Рабочая программа кружка "Умелые ручки" в ДОУ. Дополнительный кружок в доу
Рабочая программа кружка АБВГДейка | Автор: Черняева Елена Павловна, воспитатель, МБДОУ Детский сад №23 "Колокольчик" общеразвивающего вида, Тамбовская область, Моршанский р-н, пос. Устьинский |
Программа кружка «Мужские ремёсла» | Автор: Недошивин Александр Александрович, старший воспитатель, МБДОУ Детский сад № 8 г. Осинники |
Кружок «Мастерская волшебников» | Автор: Соломина Ирина Юрьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №72 г. Балаково |
Программа кружковой работы в подготовительной к школе группе «В мире живой природы» | |
Рабочая программа. Кружок «Пластилинография» | Автор: Подлесная Ирина Борисовна, воспитатель, МАДОУ д/с №10 г.Усинска |
Занятие кружка по развития математических способностей и логического мышления «Математические ступени». Тема: «Остров сокровищ» | Автор: Быкова Татьяна Алексеевна, воспитатель МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида " Журавлик" |
Конспект коррекционной физкультурной деятельности для группы «Здоровье» (кружковая работа) «Путешествие в Индию» для старшего дошкольного возраста | Автор: Евтушенко Марина Владимировна, руководитель по физическому воспитанию, МБДОУ Д/с №49 г.Владикавказ |
Программа кружка «Фантазеры» (бумагопластика) | Автор: Анисимова Гальфия Зямаловна, воспитатель ГБОУ школа №1246 корпус 1957 г. Москвы |
Программа для кружка конструирования и моделирования для детей 5-7 лет | Автор: Дементьева Марина Евгеньевна, воспитатель МБДОУ КВ Д/с №16 "Игрушка" |
«Волшебная ниточка» | Автор: Гриднева Лидия Яковлевна, воспитатель МБДОУ №23 «Ручеёк» |
Перспективный план кружковой работы по изобразительной деятельности «Умелые руки» | Автор: Рогозина Надежда Витальевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 193» г. Иваново |
Рабочая программа кружка «Здоровье» | Автор: Оськина О.Ю., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 «Капелька», Липецкая обл. г. Елец |
План кружка «Развивайка» по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста | Автор: Серова Ольга Дмитриевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №177 городского округа Самара |
Перспективный план кружка по изобразительному искусству «Вдохновение» | Автор: Курапова А.В., воспитатель МКОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка», г. Вихоревка |
Перспективный план кружка по рисованию в подготовительной группе «Радуга красок» | Автор: Ерыкалова Татьяна Николаевна, воспитатель, детский сад №3 «Радуга детства» общеразвивающего вида, Новосибирск |
Проект работы кружка «Learn English» | Автор: Литуновская Л.Б., дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №110», г/оСамара |
План работы кружка «АБВГДейка» в подготовительной (логопедической) группе | Автор: Зубарева Г.В., воспитатель МДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида» г.Железногорск |
Творческий кружок: «Город мастеров» | Автор: Фролова Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ г.о. Самара «Детский сад №358» |
Волшебный клубочек | Автор: Муллахматова Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ «детский сад №21» |
Конспект совместного детско-родительского развлечения «Посиделки» | Автор: Лапата Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №80», г. Череповец Вологодской обл. |
dohcolonoc.ru
Программа кружка дополнительного образования в детском саду и в школе
Дополнительное образование детей - это система обучения и творческого развития, выходящая за пределы государственного стандарта. Она осуществляется на базе специализированных организаций. Учреждения дополнительного образования детей реализуют программы в зоне личного и творческого интереса учащихся, чем способствуют формированию не только основ профессионального становления личности, но и возможности раскрыть свои таланты и способности в качестве социально ориентированной деятельности, цель которой – приносить пользу обществу.
Кружковая деятельность - форма свободного творчества в том смысле, что ребенок ее выбирает добровольно. Она строго соответствует той системе обучения, которую представляет программа кружка дополнительного образования, определяющая объем, содержание и формы образовательной услуги для детей. Наличие программы является обязательным условием для организации работы кружка.
Структура программы кружка дополнительного образования
При всем разнообразии форм и методов существует неизменная основа, которая отвечает цели дополнительного образования. Она отражена в программе, по которой осуществляется деятельность педагогов в учреждениях. Кружок дополнительного образования в школе должен достигать изложенной в ней цели. Содержание имеет следующие разделы:
- Назначение. Отвечает на вопрос о том, с какой целью организованы занятия и на кого рассчитаны.
- Цель и задачи программы. Определяют направленность и этапы реализации обучения.
- Содержание. Краткое описание по циклам, в зависимости от темы, уровня сложности, продолжительности обучения и возраста детей.
- Критерии оценки. Каким образом определяется уровень усвоения знаний.
- Тематическое планирование. Перечень всех тем всех занятий, количество часов, необходимых для усвоения программы.
Любая система обучения содержит три главных аспекта, для чего она создается: цель, задачи, методика достижения результата. Программа дополнительного образования несет в себе очень важное социальное предназначение: она удовлетворяет запрос человека на личностное развитие и в зависимости от характера запроса имеет различную направленность.
Программы развития по направлениям деятельности
Интересы детей, способы познания ими мира и сферы самореализации очень различны. Поэтому и потребность в дополнительных услугах достаточно многогранны. Поскольку дополнительное образование отвечает на запросы детей и их родителей, цели развития и обучения должны быть отражены в программах разного уровня и сфер развития ребенка:
- Художественного.
- Технического.
- Естественнонаучного.
- Спортивного.
- Музыкального.
- Социально-педагогического.
При наличии дополнительных запросов и специфики местной социокультурной среды могут предоставляться и иные формы услуг, обеспечивающие потребности населения, которые удовлетворяет дополнительное образование детей. Услуги по дополнительному обучению детей не только расширяют границы познания своих подопечных. На их базе осуществляются масштабные проекты по организации фестивалей, конкурсов, соревнований. Все это позволяет ученикам повысить самооценку, проявить себя на уровне городского, областного, международного масштаба.
Где реализуются программы дополнительного образования?
Творческое и дополнительное образование детей и подростков по программам развития осуществляется в специальных творческих объединениях. Кружок дополнительного образования дает возможность организовать детей по интересам. Именно возможность формирования тесной творческой среды, основанной на узкопредметной сфере либо на увлечении какой-либо областью знания, делает кружки незаменимой формой позитивной социализации детей.
Интерес детей к определенной области знаний или творческой деятельности является основанием для создания и реализации программы кружка. Разрабатывают и осуществляют ее педагоги дополнительного образования, которые создают предметную среду и реализуют задачи, поставленные в разработанных ими и утвержденных администрацией учреждения программах.
Назначение
Для того чтобы кружок в ДОУ или школе начал работу, важно предоставить программу деятельности, в вводной части которой описано ее назначение.
Для организации занятий в кружках программа должна содержать указание на:
- область интересов, в которой она реализуется;
- возраст детей;
- обучающие циклы;
- продолжительность обучения;
- задачи, которые она решает.
Предоставление таких услуг происходит на базе учреждения дополнительного образования детей, в форме творческих объединений, секций для разных возрастов.
Назначение программы определяет содержание обучения. Вводная часть программы ограничивает объем, направленность, уровень предоставления дополнительных образовательных услуг. В ней раскрывается социальная направленность обучения. Указывается важность образовательного компонента для возрождения этнических, культурно-исторических традиций для местной социокультурной среды. Важно определить также и воспитательные цели, которые решаются в процессе реализации программы.
Цель и задачи программы
Программа - это последовательная совокупность мероприятий по достижению развивающей цели.
Цель. Соответствует запросу человека, направленному на то, что он хочет получить. Цель программы дополнительного образования – предоставить тот уровень знаний и навыков в интересующей человека сфере, чтобы удовлетворить его запрос.
Задачи. Любая программа дополнительного образования формирует три группы задач:
- Знания о сфере предметного интереса.
- Умения применить знания на практике.
- Навыки использования знаний в предметной области.
Методика. Отвечает на вопрос о том, как достичь поставленной цели, и прямо подводит к плану ее достижения в почасовой разбивке на темы и занятия для поэтапного решения задач.
Краткое содержание программы дополнительного образования
Важность ее состоит в том, что она гарантирует обучающемуся объем и количество знаний, которые он запрашивает, или те, которые предложены в кружке для посещения детей. Программы обучения бывают одно- и многоуровневые, они обязательно должны учитывать психофизиологические возрастные особенности детей, на которых рассчитаны. Поэтому содержание разбивается на блоки либо циклы обучения, каждый этап которого должен привести к решению отдельной образовательной задачи и формированию определенных навыков у ребенка, освоившего этот блок знаний.
Блоки обучения должны быть взаимосвязаны, соответствовать задачам этапа и вести к достижению цели программы.
Программа кружка дополнительного образования включает перечень умений, знаний и навыков, которые формируются у ребенка, получившего комплекс знаний по выбранному им направлению. Добровольное посещение занятий – основополагающий принцип развития детей, что обеспечивает их личностно ориентированное развитие.
Критерии оценки усвоения программы
В соответствии с поставленными задачами в программе кружка должны быть указаны критерии, на основании которых можно оценить степень усвоения полученных ребенком знаний и способность реализовать их на практике.
В качестве критериев выступают:
1. Полученные ребенком знания по темам. Они могут быть оценены в форме конкурса на проявление знаний, участия в олимпиаде. Либо в иных формах зачета в увлекательной для обучающегося форме.
2. Приобретенные обучающимся навыки. Это умение применить знания на практике. Например, сшить мягкую игрушку, при этом демонстрируется не только знание техники исполнения, умение шить, но и практический результат – изготовление поделки.
Дополнительное образование детей в кружках - это социально значимая форма удовлетворения познавательной потребности детей и подростков, поскольку она обеспечивает личностную свободу выбора области познания, сферы самореализации. Форма критериев оценки полученных навыков также должна соответствовать их интересам (игры, конкурсы и соревнования, что соответствует возрастным особенностям детей, которые познают мир в игровых формах).
Тематическое планирование работы кружков
Дополнительное образование детей всегда выступает как система знаний и практики. Поэтому важным элементом является тематическое планирование занятий, которое составляет часть программы дополнительного образования.
В соответствии с обучающим циклом в ней представляется разбивка на почасовую сетку занятий. Комплекс занятий, в процессе реализации которых приобретаются знания и отрабатываются навыки, определяется количеством часов обучения.
Отработка необходимого для приобретения навыка, предусмотренного программой, количества часов приводит к определенному качеству знаний и решению очередной образовательной задачи программой. Таким образом завершается цикл обучения, по которому строится дополнительное образование детей.
Например, если обучение ребенка происходит в кружке рисования, то блок «Техника работы с карандашом» может предусматривать четыре часа практических занятий по изучению и применению этого способа рисования и должен иметь результат – умение ребенка правильно рисовать карандашом.
Дополнительное образование в школе. Кружки
Для творческого и познавательного развития детей, получения ими базовых знаний в узконаправленной области необходимо создать профессиональную среду. Кружок дополнительного образования в школе служит интересам обучающихся детей. Часто он выполняет функцию группы продленного дня, что важно для работающих родителей, поскольку ребенок в течение дня находится под социальным патронажем педагогов.
Назначение программ дополнительного образования в школах следующее:
- Дают углубленные знания по отдельным предметам. Например, программа литературного кружка, помимо углубленного знания предмета, дает возможность создавать собственные произведения, публиковать их в школьных изданиях. В кружке юного химика целью программы становится подготовка для участия в олимпиадах и творческих конкурсах.
- Предоставляют возможность творческого развития школьников. Для многих детей оно служит формой самореализации. Целью программ кружков творческой направленности также выступает предоставление детям возможности участия в фестивалях, спектаклях, концертах разного уровня для проявления своих талантов и получения профессиональных основ деятельности.
- Предоставляют знания в сфере профессий и ремесел. Кружки прикладного значения в школах дают представления о профессиональных знаниях, умениях и навыках. Они определяются программами прикладного характера. Например, кружок авиамоделирования, конструирования, кройки и шитья, вязания. В этой сфере реализации возможностей детей им предлагается выполнить изделие собственными руками, продемонстрировать его на выставках. В процессе производства изделий обучающийся получает начальные знания, которые могут ему пригодиться в дальнейшем в качестве практического жизненного навыка либо в профессиональном самоопределении.
Важную социальную функцию выполняет дополнительное образование в школе. Кружки гуманитарного и художественного циклов имеют большие ресурсы для раскрытия способностей одаренных учащихся. Они формируют состав предметов углубленного изучения, который создает устойчивый профессиональный интерес обучающегося. Это в дальнейшем может явиться основанием для выбора профессии.
Образовательное учреждение дополнительного образования, например музыкальная либо художественная школа, дает такой уровень профессиональной подготовки выпускникам, который гарантирует успешное прохождение творческих вступительных испытаний в высшее учебное заведение.
Программы в ДОУ
В детских садах программы кружков дополнительного образования создаются с учетом возрастной психологии. Они имеют структуру, отвечающую возрастным возможностям детей и с учетом игровой деятельности как ведущей формы познания для этого возраста.
Кружок дополнительного образования в детском саду организует обучение детей изобразительной деятельности, танцам, музыке, иным формам творческой деятельности. Дети при этом лучше усваивают знания об окружающем их мире, что и предусматривает программа.
- Программа дополнительного образования "Театральный кружок". Цель - знакомство с классическими литературными жанрами и фольклором в игровой форме театрализованной постановки.
- Программа кружка ИЗО-деятельности. Блоки обучения по изобразительной деятельности строятся с учетом сезона. Ребенок должен соотносить познания с явлениями окружающего мира. Программа кружка дополнительного образования по ИЗО в детском саду предусматривает овладение специальными техниками рисования - пальчиковой, тычковой, которая нравится детям этого возраста.
- Программа кружка семейного творческого развития. Учить детей совместно с родителями – значит не упустить очень важный в педагогике этап, не помешать ребенку реализовать свою самобытность. В этом случае программа кружка дополнительного образования в детском саду предусматривает следующие социальные аспекты:
- обучение родителей грамотному взаимодействию с детьми с учетом возрастных особенностей ребенка;
- обучение родителей познаниям в области дошкольной педагогики.
Тем самым в процессе совместного обучения достигаются не только образовательные задачи. Решаются более масштабные проблемы: гармонизация семейных отношений и формирование культуры воспитания детей.
fb.ru
Дополнительное образование в ДОУ по ФГОС
Содержание статьи:
Активное внедрение новых образовательных стандартов обусловило необходимость пересмотра отдельных элементов учебно-воспитательного комплекса и поиска новых путей совершенствования педагогической деятельности. Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения, реализация которой позволяет быстро улучшить общие результаты освоения дошкольниками программного минимума, а также решить ряд приоритетных задач:
- внедрить позитивные изменения, основанные на создании возможностей для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения;
- создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей малышей;
- повысить показатели качества работы кадрового состава за счет привлеченных педагогов.
Организация дополнительного образования в ДОУ
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выступает одним из наиболее актуальных вопросов образования. Документ предполагает, что реализация учебно-воспитательного комплекса в детском саду происходит путем объединения основного и вариативного образования. Поэтому организация дополнительного образования в ДОУ должна характеризоваться:
- дифференцированностью, то есть возможностью использования программных разработок для обучения детей с разными стартовыми возможностями;
- деятельностным характером — ориентированностью на развитие личности ребенка;
- направленностью на повышение социализации воспитанников.
Проектирование системы дополнительного образования в детском саду — сложный многоэтапный процесс, который может быть осуществлен только при обстоятельной пошаговой проработке, предусматривающей:
- Определение спектра востребованных услуг дополнительного образования. В данном случае руководителю ДОУ важно действовать, опираясь на пожелания потребителей услуг — детей и их родителей, мнение которых можно учесть в ходе проведения фронтальных опросов, бесед, групповых консультаций.
- Подготовка проекта, основанного на соотнесении родительских пожеланий, материально-технических и кадровых ресурсов, программы развития детского сада и других ключевых элементах обеспечения учебно-воспитательного процесса.
- Назначение ответственный педработников по каждому выбранному направлению вспомогательной воспитательной работы, которые обязаны подготовить документы по перспективному планированию и приобщиться к решению ключевых организационных вопросов.
- Формирование нормативной базы: подготовка приказов о предоставлении в детском саду платных образовательных услуг, проектов договоров с родителями, внесение изменений в должностные инструкции педработников.
- Проведение информативно-ознакомительной компании: организация бесед с воспитателями по поводу участия в реализации комплекса допобразования, общесадовского родительского собрания, подготовка информационных листов и памяток для членов семей, проведение выставок детских работ, концертов, «дней открытых дверей» и других мероприятий, иллюстрирующих потенциал новых образовательных услуг.
- Подписание договоров с заинтересованными родителями и специалистами.
- Обеспечение контроля качества оказываемых услуг, налаживание функций обратной связи с представителями семей.
В структуре дополнительного образования важно выделять бесплатные и платные образовательные услуги, разницу между которыми должны знать все участники учебно-воспитательного процесса. Бесплатные интегрируются с основным учебным планом, по сути являясь его вариативными элементами, а значит их реализация способствует снижению нагрузки на ребенка, в то время как платные услуги, реализуемые в ДОУ, не входят в программный базис, а потому финансируются исключительно за счет средств заинтересованных родителей, а не федерального бюджета. Вместе с тем независимо от характера услуг ценность дополнительного образования остается неизменно высокой ввиду возможности расширения навыков учебной деятельности воспитанников, проектированию полученых знаний и закрепленных умений в реальном жизненном пространстве, созданию положительной мотивации для дальнейшего саморазвития детей и ведения творческого поиска.
Скачать программу дополнительного образования в детском саду (мультстудия)Скачать бесплатно в .docx
Направленности дополнительного образования в ДОУ
Комплекс вариативных расширений программного минимума характеризуется большим разнообразием направлений, охватить в рамках работы единого педагогического коллектива не представляется возможным. Основные направленности дополнительного образования в ДОУ сформированы, поэтому руководитель детского сада, опираясь на мнение воспитателей и родительской общественности, вправе выбирать тематику вспомогательной учебно-воспитательной деятельности, которая в условиях конкретного детского сада будет оптимальной. При принятии этого решения важно учитывать:
- Профессиональные возможности и потенциал кадрового состава.
- Содержательные особенности образовательного комплекса, нуждающиеся в усилении за счет вариативных форм (так, при значительном снижении показателей здоровья воспитанников целесобразно первоочередно реализовать физкультурно-оздоровительные программы).
- Вероятность расширения и усовершенствования материально-технической базы.
Программы дополнительного образования в ДОУ | Особенности применения |
Художественно-эстетического цикла |
Ввиду того, что художественно-эстетическое воспитание является одним из базовых методов формирования личностных качеств дошкольника в вопросах осознания нравственной стороны действительности, получения образного опыта, в рамках данного цикла представлен комплекс программных разработок, основанных на приобщении воспитанников к различным видам искусства:
Дополнительное образование дошкольников художественно-эстетической направленности реализуется через стимулирование развития творческого начала в процессе речевой и музыкальной деятельности, оформления авторских работ, создания композиций, знакомства с различными методами и формами творчества. |
Этнокультурные | Этнокультурологическое воспитание в детском саду базируется на идее знакомства детей с историческим прошлым народа, национальными традициями, основами краеведения, поэтому оно тесно связано с привитием патриотических ценностей и может представляться в рамках единого комплекса. |
Культурологические | В ходе занятий, реализуемых в рамках данного направления, создаются условия для всестороненнго образования детей в вопросах культурологического минимума: норм поведения и общения, построения социальных связей. |
Интеллектуально-развивающие | Интеллектуально-развивающее направление соответствует приоритетным образовательным потребностям родителей, стремящихся в полной мере реализовать природные возможности ребенка. Расширение интеллекутального потенциала воспитанников в ходе занятий осуществляется посредством развивающих игр, тренингов, экспериментаторской и проектной деятельности. |
Коммуникативно-речевые |
Востребованность логопедических услуг обуславливает необходимость обязательного включения в комплекс допобразования коммуникативно-речевых занятий, направленных на:
|
Экологические | Возрастание значимости деятельности человека в природе обуславливает необходимость систематически расширять и дополнять представления детей о мире живой природе, формировать основы экологического миропонимания. Благодаря дополнительным занятиям по экологическому профилю дети участься осознавать суть причинно-следственных связей, прогнозировать простые природные явления, проявляют гуманность и охотно принимают участие в природоохранной деятельности. |
Физкультурно-оздоровительные | Педагогическая работа по данному направлению может реализоваться как силами ДОУ (путем включения в комплекс образовательных услуг дополнительных занятий различной направленности — гимнастики, танцев, оздоровительных тренировок), так и на базе построения комплексной модели сотрудничества с ближайшими объектами социальной инфраструктуры (спортивными школами, танцевальными классами). |
Разработка программы дополнительного образования в ДОУ воспитателем
Чтобы учебно-воспитательный комплекс в детском саду отвечал потребностям детей и родителей в полной мере, необходимо обеспечить вариативность его содержания, что в полной мере относится и к дополнительному образованию в ДОУ, в том числе к кружковой работе. Воспитатель самостоятельно готовит программу, учитывая запросы детей, семьи, образовательного учреждения, местные традиции, а также собственные интересы и умения. С целью реализации требований ФГОС педагогам следует перерабатывать свои программы в соответствии с требованиями времени. Организация дополнительного образования должна решать такие задачи:
- формирование социально-востребованных знаний и навыков у детей: умений самостоятельно ставить цели и добиваться их, адаптироваться к новым социальным условиям, проявлять активность;
- развитие творческих способностей, любознательности и самостоятельности у воспитанников.
Для реализации поставленных задач в работу следует включать метод проблемного обучения, исследовательскую и проектную деятельность, задания, предполагающие работу с информацией.
Примером удачно организованной дополнительной деятельности является создание мультфильма, который для детей является очень привлекательным и включает различные виды детской деятельности: игровую, речевую, изобразительную, познавательную, музыкальную и пр. В процессе работы над мультфильмом у воспитанников развивается активность, любознательность, способность контролировать свое поведение, эмоциональная отзывчивость, умение коммуницировать с окружающими и т.д.
В общем случае алгоритм разработки программы выглядит следующим образом:
- анализ образовательных задач, исходных данных и потребностей;
- определение целей учебно-воспитательной деятельности;
- изучение требований нормативных документов;
- составление программно-методического комплекта;
- определение структуры программы;
- планирование образовательного процесса;
- выбор критериев контроля;
- определение критериев освоения программы.
Результатом обучения детей по программе дополнительного образования в детском саду выступает достижение ими планируемого уровня развития личностных качеств, формирование определенного объема знаний, навыков и умений. Контроль знаний, умений и навыков позволяет выполнять обучающую, воспитательную, проверочную, корректирующую функции. При этом проверочные средства должны соответствовать содержанию учебной программы.
Как определить, что программа допобразования является пригодной для использования в учебном процессе? Стоит проанализировать ее на соответствие таким требуемым характеристикам:
- актуальность – помогает ли программа решить существующие проблемы обучения;
- прагматичность – соответствует ли она требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня;
- реалистичность – насколько возможной является полная реализация программы;
- контролируемость – возможность измерить достижение результатов в процессе и после прохождения программы;
- вариативность – насколько программа может адаптироваться при отклонениях от намеченного плана.
Скачать программу дополнительного образования в детском садуСкачать бесплатно в .docx
Скачать приказ об организации дополнительного образования в ДОУСкачать бесплатно в .docx
Система дополнительного образования в ДОУ: организация кружков
Кружки представляют собой свободное и неформальное объединение детей в группу для занятий, основанных на их интересах. Работа в тематических объединениях строится на базе дополнительного материала к задачам программы и осуществляется под руководством воспитателя. Организация кружков в системе дополнительного образования в ДОУ помогает повысить качество учебно-воспитательного процесса.
По ФГОС кружки как форма допобразования выполняют такие функции:
- образовательная: воспитанники получают возможность развивать свои познавательные потребности, умения, навыки в интересной для них области;
- социально-адаптивная: дети приобретают социально значимый опыт взаимодействия, испытывают «ситуацию успеха», учатся правильно самоутверждаться;
- коррекционно-развивающая: воспитанники развивают творческие, интеллектуальные и физические способности;
- воспитательная: методика работы, ее содержание влияет на развитие личности, коммуникативных навыков, воспитывает социальную ответственность, чувство коллективизма.
Использование кружковой деятельности в детском саду может преследовать следующие цели:
- углубление базовых знаний, опережающее или компенсирующее развитие;
- при работе с одаренными детьми ознакомление с областями знаний, которые не вошли в государственную Программу;
- развитие самопознания, саморегуляции, навыков межличностных коммуникаций.
Кружки как одна из форм дополнительного образования в ДОУ регулируется такими документами, как образовательная программа ДОУ, которая утверждена приказом руководителя, уставом, Положением о кружке, планом работы на год, Программой, которая включает цели и задачи, описывает планируемый результат от посещения детьми кружка, расписанием, списком воспитанников, документами, которые позволяют определить результативность работы кружкового объединения (диагностические карты).
Для успешной организации работы кружка педагог должен следовать такому алгоритму:
- Ознакомление с нормативно-правовой базой.
- Поиск потребностей ДОУ, детей и родителей.
- Анализ результатов усвоения детьми госпрограммы дошкольного образования.
- Разработка программы и плана на учебный год, их утверждение у руководства ДОУ.
- Реализация запланированной работы в кружке.
- Анализ полученных результатов.
- Демонстрация результативности обучения педагогам и родителям.
Стоит помнить, что участие в кружках является добровольным. Детям должно быть интересно и комфортно на занятиях, а для этого следует грамотно организовать рабочее пространство, предоставить детям возможность заниматься по силам, делать подачу материала в легкой, игровой форме.
Воспитатель, который организует кружок, может выбирать различные формы взаимодействия:
- с детьми: развивающие занятия, прогулки, экскурсии, участие в конкурсах;
- с педагогами (речь идет преимущественно о наставничестве молодых специалистов): консультации, семинары и вебинары, мастер-классы;
- с родителями: доклады, консультации, беседы, информирование через сайт.
Кружки также могут различаться по направлению развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Тематика выбирается в зависимости от интересов детей и задач педагога. При составлении программы дополнительного образования в детском саду следует учитывать возрастные особенности детей, их опыт, нормы нагрузки, а также необходимость согласования основной и вариативной программы образования в ДОУ.
Разработанная программа оформляется по такой схеме:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка с указанием актуальности, целей, задач работы.
- Ожидаемые результаты.
- Учебно-тематическое планирование.
- Методы диагностики, диагностические карты.
- Список используемой литературы.
Таким образом, дополнительное образование в ДОУ позволяет значительно расширить имеющийся методологический инструментарий педагога. Однако достижение поставленных результатов возможно, если у воспитанников сохраняется высокий интерес и мотивация. Поэтому воспитателю следует провести тщательную подготовку к дополнительным занятиям, убедиться в их эффективности и актуальности.
Больше информации по теме ищите здесь:
Интеграция общего и дополнительного образованияКлуб «Наше Поле чудес»Интеграция общего и дополнительного образования в сельской начальной школе полного дняОпыт работы по организации воспитания здорового образа дошкольниковПроект «Воспитание будущего семьянина у детей дошкольного возраста»
www.resobr.ru
Рабочая программа кружка "Умелые ручки" в ДОУ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка»»
«Согласовано» «Утверждаю»
Ст. воспитатель МДОУ №41 Заведующая МДОУ №41
___________ И. В. Иванова __________ С. А. Дорогова
«__» _________ 2011 г. «__» _________ 2011 г.
Рабочая программа
в рамках платного дополнительного образования
кружка «Умелые ручки»
Руководитель:
Шульгина Вера Сергеевна
Балашиха
2011 -2012 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена Шульгиной В. С., воспитателем.
Рабочая программа составлена на основе:
- 1. Воробьёва, Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. СПб.: Детство – Пресс, 2003
- 2.Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». М.: Карапуз – Дидактика, 2006.
Программа направлена на формирование навыков культуры трудовой деятельности и развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет). Для реализации программы имеется:
- методический кабинет, столы и стулья, для проведения занятий;
- материалы и инструменты для изготовления поделок;
- наглядные пособия;
- методическая литература.
Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.
Цель программы:
- развитие ребёнка;
- раскрыть секреты самых разных видов мастерства;
- формирование разнообразных навыков, умений, способностей, качеств личности;
- помочь по-новому увидеть и осмыслить многоликий мир вещей и предметов, окружающих нас в повседневной жизни;
- разбудить фантазию;
- подтолкнуть к активному творческому поиску и созиданию.
Задачи:
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- активизировать наблюдательность, внимание и воображение;
- воспитывать волю, чувство формы, глазомер и цветоощущение;
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;
- способствовать воспитанию художественного вкуса.
В основе образовательного процесса кружка лежат следующие педагогические принципы:
- уважения личности ребёнка;
- деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;
- креативности. Создание условий для творческой активности детей;
- вариативности. Свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий.
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 25 – 30 минут. Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с ноября по май). В ноябре и мае проводится диагностика умений детей.
Ожидаемые результаты:
- Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
- Умение находить новые способы для художественного изображения;
- Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и в конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.
Результаты творчества кружка художественного творчества «Умелые ручки» будут представлены систематическими выставками, участием детей в конкурсах разного уровня, оформлении работами интерьера детского сада.
Учебный план работы кружка «Умелые ручки» на 2011 – 2012 учебный год.
Название курса | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий, мин. | Кол-во воспитанников |
Умелые ручки | 1 | 4 | 28 | 25 - 30 | 20 |
Календарно – тематический план по разделу «Умелые ручки» на 2011 – 2012 учебный год
Средняя группа (4 – 5 лет)
№ п/п | Задачи | Кол – во часов |
1. | Аппликации из высушенных листьев. Вызвать у детей интерес к аппликации из высушенных листьев. Учить детей создавать простую сюжетную картинку | 6 |
2. | Аппликации из высушенных цветов. Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации; закреплять усвоенные ранее знания о правилах наклеивания, подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций. | 3 |
3. | Поделки из каштанов, желудей и лесных орехов. Закреплять умения детей в конструировании из природного материала, самостоятельно определяя содержание своей работы в соответствии с общей заданной темой, подбирая необходимый материал для поделки, определяя последовательность работы. | 2 |
4. | Поделки из крылаток клёна. Дети мастерят из крылаток клёна и пластилина, самостоятельно выбирая приёмы и способы выполнения поделки, последовательность работы. | 3 |
5. | Поделки из шишек. Познакомить детей с особенностями шишек, их формой, размером, положением чешуек. Закреплять умения конструировать из шишек, знакомить с новым способом крепления деталей из этого материала между собой. | 4 |
6. | Изготовление поздравительных открыток способом аппликации с использованием нескольких техник и технических приёмов. | 4 |
7. | Научить фантазировать, видеть необычное в самых простых вещах и своими руками создавать настоящие картины с использованием круп и семян. | 4 |
8. | Изготовление мозаик из манной крупы. Рассказать детям «Что такое мозаика?», о материалах и техниках используемых в мозаиках. | 4 |
9. | Коллективное творчество с использованием техник рисования и аппликации в одной работе. | 2 |
Итого: 32 часа.
Старшая группа (5 – 6 лет)
№ п/п | Задачи | Кол – во часов |
1. | Раскрыть секреты создания игрушек – поделок из бумажной «гармошки». Учить использовать полученные умения и навыки для изготовления поделок. | 4 |
2. | Продолжать учить детей работать с нитками (шерстяными), способствовать развитию воображения при создании «Кукольного театра Смешариков». | 6 |
3. | Изготовление поделок из гипса. Продолжать расширять знания детей о материалах, которые можно использовать при изготовлении поделок. | 4 |
4. | Учить детей коллективно создавать аппликации из ткани. Закреплять умение по-разному располагать в пространстве листа изображения зданий «6казочной страны». Учить красиво подбирать цвет изображений, дополнять композицию характерными деталями (деревья, скамья и т.д.). | 2 |
5. | Декоративная живопись по стеклу. Знакомство с современными лёгкими и доступными методами декорирования стекла. | 10 |
6 | Изготовление поделок в технике «Тестопластика». Познакомить детей с солёным тестом. Техникой работы с ним: изготовлением поделок, сушкой, окрашиванием. | 6 |
Итого: 32 часа.
Учебно-методическое обеспечение
Название курса | Автор | Издательство | Учебно-методические пособия |
Умелые ручки | Анистратова,А.А, Гришина, Н.И. | Оникс, 2010 | Поделки из природных материалов. |
Бычкова, Е | АСТ: Полиграфиздат, 2010 | Лепим из солёного теста | |
Воробьёва, Д. И. | Детство – Пресс, 2003 | Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. | |
Гаврильченко, Т.В. | «Мир книги» | Поделки из природных материалов. | |
Дубровская, Н.В. | «Сова», 2010 | Аппликация из семян и косточек | |
Животовская, Е.В. | ОЛМА Медиа Групп, 2011 | Роспись по стеклу. | |
Казагранда Брижит | АРТ-Родник, 2010 | Поделки из солёного теста. Практическое пособие. | |
Лыкова, И.А | Карапуз - Дидактика,2006 | Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». | |
Лыкова, И.А | Карапуз, 1998 | Шишка, жёлудь и ракушка … | |
Люцкевич, Д.А. | Эксмо, 2007 | Роспись по стеклу. | |
Новикова, И.В. | Академия развития, 2010 | Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. | |
Петрова, И.М. | Детство-Пресс, 2001 | Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. | |
Перевертень, Г.И. | АСТ: Полиграфиздат, 2011 | Мозаика из круп и семян. | |
Перевертень, Г.И. | АСТ: Полиграфиздат, 2010 | Сказка из листьев и лепестков. | |
Столярова, Л.Н. | Развитие, 2004 | Рукотворное чудо (техника работы с пластическими материалами). | |
Цирулик, Н. А, Проснякова, Т. Н. | Издательский дом «Фёдоров»,2000 | Уроки творчества. |
«Утверждаю»
Заведующая МДОУ №41
________ С. А. Дорогова
«___» __________ 2011 г.
График проведения занятий
Красная неделя | |
День недели | Время проведения |
Вторник | Ср. гр. 16.45 – 17.15 Ст. гр 15.05 – 15.35 |
Чёрная неделя | |
День недели | Время проведения |
Пятница | Ср. гр. 16.45 – 17.15 Ст. гр 15.05 – 15.35 |
Доведено до сведения родителей.
Протокол родительского собрания № от 2011г.
nsportal.ru
Кружки в детском саду – Ребенок в детском саду
Иногда родители спрашивают, для чего нужны кружки в детском саду или, иными словами, дополнительное образование для дошкольников, если в образовательном учреждении есть основная хорошая образовательная программа?
Повышенные потребности – широкие возможности
Дело в том, что образовательная программа реализует минимальный образовательный стандарт. Но в детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности. Требования же нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. Есть среди дошкольников одарённые и талантливые дети. К тому же, бывают в детском саду и такие родители, которые уже наметили ориентиры в жизненном пути своего ребёнка к успеху и карьерному росту. Им всем требуется расширенный и углублённый список образовательных услуг.
А где, как не у специалистов дошкольного образования, в образовательном учреждении, которому они доверяют, где есть все условия для занятий, получить их? Ведь не везде и не всегда у родителей есть возможность водить ребёнка в специализированные школы и студии. Детский сад может помочь потребителям своих образовательных услуг, создав систему дополнительных образовательных услуг в виде кружков, секций и студий по различным направлениям деятельности. Чаще всего это художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, интеллектуально-познавательное направления, то есть танцевальные, театральные, художественные, прикладные спортивные кружки и секции.
Они могут быть продолжением (и углублением) образовательной программы – в этом случае мы говорим о так называемой внутренней интеграции.
Статья 45 Закона «Об образовании» гласит, что образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги и не предусмотренные соответствующими образовательными программами. Возможно даже силами специалистов различных учреждений дополнительного образования, в рамках внешней интеграции ДОУ.
Драмкружок, кружок по фото…
Родителям надо знать, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета и за счёт времени, отведенного на прогулки, дневной сон, основные занятия, игры. Дошкольник может посещать одновременно несколько секций и кружков детского сада, но лучше, если их количество не будет больше трёх. Поэтому, даже если родители твёрдо уверены, что их ребёнок просто гениален и необходимо развивать его таланты во всех кружках детского сада сразу, им всё же надо выбрать самое необходимое, что наиболее привлекает ребёнка в данный период.
Количество и длительность занятий кружков в детском саду, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объём недельной нагрузки с учетом возраста детей.
С чего начать?
Для того, чтобы деятельность детского сада по организации кружков была полезной не только детям (им, конечно же, в первую очередь), но и самому детскому саду, чтобы популярность и наполняемость кружков была стабильной, а то и росла, необходим постоянный мониторинг этой деятельности.
Объектами мониторинга должны быть:
1. Потребности социума в дополнительных образовательных услугах.
Каких кружков не хватает в микрорайоне, где находится детский сад, а какие предлагаются в достаточном количестве? Как изменяются год от года потребности в тематике кружков, секций и студий у родителей и детей, посещающих детский сад и живущих в его микрорайоне?
Одной из форм может быть анкетирование родителей: «Какое направление дополнительного образования вы хотели бы видеть в ДОУ? Какая стоимость услуги удовлетворяет вас? Ваши предложения по дополнительному образованию детей?».
2. Проводится маркетинговая деятельность: родительские собрания, Дни открытых дверей.
Родители знакомятся с материально-технической базой для проведения кружков в детском саду и с дополнительными образовательными программами. Осуществляется рекламная кампания по привлечению жителей микрорайона в кружки, организованные в детском саду: размещение объявлений, буклетов, афиш, информации на сайте учреждения, в социальных сетях (например, в группах с соответствующей тематикой), средствах массовой информации.
3. Диагностируется наличие специалистов для организации тех или иных кружков в детском саду.
При необходимости – проводится обучение имеющихся педагогов или приглашаются педагоги дополнительного образования «со стороны».
4. Проводится диагностика качества образовательных программ кружков детского сада – силами старшего воспитателя или сторонними консультантами.
Рассчитывается и определяется общее суммарное время непосредственной образовательной деятельности в неделю по возрастным группам для каждого ребёнка, занимающегося в кружках детского сада. Может быть создана так называемая карта индивидуальной нагрузки ребёнка.
Для контроля организации и работы кружков в детском саду обязательно нужен специально назначенный педагог, в должностных обязанностях которого будет соблюдение норм учебной нагрузки детей, повышение профессиональной компетенции педагогов, координация учебного процесса, ведение отчётной документации.
5. Диагностируется результативность дополнительного образования в кружках детского сада.
Оценивается качество полученных детьми теоретических и практических знаний и умений, уровень освоения ими различных компетенций; удовлетворённость детей и родителей занятиями в кружках детского сада.
Проводится так называемая диагностика «на выходе»: отслеживается процент детей, которые после выпуска из детского сада продолжили дополнительное образование по направлению кружка, в котором они занимались в детском саду; поступили в профильные классы или учреждения образования.
6. Осуществляется мониторинг документационного обеспечения процесса дополнительного образования в детском саду, наличие и качество следующих документов:
- Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в МДОУ Положение об использовании денежных средств от оказания дополнительных платных образовательных услуг;
- Договора с родителями на оказание платных образовательных услуг; срочных трудовых договоров, должностных инструкций педагогов;
- Смета доходов и расходов;
- Учебный план;
- Расписание кружков и секций;
- График работы специалистов;
- Список посещающих детей;
- Табель работы педагога дополнительного образования;
- Табель посещаемости детей в месяц.
Правильно организованная работа кружков в детском саду должна создавать возможности для обеспечения развития ребенка, формировать почву для его будущих достижений, помочь ему становиться успешным и готовым к последующей школьной и всей взрослой жизни.
Автор статьи — Наталья Прищепенок, автор иллюстрации — Анна Лукьянова.
deti-club.ru
платные и бесплатные, рисование, бассейн
Кружки в детском саду – явление достаточно распространенное. Дополнительные занятия дают возможность приобщить ребёнка к творчеству и активному образу жизни с ранних лет. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях дополнительного образования в детских садах и их пользе для детей.
Детство – время познаний и новых открытий. Знакомясь с окружающим миром, каждый ребёнок приобретает ценный опыт. Вместе с тем, он начинает познавать сам себя, свои способности и таланты. Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить такие проявления и направить их в верное русло. С такой задачей поможет справиться дополнительное образование в детском саду.
Кружки – это специальные творческие уроки, которые не входят в стандартную программу дошкольного обучения. Родители отмечают некоторые преимущества от проведения дополнительных занятий в детских садах:
- платные занятия в детском саду стоят очень дёшево по сравнению со специализированными секциями;
- занятия проводятся в привычной для малыша обстановке;
- программы кружков дополнительного образования предусматривают недолгое время проведения занятий – ребёнок не будет уставать;
- проведение кружков в детском саду позволяет ребёнку посещать много разных занятий;
- малыш может посещать занятия вместе со своими друзьями.
Кружок рисования
Наиболее популярный вариант – кружок рисования для дошкольников. Изобразительное искусство даёт возможность развивать творческие навыки у детей. Кроме того, яркие краски, кисточки и другие материалы вызывают большой интерес у каждого ребёнка.
Кружок пения
Ещё один распространенный вариант кружков – пение. Многие малыши с первых лет жизни проявляют способности и тягу к такому занятию. Позже это может перерасти в серьёзное увлечение, если ребёнок действительно очень любит петь. Такие занятия развивают артистизм, воспитывают лидерские качества.
Танцевальные секции
Дополнительные занятия могут быть и более подвижными. Очень часто в детских садах организовывают танцевальные секции. Регулярные уроки помогают развивать пластику, положительно влияют на процесс роста костей и мышц, укрепляют иммунитет и улучшают самочувствие, настроение малыша.
Занятия по плаванию
Популярные частные дошкольные заведения предлагают и более серьёзные варианты для досуга ребёнка. Можно записать малыша на платный бассейн в детском саду. Занятия в воде закаляют ребёнка с ранних лет, укрепляют опорно-двигательную систему, избавляют от страха воды в будущем.
Рассматривая варианты дополнительных занятий для ребёнка в детском саду, учитывайте не только уже проявившиеся способности и таланты малыша, но и его желание. Кружок должен приносить как пользу, так и удовольствие для ребёнка. Обсудите с ним такие моменты.
Проведение дополнительных занятий в детском саду даёт возможность посмотреть на ребёнка с иной стороны. Так, например, родители могут обсудить все нюансы поведения и особенности работы детей в детском саду с воспитателями.
Специалист, который работает с вашим малышом постоянно, уже знает все тонкости его характера и личности. Воспитатель расскажет вам о важных моментах в поведении ребёнка, подскажет, на что следует обратить ваше внимание.Планируя график дополнительных занятий малыша, старайтесь не перегружать его. Ребёнок не должен уставать после многочисленных кружков. Основная цель таких занятий кроется в развитии способностей и особом удовольствии для ребёнка.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru
Программы дополнительных платных образовательных услуг В данном разделе сайта Вы можете ознакомиться с программами дополнительных платных образовательных услуг. В связи с тем, что данные программы являются интеллектуальной собственностью их разработчиков (в том числе и педагогов, оказывающих данные образовательные услуги), на нашем сайте мы представляем отдельные фрагменты программ. С полным текстом программ Вы можете ознакомиться у организатора дополнительных платных образовательных услуг МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми Богдановой Ирины Викторовны. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации копирование данных материалов без указания на источник, а также их использование в коммерческих целях запрещены. Программа кружка "Песочная игротерапия" находится здесь: http://madou370.3dn.ru/Files/pesochnaja_igroterapija-programma.pdf Программа кружка "Песочная анимация" (арт-терапия на световых столах) находится здесь: http://madou370.3dn.ru/Files/pesochnaja_animacija-programma..pdf Программа кружка "Курс развития мышления" находится здесь: http://madou370.3dn.ru/Files/kurs_razvitija_myshlenija-programma.pdf Программа кружка "Юный художник" 3-4 года (младшая группа): http://madou370.3dn.ru/Files/junyj_khudozhnik_3-4.pdf Программа кружка "Юный художник" 4-5 лет (средняя группа): http://madou370.3dn.ru/Files/junyj_khudozhnik_4-5.pdf Программа кружка "Юный художник" 5-7 лет (старшая и подготовительная группы): http://madou370.3dn.ru/Files/junyj_khudozhnik_6-7.pdf Программа секции "Каратэ" находится здесь: http://madou370.3dn.ru/index/karateh/0-319 Программа кружка "Умелые пальчики" находится здесь: http://madou370.3dn.ru/umelye_palchiki_2016-17.pdf Программа кружка "Карусель" находится здесь: http://madou370.3dn.ru/karusel.pdf Программа кружка "Робототехника" для детей 4-6 лет: http://madou370.3dn.ru/Files/robototekhnika-programma_dlja_4-6_let.pdf Программа кружка "Робототехника" для детей 6-7 лет: http://madou370.3dn.ru/Files/robototekhnika-programma_6-7_let.pdf Программа кружка "Топтыжка": http://madou370.3dn.ru/Files/toptyzhka-programma.pdf Программа кружка "Бадминтон" ("Весёлый воланчик") : http://madou370.3dn.ru/Files/badminton-programma.pdf Программа кружка "Йога для детей": http://madou370.3dn.ru/Files/joga-programma.pdf Программа кружка "Хочу всё знать" для детей 4-5 лет: http://madou370.3dn.ru/Files/khochu_vsjo_znat-programma_4-5_let.pdf Программа кружка "Хочу всё знать" для детей 5-6 лет находится здесь: http://madou370.3dn.ru/js/khochu_vsjo_znat_3-4_goda.pdf Программа кружка "Как хорошо уметь читать": http://madou370.3dn.ru/Files/programma_kak_khorosho_um.chitat.pdf Программа кружка "Букварик": http://madou370.3dn.ru/Files/programma_kruzhka_bukvarik.pdf Программа кружка "Талантино" находится здесь: http://madou370.3dn.ru/Files/talantino-programma_kruzhka.pdf Программа кружка "Английский язык" находится здесь: http://madou370.3dn.ru/Files/anglijskij_jazyk-programma_kruzhka.pdf
--> |
|
madou370.3dn.ru