Конспект урока по обществознанию в 5 классе: Как человек познаёт мир и самого себя. Как человек оценивает себя и других 5 класс конспект урока
Конспект урока по обществознанию в 5 классе Тема: Как человек оценивает себя и других Цели — Давайте с вами прочитаем об этом в учебнике на стр.29 IV. Тест «Самооценка» — Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.
Конспект урока по обществознанию в 5 классе Тема: Как человек оценивает себя и другихЦели:. Самовоспитание.Представление о добре и зле для оценки и самооценкиПознакомить учащихся с самооценкой и её разновидностями: самоуважение и самоуничижениеФормировать умение самостоятельно оценивать себя и свои поступки.формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.Способствовать развитию познавательных интересов.Оборудование:Презентация к уроку «Как человек оценивает себя и других».Дополнительный материал к уроку на каждого ученика.Оформление доски:Тема: «Как человек оценивает себя и других».План урока:1. Как мы оцениваем себя и других.2. Понятие самооценки.Словарь: Самооценка. Мораль. Способности.Задачи урока1) Образовательные:Закрепить знания об интересах человека и их видах;Узнать, что человек существует в оценках других людей и в оценке самого себя;доказать, в жизни важно опираться на нормы морали.2) Развивающие:развитие способности к исследовательскому типу мышления;развивать умения поиска и выделения значимых связей и отношений между частями целого;умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области нахождения и анализа информации;развивать умение использовать ИКТ.3) Воспитательная:активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе;учить соизмерять свои потребности с возможностями.
В данном уроке используются познавательные универсальные учебные действия, выражающиеся в исследовании и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, а также коммуникативные универсальные учебные действия, выраженные в использование правил общения в малых группах.
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
ПредметныеМетапредметные
Как человек оценивает себя и других
регулятивныекоммуникативныепознавательныеличностные
Обучающие смогут: объяснить значение понятия самооценка и какой она бывает, способности и мораль.Обучающие смогут: с помощью схемы объяснить смысл понятия «самооценка»Обучающиеся смогут оценить себя в соотношении с другими людьми, при этом критически и объективно относится к себеОбучающие смогут объяснить, как влияют моральные нормы, представления о добре и зле на собственную оценку и оценку других людей.
ХОД УРОКА№ п/пНазвание этапа урокаСодержание этапаВспомогательный материал
1.
unlimitdocs.net
Как человек познаёт мир и самого себя
Конспект урока по обществознанию в 5 классе: Как человек познаёт мир и самого себя
Описание материала: Познание как человеческая потребность. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное, рациональное познание. Самопознание. Материал будет интересен и полезен учителям обществознания, психологам, так как в конспекте есть психологические тесты.Назначение данной темы заключается в формировании на доступном пятиклассникам уровне представлений о познании человека. Знакомство с ней носит пропедевтический характер. Имеющийся у пятиклассников личный опыт дает возможность углубить и расширить представления об игре, учебе и труде как основных видах деятельности.
Тема: Как человек познает мир и самого себя
Цели и задачи: сформировать понятие о знании, познании, мышлении и самопознании, его уровнях; объяснить, с помощью чего осуществляется познание, что является его результатом; определить роль познания и самопознания в жизни человека и общества; познакомить с понятиями и терминами: познание, знания, мышление, самопознание.Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать уровни познания; сравнивать социальные объекты; находить сходство и различие познания и самопознания; смогут объяснить механизм познания мира и самого себя; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задачи; применять навыки работы в группе.Формируемые УУД: метапредметные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового; осознание важности процесса познания и самопознания.Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы с тестами, мультимедийная презентация.Тип урока: исследование.
Ход урока
I. Организационный моментПовернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.II. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока. Для этого проведём тест. У вас на партах лежат листочки с задание теста.
Тест № 1 по теме «Общество и человек» 1. В Обществознание входят элементы нескольких наук. В том числе:1) социологии, политологии2) географии, физики3) биологии, математики4) астрономии, химии.2. Пятиклассник Арсений хорошо учится, ставит школьные спектакли, занимается спортом и стремится выиграть детский городской чемпионат по плаванию, помогает маме ухаживать за маленьким братом. Все это характеризует Арсения как:1) ученика 2) друга3) личность4) сына3. Пятиклассница Вера каждый день совершает действия и поступки. Что из перечисленного является поступком?1) заходит в автобус2) уступает место пожилой женщине3) поднимается в квартиру на лифте4) садится делать уроки4. Духовные и социальные потребности – это высшие потребности человека. К ним относятся:1) пища, одежда2) общение, знание3) вещи, деньги4) автомобиль компьютер5. Верны ли следующие суждения о человеке?А. Человек – это биологическое и социальное существо.Б. Человек – это только социальное существо1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения верны6. Верны ли следующие суждения о самооценке?А. Самооценка – это оценка человеком своих качеств, способностей, достоинств и недостатков.Б. Самооценка всегда должна быть завышенной. 1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения не верны
III. Мотивационно-целевой этапПослушайте притчу.Однажды к старцу пришел послушник и спросил:Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке. Развернув ее, он сказал:Что ты видишь? Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:На самом деле перед тобой записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.Вопросы к классу- О чем притча?- В чем ее смысл?- Какое отношение эта притча, по-вашему, имеет к нашему уроку?(Ответы учеников.)Тема нашего урока: «Как человек познает мир и самого себя».Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?На какие вопросы нам предстоит ответить?(Ответы учеников.)План урока1. Что такое познание.2. Способы познания.3. Самопознание.IV. Введение в новый материал- Скажите, все вы читали роман английского писателя Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» или возможно вы смотрели фильм?- Что ему помогло выжить на острове? - При помощи чего он разжигал огонь, как он определял время, каким способом он добывал себе пищу?)(Рассуждение детей)Вывод: значит, Робинзон Крузо знал, как разжечь огонь, добыть пищу, мог определить время, не имея часов. V. Работа по теме урока1.Что такое познание.Ответьте на вопросы.- Что человека отличает от от других живых существ? (Способность мыслить, задавать вопросы и искать ответы на них.)Мы познаем мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями и благодаря этому учимся жить, радоваться и добиваться своих целей. Ученые утверждают, что потребность в познании дана человеку от природы.Задание: послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: о каком человеческом качестве идет в нем речь?Бабушка-энциклопедия.Н.ИвановаУ бабули — внук и внучкаПочему и Почемучка.Целый день свои вопросыЗадает народ курносый:«Почему зеленый лист?Почему поет артист?Почему усы у кошки?Почему у стула ножки?Почему огонь горит?Почему орел парит?Почему растет трава?Почему шумит листва?»- О чём же идёт речь? (О любопытстве)Итак, речь идет о любопытстве. Любопытство подвигало людей к постижению законов природы. Эти знания зачастую приходили как озарение, открытие. Например, знаменитый физик Исаак Ньютон, как гласит легенда, открыл закон всемирного тяготения в тот момент, когда с дерева прямо ему на голову упало яблоко. А химик Дмитрий Иванович Менделеев увидел таблицу химических элементов во сне.— Вспомните, обладают ли любопытством животные?— Если да, приведите примеры любопытства животных.— Какие чувства используются ими в процессе познания?(Ответы учеников.)Животные любопытны от природы. Так они удовлетворяют свои природные потребности. Принюхиваются, оглядываются, прислушиваются — и в основе этого лежит инстинкт безопасности, самосохранения.- Для чего человек участвует в процессе познания? (Ответы детей.)А для чего человеку нужны эти знания? Знания, это результат познания. Знанием становится только усвоенная человеком информация. - При помощи чего мы получаем знания?При помощи познания. Познание – это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации.- А что такое информация? Каким образом мы получаем информацию?
2. Способы познанияИтак, процесс познания не имеет границ. Как же человек познает окружающий мир? Послушайте стихотворение, про что оно?Органы чувств.С.ВолковЕсть пять помощников на службе у тебя,Не замечая, их используешь шутя:Глаза тебе даны, чтоб видеть,А уши служат, чтобы слышать,Язык во рту, чтоб вкус понять,А носик – запах различать,Руки – чтоб ласкать, трудиться,Воды из кружечки напиться.И ни к чему твоя тревога,Они всегда тебе помогут.-Как по-вашему про что это стихотворение? (Органы чувств.)
- Для чего они нужны? (Познавать мир, себя) - Как назовём это вид познания? (Чувственный) - Как вы понимаете слово чувственный?- Как вы можете объяснить, и перечислить, что именно и при помощи каких органов чувств можно познать. (Примеры детей.)- А как ещё можно познавать мир? (С помощью разума, ума, мышления).- Как назовём этот вид познания? (Ответы детей) Называют его рациональный, то есть который осуществляется с помощью разума (ума), интеллекта, мыслительной деятельности.
МЫШЛЕНИЕ – это способность человека рассуждать. Познавательная деятельность человека.
Итак, процесс познания не имеет границ. Как же человек познает окружающий мир? Существует два основных способа:•чувственный;•рациональный.- Что объединяет эти две ступени познания? (Ответы учеников, запись общих выводов.)1. Процессы познания находятся в единстве.2. Процессы познания взаимно дополняют друг друга.3. Две ступени познания создают целостное впечатление об увиденном.Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Познакомьтесь с тремя высказываниями и скажите, с помощью каких способов познания была определена истина.1. Планета Земля представляет собой шар. Как люди убедились, что Земля — шар? (Эта истина — результат научных исследований, результат рационального познания.)2. Не зная брода, не суйся в воду. (Эта истина повседневная, результат здравого смысла.)3. Унылая пора, очей очарованье... (Иногда узнать истину нам позволяют средства искусства (поэзия, живопись) — способ чувственного познания.)V.Физическая паузаНазовите виды деятельности, присутствующие на нашем уроке (учебная, творческая, трудовая, общение)- Какой вид деятельности ещё не назвали? (игровую деятельность)- А можем мы включиться в игровую деятельность?- Каким образом? Что вы предложите? (Провести физкультминутку)- Кто из вас сможет провести её? (Желающие учащиеся 2-3 человека проводят физпаузу)Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.(наклоны вперед и назад)Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.(вращение головой)Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.3.Но человек познает не только окружающий мир, но и себя. Как вы думаете, как называется этот процесс? (Самопознание.)- А с чем связанно самопознание? (С самооценкой.)Правильно, самопознание связанно с самооценкой. Оценивая себя, человек может получить истинное знание (рационально взглянув на себя), или ложное знание (то есть с преувеличением своих достоинств о себе). Очень важно сравнивать себя с самим собой, какими вы были вчера, месяц назад, год назад.Задавайте себе эти вопросы и не ленитесь отвечать на них.Таким образом, процесс познания направлен не только на то, чтобы пополнять информацию, человек познает и самого себя. Этот процесс называется так и называется самопознание.Великий философ Сократ любил повторять вот такое изречение: «Познай себя самого».- А зачем человек познает себя?(Ответы учеников.)Познать себя — значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Как же это сделать?Практикум. Психологи разработали большое количество тестов — несложных, но эффективных способов, с помощью которых можно найти ответы практически на все интересующие вопросы. Причем с помощью тестов можно узнать много интересного не только о самом себе, но и об окружающих людях.Сегодня мы попробуем разобраться, что вам ближе, хорошо ли вам с вашими друзьями. Заодно посмотрим, какой род деятельности вам надо предпочесть.ЗаданиеВо время выполнения задания важно записывать ответы.I. Нарисуйте 8 кругов. Посмотрите на кружки и определите, где вы? Поставьте в выбранном кружочке галочку.II. Нарисуйте два ряда кружков. В каждом ряду семь кружков. Вы живете с папой и мамой? Напишите внутри первого круга (он специально выделен), предположим, «мама». Или «папа». Если в первом «мама», то вписывайте «папа» в кружок снизу. Внимательно посмотрите на ряд кружков и определите, где находитесь вы. Сначала в первом ряду, потом во втором. Поставьте галочки.III. Нарисуйте две группы кружков — девять и два два кружка отдельно. Найдите среди них себя. Отметьте галочкой или крестиком.(Можно заранее для учащихся заготовить карточки к этому заданию, то есть нарисовать кружки, как того требует задание, а ученики только расставят и подпишут в них, что требуется.)Оценка результатовI. Быстрота выполнения. Если вы быстро выполняли задание, то в ваших отношениях с людьми нет ничего сложного, вы приятный в общении человек. Если вы долго не решались поставить галочку, можно сказать, что вы нерешительный человек, друзей у вас мало. Галочка слева — вы хорошо себя чувствуете в коллективе, человек компанейский. Галочка справа — с окружением у вас явная незадача, вы предпочитаете одиночество.Галочка посередине — все зависит от настроения. В классе вы особо не выделяетесь, не рветесь в лидеры, но и в откровенные изгои не стремитесь попасть.II. Кого первым написали — тот и является для вас в жизни главным.Написали маму — вы ориентируетесь на маму, больше с ней общаетесь, с каким-нибудь вопросом в первую очередь пойдете именно к ней. Написали папу — такое бывает. Значит, с отцом вам комфортнее, чем с матерью.Если вы поставили галочку рядом с их кружками, то у вас доверительные и искренние отношения с родителями.Вы в хороших отношениях, но у каждого свои секреты — 3-4-й кружки от начала.Неважные у вас отношения, если вы себя видите в самых дальних от родителей кружках.III. Насколько вы хорошо себя чувствуете в «стае».Вы нашли себя среди девяти кружочков. Стая принимает вас, вы можете в ней затеряться и быть одним из них. Вы чувствуете себя чуть выше стаи (верхний ряд), равноправным членом (средний ряд).Вы выбрали кружок в стороне. Коллектив вас изгнал, или вы сами ушли. А может, вы пишете стихи и мечтаете витать далеко- далеко отсюда? Значит, вы осознаете свою индивидуальность.VI. Домашнее задание1. Прочитать и выучить конспект2. Подготовиться к участию в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше?».VII. Рефлексия (У детей на листочках или на слайде в презентации написаны данные вопросы, на которые они дают ответ.)- Что я уже знаю о самооценке, о собственной личности?- Что в том, что сегодня было, меня расстроило?- Что хорошего было на уроке?- Какие у меня возникли чувства?- Дает ли урок возможности для творческого роста?- Что мне даст этот урок для моей личной жизни?Китайский философ, житель царства Чу, Лао-цзы (579—499 гг.до н. э.) говорил: «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает. По себе можно познать других. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». Изучайте себя, познавайте себя, открывайте себе себя!
multiurok.ru
Конспект урока обществознания в 5 классе
Андрова Н.С. учитель обществознания
МБОУ «Косинская сош»
Урок обществознания. 5 класс. УМК под редакцией Боголюбова Б.Н.
Тема: Труд и творчество
Цель урока
Введение учащихся в понимание сущности человеческого труда и процесса творчества.
Задачи урока
Образовательные:
Сравнить работы человека: ремесленника и мастера (творца )
Познакомить с видами творчества.
Развивающие:
Создать выставку творческих работ
Развивать творческие способности, фантазию и воображение;
Способствовать развитию художественного вкуса учащихся;
Научить обобщать полученные знания по теме;
Способствовать развитию коммуникативных навыков работы;
Формировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.
Воспитательные:
Воспитывать культуру взаимоотношений, поведения, общения, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;
Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
Формировать активную жизненную позицию;
Воспитать патриотизм на основе традиций творчества.
Тип урока - Урок объяснения нового материала
Форма урока - Комбинированный
Основные понятия - Творчество, воображение, фантазия, мастер.
Оборудование: Презентация м/м, фломастеры, предметы выставки с творческими работами
Сценарное описание урока
Метапредметная тема
Знак и слово
Предметный материал
(основные понятия)
Творческий труд
Способ деятельности, которому обучаются школьники
Диалог, творческая работа
Стратегия дидактического движения
(путь передачи универсального способа действий)
Диалог, чтение
Целеполагание (образовательные результаты)
Понятие творчество, творческий труд
Формируемые УУД
Личностные(смыслообразование, нравственно-этическое оценивание)
Регулятивные(целеполагание, планирование, оценка)
Познавательные (знаково-символические действия, в т.ч. моделирование, выбор эффективных способов решения задач, умение работать с информацией, строить речевые высказывания в устной и письменной форме)
Коммуникатвные (слушать других, вступать в дискуссии)
Ход урока:
Этап урока
Время
Формируемые умения
Деятельность учителя
Результат совместной деятельности
Организационный момент
Актуализация знаний по теме «Труд
5 минут
10 мин.
Предметные: умение работать с информацией
Метапредметные:
Регулятивные: умение принять учебную задачу;
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения;
Интеллектуальные: умение анализировать, выстраивать логические цепочки.
Личностные: умение сопереживать, осознавать свои эмоции
Вопросы по дом.зад.
Задание: составить письмо-открытку Любовь Михайловне с пожеланием здоровья.
Вопрос: Какие чувства вы испытывали, когда писали письмо?
Почему открытки все разные?
Объявление темы урока «Труд и творчество», определение цели урока
цели
Повторение понятия труд.Урок – это труд. Результат труда?
Вывод: что значит проявить творчество
Вывод: творчество – это эмоции, чувства.
Постановка задач на урок
Основная часть
20 мин.
Предметные: развитие художественного вкуса
Метапредметные:
Регулятивные: анализ, обобщение полученной информации
Коммуникативные:
диалог с автором текста, формирование своего мнения
Личностные: патриотизм на основе творчества
Показ работ учителя ИЗО
Чем они отличаются?
Приведите примеры творчества людей
Чтение текста учебника стр83-85. Вопрос: какое значение имеет творчество для человечества?
Какие качества от человека требует творческий труд?
Определение понятия творчество это создание чего-то нового, ценного не только для себя, но и для других людей
Просмотр примеров из электронного учебника, оценка работ.
Закрепление
5 мин.
Предметные: анализ текста, умение строить речевые высказывания
Метапредметные:
Коммуникативные: излагать свое мнение, определять свое место в сообществе
Личностные:
Оценивать чужие поступки аргументированно, осознавать разнообразие мира, людей, оценивать поступки.
Чтение притчи.
Как вы поняли смысл?
Можно ли труд ученика назвать творческим
Рефлексия
5 мин.
Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности, оценивать
Коммуникативные:
излагать свое мнение
личностные:осваивать новые социальные роли правила(критически осмысливать и относится к себе)
Оцените свою работу на уроке словами.
Поставьте оценку в баллах.
Работал ли ты на уроке творчески
Конспект урока
Повторение пройденного
Давайте вспомним , каким было домашнее задание.
Что же такое труд? Каким бывает труд?
Вхождение в тему.
Давайте мы с вами поработаем и создадим открытку для Любовь Михайловны с пожеланием дальнейшего выздоровления.
Какой может быть открытка: текст, рисунок, цвет. На листочках, фломастерами за 5 минут.
Результаты: Прочитать, посмотреть. Какие чувства вы испытывали, когда работали, о чем думали. Почему открытки получились разные? ( потому что чувства разные, хотели их выразить, сказать, что скучаете без нее)
Вы все проявили творчество во время своей работы, поэтому результат у каждого свой и интересный, который вызовет ответные чувства у другого человека.
Тема нашего урока «Труд и творчество»
Определение цели и задач на урок учащимися.
Давайте определим цели и задачи для себя.
Наша цель на этот урок следующая:
осознание сущности труда и процесса творчества.
Поставленную цель мы достигнем через решение следующих задач:
- выяснить, что значит творчество
- понять каждый ли человек может творить
- определить в чем разница между творчеством и просто работой
- узнать, что требуется человеку для творческого труда
IV. Основная часть урока. Объяснение нового материала.
Показать работы Любовь Ильиничны (доска - заготовка и разрисованная, стеклянная баночка – простая и разрисованная, матрешки)
Чем они отличаются? Которая вам больше нравится? Почему?
Давайте попытаемся дать определение понятию творчество. Найдем однокоренные слова
«Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других»
Назовите однокоренные слова: творчество
Творец
Творить
Творческий
Приведите примеры творческого труда.
Прочитайте в учебнике текст «Что такое творчество» стр. 83-85
Какое значение имеет творчество для человечества?
Какие качества от человека требует творческий труд?
Иллюстрации на стр.84, электронном учебнике
Чтение учителем стих-я:
Ветерок спросил, пролетая:
— Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
— Золотые руки растят!
Что имеется в виду? В каком случае говорят, что у человека руки золотые.
Может ли человек научиться работать творчески? Что для этого надо?(ум, воображение, фантазия)
Закрепление
Учебная задача: А сейчас я вас попрошу послушать притчу и понять из нее, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает
«Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – возвышались седые горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человеком с горячим сердцем, а другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное море». А человек с холодным сердцем сказал: «Да, много воды». Подошли они к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: «Смотри, какой прекрасный цветок. Да это же и есть та красота, которую мы ищем». «Где ты видишь этот цветок?» – удивился человек с холодным сердцем, – это же серый камень. Вот и трещины в нем, вот и пылью покрыт он, камень». «Да, камень, но там внутри цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо только добраться, освободить его из каменного плена». Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из-под осколков камня показался цветок удивительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прислонился пальцем к чудесному изваянию и сказал: «Да, крепкий камушек»
Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне? (Упорство, настойчивость, доброе сердце, трудолюбие) Что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?
Главной чертой труда человека, ребята, является планирование – это черта деятельности человека. Человек умеет создавать для своей деятельности машины и механизмы, используя для этого природные материалы (металл, дерево). Но люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, т. е. придумывают всё новые и новые машины, дома, компьютеры, сотовые телефоны, одежду и многое другое.
Творчеством занимаются и некоторые ваши одноклассники, их работы можно увидеть на выставках.
Труд ученика можно назвать творческим?
Домашнее задание
Д/З будет творческим &10 стр.81-85, выполнить в рабочей тетради зад.6 стр.54-57, принести на следующий урок результаты своего творчества
Рефлексия:
Оцените свою работу словами. Достигли ли цели, выполнили задачи.
Поставьте оценки в пятибальной системе.
Творчески работали на уроке?
infourok.ru
Конспект роррекционного занятия по человековедению в 5 классе
Учитель Пелипенко Е.Н.
5 класс человековедение
Тема : Зачем нужно знать себя?
Цели: познакомить с возможностями самопознания, способствовать развитию самопознания и рефлексии.
Задачи:
- формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем;
- формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (цветы настроения, списки слов
Ход занятия
1.Орг. момент
Учитель обращается к ребятам с просьбой отметить своё присутствие (своё настроение) на бумаге с изображением смайликов.
Упражнение "Цветок настроения"Каждый участник выбирает цветок своего настроения и вклеивает в тетрадь. Учитель сообщает , с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению.
2. Закрепление пройденного занятия
Упражнение «Назови свое имя»
Это упражнение «Назови свое имя», каждый последующий участник называет имена и качества всех предыдущих участников (или одного предыдущего).
3.Сообщение темы и цели занятия.
Вступительное слово "Знаем ли мы себя?"
Обычно подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности, которое связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем не многие знают, чего они хотят, не могут адекватно оценить себя или своих товарищей.
Познание себя и самоанализ очень важны для человека. С познания самого себя начинается определение цели жизни, то есть выстраивание своего собственного «Я», формирование себя как социально-нужной и полезной для общества, значимой личности. Родившийся ребёнок становится человеком, личностью только в обществе. Познавать себя весьма не просто. Прежде всего, нужно быть предельно искренним, честным по отношению к себе. Нельзя оценивать себя выше, чем есть на самом деле.
Про таких говорят: «Он много о себе думает». Если же человек оценивает себя излишне низко, то здесь таится другая опасность: неуверенность в себе.
Учитеь:. Зачем вообще нужна правильная самооценка? Что она даст? Примерные ответы детей:
Узнать призвание, выбрать профессию.
Избежать ошибок и разочарований.
Правильно вести себя с окружающими.
Не браться за невыполнимые дела.
Правильно определить цель в жизни.
Учитель:. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать ошибок.
А как мы можем узнать о себе – хороший я или плохой?
Ответ: расскажут одноклассники, друзья, родители и т.д.
Учитель: Хорошо, выясним насколько это так
Проведём самоанализ "Кто я? Какой я ?"Продолжите письменно предложения: Я думаю, что я...Другие считают, что я...Мне хочется быть...Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате.Учитель вывешивает список слов, помогающих ученикам отвечать на вопрос.
Список слов
Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, нежный, неприятный, вдумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.Упражнение "Горячий стул"
Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе.
Каждый (по очереди) будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос: " Какой он? '' Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на плакате (см. выше). Сидящий в центре отвечает те слова, которые совпадают с его определением (я думаю, что я...).
Количество совпадений подсчитывается.
Учитель: Дать характеристику, даже не полную, у ребят не получается. Убеждаются, что как мало знают о своих товарищах. Как трудно ответить на вопрос, «Какой он», хотя и проучились с ним не один год. Ещё труднее ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.
Учитель:. Что можно узнать о себе?
Примерные ответы детей:
Свои физические возможности, состояние здоровья.
Свои таланты, способности (умственные, творческие).
Свой характер, темперамент, волю.
Свои вкусы, привычки.
Свои сильные и слабые стороны.
Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Да и с чего начать?
упражнение «Знакомство собой»
Учитель Перед вами чистый лист бумаги. Запишите по мере возможности продолжения фраз со слайда .Затем ребята по очереди высказываются, кто-то может пропустить свой ход.
Мои самые хорошие качества - это…
Больше всего в себе мне нравится…
Я люблю играть в …
Мой любимый школьный предмет…
Я люблю читать книги о…
Я люблю смотреть фильмы о…
Мне нравится музыка…
Моё любимое развлечение…
Я чувствую себя счастливым (ой), когда…
Я хотел (а) бы быть…
Учитель:. Ну, а как вы думаете, продолжая фразы, вы полно и объективно оценили себя? (Ответы учащихся, при необходимости убеждаю примером, что неполно).
Притча «Про ворону и павлина»
В парке дворца на ветку апельсинового дерева опустилась черная ворона. По ухоженному газону шествовал павлин. Ворона прокаркала: «Как вообще можно позволять такой странной птице входить в этот парк. Он выступает так важно, что можно подумать - это сам султан, а при этом у него невероятно некрасивые ноги. А его перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы никогда не надела. Он тянет за собой свой хвост, как будто он лиса». Ворона прекратила делать замечания и выжидательно замолчала. Павлин некоторое время ничего не говорил, а затем начал, грустно улыбаясь: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То, что ты видишь во мне плохого, основывается на неправильном понимании. Ты говоришь, я важничаю, потому что я прямо держу свою голову, так что перья на плечах топорщатся и на шее появляется второй подбородок. В действительности, я совсем неважничаю. Я знаю свои недостатки, и я знаю, что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я и держу голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты видишь только мои недостатки, а на мои достоинства и мою красоту ты закрываешь глаза. Ты не задумывалась над этим? То, что ты называешь ужасным, людям очень нравится во мне»
Учитель: какой вывод можно сделать из этой притчи?
При обсуждении обращается внимание группы на то, что все имеет позитивные и негативные стороны, что у каждого есть позитивные качества, дети учатся видеть в себе и друг в друге не только «ужасные ноги», но и «красивые перья».
Заключительное слово Учитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. Составить объективную характеристику удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни. Знакомлю с рекомендациями по самооценке и самонаблюдению .
Судите о себе по делам. Успех – показатель ваших достоинств, неудачи характеризуют ваши слабости и недостатки.
Сравнивайте себя с другими. С теми, кто лучше.
Прислушивайтесь к критике в свой адрес: если критикует один - задумайтесь, если два – проанализируйте своё поведение, если три – переделывайте себя.
Относитесь к себе требовательнее, чем к другим.
Сравнивайте своё мнение о себе с мнением, о вас со стороны. Во сне касаться звёзд и облаков. И верить в то, что это не напрасно. И знать, что в жизни все не так легко. Надеяться на Чудо, верить в сказку. Любить друг друга и тепло дарить. И жить по-настоящему, без маски. Смеяться, плакать и судьбу творить.
4. Подведение итогов (рефлексия).
Учитель:. Что дало вам сегодняшнее занятие? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?
(Ответы учащихся). Прошу вновь учащихся вернуться к цветку настроения , если ваше настроение изменилось, вклейте этот цветок в тетрадь. Вывешиваю их отдельно.
Обращаю внимание ребят. Прошу проанализировать.
Сожмите руку в кулак и: кому было интересно -разогните большой палец, кому знания пригодятся в жизни –указательный, кто хорошо потрудился средний, кто узнал много нового – безымянный, кому занятие понравилось - мизинец. И поаплодируем себе! Спасибо за общение
multiurok.ru
Конспект урока по обществознанию 5 класс:По лестнице добра
Урок 12.
Тема урока: «По лестнице добра»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений
Технология: проблемного обучения; технология сотрудничества.
1. Задачи урока:
Предметные: умение понимать связи между людьми в обществе – осознание неоднозначности трактовок добра и зла, представление о науке, которая помогает в этом разобраться.
Личностные: умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – понимание того, чем важна этика в жизни общества и отдельного человека.
Метапредметные: умение действовать в рамках закона и нравственных норм – признание важности моральных норм для действий каждого человека.
2. Содержание урока.
Этика.Общечеловеческие ценности.
Этика помогает людям разобраться в нормах морали, правильно вести себя в жизненных ситуациях, где человеку надо сделать нравственный выбор.
1. Формулирование вопросов к тексту.
2. Выделение главного и определение смысла текста.
3. Систематизация и обобщение информации.
4. Выбор формы преобразования информации.
5. Определение своего отношения к моральным нормам.
3. План проведения урока.
Проблема урока.
Зачем нужна наука этика?
Поиск решения проблемы:
что такое этика, какие вопросы она изучает;
как формировались общечеловеческие ценности;
чем важна этика для людей разных профессий и для общества в целом.
Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:
понимание этических норм через формулирование вопросов к тексту;
знакомство с процессом формирования общечеловеческих ценностей через выделение главного (определение смысла) и обобщение информации;
выявление значимости этики для людей разных профессий через систематизацию и преобразование информации.
Вывод по проблеме урока:
Этика помогает людям разобраться в нормах морали, правильно вести себя в жизненных ситуациях, когда человеку надо сделать нравственный выбор.
Комментирование домашнего задания.
4. Рекомендации по формированию нового учебного действия.
Вопрос – это предложение, выражающее недостаток информации об объекте, обладающее особой формой и требующее ответа, объяснения.
Чтобы получить ответ, нужно правильно задать вопрос, причём это относится не только к ученикам, но и к учителю, поскольку при реализации современных подходов к образованию важно заранее продумывать вопросы, которые помогут организовать самостоятельную работу детей по поиску информации и получению знаний. Это могут быть вопросы по материалам учебника, дополнительным источникам, к отвечающим ребятам – все они должны обеспечивать продуктивную работу учеников с информацией и вызывать у них интерес, мотивировать на поиск ответа.
Поскольку существуют разные классификации, можно, не вдаваясь в подробности, сказать учащимся, что им предстоит отвечать на две группы вопросов:
репродуктивные (к ним отнесём уточняющие и собирательные вопросы, данные в объяснении для детей), которые направлены на воспроизведение информации, но при этом помогают обратить внимание на важные факты, детали, действия;
вопросы продуктивные (к ним отнесём объясняющие и смысловые вопросы, данные в объяснении для детей), которые помогают осмыслить прочитанное или услышанное: объяснить причины поступков, установить необходимые связи, понять суть происходящего.
Важно научить ребят различать эти вопросы, а также правильно формулировать те и другие, поскольку умение самостоятельно ставить вопросы является одним из ключевых элементов деятельностного подхода.
Различия между названными группами вопросов объясняются достаточно просто: ответ на первые можно найти в тексте, ответ на вторые надо искать (осмысливать) самостоятельно. Иногда учащимся приходится давать пояснение по второй группе вопросов, что искать ответ самостоятельно – это не значит заглянуть в справочник или словарь, а самому додуматься до суждения, объяснения или причины, которые и будут ответом на продуктивный вопрос.
Рассмотрим предложенные группы вопросов на примере фрагмента текста параграфа
(с. 51–52):
– Ребята, вы прекрасно дополнили свои проекты и назвали множество действительно добрых дел, – похвалила учительница класс. – Но в жизни иногда случается так, что некоторые поступки кажутся добрыми, а на самом деле оказываются вредными. Один мой знакомый мальчик решил подарить маме букет цветов. Он задумал хороший поступок?
– Да, наверно, его мама обрадовалась бы, – решили ребята.
– Вот и он так думал. Поэтому сорвал цветы с клумбы перед школой. Как вы теперь оцените его поступок?
– Конечно, он сделал неправильно! Ведь его же друзья сажали эти цветы для всех! – возмутился Антошка.
– Действительно, к тому же эти цветы были очень редкие, занесённые в Красную книгу. Учительница по биологии с трудом нашла семена, чтобы показать ребятам необычный вид растений.
– Ну это совсем никуда не годится, – расстроилась Настя. – Редкие цветы – это уже достопримечательность школы, можно гостям со всего города показывать!
– Верно. Вам не показалось, что, слушая эту историю, вы как будто бы поднимались по лесенке вверх? Вы смотрели на ситуацию каждый раз с новой высоты?
– Ой, правда! – удивился Игорёк. – И отношение к поступку мальчика изменилось, теперь я бы не назвал его хорошим.
На этом фрагменте (или любом другом) можно объяснить учащимся специфику каждого вида вопросов, чтобы в дальнейшем они могли пользоваться ими самостоятельно. Например, могут быть составлены такие вопросы:
Уточняющие – что решил подарить маме мальчик?
Собирательные – как оценивали ребята поступок мальчика?
Объясняющие – почему мальчик, задумав хорошее дело, не смог поступить правильно?
Смысловые – чему может научить нас эта история?
Для закрепления нового учебного действия можно обратить внимание учащихся на вопросы, которые уже есть в этом тексте, и попросить их определить, к какому виду они относятся, с объяснением своего решения. Например, вопросы «Он задумал хороший поступок?» и «Как вы теперь оцените его поступок?» относятся к объясняющим, поскольку с их помощью ребята пытались разобраться, какой же поступок – хороший или плохой – совершил мальчик. А вот вопросы «Вам не показалось, что, слушая эту историю, вы как будто бы поднимались по лесенке вверх, смотрели на ситуацию каждый раз с новой высоты?» относятся к категории смысловых, потому что отражают авторскую идею – показать неоднозначность понятий добра и зла.
5. Ход урока.
Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы
– Ребята, скажите, какими бывают герои сказок?– Как обычно изображается в сказках Баба-яга?
Какой она герой?
Читает текст про Бабу-ягу1.
– Можно ли на основании текста сказать про Бабу-ягу что-то хорошее? А плохое?
– Какое суждение можно высказать на основе этих ответов?
Записывает суждения ребят на доске.
Возможные варианты ответа: добрыми, злыми, плохими, хорошими, сильными, слабыми, хитрыми, честными и т.д.
Называют «черты» Бабы-яги; вероятно, скажут, что она отрицательный герой, или мнения разделятся.
Отмечают как положительные качества, так и отрицательные.
Возможные суждения:
– про Бабу-ягу можно сказать и плохое, и хорошее;
– нельзя точно сказать, какая она – добрая или злая.
Собственные знания;
фронтальная.
Формулирование суждений.
– Давайте посмотрим, что думают на этот счёт другие ребята.
– А какое мнение о возможности отличить добро и зло высказала учительница?
Читают диалог, находят ответ: ребята считают, что в сказках легко отличить доброе от злого.
Находят ответ в тексте.
Учебник, с. 50;
фронтальная.
Формулирование суждений.
– Какое возникает противоречие?
Записывает противоречия на доске.
– Похоже ли это противоречие на ваше суждение о добре и зле?
– С чьим мнением о добре и зле совпало ваше мнение, а с чьим не совпало?
Возможные ответы:
– ребята считают, что добро и зло различить легко, а учитель сообщает, что это пытаются сделать уже 2,5 тысячи лет;
– ребята сказали, что где добро, а где зло, поймут даже малыши, – а учительница сказала, что этим занимается специальная наука – этика.
Выделяют имеющиеся сходства.
Могут отметить, что вначале думали, как ребята, а после чтения текста о Бабе-яге оказались ближе к мнению учителя.
Проблемный диалог в учебнике, мнения ребят о добре и зле;
фронтальная.
Выделение главного и обобщение.
– Какой вопрос можно сформулировать на основе выявленных противоречий?
– Какую проблему вам предстоит решить на уроке?
Записывает вопросы и проблему на доске.
Всегда ли можно различить добро и зло?
Если в одном и том же человеке уживаются доброе и злое, то какой он?
Как наука этика помогает отличить добро и зло.
Записывают вопросы и проблему в тетради.
Записанные на доске противоречия;
фронтальная.
Формулирование вопросов.
Формулирование проблемы.
Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,
планирование собственной деятельности
– Давайте посмотрим, что вы уже знаете по проблеме урока.– Достаточно ли этих знаний для решения поставленной проблемы или надо узнать что-то ещё?
Отвечают на вопросы и/или выполняют задание.
Вспоминают, что означают понятия мораль, совесть, право и как они связаны с общечеловеческими ценностями.
Могут отметить, что не хватает знаний об этике и о том, как она помогает различать добро и зло.
Учебник, с. 51, вопросы для повторения;
Рабочая тетрадь, задание 1;
индивидуальная и фронтальная.
Выделение главного.
Определение смысла выражений.
Определение понятий.
– Тогда попробуйте точнее определить, что вам нужно узнать для успешного решения проблемы.
Записывает гипотезы на доске. Подчёркивает те из них, которые будут взяты за основу для работы на уроке2.
Определяют варианты решения проблемы, выбирают из них наиболее подходящие, например:
– что такое этика, какие вопросы она решает;
– как этика определяет, что такое добро, а что – зло;
– где можно использовать (применять) знания, которые даёт этика.
Вопросы и проблема, записанные на доске;
фронтальная.
Выдвижение гипотез.
Составление плана действий.
Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода
– Хочу вам сообщить, что мы не можем приступить к решению проблемы, насчитывающей уже 2,5 тысячи лет, без предварительной подготовки. Поможет нам новый учебный навык – формулирование вопросов.Задаёт уточняющие вопросы3, проверяет выполнение задания «дерево вопросов».
Изучают информацию о новом учебном действии (до задания).
Узнают, что есть разные виды вопросов, которые помогают при работе с информацией.
Отвечают на вопросы учителя по прочитанному материалу, после чего
выполняют задание.
Рабочая тетрадь, раздел «Обучение учебному действию»;
индивидуальная и фронтальная.
Выделение главного.
Систематизация информации.
– Теперь мы можем приступить к решению проблемы.
– После выполнения задания проверьте составленные вами вопросы.
Предлагает ученикам, выполнявшим задание н/у или п/у, ответить на вопросы, составленные учениками, работавшими на этих же уровнях.
Выполняют задание выбранного уровня.
Осуществляют взаимопроверку составленных вопросов (с учётом уровня задания).
Отвечают на вопросы, составленные другими группами или парами.
Рабочая тетрадь, задание 2;
работа в парах или малых группах.
Определение главного.
Формулирование вопросов к тексту.
– В прочитанном вами тексте не говорится об этике, однако вы уже можете сказать, чем занимается эта наука.
Предлагает прочитать окончание текста и проверить, насколько верны выявленные знания.
Возможные ответы:
– изучает поступки людей;
– даёт оценку поступкам;
– смотрит на них как бы сверху, то есть пытается обобщить.
Читают текст, вносят исправления и добавления в свои ответы.
Определяют новое знание: этика изучает поступки, действия разных людей и пытается определить, что можно назвать плохим, а что – хорошим.
Записывают открытое для себя знание в тетради.
Учебник, с. 52–53, с определения этики.
Формулирование суждений.
Соотнесение информации.
– А сейчас можно попытаться выяснить, всегда ли одинаково воспринималось добро и зло с точки зрения этики.
Предлагает выполнить задания на выбранном уровне.
– Что нового вы узнали при выполнении заданий?
Выполняют задания.
Выявляют новое знание: для каждого периода времени были характерны свои представления о добре и зле;
– этика изучает, как формируются общечеловеческие ценности;
– задача этики – не дать обществу вернуться к первобытной морали.
Записывают выявленное знание в тетрадь.
Учебник, с. 52–53, Рабочая тетрадь, задание 3;
работа индивидуальная или в парах.
Выделение главного и обобщение информации.
– Приступим к изучению третьего пункта вашего плана.
Предлагает выбрать уровень выполнения задания.
– Какой ответ вы могли бы дать по этому пункту плана?
Выполняют задание.
Систематизируют информацию о профессиональных моральных нормах.
Определяют новое знание:
– этика помогает людям разных профессий поступать правильно;
– соблюдение норм морали важно для людей любой профессии.
Учебник, с. 53–55, Рабочая тетрадь, задание 4;
работа в группах.
Систематизация и обобщение информации.
Выбор формы преобразования информации.
– Итак, подведём итог: получили ли мы ответ на поставленный вопрос?
– Какой вывод вы можете сделать?
Предлагает сравнить сделанный вывод с авторским и выбрать вариант для записи в тетрадь.
Могут сделать, например, такой вывод:
– этика помогает каждому понять важность моральных норм;
– этика определяет общечеловеческие ценности, на которые люди могут опираться в своей деятельности.
Выбирают вариант вывода, записывают его в тетрадях.
Новое знание, записанное в тетрадях;
фронтальная.
Выделение главного.
Формулирование вывода.
Этап урока: применение нового знания, домашнее задание
– А теперь выполните задания, которые потребуют от вас применения приобретённых знаний и навыков.Предлагает выбрать уровень задания.
Выполняют задание на выбранном уровне.
Могут провести взаимопроверку и дать оценку полученных результатов (своих или другого ученика), указав, что получилось, а что – не очень, сделав карандашные пометки в Рабочей тетради. Учитель может их просмотреть и отметить тех ребят, которые сумели верно оценить свою (чужую) работу.
Учебник, с. 55–57, Рабочая тетрадь, задание 5;
индивидуальная.
Выявление необходимой информации.
Определение своего отношения к моральным нормам.
Формулирование вопросов к тексту.
Предлагает выбрать задание для домашней работы.
Обращается к ученикам, ни разу не выполнявшим проект, и просит попробовать свои силы в этом виде деятельности.
Выбирают и записывают домашнее задание:
1) продуктивное задание;
2) решение жизненной задачи;
3) выполнение проекта.
1) учебник, с. 55, задание 1;
2) учебник, с. 57–58;
3) учебник, с. 58.
Дополнительный материал в учебнике.
Выявление главной и необходимой информации.
Систематизация и преобразование информации.
Определение своего отношения к моральным нормам, умение действовать в соответствии с ними.
1Текст про Бабу-ягу.
Баба-яга изображается в наших сказках двояко: или как злое существо, людоедка, или, чаще, как помощница героя. Она живёт в лесу в избушке на курьих ножках или в тереме, огороженном частоколом, с воткнутыми на нём человеческими черепами; вместо дверей у ворот – ноги человеческие, вместо запоров – руки, вместо замков – рот с острыми зубами: это – останки женихов, сватавшихся за дочерей Бабы-яги и павших жертвой её людоедства. Баба-яга – вещая ведьма: она знает прошедшее и будущее, знает, где скрыты красавицы, которых ищут герои сказок, как достать те диковинки, которые им нужны. Во многих сказках она даёт герою советы и прямо помогает ему: даёт клубочек, который может привести его в нужное место; полотенце, гребень и щётку, с помощью которых можно спастись от преследований врага. Иногда эти предметы служат герою для защиты от самой Бабы-яги.
По книге В.Я. Проппа «Баба-яга в волшебной сказке».
2Желательно, чтобы учитель брал за основу работы на уроке хотя бы некоторые из выдвинутых учащимися гипотез, иначе этот этап деятельности потеряет всякий смысл. Можно корректировать формулировки ребят, предлагать изменить последовательность пунктов плана, вносить свои предложения, но не навязывать своё решение.
3Учитель может спросить ребят, какого вида вопросы им сейчас были заданы. Кроме этого, по ходу урока акцент на задаваемых учителем или учениками вопросах можно сделать ещё несколько раз, это позволит ребятам попрактиковаться в определении видов вопросов, убедиться в том, что они поняли разницу между ними, а также увидеть «работу» вопросов в действии.
infourok.ru
Обучающие смогут: объяснить значение понятия самооценка и какой она бывает, способности и мораль. | Обучающие смогут: с помощью схемы объяснить смысл понятия «самооценка» | Обучающиеся смогут оценить себя в соотношении с другими людьми, при этом критически и объективно относится к себе | Обучающие смогут объяснить, как влияют моральные нормы, представления о добре и зле на собственную оценку и оценку других людей. | Название этапа урока | Содержание этапа | Вспомогательный материал |
1. | Организационный момент | Добрый день, прошу садиться Мы сейчас начнем учиться! Я надеюсь, что у вас Настроенье – просто класс! ( смайлы на парте у каждого) Если это так – поднимай скорее знак Смайл с улыбкой вижу я Все в порядке у тебя! Если равнодушен ты – Знак с полоской подними Буду я настороже Все внимание тебе! Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте! | Слайд № 1 |
2 | Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока | Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока. - Что такое интерес? ( Осознанная потребность в чем либо, или в ком-либо.) - Какие бывают интересы? (Деловыми, корыстными.) (эмоциональными, бескорыстными). - Как интересы проявляются в деятельности людей? (Интересы пробуждают наши чувства, мысли, желания. Они организуют нашу деятельность. Отсутствие интересов делает нашу жизнь скучной, неинтересной и бессодержательной. Скука ведет к одиночеству.) У каждого человека существует своя иерархия интересов. А что такое иерархия? (иерархия – последовательное расположение частей (элементов) от низшего к высшему, от неглавного к главному. Так же я вам задавала составить свою иерархию интересов на сегодняшний день. Давайте послушаем некоторых из вас. | Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд №4 |
2. | Сообщение темы урока | I. Скажите мне, а смогут ли одноклассники, учителя, и просто знакомые , узнав наши интересы оценить нас?....Конечно!....А вы сможете оценить себя?......Правильно!... Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - «Как человек оценивает себя и других». Откроем тетради, напишем число и тему нашего сегодняшнего урока. Дискуссия: «Как мы оцениваем других людей?» Совершенно верно. Мы оцениваем людей автоматически. Даже для того чтобы сделать какие-то действия, например чтобы поставить стакан с водой, мы сначала думаем, как его надо держать, чтобы не пролить, холодная или горячая вода, смотрят ли на меня взрослые при этом, культурно ли я выгляжу. И чем дольше живет человек, тем больше нам приходится совершать оцениваний. Наша жизнь в обществе пронизана миллионами оценок – вы оцениваете себя и других, другие оценивают вас и по результатам своего оценивания строят с вами соответствующие отношения….например, если вас оценили как болтуна, знайте, что вам мало кто будет доверять свои тайны. | Слайд № 5 |
3. | Работа с учебником Работа над новой темой | II. а как вы думаете, Нужно ли знать себя? Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?» Начнем нашу беседу с ответов на вопросы. - Что лучше: переоценить или недооценить себя? - Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»? - Как вы думаете, знаете вы себя? (Дети высказывают свои предположения.) Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым. Игра в группах «Кто я? Какой я?» - Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете. (Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.) А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ. Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут). - А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу? (Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.) - Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя? Дети отвечают. Вот то, что вы сейчас проделали – называется самооценкой. Давайте запишем в тетради понятие самооценка – Самооценка это – оценка человеком самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и своего места среди других людей. Самооценка бывает заниженной и завышенной. - Как вы думаете, как можно объяснить завышенная самооценка?......(преувеличение, своих возможностей). - А заниженная? (неуверенный человек принижает свои способности, хотя у него для этого есть все задатки). | Слайд № 6 СЛАЙД №7 СЛАЙД №8 |
4. | Продолжение работы над новой темой Работа в учебниках и в тетрадях. | III. Мини-лекция «Что такое самооценка?» - Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе. Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца. И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих. Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой. Если есть за что вас похвалить (способности, успехи)это состояние называется самоуважением. А если, напротов, вы находите в себе множество недостатков, это называется- самоуничтожением. - Давайте с вами прочитаем об этом в учебнике на стр.29 IV. Тест «Самооценка» -- Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя. Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе. Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков. Быстро напишите букву «я» в любом кружке. Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания. А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Ну, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку. Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь. | СЛАЙД №9 |
5. | Физическая пауза | Ау кого вызвал интерес проведенная на прошлом уроке физкультминутка?....а хотите ее снова повторить? Под осенние напевыПовернёмся вправо, влево.Руки вверх, на них смотри –Головою не крути.Руки вниз ты опустиГлазами следом ты веди.Закрой глаза, теперь откройПосмотри перед собой. | СЛАЙД №10 |
6. | Работа над новой темой | Продолжим с вами урок. А как вы оцениваете свои поступки?....Например, если вы сделали что-то не так, плохо…или, наоборот, предложили кому-то свою помощь Так вот, взрослея, человек все больше оценивает свои поступки с точки зрения – морали. Давайте запишем что такое мораль. Мораль это – принятые в обществе нормы должного поведения, основанные на представлении о добре и зле…. Не будь моральных норм, мы бы зависели только от мнения окружающих. К примеру, ваш друг назвал вас предателем, но у вас были на то причины., так как вы посчитали что его поступок был нарушен с честью и достоинством. И как быть?...Важно в жизни опираться на нормы морали «Не укради», «Не лги» «Не убий», «Относитесь к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе. | СЛАЙД №11 |
Обобщение по новой теме | Так скажите мне. Как вы понимаете фразу, «Человек существует в оценке других людей?» А можете объяснить смысл понятия самооценка?... | ||
Домашнее задание | §4 Ответить на вопросы. 1-3. Практикум под цифрой 1. | СЛАЙД №,12,13 | |
10. | Итог урока Подведение итогов (рефлексия) | - Подведем итоги урока - Была ли вам интересна тема познания себя? - Что вы узнали о различных вариантах самооценки? - Как может верная самооценка помочь человеку в жизни? - Что нового узнали вы сегодня о себе? - Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой? - Понравился ли вам урок? Примерные ответы детей: - Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере. - Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется. - Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. - Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы. - Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе. | Запись домашнего задания в тетради и дневниках |
doc4web.ru
Конспект урока по обществознанию 5 класс
Учитель: М.И.Бохан
МАОУ Карасульская СОШ
Урок: обществознание
Класс: 5
Тема урока
Образование в жизни человека.
Дата урока
16.12.2015год
Тип урока
Ознакомление с новым материалом.
Цель урока
Формирование представлений о значении школьного образования в жизни человека.
План урока
1.Школьное образование.
2.Значение образования для общества.
3. ступени получения образования.
Методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные понятия
Образование, ступени образования.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: определять мотивы обучения детей в школе
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение, создавать проект
Познавательные: определяют тему урока, формулируют цель и проблему урока, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации
УУД
Формы контроля
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний.
Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Беседа.
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Начало урока – играет музыка “Чему учат в школе?”
Презентация (фото школы, учителей, учащихся)
Учитель: Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок. Правильно, школе.
Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задачи урока.
Ребята, пожалуйста, подумайте, а какую задачу мы с вами будем решать в течение урока?
Организует беседу по вопросам:
-Кто из вас помнит первый день в школе?
-Какое у вас было настроение?
Кто такой ученик?
- Что его отличает от других?
-Кого бы вы назвали хорошим учеником?
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают задачу урока и пытаются самостоятельно их формулировать.
Аргументированно отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.
Фронтальная работа
Личностные: понимают необходимость учения.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительно обсуждения.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные:
высказывают собственное мнение, слушают друг друга.
Устные ответы
3.Изучение нового материала.
4.Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
Работа с текстом учебника и схемой стр.50-51.
Орфоэпическая разминка
Физминутка
Работа в парах
Создание творческого проекта
Организует работу со словарем
Мы с вами обратимся к большой умной книге (к словарю С.И.Ожегова)
Организует работу в парах (задание- карточка)
1 часть задания
-Назовите три ступени школьного образования? Записать в тетрадь
три ступени ( СЛАЙД)
-Определите какую ступень образования вы уже прошли? Чем запомнилось это время? На какой ступени находитесь сейчас?
2 часть задания
-Есть ли отличия при обучении на ступени начального образования и на ступени основного образования, если есть ,то в чём? Подумайте, какая ступень образования следует после окончания основной школы? Скажите, что такое аттестат? запись на доске
(СЛАЙД)
-Наша задача запомнить не только лексическое значение, но и написание этого слова.
3 часть задания
-Зачем необходимо учиться, когда получен школьный аттестат? Рассмотрите схему на стр. 51. Какое образование можно получить после окончания школы? СЛАЙД профессиональное образование
-Произнесем хором, запомним не только лексическое, значение, но и написание.
Ключевые понятия: образование, ступени образования, аттестат.
Проведение физминутки
Друзья, в нашей стране по статье 19, которая прописана в Федеральном законе об образовании говорится, что общее образование обязательно для всех граждан Российской Федерации.
Разброс мнений
Ребята, а какова роль школы в современном обществе? Вообще, что такое школа?
Учитель выводит учащихся к следующему выводу:
«Школа в современном обществе нужна для того, чтобы дать качественное образование, т.е. помочь человеку стать хорошим специалистом, быть полезным и необходимым своим близким и обществу в целом»
Доска решений
НА ДОСКЕ ТРИ КАРТИНКИ
(УЧИТЕЛЬ, ПОЖАРНЫЙ, ПОВАР) Возьмите карточки, посоветуйтесь со своим соседом по плечу! Посоветуйтесь вот о чем! Перед нами три очень популярные в обществе профессии,
Выберите из предложенного списка знания и умения , которые необходимы людям этих профессий (повар, пожарный учитель ), почему? м.б. не только этим.
Карточка
Умение общаться, умение работать в группе, коллективе, волевые качества : целеустремленность, решительность, организованность,
интеллект , умение учиться всю жизнь, умение взаимодействовать с другими людьми,
творчество, фантазия, умение решать жизненные проблемы, спортивные качества, навыки грамотного общения, культура поведения в обществе,
Работа в группах (творческая работа)
-Создайте небольшой рассказ на тему: “Школа будущего”.
Расскажите, как будет выглядеть здание школы будущего, снаружи: ( из чего будет сделано здание, почему, сколько этажей, корпусов, что будет рядом, для чего и т.д.)
НАПРИМЕР: Мы представляем себе школу будущего, что она………
Создайте небольшой рассказ на тему: “Школа будущего”. Расскажите, как будет выглядеть здание школы будущего, изнутри: (какие будут кабинеты, что будет в коридорах, кабинетах, для чего и т.д.)НАПРИМЕР: Мы представляем, что школа будущего будет ….
Создайте небольшой рассказ на тему: “Школа будущего”. Расскажите, какими будут ученики и учителя в школе будущего.Какие будут предметы в школе будущего? НАПРИМЕР: Мы представляем, что в школе будущего …
Создайте небольшой рассказ на тему: “Школа будущего”. Расскажите, какой будет столовая в школе будущего? НАПРИМЕР: Мы представляем, что в школе будущего столовая будет….
Работают с толковым словарём С.И.Ожегова, записывают толкование слова «образование»
Анализируют схемы, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях
Самостоятельно читают текст учебника. Отвечают на вопросы.
Произносят хором слова
Выполняют разминку
Аргументированно отвечают на вопросы.
ОТВЕТЫ:
школа нужна для того, чтобы ребенку дать знания, которые ему помогут поступить в разные учебные заведения;
школа нужна для того, чтобы помочь ребенку получить хорошую работу;
школа нужна для того, чтобы человек не чувствовал себя одиноким в обществе.
Знакомятся с информацией высказывают разные точки зрения, обосновывают,
участвуют в обсуждении вопросов, выходят к доске
Высказывают своё мнение, приводят примеры и доказательства.
Самостоятельно выполняют задания.
Самостоятельно выполняют задания, создают проекты, защищают.
Фронтальная беседа
Групповая, фронтальная беседа.
Коллективные физические упражнения
Работа в парах
Индивидуальная, фронтовая работа, самостоятельная
Работа в группах
Защита проекта
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, предлагают помощь и сотрудничество.
Познавательные:
Отрабатывают навыки грамотного письма, речи.
Личностные:
Понимают значение здорового образа жизни
Познавательные: выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения
Устные ответы
Устные ответы
Устные ответы
Устные ответы
КТД
5. Итоги урока.
6.Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений
Проводит беседу по вопросам:
Что такое образование?
Скажите о значении образования в жизни человека?
Назовите ступени образования?
Ребята. Подарите солнышку лучи!
Оранжевые, если урок для вас прошел плодотворно с пользой, если наоборот, то голубые.
Отвечают на вопросы.
Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
фронтальная
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Коммуникативные:
высказывают собственное мнение, слушают друг друга
7.Оценивание
Поднимите руки с количеством пальцев, соответствующим вашей оценке урока.
Оценивают свою деятельность на уроке
Личностные:
Оценивают свою деятельность на уроке, вклад в успех общей учебнойдеятельности
Оценивание учащихся за работу на уроке
8. Д/З
Конкретизирует домашнее задание
Друзья, самое время записать д/з, для этого откроем дневники, прослушаем астрологический прогноз. Представителей всех знаков зодиака ждет благоприятная ситуация в области обществознания в среду 23 декабря. Пригодится ранее приобретенный опыт подготовки домашнего задания: ИТАК, всем необходимо прочесть п.6, далее:
Стрельцам, Козерогам и Водолеям следует обратить особое внимание на задание стр.53
Девам, Рыбам и Близнецам будет полезно потрудиться над вопросом на стр.54
Ракам, Скорпионам и Львам стоит задуматься над заданием на стр. 55
У Тельцов, Весов и Овнов возможно появление интересных идей в ходе выполнения задания на стр.52
Если прислушаетесь к пожеланиям астролога, то урок пройдет благополучно. Желаю успехов.
Спасибо за урок, до свидания.
Записывают домашнее задания
Индивидуальная работа
Интерактивные формы работы:
«Разброс мнений» организованное поочередное высказывание участниками парной или групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Важно, чтобы мнение каждого принималось как предмет интереса, не подлежащее оценке «правильно-неправильно», содержащее в себе ценность потому, что оно имеет место среди людей.
«Доска решений»
Класс делится на несколько групп или пар. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи или устные выводы по предложенному вопросу. Затем участники выходят по очереди к доске прикрепляют карточки с ответами и обосновывают их. Можно производить смену групп по кругу, можно оставлять на месте. Можно обсуждать одна группа(плюсы), другая (минусы).
infourok.ru