Урок в 1 классе по обучению грамоте на тему: «Гласный звук [ы], буква ы». Гласный звук ы буква ы конспект урока 1 класс
Конспект урока по обучению грамоте " Звук ы, буква Ы " ( 1 класс)
08.10.14. Урок « Обученние грамоте»
Тема: Звук Ы, гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.
Упражнение в чтении.
Цель: познакомить учащихся с гласным звуком Ы и буквой Ы.
Задачи:
Развивать речь, логическое мышление.
Формировать умение определять , выделять звук Ы из речи.
Развивать фонематический слух.
Ход урока:
1 Организационный момент:
-Долгожданный прозвенел звонок, начинается урок.
-Сегодня к нам на урок пришли гости: воспитатели детских садов, педагоги других школ. Кто узнал своих знакомых, помашите рукой. А теперь поздоровайтесь, как научились в школе.
Сели красиво.
2 Повторение пройденного материала.
-Всё, что мы произносим, это- ( речь)
-Речь бывает устной и письменной.
-Какие органы участвуют в устной речи ( язык, уши)
-Какие органы участвуют в письменной речи ( глаза, руки)
-Из чего состоит наша речь? ( из звуков)
-Из звуков складываем слоги, из слогов слова, из слов предложения, из предложений текст.
-На какие группы делятся звуки? (гласные и согласные)
-Гласные бывают … (ударные и безударные)
-Согласные … (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)
-Какие звонкие согласные звуки изучили? (Р,Г)
-Какие глухие согласные звуки изучили? (П,Т)
-От чего зависит твёрдость и мягкость согласного ? ( от того, какой гласный звук после согласного)
Какие гласные изучили? ( А, О, И)
- Какие гласные делают согласные твёрдыми? (А,О)
- Какие гласные делают согласные мягкими? (И)
Задание: на доске гласные и согласные, составьте слоги. В один столбик с твёрдыми согласными, во второй с мягкими согласными. А тётушка Сова посмотрит.
- Назови слоги.
-Доскажи слово. ( учитель показывает на слоги, дети договаривают слова)
Физкультминутка. Дети сами проводят.
4 Знакомство с новым материалом.
Отгадайте загадку:
- Жёлтый, круглый, весь из дыр,
Любят мыши вкусный…. (сыр)
-Сколько гласных в этом звуке? Один
- Какой? (Ы) Что о нём можете сказать? (гласный)
- Назовите тему урока. Что сегодня можем узнать? ( дети высказывают предположения, открываем шторку на доске - проверяем предположения)
- Звук ы обозначается буквой Ы.
- Что напоминает буква Ы?
-Вот топор , полено рядом ,
получилось то, что надо,
Получилась буква Ы
все мы знать её должны.
- Откройте тетради, найдите точку, от этой точки проведите линию, столько клеточек, сколько звуков в слове СЫР.
- Один ученик строит схему этого слова на доске при помощи магнитов.
- Найдите место в этом слове, где гласный Ы, отметьте красным цветом. Где место Ы в слове сыр? ( в середине)
-Отгадайте ещё одну загадку:
-Ну и кошка, вот так кошка,
Даже страх берёт немножко,
И у этой кисочки
На ушах по кисточке. ( РЫСЬ)
-Сколько гласных в этом звуке? Один
- Какой? (Ы)
- Отступите 2 клеточки, поставьте точку, от этой точки проведите линию, столько клеточек, сколько звуков в слове Рысь.
- Один ученик строит схему этого слова на доске при помощи магнитов.
-- Найдите место в этом слове, где гласный Ы, отметьте красным цветом. В каком месте слова Ы? ( в середине)
- Сколько слогов в слове СЫР, в слове РЫСЬ (один)
- Надо ставить ударение? (нет)
-Что делает звук ы с согласными? ( делает их твёрдыми)
5. Работа по учебнику.
-Откройте учебник на странице 44.
- Посмотрите на звуковичка, что надо сделать ? ( раскрасит тапочки в красный цвет)
- Почему ( он гласный), раскрасьте.
- Найдите 3 столбик слогов. Поставьте пальчик. Читаем хором. Теперь девочки. Теперь мальчики.
- Что делает ы с согласными? ( делает их твёрдыми)
- Рассмотрите картинки. Назовите Слово, которое обозначает женское украшение. (бусы)
-Раскрасьте звуки цветом. Разделите слово на слоги, поставьте ударение. В каком месте слова буква Ы?
- Назовите слово, которое обозначает возвышенность над местностью.(горы)
- Расставьте звуки цветом, на слоги, ударение. На каком месте в слове стоит звук Ы?
- А есть слова, которые начинаются на Ы? (нет)
- Мы услыхали от Совы , что нету слов на букву Ы.
Физкультминутка.
Дилы-дилы-дилы-дилы появились…… крокодилы
Афы-афы-афы-афы жуют листики ……жирафы
Ны-ны-ны-ны водой брызгают …… слоны.
Яны-яны-яны яны – по веткам скачут…. обезьяны.
Что объединяет все эти слова?
6. Наблюдение над ед. и мн. числом.
-А что же обозначает ы в конце слова?
-Прочитайте пару слов ниже на странице. ( один предмет- много предметов)
В корзиночке. Назвать один предмет, много предметов. Игра наоборот.
- Посмотрите в классе и назовите предметы во множественном числе, чтобы заканчивались на Ы. ( Шары, Хризантемы, вазы, глобусы)
Игра « Найди пару»: Лиса ( лисы), парты ( парта), олень, матрёшка, столы, книга, окно, бревно.
Всегда ли слова во мн. числе заканчиваются на Ы на какие гласные? (а, и)
7. Работа с текстом Николая Сладкова « Лесная хатка».
8. Итог урока.
- Что нового узнали ?
- В словах , обозначающих много предметов, какие гласные на конце слова могут быть.?
- Бывают слова , которые начинаются на Ы?
- Что у меня коробочка. Мн. число? В коробочке\ конфета, а мн. число? На конце слова Ы. Всем спасибо за работу.
infourok.ru
Конспект урока для 1 класса "Звук и буква "Ы"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей №9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации
А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда.
Конспект открытого урока
по обучению грамоте в 1 классе
по теме: «Гласный звук Ы, буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе».
Подготовила: учитель начальных классов
Голенева Марина Геннадьевна.
Обучение грамоте
Школа 2100
1 класс
Тема: «Звук (ы), буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе».
Цель: закреплять умения выделять звук из звучащей речи, сопоставлять звук (ы) с буквой ы, выполнять звукобуквенный разбор слов, учить писать букву ы , читать слоги и слова с ней ; дать понятие единственного и множественного числа; развивать внимание, фонетический слух, воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Встали красиво у своих парт. Тихо сели, а я слушаю, какой ряд сел тише всех. Прислушались. Не спугнули ли мы тишину.
2.Актуализация знаний.
а).Повторение пройденного.(«Моя любимая Азбука», стр. 44)
1-ый ряд читает 1-ый столбик.
-Что заметили в словах 1-го столбика? (2 гласные в начале и в конце, значит 2 слога, в середине стоит согласная).
2-ой ряд – 2 столбик
-Какие можно составить слова из этих слогов?
3-ий ряд – 3-ий столбик.
-Какой из слогов образует слово? (ира), но здесь ошибка, кто заметил какая?
4-ый столбик читаем хором.
- Что можно сказать про согласные в этих слогах? (Они мягкие). Почему? (После согласной стоит гласная и).
По «цепочке» читаем слова.
- Как из слова гора получилось пора?
- Что такое тара? (Материал для упаковки).
- Что такое отара? (Большое стадо овец).
- Как называется лодка у индейцев? (Пирога).
3. Выделение звука (ы) в словах.
-Отгадайте загадки.
Ну и кошка,
Вот так кошка
Даже страх берет немножко
И у этой кисочки
На ушах по кисточке. (Рысь).
(Слайд 1). Сколько гласных звуков? Какой? Сколько слогов ? Почему?
- Сколько всего звуков в этом слове? Дайте характеристику каждому звуку.
- Правильно ли построена схема? (Слайд 2)
- Желтый, круглый,
Весь из дыр
Любят мыши
Вкусный … (Сыр)
- Откройте учебники, найдите схему этого слова, обозначьте правильно все звуки на схеме. Озвучьте их.
- Давайте проверим (Слайд 3). Кто сделал правильно?
- Найдите следующую картинку горы. Постройте схему этого слова. Проверяем .( Слайд 4)
- Найдите схему слова тигры. Выполним хором разбор этого слова. Проверяем (Слайд 5)
4. Игра «Найди слово».
- придумайте слова со звуком (ы) и назовите место этого звука в слове. Вы назвали много слов, но что же можно сказать о месте нахождении этого звука в словах? (Он стоит либо в начале либо в середине слова).
5. Знакомство с буквой ы.
-Гласный звук (ы) на письме обозначается буквой ы . Она только маленькая, т.к. слов начинающихся на эту букву нет. На что похожа буква ы?
6. Стихотворение Шибаева.
-А бедняжка буква ы
7. Чтение слогов (про себя).
- Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук твердый и звонкий.
- Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук твердый и глухой.
- Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий и звонкий.
- Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий и глухой.
8. Физ.минутка (для рук).
9. Работа в Прописи.
а). Сравните печатную и прописную буквы ы.
Показ написания буквы ы с комментированием.
б). Начинаем писать букву сверху. Сначала наклонную линию, чуть не доводя до строчки, закругляем, продолжаем закруглять до середины буквы , делаем совсем маленькую петельку, но так, чтобы она не касалась написанной части, а потом ведем линию вверх и пишем наклонную линию с нижнем закруглением.
в). Ученики обводят букву ы по точкам на табло.
г). Графический анализ буквы.
- Из скольких частей состоит буква? Какие это элементы?.
д ). Написание буквы ы (3-ья строка).
ж). Сравнение букв и и ы.
- Какие элементы одинаковые в этих буква? Откуда начинаем писать эти буквы?
- Пропишите по образцу 3 раза.
з). Написание слогов.
- Прочитайте 1-ый слог. (ры) Какие буквы в него входят? Какое соединение? Припишите строчку до конца. (Такая же работа со слогами – пы)
и). Написание слогов под диктовку.
- Прочитайте печатные слоги. Запишите на свободной строке слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий. Какие слоги вы написали? (пи, ги, ти, ри).
- На следующей строке запишите слоги 2-го столбца (пы, гы, ты,ры)
10. Работа по учебнику «Моя любимая Азбука».
-Прочитайте 1-ую пару слов. (тропа-тропы). Что такое тропа? (небольшая дорога.)
-Чем различаются эти слова по значению? (Тропа – это одна, тропы – много.)
-Какой буквой заканчивается слово, обозначающее один предмет? А слово, обозначающее много предметов?
-Когда слово называет один предмет, про него говорят, что оно стоит в ед.ч., а если слово обозначает много предметов, то оно стоит во мн.ч.
-Прочитайте следующую пару слов. (гитара – гитары). Что такое гитара? (музыкальный инструмент).
- Прочитайте 3-ю пару слов. (парта – парты) Какое слово стоит в ед.ч., а какое во мн.ч.?
-Прочитайте 4-ую пару. (рота – роты)
-Что такое рота? (подразделение в войска примерно 100 человек)
Чтение слов 2-го столбика.
рот – рты
игра – игры
торт – торты ( обратить внимание на ударение)
порог – пороги
-Что такое порог? (брус на полу в дверном проеме)
- Прочитайте только слова, стоящие во мн.ч. Подчеркните последние буквы этих слов.
- Какие буквы могут быть на конце слов во мн.ч.? ( ы,и)
11. Работа в Прописи.
- Прочитайте 1-ое слово (рот). (Обратить внимание на соединение букв.)
- Как это слово будет звучать во мн.ч.? (рты) Запишите его.
гора – горы (поставить ударение)
игра – игры
парта – парты
трап – трапы
- Что такое трап? (лестница на самолетах, пароходах)
тигр – тигры
12.Работа по учебнику «Моя любимая Азбука». Текст Н.Сладкова «Лесная хатка».
- Кто изображен на картинке? (бобр)
- Что вы знаете об этом зверьке? Где он живет? (в воде) Как он передвигается? (плавает)
( Доклад ученика про бобра.)
- Как называется рассказ? («Лесная хатка»)
- Что такое хата? (изба, дом) А хатка? (маленький домик)
(Слайд 6 изображение бобра и его хатки.)
-А почему я решила, что это рассказ?
- Кто автор этого рассказа? (Н.Сладков)
(Слайд 7 Н.Сладков)
Чтение текста учителем по абзацам. Объяснение непонятных слов.
Мох – растение без корней и цветов, обычно растет в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях.
- Что вы узнали из 1-го абзаца? Где была построена хатка? Почему положено в доме затыкать щели? Чем эта хатка странная? Узнали ли мы из этого абзаца о хозяине хатки?
Интересно ,а как он в хатку попадает, ведь и окон, и дверей нет? (предположения детей)
Чтение 2 – го абзаца. (после 1 – го предложения)
- Кто же строил хатку? Почему автор назвал бобров дровосеками? Кто такие дровосеки? (Тот, кто занимается рубкой деревьев, дров)
После 2 – го предложения.
- Какие «инструменты» использовали бобры при строительстве?
- Почему слова «рубили», «распиливали» взяты в кавычки? (т.к. пользовались не топором и пилой, а зубами)
После 3 – го предложения.
- Как это конопатили? (затыкали дыры, щели) Зачем?
Чтение до конца
- Что заменяет бобрам дверь? (подводье –пространство под водой)
- Где находят зимой корм бобры?
Повторное чтение по «цепочке» по предложениям.
- Что вы знаете о предложение?
После чтения.
- Перескажите, как бобры строят хатку. Какие новые для себя слова вы встретили в тексте? Что они обозначают?
- Найдите в тексте слова с буквой ы и подчеркните их.
- Николай Сладков написал много книг про животных. Многие из них есть и у нас в библиотеке. Вы можете их почитать.
13. Итог урока.
-С каким звуком и какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о звуке (ы)?
Что интересного было на уроке?
Я всем вам говорю спасибо, вы (Слайд 8).
Литература:
- «Моя любимая Азбука», учебник для первоклассников Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,
О.В. Пронина, изд. М.: «Баласс»,2008г.
- Прописи «Мои волшебные пальчики» 5 тетрадей О.В.Пронина, 2008г.
-«Занимательное Азбуковедение» В.В.Волина. изд. М.: Просвещение 1991г.
- Книги Н. Сладкова «Разговоры о животных», «Лесные тайнички», «Русские сказки о природе», «Сказки из леса».
- Фотографии из энциклопедии о животных.
doc4web.ru
«Гласный звук [ы], буква ы»
- Сегодня к нам на урок обучения грамоте пришли гости, два друга. Кто они, вы узнаете, отгадав загадки:
Они везде вдвоем всегда,
Зверята – «не разлей вода».
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик … (Винни-Пух)
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы-хрюшки… (Пятачок)
-Сегодня вместе с нами на уроке будут учиться Винни-Пух и Пятачок. Наши герои приготовили вам загадки:
Буква первая, друзья,
В алфавите - это ... (А).
- Ребята, а зачем нужна буква А? (чтобы обозначить звук А)
В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если б масса разных слов
Без нее б не обходилась. (буква О)
Иволга иглой играла.
Укололась, плакать стала.
Плачет иволга «И-и».
Плачет только звуком … (И).
- Ребята, какой буквой мы можем обозначить звук И? (Буквой И)
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу звук я… (У)
- Какой буквой мы обозначаем звук У? (Буквой У)
- Значит, что мы делаем со звуками? (Слышим и произносим)
- А что мы делаем с буквами? (Видим, читаем и пишем)
- Молодцы! Отгадали загадки Винни-Пуха и Пятачка и за это они нам дарят … (ШАР)
- Составим звуковую схему слова «ШАР».
- Какой первый звук в слове «ШАР»? (звук Ш)
- Какой это звук? (согласный)
- Почему? (воздух встречает преграду – зубы)
- Какой второй звук в слове «ШАР»? (звук А)
- Какой это звук? (Гласный)
- Почему? (воздух проходит свободно, не встречая преград)
- Какой третий звук? (звук Р)
- Какой это звук? (Согласный)
- Почему? (воздух встречает преграду – зубы)
- Молодцы! Сейчас мы составили звуковую схему слова «ШАР». За это нам наши герои дарят еще один шар. Теперь у нас не ШАР, а … (ШАРЫ).
- Произнесем хором последний звук в слове шары… (ыыы)
- Произнесём его ещё раз (ыыы)
– Слышен ли голос во время произнесения этого звука? (да)
–Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука? (нет)
– Так как вы думаете, это гласный или согласный звук? (гласный)
– Правильно. Произнесите звук ы. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук? (язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты).
- Значит, какая тема урока? (Звук Ы).
- Какая цель будет у нас на уроке? (познакомиться со звуком Ы и узнать букву, которой этот звук можно обозначить).
– Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, то хлопните один раз в ладоши, если нет, то сидите прямо и красиво:
рыбка, парта, сыр, крыша, лиса, мышка.
- Сейчас мы с вами находили слова, в которых встречается звук Ы.
- Наши герои, Винни-Пух и Пятачок решили вам усложнить задачу. Они приготовили вам слова. Если вы услышите звук Ы в начале слова – встает первый ряд, если вы услышите, звук ы в середине слова, встает только второй ряд, если вы услышите звук Ы в конце слова – встанет третий ряд. Будьте очень внимательны:
мышка, зайцы, рыси, лисы, кроты.
- В какой части слова мы слышали звук Ы? (в середине и в конце)
- Есть ли слова, которые начинаются со звука ы? (нет)
- Верно, таких слов нет. Как вы думаете, какой буквой мы можем обозначить звук ы? (буквой ы).
- Сегодня к нам на урок пришла только строчная буква ы. Почему? (потому что нет слов, которые начинаются со звука Ы).
- На что похожа буква Ы? (ответы детей)
- Сейчас Винни-Пух и Пятачок предлагают нам открыть Азбуку на странице 73 и найдем буквы Ы вверху страницы.
- Какая сказка изображена? («Курочка Ряба»)
- Что напутал художник? (вместо курочки изображена рыба)
- Вспомним сказку «Курочка Ряба», как было все на самом деле. (Жили-были дед да баба, была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Прибежала мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба. А Курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь, баба! Снесу я вам яичко не золотое, а простое).
- Прочитаем в Азбуке, как плачет Баба? (И-и-и)
- Как плачет дед? (ы-ы-ы!)
- Какую букву мы только что прочитали? (Букву Ы)
- А сейчас Винни-Пух и Пятачок предлагают вам найти букву Ы в стихотворении и подчеркнуть ее:
У мышат был вкусный сыр.
Сгрызли мыши сыр до дыр.
- Проверим:
У мЫшат бЫл вкуснЫй сЫр.
СгрЫзли мЫши сЫр до дЫр.
- Итак, с каким звуком мы познакомились на уроке? (со звуком Ы)
- Какой буквой мы можем обозначить звук Ы? (буквой Ы)
- Заселим букву Ы в домик.
infourok.ru
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готов-ности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка | СЛАЙДЫ 2-4 Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка, скороговорка | 1.-Повторение изученных букв. 2.– Как жужжит пчела, шмель? – Как звенит комарик? – Как пыхтит тесто? – «Надуйте» воздушный шарик. – Как шарик выпускает воздух? – Как шипит змея? | – Ж-ж-ж… – З-з-з… – Пых-пых-пых! – Ф-ф-ф… – С-с-с... – Ш-ш-ш… | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа СЛАЙД 5 | ( показ одного шара и несколь-ко шаров) – Что у меня в левой руке? - В правой руке? – Установите сходство и различие слов: шар, шары. – Произнесите слова: шар, шары. -Чем второе слово отличается от первого? -Что будем изучать на уроке? Сейчас узнаем какие приклю-чения произошли с бувой Ы. | Рассматривают шары. – Шар. – Шары. – Сходство: один и тот же предмет; различие: количество предметов. – Звук [ы] | Наблюдают за изменением формы слова (шар – шары). Устанавливают сходство и различие слов. Принимают учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слов шар, шары (учебник, с. 33) | Фронтальная. Словесный, практический. Работа со схемой, беседа СЛАЙД 6 | – Рассмотрите схемы слов шар, шары, проведите слого-звуко-вой анализ. – Звук [ы] выделяется протяж-ным произнесением из слияния ры. Это гласный звук. | Слого-звуковой анализ слов шар, шары. Наблюдают за произнесением звука [ы], делают вывод | Выделяют звук [ы] в процессе слого-звукового анализа. Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы]. Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный | Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ |
2. Знакомство с буквой ы | СЛАЙД 7-8 Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы СЛАЙД 9 | – Звук [ы] на письме обозна-чается гласной буквой ы. Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы – Все мы знать ее должны. – Найдите букву ы на «ленте букв». – На что похожа буква ы? – Выложите букву ы из прово-локи. | Находят букву ы на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из проволоки делают букву ы | Находят букву ы на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | «Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление) | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Работа с рисунком (учебник, с. 32) | СЛАЙД 10 Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с рисунком | – Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть звук [ы]. | – Мыши, сыр, часы | Слышат звук [ы] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове | Фронтальный. Устные ответы, правильно читают |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа со стихотворениями (учебник, с. 32, 33). Дифференциро-ванное задание | Коллективная. Словесный. Чтение, беседа | – О какой букве идет речь в стихотворении? (с. 32) – Что вы узнали о ней? – Прочитайте стихотворение В. Берестова (с. 33) – Найдите слоги со звуком [ы]. – Дома выучите стихотворение | – Буква ы не бывает заглавной, в слове может стоять в середине и конце, обозначает твердость предшествующего согласного звука. – ны, -ры, -вы. | Приводят примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делают вывод (под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Узнают новую букву в тексте | |
2. Работа с пословицей | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». – Какие обязанности есть у ученика? | Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя | Формулируют (под руководством учителя) обязанности ученика на основе осознания собственного учебного опыта. Делают вывод: учение – это труд. | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Мы походим на носочках, А потом на пяточках, Пойдем мягко, как лисята. И, как мишка косолапый, И, как заинька трусишка Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. Ёжик сладко потянулся, Наконец-таки проснулся. Захотелось поиграть Всех ребят пересчитать | Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Работа с «лентой букв» | Индивидуальная. Словесный. Беседа СЛАЙДЫ 11-12 СЛАЙД 13 | 1.-Как произносим согласный с Ы? – Где на «ленте букв» располо-жена буква ы? -Почему? | – На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная | Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Характеризуют особенности буквы ы и звука [ы] | Индивидуальный. Характеристика буквы ы и звука [ы] |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понрави-лось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навы-ки помогали нам сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
kopilkaurokov.ru
Конспект урока на тему "Звук и буква ы"
Грамота
Дата:15.10.15г.
Тема: Звук и буква ы. Письмо буквы ы. Цели урока: знакомство с новым звуком и буквой; развитие речи учащихся, мышления, логики, развитие мелких мышц руки; воспитание бережного отношения к учебным материалам.
Ход урока
I. Организационный момент
Громко прозвенел звонок,Начинается урок.Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты,Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем!
II. Актуализация опорных знаний
-На какие 2 группы делятся буквы в алфавите.
-Чем отличаются звуки от букв?
-Из чего состоит предложение? Что такое предложение?
-Давайте составим предложения:
осень, птица, юг;
мама, магазин, молоко;
Марина, книга, школа.
III. Знакомство со звуком [ы] и буквой ы
1. Загадки
У родителей и детокВся одежда из монеток. | |
Под полом таится,Кошки боится. |
Что любит мышка? |
Золотая головаВелика, тяжела.Золотая головаОтдохнуть прилегла.Голова велика,Только шея тонка. |
2. Работа над выделением звука
– Рассмотрите внимательно рисунки. Давайте их озвучим. Что объединяет их?
(Звук [ы], когда мы говорим, мы произносим звуки.)
Вот топор. Полено рядом.Получилось то, что надоПолучилась буква ЫВсе вы знать её должны
3. Работа с рисунками
– Рассмотрите рисунок.
– Что это?
– Сколько гласных звуков?
– Сколько слогов?
– Почему?
– Обозначим этот гласный звук на схеме.
– Дайте характеристику.
– Характеристика других звуков.
– Рассмотрите рисунок.
– Что это?
– Сколько гласных звуков?
– Сколько слогов?
– Почему?
– Обозначим эти гласные звуки на схеме.
– Характеристика.
– Характеристика других звуков.
– Ударение.
ы – дает [ы] – он гласный, может быть ударным или безударным.
Физкультминутка
Буратино потянулся,Раз – нагнулся,Два – нагнулся,Три – нагнулся.Руки в сторону развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.
IV. Работа по «Букварю»
Чтение слогов.
ыааыоыыоаыиыаоыои | ырыгытыпрыгытыпы | рыргыгтытпыптрыпрырып |
– Как произносятся согласные звуки перед звуком [ы]?
– А какой гласный звук дает мягкость согласного?
VI. Первичное закрепление
– Кто это? (Мышь.)
– Какие звуки произносит мышка?
– А человек?
– А еще на какие две группы можно разбить наши звуки?
– Гласные?
– Согласные?
– Дать характеристику.
1. Чтение пар слов
– Что такое тропа? (Небольшая дорога.)
– Чем различаются эти слова? (Тропа – это одна, тропы – это много.)
– Какой буквой заканчиваются слова, обозначающие один предмет?
– А слова, обозначающие много предметов?
– Первое слово обозначает один предмет, т.е. стоит в ед.ч.
– А второе слово обозначает много предметов, т.е. стоит во мн.ч.
2. Составление предложений со словами
парта – парты
торт – торты
– Прочитайте еще раз слова, которые обозначают много предметов.
– Какие буквы стоят в словах множественного числа на конце? (ы и)
– Подчеркните их.
Физкультминутка
Работа в Прописи №1
– Звук [ы] обозначается буквой ы.
– Давайте напечатаем эту букву:
ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы
– Вспомните и назовите слово с буквой ы.
Игра “Найди пару”
Лиса, карандаши, жирафы, этаж, мама, мячи, окно.
VII. Итог урока
-С какой буквой познакомились. Почему поместили букву Ы на красный фон ленты букв?
– Назовите все изученные гласные звуки.
– Перед какими гласными согласные звуки произносятся мягко, а перед какими твердо?
– Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе?
– Приведите примеры.
kopilkaurokov.ru
Урок "Обучение грамоты" 1 класс "Звук [ы]. Буква Ы ы. Работа над скороговоркой. Написание строчной буквы ы"
Средняя общеобразовательная школа № 3
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Д/О № 28 И
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ТЕМА: «Звук [ы]. Буква Ы ы.
Работа над скороговоркой.
Написание строчной буквы ы».
Провела: учитель начальных классов
высшей категории СОШ № 3
Огай Е.А.
Уральск. 2016 год.
Предмет: Обучение грамотеРаздел долгосрочного плана: Моя школа
Школа: СОШ № 3
Дата: 27.10.2016 год
ФИО учителя: Огай Е.А.
Класс: 1 «А»
Количество присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока
Звук [ы]. Буква Ы ы. Работа над скороговоркой. Написание строчной буквы ы
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
1.1.9.1 выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие)
1.1.9.2 понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове
1.2.1.2 использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение)
1.2.9.1 распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком
1.3.8.1 писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме
Цели урока
Критерии успеха.
Все учащиеся смогут: Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук [ы] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Узнавать, сравнивать и различать печатную и письменную букву ы.
Большинство учащихся смогут: Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [ы] гласный. Слышать звук [ы] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [ы] в середине, конце слова. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Работать в группе, в паре. Отвечать по очереди, произносить слова отчетливо, внимательно слушать ответы каждого члена группы, контролировать и оценивать правильность ответов.
Некоторые учащиеся смогут: Находить слова с буквой ы в текстах на страницах учебника. Выполнять задания определенного уровня. Выполнять звуко-буквенный анализ слов без помощи учителя.
Языковая цель.
Трехъязычие: повторение.
Основные термины и словосочетания: Слово, слог, звук, буква, предложение, текст, рассказ. Вопросы для обсуждения: Что узнали нового на уроке?
Развитие навыков
Привитие ценностей
1.9 Ориентирование в звуковой форме слова
2.1 Использование видов чтения
2.9 Ориентирование в графической форме слова
3.8 Соблюдение графических и каллиграфических норм
Межпредметные связи
С художественным трудом для развития мелкой моторики рук через раскрашивание, рисование, штриховку в разных направлениях, с математикой, с познанием мира.
Навыки использования ИКТ
осваивает модели учебной деятельности
Предварительные знания
Слово, слоги, ударение, схема слов, звуки речи, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки, буквы: Аа, Уу, Ии, Оо.
Ход урока
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
Создание положительного эмоционального настроя.
- Вы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно.
Пусть этот день несет вам радость общения,Наполнит сердце благородными чувствами.
Приветствие учеников:
- Здравствуйте! Слово какое чудесное.
Красивое, доброе, чуточку нежное.
- Здравствуйте! Скажем мы новому дню. – Здравствуйте! Скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем людям и нам!
- Посмотрите на ваши листы самооценивания, за что вы будете себя оценивать?
-На какие две группы делятся звуки?-Чем отличаются гласные от согласных?Актуализация опорных знаний.
Продолжите предложения.
-Звуки мы… -Буквы мы …-Молодцы, и сейчас мы поучимся правильно произносить звуки
Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка. - Как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…) - Как звенит комарик? (З-з-з…) - «Надуйте» воздушный шарик (Ф-ф-ф…) - Как шарик выпускает воздух (С-с-с…) - Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)
- Как пыхтит тесто? ( Пых-пых-пых!)
- Как вы думаете, какую букву мы будем изучать сегодня? Поставьте на урок цели.
- А теперь послушайте мои цели и скажите, какие совпали.
Музыкальное
сопровождение Карточки звуков для каждого ученика
Середина урока
Работа над новой темой. Работа по учебнику.
Рассматривают букву Ы. - На что похожа буква ы? Посмотрите, какая она.
- Сравните прописную и печатную букву ы.-Чем они похожи? Чем отличаются?
Однажды букве Ы стали задавать вопросы, а она на них отвечала, во всех этих словах был слышен звук Ы. Догадайтесь, какие это слова:
- Что ты любишь кушать? Сыр
- Каких животных ты знаешь? Мышь, крыса
- Чем ты моешься дома? Мылом
- Чем ты любишь заниматься? Прыжками, лыжами
- Какие растения ты знаешь? Дыня, тыква
Почему буква Ы использовала именно эти слова –ответы? - Дайте характеристику звуку ы. Определите место буквы Ы на ленте букв.
Работа в группах
Каждой группе даётся картинка предмета (cм.ниже) (аисты, тыквы, дыня, рыба, бык), которую не показывают другим группам. Группе надо составить схему этого слова, прикрепить её на доску, и описать этот предмет, не называя его. Члены других групп отгадывают предмет.
Оцените себя те, кто отвечал.
- Какие слова отличаются от других? Почему? Какая буква появляется в слове, если оно обозначает много предметов?
Работа в прописи.
Задание № 2. Работа со схемами слов «аисты, тыквы» - разукрасьте схемы слов.
- Что это за звук? (Гласный) Докажите.
(П) Работа по учебнику.
Работа над правилом стр. 102.
- Расскажите правило друг другу: Буква Ы обозначает гласный звук [ы].
(И) Задание № 5. Учащиеся отрабатывают навык чтения буквы Ы. Читают вместе. Повторяют буквы. Читают быстро.
Динамическая пауза «Две руки»
Работа в прописи.
Задание № 1. Рассматривание образца строчной буквы ы.
Между какими линиями рабочей строки она располагается?
Из каких элементов состоит буква ы?
Письмо элементов буквы на линиях с частой наклонной линией. Сравнение с образцом. Тренировка в написании буквы на третьей строчке.
- Назови слова, в которых звук [ы] есть в середине, в конце слова, в начале. (Учащиеся приходят к выводу, что нет слов, которые начинаются на букву ы, читают стихотворение в прописи и обводят изученные буквы.)
- Какие буквы вы умеете писать уже?
Работа по учебнику.
Задание № 6. Отгадывание ребусов.
- Выложите слово дым. Какую букву надо заменить? Что получилось? Дым-дом
- Выложите слово сыр. Какую букву добавим? Какую уберём? Какое слово получилось? Сыр - осы
Карточки с буквами
Пропись
Учебник
Конверты с картинками
Конец урока
Итог урока. Рефлексия.
- Вспомните цели урока.
- Мы смогли их достичь?
Эмоциональная рефлексия.
«Пушистики»
Прием «Плюс - минус - интересно».
Учащихся делю по рядам на «+», «-», «интересно». Дети высказывают свое мнение по желанию: первый ряд указывает на положительные моменты урока, второй ряд - отрицательные моменты, третий ряд - что было интересно.
Подсчитайте свои плюсы и запишите число. У кого меньше пяти? У кого от пяти до десяти? У кого от десяти до 20? У кого больше 20?
- Вы все молодцы, но, а те, кто выходит в лидеры получает от меня цветочки на пропись.
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и соблюдение техники безопасности
Дифференцированные задания на начальном этапе урока и на этапе рефлексии.
Ответы детей на вопросы по материалу урока. Наблюдая за работой учащихся в группе, их самостоятельной работой.
Задавая вопросы по ходу урока, после знакомства с рассказом.
Просматривая работы учащихся в тетради. Анализируя результаты рефлексии учеников. (Музыкальная рефлексия)
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
ЦО взяты из учебного плана, конкретные, реалистичные и достижимые.
При контроле за временем выдержаны все этапы урока.
Все учащиеся достигли цели обучения.
Использованная на уроке дифференциация показала эффективность ее использования.
Отступлений и изменений в плане не было.
Общая оценка. Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что я выявила за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
Лист моих достижений
infourok.ru
Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готов-ности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка | СЛАЙДЫ 2-4 Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка, скороговорка | 1.-Повторение изученных букв. 2.– Как жужжит пчела, шмель? – Как звенит комарик? – Как пыхтит тесто? – «Надуйте» воздушный шарик. – Как шарик выпускает воздух? – Как шипит змея? | – Ж-ж-ж… – З-з-з… – Пых-пых-пых! – Ф-ф-ф… – С-с-с... – Ш-ш-ш… | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа СЛАЙД 5 | ( показ одного шара и несколь-ко шаров) – Что у меня в левой руке? - В правой руке? – Установите сходство и различие слов: шар, шары. – Произнесите слова: шар, шары. -Чем второе слово отличается от первого? -Что будем изучать на уроке? Сейчас узнаем какие приклю-чения произошли с бувой Ы. | Рассматривают шары. – Шар. – Шары. – Сходство: один и тот же предмет; различие: количество предметов. – Звук [ы] | Наблюдают за изменением формы слова (шар – шары). Устанавливают сходство и различие слов. Принимают учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слов шар, шары (учебник, с. 33) | Фронтальная. Словесный, практический. Работа со схемой, беседа СЛАЙД 6 | – Рассмотрите схемы слов шар, шары, проведите слого-звуко-вой анализ. – Звук [ы] выделяется протяж-ным произнесением из слияния ры. Это гласный звук. | Слого-звуковой анализ слов шар, шары. Наблюдают за произнесением звука [ы], делают вывод | Выделяют звук [ы] в процессе слого-звукового анализа. Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы]. Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный | Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ |
2. Знакомство с буквой ы | СЛАЙД 7-8 Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы СЛАЙД 9 | – Звук [ы] на письме обозна-чается гласной буквой ы. Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы – Все мы знать ее должны. – Найдите букву ы на «ленте букв». – На что похожа буква ы? – Выложите букву ы из прово-локи. | Находят букву ы на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из проволоки делают букву ы | Находят букву ы на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | «Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление) | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Работа с рисунком (учебник, с. 32) | СЛАЙД 10 Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с рисунком | – Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть звук [ы]. | – Мыши, сыр, часы | Слышат звук [ы] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове | Фронтальный. Устные ответы, правильно читают |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа со стихотворениями (учебник, с. 32, 33). Дифференциро-ванное задание | Коллективная. Словесный. Чтение, беседа | – О какой букве идет речь в стихотворении? (с. 32) – Что вы узнали о ней? – Прочитайте стихотворение В. Берестова (с. 33) – Найдите слоги со звуком [ы]. – Дома выучите стихотворение | – Буква ы не бывает заглавной, в слове может стоять в середине и конце, обозначает твердость предшествующего согласного звука. – ны, -ры, -вы. | Приводят примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делают вывод (под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Узнают новую букву в тексте | |
2. Работа с пословицей | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». – Какие обязанности есть у ученика? | Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя | Формулируют (под руководством учителя) обязанности ученика на основе осознания собственного учебного опыта. Делают вывод: учение – это труд. | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Мы походим на носочках, А потом на пяточках, Пойдем мягко, как лисята. И, как мишка косолапый, И, как заинька трусишка Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. Ёжик сладко потянулся, Наконец-таки проснулся. Захотелось поиграть Всех ребят пересчитать | Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Работа с «лентой букв» | Индивидуальная. Словесный. Беседа СЛАЙДЫ 11-12 СЛАЙД 13 | 1.-Как произносим согласный с Ы? – Где на «ленте букв» располо-жена буква ы? -Почему? | – На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная | Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Характеризуют особенности буквы ы и звука [ы] | Индивидуальный. Характеристика буквы ы и звука [ы] |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понрави-лось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навы-ки помогали нам сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
doc4web.ru