Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: «Устное народное творчество. Фольклор». Фольклор коллективное устное народное творчество урок в 5 классе по фгос
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: «Устное народное творчество. Фольклор».
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: «Устное народное творчество. Фольклор».
Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с марийским фольклором; привить интерес к произведениям устного народного творчества.
Задачи:Образовательные: • дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. Развивающие:• Способствовать развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных. Воспитательные:• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума и чувств. • С помощью фольклорных произведений формировать уважение к народному творчеству.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Тип урока: урок обобщения изученного.
Оборудование: выставка книг русских народных и марийских народных сказок, иллюстрации к сказкам, записи на доске.
Ход урока.1 Организационный момент.Записи на доске: «Что за прелесть эти сказки!» А.С. Пушкин.
Сегодня итоговое занятие по теме “Устное народное творчество. Фольклор”.
На доске записана тема: «Устное народное творчество. Фольклор». – Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
Словарная работа.
Устное- уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор
безымянен.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы. Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, марийского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.
- С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.
- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?
- Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.
1. Угадайте жанры фольклора.
А) И зимой и летом одним цветом. (Елка).
Круглая, а не месяц; желтая, а не масло; с хвостиком, а не мышь. (Репа).
(Загадки).
Б) Иди, дождик, дождичек, пробуравь землицу, дай нам водицу! (Закличка).
В) Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе пирога.(Приговорка).
Г) На дворе трава, на траве дрова. (Скороговорка).
Д) Раз, два, три, четыре, пять –
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят, Ведьмушку хоронать. (Считалка).
2.— Знаете ли вы малые жанры фольклора? Назовите их.Пословицы и поговорки — отражение народной мудрости. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций.Поговорка — законченное суждение, а пословица — часть суждения.Пословица недаром молвится.Глупая речь не пословица.Красна речь пословицей.— Вспомните несколько пословиц.— Употребляете ли вы их в своей речи?— Объясните смысл пословиц и поговорок.а) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.б) Слово не стрела, а хуже стрелы разит.в) Любишь кататься, люби и саночки возить.г) С кем поведешься, от того и наберешься.д) Не копай другому яму, сам туда попадешь.е) Делить шкуру неубитого медведя.
— Знаете ли вы пословицы на марийском языке?— Покажите пантомиму на любую пословицу.
Физкультминутка. 3. Любимый жанр фольклора у детей и взрослых — загадки. Загадками испытывается сообразительность человека.— Какие загадки вы приготовили своим товарищам?— Какие однокоренные слова можно подобрать к слову загадка? (загадочный, загадать, гадать, гадалка).
Работа в парах: загадывание загадок.
4. Еще один популярный жанр фольклора — обряд, который предусматривает правила поведения человека в той или иной ситуации. Обряд связан с предметами, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и в определенном месте. Мы говорили на прошлом уроке об обряде венчания, крещения ребенка.— А знаете ли вы об обрядах марийского народа?(Сватание невесты (удырым йуктымаш), Инсценировка обряда «узыбка»,— Есть календарные обряды, поверия. По народным представлениям, на закате плохо браться за новую работу, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому, стричь волосы, ногти. В полдень нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь опасно выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище.— Рассказывают ли вам ваши бабушки и дедушки обряды и поверия?
5. Сказку любят все.“Что за прелесть эти сказки!” — писал А.С. Пушкин.А что такое сказка? (Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).— Подберите однокоренные слова к слову “сказка”?(Сказать, рассказывать, сказочный, сказочник).
— Кто автор сказок?— Как сказки дошли до нас?— Когда сказка вошла в вашу жизнь?— Есть ли у вас любимые сказочные герои?
А теперь поиграем в игру «Лучший знаток народных сказок».Конкурсыа) Какие знаете сказочные элементы? (присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы)б) Кто больше знает сказочные зачины?(“Жил да был...”, “Жили-были...”, “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “За тридевять земель, в тридесятом царстве...”, “В старые годы у одного царя было три сына...”.в) На какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).г) Назовите цели видов сказок.Цель волшебных сказок — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.Цель сказок о животных — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства человека.Задача бытовых сказок — рассказать о необычном происшествии: действие происходит в обычной обстановке, показать пороки людей.
Приведите примеры из марийского фольклора на все виды сказок («Сереброзубая Пампалче» - волшебная; «Голодный волк» - о животных; «Поп и слуга» - бытовая).
д) Послушайте сказки. Определите, к какому виду сказок относятся. Чему учат? е) Инсценировка сказок по иллюстрациям учебника.(“Репка”, “Три медведя”, “Колобок”).ж) Подберите постоянные эпитеты
з) Какие качества человекак словам олицетворяют животные:девица — красная; лиса — хитростьмолодец — добрый; медведь — неуклюжестьморе — синее; волк — глупостьполе — чистое; заяц — трусостьтучи — черные; сова — умлес — дремучий; сорока — болтливостьлуга — зеленые; пчела — трудолюбие
6. Мы говорили о народных сказках. А ведь еще есть сказки, которые писатели написали. Известны сказки А.С. Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова, Л.Толстого. Прежде чем взяться за создание сказки, писатели изучали, как они построены, какими словами написаны. А потом и сами сочиняли. Сказка, у которой есть автор, называется авторской, литературной.— Знаете ли вы, кто написал сказки“Спящая царевна?” — В. Жуковский“Аленький цветочек?” — С. Аксаков“Каменный цветок?” — П. Бажов.“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?” — А. Пушкин.
- А вы знаете, что многие сказки А.С.Пушкина переведены на марийский язык?
7. Итоги урока: Сегодняшний урок был посвящен устному народному творчеству. Все работали очень хорошо. Знакомство со сказками мы продолжим на следующих уроках. Будем знакомиться с авторскими сказками. С другими жанрами устного народного творчества: народными песнями, былинами, мифами — мы познакомимся в 6—8 классах.
Домашнее задание (по выбору):
1. Пересказ любимой сказки
2. Сочинить сказку.
infourok.ru
"Как играли наши бабушки". Урок из цикла «Фольклор. Устное народное творчество»
5 класс
Как играли наши бабушки.
Урок из цикла
«Фольклор.
Устное народное творчество»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №2
г. Нарткалы
Шампарова И.Б.
2016-17 уч. Год
Урок из цикла «Фольклор. Устное народное творчество».
Тема: «Как играли наши бабушки».
Цель: воспитание любви к творческому наследию нашего народа, возрождение утерянных традиций русской культуры, формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений, развитие художественных склонностей и задатков; приобретение интереса к ценностям, обычаям, традициями праздникам семьи.
Оформление: поделки, рисунки, вышивки, плетение, иллюстрации, народная музыка.
Заранее проведена предварительная работа, которая подразумевает некоторую осведомленность детей по курсу народного творчества, фольклора.
Ход: I. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем нашу работу по знакомству с такими понятиями, как «фольклор», «фольклористика». Вспомним известные жанры детского фольклора.
Фольклор - коллективное устное народное творчество. Это единство слова, музыки, танца, декоративного искусства. Это более древнее искусство, нежели литература (авторское искусство, существующее в письменной форме). Фольклор опирается на традиции, контакт исполнителя и слушателя, сочетание слова с элементами других видов искусства. Фольклор и искусство обогащают друг друга.
Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор в совокупности обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Фольклор - это народная мудрость, знание.
Малые жанры фольклора: колыбельная песня, частушка, потешна, прибаутка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, дразнилка, загадка, небылица - перевертыши т.д. Это небольшие по форме и размеру произведения.
II. Игра. Ребята встают в круг, взяв в руки бумажных птичек. Играем песню из весеннего календарного обряда.
Весна-красна, на чем пришла?
На сохе, бороне, на кобыле вороне.
Ой, вы жаворонки-жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье.
Первое - коровье, второе - овечье,
Третье - человечье.
III. Предлагаю ребятам рассмотреть предметы прикладного искусства (одежда, посуда, домашняя утварь), что играет огромную эстетическую роль в жизни русского человека.
IV. Чуть подробнее останавливаемся на одежде. В русской одежде преобладают два цвета: белый и красный как символы солнца и света. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, но когда наступал праздник, тут уже было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним. (Наглядные пособия)
- Ребята, как вы думаете, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых?
- Конечно, и подтверждение тому - песня, которую мы сейчас исполнили. Это было детям весело и нетрудно.
Но творческий мир детей складывается не только из взрослого фольклора, но у них сложился свой особенный вид народного творчества под названием «детский фольклор». Начиная с самого рождения, ребенка окружали материнская любовь и забота.
- Какие стишки и песенки вы слышали от мамы? Приведите примеры.
Ответы ребят с примерами
1. А качи-качи-качи
Пекла баба калачи
Калачи медовые
Деткам приготовлены. (Олеся С.)
2 .А качи-качи-качи
Прилетели к нам грачи
Грачи сели на кровать
Стали гули ворковать,
Нашу девочку качать (Алина Х.)
3. Ладушки-ладушки
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Пили - ели пироги,
А сапожки новые,
Красные, парчовые (Алина Х.) и др.
- Мне хотелось бы дополнить, ваши познания. Часто мама клала ребенка на спинку, раздевала, поглаживала, делая своеобразную гимнастику, говоря:
Потягунюшки, порастушечки.
Поперек себя ширюнюшки.
Ручки похватунюшки,
Ножки побегунюшки,
Роток - говорок,
В головушку - разумок...…
Так ласково, нежно обращалась мать с младенцем, физически развивая при этом. Эти стишки назывались ПЕСТУШКИ, от слова ПЕСТОВАТЬ, т.е. ухаживать, нянчить, носить на руках.
малыш проснется, его гладят по животику, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Роток-говорунок,
Ручки-хватунюшки,
Ножки-ходунюшки.…
Когда купают: Водичка течет,
Дитятко растет,
С гуся вода,
С тебя худоба,
Вода - книзу,
А дитя - кверху!
Когда малыш учится ходить: Ножки - ножки,
Бегите по дорожке.
Чуть позже, когда ребенок начинает немного понимать, в ход развития включались ПОТЕШКИ, от слова ТЕШИТЬ, РАЗВЛЕКАТЬ, а наряду с этим и учить ребенка разным элементарным движениям, а также ходить.
Топы - топы по лавочке.
Цапы - цапы за лапочки.
Это песенки - приговорки, сопутствующие игре с пальцами, руками, ножками ребенка. Потешки сопровождают рост, развитие ребенка.
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик -
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
На болоте стоит пень,
Шевелится ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
Сорока - воровка
Кашу варила,
Детишек кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала и этому дала,
А этому не дала:
В лес не ходил,
Дрова не рубил,
Печь не топил,
Воду не носил!
Так тебе!
«Поехали за орехами» и др.
Вот такие стишки - пестушки и потешки, а также колыбельные песни, которые выдумывали для детей взрослые в раздел народного творчества под названием «Поэзия пестования» (Ребята приводят примеры. См. приложение к уроку).
Второй большой раздел - поэзия для детей, то, что могут сочинить сами дети.
Как вы думаете, что можете вы, ребята, сами сочинить для себя, для забавы? Конечно, это считалки, загадки, дразнилки, игры и т.д. Давайте подробнее остановимся на считалках и играх. Какие считалки вы знаете? (См. приложение).
Я предлагаю сгруппировать все считалки следующим образом:
1.Заумные. Те, в которых не понять ни одного слова:
Цок - цокдуманэ,
Абуль-фабуль руманэ,
Рики-тики - драматики,
бац, бац, бац.
б) Я кацу-кэрэ-мэнэ
Чингунэрэ пару нэ
Гоп-стоп сайду - лайду
Уталыги - сыгилыги
2. Числовки. Считалки, в которых присутствует счет:
а) Рази-двази- тризи- ризи,
Пяты - латы, шести - крести,
Семь и два.
б) Первенчики, другенчики,
Летели голубенчики,
Летели голубенчики
По той они сторонушке
Там пышки, лепешки,
Медовый сахарок.
в) Шишел, мышел, вон пошел,
За собою всех повел.
3. Считалки - заминки. Здесь нет событий, а просто перечисляются персонажи:
а) На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной
Кто ты будешь такой?
4. А также существуют музыкальные считалки. разучим одну из них:
Трынцы, брынцы, бубенцы,
Раззвенелись удальцы.
Дичи, дичи, дичи, дон,
Выходи скорее вон.
(Ребята разучивают считалку).
А сейчас мы постараемся выучить музыкальную народную игру - самый любимый жанр детского фольклора.
Заинька - серенький,
Заинька - беленький,
Некуда заиньке выскочить,
Некуда заиньке выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Замочки немецкие,
Ну-ка, зайка, серым боком
Перед нашим хороводом
Ну-ка, зайка, повернись,
Хороводу поклонись.
Только не балуйся,
Лучше поцелуйся
(Ребята разучивают игру).
Итак, мы сегодня побывали в старой русской деревне, не просто узнали, но и приняли участие в тех играх, в которые играли наши бабушки и дедушки. Я буду рада, если эти знания разнообразят и украсят ваше свободное времяпрепровождение. А если у кого-то из вас есть братишки и сестренки, то вы можете опробовать полученные знания на практике. Немного закрепим знания, полученные на наших уроках:
ПРИБАУТКА - стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает ребенку няня, мама, бабушка. Это веселая история о том, как скачет галка по ельничку, как Фома едет на курице и т.д. Предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове.
ЗАКЛИЧКА - короткое стихотворение, которое выкликали дети, участвуя в обрядах (звали весну, дождь и т.д.).
ПРИГОВОРКА - короткое стихотворение, которое произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам, улитке, божьей коровке, птице, бабочке и т.д. Обращались к кукушке - сколько лет жить.
СЧИТАЛКА - короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.
СКОРОГОВОРКА - стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова. Это веселая и безобидная игра в быстрое повторение слов, стишков, фраз.
ЗАГАДКА - выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать их - значит, находить важное, необыкновенное, интересное в явлениях и предметах. Находить отгадки - значит, по признакам, действию и подобию определить предмет или явление. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на знание и сообразительность, хорошо ли он знаком с окружающим миром.
НЕБЫЛИЦЫ И ПЕРЕВЕРТЫШИ - это заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Это игра ума по обратной координации вещей и явлений.
1.Ехала деревня мимо мужика.
Глядь, из-под собаки лают ворота.
Мужик взял собаку и давай бить палку.
Изба пришла в мужика,
Глядь, там квашня бабу месит.
2. Заплетык языкается.
ДРАЗНИЛКИ - игровой детский фольклор. Отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах - в дразнилках.
Бряки - кряки, трулялисты, рапуны и др. - это словесные игры со словами и в слова. Слово - предмет игры. В нее играли, когда на улице шел дождь, когда в доме нельзя было шуметь или негде было повернуться.
СКАЗКИ-ШУТКИ, СКАЗКИ-ПОТЕШКИ - это уже не игра. Они могут встречать малыша и в колыбельке. Здесь фантазия и реальность встречаются. Призвана маленький замкнутый мир ребенка, обращенный к родному дому и родителям, превратить в разомкнутый, бесконечно разнообразный окружающий мир, поднять ребенка до понимания связей и отношений между человеком и природой, человеком и человеком, подготовить его к жизни.
- «Курочка - Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.
ГУЩƏХƏПХƏ
У адыгского народа тоже было много обычаев и традиций. Обряд укладывания ребенка в колыбель совершался примерно через неделю после его рождения. Идеальной считалась колыбель из боярышника. Это дерево считалось счастливым. Верили, что в такой колыбели дети вырастают здоровыми, крепкими и красивыми. Уложив малыша в колыбель, старшая женщина рода говорила: дай Бог, чтобы он вырос, был здоров, красив, счастлив, принес счастье своей семье. Она обращала внимание матери на то, что колыбель должна стоять на циновке, чтобы она не стучала, под нее стелили шкуры различных животных.
Усыпляли малыша укачиванием, напевая ему колыбельную песню, в которой воспевалась обычно будущая жизнь малыша. Мальчика представляли храбрым воином, а девочку трудолюбивой хозяйкой.
Ежедневные купания малыша тоже сопровождались песней, в которой просили Бога дать малышу жизнь и называли его гадким, страшным. дабы отогнать злых духов.
ЛЪƏТЕУВƏ
Особенно торжественно отмечался первый шаг ребенка, когда устраивали этот обряд. В нем участвовали женщины и дети. Специально для этого готовили обрядовое кушанье - хьəлыуə. Перед первым ритуальным шагом совершали ритуальный акт освобождения ног ребенка: имитировали перерезание ножницами невидимых пут, будто они связывали до сих пор ножки. Обряд этот не просто развлечение, но и символический выбор будущей профессии ребенка.
На стол клали предметы - символы различных профессий: для мальчика - топор, молоток, книга, нож и т.д.; для девочки - иголка, нитка и т.д. Тот предмет, к которому потянет ручку малыш, определяет его будущее занятие. Опять же звучат песни с пожеланиями быть здоровым, трудолюбивым, удачливым в жизни.
Также существовали другие обряды, сопровождаемые песнями, молитвами: прорезывание зубов, первая стрижка волос, выпадение молочных зубов. Ни одно из этих событий в жизни ребенка не проходит, как правило, незамеченным. Некоторые - более торжественно, другие - только в семейном кругу.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Литература и фантазия», составитель Л.Е.Стрельцова. - М., « Просвещение», 1992 г., - 256 с.
1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составитель Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. - Ярославль, «Академия развития», 1997 г.,224 с. (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение).
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составитель Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. - Ярославль, «Академия развития», 1997 г.,224 с. (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение).
Педагогический вестник. сборник научно-методических статей. Выпуск №5, Нальчик, 2002 г. Ст. И.З. Богатырева «Педагогические аспекты традиционной обрядности кабардинцев».
infourok.ru
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора Цель: познакомить с понятием «фольклор», развивать речь учащихся. Оборудование: компьютер, экран, презентация I. Проверка домашнего задания В начале урока один ученик может на доске написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет обращение к читателям. Вариант плана 1. Значение книги для человека в прошлом и в настоящем. 2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова. 3. Доверительный разговор между читателем и писателем. 4. Важность правильного выбора книги. 5. Роль создателей книги и читателя. 6. Творческое чтение художественной литературы. 7. Творческий читатель — это «перечитыватель». Еще один ученик может написать на доске найденные им пословицы об учении. После проверки плана и пересказа вступительной статьи учебника прочитаем эти пословицы, обсудим их, спросим, какие еще пословицы нашли другие ученики. Можно дополнить ответ ученика следующими пословицами.
II. Фольклор — коллективное устное народное творчество Эвристическая беседа Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз обращались к фольклору, поэтому спросим их: — Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Что такое фольклор? Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами. — Почему мы называем фольклор коллективным творчеством? — Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей? Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» по В. Аникину (с. 7). Запишем в тетради: Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание. (Слайд 1) III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора Слайд 2 В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе. Дети легко поймут, что малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения. В некоторых работах употребляется термин детский фольклор. Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять. Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье. Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме
Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:
В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство. Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:
— Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?
Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота. — Вспомните колыбельные про котика-кота.
Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм. — Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?
Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:
Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:
Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока». Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.
Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.
Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:
Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:
Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана. Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.
Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.
Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление. Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:
Сделаем выводы Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Домашнее задание Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника). На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)
|
xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai
Открытый урок "Устное народное творчество" в 5 классе
Открытый урок в 5 классе.
«Устное народное творчество».
Задачи:
1. образовательные – познакомить учащихся с понятием «устное народной творчество», закрепить понятия «загадка», «пословица», «закличка», «песенка», расширить словарный запас ребят, учить выразительно читать произведения, анализировать текст, сравнивать.
2. развивающие – развивать образное мышление, речь, память, воображение. Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; к театрализованной деятельности.
3. воспитательные – продолжать воспитывать любовь к литературе, воспитывать уважение к народной мудрости.
Ученик:
Здравствуйте гости, дорогие!
Веселья вам да радости.
Давно мы вас ищем да поджидаем, праздник не начинаем: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – песенка, кому – сказка.
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Девочка: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Я Василиса Премудрая.
– А что это у тебя в коробе?
Ученик: Платки расписные, игрушки заводные, разные сладости, деткам на радости.
Девочка: – А это что такое?
Ученик: Блюдечко с наливным яблочком, волшебное.
Девочка: – А можно мы посмотрим на это волшебное чудо? (смотрит и катает яблоко). Ведь это Страна детского фольклора.
Ребята, а давайте путешествовать по волшебной и интересной Стране Устного народного творчества. Путешествуя, мы будем находить лепестки волшебного цветка, а когда мы закончим знакомиться с “Устным народным творчеством” у нас появится цветок, и мы сможем загадать желание: чтобы мы умели красиво говорить, сочинять, рассказывать
Учитель: – Давным-давно это было. Те простые люди, которые впервые спели свои песни, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их песни, сказки и загадки не забылись, не пропали. Они бережно передавались народу из уст в уста, от родителей к детям. Вот дошли они и до нас из глубины веков. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Фольклорию. Познакомимся мы с вами с пословицами, потешками, прибаутками, русскими народными песнями, сказками.
Путь будет дальним. Ждут нас остановки необычные. Платой за ваш проезд станут ваши ответы на наши вопросы.
1. Что такое фольклор?
Народная мудрость. Устные проявления искусства слова. Устное народное творчество (в переводе с английского языка это слово означает «народная мудрость знание»).
2. Назовите виды фольклорных жанров
Пословицы, поговорки. Сказки, частушки, шутки, прибаутки, анекдоты, загадки, обряды, песни
Учитель: Теперь отправляемся в первый город страны Фольклория, в город Пословиц
Девочка: – Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам пословицы .
Учитель: А что такое пословицы? ( Оксана)
На экране.
(Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует, наставляет, предупреждает.
А теперь послушайте стихотворение:
Девочка:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
Учитель. Сейчас вам надо прочитать пословицы, которые написаны вразброс.
Каждому ряду дается своя пословица, каждое слово пословицы написано на отдельной полоске бумаги. Полоски надо разложить так, чтобы можно было прочитать пословицу.
Задание 1-му ряду: Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Задание 2-му ряду: Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
На экране.
Учитель: Я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить.
Труд человека кормит, а ... (лень портит.)
Раз соврал - навек ... (лгуном стал.)
Кто других не любит,... (сам себя губит.)
Кончил дело-... (гуляй смело.)
Человек от лени болеет, а ... (от труда здоровеет.)
Худо тому, кто ... (добра не делает никому)
Сам потерпи, а ... (другого не выдай.)
Учитель: Люди часто используют пословицы в речи. От этого речь становится яркой, образной.)
Учитель: Теперь отправимся в Город загадок.
Девочка: – Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке.
Учитель: Что такое загадки?
А вы, ребята, знаете загадки? Очень хочется послушать, кто самый сообразительный.
Дети становятся парами (по принципу игры «Ручеёк») и загадывают друг другу загадки.
Учитель: Вот мы и добрались с вами до деревни Обрядовка. А вы знаете, ребята, что обряд – это совокупность установленных обычаем действий. Обряд происходит в определённое время и в определённом месте. Ритуальные действия сопровождает текст. Это может быть песня, плач, диалог, заговор.
Живыми формами фольклора в современных условиях оказываются немногие календарные и семейные обряды, связанные со встречей Нового года, именинами, свадьбой, рождением ребёнка, проводами и поминанием усопших.
Зачем люди исполняли различные обряды? Люди хотели счастья для себя и своих детей, верили, что обрядовые действия принесут им счастье и благополучие.
Вашему вниманию предоставляются Рождественские гадания.
В деревне Обрядовка нас встречают красны девицы.
Одна из девочек: - Девки, девки, давайте погадаем.
- Давайте.
Гости на поднос кладут кольца.
Девочка: Кому вынется, тому сбудется,
Девочка: Кому сбудется, не минуется.
- Чьё кольцо? Показывается кольцо.
И так по количеству колец девочки произносят гадание.
1. Брякнула иголка во ящичек,
Полно, иголка, шить на батюшку,
Пора шить на подушку.
(К богатству)
2. Бей, мать, опару, пеки пироги,
К тебе будут гости, а ко мне – женихи.
К тебе в лаптях, а ко мне в сапогах.
( К гостям)
3. Ходит щучка по заводи,
Ищет щучка тепла гнезда.
Где бы щучке трава густа.
( К богатству)
4. Сидит воробей на жёрдочке,
Глядит воробей на чужую сторону,
Говорит воробей: «Улечу, улечу»
(К дальней дороге)
Учитель: Фольклорные произведения знакомы нам с самых первых дней жизни. Это песни, прибаутки, потешки. Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать нескладушки, анекдоты, произносить скороговорки, использовать в играх считалки, дразнилки. На экране вы сейчас прочитаете всем известную прибаутку.
Прибаутки – стишки, песенки, рассказики для развлечения и потехи детей.
Чтение учащимися прибаутки “Кошкин дом”.
– Для чего сочиняли прибаутки?
Вывод: Прибаутки нам нужны для того, чтобы развлечь, утешить детей.
Потешки – это забавы взрослых с детьми, в которых используют части тела ребёнка и взрослого. Потешки нужны чтобы развеселить, развлечь детей.
– Ребята, а вы знаете потешки? (Ладушки, идёт коза рогатая, сорока-ворона.)
Вывод: потешки нужны чтобы развлечь детей.
Прибыли мы на станцию « Сказка»
Девочка: « Катись яблочко…»
Учитель: А что такое сказка?
1
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
" Умный маленький конек,
Всем известный... (Горбунок.)
2
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется... («Три поросенка».)
3
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется... («По щучьему велению».)
4
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь - Царевна-... (Лягушка.)
5
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая.
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки... («Маша и медведь».)
6
«Не пей, Иванушка, если устанешь...»
братец все выпил до донышка.
«Не пей, Иванушка, козленочком станешь!»
-Плачет... (Сестрица Аленушка.)
Учитель: Сказки любят и взрослые и дети. В ней красота, глубокая мудрость, и правдивость.
Словом сказка обозначаются разные повествования о необыкновенных приключениях людей и животных. Сказка оживает, если её не только рассказать, но и разыграть.
Рус. народ. Сказка ( инсценировка).
Вывод: Народная сказка не только развлекает. Она учит тому, каким должен быть человек. Обаяние сказки – в её метком выразительном языке.
Девочка:– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке
на станцию «Лейся, песня!»
Учитель:
Первыми фольклорными песнями в жизни человека были колыбельные. Они помогали ребёнку создавать картину мира: объясняли ему, кто может помочь, а кого надо остерегаться. В колыбельку к ребёнку клали куклу – пеленашку. Считали, что кукла будет оберегать младенца до самого крещения. После того как крестили ребёнка, куклу убирали.
Вспомните колыбельные.
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
Тебя схватит за бочок.
Ой люли-люшеньки, баинки-баюшеньки - 2 раза
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
Спи, дитя, усни.
Сладко спи, ребёнок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.
(Девочка поёт колыбельную)
Песня сопровождает человека всю жизнь. Вся красота фольклора отражается в народных песнях.
Сохранились песни, в которых от начала и до конца воспроизводится процесс посева, выращивания, обработки и использования льна. ( «Как мы сеяли лён») Занимаясь вышивкой, прядением песня была лучшим помощником. В свободное от работы время и в праздники девушки водили хороводы и пели песни.
Сейчас вы послушаете известную народную песню « Валенки».
( Дети исполняют песню)
III. Обобщение
– На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какие лепестки волшебного цветка мы с вами нашли сегодня на нашем уроке? Народные песни, сказки, прибаутки радуют нас красотой слова, заражают своим весёлым смехом, волнуют глубиной мысли.
– Мы с вами ещё продолжим знакомиться с “Устным народным творчеством” на протяжении многих лет, а сейчас наш урок окончен.
kopilkaurokov.ru
Урок литературы в 5-м классе "Путешествие в страну Фольклорию"
Разделы: Литература
Цель:
- Дать учащимся понятие о фольклоре, познакомить с жанрами, видами фольклора.
- Обобщить сведения о жанрах, с которыми дети знакомились на практическом уровне, на протяжении всей своей предыдущей жизни. Расширение представлений о народном творчестве.
Эпиграф: “Начало искусства слова – в фольклоре” А. М. Горький
Оборудование: выставка детских книжек: потешки, загадки, прибаутки.
Ход урока.
I. Слово учителя:
Любая книга, или произведение, как мы говорим, создана чьим-то трудом. У произведения есть автор, который в результате творческого труда создал это произведение. Чтобы что-то создать, надо иметь материал, - главный из которых язык.
Сегодня мы начнем разговор о произведениях с самых древних времен, когда еще и письменности не было.
- Это устное народное творчество.
- В научной литературе его называют фольклор (на доску).
- Эти произведения с незапамятных времен складывались народными мастерами слова, передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Новые сказатели совершенствовали текст, добивались все большей выразительности, точности слова.
- Так дошли до нас произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, загадки, частушки, колыбельные песенки, прибаутки.
Запишем: Устное народное творчество, или фольклор, - словесное поэтическое творчество народа.
- Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев – защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира.
II. Оформление опорного конспекта
Учитель.: на уроках мы будем наблюдать только за этими видами народного творчества. Но на самом деле их гораздо больше.
III. Малые жанры фольклора:
- Детский фольклор - богат самыми различными видами: потешки, прибаутки, присказки, считалки, дразнилки – все они встречаются в вашей речи, и вы воспринимаете их как естественное и не думаете, что это фольклор.
- Сказки – сказка показывает, что добро прекрасно, а зло отвратительно.
Сказка – это вымысел. Но А.С. Пушкин говорил: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”
- Шел он долго ли, коротко ли,
* * *
Такая красавиц – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
** *
Ни в сказке сказать, ни пером описать
Есть устойчивые выражения (добра молодца…)
г) Повествование отличается своеобразным ритмом:
- герой должен пройти три испытания,
- попадает в три царства, троекратное повторение
- дается три задания,
- произносятся три раза одни и те же слова:
“Ложись спать, утро вечера мудренее”.
3. Пословицы и поговорки – мудрые изречения
а) Веками создавал народ мудрые изречения.
В них передавались главные мысли о жизни
- как дорога человеку родная земля;
- о дружбе и взаимопомощи;
- о труде;
- о чести;
- о смелости. – И вообще обо всем, с чем в жизни встречается человек.
б) Пословица – это краткое изречение с нравоучительным смыслом
в) У пословицы есть родная сестра – поговорка.
Они похожи друг на друга, но …
Отличие: пословица – законченное предложение, в ней часто есть ритм и рифма.
Поговорка – часть предложения.
(Завел сказку про белого бычка)
4. Загадки – это игра на сообразительность, в ней надо догадаться, о чем идет речь.
Это иносказание: описывается один предмет, а подразумевается другой.
(Помните: загадка хитра, она дает возможность почувствовать себя умным).
- Загадка удивляет и радует складной речью, метким словом.
Недаром в сказках герою нередко приходится проходить испытание загадкой: отгадаешь – быть, по-твоему. Не отгадаешь – голова с плеч.
5. Небылицы – рассказывают о невероятном (что сближает со сказкой).
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор На булатной на телеге, На скрипучей лошади. Сапоги на нем с карманом, А жилетка с каблуком Подпоясался дубиной, Опирался кушаком.
По-другому небылицы называют перевертышами.
6. Скороговорки – это игра, основанная на произношении труднопроизносимых звуков.
Попробуйте:
- Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, а в капюшоне он смешон.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Сыворотка из-под простокваши.
7. Считалки – непременные участники детских игр.
- Перед считалкой все равны – на кого указала, тому и гадать.
Главное – четкость ритма.
* * *
На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай Честных и добрых людей!
* * *
Бежит зайка по дороге, Да устали сильно ноги. Захотелось зайке спать. Выходи, тебе искать.
* * *
Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Звезды, месяц, луг, цветы, Ты поди-ка поводи!
* * *
Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он. Кто не верит – выйди вон!
8. Существуют еще другие виды игровые (заклички, приговорки, потешки, прибаутки, дразнилки).
а)
Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста! Сел задом наперед И поехал в огород.
- дразнилка
б)
Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки
- потешка (так потешают маленьких)
в)
Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка – на кошке По кривой дорожке.
- прибаутка (всегда с усмешкой)
г)
Божия коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба
- приговорка
д) Если несколько дней подряд льют дожди, то просят дождик перестать:
Дождик, дождик, убывай, Будет славный урожай: В поле лен и бобы, В лесу ягоды, грибы. В саду мак и сирень, В огороде зелен хмель!
- это заклички. Так в древности заклинали (призывали) дождь
е)
Радуга – дуга, Не давай дождя, Давай солнышко Под оконышко!
Тучи, тучи, Набегайте в кучу! Солнышко заволоките, Дождем землю промочите!
- частушки
Гром, гром, Не бей в наш дом. А бей в колоду - В холодную воду!
Дождик, лей, лей, лей На меня и на людей! На людей по ложке, На меня по крошке. А на Бабу – Ягу Лей по целому ведру!
Гром гремучий, Тресни тучи. Дай дождя С небесной кручи.
- колядки
д) анекдот – сатира, юмор. Смешной рассказ.
II. Закрепление изученного.
1. Играем со словами!
Отгадайте:
На всякий зов даю ответ, А ни души, ни тела нет (Эхо)
* * *
Красна девица, каменное сердце
* * *
Ты от нее – она за тобой, Ты за ней – она от тебя (иголка с ниткой)
* * *
Пристала ко мне в лесу; искал, искал ее – не нашел, Домой в ладошке принес (заноза)
Гори, солнце, ярче!
Божью коровку спрашивают, какая будет погода, или просят:
Коровка – боговка, Полети на небо, Принеси мне хлеба, Сушек, плюшек, Сладких ватрушек. Всем продавай, А нам так давай!
* * *
Божья коровушка, Будет дождь или солнышко? Если будет солнышко – то лети! Если будет дождь – то сиди!
Улитку просят:
Улита, улита, Выпусти рога! Дам тебе я хлеба И кусок пирога!
Прикажи улите: сейчас же выпусти рога!
Попроси ее: не откажи, пожалуйста, покажи свои рожки, мне очень хочется на них посмотреть.
2. Работа с пословицей по речевой (проблемной) ситуации
а) “Сказала Нина что-то по секрету подруге. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, вскоре об этом знали все. Какая пословица есть на этот счет?
- По секрету всему свету.
- С болтунами держи язык за зубами.
- Не все мели, что знаешь.
- Видно, у нее язык без костей.
- Мельница мелит – мука будет, язык мелит – беда будет.
II часть.
Творчество родителей.
Посиделки “У самовара”
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Разработка к уроку по литературе. 5 класс. Устное народное творчество.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор – устное народное творчество folk – народ; lore – знание, мудрость
Народный театр
игры
былины
.
бывальщины
Исторические песни
исторические песни
русская народная песня,
в которой отразились события отечественной истории.
пословицы
легенды
предания
поговорки
загадки
сказки
считалки
заклички
пестушки
.
Планируемый результат освоения материала:
А) Знать: определение понятий «народный театр, народная драма», географию распространения народной драмы, особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими.
Б) Понимать: народная драма как органическая часть праздничного народного быта
В) Уметь: пользоваться справочным материалом, составлять план и тезисы прочитанного, передавать полученную информацию, давать им оценку, извлекать дополнительную информацию из пособий и использовать ее в собственных высказываниях.
1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с УНТ( Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи).
2) Непрофессиональный любительский театр. Появился в России в сер. 19 в.
Звание "народный театр" присваивалось
(в кон. 1960-х - 80-х гг.) любительским театрам с постоянной труппой и полноценным репертуаром, которые располагали условиями для регулярного показа спектаклей.
3) Профессиональный театр, деятельность которого во 2-й пол. 19 в. была адресована широкому зрителю (театр для народа).
… интереснейшее и значительное явление национальной культуры. Драматические игры и представления еще в начале XX века составляли органическую часть праздничного народного быта,
будь то деревенские посиделки,
духовные училища, солдатские и
фабричные казармы
или ярмарочные балаганы.
.
Лубочные картинки - дешевые, отпечатанные на бумаге и по большей части раскрашенные изображения, издававшиеся на Руси для просто народа до 1850-х гг. и с этого времени постепенно вытеснявшиеся из обращения более сносными литографиями и хромолитографиями.
.
Русский народный театр.
Балаган.
.
Русский народный театр.
1. Каких народных заступников видели зрители в игре актеров?
2. Что за историю рассказывает пойманный Гусь?
3. Какое произведение вышло из-под пера А.С.Пушкина с подобным сюжетом, т.е. сюжетом, который вы услышите из уст Гуся?
Спектакли:
«Ермак, покоритель Сибири» П. А. Плавильщикова,
«Наталья, боярская дочь» С. Н. Глинки,
«Дмитрий Донской» А. А. Озерова,
«Двумужница» А. А. Шаховского,
позже — пьесы о Степане Разине С. Любицкого и А. Навроцкого.
Сатирические пьесы:
«Барин»
Мнимый барин»,
«Пахомушка»…
Разбойничьи драмы :
«Лодка»,
«Фра-дьявол»,
«Могила Марии»,
«Шайка разбойников»….
«Наивность и торжествующая условность производят сильнейшее впечатление; «за сердце хватает»…
Брюсов В.Я .
.
Портрет работы Михаила Врубеля
.
Народная драма «Царь Максимилиан»
Народные игрища. Ряжения.
Вертеп.
.
Иллюстрации четвертого слайда - http://ruskerealie.zcu.cz/images/balagan.jpg , http://www.paranormal-news.ru/553/33/39893.jpg , http://www.about-ukraine.com/work_folder/002_1248972618.jpg Три фильма "Русский народный театр" 1975 года. Режиссер Л. Купершмидт, текст читает И. Смоктуновский. – http://folkportal.3dn.ru/load/dokumentalnyj_film_quotrusskij_narodnyj_teatrquot_1774_god_tekst_chitaet_innokentij_soktunovskij/4-1-0-605
Вставка «Русский народный театр» , заставки видеофрагментов, оформление 2-го слайда - скриншот фильма «Русский народный театр»
Развернутая тетрадь (оформление 3 слайда) http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2009-03/1236586316_notebook_psd_by_tlmedia.jpg
Развернутая книга (оформление 4 слайда) - http://fanparty.ru/fanclubs/books/pictures/599644/wall
Лубок:
Алеша Попович - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9B%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%BA_%D0%90%D0%BB%D1%91%D1%88%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.png ,
Кот Казанский, ум Астраханский, разум Сибирский, сладко жил, сладко ел, сладко бздел. Лубок XVIII века, возможно, сатира на Петра I - http://pages.uoregon.edu/kimball/images/LubokKotkaKazan.no28.jpg
Медведь с козою прохлаждается - http://www.reenactor.ru/gallery/albums/userpics/10006/normal_14a.jpg
Мужик лапти плетет - http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/64/419/64419904_MuzhikLapti.jpg
Фарнос - красный нос - www.krugosvet.ru/images/1012630_2630_402.jpg
Трапеза благочестивых и несчастных – http://ekislova.ru/wp-content/uploads/2009/10/Лубок_Трапеза_благочестивых_и_нечестивых.png
Куклы вертепа - http://a-pesni.golosa.info/teatr/rusnarod/vertep/ekaterina.htm
Солнышко - http://www.allforchildren.ru/pictures/sun2/sun090.png
.
multiurok.ru
Конспект урока литературы: "Устное народное творчество"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Тема: «Устное народное творчество»
Цели урока:
- формирование представлений о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об авторстве фольклорных произведений, о вариативной природе фольклоре;
- организация деятельности учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения;
- развитие умения строить суждение, давать устные ответы на вопросы;
- развитие творческого мышления учащихся.
Тип урока: изучение основ теории и истории литературы, изучение художественного произведения.
Вид урока: синтетический.
Путь изучения: проблемно-тематический.
Метод изучения: эвристический.
Оборудование: проектор для показа слайдов, тетради и ручки для записей у учащихся.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Здравствуйте! Ребята, вы изучаете литературу. А вы можете сказать, когда появилась литература? Создавали ли люди литературные произведения до того, как появилась письменность? Если какие-либо произведения создавались, как их можно назвать? (да, устное народное творчество/фольклор)
Почему такие произведения имеют такое название? Сейчас мы попробуем разобраться в это. А также разберемся, чем же отличается литература и литературные произведения от фольклора и произведений устного народного творчества. Заполним таблицу. Можете ли сейчас предположить, какие различия существуют между литературой и фольклором?
Фольклор | Литература |
1. Устная форма бытования (произведения создавались до того, как появилась письменность) | 1. Письменная форма |
Одно различие мы обозначили. А как вы думаете, кто является автором фольклорных и литературных произведений? Можем ли мы, прочитав любое произведение устного народного творчества, однозначно определить автора? Чтобы вы разобрались в этом вопросе, следует прочитать произведение М. Горького «Как сложили песню» (учитель читает рассказ вслух для всего класса). Итак, запишем следующие два различия.
2. Невозможно обозначить определенного автора | 2. Есть определенный автор |
3. Вариативность | 3. Отсутствие вариативности |
Ребята, можете ли вы, объяснить значение слова вариативность? Вариативность - наличие разных вариантов одного и того же произведения. Как вы думает, почему устному народному творчеству присуща такая особенность? (можно говорить о том, что вариативность может быть результатом устной формы бытования, а также неопределенности автора какого-либо произведения, поэтому что-то в произведении может поменяться).
Теперь хочется отметить, что слово в фольклоре употребляется не только в качестве обозначения какого-либо явления или предмета, оно несет обрядовую функцию, т.е. употребляется с определенной целью. Давайте убедимся в этом на примерах.
«Уж ты ель моя, ёлушка,
Зеленая сосёнушка…»
«Соловей мой, соловеюшко,
Соловей мой молоденький,
Отлетная пташечка, Рябая кукушечка…»
(В двух примерах присутствует ласковое обращение)
«Красно солнышко превосходное, как ты сходишь и выкатаешься, так и мой суженый и ряженый, катись и торопись ко мне…»
«Стану я на восток и слышу шум пчел. Беру я пчёлу роя и сажаю в улей. Не я тебя сажаю, а чист месяц, красно солнце и ясны звёзды. Ты, пчела, роися у меня. Будьте мои слова метки, крепки…»
(Эти два отрывка являются фрагментами заговоров. Заговор служит магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных и других ритуалах. Обращения к силам и явлениям природы (к солнцу, заре, ветру, огню, звездам, месяцу) чаще всего встречаются в заговорах. Кроме того, в данных отрывках силам природы приписываются определенные качества. В фольклоре разных народов символика отличается.)
Вот сейчас увидели примеры заговоров. А как вы думаете, какие жанры фольклора еще существуют? Давайте отобразим систему основных жанров устного народного творчества в схеме.
Жанры фольклора
малые жанры: былина историческая песня
-пословица, лирическая песня
-поговорка, сказка
-загадка
-скороговорка
Пословица содержит нравоучение, примету, предостережение или наставление.
Поговорка - краткое изречение, выражение, которое содержит в себе какой-либо факт.
Сейчас я проверю вас на то, насколько хорошо вы разбираетесь в малых жанрах фольклора.
«Грамоте учиться - всегда пригодится»
«Без труда не вынешь и рыбки из пруда»
«Молчание – золото»
«Опишу я вам предмет,
Угадайте, дав ответ.
Я сама же жду разгадки,
Потому что я...»
«Дятел дуб долбил, да не выдолбил»
Итак, ребята, повторим то, что вы сегодня узнали. Что такое устное народное творчество? Почему оно имеет такое название? Что такое вариативность? Почему мы не можем обозначить определенного автора у произведений фольклора?
3
multiurok.ru