11.Конструирование как вид деятельности в дошкольном возрасте. Для дошкольников конструирование
11.Конструирование как вид деятельности в дошкольном возрасте.
Конструирование означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности, что важно для подготовки детей к обучению в школе.
Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Конструирование из бумаги, является наиболее сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Своеобразие конструирования из бумаги состоит в том, что из плоского листа создаются объемные предметы.
Конструирование из бросового материала. Готовые формы — коробки, катушки, шпульки, пробки и др.
Конструирование из природного материала. Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная с младшей группы.
Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, В художественном конструировании, дети, создавая образы, не только отображают их структуру, а выражают свое отношение к ним.
Способы конструирования из бумаги: относится к художественной деятельности.
Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание.
Конструирование на основе конуса, цилиндра (бумажная скульптура) дает возможность создавать сложные, объемные игрушки.
Формы организации обучения дошкольников конструированию.
Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
Конструирование по модели (А. Н. Миренова и А.Р. Лурия) детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С.Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской. Обучение детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.
Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; они сами решают, что и как будут конструировать.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.
Важно создать условия для сохранения детских конструкций.
Однако, когда интерес детей к тому или другому сооружению угаснет, необходимо вместе с детьми аккуратно его разобрать.
11.Конструирование как вид деятельности в дошкольном возрасте.
Конструирование означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности, что важно для подготовки детей к обучению в школе.
Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Конструирование из бросового материала. Готовые формы — коробки, катушки, шпульки, пробки и др.
Конструирование из природного материала. Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная с младшей группы.
Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, В художественном конструировании, дети, создавая образы, не только отображают их структуру, а выражают свое отношение к ним.
Способы конструирования из бумаги: относится к художественной деятельности.
Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание.
Конструирование на основе конуса, цилиндра (бумажная скульптура) дает возможность создавать сложные, объемные игрушки.
Формы организации обучения дошкольников конструированию.
Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
Конструирование по модели (А. Н. Миренова и А.Р. Лурия) детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С.Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской. Обучение детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.
Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; они сами решают, что и как будут конструировать.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.
Важно создать условия для сохранения детских конструкций.
Однако, когда интерес детей к тому или другому сооружению угаснет, необходимо вместе с детьми аккуратно его разобрать.
studfiles.net
Конструирование в развитии личности дошкольника
Воспитатель, МБДОУ ПГО "Детский сад №54", Свердловская область, г. Полевской
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Конструирование нацелено не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Принципы построения НОД
Сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цель: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений.
Задачи: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Методы: Наглядный, информационно-рецептивный, репродуктивный, практический, словесный, проблемный, игровой, частично-поисковый.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
Основные формы организации обучения дошкольников конструированию и робототехнике:
Конструирование по образцу
Конструирование по модели
Конструирование по заданным условиям
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Конструирование по теме
Конструирование по замыслу
Ожидаемый результат:
- У детей появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
- о деталях конструктора и способах их соединений;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
- о связи между формой конструкции, и ее функциями.
Работа с родителями.
Любознательность, творческая активность, доброта и отзывчивость, пожалуй, самые главные, самые значимые и самые желанные для родителей личностные качества детей. Поэтому, главной задачей в работе с семьями дошкольников является просвещение родителей с целью расширения представлений о творческой деятельности, о развитии в ребёнке творческого начала.
Форма представления результатов
- Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
- Выставки, конкурсы, клубные часы, соревнования, фестивали.
Вывод:
Конструирование во ФГОС - вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а так же умений наблюдать и экспериментировать.
В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профессионально - ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию
у детей 5-6 лет.
Уровень развития ребенка |
Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме |
Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий |
Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга. |
Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой. |
Средний |
Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. |
Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. |
Низкий |
Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. |
Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. |
Динамика развития познавательных интересов, практико-познавательного и экспериментально-поискового поведения в конструктивной деятельности
Показатели |
Результаты диагностики (%) Конструктивная деятельность из строительного материала как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника |
|||||
учебный год 2014 -2015 (II младшая группа) |
учебный год 2015-2016 (средняя группа) |
учебный год 2016-2017 (старшая группа) |
||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Самый высокий уровень (творческий) |
14% |
33% |
34% |
38% |
40% |
63% |
Высокий уровень (самостоятельности) |
30% |
45% |
45% |
44% |
40% |
31% |
Средний уровень (выполнение под руководством) |
38% |
10% |
12% |
9% |
12% |
6% |
Низкий уровень (уровень узнавания) |
18% |
12% |
9% |
9% |
8% |
нет |
Схема диапазона возможностей использования конструктивно-игровой деятельности
Сюжетно-ролевые игры |
Персонажи для театрализации |
Использование свободной конструктивно-игровой деятельности в диагностических целях |
Дидактические игры и упражнения |
Диагностика индивидуальных особенностей ребёнка в процессе конструктивно-игровой деятельности |
Диагностика межличностных отношений в коллективе |
Диагностика межличностных отношений в семье |
|
kssovushka.ru