Образовательные результаты игровой деятельности (стр. 1 из 3). Активность в игровой
Игровая активность. Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я
Игровая активность
Изображать из себя разных людей, животных или предметы так же естественно для маленьких детей, как их желание ходить и разговаривать. Актерская игра для мальчиков и девочек – просто забава. Но если понаблюдать за ними более внимательно, можно почувствовать, что это – больше чем развлечение, это один из способов обучения. Изображая кого-то, реализуя полученные им жизненные впечатления, ребенок пропускает эти сведения через себя, добиваясь таким образом большего понимания окружающего его мира.
Актерская игра – это также хороший способ установить социальные контакты с другими детьми. Часто это помогает преодолеть присущую ребенку робость или застенчивость.
Актерская игра дает малышу возможность выразить свои чувства и удовлетворить в какой-то степени определенные эмоциональные потребности. Изображая котенка, например, он может попросить поласкать его, о чем он не всегда решится попросить прямо. Когда ребенок надевает одежду взрослых, он чувствует себя старше и значительнее.
Изображение каких-то вещей и животных также помогает снять напряжение. Когда ребенок в игре становится, например, на какое-то время собакой, он таким образом освобождается от чувства страха, вызываемого этим животным. Когда он делает укол кукле, выступая в роли врача, он начинает чувствовать себя сильным и значимым и таким образом преодолевает неприятное чувство от недавнего укола.
Актерская игра начинается еще до того момента, как ребенок начнет говорить, так как «мяу-мяу» он произносит задолго до того, как станет свободно разговаривать. Игра продолжает занимать очень важное место в его жизни и в четыре, пять, шесть лет, он с легкостью исполняет самые разные роли. В пять-шесть лет мальчики и девочки с интересом начинают играть в другой вид актерской игры – манипулирование небольшими игрушками и использование их в качестве актеров. Этот интерес обычно присутствует до восьми или девяти лет, затем он, как правило, резко падает, так как мальчик или девочка теперь больше времени уделяют чтению, играм или изготовлению каких-то вещей.
Следующая глава >
educ.wikireading.ru
Протокол регистрации параметров развития социального взаимодействия на третьем году жизни ребенка в игровой деятельности
Ф.И. ребенка Возраст дата___________
Параметры | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Интерес к сверстнику в процессе игры | Не демонстрирует | Появляется интерес к сверстнику | Интерес больше к действиям сверстника | Интерес к самому ребёнку | Устойчивый интерес к сверстнику |
Речевая активность в ходе игры | Нет вербального контакта | Нет как такового общения | Комментирует игровые действия свои и действия другого ребёнка | Общение в виде указаний | Есть общение в ходе игры |
Эмоциональная реакция на сверстника в игре | Эмоционально реагирует на действия ребёнка, который играет рядом | Эмоционально «заражается» от ребёнка который играет рядом | Радость от обмена игрушками и совместных действий | Позитивная эмоциональная реакция на сверстника | |
Инициативность относительно сверстника | Нет инициативных действий | Относительно сверстника - пассивен | Повторяет действия «партнёра по игре» | Активность обоих детей | Обоюдная активность относительно друг друга |
Характер игровых действий | Игра не связана с игрой других детей | Переключает внимание с игрушки на ребёнка (рядом) | Выбирают и используют одинаковые игрушки | У каждого сохраняется свой замысел игры и сюжет | Общий замысел и сюжет игры |
Взаимодействие со сверстником в игре | отсутствует | Наблюдение за другим сверстником на расстоянии | Игра вблизи от сверстника | Дети начинают взаимодействовать | Равноправные участники игрового взаимодействия |
В результате по сумме баллов определяются следующие уровни социального взаимодействия детей в игровой деятельности.
Первый уровень «Игра в одиночку» - на этом уровне взаимодействие между сверстниками полностью отсутствует, дети не вступают в вербальный контакт, не проявляют взаимного интереса друг к другу. Эмоциональных реакций на действия «партнеров» по игре нет. Выбор игрушек и предметов для игры не зависит от того, во что играет сверстник рядом находящийся (от 1 до 7 баллов).
Второй уровень – «Игра-наблюдение» - ребенок наблюдает за игрой товарища на расстоянии, испытывает интерес, но этим процесс заканчивается. Дети не вступают во взаимодействие, при этом интерес к сверстнику характеризуется устойчивостью (от 8 до 12 баллов).
Третий уровень – «Параллельная игра» - ребенок играет в непосредственной близости рядом с другим ребенком, берет такие же игрушки, старается подражать ему. Часто комментирует свои действия и «партнера» по игре, но взаимодействия еще не возникает (в норме игра «рядом» - характерна для детей двухлетнего возраста). Дети не совершают совместных действий, хотя, повторяя игровые действия, друг за другом, быстро заражаются эмоциональным состояние «партнера» (от 13 до 18 баллов).
Четвертый уровень – «Ассоциативная игра» – дети, в какой-то степени взаимодействуют: делятся игрушками, обмениваются, общаются – делают друг другу указания, но при этом у каждого из них свой сюжет, своя цель, свой алгоритм игры. Нет координаций совместных действий и каждого в отдельности (от 19 до 24 баллов).
Пятый уровень – «Совместная игра» дети во время такой игры заняты общим делом, существует элементарный сговор («давай будем наливать кофеек», «ты ставь сюда, а я вот сюда»). Многие действия совершаются вместе: катают вместе машинки, строят одно сооружение из кубиков, вместе играют с куклами – кормят их, укладывают спать (от 25 до 30 баллов).
Рекомендации к интерпретации результатов диагностики по определению типа взаимодействия и уровня взаимодействия в игровой деятельности:
Тип взаимодействия ребенка со сверстником, условно названный «субъектное взаимодействие», характеризуется, прежде всего, действиями по отношению к партнеру, как субъекту. Субъектное отношение проявляется в активных действиях, адресованных товарищу как потенциальному партнеру по взаимодействию и направленных на получение ответной реакции. Действия детей по отношению друг к другу раскованы, сопровождаются яркими эмоциональными проявлениями, взаимодополняющие (дети будто «заражаются» действенными проявлениями друг друга). Свойственно заинтересованное общение (прокомментировать действие партнера, предложить сделать что либо) –«Давай будем пить чай»- предлагает Даша (2г.8 мес.) Полине, протягивая игрушечную чашечку. «Ты бери ут эту, а я ут эту – мы пьем чай, а потом в домик пойдем».
Дети проявляют инициативность и высокий уровень социальной активности, стремление демонстрировать свою успешность и самостоятельность. Например: Воспитатель выставляет пластилин на подносе, Шура(2г. 7 мес.) говорит: «Я сам дам деткам, я умею лепить. Я сам буду лепить». «Ты смотри на меня».
В игровом взаимодействии этот тип детей находится на уровне «ассоциативной игры», в процессе которой уже складывается взаимодействие (дети общаются, друг другу предлагают игрушки, оказывают элементарную помощь), но, при этом у каждого из них своя игра, своя цель, нет координаций своих действий. Можно предположить, что детям этого типа доступна и «совместная игра» (5 уровень), но перейти на этот уровень игры им не позволяет степень личностно-социального развития. Например, Егор П.(2г.6 мес.) – в большинстве случаев действия ребенка направлены на сверстника с целью вступить в общение или осуществить совместное игровое действие. Ребенок не избирателен, открыт, положительно настроен ко всем детям. Мальчик способен поддержать сверстника, но чаще сам инициирует взаимодействие. Так берет книжку, открывает ее перед Колей, спрашивая «Будем читать? Это утенок. Кто это?» (Егор копирует взрослого). Далее с теми же вопросами Егор П. обходит всех «доступных» сверстников, меняя персонажей в соответствии с иллюстрациями.
В ситуации «Мозаика» - Егор П. сначала выкладывает мозаику в виде дорожки на своем игровом поле (партнером была малоактивная девочка Саша П. – 2 г. 6 мес.), характеризуя дорожку, «она будет длинная – длинная, большая – большая», затем, увидев, что Саша не играет, а смотрит на него, предлагает ей фишки из своего кулачка: «На, на тебе делай дорогу» - Саша берет фишки, но не выкладывает, молча держит их в руках, тогда Егор начинает выкладывать дорожку на ее игровом поле.
В ситуации «Машинки – каталки» Егор П. сначала просто катается на машине по диагонали групповой комнаты, рассказывая стихотворение, далее в качестве партнера выступает Даня З. (2г. 3 мес.) – ребенок, не проявляющий социальной активности, демонстрирующий только двигательные умения при положительных эмоциональных реакциях. Даня весело подпрыгивает на машинке, не обращая внимания на Егора, Егор «заражаясь» его яркими радостными эмоциями, сначала смеясь «врезается» на машине в машину Дани (несколько минут), затем, нагрузив машину шариками из сухого бассейна, начмнает предлагать шарики Данечке: «Вези в кастрюлю» (имеется в виду шарики).
Ко второму типу, могут быть отнесены дети, чьё взаимодействие носит характер – «объектное общение». Действия ребенка по отношению к сверстнику чаще напоминают исследовательский характер, изучающие качества партнера больше как привлекательного предмета или игрушки (потрогать лицо, дернуть за волосы, толкнуть, укусить). Действия детей отличаются бесцеремонностью и безразличием к тому, что чувствует сверстник (физический дискомфорт, болевые ощущения). Всякого рода сопротивление или отрицательная эмоциональная реакция партнера очень расстраивает инициатора взаимодействия: ребенок может усугубить агрессивные действия, добиваясь своего или же испугаться, уйти, заплакать. Подобные акты взаимодействия кратковременные, но достаточно частые – объектами такого типа общения становятся одни и те же дети. Дети, составляющие группу этого типа, характеризуются высоким уровнем интереса к сверстнику, стремлением к общению, инициативностью во взаимодействии, но при этом не восприимчивы к эмоциональному состоянию партнера и, как правило, не реагируют на него. Этим детям свойственен уровень «параллельной игры» - игра в непосредственной близости от партнера, основанная на подражании. Ребенок берет такие же самые игрушки, комментирует действия свои и партнера; часто требует, чтобы сверстник проделывал те же действия, что и он сам – взаимодействия, как процесса еще не возникает в условиях игровой деятельности.
Юсефа (2г.6мес.) характеризует то, что без общения со сверстниками он обходиться не может: он говорит, кому и что из детей надо делать; если бросает предметы, то чаще в сторону детей, может толкнуть, сильно обнять ребенка и т.д. Взаимодействия со сверстниками как такового не возникает, ребенок либо прерывает любое игровое действие сверстника, либо требует, чтобы все повторяли за ним, при этом очень расстраивается, когда это не так. В результате он действует сам по алгоритму, понятному только ему самому, проявляя деятельную инициативу и вербальную активность по отношению к сверстнику.
Тип «объектное отношение» к сверстнику во взаимодействии, характеризуется следующими действиями, отражающими отношение детей друг к другу: сверстник интересный объект, действия носят ориентировочно – исследовательский характер. Эти действия чаще выражаются в рассматривании другого ребенка, его внешнего вида, визуальный или эмоциональный интерес к двигательным проявлениям, игровым действиям сверстника. Ребенок длительное время сохраняет позицию стороннего наблюдателя, при этом, как правило, он восприимчив к эмоциональному состоянию партнера – «объекта», реагирует на него, но не стремится к общению, совместными действиям. Проявление какой-либо активности или инициативности к взаимодействию отсутствует. Дети этого типа находятся на уровне «игры в одиночку» или же «игры-наблюдения», когда ребенок наблюдает за игрой товарища, но этим наблюдением процесс и заканчивается; дети так и не вступают в реальное взаимодействие, при этом интерес к сверстнику характеризуется устойчивостью.
Например, Марк Б. (2 г. 4 мес.), с интересом наблюдает за детьми, которые проявляют повышенную двигательную активность и склонны к эмоциональной возбудимости, ярко реагирует: визжит – когда дети смеются, прыгает на месте – когда они бегают, но при этом играет в выбранную им машину, не стремясь приблизиться к сверстнику и вступить в контакт.
В ситуации «Мозайка», Марик не проявляет интереса к игре, не действует самостоятельно – только наблюдает за тем как складывает мозайку, рядом сидящий Юсеф. В ситуации «Машинки – каталки» - ребенок радуется машине, выражая свою радость эмоциональными вокализациями, при этом он откатывается на машине от других детей. Медленно покачиваясь, взад-вперед, восседая на машине, ребёнок внимательно, увлечённо смотрит как Коля и Егор катаются вместе, при этом удовлетворенно улыбаясь.
Ребенок не вовлечен во взаимодействие, не стремится его устанавливать, но при этом имеет интерес к сверстникам, их действиям и проявлениям; воспринимает ситуативную эмоциональность, проявляемую другими детьми.
В результате проведённой диагностики особенностей личностно-социального развития, возможно установить соотношение между типами, характеризующими взаимодействие ребенка со сверстниками и уровнем социального взаимодействия детей в игровой деятельности, а так же уровнем личностно-социальных проявлений во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Эти данные позволят сделать выводы о возможной взаимозависимости трёх представленных показателей и обусловленности их развития, осуществляемым педагогическим взаимодействием.
Приложение 1.
Читайте также:
lektsia.com
Образовательные результаты игровой деятельности
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Реферат
Образовательные результаты игровой деятельности
Учитель биологии и химии:
Логутова А.В.
II квалификационная
категория
Мельниково 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………....3 Глава 1. Игровая деятельность в процессе. ...…………………………………………4-9 Глава 2. Значение игровых форм и методов обучения…………………………..10-11 Заключение………………………………………………………………………………...12 Список используемой литературы……………………………………………………….13
Введение
Педагогический процесс это совокупность урочных занятий внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективом по одному плану. В обучении применяются в основном уроки-семинары, практические и лабораторные работы, на которых используются различные методы и средства.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм.
Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитании. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребёнка, а потому с её помощью он будет учиться с удовольствием. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять психологический барьер. Их использование всегда даёт хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умение вовремя, уйти в сторону, быть незаметным, если ведущие в игре – дети. Главное при проведении игры – создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.
Цель: Выяснить значение игровой деятельности в процессе обучения. Задачи:
1. Изучить источники литературы по данной теме. 2. Раскрыть роль игровой деятельности в процессе обучения.
Глава 1. Игровая деятельность в процессе обучения
Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Поскольку игра представляет собой «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, функциональным жизненным потребностям, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т.д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряжение, позволяет проверить себя в различных ситуациях. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игре приписывают самые разные разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место в системе образования и воспитания. Наиболее точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать решения. Развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а так же использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов. Большинство учителей, методистов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую. К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками. Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.
Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.
Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель. Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников. Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. Это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных процессов в образовании. Заранее спроектированных на основе тех идей, которые признанны в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества. Необходимо отметить, что учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельность на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре – соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации. Педагогическое положение гласит, согласно которому к развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и ответственности школьников может привести только представление им подлинной свободы в общении. Вовлечение их в такую деятельность, в которой они не только поняли и проверили бы то, что им предлагают в качестве объекта усвоения, но и на деле убедились в том, что их успехи в саморазвитии, их судьба как специалиста в изначальной степени зависит от их собственных усилий и решений.
mirznanii.com
Вопрос 25. Игровая деятельность в общении дошкольника.
Раздел «Игровая деятельность» связан с постепенным продвижением современного ребенка-дошкольника в пространстве и времени игры. В период с 3 до 6–7 лет он с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр. Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и ее отношений с миром, специфически влияя на формирование предпосылок учебной деятельности как ведущей в следующем возрастном периоде.
Формирование у детей позиции субъекта игровой деятельности предполагает использование пошаговой педагогической технологии, обеспечивающей нарастание их игровой самостоятельности и творчества. По мере взросления воспитанников и овладения ими сложными видами игр меняется игровая позиция взрослого: он последовательно выступает как носитель нового содержания игр и игровых умений, соигрок (партнер), координатор игровых замыслов детей, наблюдатель за играми и помощник-консультант в случае возникновения затруднений.
Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью является одним из основных условий, для успешного и полного раскрытия ее богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего потенциала.
Игра для детей четвертого года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей.
Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние. Главными педагогическими задачами являются:
оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.
Виды игр: игровая тактика педагога
Детей 3–4 лет интересуют и увлекают игры-экспериментирования со специально предназначенными для этого игрушками, несложные сюжетные самодеятельные игры. Взрослый предлагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры (игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обрядового, тренингового и досугового характера.
Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идем в гости и т.д.). В таких играх ребенок выражает свои эмоции и чувства, что в определенной мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.
Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнера по игре. Если ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребенком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребенка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.
Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Теремок», «Репка»; «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Педагог формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх. К концу четвертого года жизни появляются режиссерские игры, которые представляют собой разыгрывание тех или иных ситуаций в воображаемом плане с помощью игрушек и овладение речью от их имени.
Накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при поддержке воспитателя происходит в разных видах игр. Так, с помощью обучающих (дидактических) игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в пространстве и т.д. В играх с дидактическими материалами они учатся действовать в соответствии с простыми игровыми правилами, подчиняться очередности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.
Взрослый поощряет самостоятельные игры с элементарными правилами. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры. Они помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня и включаются как в регламентированную (специально организованные занятия), так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения и праздники, досуг). Такие игры носят несложный характер: дети пока еще не обладают способностью удерживать в уме большое количество правил и последовательность их выполнения. Поэтому педагог организует игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочередных действий (по сигналу воспитателя): «Догоните меня», «Наседка и цыплята» и др. Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движений: ходьба, бег, подпрыгивание и т.д., а также игры для развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук (пальчиковый игротренинг). Общей целью подвижных игр является не только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками*.
* Дополнительно см. раздел «Физическое развитие».
Вторая половина дня пребывания ребенка в детском саду наполняется досуговой деятельностью игрового характера – играми-забавами, играми-развлечениями и празднично-карнавальными играми. В такие игры часто включаются образные, народные и музыкальные игрушки, персонажи кукольного театра и герои литературных произведений. Объединение выразительного движения, художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приобщить дошкольников к музыкально-ритмическим и театрализованным играм, простым играм-драматизациям с понятным и интересным для них сюжетом.
Рациональная организация и динамичное изменение предметно-игровой среды в группе является основой для детского игрового творчества. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей данного возраста игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния на самодеятельные детские игры, создает условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.
studfiles.net