"Девушки трогали за голую коленку". Зюзя – белорусский Дед Мороз – о себе и гостях. Бог зюзя картинки
Арт-студия "Ветер перемен": Бог зимы
Белорусский бог зимы - Зюзя.
Зюзя – одно из древнейших почитаемых белорусских божеств дохристианских времен. Настоящий властелин и правитель, зимний царь, повелевающий природой. Только не стоит путать его с Дедом Морозом! Это два разных персонажа, но об этом позже. А пока разберемся, кто же он такой – пан Зюзя Поозерский. Зюзю, или бога Зимы, предки представляли в образе деда с длинной бородой, который живет в лесу, ходит босиком и, согласно поверью, вызывает пургу, метель, стужу. Когда бывает сильный мороз, считается, что он бьет своей булавой по деревьям, которые как будто от этого трещат. Временами Зюзя забредает в деревню, чтобы предупредить крестьян о надвигающихся трескучих морозах, избавить от холода какую–нибудь бедную семью или дать вдоволь наесться кутьи.Недаром присказка существует: "Зюзя на дворе — кутья на столе". И сегодня нередко можно услышать: "Замерз, как зюзя!" Не так давно "реанимировать" этот фольклорный персонаж решили в поставском Центре туристских услуг. "После того как маршрут "Край озер, костелов, парков" заработал у нас на полную мощность, я задумался: а была ли у белорусов своя легенда, предвосхитившая появление Деда Мороза? — вспоминает директор центра Егор Шушкевич. — И такой персонаж нашелся! Причем Зюзя оказался настолько востребованным, что уже в первый сезон принял более полутора тысяч посетителей".
К владениям Зюзи, которые расположились в Стародворском лесничестве, подъезжают автобусы из Минска, Витебска... Гостей у ворот встречает ключница и ведет отогреваться травяным чаем, заваренным в раритетном 40–литровом самоваре, который топится дровами. Дети уже получили "угощение от Зюзи" (большущий пряник в виде снеговика) и теперь вместе с родителями ждут не дождутся сказочного представления.
И вот звучит музыка, на мостике, переброшенном через пруд, появляется гонец... Коварная и жадная баба Напастья вместе с разбушевавшимся Огневиком строят козни против Зюзиного внука — Ледовика. Однако добрая волшебница тетка Завея перевоспитывает отбившихся от рук "нечистиков", которые затем вместе с повелителем холода и ребятишками пускаются в пляс, играют и водят хороводы.
Зюзя Поозерский (потому что живет в Белорусском Поозерье), конечно же, похож на традиционного Деда Мороза, однако поставские мистерии имеют и свой неповторимый колорит.
Сначала он выходит в парадной шубе, отделанной белорусским орнаментом, а затем переодевается в повседневный кожух, бегает босиком, танцует и балуется с детьми, как простецкий дедок, абсолютно лишенный гордыни.
Завершается представление грандиозным фейерверком. Перед тем как отправиться домой, в "Корчме Зюзи" можно отведать драников. Здесь же колоритный народный умелец научит вас делать свистульки из глины, предложит памятную керамическую медаль.
Изначально белорусский бог Зимы Зюзя Поозерский жил и принимал гостей в усадьбе неподалеку от деревни Прудники Поставского района, а в прошлом году, чтобы создать более комфортные условия для туристов, переехал в деревню Озерцы (в том же районе).
А ещё, Зюзю можно съесть, правда только в виде мороженого!
windveranderung.blogspot.com
"Девушки трогали за голую коленку". Зюзя — белорусский Дед Мороз — о себе и гостях
В гости к колоритному дедку Зюзе Поозерскому, который жил под Поставами, записывались чуть ли не с лета. Туристы ехали к нему сотнями. А потом белорусский собрат Деда Мороза куда-то пропал. TUT.BY разузнал: он временно бездомный, но не безработный. Мы пообщались с креативным стариком, послушали его байки и веселые истории, поинтересовались, платит ли он налог на тунеядство. А еще Зюзя сделал прогноз погоды на новогоднюю ночь.
Зюзе мороз нипочем: он не мерзнет с голыми ногами на снегу. Фото: форум сайта «Глобус Беларуси»Досье на Зюзю
Место жительства. У Зюзи Поозерского было поместье на севере страны — в деревне Озерки под Поставами в Витебской области. Поселился он там в 2006 году.
Однако три года назад дедушка стал бездомным. Его усадьба находилась в бывшем детском лагере отдыха, который является собственностью района. Зюзя ее арендовал, а потом захотел приобрести часть территории. Не получилось. Поэтому сейчас любимый многими персонаж подыскивает новое жилье. Возможно, это будет усадьба уже не на Поставщине, а в другом месте.
Но дело свое Зюзя не бросил и подрабатывает бродячим волшебником — гастролирует, приезжает со своими сказочными помощниками на праздники в разные места, куда его приглашают.
Зюзя едет на очередной праздник. Фото: Виктор ДрачевОбраз. Зюзю — бога зимы, наши предки представляли так. Это старик с белыми как снег волосами и длинной бородой. Он низенького роста и толстенький. Ходит босой и с непокрытой головой. Всегда носит с собой железную булаву. Большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но иногда заходит к людям: предупредить, что будет суровая зима, чем-то помочь, а то и просто ради того, чтобы поесть кутьи. Разозлившись, Зюзя стучит своей булавой в пень, дерево, об угол хаты.
У реставрированного под Поставами Зюзи два наряда. Шуба с белорусским орнаментом — для парадного выхода к публике. И белый тулупчик, в котором старик появляется, когда устает хороводить вокруг елки. При этом он говорит: «Нешта горача мне, людцы, трэба ў лягчэйшы кажушок пераапрануцца». Обут властелин мороза не в валенки, не в сапоги. Он носит что-то вроде тапок — с имитацией босых пальцев. Под шубой — голые ноги! Головного убора нет.
Семья. Зюзя Поозерский, в отличие от женатого и многодетного Деда Мороза из Беловежской пущи, — холостяк. Но у него есть добрая соседка — тетка Завея, с которой волшебник гонял чаи, когда не было праздничных хлопот. В сказочной свите также коварная баба Напастья, Огневик (образ списали с Жыжаля — древнебелорусского бога огня), тетка Агата, Карачун и другие персонажи.
Транспорт. Собственные босые ноги. И все время бегом! Да-да, у Зюзи нет ни тройки лошадей, ни запряженного оленя, никакого другого волшебного транспорта, но он все равно везде успевает. Бодрый такой белорусский старичок.
Забавы. В поместье находились забавные скульптуры, беседки, домики, «елкин музей», корчма. Гостей тут поили чаем на травах из раритетного 40-литрового самовара, который топился на дровах, угощали блинами и сладостями. Хороводы сменялись играми и другими забавами. Причем Зюзя танцевал и резвился со всеми. И никто не уезжал от него без подарка.
График работы. Перед Новым годом и Рождеством, на другие праздники, если поступит приглашение.
Фото: Виктор ДрачевЗюзя родился из книг
Спрячьте этот абзац от детей: пусть они верят, что Зюзя — самый настоящий! А для взрослых откроем тайну. Роль белорусского Деда Мороза много лет играет директор поставского ОДО «Центр туристских услуг» Егор Шушкевич. Он же является создателем этого бренда — «Зюзя Поозерский».
— А ведь в этом году у нашего Зюзи юбилей — 10 лет, как он появился, — сообщает Егор Шушкевич. И вспоминает, как родилась идея создать аутентичного Дедушку Мороза:
— За державу стало обидно: у других народов есть свои Деды Морозы, а у нас нет! Точнее, он есть, живет в красивом поместье в Беловежской пуще, но ведь это герой из русских сказок. Мне же был интересен именно наш, национальный, персонаж, который бы отличался от Деда Мороза. Перелопатил много книг по белорусскому фольклору и мифологии. И нашел — это же Зюзя! Белорусы его до сих пор помнят. Я сам слышал, как в сильный мороз, когда в хате трещат углы, в деревне говорили: «Гэта Зюзя грукае». В книгах можно найти разные описания, как выглядит наш бог зимы. Есть и такие, которые мне не очень нравятся, например, что у него под носом сопли. Поэтому за основу мы взяли классическое описание: это дедок с непокрытой головой, который ходит босиком и с булавой.
Карачун и компания
Сценарий праздника в поместье Зюзи каждый год меняли — одни герои уходили, другие добавлялись. Например, Карачун появился в сказочной команде после того, как в народе пошли разговоры о том, что наступит конец света.
Зюзя со Снеговухой. Фото: Виктор Драчев— В основном персонажей брали из белорусской мифологии, — рассказывает Егор Шушкевич. — Карачун — это своего рода родственник Зюзи, он тоже повелитель холода, но в подземном царстве. А еще у нас была целая мифологическая тропа. Здесь мог встретиться и Дзед Гаёвы — дух, который следил за порядком в лесу, и Ёўнік — ему приписывали защиту домашнего хозяйства от всего плохого, и Лазавік — одноглазый карлик, который живет среди болот, и Зазоўка — красавица, которая заманивала вглубь леса. Кстати, туристы потом признавались, что многие фотографии, которые они сделали в гостях у Зюзи, запечатлели какие-то непонятные вещи, что в кадре угадывался кто-то таинственный.
— Может, еще какие байки припомните?
— Ой, баек было много! Взять ту же Зазоўку. Это красавица, одетая только в свои зеленоватые длинные волосы. Она появлялась перед молодыми хлопцами и, если кто-то из них ей нравился, уводила в лес и не отпускала. А если и отпускала, то парень, вернувшись домой, так сильно скучал по Зазоўцы, что снова шел к ней. Звал ее, искал, но она больше не появлялась. Влюбленный страдал. И тогда в лесу можно было найти висельника. Вот такая печалька может произойти. Так что аккуратнее со сказками и их героями! — предупреждает Зюзя.
«Дотронешься до Зюзи — будет тебе счастье!»
Гостьи поместья почему-то решили, что если дотронуться до голой Зюзиной коленки, то обязательно исполнятся все желания.
— Так и было! Девушки трогали Зюзю за коленку. И убеждались, что у него действительно голые ножки. То есть мифологическая правда была соблюдена. О чем загадывают, чего просят, девушки мне не сообщали. Но если их желания после этого сбылись, я только рад. Всегда говорю: «Друзья мои, загадывайте желания!».
Фото: архив «Центра туристских услуг» (Поставы)Дедушка не только дарил подарки, но и получал их сам:
— Всегда было приятно, если детишки приезжали к нам со своими поделками, рисунками. Гостей у нас всегда было много, приезжали по 200−300 человек, сразу несколько автобусов. Забот хватало, в том числе и обыденных — поддерживать в поместье инфраструктуру. Конечно же, настроение бывало всякое, иногда и нерадостное. Но когда ты видишь глаза, а в них — ожидание маленького чуда, то забываешь про свои неурядицы и создаешь людям праздник. Например, запомнились студенты из Китая. Они, бедные, у нас очень замерзли. Посмотрели представление, а потом гурьбой прилепились к самовару и костру. Но все равно не согрелись. Пришлось к ним подойти, взять за руки и вытащить под елочку — хороводить.
Зюзины клоны и коллеги
В несезон Зюзя тоже работает:
— Туристы приезжали к нам и на Масленицу, и на Пасху. Кстати, в лесу возле поместья мы создали памятник пасхальному яйцу. Гости бывали и летом. Зовут Зюзю на праздники и сейчас — езжу к своему собрату в Беловежскую пущу, а также во владенья Болотника в Березинском заповеднике. Стараюсь откликаться на все приглашения. Беру своих помощников — тетку Завею, Карачуна и других, едем на праздник, даем людям почувствовать приход зимы.
Зюзина Масленица. Фото: архив Центра туристских услуг (Поставы)Белорусского Деда Мороза нередко клонируют.
— Периодически на Зюзю посягают: то в одном месте его поселят, то в другом. Мы говорим: «Ребята, нехорошо». Бренд-то один, и к тому же запатентованный. У нас есть свидетельство о регистрации товарного знака. Не хочется, чтобы нашу идею растащили по разным уголкам. Но я только рад, когда на утренниках в садиках и школах, на корпоративах появляется именно белорусский Дедушка Мороз. Такие клоны Зюзи пропагандируют родную культуру.
Зюзя в прекрасных отношениях со своими коллегами из других стран.
— Три года назад праздновали 10-летие открытия поместья белорусского Деда Мороза. Тогда в Беловежскую пущу приехали практически все персонажи «Сказочной карты России и Беларуси». Были мои собратья из разных уголков: и татарский Кыш Бабай, и казачий Дед Мороз, и карельский Паккайне, и бурятский Сагаан Убугун, и другие. Но произошел казус: на сказочной карте дважды встречается Зюзя — в Озерках под Поставами, а также — где бы вы думали — в Великом Устюге, в вотчине российского Деда Мороза. Произошла какая-то опечатка. На самом-то деле Зюзя один — наш, белорусский.
А вот до Санта-Клауса Зюзя пока не доехал. «Но очень хочу!» — смеется он. И признается, что у волшебников тоже есть мечты. «У меня — поскорей обзавестись собственным домом! Надеюсь, это обязательно произойдет в 2017 году».
Блиц-опрос
— Будет ли снег на Новый год?
— Обязательно! Будет хорошая, замечательная зимняя погода. Я уж постараюсь как следует помахать булавой! Давеча виделись с Дедом Морозом и договорились, что будем работать не покладая рук, чтобы наши страны отметили Новый год с морозцем и снегом.
— Что делать с непослушными детьми?
— Непослушных детей не бывает. Может быть, бывают упущения в воспитании. Придется мне еще поколдовать, чтобы детишки как можно меньше доставляли хлопот родителям. Но вот стращать ребенка Зюзей или другими персонажами из сказок не надо. Лучше всего — договориться. А договориться можно с каждым ребенком.
Дети должны быть умеренными в своих просьбах. Не всегда же Зюзя может подарить ноутбук, планшет, другой крутой гаджет. Видите, какие сложные слова мне, старенькому, пришлось выучить! А что делать, времена-то меняются. А вот сладости и фрукты под елочкой должен найти каждый ребенок.
— Чего белорусам ждать от курса доллара в 2017 году?
— Приходится следить мне и за экономикой. Не знаю, в моей ли это власти, но хочется, чтобы не было никаких финансовых потрясений. Надеюсь, когда мы будем с вами общаться через год, курс доллара все так же будет равен двум рублям.
Зюзя с белорусским Дедом Морозом и Снегурочкой. Фото: bp21.org.by— А в новых денежках, которые мы получили в уходящем году, Зюзя уже научился разбираться?
— Редко себе что-то покупаю — житель-то я лесной. Но если старенький где и ошибается, то продавцы и покупатели мне всегда помогают. А под Новый год меня люди добрые подкармливают, задабривают, чтобы зима была не очень суровой. Угощают меня и приговаривают: «Зюзя на дварэ — куцця на стале». Так что голодным я точно не останусь.
— Платит ли Зюзя налог на тунеядство?
— Ой, я же живу немножко вне реалий! Но работы у меня очень много — поддерживать зимнюю погоду непросто. Тружусь и тунеядцем себя не считаю. И вообще работа — это святое. Сколько столетий уже хожу по нашей земле белорусской и вижу: наши предки всегда были большими трудягами. Пахали землю, растили хлебушек, осенью встречали Тётю — богиню плодородия, ставили для нее корзины с плодами и благодарили за то, что помогла с хорошим урожаем. Трудиться — это в крови белорусов.
— Есть ли у Зюзи пирсинг или татуировки?
— Не обзавелся (хохочет).
— Занимается ли белорусский Дедушка Мороз спортом?
— Беготни хватает! Зюзя ж не может тихонечко ходить. Поэтому бег — мой любимый вид спорта. Еще обожаю белорусскую баньку: очень, знаете ли, полезно для древних косточек.
— И — традиционный вопрос. Что пожелаете нашим дорогим читателям на Новый год?
— Даражэнькія мае! Мира, благополучия, достатка — в каждый дом. И, самое важное, здоровьечка! Чтобы вас не одолевали никакие хвори и напасти, чтобы было спокойно на душе.
news.tut.by
Иллюстрации по белорусской мифологии - Боги и автономные нечистики
И этот пост будет посвящен белорусским "божествам" и автономным нечистикам (тем, которые не привязаны к конкретному локусу).
Зюзя - зимнее божество, воплощение морозаЖыжаль - бог жары и подземного огня
Цёця - богиня осени и урожая
Кликун - вот не знаю, кто это
Чёрт
Пякельнiкi - черти в Пекле (т.е. в Аду)
Молочные ведьмы
Ночницы - вроде обчные ночные пугала, а тут суккубы какие-то
Хапун - детский бука-пугака
Железный человек
Ваукалака - момент трансформации
Источники:галерея на БестиарииДыярыушАльбом в ВКСветапогляд
Продолжение следует: домашние и усадебные духи, стихийные и природные духи.Автор всех представленных работ - Валерий Славук.
pan-dohva.livejournal.com
Зимник, Зюзя, Трескунец и другие служители Стужи » Боги Славян
Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев
Служители стужи относятся к сезонным богам — к богам ЗИМЫ.
Зима долго длится, и поэтому у славян было много богов, связанных с этим временем года: Зимник, Зюзя, Морозко, Сивый, Трескунец, Студенец и другие.
ЗИМНИК — бог холодов и морозов. Некоторые славянские племена олицетворяли студеную пору года в образе Зимника и верили: если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головою, босой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках, — жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника.
Зюзя, Худ.В.Славук
ЗЮЗЯ (Зюзик) — в западнославянской мифологии божок снега и мороза,.
ИМЯ: Произошло от слова «зюзец» — мерзнуть, трястись от холода.
ВНЕШНИЙ ВИД: Зюзю наши предки представляли в образе деда с длинной бородой, который живет в лесу, ходит босиком и, согласно поверью, вызывает пургу, метель, стужу. Босоногими стариками, кстати, были и другие служители Стужи — Снежич, например.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Своим посохом он стучал по дорогам, сковывая их морозными оковами, расковать которые может только зима. Большую часть времени он бродит по лесу, но порою заходит в деревни, предвещая жестокую стужу.
ПОЧИТАНИЕ: Чтобы умилостивить стужу, накануне праздника Коляды (7 января, современное Рождество) откладывали несколько ложек праздничной кутьи в особую миску и оставляли ее на ночь на столе, чтобы Зюзя пришел поесть и не вредил бы своими морозами людям и животным. Позднее Зюзя стал зваться Трескуном.
ТРЕСКУН (Трескунец) — славянское божество сильного (трескучего) мороза. Когда бывает сильный мороз, считается, что своей булавой по деревьям бьет злой Трескун. Временами Трескун забредает в деревню, чтобы предупредить о надвигающихся трескучих морозах.
СТУДИНЕЦ (Студенец) повелитель зимнего холода.
У древних славян Студинца представляли низеньким старичком. Его дыхание – сильная стужа. Его слезы – сосульки, а иней – это его замерзшие слова.
Морозко, Худ.Нонна Кукель
МОРОЗКО. На привычного нам, современного Деда Мороза больше похож персонаж старинных сказок – Морозко (он же в более поздних версиях – Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Нам очень симпатичен этот одушевленный Зимний Дух – строгий, порой сварливый, но всегда справедливый. Все знают, что хорошим людям он благоволит и одаривает их, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом.
Худ.Дывоока Васильева
СИВЫЙ (Велес-Сивый) -дух зимней стужи, омертвения мира и скотьего падежа. Он очень не любит тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и весёлым дарует здоровую телесную крепость и румянец.
И все эти имена – это все один и тот же МОРОЗ – воплощение ВЕЛЕСА.
к зимним божествам относятся так же
Вьюга, Пурга и Метель — зимние красавицы.
————
(155)Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта.
bogislavyan.ru
"Девушки трогали за голую коленку". Зюзя – белорусский Дед Мороз – о себе и гостях
В гости к колоритному дедку Зюзе Поозерскому, который жил под Поставами, записывались чуть ли не с лета. Туристы ехали к нему сотнями. А потом белорусский собрат Деда Мороза куда-то пропал. TUT.BY разузнал: он временно бездомный, но не безработный. Мы пообщались с креативным стариком, послушали его байки и веселые истории, поинтересовались, платит ли он налог на тунеядство. А еще Зюзя сделал прогноз погоды на новогоднюю ночь.
Зюзе мороз нипочем: он не мерзнет с голыми ногами на снегу. Фото: форум сайта «Глобус Беларуси»Досье на Зюзю
Место жительства. У Зюзи Поозерского было поместье на севере страны — в деревне Озерки под Поставами в Витебской области. Поселился он там в 2006 году.
Однако три года назад дедушка стал бездомным. Его усадьба находилась в бывшем детском лагере отдыха, который является собственностью района. Зюзя ее арендовал, а потом захотел приобрести часть территории. Не получилось. Поэтому сейчас любимый многими персонаж подыскивает новое жилье. Возможно, это будет усадьба уже не на Поставщине, а в другом месте.
Но дело свое Зюзя не бросил и подрабатывает бродячим волшебником — гастролирует, приезжает со своими сказочными помощниками на праздники в разные места, куда его приглашают.
Зюзя едет на очередной праздник. Фото: Виктор ДрачевОбраз. Зюзю — бога зимы, наши предки представляли так. Это старик с белыми как снег волосами и длинной бородой. Он низенького роста и толстенький. Ходит босой и с непокрытой головой. Всегда носит с собой железную булаву. Большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но иногда заходит к людям: предупредить, что будет суровая зима, чем-то помочь, а то и просто ради того, чтобы поесть кутьи. Разозлившись, Зюзя стучит своей булавой в пень, дерево, об угол хаты.
У реставрированного под Поставами Зюзи два наряда. Шуба с белорусским орнаментом — для парадного выхода к публике. И белый тулупчик, в котором старик появляется, когда устает хороводить вокруг елки. При этом он говорит: «Нешта горача мне, людцы, трэба ў лягчэйшы кажушок пераапрануцца». Обут властелин мороза не в валенки, не в сапоги. Он носит что-то вроде тапок — с имитацией босых пальцев. Под шубой — голые ноги! Головного убора нет.
Семья. Зюзя Поозерский, в отличие от женатого и многодетного Деда Мороза из Беловежской пущи, — холостяк. Но у него есть добрая соседка — тетка Завея, с которой волшебник гонял чаи, когда не было праздничных хлопот. В сказочной свите также коварная баба Напастья, Огневик (образ списали с Жыжаля — древнебелорусского бога огня), тетка Агата, Карачун и другие персонажи.
Транспорт. Собственные босые ноги. И все время бегом! Да-да, у Зюзи нет ни тройки лошадей, ни запряженного оленя, никакого другого волшебного транспорта, но он все равно везде успевает. Бодрый такой белорусский старичок.
Забавы. В поместье находились забавные скульптуры, беседки, домики, «елкин музей», корчма. Гостей тут поили чаем на травах из раритетного 40-литрового самовара, который топился на дровах, угощали блинами и сладостями. Хороводы сменялись играми и другими забавами. Причем Зюзя танцевал и резвился со всеми. И никто не уезжал от него без подарка.
График работы. Перед Новым годом и Рождеством, на другие праздники, если поступит приглашение.
Фото: Виктор ДрачевЗюзя родился из книг
Спрячьте этот абзац от детей: пусть они верят, что Зюзя — самый настоящий! А для взрослых откроем тайну. Роль белорусского Деда Мороза много лет играет директор поставского ОДО «Центр туристских услуг» Егор Шушкевич. Он же является создателем этого бренда — «Зюзя Поозерский».
— А ведь в этом году у нашего Зюзи юбилей — 10 лет, как он появился, — сообщает Егор Шушкевич. И вспоминает, как родилась идея создать аутентичного Дедушку Мороза:
— За державу стало обидно: у других народов есть свои Деды Морозы, а у нас нет! Точнее, он есть, живет в красивом поместье в Беловежской пуще, но ведь это герой из русских сказок. Мне же был интересен именно наш, национальный, персонаж, который бы отличался от Деда Мороза. Перелопатил много книг по белорусскому фольклору и мифологии. И нашел — это же Зюзя! Белорусы его до сих пор помнят. Я сам слышал, как в сильный мороз, когда в хате трещат углы, в деревне говорили: «Гэта Зюзя грукае». В книгах можно найти разные описания, как выглядит наш бог зимы. Есть и такие, которые мне не очень нравятся, например, что у него под носом сопли. Поэтому за основу мы взяли классическое описание: это дедок с непокрытой головой, который ходит босиком и с булавой.
Карачун и компания
Сценарий праздника в поместье Зюзи каждый год меняли — одни герои уходили, другие добавлялись. Например, Карачун появился в сказочной команде после того, как в народе пошли разговоры о том, что наступит конец света.
Зюзя со Снеговухой. Фото: Виктор Драчев— В основном персонажей брали из белорусской мифологии, — рассказывает Егор Шушкевич. — Карачун — это своего рода родственник Зюзи, он тоже повелитель холода, но в подземном царстве. А еще у нас была целая мифологическая тропа. Здесь мог встретиться и Дзед Гаёвы — дух, который следил за порядком в лесу, и Ёўнік — ему приписывали защиту домашнего хозяйства от всего плохого, и Лазавік — одноглазый карлик, который живет среди болот, и Зазоўка — красавица, которая заманивала вглубь леса. Кстати, туристы потом признавались, что многие фотографии, которые они сделали в гостях у Зюзи, запечатлели какие-то непонятные вещи, что в кадре угадывался кто-то таинственный.
— Может, еще какие байки припомните?
— Ой, баек было много! Взять ту же Зазоўку. Это красавица, одетая только в свои зеленоватые длинные волосы. Она появлялась перед молодыми хлопцами и, если кто-то из них ей нравился, уводила в лес и не отпускала. А если и отпускала, то парень, вернувшись домой, так сильно скучал по Зазоўцы, что снова шел к ней. Звал ее, искал, но она больше не появлялась. Влюбленный страдал. И тогда в лесу можно было найти висельника. Вот такая печалька может произойти. Так что аккуратнее со сказками и их героями! — предупреждает Зюзя.
«Дотронешься до Зюзи — будет тебе счастье!»
Гостьи поместья почему-то решили, что если дотронуться до голой Зюзиной коленки, то обязательно исполнятся все желания.
— Так и было! Девушки трогали Зюзю за коленку. И убеждались, что у него действительно голые ножки. То есть мифологическая правда была соблюдена. О чем загадывают, чего просят, девушки мне не сообщали. Но если их желания после этого сбылись, я только рад. Всегда говорю: «Друзья мои, загадывайте желания!».
Фото: архив «Центра туристских услуг» (Поставы)Были в поместье и другие развлечения. Например, «волшебный колодец», возле которого можно было нашептать свои заветные желания. А если гость мечтал встретить свою половинку, то нужно было всего ничего: дотронуться до корыта с оберегами-веточками, взять один из них, приехать домой, положить на чашку с водой, поставить ее под кровать. С Зюзей делились, что после этого непременно снился суженый.
Дедушка не только дарил подарки, но и получал их сам:
— Всегда было приятно, если детишки приезжали к нам со своими поделками, рисунками. Гостей у нас всегда было много, приезжали по 200−300 человек, сразу несколько автобусов. Забот хватало, в том числе и обыденных — поддерживать в поместье инфраструктуру. Конечно же, настроение бывало всякое, иногда и нерадостное. Но когда ты видишь глаза, а в них — ожидание маленького чуда, то забываешь про свои неурядицы и создаешь людям праздник. Например, запомнились студенты из Китая. Они, бедные, у нас очень замерзли. Посмотрели представление, а потом гурьбой прилепились к самовару и костру. Но все равно не согрелись. Пришлось к ним подойти, взять за руки и вытащить под елочку — хороводить.
Зюзины клоны и к
dneprovec.by
Каких богов почитали предки белорусов? | Культура
Как известно, до принятия христианства восточные славяне были язычниками, у них не было единого бога. Но ни одно событие славянской жизни не проходило без участия божества. Какие же существовали боги у наших предков, и чем они занимались, какими сторонами жизни людей «заведовали»?
Одним из самых главных богов был могущественный Перун, бог грома и молнии, дождя, опекун военного дела и княжеской дружины. В Беларуси Перуна помнят до сих пор и называют его именем молнию.
Гром и молния возникали, когда рассерженный Перун стучал каменными жерновами. В силе ему не откажешь, попробуйте в каждой руке удержать по огромному мельничному камню.
Древние каменные топоры, редкие случайные находки людей того времени называли стрелами Перуна. Считалось, что они обладают целебными средствами. Истертые в порошок камни применялись в качестве лечебного средства при любых болезнях.
Соперник Перуна — Велес (Волос), бог животноводства, богатства, помощник земледельцев, властитель потустороннего мира, опекун волхвов. На территории нынешней Беларуси, возможно, это был самый главный бог. Во многих местах сохранились воздвигнутые в честь Велеса огромные камни. Кроме всего прочего, Велес распоряжался стоками рек. С его культом связано название реки Вили и основанного на ней кривичами города Вильно, нынешнего Вильнюса.
Богом весенних гроз и плодородия был Ярило. Он воплощал в себе понятия весеннего света, теплоты, юности и любовной страсти. Совмещение им вдобавок и некоторых военных функций дает основания предположить, что Ярило тесно связан с Перуном, возможно, был одним из его воплощений или сыном.
Славяне представляли себе Ярило босоногим красавцем, разъезжающем на белой лошади по небу в белом одеянии, с венком из весенних полевых цветов на голове. Где появлялся Ярило, там обязательно бывал хороший урожай, кого одаривал взглядом — у того в сердце разгорался любовный костер.
Весна находилась в ведении прекрасной богини Ляли — владычицы девичьей красоты и любви. Аиста, как известно, приносящего детей, на Полесье до сих пор называют «лялека».
Бога солнца кривичи называли Сотваром. За хранительницу семейного очага почитали богиню достатка Тетю, которую представляли в образе высокой статной женщины с ржаным венком на голове, с хлебом и плодами в руках.
Опекуном всех кузнецов считался бог огня Жижаль. Негаснущий святой огонь назывался Знич. Замерзнуть как Зюзя — бог зимы и мороза — можно и в наши дни.
Утреннюю и вечернюю зори символизировали сестры Денница и Вечерница. Из древней мифологии известно также имя далекого предка современных белорусов — Боя, везде ходившего с верными псами Ставрой и Гаврой.
В древности коммуникации были развиты далеко не так, как сегодня. Поэтому в различных местностях представления о богах, их образах и именах могли существенно отличаться. Конец языческим разночтениям на славянских землях положило христианство. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
shkolazhizni.ru
бог Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#37916054 - Old wooden jetty during storm on the ocean. Abstract light at..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#41591915 - Silhouette of a man in a fog.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#50573893 - Respect and pray on the sunset in city background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#55750568 - painting of Jesus with a lion in cosimc space, eye contact and..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com