Классный час по экологическому воспитанию «Земля защиты просит у людей». Классный час по экологическому воспитанию


Классные часы на тему экологии - Классные часы

Классные часы на тему экологии и охраны окружающей среды

Человек на протяжении всего существования находится в тесном взаимодействии с окружающей природой. Но его отношение к ней не всегда является положительным. Прежде всего человек и его деятельность является основным источником загрязнений, катаклизмов, ухудшения экологической обстановки. Это приводит к необходимости проведения воспитательной работы среди подрастающего поколения.

Школе отводится важная роль в этом процессе. Дети должны постигать законы природы, осваивать нормы экологического поведения понимать, к чему приводит неразумная деятельность людей. Для педагогов вариантом донести эту информацию до молодого поколения станет классный час по темам: «Экология» и «Охрана окружающей среды». Материал будет интересен и актуален для школьников 5-7 классов. Проблема защиты природы имеет особое значение, поскольку около 70% населения планеты дышат вредным для здоровья воздухом, а из-за плохого качества воды ежегодно умирает более 25 тыс. человек.

Цели и задачи экологического классного часа

Нужно отметить, что классный час на тему охраны природы преследует цель развития культуры бережного отношения к окружающей среде.

Следует познакомить детей с терминами: экологическая безопасность, исчезающие виды растений и животных, Красная книга, рассказать об основных источниках загрязнений.

Молодое поколение должно знать, как уязвима природа и насколько пагубным может быть воздействие общества на нее. И конечно, дети как члены общества должны научиться вести экологический образ жизни, не оставлять мусор, беречь животных.

Связанные даты

Ежегодно 5 июня во всем мире отмечают Всемирный день охраны окружающей среды, который призван обратить внимание людей на имеющиеся проблемы. Он сопровождается акциями и мероприятиями по охране природы. Экологическая безопасность становится темой номер один в этот день. Кстати, основоположником понятия «экология» является немецкий биолог Эрнст Геккель, который предложил это название в 1866 году в своей знаменитой работе «Общая морфология организмов». Где изложил теорию отношений живых организмов между собой и окружающей средой. Также важными датами являются Всемирный день воды (22 марта), День леса (20 сентября), День защиты животных (4 октября).

Средства наглядного представления материала

В освоении любого материала большую роль играет наглядность. Она способствует успешному учебному процессу и улучшает восприятие информации. Высокой наглядностью характеризуются фильмы.

Фильмы для классного часа по экологии

  • «Тайны Тихого океана. Хрупкий рай»;
  • «Энергия воды и ветра»;
  • «Завтра не умрет никогда. Осторожно! Воздух»;
  • «Под куполом»;
  • «Текстильные города в тени загрязнения»
  • и др.

В этих фильмах хорошо показано, как страдает наша планета и насколько актуально своевременное принятие мер по защите.

Оформление школьного кабинета

Учителю следует позаботиться об оформлении класса. Можно дать домашнее задание детям попросить найти и принести фотографии, картинки, вырезки из газет и журналов на тему окружающей среды, плохой экологии, загрязнений. В кабинете можно разместить стенд, например, назвать его «Наша планета». И представить на нем изображения губительной человеческой деятельности и бедственного состояния природы.

Интересные задания по теме

Поскольку рассматриваемая проблема является общечеловеческой, наиболее оптимальной формой проведения классного часа будет круглый стол. Нескольким ребятам можно предложить подготовить дома доклады по различным аспектам темы, например: «Загрязнение почвы», «Проблема нехватки чистого воздуха», «Животные в опасности» и др. А затем обсудить всем классом рассмотренный материал и предложить свои пути решения проблем. Еще одним вариантом может быть разделение школьников на группы. Каждая группа получат задание с конкретной экологической проблемой. Затем дети совместно обсуждают ее и один школьник от каждой группы рассказывает о своей теме и путях улучшения экологической обстановки.

Экологическое воспитание школьников — первостепенная задача взрослых и, прежде всего, учителей. Необходимо регулярно проводить классные часы, воспитательные мероприятия, субботники, посещения заводов и другие производственные экскурсии.

pedsovet.su

Классные часы на тему экологии - Классные часы

Классные часы на тему экологии и охраны окружающей среды

Человек на протяжении всего существования находится в тесном взаимодействии с окружающей природой. Но его отношение к ней не всегда является положительным. Прежде всего человек и его деятельность является основным источником загрязнений, катаклизмов, ухудшения экологической обстановки. Это приводит к необходимости проведения воспитательной работы среди подрастающего поколения.

Школе отводится важная роль в этом процессе. Дети должны постигать законы природы, осваивать нормы экологического поведения понимать, к чему приводит неразумная деятельность людей. Для педагогов вариантом донести эту информацию до молодого поколения станет классный час по темам: «Экология» и «Охрана окружающей среды». Материал будет интересен и актуален для школьников 5-7 классов. Проблема защиты природы имеет особое значение, поскольку около 70% населения планеты дышат вредным для здоровья воздухом, а из-за плохого качества воды ежегодно умирает более 25 тыс. человек.

Цели и задачи экологического классного часа

Нужно отметить, что классный час на тему охраны природы преследует цель развития культуры бережного отношения к окружающей среде.

Следует познакомить детей с терминами: экологическая безопасность, исчезающие виды растений и животных, Красная книга, рассказать об основных источниках загрязнений.

Молодое поколение должно знать, как уязвима природа и насколько пагубным может быть воздействие общества на нее. И конечно, дети как члены общества должны научиться вести экологический образ жизни, не оставлять мусор, беречь животных.

Связанные даты

Ежегодно 5 июня во всем мире отмечают Всемирный день охраны окружающей среды, который призван обратить внимание людей на имеющиеся проблемы. Он сопровождается акциями и мероприятиями по охране природы. Экологическая безопасность становится темой номер один в этот день. Кстати, основоположником понятия «экология» является немецкий биолог Эрнст Геккель, который предложил это название в 1866 году в своей знаменитой работе «Общая морфология организмов». Где изложил теорию отношений живых организмов между собой и окружающей средой. Также важными датами являются Всемирный день воды (22 марта), День леса (20 сентября), День защиты животных (4 октября).

Средства наглядного представления материала

В освоении любого материала большую роль играет наглядность. Она способствует успешному учебному процессу и улучшает восприятие информации. Высокой наглядностью характеризуются фильмы.

Фильмы для классного часа по экологии

  • «Тайны Тихого океана. Хрупкий рай»;
  • «Энергия воды и ветра»;
  • «Завтра не умрет никогда. Осторожно! Воздух»;
  • «Под куполом»;
  • «Текстильные города в тени загрязнения»
  • и др.

В этих фильмах хорошо показано, как страдает наша планета и насколько актуально своевременное принятие мер по защите.

Оформление школьного кабинета

Учителю следует позаботиться об оформлении класса. Можно дать домашнее задание детям попросить найти и принести фотографии, картинки, вырезки из газет и журналов на тему окружающей среды, плохой экологии, загрязнений. В кабинете можно разместить стенд, например, назвать его «Наша планета». И представить на нем изображения губительной человеческой деятельности и бедственного состояния природы.

Интересные задания по теме

Поскольку рассматриваемая проблема является общечеловеческой, наиболее оптимальной формой проведения классного часа будет круглый стол. Нескольким ребятам можно предложить подготовить дома доклады по различным аспектам темы, например: «Загрязнение почвы», «Проблема нехватки чистого воздуха», «Животные в опасности» и др. А затем обсудить всем классом рассмотренный материал и предложить свои пути решения проблем. Еще одним вариантом может быть разделение школьников на группы. Каждая группа получат задание с конкретной экологической проблемой. Затем дети совместно обсуждают ее и один школьник от каждой группы рассказывает о своей теме и путях улучшения экологической обстановки.

Экологическое воспитание школьников — первостепенная задача взрослых и, прежде всего, учителей. Необходимо регулярно проводить классные часы, воспитательные мероприятия, субботники, посещения заводов и другие производственные экскурсии.

pedsovet.su

Классный час в 8 классе по экологическому воспитанию «Природа не прощает ошибок».

    Классный час  в 8 классе по экологическому воспитанию

 «Природа не прощает ошибок».

    Ход классного часа.

 Просмотр видеофильма

1. Вступительное слово

Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

 

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Кл. руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

 

3. Интерактивная беседа.

Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

 

4. Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

 

5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Классный руководитель. Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Классный руководитель. Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Классный руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей.

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Классный руководитель. Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

 

6. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе. 

  1. Подведение итогов. Просмотр видеофильма

infourok.ru

Классный час по экологическому воспитанию

Классный час по экологическому воспитанию

Цель: показать смысл экологических проблем, причин их проявления, роль человека в возникновении экологических проблем;

Воспитывать уважительное отношение к своему природному окружению;

Развивать навыки нравственно –обоснованного поведения в природе.

Ход мероприятия:

Старая сказка на новый лад

Автор : на планете год от года человек вредит природе.

И не понял он ,чудак. Что природа – не пустяк.

Он зверей и пташек жестоко истребляет;

Мусором, отходами речки засоряет.

Он привык всё покорять, и не может он понять:

Сам себе ведь он вредит! Вот что сказка говорит:

В море остров был крутой, город был на нём большой

Весь в зелёных насажденьях!

Ах! Какое наслажденье в чудных там лесах гулять,

Чистым воздухом дышать, по лугам, полям бродить,

Ключевой воды испить!

Море вкруг него бурлит, рыбой, крабами кишит .

Все в том городе богаты, изоб нет- кругом палаты.

Правил там премудрый царь, справедливый государь.

В долгом времени аль вскоре приключилося там горе.

Царь: увеличить чтоб доход, я решил завесть завод,

Чтоб консервы выпускать, за границу отправлять.

И валюта день –деньской будет течь в казну рекой!

Автор: царско слово нерушимо.

Вскоре был завод воздвигнут:

Поршни новые блестят, на трубе огни горят.

В море лодки выплывают, сети новые бросают,

Рыбу ловят там и тут, на завод её везут.

Там консервы выпускают, за границу отправляют.

Рыбка: грязь же в море всю сливают.

От неё всё погибает!

Если в сеть не попадёшься, так в отходах захлебнёшься.

Жить здесь стало очень худо, надо плыть скорей отсюда!

Автор! Много времени проходит….

Вот к царю гонец приходит

Гонец: В свете есть такое диво, вот идёт молва правдива-

Матерьялы нынче есть, что не можно глаз отвесть:

И красивы , и практичны, и легки, и нетоксичны!

Правду молвят или лгут- их пластмассами зовут.

Царь: Это диво я б хотел перенесть и в свой удел!

И уж выписать готов я заморских мастеров.

Трубы, технику…

Автор : и вот стал работать химзавод.

Здесь пластмассы выпускают. За границу отправляют,

И валюта день- деньской так и льёт в казну рекой!

Дни за днями – год проходит.

Вновь к царю гонец приходит.

Гонец :вокруг нас уж целый год вот о чём молва идёт:

Жидкость из земли качают, в перегонку отправляют,

Да в машины заправляют.

Это диво там и тут чёрным золотом зовут.

Автор: и весь остров сотрясая, появилась буровая.

Нефть из недр земли качают, за границу отправляют.

И валюта день –деньской так и льёт в казну рекой.

Царь доходы все считает, за хозяйством наблюдает.

Тут бы сказку и закончить.

Только царь встревожен очень, месяц в думу погружён,

Он забыл покой и сон.

Мглой окутан чудный остров, стало жить на нём непросто..

Чахнут рощи день за днём, грязью залит водоём.

Кислый дождь стучит по крыше. Пенья птиц давно не слышно.

Всё живое пропадает….

В общем, остров погибает.

Царь: чтобы остров мой спасти, к мудрецу решил пойти.

Что мне делать? Как мне быть7

Мудрец:

Остров чтоб не погубить, буровую ты закрой.

Очистные здесь построй, вылов рыбы ограничь

Площадь леса увеличь, хвойных больше посади,

Да за выбросом следи,

чтобы воздух и вода были чистыми всегда!

Автор: сказка -- ложь, да в ней намёк

Добрым молодцам урок.

Он летит над всей планетой:

«Берегите землю эту!»

Он кричит всему народу: «надо всем беречь природу!»

Коль беречь её не будем- сами мы себя погубим.

Монолог Природы

Я – Природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастье надарить –

В моей всё это власти !-

Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час

Восхода и захода, иву над рекой…

И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, моё ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам – моё творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире – что ни год – твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка - вдруг да он последний..

Уничтожить (зверь не карандаш)-

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших - не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся – ни часу врозь, ни дня…

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня. (Сергей Викулов)

Подведение итогов. Над чем вас заставила задуматься эта сказка?(высказывания детей)

Конкурс «Собери названия растений»

Каждая команда получает конверт с буквами. Командам нужно из них составить названия растений.

Тополь, ландыш, груздь.

Вопросы по теме «Растения»

  1. Всем известно, что существует «Красная книга», куда заносят исчезающие виды растений и животных. А куда переводят спасённое животное или растение? (В «Зелёную книгу спасённых»).

  2. Перед вами корзина и грибы. Однажды Колобок пошёл в лес за грибами и взял с собой эту корзину. Поглядел Колобок на полянку, а она вся в грибах. Думал, думал, и решил – взять только съедобные, а несъедобные – оставить. Заполните корзинку съедобными грибами.

Вопросы.

- Расскажите, как правильно собирать грибы?

- Нельзя брать грибы, которые не знаешь.

- Нельзя разбрасывать и раскидывать в сторону листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

- Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

- Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают автомобили и предприятия.

- Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

  • Возраст грибницы достигает 300-500лет.

  • Был найден гриб – боровик весом 6 кг.

  • Грибы растут очень быстро. В Южной Америке есть грибы, которые за 2 часа вырастают на пол метра

3. Стали грибы чистить, а грибы – то порченные! То края у шляпок огрызены, то макушки. У одних мякоть выедена, у других – ножки с дырками. Кто так грибы испортил?

- Портили все, кому не лень! Белка пробовала шляпку на зубок, мышь макушку у гриба источила. Шляпку слизень глотал, сверху ножку гриба жук прогрыз. Если начать считать всех, кто любит в лесу грибы,- со счёта можно сбиться. Все норовят попробовать – птицы, звери и насекомые. Да больше портят, чем едят. Ничего страшного – почистить, порезать и на сковороду! Не пропасть же добру.

2. Грустно видеть разрытые муравейники! Один до земли раскидан, у другого макушка счёсана. У того боковина свезена, у этого дыра в боку. Муравьям несчастье и разорение: тащи – волоки тысячи хвоинок. И каждая как бревно… Кто разрыл муравейник?

- Достаётся в лесу муравейникам!

- Придёт кабан, разбросает муравьиную кучу, ещё уляжется сверху, как на перину.

- Рябчик, тетёрка созовут на муравейник цыплят, расчешут ногами макушку, угощают муравьиными яйцами.

- Медведь подкосолапит к муравейнику да за раз и свезёт пол бока!

- А то зелёный дятел дыру на боку пророет. Но муравьишки не унывают: их громят, а они снова отстраиваются. А что им остаётся делать? Обитатели одного муравейника за день уничтожают 100тыс. вредных насекомых.

3. Назовите пресмыкающиеся, птицу и зерновую культуру, в названии которых есть нота ре.

Ответ: черепаха, тетерев, гречиха.

Вопросы по теме «Неживая природа»

1. «Прогулка» С.Михалков Подумай, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти.

Тут сидят и там сидят, загорают и едят.

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли,

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти.

(Отдыхающие отнеслись к природе потребительски, их не беспокоит проблема её сохранности.)

2. Чистота воздуха во многом зависит от здоровья леса. А зависит ли здоровье леса от чистоты воздуха? Почему?

(Да зависит. Из-за задымленного воздуха, содержащего ядовитые газы, гибнут леса.)

3. Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все ёлочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?

(Опавшая листва, хвоя, трава после гниения возвращают почве питательные вещества, взятые ранее. Удаление хвои и травы из-под деревьев означает полную потерю питательных веществ, а это приводит к снижению плодородия почвы.)

Вопросы по теме «Загадки природы»

1. Какие часы плавают по воде? (Белая кувшинка – открывается в 7ч утра, закрывается в 5ч дня, в пасмурную погоду часы не работают)

2. Как заканчиваются эти народные приметы:

а) воробьи купаются в пыли и громко чирикают… (к плохой погоде)

б) Лягушка квакает вечером приятной трелью – к .(ясной погоде )

infourok.ru

Классный час по экологическому воспитанию «Земля защиты просит у людей»

МКОУ «Нижнемордокская СОШ»

Глушковского района Курской области

Классный час по экологическому воспитанию

«Земля защиты просит у людей»

Автор: М.Н.Лобасова

"Встал поутру, умылся, привел себя в порядок " и сразу приведи в порядок свою планету".

Антуан де Сент-Экзюпери

"Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу - значит охранять Родину". Михаил Пришвин

"Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Пустыня - осталась".

^

«Экологическое сознание – это лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека».

«Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания».

(Академик И. Петрянов – Соколов). Цели:

Образовательная - формирование у учащихся целостного восприятия мира; превращение экологической проблематики в неотъемлемый элемент общего образования и культуры, направленный на формирование у молодежи сопричастности ко всему происходящему вокруг.

Воспитательная - побуждение их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привитие любви к родному краю; формирование взглядов и убеждений обеспечивающих становление ответственного и деятельного отношения к окружающей природе.

Развивающая - развитие творческих способностей школьников, умении работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение кругозора.

Задачи:

Формирование экологического сознания и на его основе – экологической культуры.

Развитие системы экологических отношений не только к окружающей среде, но и к своему здоровью.

Формирование экологически целесообразного поведения, деятельности и активной позиции в деле охраны природы

Оборудование: Мультимедийный проектор, раздаточный материал (приложение № 1, приложение № 2, приложение № 3), фотографии, картинки с изображением природы, глобус.

^ – интеллектуально-познавательный классный час с элементами исследовательской работы.

Музыкальное сопровождение: классическая музыка для сопровождения презентации (Рохманинов, Гайдн, Дога)

Слайд 5.Вступительное слово классного руководителя:

- Добрый день, ребята. Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня.Слайд 6.22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

Академик Капица С.П. сказал следующее:

«… День Земли – это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые ее населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся».

История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон переехал на территорию пустынной прерии штата Небраска, одинокие деревья которой усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева. Слайд 7 В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. В 1970 году свыше 20 млн человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли.

Слайд 8.Флаг Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне). Традиционно Флаг связан с Днем Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиям.

В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома.Слайд 9.

Первый Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 1954 г. Он отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов, и является символом глобальной солидарности людей Земли. В него также вплавлены ордена и медали, другие почетные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: "Да здравствует всеобщий мир во всем мире".

В России акция "Колокол Мира в День Земли" проводится с 1998 года по инициативе и под патронатом летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А. Н. Берегового в Международном Центре Рерихов. Слайд 10.Столы в классе расставлены таким образом, что представляют собой круг, слегка разомкнутый в районе доски, чтобы в центр его можно было пройти. Этот круг становится символом, с осмысления которого начинается разговор на классном часе. Все участники разговора берутся за руки, делая, таким образом, круг замкнутым, и высказывают свое мнение о символике этого круга. Слайд 11.Круг - это символ солнца, а значит - тепла, света, жизни.

Круг - это символ единства, сплоченности, взаимовыручки.

Круг - это общество людей, среди которых мы живем. В природе все связано и развивается по кругу, стоит вспомнить хотя бы круговорот воды.

Все важные, волнующие людей вопросы принято решать за "круглым столом".

Вспомним слова поэта: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке". Круг - это символ дружбы и того, что только сообща, все вместе мы сможем выстоять.

Круг - это наша планета, наша Земля, и именно ее проблемы становятся сегодня предметом нашего пристального внимания.Послушайте легенду:

Давным-давно, около 5 миллиардов лет назад у матери Вселенной родилась дочь — назвали ее Земля. Ее отец — Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все Галактики и созвездия. Каждый, кто приходил, приносил ей разные подарки. Отец подарил ёй Солнце. Фея Аква подарила ей чистую, прохладную воду.

Фея Аэра невесомое бледно-голубое покрывало с тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. Фея Нейча по дарила Земле растения и животных, украсила ее наряд цветами и бабочками. И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Не один миллион лет прошел, и, наконец, она придумала. Поселила на 3емле человека.

Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет», — думала она,- Много у меня богатства на всех хватит». А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась.

Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. Bce тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти всё вырублены. Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губитель ные ультрафиолётовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная, срочно вызвала трех фей и приказала им" выяснить: можно ли спасти Землю? Как живется человеку на Земле?

^

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, Человек.

Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, ещё полвека назад академик В.И. Вернадский писал «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». Это предупреждение пророчески оправдалось.Слайд 12.

Планета гибнет потому, что мы нарушаем экологические законы. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Их так легко запомнить, их всего четыре (приложение 1):

Первый закон: «Всё связано со всем».

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Если мы не будем выполнять этих законов, погибнет наша планета, погибнет и всё человечество, погибнем все мы. Поэтому сейчас, в начале третьего тысячелетия, стоит задуматься о будущем и объявить XXI век веком защиты нашей планеты, веком защиты природы.

Для этого нам потребуется немало средств и усилий. Но главное, необходимо, чтобы каждый человек задумался над тем, что мы стоим на пороге экологической катастрофы и внёс бы посильный вклад в защиту природы.

Знаменитый французский писатель А. Экзюпери сказал: «Если же у человечества не найдётся средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скромной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя».

Сейчас мы отправимся в экологический рейд, чтобы выяснить где нарушены экологические законы.

Но перед дорогой разомнёмся, проведём физкультминутку. Слайд 13.Вот она летит маленькая такая! (руки вверх)

Вот она грустит, в думы свои вникая, (руки вниз)

Вот она летит, зябкой прохладой веет, (обхватить плечи

Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!.. (руки вперёд)

Вот она плывёт сквозь грозовую полночь, (руки в стороны, потянуться)

Всех людей зовёт, просит прийти на помощь! (руки вперёд, потянуться)

Просит прийти на помощь! (руки вниз, расслабиться)

Просит прийти на помощь!Слайд 14.

 ^

Сейчас мы проведём рейд по нашей области и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?

Слайд 15.

А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами.Чем это грозит водоёму и жителям области? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Слайд 16

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Слайд 17.

Классный руководитель: « Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Слайд 18.

Примерные ответы детей:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Классный руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Слайд 19.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры. Слайд 20.Маленький Принц оставил людям свой завет: "Запомни, есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".Слайд 21.^ Слайд 23

Но страшным предупреждением сегодня звучат строки испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки:

"Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло.»

На экране вы видите страшные последствия вмешательства человека в природу: цунами, смечи, землетрясения, ураганы, техногенные взрывы. Слайд 24.26 апреля 1886 года такой взрыв прогремел на территории бывшего СССР, в Украине на Чернобыльской АЭС. Память о жертвах этой страшной катастрофы почтим минутой молчания.

Слайд 25

Глаза Земли. Душа Земли…

Да, Земля живая. У неё есть душа. И эта душа болит.

И глаза у Земли есть. И эти глаза полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой землёй! Долго терпела Земля. Она вздыхала и стонала, но люди не слышали её стонов. И вот Земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!»

Слайд 26.

На планете Земля люди - гости,

Им немного отпущено жить.

Миллиарды лежат на погосте,

Не дано им бессмертными быть.

Но гостить надо тихо, спокойно,

И хозяюшку Землю любить,

А у нас постоянные войны,

Все стараются Землю делить.

Катастрофы на нашей Земле:

Ураганы, трясенья, цунами,

Говорят - не живите во зле!Слайд 27.

Лишь Добро пусть царит между Вами!

Постарайтесь понять это люди,

И увидишь тогда, человек -

Жизнь счастливой и радостной будет,

И подольше продлится твой век!Наверное, цель нашего сегодняшнего классного часа можно считать достигнутой: ведь главное для нас было понять, что все в этом мире, таком, как оказывается, хрупком, зависит от нас самих, от людей, живущих на этой планете – планете Земля. Слайд 28.Космонавты, побывавшие на орбите, удивлялись, каким маленьким, беззащитным в бездонной Галактике выглядит этот крохотный шарик, нежно именуемый Землей. Слайд 29.Так бы и взял его в руки, приласкал, покачал, защитил от множества напастей, прикрыл от несчастий, напев ласковую материнскую песню, любовно, бережно сохранил, пронес через века и тысячелетия, вслед за Маленьким Принцем взял на себя заботу обо всех, кого приручил.Слайд 30.

А, проснувшись рано утром, умывшись, приведя себя в порядок, сразу же привел в порядок и свою планету. Тогда она ответит тебе взаимной любовью, светом и теплом, радостью и откровением, подарит ни с чем несравнимое счастье бытия в согласии с собственным сердцем и совестью.

Ведь Земля - это наш дом, а День защиты Земли призывает нас навести в нем порядок.

Подведение итога. Рефлексия.

-Ребята, у вас на столах лежат бумажные сердечки (приложение 2). Каждый из вас возьмите сердечко и напишите на нём качества Человека- достойного жителя планеты Земля. Окружим теплом наших сердец Матушку – Землю!

 Приложение №1.

Экологический календарь на апрель^ В 1906 г. подписана Международная конвенция об охране птиц.

Привлечение птиц - давняя традиция нашего народа :скворечники делали с языческих времен. Действия по охране птиц были предприняты Русским комитетом акклиматизации животных еще в середине XIX века, а в 1910 г. в Московском зоопарке и в Петровской сельскохозяйственной академии были организованы первые показательные птичьи станции.

Впервые День птиц был проведен в 1924 г. под руководством учителя Мазурова в Ермоленской школе Смоленской области. А в 1925 г. зоолог Дергунов, работавший на биологической станции юных натуралистов им. К.А. Тимирязева, подготовил и опубликовал специальную статью «Привлечение и охрана птиц».

^ 7 апреля 1948 года была основана Всемирная организация здравоохранения – специализированное учреждение ООН. В этот день 26 государств – членов ООН ратифицировали устав ВОЗ. С тех пор 7 апреля отмечается ежегодно как Всемирный день здоровья.

«Достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья» - вот цель Всемирной организации здравоохранения, провозглашенная

в 1-й статье ее устава.

Всемирный день здоровья призван привлечь внимание человечества к проблемам собственного здоровья. У россиян для этого есть немало поводов: средняя продолжительность жизни – 65 лет (58,9- у мужчин и 72,4- у женщин) – одна из самых низких в Европе, а вот показатели распространения болезней системы кровообращения, являющиеся лидерами в причинах смертности, и злокачественных опухолей, напротив, довольно высоки.

^

Цель Дней защиты от экологической опасности – объединение всех слоев общества для сохранения и возрождения природы, создание благоприятной экологической обстановки на нашей земле. Нынешние социально-экологические трудности, переживаемые Россией, привели к недооценке экологической опасности и ухудшению здоровья населения. Более 60 миллионов человек проживает в условиях постоянного превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосфере. Каждый второй россиянин использует для питья воду, несоответствующую гигиеническим требованиям. Десятки миллионов работающих находятся в крайне неблагополучных экологических условиях на рабочих местах. Хронические заболевания, обусловленные загрязнением окружающей среды, увеличивают на 15 – 20% смертность населения.

Начиная с 1994 года проводятся Дни защиты от экологической опасности, ставшие заметным и массовым событием в нашей стране. И хотя первым из Дней защиты значится 15 апреля, экологические субботники, лекции-беседы, конференции, семинары, круглые столы, конкурсы, выставки и другие экологические и природоохранные мероприятия, по данным Оргкомитета, начинаются уже в 20-х числах марта. Официально Общероссийские Дни заканчиваются 5 июня во Всемирный День охраны окружающей среды и Всероссийский День эколога, но государственные и общественные экологические организации и неравнодушные люди продолжают и далее деятельность по защите конституционных прав граждан на экологическую безопасность.

^ Современная Международная компания в защиту заповедников и национальных парков – «Марш парков» ведет свою историю с 40-х годов 19 века, когда основатель движения Дж. Стерлинг Мортон, переехав со своей семьей в край североамериканских прерий - штат Небраска занялся посадкой деревьев и развернул компанию по пропаганде усилий в данной области. На заседании Управления сельского хозяйства штата в 1872 г. Мортон предложил назначить день, который бы граждане штата посвящали озеленению. Идея получила широкую поддержку и в первый День дерева жители штата высадили около миллиона деревьев.

С 1990г. темой Дня земли в США становятся национальные парки. В этот день проводится сбор средств в поддержку охраняемых природных территорий. Праздник приобрел новое значение и новое название – «Марш парков».

Цель «Марша парков» - привлечение внимания общественности, представителей власти, средств массовой информации, бизнеса к проблемам особо охраняемых природных территорий и оказание им реальной практической помощи.

«Марш парков» - на сегодняшний день широкомасштабная компания, проводящаяся практически во всех регионах России под единым лозунгом и объединяющая усилия многих как государственных, так и общественных организаций по привлечению внимания населения страны к ее природному богатству. По форме акция, как правило, зрелищна, и потому является мерой, сильной по своему эмоциональному воздействию на общество.

С 2000 года Европейским сообществом принято решение проводить Европейский День парков 24 мая.

^ Родоначальниками праздника являются англичане. Они очень любят белоснежный цветок, разводят и высаживают его на клумбах так же успешно, как, скажем, тюльпаны и гиацинты.

Род подснежников насчитывает восемнадцать видов. Российский главный лесной подснежник называют «ветреница дубравная». Растет она по всей стране, до самой Камчатки. Подснежники прекрасны, но только в природе. Собранные букеты «живут» не больше нескольких дней, а в лесу растение цветет неделю. Наступает весна, и в городах снова появляются торговцы подснежников. Если вам захочется купить букетик этих красивых цветов, вспомните, что при их заготовке опустошались целые поляны. Знайте, что, покупая эти цветы, вы подталкиваете браконьеров к еще более масштабному сбору в последующие годы. Откажитесь от этого маленького удовольствия, помогите сохранить живую природу!

^ В 1882 году правительство штата Небраска объявило 22 апреля Днем Дерева и официальным праздником штата. Его постепенно стали отмечать и в других штатах.

В 1970 году празднование Дня Дерева в США переросло в проведение природоохранных мероприятий с привлечением населения к охране окружающей среды.

В 1989 г. американский ученый-эколог профессор Денис Хейс обратился к американской и мировой общественности с призывом отмечать 22 апреля как День Земли и вносить посильный вклад в озеленение и благоустройство территорий родной планеты и ее природных памятников. Его инициатива была широко поддержана. С 1990 года этот день проводится как международное мероприятие с целью объединения людей планеты в деле защиты окружающей среды.

В России День Земли отмечается с 1994 года.

^ 26 апреля 1986 г. произошла одна из крупнейших экологических катастроф современности - авария на Чернобыльской атомной электростанции, последствия которой ощутили на себе многие страны Европы и многочисленные регионы России.

В апреле 1993г. Правительство Российской Федерации на ряду с осуществлением комплекса мер по социальной защищенности и медицинскому обслуживанию лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, направило предложение в Верховный Совет Российской Федерации об объявлении 26 апреля Днем памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.

Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 22 апреля 1993 года 26 апреля объявлен Днем памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.

Этот день широко отмечается на территории России как национальная памятная дата.

^

Экологические законы Барри Коммонера.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

^

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

shkolnie.ru

Классные часы на тему экологии - Классные часы

Классные часы на тему экологии и охраны окружающей среды

Человек на протяжении всего существования находится в тесном взаимодействии с окружающей природой. Но его отношение к ней не всегда является положительным. Прежде всего человек и его деятельность является основным источником загрязнений, катаклизмов, ухудшения экологической обстановки. Это приводит к необходимости проведения воспитательной работы среди подрастающего поколения.

Школе отводится важная роль в этом процессе. Дети должны постигать законы природы, осваивать нормы экологического поведения понимать, к чему приводит неразумная деятельность людей. Для педагогов вариантом донести эту информацию до молодого поколения станет классный час по темам: «Экология» и «Охрана окружающей среды». Материал будет интересен и актуален для школьников 5-7 классов. Проблема защиты природы имеет особое значение, поскольку около 70% населения планеты дышат вредным для здоровья воздухом, а из-за плохого качества воды ежегодно умирает более 25 тыс. человек.

Цели и задачи экологического классного часа

Нужно отметить, что классный час на тему охраны природы преследует цель развития культуры бережного отношения к окружающей среде.

Следует познакомить детей с терминами: экологическая безопасность, исчезающие виды растений и животных, Красная книга, рассказать об основных источниках загрязнений.

Молодое поколение должно знать, как уязвима природа и насколько пагубным может быть воздействие общества на нее. И конечно, дети как члены общества должны научиться вести экологический образ жизни, не оставлять мусор, беречь животных.

Связанные даты

Ежегодно 5 июня во всем мире отмечают Всемирный день охраны окружающей среды, который призван обратить внимание людей на имеющиеся проблемы. Он сопровождается акциями и мероприятиями по охране природы. Экологическая безопасность становится темой номер один в этот день. Кстати, основоположником понятия «экология» является немецкий биолог Эрнст Геккель, который предложил это название в 1866 году в своей знаменитой работе «Общая морфология организмов». Где изложил теорию отношений живых организмов между собой и окружающей средой. Также важными датами являются Всемирный день воды (22 марта), День леса (20 сентября), День защиты животных (4 октября).

Средства наглядного представления материала

В освоении любого материала большую роль играет наглядность. Она способствует успешному учебному процессу и улучшает восприятие информации. Высокой наглядностью характеризуются фильмы.

Фильмы для классного часа по экологии

  • «Тайны Тихого океана. Хрупкий рай»;
  • «Энергия воды и ветра»;
  • «Завтра не умрет никогда. Осторожно! Воздух»;
  • «Под куполом»;
  • «Текстильные города в тени загрязнения»
  • и др.

В этих фильмах хорошо показано, как страдает наша планета и насколько актуально своевременное принятие мер по защите.

Оформление школьного кабинета

Учителю следует позаботиться об оформлении класса. Можно дать домашнее задание детям попросить найти и принести фотографии, картинки, вырезки из газет и журналов на тему окружающей среды, плохой экологии, загрязнений. В кабинете можно разместить стенд, например, назвать его «Наша планета». И представить на нем изображения губительной человеческой деятельности и бедственного состояния природы.

Интересные задания по теме

Поскольку рассматриваемая проблема является общечеловеческой, наиболее оптимальной формой проведения классного часа будет круглый стол. Нескольким ребятам можно предложить подготовить дома доклады по различным аспектам темы, например: «Загрязнение почвы», «Проблема нехватки чистого воздуха», «Животные в опасности» и др. А затем обсудить всем классом рассмотренный материал и предложить свои пути решения проблем. Еще одним вариантом может быть разделение школьников на группы. Каждая группа получат задание с конкретной экологической проблемой. Затем дети совместно обсуждают ее и один школьник от каждой группы рассказывает о своей теме и путях улучшения экологической обстановки.

Экологическое воспитание школьников — первостепенная задача взрослых и, прежде всего, учителей. Необходимо регулярно проводить классные часы, воспитательные мероприятия, субботники, посещения заводов и другие производственные экскурсии.

pedsovet.su

Классный час в 8 классе по экологическому воспитанию «Природа не прощает ошибок»

Классный час в 8 классе по экологическому воспитанию «Природа не прощает ошибок» - страница №1/1

 

   Классный час  в 8 классе по экологическому воспитанию

 «Природа не прощает ошибок».

 

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

 

Оформление:

а) на доске – эпиграф:   Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

                

   План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».
  3. Интерактивная беседа.
  4. Информационный блок «Законы экологии».
  5. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».
  6. Работа в группах «Обращение от имени природы».
  7. Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».
  8. Подведение итогов.
               

    Ход классного часа.

 

1. Вступительное слово

Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

 

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Кл. руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

 

3. Интерактивная беседа.

Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

 

4. Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

 

5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Классный руководитель. Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Классный руководитель. Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Классный руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей.

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Классный руководитель. Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

 

6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

 

7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

 

  1. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

- Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

- До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

- Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

umotnas.ru