Классный час для учащихся 7-8 классов «Поговорим о доброте». Классный час для 8 класса о позитивном отношении к жизни


Классный час для 8 класса на тему: "Жизнь прекрасна!"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урмышлинская основная общеобразовательная школа» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Разработка классного часа

«Жизнь прекрасна!»

Классный руководитель 8 класса

Бурнашева Нурия Джакфаровна

Урмышла, 2014 год

Цель : помочь подростку осознать свои цели и смысл в жизни.

Задачи: формирование у учащихся навыков ответственного отношения за свою жизнь и здоровье посредством использования технологии «равный обучает равного», повышение групповой сплоченности и оптимизация психологического климата в подростковой среде, развивать целеполагание и стремление к реализации личностного потенциала.

Оборудование: стрелки, карточки, мультимедийный проектор , листки-опросники, дерево жизни, жетоны.

Ход классного часа

ПРИВЕТСТВИЕ

Как в этом мире дышится легко,

Скажите мне, кто жизнью не доволен,

Скажите, кто вздыхает глубоко,

Я каждого счастливым сделать волен.

Пусть он придет! Я должен рассказать,

Я должен рассказать опять и снова,

Как сладко жить...

Н. Гумилев

В качестве приветствия может быть использовано упражнение

«Продолжи предложение»: определите, что для вас значит жизнь, и продолжите фразу: «Жизнь – это …».

УПРАЖНЕНИЕ «СТРЕЛА ЖИЗНИ»

На листах бумаги можно нарисовать различные варианты стрелок: прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые и предложить участникам выбрать: какой из рисунков соответствует вашему жизненному циклу. Можно предложить нарисовать и свои стрелки тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.

Почему вы выбрали эту форму стрелки? Где сейчас вы находитесь на этой стрелке? Куда (к чему) стремится ваша «стрела жизни»? дети обосновывают свои ответы.

Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь ,но эта жизнь зависит от многих факторов. На качество жизни влияет социальные и материальные блага, окружение , семья, друзья, микроклимат человека. Давайте попробуем поразмышлять о целях в жизни.

ИГРА «НА ЧТО ПОТРАТИТЬ ЖИЗНЬ»

Цель: осознание необходимости осуществления выбора жизненных целей.

Инструкция: Я раздаю вам по 10 жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, физических и душевных сил, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность и соответственно ваша жизнь.

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетон или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбирать любую из них или никакую вообще, но только не обе сразу. Приобрести каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставляется на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, то вы уже ничего не сможете приобрести. Готовы?

Итак, начинаем «торги»:

№ пары

Пары ценностей

1.

А. Хорошая просторная квартира или дом (1 жетон).

Б. Новый спортивный автомобиль (1 жетон).

2.

А. Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга (2 жетона).

Б. Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (мужем) (2 жетона).

3.

А. Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет (1 жетон).

Б. Один настоящий друг (2 жетона).

4.

А. Хорошее образование (2 жетона).

Б. Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона).

5.

А. Здоровая семья (3 жетона).

Б. Всемирная слава (3 жетона).

После того, как все участники приняли решение купить одну из этих вещей или не покупать ни одной, объявите, что выбравшие здоровую семью получают назад в награду два жетона.

6.

А. Изменить любую черту своей внешности (1 жетон).

Б. Быть всю жизнь довольным собой (2 жетона).

7.

А. Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (1 жетон).

Б. Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона).

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон (если у них остались жетоны). Объясните, что есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

8.

А.Чистая совесть (2 жетона).

Б. Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали (2 жетона).

9.

А. Чудо, совершенное ради любимого человека (2 жетона).

Б. Возможность заново пережить (повторить) любое событие прошлого (2 жетона).

10.

А. Семь дополнительных лет жизни (3 жетона).

Б. Безболезненная смерть, когда придет время (3 жетона).

Торги закончены, больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры. Ответьте на следующие вопросы:

-Какой покупкой вы более всего довольны?

-Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

-Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

Возможные предложения: «Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться»; «Хотелось бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже»; «Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов».

Считаете ли вы, что игра от этого станет более интересной?

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как не возможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. Выбор решения в каждой конкретной ситуации зависит именно от нас. И именно нам нести ответственность за те решения, которые нами приняты.

Если вам не хватило средств, для чего-то важного – вы слишком много потратили на вещи, значение который для вас не столь велико. Если у вас остались средства в конце игры – подумайте, может быть, вы не до конца используете данные вам возможности.

Это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы, возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Возможно, вы увидите связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, вы отдали жетон за изменение внешности - значит, придаёте большое значение тому, что думают о вас окружающие. Если предпочли быть довольным собой – значит, больше цените свое мнение о себе.

Вспомните, какие «ценные вещи» вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: «Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно». Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Кто-то пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: «Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее».

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда вы вновь будете находиться перед выбором, задумайтесь на что потратить свою жизнь, не растрачивайте её попусту. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

«МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ»

«Путник шёл по дороге, которая называлась «Жизнь». Дорога привела его к перекрёстку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?

Представьте себя на месте этого путника… О чём вы думаете, что вы чувствуете?

Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листке свой жизненный путь: свою прошлую историю, своё положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни (дорогу и перекрёсток). Каким был ваш жизненный путь до перекрёстка: ровным, извилистым, с ухабами, горами и обрывами? Куда вы хотите придти? Каким вы представляете свой путь после перекрёстка? С чем встретитесь на своём пути? Чему вам придётся научиться?

Обсуждение: Какие пути получились? В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Что этому способствует? Важно обратить внимание на связь прошлого и настоящего, настоящего и будущего? Что общего между ними? Какова цель этого пути? Как вы узнаете, что ваша цель достигнута? Что вам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Какие условия, средства, возможности?

«МОИ РЕСУРСЫ»

Подросткам предлагается подумать над следующими вопросами: что вам может помочь достичь ваших целей? Чем вы уже обладаете, чтобы достичь этих целей.Рисуется ладошка,на которой 5 черт своего характера.

«МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Важно, чтобы подростки научились выстраивать позитивную перспективу своей жизни. Это даёт им силы для преодоления возможных ошибок, кризисных периодов и сложностей жизни. Каждый подросток может научиться этому, сохраняя в памяти свои счастливые события и достижения. Для этого упражнения может быть использован мяч или другой предмет. Тот, у кого он в руках, рассказывает о том, что ему удалось в жизни. То, чего он хотел и достиг. Например: «Я помирился со старым другом», «Я исправил оценку по иностранному языку», «Я познакомилась с мальчиком, с которым хотела» и т.д.

«ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ»(по сингапурской системе)

Цель: осознание собственных жизненных целей и их приоритетности.

«Напишите на листке в столбик 10 своих жизненных целей-ценностей, затем напротив каждой цели напишите, что вы делаете или собираетесь сделать, чтобы данную жизненную цель достичь (создаём формулу успеха)». Проводится обсуждение нескольких формул участников по желанию.

«Далее напротив каждой цели напишите, что вы не делаете или не сделали, чтобы достижение вашей жизненной цели стало возможным (определение «барьеров-помех»)». Проводится обсуждение нескольких «барьеров-помех» участников по желанию.

«Теперь вычеркните 3 наименее важные для вас из этих 10 жизненные цели; затем вычеркните 3 из оставшихся 7; затем – 3 из 4; та цель, которая осталась – это и есть главная для вас жизненная цель, поэтому мы можем конкретизировать теперь вашу фразу: «Жизнь – это …».

Оформите свои цели в виде зеленого листочка и наклейте на дерево жизни.

РЕФЛЕКСИЯ

Ребятам предлагается ответить на вопрос о том, какие мысли о смысле жизни возникали у них по ходу занятия, или продолжить предложение: «Я живу для того, чтобы…».

ПОДАРОК ПЕДАГОГА

Ведущий занятия дарит каждому участнику открытку или пожелание в виде цитаты.

Например:

«Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без представления, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется не земле, хотя бы кругом его были все хлеба»

Ф. Достоевский

«Смысл жизни в красоте …»

М. Горький

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше»

Э. Золя

«Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, - вот цель разумной жизни»

А. Платен

«Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная Личность»

Э. Фромм

kopilkaurokov.ru

Классный час в 8 классе на тему «На пороге взросления»

Классный час в 8 «б» классе на тему:

«На пороге взросления».

Классный руководитель: Ижболдина М.А.

Цель: формировать у обучающихся  понятия о многогранности личности и

умения адаптироваться к окружающей действительности.

Задачи:

  1. Актуализация знаний о качествах и «ценности» личности.

  2. Формировать у обучающихся способности определять собственные позиции к определенным понятиям.

  3. Способствовать формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого обучающегося.

  4. Способствовать осознанию учащимися собственной жизни, ее целей, пониманию своих сил и возможностей.

Оборудование: презентация, проектор, карточки, листы А4, изображение дерева и яблок, карандаши, фломастеры, краски, кисти, авторучки, музыка.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Приветствие.

- Давайте поприветствуем друг друга.

Ребята выражают свое настроение и высказывают пожелания друг другу на последующую работу.

- Как вы понимаете тему классного часа?

Упражнение «Без маски».

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек:

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..." "Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..." "Иногда люди не понимают меня, потому что я ..." "Верю, что я ..." "Мне бывает стыдно, когда я ..." "Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."

-   На пороге «взрослой жизни» становиться актуальным задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл. Чтобы поразмышлять над этой не легкой темой, мы и собрались здесь, на классном часе.

Шестнадцать - возраст откровенный,Пора влюбленности и грез,Пора волнений и сомнений,И нежных встреч, и тайных слез.

Такая волнующая жизнь у вас сейчас. Совсем скоро вы, ребята, окажетесь во взрослой жизни. С каким жизненным опытом? С каким запасом духовно-нравственных качеств? Как будете жить вдали от дома?

Эти вопросами задаются не только ваши родители, но и мы, учителя.

У взрослых людей за плечами жизненный опыт с радостями и разочарованиями. Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, работа. Они точно знают, что такое жизнь.

Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.

Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает.

Жизнь – это свет, а свет кого-то слепит.

Жизнь – это борьба, а в борьбе должен быть победитель.

Жизнь. В этом слове не мало значений.

Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

Жизнь птицы, живущей 3 весны.

Жизнь человека. И жизнь страны.

В этом стихотворении все повествования переплелись. Разве можем мы жить без цветов, без птиц? Что же все-таки такое жизнь? Можно жить, а можно и существовать!

А жизнь и существование одно и то же ли это?

В чем разница между существованием и жизнью?

Существование – жизнь без целей, планов, интересов, увлечений.

- Мне хотелось бы продолжить наш классный час с пересказа известной притчи:

«Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

- Попробуем и мы с вами задать этот вопрос: «Что такое жизнь?»

Упражнение «Дерево» (визуализация)( арт – терапевтическое упр. )

- Закройте глаза. Представьте себя виде дерева. Подумайте и представьте, где стоит дерево, как оно выглядит: какие у него ветки, насколько оно высокое, какие корни у него. Корни – это ваши родители.

Нарисуйте то дерево, которое вы представили. А на его ветвях изобразите яблоки – ценности.

(дети рисуют). Затем каждый желающий представляет свое дерево.

2. Перед нами символическое «Дерево жизни».

   Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет  крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи!

А что по-вашему жизнь?

Определить понятие «Жизнь» одним словом, которое поддерживает человека, делает его счастливым.

На доске: дерево жизни, на котором плоды.

Поэтому и у вас получились разные «плоды». Но есть и одинаковые, давайте выделим их: (Ответы учащихся, их понимание жизни).

- Итак, жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Известно, время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

- Вопрос «А что может помочь нам в жизни, какие качества?». Все ли качества личности плохи?

Упражнение "Комиссионный магазин"

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

Складывают «положительные качества» в шкатулку.

3. Разброс мнений «Цена и ценность»

- Поднимаясь по лестнице, мы всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, преступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Наш подъём будет зависеть от того, по каким законам мы будем строить нашу жизнь, какие нравственные ценности будут, словно маяк, освещать наше движение по лестнице жизни.

Дайте ответ на следующий вопрос: какие пороки и зловредные привычки, по- вашему, мешают человеку жить долго и счастливо?

И прежде чем сделать свой выбор, давайте определим, что есть ценность (работа со словарем).

Условно, когда мы говорим «ценности», мы подразумеваем культурологические ценности, выработанного человечеством за историю его существования и вознесенные на гребень культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой, считая еду, вещи и деньги условиями существования, ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, познание, природу. Когда древние ставили философский вопрос: «Жить, чтобы есть, или есть чтобы жить?» - то выбор их был однозначен: «Есть, чтобы жить!»

Чтобы до конца понять, что такое ценность, давайте сопоставим ее с категорией «цена» (работа со словарем).

Таким образом, цена – это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Поэтому, она материальна, вполне определенна и имеет предметную, доступную ощущениям, субстанцию (можно поглядеть, потрогать, понюхать, взвесить и т.д.).

Ценность – то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценность духовна, ощущениями ее не обнаружишь. Пушкинское: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» - предельно точно очерчивает границы цены и ценности. Для цены – сферы рынка, для ценности – душа. Цена исчерпаема и истребима: продукты питания съедаются, вещи изнашиваются, жилище разрушается, и все это подвластно вандалистическому уничтожению.

Цена заменима: всегда найдётся товар, превосходящий другой товар по качеству, способный вытеснить предшественника.

Ценность незаменима: отсутствие любви не восполняется любовью к другому; чудесная встреча с прекрасным человеком не повторяется; взгляд, брошенный тебе как поддержка, не имеет другого дубля.

4. Упражнение «Что я ценю в людях?»

- Таким образом, объясняя свой выбор, вы выходили на ценности. А теперь давайте вместе составим перечень вечных ценностей.

(Совесть, милосердие, любовь, дружба, справедливость, доброта, смелость, честность, порядочность и т.д.)

6. Подведение итогов.

- Давайте обратимся еще к одной притче:

«В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранилась.

Вопросы учащихся:

- Много ли достигла в жизни эта старушка?

- Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?

- Каковы были ее жизненные ценности?

- И в заключении еще раз просмотрим созданные вами лестницы желаний и внимательно прослушаем наказ известного педагога В.А.Сухомлинского: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо …»

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!.....

Упражнение «Свободный микрофон»

Дети высказываются по очереди о впечатлениях, полученных на классном часе, при этом передают шкатулку с «положительными качествами».

Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»

Всё в твоих руках!

doc4web.ru

Классный час в 8 классе "Кому нужны мои знания"

Тема: «Кому нужны мои знания»

Цель: развитие осознанного отношения к учебе, воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.

Оборудование:  проектор, компьютер, CD-проигрыватель, диск с песней «Если б не было школ», фильм на песню «Не крутите пестрый глобус»

Ход классного часа

Музыкальная заставка «Не крутите пестрый глобус»

  1. Обсуждение притчи о Соломоне.Давным-давно, на востоке, жил один из мудрейших людей – царь Соломон. Однажды хитрец задумал обмануть царя. Поймав в руки бабочку и зажав её в ладони, хитрец решил обратиться к Соломону, спросив: «Что у меня в руках? Живое или мёртвое?» Если царь ответит «живое», то я сожму ладони. Если царь ответит «мёртвое», то я разожму руки, и бабочка улетит. Так думал хитрец. Пришёл хитрец к Соломону и задал свой вопрос. Соломон поднял глаза и ответил: «Всё в твоих руках». Вопрос учителя: Что значит для Вас смысл высказывания Соломона «Всё в твоих руках». (Обсуждение высказывания Соломона).

Вывод: в наших руках наше здоровье, наше настроение, наше счастье, да и вся наша жизнь, в какой-то степени в наших руках. Ведь от того, какой образ жизни мы с вами ведём, какие ценностные приоритеты имеем в жизни, зависит наше будущее. Кроме этого в настоящий момент большую роль играет ваше отношение к учёбе, ведь если вы с желанием и интересом приходите в школу, ответственно выполняете все задания, то в итоге получаете знания, которые понадобятся в дальнейшей жизни .

Итак, тема нашей беседы: «Кому нужны мои знания».

Ребята, сегодня мы постараемся ответить на такой вопрос:

зачем нам нужны знания, если их порой так нелегко получать?А теперь мне бы хотелось послушать вас, выскажите свое мнение, ответьте мне на один вопрос: “Для чего человек учится?”

(Дети говорят искренне, ответы были разные – чтобы быть грамотным, чтобы быть богатым, мама или бабушка заставляет, чтобы получить престижную профессию, чтобы радовать родителей, чтобы в будущем помогать детям с домашней работой, чтобы получать нужные знания)

Вывод:

Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране.Все известные, великие люди получили прекрасное образование, обучаясь в институтах, университетах или даже в академиях. 

- Что такое пословица? (Мудрость народа)

А какие пословицы и поговорки об учении вы знаете?  

Я говорю начало, а вы продолжите.  (объяснить несколько пословиц)1. Умная голова сто голов кормит. Худая и себя не прокормит. 2. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 3. Идти в науку – терпеть муку. 4. Без муки – нет науки. 5. Корень учения горек, да плод его сладок. 6. Красна птица пером, а человек ученьем. 7. Ученье свет, а неученье тьма. 8. Ученье в счастье украшает, а в ненастье утешает. 9. Учиться всегда пригодится. 10. Не учась, и лаптя не сплетешь. 11. Учи сына, пока поперек лавки лежит. А как вдоль ляжет – тогда поздно учить. 12. К мягкому воску печать, а к юну ученье. 13. Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать. 14. Учиться никогда не поздно. 15. Век живи, век учись. 16. Недоученный и переученный хуже неученого. 17. Азбука — наука, а ребятам — мука.

4. Рассказ учителя

А теперь я хочу тоже ответить на вопрос: "Для чего человек учится?” Послушайте меня внимательно.

Чтобы знать. Чтобы работать. Чтобы быть образованным человеком. Иногда, принимая решение учиться, некоторые исходят из довольно упрощенных побуждений, например, учиться, чтобы занять более высокое положение на служебной лестнице и т.п. Но даже те, кто вначале руководствовался подобными целями, обычно рано или поздно приходят к пониманию объективной ценности образования. Зато в понимании того, как получить образование, как учиться, весьма нередки и ложные представления, и прямые заблуждения. Иногда рассуждают так: «Вот поступлю в школу, в школе есть учителя, они меня научат, сделают образованным». Конечно, очень хорошо, что приступающие к учению полны такой веры в учителя, в значительность его роли как носителя знаний, организатора и руководителя учебной работы. Но если человек все надежды возлагает только на учителя и не задумывается о собственных обязанностях в учебном процессе, представляя себя в роли лишь некоего приемника знаний, идущих от учителя, то он глубоко заблуждается относительно плодотворности начатого дела. Учитель здесь помощник и организатор процесса, а не источник знаний.

Ребят, что вы теперь можете сказать?

(Дети высказываются по прослушанной информации, ответы разные и довольно-таки интересные:

-ученик должен научиться брать знания от учителя;

-каждый учитель может научить, но не каждый ученик может эти знания усвоить. И это значит, что не учитель плохой, а ученик не прилагает усилий, чтоб понять ту или иную тему;

-чтобы усвоить знания по какому-то предмету, надо слушать учителя на уроке, так как он говорит только нужные и важные вещи.

-и т.д.

Я думаю, что каждому из нас есть над чем задуматься и тем, кто не совсем добросовестно относится к учебе, призадуматься над своим будущим.

а сейчас я вам прочитаю одно шуточное стихотворение:

Не решается задачка - хоть убей!

Думай, думай, голова поскорей!

Думай, думай, голова, дам тебе конфетку,

В день рожденья подарю новую беретку.

Думай, думай - в кои веки прошу!

С мылом вымою тебя! Расчешу!

Мы ж с тобою не чужие друг дружке.

Выручай! А то как дам по макушке!

(М. Бородицкая)

Как вы думаете, что автор хотел сказать этим стихом?

Дети высказывают мнения:

-мало знать материал, надо его еще и повторять, особенно перед контрольной работой;

-если ты учил тему, то тебе будет легко решать задачи, а если просто сидел на уроке (присутствовал «для галочки»), то как ты не проси свою голову вспомнить, навряд ли это удастся;

-во время контрольных волнуешься больше, поэтому всё забываешь, а чтобы волнения не было, лучше перед контрольной освежить материал в памяти, тогда будет легче;

-и т.д.

Итак, ребята, зачем же человек учится? Подведём итог нашей беседе.

Чтобы знать. Чтобы быть образованным человеком. Стать уважаемыми людьми, получить хорошую профессию. Принести пользу нашей стране.

Ведущий2: В завершение нашего разговора, я раздам вам карточки с удивительными рожицами. Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе.

Эти карточки я передам классному руководителю, и она сохранит их до 11 класса. Я думаю потом вам будет очень интересно посмотреть на то, как изменилось ваше отношение к учебе в лучшую или в худшую сторону.

infourok.ru

Классный час в 8 классе "Конфликты в нашей жизни"

Классный час “Конфликты в нашей жизни”

Цель занятия:

1. Развивать понятие толерантность через разрешения конфликтов.

Задачи:

1. Развивать умение анализировать, аргументировать своё мнение, принимать решение, делать выбор в конкретной ситуации;

2. Развивать навыки коллективной работы,

3. Воспитывать взаимоуважение и толерантное отношение к мнению друг друга

Ход занятия

Весь класс делится на три группы.

Мотивация: учитель задаёт ситуацию – провокацию. К доске выходят два ученика. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание.

Ученики начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает ученика и выдвигает всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша – современная и т.д.

Затем учитель даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет. Школьники после выполнения данного задания были очень рассержены.

В. Почему?

В. Почему рисунок не получился? /Комментарии уч-ся. “Плохо объяснили”, “Ученики не поняли”./

В. Что не было сделано до начала работы? / “Не обговорили правила выполнения рисунка”/

В. Что произошло в данной ситуации? /Конфликт/

В. Можно было избежать конфликта? / “Можно”./

В. Как?

- Результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как необходимо рисовать. Т.е не было определенных правил, что и как делать и не было соглашения.

- Давайте с вами подумаем над понятиями: правило, соглашение и конфликт.

Работа с понятиями. Задания группам.

1-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “правило”. Должно получиться определение: “Правило – это положение, отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения”. Могут быть другие варианты, главное, чтобы смысл слова не менялся.

2-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “соглашение”. Должно получиться определение: “Соглашение – взаимное согласие, договорённость. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон”. Могут быть другие варианты.

3-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “конфликт”. Должно получиться определение: “Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой”. Могут быть другие варианты.

Эти понятия взаимосвязаны между собой, т.к. если выпадает одно звено, то возникает конфликт между разными сторонами.

(Понятия выносятся на доску)

Сейчас я вам предлагаю послушать одну ситуацию. А вы подумайте, как ее можно охарактеризовать.

“Два 8-х класса решили провести между собой КВН по черчению. Учитель заранее объяснил учащимся, какие будут задания и на какую тему, а также критерии оценок. Классы также знали, кто входит в состав жюри, 8А класс при подготовке к КВНу проявил творческие способности и тщательно готовился к этому мероприятию, привлекая даже родителей. 8Б класс отнесся к подготовке очень несерьёзно, надеясь на сильных учеников. В результате игры победил 8А класс. 8 Б был очень обижен и рассержен, обвиняя жюри в необъективности. Между командами завязался спор. Страсти накалялись. Началось выяснение отношений, которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель, проходивший мимо. В результате настроение было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разговор в кабинете директора”.

  • Как можно охарактеризовать данную ситуацию? (конфликтная)

  • Почему возник конфликт? ( т.к. разные точки зрения столкнулись, разные мнения)

  • Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?

(Комментарии учащихся).

- Сейчас вы каждый в своей группе подумайте, обсудите и напишите на листочках, какие правила разрешения конфликта (любого конфликта) могут быть, по-вашему, как нужно вести себя при возникшем конфликте. Но сначала ответьте на вопрос:

- что значит разрешение конфликта? (это процесс нахождения решения, приемлемое для обеих конфликтующих сторон.)

(листочки зачитываются и вывешиваются на доску)

Правила разрешения конфликта:

  1. обе стороны должны высказать свое мнение по поводу возникших противоречий

  2. проявлять уважение к личности в совместном диалоге

  3. не высказывать негативных оценочных суждений в сторону оппонента

  4. быть в разговоре спокойным

  5. проявлять терпимость

  6. вести доброжелательный диалог с оппонентом

- У нас получилось такое дерево, которое мы должны как-то назвать. А для этого давайте вспомним, что такое толерантность?

- Что нужно делать, чтобы быть толерантным человеком?

И на основании всего, что мы сейчас проговорили, могли бы мы назвать это дерево ДЕРЕВОМ ТОЛЕРАНТНОСТИ? (да)

И именно это дерево толерантности может помочь нам решить к-л конфликт.

Далее школьники работают в группах и выполняют конкретные задания.

- Сейчас я предлагаю вам поработать с определенными ситуациями. Каждой группе я даю ситуацию, вам необходимо найти пути разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?

Ситуации для обсуждения.

1-я группа. “Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извиниться. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещает уроки физики”.

2-я группа. «В магазине большая очередь. Мужчина на минуту вышел из очереди и подошел к соседнему киоску купить газету. Когда вернулся, то его не пустили на то место, где он стоял, утверждая, что его там не было. Мужчина начал ругаться. Вся очередь всполошилась. Никто не пустил его на свое место».

3-я группа. “После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это “женская” работа. Завязался спор, который перерос в ссору”.

Каждая группа находит свои пути разрешения конфликта. Объясняет, как можно было его избежать.

Итак, давайте сделаем вывод из всего выше сказанного.

-Что же такое конфликт? Попытайтесь выразить это в синквейне. (слушаем получ. стихи)

- Возникали ли конфликты в вашей жизни? Пробовали ли вы их решить? Получалось ли у вас разрешить конфликтную ситуацию?

ИТОГ:

В заключении давайте с вами обобщим:

- Что же такое конфликт, где может возникнуть, при каких условиях. И как разрешить возникший конфликт?

Уч-ся приходят к выводу, что конфликты в жизни человека неизбежны. Причины конфликтов много: различия в характерах, разные взгляды на проблему, неумение выслушать противоположную сторону, т.к. мы все разные. Школьники приходят к выводу, что человек довольно часто попадает в конфликтную ситуацию. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны могут и договориться между собой, прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт. Нужно просто относится к друг другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно, ценить других людей и принимать их такими, какие они есть.

Игра «Техасские объятия»

Все встают в круг, кладут руки на плечи друг другу. На счет раз, два, три шагают одновременно в круг.

Учитель: пусть наш коллектив будет сплоченным как этот круг, и у вас никогда не будет конфликтов.

Самоэкспертиза внеклассного мероприятия по теме «Конфликты в нашей жизни»

9 «б» класс.

Цель данного внеклассного занятия:

1. Развивать понятие толерантность через совместное разрешение конфликтов.

Задачи:

1. Развивать умение анализировать, аргументировать своё мнение, принимать решение, делать выбор в конкретной ситуации;

2. Развивать навыки коллективной работы,

3. Воспитывать взаимоуважение и толерантное отношение к мнению друг друга

Для реализации поставленных цели и задач мною была выбрана форма классного часа с использованием проблемных ситуаций.

На данном занятии была организована работа в группах и взаимодействие между группами. Вся работа была направлена на развитие толерантности:

  • школьники сообща работали в группах;

  • вели дискуссию в группах в спокойном, доброжелательном тоне;

  • старались не высказывать критические замечания по отношению друг к другу;

  • старались учитывать мнения одноклассников при решении вопросов;

  • рассматривали разные точки зрения на решение проблемы и приходили к выводу путем обобщения этих точек зрения.

Обобщение материала происходило в занимательной форме – написание синквейна, где каждый ученик смог проявить свои творческие способности и затем представить классу свое творение.

Итогом занятия стала игра, направленная на сплочение коллектива и терпеливое отношение школьников друг к другу.

Таким образом, поставленные цель и задачи занятия были решены.

Необходимо найти пути разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?

1-я группа. “Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извиниться. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещает уроки физики”.

Необходимо найти пути разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?

2-я группа. «В магазине большая очередь. Мужчина на минуту вышел из очереди и подошел к соседнему киоску купить газету. Когда вернулся, то его не пустили на то место, где он стоял, утверждая, что его там не было. Мужчина начал ругаться. Вся очередь всполошилась. Никто не пустил его на свое место».

Необходимо найти пути разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?

3-я группа. “После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это “женская” работа. Завязался спор, который перерос в ссору”.

Правило – это положение, отражающее закономерность, устанав - ливающее порядок, норма поведения.

Соглашение – взаимное согласие, договоренность. Договор, устанавливаю – щий какие -нибудь условия,взаимоотношения, права и обязанности сторон.

Конфликт– столкно - вение, предельное обос - трение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

Решение конфликта – это процесс нахождения решения, приемлемое для обеих конфликтующих сторон.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

www.metod-kopilka.ru

«Познай и оцени себя» в 8 классе (психологический классный час)

МБОУ Филинская сош

Методическая разработка

классного часа

тема: «Познай и оцени себя»

в 8 классе

(психологический классный час)

Выполнила: Минеева Светлана Владимировна

Тот, кто правильно указывает

                                                                             на мои ошибки,- мой учитель;                            

                                                                        тот, кто правильно отмечает

                                                                        мои верные поступки.- мой

                                                                                                                    друг;

                                                                        тот, кто мне льстит,- мой враг.

                                                                                               Сюнь-цзы.

 

                                                                     Важно не то, кем тебя считают,

                                                                      а кто ты есть на самом деле.

                                                                                    Публий Сир.

Тема: «Познай и оцени себя»

Классный час, посвященный обсуждению психологических проблем подростков

Цели: дать детям представление о различных видах самооценки, об адекватной самооценке; формировать позитивное отношение к себе. Чувство собственного достоинства; побуждать к самоанализу, самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми:

- За день до классного часа провести тестирование детей. Попросить детей подсчитать и запомнить свой результат в баллах и сдать тесты учителю. Ключ к тесту учитель огласит в ходе классного часа.

- Проанализировать результаты тестирования. Выявить уровень самооценки детей в классе.

Тест «Вербальная диагностика самооценки личности»

Фетискин Н.П.. Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002г.

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

  2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

  3. Я беспокоюсь о своем будущем.

  4. Многие меня ненавидят.

  5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

  7. Я боюсь выглядеть глупым.

  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

  10. Я часто допускаю ошибки.

  11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

  12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

  14. Я слишком скромен.

  15. Моя жизнь бесполезна.

  16. Многие неправильного мнения обо мне.

  17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

  18. Люди ждут от меня слишком многого.

  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

  20. Я слегка смущаюсь.

  21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

  22. Я не чувствую себя в безопасности.

  23. Я часто волнуюсь понапрасну.

  24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

  25. Я чувствую себя скованным.

  26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

  27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

  28. Мне кажется. Что со мной должна случиться какая - нибудь неприятность.

  29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

  30. Мне жаль, что я необщителен.

  31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

  32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключи к тестовому заданию

Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто» - 4 балла, «часто! – 3, «редко» - 2, «никогда» - 0.

0-25 баллов – свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов – показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроится под мнение других людей.

46-128 баллов – уровень самооценки низкий. Человек болезненно переносит критические замечания. Не уверен в себе.

Ход классного часа.

1.Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Сегодня мне хотелось бы пригласить к разговору, который волнует всех: «Каков путь к себе?». Ещё древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле – человек. А философы тысячелетиями пытаются разгадать феномен своего «Я».

Когда человек рождается, врачи, которые его приняли. Облегчённо вздыхают и говорят: «Ну, вот и слава Богу!» и устало улыбаются. А женщина, которая стала матерью, сквозь боль, слёзы и ожидания тоже пытается улыбаться. « Вот и всё»,- говорят врачи. « Нет,- качает она головой, - это только начало, начало новой жизни, начало нового человека». Мыслители говорили, что человек – это самое простое и самое сложное.

2.Интерактивная беседа по теме « Зачем нужна самооценка?»

Великий немецкий поэт И.В. Гёте утверждал: « Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

 - Можете ли вы считать себя умными людьми? ( ответ)

- Что можно узнать о себе? ( 1.свои физические возможности, состояние здоровья)

 2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).

3. Свой характер, темперамент, волю.

4. Свои вкусы, привычки.

5. Свои сильные и слабые стороны.)

3.Работа по теме « Определение уровня самооценки».

Знание самого себя называется самооценкой. Самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам, Самооценка – это не то, каким вы есть на самом деле или то, как вас видят другие люди, а то, ЧТО ВЫ САМИ ДУМАЕТЕ О СЕБЕ.

А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос. Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая- с заниженной и третья- с объективной самооценкой. Выбранные признаки     вы должны прикрепить к доске. Дополнительное условие- обосновать свой выбор. (В течение3-5 минут дети работают.) Время истекло, слушаем мнение групп. (Дети  поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют магнитами в соответствующие колонки таблицы.)                                                                                 

                                  Самооценка.

Завышенная

заниженная

Объективная

Уверенность в себе

Вспыльчивость

Скромность

Внушаемость.

Высокомерие

Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного

достоинства

Пассивность

Уравновешенность

Самоуверенность

Внушаемость.

 

Работа у доски

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, внушаемость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

 

Результаты тестирования: Вчера вам был предложен тест на самооценку. Я проанализировала его результаты и пришла к выводу, что большинство ребят в нашем классе имеют завышенную (заниженную, правильную) самооценку. Тесты были анонимными, я попросила вас запомнить свои результаты. Сейчас и вы сможете узнать свою самооценку ( ключ к тесту)

0-25 баллов – свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов – показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроится под мнение других людей.

46-128 баллов – уровень самооценки низкий. Человек болезненно переносит критические замечания. Не уверен в себе.

Кто согласен с результатами теста?

Кто не согласен?

Что вызывает возражения?

(дети высказываются)

Анализ ситуаций (работа в группах)

   -  проанализируем две ситуации.

1. Учительница вызвала мальчика к доске отвечать домашнее задание и за ответ поставила ему 4. Он обиженно произнес «За что?» Я  все ответил правильно. Мне надо поставить 5, а не 4.

2. Девочка занимается в художественной студии и хорошо рисует. Но когда в студии проходят выставки, она не выставляет своих работ. Ее  многие спрашивают, почему она не выставляет свои картины. Она говорит, что они недостаточно хорошие, могут не понравиться людям.

   -  Что вы можете сказать о мальчике? ( очень любит себя, не видит в себе недостатков, у него неправильная самооценка).

   -  Что можно сказать о девочке? (Недооценивает себя, стеснительная, скромная)

   - Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т.п.).

- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т.д.)

- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т.п.).

4. Пантомима «Люди с разной самооценкой»

-А как окружающие определяют, у кого правильная самооценка, а у кого завышенная или заниженная? Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том , что внутреннее состояние человека всегда отражается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидете. Я прошу выйти к доске трех моих помощников.

(три ученика выходят к доске)

Каждому из вас придется сыграть в театре роль человека с определенной самооценкой. Я – режиссер, читаю вам. Как должен выглядеть этот человек. Вы изображаете его. Все остальным я предлагаю сделать то же. Встаньте, пожалуйста, можете выйти из-за парт. Начинаем. Послушайте, как должен выглядеть этот герой. Этот человек…

Неуверенный в себе человек

Уверенный в себе человек

Самоуверенный человек

  1. Не выдерживает прямого взгляда, отводит глаза в сторону.

  2. Голова опущена

  3. Спина сутулая.

  4. Руки помещены перед собой

  5. Ноги несколько напряжены, переплетены между собой или плотно сжаты.

  1. Смотрит окружающим в глаза.

  2. Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок.

  3. Спина у него прямая, плечи развернуты.

  4. Руки могут быть убраны за спину.

  5. Ноги на ширине плеч и расслаблены

  1. Стоит вполоборота.

  2. Правое плечо слегка выставлено вперед.

  3. Грудь колесом.

  4. Голова высоко поднята.

  5. Смотрит высокомерно, дерзко.

  6. Руки на поясе.

  7. Упор на левую ногу, правая выставлена вперед

У всех все прекрасно получилось. Какого же героя мы изобразили? Можно сказать, что это уверенный в себе человек? (нет, это человек с низкой самооценкой, неуверенный в себе)

(второму ученику) А ваш герой выглядит немного иначе. Этот человек… (дальше читает признаки уверенного в себе человека)

(Дети изображают)

А что можно сказать об этом герое и его самооценке? (что это человек с правильной самооценкой. Уверенный в себе)

А теперь прошу вас изобразить еще одного героя. Этот герой…

(Дети изображают)

Посмотрели на себя? Какой герой у вас получился? (получился человек самоуверенный, нахальный, хвастливый)

В наше время, к сожалению, уверенность в себе многие связывают с нахальством, хамством. Этот пример очень хорошо показывает различия между уверенным и самоуверенным человеком.

А сейчас мы с вами поиграем:

Игра «Апельсин»-Подойдите ко мне 4 человека, выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш?(ведущий спрашивает: «чей это апельсин»? Почему трудно определить?

Вывод: внутри и снаружи все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Все снаружи одинаковые: но не внутри. Что бы узнать вкус этого апельсина нужно его попробовать. Также что бы узнать человека нужно с ним пообщаться и посмотреть на его поступки. Какими вы станете – это зависит от вас.

А сейчас я попрошу вас составить о себе синквейн

Синквейн: какой «Я»

Домашнее задание: Составление самохарактеристики ( ответы на вопросы анкеты).

 

Классный руководитель иногда пишет ученикам характеристики. Я решила обратиться к вашей помощи и попрошу вас составить самохарактеристики. Для этого прошу ответить на вопросы анкеты.

                      Анкета « Самохарактеристика».

1.     Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью).

2.     Убеждения и идеалы. ( Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3.     Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4.     Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5.     Нравственно-волевые качества. ( Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чём хотели бы подражать?)

Рефлексия. Предложено ребятам продолжить фразу: Сегодня на занятии я понял, что……

ИТОГ: Каждый человек когда родится он чистый, как белый лист бумаги. Начинает расти и жизнь оставляет свои отпечатки: черные и белые. У каждого человека есть свои недостатки и достоинства. Чаще всего мы видим недостатки у других людей, иногда говорим им об этом. Пытаемся их изменить, а над своими чаще всего не задумываемся. Вывод: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

www.metod-kopilka.ru

"Цели и смысл жизни" 8 класс

МБОУ «Дохновичская средняя школа»

Классный час на тему:

"Цели и смысл жизни"

8 класс

Подготовила:

классный руководитель:

Приходько М.В.

17.09.2013

Классный час

«Поговорим о смысле жизни»

Цели:

  1. помочь учащимся разобраться в жизненных взглядах, убеждениях, потому что именно от убеждений зависят взаимоотношения с коллективом.

  2. помочь учащимся в личностном росте, самоопределении,

  3. развитие коммуникативных, творческих компетенций учащихся.

Методы: слово учителя, беседа, метод проектов

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя.

А) В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал:

Дар напрасный, дар случайный

Жизнь, зачем ты мне дана?(Слайд_1)

Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. Сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого Пушкина заключался в создании непревзойденных образцов поэзии, прозы, драматургии, эпистолярного жанра. И как человек ответит на него, ведь от этого ответа будет зависеть очень многое.

О смысле жизни люди задумывались еще в седой древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. "Смысл жизни в служении Богу", — утверждали христиане. "Смысл жизни в служения родине", — говорили мудрецы античности. "Смысл жизни в общественно -полезном труде", — утверждали отцы-правители из нашего недавнего прошлого. Неужели все эти утверждения ложны? Нет, но в каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины. Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством.

Каждое следующее поколение задается вопросом: "Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь? Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.

Б) А вот что пишет ваш сверстник:

Из сочинения БЦ: На что потратить жизненную энергию? На завоевание титулов, почестей, сердец или посвятить свою жизнь тем, кто возможно, никогда не узнает счастья? Какова цель жизни: жить для себя или для других? Чему посвятить: силе, милосердию, Богу или дьяволу?

Если сравнивать жизнь человека с восхождением на гору, то цель и смысл жизни в том, что заставляет тебя подниматься на эту вершину и дает тебе силы…

II. А. Эйнштейн: «Стремись к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» (Слайд_2)

1 Эвристическая беседа

С чем бы вы сравнили человеческую жизнь?

(рост дерева, восхождение, американские горки, череда полос)

Таким образом, в ваших ассоциациях жизнь сравнивается с чем-то трудным, движущимся, постоянно меняющимся

Что же сделать, чтобы жизнь не казалась пустой, трудной чередой полос, препятствий?

(НАПОЛНИТЬ СМЫСЛОМ.

А. Эйнштейн: «Стремись к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» (Слайд_3)

2. Вспомним жизнь литературных героев, писателей, ученых..

  1. Чем была наполнена жизнь рыцарей Средневековья? (служение Отчизне, вассалу, Прекрасной Даме)

  2. Жизнь Тараса Бульбы и Остапа Бульбы? (Защита Отчизны)

  3. Андрия? (любовь)

  4. М.В.Ломоносова? (служение науке, просвещениюРоссии)

  5. И.С.Флягина? (за Отечество хочу умереть)

Вывод: их мечты, желания, стремления наполняли их жизнь смыслом.

Проектная работа

Чтобы разобраться в своих смыслах, мечтаниях, стремлениях, предлагаю ответить на вопрос :

Что я делаю существенного в своей жизни? При помощи изображения контура фамильного герба.

Гербы в древние времена заменяли визитную карточку. По гербу можно было судить о личности, о родовитости, знатности, о поколениях... В романе В Скотта на щите рыцаря Айвенго был девиз: Лишенный наследства, на щите Буагильбера был изображен ворон…

- (Слайд_4)

(раздать листы с изображением герба) Задания на слайде.

Задания:

  1. Достижение самое значительное в жизни

  2. значительное семейное событие

  3. О чем мечтаете, чтобы стать счастливым?

  4. Девиз в жизни?

Презентация своих проектов (защита)

ВЫВОДЫ: какие вы ставите цели, в чем видите смысл своего существования?

Классики о смысле жизни… Слайд

  1. В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. автор: Аристотель Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше. автор: Золя Эмиль

  2. Смысл жизни только в одном - в борьбе. автор: Чехов Антон Павлович

  3. Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. автор: Эйнштейн Альберт

  4. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. автор: Чехов Антон Павлович

  5. Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу. автор: Эйнштейн Альберт

Сравнение, анализ цитат, точки сближения…

III. Какова высшая цель жизни ( отданная Родине, народу, ближнему, Христу…)

СЧАСТЬЕ…

Счастливы ли вы?

Игра-заполнение таблицы: Способы достижения счастья

Что вам нужно для счастья? (Слайд_5)

Предметы

Абстрактные понятия

Ж-Ж Руссо считал, что для полного счастья необходимы: : хороший банковский счет, хороший повар, хороший желудок.

Согласны ли?

Американские психологи считают:

1.любить близких

2.любимая работа

3.помощь

4.физическая активность

5.элементы новизны в жизни

6.оптимизм

Относятся ли эти способы достижения высшей цели к материальным, духовным?

Итоговые выводы

ЖИЗНЬ- СМЫСЛ ЖИЗНИ- СЧАСТЬЕ

Материалы к классному часу

Герб заменял визитную карточку, удостоверение личности. По гербу можно было судить о знатности рода, о поколениях предков.

Правила составления гербов

Основа герба – щит:

треугольный – варяжский, норманнский;

овальный – итальянский;

квадратный с округлостью внизу – испанский;

четырёхугольный с заострением внизу – французский;

фигурный – немецкий.

При составлении гербов применяли  финифть  (эмаль),  металлы  (золото  исеребро), меха (горностаевый и беличий).

Щиты были однотонные или с несколькими частями:  глава,  пояс,  столб, перевязь,  крест;  пересечённый,  рассечённый,  скошенный,   четырёхчастный, четвероскошенный и т. д.

Символика цветов на гербах:

красный – «мужество», «страсть»;

голубой– «величие, красота, ясность»;

зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;

пурпурный – «власть»;

чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;

серебро – «чистота и скромность», «благородство»;

золото – «богатство, сила, верность», «знатность».

Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и  древнее  его род.

Символика изображений на щитах:

лев – отвага, сила, гнев, великодушие;

журавль – бдительность и осторожность;

лилия – расцвет и успех;

единорог – непобедимость;

гриф – неустрашимость и свирепость;

кошка – независимость;волк – злость, жадность;кабан – бесстрашие;петух – воинственность;павлин – хвастовство;розы – чистота, святость;ключи – открытость.

multiurok.ru

Классный час для учащихся 7-8 классов «Поговорим о доброте»

Классный час для учащихся 7-8 классов

«Поговорим о доброте»

В нашей жизни много ценностей и одна из этих ценностей доброта, которой нам так не хватает в нашей жизни и в сотый раз о ней говорить ни лень.

Цель: расширить представления учащихся о понятии «доброта», акцентируя внимание на проявлениях ее как качества человека повседневной жизни.

Задачи:

-углубление знаний о доброте как ценности и качестве человека;

-развитие способности и умения проявлять доброту и определять ее как качество человека;

-воспитание стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним.

Круг радости ( позитивный настрой).

Приветствую учащихся, приглашаю их в круг радости, для проведения которого использую «клубок пожеланий». Прошу учащихся закончить фразу: «Я сегодня желаю всем….». А затем образуется круг из ниток, учитель отрезает каждому ученику часть нитки со словами: «Я желаю вам, чтобы частичка пожеланий всегда была с вами».

Но знаешь ли ты, в чем добро вековое?

Должны мы любить всех живых, все живое,

Ни в мыслях, ни в действиях зла не питая,-

Вот истина вечная, правда святая.

Все люди ко многим занятиям способны,

Но те лишь прекрасны, кто сердцем беззлобны.

Прекрасные качества есть человечьи,

Но самое ценное – добросердечие.

Ибо добро не бывает напрасно,

Все властно добро, потому и прекрасно!

(Из древнеиндийского эпоса «Махабхарата»)

Затем вопрос к ребятам:

-Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор у нас с вами?Конечно о доброте и тема нашего сегодняшнего часа «Горизонты доброты». 

Ассоциативная карта:

Ребята у вас на парте есть цветные бумажные полоски, пожалуйста, напишите маркерами на них свои ассоциации словом «доброта».

Задание:Ребята дайте определение слову «доброта», но прежде чем мы дадим определение этому слову и мы сейчас посмотрим мультфильм «Олень и волк».

Просмотр мультфильма.

Беседа:

- Кто здесь был добр?

-Как вы думаете, правильно ли рассудил медведь оленя и волка?

- А как бы вы поступили в данной ситуации…

Учебная информация.

Человеческой природе свойственна доброта. Доброта - мерило человеческого в человеке. Истинно добрый человек всегда готов утешить, помочь тем, кому действительно плохо, кто нуждается в помощи.Он неравнодушен к несправедливости, жестокости, искренен в своих добрых поступках.

Доброта- это…..

Разминка.

В центре класса стоит парта на ней находится ватман, учащиеся встают вокруг стола и с помощью маркера обводят свою ладошку и пишут на ней свое имя. А затем звучит песня «Дорогой добра», пока она звучит, дети ходят по кругу она заканчивается напротив чей ладони они оказались, пишут на пальчиках пожелания.

Инсценировка. 

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец.

Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец.

«Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому – хорошие люди?» - спросил мудреца ученик.

Мудрец ответил: «Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать».

- О чем говорится в притче?

Цитата урока:

Добро выше практической нужды!

Дмитрий Лихачев.

Задание:

Рассмотрите перечень личностных качеств, которые выведены на доске. Выберите те, которые характеризуют человека, обладающего добрым характером. Дополните их. Расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность.

Коллаж «Доброта спасет мир».

Под песню «Доброта спасет мир» на глобус наклеиваются вырезки из журналов о доброте, на ту территорию Земли, где по мнению детей не хватает человеческой доброты.

Рефлексия( итог урока).

-Ребята! У нас есть огромное сердце, но оно пустое давайте его заполним теплом своих сердец - пожеланий.

kopilkaurokov.ru