"Казачьи подвижные игры для детей дошкольного возраста". Казачьи игры для детей дошкольного возраста
Казачьи игры – Казачья станица
Игра в шапку
Цель игры: развитие ловкости, внимания.
На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
- шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;
- если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».
Игра Казаки
Цель игры: развитие внимания, ловкости.
Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие попадают в цель камешками.
Правила игры: наиболее отличившиеся в игре и выполнении приказаний получают от начальника чины и знаки отличия.
Игра Грыбаки (Крестик)
Цель игры: развитие скоростной выносливости.
Играющие дети берутся руками попарно и становятся пара за парой. Выбираются «грыбаки» — пара, которая становится впереди всех на небольшом от них расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.
Правила игры:
- если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» становятся позади всех пар;если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, то становятся на прежнее место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.
Игра Каши
Цель игры: развитие ловкости, силовой выносливости.
На игровой площадке дети становятся в кружок и один из них, бросая мяч о землю, говорит: «Дети, каши!» Мяч подскакивает, а играющие пытаются его поймать. Тот, кто поймал мяч, садится верхом на того игрока, который вместе с ним протянул руку к мячу, и снова бьет мяч о землю, остальные игроки стараются его поймать и т. д.
Игра “В три бабки”
Цель игры: развитие ловкости, меткости.
Перед началом игры игроки конаются, т. е. берется палка, один игрок обхватывает ее рукой у нижнего конца, другой берется выше его руки и т. д. Последний игрок, взявшийся за конец палки, называется «верх», а другой «низ». «Верхи» бьют, а «низы» идут в поле.
Для этой игры в землю втыкаются три палочки (бабки): первая бабка, от которой бьют «битой» мяч, вторая втыкается недалеко от первой, несколько в стороне, а третья — шагов на 30—40 от первой. Играющие бьют по очереди. Бить можно только один раз. Ударивший мяч отходит ко второй бабке, куда идут и другие. Если мяч залетел далеко, стоящие у второй бабки перебегают к третьей, а если можно, то бегут и назад. Если же нет возможности бежать назад, то ожидают там удобной минуты, чтобы помчаться к первой бабке. Стоящие в поле стараются ударить мячом кого-нибудь из бегущих. Если это им удается, они все бросаются к первой или ко второй бабке, смотря по тому, куда бежать ближе и удобнее. Побежденные в это время стараются в свою очередь ударить мячом кого-либо из противников, и если им это удается и они вовремя убегут к бабкам, то продолжают бить, а если нет, идут в поле, а низы начинают игру. Иногда взаимное выбивание повторяется несколько раз.
Правила игры:
- выбивать можно только тогда, когда играющие находятся между второй и третьей бабками; забежав за ту или иную бабку, играющий вполне обезопасен от удара;
- кроме удара противника, стоящие в поле получают право бить мяч еще и тогда, когда кто-нибудь из них поймает мяч на лету.
Игра Обыкновенный жгут
Цель игры: развитие внимания, ловкости, быстроты движения.
Для игры выбирается водящий — жгутчик. Остальные дети садятся на игровой площадке в кружок на небольшом расстоянии друг от друга. Жгутчик ходит кругом со жгутом в руке, иногда наклоняется, делая вид, что предложил кому-нибудь из сидящих жгут за спиной. Жгут кладется за спиной на таком расстоянии, чтобы его было удобно достать рукой. Если до того, как жгутчик обойдет один круг, игрок, которому положили жгут, не обнаружит его, то жгутчик поднимает жгут и ударяет им игрока. Этот игрок становится новым жгутчиком, а предыдущий садится на его место. Если же кто-то из сидящих игроков найдет жгут за своей спиной, то он встает и бежит за жгутчиком, стараясь нанести ему несколько ударов, пока тот не сделает круг и не займет освободившееся место.
Правила игры:
- играющие не имеют права ни оглядываться, ни передвигаться с места, ни сообщать соседу, что ему положили жгут.
Вариант игры: играющие стоят, держа руки за спиной. Жгутчик незаметно передает кому-нибудь из игроков жгут, а тот, кто его получает, пытается бить своего соседа до тех пор, пока он не обежит весь круг и не станет на свое место.
Игра Просо
Цель игры: развитие ловкости, внимания, гибкости.
Это особый вид игры в жгута. Выбирается водящий-жгутчик, которому вручается жгут. Остальные играющие образуют прямую цепь, взявшись за руки, которые при начале игры приподнимаются настолько, чтобы можно было пробегать под ними.
Жгутчик подходит к первому стоящему в цепи и спрашивает: «Пойдешь просо жать?». Тот отвечает: «А большое просо?» Жгутчик, показывая рукой величину проса, говорит: «Вот такое!». Если жгутчик показывает высокое просо, играющий говорит: «Не достану», а если низкое — «Спины не согну». После этих слов беседующий игрок бежит под поднятыми руками играющих на противоположный конец цепи, а жгутчик преследует его со жгутом. Если жгутчик догонит игрока и ударит его, то он передает жгут нанимаемому жать, а сам становится в цепь с того конца, куда только что прибежал.
Правила игры:
- если жгутчику не удается ударить убегающего игрока, то этот игрок примыкает к цепи, а жгутчик подходит с приглашением жать к следующему, игроку и т. д.
Игра Повелитель лунки.
В центре площади выкапывают лунку, в которую кладут меч. Считалкой выбирают повелителя лунки. Повелитель садится на расстоянии 3-5 метра в стороне от играющих. Игроки становятся вокруг мяча (в радиусе 2-4 метра) на ровном расстоянии друг от друга и от меча. Когда все готовы повелитель выкрикивает имя любого из игроков. Тот должен быстро схватить меч и осалить одного из убегающих, кидая меч с места (или догоняя игрока). Осаленные выходят из игры. Если названные повелителем игрок промахнулся, то он выходит из игры. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержится больше всех. В следующий раз он становится повелителем лунки.
Игра в дучки. (Темижбекская станица Кубанской области)
В игре в дучки участвуют только мальчики: играют в нее в теплые зимние дни и весной. Для этой игры выкапывают небольшую круглую ямку в пол-аршина глубины и такой же ширины в диаметре; вокруг этой ямки, как около центра в расстоянии приблизительно в одной сажени выкапывают небольшие ямочки по числу играющих, так, чтобы эти ямочки составляли круг. Центральная ямка называется дук, а расположенные по окружности дучки.Одна из дучек называется старшая (1-я), 2-я-подстаршая, затем-3~я, 4-я и т.д. Играющих должно быть одним больше, нежели дучек. Для этой игры необходимо иметь каждому играющему по одной соразмерной палке, несколько изогнутой на одном конце (кочережки), и на всех один деревянный шар (свинка), величиною приблизительно в трех фунтовую гирю. Вся суть игры состоит в том, что один из играющих должен вогнать свинку в дук, о прочие не дают ему этого исполнить. Для того, чтобы определить, кому в какой дучке стоять и кому первому начинать вгонять, употребляют такой способ. Становясь но одно и тоже место, играющие поочередно бросают назад через голову свои палки. Тот, чья палка окажется дальше всех, становится в старшую дучку, следующий-во 2-ю и т.д.; тот же чья палка окажется ближе всех, должен гнать свинку в дук.Круг вместе с дукой и дучками называется город. Играющий гонит свинкуиз-за города в город. Стоящий в дучке должен беречь ее; для этого он конец палки держит в дучке. Как только водилыцик подгоняет палкой свинку к городу, стоящие в дучках отбивают ее назад и такимобразом не пускают его в город. Казалось бы, чтот играющему никогда не удается вогнать свинку в дук, так как что может поделать он один против 8-10? Но дело в том, что каждый, стараясь прогнать свинку от дука за город, в то же время должен беречь свою дучку; чуть только зазевался кто, играющий сейчас же своею палкою займет его дучку и тогда тот должен идти загонять. Если же играющему удалось загнать свинку в дук, то он становится в старшую дучку, а тот, что стоял, здесь во 2-ю, 2-й в 3-ю, и т.д.; а кто стоял в последней дучке, идет загонять или, как в насмешку говорят играющему: «свинью стеречь».
Пицва (Новоминская станица Кубанской области)
Играющие берут по палке. Один из них кладет свою на землю, а остальные по очереди бросают в лежащую так, чтобы брошенная палка ударила лежащую в конец, и обе приняли крестообразное положение. Кто сделает промах, т.е. вовсе не попадет по лежащей палке, тот кладет свою. Для этой игры у всех должны быть кривые палки, чтобы не плотно прилегали к земле.
Игры с шарами (Ардонская станица)
Шары делятся на две группы: два ставятся в одну сторону и два в другую. Расставляют их противники друг у друга. Один из шаров каждой пары считается королем. Играющий, переставляя произвольно каток, катит свой шар и старается попасть в короля или в простой шар противника. Если попадает в короля, то имеет пять очков, если в простой шар, то четыре очка. Если же удастся, попав в короля, ударит им в простой шар, то выигрывается 15 очков. За промах вычитается одно очко. Партия кончается, когда кто-либо насчитает 100 очков.
xn----7sbaba2bkk6a1bl5cg4e2b.xn--p1ai
Картотека казачьих подвижных игр
«Нам дано такое право
Сохранить былую славу
Наших дедов и отцов
Дона славных молодцов! »
Составил воспитатель:
Сальникова Н.А.
Новочеркасск 2015г.
ЦЕЛЬ: развивать умение действовать согласно текста, упражнять в логоритмике.
ХОД ИГРЫ: Все играющие берутся за руки и встают в круг, один из играющих входит в круг с маленькой подушечкой, держа ее над головой. Играющие поют плясовую песню:
«Подушечка, подушечка моя пуховая
Молодушка моя, моя молодая!
Кого люблю, кого люблю того целую!
Тому мою подушечку, сейчас подарую!
Танцует с подушечкой в круге, после 2-3 повторений песни передает с поцелуем подушечку другому ребенку. Играют пока все побывают в кругу.
ЦЕЛЬ: развивать умение действовать согласно текста, четко выполнять все действия и произносить текст.
ХОД ИГРЫ: Играющие стоят по кругу, водящий в центре, верхом на коне (атрибут). Играющие шагают на месте, размахивая руками и произносят текст:
«У меня есть конь! Конь-огонь. 2 раза
Входящий скачет внутри круга и говорит:
«Я скачу на нем, на коне своем!
Останавливают коня между двух играющих, а они бегут в разные стороны по кругу. Кто первый добежит до коня, тот и выиграл. Становится водящим.
ЦЕЛЬ: развивать ловкость, внимание, силу, выносливость; умение играть коллективно, сопереживать или радоваться результатам; воспитывать интерес к народным играм.
ХОД ИГРЫ: Играющие делятся на две команды. Выбирают водящего используя считалочки :
«Катился горох по блюду; ты води а я не буду».
Водящий в каждой команде свой. Они берутся за концы одного каната, а играющие берутся друг за друга «цепочкой» и за своего водящего. На сигнал «начали» команды перетягивают друг друга.
ЦЕЛЬ: развивать и совершенствовать бег по кругу в разные стороны, чувство соревнования, интерес к народным играм.
ХОД ИГРЫ: Играющие стоят по кругу, руки за спиной, а один из играющих «заря» ходит позади всех с лентой в руке и говорит:
«Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ленты голубые,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые, за водой пошла! »
Осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот должен быстро взять ленту и оба бегут в разные стороны по кругу. Кто не успел занять место, тот «заря». Игра продолжается.
ЦЕЛЬ: развивать чувство соревнования, интерес к народным играм.
ХОД ИГРЫ: Играющие, выбирают «рыбу». На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1, 5—2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. «Рыба», пробравшись сквозь невод (под руками играющих, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не догнали и она спряталась за шестом, она остается «рыбой», если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.
ЦЕЛЬ: развитие внимательности, слухового аппарата.
ХОД ИГРЫ: По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:
Прилетел к нам воробей и запел как соловей.
- Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.
Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.
ЦЕЛИ: развивать координацию движений; формировать доброжелательное отношение детей друг к другу.
ХОД ИГРЫ: Дети стоят в кругу. Это — «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он — покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребенок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперед руку, наподобие стрелки.
Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!
На последнем слове ребенок останавливается.
— Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий. Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)
Теперь ребенок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
Продавец (протягивает желтый кубик). На тебе грушу.
ЦЕЛИ: развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
ХОД ИГРЫ: Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения.
Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают налево, направо и т.д.
На слова «Найдите своего кучера!» лошадки как можно быстрее находят его.
При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.
Лошадки точно должны выполнять все команды. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к его вожжам привязывают синюю ленточку.
Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполнят роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.
ЦЕЛИ: развивать быстроту реакции, координацию движений, ловкость.
ХОД ИГРЫ: Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами «Мячик вверх!» Играющие в это время должны как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и, поймав, кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Тот, в кого попали, становится водящим. Если же водящий промахнулся, то он снова водит, и игра начинается снова.
Ребята встают в круг близко друг к другу. Место водящего в центре круга лучше очертить небольшим кружком. Дети в игре должны быть очень внимательны, быстро реагировать на команды.
infourok.ru
КУБАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
КУБАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
«ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ»
На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.
«СБЕЙ ШАПКУ»
Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом. С окончанием музыки должны быстро сбить шапку с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удается, тогда он приглашает казачку на танец и они пляшут. Затем игра повторяется.
«ПЛЕТЕНЬ»
Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.
«НАПОИ ЛОШАДКУ»
Ребенок становится за линию на расстоянии 2-3 м от игрушечной лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза. Малыш должен подойти и напоить ее /подвести ведро к морде лошади.
«КУБАНКА – ШАПКА КАЗАКА»
Ребята делятся на равные две команды. Играющие, по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову или палку. Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок.
«ТЯНИ В КРУГ»
Участники становятся в круг и берутся за руки. Перед носками их ног (в 100см от них) чертится круг. Внутри этого круга чертится второй круг меньшего диаметра (50-60см). Пространство между внутренним и наружным кругом считается запретной зоной.
По сигналу ведущего игроки идут по кругу вправо или влево. По свистку шли по команде «тяни» каждый игрок старается втянуть за черту большого круга своего соседа, находящегося справа или слева от него. Однако сам он может также в любой момент оказаться за этой чертой. Поэтому, спасаясь. Игрок может перешагнуть через запрещенное пространство или перепрыгнуть через него, чтобы попасть одной рукой (ногой0 или двумя ногами в меньшей круг. Это остров спасения, и вступивший внутрь этого круга не считается нарушившим правило.
Игрок, вступивший хотя бы одной ногой в пространство между большим и малым кругом, выбывает из игры. Та же участь постигает и тех игроков, которые расцепят руки.
Когда играющих станет меньше, и они не смогут окружить черту большого круга, все становятся перед чертой малого круга, и тогда игра продолжается. Здесь уже «острова безопасности» нет, и каждый заступивший за черту круга выбывает из игры.
«ПЕТУХ» ( «СОН КАЗАКА»)
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычить, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротники», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
«КАМЕШКИ»
Для игры нужно 5 небольших более или менее круглых камешков такой величины, чтобы все они уместились в ладони.
Дети, желающие играть. В порядке очередности легким броском рассыпают эти камушки, потом, выбрав один из них, подбрасывают его вверх и в то время, пока он летит вверх и спускается вниз, быстро берут одной рукой камешек и ловят в эту же руку тот, который опускается. Затем, отложив один камешек в сторону, снова бросают оставшийся в руке камушек вверх и берут со стола по одному камешку остальные. Затем камешки раскладывают по 2 штуки и, подбросив один вверх, и берут уже каждый раз по два камешка. После этого ребенок раскладывает камешки так: три вместе и один в стороне. Снова бросает камешек вверх и, пока он летит, берет рукой один камешек, откладывает его, снова бросает находящийся на руке камешек и берет уже три камешка. Наконец он кладет все 4 камешка вместе, бросает пятый вверх и в это время захватывает все 4 камешка. Если ребенок роняет камешек или не успевает захватить лежащие на столе, игра передается следующему, который начинает игру с той фигуры, на которой он останавливается. Выигрывает тот, кто первый выполнит последнюю фигуру.
«ПЕРЕТЯЖКИ»
Участники делятся на две команды и становятся на крайних линиях лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней черте и, не поворачиваясь, выстаиваются в одну шеренгу так, что каждый играющий одной команды занимает место между двумя играющими другой команды.
Участники игры берут друг друга за руки. По сигналу начинают «перетяжки». Каждая команда старается перетянуть всех противников за ту крайнюю черту, где они раньше стояли. Побеждает команда, которой удается это сделать.
Если во время «перетяжки» цепь разорвется, то два человека, допустившие разрыв, выходят из игры.
«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Играющие, берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз – прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
«РАЗБЕЙ КУВШИН»
Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в спицу колеса, надевается глиняный кувшин. Можно заменить кувшин воздушным шариком, картонной коробкой и др. игрок берет в руки палку, отходит от кувшина на 5-6 шагов. Ему завязывают глаза. Делает несколько оборотов вокруг себя на месте, а затем направляется к кувшину, чтобы его разбить.
«ЛИХИЕ НАЕЗДНИКИ»
Оборудование: две детские лошадки и 12 резиновых колец.
Игра – шутка, в которой участвуют 6-12 человек. Участники делятся на две команды и становятся лицом друг к другу на расстоянии 6-8 шагов. На линии старта, между шеренгами команд, устанавливают коней, к ним привязывают шнур длиной 6-7 метров. Шнур от тележки каждой лошадки идет к катушке, которую держит «жокей» на линии финиша.
Остальным участникам раздают равное количество колец разного цвета- каждой команде свой цвет. По сигналу ведущего участники быстро ведут своих коней к финишу. Стоящие в шеренгах должны суметь набросить свои кольца на шеи коня противника. Побеждает команда, приведшая к финишу своего коня и набросившая наибольшее количество колец.
«БРЫЛЬ»
(СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПА С ШИРОКИМИ ПОЛЯМИ)
Игроки сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от края начерчен еще один круг. По команде ведущего: «солнце», — все руками закрывают глаза, одному из игроков ведущий надевает на голову брыль и сразу говорит: «тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по этой команде бежит к центру круга. Остальные игроки не должны пускать его во внутренний круг. Если забежал в круг, он становится ведущим, если не успел — выходит из игры.
«КОННИКИ»
Игроки – «конники» верхом на палках наперегонки устремляются от старта по свистку «атамана» к плетню, который надо преодолевать с помощью палки, пользуясь ее как шестом. Затем перепрыгивают водное препятствие «на коне», не замочив своих ног и «коня», достать палкой с шеста кубанку. Победит тот, кто успешно достигнет цели.
«ПУТЫ»
Ноги завязываются платком или веревкой, примерно так же, как спутываются ноги у лошади. И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.
«СТОРОЖЕВЫЕ»
На площадке выкапывают круглую яму – центральную лунку, а вокруг на расстоянии 5-6 м от центральной лунки маленькие ямки – «лунки».
В игре принимают участие 8-10 человек — «сторожевые и один нападающий». «сторожевые» с палками выстраиваются по кругу возле каждой лунки. Находящий находится за кругом с палкой и резиновым мячом. Его задача загнать мяч в центральную лунку. Задача сторожевых этот мяч не упускать.
Дается 3-5 попыток. Сторожевые отбивают мяч подальше от центральной лунки. При последней попытке нападающий может занять любую свободную лунку. Тот, чья лунка захвачена становится нападающим.
«ЛЯПТА»
Один из игроков – водящий, его называют ляптой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то засалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока.
«НЕ ЗАМАЙ (НЕ ТРОНЬ МЕНЯ)»
В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки, убегая, кричат: «Не замай!»
Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в одной цепи, игра заканчивается.
«ДОСТАНЬ ПЛАТОК»
Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.
«ПОДСОЛНУХИ»
Игроки стоят в несколько рядов — это «подсолнухи». Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок расположения «подсолнухов». По команде ведущего: «Солнышко!», «земледелец» уходит. Два «подсолнуха» меняются местами. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. Во время считалки «солнышко» ходит по кругу, а «подсолнухи» постоянно поворачиваются лицом к нему.
Считалка: Солнце: Солнце светит!
Все: Дождь идет!
Солнце: Семечко!
Все: Растет! Растет!
Солнце: К солнцу тянется росток!
Все: Тонкий, тонкий стебелек!
Солнце: Небосвод весь обегая,
Все: Солнце светит не мигая.
Солнце: Земледелец, не зевай,
Все: Перемены отгадай!
«ТОПОЛЕК»
В игре участвуют: ведущий- «тополь», игроки- «пушинки», 3 игрока- «ветры».
В центре площадки в кругу диаметром 2 м стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.
Ведущий: На Кубани пришла весна,
Распушила тополя!
Тополиный пух кружится,
Но на землю не ложится.
Дуйте, ветры, с кручи
Сильные, могучие!
После этих слов налетают «ветры» и «уносят», т.е. ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к тополю. За чертой они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами».
Выигрывают те, кто остается около тополя.
«ПТИЦЕЛОВ»
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазам. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке
Птицы песни поют.
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас зовет.
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птиц, которую он себе выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Угаданная птица становится птицеловом.
«МАЛЕЧЕНА – КАЛЕЧЕНА»
Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку длиной 20-30 см. все произносят такие слова:
Малена – Калена,
Сколько часов осталось.
До вечера,
До зимнего?
После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь или любой палец правой или левой руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три... десять!». Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Ведущий может давать дополнительные задания: походить, присесть, поворачиваться направо, налево, вокруг себя. Детям желательно разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.
«ПОБЕГ»
Играющие (10 и более) образуют круг, крепко взявшись за руки. Один игрок перемещается внутри, а другой вне круга. Тот, кто стоит внутри, пытается убежать, а сделать это сложно по-разному или перепрыгнуть через руки, или проскочить под руками, или же просто разорвать цепь.
Находящийся вне круга держит его сторону и всячески помогает ему. Если игроку удается убежать, то водить идет пара, виновная в его победе.
«ЗАЩИТИ КУРЕНЬ»
Подгруппа детей стоят вокруг импровизированного куреня на расстоянии 1, 5-2м, водящий в центре куреня, у него шашка. У каждого ребенка кольцо из полых резиновых трубок. По команде воспитателя «В курень попади!», дети быстро поочередно бросают кольца, стараясь попасть в курень.
«ЗМЕЙКА»
Дети садятся на коленки или на землю один за другим, но на небольшом расстоянии. Самый крайний прыгает через остальных, а последний сам садится на другом конце. И так один за другим.
«ХВАТАЛКИ»
Игроки должны выстроиться двумя шеренгами, одна против другой на расстоянии 50-60шагов. Между ними проводится черта на земле. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы: камушки, палочки и др.
По команде «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше.
Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает. Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрало нужное количество очков.
«ЧУР У ДЕРЕВА»
Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев. Число играющих зависело от количества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же – в середину между деревьями.
Стоящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву, в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!».
Осаленный меняется местом с водящим.
«КРИВОЙ ПЕТУХ»
Дети стоят по кругу. Одни – в центре.
Дети:
- Кривой петух на чем стоишь?
- На иголочках
- А как тебе, не колко?
- На подковочках
Дети идут по кругу и поют:
«Ступай в кут, там блины пекут,
Там блины пекут, тебе блин дадут»
Ребенок стучит об пол (3 раза)
Дети: «А кто там?»
- Это я Тарас
- Лови нас, не отрывая глаз
Кого поймал должен угадать.
Развитие слуха, ориентация в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.
«ДОМОВОЙ ЗА ГРУБКОЙ?»
Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе – около дерева. Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Кто за грубкой? Домовой?». «Домовой» бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место «домового», а сам присоединяется к другим.
«ЧАПЛЯ»
По жребию или по считалке выбирали водящего – «чаплю». Остальные – «лягушки». Пока «чапля» спит, т. е. стоит, наклонившись вперед и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках. Проснувшись «чапля» издает крик о начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя бы одной рукой за голени ног. Лягушки должны спасаться от «чапли», прыгая на корточках. При нарушении условий, например, или если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при осаливании, они меняются местами.
«ГОРШКИ»
Играющие делятся на две команда. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один их играющих – водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
- Почем горшок?
Хозяин отвечает:
- По денежке
- А он не с трещиной?
- Попробуй
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «Покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: «Чичары, чичары, собирайтесь гончары, по кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!»
Со словом «Вон» и «Хозяин» и «Покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «Хозяин», а опоздавший – Водящий.
«РОМАН, РОМАН....»
Дети стоят в кругу лицом к центру. Говорят хором:
-Роман, Роман — на первое слово, наклонившись, обеими руками вырывают воображаемый сорняк, на второе слово- отбрасывают его в правую сторону от себя
Вырывай бурьян
Повторяются те же движения
Чтоб росла морковка
Воспроизводится посадка семян
Большая, как мутовка,
Чтоб росла репка
Сладкая и крепкая.
Чтоб вырос бобок
С большой горшок.
На первое ударение на каждой строке правой рукой берут из горсти левой руки семечко, а на второе ударение втыкают его в воображаемую грядку. Берутся за руки и водят хоровод
«КАЗАЧЬЯ»
В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик – «боевой конь», верхом на «коне» — командир с красным флажком.
Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.
По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в нее. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший становится командиром.
«ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ»
Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг. Кто – либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так – до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломанном) соединении.
«СТАДО»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок!
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая!
Гони стадо в поле
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
«КОЛЕСО»
Все участники игры строятся в один большой круг и рассчитываются на шесть и семь. Ведущий выходит на середину круга и дает команду6 «Направо! Первые номера на меня, остальные за ними в затылок шагом марш!» Выполнив эту команду, участники выстраиваются колоннами лицом к центру круга, образуя как бы «спицы» большого колеса.
Один игрок- водящий. Он не имеет своего места в спице и выходит за пределы круга. Его задача занять место в любой шестерке или семерке (количество игроков в спицах не обязательно должно быть равным).
Чтобы занять место в одной из колонн, водящий бежит по кругу, огибая спицы. Затем останавливается возле одной из них и дотрагивается до плеча игрока, стоящего в спице последним. Тот передает касание дальше игроку, стоящему впереди, и т.д.
Когда первый игрок в колонне почувствует удар, он громко произносит: «Есть!» Водящий, услышав этот сигнал, может произнести слова «беги», или «за мной». Если он крикнул «беги», то игрок, стоящий во главе спицы, устремляется вправо или влево по кругу, огибая все спицы. Все остальные игроки, которые стояли сзади, бросаются за ним, стараясь не отстать, а по возможности и обогнать друг друга.
Задача каждого игрока оббежать круг и занять место в колонне, которая должна быть построена на том месте, где стояла раньше. Водящий тоже старается занять место в спице ближе к центру колеса. Тот из игроков, кто окажется последним, остается без места и идет водить.
«СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА»
Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причем «селезень» догоняет «утку». Стоящие в углу приговаривают:
Догони, селезень, утку,
Догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой – селезень,
Девятая – утка,
Десятая – гуска.
Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.
«ЩЕЛЧКИ»
От круглой палочки диаметром 1 см воспитатели отрезают 10-15 маленьких кусочков в 1-2 см длиной, которые разрезают вдоль пополам: получаются маленькие ровные кусочки дерева (половинки), которые хранятся в коробочке.
Дети в порядке очереди берут эти половинки в пригоршню и рассыпают их по столу. Затем играющий щелчком ударяет один кусочек дерева о другой, лежащий в одинаковом положении (тоже берутся). Тот кусок дерева, в который он попадает, считается выбитым и берется как выигрыш.
Половинки, упавшие друг на друга и лежащие в одинаковом положении тоже берутся как выигрыш. Если же во время щелчка половинка задевает за другие половинки или падает на лежащие в неодинаковом положении, то играющий передает очередь в следующем порядке, в том случае он не берет и половинки.
Игра продолжается до тех пор, пока все половинки не окажутся выигранными.
Следующая > |
doshkolnik.ru
Игры казачат (старший дошкольный возраст) 1.ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА) Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причём «селезень» догоняет «утку». Стоящие в ряду приговаривают: Догони, селезень, утку, Догони, молодой, утку. Поди, утушка, домой, У тебя семеро детей, Восьмой — селезень, Девятая — утка, Десятая — гуска. Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.
Игры казачат (старший дошкольный возраст) 3.ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ) Играющие берутся за руки, образуя круг.В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку. Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят: В золотые ворота проходите господа: В первый раз — прощается, Второй — запрещается, А на третий раз не пропустим вас! Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
Игры казачат (старший дошкольный возраст) 5.ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ) Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке), выполняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.
Игры казачат (старший дошкольный возраст) 7.ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ» Дети стоят по кругу. Один — в центре. Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках) А как тебе, не колко? (На подковочках) Дети идут по кругу и поют: Ступай в кут, Там блины пекут, Там блины пекут, Тебе блин дадут. Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза) Дети: —Кто там? Это я, Тарас. Дети: — Лови нас, не открывая глаз. Кого поймал, должен угадать. Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.
Игры казачат (старший дошкольный возраст) 9.ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ) В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — командир с красным флажком. Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх. По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и | идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня».Выигравший становится командиром. 10.ИГРА «ДОМОВОЙ ЗА ГРУБКОЙ?» Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе - около дерева. Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Кто за грубкой? Домовой?» Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим. Игры казачат (старший дошкольный возраст) 13.ИГРА «ЧАПЛЯ» Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке - примерно 5x5 м.По жребию или по считалке выбирали водящего - чаплю.Остальные - «лягушки».Пока чапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя- бы одной рукой за голени ног.Лягушки не должны спасаться от чапли, прыгая на корточках.При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при осаливании они меняются местами. 14.ИГРА «ЧУР У ДЕРЕВА!» Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с маленькими горцами. Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев. Число играющих зависело от количества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же - в середине между деревьями. Стоящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!» Осаленный менялся местом с водящим.
Игры казачат (старший дошкольный возраст) 17.ИГРА «КОЛЕСО» Играющих 16 или значительно больше. Они, разделившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине - как спицы в колесе. Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, ударив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него. Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот - следующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место. Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить. Нельзя пятнать раньше, чем получен удар. Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу. 18.ИГРА «ПУТЫ» Ноги завязываются платком или верёвкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади. И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.
|
Игры казачат (старший дошкольный возраст) 2.ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря: В золотые ворота Проходите, господа! В первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!». Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её. Игры казачат (старший дошкольный возраст) 4.ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА») Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами: Кто с утра чертей гоняет, Песни звонкие спивает, Спать мешает казаку И кричит «Ку-ка-ре-ку»? Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается: Все коровы во дворе Размычались на заре. Не понятно никому, Почему «Му-Му, Му-Му». Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается: Вот казак заснул опять, Но не долго ему спать.
Игры казачат (старший дошкольный возраст) Утка уточек не зря Учит крякать «кря-кря-кря». Действие повторяется — казак забирает «утку». Надоело казаку «Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку». Я не лягу больше спать, Вас я буду догонять! По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг. 6.ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ) Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг. Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.
Игры казачат (старший дошкольный возраст) 8.ИГРА «ГОРШКИ» Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих — водящий — изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает: - Почём горшок? Хозяин отвечает: - По денежке. А он не с трещиной? - Попробуй. Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит: - Крепкий, давай сговор! «Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: Чичары, чичары, собирайтесь гончары По кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон! Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.
Игры казачат (старший дошкольный возраст) 11.ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК» Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается 12.ИГРА «ШКРАКОБУШКА» Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице». - «Что делал?» - «Муку молол». - «Что вымолол?» - «Копеечку». - «Что купил?» - «Калачик». - «С кем съел?» - «С тобой». - «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», - указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе. Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!» Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то делаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных
Игры казачат (старший дошкольный возраст) 15.ИГРА «ХВАТАЛКИ» Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы: камешки, палочки и др. По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает. Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков 16.ИГРА «ПОВТОРИ» В эту игру играли казачата 3-6 лет по 10-20.Создавали круг.Вожаком был самый старший – шестилетка. Он отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого выберут затейником. А задача затейника - показывать разные движения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах - для трёх-, четырёхлеток; или как бы скакать на лошади, подпрыгивать на одной ноге - для 5-6-леток.Вожака звали в круг. Он прохаживался внутри него и присматривался, кто же затевает каждый раз новое движение. При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго на кого ни будь из игроков, т.е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нём совершалось три движения, вожак угадывал затейника. Это было довольно-таки трудно, потому как затейник старался менять движения незаметно, выбирал момент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и называл затейником не того, игра продолжалась. Но после трёх ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника, они менялись.
Игры казачат (старший дошкольный возраст) 1.ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА) 3.ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ) 5.ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ) 7.ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ» 9.ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ) 10.ИГРА «ДОМОВОЙ ЗА ГРУБКОЙ?» 13.ИГРА «ЧАПЛЯ» 14.ИГРА «ЧУР У ДЕРЕВА!» 17.ИГРА «КОЛЕСО» 18.ИГРА «ПУТЫ» 2.ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» 4.ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА») 6.ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ) 8.ИГРА «ГОРШКИ» 11.ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК» 12.ИГРА «ШКРАКОБУШКА» 15.ИГРА «ХВАТАЛКИ» 16.ИГРА «ПОВТОРИ» |
blog.dohcolonoc.ru
"Казачьи подвижные игры для детей дошкольного возраста"
Казачьи подвижные игры для детей дошкольного возраста обладают огромным воздействием на физическое и духовное развитие.
Эти игры не требую специального оборудования и места проведения. Важной особенностью казачьих подвижных игр является применение певалок, считалок, закличек.
Просмотр содержимого документа «"Казачьи подвижные игры для детей дошкольного возраста"»
Казачьи подвижные игры для детей дошкольного возраста
«Конь»
Цель: развивать умение действовать согласно текста, четко выполнять все действия и произносить текст.
Ход игры: Дети по считалке выбирают водящего.
Затем становятся в круг, водящий в центре, верхом на коне (атрибут).
Дети шагают по кругу, произносят текст и выполняют движения:
«Конь бежит - не остановишь,
Не догонишь, не обгонишь! (прямой галоп)
Глухо цокают копытца,
А пол ними пыль клубится» (ходьба с высоким подниманием колен)
Входящий скачет внутри круга и говорит:
«Я скачу на нем, на коне своем!
Ведущий останавливает коня между двумя играющими.
«1,2,3 - беги» дети бегут в разные стороны по кругу.
Кто первый добежит до коня, тот и выиграл.
Становится водящим.
«Найди своего казака»
Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Ход игры: дети делятся на тройки, в каждой тройке выбирается казак и две лошадки.
Ведущий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, казак ими управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения.
Ведущий: шагом, бег галопом по кругу, повороты налево, направо и т.д.
На слова «В поле», казак отпускает лошадок и они начинают свободные движения.
На слова «Найди казака!» лошадки как можно быстрее находят его.
При повторении игры в каждой тройке казак меняется.
Казак, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к его вожжам привязывают ленточку.
Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполняли роль казака. В конце игры отмечается лучшая тройка.
multiurok.ru
"Казачьи подвижные игры для детей дошкольного возраста"
Казачьи подвижные игры для детей дошкольного возраста обладают огромным воздействием на физическое и духовное развитие.
Эти игры не требую специального оборудования и места проведения. Важной особенностью казачьих подвижных игр является применение певалок, считалок, закличек.
Просмотр содержимого документа «"Казачьи подвижные игры для детей дошкольного возраста"»
Казачьи подвижные игры для детей дошкольного возраста
«Конь»
Цель: развивать умение действовать согласно текста, четко выполнять все действия и произносить текст.
Ход игры: Дети по считалке выбирают водящего.
Затем становятся в круг, водящий в центре, верхом на коне (атрибут).
Дети шагают по кругу, произносят текст и выполняют движения:
«Конь бежит - не остановишь,
Не догонишь, не обгонишь! (прямой галоп)
Глухо цокают копытца,
А пол ними пыль клубится» (ходьба с высоким подниманием колен)
Входящий скачет внутри круга и говорит:
«Я скачу на нем, на коне своем!
Ведущий останавливает коня между двумя играющими.
«1,2,3 - беги» дети бегут в разные стороны по кругу.
Кто первый добежит до коня, тот и выиграл.
Становится водящим.
«Найди своего казака»
Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Ход игры: дети делятся на тройки, в каждой тройке выбирается казак и две лошадки.
Ведущий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, казак ими управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения.
Ведущий: шагом, бег галопом по кругу, повороты налево, направо и т.д.
На слова «В поле», казак отпускает лошадок и они начинают свободные движения.
На слова «Найди казака!» лошадки как можно быстрее находят его.
При повторении игры в каждой тройке казак меняется.
Казак, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к его вожжам привязывают ленточку.
Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполняли роль казака. В конце игры отмечается лучшая тройка.
multiurok.ru
Конспект занятия по физкультуре для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) "Казачьи игры"
Конспект занятия по физкультуре для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) "Казачьи игры"
Цель: развитие двигательной активности детей дошкольного возраста через приобщение к народным казачьим играм и забавам.Задачи:1. Создать условия для ознакомления детей с казачьими подвижными играми, посредствам ознакомления с правилами и содержанием.2. Содействовать проявлению у детей творчества в подвижных играх, посредствам вовлечения их в игры.3. Способствовать возникновению у детей желания самостоятельно организовывать и играть в казачьи игры, посредствам создания интереса к ним.
Ход занятия.
1. Вводная часть:Физинструктор: ребята, в каком городе мы с вами живем?Ответы детей (в Новочеркасске).Физинструктор: а вы знаете, что давным -давно наш город строился как казачья столица! И жили в ней удалые и смелые казаки! В казачьих семьях было от 5 до 12 детей! Пока казаки охраняли границу, а казачки занимались хозяйством, их дети придумывали игры и забавы, в которых проявляли свою смелость, ловкость, выносливость. Сегодня мы с вами вспомним уже разученные игр и познакомимся с новой игрой. Но, сначала давайте, как следует разомнемся. На право! Разминка "Путешествие":Ать-два, левой!Ать-два, левой! (дети шагают по кругу)Вырос лес до небес! (руки вверх, ходьба на носках)Вот глубокий ручеек, перейдем его скорей! (широкий шаг)По дорожке топаем! (топают)И в ладоши хлопаем!(хлопают)Мы шагаем, мы шагаем, свои ноги разминаем! (обычная ходьба)Пришло время побежать, в беге ноги нам размять! (обычный бег)Нужно носиком дышать!Рот всем на замке держать!А сейчас, как свистну я, остановитесь друзья! (бег с остановками)Снова дружно побежали, наши ноги не устали.Выше ноги поднимаем, на цветы не наступаем! (бег с высоким подниманием коленей)Разрешаю вам опять, друг за другом пошагать! (переход на ходьбу)Очень быстро вы бежали и немножечко устали.Солнце светит высоко, мы вдыхаем глубоко! (глубокий вдох)Руки вниз мы опускаем и спокойно выдыхаем! (выдох)2. Основная часть:Физинструктор: ребята а какие казачьи игры вы уже знаете?(ответы детей)А сейчас вспомним и поиграем в игру "Зевака"Чему учит эта игра?(ответы детей)Игра с мячом "Зевака"Играющие становятся в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Кто не поймает мяч на лету, тот хватает мяч с пола и кидает в одного из играющих, если не попал, выходит из игры. Если попал, тот в кого попали садится на скамейку. И так далее.Физинструктор: ребята скажите, а кто же у казаков был самым верным другом?(ответы детей)Физинструктор: казачат учили ездить верхом на коне уже с 3 летнего возраста. Трехлетки сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улице, стреляли из лука, играли в бабки. Конь занимал особое место в жизни казака, он был непременным спутникам казака на всех путях его жизни-и мирных и не мирных. От знания повадок лошадей, навыков общения с ними подчас зависила сама жизнь казака. Конь был своеобразным посредником между казаком и Доном-т.е. родной землей, родным домом, родной семьей. Пришло время вспомнить игру "Всадник"Эстафета "Всадники"Расчет на первый,второй!Команды строятся в колонну по одному. Первый участник на палках-конях бегут змейкой между стойками, перепрыгивают через рейку на стойке (прыжок через препятствие)и бегом возвращаются назад, передовя коня следующему участнику команды. Выигрывает команда, первая выполнившая задание.3. Заключительная часть:Физинструктор: а я слышала, что казаки любят силою помериться. А вы ребята, казачата сильные?(ответы детей)Вот сейчас на канате силушку вашу и проверим.Эстафета "Перетягивание каната"Мальчики и девочки делятся на две команды и соревнуются.Физинструктор: пришло время для разучивания новой каазачей игры.Для этой игры вы должны выбрать водящего, давайте покичемся на палке, или посчитаемся?(ответы детей)Первый раз я буду водящим и познакомлю вас с правилами новой игры.Игра малой подвижности "Воздух, вода, земля, ветер"Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине или за кругом. Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов: "вода", "земля", "воздух", "ветер"- и считает до пяти. Играющий должен за это время назвать ( в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или покружиться на месте если (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Водящий идет к другом и т.д. Ведущий может неожиданно сказать "огонь", при этом слове все игроки должен поменяться местами и водящий становиться на чье-нибудь место место в кругу. Последний не успевший встать в круг, становится водящим. Физинструктор: Играть вы умеете, а вот загадки сможете отгадать?(ответы детей)Загадки:- Шесть ног, две головы, один хвост? (всадник на коне)- Ни кого не родила, а все матушкой зовут? (земля)- Погоны желтые, шашки острыеПики длинные, кони борзые,Полем идут с песней, искать царю чести, а себе славы? (казаки)- Кто главный у казаков? ( атаман)- Где выбирают атамана? (на кругу)- Кони взрослые готовы поменять свои? (подковы)- Голове не будет страха, если есть на ней? ( папаха)Физинструктор: ребята, вам понравились казачьи игры?(ответы детей)Что на занятие вам запомнилось больше всего?(ответы детей)Вы можете теперь и сами играть в эти игры на прогулке. Занятие окончено, спасибо за внимание, вы на занятие были настоящими казаками и показали силу, ловкость, внимание и выдержку! На право, шагом марш!(дети под музыку маршируют, выходя из зала)
infourok.ru