Урок в 1 классе по обучению грамоте на тему: «Гласный звук [ы], буква ы». Гласный звук ы буква ы конспект урока 1 класс


Конспект урока по обучению грамоте " Звук ы, буква Ы " ( 1 класс)

08.10.14. Урок « Обученние грамоте»

Тема: Звук Ы, гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Упражнение в чтении.

Цель: познакомить учащихся с гласным звуком Ы и буквой Ы.

Задачи:

  1. Развивать речь, логическое мышление.

  2. Формировать умение определять , выделять звук Ы из речи.

  3. Развивать фонематический слух.

Ход урока:

1 Организационный момент:

-Долгожданный прозвенел звонок, начинается урок.

-Сегодня к нам на урок пришли гости: воспитатели детских садов, педагоги других школ. Кто узнал своих знакомых, помашите рукой. А теперь поздоровайтесь, как научились в школе.

Сели красиво.

2 Повторение пройденного материала.

-Всё, что мы произносим, это- ( речь)

-Речь бывает устной и письменной.

-Какие органы участвуют в устной речи ( язык, уши)

-Какие органы участвуют в письменной речи ( глаза, руки)

-Из чего состоит наша речь? ( из звуков)

-Из звуков складываем слоги, из слогов слова, из слов предложения, из предложений текст.

-На какие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

-Гласные бывают … (ударные и безударные)

-Согласные … (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

-Какие звонкие согласные звуки изучили? (Р,Г)

-Какие глухие согласные звуки изучили? (П,Т)

-От чего зависит твёрдость и мягкость согласного ? ( от того, какой гласный звук после согласного)

Какие гласные изучили? ( А, О, И)

- Какие гласные делают согласные твёрдыми? (А,О)

- Какие гласные делают согласные мягкими? (И)

Задание: на доске гласные и согласные, составьте слоги. В один столбик с твёрдыми согласными, во второй с мягкими согласными. А тётушка Сова посмотрит.

- Назови слоги.

-Доскажи слово. ( учитель показывает на слоги, дети договаривают слова)

Физкультминутка. Дети сами проводят.

4 Знакомство с новым материалом.

Отгадайте загадку:

- Жёлтый, круглый, весь из дыр,

Любят мыши вкусный…. (сыр)

-Сколько гласных в этом звуке? Один

- Какой? (Ы) Что о нём можете сказать? (гласный)

- Назовите тему урока. Что сегодня можем узнать? ( дети высказывают предположения, открываем шторку на доске - проверяем предположения)

- Звук ы обозначается буквой Ы.

- Что напоминает буква Ы?

-Вот топор , полено рядом ,

получилось то, что надо,

Получилась буква Ы

все мы знать её должны.

- Откройте тетради, найдите точку, от этой точки проведите линию, столько клеточек, сколько звуков в слове СЫР.

- Один ученик строит схему этого слова на доске при помощи магнитов.

- Найдите место в этом слове, где гласный Ы, отметьте красным цветом. Где место Ы в слове сыр? ( в середине)

-Отгадайте ещё одну загадку:

-Ну и кошка, вот так кошка,

Даже страх берёт немножко,

И у этой кисочки

На ушах по кисточке. ( РЫСЬ)

-Сколько гласных в этом звуке? Один

- Какой? (Ы)

- Отступите 2 клеточки, поставьте точку, от этой точки проведите линию, столько клеточек, сколько звуков в слове Рысь.

- Один ученик строит схему этого слова на доске при помощи магнитов.

-- Найдите место в этом слове, где гласный Ы, отметьте красным цветом. В каком месте слова Ы? ( в середине)

- Сколько слогов в слове СЫР, в слове РЫСЬ (один)

- Надо ставить ударение? (нет)

-Что делает звук ы с согласными? ( делает их твёрдыми)

5. Работа по учебнику.

-Откройте учебник на странице 44.

- Посмотрите на звуковичка, что надо сделать ? ( раскрасит тапочки в красный цвет)

- Почему ( он гласный), раскрасьте.

- Найдите 3 столбик слогов. Поставьте пальчик. Читаем хором. Теперь девочки. Теперь мальчики.

- Что делает ы с согласными? ( делает их твёрдыми)

- Рассмотрите картинки. Назовите Слово, которое обозначает женское украшение. (бусы)

-Раскрасьте звуки цветом. Разделите слово на слоги, поставьте ударение. В каком месте слова буква Ы?

- Назовите слово, которое обозначает возвышенность над местностью.(горы)

- Расставьте звуки цветом, на слоги, ударение. На каком месте в слове стоит звук Ы?

- А есть слова, которые начинаются на Ы? (нет)

- Мы услыхали от Совы , что нету слов на букву Ы.

- А помогут нам про это узнать книги, которые называются СЛОВАРИ. На переменке полистайте, поищите слова на Ы. Если найдёте, то скажете.

Физкультминутка.

Дилы-дилы-дилы-дилы появились…… крокодилы

Афы-афы-афы-афы жуют листики ……жирафы

Ны-ны-ны-ны водой брызгают …… слоны.

Яны-яны-яны яны – по веткам скачут…. обезьяны.

Что объединяет все эти слова?

6. Наблюдение над ед. и мн. числом.

-А что же обозначает ы в конце слова?

-Прочитайте пару слов ниже на странице. ( один предмет- много предметов)

В корзиночке. Назвать один предмет, много предметов. Игра наоборот.

- Посмотрите в классе и назовите предметы во множественном числе, чтобы заканчивались на Ы. ( Шары, Хризантемы, вазы, глобусы)

Игра « Найди пару»: Лиса ( лисы), парты ( парта), олень, матрёшка, столы, книга, окно, бревно.

Всегда ли слова во мн. числе заканчиваются на Ы на какие гласные? (а, и)

7. Работа с текстом Николая Сладкова « Лесная хатка».

8. Итог урока.

- Что нового узнали ?

- В словах , обозначающих много предметов, какие гласные на конце слова могут быть.?

- Бывают слова , которые начинаются на Ы?

- Что у меня коробочка. Мн. число? В коробочке\ конфета, а мн. число? На конце слова Ы. Всем спасибо за работу.

infourok.ru

Конспект урока для 1 класса "Звук и буква "Ы"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей №9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации

А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда.

Конспект открытого урока

по обучению грамоте в 1 классе

по теме: «Гласный звук Ы, буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе».

Подготовила: учитель начальных классов

Голенева Марина Геннадьевна.

Обучение грамоте

Школа 2100

1 класс

Тема: «Звук (ы), буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе».

Цель: закреплять умения выделять звук из звучащей речи, сопоставлять звук (ы) с буквой ы, выполнять звукобуквенный разбор слов, учить писать букву ы , читать слоги и слова с ней ; дать понятие единственного и множественного числа; развивать внимание, фонетический слух, воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.

Ход урока.

1.Орг.момент.

Встали красиво у своих парт. Тихо сели, а я слушаю, какой ряд сел тише всех. Прислушались. Не спугнули ли мы тишину.

2.Актуализация знаний.

а).Повторение пройденного.(«Моя любимая Азбука», стр. 44)

1-ый ряд читает 1-ый столбик.

-Что заметили в словах 1-го столбика? (2 гласные в начале и в конце, значит 2 слога, в середине стоит согласная).

2-ой ряд – 2 столбик

-Какие можно составить слова из этих слогов?

3-ий ряд – 3-ий столбик.

-Какой из слогов образует слово? (ира), но здесь ошибка, кто заметил какая?

4-ый столбик читаем хором.

- Что можно сказать про согласные в этих слогах? (Они мягкие). Почему? (После согласной стоит гласная и).

По «цепочке» читаем слова.

- Как из слова гора получилось пора?

- Что такое тара? (Материал для упаковки).

- Что такое отара? (Большое стадо овец).

- Как называется лодка у индейцев? (Пирога).

3. Выделение звука (ы) в словах.

-Отгадайте загадки.

Ну и кошка,

Вот так кошка

Даже страх берет немножко

И у этой кисочки

На ушах по кисточке. (Рысь).

(Слайд 1). Сколько гласных звуков? Какой? Сколько слогов ? Почему?

- Сколько всего звуков в этом слове? Дайте характеристику каждому звуку.

- Правильно ли построена схема? (Слайд 2)

- Желтый, круглый,

Весь из дыр

Любят мыши

Вкусный … (Сыр)

- Откройте учебники, найдите схему этого слова, обозначьте правильно все звуки на схеме. Озвучьте их.

- Давайте проверим (Слайд 3). Кто сделал правильно?

- Найдите следующую картинку горы. Постройте схему этого слова. Проверяем .( Слайд 4)

- Найдите схему слова тигры. Выполним хором разбор этого слова. Проверяем (Слайд 5)

4. Игра «Найди слово».

- придумайте слова со звуком (ы) и назовите место этого звука в слове. Вы назвали много слов, но что же можно сказать о месте нахождении этого звука в словах? (Он стоит либо в начале либо в середине слова).

5. Знакомство с буквой ы.

-Гласный звук (ы) на письме обозначается буквой ы . Она только маленькая, т.к. слов начинающихся на эту букву нет. На что похожа буква ы?

6. Стихотворение Шибаева.

-А бедняжка буква ы

Бродит с палочкой, увы.

7. Чтение слогов (про себя).

- Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук твердый и звонкий.

- Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук твердый и глухой.

- Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий и звонкий.

- Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий и глухой.

8. Физ.минутка (для рук).

9. Работа в Прописи.

а). Сравните печатную и прописную буквы ы.

Показ написания буквы ы с комментированием.

б). Начинаем писать букву сверху. Сначала наклонную линию, чуть не доводя до строчки, закругляем, продолжаем закруглять до середины буквы , делаем совсем маленькую петельку, но так, чтобы она не касалась написанной части, а потом ведем линию вверх и пишем наклонную линию с нижнем закруглением.

в). Ученики обводят букву ы по точкам на табло.

г). Графический анализ буквы.

- Из скольких частей состоит буква? Какие это элементы?.

д ). Написание буквы ы (3-ья строка).

ж). Сравнение букв и и ы.

- Какие элементы одинаковые в этих буква? Откуда начинаем писать эти буквы?

- Пропишите по образцу 3 раза.

з). Написание слогов.

- Прочитайте 1-ый слог. (ры) Какие буквы в него входят? Какое соединение? Припишите строчку до конца. (Такая же работа со слогами – пы)

и). Написание слогов под диктовку.

- Прочитайте печатные слоги. Запишите на свободной строке слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий. Какие слоги вы написали? (пи, ги, ти, ри).

- На следующей строке запишите слоги 2-го столбца (пы, гы, ты,ры)

10. Работа по учебнику «Моя любимая Азбука».

-Прочитайте 1-ую пару слов. (тропа-тропы). Что такое тропа? (небольшая дорога.)

-Чем различаются эти слова по значению? (Тропа – это одна, тропы – много.)

-Какой буквой заканчивается слово, обозначающее один предмет? А слово, обозначающее много предметов?

-Когда слово называет один предмет, про него говорят, что оно стоит в ед.ч., а если слово обозначает много предметов, то оно стоит во мн.ч.

-Прочитайте следующую пару слов. (гитара – гитары). Что такое гитара? (музыкальный инструмент).

- Прочитайте 3-ю пару слов. (парта – парты) Какое слово стоит в ед.ч., а какое во мн.ч.?

-Прочитайте 4-ую пару. (рота – роты)

-Что такое рота? (подразделение в войска примерно 100 человек)

Чтение слов 2-го столбика.

рот – рты

игра – игры

торт – торты ( обратить внимание на ударение)

порог – пороги

-Что такое порог? (брус на полу в дверном проеме)

- Прочитайте только слова, стоящие во мн.ч. Подчеркните последние буквы этих слов.

- Какие буквы могут быть на конце слов во мн.ч.? ( ы,и)

11. Работа в Прописи.

- Прочитайте 1-ое слово (рот). (Обратить внимание на соединение букв.)

- Как это слово будет звучать во мн.ч.? (рты) Запишите его.

гора – горы (поставить ударение)

игра – игры

парта – парты

трап – трапы

- Что такое трап? (лестница на самолетах, пароходах)

тигр – тигры

12.Работа по учебнику «Моя любимая Азбука». Текст Н.Сладкова «Лесная хатка».

- Кто изображен на картинке? (бобр)

- Что вы знаете об этом зверьке? Где он живет? (в воде) Как он передвигается? (плавает)

( Доклад ученика про бобра.)

- Как называется рассказ? («Лесная хатка»)

- Что такое хата? (изба, дом) А хатка? (маленький домик)

(Слайд 6 изображение бобра и его хатки.)

-А почему я решила, что это рассказ?

- Кто автор этого рассказа? (Н.Сладков)

(Слайд 7 Н.Сладков)

Чтение текста учителем по абзацам. Объяснение непонятных слов.

Мох – растение без корней и цветов, обычно растет в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях.

- Что вы узнали из 1-го абзаца? Где была построена хатка? Почему положено в доме затыкать щели? Чем эта хатка странная? Узнали ли мы из этого абзаца о хозяине хатки?

Интересно ,а как он в хатку попадает, ведь и окон, и дверей нет? (предположения детей)

Чтение 2 – го абзаца. (после 1 – го предложения)

- Кто же строил хатку? Почему автор назвал бобров дровосеками? Кто такие дровосеки? (Тот, кто занимается рубкой деревьев, дров)

После 2 – го предложения.

- Какие «инструменты» использовали бобры при строительстве?

- Почему слова «рубили», «распиливали» взяты в кавычки? (т.к. пользовались не топором и пилой, а зубами)

После 3 – го предложения.

- Как это конопатили? (затыкали дыры, щели) Зачем?

Чтение до конца

- Что заменяет бобрам дверь? (подводье –пространство под водой)

- Где находят зимой корм бобры?

Повторное чтение по «цепочке» по предложениям.

- Что вы знаете о предложение?

После чтения.

- Перескажите, как бобры строят хатку. Какие новые для себя слова вы встретили в тексте? Что они обозначают?

- Найдите в тексте слова с буквой ы и подчеркните их.

- Николай Сладков написал много книг про животных. Многие из них есть и у нас в библиотеке. Вы можете их почитать.

13. Итог урока.

-С каким звуком и какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о звуке (ы)?

Что интересного было на уроке?

Я всем вам говорю спасибо, вы (Слайд 8).

Литература:

- «Моя любимая Азбука», учебник для первоклассников Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,

О.В. Пронина, изд. М.: «Баласс»,2008г.

- Прописи «Мои волшебные пальчики» 5 тетрадей О.В.Пронина, 2008г.

-«Занимательное Азбуковедение» В.В.Волина. изд. М.: Просвещение 1991г.

- Книги Н. Сладкова «Разговоры о животных», «Лесные тайнички», «Русские сказки о природе», «Сказки из леса».

- Фотографии из энциклопедии о животных.

doc4web.ru

«Гласный звук [ы], буква ы»

Урок в 1 классе по обучению грамоте на тему: «Гласный звук [ы], буква ы»

- Сегодня к нам на урок обучения грамоте пришли гости, два друга. Кто они, вы узнаете, отгадав загадки:

Они везде вдвоем всегда,

Зверята – «не разлей вода».

Он и его пушистый друг,

Шутник, медведик … (Винни-Пух)

И если это не секрет,

Скорее дайте мне ответ:

Кто этот милый толстячок?

Сын мамы-хрюшки… (Пятачок)

-Сегодня вместе с нами на уроке будут учиться Винни-Пух и Пятачок. Наши герои приготовили вам загадки:

Буква первая, друзья,

В алфавите - это ... (А).

- Ребята, а зачем нужна буква А? (чтобы обозначить звук А)

В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если б масса разных слов

Без нее б не обходилась. (буква О)

Иволга иглой играла.

Укололась, плакать стала.

Плачет иволга «И-и».

Плачет только звуком … (И).

- Ребята, какой буквой мы можем обозначить звук И? (Буквой И)

Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произнесу,

То услышу звук я… (У)

- Какой буквой мы обозначаем звук У? (Буквой У)

- Значит, что мы делаем со звуками? (Слышим и произносим)

- А что мы делаем с буквами? (Видим, читаем и пишем)

- Молодцы! Отгадали загадки Винни-Пуха и Пятачка и за это они нам дарят … (ШАР)

- Составим звуковую схему слова «ШАР».

- Какой первый звук в слове «ШАР»? (звук Ш)

- Какой это звук? (согласный)

- Почему? (воздух встречает преграду – зубы)

- Какой второй звук в слове «ШАР»? (звук А)

- Какой это звук? (Гласный)

- Почему? (воздух проходит свободно, не встречая преград)

- Какой третий звук? (звук Р)

- Какой это звук? (Согласный)

- Почему? (воздух встречает преграду – зубы)

- Молодцы! Сейчас мы составили звуковую схему слова «ШАР». За это нам наши герои дарят еще один шар. Теперь у нас не ШАР, а … (ШАРЫ).

- Произнесем хором последний звук в слове шары… (ыыы)

- Произнесём его ещё раз (ыыы)

– Слышен ли голос во время произнесения этого звука? (да)

–Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука? (нет)

– Так как вы думаете, это гласный или согласный звук? (гласный)

– Правильно. Произнесите звук ы. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук? (язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты).

- Значит, какая тема урока? (Звук Ы).

- Какая цель будет у нас на уроке? (познакомиться со звуком Ы и узнать букву, которой этот звук можно обозначить).

– Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, то хлопните один раз в ладоши, если нет, то сидите прямо и красиво:

рыбка, парта, сыр, крыша, лиса, мышка.

- Сейчас мы с вами находили слова, в которых встречается звук Ы.

- Наши герои, Винни-Пух и Пятачок решили вам усложнить задачу. Они приготовили вам слова. Если вы услышите звук Ы в начале слова – встает первый ряд, если вы услышите, звук ы в середине слова, встает только второй ряд, если вы услышите звук Ы в конце слова – встанет третий ряд. Будьте очень внимательны:

мышка, зайцы, рыси, лисы, кроты.

- В какой части слова мы слышали звук Ы? (в середине и в конце)

- Есть ли слова, которые начинаются со звука ы? (нет)

- Верно, таких слов нет. Как вы думаете, какой буквой мы можем обозначить звук ы? (буквой ы).

- Сегодня к нам на урок пришла только строчная буква ы. Почему? (потому что нет слов, которые начинаются со звука Ы).

- На что похожа буква Ы? (ответы детей)

- Сейчас Винни-Пух и Пятачок предлагают нам открыть Азбуку на странице 73 и найдем буквы Ы вверху страницы.

- Какая сказка изображена? («Курочка Ряба»)

- Что напутал художник? (вместо курочки изображена рыба)

- Вспомним сказку «Курочка Ряба», как было все на самом деле. (Жили-были дед да баба, была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Прибежала мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба. А Курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь, баба! Снесу я вам яичко не золотое, а простое).

- Прочитаем в Азбуке, как плачет Баба? (И-и-и)

- Как плачет дед? (ы-ы-ы!)

- Какую букву мы только что прочитали? (Букву Ы)

- А сейчас Винни-Пух и Пятачок предлагают вам найти букву Ы в стихотворении и подчеркнуть ее:

У мышат был вкусный сыр.

Сгрызли мыши сыр до дыр.

- Проверим:

У мЫшат бЫл вкуснЫй сЫр.

СгрЫзли мЫши сЫр до дЫр.

- Итак, с каким звуком мы познакомились на уроке? (со звуком Ы)

- Какой буквой мы можем обозначить звук Ы? (буквой Ы)

- Заселим букву Ы в домик.

infourok.ru

Гласный звук [ы], буква ы.

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готов-ности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Речевая разминка

СЛАЙДЫ 2-4

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка, скороговорка

1.-Повторение изученных букв.

2.– Как жужжит пчела, шмель?

– Как звенит комарик?

– Как пыхтит тесто?

– «Надуйте» воздушный шарик.

– Как шарик выпускает воздух?

– Как шипит змея?

– Ж-ж-ж…

– З-з-з…

– Пых-пых-пых!

– Ф-ф-ф…

– С-с-с...

– Ш-ш-ш…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа

СЛАЙД 5

( показ одного шара и несколь-ко шаров)

– Что у меня в левой руке?

- В правой руке?

– Установите сходство и различие слов: шар, шары.

– Произнесите слова: шар, шары.

-Чем второе слово отличается от первого?

-Что будем изучать на уроке?

Сейчас узнаем какие приклю-чения произошли с бувой Ы.

Рассматривают шары.

– Шар.

– Шары.

– Сходство: один и тот же предмет; различие: количество предметов.

– Звук [ы]

Наблюдают за изменением формы слова (шар – шары). Устанавливают сходство и различие слов. Принимают учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Слого-звуковой анализ слов шар, шары (учебник, с. 33)

Фронтальная. Словесный, практический.

Работа со схемой, беседа

СЛАЙД 6

– Рассмотрите схемы слов шар, шары, проведите слого-звуко-вой анализ.

– Звук [ы] выделяется протяж-ным произнесением из слияния ры. Это гласный звук.

Слого-звуковой анализ слов шар, шары.

Наблюдают за произнесением звука [ы], делают вывод

Выделяют звук [ы] в процессе слого-звукового анализа.

Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы].

Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный

Фронтальный. Правильно выполненный

слого-звуковой анализ

2. Знакомство с буквой ы

СЛАЙД 7-8

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

СЛАЙД 9

– Звук [ы] на письме обозна-чается гласной буквой ы.

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны.

– Найдите букву ы на «ленте букв».

– На что похожа буква ы?

– Выложите букву ы из прово-локи.

Находят букву ы на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из проволоки делают букву ы

Находят букву ы на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

Физкультминутка

Коллективная. Практический

«Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление)

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

3. Работа с рисунком (учебник, с. 32)

СЛАЙД 10

Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с рисунком

– Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть звук [ы].

– Мыши, сыр, часы

Слышат звук [ы] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове

Фронтальный. Устные ответы, правильно читают

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа со стихотворениями (учебник, с. 32, 33). Дифференциро-ванное задание

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа

– О какой букве идет речь в стихотворении? (с. 32)

– Что вы узнали о ней?

– Прочитайте стихотворение В. Берестова (с. 33)

– Найдите слоги со звуком [ы].

– Дома выучите стихотворение

– Буква ы не бывает заглавной, в слове может стоять в середине и конце, обозначает твердость предшествующего согласного звука.

– ны, -ры, -вы.

Приводят примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делают вывод (под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Узнают новую букву в тексте

2. Работа с пословицей

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

– Какие обязанности есть у ученика?

Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя

Формулируют (под руководством учителя) обязанности ученика на основе осознания собственного учебного опыта. Делают вывод: учение – это труд.

Фронтальный. Устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Мы походим на носочках,

А потом на пяточках,

Пойдем мягко, как лисята.

И, как мишка косолапый,

И, как заинька трусишка

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Ёжик сладко потянулся,

Наконец-таки проснулся.

Захотелось поиграть

Всех ребят пересчитать

Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Работа с «лентой букв»

Индивидуальная. Словесный. Беседа

СЛАЙДЫ 11-12

СЛАЙД 13

1.-Как произносим согласный с Ы?

– Где на «ленте букв» располо-жена буква ы?

-Почему?

– На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная

Определяют место изученной буквы на «ленте букв».

Характеризуют особенности буквы ы и звука [ы]

Индивидуальный. Характеристика буквы ы и звука [ы]

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понрави-лось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навы-ки помогали нам сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

kopilkaurokov.ru

Конспект урока на тему "Звук и буква ы"

Грамота

Дата:15.10.15г.

Тема: Звук и буква ы. Письмо буквы ы. Цели урока: знакомство с новым звуком и буквой; развитие речи учащихся, мышления, логики, развитие мелких мышц руки; воспитание бережного отношения к учебным материалам.

Ход урока

I. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,Начинается урок.Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты,Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем!

II. Актуализация опорных знаний

-На какие 2 группы делятся буквы в алфавите.

-Чем отличаются звуки от букв?

-Из чего состоит предложение? Что такое предложение?

-Давайте составим предложения:

осень, птица, юг;

мама, магазин, молоко;

Марина, книга, школа.

III. Знакомство со звуком [ы] и буквой ы

1. Загадки

У родителей и детокВся одежда из монеток.

Под полом таится,Кошки боится.

Что любит мышка?

Золотая головаВелика, тяжела.Золотая головаОтдохнуть прилегла.Голова велика,Только шея тонка.

2. Работа над выделением звука

– Рассмотрите внимательно рисунки. Давайте их озвучим. Что объединяет их?

(Звук [ы], когда мы говорим, мы произносим звуки.)

Вот топор. Полено рядом.Получилось то, что надоПолучилась буква ЫВсе вы знать её должны

3. Работа с рисунками

– Рассмотрите рисунок.

– Что это?

– Сколько гласных звуков?

– Сколько слогов?

– Почему?

– Обозначим этот гласный звук на схеме.

– Дайте характеристику.

– Характеристика других звуков.

– Рассмотрите рисунок.

– Что это?

– Сколько гласных звуков?

– Сколько слогов?

– Почему?

– Обозначим эти гласные звуки на схеме.

– Характеристика.

– Характеристика других звуков.

– Ударение.

ы – дает [ы] – он гласный, может быть ударным или безударным.

Физкультминутка

Буратино потянулся,Раз – нагнулся,Два – нагнулся,Три – нагнулся.Руки в сторону развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.

IV. Работа по «Букварю»

Чтение слогов.

ыааыоыыоаыиыаоыои

ырыгытыпрыгытыпы

рыргыгтытпыптрыпрырып

– Как произносятся согласные звуки перед звуком [ы]?

– А какой гласный звук дает мягкость согласного?

VI. Первичное закрепление

– Кто это? (Мышь.)

– Какие звуки произносит мышка?

– А человек?

– А еще на какие две группы можно разбить наши звуки?

– Гласные?

– Согласные?

– Дать характеристику.

1. Чтение пар слов

– Что такое тропа? (Небольшая дорога.)

– Чем различаются эти слова? (Тропа – это одна, тропы – это много.)

– Какой буквой заканчиваются слова, обозначающие один предмет?

– А слова, обозначающие много предметов?

– Первое слово обозначает один предмет, т.е. стоит в ед.ч.

– А второе слово обозначает много предметов, т.е. стоит во мн.ч.

2. Составление предложений со словами

парта – парты

торт – торты

– Прочитайте еще раз слова, которые обозначают много предметов.

– Какие буквы стоят в словах множественного числа на конце? (ы и)

– Подчеркните их.

Физкультминутка

Работа в Прописи №1

– Звук [ы] обозначается буквой ы.

– Давайте напечатаем эту букву:

ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы

– Вспомните и назовите слово с буквой ы.

Игра “Найди пару”

Лиса, карандаши, жирафы, этаж, мама, мячи, окно.

VII. Итог урока

-С какой буквой познакомились. Почему поместили букву Ы на красный фон ленты букв?

– Назовите все изученные гласные звуки.

– Перед какими гласными согласные звуки произносятся мягко, а перед какими твердо?

– Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе?

– Приведите примеры.

kopilkaurokov.ru

Урок "Обучение грамоты" 1 класс "Звук [ы]. Буква Ы ы. Работа над скороговоркой. Написание строчной буквы ы"

Средняя общеобразовательная школа № 3

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Д/О № 28 И

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ТЕМА: «Звук [ы]. Буква Ы ы.

Работа над скороговоркой.

Написание строчной буквы ы».

Провела: учитель начальных классов

высшей категории СОШ № 3

Огай Е.А.

Уральск. 2016 год.

Предмет: Обучение грамоте

Раздел долгосрочного плана: Моя школа

Школа: СОШ № 3

Дата: 27.10.2016 год

ФИО учителя: Огай Е.А.

Класс: 1 «А»

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Звук [ы]. Буква Ы ы. Работа над скороговоркой. Написание строчной буквы ы

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

1.1.9.1 выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие)

1.1.9.2 понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове

1.2.1.2 использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение)

1.2.9.1 распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком

1.3.8.1 писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме

Цели урока

Критерии успеха.

Все учащиеся смогут: Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук [ы] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Узнавать, сравнивать и различать печатную и письменную букву ы.

Большинство учащихся смогут: Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [ы] гласный. Слышать звук [ы] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [ы] в середине, конце слова. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Работать в группе, в паре. Отвечать по очереди, произносить слова отчетливо, внимательно слушать ответы каждого члена группы, контролировать и оценивать правильность ответов.

Некоторые учащиеся смогут: Находить слова с буквой ы в текстах на страницах учебника. Выполнять задания определенного уровня. Выполнять звуко-буквенный анализ слов без помощи учителя.

Языковая цель.

Трехъязычие: повторение.

Основные термины и словосочетания: Слово, слог, звук, буква, предложение, текст, рассказ. Вопросы для обсуждения: Что узнали нового на уроке?

Развитие навыков

Привитие ценностей

1.9 Ориентирование в звуковой форме слова

2.1 Использование видов чтения

2.9 Ориентирование в графической форме слова

3.8 Соблюдение графических и каллиграфических норм

Межпредметные связи

С художественным трудом для развития мелкой моторики рук через раскрашивание, рисование, штриховку в разных направлениях, с математикой, с познанием мира.

Навыки использования ИКТ

осваивает модели учебной деятельности

Предварительные знания

Слово, слоги, ударение, схема слов, звуки речи, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки, буквы: Аа, Уу, Ии, Оо.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Создание положительного эмоционального настроя.

- Вы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно.

Пусть этот день несет вам радость общения,Наполнит сердце благородными чувствами.

Приветствие учеников:

- Здравствуйте! Слово какое чудесное.

Красивое, доброе, чуточку нежное.

- Здравствуйте! Скажем мы новому дню. – Здравствуйте! Скажем мы нашим гостям!

Здоровья желаем всем людям и нам!

- Посмотрите на ваши листы самооценивания, за что вы будете себя оценивать?

-На какие две группы делятся звуки?-Чем отличаются гласные от согласных?Актуализация опорных знаний.

Продолжите предложения.

-Звуки мы… -Буквы мы …-Молодцы, и сейчас мы поучимся правильно произносить звуки

Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка. - Как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…) - Как звенит комарик? (З-з-з…) - «Надуйте» воздушный шарик (Ф-ф-ф…) - Как шарик выпускает воздух (С-с-с…) - Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

- Как пыхтит тесто? ( Пых-пых-пых!)

- Как вы думаете, какую букву мы будем изучать сегодня? Поставьте на урок цели.

- А теперь послушайте мои цели и скажите, какие совпали.

Музыкальное

сопровождение Карточки звуков для каждого ученика

Середина урока

Работа над новой темой. Работа по учебнику.

Рассматривают букву Ы. - На что похожа буква ы? Посмотрите, какая она.

- Сравните прописную и печатную букву ы.-Чем они похожи? Чем отличаются?

Однажды букве Ы стали задавать вопросы, а она на них отвечала, во всех этих словах был слышен звук Ы. Догадайтесь, какие это слова:

- Что ты любишь кушать? Сыр

- Каких животных ты знаешь? Мышь, крыса

- Чем ты моешься дома? Мылом

- Чем ты любишь заниматься? Прыжками, лыжами

- Какие растения ты знаешь? Дыня, тыква

Почему буква Ы использовала именно эти слова –ответы? - Дайте характеристику звуку ы. Определите место буквы Ы на ленте букв.

Работа в группах

Каждой группе даётся картинка предмета (cм.ниже) (аисты, тыквы, дыня, рыба, бык), которую не показывают другим группам. Группе надо составить схему этого слова, прикрепить её на доску, и описать этот предмет, не называя его. Члены других групп отгадывают предмет.

Оцените себя те, кто отвечал.

- Какие слова отличаются от других? Почему? Какая буква появляется в слове, если оно обозначает много предметов?

Работа в прописи.

Задание № 2. Работа со схемами слов «аисты, тыквы» - разукрасьте схемы слов.

- Что это за звук? (Гласный) Докажите.

(П) Работа по учебнику.

Работа над правилом стр. 102.

- Расскажите правило друг другу: Буква Ы обозначает гласный звук [ы].

(И) Задание № 5. Учащиеся отрабатывают навык чтения буквы Ы. Читают вместе. Повторяют буквы. Читают быстро.

Динамическая пауза «Две руки»

Работа в прописи.

Задание № 1. Рассматривание образца строчной буквы ы.

  • Между какими линиями рабочей строки она располагается?

  • Из каких элементов состоит буква ы?

  • Письмо элементов буквы на линиях с частой наклонной линией. Сравнение с образцом. Тренировка в написании буквы на третьей строчке.

- Назови слова, в которых звук [ы] есть в середине, в конце слова, в начале. (Учащиеся приходят к выводу, что нет слов, которые начинаются на букву ы, читают стихотворение в прописи и обводят изученные буквы.)

- Какие буквы вы умеете писать уже?

Работа по учебнику.

Задание № 6. Отгадывание ребусов.

- Выложите слово дым. Какую букву надо заменить? Что получилось? Дым-дом

- Выложите слово сыр. Какую букву добавим? Какую уберём? Какое слово получилось? Сыр - осы

Карточки с буквами

Пропись

Учебник

Конверты с картинками

Конец урока

Итог урока. Рефлексия.

-  Вспомните цели урока.

-  Мы смогли их достичь?

Эмоциональная рефлексия.

«Пушистики»

Прием «Плюс - минус - интересно».

Учащихся делю по рядам на «+», «-», «интересно». Дети высказывают свое мнение по желанию: первый ряд указывает на положительные моменты урока, второй ряд - отрицательные моменты, третий ряд - что было интересно.

Подсчитайте свои плюсы и запишите число. У кого меньше пяти? У кого от пяти до десяти? У кого от десяти до 20? У кого больше 20?

- Вы все молодцы, но, а те, кто выходит в лидеры получает от меня цветочки на пропись.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференцированные задания на начальном этапе урока и на этапе рефлексии.

Ответы детей на вопросы по материалу урока. Наблюдая за работой учащихся в группе, их самостоятельной работой.

Задавая вопросы по ходу урока, после знакомства с рассказом.

Просматривая работы учащихся в тетради. Анализируя результаты рефлексии учеников. (Музыкальная рефлексия)

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

ЦО взяты из учебного плана, конкретные, реалистичные и достижимые.

При контроле за временем выдержаны все этапы урока.

Все учащиеся достигли цели обучения.

Использованная на уроке дифференциация показала эффективность ее использования.

Отступлений и изменений в плане не было.

Общая оценка. Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявила за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Лист моих достижений

infourok.ru

Конспект урока на тему "Гласный звук [ы], буква ы"

2.10.2013 Технологическая карта. Урок 19

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готов-ности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Речевая разминка

СЛАЙДЫ 2-4

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка, скороговорка

1.-Повторение изученных букв.

2.– Как жужжит пчела, шмель?

– Как звенит комарик?

– Как пыхтит тесто?

– «Надуйте» воздушный шарик.

– Как шарик выпускает воздух?

– Как шипит змея?

– Ж-ж-ж…

– З-з-з…

– Пых-пых-пых!

– Ф-ф-ф…

– С-с-с...

– Ш-ш-ш…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа

СЛАЙД 5

( показ одного шара и несколь-ко шаров)

– Что у меня в левой руке?

- В правой руке?

– Установите сходство и различие слов: шар, шары.

– Произнесите слова: шар, шары.

-Чем второе слово отличается от первого?

-Что будем изучать на уроке?

Сейчас узнаем какие приклю-чения произошли с бувой Ы.

Рассматривают шары.

– Шар.

– Шары.

– Сходство: один и тот же предмет; различие: количество предметов.

– Звук [ы]

Наблюдают за изменением формы слова (шар – шары). Устанавливают сходство и различие слов. Принимают учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Слого-звуковой анализ слов шар, шары (учебник, с. 33)

Фронтальная. Словесный, практический.

Работа со схемой, беседа

СЛАЙД 6

– Рассмотрите схемы слов шар, шары, проведите слого-звуко-вой анализ.

– Звук [ы] выделяется протяж-ным произнесением из слияния ры. Это гласный звук.

Слого-звуковой анализ слов шар, шары.

Наблюдают за произнесением звука [ы], делают вывод

Выделяют звук [ы] в процессе слого-звукового анализа.

Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы].

Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный

Фронтальный. Правильно выполненный

слого-звуковой анализ

2. Знакомство с буквой ы

СЛАЙД 7-8

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

СЛАЙД 9

– Звук [ы] на письме обозна-чается гласной буквой ы.

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны.

– Найдите букву ы на «ленте букв».

– На что похожа буква ы?

– Выложите букву ы из прово-локи.

Находят букву ы на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из проволоки делают букву ы

Находят букву ы на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

Физкультминутка

Коллективная. Практический

«Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление)

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

3. Работа с рисунком (учебник, с. 32)

СЛАЙД 10

Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с рисунком

– Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть звук [ы].

– Мыши, сыр, часы

Слышат звук [ы] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове

Фронтальный. Устные ответы, правильно читают

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа со стихотворениями (учебник, с. 32, 33). Дифференциро-ванное задание

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа

– О какой букве идет речь в стихотворении? (с. 32)

– Что вы узнали о ней?

– Прочитайте стихотворение В. Берестова (с. 33)

– Найдите слоги со звуком [ы].

– Дома выучите стихотворение

– Буква ы не бывает заглавной, в слове может стоять в середине и конце, обозначает твердость предшествующего согласного звука.

– ны, -ры, -вы.

Приводят примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делают вывод (под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Узнают новую букву в тексте

2. Работа с пословицей

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

– Какие обязанности есть у ученика?

Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя

Формулируют (под руководством учителя) обязанности ученика на основе осознания собственного учебного опыта. Делают вывод: учение – это труд.

Фронтальный. Устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Мы походим на носочках,

А потом на пяточках,

Пойдем мягко, как лисята.

И, как мишка косолапый,

И, как заинька трусишка

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Ёжик сладко потянулся,

Наконец-таки проснулся.

Захотелось поиграть

Всех ребят пересчитать

Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Работа с «лентой букв»

Индивидуальная. Словесный. Беседа

СЛАЙДЫ 11-12

СЛАЙД 13

1.-Как произносим согласный с Ы?

– Где на «ленте букв» располо-жена буква ы?

-Почему?

– На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная

Определяют место изученной буквы на «ленте букв».

Характеризуют особенности буквы ы и звука [ы]

Индивидуальный. Характеристика буквы ы и звука [ы]

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понрави-лось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навы-ки помогали нам сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

doc4web.ru