Урок русского языка в 5 классе на тему "Правописание проверяемых гласных в корне слова"(коррекционная школа VIII вида). Безударные гласные в корне слова урок русского языка в 5 классе


Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Безударная гласная в корне слова"

Урок русского языка

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

5 класс

Подготовила презентацию урока учитель русского языка и зарубежной литературы Криворожской общеобразовательной школы І-ІІІ степеней №102

Лысякова Тамара Николаевна

  • Вспомним рифмованное правило
  • Что называется корнем слова?

Корень-главная значимая часть,

Родственные связи дарят корню власть.

Выбери умело линию родства:

Однокоренные подбери

слова!

Пример: ^

Весёл ый весел

^

Дорог ой дорог

Словарный диктант задание: выпишите сначала только слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением, потом остальные

Зв е неть, чуде сн ый, бл е стеть, п о ртфель, м е стечко, т е традь, з е лёный, п е р е мена, зв о нок, з а дание, п о рядок, инт о нац и я, в е ршина, настр о ение, р о дник, д е твора, пт е нцы, ч у д е са,

нев е роятный, попыта ть ся.

  • Проверь себя! Проверяемые безударные в корне:
  • Бл е стеть – бл е ск, м е стечко – м е сто,
  • з е лёный – з е лень, зв о нок – зв о н,
  • в е ршина – в е рх, настр о ение – настр о й,
  • д е твора – д е ти, пт е нцы – пт е нчик, чуд е са - чуд е сный

Найдите и выделите корни в словах, подберите и запишите однокоренные слова

А) золотой -

Б) берёзовый -

В) улететь -

Г) воробей -

Д) цветок -

Е) ветерок -

Безударные гласные в корне

Непроверяемые ударением

Если подобрать такое однокоренное слово, в котором безударная гласная в корне станет под ударением, невозможно, написание слова

надо запомнить и проверять написание по орфографическому словарю.

Пример: портфель, рукавичка

Проверяемые ударением

Подобрать однокоренное слово,

в котором эта безударная будет под ударением

По лож ил- по лож ит

Дорог ой- дорож е

Вы став ка- став ить

Выборочный диктант Задание: подчеркните в словах непроверяемые гласные в корне слова, подберите проверочные слова для проверяемых ударением гласных, списав текст.

Мы поставили палатку на опушке.

Над лесной поляной хорошо видна ночная звезда.

На рассвете был туман.

Ты захватил в школу пенал?

Раннюю песню запел жаворонок.

1. Непроверяемые гласные. Сверяйся по словарю!

П а латку, о пушке, п о ляной, п е нал,

Жав о р о нок

  • Проверяемые ударением гласные. Подбери однокоренные слова!

Л е сной – л е с, хор о шо – хор о ший,

в и дна – в и ден, н о чная – н о чь, зв е зда – зв ё зды, захв а тил - захв а тит

Выборочный диктант Задание: выпишите слова с проверяемыми гласными в корне

Пять минут тянулись долго.

На лесной полянке голубели колокольчики.

Почтальон постучал в дверь ко мне.

Вдруг во дворе залаяли собаки.

У меня в гостях мои приятели.

Знаете ли вы, что в кино снимался известный артист?

  • Т я нулись – т я нет, л е сной – л е с,
  • к о локольчики – к о локол, п о чтальон – п о чта, пост у чал – ст у к, во дв о ре – дв о р,
  • в г о стях - г о сти

Занимательная лингвистика

  • Переставив буквы в одном слове предложения, вы легко найдёте «музыкальное» подлежащее.
  • Кто сказал «мяу»?
  • Кот сказал «мяу».

Интернет – ресурсы:

http://0701.nccdn.net/1_5/2f0/0b8/0e7/HiRes.jpg

сова

http://antalpiti.ru/files/99604/knigi.3.png

книги

http://img-fotki.yandex.ru/get/6413/136487634.65a/0_a9292_e2d3ddfe_XL.png

листья внизу

http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/21197587.29/0_96737_f8268728_L.jpg

листья справа

http://i054.radikal.ru/1005/2d/09f78a31f0d3.jpg

колокольчик

kopilkaurokov.ru

Повторение по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

Тема: Повторение по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». (§10)С.39

Цели урока:

1. Повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне».

2. Отработка навыка правописания безударных гласных в корне слова.

3. Развитие орфографической зоркости, логического мышления, общеучебных интеллектуальных умений, коммуникативных навыков.

Используемые материалы: компьютер, проектор, карточки, таблицы, мяч.

Ход урока:

1. Организационный момент. 

Прозвенел звонок весёлый,Мы начать урок готовы.Будем слушать, рассуждать,И друг другу помогать.

Психологический настрой на работу:

Мы тетради все открыли,Ровно сесть не позабыли.

Подписываем в тетрадях число, классная работа. 

2. Актуализация знаний.

а) – Ребята, прочитайте, написанные в цепочке слова. Обратите внимание на стрелки.

- Как вы думаете, какое задание мы должны выполнить к этому упражнению? Сформулируйте задание к упражнению.1. ре( д, т ) ко, с (о, а) сновый, у(з, с)ко   2. ру( сс, с)кий, а(кк, к)уратный, т(и, е)шина 3. в (а/о)дить, со? нце, мес? ность4. …, …, …

В каждой строчке есть лишнее слово, его надо найти и поставить в 4 строчку.

- Итак, какое же слово лишнее в 1строчке, во второй, третьей? Почему?

Ученики объясняют выбор лишнего слова с учетом орфограмм.

Общая орфограмма здесь - проверяемая безударная гласная в слове.

- Учитывая общую орфограмму данных  слов, сформулируйте тему урока.(Тема урока: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова»)

- Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (На прошлых уроках мы работали с правилом о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Значит, сегодня мы будем закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне слов.)

 

 3. Мотивация учебной деятельности

- Посмотрите, какие соединения я взяла для минутки чистописания. Какую закономерность в чередовании букв заметили? (первая буква становится последней)

Буквы написаны на доске.

аоиея  оиеяа  иеяао  …  (еяаои  яаоие)

- Спишите и продолжите.

-Какую закономерность увидели?- Что это за буквы? (Гласные, которые требуют проверки без ударения)

в) –Как проверяются такие гласные?

1. Если буква гласная вызвала сомнения – Ты её немедленно ставь под ударение

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

2. В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

3. Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.

- Вспомним алгоритм «Правописание безударных гласных». Что надо сделать?

1). В каждом варианте ответа выделить корни.

2). Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3). К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

Дети выходят по одному к доске, записывают слова, объясняют и графически обозначают корень слова, ударение, безударную гласную.- Спустись по лестнице.р… к ак...в ё рл…с и ц ал... н е й к ав… р х у ш к ап... ч т а л ь о н-Молодцы, спустились. А вот по этой лесенке поднимитесь вверх самостоятельно.

п о в …рс т р… л аг р… ч а т ас м…т р е т ьз а м… р з а т ьс к в… р е ч н и кВзаимопроверка.

4. Словарная работа.

А теперь вспомним словарные слова. Кто желает поработать у доски?

- Сегодня диктовать будете вы. Вспомните словарные слова, объединённые темой "Школа".

5. Обобщение и систематизация знаний. 

-Ребята, очень много секретов таят в себе безударные гласные. Предлагаю вам игру, которая так и называется «Секрет-ответ».

Игра « Секрет – ответ». Начиная со слова «секрет» учитель читает вопрос, дает время на обдумывание и по команде «ответ» дети поднимают карточку с нужной цифрой, т. е. с вариантом ответа.

2. В каком слове 2 безударные гласные

1) зеленеть2) осень3) травинка

Время для обдумывания. ОТВЕТ. Щелчок - проверка по слайду.

3. Под какой цифрой проверочное слово для слова «кленовый»

1) кленовая2) клиника3) клёны

4. В какой строчке во всех словах пропущена буква «О»1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.3. С. сновый, с. лёный, б. льной

5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной?1) ветер, сапог, одежда2) осенние, дождливый, холодные;3) покраснели, смастерили, слетелись

стр. жи, з. мля, т. шина, с. мена, н. беса, т. мно, в. черний, гр. бной, скр. пучий, з. мовать, т. желый, ув. дает.

- Начинаем работу, чья пара справится первой – поднимите руки.

- Какие слова с безударной гласной Е вы нашли?

- А какие слова с безударной гласной И?

Проверка: дети читают сначала слова с безударной гласной «е», потом с безударной «и», выявляют лишние слова: тяжелый, увядает.

- Что заметили? (Остались лишние слова)

- Какие?

-А почему вы не положили эти слова в шкатулки?

(В этих словах безударная гласная «Я»)

6. Физминутка 

7. Применение знаний и умений в новой ситуации

1)Работа по учебнику

Слова для игры записаны на доске.

1) обл. тели

5) д. жливый

9) цв. тной

13) к. рмушка

17) п. ля

2) тр. щат

6) с. сновый

10) в. черний

14) др. зды

18) с. нева

3) перес. дил

7) л. сной

11) тр. пинка

15) к. вер

19) пл. ды

4) см. стерили

8) з. леный

12) х. л.да

16) гр. чи

20) скв. рец

стр. жи, з. мля, т. шина, с. мена, н. беса, т. мно, в. черний, гр. бной, скр. пучий, з. мовать, т. желый, ув. дает.

8. Контроль усвоения

-Ребята, вы молодцы, хорошо поработали на уроке, многое успели сделать, осталось провести мини-проверку.

Учащимся раздаются листочки с заданиями. 

1. Отметь знаком «+» слова с безударной гласной в корне слова

б. льшой б. лезньв. сной н. ходказ. пись сб. жать

2. В каждой строчке отметь знаком «+» проверочное словоЗимушка, зимний, зима.Мостик, мостить, мостовая.Грибной, гриб, грибница.Полюшко, полянка, Поля.

3. Отметь знаком «+» строчку, где во всех словах пропущена буква «а»:1. д. ждливый, гр. чи, п. ля, 2. к. вёр,  . сенний, с. сновый3. вр. чи, тр. ва, зн. чок

Дети сдают работы учителю.

9. Итог урока. Рефлексия.

-Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

(Мы сегодня работали над правописанием слов с проверяемой безударной гласной в корне.)

-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

(Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить его так, чтобы безударная гласная стала ударной.)- Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! Возьмите «лесенки» и оцените свои достижения, на сколько усвоена вами тема «Правописание безударных гласных в корне слова».

10 Домашнее задание- На лепестках ромашки написать слова с безударной гласной «о». Урок окончен. До свидания, ребята!

infourok.ru

Урок русского языка в 5 классе «Проверка безударных гласных в корне слова»

Урок русского языка в 5 классе «Проверка безударных гласных

в корне слова»

Механизмы формирования регулятивных универсальных учебных действий в основной школе

Дата проведения: 17.01.2014

Цели:

  • формировать умение различать корни с чередованием и корни с безударными гласными, проверяемыми ударением;

  • развивать внимание учеников, умение самостоятельно применять знания и навыки, осуществлять их перенос в новые условия; делать выводы;

  • развивать у учащихся орфографическую зоркость,

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку;

  • создать условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Оборудование: мультимедийная презентация, ЭОР, раздаточный материал

Ход урока:

Урок строится в соответствии с технологиями деятельностного подхода и начинается с актуализации знаний и создания ситуации успеха (слайд № 1).

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, давайте начнём урок с того, что вспомним, чем мы занимались на предыдущем уроке.

Ученики (один из предполагаемых ответов): Учились проверять безударные гласные в корне.

Учитель: Есть у нас способ проверки безударных гласных в корне?

Ученики: Есть: мы подбираем однокоренные слова или изменяем слово так, чтобы проверяемый гласный в корне оказался под ударением.

Учитель: Всегда ли мы можем подобрать проверку?

Ученики: Нет, не всегда, тогда мы смотрим в словарь (слайд № 3)

Корни с безударными гласными (слайд № 4)

Проверяемые Непроверяемые

по сильной (словарные слова)

позиции

Задание. Нам принесли рекламные буклеты одной туристической фирмы. Найдите орфограммы в корнях с безударными гласными и подберите проверку. (Другой вариант: проверьте орфограммы слабых позиций гласных в корне и вставьте буквы). Проверку выписываем в тетрадь. Если сомневаетесь, загляните в словарь. Словарные слова выписываем в отдельный столбик.

Текст «рекламного буклета»:

«Покори далёкие горизонты, получи великолепный загар на пляжах Черноморского побережья! Красивейшие пейзажи, удивительная природа, экзотические растения – всё это можно увидеть в экскурсионных турах.

Вы вернётесь домой загоревшие и полные сил. Наше агентство предлагает скидки на горящие путёвки. Торопитесь воспользоваться этим предложением!» (слайд № 5)

Комментарий к заданию: учитель дает такое задание, с помощью которого дети демонстрируют знание способа и владение им. Все убеждаются в том, что способ правильный, способ работает, дети уверены в себе, в своих знаниях. Молодцы! Учитель тщательно подбирает и прорабатывает задание, добавляя слова, на которых способ не сработает (ведь нам нужно выйти на новое понятие!) На этих словах – ловушках дети как минимум должны начать задавать вопросы.

Слова – ловушки: загоревшие, горящие, предлагает, предложение, растения (слайд № 7)

Работая с заданием, учащиеся делят слова на несколько групп:

  1. словарные слова;

  2. слова с проверкой безударных гласных в корне по сильной позиции;

  3. слова, которые вызывают вопросы у учащихся

Что получилось у детей?

Словарные слова (с непроверяемыми по сильной позиции безударными гласными в корнях): горизонты, получи, великолепный, красивейшие, пейзажи, экзотические, растения, вернётесь, агентство, предлагает? горящие? торопитесь (слайд № 8)

Слова с проверкой по сильной позиции (слайд № 9)

Покори – покорный;

Далёкие – даль;

Великолепный – великий

Черноморского - чёрный

Побережья – берег

Удивительная – диво

Экзотические – экзотика

Растения – рост? (это слово может оказаться в разряде словарных)

Домой – дом

Загоревшие – загар?

Предлагает – предложит?

Торопитесь – торопится

Предложением – предложат (здесь их способ пока работает)

Слова с вопросами выписать отдельно (слайд № 10)

Растения – рост? (может не оказаться в списке слов с вопросами)

Загоревшие – загар?

Предлагает – предложит?

Комментарий: это ключевые слова, вокруг которых и строится учебная задача. У детей возникает вопрос: как быть? что делать? почему так надо писать?

Учащиеся выдвигают свои версии. Версии детей фиксируем (слайд № 11) на доске:

  1. Ошибки в буклете…

  2. Это словарные слова…

  3. Я не понимаю, почему так…

(Если нет версий, учитель может задать вопрос по схеме: к какой группе корней относятся эти слова?)

Все версии, выдвинутые учащимися, надо проверить.

Проверяем первую версию: в буклете туристической фирмы допущены ошибки (слайд № 12)!

Кто поможем разрешить наши сомнения? Словарь!

Смотрим в словарь и находим в орфографическом словаре Д. Н. Ушакова (слайд № 13) «предлагать, предлагаю, предложи, предложу, предлог», слова «загоревшие» нет, но есть «загорать, загорелый, загореть». Выписываем слова на доску.

Реплики детей:

- Ошибок нет, но почему так надо писать?

- Наверное, надо какое-то правило…

- Почему надо писать «загОрать», если под ударение «загАр»?

- Да они нарушители! (может быть, скажут дети).

- Здесь есть непозиционное чередование гласных (могут сказать дети РО, которые учатся по учебникам В.В.Репкина)

Комментарий: надо зафиксировать этот вывод, уточнить, что имеют в виду учащиеся под понятием нарушители, и, возможно, уже здесь сделать главное открытие. К какому выводу должны прийти дети? Это третья группа корней, это слова с корнями, где чередуются гласные буквы. Мы не знаем, как проверять эти корни и как их писать (слайд № 15).

Если это не происходит, есть ещё версии детей.

Проверяем вторую версию – это словарные слова (слайд № 16). Да, на самом деле они есть в словаре. Будем считать их словарными словами? И дети с удовольствием говорят: да, будем их считать словарными, будем проверять их по словарю.

Учитель не выдвигает своих версий, он следует за мыслями своих учеников

Учитель: - Удивительные словарные слова! Хорошо, будем считать их словарными словами. Хотя у них есть проверка по сильной позиции. Какие- то особенные слова… Вот вы проверили по сильной позиции такие слова, как «побережье, удивительный». Есть ли они в словаре?

Ученики: - Да, эти слова есть в словаре. Но их не надо проверять по словарю, если знаешь проверочное слово. А эти слова (загоревшие, предлагает) нельзя проверять с помощью проверочного слова, потому что они пишутся наоборот. Это слова «наоборот»! (Версию названия этих слов выписываем на доску)

Учитель: - Давайте найдем этим словам место в нашей схеме.

Корни с безударными гласными (слайд № 18).

Проверяемые Непроверяемые

по сильной (словарные слова)

позиции

Комментарий: возможно, дети ещё не выйдут на понятие корней с чередованием, но то, что они выделят их в отдельную группу, уже шаг к решению задачи. Как бы ни сложилась ситуация на уроке, учитель идёт за версиями детей и не даёт знаний в готовом виде.

Следующий шаг на уроке: давайте разберемся, в чём особенность этих корней и как писать эти корни? Все вопросы записываем на доске и постепенно разбираемся в них.

Задания:

  1. Давайте подберём однокоренные слова к слову «загорать»

(слайд № 19). В чём особенность этих слов?

  1. Проанализируйте предложения (слайд № 20):

«Мальчик прикоснулся к лицу. Он касается лица.

Девушка вскочила на коня и на скаку поймала букет.

Заря разгоралась. Ранней зорькой отправился я в лес за ягодами. Полыхают зарницы».

  1. Наблюдения и дискуссия могут быть развернуты вокруг слов «растение - рост».

Итог урока.

Так в чём их особенность?

1) Это слова с корнями, где чередуются гласные буквы.

2) Мы не знаем, как проверять эти корни и как их писать (и будем разбираться в этом на следующем уроке). Дети определяют цель следующего урока!

Этапы урока (слайд № 21)

  1. Актуализация знаний, создание ситуации успеха.

  2. Обнаруживание в дидактическом материале противоречия (ловушка!)

  3. Анализ противоречия. Предложение путей решения проблемы.

  4. Обсуждение версий.

  5. Первые выводы.

  6. Выход на новую группу корней.

  7. Планирование деятельности и постановка новой цели

infourok.ru

«Безударные гласные в корне слова».(5 класс ФГОС)

Тип урока.

Структура и ход урока.

Этап 1.

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

Создание ситуации для психологического настроя.

Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне.

Личностные УД:

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Этап 2. Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока

- Ребята, обратите внимание на доску

Учитель: Мы убедились, что роль языка в жизни общества огромна и быть грамотным очень важно для общения людей. В этом вы убедитесь, прочитав небольшой рассказ «Письма»

Итак, прочитайте  рассказ.Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:«Здравствуй, Маша!В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

В ответ он получил такое письмо от Маши:«Ваня, здравствуй!Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. На какую орфограмму были допущены ошибки?

(Ответ: правописание безударных гласных в корне слова.)

Что нужно знать, чтобы правильно написать это слово?

Вспомните, что такое орфограмма.

Посмотрите, в какой части слова пропущена буква?

Почему мы не слышим чётко данный звук? Как называется такая позиция гласного звука?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Докажите правильность своего мнения.

Какую цель мы поставим перед собой?

Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

Где мы можем узнать, как пишется безударные гласные в корне слова? ( поработать с учебником, обратиться за помощью к интернету).

Учитель предлагает каждому самому решить, где они будут находить нужную информацию.

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы.

Познавательные: доказательства.

Фронтальная работа.

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.

Личностные :

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Этап 3.

Актуализация знаний

Уточнение понятия безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова

Учитель организует повторение базовых понятий безударных гласных в корне слова (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.

  1. Работа над стихотворением «Снежная сказка» (выразительно прочитать и найти однокоренные слова)

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся  снежки,

Режут снег  снегурки.

Снегирь – в словарь

  1. Задание. Определить, на какие виды орфограмм даны слова в этом упражнении. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Сп...шу в кино,    сп...шу упражнение,   св...ла гнездо,   св...ла в

школу, резиновые м...чи, стальные м...чи.

При выполнении этих упражнений выясняется, как учащиеся понимают значение корня.

  1.  «Четвертое лишнее»:   Менять, сменить, заменить, мина. Волны, волнистый, вол, волноваться.Изба, избаловать, избушка, избенка. Давка, давить, давно, придавить. Линючий, полинять, ленивый, вылинять. Лепка, лепить, прилепить, слепой.

    Физкультминутка.

Упражнения для снятия усталости глаз.

1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

  1. Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).

  1. Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.Св..ла гнездо - св..ла пятно.Пол..скать белье - пол..скать щенка.Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.Прим..рять платье - прим..рять друзей.Острые м..чи - футбольные м..чи.

Познавательные УД:

  • Устная работа по заявленным вопросам;

  • Работа со стихотворением;

  • Работа с учебником;

  • Выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ

Предметные :

1. Повторение понятий безударной гласной;

2.Безошибочное написание безударной гласной в корне слова;

Метапредметные:

1.Научились правил строить свои ответы и высказывания

Этап 4.

Закрепление материала

Закрепление умений по определению безударных гласных в корне слова

Если безударные гласные в корне:

а) проверяются ударением, подобрать однокоренные слова или формы слова;

б) непроверяемые, проверить написание слова по словарю;

в) чередующиеся, найти условия выбора гласной в корне.           

Познавательные УД:

Индивидуальная работа.

Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.

Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Этап 5.

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Продолжите фразу.

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

Личностные:

Развитие регулятивных УД.

Коммуникативные:

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности

2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Этап 6. Домашнее задание

Домашнее задание

Параграф 9 (знать теоретический материал, правописание словарных слов), Упр. 70

infourok.ru

Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

урок русского языка в 5 классе по теме: Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

Цель: систематизировать знания по данной теме при помощи занимательного материала

Ход занятия

1.Оргмомент

2.Словарная работа: записать, поставить ударение.

Тетрадь, ворона, пенал, ученик, карандаш, щавель, воробей, сорока, улица, магазин, сахар, медведь, заяц, корова, кровать, тарелка, кастрюля, сапоги, берёза, топор

3.Работа с текстом

Тетрадь — слово не русское, а греческое. Означает оно «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Останется лишь разрезать эту книжечку, сшить её посредине, и тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Такими и были первые тетради. Потом листов стало больше, но название так и осталось.

1.Внимательно прочитайте текст

2.Сформулируйте главную мысль текста

3.Разбейте текст на смысловые части

4. Составьте вопросный план

5.По плану письменно перескажите текст

Пенал — тоже нерусское слово, пришло оно к нам из латинского языка. Слово перо по-латыни будет «пена». а где хранят перья? В специальной коробочке, которую и назвали пенал. Теперь мы в неё складываем и ручки, и карандаши, найдётся там место и для резинки. а название всё-таки произошло от слова пена — «перо».

1.Внимательно прочитайте текст

2.Сформулируйте главную мысль текста

3.Разбейте текст на смысловые части

4. Составьте вопросный план

5.По плану письменно перескажите текст

Слово карандаш произошло от тюркского кара, что означает «чёрный», и таш — «камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налётом. Потом появились чёрные палочки, стали готовить для них «одежду» — кожаную, металлическую и, наконец, деревянную. Теперь стерженёк может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш.

1.Внимательно прочитайте текст

2.Сформулируйте главную мысль текста

3.Разбейте текст на смысловые части

4. Составьте вопросный план

5.По плану письменно перескажите текст

4.Подведение итогов

-Как нужно работать с текстом для пересказа?

*внимательно прочитать

*упростить, разъяснив непонятные слова

*выделить главную мысль

*разбить на смысловые части

*задать к каждой вопрос

*внимательно перечитать текст, сверяясь с вопросами

*пересказывать, опираясь на вопросный план

5.Д/З Упр.28

infourok.ru

«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Конспект урока по русскому языку в 5 «В» классе

на тему:

«Безударные гласные в корне слова, проверяемые

ударением»

Дата проведения_______________

Подпись учителя______________

Тип урока: урок формирование новых знаний

Тема:  Безударные гласные в корне слова, проверяемые

ударением

Цели урока: знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова

(проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать

это правило на практике; умение принимать и сохранять

учебную цель и задачи, планировать собственную

деятельность в соответствии с учебной задачей, определять

цель урока, выбирать действия по достижению цели,

контролировать и оценивать свою работу и поученный

результат; создать положительный эмоциональный настрой на

изучение русского языка в пятом классе, учить бережно,

относиться к книге и к учебнику.

Оборудование: учебник, кроссворд, ноутбук,

мультимедийная презентация.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

эвристический.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. Приветствие. Объявление темы и цели урока.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по прошедшей теме.

  • Что такое корень слова?

  • Какая морфема может дать дополнительную информацию, сможет поддержать корень, связать себя с ним?

  • На какую дополнительную информацию указывает приставка при-?

III. Объяснение нового материала.

Ученик читает стихотворение «Безударный гласный».

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – ударный гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Прочь, опасность, уходи,

Прочь, тревоги и сомнения!

Ставим звук под ударение!

Ударение в корне слышим –

Смело гласную напишем.

- Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Корень; ударение.)

-Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

- Какие позиции есть у звуков?

- Что мы записываем с помощью букв?

- Когда гласная буква занимает сильную позицию?

Объяснительный диктант.

Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку).

Устная работа.

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи и формами одного слова.

1 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

IV. Закрепление новой темы. Проверочный диктант.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.

V. Подведение итогов урока.

  • Чем интересен был урок?

  • Чем особенно запомнился?

  • Какую орфографическую задачу решили?

  • Домашнее задание. Найди 8 пословиц, в которых в глаголах есть безударная гласная, проверяемая ударением.

VII. Комментирование оценок.

infourok.ru

Урок русского языка в 5 классе на тему "Правописание проверяемых гласных в корне слова"(коррекционная школа VIII вида)

Тема: Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Цели: повторение и закрепление правописания проверяемых безударных гласных в корне;

коррекция и развитие мышления через упражнения в анализе и синтезе;

формирование мотивации к чтению.

Ход урока:

  1. О.М. (правила поведения на уроке)

  2. Коррекционные упражнения: гимнастика для пальцев: «Молоточки били-били, в стенку гвоздики забили»; скороговорка: « На дворе горка, под горой норка»; упражнение на развитие кратковременной памяти: запомнить буквы на доске (а, о, у, е, и я, э, п, ы, ю), назвать их; определить, какая из букв лишняя и почему.

  3. Словарная работа:

севЕр – одна из сторон света.

Инструмент – предмет, с помощью которого мы выполняем определённую работу.

Объяснить значение слов, поставить ударение, выделить букву, которую необходимо запомнить, составить со словами предложения. Каких гласных букв, которые даны на доске, нет в словах?

  1. Тема урока:

  1. Повторение изученного:

- Как называются гласные, на которые падает ударение?

- Как называются гласные, на которые не падает ударение?

- Найдите в скороговорке однокоренные слова, выпишите их, выделите корень, поставьте ударение. Подчеркните ударную гласную =, безударную - . Какое из слов будет проверяемым, какое проверочным? Почему надо поверять безударную гласную в корне слова? Как проверить безударную гласную в корне слова? (правило).

2) Игра «Начинай с буквы С»: (активизация словаря, повторение правила правописания б.г.)

- комната для еды (столовая)

- мастер по дереву (столяр)

- член семьи (сестра)

- хвойное дерево (сосна)

- ночная птица (сова)

- часть комнаты (стена)

- окно - это рама и … (стекло)

- часть снега (снежинка)

- домашнее животное (свинья). Устно со словами составляются предложения.

3) Игра «Лесенка» (у доски работаю 2 ученика): вставить безударные гласные в слова.

Ш

А

Р

Ы

В

О

Л

Н

А

Г

Н

Е

З

Д

О

С

В

И

С

Т

О

К

В

Е

Р

Х

У

Ш

К

А

Р

Е

К

А

С

Л

О

Н

Ы

С

Т

Р

Е

Л

А

К

О

Т

Ё

Н

О

К

Х

Л

О

П

У

Ш

К

А

4)Остальные учащиеся выполняют задание «Покажи правильно гласную». Работа с сигнальными карточками а, о, е, я, и:

Свеча, спина, нога, перо, сады, дрозды, грачи, пятно, змея, число, ряды, лицо, сова.

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление изученного:

  1. Задание «Дополни предложения», объяснить правописание б.г.:

На снегу я увидел заячьи… (следы)

Осенью идут проливные … (дожди)

На небе зажглась яркая… (звезда)

На лугу росла зелёная… (трава)

  1. Развитие умения различать омонимичные корни:

Раз учительница в школе

Посоветовала Коле:

«Проверяя, не спЕши,

Букву к буковке спИши». (Найти ошибкоопасные места в стишке, подобрать проверочные слова).

Д…машний (дом, дама)

Б…лезнь ( бал, боль)

Скр…пучий (скрип, скрепка)

М…стерить (мост, мастер)

К…силка (косит, кость).

  1. Самостоятельная работа:

Стр. 61, упр.96 (для 2 группы)

Индивидуальные карточки (для 3 группы):

За м(о,а)рями, за г(…)рами,

За дремучими л(е,и)сами,

На пригорке теремок.

На дв(и,е)рях висит замок.

  1. Итоги урока. Оценки.

  2. Домашнее задание: индивидуальные карточки для учащихся 2,3 группы обученности с заданием по теме урока.

infourok.ru