Конспект урока по информатике в 8-ом классе «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации». Измерение информации конспект урока по информатике 8 класс
Решение N=32 I=K∙I 2i = N, 2i=32, 2i = 25, i=5 К=30 I= 30*5=150 бит I-? Ответ: 150 бит | |
Задача 2 Книга, набранная с помощью компьютера содержит 150 страниц; на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге? | Мощность компьютерного алфавита равна 256. Один символ несет 1 байт информации. Значит, страница содержит 40*60=2400 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах): 2 400*150=360 000 байт; 360 000/1024=351,5625Кб; 351,5625/1024=0,34332275Мб |
Задача 3 Выразите: 3Кб в байтах и битах | (3*1024байт = 3072байт*8 = 24576 бит) |
2. Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт? | |
3. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если его объём составил 1/16 часть Мегабайта? | |
4. Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита? | |
5. Два сообщения содержат одинаковое количество символов. Количество информации в первом тексте в 1,5 раза больше, чем во втором. Сколько символов содержат алфавиты, с помощью которых записаны сообщения, если известно, что число символов в каждом алфавите не превышает 10 и на каждый символ приходится целое число битов? | |
doc4web.ru
Конспект урока в 8 классе "Алфавитный подход к измерению информации"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сугушлинская основная общеобразовательная школа
Лениногорского муниципального района
Конспект урока по информатике в 8 классе
"Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации".
подготовила
учитель информатики и математики
Вафина Лейсан Александровна
Лениногорск 2015
Урок информатики в 8 классе по теме: "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации".
Цель:
Сформировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации.
научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения
Задачи:
- обучающие – дать понятие количества информации, познакомить с алфавитным подходом при определении количества информации, познакомить с единицами измерения информации, научить вычислять информационный объем сообщения
развивающие – развивать коммуникативные навыки; навыки самостоятельной работы; развивать образное, критическое мышление
воспитательные – формирование навыков ИКТ-компетентности; повышение мотивации учащихся на уроке, воспитывать самостоятельность в учебной деятельности, ответственность за принятие решений
Тип урока: Комбинированный. Урок получения и закрепления новых знаний с использованием ЭОР.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
План урока:
Организационный момент – 1 мин
Актуализация опорных знаний – 5 мин
Изучение нового материала – 15 мин
Первичное закрепление 6 мин
Контроль изученного – 14 мин
Домашнее задание – 2 мин
Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия – 2 мин
Ход урока:
1. Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке информатики. Тема нашего урока «Единицы измерения информации. Алфавитный подход к измерению информации». Запишите ее в тетрадь. Итак, начнем урок с проверки домашнего задания.
2. Актуализация знаний
Вопросы к классу:
Что понимают под информацией?
Какие виды представления информации в компьютере вы знаете?
Что такое код и кодирование информации?
Что такое алфавит языка?
Что такое мощность алфавита?
Какие символы могут входить в двоичный алфавит?
3. Изучение нового материала.
Как же оценить количество получаемой информации?
Мотивация учащихся. Демонстрация видеофрагмента.
Вокруг нас везде и всюду происходят информационные обмены. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства, органы человека или животного и т.д. во всех этих случаях передача информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют определенные смысловые символы, т.е. такие сигналы кодируют последовательности знаков — букв, цифр, кодов цвета точек и т.д. С этой точки зрения рассматривается другой подход к измерению информации - алфавитный.
Просмотр видеофрагмента. Запись основных понятий в тетрадь.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf
При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы. Проще всего разобраться в этом на примере текста, написанного на каком-нибудь языке. Для нас удобнее, чтобы это был русский язык. Все множество используемых в языке символов будем традиционно называть алфавитом. Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также следует включить и пробел, т.е. пропуск между словами.
Алфавит - множество символов, используемых при записи текста.
Мощность (размер) алфавита - полное количество символов в алфавите.
Будем обозначать эту величину буквой N.
i - количество информации, которое несет один символ в тексте (информационный вес символа).
К – количество символов в тексте, включая пробелы и знаки препинания.
Чтобы найти количество информации во всем тексте, нужно посчитать число символов в нем и умножить на i.При алфавитном подходе к измерению информации количество информации зависит не от содержания, а от размера текста и мощности алфавита.
Таким образом, алфавитный подход к измерению информации можно изобразить в виде таблицы. На экране демонстрируется плакат – презентация.
При использовании двоичной системы (алфавит состоит из двух знаков: 0 и 1) каждый двоичный знак несет 1 бит информации.
Применение алфавитного подхода удобно, прежде всего, при использовании технических средств работы с информацией.
4.Первичное закрепление.
Задача 1 Сообщение, записанное буквами из 32-х символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объем информации оно несёт? | Решение N=32 I=K∙I 2i = N, 2i=32, 2i = 25, i=5 К=30 I= 30*5=150 бит I-? Ответ: 150 бит |
Задача 2 Книга, набранная с помощью компьютера содержит 150 страниц; на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге? | Мощность компьютерного алфавита равна 256. Один символ несет 1 байт информации. Значит, страница содержит 40*60=2400 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах): 2 400*150=360 000 байт; 360 000/1024=351,5625Кб; 351,5625/1024=0,34332275Мб |
Задача 3 Выразите: 3Кб в байтах и битах | (3*1024байт = 3072байт*8 = 24576 бит) |
Самоконтроль по теме
Учащиеся выполняют тест на ПК, задают вопросы учителю по выполнению данного теста.
Домашнее задание
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/view/
(Выполненные задания учащиеся присылают на e-mail учителя).
Домашнее задание
Тема: Измерение информации
1. Алфавит племени Мульти состоит из 32 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита? |
2. Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт? |
3. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если его объём составил 1/16 часть Мегабайта? |
4. Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита? |
5. Два сообщения содержат одинаковое количество символов. Количество информации в первом тексте в 1,5 раза больше, чем во втором. Сколько символов содержат алфавиты, с помощью которых записаны сообщения, если известно, что число символов в каждом алфавите не превышает 10 и на каждый символ приходится целое число битов? |
Подведение итогов.
Таким образом:
Наиболее объективным методом измерения информации является алфавитный подход.
Информативность сообщения зависит от мощности используемого алфавита
При измерении информации рассматриваются объекты окружающего мира, описанные языковыми средствами.
Учитель подводит итоги урока совместно с учащимися, выставляет оценки
multiurok.ru
Конспект урока информатики в 8 классе "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"
Здесь Вы можете скачать Конспект урока информатики в 8 классе "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации" для предмета : Информатика. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Большеокуловская средняя общеобразовательная школа
Навашинского района Нижегородской области
Конспект урока по информатике в 8 классе"Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации".
подготовила
учитель информатики и математики
Нурибекова Ирина Александровна
Большое Окулово 2013
Урок информатики в 8 классе по теме: "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации".
Цель:
-
Сформировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации.
-
научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения
Задачи:
-
- обучающие – дать понятие количества информации, познакомить с алфавитным подходом при определении количества информации, познакомить с единицами измерения информации, научить вычислять информационный объем сообщения
-
развивающие – развивать коммуникативные навыки; навыки самостоятельной работы; развивать образное, критическое мышление
-
воспитательные – формирование навыков ИКТ-компетентности; повышение мотивации учащихся на уроке, воспитывать самостоятельность в учебной деятельности, ответственность за принятие решений
Тип урока: Комбинированный. Урок получения и закрепления новых знаний с использованием ЭОР.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование
-
Персональный компьютер
-
Мультимедийный проектор
План урока:
-
Организационный момент – 1 мин
-
Актуализация опорных знаний – 5 мин
-
Изучение нового материала – 15 мин
-
Первичное закрепление 6 мин
-
Контроль изученного – 14 мин
-
Домашнее задание – 2 мин
-
Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия – 2 мин
Ход урока:
1. Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке информатики. Тема нашего урока «Единицы измерения информации. Алфавитный подход к измерению информации». Запишите ее в тетрадь. Итак, начнем урок с проверки домашнего задания.
2. Актуализация знаний
Вопросы к классу:
-
Что понимают под информацией?
-
Какие виды представления информации в компьютере вы знаете?
-
Что такое код и кодирование информации?
-
Что такое алфавит языка?
-
Что такое мощность алфавита?
-
Какие символы могут входить в двоичный алфавит?
3. Изучение нового материала.
Как же оценить количество получаемой информации?
Мотивация учащихся. Демонстрация видеофрагмента.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/572550fc-9e6c-4b45-ab87-8870fd442c74/%5BINF_026%5D_%5BAM_12%5D.swf
Вокруг нас везде и всюду происходят информационные обмены. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства, органы человека или животного и т.д. во всех этих случаях передача информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют определенные смысловые символы, т.е. такие сигналы кодируют последовательности знаков — букв, цифр, кодов цвета точек и т.д. С этой точки зрения рассматривается другой подход к измерению информации - алфавитный.
Просмотр видеофрагмента. Запись основных понятий в тетрадь.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf
При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы. Проще всего разобраться в этом на примере текста, написанного на каком-нибудь языке. Для нас удобнее, чтобы это был русский язык. Все множество используемых в языке символов будем традиционно называть алфавитом. Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также следует включить и пробел, т.е. пропуск между словами.
Алфавит - множество символов, используемых при записи текста.
Мощность (размер) алфавита - полное количество символов в алфавите.
Будем обозначать эту величину буквой N.
i - количество информации, которое несет один символ в тексте (информационный вес символа).
К – количество символов в тексте, включая пробелы и знаки препинания.
Чтобы найти количество информации во всем тексте, нужно посчитать число символов в нем и умножить на i.При алфавитном подходе к измерению информации количество информации зависит не от содержания, а от размера текста и мощности алфавита.
Таким образом, алфавитный подход к измерению информации можно изобразить в виде таблицы. На экране демонстрируется плакат – презентация.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/?interface=themcol&class=50&subject=19
При использовании двоичной системы (алфавит состоит из двух знаков: 0 и 1) каждый двоичный знак несет 1 бит информации.
Применение алфавитного подхода удобно, прежде всего, при использовании технических средств работы с информацией.
4.Первичное закрепление.
Решение N=32 I=K∙I 2i = N, 2i=32, 2i = 25, i=5 К=30 I= 30*5=150 бит I-? Ответ: 150 бит | |
Задача 2 Книга, набранная с помощью компьютера содержит 150 страниц; на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге? | Мощность компьютерного алфавита равна 256. Один символ несет 1 байт информации. Значит, страница содержит 40*60=2400 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах): 2 400*150=360 000 байт; 360 000/1024=351,5625Кб; 351,5625/1024=0,34332275Мб |
Задача 3 Выразите: 3Кб в байтах и битах | (3*1024байт = 3072байт*8 = 24576 бит) |
-
Самоконтроль по теме
Учащиеся выполняют тест на ПК, задают вопросы учителю по выполнению данного теста.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/?sort=order&interface=themcol&class=50&subject=19&rubric_id[]=75344&rubric_id[]=75298
-
Домашнее задание
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/view/
(Выполненные задания учащиеся присылают на e-mail учителя).
Домашнее задание
Тема: Измерение информации
2. Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт? |
3. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если его объём составил 1/16 часть Мегабайта? |
4. Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита? |
5. Два сообщения содержат одинаковое количество символов. Количество информации в первом тексте в 1,5 раза больше, чем во втором. Сколько символов содержат алфавиты, с помощью которых записаны сообщения, если известно, что число символов в каждом алфавите не превышает 10 и на каждый символ приходится целое число битов? |
-
Подведение итогов.
Таким образом:
-
Наиболее объективным методом измерения информации является алфавитный подход.
-
Информативность сообщения зависит от мощности используемого алфавита
-
При измерении информации рассматриваются объекты окружающего мира, описанные языковыми средствами.
Учитель подводит итоги урока совместно с учащимися, выставляет оценки.
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/572550fc-9e6c-4b45-ab87-8870fd442c74/%5BINF_026%5D_%5BAM_12%5D.swf
2.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf
3.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/?interface=themcol&class=50&subject=19
4.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/?sort=order&interface=themcol&class=50&subject=19&rubric_id[]=75344&rubric_id[]=75298
5.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/view/
docbase.org
Содержательный и алфавитный подходы к определению количества информации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области
Краснозерская средняя общеобразовательная школа № 1
Конспект урока по информатике и ИКТ
Тема урока: «Содержательный и алфавитный подходы к определению количества информации»
8 класс
Разработала: Пасенко Е.В., учитель информатики и ИКТ
Краснозерское 2014
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Содержательный и алфавитный подходы к определению количества информации
ФИО (полностью)
Пасенко Елена Валерьевна
Место работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснозерская средняя общеобразовательная школа № 1
Должность
Учитель информатики
Предмет
Информатика и ИКТ
Класс
8
Тема урока в теме
Алфавитный подход к определению количества информации №3
Базовый учебник
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8 класс: Учебник.- М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012.- 178 с. : ил.;
Цель урока: Познакомить учащихся с алфавитным подходом к измерению количества информации.
9. Задачи:
Закрепить знания о содержательном подходе к определению количества информации;
Закрепить знания об единицы измерения информации и соотношениях между ними;
познакомить учащихся с алфавитным подходом к измерению количества информации;
научить вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита и представлять его в различных единицах измерения.
развивать элементы логического мышления: обобщение, сравнение, аналогия, синтез;
развивать коммуникативные навыки; навыки самостоятельной работы.
формирование навыков ИКТ - компетентности;
повышение мотивации учащихся на уроке.
достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися, самопроверки.
Тип урока: Комбинированный урок. Урок получения и закрепления новых знаний с использованием ЭОР.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, соревнования.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием № Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Организационный момент
Презентация - №1
Приветствие детей. Объявление плана урока. Демонстрация презентации на интерактивной доске.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
-Сегодняшний урок мы с вами посвятим XXII Зимней Олимпиаде, которая проходила в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года. (Слайд 1-2) Во время урока мы вспомним некоторые моменты Олимпиады, а так же разберем задачи на определение количества информации.
-Чтобы попасть на Олимпиаду нам нужно предъявить документы. А что на уроке является документом?
- А в журнал вам за что ставятся оценки?
- На прошлом уроке мы с вами изучали содержательный подход к измерению количества информации и знания по этой теме вам необходимо продемонстрировать. (Слайд 3) А проверят ваши знания талисманы XXII Зимних Олимпийских игр 2014. (Слайд 4)
- Белый медведь Полюс.
- Белый леопард Барсик.
- Белый зайка Стрелка.
Дети приветствуют учителя и присаживаются за парты.
Отвечают на вопросы учителя
- Журнал.
- За знания.
Записывают дату, тему.
3
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
ТЕСТ_8_класс – №2 (Задания в Лого Мирах)
Учитель организует индивидуальную работу обучающихся за компьютером (тестовая работа по изученному материалу), отвечает на вопросы детей.
- Ребята, присаживайте за компьютеры, на рабочем столе откройте файл ТЕСТ_8_класс. В первой части теста вам нужно выбрать из предложенных вариантов ответов, а во второй части посчитать количество информации, и вписать ответ в диалоговое окно, без единиц измерения. Решения задач записывайте в тетрадь. Удачи, ребята. (Тест можно открыть с помощью презентации на интерактивной доске и наглядно объяснить детям, как в нем работать, затем закрыть, не пролистывая задания.)
Учащиеся пересаживаются за компьютеры, отвечают на вопросы теста, повторяя основные моменты прошлого занятия. Если возникают трудности, задают вопросы учителю.
10
Изучение нового материала
ЭОР №3 ( Алфавитный подход к определению количества информации.)
Учитель объясняет новый материал, сопровождая объяснение демонстрацией ЭОР №3 и №1
- Вы научились определять количество информации, которое содержится в сообщениях, уменьшающих неопределенность наших знаний.
- Как называется такой подход к информации? Запишите на доске изученную нами формулу.
Для нас количество информации зависит от ее содержания, понятности и новизны. То есть, мы рассматривали информацию с позиции человека. Попробуйте подсчитать количество информации, полученной в результате прочтения нового для вас параграфа в учебнике! Сделать это невозможно, хотя фактом является то, что информация получена. Также любое техническое устройство не воспринимает содержание информации, поэтому в вычислительной технике используется другой подход к измерению информации – алфавитный. Каким образом в этом случае можно найти количество информации?
При алфавитном подходе рассматривается запись сообщения с помощью какой-либо знаковой системы (слайд 5). Пусть алфавит знаковой системы состоит из N символов (слайд 6). Представим, что передать нужно всего один символ (это может быть один из N символов). Опять возникает неопределённость. Значит, количество информации, которое несёт сообщение, равное одному знаку, определяется соотношением:
С помощью этой формулы можно определить количество информации, которое несёт знак в двоичной знаковой системе:
(Учитель читает задание, ребята записывают решение на доске и в тетрадь, затем учитель выводит решение на интерактивной доске.)
Пример 1:
Алфавит двоичной знаковой системы состоит из двух знаков (0,1), поэтому N=2, =>
2=2I => 21=2I => I = 1 бит
Т.О. в двоичной знаковой системе знак несёт 1 бит информации (слайд 6).
Информационная ёмкость знака
двоичной знаковой системы
Пример 2:Пусть передаётся простое арифметическое выражение. Алфавит арифметических выражений состоит из 16 знаков:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, +, -, *, /, (, ) . N=16, => 16=24 =>24 = 2I => I = 4 бит.
Один знак арифметического выражения несёт 4 бита информации (слайд 6).
Пример 3:
Пусть сообщение записано русскими буквами. Алфавит русского языка состоит из 32 знаков(исключая ё) N=32, => 32=25 =>25 = 2I => I = 5 бит.
Один знак русского алфавита несёт 5 бит информации (слайд 6).
Учащиеся слушают объяснение нового материала, задают вопросы.
- Содержательный
Записывают формулу в тетрадь, используя ЭОР №3 и №1 ( на интерактивной доске)
15
Закрепление нового материала
Учитель предлагает примерно оценить количество символов в компьютерном алфавите.
-Какие символы использует компьютер?
а – я
А – Я
a – z
A – Z
0 – 9
!@#$%^&*()_-+»№;|/\:?,.”=
всего
33
33
26
26
10
25
153
-Количество информации может быть только целым числом.Выбрать число 128 нельзя, так как часть необходимых символов будет потеряна, значит, ближайшее допустимое количество символов 256. Тогда каков информационный вес компьютерного символа?
(решают) i = 8 бит.
Рассуждают. Решают на доске и в тетради.
5
Физминутка
Учитель объясняет и демонстрирует несложные упражнения
Учащиеся выполняют упражнения
2
Закрепление- знаний, умений и навыков.
задачи_8_ кл_1 - №4 (Задания в Лого Мирах) и задачи_8_ кл_2 - №5 (Задания в Лого Мирах) Тренировочные задания
Учитель демонстрирует задания, объясняет, как их решать.
- Попробуем разобрать решения нескольких задач. Работа аналогичная той, что вы делали в начале урока. Если все задачи будут решены, верно, то программа выведет на экран фамилию олимпийского чемпиона Сочи 2014 и информацию о его достижениях.
-Решения задач записывайте в тетрадь.
Предлагает учащимся выполнить тренировочную групповую работу. Во время выполнения задания учитель отвечает на вопросы учащихся.
Сейчас разделимся на группы по 4 человека и выполним такое же задание. На рабочем столе откройте файл задачи_8_ кл_2. Победит та команда, которая верно и быстрее выполнит задание. Удачи ребята!
Смотрят на интерактивную доску, записывают задачи на доске и в тетрадь.
Самостоятельно выполняют тренировочный вариант задач
12
Рефлексия,
Итоги урока.
Выясняет проблемы в ознакомлении и усвоении нового материала учащимися
Выставляет оценки за урок.
-Сдаем тетради.
Ребята говорят о трудностях, возникших у них во время урока, рисуют в тетради один из предложенных смайликов.
2
Домашнее задание
Учитель задает домашнее задание.
-записываем домашнее задание: параграф 1.3.3 стр. 30-32, задания для самостоятельного выполнения – письменно.
До свидания.
Записывают домашнее задание в дневники.
1
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (презентация, тест, и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Презентация к уроку по теме Содержательный и алфавитный подходы к измерению количества информации.
П
Презентация
Презентация
2.
Алфавитный подход к определению количества информации.
П
Презентация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&
3.
Тренировочный тест по теме «Содержательный подход к измерению количества информации»
Т
Тренировочный тест
(Задания в Лого Мирах)
ТЕСТ_8_класс
4.
Тренировочные задания
Т
Тренировочный тест
(Задания в Лого Мирах)
задачи_8_ кл_1 - №4
5.
Тренировочные задания
Т
Тренировочный тест
(Задания в Лого Мирах)
задачи_8_ кл_2 - №5
Список использованных источников.
Изображения.
infourok.ru
Алфавитный подход к измерению информации
Тема: Алфавитный подход к измерению информации
Информатика и ИКТ / 8 класс
Цель:
Оборудование:
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
что такое «алфавит», «мощность алфавита», «скорость передачи данных»;
производные единицы измерения информации;
как найти количество информации в тексте.
Учащиеся должны уметь:
находить количество информации в тексте;
переводить количество информации в производные.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа Калькулятор.
Основная часть:
Ход урока
I. Постановка целей урока
1. Сколько символов в компьютерном алфавите?
2. Каков объем информации, содержащейся в книге, на аудиокассете, на компакт-диске, в библиотеке?
3. Для передачи информации в объеме 10 учебников можно затратить всего 1 минуту. Как это сделать?
II. Проверка домашнего задания
Задачи уровня знания и понимания проверьте на доске. Задачи уровня применения и творческого уровня проверьте в тетрадях, выберите правильное решение и попросите рассказать решение задачи устно.
III. Изложение нового материала
1. Алфавитный подход к измерению информации
Вы научились определять количество информации, которое содержится в сообщениях, уменьшающих неопределенность наших знаний, т. е. мы рассматривали информацию со своей точки зрения - с позиции человека. Для нас количество информации зависит от ее содержания, понятности и новизны. Например, в опыте по доставанию шара из корзины одинаковое количество информации содержится и в зрительном образе (мы видим красный шар), и во фразе «Красный шар», и в длинной фразе «Я достал красный шар».
Однако любое техническое устройство не воспринимает содержание информации. Здесь не работают «неопределенность знаний» и «вероятность информации». Поэтому в вычислительной технике используется другой подход к измерению информации. Вокруг нас везде и всюду происходят информационные обмены. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства, органы человека или животного и т.д. во всех этих случаях передача информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют определенные смысловые символы, т.е. такие сигналы кодируют последовательности знаков - букв, цифр, кодов цвета точек и т.д. С этой точки зрения рассматривается другой подход к измерению информации - алфавитный.
Каким образом в этом случае можно найти количество информации. Рассмотрим пример.
У нас есть небольшой текст, написанный на русском языке. Он состоит из букв русского алфавита, цифр, знаков препинания. Для простоты будем считать, что символы в тексте присутствуют с одинаковой вероятностью. Множество используемых в тексте символов называется алфавитом. В информатике под алфавитом понимают не только буквы, но и цифры, и знаки препинания, и другие специальные знаки. У алфавита есть размер (полное количество его символов), который называется мощностью алфавита.
Обозначим мощность алфавита через N. Тогда воспользуемся формулой для нахождения количества информации их вероятностного подхода: I = log2N.
Для расчета количества информации по этой формуле нам необходимо найти мощность алфавита N. На самом деле мы уже рассчитывали мощность алфавита, когда рассматривали кодирование текстовой информации (найдите упражнение в уроке 5). Найдем N для нашей задачи.
Пример 1
Найти объём информации, содержащейся в тексте из 3000 символов, написанном русскими буквами.
Решение:
1. Найдем мощность алфавита: N = 33 русских прописных буквы + 33 русских строчных букв + 21 специальный знак = 87 символов.
Подставим в формулу и рассчитаем количество информации:
2. I = log287 = 6,4 бита.
Такое количество информации - информационный объем - несет один символ в русском тексте. Теперь, чтобы найти количество информации во всем тесте, нужно найти общее количество символов в нем и умножить на информационный объем одного символа. Пусть в тексте 3000 символов. Значит: 3. 6,4-3000 =19140 бит.
Теперь дадим задание переводчику перевести этот текст на немецкий язык. Причем так, чтобы в тексте осталось 3000 символов. Содержание текста при этом осталось точно такое же. Поэтому с точки зрения вероятностного подхода количество информации также не изменится, т.е. новых и понятных знаний не прибавилось и не убавилось.
Пример 2
Найти количество информации, содержащейся в немецком тексте с таким же количеством символов.
Решение:
Найдем мощность немецкого алфавита:
1. N = 26 немецких прописных буквы + 26 немецких строчных букв + 21 специальный знак = 73 символа.
Найдем информационный объем одного символа:
2. I = log273 = 6,1 бит. Найдем объем всего текста. 3. 6,1*3000= 18300 бит.
Сравнивая объемы информации русского текста и немецкого, мы видим, что на немецком языке информации меньше, чем на русском. Но ведь содержание не изменилось. Следовательно, при алфавитном подходе к измерению информации ее количество не зависит от содержания, а зависит от мощности алфавита и количества символов в тексте. С точки зрения алфавитного подхода, в толстой книге информации больше, чем в тонкой. При этом содержание книги не учитывается.
Правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода.
1. Найти мощность алфавита - N.
2. Найти информационный объем одного символа - I = log2N.
3. Найти количество символов в сообщении - К. 4. Найти информационный объем всего сообщения — К*I.
Пример 3
Найти объем текста, записанного на языке, алфавит которого содержит 128 символов и 2000 символов в сообщении.
Дано: К = 2000, N = 128.
Найти: Iт - ?
Решение: 1. I = log2N = log2128 = 7 бит - объем одного символа. 2. Iт= I*K = 7-2000 = 14000 бит - объем сообщения.
Ответ: 14000 бит.
2. Другие единицы измерения информации
В компьютере также используется свой алфавит, который можно назвать компьютерным. Количество символов, которое в него входит, равно 256 символов. Это мощность компьютерного алфавита. Также мы выяснили, Что закодировать 256 разных символом можно с помощью 8 бит. 8 бит является настолько характерной величиной, что ей присвоили свое название - байт.
Итак, следующая по величине единица измерения информации - байт. 1 байт = 8 битам.
Используя этот факт можно быстро подсчитать количество информации, содержащееся в компьютерном тексте, т.е. тексте, набранном с помощью компьютера. А, учитывая, что большинство статей, книг, публикаций и т.д. написаны с помощью текстовых редакторов, то таким способом можно найти информационный объем любого сообщения, созданного подобным образом.
Пример 4
Найти информационный объем страницы компьютерного текста. Пояснение: возьмите в качестве примера реальный текст из какой-нибудь учебника без картинок. Расчеты производить приблизительно.
Решение:
1. Найдем информационный объем одного символа: I = log2N, N = 256 I = log2256 = 8 бит = 1 байт.
2. Найдем количество символов на странице. Примерно. ? Как можно это сделать быстро? (Найти количество символов в строке и умножить на количество строк.)
Пояснение: пусть дети выберут произвольную строку и подсчитают количество символов в ней, учитывая все знаки препинания и пробелы. Упростите до целого значения. 40 символов 50 строк = 2000 символов.
3. Найдем информационный объем всей страницы: 2000 • 1 = 2000 байт. Ответ: 2000 байт.
Вывод: дело в том, что информационный объем одного символа несет как раз 1 байт информации. Поэтому достаточно подсчитать количество символов в тексте, которое и даст объем текста в байтах. Например, если в тексте 3000 символов, то его информационный объем равен 3000 байтам. Согласитесь, что байт - маленькая единица измерения информации.
Пример 5
Найти информационный объем небольшой книги в 130 страниц. Пояснение: страницы взять из предыдущей задачи. Решение: 2000 байт • 130 = 260000 байт. Ответ: 260000 байт.
И это информационный объем только одной книги! А если взять объем целой библиотеки? Получится очень большое число.
Для измерения больших объемов информации используют следующие единицы:
1 килобайт = 1 Кб = 210 байт = 1024 байта;
1 мегабайт = 1 Мб = 210 Кб = 1024 Кб;
1 гигабайт = 1 Гб = 210 Мб = 1024 Мб.
Примеры объемов информации.
Страница книги
2,5 Кбайт
Учебник
0,5 Мбайт
БСЭ
120 Мбайт
Газета
150 Кбайт
Черно-белый телевизионный кадр
300 Кбайт
Цветной кадр из трех цветов
1 Мбайт
1,5-часовой цветной художественный фильм
135 Гбайт
В 100 Мб можно уместить:
Страниц текста
50000
Цветных слайдов высочайшего качества
150
Аудиозапись
1,5 часа
Музыкальный фрагмент качества CD-стерео
10 минут
Фильм высокого качества записи
15 секунд
Протоколы операций по банковским счетам
За 1000 лет
Обмен информацией происходит с разной скоростью. Если говорить о людях, то темп речи очень важен для взаимопонимания. Некоторые люди разговаривают очень медленно, другие - наоборот быстро (тараторят). И с теми и с другими иногда слушателю бывает некомфортно. Скорость чтения также у людей бывает разная. Конечно, хорошо обладать высокой скоростью чтения, больше книг можно прочитать. Существуют даже специальные приемы развития высокой скорости чтения. Скорость передачи информации называется скоростью информационного потока и выражается в битах в секунду (бит/с), байтов в секунду (байт/с), Кбайтов в секунду (Кб/с) и т.д.
Скорость чтения и скорость речи можно вычислить. Скорость информационного потока в случае, когда он происходит между техническими устройствами, намного выше, чем между людьми. Прием и передачи информации в этом случае происходит по каналам связи.
К основным характеристикам каналов связи относятся:
максимальная скорость передачи информации по каналу связи называется пропускной способностью канала;
надежность;
стоимость;
резервы развития.
В следующей таблице приведены характеристики некоторых каналов связи.
Тип связи
Скорость передачи данных (Мбит/с)
Помехоустойчивость
Наращиваемость
Электрический кабель:
- витая пара
- коаксиальный кабель
10-100
до 10
Низкая
Высокая
Простоая Проблематичная
Телефонная линия
1-2
Низкая
Без проблем
Оптические светодиоды (Сверхтонкие силиконовые волокна)
10 - 200
Абсолютная
Без проблем
Пояснение: таблицу подготовьте заранее на доске или на бумаге и раздайте детям.
Анализируя эту таблицу, можно сказать, что сегодня предпочтение отдается высокосортному оптоволокну. Информация по таким каналам связи передается в виде светового сигнала, посылаемого лазерным излучателем. Например, при скорости 50 Мбайт/с в течение 1 минуты передается объем информации, равный содержанию 10 школьных учебников.
Завершающая часть:
IV. Закрепление изученного.
№ 1
Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока. Решите задачи:
№ 2
Перевести объем книги из примера 5 в другие единицы измерения.
Решение: 260000/1024 = 253,90625 Кб. 253,90625/1024 = 0, 247955 Мб.
№ 3
Найти х из соотношения: 16х байт = 256 Мбайт.
Решение: 24х байт = 28-220 байт; 24х = 28-220; 24х = 228; 4х = 28; х = 7.
Ответ: х = 7.
V. Итоги урока
Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание
Уровень знания:
1. Как определяется количество информации с алфавитной точки зрения? Выучить правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода.
2. Выучить единицы измерения информации.
Уровень понимания:
1. В чем отличие алфавитного подхода к измерению информации от вероятностного?
2. Выразите:
3 Кбайта в байтах и битах;
81920 бит в байтах и Кбайтах;
3072 Мбайта в Гбайтах и Кбайтах.
3. Мощность некоторого алфавита равна 64 символам. Каким будет объем информации в тексте, состоящем из 100 символов.
Уровень применения: определите свою скорость речи и скорость чтения с точки зрения информатики.
Творческий уровень:
1. Наберите на домашнем компьютере текст, информационный объем которого равен 2400 байт.
2. Наберите на домашнем компьютере текст, содержащий не нулевое количество символов и информационный объем которого равен нулю.
infourok.ru
Конспект урока по информатике в 8-ом классе «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия имени М.Вахитова г. Буинска РТ»
Конспект урока по информатике
в 8-ом классе
«Измерение информации.
Алфавитный подход к измерению информации»
Бадертдинова Айсылу Тальгатовна,
учитель информатики и ИКТ
г. Буинск, 2014 год
Тема: «Измерение информации.
Алфавитный подход к измерению информации»
Информация и информационные процессы (4 час) – 8 класс
Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Роль информации в жизни людей.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Обобщающий урок по теме, самостоятельная работа.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: комбинированный.
Формы учебной работы учащихся:
фронтальная работа,
работа в группах,
индивидуальная работа.
Цели:
образовательные – дать понятие количества информации, познакомить с содержательным и алфавитным подходом при определении количества информации, познакомить с единицами измерения информации, формировать практические навыки по определению количества информации.
развивающие – продолжить формирование научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Информация».
воспитательные – формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе.
Учащиеся должны знать:
что такое “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход в измерении информации”, “содержательный подход в измерении информации”;
как измерить информационный объём;
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт.
Учащиеся должны уметь:
измерять информационный объем текста;
представлять количество полученной информации в различных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах).
Оборудование:
доска,
маркер,
мультимедийная установка,
компьютеры,
стенды с тематической информацией,
Программное обеспечение: PowerPoint,
Электронные уроки по теме «Информация и информационные процессы», «Алфавитный подход к измерению информации»,
Дидактические карточки с домашним заданием.
Основные понятия: алфавит, мощность алфавита, информационный вес символа в алфавите, производные единицы измерения информации.
Ход урока:
1. Организационный этап (приветствие, определение отсутствующих на уроке, готовность учащихся к уроку) (1 мин.)
2. Проверка домашнего задания, активизация знаний (5 мин.)
На дом Вам было задано рассмотреть вопросы и задания на стр. 21.
(ответы на вопросы и задания)
3. Объяснение нового материала (см. мультимедийную презентацию)
(10 мин.)
Здравствуйте. Отметим. Кого нет на уроке.
Проверка Д/З. На дом Вам было задано ответить на вопросы и задания на стр. 21. Кто из вас самый смелый и ответит на первый вопрос?(1-5 вопросов)
Сегодня мы с вами поговорим об измерении информации, т. е. об определении ее количества. (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь – «Измерение информации. Содержательный и алфавитный подход к измерению информации»).
Мы с вами говорили о том, что в основе нашего мира лежат три составляющие – вещество, энергия и информация.
— Можно ли измерить вещество? (можно взвесить, определить длину, найти объем и т.д.)
— Можно ли определить количество энергии? (можно тепловую, электроэнергию и т.д.)
— Но как измерить количество информации?
Количество информации в одном том же сообщении, с точки зрения разных людей, может быть разным. Пример, для человека, не владеющего китайским языком, вывеска на китайском языке не несёт никакой информации. Информативным для человека является то сообщение, которое содержит новые и понятные сведения.
Задание № 1. Определите количество информации с позиции «информативно» или «не информативно».
Столица Республики Татарстан – Казань (не инф., т.к. уже знаем).
Дважды два = четыре (не инф., уже знаем).
Башня Сююмбике также относится к «падающим» башням (как, например, Пизанская башня), так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м. (инф.).
Вывеска на китайском языке. Посмотрите прочитайте, что там написано? (не инф., т.к. непонятно).
Следует отличать понятия информация и информативность.
— Содержит ли учебник химии 8 класса информацию? (да)
— Для кого он будет информативным – для ученика 8 класса или 3 класса? (для ученика 8 класса)
Вывод: количество информации зависит от информативности.
Информативность можно обозначить 1, не информативная информация равна 0. Но это не даёт точного определения количества информации.
Существует 2 подхода при определении количества информации – содержательный и алфавитный. Содержательный применяется для измерения информации, используемой человеком, а алфавитный – компьютером.
Компьютер не понимает смысла информации, поэтому для её измерения нужен другой подход. Информация передаётся с помощью сигналов. Горит зелёный свет – можно переходить улицу, горит красный – стой. Поднял руку на уроке – учитель понял, что ты можешь ответить на его вопрос. В этих примерах сигнал имеет два состояния, их двух вариантов мы выбираем один.
Сообщение содержит информацию, если оно приводит к уменьшению неопределенности наших знаний.
Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений. (Выделенное курсивом учащиеся записывают в тетрадь).
Для количественного выражения любой величины необходимо определить единицу измерения. Например, для измерения длины выбран определенный эталон метр, массы – килограмм.
Минимальная единица информации называется бит.
1 бит – это такое количество информации, уменьшающее неопределенность знаний в два раза.
Чтобы закодировать все символы нужна комбинация из 8 нулей и единиц, подобный набор называют двоичным кодом и это составляет
1 байт = 8 бит = 1 символ.
1 килобайт=1024 байт
1мегабайт=1024 килобайт
1 гигабайт=1024 мегабайт
1 терабайт=1024 гигабайт
Алфавитный подход к измерению информации (5 мин.)
Суть алфавитного подхода к измерению информации определяется по количеству использованных для ее представления знаков некоторого алфавита. Например, если при представлении числа XVIII использовано 5 знаков римского алфавита, то это и есть количество информации. То же самое число, т. е. ту же самую информацию, можно записать в десятичной системе (18). Как видим, получается 2 знака, т. е. другое значение количества информации.
Алфавит – конечный набор символов, используемых для представления информации.
Мощность алфавита – число символов в алфавите.
(записать определение в тетрадь)
Удобнее всего измерять информацию, когда размер алфавита N равен целой степени двойки. Например, если N=16, то каждый символ несет 4 бита информации потому, что 24 = 16. А если N =32, то один символ «весит» 5 бит.
Ограничения на максимальный размер алфавита теоретически не существует. Однако есть алфавит, который можно назвать достаточным. Это алфавит мощностью 256 символов. В алфавит такого размера можно поместить все практически необходимые символы: латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, всевозможные скобки, знаки препинания. Поскольку 256 = 28, то один символ этого алфавита «весит» 8 бит. Причем 8 бит информации — это настолько характерная величина, что ей даже присвоили свое название — байт. 1 байт = 8 бит.
Для того чтобы при измерении одной и той же информации получалось одно и то же значение количества информации, необходимо договориться об использовании определенного алфавита. Так как в технических системах применяется двоичный алфавит, то его же используют для измерения количества информации.
Количество знаков в алфавите N=2, N=2 i , I – количество информации, I = 3 бита.
N=2 i , где N – мощность алфавита, количество символов в алфавите,
i — информационный вес каждого символа, измеряется в битах. I – информационный объем текста, высчитывается по формуле. I=K*i, где К – количество символов в тексте.
Чем большее количество знаков в алфавите, тем большее количество информации несет 1 знак алфавита.
Закрепление нового материала. Решение задач на определение количества информации. (15 мин.)
— Для закрепления теоретических знаний давайте решим задачи.
Задача 1.
Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Решение.
20I = 64, I = 6 бит — количество информации, которое несет каждый символ, 20 • 6 = 120 бит = 15 байт.
Задача 2.
Одно племя имеет 32-символьный алфавит, а второе племя — 64-символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо первого племени содержало 80 символов, а письмо второго племени -70 символов. Сравните объем информации, содержащийся в письмах.
Решение.
Первое племя: 2I = 32, I = 5 бит — количество информации, которое несет каждый символ, 5 • 80 = 400 бит.
Второе племя: 2I = 64, I = 6 бит — количество информации, которое несет каждый символ, 6 • 70 = 420 бит.
Значит, письмо второго племени содержит больше информации.
Задача 3.
Сколько килобайт составляет сообщение, содержащее 12288 бит?
Решение.
1 килобайт=1024 байт, 1 байт = 8 бит.
12288/8/1024 = 1,5КБ.
Задача 4.
Можно ли уместить на одну дискету книгу, имеющую 432 страницы, причем на каждой странице этой книги 46 строк, а в каждой строке 62 символа?
Решение.
46 • 62 • 432 =1 232 064 символов в книге = 1 232 064 байт
1232 064 байт =1,17 Мб.
Емкость дискеты 1,44 МБ, значит, книга может поместиться на одну дискету.
5.Подведение итогов урока в форме теста (на карточках) (5 мин.)
1-этап:
______________________________ (ФИ) Тест 1. Наименьшая единица измерения информации – это: А. Байт Б. Символ В. Бит Г. Мегабайт 2. Сколько бит в одном байте? А. 8 Б. 2 В. 1024 Г. 10 3. Сколько байтов в 16 битах? А. 8 Б. 2 В. 128 Г. 1024 4. 512 битов – это: А. 1/2 килобайта Б. 64 байта В. 256 байтов Г. 50 байтов 5. 1 килобайт – это: А. 1000 байтов Б. 8 битов В. 1024 бита Г. 1024 байта |
2 этап:- Какие существуют подходы к определению количества информации?
Ответ: существует 2 подхода к измерению количества информации – смысловой и технический или алфавитный.
— В чем состоит отличие одного подхода от другого?
Ответ: при смысловом подходе количество информации – мера уменьшения неопределенности знания при получении информационного сообщения, при алфавитном – количество знаков в сообщении * количество информации, которое несет 1 знак алфавита.
— Назовите единицы измерения информации от самых маленьких до самых больших.
Ответ: бит, байт, Кб, Мб, Гб, Тб.
— На какую величину отличается байт от Кб, Кб от Мб, Мб от Гб?
Ответ: 1024 (210).
— Сколько битов содержится в 1 байте?
Ответ: 8.
— Что такое бит при смысловом и алфавитном подходе к определению количества информации?
Ответ: при смысловом подходе бит – уменьшение неопределенности знания в 2 раза при получении информационного сообщения;
при алфавитном подходе бит – информационная емкость одного знака при двоичном кодировании.
6. Домашнее задание (3 мин.)
1. $4 (С.И.Семакин «Информатика. Базовый курс. 8 класс»)
2. Приведите примеры информационных сообщений, которые несут 1 бит информации.
3. Раздаю каждому ученику задание № 4 на карточках.
**____________________________(ФИ) Домашнее задание Переведите из одной единицы измерения в другую: 9 байт = _______________бит 18 килобайт = ___________байт 4 мегабайта = ________________ байт 152 бита = ___________________ байт 11264 терабайт = ___________ гигабайт | |
***____________________________(ФИ) Домашнее задание Переведите из одной единицы измерения в другую: 25 байт = _______________бит 30 килобайт = ___________байт 9 мегабайт = _________________ байт 6 килобайт = _________________ бит 288 бит = ___________________ байт 5242880 терабайт = _________ килобайт | ***____________________________(ФИ) Домашнее задание Переведите из одной единицы измерения в другую: 25 байт = _______________бит 30 килобайт = ___________байт 9 мегабайт = _________________ байт 6 килобайт = _________________ бит 288 бит = ___________________ байт 5242880 терабайт = _________ килобайт |
* ____________________________(ФИ) Домашнее задание Переведите из одной единицы измерения в другую: 5 байт = _______________бит 8 килобайт = ___________байт 1 мегабайт = _________________ байт 88 бит = ___________________ байт 5120 терабайт = ___________ гигабайт | **____________________________(ФИ) Домашнее задание Переведите из одной единицы измерения в другую: 9 байт = _______________бит 18 килобайт = ___________байт 4 мегабайта = ________________ байт 152 бита = ___________________ байт 11264 терабайт = ___________ гигабайт |
* ____________________________(ФИ) Домашнее задание Переведите из одной единицы измерения в другую: 5 байт = _______________бит 8 килобайт = ___________байт 1 мегабайт = _________________ байт 88 бит = ___________________ байт 5120 терабайт = ___________ гигабайт | **____________________________(ФИ) Домашнее задание Переведите из одной единицы измерения в другую: 9 байт = _______________бит 18 килобайт = ___________байт 4 мегабайта = ________________ байт 152 бита = ___________________ байт 11264 терабайт = ___________ гигабайт |
**____________________________(ФИ) Домашнее задание Переведите из одной единицы измерения в другую: 9 байт = _______________бит 18 килобайт = ___________байт 4 мегабайта = ________________ байт 152 бита = ___________________ байт 11264 терабайт = ___________ гигабайт | **____________________________(ФИ) Домашнее задание Переведите из одной единицы измерения в другую: 9 байт = _______________бит 18 килобайт = ___________байт 4 мегабайта = ________________ байт 152 бита = ___________________ байт 11264 терабайт = ___________ гигабайт |
**____________________________(ФИ) Домашнее задание Переведите из одной единицы измерения в другую: 9 байт = _______________бит 18 килобайт = ___________байт 4 мегабайта = ________________ байт 152 бита = ___________________ байт 11264 терабайт = ___________ гигабайт | **____________________________(ФИ) Домашнее задание Переведите из одной единицы измерения в другую: 9 байт = _______________бит 18 килобайт = ___________байт 4 мегабайта = ________________ байт 152 бита = ___________________ байт 11264 терабайт = ___________ гигабайт |
***____________________________(ФИ) Домашнее задание Переведите из одной единицы измерения в другую: 25 байт = _______________бит 30 килобайт = ___________байт 9 мегабайт = _________________ байт 6 килобайт = _________________ бит 288 бит = ___________________ байт 5242880 терабайт = _________ килобайт | ***____________________________(ФИ) Домашнее задание Переведите из одной единицы измерения в другую: 25 байт = _______________бит 30 килобайт = ___________байт 9 мегабайт = _________________ байт 6 килобайт = _________________ бит 288 бит = ___________________ байт 5242880 терабайт = _________ килобайт |
4. Выучить наизусть единицы измерения информации. Правила перевода.
www.alllessons.ru
Конспект урока по информатике и ИКТ в 8 классе на тему "Единицы измерения информации"
Тип урока: изучение нового материала.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Чем мы занимались на прошлом уроке?
С какими новыми понятиями познакомились?
Включаются в деловой ритм урока.
Мы познакомились с дискретной формой представления информации
. Алфавит,мощность алфавита,
двоичный алфавит,
двоичное кодирование
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (вхождение или погружение в тему)
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Ответьте на такие вопросы (слайд 3)
Отвечают устно на вопросы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.
3.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Формулирует вопросы: Как вы думаете, можно ли измерить информацию?
Какая цель нашего урока?
Отвечают на вопросы и пытаются назвать цели и тему урока
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: Единицы измерения информации
Итак, тема нашего урока звучит, как и цель урока.
-Ребята, как называется тема нашего урока?
Записываем в тетрадь тему урока)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Единицы измерения информации»
Тема урока Единицы измерения информации
Ученики записывают основные понятия, формулу
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
5.Физкультминутка
Эмоциональная разрядка
Выполняет вместе с учениками
Выполняют упражнения
5.Первичное закрепление (проработка содержания темы)
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
В процессе изложения материала можно выполнить задания № 38, № 39, № 43, № 44, № 45 и № 53 в РТ.
Решают задачи в тетрадях и у доски
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
6. Организация первичного контроля (практическая работа)
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
В практической части занятия рекомендуется познакомить учеников с интерактивным задачником, предложив им поработать в режиме «Тренажер».
Самостоятельная работа в паре, в приложении «Тренажер».
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
7. Подведение итогов урока.
Рефлексия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
1.С какими новыми понятиями мы познакомились?
2.Назовите основные единицы измерения информации?
-Чему вы научились на уроке?
Расскажите по схеме: Я
знаю
запомнил
смог
Бит, информационный вес символа,
информационный объѐм сообщения
Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
Дети рассказывают по схеме:
Я
знаю
запомнил
смог
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия
8. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Домашнее задание
Запись в дневник.
infourok.ru