Конспект занятия по математике в средней группе «Счёт в пределах пяти». Конспект занятия в средней группе по математике количество и счет


Конспект занятия по математике в средней группе «Количество и счет»

Тема: «Путешествие в страну математики»

Цель. Закреплять навык отсчитывания, пересчитывания с обобщающим жестом, составления взаимнооднозначного соответствия и на единицу больше и меньше.

Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Развивать умение составлять логическую последовательность.

Развивать навык прямого и обратного счёта до 10.

Упражнять в количественном счёте в пределах 5.

Развивать моторику руки, координацию движений, внимание, логическое мышление.

Развивать умение ориентироваться на плоскости: прохождение лабиринта.

Развивать способность объединять предметы по определённому признаку.

Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.

Активизировать в речи детей понятия «единицы». Расширять словарный запас детей.

Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Индивидуальная работа с Ритой, Димой, Матвеем –  закреплять навык пересчитывания с обобщающим жестом.

Словарная работа: математика, «единица», прямой и обратный счёт.

Материал: карточки к игре «Зарядка по карточкам», аудиозапись,  посылка, игрушка-заяц, конверт, фотоаппарат, образец «Зайки», палочки Кюизенера, 5      для воспитателя, по 5        + наборное полотно для каждого ребёнка, пособие «Число», «единицы» для воспитателя на доску.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, останавливаются на ковре полукругом.

— Сегодня, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Интересно, что в ней?(Воспитатель достает Зайца и письмо с загадкой).

Заяц: Я – мальчишка не простой

 Любопытный, озорной

 Всё хочу успеть, узнать

 Будете со мной играть?

— Всё бы тебе, Зайка, играть да играть. Очень важно заниматься, чтобы много знать и уметь.

Зайка: Я и так всё знаю.

— Тогда помоги отгадать загадку. И вы ребята, слушайте внимательно:

Научит она никогда не скучать

 И форму, и цифры, и цвет различать,

 Задачки решать

 И предметы считать

 А как же её, одним словом назвать?

Зайка: Ну, нет – этого я не знаю.

— Тогда я приглашаю тебя отправиться вместе с нами в интересное путешествие. Мы будем выполнять разные задания, играть и правильный ответ на загадку искать. Хотите в путешествие?

Ответы детей.

— Тогда закрываем глаза, считаем до 10. 1, 2…9, 10.

Пока дети считают, воспитатель включает «волшебную» музыку.

— А теперь открываем глаза. Ребята, мы с вами попали в волшебную страну. Давайте, сядем за столы. Стулья придвинули, спинки выпрямили, ножки подружили. А вот и первое задание.

Игра «Число».

— Возьмите и положите перед собой шнур, наденьте на него столько единиц, сколько раз я хлопну.

Воспитатель хлопает 3 раза. Дети нанизывают «единицы» после хлопков.

— Кто уже надел, поднимите свой шнур перед собой. А теперь положите на стол перед собой и пересчитайте. Дима, пересчитай «единицы».

Воспитатель выкладывает на доске единицы.

— Ярослава, иди к доске, пересчитай единицы. (1, 2, 3).

Ребёнок обводит указкой единицы (всего 3).

— Молодец, садись. Уберите кольца на место, положите шнур перед собой, наденьте столько единиц, сколько раз я топну?

Воспитатель топает 5 раз. Дети нанизывают «единицы» после топота.

— Кто уже надел, поднимите свой шнур перед собой. Зайчик посмотрит, что получилось. А теперь положите на стол перед собой и пересчитайте. Ангелина, пересчитай «единицы».

Воспитатель выкладывает на доске единицы.

— Кирилл, иди к доске, пересчитай единицы. (1, 2, 3, 4, 5).

Ребёнок обводит указкой единицы (всего 5).

— Молодец, садись. Уберите кольца на место. А сейчас придвиньте к себе наборное полотно, на верхнюю строку выложите 5       .

Зайчик «ходит» между рядов, «проверяет», хвалит.

— На нижнюю строку выложите столько же единиц, сколько      .

После того как дети выложили, воспитатель дублирует задание на доске.

— Пересчитайте единицы. Данил, выходи к доске, пересчитай единицы. (12345, всего 5)

Ребёнок обводит указкой количество единиц.

— Молодец, Данил садись на место. А, сейчас уберите одну «единицу», пересчитайте единицы. Эмиль, скажи, чего больше        или «единиц». Рита, что нужно сделать, чтобы       и единиц стало поровну. (Убрать 1     или добавить 1 единицу). Молодцы, ребята. Убирайте весь материал на место.

— А теперь давайте поиграем, превратимся в зайчиков. Встаньте возле столов. Зайка, а ты смотри, кто из ребят будет быстрее убегать от волка.

Дети выполняют движения согласно тексту стихотворения «Зайцы и волк».

12345 – вышли зайцы погулять. Дети загибают пальцы на правой руке – показывают руками «уши» и двигают ими.

Волк на встречу – 67, прямыми руками изображают пасть волка.

Говорит: «Сейчас вас съем». Грозят пальцем.

89 – это ясно, что в лесу гулять опасно. Оглядываются.

10 – это всем понятно – будем убегать обратно! Бегут на месте.

10987 – надо спрятаться совсем. Садятся на корточки и закрываются руками.

6543 – ну-ка, волк, теперь смотри! Произносят тихим голосом.

2 – и твой обед уплыл, приставляют ко лбу руку козырьком.

Ты, остался, волк, 1. Подпрыгивают и показывают один палец.

 — Ну, как, Зайка, кто был самым ловким и быстрым? Да, и я с тобой согласна, все, дети были ловкими и быстро убежали от волка. Садитесь, ребята на свои места, придвиньте к себе тетрадь. Следующее задание, слушайте внимательно. Найди фигуры одинаковой формы. Артур, какую фигуру, ты, узнал? Регина, а, ты, какую увидела? Сколько вы видите      ?        

Соедините «ниточкой» сначала      , потом        , а теперь внимательно выберите пару для каждого       .

Дети выполняют задание в тетради, Зайка проходит по рядам. Затем воспитатель приглашает ребёнка к доске.

— Юля, выходи к доске. Вот тебе маркер. Соедини сначала круги, теперь квадраты, сейчас треугольники. Сколько пар кругов? Сколько пар квадратов? Сколько пар треугольников? Молодец, Юля, садись на место. Следующее задание: продолжи ряд. Вместе со мной называем: домик, ёлка, солнце, домик. Что дальше надо нарисовать? (Ёлку), после ёлочки что следует? (Солнышко). Молодцы, рисуем.

Зайка проходит по рядам, хвалит детей.

— Молодцы, ребята, все справились. Перевернули лист. Что вы здесь видите?

Ответы детей.

— Надо помочь пчёлкам долететь до своих цветков. Сначала найдём путь пальчиком, а теперь нарисуем простым карандашом.

Дети выполняют, Зайка проверяет.

— Молодцы, ребята, Пчёлки и Зайка очень рады, что вы смогли помочь им.

А теперь давайте встанем возле столов и сделаем зарядку. А ты, Зайка, смотри, кто будет самым внимательным и ловким, и ни разу не ошибётся. Все готовы?

Воспитатель включает музыку, показывает детям карточки-схемы с движениями, дети выполняют.

Воспитатель выключает музыку.

— Молодцы, все справились. Теперь садимся и возвращаемся в детский сад.  Закрываем глаза, считаем назад: 10, 9…3, 2, 1, 0.

Пока дети считает, воспитатель включает «волшебную» музыку.

— Открываем глаза. Понравилось вам путешествие? Что именно понравилось Наилю? А Ангелина, что запомнила?

Ответы детей.

— Может быть, теперь вы сможете догадаться, про что же была загадка (читает ещё раз). Где мы сегодня были, что делали? Что нам помогло справиться со всеми заданиями?

Ответы детей: Знание Математики.

— Ребята, почему-то Зайка загрустил. Давайте его порадуем, сделаем из цветных палочек (Кюизенера) его фотографию. Сначала я сфотографирую, посмотрите, что у меня получилось.

Воспитатель вешает на доску образец Зайца.

— А теперь вы, ребята, сфотографируйте Зайчика. Сначала сделаем лицо. Потом туловище, лапки и ушки. Начинайте.

Дети выполняют задание, Заяц «ходит» между столами, хвалит детей.

З: Какой я красивый получился у Юли. И Данил постарался. Кирилл добавь мне длинные ушки. Молодцы, ребята. Мне у вас очень понравилось. Я научился считать, думать и хочу вам подарить медали. Вы все сегодня старались, думали, считали, выполняли трудные задания. Молодцы!

Заяц проходит между рядами и раздаёт Медали «Молодец».

konspekt-v-gruppe.ru

Конспект занятия по математике в средней группе «Количество и счет»

Программное содержание: Упражнять в порядковом счете в пределах 5, продолжать учить соотносить количество предметов в группе и числительное. Закрепить умение  сравнивать предметы в группе. Упражнять в различении и названии знакомых геометрических фигур. Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины(длине и ширине).

Материал:5 зайчиков, 5 морковок на магнитную доску, корзинка;карточки цифр от 1-5, карточки с  группами лесных животных 1-5 на каждого ребенка;4

корзины , 2 набора с шарами и кубами; карточки для закрашивания с шарфиками разной длинны и ширины.

Методика проведения:

Организационный момент:

Поудобнее садитесь

Не шумите, не вертитесь,

Все внимательно считайте,

А спрошу вас- отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

 -Посмотрите кто сегодня к нам в гости пришел?(Зайчики)Сколько их?

На магнитной доске зайчики 5 шт. Дети считают до 5.

-Молодцы, все умеют считать. А теперь посмотрите какая цифра подходит к нашим зайчикам. (дети показывают цифру 5). А в корзинке в корзине есть морковка для наших зайчат. Давайте дадим им морковку. Посчитаем сколько у нас моркови. (4. Дети показывают карточку с цифрой 4).Чего больше зайчат или морковок? Что надо сделать, что бы всем зайчатам хватило морковки и что бы предметов стало поровну? Правильно, надо добавить еще одну морковку. Теперь морковок, тоже стало (5). Покажите карточку с цифрой 5. У вас есть карточки с лесными животными, разложите их на столе и подберите подходящую цифру.

Похвалить детей за выполненную работу. Предложить сравнить кого больше- меньше и почему.

— Ребята, вы знаете к нам в гости не только зайчата пришли, но еще и медвежонок, но у него большая проблема, он перепутал кубы и шары и ни, как не может разложить их по корзинкам, давайте мы ему поможем.

 Проводится игра «Разложи фигуры».

Разделить детей на две команды «Ёжики» и «Белочки» . На полу поставить четыре корзинки, рядом наборы шаров и кубов, уточнить названия фигур. Каждая команда раскладывает шары и кубы по двум корзинкам: в одну-шары, в другую кубы.

Медвежонок:

-Вот спасибо ребятки помогли мне, молодцы! А знаете у меня сегодня не везучий день, я не умею раскрашивать карандашами, вы поможете мне еще раз?

Предложить детям сесть за столы и раскрасить шарфики так как попросит мишка.

-Самый длинный и узкий шарф должен быть зеленый- это для волка.

-Самый короткий и широкий шарф- желтый- это для белочки.

-Короткий и узкий шарф должен быть красного цвета- это для лисички.

-Длинный и широкий шарф мне- синего цвета.

Дети выполняют задание. Мишка благодарит всех и прощается с детьми

Понравилось вам помогать мишке. Если он к нам придет вы поможете ему еще?

 А сейчас послушайте песенку про наших гостей.

Слушание песни «Пляска лесных зверят»

 Про кого мы сейчас прослушали песенку?

Какая мелодия?  (веселая, задорная)

Вам понравилось заниматься? (да)

zanyatiya-v-detskom-sadu.ru

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. Тема: "Количественный и порядковый счет".

Конспект занятия по математике в средней группе. Тема: "Количественный и порядковый счет".

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.

Задачи:

-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти

-умение находить последующее и предыдущее число от названного

и обозначенного

-продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов

- различать количественный и порядковый счет в пределах 5

- продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур

- закрепление знаний в названии времен года, времени суток, названия геометрических фигур

Ход занятия

( дети сидят полукругом на ковре)

Входит воспитатель в костюме звездочета,

в руках волшебная палочка.

В.Сегодня наша комната – сказочная, и мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес. Войти в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят путешествовать, фантазировать и мечтать. А помогу вам в этом я – я буду сегодня мудрым Звездочетом из Планеты чудес.

С давних пор живу я на Планете чудес. За тысячи лет повидала много необыкновенного и интересного. У меня есть старинная волшебная книга, куда я записываю необыкновенные истории и сказки (открывает волшебную книгу).

Послушайте сказку. В одной звездной стране жил-был царь со своей звездной царицей и дочкой – принцессой Звездочкой. Решил он как-то все в своей стране пересчитать. Летал, летал по небу, считал, считал… Вернулся домой, царица спрашивает – «Ну что? Все пересчитал?» Не помнит царь!.. Рассердилась царица, а царь расстроился… Тогда мудрый Звездочет говорит ему… Как вы думаете, что посоветовал Звездочет? (ответы и догадки л детей)

А Звездочет ему говорит: «Чтобы не забыть, сколько всего звезд, облачков, птиц и др., надо было записать полученные при счете числа с помощью цифр. Пересчитал и обозначь цифрой количество. Ведь цифра – это знак числа».

Видно царь и цифр не знает! Ребята, поможем царю из Звездной страны? Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращаю вас в помощников Звездочета и мы отправляемся в волшебную Звездную страну. «Крибле-крабле- бумс…»

Заходите тихонько в нашу волшебную комнату и садитесь

за звездные столы. Ведь вы теперь юные звездочеты.

А звездная страна встречает нас цветными огоньками.

Царь оставил свой портрет, а сам наблюдает за вами в небесный телескоп. Думает: справятся они или нет?..

2) ИГРА «ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»

В.Смотрите: царь оставил свои карточки, видно не смог сосчитать. Пересчитайте предметы на карточке и обозначьте количество предметов цифрой (дети пересчитывают предметы и кладут рядом нужную цифру).

- Сколько елок?

- Сколько грибов? (и т.п.)

Все правильно пересчитали? У кого не получилось?

Как надо правильно считать?

(Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды).

Я слышу голос царя – он очень доволен вами. Молодцы.

2) ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ»

(воспитатель открывает занавес – на мольберте

числовой ряд)

В. В этой стране видно прошел звездный ураган. Все цифры перепутались. Какая цифра не на своем месте? (ответ детей). Лейла, поставь на место цифру 2.

Вы тоже на своих столах расставьте цифры по порядку.

Расставили?

- Какая цифра стоит перед цифрой 3?

- Какая цифра стоит после цифры 1?

- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?

Правильно.

3) ИГРА «ПРЯТКИ»

В. Поиграем с цифрами в прятки. Закройте глаза. Откройте. Какое число спряталось? (3, потому что после числа 2 идет число 3) (еще прячутся 2-3 цифры).

Очень хорошо играли. Было весело и интересно.

4) ИГРА «ДОМИКИ ДЛЯ ЗВЕЗДОЧЕК»

(появляется звездочка)

В.Жили-были звездочки. Жили они семьями. Семьи были разными: в одной семье жила одна звездочка, в других семьях – больше. Все звездочки жили на одной улице.

Давайте поможем звездочкам расселиться правильно.

Это какой домик? Сосчитаем по порядку(дети называют порядковые номера домиков: первый, второй, третий, четвертый, пятый).

В. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы звездочки не забыли, в каком доме они живут? (нужно разместить карточки с цифрой. Это будет номер дома).

Карточки мы прикрепили, теперь будем размещать звездочки.

Это … (первый дом) - здесь будет жить…(1 звездочка).

Это…(второй дом) – здесь будут жить (2 звездочки)

и т.д.

Несите звездочки, посчитаем и разместим их по домам.

Спасибо. Все звездочки теперь довольны.

4) ИГРА «ЗВЕЗДОЧКИ И ОБЛАЧКА» В. (открывает закрытое панно ковролина).

Ребята, смотрите сколько здесь красивых звезд. Мы же звездочеты. Давайте сосчитаем, сколько звезд? (здесь 4 звезды).

А сколько облачков? Чего больше? На сколько больше?

Положим каждую звезду спать на облачко.

Всем звездам хватит облаков? Почему? Что нужно сделать?

(добавить еще одно облачко).

Звезды отдыхают каждый на своем облачке. Наверно, им снятся очень красивые цветные сны.

5) ФИЗМИНУТКА «СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ»

В. Мы тоже немного отдохнем. Возьмите вот эти игрушки, которые мы взяли с собой, чтобы нам не было скучно. Закройте глазки и послушайте песенку. Это любимая колыбельная песня принцессы.

(дети ложатся на ковер со своими игрушками – звучит аудиозапись песни).

6) ФИЗМИНУТКА «КТО НА МЕСЯЦЕ ЖИВЕТ?»

В. Звенит будильник – пора вставать. И к нам пришел вот такой симпатичный серебристый лис и зовет сделать зарядку-разминку.

Месяц по небу плывет.

Кто на месяце живет? (ходьба)

Там гуляет хитрый лис,

Он на землю смотрит вниз.

(наклониться вперед)

Машет лис своим хвостом,

Серебрится мех густой.

(машут руками за спиной)

А вокруг летают звезды,

Залетают к лису в гости.

(машут руками перед собой)

7) ИГРА «УДАРЬ В БУБЕН»

В. Чувствую я- что-то скучно с тало царю (где он там прячется). Попробуем его развеселить. У меня есть две ленточки- длинная и короткая. Какая лента длинная? (розовая). Какая лента короче ? (желтая).

Длинная лента обозначает громкий удар, а короткая – тихий.

Приготовьте бубны, будьте внимательны- следите за моими действиями.

Хорошо, все были внимательны.

7) ИГРА «НАЗОВИ ЧАСТИ СУТОК»

В. В звездной стране время тоже не стоит на месте, части суток сменяют друг друга (показывает плакат)

1. Назовите части суток (утро, день, вечер, ночь)

2.Сколько частей в сутках? (четыре)

3.Как называются сутки, которые прошли?

(вчера)

4.Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра)

5.как называются сутки, в которые мы живем сейчас, в настоящий момент? (сегодня)

В. У нас в группе есть режим дня (показывает плакат)

-Что раньше – обед или ужин?

-Что позже: прогулка или завтрак?

-Что раньше полдник или сон в тихий час?

Да, все правильно, все идет правильно, друг за другом,

также как части суток сменяют друг друга. Проходят одни сутки, наступают другие.

- А куда убегают сутки?

(ребенок рассказывает стихотворение)

Утро, день, вечер, ночь,

Убежали сутки прочь.

Чтоб о сутках не жалеть,

Надо каждый день беречь,

Чтоб успеть потанцевать, почитать.

Порисовать, поиграть с друзьями

И помочь маме.

В. Молодец. Да, время надо проводить с пользой и по режиму. И стараться успеть сделать все вовремя, пока не наступило время ночного сна.

8) ИГРА «В СТРАНЕ НЕРАЗГАДАННЫХ ЗАГАДОК»

В. В этой звездной стране так много тайн. Вот еще одна тайна. (стук в дверь – приносят волшебный сундучок).

Странный сундучок – с замком. Наверно, опять царь что-то придумал (открывает сундучок).

Царь прислал нам письмо:» Помогите, моя принцесса Звездочка заблудилась во времени, отгадайте загадки о временах года и она снова попадет в свою страну. Царь Звездной страны».

Ребята, поможем царю? Отгадаете загадки?

А вот и наша картина-помощница (показывает таблицу мнемотехники)

(В. читает загадки о временах года)

1) Дел у меня немало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, белю поля, дома,

Зовут меня… (зима).

2) Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна. Зовут меня…(весна).

3) Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю!

И любите за это вы все меня. Я…(лето)

4) Несу я урожаи, поля я засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касалась елочек и сосен. Я…(осень)

(во время отгадывания загадок дети находят и показывают соответствующие каждому времени года картинки).

- Сколько всего времен года?

-Назовите их.

(ребенок читает стихотворение о временах года)

Первой к нам зима идет – новый год она ведет,

За зимой второй – весна, говорят – весна красна,

Третьим – лето, все в цветах, и с малиной на кустах,

А четвертой – осень, лес наряд свой сбросил.

9) ИГРА «ГОЛОВОЛОМКА»

В.Звездный ураган не только цифры перепутал, он еще разбросал повсюду части геометрических фигур (на полу раскиданы части квадрата, круга). Как их теперь собрать?

Вот так головоломка

Чтобы правильно выполнить головоломку, сделаем упражнение для мозга «Ухо-нос» (дети выполняют кинезиологическое упражнение).

Кто поможет сложить геометрические фигуры?

(дети по желанию собирают геометрические фигуры из 2, 3, 4 частей).

10) ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРЫ»

В.Ребята, а давайте мы с вами пофантазируем и придумаем, какие волшебные существа могут жить в этой звездной стране. Составьте самые различные необычные силуэты из геометрических фигур, которые у вас есть.

(дети составляют фигуры)

- Какие геометрические фигуры вы использовали?

Все фигуры замечательные. Наиболее интересные, разнообразные и удачные у Полины, Данила …

Оставим эти фигуры в подарок принцессе.

11) ИГРА «ПОДАРОК ПРИНЦЕССЫ»

В. А вот здесь принцесса оставила свой подарок для вас

(открывает покрывало). Очень красивый узор на маленьком кусочке звездного покрывала.

- Что в правом верхнем углу?

-Что в правом нижнем углу?

-Что в левом верхнем углу?

- Что в левом нижнем углу?

Правильно. Молодцы.

-Ребята, где мы сегодня были? (в звездной стране)

-Что делали? (считали, называли цифры, составили волшебную фигуру, играли, отгадывали загадки, называли части суток …)

- Что вам понравилось?

Сейчас возьмите ваши карточки настроения и закрасьте кружок настроения: желтым цветом – «я радуюсь»,

зеленым – «мне спокойно, интересно», красным – страх или грусть. А я посмотрю, какое у вас сегодня было настроение.

(звонок телефона)

В. Алло, это царь? Сказать ребятам большое спасибо. Послал с подарками принцессу?

Ребята, сейчас с минуты на минуту к нам летит принцесса Звездочка. Царь отправил для вас подарки и угощение.

(заходит принцесса)

Принцесса: Ребята, вы так хорошо считаете и так много знаете, Спасибо вам. И примите от нашей семьи подарки.

Ждем вас опять к нам в гости. До свидания.

В.До свидания, принцесса. Обязательно постараемся прилететь к вам в гости.

Я раздам вам эти подарки и нам пора возвращаться (воспитатель раздает призы)

Спасибо, наше путешествие закончено.

Сейчас я взмахну палочкой:»Крибле, крабле, бумс…»

kopilkaurokov.ru

Конспект занятия по математике в средней группе «Счёт в пределах пяти»

Тема: «Счёт в пределах пяти»

Программное содержание:Цель: Учить считать в пределах 5; формировать умение соотносить количество предметов с числом.

Задачи:Обучающие:Закрепить знания о геометрических фигурах; учить составлять квадрат из счётных палочек; называть предметы квадратной формы. Активизировать словарь: пять больше четырёх, предметов поровну. Упражнять в отсчёте предметов по названному числу;

Развивающие:Развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание;

Воспитательные:Воспитывать любознательность, активность, целеустремлённость.

Оборудование: счётные палочки на каждого ребёнка.

Демонстрационный материал: круги, куклы, цифры, квадраты из картона, картинки.Ход занятия:Вводная часть:(Столы стоят буквой П, дети сидят на ковре на стульчиках)— Ребята, садитесь на стульчики!— О чём мы с вами сегодня договорились? (помочь Мишке научиться правильно считать предметы. Ведь он у нас такой забывчивый и постоянно путает всё)— Садись, Мишка, вот здесь, мы тебя научим!

Основная часть:— Итак, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? (куклы)— Сколько кукол сидит на столе? (5)— Давайте посчитаем все вместе! (1, 2, 3, 4, 5)— Вика, а ты как считаешь, сколько кукол сидит на столе? (ответы 3 детей)

Также интересное занятие по математике: Конспект занятия по математике в средней группе ДОУ «Математика в детском саду»

— Ребята, которая по счёту кукла в розовой одежде? А в кепке?— Мила, скажи, какая по счёту кукла в кепке?— А как ты думаешь, Дима, в красной шубке, какая кукла по счёту? (4 – 5 детей)— Сколько на столе у меня стоит больших кругов? (2 больших круга)

— А ты как думаешь, Оскар? Посчитай! (ответы 2 – 3 детей)— А сколько стоит маленьких кругов? (3 маленьких круга)— Согласен ли ты с этим, Витя? Посчитай! (ответы 2 – 3 детей)— Сколько всего вместе кругов: больших и маленьких? (5)

— А как получилось 5, давайте посчитаем вместе?— Тимофей, а у тебя столько же получилось? Скажи! (ответы 2 — 4 детей)

( На ступеньку лесенки воспитатель кладёт 4 больших круга, а на другую ступеньку 5 маленьких кругов)

— Посмотрите, на какой ступеньке больше кругов: на верхней или нижней? (на верхней)— Саша, а ты как думаешь, на какой ступеньке кругов больше? (на верхней)— Давайте посчитаем, сколько же кругов на верхней ступеньке?(5, у нас получилось число 5),— Вика, а у тебя, сколько кругов получилось на верхней ступеньке, назови? (5), (ответы 4 – 5 детей)

— Какой цифрой обозначим количество маленьких кругов? (выходит ребёнок и выбирает цифру)— Ребята, вы согласны, правильную цифру подобрал Арсений? Кристина, а ты, как считаешь? (5)— Правильно, число 5 мы обозначили цифрой 5

— Теперь давайте посчитаем, сколько кругов на нижней ступеньке? (4, у нас получилось число 4)— Лера, а у тебя, сколько получилось кругов на нижней ступеньке? (ответы 4 – 5 детей)— Какой цифрой мы обозначим количество больших кругов? (выходит ребёнок и выбирает цифру)— Ребята, вы согласны, правильную цифру подобрал Игорь? Дима, а ты как думаешь? (4)— Правильно, число 4 мы обозначим цифрой 4

— Каких же кругов больше? (маленьких) Все согласны? (да)— А каких кругов меньше? (больших) Вика, а ты как считаешь? (больших)— У нас получилось, что 5 маленьких кругов больше 4 больших кругов!— Повторите, ребята! (5 маленьких кругов больше 4 больших кругов)— Варя, повтори! (ответы 3 детей)Замечательно!

— Ребята, а как сделать, чтобы кругов стало поровну?— Покажите Мишке и мне! (нужно либо убрать один маленький круг, либо добавить один большой круг)— Маша, иди, покажи нам! Ребята, вы согласны с Машей?— Правильно, если мы уберём один маленький круг, то у нас получится равное количество больших и маленьких кругов, 4 и 4. А если добавим один большой круг, то опять число больших и маленьких кругов будет поровну, 5 и 5)-Молодцы!

— А теперь, ребята, я предлагаю поиграть в игру «Сосчитай – ка!».Я буду хлопать в ладоши, а вы называть, сколько раз я ударила в них. Внимание!— А сейчас давайте отдохнём, вставайте рядом со стульчиками

Физминутка1, 2, 3, 4, 5!Все умеем мы считать,Отдыхать умеем тожеРуки за спину положим,Голову поднимем вышеИ легко-легко подышим.1, 2, 3, 4, 5!Топаем ногами!1, 2, 3, 4, 5!Хлопаем руками!Мы подтянемся сейчасНа носочках столько разРовно столько, сколько пальцевНа одной руке у нас.

— А сколько пальцев у нас на руке? (пять)— Хорошо вы считать научились, кукол сосчитали, круги тоже, а палочки сосчитаете?

— Берите стульчики и проходите за столы— Сейчас вам нужно будет отсчитать палочки так, чтобы у каждого было одинаковое количество— Сможете так сделать? Будьте внимательны!

— Сейчас я вам загадаю число, а вы каждый пойдёте, отсчитаете и положите к себе на стол, столько палочек, сколько я попрошу (показываю цифру «5», дети выполняют)— У каждого 5 палочек? Почему у всех одинаково? (так как загадали такое число)— Попробуем ещё раз! (показываю цифру «3», «2», дети выполняют)— Все правильно отсчитали палочки!

— А теперь отгадайте загадку. Получится ли из этих палочек один квадрат? Сделайте!— Сколько вам понадобилось палочек, чтобы получился квадрат? (4)— Максим, а ты как думаешь, сколько палочек нужно, чтобы получился квадрат? (4), (ответы 2 детей)— Сколько палочек осталось лишних? (1)— А у тебя, сколько палочек лишних осталось, Андрей? (1), (ответы 2 детей)

— Ребята, а кто из вас знает, сколько у квадрата углов? (4)— А ты как считаешь, Мила, сколько у квадрата углов? (4), (ответы 3 детей)— Давайте посчитаем все вместе, сколько же углов у квадрата! (4)

— А кто знает, сколько сторон у квадрата? (4)— Давайте посчитаем! (4)— Итак, Алёша, скажи, сколько сторон у квадрата? (4), (ответы 2 детей)

— Какой цифрой мы обозначим одинаковое число углов и сторон у квадрата? (4)— Настя, иди, выбери ту цифру, которой мы обозначим одинаковое число углов и сторон у квадрата! (4)— Дима, а ты согласен с Настей?— Правильно, у квадрата 4 стороны и 4 угла, все они одинаковые, равны друг другу и обозначаются цифрой 4!

— А как можно проверить, действительно ли у квадрата все стороны равны? (накладываем фигуру на фигуру)— Кто нам покажет, как нужно это сделать? (выходит ребёнок)— Итак, у нас получилось, что сторона к стороне, уголок к уголку и нет лишнего места.— Как называется эта фигура? (квадрат) Молодец!

— Ребята, а кто из вас знает предметы похожие на геометрическую форму квадрат? (кубик, розетка, подушка)— У меня на столе лежат картинки. Сейчас, тот, кого я назову, пойдёт и найдёт картинку, похожую на геометрическую фигуру квадрат! (3 ребёнка)Молодцы!

— А теперь ещё загадка. Кто из деток догадается, сколько палочек надо добавить, чтобы из квадрата получилось 2 прямоугольника? (1 палочку) Покажите!— А как из квадрата получить 2 треугольника? Сделайте!— Кто сделает, поднимите руку, я подойду и посмотрю

Заключительная часть:— Итак, ребята, кому мы с вами сегодня помогали? (Мишке)— А что мы делали? Расскажите? (считали кукол, круги, делали фигуры из палочек)— Ребята, как вы думаете, какое число больше 5 или 4?— Как мы узнали? (посчитали круги)— Мишка ты понял, как нужно правильно считать предметы?— Давай посчитаем вместе!— Спасибо, Вам ребята, я всё понял!— До свидания!

Название: Конспект занятия по математике в средней группе «Счёт в пределах пяти» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД\ Математика, Средняя группа Автор: Абузярова Ольга Николаевна Должность: воспитатель высшей квалификационной категорииМесто работы: МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида»Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область

portal2011.com

Конспект занятия по математике средняя группа Тема: "Счет до 5"

МБ ДОУ №9

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми средней группы

Тема: «Счет до 5»

Подготовила:

Воспитатель Казакова Дарья Витальевна

Новокузнецк, 2016

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе.

Цели: формировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить знания в счете до 5.

Задачи:

- закреплять умение сопоставлять цифру и число (количество);

- отрабатывать счет в пределах 5;

- формировать умение находить известные геометрические фигуры;

- развивать память, мышление, речь;

- воспитывать активность, самостоятельность.

-Развивать логическое мышление.

Оборудование:

1. Раздаточный материал: геометрические фигуры, счетные палочки.

2. Наглядный материал: геометрические фигуры, картинки с изображением чисел от 1 до 5, картинки с изображением геометрических фигур, кукла.Ход занятия

Воспитатель:

У ладошки пять детишек,

Пять веселых шалунишек.

Все подряд они хватают,

Только ночью отдыхают.

Как зовут их, угадайте,

Малышей пересчитайте.

Пальчики легко узнать –

На руке их ровно пять.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем закреплять свои знания в счете до 5. И повторим с вами название геометрических фигур.

2. Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите все на доску. (Картинки с изображением чисел от 1 до 5)

Давайте попробуем с вами посчитать!

(Дети считают вслух совместно с воспитателем. Повторяют 3 раза)

Ой, тише, кажется, к нам кто-то пришел. (Достаю игрушку: куклу)

Воспитатель: к нам в гости пришла кукла Даша, давайте с ней поздороваемся. Даша мне рассказала, что сегодня, по дороге в школу, она спутала цифры и теперь не может их поставить по порядку. Давайте ей поможем?

(Выбираю желающего ребенка, который на доске расставляет цифры по порядку)

Воспитатель: молодец Дима, помог Даше, но это еще не все. Сегодня Даша будет присутствовать у нас на занятии, и смотреть, кто из ребят самый старательный и умный.

Воспитатель: давайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка;

На болоте пять подружек.

Пять зелененьких лягушек

Утром рано умывались.

Полотенцам растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Воспитатель: немного отдохнули, а теперь возьмите геометрические фигуры и посчитайте, сколько их у вас на столе.

Дети считают фигуры. (Ответы детей)

Воспитатель: правильно их всего 5. А какие фигуры присутствуют у нас на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: теперь ребята, задача по сложнее. Я вам раздам счетные палочки, а вы из них попробуете сделать геометрические фигуры, которые раздала вам я. Но Даша дает вам подсказку, что не все фигуры у вас получится сделать из палочек.

(Дети делают из счетных палочек геометрические фигуры, воспитатель исправляет ошибки, помогает каждому ребенку в выполнении работы).

Воспитатель: какие вы молодцы, получились разные геометрические фигуры, но какой-то фигуры не хватает и не получилось ее сделать с помощью счетных палочек, как вы думаете, какой? (Ответы детей)

Воспитатель: правильно, не получились у нас две фигуры -это круг и овал. Ведь из счетных палочек эти фигуры построить невозможно.

(Показываю картину с изображением 5-ти геометрических фигур).

Воспитатель: ребята, давайте с вами повторим название фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. (Повторяю вместе с детьми).

Воспитатель: Даше очень понравилось, как вы все сегодня отвечали, вы такие умные и талантливые детишки! Она сейчас не уйдет, а останется с вами в группе и каждый из вас с ней сможет поиграть.

Воспитатель: ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали ан занятии? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы сегодня были все молодцы, занятие окончено.

Литература:

1. Помораева, Позина: Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада

2. Матлина Л.С Занятия по математике в детском саду:(Формирование у дошкольников элементарных матем.представлений).Пособие для воспитателя дет. сада.2-е изд., доп.-М.:Просвещение, 1985.-223с.

infourok.ru

Конспект занятия по математике в средней группе «Счет в пределах 5»

 Конспект занятия по математике в средней группе «Счет в пределах 5»

Цели:

 формирование у детей интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений.

 Задачи:

— закреплять умение сопоставлять цифру и число (количество);

— отрабатывать счет в пределах 5;

— формировать умение находить известные геометрические фигуры;

— формировать пространственные представления;

— закреплять навыки измерения длины с помощью мерки;

— развивать память, мышление, речь;

— воспитывать активность, самостоятельность.

Демонстрационный материалы:

— геометрические фигуры;

— цифры от 1 до 5;

— домики 4-х этажные,

— домики 1 этажные;

— индивидуальные карты;

— морской транспорт: лодка, катер, корабль.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Ребята, мы с вами сейчас отправимся в увлекательное морское путешествие. Выберите вид транспорта, на котором пойдем в море. (лодка, катер, корабль)

— Что нам подойдет?

— Почему так решили? (корабль большой, все поместимся, вместе веселей путешествовать;

лодка и корабль маленькие, будет перегруз, пойдем ко дну).

— Конечно всем вместе лучше, тем более во время путешествия с нами могут случиться невероятные приключения.

— Вы готовы к отплытию?

— Теперь вы юнги, а я ваш капитан.

2. Дид. игра: «Когда это бывает».

— Проверяю вашу готовность, не забыли ли вы положить себе в карман внимание, сообразительность и, конечно, дружбу.

Над рекой заря встает.

На дворе петух поет.

Умываются котята.

Просыпаются ребята.

— Когда это бывает? (утром)

— А что утром делаете вы? (умываемся, чистим зубы, идем в детский сад, делаем зарядку, завтракаем).

Солнце в небе высоко.

До заката далеко.

Зерна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.

— Когда это бывает? (днем)

— Что вы делаете днем? (в детском саду играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем, спим).

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрема в гости к нам идет.

Сказку он с собой ведет.

— Кто такой «дрема»? (дремота, когда хочется спать).

— Когда это бывает? (вечером)

— Что вы делаете вечером? (смотрим передачу «спокойной ночи малыши», мама читает сказку, чистим зубки, ложимся спать).

В небе звездочки горят.

Птицы спят, и рыбы спят.

Спят цветы в саду на грядках.

Ну, а мы в своих кроватках.

— Когда это бывает? (ночью)

— А что ночью делаете вы? (спим)

— Моя команда в полном порядке, к отплытию готова. Выходим в открытое море.

3. Физкультминутка.

Над волнами чайки кружат. (взмахи руками)

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

Мы теперь плывем по морю, (движение руками перед собой)

И резвимся на просторе.

Веселей загребай, (круговые движения руками)

И дельфинов догоняй.

4. Дид. игра: «Рассели фигуры».

— Всем внимание, справа по борту остров. А это его жители.

— Поздоровайтесь с ними, называя их по имени и цвету. (здравствуй, красный треугольник).

— Ребята, фигуры построили себе два дома, а расселиться в них не могут, не знают какой этаж у какой фигуры. Расселение жильцов должно отвечать определенным условиям.

— Очень нужна ваша помощь.

— Давайте посчитаем сколько этажей в новом доме. (первый, второй)

-Сколько?

-По какому признаку предлагаете расселить жильцов первого дома? (1 эт. — треугольники)

-Расселяйте. (фигуры на магнитах).

-Заселяем второй дом. По какому признаку предлагаете? (по цвету)

-Сколько жильцов на 1 этаже? (2)

-Сколько на 2? (2)

-На 3? (2)

— На 4 этаже? (2)

-Где больше? Почему поровну?

-Молодцы! Геометрические фигуры вам благодарны.

5. Пальчиковая гимнастика.

По реке плывет кораблик. (ладошки вместе, изображают лодочку)

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке. (изображают руками ушки)

У них длинные хвосты. (руками изображают хвосты)

И страшны им только кошки (изображают кошачьи коготки)

Только кошки и коты.

6. Дид. игра: «Соотнеси цифру с числом».

— Наше путешествие продолжается.

— По левому борту корабля тоже остров. Остров цифр.

— Вы слышите там какой переполох. Цифры потеряли свои дома. Забыли, кто где живет.

— Помогите, найдите для каждой цифры свой дом.

— Объясните, почему этот дом? (количество точек соответствует цифре).

-Молодцы! Посмотрите, как рады оказавшись в своих родных домах цифры.

7. Дид. игра «Измерь дорожку».

-Нам пора возвращаться в детский сад. Мы уплыли далеко, а так хочется побыстрее попасть домой. Что предлагаете сделать? (возвращаться коротким путем).

— Правильно. Вот два пути. Они изображены на карте от острова до детского сада.

-Каким цветом обозначены пути? (фиолетовым, оранжевым)

— Как узнать какой путь короче? (измерить).

— Как предлагаете измерять? (меркой)

— Что возьмем за мерку? (счетную палочку)

— О чем надо помнить при измерении? (ставим мерку вначале, ставим карандашом метки, идем до конца).

— Работать будете в парах. Возьмитесь за руки в паре, кто с кем хочет.

— Каждая пара получает маршрутный лист.

— Какой путь возвращения домой выбираете? Почему? Почему он короче?

8. Итог занятия.

— Молодцы!

— Хлопнем в ладоши три раза, считая хлопки шепотом.

— Хлопнем по коленочкам пять раз, считая шепотом.

— Вот мы и оказались в детском саду.

— Вам понравилось наше путешествие?

— Что больше всего запомнилось?

-Куда бы хотели отправиться в следующий раз?

37.doutuapse.ru

Конспект занятия по математике в средней группе «Счет до 3»

Цели: познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; упражнять в назывании числительных первый, второй; учить ориентироваться в пространстве, Материалы и оборудование: кубики, карточки с цифрами 1, 2, 3 для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Поставьте перед собой один кубик. Сколько кубиков поставили? Покажите цифру 1. Справа от кубика поставьте два кубика друг на друга. Сколько здесь кубиков? Какой цифрой нужно обозначить два кубика? Что нужно сделать, чтобы кубиков было поровну? (На один кубик поставить еще один.)

 Образование числа 3.

Поставьте сверху двух кубиков еще один кубик. Кубиков стало больше? Посчитаем кубики: один, два, три, всего три кубика. Число три обозначается цифрой 3. (Показывает цифру 3.) Сделайте так, чтобы кубиков было по 2. Что вы сделали, чтобы кубиков стало 2, а не 3? Добавьте еще кубик. Сколько стало теперь? Что вы сделали, чтобы было не 2, а 3 кубика? Число 3 больше 2? Поставьте цифры по порядку: 1, 2, 3. (Просит детей закрыть глаза и убирает цифру 2.) Какой цифры не хватает? (Дает детям карточки с изображением яблок и вишен.) Положите вот столько яблок (показывает цифру 2). Сколько вы положили яблок? Положите столько же вишен. Сколько вы положили вишен? Что можно сказать про яблоки и вишни?  Положите еще одну вишенку. Каких фруктов стало больше, меньше? Что надо сделать, чтобы их стало поровну, по три? Какую цифру надо поставить около яблок? Вишен?

Ответы детей.

Ознакомление с порядковыми числительными «первый», «второй».

Воспитатель (прикрепляет на доску изображения красного и зеленого яблока). Сколько яблок? Где первое яблоко? Где второе? Первое яблоко красное? Второе яблоко зеленое? Которое яблоко зеленое? Которое красное?

Оветы детей.

Дети получают карточки с разными и одинаковыми предметами. Одинаковые предметы должны отличаться цветом и величиной. Воспитатель говорит, как расположить предметы: первое яблоко большое, второе – маленькое.

 Упражнение на ориентировку в пространстве.

Согласно указанию воспитателя дети кладут называемые предметы слева (справа, под, сверху) от главного предмета.

Дети образуют круг, стоят по трое друг за другом. Воспитатель задает вопросы:

– Кто справа (слева) от тебя? Кто позади тебя? Кто перед тобой?

Подвижно-речевые игры.

Разминка

Мы на плечи руки ставим,   Руки к плечам, вращение

         плечами

Начинаем их вращать.          вперед – назад.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять!

Руки ставим перед грудью,  Руки перед грудью, рывки

         руками в стороны.

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

Руку правую поднимем,       Одна прямая рука вверх,

         другая – вниз, плавным движе-

А другую вниз опустим.       нием одна рука опускается,

Мы меняем их местами.        другая – одновременно

         поднимается.

Плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе       Ходьба на месте.

Пошагаем все на месте.

Семья

Раз, два, три, четыре, Хлопают в ладоши.
Кто живет у нас в квартире? Шагают на месте.
Раз, два, три, четыре, пять, Прыжки на месте.
Всех смогу пересчитать: Шагают на месте.
Папа, мама, брат, сестра. Хлопают в ладоши.
Кошка Мурка, два котенка, Наклоны туловища влево–вправо.
Мой сверчок, щегол и я. Повороты туловища влево–вправо.
Вот и вся моя семья. Хлопают в ладоши.

Рефлексия.

Дети с помощью воспитателя считают до трех окружающие предметы: игрушки, карандаши и т. п.

zanyatiya-v-detskom-sadu.ru