Интегрированный урок музыки для 5-х классов по теме "Образы природы в искусстве". Музыка на тему природа в искусстве
Образы природы в искусстве | Музыкальная Фантазия
Образы природы в искусстве
Кто сказал, что пишут красками?Пользуются красками, а пишут чувствами.
(Жан Батист Симеон Шарден)
Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью.
Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.
У вечности прекрасный календарь,Оформленный и в злато, и в янтарь.На нём снега и сонные долины,И тихий вечер с песней соловьиной,Цветущих вишен радостный полонИ пары, позабывшие про сон.
Колосьев спелых гордые поклоны,И горсть зерна в мозолистых ладонях.Краса лугов и леса изобильеИль ветки плеть, опущенной в бессильи.С надеждою, что вновь всё повторится…Листает время вечные страницы…
(Ю. Касилов)
Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами художника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков!
Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи.
В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой - один из путей познания божественной истины.
Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.
Интересно, что в европейской живописи пейзаж выделился в самостоятельный жанр и приобрёл популярность во время активного развития промышленности, когда всё больше людей переселялись в города. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.
Пейзажная живопись отражает чувства, настроения и передаёт их особенно тонко, со всеми оттенками и переходами. Этим пейзажный жанр напоминает лирическую поэзию. Поэтические образы природы воплощены и в музыке.
Слушание (1 – 11 слайды): Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент).
Иван Иванович Шишкин на своей картине «Зима» изобразил могущественные, величественные деревья в роскошном белоснежном убранстве.
В своих многочисленных пейзажах художник органично соединил большое с малым, могущественное с нежно-хрупким - то, что он сам часто замечал в природе родного края. Он тонко чувствовал красоту природы, любил её и воспевал в своём творчестве.
Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна,Словно белою косынкойПодвязалася сосна…Заметает пурга белый пух.Хочет в мягких снегах потонуть.Ветер резвый уснул на пути;Ни проехать в лесу, ни пройти…
(С. Есенин)
Белоснежной красавицей изобразил зиму Константин Фёдорович Юон.
Главный мотив картины - белый, пушистый снег. Снег! Какая это радость для детей! Снег - это весёлые развлечения, катание на лыжах, санках, коньках…
Зима негаданно-нежданноПришла на чёрные поля,Ещё вчера была туманнаДождём умытая земля.
(Е. Благинина)
Деревья жалобно скрипели,Ручьи холодные текли…И вдруг метели налетелиИ столько снега намели!
К. Ф. Юон написал свою картину в сдержанной, почти ахроматической цветовой гамме… Он отдал предпочтение белому, светло-серому, нежно-жемчужному цветам. Такое живописное решение позволило художнику воссоздать в пейзаже мотивы зимнего снегопада.
Слушание (12 – 18 слайды): Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года».
Иное впечатление вызывает картина К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Кажется, что вся она будто пронизана солнцем, отчего снег сверкает ярким бело-розовым светом. Богатством цветовых сочетаний, яркостью красок картина приближается к живописи импрессионистов. Воздух в пейзаже насыщен голубизной, более всего заметной на фоне тёмных предметов: строений, леса. Тени - тоже синие. Это небо их окрасило. Ещё лежит снег, но он не скрипучий, январский, а влажный, рыхлый. Снег тает, осыпается с крыш на землю. Радуется теплу домашняя птица: петушок, курочки.
Исаак Ильич Левитан - выдающийся мастер лирического пейзажа. В своей живописи художник создал обобщённые образы природы родного края. Его пейзажи всегда наполнены поэзией.
Картина «Март» - одно из жизнеутверждающих произведений художника. В этом произведении И. Левитан трогательно показывает пробуждение земли, обновляющие её весенние силы.
Великий русский композитор П. И. Чайковский создал галерею образов природы, объединив их в цикле под названием «Времена года».
Слушание (19 – 20 слайды): Чайковский. «Март» из цикла «Времена года»
Чу, слышен голос звонкий,Не это ли весна?Нет, это звонко, тонкоВ ручье журчит волна.
(А. Блок)
Картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» называют шедевром пейзажной живописи. Это - лирический образ национальной природы. Кисть художника воссоздала красоту родного края. Неспешно пробуждается от зимнего сна природа к новой жизни. Тает снег. Вода собирается в лужах, насыщая свежестью воздух, деревянные заборы, каменные стены церкви и колокольни, кору молодых берёзок. Суетятся, хлопочут птицы, строя гнёзда.
Слушание (21 - 22 слайды): Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года».
«В начале весны» - одно из известнейших пейзажных произведений Василия Николаевича Бакшеева. Художник создал обновлённый образ природы, захватывающий зрителя своей могущественной красотой.
«Голубая весна». Тонкий рисунок, светлый колорит картины ставят её в один ряд с лучшими произведениями мастеров пейзажного жанра.
Густой массой возвышаются светлые стволы берёз. Небо уже по-весеннему голубое, воздух - прозрачный и тёплый. Стройная направленность берёз вверх подчёркивает природную устремлённость деревьев к солнцу. Кажется, что слышны нежное дыхание ветра, звон весеннего ручейка, пение птиц.
Спасибо, кудесник-апрель!Спасибо за звоны капели,За пенье вернувшихся птиц.Глаза у людей потеплели,Всё больше приветливых лиц.В сердцах и мечты, и желаньяРешительно гонят тревоги.Зиме говорят: «До свиданья!Нас ждут и дела, и дороги!»
(Ю. Касилов)
Как художник-пейзажист, мастер бытового жанра Василий Дмитриевич Поленов состоялся во время пребывания в Париже, где сошёлся с кружком А. П. Боголюбова, сплотившим талантливую творческую молодёжь. Большое влияние на творчество В. Поленова оказало и знакомство с кружком И. С. Тургенева.
В «Московском дворике» пейзаж и бытовые мотивы будто бы дополняют друг друга. Картина В. Поленова поражает своей жизнерадостностью, свежестью красок, мастерской техникой выполнения. В пейзаже исчезают серые и коричневые краски. Кажется, что цвет впитывает в себя голубизну неба, изменяясь под непосредственным влиянием окружающих красок.
Художники и поэты своим творчеством призывают нас взглянуть на обычные явления и вещи по-новому. Музыка помогает прислушаться к самому себе, почувствовать радости и печали.
Слушание (23 – 25 слайды): Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года».
Золотая осень! Живописная осенняя пора!
Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…
(Ф. Тютчев)
Неповторимой красоте осенней природы посвящена картина И. Левитана «Золотая осень». Сюжет картины будто перекликается с пушкинскими строками:
Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса…
Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы.
Смотришь на картину - и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе - лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем плане - стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени». Но как быстро окончится этот праздник!
Никакое время года так не навевает грусть, как осень. Эта грусть звучит и в осенних пейзажах, созданных поэтом А. С. Пушкиным и композитором П. И. Чайковским.
Слушание (26 – 28 слайды): Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор.
Октябрь уж наступил... Уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей.Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает.Журча бежит на мельницу ручей,Но пруд уже застыл...
В картине «Ранний снег» В. Поленов воссоздал эту печальную пору. По настроению пейзаж художника приближается к тургеневской лирике.
Поздняя осень… Ещё немного - и в природе по-настоящему воцарится белоснежная красавица-зима... Её приближение слышно в стихах С. Есенина, поэта, умевшего понимать язык берёз и камней, земли и неба:
Дремлет взрытая дорога.Ей сегодня примечталось,Что совсем-совсем немногоЖдать зимы седой осталось.
Слушание (29 – 31 слайды): Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года».
Для того чтобы понять состояние природы, изменяющееся в зависимости от сезона, времени суток, погоды, художнику необходимо воссоздать присущие определённому состоянию тональные и цветовые особенности. Различные живописные средства подчёркивают общее настроение произведения, усиливая его эмоциональное влияние на зрителя. Мастер может сосредоточиться на игре красок или заботиться о мастерстве форм, тщательно выписать передний план, а детали изобразить обобщённо, привлекая внимание зрителя к далёкому горизонту.
Картина А. Рылова «В голубом просторе» дышит оптимизмом, наполняя нас светлой верой в будущее.
Солнце, свежий воздух, весёлые облачка над синим морем, а в небо, стремительно взмахивая крыльями, летят красавцы-лебеди вдогонку за ветром, наполняющим белые паруса корабля. Получая от восприятия картины богатые впечатления, мы сами наполняемся переживаниями, воспоминаниями, ожиданием грядущего.
Слушание (33 – 34 слайды): Рубинштейн. Романс.
По материалам лекции-концерта «Образы природы в искусстве» Т. А. Агеенко, И. Р. Колчановой.
Презентация
В комплекте:1. Презентация, ppsx;2. Звуки музыки: Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент), mp3; Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года», mp3; Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года», mp3; Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3; Рубинштейн. Романс, mp3; Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года», mp3; Чайковский. «Март» из цикла «Времена года», mp3; Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года», mp3;3. Сопровождающая статья, docx.
music-fantasy.ru
Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 26
Тема: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов.
Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полноты жизни...» (И. В. Гёте)
Сообщение темы урока:
- Ребята, как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях? (Думаем, что да. Потому что природа передаёт то или иное настроение. А каково оно - можно услышать в музыке и увидеть на картине.)
Работа по теме урока.
1. Природа в искусстве.
Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь - все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.
Однажды ты проснёшься в изумленье,Услышишь птичьи трели на лугу.И сердце затрепещет в восхищенье –Вокруг всё в бело-розовом снегу!Что стало в одночасье вдруг с природой?Откуда столько света и тепла?Преодолев мороз и непогоду,Пушистой пеной вишня расцвела!Собой заполонила всё пространство,Взметнув цветов фонтаны в вышину!Накинув ароматное убранство,Приветствует красавицу Весну!Принарядившись белыми цветами,Невеста юная к себе манит.И замирает сердце под ветвями.Любовь, Надежду и Мечту хранит!
(Т. Лаврова)
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.
Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века - например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».
Слушание: К. Жанекен. «Пение птиц».
Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами - стала зримой.
Есть даже такое выражение - «музыкальная живопись». Это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.
2. Времена года.
Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.
По программе, предложенной нотным издателем, он написал свой знаменитый фортепианный цикл. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному - к русскому человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.
Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна - и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.
Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:
Голубенький, чистыйПодснежник-цветок,А подле сквозистыйПоследний снежок.Последние грёзыО горе быломИ первые грёзыО счастье ином...
Как это часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг - к новым чувствам, свету, солнцу.
Слушание: П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».
- Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой? (Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, звон капели.)
Правильно, строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега.
«Протокольная правда никому не нужна, - говорил Исаак Левитан. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». Посмотрите на репродукцию картины «Весна. Большая вода», удивительно светлые, чистые тона нашёл композитор для передачи более поздней весны. Вспомните ещё одну картину Левитана, которая имеет музыкальное название. («Вечерний звон», эта картина тоже звучит.)
Левитана по праву называют непревзойденным мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве - лирическую песнь русской души.
3. Образы природы.
Если музыка Чайковского - при всей её яркой изобразительности - все же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный.
Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек.
Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков - запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».
Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.
Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная».
«Пейзаж не имеет цели,- говорил Саврасов,- если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».
Итог урока:
Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи - так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо - всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.
Вопросы и задания:
- Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы?
- Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?
- Каким предстаёт апрель в пьесе П. Чайковского из цикла «Времена года»? Какие чувства вызывает эта музыка?
- Почему музыка И. Стравинского воспринимается как настоящая «картина весеннего произрастания»?
- Подбери поэтические и живописные произведения на пейзажную тему, которые вам известны.
- Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений», стр. 28.
Презентация
В комплекте:1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки: Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3; Чайковский. Времена года. Апрель - Подснежник (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3; Стравинский. Поцелуй земли из балета Весна священная, mp3; Жанекен. Пение птиц, mp3;3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.
music-fantasy.ru
Презентация по искусству на тему "Образы природы в музыке, литературе, живописи"(7-8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:«Образы природы в музыке, литературе, живописи.» Выполнила ученица 8 класса Бурмакина Марина Руководитель Иванищева Ольга Васильевна, учитель изобразительного искусства
2 слайд Описание слайда:Образы природы в музыке Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы. Подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV в. – например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей». Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
3 слайд Описание слайда:Список музыкальных произведений о природе велик и многообразен. Приведу лишь некоторые произведения на весеннюю тему: И. Гайдн. Времена Года, ч.1 Ф.Шуберт. Весенний Сон Ж. Бизе. Пастораль Г. Свиридов. Весенняя кантата А. Вивальди "Весна" из цикла "Времена года" В. А. Моцарт "Приход весны" (песня) Р. Шуман "Весенняя" симфония Э. Григ "Весной" (фортепианная пьеса) Н. А. Римский-Корсаков "Снегурочка" (весенняя сказка) П. И. Чайковский "То было раннею весной" С. В. Рахманинов "Весенние воды" И. О. Дунаевский "Журчат ручьи" Астор Пьяццолла. "Весна" (из "Времена года в Буэнос-Айресе") И. Штраус. Весна (Frühling) И. Стравинский "Весна священная" Г. Свиридов "Весна и колдун" Д. Кабалевский. Симфоническая поэма "Весна".
4 слайд Описание слайда:Образы природы в литературе Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души. Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:
5 слайд Описание слайда:Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые. И солнце нити золотит.
6 слайд Описание слайда:Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа ...". В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке. Здесь сказано далеко не о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности. Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.
7 слайд Описание слайда:Образы природы в живописи До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства. Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи. Первые русские художники-пейзажисты черпали вдохновение за границей. Федор Матвеев – видный представитель классицизма в русской пейзажной живописи. «Вид в окрестностях Берна» – изображение современного художнику города, но реальный пейзаж представлен художником идеально-возвышенным. Пейзажная живопись возникает в России одновременно с развитием светского искусства и к концу XVIII столетия окончательно выделяется в самостоятельный жанр. Понимание национального своеобразия родной природы, восприятие ее в неразрывной связи с жизнью человека, умение увидеть и передать прекрасное в обыденном - отличительная черта русского пейзажа.
8 слайд Описание слайда:В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Говоря о русских пейзажистах, нельзя не упомянуть В.Д. Поленова, его трогательные пейзажи «Бабушкин сад», «Первый снег», «Московский дворик». Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу. В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная - выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания
9 слайд Описание слайда:Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-789746
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Интегрированный урок музыки для 5-х классов по теме "Образы природы в искусстве"
Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (2,8 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: Показать взаимосвязь искусств: музыки, литературы, живописи и их особенности»
Задачи урока:
- Продолжить формирование знаний о средствах музыкальной выразительности: тембр, лад, динамика, темп. Продолжить формирование представления о творчестве русского композитора П.И.Чайковского.
- Овладение умениями различать выразительные и изобразительные возможности художественного, музыкального и поэтического языка, определять и сравнивать настроение, характер произведений разных видов искусств, находить общее и различное, определять художественный образ.
- Развитие вокально-хоровых навыков: пение на легато, мелодической импровизации. Продолжить развитие навыков сотрудничества со сверстниками, коммуникативных и творческих способностей.
- Воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Виды деятельности: слушание музыки, рисование, выполнение аппликации, сочинение четверостишия, пение-импровизация.
Основные термины и понятия: живопись, музыка, поэзия, музыкальная живопись, фортепианный цикл.
Материал: П.И.Чайковский «Апрель» из фортепианного цикла «Времена года». В.Борисов-Мусатов «Весна», П.Утин «Крымский этюд». С. Есенин «Черёмуха». И.Левитан «Черёмуха», «Весна. Большая вода», «Цветущие яблони». Б.Т.Литвинов «Подснежники».
Оборудование: фортепиано, магнитофон, мультимедиа, цветная бумага, ножницы, лист ватмана А3, цветные карандаши, чистые листы, бумажный клей.
Ход урока
Вступительная беседа учителя о теме урока: «Образ природы в искусстве», проблеме урока: «существует ли взаимосвязь искусств: музыки, живописи и литературы?», «выполнение коллективной творческой работы, которая объединит три искусства».
Слайд 1. Как вы понимаете это высказывание Клода Дебюсси ребята? Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни были прекрасны луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь, - все эти образы, запечатлённые на холсте, в стихах или звуках, вызывают у нас чувства, переживания, создают определённое настроение. Предлагаю вам ребята посмотреть несколько репродукций картин и ответить на вопрос: какие чувства вызывают у вас эти картины, какое настроение создают?
Слайд 2. В.Борисов-Мусатов «Весна» (радостное настроение, чувства счастье, восторг)
Слайд 3. П.Утин «Крымский этюд» (чувства спокойствия, умиротворения, настроение безмятежность)
Природа в искусстве всегда одухотворена. Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха», какие словосочетания говорят о том, что природа живая?
Слайд 4.
Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей.
Черёмуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит.
Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет.
Какое настроение передаёт стихотворение? (Радостное, счастливое.) Какое время года вам представилось? Весна, так как черёмуха зацветает весной, весной бегут ручейки.
Слайд 5. Образ весны совершенно необыкновенно создаёт на своих полотнах художник Исаак Ильич Левитан. У него есть картина, которая так и называется «Черёмуха», созвучна ли эта картина со стихотворением? Какие строчки из стихотворения можно отнести к картине? (черёмуха душистая, зелень золотистая, развесившись, стоит) Таким образом, картина и стихотворение схожи, и мы увидели, что поэты и художники в своем творчестве могут воссоздать картины природы. Ребята, как вы думаете, может ли картина звучать?
Слайд 6. Какую мелодию можно услышать в картине Левитана «Весна, Большая вода»?
Слайд 7. Какой лад звучит в картине Левитана «Цветущие яблони»?
А способна ли музыка вызывать у слушателя зрительные впечатления?
Существует выражение «музыкальная живопись». Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, - цикл «Времена года» П.И.Чайковского. Слайд 8. Каждая из 12 пьес цикла представляет образ одного из месяцев. Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник». Слайд 9. Эпиграф к этой пьесе взят из стихотворения А. Майкова:
Голубенький, чистый Подснежник- цветок А подле сквозистый Последний снежок.
Последние грёзы О горе былом И первые грёзы О счастье ином…
Слайд 10. Послушайте эту музыку и выполните задания. Они даны для каждой группы. После прослушивания обсудите ответы в своей группе, и затем представитель каждой группы представит ответ.
- Задание 1 группе: Как звучит музыка? Какой у неё характер? Запишите прилагательные к этой музыке.
- Задание 2 группе: Какими бы красками вы нарисовали эту музыку: светлыми, тёмными, тёплыми или холодными, какими цветами? Почему?
- Задание 3 группе: Что представили, слушая музыку, какие картины?
Итак, как вы думаете, ребята, удалось ли Чайковскому создать музыкальный пейзаж? Да, весенний пейзаж.
Слайд 11. Посмотрите на картину Б.Т.Литвинова «Подснежники». Как вы думаете, созвучна она с музыкой? Да общая тема, яркие краски, свет, цвет, настроение.
Слайд 12. А теперь я предлагаю выполнить коллективную творческую работу: «Улыбка весны». Мы продолжаем работать в группах. Задания:
- Первая группа: выбрать пары слов, составить предложения с этими парами, найти рифмы.
(Весна, подснежник, природа, свежесть, жизнь, радость.)
- Вторая группа: цветными карандашами на ватмане, изобразить весенний лес или полянку.
- Третья группа: вырезать из цветной бумаги весенние цветы, какие представили, слушая музыку.
После выполнения задания осуществляется просмотр и оценка коллективной работы. Слайд 13.
Подведём итог: в творчестве, каких поэтов, художников, музыкантов мы встречаем образ природы, образ весны? В стихах С.Есенина, картинах И.Левитана, музыке П.И.Чайковского. Что общего у музыки, живописи и литературы? Произведения искусств вызывают у нас чувства, создают настроение, только каждое искусство своим художественным языком.
Слайд 14. Закончить наш урок я предлагаю исполнением Гимна весне, совместно с вами сочинённого на прошлом уроке. В оставшееся время можно придумать мелодию к сочинённому ребятами новому четверостишию.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Статья на тему "Пейзаж в музыке"
Пейзаж в музыке
Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».
Так был намечен путь к освоению музыкой её пейзажно-изобразительных возможностей. Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. «Музыкальная живопись» - это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.
Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, - цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.
Тема времён года, их отражение в природе – основа содержания этого произведения, подкреплённая поэтическим эпиграфом из русской поэзии, сопровождающим каждую пьесу.
Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна – и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.
Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:
Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние грёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином …
Как часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом этих свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.
Если музыка Чайковского – при всей её яркой изобразительности – всё же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный. Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек».
Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков – запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».
Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.
Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.
Создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам (импрессионизм – художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четверти XIX - начале XX века). В их творчестве широкое развитие получили темы, требующие особой музыкальной изобразительности, в том числе темы пейзажного характера.
Музыкальный пейзаж у импрессионистов – область детальной разработки всех средств выразительности, придающих звучанию красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «паруса», «Ветер на равнине», «Шаги на снегу» (всё это названия прелюдий К. Дебюсси), «Чудесный вечер», «Полевые цветы», «Лунный свет» (романсы К. Дебюсси), «Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы М. Равеля) и так далее.
Необходимость воплощения в музыке столь сложных и тонких образов привела к возрастанию пространственных и красочных музыкальных возможностей. Более терпкими стали гармонии, более изысканными – ритмы, более утончёнными – тембры. Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени – как, например, в «Игре воды» М. Равеля. Такие возможности музыки оказались созвучны живописи импрессионистов; может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг с другу.
Обращаясь к поэзии, композиторы-импрессионисты останавливали свой выбор на таких произведениях, в которых также было ярко выражено красочное, живописное начало. Вот одно из таких стихотворений; его автор – поэт Поль Верлен.
Оград бесконечный ряд и дикий виноград;
Простор далёких синих гор; моря терпкий аромат.
Ветряк, как алый маяк, на светлой зелени дольней;
Бег жеребят своевольный возле прибрежных коряг.
Овцы пышные на склонах, текущие, как река, -
Белей молока на коврах они ярко – зелёных.
Кружевы пены за кормою, и парус над водою,
И там, в лазури воскресной, медный зов колоколов.
Если бы в поэзии существовал жанр пейзажа, то это стихотворение полностью бы отвечало его требованиям. Каждая его строка – самостоятельный образ, а взятые вместе они образуют единую картину воскресного летнего пейзажа.
Романс К. Дебюсси, созданный на основе этого стихотворения, придаёт поэтическому образу ещё большую глубину. Композитор вносит элемент движения, живого и весёлого, но это движение – также изобразительно, оно, как и в стихотворении Верлена, как будто запечатлено.
Начальная фигура аккомпанемента – квинтоль (ритмическая группа из пяти звуков) – напоминает узор – то ли рисунок бесконечных оград, то ли кружева пены, но мы чувствуем, что этот узор определённо связан с образами стихотворения.
Итак, мы видим, что пейзаж в музыке присутствует во всём богатстве своих проявлений – и как «пейзаж настроения» (например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотном И. Левитана и В. Серова, и как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского), и как красочная картина, заключающая в себе многообразные проявления прелести окружающего мира (у импрессионистов).
Пейзажные образы в музыке позволяют нам увидеть, сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика, видения природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее? Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всём своеобразную музыку. «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», - писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты. В способности к такому восприятию и заключается секрет одухотворённости человека – самого высокого из всех присущих ему начал.
infourok.ru
музыка.doc - Пейзаж в музыке. Образы природы ...
Слушание: П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года». Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой? (Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветокдействительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, звон капели.)Правильно, строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету изпод снега.«Протокольная правда никому не нужна, говорил Исаак Левитан. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». Посмотрите на репродукцию картины «Весна. Большая вода», удивительно светлые, чистые тона нашёл композитор для передачи более поздней весны. Вспомните ещё одну картину Левитана, которая имеет музыкальное название. («Вечернийзвон», эта картина тоже звучит.)Левитана по праву называют непревзойденным мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве лирическую песнь русской души.3. Образы природы.Если музыка Чайковского при всей её яркой изобразительности все же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный.Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек.
znanio.ru
Презентация "Пейзаж в литературе, музыке и живописи" - работа учеников.
Слайд 1
Пейзаж в музыке, литературе и живописи ВЫПОЛНИЛИ: ученица 8 класса Михайлечко Светлана у ченица 10 класса Шаповалова Ирина Руководитель Степаненко Раиса НиколаевнаСлайд 2
Глава 1. ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ
Слайд 3
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобра-зительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века. Пейзаж в музыке…
Слайд 4
Так был намечен путь к освоению музыкой её пейзажно-изобразительных возможностей. Среди ярких музыкальных кар-тин , связанных с изображением природы, - цикл П.И. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж. Пейзаж в музыке…
Слайд 5
Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажу в произ -ведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя. ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ…
Слайд 6
Создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам. В их творчестве широкое развитие получили темы, требующие особой музыкальной изобразительности, в том числе темы пейзажного характера. Импрессионизм (от фр . impression – впечатление) – художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четверти XIX– начале XX века. Пейзаж в музыке…
Слайд 7
Музыкальный пейзаж у импрессионистов – область детальной разработки всех средств выразительности, придающих звучанию красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «Паруса», «Ветер на равнине», «Лунный свет», «Шаги на снегу», «Туманы» (это всё названия прелюдий французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси), а также «Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы Мориса Равеля), «Ночи в садах Испании» М.де Фалья, «Впечатления от природы» (оркестровые циклы Д.Малипьеро ) и т.д. Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени. Такие возможности музыки оказались созвучны живописи импрессионистов. Может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг другу. ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ…
Слайд 8
Глава 2. ПЕЙЗАЖ В ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 9
Пейзаж в литературе является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуального” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. Пейзаж в литературе
Слайд 10
В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж . Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. Пейзаж в литературе…
Слайд 11
Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора. Пейзаж в литературе…
Слайд 12
Глава 3. ПЕЙЗАЖ В живописи
Слайд 13
Появление пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства отражает интерес художников к природе и способам ее изображения. В разные периоды своей истории изобразительное искусство выполняло разные функции. Древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей. Во времена античности картины рассказывали о жизни людей или о жизни мифологических персонажей. В Средние века живопись служила в основном интересам религии, а кроме того, выполняла образовательную функцию в обществе, большинство членов которого были неграмотны. До этого времени пейзажная живопись практически не существовала, природа могла изображаться лишь условно – как фон для сюжетов из жизни святых или персонажей Евангелия. Пейзаж в живописи…
Слайд 14
В эпоху Возрождения художники стали сами выбирать сюжеты для своих картин. На основе художественных принципов греко-римского классицизма выросло новое направление живописи, отражавшее мир природы. В импрессионизме и последующих на правлениях живописи пейзаж, как никакой другой жанр, позволял экспериментировать – опробовать новые технические приемы и сочетании цветов. Пейзаж в живописи…
Слайд 15
Спасибо за внимание!
nsportal.ru