуализация знаний (1 мин.) Что здесь написано?  Правильно, на доске написано «Русские богатыри». (Презентация)

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. (2 и 3 сл.)

– Да, ребята, каждый год 23 февраля  мы отмечаем праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы продолжаем говорить  о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

  Дети читают  название на доске и внимательно слушают стихотворение.
2. Мотивация (5 мин.) – Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением? Кустышева Соня:

Могуч, как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей!

Вопросы:

1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами? 2. Что такое Былина? (3 слайд) 3. Кто слагал Былины о богатырях? 4. Как сказитель рассказывал Былину? Сказитель так и говорил: (4  и 5 слайд)

Расскажу я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские!

5. А как мы должны читать былину? Оцените свою работу.

– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг. – Былина произошла от слова быль, было. – Сказитель. – Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Медленно и напевно, делать остановки на знаках  препинания.
  – В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Вот так слагалась былина.

В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. (6 слайд) Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.
3. Создание проблемы (1 мин.) Исследование — один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель вуза и учитель — человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач нашего урока — учиться исследовательской деятельности. Другая задача — ведь это было так давно, а каким образом персонажи русских былин с нами по сей день? Варианты ответов.
4. Определение темы исследования, выдвижение гипотезы (3 мин.) Такие черты характера, как мужество, честность, мудрость, благородство, смелость мужество,  ум  делают героев русских былин современными нам.  
5. Физминутка вхождение  в образ

Дружно встали – раз,  два, три. (7 слайд) Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо и ещё Через плечо. За порядком посмотрели И учиться дальше сели. Оцените свою работу.

Дежурный в костюме богатыря.
6. Анализ предварительного исследования (15 мин.) В ходе подготовки к уроку вы провели опрос по следующим вопросам:
  • Какие былины вы знаете?
  • О чем нам говорят  былины?
  • Кто такие богатыри?
  • Каких богатырей вы знаете?
  • Кому служили богатыри: князю или народу русскому?
  • Во имя кого или чего совершаются подвиги богатырями?
  • Что привлекает в богатырях, почему былинные богатыри – национальные герои?

Оцените свою работу и работу каждой дружины.

Выступления групп по проведенному исследованию. В форме презентации и или плакат с полученными данными. Кого опрашивали, где и сколько человек, какого возраста.
7. Исследования на уроке (15 мин.) Ученикам предлагается прочитать отрывок из былины «Илья Муромец и Калин-царь».  (Приложение 2) Круговые вопросы, для развития организованности, смекалки и проверки знаний, качества   необходимые    богатырям… Вопросы расположены по кабинету в разных местах (по 3 вопроса каждой группе, 4  вопрос придумывает сама дружина). (9 слайд)

Оцените свою работу.

Круговые ответы на вопросы.
  • Откуда сказители былин знали о далеких землях?
  • Найдите доказательство, что Илья Муромец смелый, храбрый, мужественный богатырь?
  • Чем подкупал богатыря Калин-царь?
  • От чего к нему шала сила и крепость?
  • На кого из богатырей вы бы хотели быть похожими и почему? Есть ли такие, которые  не понравились?
  • Кому из былинных героев вы бы поставили памятник?
  • За что Илья мстил врагам?
  • Какими из качеств богатырей обладают мальчики нашего класса?
  • Почетно ли наше время быть богатырем?
  • Не просто физически сильным, но и сильным духом, направлять силу на добро, защиту справедливости?
  • А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в ВОВ? Почему?
  • Что вы почерпнули из былин для себя?
(10 слайд) Да,  еще великий русский полководец Александр Васильевич Суворов назвал своих солдат исключительно «чудо – богатыри». С этими чудо – богатырями он одерживал множество побед и ни разу не проиграл!  И  годы ВОВ были такие чудо – богатыри. Например: старший лейтенант Константин Липилин в ночь с 29 на 30 августа в бою у села Безыменовка с моря высадился  с морским десантом. Короткой очередью уничтожил немецкий пулеметный расчет. Мгновенно вступил в рукопашный бой. Липилин обладал поистине   богатырской силой: 4 удара прикладом пулемета и 4 мертвых тела немецких офицеров. Остальные бросились врассыпную, но кого-то настигла пулеметная очередь, кого-то граната, метко брошенная Липиным.  В этом бою он уничтожил 50 фашистов,  два пулемета, захватил двух пленных, забросал гранатами и поджег шесть автомашин с грузом. Такая же истории повторилась с 7 на 8 сентября: 150 солдат и офицеров, 3 пулемета, один миномет, 10 повозок и три автомашины.  
8. Подведение итогов полученных данных и выводы по полученным данным (2 мин.) Обратившись к текстам былин и опросу,  мы видим, что этот жанр описывает подвиги богатырей. Герои  в них идеальны. Каждый из них имеет свой характер, свои индивидуальные черты. Русские богатыри служат «всему государству». Сравнив результаты исследования и результаты работы с текстами,  увидели повторяющиеся черты: ум, мужество, силу, благородство. (11, 12, 13  слайды)
  • Среди черт характера, предпочитаемых современным человеком  выделяются такие:   сила, смелость, отвага, храбрость, справедливость, щедрость, честность, мужество.  
  • Герои былин – это идеал человека прошлого и им свойственны и сила, и мужество, и честность, и ум, и благородство.
  • Характер человека современного и характер персонажа былин во многом схожи, и поэтому былины нам интересны не только с  исторической точки зрения.
9. Составление пословиц (3 мин.) – Какие пословицы о смелости и отваге русских героев, вы сможете составить и  как вы их понимайте. Проверить по слайду. ( 14, 15 слайды)

 

 

 

 

 

 

 

Оцените свою работу.

Предложены пословицы разбитые на две группы 1  и 2 часть. Составить как можно больше.
  • Смелость силе воевода.
  • Кто смел, тот на коня сел.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • На Руси не все караси, есть и ерши.
  • Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
  • Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
  • Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
  • В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.
10. Итоги урока и оценивание работы за весь урок. Оцените свою работу и поставьте итоговый результат.  

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Из старины далекой. Читаем былины. Сказки народов России о богатырях (внеклассное чтение)

Автор конспекта:Автор(ы): — Посохова Елена Александровна

Место работы, должность: — МОУ «ЦППРиК», учитель начальных классов

Регион: — Республика Коми

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: — Закрепление умения работать с художественной литературой, умения ориентироваться в книге.Развитие навыка осознанного и правильного чтения.Воспитание чувства патриотизма, уважения к народам России, народу коми.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 4

Используемое оборудование: —

  • Книги «Про Перу-богатыря», «Пера-богатырь», А.Н.Толстой «Курган».
  • Иллюстрации к сказкам народа коми.
  • Картина В.Васнецова "Богатыри".
  • Краткое описание: — урок внеклассного чтения для 4 класса о былинах, богатырях

    Ход урока:

    I. Прослеживание связи с предыдущим уроком.

    На прошлом уроке мы говорили о богатырях Руси-матушки. Давайте вспомним, кто такие богатыри, кого в древней Руси называли богатырями? Почему народ их уважал, составлял о них сказы, легенды, былины?

    Слово ""богатырь"" в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других славянских языках это слово не известно, кроме польского, в котором оно является заимствованием из русского. В летописи (Ипатьевской) слово ""богатырь"" встречается впервые в рассказе о татарских воеводах под 1240, 1243 и 1263 годами. Для обозначения того понятия, которое теперь обозначается словом ""богатырь"", в древнерусском языке употреблялось слово ""хоробр"" или, с церковно-славянской окраской, ""храбр"". По некоторым памятникам можно проследить, как постепенно слово ""богатырь"" вытесняет слово ""храбр"".

    Каких русских богатырей вы знаете?

    (Иллюстрация картины В.Васнецова «Богатыри»)

    Какие подвиги совершили они для русского народа?

    II. Оказывается, ребята, богатыри были не только у русского народа, но и у всех народов. Каждый народ стремится гордиться своими людьми прославляет их. Какие богатыри, например, есть у башкирского народа?

    Мы живем в республике Коми. И у коми-народа тоже есть свои богатыри (Пера-богатырь)

    Давайте познакомимся с темой нашего урока:

    Из старины далекой.

    Читаем былины.

    Сказки народов России о богатырях.

    А что такое БЫЛИНА?

    (Развитие речи)

    Былины— русские народные эпические песни о подвигах богатырей . Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины— «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

    (Обратиться к выставке книг по внеклассному чтению)

    Целеполагание: А зачем нам знать русских богатырей, богатырей коми-земли? Сегодня на уроке, ребята, вы самостоятельно поработаете с книгами, узнаете много нового и выучите несколько слов из языка народа коми…

    III. Словарная работа:

    Парма — тайга

    Шонды – Солнце, свет

    Зарань – заря

    Костер-нодью – сложен особенным способом, горит долго

    Помочане – наемные работники

    Висел-Лешак – леший

    Шаньги – пироги

    Совик – одежда из звериных шкур

    Чурка – бревно

    IV. Многие былины, мифы, легенды объясняют явления природы, жизненные события. Вы уже знаете, что у коми-народа – Пера-богатырь. А хотите узнать, откуда он взялся? И почему зима сменяет лето? Послушайте одну старую коми-легенду:

    Легенда о появлении Перы-богатыря и смене зимы и лета

    Некогда зимы не было вообще, а Шонды-Солнце никуда не уходило из Пармы (тайги). В Парме было много всяких зверей и птиц, но еще не было людей. Наконец, Парма родила юношу, которого назвали Перой . Пера сделал себе лук и стрелы и стал хозяином и земли, и леса. Однажды, спустившись к реке, он увидел радугу, которая пила из нее воду. За разрешение напиться Пера попросил поднять его за облака. Поднявшись наверх, Пера увидел "твердь господню" и множество огней, а посередине самый большой огонь — Шонды. Пера решил взять немного этого огня и спустить его на Землю, но, приблизившись к Шонды, был отброшен от него грянувшим громом и сверкающей молнией. После этого Пера оказался на облаках в золотых санях, запряженных серебряным конем, рядом с красивой девушкой. Эта была дочь Шонды по имени Зарань, она вставала утром раньше Ш., а вечером ложилась спать позднее его и следила, чтобы Шонды-огонь никого не сжёг. Пера и Зарань полюбили друг-друга и спустились жить на Землю. Увидев это, Шонды рассердилось и ушло далеко от этих мест. На земле стало темно и холодно, замерзли реки и озера, все занесло снегом. Перу и Зарань укрыла Мать-Парма. Шонды не было семь лет. За это время у Перы и Зарань появилось семь сыновей и семь дочерей. Наконец, Шонды вернулось. Стало тепло, появилась зелень, в небе снова засияла радуга. Шонды предложило Зарань вернуться, угрожая в противном случае сжечь все на земле. Началась страшная жара, высыхали реки, трескалась земля. Чтобы спасти своих детей, Зарань поднялась за облака, но Шонды продолжало жечь. Тогда Пера со всеми своими сыновьями поднялся на высокую гору, он и семь его сыновей натянули могучие луки и выстрелили в Шонды. От Шонды оторвался и рассыпался большой кусок, а в Парме зажглось множество огней. Шонды-огонь и сейчас убегает из этих мест, потому и бывает зима каждый год, но уйти совсем Шонды уже не может, потому что его большой кусок греет землю.

    (Иллюстрации)

    V. Работа по книге «Яг-Морт. Сказки»

    · Автор

    · Название книги

    · Год издания

    · Издательство

    · Город издания

    · Содержание или оглавление

    · Возраст читателей

    VI. Самостоятельная работа с книгой.

    VII. Работа над пониманием прочитанного.

    Кроссворд «Богатыри»

    Б

    Я Г М О Р Т

    Г З

    П А Р М А

    Т Р

    Ш О Н Д Ы А

    О Р Н

    Д И Ь

    Ь

    Ю

    1. Злой лесной человек

    2. Тайга

    3. Солнце

    4. Негаснущий костер

    5. Заря

    VIII. Итог урока. Домашнее задание. Оценивание.

    Файлы: Документ Microsoft Office Word.docx Размер файла: 17081 байт.

    eorhelp.ru

    Былины 4 класс презентация

    Презентация на тему: Былины

    Скачать эту презентацию

    Скачать эту презентацию

    № слайда 1 Описание слайда:

    БЫЛИНЫ

    № слайда 2 Описание слайда:

    БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом).

    № слайда 3 Описание слайда:

    Богатыри – главные герои былин

    № слайда 4 Описание слайда:

    Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы.

    № слайда 5 Описание слайда:

    Ученые классифицируют богатырей на старших и младших Старшие богатыри: Святогор, Вольга Святославич, Самсон, Сухан, Полкан, Колыван Иванович, Дон Иванович, Дунай Иванович и др. Младшие богатыри: Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.

    № слайда 6 Описание слайда:

    «Старшие» являлись олицетворением стихийных сил.«Младшие» богатыри – обыкновенные смертные, в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре или Колыване, как его еще прозывают

    № слайда 7 Описание слайда:

    Был тот Святогор- богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал.

    № слайда 8 Описание слайда:

    Хорош был Святогор, да не нужен ему был никто. Не защищал он Земли Русской от захватчиков-степняков, только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, без правды силен, я могуч, я велик, я богат и счастлив!»

    № слайда 9 Описание слайда:

    ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных

    № слайда 10 Описание слайда:

    Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. Некоторые исследователи придают Вольге мифическое значение: по их мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное.

    № слайда 11 Описание слайда:

    Добрыня Никитич Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну

    № слайда 12 Описание слайда: № слайда 13 Описание слайда:

    Алеша Попович

    № слайда 14 Описание слайда:

    На пиру у князя Владимира Алеша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию, а народ русский - от тягот- податей неимоверных

    № слайда 15 Описание слайда:

    Илья Муромец Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев .

    № слайда 16 Описание слайда:

    «Илья Муромец» Реконструкция по методу Герасимова

    № слайда 17 Описание слайда:

    В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он — герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами.  «Я иду служить за веру христианскую  И за землю российскую,  Да и за стольние Киев-град,  За вдов, за сирот, за бедных людей».

    № слайда 18 Описание слайда:

    Микула Селянинович В былинах Микулу Селяниновича, труд его, русский народ настолько возвысил, что никто не мог сравниться с ним по силе и могуществу

    № слайда 19 Описание слайда:

    «Удивился Вольга, поклонился пахарю: — Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища... Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился. Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу: — Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст. Послал Вольга трёх дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять».

    № слайда 20 Описание слайда:

    Среди героев Древней Руси, наравне с богатырями, безусловно, нужно называть калик перехожих. Древних русских паломников, которые были не только постоянными действующими лицами, но и создали свой репертуар духовных стихов и особых каличьих былин.

    № слайда 21 Описание слайда:

    КАЛИКИ (калеки перехожие) старинное название для странников-слепцов, поющих духовные стихи. В Древней Руси слово “калика” или “калека” обозначало не искалеченного человека, а человека, много странствовавшего и побывавшего во святых местах.

    № слайда 22 Описание слайда:

    Былины говорят о любви к Родине, о доблести и беззаветной храбрости, о бескорыстии и верности долгу. Подвиги богатырей всегда служат освобождению, защите родной земли, своего края. Богатырь восстанавливает справедливость, поражая зло, которое, казалось, победило. Герои Руси, как реальные, так и вымышленные, как известные, так и безымянные, много сделали для защиты своей Родины, и поэтому мы навсегда запомним их имена. Рассказали мы про дела старые, Что про старые, про бывалые, Чтобы море синее успокоилось, Чтобы добрые люди послушались, Чтобы молодцы призадумались, Что века не меркнет слава русская!

    ppt4web.ru

    Урок литературного чтения в 4-м классе "Былины. Ильины три поездочки" - ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов

    Цели урока:-  Продолжить знакомство с былинами об Илье Муромце.- Формировать умение отличать былину от других жанров литературы, развивать навыки выразительного чтения, пополнение словарного запаса.- Учить детей подбирать материал для характеристики героя, давать характеристику литературному герою.- Формирование нравственной ценности «здоровье».

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задание для учащихся на листочках, музыкальный отрывок из сюиты А.П.Бородина «Богатырская застава», песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво».

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    На экране – гусляр. Слышны гусли. -Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

    2. Проверка домашнего задания. (Найти пословицы, поговорки, загадки о богатырях, дочитать былину) На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская».- Что записано на доске?- Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете?- Приведите пример загадки .- Послушайте мою загадку:Ладно скроен,Крепко сшит,За землю русскую стоит. (Богатырь)

    - Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)

    -  Так, значит, о ком у нас пойдёт речь?

    Высока ли высота поднебесная,Глубока ли глубина океан - моря,Быстры – светлы реки русские.А и сильные, могучие,Богатыри на славной Руси.

    (читает ученик)

    Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь».

    Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.Дети читают статью: Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины. 2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек. -Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное) - Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу. Силач,  воин, защитник, витязь- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом  необыкновенным умом, смекалкой.  - Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?- А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?

    Докажите, опираясь на то, о чём мы говорили на прошлом уроке.

    - В  каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?- Что такое былина? С каким жанром русского народного творчества она тесно связана?А что ещё роднит былину со сказкой? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифма,  постоянные эпитеты, гиперболы, архаизмы) Докажите примерами из текста.- Что такое гиперболы, эпитеты?Нам с вами встретились архаизмы. Что это такое?Проверим, хорошо ли вы запомнили значение этих слов.

    Объясните значение слов и выражений: Булатная броня (булат – старинная узорчатая сталь – стальная и узорчатая), палица (тяжёлая дубинка с утолщенным концом), росстань (перекресток двух или нескольких дорог, распутье) Сулят сулу, посулы (обещания), сажень (2,134 метра – 3 аршина) Голи, голытьба (оборванцы, бедняки, нищие), амбар (сараи для хранения съестных припасов, урожая). Облатынивать(обращать в католическую веру), башлыки (теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами.. Смета (несметное, несчитанное богатство), заподваливать (запирать в подвал), речи елейные (елей – оливковое масло для церковных обрядов, в переносном значение что ласково-успокаивающие). Гнездовину разнес (разбил тайное укромное пристанище), не простафильтесь (не поддавайтесь на обман), латынщина (западные завоеватели).

    С каким ещё литературным жанром имеет сходство былина? (со стихотворением: ритм, рифма, гиперболы, эпитеты)Соотнесите цитаты из былины с названием литературного приема. Физкультминутка (под С. Намин  «Эх, да надо бы жить красиво»)

    Дружно встали – раз, два, три –Мы теперь богатыри.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо,Оглядимся величаво.И налево надо тожеПоглядеть из-под ладошек,И направо, и ещё через левое плечо.Буквой Л расставим ноги,Точно в танце – руки в боки,Наклонились влево, вправоПолучается на славу!

    3. Работа с текстом. 1.-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. ( Выразительное чтение эпизодов из былины.  Характеристика героя. (памятка для работы )

    План рассказа о герое1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился...)2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.5. Как автор относится к своему герою.

    Зачитывают отрывок и называют черту характера, о которой говорится в нем.- Почему в описании разбойников употребляются слова с  суффиксами –еньк, -оньк, ичек, -ечек?- Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам?- Для чего это сделано?- Как описан Илья в схватке с разбойниками?- Найдите гиперболы – преувеличения.- Для чего нужен этот прием?- Какие черты Ильи Муромца подчеркнуты с помощью гипербол?

    3. Рассмотрите картину «Витязь на распутье» Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине.

    - Почему он вернулся к камню и переписал надпись на нем?

    4. Итог  урокаДавайте обобщим все, что мы узнали об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.На экране слова, характеризующие человеческие качества. У вас такие же на листочках на партах.  Выберите те из них, которые имеют отношение к богатырю. Объясните свой выбор. - Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека)

     Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.

    - Какова главная идея былины?

    - Что такое былина?

    - Каких былинных героев знаете?

    - Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)

    - Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)

    5. Домашнее задание по выбору.  - Перечитать и проиллюстрировать  понравившийся отрывок. Подготовить выразительное чтение отрывка.- Написать сочинение по картине Васнецова.- Составить письменную характеристику былинного героя.

    Рассказали мы про дела старые, Что про старые, про бывалые,Чтобы море синее успокоилось,Чтобы добрые люди послушались,Чтобы молодцы призадумались,Что века не меркнет слава русская!А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

    xn----ftbbunegin2a4g.xn--p1ai