Занятия в детском саду в старшей группе: программа. Занятие в доу по фгос старшая группа


Занятия в детском саду в старшей группе: программа

Всегда остро стоял и стоит такой вопрос, как подготовка дошкольников к школе. Многие воспитатели и родители предпочитают просто-напросто «натаскивать» детей по программе, предназначенной для обучения в 1 классе. Кажется, что, научив ребёнка читать, считать и писать, можно значительно облегчить ему школьную жизнь. Но это совсем не так. Такой вариант совершенно неэффективен.

Вред от «натаскивания» дошкольника по школьной программе

Да, первое время малышу будет очень просто учиться, ведь то, что проходят сверстники, он уже знает. Поэтому у него будет постепенно пропадать интерес к занятиям. А после того как запас полученных в дошкольном возрасте знаний иссякнет, он просто-напросто будет отставать от одноклассников.

Этот обратный эффект объясняется тем, что в начальной школе нужны не приобретённые заранее знания, а сформированные навыки к учебной деятельности. Сразу же встаёт вопрос о том, достаточно ли для подготовки к школе только последнего года дошкольного детства.

Для того чтобы просто «натаскать» ребёнка, этого времени может оказаться достаточно, а вот чтобы качественно подготовить к обучению, требуется начинать занятия в детском саду в старшей группе. Причём обучение детей должно проходить в форме игры, а не пародировать школьные уроки.

Какую цель преследуют занятия с дошкольниками?

Раз решение вопроса по качественной подготовке дошкольников к учёбе в 1 классе взял на себя детский сад, занятия старшая группа теперь проходит такие же, как и подготовительная, чтобы у детей успели сформироваться необходимые навыки, усидчивость, умение логически мыслить.

Задачей педагога при этом становится передача детям не только необходимых знаний, но и навыков, и умений. Это даёт возможность сформировать у ребёнка любознательность, способность к совместной деятельности, самостоятельность, а также обогащает духовную и физическую культуру.

Всеми педагогами дошкольных учреждений в обязательном порядке должны готовиться конспекты занятий в детском саду. ДОУ, которое начинает работать по системе ФОГС, основным требованием к обучению выставляет присутствие в любых из них различных игровых элементов. Через такую форму детьми намного лучше постигаются необходимые знания и умения.

В чём заключаются особенности и структура занятий в старшей группе?

Занятиям в детском саду отводится основное место. Обучение у старших дошкольников осуществляется по большей части в форме работы в подгруппах. Сюда включены занятия из познавательного цикла: подготовка к освоению грамоты, математика, ознакомление с окружающим миром, развитие музыкально-ритмических способностей и художественно-продуктивной деятельности.

Особенностями их является как проведение всего занятия в форме игры, так и включение в его структуру различных игровых элементов. Этим облегчается не только получение ребёнком необходимых знаний, но и их закрепление. Через игру проще бывает и научиться применять их на практике, так как подобная деятельность является основной для детей этого возраста.

Структуру занятия в детском саду в старшей группе обуславливает его программное содержание. Оно обычно состоит из нескольких частей (от одной до пяти). Количество зависит от возраста детей и характера ставящихся перед ними задач.

Каждая часть занятия является его структурной единицей и включает в себя различные методы и приёмы, а также дидактические средства, которые направлены на реализацию определённой задачи.

Какие математические знания нужны старшим дошкольникам?

Программа старшей группы детского сада предусматривает значительное расширение и обобщение самых элементарных математических представлений, а также счёта. Дети этого возраста должны научиться считать до 10 и воспринимать различные предметы, причём не только зрительно, но и на ощупь или по звукам.

В возрасте 5 лет можно начинать формировать понятие о том, что любой предмет делится на несколько одинаковых или разных по размеру частей, и можно сравнить их. Кроме того, дети убеждаются, что множества, которые содержат одинаковое число входящих в него элементов, соответствуют одному натуральному числу (у звёздочки 5 концов, 5 яблок, 5 зайчиков и др.).

Какие знания приобретаются дошкольниками на математических занятиях?

Занятие математики в старшей группе детского сада учит детей правильно различать такие геометрические фигуры, которые близки по форме, например, квадрат и прямоугольник, а также анализировать предметы и описывать их форму, оценивать размеры по трём показателям: длине, ширине и высоте.

Закрепляется у старших дошкольников и умение определять словами то, как предметы расположены относительно друг дружки (справа, слева, впереди), свободно ориентироваться в пространстве (стою около шкафчика, перед столом, за стулом), изменять направление своего движения (направо, налево) и запоминать названия дней недели, а также их последовательность.

Организация работы дошкольников на занятиях познавательного цикла

Работа начинается с повторения того, что пройдено в средней группе, выявляется уровень математических представлений. Для этого отводится примерно 5 занятий, на которых закрепляется всё то, что дети узнали раньше, - представления о форме, количестве и величинах, счёте в пределах 10.

Продолжительность занятий в старшей группе практически не изменяется, однако увеличиваются объём передаваемых знаний и темп работы. Но деятельность детей облегчает то, что проводится она в форме игры, чем очень привлекательна для ребёнка.

Программа дошкольного образования предусматривает то, что старшая группа ДОУ занятия всегда начинает с повторения, которое даёт возможность ввести в систему усвоенных раньше знаний новые. Проводится оно в форме игровых упражнений, чем стимулирует интерес ребёнка. С них же начинаются и закрепляющие занятия.

Игровые упражнения в структуре занятия. В чём их смысл?

Можно предложить детям такое упражнение, как «Найдите ошибку Незнайки». Оно позволит не только создать подходящий настрой, но и будет стимулировать проявление сообразительности и смекалки, позволит сосредоточить внимание и активизировать мышление.

Такие упражнения хорошо стимулируют смекалку и развивают логическое мышление. Также широкое применение нашли комбинированные упражнения, которые позволяют решать одновременно 2 или 3 задачи. Причём работа в это время может идти над материалом, который содержится в разных разделах программы.

Польза, которую приносит детям занятие ритмикой

Помимо занятий по подготовке к обучению грамоте, чтению и первоначальным математическим понятиям программой дошкольных учреждений предусмотрено развитие музыкально-ритмических способностей у детей. Для этого в неё многие ДОУ включили занятия ритмикой.

Как показывает опыт, такие занятия в детском саду в старшей группе не только приносят радость ребёнку и забавляют его, но и имеют множество других положительных факторов. Среди них выделяют следующие:

  • Они прививают любовь к танцам и музыке и воспитывают музыкальный вкус.
  • Застенчивые дети благодаря им могут раскрепоститься, а активные получают хорошую физическую разрядку.
  • Все детишки начинают разделять такие понятия, как стиль музыки, её ритм и темп.
  • Значительно улучшается как физическая форма ребёнка, так и координация движений.
  • У детишек появляется возможность научиться реагировать на любую ситуацию адекватно, контролировать своё душевное состояние и правильно выражать эмоции.

Всё это привело к тому, что занятиям ритмикой в дошкольной системе воспитания стали уделять большое внимание.

Так как мамам и папам всегда хочется знать, чем их чадо занимается в садике и чему там учится, особенно если в программе учреждения имеются занятия, не входящие в обязательную дошкольную программу, открытое занятие по ритмике в старшей группе детский сад чаще всего стремится проводить одновременно с родительским собранием.

Это делается для того, чтобы была возможность продемонстрировать родителям навыки и умения, полученные их детьми, а также стиль проведения уроков.

Инструкция для воспитателя по проведению занятий

Для того чтобы занятия в группе старших дошкольников были результативными и интересными для детей, педагогу следует соблюдать некоторые правила.

  • Занятия в детском саду в старшей группе предусматривают преподнесение нового, достаточно сложного материала в форме игры. Это хорошо развивает зрительную память и образное мышление. Кроме того, присутствующий в них соревновательный элемент подстёгивает ребятишек к лучшему усвоению знаний.
  • Стоит достаточное время отводить повторению. Но необязательно делать это во время занятия, можно провести несколько повторяющих занятий в начале месяца.
  • Чтобы не потерять внимание детей, нужно следить за сменой их деятельности. Различные виды упражнений, игры, песни, загадки и танцы должны перемежаться между собой.

И помните, что взрослые должны общаться с малышами только по-дружески. Ни в коем случае нельзя использовать на занятиях приказной тон, а тем более ругать ребёнка.

fb.ru

Конспекты занятий в старшей группе

1. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"

2. Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки "Р", "Л"

3. Конспект комплексного занятия в старшей группе "Теремок"

4. Конспект занятия-развлечения в старшей группе "Знатоки дорожных правил"

5. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Придумывание сказки на тему "Приключения зайца"

6. Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

7. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Продукты"

8. Конспект итогового занятия в старшей группе "Полет в космос"

9. Конспект занятия-развлечения в старшей группе "Уроки Мойдодыра"

10. Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Наши добрые сказки"

11. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домик для зайчика"

12. Конспект комплексного занятия в старшей группе "Угощение для Карлсона"

13. Конспект комплексного занятия в старшей группе "Ярмарка"

14. Конспект комплексного занятия в старшей группе "Иллюстрация к стихотворению С. Есенина"

15. Конспект комплексного занятия в старшей группе "Автомобили для зверей"

16. Конспект комплексного занятия в старшей группе "Змей Горыныч"

17. Конспект комплексного занятия в старшей группе "Змей Горыныч в гостях у детей"

18. Конспект комплексного занятия в старшей группе "Письмо Снегурочке"

19. Конспект комплексного занятия в старшей группе "Елкино платье"

20. Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Волшебный мир звуков» (звуки «г», «к»)

21. Конспект занятия по математике в старшей группе "Дорога к Изумрудному городу"

22. Конспект занятия по развитию математических способностей в старшей группе "Вкусная математика"

23. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе "Аппликация. Сирень"

24. Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Портрет нашей группы"

25. Конспект занятия по ознакомлению с ПДД в старшей группе "Путешествие в страну дорожных знаков"

26. Конспект занятия по математике в старшей группе "Стрекоза и Муравей"

27. Конспект занятия в старшей группе "Права ребенка"

28. Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Моя семья"

29. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Улицы родного города"

30. Конспект комплексного занятия в старшей группе "Здравствуй, Весна!"

31. Конспект комплексного занятия в старшей группе "В мире комнатных растений"

32. Конспект комплексного занятия в старшей группе "Полезные витамины"

33. Конспект открытого занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни в старшей группе (для детей с тяжелым нарушением речи) "Путешествие в страну "Здоровей-ка"

34. Конспект занятия по математике в старшей группе "Поможем мышатам"

35. Конспект занятия по рисованию (для детей 4-5 лет) "Роспись птички дымковским узором"

36. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие Манной Каши"

37. Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования в старшей группе "Зимние узоры"

38. Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, ручному труду и развитию речи в старшей группе "Зернышко-невеличка"

39. Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Божьи коровки"

40. Конспект комплексного занятия в старшей группе "Люблю березку русскую"

41. Конспект занятия по конструированию в старшей группе "Построим городок малышам"

42. Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в страну "Игромакс"

43. Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Я здоровье берегу - сам себе я помогу"

44. Конспект занятия по ручному труду в старшей группе "Волшебная птица"

45. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (старшая группа) "Покормите птиц зимой"

46. Конспект НОД в старшей группе "Морозные узоры"

47. Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в царство диких животных"

48. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Кашу маслом не испортишь"

49. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Грибок – Теремок"

50. План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы (с нарушением зрения) "Полет в Космос"

51. План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Вода вокруг нас"

52. Конспект прогулки в старшей группе с использованием спортивного оборудования – санок

53. Конспект занятия по математике в старшей группе с использованием ИКТ "Страна знаний и умений"

54. Конспект занятия по ИЗО-деятельности в старшей группе "Тюльпан – эмблема Универсиады 2013"

55. Конспект интегрированного занятия по знакомству с окружающим миром в старшей группе "Поможем Золотой рыбке"

56. Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Путешествие с инопланетянином"

57. Конспект познавательного занятия в старшей группе "Приморский край - моя малая Родина"

58. Конспект комплексного занятия в старшей группе "На лесной полянке"

59. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе "Ангел" (аппликация)

60. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в старшей группе "Волшебница вода"

61. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы "Путешествие в страну Зеркал"

62. Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Бар матур бакча"

63. Конспект развлечения по ПДД в старшей группе "Мы - пешеходы"

64. Конспект занятия по знакомству детей с русским народным творчеством через народные игры в старшей группе "Капуста. Ручеек. Пчелы"

65. Конспект досуга по правилам дорогого движения для детей старшей группы (5-6 лет)

66. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлении в старшей группе "Необычное письмо"

67. Конспект НОД в старшей группе "Путешествие на волшебном поезде" (Животные - наши друзья)

68. Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Осторожно, микробы!" (тема недели "Я и мое здоровье")

69. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Уроки Мойдодыра"

70. Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Дорожные знаки"

71. Конспект занятия в старшей группе "У Солнышка в гостях"

72. Конспект занятия в старшей группе "Волшебное зеркальце"

73. Конспект интегрированного тематического занятия с элементами логоритмики в старшей группе "В гостях у лесных зверей"

74. Конспект комбинированного занятия в старшей группе "Путешествие в подводный мир" (с самоанализом)

75. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в старшей группе "Бесценная и всем необходимая вода"

76. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "В мире детских передач"

77. Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Космическое путешествие"

78. Конспект интегрированной НОД в старшей группе "Зайчик попал в беду"

79. Конспект развлекательного мероприятия по развитию речи в старшей группе "Хлеб - всему голова"

80. Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе "Дикие животные"

81. Сценарий туристического похода в старшей группе "Маршруты рюкзачка"

82. Конспект интегрированной НОД в старшей группе "Космическое путешествие"

83. Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы (с ЗПР) "Вместе весело шагать"

84. Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе "Чтение рассказа – быль Л.Н.Толстого "Пожарные собаки"

85. Конспект итогового НОД по аппликации с использованием нетрадиционного способа - обрывание в старшей группе "Жители карамельной страны"

86. Конспект занятия в старшей группе "Звук [Л]. Путешествие на корабле"

87. Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Подводное путешествие"

88. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Беседа о лесе"

89. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Солнце, земля и другие планеты"

90. Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Кем нәрсә ярата?"

91. Конспект занятия-КВН в старшей группе "Прикоснись к природе сердцем"

92. Конспект занятия в старшей группе "Звук и буква И"

93. Конспект занятия в старшей группе "Звук и буква О"

94. Конспект НОД в старшей группе "На лесной полянке"

95. Конспект интегрированного занятия по развитию речи на татарском языке в старшей группе по произведению А.Алиша "Болтливая утка"

96. Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе "Волшебная страна – подводное царство"

97. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Олени" (рассматривание картины)

98. Конспект НОД в старшей группе "Как автомобиль появился в нашей жизни"

99. Конспект занятия по ознакомлению с ПДД в старшей группе "Путешествие в страну дорожных знаков"

100. Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в старшей группе "Там, на неведомых тропинках"

101. Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе "Учимся делать фокусы"

102. Конспект НОД в старшей группе "Город, в котором я живу"

103. Конспект комплексного занятия в старшей группе по знакомству детей с основными достопримечательностями родного города (Петербурговедение) "Царский заяц"

104. Конспект комплексного занятия в старшей группе "Зимующие птицы" (образовательная область: познание, художественное творчество)

105. Конспект НОД по познанию (формирование целостной картины мира) с элементами исследовательской деятельности детей в старшей группе "Внутренние органы человека"

106. Конспект игровой деятельности по образовательной области "Познание" в старшей группе "Математическая викторина"

107. Конспект НОД по познанию (формированию целостной картины мира) в старшей группе "Медведи всего мира"

108. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Портрет весёлого клоуна" (аппликация из ткани)

109. Конспект НОД в старшей группе "Зимующие птицы"

110. Конспект занятия по физической культуре в старшей группе "Защитники отечества"

111. Конспект занятия в старшей группе "Путешествие в Страну дорожных знаков"

112. Конспект занятия с использованием ИКТ по познавательному развитию в старшей группе "Домашние животные"

113. Конспект итогового занятия-развлечения в старшей группе "Осень"

114. Конспект НОД по познанию (формированию целостной картины мира) в старшей группе "Русская печь" + презентация

www.detsadclub.ru

развитие речи, математика и прочее

Дошкольники — маленькие первооткрыватели окружающего мира, который одновременно един и многообразен. Отдельные образовательные области направлены в преимущественно на одностороннее изучение данного единства, выделение в нём разрозненных фрагментов. Поэтому в ДОУ необходимо периодически проводить комплексные и интегрированные занятия. Такая деятельность нацелена на разностороннее изучение определённого объекта или явления, благодаря чему в сознании ребёнка выстраивается понятный целостный образ. Такие занятия уместны в разных возрастных группах, но особенно целесообразно их проводить со старшими дошкольниками.

Интегрированные и комплексные занятия в ДОУ: черты сходства и отличия

Одним из направлений деятельности педагогов ДОУ является проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких предметных областей вокруг одной темы или понятия. Это помогает заинтересовать ребят, не даёт им переутомиться, а полученные знания надолго остаются в памяти дошкольников.

Интегрированное занятие

Интегрированное занятие — это такой вид занятия, при котором определённая тема раскрывается с помощью нескольких видов деятельности. Образовательные области при этом взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.

В центре образовательной деятельности находится определённый предмет либо явление (к примеру, вода). Он воплощается в определённом образе (живая капелька, которая будет путешествовать). В ходе такого путешествия дошкольники в непринуждённой форме познают свойства воды, узнают про неё важную информацию. При этом образовательные области плавно перетекают друг в друга (нет чёткого разграничения), поскольку занятие объединено общим сюжетом.

На интегрированном занятии на тему «Вода» дети беседуют о воде, проводят занимательные опыты, рисуют забавную капельку

Цель такой деятельности — изучение конкретного предмета, явления либо понятия с самых разных сторон. Например, в интегрированном занятии «Море» центральным понятием является само понятие «море». От него уже отходят слова, раскрывающие сущность данного понятия: это среда, свойства моря, морской транспорт, обитатели моря, развлечения, связанные с морем. Затем схема дополняется конкретными вариантами: видами водного транспорта, представителями морских растений и животных и пр.

Понятие «море» раскрывается с разных сторон с помощью ряда других понятий

Аналогичную схему можно нарисовать и для любого другого понятия: спорт, какое-то время года, вода, любое животное или растение, семья, профессия и пр. В ходе интегрированного занятия раскрывается каждая составляющая ключевого образа. Примеры раскрытия понятий:

  • лес: множество обитающих в нём животных и растений, место для отдыха;
  • магазин: продавцы и покупатели, товары, цена, деньги;
  • стройка: рабочие, строительная техника, оборудование;
  • живая природа: флора и фауна, ключевые свойства, условия жизни, охрана, экология;
  • музей: ценные экспонаты, сотрудники, культура поведения в общественном месте.

Образно схему интеграции можно изобразить в виде дерева, ствол которого — художественный образ, корни — средства выразительности, а ветви — образовательные области.

Особенность проведения интегрированного занятия даёт возможность раскрыть тему предельно полно и глубоко, при том что такая деятельность не занимает много времени (как если бы воспитатель проводил отдельные занятия). За счёт этого у дошкольников высвобождается время для других полезных мероприятий, например, подвижной игры. Интегрированная образовательная деятельность, кроме непосредственной подачи нового материала, предполагает активную позицию ребёнка, поскольку большей частью состоит из игровых элементов.

Игровой элемент — неотъемлемая часть интегрированного занятия

Основные задачи интегрированного занятия:

  • стремление к целостному восприятию детьми картины окружающего мира;
  • формирование у дошкольников навыков самостоятельного освоения информации и её использования;
  • развитие творческих способностей, художественного вкуса.

Очевидно, что интегрированные занятия являются более сложными в сравнении с традиционными видами образовательной деятельности. Они требуют от педагога определённого мастерства, серьёзной предварительной работы и подготовки дошкольников к восприятию материала, поэтому проводятся не очень часто — обычно 1–2 раза в квартал. Кроме того, на данном занятии часто помимо воспитателя задействуются и другие специалисты, например, музыкальный руководитель или инструктор по физической культуре.

Примерная структура интегрированного занятия:

  1. Вводная часть. Педагог мотивирует детей к деятельности, например, создаёт проблемную ситуацию, которую нужно решить (что произойдёт на нашей планете, если исчезнет вода или солнце станет более горячим?).
  2. Основная часть. Ребята получают новые знания, которые помогут им разрешить проблемный вопрос (к примеру, какое значение имеет вода в жизни человека и всех других живых существ в природе). При этом обязательна опора на наглядность. Одновременно проходит деятельность по развитию связной речи детей, обогащению их словаря.
  3. Заключительная часть. Дошкольники закрепляют полученные знания в процессе практической деятельности (это может быть рисование, лепка, аппликация) или увлекательной дидактической игры.

Значение интегрированных занятий в педагогическом процессе дошкольного учреждения:

  • Знания у дошкольников формируются в единстве с умениями, расширяется детский кругозор, каждый предмет либо явления рассматривается со всех сторон.
  • Повышается интерес к освоению знаний, у ребят снимается напряжённость, повышается уверенность в себе.
  • В большей степени, чем традиционные занятия, помогают развитию речи, становлению мыслительных операций анализа, синтеза, умения сравнивать и обобщать.
  • Развивают эмоциональную сферу дошкольников, поскольку включают в себя элементы музыки, хореографии, живописи, литературы.

Комплексное занятие

В комплексном занятии также взаимодействуют разные виды деятельности, однако они используются не одновременно, а последовательно. Каждый из них имеет свою задачу, хотя части занятия и объединяются общей темой. При этом какой-то один вид образовательной деятельности будет основным — доминировать над другими.

Например, в комплексном занятии «Приключения зайца в лесу» (старшая группа) заяц будет объединяющим персонажем, участвовать в развитии сюжета. Ребята могут выполнять примерно такие задания: зайчик беседует с белочкой о правилах поведения в лесу (познавательная деятельность), физкультминутка (опять-таки, связанная с зайчиком), дошкольники с помощью мимики и жестов показывают грустного и весёлого зайчика, определяют, каких зверей в лесу больше — зайцев или ёжиков (математика), изображают заячьи следы гуашью на фоне зимнего пейзажа (коллективное рисование) и т. п.

Каждое подобное задание преследует свои специфические цели (например, актуализировать знания о культуре поведения на природе, учиться передавать художественный образ). Одновременно ребята получают новые сведения по теме, актуализируют уже известные знания (в данном случае о зайце и лесе).

Другой пример комплексного занятия со старшими дошкольниками – «Прогулка на природу». Можно предложить ребятам такие задания (доминирующая образовательная область — познание):

  1. Беседа о понятии «природа».
  2. Упражнение — распределить картинки на 2 группы: то, что сотворено природой и человеком.
  3. Аналогичная подвижная игра с мячом: если педагог называет объект, связанный с природой, то ребёнок ловит мяч, если связанный с человеком — отталкивает.
  4. Рассматривание картинок с изображением цветов — выделить весенние (в том числе первоцветы) и летние. Посчитать, каких из них больше.
  5. Короткая беседа о Красной книге, куда занесены редкие растения. Рассматривание рукотворной жалобной книги в экологическом уголке группы. Воспитатель предлагает дорисовать туда ландыш.
  6. Рисование ландыша ватными палочками (индивидуальная работа, лучшие рисунки будут помещены в Жалобную книгу природы).

В ходе комплексного занятия «Прогулка на природу» дошкольники создают рисунки для пополнения Жалобной книги природы

Комплексное занятие образно можно сравнить со слоёным пирогом, каждый слой которого чётко просматривается — отделён от другого.

Общие черты интегрированных и комплексных занятий

  • Соединяют в себе несколько образовательных областей.
  • Помогают детям представить окружающий мир одновременно в многообразии и единстве.
  • Предполагают активную позицию ребёнка — побуждают его к поиску самостоятельных решений, развивают коммуникативные способности.
  • Необычная форма проведения исключает перенапряжение дошкольников, за счёт переключения с одного вида деятельности на другой возрастает интерес к познанию.
  • Требуют серьёзной предварительной подготовки, поэтому проводятся не чаще, чем 1 раз в 2–3 месяца.
  • Продолжительность занятия может превышать установленную норму для каждого дошкольного возраста (например, в старшей группе это 30–45 минут в соответствии с темой вместо традиционных 25 минут).

Таблица: отличия интегрированных и комплексных занятий

Особенности данных форм работы в старшей группе

В каждой возрастной группе ДОУ комплексные и интегрированные занятия имеют свои особенности организации. Дошкольники шестого года жизни уже имеют определённый запас знаний и умений. Воспитатель проводит работу по их последующему расширению и углублению. Другой важный аспект деятельности — приведение знаний в систему, формирование у ребят способности самостоятельно делать выводы и обобщения.

Например, рассматривая тему природы, отметим, что старшие дошкольники уже способны постигать её сложные взаимосвязи, причинно-следственные связи (например, смену времён года, круговорот воды в природе, связь особенностей строения животного с его образом жизни). Это же касается и процесса производства (откуда берётся хлеб, как создаётся книга). Дети уже не ограничиваются просто восприятием отдельных сведений и фактов — им интересно проникнуть в сущность явления. Кроме того, ребята способны выразить красоту природы в выразительном и точном слове, а также в изобразительной деятельности.

Актуальные приёмы работы с детьми 5–6 лет

  • Если в младшем и среднем возрасте педагог использует главным образом игровую мотивацию, то при работе со старшими дошкольникам уже целесообразно предлагать ребятам проблемную ситуацию (например, что будет, если на Земле исчезнут все насекомые). Задача воспитателя — с самого начала заинтриговать детей, заинтересовать их каким-то вопросом, на который они сами найдут ответ.
  • Каждое новое знание должно основываться на субъективном опыте старших дошкольников. При этом учитываются их интересы и значимые ценности. Таким образом, процесс общения на занятии будет не односторонним воздействием педагога на детей, а взаимодействием равноправных партнёров.
  • Детей 5–6 лет можно привлекать к созданию необходимых материалов для занятия — это также повысит их интерес (раскладывание атрибутов, участие в их изготовлении — вырезание снежинок, осенних листочков и т. п.).
  • Воспитателю следует чаще использовать задания по принципу «докажи», «объясни», «как вы догадались, что?».
  • При работе со старшими дошкольниками по-прежнему большое значение имеет наглядность. Это могут быть картинки для сравнения, видеоряд.
  • В конце комплексного или интегрированного занятия обязательно нужно обсудить с детьми итоги деятельности. При этом дошкольники должны эмоционально выразить своё мнение, сделать самостоятельные выводы.

Как провести интегрированное и комплексное занятие в старшей группе

Многие педагоги ДОУ в качестве обобщающих занятий по отдельной теме останавливают свой выбор на интегрированном или комплексном занятии, поскольку оно позволяет решить несколько образовательных задач и даёт возможность проверить, насколько хорошо дошкольники усвоили пройденный материал.

Предметные области комплексных и интегрированных занятий

Комплексные и интегрированные занятия могут затрагивать самые разные образовательные области. Интересным получается соединение различных видов искусств. Художественный образ в данном случае раскрывается взаимосвязано. Дошкольникам предлагается познать, каким образом одно и то же явление отражают художник, композитор, поэт, какие выразительные средства они используют.

Популярное сочетание — это музыка и изо. Пример такого занятия – «В гостях у художника». Воспитатель рассказывает дошкольникам историю о том, как русский композитор М. Мусоргский посетил выставку художника В. Гартмана, своего друга. В связи с этим ребятам демонстрируются фото картин художника (слайды). Каждое изображение сопровождается звучанием отрывка из музыкальной пьесы Мусоргского. Задача ребят — определить характер музыки, её настроение и соотнести его с полотном живописца.

На занятии дошкольникам нужно соотнести настроение полотна Гартмана и музыкальной пьесы Мусоргского

В конце занятия детям предлагается самостоятельная продуктивная деятельность: нарисовать своего гнома (образ, навеянный картиной Гартмана). Аналогичное интегрированное занятие (музыка и изо) можно провести по сказочным иллюстрациям В.М. Васнецова: соотнести их с какой-либо классической музыкой.

Идеальный вариант — задействовать на подобных занятиях музыкального руководителя. Предлагаемый музыкальный репертуар может быть ранее апробирован.

Интегрированное и комплексное занятие может быть основано не только на синтезе искусств, но и комбинации других видов деятельности. Здесь возможны самые различные варианты.

  1. Познание + изо (например, изучение растений луга или огорода с их последующим рисованием).
  2. Коммуникация + изо (знакомство с литературным произведением, рисование его образов, например, В. Драгунский «Друг детства» — рисование своей любимой игрушки, другие варианты — В. Катаев «Цветик-семицветик», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…»).
  3. Музыка + литература (стихотворение А. Толстого «Жаворонок» и «Песня жаворонка» П. Чайковкого или стихотворение С. Маршака «Цирк» и музыка К. Сен-Санса «Карнавал животных»).
  4. ФЭМП + конструирование или аппликация (в конце математического занятия каждый воспитанник выкладывает любую цифру на выбор необычным способом, например, с помощью насыпной аппликации крупой).
  5. Музыка + обучение грамоте (дошкольники путешествуют по нотной азбуке, отыскивают заданные ноты в словах, например, «домик», «река», «осина» и т. д.).
  6. Музыка + ФЭМП (пример задания — сосчитать удары барабана, стук деревянных ложек, аккорды фортепиано).
  7. Физическое воспитание + музыка + чтение художественной литературы (выполнение физических упражнений под музыку и чтение подходящих по теме стихотворений).

Комплексные и интегрированные занятия могут затрагивать самые разные образовательные области

Тематика комплексных и интегрированных занятий в старшей группе

При выборе тем для комплексных и интегрированных занятий воспитатель ориентируется на программу для старшей группы.

Комплексные занятия могут затрагивать следующие темы:

  • «Дары природы — овощи» (беседа по картине «Уборка овощей на огороде», драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», продуктивная деятельность (рисование, лепка или аппликация). Аналогичным образом можно выстроить занятие по теме «Фрукты» или «Грибы» (подобрать соответствующую картину и литературное произведение).
  • «Мыло — наш помощник» (загадки про мыло, знакомство с его разновидностями — жидкое, хозяйственное, опытно-экспериментальная деятельность с мылом — определение его цвета, запаха, растворимости в воде, чтение отрывков из «Мойдодыр» К. Чуковского, повторение алгоритма последовательности мытья рук, продуктивная деятельность — вырезание из цветной бумаги овального мыла и наклеивание его на общую основу).
  • «Бережём здоровье» (доктор Айболит рассказывает ребятам и способах сохранения здоровья, закаливании, дошкольники выполняют дыхательную гимнастику или полезные упражнения для глаз, срезают лук, выращенный на огороде в группе, чтобы добавить его в суп).
  • «Радуга» (рассказ воспитателя о природе этого явления, чтение стихотворения на эту тему, изображение радуги в необычной технике — пластилинографии или с помощью насыпной аппликации).
  • «В гостях у художника» (уже упоминавшееся ранее сопоставление полотен известных художников с музыкальными композициями).
  • «Такая разная музыка». Дошкольникам предлагается прослушать музыкальные произведения с тихой динамикой, но в высоком и низком регистре, задача ребят — сопоставить характер музыки. Например, нежный и светлый «Вальс» Майкапара и загадочная, зловещая «Баба-яга» П.И. Чайковского. Эти произведения дошкольники сопоставляют с полотнами живописцев.
  • Тематикой комплексного занятия может стать настроение с его оттенками. Например, «Торжественное настроение» (от радостного до скорбного), «Радость» (от трепетного светлого чувства до торжества и бурного восторга). Все эти оттенки дети могут проследить на примере различных видов искусства и отобразить их творчески (создать рисунок) или в движениях (мимика и пантомимика).
  • Удачная тема для комплексного занятия — любое время года. Например, это состояние природы в различные осенние месяцы: это урожайный сентябрь, богатый красками октябрь, мрачный ноябрь). Сюда могут включаться весёлые стихи и песни об урожае, грустные — об улетающих птицах, танцы и подвижные игры листочками, продуктивная деятельность (увлекательное печатание листьями, создание поделки из желудей).
  • Комплексные занятия также можно связывать с праздничными датами (День Матери, Новый Год, День птиц, День Защитника Отечества).

Подбирая тему для интегрированного занятия, педагог исходит из того, что в центре его должен стоять какой-то образ (из мира природы, искусства, созданный человеком и т. д.). Приведём некоторые интересные идеи.

  • «Радуга», «Путешествие снежинки», «Восходы и закаты», «Зимние узоры на стекле».
  • «Моя малая Родина» (патриотическая направленность занятия). Здесь можно объединить математику, познание окружающего мира, конструирование: дошкольники считают дома на улицах родного города или посёлка, заселяют новый дом жильцами по определённому принципу (на каждом этаже, например, по 8 жильцов в двух квартирах), выкладывают из геометрических фигур красивую клумбу, чтобы украсить родную улицу. Сюда же можно включить отрывок из песни и физкультминутку на патриотическую тему.
  • «Мама» (значение мамы в жизни человека, отображение этого образа в литературных произведениях).
  • «Русский богатырь», «Баба-яга», «Снегурочка» (занятие можно обыграть как путешествие или театрализованное представление).
  • Образ животного в русских народных сказках и живописи («Лиса — хитрая плутовка», «Косолапый медведь», «Зайчишка — трусишка»).
  • Занятия-путешествия («Прогулка в сказочный зимний лес», «Путешествие в прошлое на машине времени», «Путешествие капельки»).
  • «Симметрия в природе» (опыт с зеркалом, создание снежинок из мозаики, поиск симметричных животных и растений на картинках, вырезание листьев из сложенной вдвое бумаги, игра в парах «Ты — моё отражение»).

Таблица: примеры конспектов комплексного и интегрированного занятия в старшей группе ДОУ

Итоговое интегрированное и комплексное занятие

В конце учебного года в старшей группе обычно проводятся итоговые занятия, цель которых — обобщить и систематизировать знания дошкольников. Тематически их можно обозначить как «Переходим в подготовительную группу» или «Чему мы научились в старшей группе». Такая деятельность также может также подводить итог изучению определённой широкой темы, например, «Животные» или «Растения», «Что мы знаем о временах года». Итоговое занятие лучше всего делать интегрированным или комплексным.

Это целесообразно, поскольку в конце учебного года внимание дошкольников немного «расшатано» (чередование видов деятельности поможет решить эту проблему). По этой же причине занятия нужно наполнить рядом ненавязчивых заданий в игровой форме.

Таблица: примеры конспектов итоговых комплексного и интегрированного занятия в старшей группе
Фотогалерея: комплексное занятие «Путешествие по дорогам знаний»
В начале занятия ребята выполняют математические задания Обучение грамоте — важный этап комплексного занятия Подвижные игры с мячом можно совместить с ответами детей на математические вопросы

Видеоматериалы по теме

Интегрированные и комплексные занятия часто обретают форму открытого просмотра, поэтому можно посмотреть их видеоверсию.

Видео: интегрированное занятие в старшей группе «Полёт в космос»

https://youtube.com/watch?v=VMtrutB7F6gVideo can’t be loaded: Интегрированное занятие в старшей группе «Полет в (https://youtube.com/watch?v=VMtrutB7F6g)

Видео: интегрированное музыкальное занятие «Сказка в музыке»

https://youtube.com/watch?v=7NKGQiU-Sz0Video can’t be loaded: Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе «Сказка в музыке» (https://youtube.com/watch?v=7NKGQiU-Sz0)

Видео: интегрированное занятие в старшей группе «Осень — чудесная пора»

Видео: комплексное занятие по развитию речи в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=0COu89uAKeMVideo can’t be loaded: Комплексное занятие по развитию речи! Частный детский сад «Развитие». (https://youtube.com/watch?v=0COu89uAKeM)

В старшей группе всегда интересно проходят комплексные и интегрированные занятия. Ведь дети шестого года жизни уже многое знают и умеют, способны к обобщению и систематизации информации. Сочетание разных образовательных областей даёт ребятам возможность более осмысленно воспринимать окружающую среду, пробуждает живой познавательный интерес и творческую фантазию. Такая деятельность требует от воспитателя педагогического мастерства и длительной подготовки. Вот почему подобные занятия проводятся не так часто, как хотелось бы.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

№ 1727 Конспект итогового занятия в старшей группе по ФГОС - Воспитателю.ру

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления. 

Задачи: 

Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Формировать умения ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о последовательности дней недели и частях суток. Формировать навыки сотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки. 

Развивающие: Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь. 

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к математике. 

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. 

Предварительная работа с детьми: Отгадывание загадок, индивидуальные занятия дидактическая игра «Неделька», игровое упражнение «Дорисуй». 

Демонстрационный материал: Лепестки семи цветов, вагончики разной длины, вазы для цветов, цветы, мяч, сундучок. 

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, конверты с набором цифр, карточки для графического диктанта, конверт с набором Цветиков –Семицветиков. 

Ход НОД Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Собрало друзей всех в круг Я твой друг и ты мой друг. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, 

И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, Путешествовать пойдём. Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. 

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок? 

Дети: Это Цветик-Семицветик. 

Воспитатель: Правильно, Цветик-Семицветик. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей). 

Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Но путь будет не лёгким. Вы готовы (ответы детей) Я вижу, что вы готовы к путешествию. Нужно в путь нам отправляться. Ума, разума набраться, Лепестки все отыскать, Чтоб желанье загадать. А на чём мы отправимся - отгадайте загадку. Братцы в гости снарядились, Друг за друга зацепились И помчались в путь – далёк, Лишь оставили гудок. Дети: Это поезд. 

Воспитатель: Правильно, это поезд. Давайте приготовим наш поезд и оправимся в путь. Вот перед вами вагоны, их необходимо расставить от самого короткого до самого длинного. 

- Сколько всего вагонов у поезда? - Каким по порядку стоит голубой? - Вагон, какого цвета, стоит между красным и жёлтым? - Каким по порядку стоит зелёный вагон? 

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. А теперь пора отправляться в путь. Вправо-влево посмотри, Что увидишь – назови! 

Всё в пути случиться может Надо быть внимательным. Всё у нас получится, Будет замечательно! 

Воспитатель: Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета? 

Дети: Лепесток красного цвета. 

Вагончики весёлые Бегут, бегут, бегут. Их круглые колёсики Всё тук, да тук, да тук. 

Дыхательная гимнастика. Дети произносят звук - ту-туууууууууууу 

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. Я предлагаю вам, сорвать по три цветка и поставить в вазы такое количество цветов, какое число написано на вазе. 

(Дети собирают цветы и ставят в вазы, замечают среди цветов оранжевый лепесток) 

Дети: Посмотрите, вот ещё один лепесток – оранжевый. 

Воспитатель: Здорово ребята, у нас уже два лепестка. 

Вот болотце на пути Тут ребятам не пройти! Надо мост построить нам, Чтоб проехали мы там. 

Дидактическая игра «Мост из геометрических фигур» 

Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур. Каждому даются наборы геометрических фигур, которые детям необходимо разложить. Дети располагают свои узкие «мостики» рядом, чтобы получился широкий «мост». У каждого ребёнка свой вариант логической цепочки. 

Дети строят мост и находят третий – жёлтый лепесток. 

Воспитатель: Дети, что-то ветер опять начинает дуть. 

Ветер, ветер, дуй сильнее, чтобы стало веселее 

Ну-ка, ветер, не зевай, лучше с нами поиграй. 

Игра с мячом «Бросай – лови, быстро назови» 

Воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопрос. 

- Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром) 

- Солнце светит днём. А луна….(ночью) 

- Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером) 

- Ужинаем мы вечером, а спим…(ночью) 

- Какой сегодня день недели? (Среда) 

- Какой день недели был вчера? (Вторник) 

- Как называется первый рабочий день? (Понедельник) 

- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье) 

Воспитатель: Дети посмотрите, пока мы играли, ветер нам принёс ещё один лепесток. Какого он цвета? 

Дети: Лепесток зелёного цвета. 

Воспитатель: Ой, слышите, кто-то спорит. Да это же зайки, у каждого из них номер и им надо стать по порядку. Они никак не могут разобраться. 

Дети, вы сможете им помочь? (Ответы детей) 

Каждый ребёнок получает конверт с набором зайчиков с номерами от 1 до 10 и на столе раскладывают их по порядку. 

Беритесь, ребята, скорей за работу – 

Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёту. 

В одном из конвертов дети находят ещё один лепесток голубого цвета. 

Воспитатель: Дети, кто посчитает, сколько лепестков мы уже нашли? 

Дети: Мы нашли пять лепестков. 

Воспитатель: А сколько всего лепестков у Цветика – Семицветика? 

Дети: У Цветика – Семицветика всего семь лепестков. 

Воспитатель: Так сколько ещё нам надо найти лепестков? 

Дети: Нам надо найти ещё два лепестка. 

Воспитатель: Отправляемся дальше в волшебную страну. 

Посмотрите, как на этой полянке весело, сколько там зверей, птиц и насекомых. 

Тут затеи, и задачи, игры, шутки, всё для вас! 

Пожелаем вам удачи – за работу, в добрый час! 

Математические загадки. 

Высоко задравши нос Заяц шесть морковок нёс, Спотыкнулся и упал – Две морковки потерял. 

Сколько морковок у зайца осталось? (4) 

В сад девять пчёлок прилете Одна из них на клумбу села, Все остальные через сад К себе на пасеку спешат. Так сколько ж пчёл летит из сада? Нам сосчитать тех пчёлок надо. (8) 

Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, Сколько малышей в саду?(8) 

Под кустами у реки Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать? (4) 

Пять ворон на крышу сели, Две еще к ним прилетели, Отвечайте быстро, смело: Сколько всех их прилетело? (7) 

Воспитатель: А вот и ещё один лепесток. Он прилетел на эту поляну.Какого он цвета. 

Дети: Лепесток синего цвета. 

Воспитатель: Дети, сколько лепестков нам ещё не хватает. 

Дети: Нам не хватает одного лепестка, фиолетового. 

Воспитатель: Дети посмотрите, а здесь ещё какой –то сундучок. Как же его нам открыть? 

Дети: Надо найти ключ и открыть сундучок. 

Что за чудо-чудеса: 

Раз рука и два рука! 

Вот ладошка правая, 

Вот ладошка левая! 

И скажу вам не тая – 

Руки всем нужны друзья. 

Графический диктант «Ключик» 

8 клеточек вправо, 2 – вверх, 4 – вправо, 5 – вниз, 4 – влево, 2 – вверх, 4 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх. 

Воспитатель: Вот и ключик отыскали, можем сундучок открыть. 

Дети открывают сундучок и находят там последний фиолетовый лепесток. 

Они складывают из всех лепестков Цветик – Семицветик. 

Воспитатель: Вот и отыскали мы с вами все лепестки. Посмотрите, здесь в сундучке лежит, ещё какой – то конверт, что там может быть? 

Дети достают конверт и находят там на каждого ребёнка по волшебному цветку. Теперь у каждого из вас есть Цветик – Семицветик, вы сможете загадать свои заветные желания. 

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) 

Что больше всего вам понравилось во время путешествия? (Ответы детей) 

Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) 

Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.

1.vospitately.ru