Конспект урока по окружающему миру 2 класс. 2 класс окружающий мир урок


Урок окружающего мира 2 класс

Разработка урока окружающего мира во 2 классе.

Урок № 35 ( в разделе «Мы – жители Земли» первый)  по УМК «Начальная школа ХХI века».    

Тип урока: урок открытия нового.

Тема:   Первое знакомство со звёздами.

Цель: знакомство с типами звёзд, с особенностями самой ближней звезды – Солнце. Формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле; развитие умения соотносить реальный и видимый размер тела.

Дидактическая цель: подвести детей к открытию нового знания о небесных телах – о звездах и планетах, о Земле как планете Солнечной системы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Формирование умений осознания границ собственных знаний о природе; развитие способности к постановке учеником учебно-познавательных задач; оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей деятельности (Регулятивные УУД).

Развитие умений высказывать свои предположения и аргументировать их проводить не сложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов, описывать свои наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя в речевой устной форме; развитие навыков работы с информацией, представленной в разной форме и в разных источниках (Познавательные УУД).

Приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, опыта совместной познавательной деятельности в парах, опыта культурного общения с одноклассниками (Коммуникативные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формировать понятия: космическое тело, звезда, Солнце – ближайшая к земле звезда.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за действиями объекта для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Необходимые ресурсы:

  • Затемненный класс.

  • Компьютер – 1 шт.

  • Мультимедийная установка – 1 шт.

  • Проектор – 1 шт.

  • Презентация к уроку – 1 шт.

  • Колонки для звука – 1 комплект.

  • Карточки для выполнения парных, групповых заданий.

  • Звезды каждому ученику: голубого, жёлтого и красного цвета.

Учебный комплект: учебник «Окружающий мир» 2 часть автор: Виноградова Н.Ф., Вентана – Граф, 2013г., рабочая тетрадь №2.

Ход урока

(СЛАЙД 1 –фоновый)

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (2 мин.)

Учитель – Здравствуйте, ребята! Начинаем урок окружающего мира.Окружающий нас мирИнтересно познаватьЕго тайны и загадкиМы готовы разгадать.

-Ребята, вы готовы познавать и разгадывать тайны мира?

Окна кабинета затемнены. Звучит музыка “Космос” Слайд-видео №2. Останавливается по щелчку.

  1. Определение темы урока. (1мин.)

(СЛАЙД 3 –звезды)

Учитель - Ребята, понравилось вам видео? Что вы чувствовали в эти минуты?

( Нежность, спокойствие, красоту, удивление.)

Учитель – Красоту чего вы почувствовали? ( Космоса, звёзд.)

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (планетам, космосу, звёздам)

- Прочитаем вместе тему нашего урока.

«Первое знакомство со звездами»

(СЛАЙД 4 -тема)

  1. Постановка учебной задачи.

Совместное открытие, что такое звёзды.

Работа над изучением нового материала. (10 мин.)

Учитель - Сегодня на уроке мы с вами: (СЛАЙД 5)

  1. Узнаем что такое звёзды;

  2. Определим, какими звёзды бывают;

  3. Познакомимся с ближайшей к Земле звезде;

  4. Выясним роль ближайшей звезды в нашей жизни.

Учитель - Как вы думаете в давние, далекие времена людям интересно было звездное небо? (Да, людям в давние времена было интересно наблюдать за звездами) (СЛАЙДЫ 6 - 7)

Учитель - Обратимся к учебнику с.6, узнаем об этом подробней.

Ученик читает информацию в учебнике.

Учитель - Каким называют небо в прочитанном отрывке?

(ночное, загадочное, непонятное)

Учитель задаёт вопросы ученикам:

  1. А вы смотрели вверх, наблюдали за звёздами? (Да.)

  2. Сколько их? (Много, очень много)

Учитель - И среди этого огромного количества (многообразия) нет двух одинаковых.

  1. Когда видны звёзды? (с вечера до утра, ночью)

  2. Каждую ночь видны звёзды? ( Нет, только когда небо чистое, без облаков)

Учитель - Миллионы звёзд рассыпаны по звёздному небу, но мы, даже безоблачной ночью, видим всего лишь несколько тысяч звёзд.

  1. Как вы думаете, почему так получается? (Потому что звёзды от нас очень далеко)

  2. Какими вы их себе представляете? (огромными, горячими)

  3. Может быть, вы что-нибудь о них знаете?

Узнаем более подробную, точную информацию о звёздах.

- Обратимся к учебнику с. 6-7.

Несколько учеников по очереди читают информацию в учебнике.

Групповая работа.

Учитель - Сейчас вы будете работать в группах.

Вспомним правила работы в группе. ( СЛАЙД 8)

  • Работай в полную меру своих сил.

  • Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  • Говорите коротко, ясно.

  • Поддерживайте друг друга.

  • Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

  • Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от координатора.

  • Выступать от имени группы почетно.

1. Итак, сначала самостоятельно прочитайте про себя статью о звёздах.

2. Затем карандашом подчеркните ответ на задание вашей группы.

У каждой группы своё индивидуальное задание: ( СЛАЙД 9- задания)

1 группа – ответит на вопрос – как делятся звёзды по размеру.

2 группа – какие группы звёзд выделяют по цвету.

3 группа - какие группы звёзд выделяют по температуре.

4 группа – какие звёзды самые горячие и менее горячие.

Ученики работают в группах.

Учитель - Скоординируйте свой ответ друг с другом. Координатор группы назначит отвечающего.

Ответы детей.

Первая группа: - Звезды бывают гиганты и карлики. (СЛАЙД 10)

Вторая группа: - Звезды бывают голубыми, белыми, красными, желтыми, оранжевыми. (СЛАЙД 11)

Третья группа: - По цвету звёзд ученые судят об их температуре. Звёзды бывают холодными и горячими. (СЛАЙД 12)

Четвертая группа: - Голубые и белые звёзды самые раскалённые, желтые, оранжевые и красные менее горячие. (СЛАЙДЫ 13- 14)

Учитель - Правильно, молодцы! Я лишь добавлю, что желтые звёзды учёные называют – тёплыми, а оранжевые и красные – холодными. Но даже самая холодная звезда, горячее привычной нам температуры. Скажите, какая температура нашего тела (36, 6о), сама холодная звезда имеет температуру 3000о. Как вы думаете, это очень горячо? ( Да, очень.)

- Подведем итог. Что же такое звезды. Кто может собрать услышанную информацию и дать определение, что такое звёзды?

Ответы учеников: - Звёзды это космические тела. Они светятся. Звезды могут быть горячими и холодными. (Ответы учеников.)

Учитель - Молодцы! А теперь узнаем определение, которое дают ученые.

( СЛАЙД 15 – определение звезды)

Звёзды - это небесные тела, раскаленные газовые шары, излучающие свет и тепло. Различающиеся по: размеру, цвету и температуре.

  1. Закрепление полученных знаний о звёздах. (4мин.)

Учитель – Закрепим наши знания в практической работе.

Практическая работа (парная)

- Ребята сейчас вы будете работать в парах. Возьмите листы жёлтого цвета. На большом листе вы видите таблицу, которую необходимо заполнить. А на маленьком листе приклеены разные по цвету звёзды. Прочитайте, что написано в таблице. ( Горячие звёзды, теплые звёзды, холодные звёзды.) Определите на каком месте в таблице должна быть каждая звезда согласно своему цвету и прикрепите её на своё место. Работа в парах.

Учитель - Проверьте ваши работы. Всё ли выполнено верно.

(СЛАЙД 16 – группы звезд)

Учитель - Чьи работы выполнены без ошибок? Выставка работ.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Давайте немного отдохнем.

Физминутка:

В нашей солнечной системе (марш)

Все устроено по теме. (руки к солнцу)

Вы запомните, друзья, (руки, опуская по очереди в стороны)

Это дружная семья! (хлопаем в ладоши)

Молодцы! Садитесь.

  1. Совместное открытие, что такое Солнце. (14мин.)

Учитель - Мы с вами узнали, что в мире миллионы звёзд, а какая звезда находится ближе всего к Земле? (Солнце.) ( СЛАЙД 17 – солнце)

Учитель - Правильно. Ближайшая к Земле звезда это, действительно, Солнце.

Учитель - И сейчас мы прочитаем об этой удивительной звезде в учебнике на странице 7. ( Ученик читает текст.)

Учитель - Вы все внимательно слушали и сможете закончить предложения и ответить на вопросы.

  1. Солнце это….(глава семьи, ближайшая к Земле звезда) (СЛАЙД 18 – Солнечная Система)

  2. Возраст Солнца …(около 5 млрд. лет) Как вы думаете это много или мало? ( Очень много.)

  3. Солнце глава большой семьи. Как называется эта семья? ( Солнечная система)

  4. Что включает в себя Солнечная Система? (В Солнечную Систему входят планеты.)

  5. Как движутся планеты в СС? ( Планеты вращаются вокруг Солнца)

Учитель - Посмотрите, как выглядит наша Солнечная Система. Сколько всего в ней планет? (8 планет.)

Учитель – Какая по счету от Солнца Земля. (Третья) Верно, молодцы.

С давних времен люди обратили внимание на Солнце и придумывали свои поговорки о Солнце. ( СЛАЙД 19)

А какие вы знаете пословицы о Солнце?

(При солнышке тепло, при матери добро.

Солнце пригреет — все поспеет.

Солнышко на всех ровно светит.)

Учитель - Учебник тоже поможет узнать нам новые пословицы.

Прочитаем пословицы в учебнике на с.7.

Учитель - Замечательно! Вам понравились новые пословицы? (Очень.)

Индивидуальная работа – закончи пословицу.

Учитель - Прочитайте самостоятельно их еще раз и закройте учебники.

Откройте рабочие тетради на с.3, выполните №2.

Учитель - Ребята, проверим, как вы написали. (СЛАЙД - 20)

(Ученики читают пословицы.)

1.Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

2.Солнце встало, всем принесло радость.

3.Солнце встает, так и день настаёт.

Учитель – Молодцы! Вы правильно написали.

- Какую роль в нашей жизни играет Солнце? (СЛАЙД - 21)

- Так ли оно нам необходимо или мы можем обойтись без него? (Без солнца все будет тёмным и холодным. Не будет животных, растений. Наша планета была бы холодной, не было бы на ней жизни.)

Учитель – Правильно. Молодцы.

Учитель – Итак, Земля получает от Солнца тепло и свет. Она находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой. Это позволяет жить на Земле разным живым существам. Кроме солнечного света и тепла на нашей планете есть вода и воздух.

- Каким профессиям необходимо солнце? (Учителю, водителю, лётчику…)

-Верно. Многим профессиям по-своему нужно Солнце и сейчас мы с вами сыграем в игру.

Игра «Что расскажет о солнце…»

(У каждой группы на парте лежит карточка с профессией людей: поэт, врач, путешественник, хлебороб.)

Учитель – Подумайте и ответьте на вопрос: «Что может рассказать о Солнце человек вашей профессии?» (СЛАЙД - 22)

Ответы учеников:

Хлебороб может рассказать о том, как необходимо солнечное тепло и свет для того, чтобы вырастить хороший урожай хлеба. (СЛАЙД - 23)

Поэт напишет нежное стихотворение, в котором расскажет о солнышке. (СЛАЙД - 24)

Врач расскажет о том, какую пользу приносят солнечные лучи. Витамин D. Как полезно немного загорать на солнце. (СЛАЙД - 25)

Путешественник расскажет о том, как по солнцу найти дорогу. (СЛАЙД - 26)

Учитель – Молодцы! Вы точно сказали значение Солнца.

- Ребята, а какая наука изучает Солнце? (Астрономия.)

(СЛАЙД - 27)

- А ученых, которые изучают Солнце и все небесные тела называют астрономами. Они наблюдают за небом через огромные телескопы.

- Прочитаем в учебнике, что расскажет нам о Солнце ученый астроном. С.8.

Ученик вслух читает информацию в учебнике.

  1. Закрепление полученных знаний о Солнце. (4мин.)

Учитель - Подведем итог.

- Что же вы запомнили и можете рассказать о Солнце?

- Что такое Солнце? (Солнце это звезда)

- Почему Солнце мы видим маленьким? ( Оно далеко)

- Хорошо. Дайте определение Солнцу. Что такое Солнце.

(СЛАЙД –28 без надписи) (Это звезда. Горячая звезда.)

- Прочитаем определение ученых. (СЛАЙД – 28 появление надписи)

- Мы узнали, что Солнце это огромный огненный шар, а какого оно цвета (желтого, красно-оранжевое, оранжевое, красное)

- Молодцы. Таким разным мы видим его с Земли и это зависит от времени года, от погоды. Но ученые определили, что оно жёлтого цвета и, следовательно, относится к группе жёлтых звёзд.

- Как вы думаете, а какое Солнце по размеру? ( Большое)

- Но учёные сравнили его с другими звёздами и узнали, что оно не такое уж и большое. Они определили его в разряд карликовых звёзд. И так получается, что Солнце это звезда «ЖЕЛТЫЙ - КАРЛИК». ( СЛАЙД - 29)

- Давайте сравним размеры Солнца и Земли. Что больше? (Солнце.)

- Верно, если представить, что можно сделать гигантские весы и на одну чашу положить Солнце, а на другую 330 тысяч таких планет, как наша Земля. Тогда весы покажут одинаковый вес. (СЛАЙД - 30)

  1. Закрепление полученных знаний на уроке. (7 мин.)

Итог урока. (СЛАЙД - 31)

Учитель - Ребята, наш урок подходит к концу.

- Обратимся к плану нашей работы вначале урока.

  1. Узнать что такое звёзды;

  2. Определить, какими звёзды бывают;

  3. Познакомиться с ближайшей к Земле звезде;

  4. Выяснить роль в нашей жизни ближайшей звезды.

- Весь план работы мы с вами выполнили? (ДА.)

- О чём мы с вами узнали на нем? (о звездах, о солнце, о Солнечной Системе)

- Вы узнали новое на уроке? (Да. Много нового, интересного.)

Как итог сегодняшнего урока, составим синквейн о Солнце и о звёздах.

1 и 3 группы – о звёздах, 2 и 4 группы – о Солнце. (СЛАЙД - 32)

Ученики зачитывают синквейны.

Учитель – Молодцы! Вы хорошо справились с последним заданием. Спасибо.

  1. Рефлексия.

Оценивание класса. (2 мин.)

Карточки-звёзды находятся на партах.

Учитель - Если вы считаете, что на уроке у вас все получалось хорошо, то поднимите  голубую звезду.

-Если считаете, что все получилось, но что-то можно было сделать лучше, то поднимите жёлтую звезду.

-Если считаете, что многое не получилось, то поднимите красную звезду.

- Я рада, что большинство справились с работой.

- Вы очень хорошо работали: активно и внимательно.

- Отметки.

  1. Задание на дом: (СЛАЙД – 33), (1 мин.)

– Учебник стр. 6–12, р/т стр. 3 № 3.

По выбору:

  • Когда вы рассматриваете ночное небо, что вам представляется? О чём думаете? Придумайте фантастическую историю про звёздное небо.

  • Или придумайте, что расскажет о Солнце космонавт.

Учитель - Спасибо за урок, ребята. До свидания. (СЛАЙД - 34)

Синквейны, составленные учениками.

1 группа.

Звёзды

Красивые и разные

Поют, вращаются, светят

Освещают всегда ночь нам

Великолепно!

2 группа

Солнце

Горячее, большое

Освещает, вращается, светит

Главное в своей семье

Отлично!

3 группа.

Звёзды

Маленькие, горячие

Летают, сверкают, парят

Видны нам только ночью

Красота!

4 группа.

Солнце

Горячее, жёлтое

Вращается, светит, греет

Главное для жизни на планете

Красота!

infourok.ru

Уроки окружающего мира во 2 классе

Рассмотрим, что изучают второклассники на уроках по «Окружающему миру».Во 2 классе дети узнают о трех состояниях вещества; о том, что Земля имеет форму шара, а горизонт – всего лишь воображаемая линия. Дети получат элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды), узнают об основных сторонах света, изучат закон всемирного тяготения, поймут какая связь между сменой дня и ночи и движением Земли вокруг Солнца.

Уроки «Окружающего мира» во 2 классе помогут научиться вести себя при грозе, дадут элементарные сведения о погоде, расскажут о частях света, материках и океанах. Детям расскажут о характерных особенностях равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов. Дадут начальные понятия о природных зонах Земли.

Родители обязательно должны помочь ребенку в усвоении пройденного и такой помощью будет, к примеру, совместная работа над докладом «Тропики», имеющемся на нашем сайте. Необязательно заставлять ребенка заучивать сведения о «Тропиках» наизусть, достаточно будет рассказать о животных, птицах, растительности этой зоны.

В наших докладах содержаться красивые иллюстрации, которые будет интересно внимательно рассмотреть, обсудить, возможно ребенок захочет дополнить доклад своим собственным рисунком – эту заинтересованность необходимо поощерять и поддерживать, ни в коем случае нельзя критиковать самостоятельную работу.

Будет замечательно, если взрослые найдут в сопроводительных статьях к нашим докладам и презентациям что-то полезное и интересное, что можно максимально просто и доступно донести до второклассника.

К концу 2 класса, благодаря «Окружающему миру» и ,мы надеемся нашему сайту, дети овладеют элементарными приемами чтения карты, научаться распознавать ландшафты основных природных зон, будут уметь находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города, научаться различать времена года по основным признакам, определять стороны горизонта при помощи компаса, описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой, беречь богатства природы в повседневной жизни, уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

school-present.ru

Урок по окружающему миру 2 класс

Урок окружающего мира 2а класс

Тема: В гости к весне.

Учитель Семенова Л.А.

автор учебника А.А.Плешаков , 2 класс,

УМК «Школа России»

Тип урока: комбинированный

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

  • принимать и сохранять целевые установки урока;

  • анализировать текст и иллюстрации учебника с целью установления связей между живой и неживой природой;

  • отделять значимую информацию от второстепенной,

  • использовать речевые средства для решения познавательных задач;

  • использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых процессов;

  • взаимодействовать в группе при решении учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • формулировать выводы из изученного материала;

  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассказать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной;

находить информацию на заданную тему ,

различать известную и новую для себя информацию;

узнавать перелётных птиц на рисунке ,

осуществлять самопроверку ;

выступать с сообщениями в классе;

моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе,

формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Оборудование:

Учебник 2 класс Плешаков

распечатка текстов;

карточки с заданием для групповой работы;

Презентация к уроку « В гости к Весне»

Фрагмент мультфильма «Весенняя песня»

Технические средства:

Ход урока

1.Оргмомент

-Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь, поздоровайтесь с гостями!

Проверьте, все ли готово у вас для успешной работы.

Покажите своё настроение.

2. Мотивация и целеполагание

-Я рада, что все пришли на урок с прекрасным настроением, потому что сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время, вы скажите, прослушав отрывок А. Фета.

Слайд

Снова птицы летят издалёка,

К берегам расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

-Что значит расторгать?

-Разрушать, разрывать

-О каком времени года пишет поэт?

-Поэт пишет о весне

Слайд

-Тема нашего урока В гости к весне

-Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке?

Предположение учащихся….

-Прочитайте целевые установки в рубрике «Что узнаем, чему научимся»

Дети читают на с.86.

-Сегодня на уроке мы постараемся открыть тайны природы, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем сравнивать и анализировать, делать выводы по наблюдениям.

-А теперь я приглашаю вас на лесную опушку послушать весеннюю песенку.

Отрывок из мультфильма «Весенняя песенка» .

-С чем же к нам приходит весна?

-С пением птиц, музыкой природы, журчанием ручья ,звенящей водой, бурным пробуждением, расцветом, шёпотом цветов, весельем и т.д.

3.Актуализация знаний и умений (с помощью вопросов на стр.86)

Обмен информацией

-Расскажите о весенних изменениях в живой и неживой природе, которые вам удалось пронаблюдать.

- Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе?

-Сначала происходят изменения в неживой природе

1.-Как изменилась погода с приходом весны?

Слушаем друг друга внимательно, чтобы продолжить рассказ последовательно

-С приходом весны солнце всё выше появляется на горизонте. Дни становятся длиннее. На голубом небе можно увидеть кучевые облака. Стало намного теплее. Снег становится тёмным и рыхлым и быстро тает. Растаявший снег собирается в ручейки. Почва оттаивает. Река Алей вышла из берегов и затопила луг. Осадки выпадают в виде дождя и снега.

Слайд

солнце стало подниматься выше, светить ярче, греть лучше

  • дни стали длиннее

  • Небо стало голубое

  • становится теплее

  • снег тает

  • побежали ручейки

  • оттаивает почва

  • осадки выпадают в виде дождя и снега

начинается ледоход (новое понятие)

половодье (новое понятие)

2. -Что изменилось весной в жизни растений и животных?

-Согретые весенним солнышком соки деревьев поднимаются от корней к почкам. Начинает зеленеть молодая травка. В наши края возвратились перелётные птицы: грачи, скворцы, гуси, журавли. Ожили мухи, выползли муравьи, появились бабочки, пчёлы.

  • набухание почек на деревьях

  • появление травы

  • прилет птиц

  • появление насекомых

4.Освоение нового содержания и его применение

Изменения в неживой природе

-Где можно ещё, кроме ваших наблюдений узнать об изменениях в неживой и живой природе?

предположение учащихся

-Посмотрите на 86 страницу учебника и скажите, как будете работать?

-Перед тем как приступить к работе, вспомните правила работы в группе

Слайд

  • Уважай своего товарища

  • Говори спокойно и ясно.   

  • Умей каждого выслушать 

  • Говори только по делу.

  • Не согласен - предлагай

Задание на карточке: Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой природе и ответьте на вопрос: «Почему с приходом весны стало теплее»,

-Почему стало теплее?

-Солнце стало греть лучше.

-Какие новые понятия вам встретились.

-Ледоход Половодье

-Приходилось ли вам наблюдать ледоход?

-Что можно наблюдать во время ледохода?

Слайд

-Во время ледохода, лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска. Картина впечатляющая.

-А почему весной опасно ходить по льду?

-Подтаявший лёд может проломиться.

Слайд

-Когда река грозит половодьем?

Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет близлежащие луга, поля, леса.

-Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему?

-Они могут погибнуть

-Во время половодья особенно страдают зайцы. Им спасение только на суше, поэтому они обречены на гибель, если не успели до неё добраться.

Слайд

-Итак, мы выделили с вами признаки весны, которые вы наблюдали в природе

Работа на компьютере задание №2

-А теперь поработайте на компьютере и проверьте себя:

Будьте внимательны, читая задание.

Как вы думаете , какой из всех весенних признаков самый главный?

-Становится теплее

-Благодаря потеплению происходят все остальные изменения в природе

С потеплением природа оживает, пробуждается.

Физкультминутка

ЦАПЛЯ

Цапля весело шагала,

Всех лягушек разогнала,

Тину с лапок обобрала, обобрала,

Шейкой длинной повертела, повертела,

Всю округу осмотрела, осмотрела,

К солнцу сладко потянулась, потянулась,

Изменения в живой природе.

растения

Как вы думаете, ребята, что люди весной называют ласково «Первая улыбка Весны?»

( предположения учащихся

«Первой улыбкой весны» люди называют первоцветы , раннецветущие растения)

Эту улыбку можете увидеть в классе..

коллаж слайда

А как вы полагаете, почему их так назвали?

Они первыми появляются из земли и цветут очень рано

Познакомьте нас с растениями, о которых вы готовили сообщение

А мы слушаем внимательно, чтобы уметь ответить на вопрос.

(Сообщения детей о первоцветах)

Слайд

Мать-и-мачеха. Ранней весной, когда ещё веет зимним холодом, прямо посреди прошлогодней травы можно увидеть жёлтые цветки на мохнатых стебельках. Они, как сигнальные лампочки, подают знак: весна пришла. На деревьях ещё не появились листочки, а мать-и-мачеха уже цветёт. Интересно, почему это растение так назвали? Если внимательно рассмотреть растение, то можно заметить, что листья у него сверху блестящие, гладкие и холодные, а снизу шероховатые, пушистые и мягкие. За эту особенность цветок получил своё имя: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать».

Вопрос: За что мать - и мачеха получила такое название?

Из-за листьев - верхняя сторона листа гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, а нижняя нежная и теплая, как родная мать

Слайд

Медуница. Мать-и-мачеху можно назвать самым смелым весенним цветком. Но медуница почти так же отважна: она зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя цветки у неё некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие. Пока медуница часто встречается в наших лесах. Но она уже взята под охрану!

Вопрос: Как вы поняли, какова особенность у этого растения?

Меняет окраску: цветки бывают разного цвета- розового,синего.фиолетового

Слайд

Хохлатка.

Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу - под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в тугую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост - шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчёлы - собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки. Очень нежна хохлатка. Если сорвать её, скорее всего даже до дома не донесёшь - растение увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу.

Молодцы!

Но вот Мудрая Черепаха интересуется, а знаете ли вы ещё какие-нибудь раннецветущие растения .

чистяк весенний,

печёночница благородная,

ветреница лютичная,

первоцвет,

гусиный лук .

нарцисс

Слайд

Работа на компьютере задание №1

А теперь поработаем на компьютере. Задание №1. Определите какой цветок лишний и отметьте первоцветы

Я каждую весну с великой радостью и удовольствием наблюдаю за появлением первоцветов, но меня всякий раз волнует один и тот же вопрос---Что за сила выталкивает эти прекрасные создания так рано из земли, когда еще вокруг лежит снег?

А вы как думаете?

( предположения детей)

Ребята, вопрос был один? А почему ответов несколько?

Потому что мы пока этого не знаем

Давайте представим, что мы научные работники и поищем ответ в научной статье.

Работа в группе

Исследуйте статью, обсудите и подчеркните ответ на вопрос:

Первоцветы - это первые цветы, которые появляются после холодной зимы. Они вырастают быстро. Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую луковичку. Эта «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.

Что же является источником силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников?

Ответ: Маленькая луковичка - подземная кладовая, которую растение наполняет за весну и лето и позволяет пробуждаться так рано.

!

Оцените свою работу по лесенке достижений

Охрана первоцветов

Слайд

Почему около раннецветущих растений горит сигнал опасности?

Предположение учащихся

Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту.

Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу.

А ведь так не сложно сберечь весеннюю красоту ….

Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы сохранить растения?

Не рвать цветы, а только любоваться !

Слайд

Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок,Если все: и я и тыЕсли мы сорвем цветыОпустеют все поляныИ не будет красоты!

Слайд

О животных

Прочитайте текст на стр 89 и докажите, что весна вносит свои изменения и в жизнь птиц

1. Звонко запели синицы, зачирикали воробьи.

2.Возвращаются в родные края перелетные птицы.

3.Почти все птицы начали строить гнёзда, чтобы вывести птенцов.

Узнайте перелетных птиц, которые прилетели на нашу полянку.. (карточка №2)

Слайд

Перед работой покажите на линеечке, предполагаемый результат. Проверьте себя на страничках для самопроверки стр.141

Кому нужно закрепить знания?

Кто же из птиц прилетает раньше всех?

Проверьте себя…

Слайд

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица… Грач

А кто прилетает сразу после грача?

Слайд

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. Скворец

Слайд

Он размером с воробья,

С буро-красной грудкой,

Трель не хуже соловья

Выдаёт малютка! Зяблик

Слайд

Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения! Жаворонок

Слайд

Пробегает по дорожке На коротких тонких ножках. Часто хвостиком трясёт, И под крышею живёт. Комары её закуска. Это птичка -…. Трясогузка

СлайдЯ проворна, легкокрыла,Хвост раздвоен, словно вилы.Если я летаю низко,Значит дождик где-то близко. Ласточка

Физкультминутка

А теперь мы отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Как вы птицы летите? ВЫСОКО-О-О-О

Куда вы птицы летите? ДАЛЕКО-О-О-О

Почему возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы?

Стало тепло, появились насекомые.

Подумайте, как же связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе.

Предположения учащихся

Давайте попробуем раскрыть секрет волшебницы-весны при помощи модели.

Какое из весенних явлений должно стоять самым первым и почему?

Слайд

Определите другие связи и соедините их стрелкой

( на компьютере)

Что помогло установить связи неживой и живой природы.

Приметы весны Изменения в живой и неживой природе

5.Выводы и обобщение

Назовите основные примеры изменения в неживой и живой природе. Коротко

Прочитайте вывод в учебнике и сравните его с нашим выводом.

Есть ли в сообщении мудрой сова примеры, которые мы не назвали.

6. Контроль и оценка достижений (по вопросам учебника)

Оценивание с помощью сигналов

Прочитайте контрольные вопросы и оцените свою работу на уроке с помощью смайликов, исходя из критериев.Слайд

человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

7.Выберите д/з к следующему уроку: (на карточках)

1.Рабочая тетрадь стр.56-57

2.Оформи плакат в защиту первоцветов!

3.Поищи ответ на вопрос «Кого называют вестником весны и почему?»

Покажите своё настроение в конце урока

Чтобы у гостей тоже было прекрасное настроение подарите им весенние нарциссы

Мне понравилась ваша работа на уроке!

Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной!

Молодцы!

Презентация детского проекта «Приметы весны». (выступление)

1.Корниенко Андрей (Загадки о весне с рисунками)

2.Гирько Андрей (стихи)

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

(С.Маршак)

3.Машкин Алеша (народные приметы о весне)

В заключении дети дарят гостям нарциссы из бумаги

infourok.ru

Урок окружающего мира 2 класс

Урок окружающего мира

Учитель: Яковлева Галина Леонтьевна,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №6»

Класс: 2 класс

Тема урока: Значение воды.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся со значением  воды в природе, подчеркнуть важность воды для жизни человека.

Развивающие: развивать личность обучающегося на основе формирования умения учиться, развивать внимание, логическое мышление, память, речь.

Воспитательные: воспитывать толерантное отношение друг к другу при постановке и решении учебной проблемы, бережное отношение к окружающей нас природе,

воспитывать трудолюбие и ответственность.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные: уметь находить необходимый материал в книгах.

Познавательные: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: планировать учебную деятельность, следовать точным инструкциям учителя.

Коммуникативные: уметь договариваться между собой, высказывать свое мнение, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознать необходимость охраны природы, всего живого и неживого.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, глобус.

Ход урока

1.Здравствуйте!

Сегодня мы с вами проведём вместе урок по одному из самых важных и интересных школьных предметов – «Окружающий мир».

Начинаем?

2.Давайте прислушаемся!

Звуки воды

Знакомы ли вам эти звуки?

Можете ли вы назвать их, одним словом?

Каким?

Ответы детей

Вода – слово коротенькое, но очень интересное. Давайте расскажем о нём.

(В качестве подсказки посмотрите на экран: почему я записала это слово именно так?)

Ответы детей

Молодцы! Как много вы рассказали о слове «вода».

А ещё это слово часто встречается в составе устойчивых выражений (фразеологизмов), например:

Вода камень точит.

Пройти огонь и воду.

Как две капли воды.

Есть у вас свои примеры?

Ответы детей

А что вам представляется, когда говорят «вода»?

Какая она бывает?

Ответы детей

Итак, вода бывает очень разной.

Этот вывод подтверждают и художники.

Обратите внимание на нашу выставку репродукций(на доске).

Все, кому интересно, могут рассмотреть её в перемену.

3.Ребята, вы молодцы!

Много уже знаете о воде. Сегодняшний наш урок – заключительный в разделе.

НО…обратите внимание: мы ещё не назвали тему урока (?)

Давайте вместе озаглавим наш урок. А поможет нам в этом одна старая песня.

Песня водовоза

Понравилась песня?

О чём она?

Ответы детей

Значит, сегодня мы будем говорить о значении воды.

Тема урока – Значение воды.

И об этом вы тоже друг другу расскажете сами.

4.Чтобы поработали все и быстро, разделимся на 4 группы. У каждой группы своё задание:

*Вода в жизни растений

*Вода в жизни животных

*Вода в жизни человека

*Вода – разрушитель

Время работы – 2 минуты.

Какие правила групповой работы помните? (дружно, негромко, слушать и слышать друг друга)

Памятка

Вам нужно сделать общий вывод, который нам перескажет командир.

Всё понятно?

Работа в группах

Физкультминутка «Дождик»

Проверка, подведение итогов (1, 2, 3 группы)

Вывод на доске

А вот как сказал о значении воды французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери:

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь…

Вы согласны с ним?

5.Но бывает, что вода является угрозой для жизни. Пришло время выступить 4 группе.

Вывод на доске

Вода может принести и другие разрушения.

Сель Промоина

Как всегда, нам поможет словарь.(2 человека зачитывают значения слов)

Какие виды разрушений несёт вода?

6.Итак, что мы сегодня узнали на уроке о значении воды? (польза и вред)

Мы сейчас говорим о воде, которая голубым цветом обозначена на глобусе и карте.

Глобус

Много её?

Анализ схемы

Нам с вами для жизни, какая вода нужна? (пресная)

А её становится всё меньше, но каждый из нас может помочь её сохранить.

Что можете сделать лично вы?

Ответы детей

Давайте соберём ваши предложения в одно целое и составим памятку о бережном использовании воды жителями нашего города.

Согласны?

И даже можем её утвердить. Вы сможете отнести её в свои семьи, дополнить, если необходимо, раскрасить и повесить рядом с краном.

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

kopilkaurokov.ru

Урок окружающего мира 2 класс

УМК «Планета знаний»

2 класс КРО VII вида основного общего образования

Предмет: Ознакомление с окружающим миром

Тема: Исследование космоса

Цели: способствовать расширению представлений учащихся о способах понимания мира; создать условия для патриотического воспитания, показав достижения России в области космонавтики.

Задачи: формирование знаний о первых полётах в космос наших соотечественников

Развивать внимание, речь учащихся;

Воспитание патриотических чувств учащихся.

Планируемые результаты образования:

Предметные: приводят примеры приборов и инструментов; рассказывают об исследовании космоса, учёных и изобретателях.

Личностные: имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; положительно относятся к учёбе как интеллектуальному труду.

Метапредметные:

Регулятивные:самостоятельно планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы.

Познавательные: осуществляют поиск информации с использованием ресурсов библиотек; пользуются справочниками, словарями, энциклопедиями

Коммуникативные:понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы.

Образовательные ресурсы: презентация «Знания о космосе».

Сценарий урока

Он нас позвал в космос

Нил Армстронг

  1. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент)

С добрым утром

Начат день

Первым делом – гоним лень.

На уроке не зевать -

Пора работать начинать!

Ребята, отгадайте загадку:

Он не летчик, не пилот,Он ведет не самолет,А огромную ракету.Дети, кто, скажите, это?(Космонавт)

Учитель: - Что за профессия - космонавт? (Ответы детей.)

- Зачем люди летают в космос?

  1. Актуализация знаний.

Проверка знаний «Я знаю, отвечаю»

- Что образует Солнечную систему?( Солнце и планеты со спутниками)

- Ближайшая к Земле звезда – это… (Солнце)

- Что вращается вокруг Солнца? (планеты)

- Сколько планет мы знаем? (9)

- Какая по счёту планета Земля?

III. Работа над темой урока.

Из истории

Таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей. Около 400 лет назад Галилео Галилей изобрёл первый в мире телескоп. Благодаря ему люди уже имели некоторое представление о космосе. Но в своих мечтах люди хотели оторваться от земли и парить в небе, как птицы. (сдайд)

В жизни находились среди людей смельчаки, которые пытались летать с помощью искусственных крыльев. Они использовали воздушный шар, к которому была прикреплена корзина, где находились люди. Шар наполняли горячим дымом, он поднимался невысоко и летал недолго. Как только дым остывал, шар опускался на землю (слайд).

С каждым годом человек усовершенствовал свои знания, он хотел во что бы то ни стало взлететь в небо, подняться к звёздам, исследовать космос.

Но всё же на разведку в космос на космических ракетах сначала отправили не человека (слайд). 4 октября 1957 года был запущен первый в мире искусственный спутник земли. Но он не смог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе?

Второй спутник вышел в космос с пассажирами на борту. Это были четвероногие разведчики Белка и Стрелка (слайд ).

Итак, учёные убедились, что живые существа могут жить в космосе хотя бы некоторое время.

Сейчас космонавты довольно часто летают в космос, мы к этому уже привыкли. Но когда в космос полетел первый космонавт, люди всего мира испытали изумление и восторг.

Стихотворение читает подготовленный ученик

Такого чуда не было вовек В холодный КосмосМчится человек!Имя Гагарин,Юрий ГагаринВ память людейВошло навсегда.Подвиг его легендарен!Мир смельчаку благодарен,Родина им горда!О. Высотская

- Кто он, первый первопроходец космоса? (Ю. А. Гагарин)

Ю. А. Гагарин родился 9 марта 1934 г. в смоленской области. В школе маленький Юра учился на отлично, но в 15 лет он решил оставить учёбу и поступил в ремесловое училище. Закончил его на отлично и с гордостью называл себя рабочим. Он не боялся трудностей, знал, что такое труд. Мечтал стать космонавтом, и это у него получилось.

Много приходилось учиться: прыжки с парашютом, полёты на самолётах, изучение сложной аппаратуры и устройства корабля, должен был знать астрономию и медицину – всё прошёл он, прежде чем занять место в кабине космического корабля «Восток - 1».

И вот настал день, который стал началом исследования космоса.

Этот день, 12 апреля

Навеки запишут в календарь

Как начало восхожденья к цели,

О которой лишь мечтали встарь.

В этот день такое совершилось,

Бурею ворвалось и ошеломило.

Очень небывалое сбылось.

Это был незабываемый день. В сообщениях радио и телевидения говорилось на всех языках мира, что в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля –спутника являлся лётчик-майор Ю. А. Гагарин. За 108 минут корабль «Восток» совершил по орбите целый оборот вокруг земного шара.

Корабль приземлился на вспаханное поле. И тут произошел интересный эпизод, о котором Юрий Гагарин потом рассказывал.

«Ступив на твердую землю, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, тем шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид, наверное, их пугал. Ничего подобного они еще не видели»

Учитель: Что удивило и напугало женщину и девочку? (обсудите в парах)

- Что такое скафандр?(посмотрите значение слова в толковом словаре учебника)(слайд)

Первым человеком, который покинул космический корабль и шагнул в открытый космос, был А. Леонов 18 марта 1965 года (слайд)

После, в 1969 году впервые на лунную поверхность ступил американский космонавт Нейл Армстронг, и он сказал о Гагарине так: «Он позвал нас в космос».

Когда Ю. Гагарин находился в космосе, он посмотрел в окно иллюминатора на Землю и вот что он увидел. (слайд)

Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты.

Ещё никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

Внизу, за стёклами кабины

В молочных облаках лежал –

Далёкий, маленький, любимый

Земной голубоватый шар.

Уже на Земле Юрий Гагарин написал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её! Гагарин»

-Ребята, что имел в виду Гагарин, призывая хранить и приумножать планету?

- От чего разрушается наша планета? (ответы детей)

Вернувшись на Землю после этого полёта, он сказал:

- Чувствую себя отлично, готов выполнить любое задание.

Когда на Землю он вернулся,

Закончив звёздные дела,

Так белозубо улыбнулся,

Улыбка так была тепла.

В ней доброта и сила

Ни капли превосходства нет.

Ю. А. Гагарин – не только первооткрыватель космоса, он был замечательным человеком.

Космонавты продолжают дело Гагарина. Их сейчас много, но первым был Ю. Гагарин, который шагнул в неизвестность, чтобы указать путь другим.

Среди космонавтов есть и женщины. Первая женщина, которая полетела в космос, была Валентина Николаевна Терешкова. (слайд)

- А интересно ли вам, как космические корабли взлетают в космос?

Космические корабли стартуют с космодрома Байконур в Казахстане. (Слайд)

  1. Коррекционная работа:

Детям раздаются разрезанные на 6 частей картинки ракеты. Ребятам предлагается собрать их.

V. Закрепление темы.

Тест на листочках.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто первым полетел в космос?

А) Гагарин б) Леонов в) Армстронг

2. Как звали собачек, летавших в космос?

А) Жучка и Тузик б) Белка и Стрелка в) Бим и Барбос

3. Как назывался космический корабль Ю Гагарина?

А) «Салют» б) «Восход» в) «Восток»

4. Первая женщина-космонавт

А) Толкунова б) Терешкова в) Токмачёва

5. Где находится космическая гавань Байконур?

А) в Казахстане б) в России в) в Америке

Обменяйтесь листочками с соседом, проверьте правильность ответов.

А) Б) В) Б) А)

VI. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Какова ваша роль на уроке?

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему "В школе" (2 класс)

Окружающий мир

Урок № 43

Дата: 12.02.2016

Тема: В школе

Тип урока: обобщение ранее изученного материала

Форма проведения: урок – практикум

Используемые методы обучения: наглядный, беседа, частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, создание проблемной ситуации.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Цели:

Образовательные:

Рас­ширять знания о школе, дать представление об истории создания школ.

Способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Способствовать вос­питанию чувства гордости за свою школу, за свой класс.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить и правильно формулировать ответы на вопрос.

Оборудование: презентация «Моя школа», аудиозапись «Звуки моря», предметные картинки корабля, Мишутки, конверт с письмом, карточки для групповой работы, фильм «Наш класс».

Предварительная работа: подготовить пословицы об обучении, рисунки «Школа», стихотворение наизусть Вячеслава Лейкина «Размышления по дороге в школу».

Межпредметные связи: музыка, литературное чтение

Ход урока

1. Орг.момент. Психологический настрой.

-Подарите улыбку друг другу. Улыбка ничего не стоит, но многое даёт.

- На доске рисунок корабля. Ребята, хотели бы вы отправиться в плавание? Посмотрите на этот корабль.Мы будем его пассажирами.

- Сядьте удобнее, можете закрыть глаза. (Включить аудиозапись)

- Представьте себе голубое, спокойное море. Почувствуйте влажный, соленый аромат воздуха. Белоснежные облака плывут над нами, отражаясь в воде. Певуче плещут волны за бортом. Наш корабль, подгоняемый веселым ветром, спешит вперед, к необычному острову. Вот на горизонте показался берег. Светлое солнце величаво поднимается над островом, ярко озаряя все вокруг. А вот и долгожданный берег. Мы спускаемся с корабля, идем вперед. Мы подходим к чудесному дворцу. Двери широко открываются, и мы входим внутрь. А теперь откройте глаза.

-Удалось ли вам представить себя морскими путешественниками?

- А хотите узнать, что это за дворец, в который мы зашли?

Стоит веселый светлый дом,

Ребят проворных много в нем.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают… (Школа) Слайд №1

2.Сообщение темы урока.

- Да, это наша школа. Ребята! И кого же мы видим в нашей школе? (Мишутку). Он передал вам очень важное и срочное письмо! (Достаю конверт, зачитываю текст: «Дорогие ребята! Помогите, пожалуйста, осенью я пойду в первый класс, но правила поведения в школе не знаю. Мне рассказали наши общие друзья Зайчишка, Волчок, Чебурашка, что вы учитесь во 2 классе. А значит, знаете, как ведут себя ученики в школе. Заранее благодарен вам! Мишутка»)

- Ну что, ребята, поможем? Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке? А Мишутка вам приготовил за все ваши правильные ответы кораблики-баллы. За каждый правильный ответ и хорошую работу на уроке вы будете получать по одному кораблику! Желаю успехов!

3.Работа по теме:

-Что мы называем школой? (прикрепить солнце)

- Из ваших слов я сделала вывод, что школу действительно можно назвать нашим общим домом, т.к. здесь мы проводим значительную часть нашего времени. Здесь мы живем особой школьной жизнью.

- кто учится в школе и получает знания? (ученики)

- а кто же руководит школой? (директор)

-Кто же занимается учебной и воспитательной работой в школе? (заместители директора)

-Кто занимается обучением детей? (учитель)

-Каким должен быть учитель?

-В школе, как и в доме должен быть порядок и чистота. А вы поддерживаете порядок и чистоту?

-Все, в том числе и вы, должны соблюдать порядок и чистоту. В школе есть работники, которые за это отвечают. Мы должны уважать их труд.

Кластер «Школа-источник знаний». (на доске слова)

-А выберите из предложенных слова, которые относятся к школе.

(Парта, мел, класс, ручка, спички, доска, компьютер, магазин, игрушки, тетрадь, учебник)

-У нас получилось солнышко с лучами.

-Солнце –это источник жизни, то школа-источник знаний

- Какую роль играет школа в нашей жизни? (Воспитывает достойных граждан. Дает знания. Общение с друзьями.)

-В школе вы много общаетесь с учителями, друзьями. Любите поиграть. Есть много пословиц об учении . Руслан Сулейманов подготовил несколько из них.

Грамоте учиться всегда пригодится

Ученье свет, а неученье – тьма.

4. Физкультминутка.

Учитель:- Я называю слова, обозначающие предметы, которые   можно  брать в школу. Если вы согласны - хлопните в ладошки, если нет – сидите ровненько.

Учебники, пенал, погремушки,  хорошее настроение, карандаши, домашнего котёнка,  улыбку,  тетрадь,   игровую  приставку, портфель, мяч, аккуратность.

-Послушайте стихотворение Вячеслава Лейкина «Размышления по дороге в школу», которое вам приготовила Настя Тараненко.

Я всем завидую. Коту, —

Он бродит там, где хочет,

И обожает темноту,

И с воем когти точит.

И псу завидую. У пса

Приятели повсюду,

И каждый день по два часа

Не моет пес посуду.

Цветку завидую. А что? —

Цвети себе да пахни.

А тут, чуть свет, влезай в пальто

И на уроках чахни.

Синички прыгают на пнях,

Не думая о школе…

А вот и школа, вся в огнях.

Опаздываю, что ли?

А там, на третьем этаже,

Друзья и запах мела…

И мне завидовать уже

Почти что надоело.

- О чем это стихотворение?

- Кому завидовал мальчик?

- А стоило ли завидовать? Почему?

- Может кто-то из вас узнал себя в этом стихотворении?

- Наш милый школьный дом. Особенный, непохожий ни на какой другой.

Давайте мысленно пройдемся по коридорам нашей школы, заглянем в каждый класс.

-А что вам особенно нравится в нашей школе?

5.Творческая работа

-Ребята, вы уже взрослые и я предлагаю вам сделать памятку «Правила поведения в школе».

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание. Не забудьте о правилах работы в группе!

1-я группа — «В школьной столовой»

2-я группа — «В библиотеке»

3-я группа – «На уроке»

4-я группа – «На перемене»

Выполнение задания, выступление ребят.

- Молодцы! Абсолютно верно! Вы помогли Мишутке. Теперь он может смело идти в первый класс! Мишутка вас благодарит!

Оценивание.

— Наша школа — большой, красивый, светлый дом. Здесь вы познаете много нового, интересного, сами становитесь лучше и добрее. Всегда рядом с вами любящие вас учителя, ваши друзья, одноклассники. Вместе — мы одна большая, дружная семья. Школа — это дом, где всегда вас ждут.

6. Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение «Я желаю своей школе…»

7. Итог урока .Закончим наш урок небольшим видеорассказом для Мишутки о том, каким был для вас первый год в школе! (Видео)

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру 2 класс

Конспект зачетного урока по окружающему миру

во 2 классе на тему

«Вода»

Цели урока:

  • познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;

  • познакомить со значением воды в жизни человека;

  • расширять знания о формах существования воды в природе.

Задачи урока:

1. Образовательные: знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос; формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;

2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.

Оборудование:

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 кл А. А. Плешаков “Тесты к учебнику для 2 класса” А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова; аудиозапись: шум дождя, ручья, моря, 5 стаканов с водой и 5 пустых, таблички на доску, игрушка с пищалкой, ребус «Вода», план работы исследования, написанный на доске, лёд, таблички «вода – это …, жизнь, здоровье, помощник человека», таблички с надписями «Лаборатория №1, 2, 3, 4».

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

Вы пришли сюда …(учиться)Не лениться, а …(трудиться)Работать как? (старательно)А слушать как? (внимательно)Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).

II. Актуализация знаний.

У. Вспомните, про что мы говорили на прошлом уроке? 

Д. Про воздух. 

У. Продолжите мои высказывания: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)

У. Воздух можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк) 

У. Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? 

Д. . Кислород.

У. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ)

У. Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать? (открывать окна и проветривать помещение)

III. Мотивация учебной деятельности

У. А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем. 

А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпери

«(…) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

А название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе. 

 Д. Это – вода. 

У. Как ты разгадал ребус? 

Д. В О нарисовано ДА – получается вода.

 У. Покажите, согласны ли вы? Посмотрите, ребята, все в классе подняли пальчик вверх, значит, вы рассуждали правильно. Молодцы! 

У. Сегодня мы будем говорить про воду. 

-Давайте посмотрим на карточку. Прочитайте её.

А что вы о ней знаете? 

Д. Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять. 

У. Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде?

Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.

IV. Работа по теме урока.

У. Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях

Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!В луже, в море, в океане,И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает,В лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё вам не умыться,Ни наесться, ни напиться!Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

У. Что нового вы узнали о воде из стихотворения? /вода содержится в сосульке, в тумане, в ледниках/

Знакомство с понятием “исследователь”

У.Последние слова, которые прозвучали в стихотворении «Без воды нам не прожить». С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний.

Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут 4 исследовательские лаборатории.

Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

Д. Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.

У. Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования?

Д. Вода.

У. Вы сидите группами. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.

Практическая работа.

Опыт №1

У. Вы, наверное, догадались, что у вас в кружке? 

Д. Вода.

У.Что можно сделать с водой?

Д.Воду можно перелить (дети демонстрируют)

У. Почему? 

Д. Она текуча.

У. Сделайте вывод. Что такое вода? 

Д. Вода-жидкость.

Опыт №2

У. Давайте узнаем, всегда ли вода жидкая?

Если мы воду поставим в морозилку. Что произойдет?

-Коля, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома?

Д. Я дома налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. И вот, что получилось. (Показывает результат)

(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда)

У. Какой сделаем вывод?

Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.

Опыт №3

У. А теперь давайте понаблюдаем, что будет, если погреть лёд. Куда исчезает вода?

 Д. Она испаряется.

У. Мы говорим “испарилась”, т. е. что сделала?

Д.Превратилась в пар.

У.Это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. Какой делаем вывод?

Д.Вода – это газ, пар.

У. Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. /вывешивается табличка, внизу закрыто листами/

У. Давайте перейдем ко второму вопросу.

2. Распространение воды в природе

У. Давайте с вами вспомним, где нам встречается вода в природе в жидком состоянии?

Д. Океан, лужа, ручей, родник, дождь, море, река.

У. Вода в природе в твердом состоянии – это…

Д. Град, лёд, снег, иней.

У. Вода в природе в газообразном состоянии – это…

Д.Пар, туман, облако.

Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:

  • Заря- заряница

  • По миру ходила,Слезу уронила. Месяц видел,Солнце скрыло. (Роса)

  • Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь)

  • Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег)

  • Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

  • Похож я с виду на горох,Где я пройду – переполох. (Град)

  • И не снег, и не лед,

  • А серебром деревья уберет. (Иней)

  • Молоко над речкой плыло,Ничего не видно было,Растворилось молоко,Стало видно далеко. (Туман)

  • Белая простыняПо небу плыла. (Облако)

Молодцы! Вспомнили, где нам встречается вода в природе в различных состояниях.

У. Давайте перейдем к третьему вопросу.

3. Значение воды для растений, животных и человека.

У. Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? 

Д. Голубой.

У. А почему?

Д. Это вода.

 У. Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли.

Но в морях и океанах вода какая? (Соленая).

А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.

У. Где мы используем воду?

У. С помощью рисунков расскажите, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52).

(Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д.)

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

(На доске карточка со словами Вода – это… )

У. Значит, вода – это…

Д. Вода – это жизнь.

(Учитель устанавливает карточку “жизнь”)

У. Зачем мы должны мыться, закаляться? 

Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.

(Учитель устанавливает карточку “здоровье”)

Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)

У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

У. Перейдем к четвертому вопросу.

4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. 

У. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей) 

У. Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма! 

Рыбак:

Из страны заморской, дальней Я подарок получилУдочку, чтоб рыб ловилНа Оку я поспешилЛеску в воду опустил

Друзья: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Друзья:

Какую?

Может, рыбку золотую?

Рыбак:

Да куда там? Если б такЯ б тогда не был беднякЯ поймал не щуку, не карася,А маленького пескаряГоворит вдруг мне пескарь!

Пескарь:

В речке нам житья не сталоРыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь:

Грязь всю в речку к нам сливают От нее все погибает Все бросают в воду к намОт иголок до пижамИ полно других отходовВот беда у нас какая!

Рыбак:

Что же делать? Как нам быть?Соберу-ка, я друзейИ решим вопрос скорей.

У. Грустная сказка! Но и быль не радостней. Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода. 

Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Рассмотрите фотографии на странице 53. Объясните, отчего загрязняется вода?

Д. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

У. Как еще человек загрязняет воду?

Д. Бросает мусор, моет машины.

У. Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Оке? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)

Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других. По возможности очищать берега близлежащих рек, озер. Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов. Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.

У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)

У. Надеюсь, вы так и будете поступать.

Подведем итог. Вывод в учебнике ученики читают самостоятельно. (стр. 55)

V. Рефлексия учебной деятельности

Для проверки знаний выполните тест.

VI. Итоговое обобщение.

У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!

Природу не уродуй,Природу не обидьРодился человекомТак надо им и быть!

У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.

Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?

VIII. Домашнее задание

Самостоятельно прочитать текст “Красота воды”. Рабочая тетрадь с. 18 №1.

infourok.ru