Занятие по начальному краеведению. Сценарии конспекты занятий для младшеклассников по краеведению
2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин) Постановка темы и цели занятия (3 мин) Инструкции (5 мин) Обобщении и систематизация знаний( 20-25 мин) Подведение итога занятия. Рефлексия ( 5-10 мин) | Наше занятие мы начнем с размышлений. Обратите внимание на слайд, прочитайте каждый про себя пословицу «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя» - Как вы понимаете эти слова? Многое о том, что вы думаете про родину, можно узнать из ваших сочинений. Задание: На минутку закроем глаза и попробуем очутиться в своём любимом месте. Как оказалось дорого и приятно это мгновение! В народе говорят: « Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории» Попробуйте определить тему сегодняшнего занятия. Игра «Краеведческий марафон» - Чем будем заниматься? - Какие задачи будем решать? (вопросы могут быть из области животного и растительного мира, культуры, истории нашего края). - Что для этого надо нам сделать? Надо: - поделиться на две команды с помощью игры «Иван да Марья» - выбрать капитана - придумать название команде, которое подходило бы к теме занятия Правила игры:
Игра «Светофор» (настрой на игру) Населённые пункты, как и люди имеют свою биографию. Вопрос: Что обозначает слово « кар» в переводе с коми-пермяцкого языка? У каждой страны есть свои отличительные символы. - Как вы думаете, о чём я говорю? - Какие вы знаете символы? Задание: Нарисовать символы города Кудымкара. Загадка: Деревьев разных не сочтёшь – Одно другого краше. Но где ты дерево найдёшь Родней берёзки нашей! Берёза с незапамятных времён почитаема и любима. Есть ещё другие растения, без которых мы не представляем наше детство, нашу жизнь. Работа по карточкам: (задание каждой команде разное) Приложение 1 1 ) угадайте по описанию растение 2) название цветка написать на коми-пермяцком языке 3 ) раскрасить отгадку Игра «Что отдашь родной земле?» Я думаю после ваших слов-обещаний , если даже малая долька выполнится, то наша Родина будет процветать и гордиться своими детьми. - Какой город является административным центром всех районов? - Какие ещё районы входят в состав КПО? Задание: Разгадать ребусы (Приложение 2) Показ иллюстрации скульптуры Кудым-Оша. - Как вы думаете, что это за архитектурный объект? Закончите мою фразу. Я думаю, что это………. Задание: Рассказать всё, что вы знаете о Кудым-Оше. - Для чего мы провели такое занятие? - Достигли цели занятия? Подведение итогов игры. Награждение. Продолжи предложения: Было интересно… Было трудно… Похвалю себя за то, что… Похвалю одноклассников за то, что… А можно отнести слова похвалы и ко мне? За что бы вы похвалили меня? | Обучающиеся читают пословицу . Высказывания обучающихся. Выставка сочинений. Закрывают глаза, вспоминают родимые места. Читают, размышляют, дают ответы Высказывают свои версии Определяют задачи занятия Играют выбирают капитана придумывают название команде Объясняют значение слова С помощью «светофора» показывают своё настроение. Ответ участников, поиск информации Обсуждают, приходят к единому мнению. Обсуждают, работают с литературой, рисуют символы. Ответы Работают в группе раскрашивают рисунки Играют Рассуждают, ищут информацию Разгадывают ребусы Ответы Высказывают своё мнение Ответы обучающихся |
doc4web.ru
Занятие по начальному краеведению
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
План – конспект занятия по теме:
«Что мы знаем о своём городе?»
Автор:
Денисова Ирина Анатольевна
1976 год рождения
педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
МАУДО ЦДТ «Радуга», город Гай
Начальное краеведение. 1 год обучения.
Тема: «Что мы знаем о своём городе?»
Место и роль занятия в изучаемой теме: занятие проводится во время изучения раздела «Земля – наш общий дом». Данное занятие проводится в форме виртуального путешествия по родному городу.
Цель: создать условия для ознакомления детей с родным городом, людьми, прославившими его.
Задачи:
- организовать деятельность обучающихся для восприятия материала о своём городе;
- создать условия для проявления познавательной активности; помочь детям осознать ценность совместной деятельности;
- пробуждать интерес к краеведению через форму проведения занятия - путешествия;
Занятие проводится в виде путешествия по городу Гаю, с использованием интерактивного оборудования. Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности.
Презентация «Мой любимый Гай» содержит интересный рассказ о родном городе в фотографиях достопримечательностей.
Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие ярким, насыщенным, полным и дает возможность мгновенно осуществить проверку решаемых заданий. Это очень важно, так как экономится время, а обучающиеся, работающие самостоятельно, получают возможность проверить свои знания. Содержание занятия отвечает современным требованиям ФГОС.
Тип: изучение нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация, книги о Гае, информационная справка (Приложение№ 1)
Подготовительная работа: дети учат стихи про свой город, вспоминают песни о городе.Структура занятия:
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и цели.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Изучение нового материала с закреплением и самопроверкой на каждой «остановке».
5. Оценивание работы обучающихся.
6. Итог занятия.
Характеристика этапов урока
Технология проведения
Деятельность ребёнка и педагога, которая приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты УУД
(Сокращения:
ЛУУД – личностные;
РУУД – регулятивные;
КУУД - коммуникативные;
ПУУД – познавательные)
Содержание деятельности
педагога
Содержание деятельности обучающихся
I. Организационная часть.
(1 мин)
Цель:
- создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- создаёт комфортную психологическую атмосферу.
- Дорогие, друзья!
- Сегодня прекрасный денёк. Давайте поприветствуем его, теперь друг друга. Я тоже говорю вам «Здравствуйте» и думаю, что наше занятие пройдёт с пользой для нас.
Приветствуют друг друга.
ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.
РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.
КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.
II. Сообщение темы и цели урока(5 мин)
Цель:
- определяет тему и цель занятия;
- составляет план, нацеливая каждого ребёнка на решение учебной задачи.
- Ребята! Мы живём в Оренбургской области.
- В каком городе?
Это небольшая часть нашей большой Родины – Российской Федерации.
- А знаем ли мы свой край?
- Зачем надо изучать свой край?
- Чем знаменит наш край?
-Что мы знаем о нашей малой Родине?
- О чём вы бы хотели узнать на сегодняшнем занятии?
- Обсудите это с соседом по парте и попробуйте составить план занятия.
- Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по замечательному городу Гаю. Давайте вместе пройдём по его улицам и центральной площади, заглянем в парк, полюбуемся работами гайских мастеров.
- Улыбнитесь друг другу и в путь!
Отвечают на вопросы.
Работают в парах.
Определяют цель.
Составляют план.
План занятия
(записывают на доске)
1. Узнаем, откуда появилось название города.
2. Поговорим о гербе Гая.
3. Полюбуемся работами гайских мастеров.
4. Подведём итоги путешествия.
ПУУД: строит свои высказывания; формулирует вывод на основе анализа; КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждении.
РУУД: учится ставить проблему.
ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи.
III. Актуализация опорных знаний.
( 5 мин)
Цель:
- создаёт проблемную ситуацию через повторение изученного материала, вовлекая ребёнка в конкретную деятельность по решению учебной задачи.
- Вспомните, о чём мы говорили на прошлом занятии (проверка домашнего задания).
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина!», М. Бернес
На фоне мелодии звучит стихотворение о городе Гае.
-Наш город очень молодой, ему чуть более 50 лет, но его смело можно назвать город – труженик, потому что живут в нём мастеровые люди, которые добывают и перерабатывают медную руду.
Участвуют в беседе, опираясь на знания, полученные ранее.
Слушают выступление своего товарища.
Участвуют в диалоге по прослушанному.
ЛУУД: формирует
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
РУУД: проявляет познавательную инициативу;
КУУД: строит монологическое высказывание.
ПУУД: анализируют полученную информацию.
IV. Изучение нового материала с закреплением и самопроверкой на каждой «остановке».
(25 мин)
Цель:
- создаёт условия для реализации дальнейших действий в соответствии с планом;
- организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний.
- Итак, мы отправляемся в путешествие. Первая наша остановка «Именная»
Информационная справка
- У каждого на парте есть «Анкета путешественника»
(Приложение № 2)
Во время нашего путешествия, на каждой остановке вы будете её заполнять, и только потом мы будем двигаться дальше. Выберете правильный, на ваш взгляд, ответ. Сверьте с соседом по парте.
-Следующая остановка «Символическая»
Информационная справка
Мы приближаемся к станции
«Полезные ископаемые»
Информационная справка
Работа с анкетой.
- Вы, наверное, устали? Пора отдохнуть.
- Любой путешественник должен уметь ставить палатку, разводить костёр и варить на костре еду.
(Что возьмём с собой в поход)
- Вот мы и отдохнули на привале, пора продолжить наш путь.
«Память»
информационная справка
Работа с анкетой.
Мы находимся на остановке «Знаменательная»
информационная справка
Работа с анкетой.
- Наше путешествие подходит к концу (можно постелить на пол ковёр, дети садятся на него, образуя круг).
- Я предлагаю вам еще раз быстро вспомнить, где же мы сегодня путешествовали?
Воспринимают информацию.
Используют полученную информацию для заполнения анкеты. Работают в парах с целью взаимоконтроля и взаимопомощи.
Имитируют путешественников на привале.
Отвечают на вопросы
Прислушиваются к звукам, делают выводы.
Используют полученную информацию для заполнения анкеты. Работают в парах с целью взаимоконтроля и взаимопомощи.
Слушают стихотворения, прочитанные детьми
(Приложение № 3)
ПУУД: воспринимает информацию, умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
ЛУУД: формирует
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
РУУД: учится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
V. Оценивание работы учащихся.
(2 мин)
Цель:
- организует выявление степени усвоения материала;
- создаёт условия для оценивания учеником
собственной учебной деятельности.
- Вот и закончилось наше путешествие.
-Выполните самопроверку. Я думаю, что вы правильно ответили на все вопросы.
- У кого есть неправильные ответы? (если есть такие дети, то выяснить - какие вопросы вызвали затруднения и почему; дети сами обсуждают этот вопрос, дают на него ответ).
- Молодцы! (педагог даёт словесную характеристику деятельности детей на занятии: индивидуально, парам, фронтально и т.п. – главное никого не оставить без внимания).
Отвечают на вопросы.
Понимают степень усвоения материала, сверяя свои ответы с ответами на экране.
РУУД: анализирует содержание задания, оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
VI. Итог занятия
(2 мин)
- организует обобщение по содержанию основных этапов занятия;
- создаёт условия для рефлексии обучающимся собственной учебной деятельности.
- Подведём итог работы на занятии.
- Какие цели ставили? Достигли их? Проверим по плану, всё ли мы узнали, что хотели?
- Ребята, кому было интересно и всё понятно, подойдите ко мне.
- У кого во время путешествия возникли трудности, было неинтересно и скучно – останьтесь на месте.
- О чём вы расскажете дома?
- Что ещё про свой город вы хотели бы узнать?
- Я думаю, чтобы ответить на последний вопрос, нужно время, поэтому дома вы подготовьте вопросы, на которые мы постараемся найти ответы на следующих занятиях (домашнее задание).
- Покажите мимикой, с каким настроением вы уходите с занятия.
- Я довольна нашим путешествием и говорю вам спасибо за доставленное удовольствие.
Характеризуют работу за всё занятие по плану.
Рефлексируют собственную учебную деятельность.
РУУД: анализирует содержание задания, оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Длительность занятия 40 минут.
Материалы к занятию находятся в приложениях:
Приложение 1«Информационная справка»
Приложение 2 «Анкета путешественника»
Презентация «Мой любимый Гай»
Анкета путешественника Приложение 2.
Только заполнив анкету правильно, ты сможешь двигаться дальше. Выбери правильный ответ и отметь его « +». Заполняй анкету на каждой остановке. В добрый путь!
Станция «Именная»
1. Назовите начальника комсомольского штаба на строительстве ГОКа?
А) В.Ф. Печин Б) В.П. Поляничко В) И.Л. Рудницкий
2. Что дало название городу Гаю?
А) овраг Б) река В) роща
Станция «Символическая»
3.Самый главный символ города?
А) площадь Б) гимн В) герб
4. Какую форму имеет наш герб?
А) щита Б) листа В) солнца
Станция «Полезные ископаемые»
5. Какую руду добывают в нашем городе?
А) медная Б) железная В) никелевая
6. Назовите первооткрывателя гайской руды?
А) И.Л Рудницкий Б) Р.И.Семигин В) С.Е. Филярчук
Станция «Память»
7. Назовите первого директора ГОКа?
А) Семигин Р. И Б) Филярчук С.Е В) Старостин Ю.И
8 Как сейчас называется Театральный переулок?
А) переулок Пушкина Б) переулок Суворва В) переулок Поляничко
Станция «Знаменательная»
9. Фамилия нашего земляка, мастера - камнереза?
А) Шевцов Ю.Г Б) Уколов Н.И В) Белоусов В.В
Сверь ответы с соседом по парте.
Приложение 1
Информационная справка
Станция «Именная»
Даже самая бурная река начинается с тихого ручейка, а любое большое дело – с малого, говорят в народе. И комсомольская стройка на Урале не стала исключением. После открытия Гайского медноколчеданного месторождения, начались трудовые будни. Вопросом номер один, стало строительство Гайского горно-обогатительного комбината и города.
9 мая 1959 года состоялся многолюдный митинг, посвящённый поднятию флага новой всесоюзной ударной комсомольской стройки.
У каждого из нас есть имя. У каждого населённого пункта тоже есть своё название – имя. Имя нашего города – Гай, а нас, жителей города, называют гайчанами. Название городу дала берёзовая роща, находившаяся среди голой степи. Год рождения нашего города – 1959 год. Город основан благодаря богатым залежам медной руды. Начальником комсомольской стройки был назначен Виктор Поляничко.
Станция «Символическая»
У каждого города есть свои опознавательные знаки, символы, по которым этот город отличают от других городов. Самый главный из них – герб. Город Гай получил герб в подарок к своему юбилею, в 1999 году отмечали его 40-летие. Композицию герба разработали по просьбе гайской администрации специалисты московской фирмы "Русский герольд" (президент Е. В. Левитан), эта организация широко известна в российской геральдике. Окончательная редакция Положения о гербе Гая была утверждена городским Советом депутатов 13 апреля 1999 года. Рисунок герба уже отправлен в Государственную Герольдию при Президенте Российской Федерации для экспертизы и внесения в Государственный Геральдический Регистр нашей страны. В червлёном поле положены серебряные молот и поверх него обушок, сопровождаемые внизу серебряной медеплавильной печью (в виде здания, соединённого слева с дымоходом), стоящей на зелёной оконечности, тонко окаймлённой серебром и обременённой выходящим сверху краем лазоревого шара (диска), также тонко окаймлённого серебром; девиз: "Помни прошлое, верь в будущее!" начертан серебряными литерами на червлёной ленте.
Станция «Полезные ископаемые»
«Рождение города… Первая палатка, первый дом, первая телеграмма, первый скворечник, первая свадьба, первый поезд, первая двойка, первое деревце, первый асфальт…Всё с самого начала…».Действительно, всё в нашем Гае когда-то было первым ведь возник он в голой степи. И поэтому всё самое первое так дорого сердцу. А начинался Гай… с легенды.
В 30-е, да и последующие годы местные жители Оренбуржья часто видели человека с рюкзаком за плечами, который ходил или ездил на лошади по степной целине. Это был Иосиф Леонтьевич Рудницкий, геолог, страстный искатель подземных богатств, человек, влюблённый в свою профессию. Гайский горно-обогатительный комбинат построен благодаря именно ему. И знаете, что навело исследователя на мысль о медной руде в Гае? Коровья кость! Было это в 1933 году. Зашёл он в небольшое село Калиновка, попросил напиться, и совсем было собрался уходить, но увидел во дворе кость, густо покрытую зелёным налётом. Поинтересовался у хозяина, откуда такая? «Да, наверное, с озера собака притащила. У нас тут озеро есть… Вода в нём такая же зелёная… Очень, говорят, для здоровья полезная. Про это озеро всякие истории у нас сказывают». И старый колхозник рассказал геологу Иосифу Рудницкому легенду о чудодейственном озере.
«В далекие – далекие времена жил-был в Оренбургской области помещик Стрельцов. Он был очень богат, но всё богатство его заключалось в стаде верблюдов. Груб был с ним хозяин. И только одного он любил больше всего на свете, берёг и холил, не расставался с ним ни на минуту. Это был молодой, стройный и гордый верблюд. Он мог очень долго, дольше своих братьев, не пить и не есть. Он ступал плавно, спокойно, чтобы хозяин мог вздремнуть между горбами.
Так и жили они душа в душу до тех пор, пока не случилось несчастье: заболел верблюд. Шкура его покрылась какими-то болячками, струпьями, заслезились глаза, на суставах появились наросты. Испугался хозяин за свое богатство. Не друга своего пожалел, нет. Жадность взыграла в помещике: ну как если заболеет всё стадо, если всех заразит больной? Разорение – и только!
И задумал тогда Стрельцов убить своего любимца. Узнал об этом старый, дряхлый верблюд и сказал больному: «Уходи, сейчас же уходи. Убить решил тебя хозяин. Беги, пока не поздно. – Куда же мне бежать? – грустно ответил тот. – Всё равно болезнь мою никто не вылечит. Пусть хозяин поступает, как хочет… - Нет, ты пойдёшь туда, куда я тебе скажу, будешь делать то, что я тебе посоветую», - настойчиво сказал старый верблюд. И пошёл наш верблюд по ночной степи к берёзовой роще, за которой спряталось озеро с голубой водой….
Много дней и ночей прошло с того самого вечера. И вот однажды, когда хозяин придирчиво осматривал своё стадо, к нему подошёл степенной походкой красавец-верблюд. Шелковистая шкура его, как ковер, поблёскивала на солнце, глаза были чисты и ясны, как уральские самоцветы, крепкие сильные ноги, казалось, могли нести тюки такой тяжести, какой не снесут и десять верблюдов.
- Друг мой, дорогой! – воскликнул удивлённый хозяин, узнав в пришельце своего любимца. Богачу во что бы то ни стало захотелось опять завладеть этим замечательным животным. И он залебезил перед ним, запричитал: «Куда же ты исчезал, дорогой? Где пропадал? Как я скучал без тебя, как тосковал!» Он хотел обнять его за шею, как бывало, но верблюд отстранился, потом, отступив на шаг, повернул голову к своему бывшему хозяину, смачно плюнул ему в лицо и гордо зашагал по степи.
Говорят, именно тогда люди прослышали о целебной воде в озере, излечивавшей и трахому, и ревматизм, и многие другие недуги, которыми страдал народ».
В годы Советской власти на берегу озера был построен небольшой санаторий. В нём отдыхали, лечились, принимая ванны и грязевые процедуры, оренбуржцы, куйбышевцы и челябинцы, лечились, и никому в голову не приходило, что целебная вода в озере – не только лекарство для больных, что она – компас, стрелка, направленная на дверь подземной кладовой со сказочными богатствами.
Дослушав рассказ, геолог поспешил к озеру, наполнил флягу голубовато – зелёной водой и отдал её в лабораторию. Анализ показал, что кроме железа, кальция и хлора, она содержит значительный процент меди. Стало быть, где-то поблизости залегают пласты медной руды? Попробовали бурить. Много скважин сделали, а клад не нашли. Всего на семь метров не дотянули буры до медного тела.
Поиски прервала война. Прошли годы. Иосиф Леонтьевич нашёл в разных местах Оренбургской области колоссальные запасы меди, никеля, серы. И только в 1950 году на том же месте, где когда-то бурили первую скважину, наткнулись на рудное тело. В марте 1951 г. была открыта вторая залежь - толстый пласт медного колчедана. Дальнейшие поиски показали, что по соседству с с.Калиновка земля хранит в своих недрах богатейшее месторождение медной руды. Содержание меди в руде оказалось здесь в 4-5 раз больше, чем в той, которая добывалась на старых уральских рудниках.
В феврале 1959 года наше правительство приняло решение о строительстве на базе открытого месторождения горно-обогатительного комбината и города на 50 тыс. жителей. В апреле стройка была объявлена Всесоюзной ударной.
Станция «Память»
Днём рождения нашего города считается 9 мая 1959 года. А ещё в апреле 1959 года директором Гайского ещё не существующего Горно-обогатительного комбината был назначен Семён Евдокимович Филярчук. Первый директор впоследствии стал первым почётным гражданином города. Свою деятельность Семён Евдокимович начал умело и уверено, но прежде чем стать директором он успел поработать и техруком и начальником участка, и начальником взрывцеха, и начальником горизонта шахты, и главным инженером рудоуправления, и заместителем директора. Каждого работника своего предприятия он знал в лицо, и смело вёл горняцкий коллектив на штурм гайских недр. С каждым кто хотел работать на комбинате Семён Евдокимович, проводил беседу, находя время в своём графике.
Под руководством первого директора на Гайском Горно-обогатительном комбинате впервые был введён способ одновременной добычи руды и в шахте и в карьере, это дало возможность гайским горнякам повысить интенсивность отработки месторождения руды.
Много в нашем городе известных людей, это и поэты и писатели, художники. Много людей, которые не жалели своих жизней ради своей страны, города, семьи. Именем нашего земляка назван в нашем городе переулок. Валерий Суворов - Гвардии ефрейтор, старший стрелок. В вооруженные силы призван в октябре 1983г. В республике Афганистан с февраля 1984г. 29 июля под Кабулом Валерий Суворов вступил в свой последний бой с душманами, и, прикрывая огнем, вынес раненых товарищей. Погиб 30 июля 1985г. В школе№ 10 установлена мемориальная доска Валерия Суворова.
Станция «Знаменательная»
У нас нет исторических сооружений, старинных соборов и церквей. Но в нашем городе есть памятники. Все они связаны с историей строительства города, с судьбами людей, которые строили город и крупные объекты, такие как Горно-обогатительный комбинат (ГОК). В городе жили и сейчас живут первые строители, ветераны войны, бывшие комсомольцы, коммунисты, пионеры. Именно в их честь, в честь славных трудовых подвигов гайчан, в честь строительства крупных городских объектов возводились многие памятники. Гайчане воздвигли памятники и в честь воинов земляков, погибших в Великой Отечественной войне.
Но наш город славится не только этим. Богат наш город трудовыми успехами, богат и талантливыми, увлеченными людьми. Город прославляют люди, любящие свой край. Это поэты, прозаики, художники. Среди таких людей известны имена Николая Ивановича Уколова, художника и поэта, Юрия Григорьевича Шевцова, мастера – камнереза и многих других мастеров своего дела. У этих людей огромное количество увлечений, многообразна тема их творчества, но везде прослеживается одна нить – любовь к прекрасному, любовь к своей родине. Юрий Григорьевич – художник-камнерез. Каждую свободную минуту он отдавал искусству. Камень, мозаика стали в жизни Шевцова определяющими, но сначала были чеканка, резьба по дереву, ювелирные украшения. Своего рода ступени к мастерству, на которых оттачивались безупречный вкус, художественное чутье. Обычно в мозаике изображение составляется из множества пластиночек. У Юрия Григорьевича эти пластиночки каменные. Каждая – из особенного цветного камня. И это не разрозненные части, это поразительно целое живописное изображение.
Приложение 3
Загудел моторами
Разбуженный край,
Вырос, словно в сказке,
Город юности Гай.
Город поёт, город живёт,
молодость на подвиг зовёт.
Гай мой любимый,
расти, в труде мужая,
Город счастливый
В моём родном краю.
Гай комсомольский,
Сердца тебе вручаем,
Руки умелые и юность свою.
Слышен рокот МАЗов
У карьера всегда.
В шахте, не смолкая,
Бьётся сердце труда.
Гайская медь будет звенеть,
Будем ещё радостнее петь!
Город полюбили этот мы
Всей душой,
Мы готовы, Родина
На подвиг большой.
Смелый народ – только вперёд
За любимой партией идёт.
Песнь о Гае
Хранила степь горячее дыхание
Степных ветров и гордых скакунов.
И зрело в ней великое желание:
Проснуться навсегда от мрачных снов.
А в глубине ворочалась история,
В былинных недрах пряталась руда.
Шептала степь ковыльная:
"Достойна я, Чтоб дерзкий человек ступил сюда".
И он пришёл, обветренный и радостный.
Да будет здесь, — чуть слышно произнёс, —
Что нам жара, мороз высокоградусный...
— Прикрыв глаза, услышал шум берёз,
Увидел ясно он: руда заветная
Пошла наверх, сомненьям вопреки.
Недаром шла работа многолетняя:
Здесь будут шахты, будут рудники!
Настал черёд. Пусть молодость орлиная
Спешит сюда, навстречу всем ветрам.
Пусть оживёт, задышит степь былинная.
Какой простор здесь мыслям и делам!
На ударную стройку
С комсомольской путёвкой Направляются сильные,
Направляются ловкие.
Не свистите, метели,
Суховеи, не вейте. Молодые посмели.
— Кто там сник? Не робейте!
Всё начиналось с кирки и лопаты.
Со звонкой песни, чтоб сильнее быть.
Всё начиналось с колышка, с палатки
И с боевого лозунга: "Не ныть!"
Карьеры, шахты, этажи и улицы—
Всё это будет, а пока у нас
Неважная погода долго хмурится
infourok.ru
Конспект интегрированного занятия по краеведению «Прогулки по Добрянке» с ИКТ
Конспект интегрированного занятия по краеведению
«Прогулки по Добрянке» с ИКТ
воспитатель Калинина О.М.
«МБДОУ Добрянский детский сад №19»
Задачи:
Формировать представления детей об окружающем мире, природе родного края
Уточнить представления детей о родном городе, его историческом прошлом
Закрепить знания детей об основных улицах города, о зданиях на них находящихся
Способствовать развитию познавательного интереса к ближайшему окружению и воспитанию гордости за родной город.
Предварительная работа:
Проведение цикла экскурсий по городу.
Знакомство с книгой «Малышам о Добрянке»
Оформление и рассматривание альбомов о родном городе и природе Прикамья
Дидактические игры «Мой город», «Дары Камы», «Улицы нашего города»
Ход: (Заносится коробка с картинками: чемодан, поезд, термос, карта, подзорная труба,
фотоаппарат, аптечка; картинки раздаются детям )
-Ребята, что общего между этими картинками? Для чего они нужны? (Для путешествия)
- А вы любите путешествовать? А что такое путешествие? (Знакомство с новыми местами…)
- Путешествия бывают разными: можно путешествовать в прошлое, можно в разные страны
и города. Да и путешествовать можно по-разному, например ( пешком, на поезде, на …)
- Вот и мы с вами отправимся в путешествие, будет оно не обычным, поможет нам наш
волшебный экран. А куда мы отправимся, отгадайте.
Девушку звали Марянкой,
Дом её звали Добрянкой,
А теперь мы город наш
Все зовём …Добрянкой.
- Посмотрите, какой наш город замечательный, какой красивый и зимой и летом. А вы
можете сказать, какое это время года?
- Хотите поиграть? Я предлагаю вам отгадать кроссворд, который поможет вам узнать какие
какие деревья можно встретить в нашем лесу.
О К
Л И С Т В Е Н Н И Ц А
И Д
Н Р Я Б И Н А
Ё Л К А Е
Р
Ё
З
С О С Н А
Стоит Алена, Все в покое, замер ветерПлаток зеленый, И деревья все молчат…Тонкий стан, Нет, не всё еще- у этих Белый сарафан. (берёза) Листья тихо шелестят (осина)
Ее всегда в лесу найдешь – Вроде сосен, вроде ёлок,Пойдем гулять и встретим: А зимою без иголок. (Лиственница)Стоит колючая, как еж,Зимою в платье летнем. (Ёлка)
Малы и неказисты Все знают, что елкиИ скромно зеленеют, Не листья, а иголки,Но осенью их листья И так же, как онаИ ягоды краснеют.(Рябина) С иголками…(Сосна)
Ему немало сотен лет.В тулуп зеленый он одет.Хотя в глухой тайге растет,Ему всегда большой почет.Ведь и для взрослых, для ребятОн очень шишками богат.А в шишках, что ни говори,Орешки вкусные внутри.(Кедр)
- Вы, наверное, слышали, что нашу Добрянку часто называют «Уральской Венецией» за то,
что раскинулась она на берегах могучей реки. Посмотрите на неё, расскажите, какая она?
- В старину люди давали рекам очень красивые названия, послушайте: «Долгая, зерно,
приток, тихая заводь» Как вы думаете, какие реки, протекающие в нашем городе, я назвала?
(Кама, Тюсь, Вож, Добрянка)
- Наш экран не зря называется волшебным, с ним мы можем не только увидеть красоту
нашего города, но и окунутся в его историю. А история нашего города уходит в далёкое
прошлое. На месте нынешнего залива, на берегу которого вы любите отдыхать, в старину
стоял большой металлургический завод, основанный в 1752 году графом Строгоновым.
Конечно, строил его не сам граф, а простой люд. На заводе выплавляли медь и железо.
Продукция Добрянского завода пользовалась большим спросом. Кто может сказать, где она
использовалась? (Железом, выплавленным на Добрянском металлургическом
заводе были покрыты крыши Зимнего дворца в С-Петербурге и Новодевичий монастырь в Москве)
- А сейчас, где можно увидеть изделия из чугуна? (Добрянский краеведческий музей)
- Так выглядел наш город много лет назад. Деревянные дома, мощённые булыжником улицы,
деревянные тротуары. А вы можете вспомнить старинные названия улиц? (Билимбаевская –
Светская, Домовая-Ленина, Базарная-Кирова, Графская-Тельмана, 1 Никольская-Копылова)
- Шли годы, менялись столетия, и Добрянка из города металлургов в город энергетиков.
Строительство ПГРЭС изменило облик нашего города, появились новые современные дома.
- Так выглядит одна из главных улиц нашего города-улица Герцена. А это перекрёсток
улиц Герцена и Победы. А это что за здание и на какой улице оно находится?
- Это не простые здания, они имеют богатое историческое прошлое и являются памятниками
культуры. Какие ещё памятники, находящиеся в нашем городе вы можете назвать.
- Вот и закончилось наше путешествие по прошлому и настоящему нашего города. Вам
понравилось?
- Ребята, я предлагаю вам оформить альбом «Мой город осенью» с помощью красивых
листьев, которые мы собрали во время прогулок по городу.
(Практическая деятельность. Аппликация. Работа с природным материалом)
infourok.ru