Ролевые игры для детей. Детские ролевые игры для мальчиков


Ролевые игры для детей - FamilyBoom.ru

Зайдя в детскую, вы не раз видели, как дочка игрушечной ложкой кормит плюшевого зайца, а потом укрывает его полотенцем, целует и желает спокойной ночи, делая это с превеликим удовольствием. Это значит, что ваш ребенок осваивает ролевые игры, а это имеет важное значение для формирования личности. Зачем же нужны ролевые игры и как они помогают детям?

Зачем ребенку ролевые игры

Обратите внимание, как часто ваш ребенок изображает во время игры вас, — вот он в магазине разговаривает с куклой Ингой, объясняет, какое мороженое хочет купить, вот наряжается и встречается в игрушечном кафе с друзьями. Сначала малыш изображает в играх вас и ваше окружение, а потом придумывает свою игру. И сюжетно-ролевая игра  — первый шаг навстречу взрослению. Через ролевые игры дети познают окружающий мир, учатся взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

Какие функции выполняет ролевая игра:

  • Развивает фантазию и творческие способности малыша. Только вспомните, на какие выдумки идет ребенок, когда играет в больницу — вместо иглы фломастер, вместо таблеток — конфеты, а кардиограмму сам не хуже аппарата нарисует, да и рецепт выпишет почерком точь-в-точь как у врача, не говоря уже о печати, сделанной пальцами в чернилах. Для малыша важнее всего свобода действий и наличие того, с кем можно поиграть. 
Обратите внимание, как ребенок радуется, забравшись в пододеяльник, бегает по дому, воображая себя чудовищем. А как он забирается в корзину для вещей, которая превращается в самолет, и стреляет по врагам из банана. Чем сложнее сюжет игры, поставленная задача, тем активнее развивается ребенок. Малышу же нужно объяснять, что за предмет у него в руках, как его можно использовать, а это, в свою очередь, тренирует речь и логику ребенка.
  • Развивает память и внимание. Да, поэтому не удивляйтесь, когда ваш сын, который не может запомнить четверостишье к утреннику в садике, во время игры, превратившись в Железного человека, отчеканит вам 5-минутный монолог Роберта Дауни-младшего получше самого актера.
  • Учит общаться ребенка с окружающим миром. Вы сидите на скамейке во дворе и наблюдаете, как ваша дочь играет в "дочки-матери" с соседскими девочками, и с каждым разом игра все усложняется, а сюжет все больше становится похож на сценарий мексиканского сериала, в котором не обходится без слез. Конечно, играть со сверстниками куда сложнее, чем с мамой, которая во всем уступает и не обижается, когда у нее отбирают кубики или куклу. Поверьте, именно из этих обид, из неудачного опыта развивается умение сотрудничать с окружающими.
  • Развивает речевые навыки и умения. Вспомните, как сын с легкостью повторяет фразы любимых героев при игре, а ведь некоторые из них и вам самим сложно выговорить.
  • Воспитывает ребенка. Без активности и дисциплины при ролевой игре никуда. А отстаивание своей точки зрения? Если плюшевый заяц не хочет идти гулять с мишкой, потому что он не пообедал, то он и не пойдет, и не нужно его уговаривать. Если мишка так хочет побыть вместе с зайцем, то может составить компанию за столом.
  • Помогает увидеть себя со стороны. Ваш сын играет соседского Марка, а Марк выступает в роли вашего сына. Диалог не задается, ведь Марк упрямится точь-в-точь как ваш сын. Что ж, есть повод подумать над своим поведением.

Как играть?

Минуту назад ваш ребенок был Аладином, теперь он Джин, а через секунду становится главным злодеем. Малыш все время при игре примеряет на себя новые роли. Не мешайте ему, не навязывайте свой вариант развития сюжета, а просто задавайте наводящие вопросы — так ребенок сможет создать свою историю. Начать стоит с простых сценок с 2–3 героями, например, со сказки про Волка и Красную Шапочку или басни про Ворону и Лисицу. 

Знакомьте ребенка с как можно большим количеством предметов — показывайте, объясняйте, как ими пользоваться, чтобы разнообразить игры ребенка.

Если вы будете исполнять роль рассказчика, то не увлекайтесь созданием длинного глубокого сюжета со множеством подробностей. Быстрее меняйте события, чтобы ребенок не успел утомиться и потерять интерес. А ребенку покажите, что у каждого героя свой характер, типаж — пусть он учится менять голоса и интонации. Не забывайте, что все главные роли принадлежат ребенку. А дома семьей можно поиграть в "Путешествие на Северный полюс", "Фруктовый магазин" или "Скорую помощь".

Ролевая игра "Путешествие на Северный полюс"

Для начала создайте антураж. Можно повесить белые простыни в комнате, которые будут имитировать айсберги. Задействуйте домашних животных и игрушки. Решите, как вы будете добираться до Северного полюса, ведь придется пересекать океан — поезд, корабль, самолет? Используйте диванные подушки в качестве плота или ледокола. 

Озвучивайте, кого вы встречаете на пути — белого медведя (ваша собака), моржа (кошка), посмотрите на северных рыбок в своем аквариуме, познакомьтесь с местными исследователями. Пока вы ведете игру, сделайте все возможное, чтобы малышу было максимально интересно и чтобы каждый получал удовольствие от игры.

Ролевая игра "Фруктовый магазин"

Реквизит. Костюм продавца (можно использовать обычную белую рубашку), весы (сделать можно самим рычажные с чашечками), набор гирек, фрукты и овощи (можно как настоящие, так и игрушечные), деньги. 

Подготовка. Перед началом игры спросите у ребенка, кто работает в магазине? Что делает продавец? Кто привозит фрукты и овощи? В это время ребенок вспомнит названия профессий людей и их функции в магазине. Затем постройте с ребенком прилавок, для этого можно использовать столы, стулья. Вместе распределите роли, кто будет продавцом, покупателем, шофером. Будет хорошо, если помимо вас и ребенка, будет играть кто-то еще. Но если никого нет, то часть ролей могут исполнять игрушки ребенка или вы сами будете поочередно перевоплощаться. 

Сюжет. Продавец раскладывает товар, шофер привозит продукты, покупатели готовят деньги (их можно сделать самим — вспомните детство: на монетку кладете бумагу, активно зарисовываете часть ее, что над монетой, карандашом или ручкой до тех пор, пока не проявится изображение, и вырезаете). Продавец все разложил, покупатели стоят в очереди — начинаем. 

 - Здравствуйте! Я хочу купить у вас 2 килограмма яблок. Покажите, пожалуйста, какие сорта у вас есть? Мне понравились вот эти, сколько они стоят? Вот, возьмите деньги и дайте мне чек. А когда вам завезут дыню? Да, спасибо, до свидания! 

Таким образом, вы показываете ребенку, как себя должен вести покупатель в магазине. Также можно поменяться ролями, и вы покажете образец поведения продавца. Заодно выучите с ребенком, как называются фрукты и овощи, как они выглядят. 

 - А что вы купили? Я впервые вижу такое! Это фрукт или овощ? Как он называется? Нужно попробовать. А он не кислый? А что из него можно приготовить? 

Можно также попросить купить ребенка что-нибудь, озвучить список. А когда он вернется из магазина, попросить его вспомнить, что он забыл купить, можно подсказывать, описывая этот фрукт или овощ. 

Завершение. Как только игра надоест или просто закончится, спросите у ребенка, какие он роли исполнял, понравилась ли игра, кто хорошо играл свою роль, но и не забывал помогать другим игрокам?

Ролевая игра "Скорая помощь"

Реквизит. Халат для врача, игрушечное медицинское оборудование (можно использовать замену — линейка вместо градусника, подушки вместо горчичников, а слушать пациента можно кружкой, давать таблетки-конфеты, лечебный сироп — вода или чай, использовать бинт, ленты).

Сюжет. Вы говорите, что плохо себя чувствуете и вызываете скорую помощь. Приходит врач-ребенок в халате и с медицинским оборудованием и задает вопросы:

- Что у вас болит? Где? Насколько сильно? Давно? Какие лекарства пили?

Врач осматривает пациента. Измеряет температуру, слушает сердце, проверяет горло. Если он посчитает нужным, то отправляет в больницу на более серьезные процедуры.

Игра развивает у ребенка чувство милосердия, желание помочь, утешить, позаботиться о близком.

Во время игры вы можете выучить вместе с ребенком стихотворение:

Не бойтесь, пожалуйста, доктора льва.

Он в горло зверюшке заглянет сперва

И выпишет срочно рецепт для больного:

"Ни капли соленого, острого, злого.

Без самого доброго, нежного слова,

Без лучшего слова не лечат больного".

Формируйте у ребенка правильное отношение к миру не только при помощи слов, но и своим собственным примером — словами и действиями. Ведь все, что делают взрослые, находит отражение в детской игре.

Еще по теме:

familyboom.ru

Ролевые игры - Parents.ru

Кто из нас в детстве не воображал себя принцессой или непобедимым героем? Мы самозабвенно придумывали захватывающие сюжеты и использовали все доступные средства для своей игры. Так, например, палка служила отличным мечом, старый платок выполнял роль плаща, а длинные юбки старшей сестры как нельзя лучше подходили для туалета «прекрасной дамы». Почему же они так важны для нас?

Играя в такие незатейливые на первый взгляд игры, как «дочки-матери», «магазин», «школа» или «войнушка», дети получают бесценный опыт общения, работы в команде, учатся правильно вести себя в той или иной жизненной ситуации. Вместе с этим они осваивают множество новых социальных ролей (покупатель, учитель, врач, пассажир и т. д.) и познают устройство окружающего их мира. Ролевые игры в простой и интересной форме позволяют реализовать сразу несколько очень важных для становления личности ребенка задач.

Социализация

Проигрывая тот или иной сюжет, ребенок постепенно усваивает образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, принятые в обществе, приобретает необходимые для дальнейшей жизни знания и умения. Так, если ваш малыш играет с вами (или со старшим братом/сестрой), например, в школу, он узнает, как правильно вести себя на уроке, что нужно сделать, если хочешь ответить на вопрос учителя (поднять руку). Кроме того, кроха получает общее представление о том, чем ему предстоит заниматься  на уроках и, соответственно, имеет возможность заранее психологически подготовиться к поступлению в школу. Можно с уверенностью сказать, что, придя в 1 класс, такой ребенок будет чувствовать себя увереннее и спокойнее, нежели его сверстники, лишенные возможности играть в ролевые игры.

Первые уроки
  • С маленькими детьми (2−3 лет) лучше разыгрывать всевозможные повседневные бытовые ситуации. Например, можно поиграть в «магазин», «автомастерскую», «поликлинику». Малышу интересно будет «приготовить обед», «попробовать» из игрушечной кастрюльки «суп». Можно показывать крохе несложные коротенькие представления, используя мягкие игрушки или кукол бибабо (кукольный театр).
  • С более старшими детьми (от 3 лет) уже можно проигрывать небольшие сюжеты из любимых сказок, мультиков или фильмов. При этом обязательно давайте ребенку возможность сыграть роль «взрослого» персонажа: пусть малыш попробует проявить «взрослую» заботу и любовь – это очень важно для эмоционального развития ребенка. Постепенно сюжет игры можно усложнять и дополнять разнообразными событиями. Главное, чтобы все происходящее было понятно ребенку, а сам процесс игры доставлял удовольствие.
  • Начиная с 5−6 лет ребенок уже может самостоятельно разыгрывать всевозможные сюжеты, как вымышленные, так и по сценарию сказок и мультфильмов. При этом он может играть как в компании других детей, так и наедине с собой. В этом возрасте родителям не стоит постоянно вмешиваться в ход игры: необходимо дать малышу возможность реализовать собственные фантазии самостоятельно. Однако время от времени можно устраивать совместные игры с интересными и более сложными сюжетами. В этом возрасте уже можно целенаправленно моделировать игру таким образом, чтобы ребенок мог «проиграть» эмоционально значимые или какие-то проблемные ситуации.
  • Играя со своим малышом, особое внимание уделяйте эмоциональной стороне игры – в каком настроении находитесь вы, как чувствует себя ребенок. Потому что любая игра – это не только возможность развития ребенка, но и способ общения его с родителями. Игра – время, когда вы можете в полной мере насладиться эмоциональной близостью с вашим крохой, лучше понять особенности характера и мотивы поведения ребенка, поддержать его да и просто весело провести время вместе.

Развитие эмоциональной сферы

Принимая на себя роли различных персонажей, ребенок не только выполняет определенные действия, соответствующие сюжету игры и характеру роли, но и примеряет на себя чувства и эмоции выбранного героя. Так, девочка, изображающая маму, кроме того что укачивает свою куклу, кормит ее или катает в коляске, еще и сопереживает ей, учится проявлять ласку, заботу, любовь, а где-то даже строгость или требовательность. К примеру, малышка может приговаривать своей «дочке»: «Ну что ты, не плачь, я сейчас тебя покачаю − и все пройдет» или отчитывать ее: «Разве можно плеваться кашей?! Дети должны хорошо кушать, чтобы расти большими и здоровыми». А мальчик, сражаясь с «врагом», спасая «прекрасную принцессу» или управляя «космическим кораблем», учится смелости, отваге, ловкости и отзывчивости. То есть, переживая те или иные чувства в игре вроде бы не «по-настоящему», дети приобретают опыт эмоциональных переживаний, который смогут в дальнейшем применить в реальной жизни. Поскольку в ходе игры дети переживают очень разные чувства (причем переживают их не «понарошку», а всерьез, по-настоящему), их эмоциональный репертуар значительно расширяется. Они становятся отзывчивыми, способными сочувствовать другим, а также учатся понимать эмоциональное состояние окружающих их людей.

Расширяйте репертуар и усложняйте сюжеты игр. Чем разнообразнее и интереснее они будут, тем богаче и многогранней будет внутренний мир ребенка.

Преодоление проблемных ситуаций

Ролевая игра дает ребенку возможность смоделировать острую, проблемную или очень значимую ситуацию и «отыграть» в ней все свои переживания. При этом ребенок может разыгрывать как сложные и неприятные для него ситуации, так и очень яркие, положительные сюжеты. Например, мальчик боится темноты, и в процессе игры он выбирает себе роль бесстрашного героя, который с честью проходит все испытания: пробирается сквозь заросли темного страшного леса (роль которого отводится, например, вашему шкафу). А девочка, которая до слез боится стоматолога, дни напролет «лечит зубы» всем своим куклам, мишкам и зайчикам. Или ваши дети, посетившие недавно день рождения подруги, ежедневно устраивают настоящий праздник в честь каждой своей игрушки, чтобы их слишком бурные и восторженные эмоции постепенно улеглись, оставив место только приятным воспоминаниям. То есть любое сильное впечатление, яркое, эмоционально окрашенное событие (приятное или же не очень) ребенок старательно проигрывает, избавляясь таким образом от лишней тревоги или напряженности. Он самостоятельно моделирует сюжет и имеет возможность преобразовывать ситуацию по своему усмотрению. Так ребенок учится справляться со своими сильными чувствами (будь то страх, разочарование или бурная радость) и находит им место в своей повседневной жизни.  

Перемены к лучшему

Поскольку в ходе игры дети переживают очень разные чувства, их эмоциональный репертуар значительно расширяется. Они становятся отзывчивыми, способными сочувствовать другим и учатся понимать эмоциональное состояние окружающих людей.

Развитие коммуникативных навыков

Ролевые игры позволяют ребенку в полной мере освоить все необходимые навыки общения. В процессе разыгрывания различных сюжетов ребенок учится выбирать правильный стиль поведения: проявлять инициативу или, наоборот, в нужный момент уступать ее другому, вступать в конфликт или стараться избежать столкновения, активно отстаивать свои права или искать компромисс. Играя в ролевые игры, ваш малыш учится договариваться с другими людьми, разумно решать проблемные вопросы, принимать самостоятельные решения, работать в команде, понимать других людей и мотивы их поведения.

Кроме того, ролевая игра доставляет колоссальное удовольствие всем участникам процесса, создает возможность насладиться эмоциональной близостью с другим человеком и поделиться с ним своими чувствами. Играя в ролевые игры со своими ровесниками (старшими или младшими детьми), ваш малыш учится первым дружеским отношениям, что, безусловно, очень важно.

7 август 2017 17:10

Parents.ru

Фото: GettyImages

Анна Соболева

www.parents.ru

Ролевые игры для детей | Игры для детей

Сюжетно-ролевые игры или Кто же ваш малыш?

В данной статье мы не будет делить детей на типы по темпераменту, особенностям восприятия, творческим способностям.

Мы не будем говорить кем они станут когда вырастут основываясь на сложные психологические тесты. Мы дадим возможность детям самостоятельно руководить процессом и выбрать ту роль, ту профессию, то призвание, которому он сам отдаст предпочтение!

Это мир вашего ребенка и все что в нем происходит должно подчиняться его правилам. Это увлекательный мир сюжетно-ролевой игры.

А теперь разберемся подробнее, чем является ролевая игра, а также, зачем она нужна вашему ребенку

Во время ролевой игры ребенок воспроизводит действия и отношения реальных или выдуманных героев.

Каким бы ни было событие – реальным или выдуманным, оно может стать главной темой любой сюжетно-ролевой игры. Игра предполагает совершение действий «понарошку». Ситуации при этом воображаемые.

Дети часто играют в семью, доктора, повара, продавца, театр и т.д. Данные игры и многие другие, которые имеют отношение к моделированию жизненных ситуаций и сказочных ситуаций, называются сюжетно-ролевыми.

С помощью сюжетно-ролевой игры ребенок знакомится с миром людей, тем, чем они занимаются, как общаются и строят взаимоотношения. В игре дети «меряют» различные социальные роли, учатся общаться с окружающими, формируя для себя шкалу ценностей, настраиваясь на любовь к труду, творчеству.

В процессе ролевой игры ребенок перенимает от играемого им героя не только поведение, а и переживания, эмоции. Таким образом он учиться чувствовать, сопереживать, сочувствовать.

Переживая за товарищей «понарошку», малыш учится переживать за родных и близких ему людей в реальной жизни. Все те чувства, которые он пережил в игре, делают его мир богаче, наполняют репертуар эмоционального реагирования. Ролевая игра – это некая репетиция реальности.

Играя в ролевые игры, дети учатся идти на компромиссы, вместе с друзьями решать проблемы, выстраивать дружеские и деловые отношения. Ролевая игра учит человеческому общению.

А еще, ролевые игры помогают снимать эмоциональное напряжение.

Проигрывая любую напряженную эмоциональную ситуация дети как будто «выговариваются», сбрасывают накопившиеся эмоции, освобождаются от лишних мыслей.

Дети легко возбуждаются и часто очень мнительны. Ребенка могут чрезмерно «завести» даже самые приятные события, после которых ему очень сложно успокоиться.

Дети проигрывают походы к доктору, если их боятся, и таким образом успокаиваются. Если поход в гости, цирк, зоопарк оказался очень приятным, то следующие дни ребенок будет проигрывать приятные моменты.

Ролевые игры помогают формировать личность, так как во время игры ребенок пытается подражать играемому герою, его характеру, перенимая его ценности и цели, некоторые из которых потом и принимают участие в формировании личности ребенка.

Родители, наблюдающие за игрой своего отпрыска, хотят видеть его только в роли положительного персонажа. Но, надо помнить, что у детей свои идеалы и они не берутся «с потолка», а прививаются окружающей средой и массовой культурой.

Хотите, чтобы ребенок играл только достойных героев, а его игры несли только созидательный характер? Тогда вам надо быть готовыми к тому, чтобы посвятить занятием с ребенком и самим ребенком большого количества времени.

Некоторые родители думают, что для воспитания гармонично развитой личности необходимо больше внимания уделять образованию ребенка.

Такие родители с пеленок отдают своего малыша в разные кружки с углубленным изучением наук и языков. При этом у самого ребенка совершенно не остается времени на главное детское занятие - простую игру.

Родители думают, что игра – это пустая трата времени. Но это очень большая ошибка!

Никакие супер развивающие занятия не компенсируют отсутствия игрового опыта. По крайней мере, так считают психологи.

Если ребенок будет лишен правильного игрового опыта, то это приведет к формированию эмоционально-личностной примитивности, недоразвитости воображения, а также неумению строить отношения с другими людьми.

Ребенок должен играть! И учить играть его не надо! В его игре можно только участвовать. Ведь если вы не будете играть с ребенком, то он будет играть сам, примеряя на себя образы роботов-убийц, Фредди Крюгера, черепашек – ниндзя и подобных модных, но не очень положительных и добрых героев…

Юлия 02:31 #183; 11 декабря 2011

Большое спасибо за статью! Сама в детстве играла с друзьями в такие игры очень часто, и как правильно сказано в статье и мне так кажется -один из самых главных плюсов от таких игр -это то, что ребенок учиться идти на компромиссы. Сколько ссор было с подругами кто мама, а кто дочка; кто водный маг, а кто огненный. Наверно я в каком-то смысле благодаря таким вот играм спокойно отношусь сейчас ко всем конфликтам и умею их свести на нет=) Давайте своим детям время на игры, это очень важно!

Написать комментарий Отменить
Задайте вопрос

Ваш вопрос будет опубликован на сайте в разделе «Нас спрашивают». Когда на вопрос поступит ответ вы получите уведомление по электронной почте.

В дальнейшем, если вы захотите задать уточняющий вопрос или ответить нашему педиатру, вы сможете оставить комментарий к соотвествующей записи на сайте.

Кот и Кит. Войти на сайт
Регистрация на сайте
Напомнить пароль

Ролевые игры для детей 4-5 лет

Детям в возрасте 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры: в доктора, в дочки-матери, в продавца-покупателя. В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.

Для таких игр можно купить, например, набор доктора или набор для магазина (касса, пластиковые овощи и фрукты). Впрочем, всё необходимое для игры наверняка можно найти и дома.

Хорошо, если у вашего ребёнка есть товарищи по игре, примерно одинакового возраста. Если нет – уделите игре с ребёнком хотя бы полчаса в день. Попутно можете тренировать его в математике, например во время игры в магазин попросите у ребёнка-продавца три красных яблока, семь шоколадных конфет и шесть карамелек, пусть он разложит конфеты в два пакета поровну.

Можно поиграть в зоопарк. По-игрушечному купите билеты в кассе и проведите ребёнку экскурсию по зоопарку – расскажите, где и как живут птицы, млекопитающие, рыбы, чем они питаются. В ходе игры следует обращать внимание ребёнка на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Девочки любят играть в парикмахерскую. Предложите кукле с длинными волосами сделать красивую причёску у ребёнка-парикмахера. Расскажите ребёнку об обязанностях парикмахера и работника салона красоты – стрижке, бритье, укладке волос в причёску, маникюре. В конце игры пусть кукла остается очень довольной, она скажет спасибо и пообещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую.

К 5 годам наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала (черепашки-ниндзя, гонщики, почта, поликлиника, кинотеатр, поход в гости и другие сюжеты).

Кстати, выбор соответствующей роли стимулирует ребёнка определить своё место в коллективе. Одни дети выбирают роли самостоятельно, другие предпочитают, чтобы им дали роль, третьи отказываются играть. Понаблюдайте за своим ребёнком!

Поделитесь рецептом с друзьями

Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками

Сюжетно-ролевые игры - раздел, где можно подобрать интересные идеи по оформлению игр, проследить процесс и технику изготовления атрибутов к ним своими руками.

Многие предметы и игрушки, используемые в ролевых играх педагоги детских садов способны изготавливать своими руками, многим предметам дается вторая жизнь. Например, старый чемодан, оформив можно использовать как домик для кукол. Ненужная одежда перешивается и оформляется в фольклорном стиле, которую можно использовать во многих сюжетных играх.

Игровые пособия своими руками

Показаны публикации 1-10 из 238 .Все разделы | Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр своими руками. Фотоотчёт из прошлого

Игра - представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детском возрасте и сопровождает человека на.

Игровые атрибуты из солёного теста

Это мой первый опыт работы с солёным тестом. До этого много всего видела у других, но.

Мастер класс по изготовлению мороженого для сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт.

Пояснительная записка. Прилагательные играют важную роль в умственном и речевом развитии ребенка. Сознательное.

Атрибуты для игр «Кафе» и «Магазин»

Заходя на сайт, можно найти много интересных и порой несложных идей для творчества. И сегодня я хочу поделиться.

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Мебельный магазин».

Мастер-класс «Вывеска для магазина»

Добрый день! Продолжаем изучать профессии, на этот раз знакомимся с профессией продавец. В магазине возле касс.

Оформление сюжетно-ролевой игры «Заправка» своими руками

Вот так легко и просто, а главное - эстетично, я оформила эту игру. Для изготовления колонок мне понадобилось.

«Весёлый автобус». Макет автобуса на каркасе для сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе»

Идея изготовления работы возникла у меня, когда оформляли летнюю площадку. Автобус решила изобразить красочным и.

Бытовая техника из картонных коробок для сюжетно-ролевых игр дошкольников

Благодаря гендерному воспитанию детей дошкольного возраста зависит успешное формирование ребёнка как личности.

Нужно ли говорить о том, что дети стремятся воплотить в играх все те ситуации, которые они наблюдают в повседневной жизни. Девочки подражают мамам, играя в «Семью», «Дочки матери». Мальчики подражают мужским профессиям вызывающих у них чувство патриотизма и отваги: «Военные», «Моряки».

Для игр детей в группе отведено отдельно место в зоне сюжетно-ролевой игры, где ребята могут свободно подобрать инвентарь к игре, в которую будут играть. Используемые игрушки подчеркивают образ реального прототипа. Это могут быть точные копии предметов в миниатюре (реалистические), или предметы заместители (прототипические). Такие игрушки, предметы через обозначения или выделенных основных деталей предают смысл и содержание.

К примеру, кухонная плита, используемая во многих детских садах может быть копией настоящей в уменьшенном размере, с ручками и конфорками. А может быть нарисованной на большом листе бумаги, или изготовленная из картонной коробки. Нередко в изготовлении игрушек педагогами используется техника папье-маше, скульптурно-текстильная техника, вязание и др.

Источники: http://kotikit.ru/qanda/syuzhetno-rolevye-igry-ili-kto-zhe-vash-malysh/, http://m.ovkuse.ru/deti/rolevye-igry-dlya-detej-4-5-let/, http://www.maam.ru/obrazovanie/syuzhetno-rolevye-igry

Комментариев пока нет!

orebenkah.ru

Польза ролевых игр для развития детей – Развитие ребенка

Рейтинг5

Ролевые игры, став любимым занятием детей, помогут им в обучении и исправлении поведения

Для детей ролевые игры представляют собой процесс обучения, который осуществляется посредством игр. Эти веселые и забавные занятия могут стать ключевым компонентом развития ребенка.

  • Ролевая игра – это инсценировка, в которой дети примеряют на себя определенный образ и действуют в соответствии с его особенностями или обыгрывают реальные жизненные ситуации.
  • Ролевая игра – это социальная активность, которую ребенок использует для отражения и дальнейшего развития своих знаний по определенной теме.

Десять ключевых преимуществ ролевых игр для детей

Ролевые игры:

  • Развивают коммуникативные и речевые навыки.
  • Позволяют детям действовать в условиях, приближенных к реальным ситуациям.
  • Позволяют исследовать и экспериментировать.
  • Развивают социальные навыки (по мере того, как дети сотрудничают с другими детьми или взрослыми).
  • Побуждают детей к эмпатии – примерив на себя определенную роль, ребенок учится понимать людей, находящихся в разных обстоятельствах.
  • Помогают узнавать о различных культурах.
  • Помогают выражать свои мысли и чувства в дружественной обстановке.
  • Помогают лучше узнавать и понимать самих себя и других людей.
  • Помогают больше учиться, так как обучение замаскировано под игру.
  • Стимулируют творчество и воображение.
  • Ролевые игры являются одним из наиболее эффективных способов изучения языка: во время ролевых игр ребенок может повторять то, что слышит от родителей, или составлять свои собственные предложения, развивая лексику и навыки общения.

Почему ролевые игры с детьми настолько эффективны?

Ролевые игры являются эффективным средством обучения, так как поощряют детей становиться активными участниками обучающего процесса.

Дети могут:

  • Надеть костюм или использовать реквизит.
  • Двигаться во время игр и использовать свою энергию.
  • Поставить себя на место кого-то другого.
  • Общаться и принимать решения от имени конкретного персонажа.

Все это позволяет им не бояться делать определенные шаги и исследовать различные области.

Вот почему обучение, построенное на ролевых играх, имеет гораздо больше шансов прижиться у детей, чем, например, выполнение домашних заданий в тетрадях, поскольку игры воспринимаются ими более охотно, с большим энтузиазмом.

Родителям будет приятно видеть, что их дети, играя на детской площадке, обыгрывают то, что они только что узнали. Это будет служить добрым знаком того, что взрослым удалось привлечь их внимание и пробудить любознательность.

Как ролевые игры могут помочь ребенку?

  • Для ребенка ролевая игра является безопасной копией реального мира.
  • Большинство ролевых игр будут отражать реальные жизненные ситуации.
  • Именно поэтому ролевая игра является эффективным способом понять окружающий мир.

Так, инсценировка посещения врача, супермаркета, отделения полиции или даже бассейна позволит детям исследовать реальные жизненные ситуации.

Кроме того, вы можете самостоятельно разрабатывать сценарии тех ситуаций, по поводу которых у вас возникают опасения: случайное или преднамеренное посещение запрещенных сайтов в Интернете, насмешки в школе, предложение детям вредных веществ, таких как табак, алкоголь или наркотики и т. д.

Помимо этого в любой игровой роли дети смогут практиковать навыки письма и математики (счета). Просто оставьте им ручку и бумагу, и они смогут воспользоваться ими, не опасаясь, что их поймают на какой-либо ошибке.

Подготовка к ролевым играм

Создайте вместе с ребенком особое игровое пространство, в котором будут происходить представление и сеанс обучающего общения с вами. Этим вы поможете ребенку развить еще больший интерес к происходящему и даже ответственность за него.

Но если вы на время оставите ребенка играть в одиночку или с друзьями – тоже не беда, это будет развивать воображение играющих. Но иногда ваше присутствие все же необходимо. Дети смогут быстрее узнать о положительных и отрицательных последствиях своих действий благодаря своевременной реакции присутствующих взрослых. Например, если ваш ребенок ударил плюшевого мишку или куклу в качестве элемента ролевой игры, вы сможете сразу ему сказать, что это нежелательное поведение и показать лучший способ вести себя в данной ситуации.

Правила ролевой игры для ребенка

Дети должны понимать, что хотя игровое пространство и предназначено для того, чтобы весело и с удовольствием поиграть, но все равно существуют некоторые правила.

Например, если дети порвут всю бумагу, им не на чем будет рисовать, или если они начнут толкаться и неохотно делиться важными для роли игрушками и реквизитом, то в игре сможет принимать участие меньшее количество игроков.

Универсальность ролевых игр

Ролевые игры можно использовать не только в домашних условиях, но и в детских садах и школах. В целом, ролевые игры подходят для любого возраста. Их даже практикуют взрослые самых серьезных профессий, таких как маркетологи, агенты спецслужб и авиапилоты. Поэтому не бойтесь использовать их как для малышей ясельного возраста, так и для школьников, как для решения образовательных, так и поведенческих проблем.

Некоторые сценарии ролевых игр для младших школьников

Войдите с ребенком в игровое пространство и воспользуйтесь приведенными сценариями. Разыграйте каждую сценку, сделайте соответствующие выводы и обсудите их.

  • В свой день рождения ребенок открывает подарок родственника, но там оказывается вовсе не то, чего он хотел и ждал.
  • Ребенок играет в детской футбольной команде, и во время игры один из игроков (своей команды/команды соперника) падает. Видно, что мальчику очень больно.
  • Ребенок играет в местном парке с другом, подходит старший подросток и говорит, что у него есть «кое-что интересное», и он хочет дать ребятам это попробовать.
  • Ребенок идет домой из школы и замечает подозрительного человека, выходящего из квартиры соседа, в то время как все знают, что соседи в отпуске.
  • У ребенка есть одноклассник, который постоянно всем врет. А сегодня он солгал и вашему ребенку.
  • Ребенок одолжил другу денег, и теперь тот избегает его.
  • Ребенок идет по школьному двору и видит своего одноклассника, который плачет и умоляет старших ребят вернуть ему шапку.
  • Ребенок идет в компании друзей по школе и видит, как у проходящего мимо учителя падает пачка бумаг, которые разлетаются по всему полу. Это самый строгий учитель, которого друзья побаиваются.

Как уже упоминалось, вы можете самостоятельно разрабатывать сценарии ролевых игр, предупреждая возникновение наиболее актуальных опасностей и решая самые насущные образовательные или поведенческие проблемы.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Facebook

Twitter

Вконтакт

Google+

Развитие ребенка28.11.2016

childdevelop.ru

Ролевые игры для детей

Наверное, нет в мире ни одного ребенка, не любящего играть: начиная с младенчества, детей увлекают яркие погремушки, занимательные пирамидки, а по мере взросления их сменяют более «взрослые» игрушки. Двухлетние малыши уже начинают копировать поведение родителей, внося в игру элементы реальной жизни. Это помогает им лучше узнать окружающий мир, развить воображение и научиться общению с другими малышами. Поэтому ролевые игры для детей не только интересны, но и очень полезны.

Игры для малышей

Крайне важно мамам и папам поддерживать малышей в этом начинании и по возможности участвовать в детских ролевых играх. Они могут быть как жизненными: поход в магазин, ресторан, поликлинику; так и сказочными, основанными на любимых мультфильмах и сказках. Переоценить участие родителей в сюжетно-ролевых играх детей на начальном этапе невозможно, ведь если ребенка не научить играть, то его попытки воплотить тот или иной сюжет в жизнь будут непродолжительными и неинтересными. Помните, что игры должны быть обязательно добрыми и учить малыша чему-то полезному.

Одной из самых популярных игр всегда была и остается «магазин». Думаю, каждые мама и папа и сами прекрасно знают ее правила. Обязательно вовлеките в подготовку к ней кроху: устройте прилавок с понравившимися товарами, приклейте ценники, в качестве денег можно использовать нарезанные бумажки, монетки, пуговицы, камушки – все, на что хватит фантазии ребенка. Специалисты отмечают, что гораздо лучше развивается воображение у малышей, которые обычные предметы и игрушки «превращают» в такие нужные им «инструменты».

Игры для младших детсадовце

Особенно популярной сюжетно-ролевая игра становится, когда ребенок идет в детский сад. Подобное совместное времяпровождение помогает детям быстрее адаптироваться в новой обстановке, обрести друзей, примерить на себя новые образы. Ролевые игры в детском саду так же могут носить как бытовой характер, так и сказочный. Чаще всего малыши играют в «семью» и «больницу», самостоятельно распределяя роли, что помогает воспитателю безошибочно определить лидеров и менее активных детей в группе.

Для вовлечения всех малышей в процесс игры педагоги часто используют сюжеты любимых сказок, показывая их по ролям. Так же одной из очень интересных и полезных является игра «Царевна-несмеяна»: с помощью считалки выбираются царевна и царь Берендей, остальные дети по очереди пытаются рассмешить Несмеяну, самый лучший игрок определяется царем и получает заранее подготовленный приз. В дальнейшем ролями можно поменяться. Эта игра не только развлечет малышей, но и поможет раскрыть их таланты и актерские способности.

Игры для дошкольников

Ролевые игры для детей дошкольного возраста носят уже более серьезный и детализированный характер. Сюжеты становятся развернутыми, и малыши чаще вносят свои предложения для их развития. В этом возрасте сказки можно воспроизводить по ролям, читая книги, стимулируя малыша к обучению и совершенствуя технику чтения. Жизненные же игры дошкольников совмещают в себе уже несколько сюжетов: игра в «семью» включает в себя поездки в больницу, кафе, школу и другие известные малышам учреждения. Диалоги детей тоже становятся более содержательными, из них родители могут извлечь море информации о своем малыше и где-то, возможно, подкорректировать свое поведение, ведь в игре малыши отражают свое видение окружающего мира, в том числе и своей семьи.

О значении ролевых игр для детей, примерах возможных сценариев можно говорить очень много, но главное, что должны помнить родители: совместная игра с малышом – это, прежде всего, процесс воспитания, способ показать ребенку, как вы его любите. Не пренебрегайте этой возможностью: отложите все важные дела, уделите внимание крохе и просто поиграйте с ним.

 

womanadvice.ru

Читать книгу Ролевые игры для детей Наталии Александровны Богачкиной : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Н. А. Богачкина, Молодцова, Л. А. Огурцова, Петровская, В. Н. Сиренко, И. В. ТкаченкоРолевые игры для детей

Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.

Ж.-Ж. Руссо

Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы оно не было вредно и не носило в себе отпечатка нравственного цинизма, …лишь бы дитя не было глупо и тупо, мертвенность и безжизненность хуже всего.

В. Белинский

Глава 1Играю, значит, существую

Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир. В период младенчества окружающий мир ребенка сводится к его семье, далее с наступлением младшего и среднего дошкольного возраста этот круг постепенно расширяется до границ дома, улицы, города. Примерно с 3 лет у ребенка появляется собственный круг интересов, он начинает познавать мир человеческих отношений и стремится влиться в этот мир. В процессе жизнедеятельности дети получают какие-то знания и впечатления об окружающем мире, и чем младше ребенок, тем более расплывчаты и неясны эти знания. «Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л. С. Выготский). Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Игры бывают разные – подвижные, дидактические и ролевые, или сюжетные. В этой книге представлены рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста.

Психологи считают, что ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности. Ребенок растет и развивается, вместе с ним развивается игра – от простейших обыденных сюжетов ребенок переходит к более сложным, охватывающим все сферы деятельности человека.

Ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.

Играя в ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.

Умение играть не является врожденным. Как возникает ролевая игра? Надо ли учить играть ребенка, или этот процесс происходит сам по себе?

С самого раннего детства мамы и бабушки играют с детьми в так называемые игры-манипуляции, это пальчиковые игры, игры-потешки, всем они известны: «ладушки-ладушки», «идет коза рогатая», «сорока-сорока». Мама держит малыша за ручки, загибает ему пальчики, машет его ручками – ребенок уже принимает участие в игре, пока еще пассивное. Позже мама проговаривает знакомые слова – ребенок сам выполняет действия. Сюжетно-ролевая игра возникает позже. В процессе игры с игрушками ребенок изучает предметы и действия с ними, он переносит свой еще небольшой жизненный опыт в игры: кукла чистит зубы, умывается, одевается, машинка едет в гараж и т. д. Для формирования навыков ролевой игры требуются определенные умения, развитию которых способствует два вида детских игр: режиссерская и образно-ролевая. В младшем дошкольном возрасте дети овладевают режиссерской игрой – в этой игре они обыгрывают наблюдаемые в повседневной жизни сюжеты, а также начинают переносить функции одного предмета на другой, кубик «как будто» становится машинкой, коробка – гаражом. В этом виде игры ребенок приобретает важное умение – видеть целое без составляющих элементов, таким образом он развивает свое воображение. Примерно с 3 лет появляется новый вид игры – образно-ролевая, ребенок начинает имитировать различных сказочных персонажей, животных, людей, и овладевает искусством перевоплощения.

Когда ребенок взрослеет, у него появляется потребность копировать не только действия, но и поведение взрослых, он учится использовать предметы не только по прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Это уже не слепое повторение действий, это уже индивидуальное, окрашенное эмоциями действо. Обыгрывание одного и того же сюжета у разных детей неодинаково, оно зависит от возраста ребенка, его мироощущения, его возможностей и потребностей. Даже у одного и того же ребенка та же по сюжету игра проходит по-другому в более старшем возрасте. Игра становится более продолжительной, возрастает количество выполняемых действий, отношения между ролями четко выделяются еще до начала игры и становятся основной линией игры. Сюжетно-ролевую игру в свою очередь продолжает игра с правилами. У детей старшего дошкольного возраста предварительно игра совместно планируется и обговариваются правила, дети внимательно наблюдают, насколько действия игроков подчиняются общепринятым правилам поведения.

К сожалению, в последнее время игры все больше вытесняются из жизни детей – родители, ссылаясь на занятость, стремятся занять ребенка телевизором, компьютером или развивающими играми, не требующими их присутствия. В детском саду игру часто заменяют разными формами обучения. Во дворе дети все меньше играют в игры, которые раньше передавались одним подрастающим поколением другому.

Необходимо помочь детям овладеть ролевыми играми. Для начала предложить несложные сюжеты игр, поощрять в ребенке все проявления инициативы и фантазии, проводить театрализованные представления, читать сказки. Детям младшего дошкольного возраста близки и понятны сказки о взаимодействиях животных с людьми, дети этого возраста охотно берут на себя роль животных. В среднем дошкольном возрасте детям более интересен мир человеческих отношений, дети с удовольствием играют в сказочных принцесс и принцев. В старшем дошкольном возрасте детям становятся интересны волшебные сказки.

Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей м поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.

Большинство ролевых игр в детском саду возникает спонтанно, это всем известные игры в дочки-матери, в больницу, в школу, в магазин и т. д. При общении с детьми дошкольного возраста взрослый может использовать игры для решения своих задач. Через ролевую игру педагог или родитель выводит ребенка во взрослую жизнь, учит думать, чувствовать, действовать, адаптироваться к меняющимся условиям, принимать решения в незнакомой обстановке.

Наблюдая за детской игрой можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

Глава 2Игра – обучение – развитие

Широко известный в нашей стране педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…». Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок может играть.

В основе игры лежит подражание другим людям. Большое место в игре занимает воображение, которое позволяет создать игру, т. е. вообразить игровую ситуацию. Игровая ситуация в сочетании с игровым действием придает игре своеобразный, самодеятельный характер. В игре ребенок живет как в настоящей жизни, является активным ее деятелем. В этом и заключается привлекательность игры для детей. Игра не остается неизменной – она развивается и усложняется по мере расширения связей ребенка с окружающим миром и расширения круга представлений под влиянием воспитания и обучения. В игре дети глубже усваивают то, что они отражают, у них появляется необходимость в расширении знаний. В процессе игры дети учатся организовываться, учатся изучать жизнь.

В этом пособии рассматриваются различные жизненные сюжеты и ситуации, построенные в игровой форме, помогающие детям пополнить и расширить свои знания об окружающем мире.

Собираемся на прогулку

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Магазин

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит о том, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Получаем медицинскую помощь

Цель: знакомить детей с профессиями врача, медсестры, санитарки, воспитывать уважение к этим профессиям, воспитывать заботливое отношение к людям, расширять словарный запас детей – ввести понятия «аптека», «фармацевт», «осмотр», «доктор», «медсестра», «поликлиника», «рецепт».

Оборудование: халаты, шапочки (медицинские), набор «лекарств», аптечный лоток, витрина для лекарств, куклы, зверюшки, предметы для лечения больных и ухода за ними, игрушка – доктор Айболит.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: в разных местах комнаты стоят столы с табличками, где написано название учреждений – «Аптека», «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь». В гости приходит доктор Айболит и начинает осматривать и лечить больных зверюшек. Но он так долго добирался до детского сада, что очень устал. Ему нужно отдохнуть. Воспитатель предлагает выбрать помощника – Врача, который будет вести прием больных. Вместе с детьми он уточняет обязанности врача. Затем все вместе выбирают Медсестру, закрепляют знания о ее обязанностях – она выписывает рецепт, назначенный врачом. Таким же образом по желанию выбирают сотрудников для работы в аптеке, больнице и в станции скорой помощи. Остальные дети выступают в роли Пациентов, приводящих на прием к врачу больных кукол, зверюшек. Скорая помощь активно участвует в игре, оказывает помощь больным, отвозит их в больницу. По назначению Врача больные идут в аптеку за лекарствами, отдают рецепт, а Фармацевты делают эти лекарства и продают их. В ходе игры необходимо обращать внимание на то, что все медицинские работники очень внимательно относятся к своим пациентам, а те, в свою очередь, не забывают благодарить за оказанную помощь. Наконец-то все больные выздоравливают, вместе с ними радуется и доктор Айболит. Он внимательно следил за работой своих помощников и остался очень довольным. Теперь он сможет спокойно уехать в другой город, чтобы там вылечить больных зверюшек.

Аптека

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

День рождения Степашки

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

Строим дом

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Зоопарк

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Веселое путешествие

Цель: познакомить детей с профессией водителя, воспитать уважение к этой профессии, расширить словарный запас детей.

Оборудование: автобус, сделанный из стульчиков, руль, кепка водителя, насос.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в веселое путешествие на автобусе. Выбирается Водитель автобуса, проводится обсуждение, что должен делать водитель в дороге, какие инструменты нужно взять с собой на случай поломки. Пассажиры собирают необходимые в дороге вещи. Педагог напоминает, что нужно соблюдать правила дорожного движения, и все отправляются в путь. В дороге можно читать стихи, петь любимые песни. Автобус делает остановки, Пассажиры отдыхают, а Водитель проверяет состояние автомобиля, при необходимости ремонтирует.

Детский сад

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

iknigi.net

Ролевые игры для детей

02.12.2017 г.

Большое значение для развития детей имеют ролевые игры. Играя, ребёнок выстраивает свою модель поведения. Родителям следует позаботиться о том, чтобы найти для своего малыша ролевые игры, которые ему подходят.Родители не должны просто наблюдать за игрой. Если вдруг ребенок совершит какие-то действия, которые заденут других детей, то они должны будут сказать ему о том, что обижать других нельзя.Например, можно показать ребенку, как интересно быть журналистом. Тогда он сможет брать интервью! Такая игра способствует развитию речи, памяти, коммуникабельности.1. Представьте, что вы герой какой-либо сказки. Пусть ваш малыш попытается отгадать, кто вы, задавая вам разные вопросы. Спрашивать «Кто ты?» нельзя. Разрешается задавать вопросы «Что ты делаешь? Для кого?» и т.д.2. Устройте пресс-конференцию. Каждый из родителей должен выбрать себе какую-то профессию, а ваш ребёнок будет задавать вам вопросы. Например, «Кем вы хотели стать в детстве?», «На кого вы учились?», «Вы любите свою профессию?» и т.п.3. Организуйте выставку. Разложите разные предметы — игрушки, обувь, посуду и другие. Вы будете экскурсоводом, который должен отвечать на вопросы журналиста. Например, «Что это за изделие?», «Как оно используется?», «Сложно ли его сделать?», «Где его можно купить?» и т.д.4. Следующая игра – «Отгадай профессию». Вы перечисляете инструменты, а ребёнок должен отгадать профессию. Например, «сковородка, ложка, нож…», «шприц, градусник, бинт…», «кирпич, цемент…».5. Попробуйте загадать профессию, а ребенок будет задавать вам вопросы, отвечать на которые можно только «да» или «нет». Например, «строит дом?», «шьет?» и т.п.Еще можно предложить ребенку провести репортаж. Попросите его описать какое-либо событие, которое вы видели на улице. Это может быть, например, как божья коровка ползла по траве, или как по дороге проехала бетономешалка.Если у вас в доме есть много старых журналов, дайте их ребёнку. Пусть он вырежет из них красивые картинки и сделает из них свой журнал. Под картинкой можно написать детский репортаж.Можно предложить малышу нарисовать весёлую карикатуру. Пусть он пофантазирует и нарисует, например, своих друзей на Луне в скафандрах. Фантазию можно продолжить комиксами.

100idey.ru