Сценарий конкурса чтецов об Осени в начальной школе. Конкурс чтецов об осени сценарий


Сценарий конкурса чтецов об Осени в начальной школе |

I. –Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы все будем участниками праздника поэзии «Славная осень!»

Сегодня в нас есть повод вспомнить об этом времени года, осени, самом живописном из всех времён года. Мы будем слушать стихотворения, которые вы приготовили к этому дню.

(скажите хором)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает…

Когда это бывает? (осенью)

-Открывает наш конкурс чтецов: #Копцев Данила (3А) –А.Плещеев «Осень»

II. –Ребята, я предлагаю поиграть. Я говорю предложение, а вы отвечаете, так это или нет.

*осенью дети надевают панамки, шорты, сандалии

*осенью птицы улетают на юг

*осенние месяцы: февраль, март, июнь.

*осень погода ясная, солнечная и тёплая

-Осень бывает разная. Самая красивая – золотая осень. А почему так говорят-«золотая осень»? Многие поэты восхищались золотой осенью.

#Жураускас Дана (3Б) – (собственное сочинение) «Осень золотая»

III. –А какие приметы осени вам известны? –Я говорю предложение, а вы подбираете противоположные по смыслу слова.

*солнце светит ярко (тускло)

*редко идёт дождь (часто)

*листья распускаются (опадают)

*дни стали длиннее (короче)

*дует тёплый ветер (холодный)

#Анисимова Кристина (3А) –«Верная примета»

IV. –Ребята, я прочитаю четверостишье, а последнее слово вы произнесите хором.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен,

И зовусь я…….. (осень)

-А вот какая дивная пора есть в первоначальной осени нам расскажет #Румянцев Тимофей (3В) –Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»

V. –Одной из первых примет осени вы назвали явление, когда листочки с деревьев падают и красивым ковром устилают землю. А как называется это явление? (листопад)

#Бикбаев Ильдар (3Г) – И.Бунин «Листопад»

VI. Листьев летящих парад

Словом осенним зовём…….(листопад)

# Ковалёва Мария (3Г) – И.Бунин «Листопад»

VII. –Ребята, какие деревья не сбрасывают свою видоизменённую листву? (хвойные)

Зелены лишь иглы сосен.

Красить их боится……. (осень)

#Хаджаков Иван (3В) – А.Плещеев «Осень»

VIII. –О каком осенним месяце идёт речь в загадках.

Опустел в деревне сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

Всё мрачней лицом природа:

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

#Спицына Дарья (3А) –Е.Благинина

IX. –А теперь послушайте, какая осень в другом стихотворении

#Севастьянова Екатерина (3Б) – Л.Кузнецова «Осыпаются сливы в саду»

X. –Один из признаков осени — улетают птицы. А какие птицы улетают? –Я буду читать вам стихи, а вы внимательно слушаете и, если слышите «лишнее» слово, начинаете хлопать в ладоши.

Улетели птицы:Голуби, куницы.

Улетели птицы:Голуби, синицы,Мухи и стрижи.

Улетели птицы:Голуби, синицы,Чибисы, чижи,Галки и стрижи,Комары, кукушки.

Улетели птицы:Голуби, синицы,Галки и стрижиЧибисы, ежи.

Улетели птицы:Голуби, синицы,Галки и стрижи,Чибисы, чижи,Аисты, кукушки,Лебеди и уткиИ спасибо шутке.

-А вот кто улетел в стихотворении, нам расскажет: #Кириллова Анна (3Б) –Е.Благинина «Улетают, улетели»

XI. –Многие любят гулять по осеннему лесу. Что же происходит в осеннем лесу, нам расскажет #Лопатина Ирина (3А) – В.Берестов «Осень в лесу»

XII. –Ребята, назовите лесные ягоды. (черника, земляника, ежевика, клюква). В основном эти ягоды поспевают летом. А какие ягоды мы можем встретить осенью? (рябина, калина, брусника)

#Селуянов Данила (3Б) –К.Бальмонт «Осень»

XIII. Никак не отделимы

Есенин и природа.

В его стихах любимо

Любое время года.

#Смолонский Данил (3Г) – С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

XIV. –О каком музыкальном инструменте идёт речь в загадке

Вот такая вот красотка

Струны есть у ней.

Для души поёт, старается.

Как называется? (скрипка)

#Геворгян Рима (3Г) – «Осенняя скрипка»

XV. –Ребята, а что ещё может быть осенним? (денёк, ветер, песня, подарок)

#Решетников Александр (3В) – «Осенний ветер»

XVI. –В конце осени земля покрывается белым снегом, ветер становится всё холоднее. Впереди у нас новые радости: катания на санках, лыжах, коньках.

#Мартынова Маргарита (3А) – Н.Некрасов «Славная осень»

XVII. –Много стихотворений посвятили осени поэты. Они восхваляли это время года. Осень такая разная, весёлая и грустная, ранняя, золотая и поздняя.

#Воеводин Александр (3Б) – «Осень» (стихотворение сочинила его бабушка)

XVIII. –Итак, на этом наш конкурс завершён. Давайте поблагодарим всех за прекрасные выступления дружными аплодисментами. Спасибо!!!

scenarij-doshkolnikam.ru

Сценарий внеклассного мероприятия (конкурс чтецов об осени)

Литературная гостиная «Ах, какая осень!»

(конкурс чтецов).

Цели:

- расширение кругозора учащихся;

- развитие коммуникативных качеств;

-развитие музыкального воображения;

- мотивация на совместную деятельность между детьми и родителями;

- воспитание уважительного отношения к родной природе, труду людей, интереса и любви к музыке, литературе.        

Оборудование:

1.    Выставка поделок из природного материала, овощей.

2.    Выставка рисунков «Золотая осень».

3.    Костюмы и реквизиты.

4.    Магнитофон, проектор, музыкальные записи и клипы песен.

ВЕДУЩИЙ 1

Кружит осенний листопад

Пластинкой яркой, звонкой,

И листья павшие скользят

Оранжевой позёмкой.

Их гонит ветер чародей

Прозрачною аллеей,

И в струях солнечных лучей

Они светло алеют.

И как они летят легко

Бездумно и беспечно

И о прошедшем чуть скорбят

Почти по-человечьи.

И этот огненный наряд,

Задум­чивый и ясный,

Они в последний миг дарят,

Последний и прекрасный.    (А. Скакунов)

ВЕДУЩИЙ:  Здравствуй­те, гости дорогие!

Сегодня мы собрались на праздник «Золотой осени». Все времена года — щед­рые. Весна — зелени не жалеет, лето — солнышка, зима — снега. А осень, наверное, самая богатая. Она золото рассыпает. Сорит, сорит золотом. А потом увидит, что всё ее золото кончилось, и заплачет. А на следующий год всё забудет и снова золотом сорить начнет.

Видеоклип «Осень»

1ученик - Если на деревьях листья пожелтели!

- Если в край далёкий птицы улетели!

2ученик - Если небо хмурое!

- Если дождик льётся!

1и 2ученики - Это время года – осенью зовётся!

ВЕДУЩИЕ – 2й и 3й

1ученик - Почему же осень золотой зовут?

2ученик - Листья зо­лотые ковром покрыли замёрз­шую землю.

3ученик - Ходит художница осень с ведерком, а в ведёрке у нее золотая краска.

4ученик - В руках осе­ни кисточка, из паутины спле­тенная. Макнет осень кисточку в ведерко и красит, красит золотом кусты и деревья.

5ученик - Ёлки, глупые,  не хотят золотиться, колют нежные руки осени, рвут ее платье, из тучки сшитое.

6ученик - Вот почему об­ходит их осень, и стоят ели зеле­ными всю зиму.

ВЕДУЩИЙ 1

Врусском на­родном творчестве осень предста­ет перед нами не только как печальная красавица, но и как щед­рая хозяюшка. Известная всем пословица: «Весна - красна цвета­ми, а осень — пирогами» — гово­рит об осени как о поре урожаев.

ЧТЕЦ 1

Ходит осень в нашем парке,  Дарит осень всем подарки:  Бусы красные –  рябине,  Фартук розовый – осине,  Зонтик желтый – тополям,  Фруктыосень  дарит нам.

ЧТЕЦ 2

Собрала она в полях богатый урожай.

Принесла в корзине лучшие плоды

Их мой друг сейчас, увидишь ты.

ВЕДУЩИЙ  1

А теперь, ре­бята, мы всех приглашаем послушать сказку про репку.

Сказка про репку.

Автор : Дедка репку посадил... Дедка репке говорил:  Дед: Ты расти, расти большая. Стань богатым урожаем, Чтоб тобой я мог гордиться. Принесу тебе водицы, Удобрений ведер пять… Ох, устал, пора поспать.  (Ложится недалеко от репки под дерево  и засыпает.)  Автор:  Спит дедулька без забот. Репка между тем растет, Да воюет с сорняками: Их ногами, и руками… Вот уж осень на дворе  (входит яркая Осень, обходит вокруг дерева и уходит) Зябким утром в сентябре Дед проснулся, испугался. (Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)  Дед: Ах, я старый разоспался. Репку уж пора тянуть. Подросла, гляжу чуть-чуть. Ай, да репка уродилась! Мне такая и не снилась.  (Хватает репку и тянет.)  Автор :  Хвать, но репка возмутилась.  Морковка:  Экий дедка ты неловкий! Я - не репка, я - морковка. Не умыл ты видно глаз. Репки я стройней в сто раз. И оранжевей к тому же. Коль салат корейский нужен, Без меня ты пропадешь… Сок морковный не попьешь, Я богата витамином Всем полезным каротином. Я - отличный урожай!  Дед:  Что ж, в корзинку полезай. Что такое, что за чудо, Может, выспался я худо? Репку сеял я весной. Ладно, батенька, постой, Репку вытяну другую.  Картошка:  Ой, ой, ой, Я протестую! Я - не репка. Я - Картошка! Это знает даже кошка. Всем плодам я голова Ясно ведь как дважды два: Если в супе нет картошки, Ни к чему брать в руки ложку. Я - твой главный урожай! 

 

Дед:  Что ж, в корзинку полезай. Я ж опять пойду по репку. Как сидит в землице крепко! Ай да репка, вот те на!  Капуста:  Право, я возмущена! Дед, ты сникерсов объелся, Сериалов насмотрелся, Может с печки ты упал? Раз капусту не узнал. Я на репку непохожа У нее одна одежа, У меня ж их целых сто! Я - хрустящая капуста! Без меня в салате пусто, А со мной любой обед Станет в 10 раз полезней! Дед:  Милости прошу… в корзину. Это что за чудеса? Вот уж битых два часа Я провел на огороде. Где же репка! Эта вроде…  Свекла: Снова дед не угадал. Знать очки ты потерял, Свеклу с репой перепутал. Я в сто раз ее красней, И полезней и вкусней! Свеклы нет и нет борща, В винегрете и во щах… Я - отличный урожай!  Дед: Что ж, в корзинку полезай. И тебе найдется место. Только все же интересно Где же репка? Может эта? 

Лук:  Я почти того же цвета, Но не репка, старичок, Я - твой репчатый лучок! Пусть немного и коварен, Но в народе популярен. Я для вирусов - кошмар! Даже грипп меня боится… Я - отличный урожай!  Дед:  Что ж, в корзинку полезай.

Автор: Вечер уж к концу подходит. Месяц на небо выходит. Дедушке домой пора.

Дед: Завтра с самого утра Стану репку вновь искать, А теперь охота спать. Ух, тяжелая корзина, Знатный вырос урожай! Автор:

Сказочке пришел конец. Тот, кто слушал, молодец. Ждем от Вас аплодисментов!

ВЕДУЩИЙ 1

Какая разная осень... И веселая, и солнечная, и грустная, и унылая... Каждый поэт и писатель видит ее по-своему. Вот как об осени пишут извест­ные русские поэты, прочитают вам ребята.

А оценивать их будет наше уважаемое жюри (представление).

Далее проводится конкурс чтецов….

Пока жюри подводит итоги, поиграем  в игру.

Игра «Что растет в огороде?»Ведущий задает ребятам вопросы, а ребята отвечают на них словами «да» или «нет».

— Растет капуста в огороде?

- Да!

— Краснеет помидор всегда?

-Да!

— А лук на грядке зеленеет?

-Да!

— Картошка в огороде зреет?

- Да!

— И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?

— Нет!

— Есть в огороде перец сладкий?

- Да!

— И кабачок растет на грядке?

- Да!

— Морковка выстроилась в ряд?

- Да!

— Растет на грядках шоколад?

- Нет!

— Растут укроп, фасоль, горох?

- Да!

— Растет большой и злой бульдог?

- Нет!

Вопросы Осени.

А теперь отгадайте и мои загадки.

1. О каком растении говорят, что оно «от семи недугов»? (О луке.)

2. Какой овощ называют «крас­ной солью»? (Красный перец.)

3. В переводе с итальянского на русский этот овощ величается «золотым яблоком». Что это? (Помидор.)

4. У какого овоща самые боль­шие в мире плоды? (У тыквы.)

5. Какая ягода растет в пусты­не, где даже травы нет? (Арбуз.)

6. Какой овощ называли «зем­ляным яблоком»? (Картофель.)

7. У какого огородного расте­ния имя сказочного персонажа? (У пет­рушки.)

8.Назовите синоним слова «помидор»? (Томат.)

9.. Какое растение было на родине, в Мексике, сорняком, а в Европе — садовым цветком, а у нас стало масличным растением?  (Подсолнух.)

Слово жюри, награждение чтецов грамотами.

ВЕДУЩИЙ 1

Знайте, осень — это не только дождик,

Это — пестрый нарядный зонтик,

Это — яркие гроздья рябины,

Это — желтый листик в росе,

Это — фруктов большая корзина

Сочных, вкусных и  полезных всем!

Спасибо за внимание!

Автор: Шайхутдинова Гульнара Равиловна

 

Следующая статья→ Сценарий шоу-программы «Осень, осень…» для 5-6 классов Предыдущая статья ←Сценарий осеннего праздника «Волшебная палочка»

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

www.prodlenka.org

Сценарий и сценки на корпоратив » Сценарий конкурса чтецов об Осени в школе

«Осень в гости к нам пришла»

(Видеофрагмент «Осенний блюз»)

Ведущий1.

Добрый день, дорогие друзья! В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, изображения, мощным источником вдохновения. Очень часто человек стремится выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней.

Ведущий2

Мы сегодня в этом зале собрались, чтобы порадовать друг друга умением рассказывать стихотворения и возможно среди вас найдутся те кто делает это особенно хорошо. Стихи сегодня прозвучат очень разные, но все посвящены одному времени года. Какому? Вы узнаете, отгадав загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

– Правильно, это – осень. Она дарит нам необыкновенную красоту.

Ведущий1.

Нашу программу мы назвали «Осень в гости к нам пришла». Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, композиторов. Можно вспомнить А.С.Пушкина с его особым отношением к осени, много других русских поэтов, в творчестве которых природа занимала немалое место – Фет, Тютчев, Баратынский, Есенин, Пушкин, Блок.

Ведущий2.

Осень, самое живописное время года. Она радует нас своими красками. Когда выдаются ясные и тихие дни, в душе каждого, кто встречается с природой, поселяется покой и тихая радость. Мы будем любоваться чудесными картинами осенней природы, учиться видеть прекрасное во всём, что окружает нас, слушать стихи, которые вы приготовили к этому празднику.

Ведущий1.

Позвольте представить вам членов жюри

____________________________________________________________________________________________________________________________________

(идёт представление).

Они будут внимательно слушать и оценивать ваше выступления.

Открывает наш конкурс: (представление детей)

ученик 4 «А» класса ______________________________________________________

Ученик 2 класса ___________________________________________________________

Ученица 3 класса ______________________________________________________________

Ученица 1 класса _____________________________________________________________

Дети читают стихи

Ведущий2.

Действительно, как можно не любить осень? Летняя жара уже спала, но солнце светит все еще ярко, глаз радуют золотистые и багряные оттенки листвы. Фея осень нарядила ясень и клёны в жёлтое, осинки в красное платье, разрумянила их, как спелые яблоки, берёзкам вплела золото в кудри, а могучий дуб словно заковала в медную броню. Осень – самое красивое время года, хотя от неё порой и веет нежной грустью и печалью. И тоскливые монотонные дожди, мрачные тучи, сырой промозглый ветер не могут затмить строгую красоту этой поры.

(Видеосюжет «Осень»)

Выступают:

ученик 4 «Б» класса __________________________________________

Ученик 2 класса _____________________________________________

Ученица 3 класса _____________________________________________

Ученик 1 класса ______________________________________________

Дети читают стихи

Ведущий1

Кружась в воздухе, падают пожелтевшие листья: этот спускается парашютиком, тот – мотыльком. Начался листопад. Листья падали и падали, косо ложась на сырую землю и создавая мягкий ковёр. Хорошо идти, шурша листьями, вдыхая пряный воздух. Тишина, умиротворённость в природе и на душе…

Слово нашей следующей участнице ученице 1 класса

На сцену приглашается ученица 4 «А» класса_________________________________________

Ученица 2 класса______________________________ прочитает свое стихотворение

Ведущий1.

А теперь мы поиграем. Викторина «Продолжи строчку». Предлагаю вам небольшую стихотворную разминку.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку … (мячик).

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему … (штанишки).

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит? … (Слон).

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался … (зайка).

Я на уроке в первый раз, теперь я ученица.

Вошла учительница в класс – вставать или … (садиться).

Красота! Красота!

Мы везём с собой … (кота).

Тише, Танечка, не плач,

Не утонет в речке … (мяч).

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке … (лапу).

Ведущий2.

Мне кажется, есть две осени. Одна – радостная и пышная, богатая урожаем, другая – невидная собой: идёт по лоскутьям преющей листвы под тихий плач дождя. Первую любят за щедрость, с какой она одевает нас своим богатством, а вторую, печальную, — не очень.

Выступают:

ученик 4 «Б» класса __________________________________________

Ученик 2 класса _____________________________________________

Ученица 3 класса _____________________________________________

Ученик 1 класса ______________________________________________

Дети читают стихи

Ведущий1.

Чем яснее мы ощущаем приближение зимы, тем больше ценим последние погожие дни, лучи солнца, шелест листвы под ногами. Осень – это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, летящие блистающие нити паутины, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих на юг.

Слово нашей следующей участнице ученице 1 класса __________________________

Ученица 3 класса _____________________________________________

Ученик 1 класса ______________________________________________

Дети читают стихи

Ведущий2.

Осень для многих поэтов и писателей представляет собой некую неуловимую грань между всеми временами года, нечто мимолетное, что живо сегодня, а завтра уже исчезнет. Все вокруг видоизменяется, преображается, словно летнее тепло и зимние холода спорят, отстаивая свои права.

Дети читают стихи

Ведущий1.

Федор Иванович Тютчев – художник слова, его не могла оставить равнодушным удивительная красота осенней природы. С уходом лета мы начинаем ценить и редкий солнца луч, и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы, лучше каждых слов убеждают ценить каждую секунду все ускоряющихся дней осени.

Дети читают стихи

Ведущий2.

Итак, на этом наш конкурс завершён. Пока жюри подводит итоги, предлагаю послушать песню на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая»

Приглашаем всех участников подняться на сцену.

Давайте поблагодарим их за прекрасное выступление дружными аплодисментами!

А теперь слово жюри:

Ведущий1.

Любите поэзию, милые дети,

Пусть будет красивою речь.

Стихов приоткроем сегодня секреты,

Мы в сердце поэтов будем беречь!

Большое всем спасибо.

Таблица учета конкурса чтецов «Осень в гости к нам пришла»

Фамилия имя

Класс

Наизусть

Выразительность

Эмоциональность

Итого

Середа Илья

4 а

ЭмиргамзаевГаджи

4 б

Решетилов Вова

2

Дроздова Вера

3

Плужникова Вика

1

Красникова Настя

4 б

Семенова Полина

Сумароков Миша

2

Клименко Вероника

3

Свешников Тимофей

1

Щербакова Анжела

Кузьменко Наташа

1

Городнова Вероника

Кузьминская Татьяна

2

Касюк Константин

3

Зиновьева Полина

Шахбанова Радмила

Клименко Лена

2

Харина Настя

3

Никитенко Влад

1

Аверкова Вика

1

Плужников Влад

3

Еремин Кирилл

Выродов Рома

Попова Лиза

Борисова Гаянэ

Елькин Дима

Магомадова Карина

3

Сидорченко Саша

1

Березина Настя

Сошникова Лиза

Панина Наталья

3

Магомадова Алина

1

Член жюри:_____________________

scenarii-korporativa.ru

Сценарий конкурса чтецов «Золотая осень»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ишимбайская коррекционная школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

конкурса чтецов

«Золотая осень»

Подготовили провели:

Калимуллина Д.Ф,Булатова Л. А

Дата проведения:

Ишимбай- 2016г

Сценарий конкурса чтецов «Золотая осень»

Цель: воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; формирование выразительной речи у детей школьного возраста посредством художественно-поэтического слова.

Задачи: а)коррекционно-образовательные: Создание условий для расширения знаний учащихся об осени. б)коррекционно-развивающие: развитие способности детей к выразительному чтению наизусть, развитию поэтического слуха, умение понимать музыкальность поэтической речи; чувствовать и отображать поэтические образы; в)коррекционно-воспитывающие: Воспитывать эстетический вкус; к поэтическому жанру художественной литературы, чувство ритма и рифмы. Оформление: мультимедиа; зал оформлен в осеннем стиле, на стендах рисунки учащихся на осеннюю тему. У участников конкурса на груди приколот листок клена с номером выступления.

Ход мероприятия Сегодня наш конкурс посвящен прекрасному, нежному, немного грустному времени года, а какому вы узнаете, отгадав загадку. Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает… Когда это бывает? (осенью) Правильно осени, которое завладело землей, садами и реками, лесами и полями. Все сразу стало осенним. (слайд№1)(Звучит вальс) Осень, самое живописное время года. Она радует нас своими красками. Когда выдаются ясные и тихие дни, в душе каждого, кто встречается с природой, поселяется покой и тихая радость. Сегодня мы будем любоваться чудесными картинами осенней природы, учиться видеть прекрасное во всём, что окружает нас, слушать музыку, и, конечно же, стихи, которые вы приготовили к этому празднику. А оценивать ваши вступления будет наше компетентное жюри, в состав которого входят Абайдуллина С.Н.,Смоленкова А.К.,Янмурзин И.И.

Открывает наш конкурс чтецов: ученик 1 класса Кулясов Роман. Он расскажет нам стихотворение «Осень в гости к нам пришла» (слайд№2)

Тише, тише, тишинаОсень в гости к нам пришла.Дождик песенку поётИ на землю слёзки льёт.

Дружно зонтики возьмём,Под дождём гулять пойдём.Веселей, веселейДождик капай, не жалей.

Ребята, я предлагаю поиграть. Я говорю предложение, а вы отвечаете, так это - да или нет. Игра «Да или нет» *осенью дети надевают панамки, шорты, сандалии *осенью птицы улетают на юг *осенние месяцы: февраль, март, июнь. *осень погода ясная, солнечная и тёплая

Осень бывает разная. Самая красивая – золотая осень. А почему так говорят-«золотая осень»? Многие поэты восхищались золотой осенью. Следующий чтец ученица 2 класса Калимуллина Диана(слайд№3) Она нам расскажет стихотворение «Осень»

Я хожу, грущу один:Осень рядом где-то.Жёлтым листиком в рекеутонуло лето.

Я ему бросаю кругсвой венок последний.Только лето не спасти,если день - осенний. А какие приметы осени вам известны?Я говорю предложение, а вы подбираете противоположные по смыслу слова: *солнце светит ярко (тускло) *редко идёт дождь (часто) *листья распускаются (опадают) *дни стали длиннее (короче) *дует тёплый ветер (холодный)

Следующий ученик 3 класса Бурмистров Павел (слайд№4) Он нам расскажет о приметах осени

Поздней осени приметы:Это клён - совсем раздетый,Тополь с липой все одёжкиПобросали на дорожки.Дом продрог в дожде-тумане,И у девочки в карманеНосовой лежит платок,Что от насморка промок

Ребята, я прочитаю четверостишье, а последнее слово вы произнесите хором.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен, И зовусь я…….. (осень)

А вот ещё о дивной поре нам расскажет ученица 4б класса Ямасипова Диана(слайд№5)

ОсеньЗолотые, тихиеРощи и сады,Нивы урожайные,Спелые плоды.И не видно радуги,И не слышен гром.Спать ложится солнышкоРаньше с каждым днём.(Е. Трутнева)

Одной из первых примет осени вы назвали явление, когда листочки с деревьев падают и красивым ковром устилают землю. А как называется это явление? (листопад)

Листьев летящих парад Словом осенним зовём…….(листопад) Следующее стихотворение нам расскажет ученица 4 класса Стефаниди Александра (слайд№6)

Листопад

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца.

Следующее стихотворение нам расскажет ученик 5 класса Мухтаров Тимур

(слайд№7)

Алексей Плещеев "Осень" Осень наступила,Высохли цветы,И глядят унылоГолые кусты.

Вянет и желтеетТравка на лугах,Только зеленеетОзимь на полях.

Туча небо кроет,Солнце не блестит,Ветер в поле воет,Дождик моросит..

Зашумели водыБыстрого ручья,Птички улетелиВ теплые края.

О каких осенних месяцах идёт речь в загадках.

Опустел в деревне сад, Паутинки вдаль летят. И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

Всё мрачней лицом природа: Почернели огороды, оголяются леса, Молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Поле чёрно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Следующее стихотворение нам расскажет ученик 6 класса Ахияров Дамир

(слайд№8)

Александр Пушкин «Осень» Октябрь уж наступил — уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.Журча еще бежит за мельницу ручей,Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетВ отъезжие поля с охотою своей,И страждут озими от бешеной забавы,И будит лай собак уснувшие дубравы.

Ребята, а какие овощи и фрукты вы знаете ?Ребята, а вы узнаете на вкус эти плоды с завязанными глазами? Давайте поиграем в игру «Угадай на вкус» (слайд№9)

Ученик 7 класса Шайбаков Вадим расскажет нам следующее стихотворение(слайд№10)

Звенит морозною струной Звенит морозною струной, Дрожащий воздух ноября. Природа предпочла покой, Цвет белый, цвету янтаря. Сметен с земли последний лист,

Песком посыпан тротуар, Наряд седых деревьев чист, Как Снежной Леди будуар. И все ж ноябрь не январь, На небе из тяжелых туч,

Листает солнце календарь,

К земле протягивая луч.

Один из признаков осени — улетают птицы. А какие птицы улетают? Я буду читать вам стихи, а вы внимательно слушаете и, если слышите «лишнее» слово, начинаете хлопать в ладоши.

Улетели птицы:

Голуби,куницы.

Улетели птицы:

Голуби, синицы, Мухи и стрижи. Улетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки.

Улетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи Чибисы, ежи.

Улетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Лебеди и утки И спасибо шутке.

А вот кто улетел в стихотворении, нам расскажет: ученик 8б класса Хасанов Азат (слайд№11)

Е.Благинина «Улетают, улетели»

Скоро белые метели Снег поднимут от земли. Улетают, улетели, Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще, И скворечник опустел. Аист крыльями полощет - Улетает, улетел!

Лист качается узорный В синей луже на воде. Ходит грач с грачихой черной В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи. Улетают, улетели, Улетели и грачи.

Многие любят гулять по осеннему лесу. Что же происходит в осеннем лесу, нам расскажет ученик 8 класса Третьяков Юра (слайд№12)

В.Берестов «Осень в лесу»

Осень лесу каждый год Платит золотом за вход. Поглядите на осину - Вся одета в золото, А сама лепечет: "Стыну..." - И дрожит от холода. А берёза рада Жёлтому наряду: "Ну и платье! Что за прелесть!" Быстро листья разлетелись, Наступил мороз внезапно. И берёзка шепчет: "Зябну!..." Прохудилась и у дуба Позолоченная шуба. Спохватился дуб, да поздно И шумит он: "Мёрзну! Мёрзну!" Обмануло золото - Не спасло от холода.

Ребята, назовите лесные ягоды. (черника, земляника, ежевика, клюква). В основном эти ягоды поспевают летом. А какие ягоды мы можем встретить осенью? (рябина, калина, брусника)

Ученик 9 класса Коржуков Павел (слайд№13) К.Бальмонт «Осень».

Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

Никак не отделимы Есенин и природа. В его стихах любимо Любое время года.

Ученик 10 класса Ложкин Илья расскажет стихотворение

С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» (слайд№14)

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем, совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани

Много стихотворений посвятили осени поэты. Они восхваляли это время года. Осень такая разная, весёлая и грустная, ранняя, золотая и поздняя.

Следующее стихотворение нам расскажет ученик 11 класса Шайбаков Эдик(слайд№15)

Есть в осени первоначальной...

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...

(слайд№16)Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется, каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть неведомое.

Пока члены жюри советуются, выбирают победителей, мы с вами поодгадываем загадки.

Это что за невидимка Хлопает в саду калиткой, На столе листает книжку, Шорохом пугает мышку, Сорвал с бабушки косынку, Покачал в коляске Димку, Поиграл листвой, поверьте! Ну, конечно, это… (ветер)

По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик своё потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует - оно задрожит. (лужа)

Серебристый занавес с неба вдруг спустился. Серебристый занавес каплями пролился. Уронила занавес тучка, представляешь? Что за чудный занавес? Может, угадаешь? (дождик)

А сейчас поиграем в игру «Белочки» (слайд№17)

Слово Жюри(слайд№18)

Итак, на этом наш конкурс завершён. Давайте поблагодарим всех за прекрасные выступления дружными аплодисментами. Спасибо!!!

infourok.ru

Сценарий конкурса чтецов об Осени в начальной школе

 Предварительная работа:

Беседы: «Осень в нашем краю», «Кто убирает урожай на полях»; «Золотая осень в гости к нам пришла»

Рассматривание иллюстраций, репродукции: «Уборка урожая»,«Утро в сосновом лесу И.И. Шишкина. «Берёзовая роща»

Чтение художественной литературы: Л.Воронкова «Солнечный денёк»,

М.Лисовская «Листья солнцем наливались», М.Пришвин «Осенние листики»,

А.Пушкин «Унылая пора», А.Толстой «Осень»

 

Д.Игра:  «Чьи детки», «С какого дерева плод», «С какого дерева лист»

 

Продуктивная деятельность:

Конструирование: «Кто, что получилось (из свежих овощей)»

Рисование «Золото осени»

Разыгрывание этюда: «Земляничка»

Хороводная игра: «Хозяйка с базара пришла…»

Слушание музыкальных произведений «Осенние тропинки»  

Подборка стихов об осени.

-Здравствуйте, дорогие гости. Добрый вечер, ребята. Мы сегодня в этом зале собрались, чтобы порадовать, друг друга умением рассказывать стихотворения и возможно среди вас найдутся те, кто делает это особенно хорошо.

— Прежде, чем мы приступим к чтению стихов; выберем жюри, которое будет оценивать наших детей. Победители попадут на конкурс самых лучших чтецов детского сада.

А справедливое жюри  будет оценивать вашу четкую, чистую речь, проговаривание звуков, выражение, эмоциональность и артистичность.

— Выборы в жюри:

Стихи сегодня прозвучат очень разные, но все посвящены одному времени года.

«Вот и осень пришла,

Как бы мы не хотели

Это лето продлить,

Отодвинув метели.

Но не стоит грустить,

Осень тоже прекрасна,

Без нее скучно жить,

Это каждому ясно!»

-Ребята, скажите, какой бывает осень? (ответы детей).

Осень такая разная: грустная, весёлая, дождливая, сухая, холодная, тёплая, хмурая, солнечная… А впрочем давайте с вами послушаем наших детей.

1.Трутнева «Осень»                    

2. Благинина «Листья золотые»

3. Геллер «Дарит осень чудеса»

Осень грустная настала,

Но не будем унывать,

Лучше осень по загадкам

С вами будем узнавать.

— Давайте, ребята, проведем с вами осеннюю викторину:

  1. Осень в гости к вам пришла и с собою принесла… Что?

     Скажите наугад? Ну конечно…(листопад).

  1. Мочит поле, лес и луг, город, дом и все вокруг!

     Облаков и туч он вождь, ты же знаешь, это … (дождь).

3.  У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб)

4. Круглое, румяное красуется на ветке, любят его взрослые и маленькие детки. (яблоко)

5. Холода их так пугают – к теплым странам улетают, петь не могут, веселиться, собрались все в стайки… (птицы)

6. Солнца нет, на небе тучи, ветер сильный и колючий, дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ! (осень).

Продолжаем наш конкурс…

4. А.Вишневская «Осень»                    

5. Капустина «В золотой карете»      

6.Семернин «Дождь по улице идёт»  

7.Ладонщиков «В октябре»                

-Правда замечательные стихотворения поэты для нас придумали. Такими красивыми стихотворения делают рифмы. А вы умеете подбирать рифмы? Сейчас мы это проверим.(Ведущая раздаёт картинки).

—Пока будет звучать музыка вы должны найти себе пару – того у кого будет картинка со словом похожим на слово с вашей картинки.Рябина – корзина; грибок – кузовок; опята – ребята; урожай – каравай; плоды – сады; дворник – садовник; дождинка – снежинка; дорожки – ножки; ладошки – сапожки; картина – осина; берёза – мимоза; паучок – старичок.

Загадки  для взрослых:

1. Какой зверь сушит себе на деревьях грибы? (белка делает запасы на зиму).

2. Листья, каких деревьев осенью делаются красными? (осина, клен, рябина).

3. У какого животного осенью в листопад появляются детёныши, и как их называют? (у зайца, зайчат называют «листопадничками»).

4. Какая кошка живет в лесу? (рысь).

     5. Куда осенью исчезают лягушки?  (они зарываются в тину, в ил, мох и так

зимуют)

Продолжаем  наш конкурс.

8. И.Бунин «Осень»                  

9. Самонин «Листья улетели»

10. Лунин    «Тучи»                

Пока жюри совещаются, мы с вами поиграем

– Ребята, а вы знаете, что может быть осенним? (осенняя). Давайте поиграем в такую игру — (игра с мячом)

Итог конкурса: слово жюри, поощрение, награждение.

scenariivshkolu.ru

Сценарий конкурса чтецов об Осени в детском саду

 (Видеофрагмент «Осенний блюз»)

Ведущий1.

 Добрый день, дорогие друзья! В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, изображения, мощным источником вдохновения. Очень часто человек стремится выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней.

Ведущий2

Мы сегодня в этом зале собрались, чтобы порадовать друг друга умением рассказывать стихотворения и возможно среди вас найдутся те кто делает это особенно хорошо. Стихи  сегодня прозвучат очень разные, но все посвящены одному времени года. Какому? Вы узнаете, отгадав загадку:

Пусты поля,

 Мокнет земля,

 Дождь поливает.

 Когда это бывает?

– Правильно, это – осень. Она дарит нам необыкновенную красоту.

Ведущий1.  

Нашу программу мы назвали «Осень в гости к нам пришла». Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, композиторов. Можно вспомнить А.С.Пушкина с его особым отношением к осени, много других русских поэтов, в творчестве которых природа занимала немалое место – Фет, Тютчев, Баратынский, Есенин, Пушкин, Блок.

Ведущий2.

Осень, самое живописное время года. Она радует нас своими красками. Когда выдаются ясные и тихие дни, в душе каждого, кто встречается с природой, поселяется покой и тихая радость.  Мы будем любоваться чудесными картинами осенней природы, учиться видеть прекрасное во всём, что окружает нас, слушать стихи, которые вы приготовили к этому празднику.

Ведущий1.

Позвольте представить вам членов жюри

____________________________________________________________________________________________________________________________________

(идёт представление).  

Они будут внимательно слушать и оценивать ваше выступления.

Открывает наш конкурс: (представление детей)

ученик 4 «А» класса ______________________________________________________

Ученик 2 класса  ___________________________________________________________

Ученица 3 класса ______________________________________________________________

Ученица 1 класса _____________________________________________________________

Дети читают стихи

 Ведущий2. 

Действительно, как можно не любить осень? Летняя  жара уже спала, но солнце светит все еще ярко, глаз радуют золотистые и багряные оттенки листвы. Фея осень нарядила ясень и клёны в жёлтое, осинки в красное платье, разрумянила их, как спелые яблоки, берёзкам вплела золото в кудри, а могучий дуб словно заковала в медную броню. Осень – самое красивое время года, хотя от неё порой и веет нежной грустью и печалью. И тоскливые монотонные дожди, мрачные тучи, сырой промозглый ветер не могут затмить строгую красоту этой поры.

 (Видеосюжет  «Осень»)

Выступают:

ученик 4 «Б» класса __________________________________________

Ученик 2 класса  _____________________________________________

Ученица 3 класса _____________________________________________

Ученик 1 класса ______________________________________________

Дети читают стихи  

Ведущий1

Кружась в воздухе, падают пожелтевшие листья: этот спускается парашютиком, тот – мотыльком. Начался листопад. Листья падали и падали, косо ложась на сырую землю и создавая мягкий ковёр. Хорошо идти, шурша листьями, вдыхая пряный воздух. Тишина, умиротворённость в природе и на душе…

 Слово нашей следующей участнице ученице 1 класса

На сцену приглашается ученица 4 «А» класса_________________________________________

Ученица 2 класса______________________________ прочитает свое стихотворение

Ведущий1.

А теперь мы поиграем. Викторина «Продолжи строчку». Предлагаю вам небольшую стихотворную разминку.

    Наша Таня громко плачет,

    Уронила в речку … (мячик).

    Я рубашку сшила мишке.

    Я сошью ему … (штанишки).

    У меня зазвонил телефон.

    Кто говорит? … (Слон).

    Зайку бросила хозяйка,

    Под дождём остался … (зайка).

    Я на уроке в первый раз, теперь я ученица.

    Вошла учительница в класс – вставать или … (садиться).

    Красота! Красота!

 Мы везём с собой … (кота).

    Тише, Танечка, не плач,

    Не утонет в речке … (мяч).

    Уронили мишку на пол,

    Оторвали мишке … (лапу).

Ведущий2.

 Мне кажется, есть две осени. Одна – радостная и пышная, богатая урожаем, другая – невидная собой: идёт по лоскутьям преющей листвы под тихий плач дождя. Первую любят за щедрость, с какой она одевает нас своим богатством, а вторую, печальную, — не очень.

Выступают:

ученик 4 «Б» класса __________________________________________

Ученик 2 класса  _____________________________________________

Ученица 3 класса _____________________________________________

Ученик 1 класса ______________________________________________

Дети читают стихи  

 Ведущий1.

Чем яснее мы ощущаем приближение зимы, тем больше ценим последние погожие дни, лучи солнца, шелест листвы под ногами. Осень – это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, летящие блистающие нити паутины, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих на юг.

Слово нашей следующей участнице ученице 1 класса __________________________

Ученица 3 класса _____________________________________________

Ученик 1 класса ______________________________________________

Дети читают стихи  

 Ведущий2. 

Осень для многих поэтов и писателей представляет собой некую неуловимую грань между всеми временами года, нечто мимолетное, что живо сегодня, а завтра уже исчезнет. Все вокруг видоизменяется, преображается, словно летнее тепло и зимние холода спорят, отстаивая свои права.

  Дети читают стихи  

 Ведущий1. 

Федор Иванович Тютчев – художник слова, его не могла оставить равнодушным удивительная красота осенней природы. С уходом лета мы начинаем ценить и редкий солнца луч, и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы, лучше каждых слов убеждают ценить каждую секунду все ускоряющихся дней осени.

Дети читают стихи  

  Ведущий2. 

Итак, на этом наш конкурс завершён. Пока жюри подводит итоги, предлагаю послушать песню на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая»

Приглашаем всех участников подняться на сцену.

Давайте поблагодарим их за прекрасное выступление дружными аплодисментами!

А теперь слово жюри:

Ведущий1. 

Любите поэзию, милые дети,

Пусть будет красивою речь.

Стихов приоткроем сегодня секреты,

Мы в сердце поэтов будем беречь!

Большое всем спасибо.

scenariivshkolu.ru

Сценарий конкурса чтецов "Осени чарующие звуки"

Литературно-музыкальная композиция «Осени чарующие звуки…»

Задачи: активизация познавательной деятельности студентов, воспитание любви к поэзии, эстетического чувства, бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация, песни "Кленовый лист", «Осень», музыка «Осенний вальс», классическая музыка как фон для чтения, название мероприятия, листья для украшения зала.

Ход мероприятия

Слайд 1.

«Осенний бал»

Николай Арсан

А кто из вас, друзья, видал,

Как все в лесу переменилось?

В лесу был дан осенний бал!

Деревья все принарядились:

Кто в пестрый шелк, а кто в атлас —

Лишь сосны строгие да ели

Свой хвойный бархат — радость глаз —

Опять снимать не захотели.

Нагладив желтый свой батист,

Пришла красавица березка

И вдруг стряхнула первый лист,

Как тонкий волос у прически.

Явившись раньше всех на бал,

Оркестром ветра оглушенный,

С рябиной ясень танцевал,

На удивленье приглашенных.

И, позабыв про этикет,

Так громко клен в ладоши хлопал,

Что сбросил золотой манжет

И сделался чуть-чуть растрепан.

А старый дуб, качаясь в такт,

Не в силах был остановиться.

А вы хотели б тоже так

В осеннем вальсе закружиться?

Слайд 1. Песня "Кленовый лист" (1 куплет и припев)

Слайд 2.

1 ведущий.

Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем вас этом зале, где у нас уже не впервые романтическое свидание с Осенью, встреча с осенней поэзией!

Слайд 3.

2 ведущий

Осень - это такое разноцветье красок, буйство природы! Осень - одно из любимых времен года многих людей, потому что это самое яркое время года! Это и синь неба, и желтизна кроны деревьев, и красные гроздья рябины и последние яркие краски осенних цветов.

(Стихотворение читает Кобозева С.)

Слайд 4.

«Осень хризантемы»

Лариса Кузьминская

Осенний день, в лучах комод и стены,

Так солнечно, хоть осень на дворе,

И на столе лучатся хризантемы -

Подарком увядающей поре…

Цветок-загадка символом осенним,

Звездой спускается сияющей с небес...

Нам осень дарит « звездные мгновенья»,

И за окном цветоподобный лес.

Слайд 5.

1 ведущий.

Представим себе осень. При слове "осень" возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень,- когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя,- когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.

(Стихотворение читает Шведова Юлия)

Слайд 6. Музыка

Ольга Нефедова

Закружил золотой листопад!

В танце осени листья порхают,

Наш печальный задумчивый сад

Под напевы дождя засыпает.

В позолоте стоит мокрый лес,

На студеном ветру застывает.

Осень дарит нам столько чудес -

Только осенью это бывает!

Переменчива осень, нет слов:

Бабьим летом прикинуться может,

Иль достанет свой белый покров,

Первым снегом листву запорошит.

Ожидать от нее можно все.

Свой характер она не меняет

И всегда наверстает свое -

Только осенью это бывает!

Несмотря на свой нрав озорной,

Так щедра, и добра, и обильна.

Урожай собирает большой:

Золотая хозяюшка, видно.

Подготовиться надо к зиме?

До краев закрома засыпает.

Ладить с осенью можно вполне -

Только осенью это бывает!

Украшает свой терем она,

Дарит людям последние краски.

Как красавица эта щедра!

Как волшебница добрая в сказке.

Не забыть эту тихую грусть,

Свое золото сад растеряет.

Пусть колдует осеньюшка, пусть -

Только осенью это бывает.

Слайд 7.

2 ведущий.

Интересно, что раньше наши осенние месяцы имели другие имена. Вот как называл народ сентябрь. Хмурень - из-за частой перемены погоды. Ревун - из-за рева осенних ветров, из-за дождей и непогоды. Желтень, жовтень, рудень - из-за желтого цвета листьев. Вересень (произошло от древнеславянского слова "иней") - из-за первых заморозков.

(Стихотворение читает Маллашихова Д.)

Слайд 8.

«У осени на крыльях спят дожди...»

Лариса Кузьминская

У осени на крыльях спят дожди…

Она большая золотая птица…

«Не улетай, Жар-птица, подожди!

Хочу твоей красою насладиться!

Подставлю руки – перышко мне брось!»

И полетел в ладони лист кленовый…

За ним еще – сокровищ чудных горсть…

И всюду запах свежести знакомый.

И свет загадочный разбуженных небес…

И в спину ветер – воротник повыше…

Жар-птицы крыльев всполохи и блеск

Хрустальных капель на притихшей крыше.

Слайд 9.

1 ведущий.

А вот народные названия октября. Грудень - из-за голой остывающей земли. Грязник - из-за осеннего бездорожья. Позимник, зазимник, первозимье - в честь наступающей зимы. Листопад, листопадник.

(Звучит стихотворение в исполнении Коваленко Дарьи)

Слайд 10.

«Листопад»

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки ёлочки темнеют

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

(Стихотворение читает Шкабуро Юлия.)

Слайд 11.

«Осень»

Владимир Набоков

И снова, как в милые годы

тоски, чистоты и чудес,

глядится в безвольные воды

румяный редеющий лес.

Простая, как Божье прощенье,

прозрачная ширится даль.

Ах, осень, мое упоенье,

моя золотая печаль!

Свежо, и блестят паутины...

Шурша, вдоль реки прохожу,

сквозь ветви и гроздья рябины

на тихое небо гляжу.

И свод голубеет широкий,

и стаи кочующих птиц -

что робкие детские строки

в пустыне старинных страниц.

Слайд 12.

2 ведущий.

Ноябрь получил в народе такие имена. Студень, снеговей, полузимник, бездорожник - из-за холодов и наступающей зимы. Мочарец, листогной - из-за опавшей и гниющей листвы. Сумерки года. Канун зимы.

(Стихотворение читает Радина А.)

Слайд 13.

Осень

Константин Бальмонт

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется,

И заплачет спросонья.

(Стихотворение читает Жердева Вера.)

Слайд 14.

«Снова осень»

Андрей Чернышев

Царит осенний лист в природе,

Аллеи в праздничном наряде,

Берёзы – словно на параде,

Неслышно лето вдаль уходит…

Чернеют сжатые поля,

И берега у рек темнеют,

И солнышко всё реже греет,

И мерзнет по ночам земля.

И тусклый блеск в мундирах сосен,

И грустно плачут небеса,

Примолкли птичьи голоса,

И царствует хозяйка-осень.

И как же хочется тепла!

И как же сладко манит лето…

Ах, осень - время для поэтов!

Ах, осень - грустная пора…

Для вдохновенья и полёта,

Для рифм, для строчек, для стихов,

Ах, осень! В грусти облаков

Мы ищем сладостное что-то...

Слайд 15.

1 ведущий.

Ах, осень, осень: кто-то радуется ее приходу, а кто-то, возможно, огорчен. Но в каждом времени года есть своя неповторимость: зима покрывает землю белоснежным покрывалом, весной радует глаз молодая зелень, летом можно насладиться пением птиц. Есть свои приметы и у осени. Их очень много, но некоторые приметы осени мы сейчас вспомним вместе с вами.

Приметы

1. Много рябины: (к холодной зиме).

2. Кошка мордочку прячет: (к холоду, к заморозкам)

1. Комары досаждают до поздней осени: (зима будет мягкой)

2. Поздний листопад: (к суровой продолжительной зиме)

1. Много паутины: (к долгой и сухой осени).

2. Гром в сентябре: (теплая осень), а в октябре: (бесснежная зима).

1. Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают": (будет хорошая осень).

2. Паутина стелется по растениям: (к теплу).

1. Осенний иней: (к сухой и солнечной погоде).

(Стихотворение читает Тищенко К)

Слайд 16.

«В дождливой паутине…»

Лариса Кузьминская

В дождливой паутине дремлет город,

Покрылся перламутром небосвод,

Все ощутимей вечерами холод,

И листьев разноцветный хоровод.

Но столько мыслей, столько озарений

Являются в тоскливости осенней,

И столько новых строк стихотворений,

Дождя мелодий, ветра песнопений.

Лишь собирай ее дары и внемли,

Как красота спускается на землю

Слайд 17.

2 ведущий.

Осень всегда будет непредсказуемым и желанным временем года. Ее воспевают, ждут. Осени поэты посвящали и посвящают свои стихотворения, а художники - картины.

(Стихотворение читает Душембеева Ш.)

Слайд 18.

«Художник Осень»

Лариса Кузьминская

В листвяных золотистых кружевах

Стоят деревья, выгнув свои спины,

Художник осень пишет вновь картины

Фантазии безудержный размах…

Нас поражает вымыслом, сюжетом:

Стоит осина в пурпурном наряде,

Подобная красавице Наяде,

Освещена волшебным солнца светом,

Подобно звездочету старый клен

В плаще из звезд, задумчив и серьезен,

И в мыслях о зиме и о морозе,

Спокоен, строг и умиротворен.

В избытке золото, немного светлой охры,

Чуть розового, красного и вот,

В саду уже написан натюрморт,…

Глаза у яблок от слезинок мокры …

То дождь решил разбавить все водой,

Свои творенья преподносит – фрески,

И добавляет краски голубой.

Его повсюду капельки подвески

Украсили деревьев шевелюры.

Не вечны осени шедевры и творенья,

Ее картины и ее скульптуры,

Но бесконечны красоты мгновенья.

Слайд 19.

1 ведущий.

У многих поэтов осень была любимым временем года. Люблю я пышное природы увяданье... Пишет Александр Сергеевич Пушкин.

Поэт любит осень в самом её разгаре, когда " роняет лес багряный свой убор " и "роща отряхает последние листы ". Ему приятны и " редкий солнца луч, и первые морозы ... Осень в стихах у Пушкина торжественно - печальна и величаво - красива.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

2 ведущий.

Осени посвящали свои стихотворения такие замечательные поэты как Федор Тютчев, Иван Бунин, Константин Бальмонт, Сергей Есенин, Борис Пастернак.

(Стихотворение читает Дронова Наталья)

Слайд 20.

Золотая осень

Борис Пастернак

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

1 ведущий. У поэта — слово, у композитора — звуки, у художника — краски. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Для вас прозвучит романс на стихи замечательного русского поэта, а какого, мы попросим ответить вас, скажем только, что его фамилия имеет к осени непосредственное отношение. Положенные на музыку, его стихи становятся еще более проникновенными. Они помогают нам понять музыку, услышать, о чем она рассказывает.

(ведущие уходят)

Слайд 21, 22, 23, 24.

(Звучит романс на стихи С. Есенина “Отговорила роща золотая”).

2 ведущий. Конечно же, вы догадались, что речь шла о ….. правильно, о Сергее Есенине.

Этому поэту, что называется, на роду было написано посвящать свое творчество осени, ведь его фамилия образована от древнерусского – «есень», что и означало – «осень».

1 ведущий. Итак, одного поэта вы угадали, А сейчас проведем поэтическую викторину. Кому из великих поэтов принадлежат эти строки?

Слайд 25.

1.

Есть в осени первоначальной,

Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

(Тютчев, Фет, Блок.)

– правильно, это Федор Иванович Тютчев

Слайд 26.

2.

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

(Фет, Некрасов, Тютчев)

– Совершенно верно, это Афанасий Афанасьевич Фет

Слайд 27.

1. Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

(Некрасов, Пушкин, Фет)

– это Николай Алексеевич Некрасов

Слайд 28.

2 ведущий.

За что же поэты так любят осень? За что ее любим мы? За красоту! Но не только. Завершается годовой цикл. Природа сначала все время брала для того, чтобы пробудиться, расцвести, завязать плоды, вызреть. И, наконец, наступило время, когда она отдает все, что накопила. Мудрость и зрелость осени, ее красота и ощущение ее краткости - вот что привлекало и привлекает в этом удивительном времени года.

(Стихотворение читает Загреева М.)

Слайд 29.

«Осенняя струна»

Лариса Кузьминская

Звенит осенняя струна надрывной нотой,

И навевает удивительную грусть,

На осень так похожа наша Русь,

Березка белая вся в листьев позолоте.

А птичий клин, что в небе, словно крест,

Летит в далекую заоблачную высь,

Строкой стиха в блокнот ложится мысль-

То осени и неба добрый жест.

И я ловлю подарки с высоты,

И упиваюсь музыкой осенней,

Дающей в увяданье воскресенье,

Волшебный мир добра и красоты.

1 ведущий.

И что же это за загадочное время года, когда природа увядает и засыпает и так прекрасна в своем последнем вздохе? Та же загадка касается и человеческих чувств. По традиции принято говорить, что чувства пробуждаются весной, но именно осенью они переживают самые яркие моменты, и если прошли осенние испытания, то они – надолго.

(Стихотворение читает Бодалова Елена.)

Слайд 30.

«Осенняя зарисовка»

Алина Агеева

Прозрачный, сиреневый вечер

Крадется ко мне на порог,

А с клена слетает навстречу

Карминово-желтый листок.

И вьется, ласкаясь, тропинка

В лиловую, мягкую даль,

Где хрупкие плечи осинка

В вишневую кутает шаль.

Зарделась смущенно рябина,

Взбежав на высокий откос,

И речки осенней стремнина

Уносит мониста берез.

Вечернее небо темнеет,

Струится прохлада вокруг,

Мне руки озябшие греет

Тепло твоих ласковых рук.

Слайд 31.

2 ведущий.

Вы много сегодня услышали об осени, о ее красках и звуках, об осенней природе и о непростом характере осени, а теперь опишите, какой вы видите осень. Проведем словесный марафон. Постарайтесь побольше назвать слов, характеризующих осень. Итак, осень: какая она? (золотая, щедрая, красивая, богатая, яркая, дождливая и т.д.)

– Совершенно верно, она и дождливая, и солнечная, и яркая, и грустная, и щедрая, она разная.

2 ведущий.

Помедли, осень, на опушке года –

С походкой мягкой рыжая лиса...

В такую пору мудрая природа

Нам в буднях открывает чудеса.

1 ведущий.

Бродит свежее вино,

Осень бродит по ограде,

Не жалеешь – все прошло

(даже то, что не случилось)

Мимолетное тепло

Лета призрачная милость.

Слайд 32.

2 ведущий.

Все прошло. Но жизнь продолжается. За осенью придет зима, которая будет радовать новыми красками. А пока еще осталось несколько деньков осени. А наш поэтический праздник подошел к концу, мы от души благодарим зрителей и участников. И на прощанье – еще одна осенняя песня.

1 ведущий.

Вслушайтесь в песню осени, всмотритесь в ее краски и вы как будто выпьете волшебный напиток и услышите, о чем шелестит последний упавший лист, о чем шепчут первые упавшие снежинки …

Слайд 32. Музыка «Осень»

Литература.

Журнал "Педсовет" № 6 2006 год.

Журнал "Чем развлечь гостей" № 7, 8, 2006 год.

infourok.ru