Консультация для родителей " Осень без простуды". Консультации осенью для родителей


Консультация для родителей " Осень без простуды"

МДОУ «Детский сад № 79»

комбинированного вида

Консультация для родителей

« Осень без простуды»

Подготовила: воспитатель

Шукшина М.А

Саранск

2016

Вот так неожиданно после неимоверной жары пришла осень с прохладной погодой и  дождями. Следовательно,  не за горами и первые простуды у детей всех возрастов.

Что сделать, чтобы ребенок не простудился в осенний период? Как  не допустить элементарного насморка или вездесущного ОРВИ? Как с радостью прожить этот осенний период?

Да,  в общем, ничего нового или сверх естественного вам и делать не надо. Просто сядьте, возьмите листок бумаги и ручку и составьте план профилактических мероприятий.

Удивлены? А зря! Только комплекс мероприятий, то есть разнообразные действия в разных областях дают гарантированный результат.

Итак, за дело. Как составить план профилактических мероприятий для вашего ребенка?1.Побеседуйте со всеми членами семьи о необходимости проведения профилактических мероприятий дома. Лучший пример для ребенка - пример родителей! Да и коллективная деятельность сближает всех членов семьи  и располагает  к систематическим упражнениям в привычке «Быть здоровыми».

2.Подумайте, в какую интересную игру можно поиграть всей семьей с целью «быть здоровыми». Почему это надо сделать? Когда ребенку неинтересно, он будет или саботировать или выполнять с неохотой «полезные» процедуры. Радость и польза от «здоровых привычек» у ребенка появляется только в том случае, когда это приятно, интересно, занимательно. Так что играть,  или «секретничать»,  или путешествовать в страну Здоровья надо.

3.От чего чаще всего появляется простуда у ребенка? Правильно - от воды: или ребенок ноги простудил, или долго находился в дождливую сырую погоду на улице. Что делать? От чего заболи, тем и лечиться надо.

  • Прогулки в любую погоду. Пусть не продолжительные по времени, но обязательные и систематические. Учтите,  пожалуйста, что прогулки вместе с ребенком по магазинам способствуют обратному эффекту, то есть приобретению воздушных инфекций.

Прогулки – это нахождение ребенка на улице, пешие прогулки по парку или скверу («конные»-на велосипеде, на роликах, зимой- на лыжах). Полюбовавшись красотой осенней природы, вы способствуете развитию движений ребенка и хорошему обмену веществ, а также  успешной адаптации  к сырому и влажному климату.

Для растущего организма водные процедуры  является практически незаменимыми. Они закаливают организм ребенка,  развивают мышцы, способствуют росту и нормализуют состояние вегето-сосудистой системы ребенка.

К водным процедурам  относятся умывание, полоскание горла, обливание конечностей и всего тела, купание в ванне, плавание в бассейне, посещение бани и сауны, поездки и отдых на море. И запомните, пожалуйста, все водные процедуры   являются универсальным средством расслабления всех мышц и успокоения нервов. 4.Осенняя витаминизация детей. Звучит о-о-о- как! А выбора всего два. Первый - пойти в аптеку, купить и пропить курс детских витаминов. В выборе такого комплекса индивидуально для вашего ребенка вам поможет лечащий врач. Второй – использовать пожелания ребенка скушать что-то «вкусненькое и полезненькое». Да при этом еще добрую привычку воспитать у ребенка. Как этого достичь? Вам примерный рацион «вкусных и полезных привычек»:

  • Начинайте прямо сейчас ежедневно по утрам и вечерам пить чай с лимоном и съедать его с сахаром вместе с цедрой. Я же говорила вам, что пример родителей – заразителен. Ну,  заразите вашего ребенка добрыми и здоровыми привычками, пока это не сделала вирусная инфекция!

  • Приучите ребенка к чесноку. Чеснок  не  обязательно есть в чистом виде. Свежий чеснок можно просто мелко нарезать и посыпать его в тарелку с супом.

  • Детям нравится носить на шее «здоровые амулеты». Вот и положите в пластмассовый кокон от киндер сюрприза дольку свежего чеснока и меняйте каждое утро, а дома у кровати или на столе  ребенка  поставить раздавленный чеснок в блюдце.

  • Купите в аптеке богатый витаминами (особенно витамином С) сироп шиповника. Добавляйте его в чай или давайте ребенку как самостоятельный напиток, разводя в теплой воде.

 Вы практически обеспечите своему ребенку не только хороший иммунитет, но еще и бодрость,  и работоспособность в детском саду. Почему? Потому что  сироп шиповника способствует повышению активности и дает хороший заряд бодрости и энергии.

5. Беседуйте с ребенком о правилах сохранения здоровья:

  • В детском саду, на улице, в общественных местах надо закрывать нос и рот, когда находишься  рядом с людьми, которые чихают и кашляют.

  • Перед едой мыть руки и высмаркивать нос.

  • Пользоваться только своими личными вещами (носовой платок, вилка, ложка). Потому что через чужие вещи инфекция может попасть в организм ребенка.

6.Продумать гардероб ребенка. Знаете ли вы, что одной из возможных причин простуды в осенний период является несоответствие одежды ребенка погоде на улице. Почему-то одни родители перегревают своего ребенка, другие – одевают легкомысленно легко.Чтобы ваш ребенок избежал простуды, исключите возможные причины.Одевайте своего ребенка по сезону, не теплее и не легче необходимого.

Основные требования к одежде ребенка:1.Хорошая обувь в соответствии с погодой - это залог здоровья вашего ребенка. Ноги  должны быть сухие и теплые.2. Головной убор или капюшон на куртке. Голову всегда держим в тепле.

Трудно? Нет! Лучшая защита от простуды осенью - её комплексная профилактика.Будьте здоровы!

multiurok.ru

Консультация для родителей на тему "Осень. Сезонные изменения"

1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.

 

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.

 

3. Вспомнить названия перелетных птиц. Почему они так называются.

 

4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

 

5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией.

 

6. Игра "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.

 

Небо осенью (какое?) -хмурое, серое, унылое.

 

Солнце осенью (какое?) -...

 

Ветер осенью (какой?) -...

 

Дождь осенью (какой?) -...

 

Листья осенью (какие?) -...

 

Осенью листья (что делают?) -краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

 

Осенью дождь (что делает?) -...

 

Осенью солнце (что делает?) -...

 

Осенью птицы (что делают?) -...

 

7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова "листопад". От каких двух слов оно произошло?

 

8. Игра "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.

 

Туча - тучка.

 

Солнце -...

 

Дождь -...

 

Ветер -...

 

9. Игра "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

 

Дождь идет, дожди ... (идут)

 

Лист падает, листья ...

 

Цветок вянет, цветы ...

 

Птица улетает, птицы ...

 

Ветер дует, ветры ...

 

Дожди идут, дождь ... (идет)

 

Листья падают, лист ...

 

Цветы вянут, цветок ...

 

Птицы улетают, птица ...

 

Ветры дуют, ветер ...

 

10. Игра "Ответь на вопросы" в образовании прилагательных от существительных.

 

День, когда идет дождь, какой? -... (дождливый)

 

День, когда дует ветер, какой? -...

 

Дождик, который идет осенью, какой? -...

 

Погода, когда часто идут дожди, какая? -...

 

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? -...

 

Погода, которая бывает осенью, какая? -...

 

11. Игра "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

 

1 лужа, 2 ..., 3..., 4..., 5...

 

1 лист, 2 ..., 3..., 4..., 5...

 

1 туча, 2 ..., 3..., 4..., 5...

 

11. Игра "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.

 

Определи, чего не бывает осенью.

 

-Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

 

-Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

 

-Набухают почки, распускаются листья.

 

-Люди собирают урожай овощей и фруктов.

 

-Дикие животные не делают запасы корма.

 

12. Игра "Скажи наоборот" на употребление антонимов.

 

Летом солнце яркое, а осенью ...

 

Летом небо светлое, а осенью ...

 

Летом день длинный, а осенью ...

 

Летом тучи ходят высоко, а осенью ...

 

Летом люди растят урожай, а осенью...

 

Летом деревья стоят одетые, а осенью...

 

13. Словарная работа. Знакомство с пословицами.

 

Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.

 

-Лето - со снопами, осень - с пирогами.

 

- В ноябре зима с осенью борется.

 

- Холоден сентябрь, да сыт.

 

14. Упражнение на развитие слуховой памяти.

 

Выучить стихотворение (любое).

 

Опустел скворечник, улетели птицы,

 

Листьям на деревьях тоже не сидится.

 

Целый день сегодня все летят, летят...

 

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

 

(И. Токмакова)

 

 ***

 

Скучная картина! Тучи без конца,

 

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

 

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

 

Еще просит сердце света и тепла.

 

(А. Плещеев)

 

14. Развитие логического мышления.

 

А) Учимся отгадывать загадки.

 

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?(Осенью)

 

Летом вырастают, а осенью опадают.(Листья)

 

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,

 

И бормочет и поет, убаюкивает? (Дождь)

 

Б) Игра "Правильно - неправильно" на развитие понимания причинно - следственных связей.

Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.

 

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

 

15. Развитие связной устной речи.

 

А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

 

Какая погода осенью?

 

Какой идет дождик осенью?

 

Где завяли цветы?

 

Листья опадают откуда?

 

Какие птицы улетели? Куда?

 

Что собрали огородники.

 

Б) Пересказ с опорой на вопросы.

 

Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни

 

становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют,

 

и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.

 

Вопросы.

 

-Как светит солнце?

 

-Какие стали дни, а какие ночи?

 

-Что происходит с листьями?

 

-Что делают люди осенью в садах и на огородах?

 

-Куда улетают перелетные птицы?

 

16. Развитие мелкой моторки.

 

Нарисовать рисунок к рассказу "Осень".

 

Сделать поделку из природных материалов.

 

17. Ознакомление с музыкальными произведениями.

 

Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):

 

А. Вивальди. Концерт "Осень" ("Сбор урожая") из цикла "Времена года".

 

П. И. Чайковский "Осенняя песня (октябрь) из цикла "Времена года".

 

В. А. Моцарт "Рондо" из "Маленькой ночной серенады".

 

18. Ознакомление с репродукциями картин.

 

Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию.

 

Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.

 

М. Н. Воробьев. "Осенняя ночь в Петербурге".

 

В. Поленов "Золотая осень»

 

 

 

 

 

Подготовила

Воспитатель группы № 10

Степанова Наталья Васильевна

 

 

stepanovanatalya.jimdo.com

Консультация для родителей " Здравствуй, осень золотая"

ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ!

(НАБЛЮДАЕМ С ДЕТЬМИ)

С наступлением осени преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся золотой листвой, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы перебрались в тёплые края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для детей? Что знает он о жизни природы осенью?

О пользе наблюдений

Наблюдения за природой вместе с ребёнком многие из нас считают занятием несерьёзным, скучным и не особо важным. Куда важнее, думаем мы, научить кроху читать и считать как можно раньше, решать логические задачи и формулировать собственные выводы. Всё это, безусловно, заслуживает внимания. Но именно всевозможные наблюдения как раз и учат кроху думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребёнка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо важнее умения читать.

Не секрет, что городские детишки мало общаются с природой. Да и природы как таковой в больших городах осталось немного. Но сколько бы мы ни рассказывали крохе о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры, этого всё равно недостаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться в лес или в городской парк, чтобы кроха смог увидеть своими любознательными глазёнками все те волшебные превращения, которые подарила природе золотая осень.

Да что там парк! Даже во дворе возле дома можно устроить замечательную экскурсию. Только постарайтесь, чтобы общение с ребёнком не превращалось в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность – пусть он размышляет в поисках ответов, и не беда, если его догадки не всегда равны. Главное – желание найти истину. Итак, одеваемся потеплее, берём с собой фотоаппарат и отправляемся встречать осень золотую.

Приметы осени.

Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах осени. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь даже у трёхлетнего карапуза уже есть приличный жизненный опыт. Наверняка он скажет, что осенью опадали листья, а почему? Потому, что осенью холодно. Потому что листочки желтеют и опадают. Ковром лежат на земле. На кустах и деревьях остались только семена и плоды рябины, липы. Остались только ель и сосна, цветы отцвели, трава пожелтела и увила. Гуляя на улице, рассмотрите с ребёнком листья кромочные.

Если малыш уже имеет какое-то представление о планетах и их вращении вокруг солнца, поговорите с ним о том, почему же осенью становиться хорошо.

Уместно будет поговорить с малышом о весенней одежде, о том, для чего люди её надевают.

Расскажите ребёнку, что осенью дни становятся короче, а ночи – длиннее. Например, обратите внимание на то, что в начале осени, когда вы возвращались из садика, ещё светило солнышко. Вы успевали погулять, поиграть, поужинать, а на улице всё ещё было светло. А теперь вы возвращаетесь домой в сумерках. Если ребёнок не уходит в сад, придумайте другую, понятную ему временную веху.

В гости к деревьям.

Самые заметные изменения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят весной, летом, осенью, зимой сможет лучше осознать смену времён года. Хорошо бы выбрать какое-то одно деревце, растущее вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подходит небольшая берёзка. Именно берёзу ребёнка лучше всего

Отличают от других деревьев. Вспомните вместе с ребёнком, что летом дерево было одето в зелёный наряд, осенью листья желтеют и облетают. Подумайте вместе с ребёнком, почему так происходит. Расскажите ему, что из холодной земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного осеннего солнышка дереву недостаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает.

Рассмотрите вместе с ребёнком почки на ветках разных деревьев. Сейчас они совсем маленькие, покрыты сверху толстой защитной кожицей. Разломите почку и покажите малышу.

Если в почке виден крошечный зелёный зародыш, значит, дерево живое, и когда пригреет весеннее солнышко, из почек появятся новые листочки. Можно собирать разноцветные листья.

Обратите внимание ребёнка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут стоять в зелёном наряде. Объясните, что хвоинки – это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот ёлки хвою и не сбрасывают. Хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются.

Наверное, ваш ребёнок умеет различать некоторые деревья. Но летом это делать легче – помогают листья. А вот зимой, когда они облетели, узнать, то или иное дерево или куст совсем непросто.

Это будет интересной исследовательской задачей для ребёнка. Обратите внимание ребёнка на внешний вид дерева, на его кору, поглядите, может, остались где–нибудь листочки. Берёзу сразу можно отличать по коре, иву – по свисающим до земли веткам, некоторые виды тополя – по высокой пирамидальной кроне. На рябине и шиповнике остаются с осени сухие плоды. Именно по ним эти растения очень легко узнать осенью.

Посмотрите, много ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Говоря, что большой урожай рябины – к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина – настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Если вам повезёт, то вы сможете увидеть, как стаи этих северных гостей буквально «сметают» рябиновые грозди в считанные минуты.

А чтобы ещё лучше запомнит, где какое дерево, а заодно и погреться, поиграйте в веселую игру. Мама говорит: «Раз, два, три к березе беги!» А малыш быстро выполняет команду. Так можно бегать и к дубу, и к каштану, и к любому другому дереву, растущему поблизости. А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим игры станет ребёнок…

infourok.ru

Консультация для родителей на тему "Осень"

Консультация для родителей

Тема “ОСЕНЬ”

Вот и пришло самое очаровательное, романтичное и красивое время года – золотая осень. Солнышко греет, но не жгет. Самое время одеться потеплее и выйти с детьми на природу и любоваться её красотой!

Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило.  Можно задать  ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы. Например

- Какое время года наступило? ( Сейчас осень)

-Почему ты так думаешь? (На улице стало холодно, часто идут дожди) 

-Что происходит с наступлением осени?  (Осенью листья желтеют, краснеют, опадают.)

Подымите вместе с ребенком голову вверх и понаблюдайте за небом, облаками и летающими птицами

-Что происходит с животными и птицами осенью? Птицы улетают в теплые края.  Животные готовятся к зиме.

- Почему птицы улетают в теплые края? ( На улице стало холодно)  

Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени:Сентябрь,октябрь,ноябрь,С дождем и листопадом.И птицы улетают,И детям в школу надо.

Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на части (слоги). Напомните: в слове столько же слогов, сколько гласных звуков (сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь) Помогите ребенку запомнить, что осень можно разделить на раннюю и позднюю осень.Расскажите ребенку о том, чем они отличаются друг от друга.Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. Листья на деревьях начинают краснеть и желтеть, поэтому раннюю осень называют золотой.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и совсем уже не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхает трава, вянут цветы. Заканчивается отлет птиц на юг. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные (дубовый, кленовый, рябиновый), пригодится во время минутки отдыха при письме или рисовании. Проверьте, сможет ли ребенок сам образовать относительные прилагательные от существительных береза, осина (березовый, осиновый).Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонямиВетер листики считал:Вот дубовый, Загибаем пальцы на обеих руках, начиная с больших.Вот кленовый,Вот рябиновый резной,Вот с березки – золотой.Вот последний лист с осинкиВетер бросил на тропинку. Укладываем ладони на стол.

Прочитайте ребенку замечательное стихотворение!

Утром мы во двор идем —Листья сыплются дождём,Под ногами шелестятИ летят… летят… летят…

Пролетают паутинкиС паучками в серединке,И высоко от землиПролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, этоУлетает наше лето. (Е.Трутнева)

Воспитатель

Гамзатова Кистаман Гасановна

infourok.ru

МДОУ детский сад №96

Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и вы хотите обрести для него второй дом, где он будет расти и развиваться, где будут о нём заботиться, помогут найти друзей и познать прекрасный мир детства,

Добро пожаловать к нам!

Мы любим своих воспитанников и стараемся сделать всё, чтобы детский сад был для них родным домом в настоящем и доброй памятью в будущем!

На нашем сайте Вы можете найти:

 

- информацию о деятельности детского сада, реализуемых образовательных программах;

- советы специалистов детского сада;

- ознакомиться с учредительными и нормативными документами;

- посмотреть планы финансово – хозяйственной деятельности и отчёты о расходовании бюджетных средств;

- узнать последние новости детского сада;

- посетить фотогалерею.

* * *

Лента новостей

25.09.2018. День дошкольного работника

27 сентября в России отмечается общенациональный праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников.

Уважаемые педагоги, работники дошкольных учреждений и ветераны дошкольного образования!

От всей души поздравляем Вас с профессиональным праздником!

Значение вашего благородного труда невозможно переоценить. Вам доверено самое ценное — воспитание маленького человека, будущего гражданина России. От вашей ежедневной работы, профессионализма, доброты и внимания во многом зависит благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка.

Спасибо вам за ваш труд, любовь и внимание к детям. Крепкого здоровья, счастья и профессиональных успехов!

 

Подробнее »

14.09.2018. День единых действий

Сегодня в Липецке дан старт городской воспитательной акции «Семья и город. Растем вместе!», которая проводится в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-рс, планом работы департамента образования администрации города Липецка на 2018-2019 учебный год в целях повышения эффективности воспитательной деятельности в системе образования города Липецка.

 

Подробнее »

13.09.2018. «Посвящение в пешеходы»

Безопасность на дорогах — это тот вопрос, которому надо уделять внимание с самого раннего возраста. Очень важно даже малышам знать, как правильно себя вести на улицах и дорогах города. С целью профилактики детского травматизма на дороге в нашем детском саду проводятся мероприятия по ознакомлению с правилами дорожного движения: беседы, игры, тематические досуги и др.

Большим событием для воспитанников стал праздник «Посвящение в пешеходы» на тему безопасного поведения детей на улицах города. В игровой форме ребята закрепили знание сигналов светофора, правил дорожного движения, значение дорожных знаков.

Все воспитанники подготовительных групп достойно выдержали экзамен по ПДД, который принимал строгий директор «Школы пешеходных наук» Светофор Светофорович и веселый клоун Клёпа, и получили почетное звание — пешеход!

 

Подробнее »

Все новости

mdou96lip.ru

Консультация для родителей "Осенние прогулки"

Уважаемые родители!

Осень грустное, но вместе с тем необычайно красивое своим расцвечиванием в разные краски, время года. Не упустите возможности погулять с ребенком и обратить его внимание на осенние изменения!!!

Жизнь растений и животных подчинена сезонным изменениям природы, которые зависят от значительных колебаний солнечного света и температуры. Все живое хорошо приспособлено к этим изменениям, а потому имеет разные необычные формы и проявления жизнедеятельности, которые, конечно, могут заинтересовать ребёнка, если взрослый обратит на них его внимание, даст небольшие пояснения.

Осенние прогулки позволяют наблюдать с ребёнком красивые разноцветные листья на деревьях и кустарниках, их яркий ковёр на зелёной траве, листопад во время ветра. По опавшим листьям можно ходить, слушать их шуршанье. Ещё интереснее собирать и рассматривать листья: багряные — у клёна, калины и рябины, ярко-жёлтые — у ясеня, липы, тополя. Интересно сравнить их с листьями сирени, которые даже осенью остаются зелёными. Можно собрать букет листьев, прогладить их дома горячим утюгом и поставить в вазу. Можно положить листья между страницами книги или старого журнала и засушить, чтобы потом сделать гербарий или панно.

Во время прогулки вы можете поиграть с ребёнком в подвижную игру на распознавание деревьев и кустарников: «Я буду тебе показывать лист, говорить слова, а ты должен быстренько найти, с какого дерева или куста упал этот лист, подбежать к нему, сказать его название. Если ты сделаешь все правильно, получишь награду (жёлудь, шишку, носик клёна, кисточку рябины)». Взрослый показывает лист и говорит: «Раз, два, три — под это дерево беги!» Или: «Раз, два, три — куст с такими листьями найди!»

Игра будет проходить веселей, если в ней примут участие 2—3 ребёнка.

Осенью интересно наблюдать за насекомыми — в сентябре они ещё летают, ползают, особенно в солнечные дни. В начале осени, если представится случай, понаблюдайте с ребёнком за порхающей бабочкой, ползающим по цветам шмелём, снующими муравьями. Можно сказать ребёнку: «Сегодня тепло и вокруг много разных насекомых. Скоро будет холоднее, интересно, что тогда с ними будет? Мы с тобой должны понаблюдать, выяснить, как долго они будут летать и ползать». Как только похолодает, и насекомые исчезнут, не забудьте предложить ребёнку поискать жуков, комаров, мух. Может ребёнок и обнаружит кого-то, но обязательно в неподвижном состоянии (оцепенении). Поясните ему, что насекомые активны, когда очень тепло: они летают, ползают, ищут себе пищу, откладывают яички, чтобы вырастить потомство. С наступлением холода все они исчезают — прячутся в опавшие листья, под кору и в трещины деревьев. Именно поэтому улетают в тёплые края насекомоядные птицы (скворцы, грачи, соловьи, дрозды, дикие гуси, журавли и др.), на зиму остаются лишь те птицы, которые могут питаться различной пищей.

В осеннем лесу, если вы взяли ребёнка в поход за грибами, покажите ему, где и как они растут, скажите, как называются, чем различаются съедобные и несъедобные грибы. Не упустите случая полюбоваться мухомором в траве, опятами на пне, обратить внимание ребёнка на особый осенний запах в лесу, показать контраст зелёных елей и багряно-золотистого убора деревьев и кустарников.

Следует привлечь внимание ребёнка к многочисленным паутинкам, которых много в лесу в это время года. Рассмотрите вместе и красивое плетение на кустах и объясните: паук — хищник, он плетёт паутину, чтобы в ней запутались мухи, мошки, комары, которыми он питается. На брюшке у паука железа, из которой он тянет тонкую нить: совьёт паутину и спрячется в щёлке, ждёт, когда она затрясётся (паук соединён с паутиной одной нитью). Это означает, что кто-то попался, можно выходить и расправляться с жертвой. В воздухе тоже летают многочисленные паутинки — это молодые паучки расселяются по округе, чтобы не мешать друг другу.

В лесу в первой половине осени можно увидеть много интересного. Синицы собираются в стайки и в поисках насекомых тщательно обследуют кору и ветки деревьев. Можно встретить ежа, иголки которого унизаны сухими листьями, — он готовится к зимней спячке: натаскивает в какую-нибудь ямку листьев, делает из них уютную подстилку. По деревьям может прыгать белка с жёлудем или грибом в зубах. Она тоже готовится к зиме, но иначе, чем ёж: она запасает еду — грибы накалывает на сучки или вставляет в развилки веток, а орехи и жёлуди складывает в дупло. Белка найдёт свои запасы в зимнюю стужу и полакомится ими.

Конечно же, впечатления от совместных прогулок нужно закреплять. Для этого, можно организовать дома мини-мастерскую по изготовлению игрушек и поделок из природного материала, изостудию, где будут нарисованы различные картины.

kopilkaurokov.ru

Консультация для родителей " Золотая осень"

Консультация для родителей "Золотая Осень"

С наступлением осени преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся золотой листвой, куда-то подевались бабочки и даже некоторые               птицы перебрались в тёплые края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для детей? Что знает он о жизни природы осенью.

О пользе наблюдений

Наблюдения за природой вместе с ребёнком многие из нас считают занятием несерьёзным, скучным и не особо важным. Куда важнее, думаем мы, научить кроху читать и считать как можно раньше, решать логические задачи и формулировать собственные выводы. Всё это, безусловно, заслуживает внимания. Но именно всевозможные наблюдения как раз и учат кроху думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребёнка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо важнее умения читать.

Не секрет, что городские детишки мало общаются с природой. Да и природы как таковой в больших городах осталось немного. Но сколько бы мы ни рассказывали крохе о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры, этого всё равно недостаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться в лес или в городской парк, чтобы кроха смог увидеть своими любознательными глазёнками все те волшебные превращения, которые подарила природе золотая осень.

Да что там парк! Даже во дворе возле дома можно устроить замечательную экскурсию. Только постарайтесь, чтобы общение с ребёнком не превращалось в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность – пусть он размышляет в поисках ответов, и не беда, если его догадки не всегда равны. Главное – желание найти истину. Итак, одеваемся потеплее, берём с собой фотоаппарат и отправляемся встречать осень золотую.

Приметы осени.

Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах осени. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь даже у трёхлетнего карапуза уже есть приличный жизненный опыт. Наверняка он скажет, что осенью опадали листья, а почему? Потому, что осенью холодно. Потому что листочки желтеют и опадают. Ковром лежат на земле. На кустах и деревьях остались только семена и плоды рябины, липы. Остались только ель и сосна, цветы отцвели, трава пожелтела и увила. Гуляя на улице, рассмотрите с ребёнком листья кромочные.

Если малыш уже имеет какое-то представление о планетах и их вращении вокруг солнца, поговорите с ним о том, почему же осенью становиться хорошо.

Уместно будет поговорить с малышом о весенней одежде, о том, для чего люди её надевают.  

Расскажите ребёнку, что осенью дни становятся короче, а ночи – длиннее. Например, обратите внимание на то, что в начале осени, когда вы возвращались из садика, ещё светило солнышко. Вы успевали погулять, поиграть, поужинать, а на улице всё ещё было светло.         А теперь вы возвращаетесь домой в сумерках. Если ребёнок не уходит в сад, придумайте другую, понятную ему временную веху.

В гости к деревьям.

Самые заметные изменения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят весной, летом, осенью, зимой сможет лучше осознать смену времён года. Хорошо бы выбрать какое-то одно деревце, растущее вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подходит небольшая берёзка. Именно берёзу ребёнка лучше всего

Отличают от других деревьев. Вспомните вместе с ребёнком, что летом дерево было одето в зелёный наряд, осенью листья  желтеют и облетают. Подумайте вместе с ребёнком, почему так происходит.

Расскажите ему, что из холодной земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного осеннего солнышка дереву недостаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает.

Рассмотрите вместе с ребёнком почки на ветках разных деревьев. Сейчас они совсем маленькие, покрыты сверху толстой защитной кожицей. Разломите почку и покажите малышу.

Если в почке виден крошечный зелёный зародыш, значит, дерево живое, и когда пригреет весеннее солнышко, из почек появятся новые листочки. Можно собирать разноцветные листья.

Обратите внимание ребёнка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут стоять в зелёном наряде. Объясните, что хвоинки – это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот ёлки хвою и не сбрасывают. Хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются.

Наверное, ваш ребёнок умеет различать некоторые деревья. Но летом это делать легче – помогают листья. А вот зимой, когда они облетели, узнать, то или иное дерево или куст совсем непросто.

Это будет интересной исследовательской задачей для ребёнка.

Обратите внимание ребёнка на внешний вид дерева, на его кору, поглядите, может, остались где–нибудь листочки. Берёзу сразу можно отличать по коре, иву – по свисающим до земли веткам, некоторые виды тополя – по высокой пирамидальной кроне. На рябине и шиповнике остаются с осени сухие плоды. Именно по ним эти растения очень легко узнать осенью.

Посмотрите, много ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Говоря, что большой урожай рябины – к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина – настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Если вам повезёт, то вы сможете увидеть, как стаи этих северных гостей буквально «сметают» рябиновые грозди в считанные минуты.

А чтобы ещё лучше запомнит, где какое дерево, а заодно и погреться, поиграйте в веселую игру. Мама говорит: «Раз, два, три  к березе беги!» А малыш быстро выполняет команду. Так можно бегать и к дубу, и к каштану, и к любому другому дереву, растущему поблизости. А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим игры станет ребёнок…

kopilkaurokov.ru