Особенности проявления капризов и упрямств у детей дошкольного возраста. Особенности работы с капризными и упрямыми детьми


Капризы и упрямство у детей. Причины. Профилактика

Все категории

Категория: Воспитание Опубликовано 04/02/2014 Автор: Сюткина Лариса

Наши дети рождаются для радостной и счастливой жизни, а всегда ли так бывает, не омрачается ли жизнь капризами и упрямством — это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера? Мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребенка. Отшлепать или прикрикнуть на ребенка — легко. Но как понять истинные причины неадекватного поведения? Как бороться с детскими капризами, и стоит ли это делать вообще? Попробуем это выяснить.

Упрямство и капризы — проявление трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладевает определенными способами поведения, усваивает установленные нормы, взаимодействует с окружающими. Капризы — бурные проявления гнева и злости. Чаще они свойственны детям, которые не знают, как достичь своей цели иначе, чем нытьем. Как правило, такой ребенок беспомощен и зависим от взрослых. Упрямство — способ настоять на своем, первая попытка самоутверждения. Такой ребенок проявляет упрямство только в ответ на поведение или требования родителей.

Капризный ребенок находится в особом состоянии «готовности к капризу» и начинает ныть и плакать по любому поводу. Для «упрямца» самое главное — не уступить, настоять на своем. Если взрослый махнет на него рукой, он будет только рад. «Капризуля», наоборот, стремится добиться еще большего внимания к себе. У упрямого ребенка всегда есть мнение, цель, которые он может противопоставить желанию родителей. Его любимое выражение: «Я хочу!» У капризного ребенка любимые слова :«Я не хочу!» Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают родители. Такие дети почти никогда не предлагают своего варианта. Если упрямство ребенка — результат требовательности родителей, то капризы, наоборот, следствие чрезмерной уступчивости близких. Упрямство легче поддается коррекции именно потому, что изменений личности у ребенка в большинстве случаев нет. Его неправильное поведение — во многом отражение неправильного поведения взрослых. Изменится позиция взрослых — изменится и позиция ребенка. Иначе обстоит дело с капризами. Такой ребенок обычно растет в атмосфере всеобщего потакания всем его желаниям. Он не встречает строгого, категорического отказа даже в тех случаях, когда это необходимо. Такой ребенок безынициативен, прилагать усилия к чему-либо, он не умеет. Взрослые не предъявляют малышу никаких требований. У капризного ребенка формируются крайне неприятные личностные качества. Причина их появления — излишняя опека. Однако в этом случае изменение поведения взрослых не ведет к исчезновению капризов, а, как правило, наоборот, усиливает их. Если упрямство — это результат «избытка» у ребенка таких качеств, как излишнее самоуважение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, мешающих ребенку подчиняться огромному количеству требований и ограничений, то каприз — недостаток развития личностных качеств. Разберемся в истоках детских капризов. Детские капризы не возникают на пустом месте.

Причинами их появления выступают:

  • 1.Особенности психического развития ребенка: в своем развитии ребенок проходит определенные стадии, так называемые возрасты капризов, связанные с естественным стремлением к самоутверждению и независимости.
  • 2.Смена обстановки. Так, например, когда у ребенка появляются младшие брат или сестра, малыш чувствует, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Единственный приемлемый для ребенка способ преодолеть ощущение одиночества — бурный протест, выражающийся в ярких вспышках гнева, злости и агрессии. Недостаток родительской любви — пожалуй, главная причина бесконечных и беспричинных капризов и непослушания.
  • 3.Одна из распространенных причин непонимания между детьми и взрослыми заключается в различии их природных темпераментов. Часто родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнить которые он не может именно в силу своих врожденных психологических особенностей. Даже самый спокойный флегматик начнет капризничать, если вы попытаетесь разговаривать с ним на языке холерика или сангвиника.
  • 4.Ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут чувствовать так, как чувствуют взрослые, что происходит в организме.
  • 5.Ребенок хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, любви. Особенно часто капризы по этой причине встречаются у тех детей, которые окружены излишней заботой и вниманием. Этим малыши начинают злоупотреблять уже на бессознательном уровне.
  • 6.Реакция на родительский запрет. Капризничая, ребенок хочет добиться чего-то желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений. Подобная реакция может возникнуть, если запрет касается свободы ребенка. Подумайте, сколько раз за день он слышит: «Не бегай, не вертись, не ползай, не шали!»
  • 7.Самоутверждение. Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Он должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают право самостоятельного выбора, понимают и уважают его.

Как преодолеть капризы Ну что ж, думаю, и эту страничку, поясняющую истоки возникновения капризов, мы усвоили, давайте перевернем ее. Самое время поговорить о профилактике капризов.

Прежде всего взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постараться вырваться из зависимости от капризов ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя — это нельзя, а надо — это надо, что отказ от чего-то совсем не означает, что ему тут же предложат что-то взамен.

Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело: сформировать у ребенка конструктивные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать усилия, чтобы удовлетворить желания; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить ребенка преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность. Самое сложное — сделать это так, чтобы ребенок воспринял меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему. Ведь один из основных источников радости для ребенка — разнообразная ,совместная со взрослым, деятельность, а не общение по привычной схеме «хочу — не хочу».

Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его недостаток. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждении того, что ребенок хочет, а чего нет. Нужно разнообразить общение детей со взрослыми и сверстниками, включая их в общее дело, стараться увлечь. Когда ребенку что-то интересно и он занят, он забывает капризничать. Крайне важно, чтобы в эту деятельность были включены не только сам ребенок и родители, но и другие дети, знакомые, соседи, друзья. Вместе можно лепить снежную бабу, строить крепость, прыгать через лужу и ловить бабочек.

Дома следует поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то: постирать белье куклы и свои носочки, порадоваться, какими они стали чистыми; сложить книжки на полке: сказки — со сказками, а раскраски — с раскрасками; убрать игрушки или построить «гараж» и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам. Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольником как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и всячески поддерживать в избалованном ребенке убежденность, что ему очень повезло, когда, например, ему разрешили самому поставить на стол тарелки (даже если одна разбилась), полить цветы, покормить рыбок или сделать что-то еще. Стоит только приложить усилие и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде — и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.

В целом же, для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

Справляемся с капризами Наконец пришло время поговорить о том, как следует вести себя непосредственно в тот момент, когда ребенок капризничает.

«Родительские подсказки»

  • 1. Ребенка можно успокоить, если отвлечь его внимание. Это искусство вроде бы простое, но всегда ли это получается? Постоянно приходится наблюдать, как мамы, бабушки отвлекают плачущего малыша чересчур прямолинейно, а потому и бесполезно: «Вон смотри, какой мальчик...», «А вот собачка бежит...». Малыш отлично понимает, что его пытаются обмануть. Попробуйте «сыграть» в отвлечение. Сделайте вид, что заинтересовались чем-то неожиданным, интересным. Хорошо, если это будет действительно что-то новое для ребенка, например, монетка, какая-нибудь вещичка. Возьмите на прогулку «неожиданные пустячки», шарик или колечко. И вот как это работает. Когда ребенок без видимой причины начнет капризничать, сделайте вид, что поглощены рассматриванием вытащенного из кармана предмета. Удивленно рассуждайте сами с собой: « Какое интересное колечко. Точно помню, что, когда выходила из дома, камушек на нем был синий, а теперь он красный. Может, он, побывав в темноте, в кармане изменил цвет? Ну-ка ты, Наташа, положи в карман, а потом вытащи — какой он станет?»
  • 2. Используйте положительные просьбы. Если вы потребуете от ребенка, чтобы он перестал кричать, скорее всего, результат будет нулевым. А вот если вы попросите его подойти к вам, вполне вероятно, что малыш послушается.
  • 3. Дети не умеют контролировать свои эмоции, потому что не могут дать точное определение переживаниям. Помогите им в этом. Выразите чувства ребенка словами: «Наверное, тебе очень хотелось мороженого, и теперь ты расстроен, потому что не получил его». После этого объясните малышу, что выражать эмоции в открытой форме не всегда допустимо: «Я тебя понимаю, но это не значит, что ты можешь визжать и топать ногами на улице». И обязательно предупредите малыша о последствиях, которым чревато плохое поведение. Скажите ему, что если он немедленно не прекратит так себя вести, то будет наказан. И не забудьте подтвердить свои слова на практике.
  • 4. Эффективный способ остановить истерику — пятиминутный тайм-аут. Посадите ребенка на стул, стоящий около стены, позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего интересного. Если он не захочет сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, убедившись при этом, что он не сможет причинить себе вреда. Оставшись наедине с собой, малыш с большой вероятностью справится с истерикой.
  • 5. Еще один способ успокоить кричащего ребенка — присоединиться к нему. Начните плакать вместе с малышом и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного «хорового пения» основан на склонности детей к подражанию. Неосознанно имитируя вас, малыш успокоится.
  • 6. Многие дети имеют скверную привычку биться головой о стенку или пол, пытаясь таким способом заставить взрослых выполнить их желание. Подобное поведение — притворство или провокация, а потому не стоит обращать на него внимания. Даже у самого маленького ребенка в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, так что такими действиями малыш не причинит себе вреда. Лучший способ отучить от этой привычки — игнорировать.
  • 7. Если каприз ребенка выражается в нытье, скажите ему: «Когда ты ноешь и хнычешь, я не понимаю ни слова из того, что ты хочешь мне сообщить. Давай поговорим позже, когда ты успокоишься». Как только это произойдет, обязательно похвалите, выразите свое удовлетворение по этому поводу: «Ну, вот, наконец-то мы можем поговорить спокойно».
  • 8. Отмечайте и поощряйте все поступки ребенка, заслуживающие одобрения, все случаи проявления положительных черт характера. Так ребенок поймет, что за это его ценят намного выше, чем за бесконечное нытье и капризы.
  • 9. Заметив, что ребенок начал плакать, ныть или как-то по-другому выражать свое недовольство с целью получения выгоды, действуйте по обычному сценарию. Не обращайте внимания, игнорируйте. Если вы чувствуете, что не можете противостоять его желаниям, просто уйдите в другую комнату. Лишившись общества, малыш поймет, что капризничать бессмысленно.
  • 10. Если ребенок устраивает сцену на улице, не стыдите его и не наказывайте. Это жестокость в чистом виде. Особую боль ребенку доставляет не шлепок, а раздраженность папы или мамы, которую он ощущает. Это для маленького человека самое горькое. Замечали, как после шлепка плач становится более отчаянным? Это реакция не на удар, а на раздражение. Во многих случаях это происходит потому, что родители на публике стыдятся плачущего ребенка. Но стоит понять, что , люди, которые слышат и видят это, не возмущаются из-за шума, а сочувствуют малышу. Если кто-то и станет пытаться угрозами помочь делу со словами:«сейчас я тебя заберу», с чистой совестью игнорируйте его.
  • 11. Кроме того, очень важно, чтобы все члены семьи научились бороться с детскими капризами. В противном случае ребенок очень быстро поймет, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желание.

Ох, как не просто изучить все тонкости науки воспитания детей, — еще труднее теорию воспитания применить на практике, да еще к собственному ребенку. Успехов вам!

liberysad.ru

2.2 Методы работы воспитателя с капризными детьми. Особенности воспитания капризных детей

Похожие главы из других работ:

Аффективные дети

1.2. Методики коррекционной работы с детьми-аффектиками

Воспитатель объясняет ребенку цель рисования страхов как способ избавиться от них. Затем ребенку дается задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх...

Дезадаптированные дети и подростки

1 Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Поскольку социальная адаптация -- это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации...

Детский психолог в физкультурной деятельности дошкольника

2.2. Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как образец совместной работы воспитателя по физической культуре и детского психолога

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей...

Особенности воспитания капризных детей

2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ

...

Особенности индивидуально-воспитательной работы во внутренних войсках

3.2 Особенности индивидуальной работы воспитателя внутренних войск

Следует учитывать, что особенности воспитания рассмотренных категорий военнослужащих по своему содержанию имеют специфическое проявление в тех или иных военно-профессиональных условиях...

Особенности общения воспитателя с детьми подготовительной группы

Глава 1. Теоретическое исследование общения воспитателя с детьми подготовительной группы

игра общение воспитатель...

Особенности общения воспитателя с детьми подготовительной группы

1.1 Концепции исследования процесса общения воспитателя с детьми

В отличие от сведений из области естественных наук и технических инструкций педагогические ценности не могут быть переданы иначе, чем через «живой» контакт. Порочна сама идея того...

Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми

2.1 Методы работы учителя с гиперактивными детьми

Психологами разработаны три основных направления работы с гиперактивными детьми: · развитие психических функций, отстающих у таких детей - внимания, двигательного контроля...

Психологические трудности дошкольников

4. Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей.

5. Роль дидактической игры в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ Методы исследования: 1. Изучение и анализ научной литературы. 2. Наблюдение. 1. Адаптация ребенка как этап социализации 1...

Психологические трудности дошкольников

1.3 Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей

Основной целью занятий в ДОУ является формирование у детей знаний и умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание...

Психологические условия взросления социально активных подростков

1.2 Социализирующие формы работы с детьми и подростками

Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер...

Психолого–педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у детей старшего дошкольного возраста

I.3 Разнообразные формы работы с импульсивными детьми

Процесс психолого-педагогической коррекции неконструктивного поведения дошкольников будет успешным, если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям...

Развитие способностей, одаренности и таланта

2.3 Технология работы с одаренными детьми

Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему...

Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению

1.5 Принципы работы с детьми

Группа психологов из Петербурга, имеющая большой опыт групповых занятий, считает, что в работе с детьми необходимо опираться на закономерности естественного их развития. Что силой ничего не добиться, можно только разрушить. Не стоит подчинять...

Феномен детской и подростковой застенчивости

2.2 Групповые методы работы с застенчивыми детьми

Групповой метод работы с застенчивыми детьми - лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике...

psy.bobrodobro.ru

Почему ребенок становится упрямым и капризным?

Упрямство и капризы особенно характерны для детей дошкольного возраста и доставляют массу неприятностей как родителям, так и воспитателям. Иногда взрослые жалуются только на упрямство детей, иногда - только на капризы, а нередко - на то и другое вместе.

Упрямство чаще всего проявляется в резкой форме у детей в 2,5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте - около 5 лет. Капризность же обычно  развивается  начиная    с 4 лет и во многом определяет  поведение   ребенка    в среднем и даже старшем дошкольном возрасте.

И упрямство, и капризы свидетельствуют прежде всего о трудностях социализации: у детей более сильных (это выражается в упрямстве, у слабых - в капризах. Разберемся в причинах их появления.

Развиваясь в человеческом обществе, ребенок овладевает определенными способами поведения, взаимоотношении с людьми, усваивает принятые в обществе нормы и ценности, которые позволяют ему стать полноправным его членом. Процесс этот сложный и далеко не всегда протекает гладко.

На ходе социального развития малыша во многом сказываются особенности его семьи - первого коллектива в жизни ребенка. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребенку, их согласованность, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка - вот основные факторы, определяющие характер социального развития маленького человека. Причинами проявления у ребенка таких черт характера, как капризность или упрямство, могут быть не только его характер, тип нервной системы, но и особенности поведения взрослых членов семьи (в первую очередь родителей), а также воспитателя в детском дошкольном учреждении.

Как показали многочисленные исследования, на упрямство детей жалуются главным образом те родители, которые требуют от своих детей немедленного и безоговорочного повиновения. При этом малейшее промедление в выполнении требования или неудачу ребенка, а уж тем более его отказ подчиниться они склонны рассматривать как некую злонамеренность, протест и считают своим долгом это упрямство сломить, перебороть.

Такие родители относятся к упрямству ребенка очень эмоционально, волнуются, даже приходят в ярость, но не делают никаких попыток разумно разобраться в возникшей ситуации и разрешить конфликт приемлемым для обеих сторон путем. Фактически они вступают в аффективное, эмоциональное «сражение» с ребенком, то есть применяют ту же самую тактику, что и ребенок.

Как правило, это ведет лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребенка, причем постепенно оно обогащается все новыми разновидностями, которые ребенок усваивает от упрямой матери или отца. Кончается это плохо: сильный, энергичный ребенок иногда может добиться победы в этой изнурительной борьбе и тогда постепенно превращается в семейного тирана: он ни с кем не считается и старается добиваться своего всегда, во всем и со всеми, не пытаясь никого понять. Нередко у таких детей наблюдаются агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, осмеливающимся их ослушаться, выраженное стремление во что бы то ни стало главенствовать в группе детей (причем в выборе средств достижения своих целей такие дети особенно не церемонятся). К счастью, это бывает достаточно редко. Гораздо чаще строгим родителям удается сломить так раздражающее их упрямство, а заодно и развивающуюся личность ребенка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость, и чувство собственного достоинства. В результате ребенок растет покорным, печальным, боязливым, безынициативным, застенчивым.

baby-days.ru

Как справиться с детским упрямством

В возрасте от двух до четырех лет у ребенка происходят заметные перемены в характе¬ре и поведении: у него формируются самооценка и самолюбие. Взрослые, не способные перестроить свои взаимоотношения с детьми с учетом этих изменений, сталкиваются с серьезными трудностями в их воспитании. В итоге небольшие разногласия, которые можно было решить мирным путем, перерастают в конфликт, из-за которого страдают обе стороны.

По мнению психологов, одной из причин проявления упрямства у детей в этот период жизни является нежелание ребенка делать то, что от него ждут родители. Также упрямое поведение чада служит защитной реакцией на излишнюю родительскую опеку. Малыш пытается отстоять свое право на самостоятельность, но не знает, как правильно это сделать.

Часто конфликты возникают, когда тактика воспитания детей слишком мягкая. Ребенок привыкает при любых обстоятельствах получать то, что хочет, и когда родители в чем-то ему отказывают, проявляет такие качества, как детская агрессия и упрямство.

Игнорирование желаний и интересов ребенка взрослыми вынуждает его чувствовать себя ущемленным в своих правах и обиженным. Он начинает думать, что родители не считаются с его мнением, и ищет способы привлечь их внимание. Упрямство перерастает в обыденную форму поведения. Ребенок дерзит, устраивает истерики, неприязненно реагирует на советы и замечания родителей.

Иногда ребенок проявляет упрямство из-за того, что не имеет другой возможности выразить негативные эмоции, которые у него накопились.

Как вести себя с упрямым ребенком?

Постоянные запреты приводят к тому, что ребенок начинает игнорировать замечания родителей и делает все наоборот. Излишняя доброта и мягкотелость также не пойдут на пользу, если они вне разумных пределов. Поэтому психологи рекомендуют родителям придерживаться правила «золотой середины». Для этого взрослым придется искать компромисс в отношениях со своим чадом, а в некоторых ситуациях идти ему на уступки.

Малыш почувствует, что с его мнением считаются, и будет больше доверять вам. В тех случаях, когда вы вынуждены сказать ребенку категоричное «нет», спокойным и доверительным тоном объясните ребенку причины отказа.

Дети в силу своего возраста способны проявлять упрямство ради того, чтобы заставить родителей считаться с их мнением. Если вы хотите, чтобы ребенок разделил вашу точку зрения, примените хитрость: перед тем, как озвучить свою позицию, спросите его о том, что он сам думает по этому поводу. Вполне возможно, что кроха выскажет вслух именно то, что вы хотите от него услышать, и спорить с ним не придется.

Каждому малышу важно понимать, что родители разрешают ему делать, а что запрещают. О том, почему правила так важны для детей, рассказывает эксперт портала «Я-родитель» в передаче из цикла «Как воспитать счастливого ребенка».

Если, настаивая на своем, малыш перешел от слов к крикам и истерике, постарайтесь отвлечь его внимание на что-то другое. Например, предложите поиграть в новую игру, выпить чаю, посмотреть мультфильм. К обсуждению вопроса, который вызвал противоречия, стоит вернуться позднее, когда малыш успокоится.

Почему современные дети становятся жестокими? Откуда столько агрессии у домашнего ребенка? Эти и другие вопросы эксперты портала «Я-родитель» обсуждают в программе из цикла «Родительский час».

Научите ребенка избавляться от негативных эмоций, не причиняя вреда другим людям. Помощь в этом могут оказать психологические упражнения. Например, попросите малыша изобразить причину своего недовольства на рисунке, а затем предложите скомкать бумагу и выбросить ее в мусорное ведро. Это поможет ему снять напряжение и успокоиться. Также можно предложить ребенку выполнить физические упражнения или помедитировать под спокойную расслабляющую музыку.

Отчитывая малыша за недостойный поступок, не говорите ему, что он плохой, вредный или что вы больше его не любите. Старайтесь акцентировать его внимание на том, что плохой не он сам, а его поведение. Чаще говорите ребенку о своих чувствах и переживаниях по отношению к нему, не забывайте хвалить и поощрять даже за небольшие успехи.

Старайтесь избегать ситуаций, которые провоцируют детей проявлять упрямство. Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы в виде вопроса, а не утверждения. Причем таким образом, чтобы на них нельзя было ответить словами «нет» или «не хочу». Так, вместо привычной фразы «Ты будешь кушать?» можно спросить «Ты будешь кушать сейчас или позже?».

Помните, используя утверждения вместо вопросов, вы лишаете ребенка свободы выбора. Такая практика может привести к негативным последствиям в виде формирования у малыша неуверенности в себе и низкой самооценки. Если вы разговариваете с ним, как со взрослым, и предлагаете сделать что-то вместе, ребенок обычно охотнее выполняет просьбу родителей, чем тогда, когда она озвучивается в приказном порядке. Психологи рекомендуют: не используйте в общении со своим чадом категоричные фразы типа «Поедешь в гости к бабушке!», замените их нейтральными формулировками, например, «А сейчас мы с тобой поедем в гости к бабушке».

Как снизить уровень тревожности у дошкольника и научить его управлять своими эмоциями, рассказывает в видеоуроке Анастасия Ситникова, клинический психолог Психологического центра Psyten.

5 советов родителям по предупреждению упрямства у детей

  1. Предоставьте детям свободу действий в разумных пределах, чтобы они могли самостоятельно получать опыт в различных ситуациях.
  2. Не применяйте физическую силу по отношению к ребенку: шлепки по попе, подзатыльники и другие телесные наказания негативно влияют на детскую психику.
  3. Если малыш не делает ничего опасного и запретного, родителям не стоит делать ему замечания. Излишняя строгость, ограничение активности, многочисленные запреты и физические наказания ребенка провоцируют его на упрямое поведение даже в тех случаях, когда он знает, что не прав.
  4. Пытаясь добиться от своего чада хорошего поведения, помните, что поощрять предпочтительнее, чем наказывать.
  5. Наберитесь терпения, чтобы правильно реагировать на требования ребенка, не унижая его, но и не потакая детским капризам.

Виктория Грицук

Многие нарушения в поведении ребенка нередко связаны с недостатком внимания родителей к нему. Однако излишняя опека может быть так же вредна, как и ее недостаток. Тест портала «Я-родитель» поможет вам найти золотую середину в воспитании своего малыша.

В меру ли ваша забота?

www.ya-roditel.ru

Особенности проявления капризов и упрямств у детей дошкольного возраста

СТАРШИХ  

ДОШКОЛЬНИКОВ          

    2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по изучению капризов и упрямства

    Для проведения опытно-экспериментальной работы по изучению капризов и упрямства дошкольников много мною была поставлена следующая цель: установление закономерностей между причинами детских капризов и упрямства, и мер по их искоренению. Выделены следующие задачи:

  1. определение сущности капризов и упрямства;
  2. изучение причин возникновения неустойчивого поведения;
  3. выделение наиболее эффективных путей преодоления капризов и упрямства.

    Для решения цели и задач использовала такие методы исследования, как наблюдение, беседы, работа с родителями.

    Во  время проведения наблюдения старалась  на начальном этапе за короткий срок выделить для себя детей с типичным проявлением капризов и упрямства. Таким образом было замечено следующее.

    Никита  Ш. (Приложение 4, фото №1), мальчик пяти лет, часто отказывается выполнять  предложенную работу. На занятиях сложно привлечь его внимание. На все замечания со стороны взрослых он отказывается реагировать, молча смотрит в пол. Мать мальчика часто жаловалась, что не в силах справиться со своим сыном. Дома ребёнок постоянно капризничает и проявляет упрямство по типу: «хочу - не хочу», «буду – не буду», «то – не то».  Не раз мать в присутствии Никиты говорила, что предпочла бы девочку, к которой она внутренне стремилась во время беременности. Сама мать малообщительно, упряма, обладает таким же, как и у Никиты твердым и волевым характером. Не уступая сыну ни в чем, заменяя два месяца собой сверстников, она объявила войну его упрямству, которое было фактическим стремлением мальчика к самоутверждению в мужской роли, выраженное словами «я мальчик», «я главный». Мама редко играла с мальчиком, не показывала ему своей радости. Она постоянно твердила мальчику о хорошем поведении, вежливости, тихой игре, явно показывая свое желание иметь девочку, а не слишком энергичного, по ее словам, мальчика. Своё раздражение она часто разряжала на Никите, наказывая его за то, что он осмелился быть самим собой, открыто проявлять свои чувства и желания.

    Юля К. (Приложение 4, фото №2), наверное, самый  яркий пример проявления капризного поведения.  Собираясь на прогулку, девочка отказалась надеть шапку. На вопрос - почему, ответила, что просила у мамы розовую шапку с цветочком, которую они купили на более тёплую погоду, а она отказалась. Объяснения и уговоры воспитателей не помогли. Юля громко кричит: «Не хочу!», «Не буду!»,делает плаксивое лицо и ждёт реакции взрослых. Мы объяснили ей, что на прогулку идём сами без нее, если она не наденет шапку. На что Юля отреагировала, бросив шапку на шкафчик. Воспитатель начинает выводить детей на улицу, Юля остаётся в группе, бросается на пол, кричит, бьёт руками и ногами. Я договариваюсь с помощником воспитателя, чтобы она не трогала Юлю, не разговаривала с ней, и ухожу. Через некоторое время Юля одевает свою старую шапку и выходит на прогулку.

    Много жалоб поступало из уст родителей, бабушек и дедушек.

    Бабушка Ангелины З. (Приложение 4, фото №3) спрашивала: «Как поступить с внучкой, она постоянно упрямится, капризничает. Мы с дедушкой в ней души не чаем, но иногда берёт такое зло, что и сказать не могу. Так, признаться, досадно станет, что кажется,  рада была бы от нее избавиться. Мучает она нас своими капризами и упрямством. Не знаешь, чем угодить, исполнишь одно – требует другое. Вот расскажу как было однажды: сидит Ангелина за столом, ничего кушать не хочет. От всего отворачивается. Попробовала лаской, дедушка крикнул, пригрозил ремнём. Ничего не помогает, сидит, волком смотрит, так и не притронулась ни к чему. Не от  болезни какой она капризничает».

    Я постаралась разобраться в поступках  Ангелины. В группе, среди сверстников  она активна, внимательна на занятиях. Оказалось, во время обеда взрослые о чем-то разговаривали, не обращая внимания на Ангелину. Как только девочка выразила своё недовольство, ситуация за столом поменялась. Всё внимание перешло к ней. Бабушка с дедушкой  стали её успокаивать, уговаривать, следить за каждым движением внучки.

    Ясно  видно: цель каприза достигнута: Ангелина – главная персона за столом. Всё только на нее смотрят, только о ней говорят. Теперь понятно что взрослые сами того не желая, только укрепляют в девочке капризное поведение, были не противниками, а союзниками ее каприза. Такое поведение означает, что весь уклад жизни, в котором растёт Ангелина не правилен. Неверно и общение взрослых к ней: необходимо в корне изменить его. Такой перелом может быть для родителей труднее, чем для девочки, Но его необходимо произвести. Это самый верный путь к искоренению капризов. Для характера девочки вредно, если каждую минуту она слышит о родительской любви, чувствует заботу о себе и безграничное внимание. Она должна знать, что у родителей и других близких её людей могут быть важнее заботы и дела помимо нее, также как и у нее могут быть важнее заботы и дела помимо родных. Тогда лучше и спокойнее будет идти жизнь, без ежеминутных столкновений, и меньше станет причин для требовательности, прихотей и капризов.

    Во  время режимных процессов Саша Г. (Приложение 4, фото №4) проявляя в группе упрямство, не желая выполнять отдельные требования (категорически не хотел укладываться на дневной сон). Причем капризничал он периодически. Поинтересовавшись поведением мальчика дама выяснилось, что мать и отец Саши не живут вместе. Мальчик проводит 3-4 дня с папой, так как мама занято на работе. Следовательно, причиной капризов мальчика оказалась постоянная смена условий жизни, а также различные требования обоих родителей. Мать довольно требовательная женщина, старалась сделать из мальчика «настоящего мужчину», отец же, наоборот, баловал ребенка, разрешая допоздна смотреть телевизор, подолгу играть в компьютерные игры, есть что захочется , и когда захочется, в общем не соблюдал режима дня дошкольника. Изучив причины проявления капризов и упрямства, я посоветовала родителям обсудить их требования к ребёнку, найти оптимальный вариант, перестать бросаться в крайности.

    Капризное поведение у Максима Ш. (Приложение 4, фото №5) возникает в тот момент когда я предлагаю ребятам собрать игрушки и готовиться к занятию. Причина выяснилась, когда я случайно узнала от мамы Максима, что они живут в однокомнатной  квартире вчетвером: Максим, его родители и бабушка, которая очень любит порядок в доме. Посетив через несколько дней по поручению воспитателя квартиру этой семьи я увидела идеальную чистоту, это результат кропотливой работы бабушки, но и, как следствие, отсутствие у Максима «своего уголка» в доме: машины аккуратно расставлены, из конструктора построен дом, нигде не было видно следов детской игровой деятельности.  Стало ясно, почему мальчик так яростно борется за каждую минуту, проведенную в игровом центре группы. Я посоветовала маме позволить  мальчику играть с его игрушками и дома, объяснила, что это, практически, последний год, когда Максим может уделять столько времени игрушкам, ведь скоро его ждет школа и учебная деятельность. Лучше научить ребёнка убирать за собой игрушки, чем отбирать у него эти незатейливые моменты детского счастья. Мама с пониманием и энтузиазмом отнеслась к необходимой перемене в укладе жизни семьи. Она рассказала, что и сама об этом думала.

    Кирилл  Д. (Приложение 4, фото №6) очень способный, сообразительный мальчик. Это я  поняла проведя первое занятие в  этой группе. Но все, включая и родителей Кирилла, считают его невыносимым ребёнком, с которым невозможно общаться. Дома с ним никто не занимается, не читает книги, не учит буквы. Умственный потенциал у мальчика очень велик, но то, что родители не помогают ему самоутвердится, я поняла в момент, когда рассказывала (впервые) маме Кирилла об огромных успехах ее сына в математике, на что мама ответила: «Вы, наверное, меня с кем-то путаете. Мой ребёнок самый капризный в мире. Кирилл очень упрям, я не верю, что он может хоть в чем-то преуспеть, кроме как в капризах».  В доказательство я предоставила маме тетрадь Кирилла, где аккуратным детским подчерком выведены цифры и буквы, его рисунки, с чётко выделенными деталями и интересным содержанием. Мать была удивлена: «Неужели это моя непоседа и упрямца!» Я посоветовала маме посвящать вечера чтению детских книг, изучению азбуки. Мама была полна намерений воплотить мои рекомендации в жизнь.

    Изучив  особенности проявления капризов и  упрямства в данной группе, провела  ряд мероприятий по их искоренению и закреплению полученных результатов. Проработав ряд методической литературы, выбрала для себя целый комплекс занятий и игр, соответствующих данной проблеме. Каждое занятие (Приложение 1) тщательно готовила: заранее продумывала вопросы к беседе, старалась насытить художественным словом, иллюстрациями. Проводила индивидуальную работу во вторую половину дня по формированию устойчивого поведения. Также в вечерний отрезок проводила игры-драматизации (Приложение 2), в которых старалась привлечь внимание детей к положительным качествам личности, заинтересовать их правилами поведения.  В таких играх основные роли давала исполнять капризным, упрямым детям. Провела работу с родителями. Большое внимание уделяла индивидуальным беседам, стараясь выслушать родителей, дать им тактичный совет. Также провела заседание круглого стола с родителями «воспитание добром — основа нравственного поведения» во время которого провела тестирование (Приложение 3). Результат обсудила совместно со всеми родителями и в индивидуальной беседе.    

2.2. Анализ результатов и эффективности проделанной работы 

    Пронаблюдав за детьми и выяснив причины их неадекватного поведения, а так  же проведя ряд мероприятий по их искоренению, я стала ждать  результаты проделанной работы.

    Скоро я заметила, что Никита Ш. стал реже капризничать. Он всё чаще старается выслушать, а затем и выполнять предложенное ему поручение или задание. Мама Никиты старается выслушивать его мнение, больше уделять внимание работам Никиты по рисованию, лепке, аппликации. Малыш начинает взаимодействовать с детьми группы. Мама также активно стала принимать участие в жизни детского сада.

    Начало  меняться в лучшую сторону и поведение  Юли К. Девочка сама стала замечать бесполезность своих неправильных действий. Так на замечание одной из сверстниц, о том, что мама купит Юле такую же куклу если она покричит и упадёт на пол, девочка ответила: «Мама уже не пугается и не даёт мне что хочу. Совсем перестала меня слушаться».

    Мама  Ангелины рассказала что они с  мужем изменили свое отношение к капризам дочери: стали часто их игнорировать и пристыжать подобное поведение. Вследствие этого девочка перестала после нескольких попыток  использовать  своё упрямство и капризы в качестве средств для привлечения внимания окружающих к себе. Бабушка Ангелины говорит что внучка стала добрее, начала более уважительно относиться к ней и дедушке, чаще откликается на просьбы.

    Изменилось  поведение Саши Г. Больше времени  он теперь проводит с мамой, которая  тщательно следит за соблюдением  режима дня. Мама мальчика согласовала требования с его отцом. Теперь он меньше позволяет вольности мальчику, больше требует от него. Саша стал стабильнее, сдержаннее, не так сильно и эмоционально реагирует на замечания. Беспрекословно выполняет требования режима дня группы, исчезли проблемы дневного сна.

    Беседа  с мамой Максим Ш. также принесла свои плоды. Сейчас у мальчика есть «игровой уголок» в доме, он в любое время может брать свои игрушки, действовать с ними. Кроме того, родители приучили сына убирать после игры свой ящик. Это новое качество внука особенно оценила бабушка. В группе Максима теперь не возникает проблем с подготовкой занятий. Он стал проявлять большой интерес к занятиям по математике.

    После того мама Кирилла Д. узнала о большом  умственном потенциале мальчика, она стала уделять ему больше внимания, заниматься с сыном дома. Кирилл Д. стал ещё усерднее относиться к предложенным заданиям. Теперь он знает, что за хорошо выполненную работу, его ждёт похвала, его родители ценят то, что он делает. Поэтому мальчик стал более внимательным, усидчивым, исчезли капризы и упрямства.

    Проанализировав изменения в поведении ребят, можно сказать, что проделанная  работа была эффективной. Цели, поставленные в начале экспериментальной работы, достигнуты благодаря целенаправленной, планомерной, систематизированной деятельности. Уровень капризов и упрямства в группе намного изменился. Также много изменений произошло из-за комплекса занятий, посвященных профилактике и искоренению причин возникающего негативного поведения.  Капризные и упрямые дети в театрализованных и дидактических играх занимали ведущие роли, что в дальнейшем привело к сплочению коллектива и взаимоуважению между детьми «сложными» дети стали понимать, что от их поведения и качества выполняемых действий, иногда зависит результат игры.

    Хорошие результаты принесла и работа с родителями. Многие из  них пересмотрели, благодаря  индивидуальным беседам, коллективному  обсуждению и результатам тестирования, своё отношение к детям, принципы воспитания и гармоничного развития.   

    2.3. Выводы и педагогические рекомендации по формированию устойчивого поведения

    Исходя  из проведённой работы можно с  уверенностью сказать, что гипотеза, поставленная ранее, подтвердилась  при изучении теоретических основ  капризов и упрямства и во время практической деятельности. Действительно, меры по искоренению капризов и упрямства исходят из сущности причин их проявления.

    Для достижения положительного результата в работе по формированию устойчивого  поведения дошкольников, необходимо много уделять наблюдению за особенностями проявления капризов и упрямства. Педагог должен понять, почему ребёнок в данной ситуации поступает именно так, а не иначе. Ведь  каждый маленький по-своему воспринимает окружающий его мир, поэтому и причины неустойчивого поведения различны.

    Важным  шагом к успеху является индивидуальная работа с дошкольниками. Настоящий  педагог должен подобрать ключи  к сердцу каждого малыша, знать, что  и когда сказать, использовать ласку  и строгость в нужный момент.

    Нельзя  обойтись и без работы с родителями. Ведь единство требований в воспитании и обучении очень важный момент в формировании всесторонне развитой личности. Воспитатель группы должен вовремя, а главное тактично и ненавязчиво дать совет, рекомендацию родителям. Только во взаимодействии с самыми близкими людьми для ребёнка можно достичь хороших результатов в воспитании устойчивого поведения.

freepapers.ru

Особенности проявления капризов и упрямств у детей дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 ПИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ  УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. А.С.Пушкина»

Дошкольное отделение

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

«ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КАПРИЗОВ И УПРЯМСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Работу выполнила:

Ковш Анна Леонидовна

учащаяся 4 курса Д 42 группыНаучный руководитель:

В.В. ГузаревичПинск, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................     3ГЛАВА 1. КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ....................................     5

1.1.         Содержание капризов и упрямств дошкольников..........................     6

1.2.         Причины возникновения капризов и упрямства…………………     8

1.3.         Меры по предупреждению и  искоренению капризов и упрямств у дошкольников………………………………………………………….   21 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КАПРИЗОВ И УПРЯМСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………   25

2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по изучению капризов и упрямства ……………………………………     26

2.2. Анализ результатов и эффективности проделанной работы…….     31

2.3. Выводы и педагогические рекомендации по формированию устойчивого поведения………………………………………………..     33ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..     34СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….     35ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….   36ВВЕДЕНИЕ

Во все времена большой проблемой для взрослых были капризы и упрямства их детей. Поэтому для определения актуальности этой проблемы необходимо учесть особенности современного общества. Большое количество ценностей утратили свою силу, изменилось мнение людей по многим вопросам. Всё это, конечно, не могло не отразится на детях. В наше время характер и глубина капризов изменились, так же как и сами дети. Ребята стали более эгоистичными, самолюбивыми и жестокими. Возможно, это происходит по причине того, что родители сейчас уделяют гораздо больше внимания материальной жизни детей, чем их духовному развитию и становлению. Взрослые стали меньше интересоваться внутренним миром детей, их переживаниями, тревогами, успехами и неудачами. Дети начали отдаляться от своих родителей, а те, в свою очередь, не пытаются воспрепятствовать им. Вследствие этого возникают недопонимания между самыми близкими людьми. Всё чаще и чаще можно встретить капризных и упрямых детей. Поэтому, я считаю, важно, чтобы родители умели правильно оценить уровень морального развития детей. Понимали причины появления отрицательных черт и пути их преодоления. А для этого необходимо больше внимания уделять для изучения проявления капризов и упрямства, их причины и пути преодоления. Чтобы педагоги совместно с родителями могли противостоять этой проблеме.

Цель исследования: установление закономерностей между причинами детских капризов и упрямства, и мер по их искоренению.

Задачи исследования:

1.     Определить сущность капризов и упрямства

2.     Изучить причины возникновения неустойчивого поведения

3.     выделить наиболее эффективные пути преодоления капризов и упрямства.

Объект исследования: детские капризы и упрямства.

Предмет исследования: причины и процесс протекания капризов и упрямств у дошкольников, меры по их искоренению.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение характеристик детей; беседы с детьми, наблюдение за деятельностью детей, работа с родителями.

Гипотеза исследования: меры по искоренению капризов и упрямств исходят из сущности причин их проявления.ГЛАВА 1. КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1.1.         Содержание капризов и упрямств дошкольников

В самом общем виде под упрямством родители подразумевают непослушание, стремление ребенка все делать по-своему, желание настоять на своем и говорить «нет», когда, по их мнению, нужно говорить «да». Часто родители, жалующиеся на упрямство своего ребенка, забывают о заостренной потребности детей этого возраста в само­утверждении, выражении своего недавно появившегося «я», о том, что малыш уже может иметь свое, отличное от них мнение, отра­жающее индивидуальные особенности его темперамента и формировании характера. Когда ребенок не может быть тем, кем он хочет, он так или иначе выражает свое несогласие, с препятствиями на пути утверждения своего «я», и упрямство — один из способов выражения этого несогласия.      

Каприз может выражаться в упорном нежелании ребёнка без внешне видимых причин подчинятся предъявленному требованию, негативизм, настаивание на выполнение своего желания. Ребёнок проявляет упорство в неправильных поступках и суждениях, стремится настоять на своём вопреки убедительным доводам и здравому смыслу («не надо кричать — разбудишь бабушку» - «нет, буду кричать, буду!»; «не лезь в лужу — нельзя» - «нет, можно!»).

Нередко от излишне заласканных, избалованных детей можно слышать следующие капризные заявления: «хочу такую же куклу, как у Тани!», «не пойду гулять в зимней куртке!», «я здесь хочу сидеть, пусть бабушка подвинется!», «только я буду качаться на качелях!» и др. Не следует принимать случаи капризов за проявления настойчивости. По сути своей они противоположны. Когда ребёнок пыхтит, но, преодолевая трудности, всё же сам натягивает на себя колготки (наконец-то правильно!), мы радуемся вместе с ним - он проявил настойчивость. Капризный ребёнок не в силах отказаться от своих заблуждений, признать свои ошибки, потому что он не желает идти на попятную. Так упрямства приходится на 2,5 года и совпадает с максимально представленным в этом возрасте волевым развитием.

Все дети должны согласовывать свои желания с нормами, пра­вилами и требованиями, принятыми в той или иной культурной среде, и процесс усвоения социально опосредованных норм обозна­чается как социализация. Процесс социализации далеко не всегда протекает гладко из-за своеобразия развития, когда ребенок не такой как все, т. е. как большинство его сверстников, или неблаго­получия в семье и неправильного воспитания, отсутствия соразмер­ности требований родителей (и воспитателей) возможностям и потребностям детей. Учитывая сказанное, проблему упрямства мы рассмотрим последовательно в возрастном, психологическом и физиологическом планах.1.2.         Причины возникновения капризов и упрямства

Ребенок первых лет жизни сохраняет непосредственность в выражении чувств и желаний, и от взрослых зависит, насколько естественно и прочно войдет в его жизнь осознанная необходи­мость подчиняться социально приемлемым нормам поведения. Излишняя строгость, давление, заставляющее безоговорочно и сразу же подчиняться не всегда к тому же своевременным, справедливым и последовательным требованиям, могут служить питательной почвой для появления протестных реакций, одним из вариантов которых и будет упрямство. К примеру, излишне раннее приучение малыша к навыкам опрятности, самостоятельного принятия пищи и самообслуживания может не реализоваться так быстро, как хотят этого чрезмерно принципиальные, властные или беспокойные родители. Тогда ребенок будет для них упрямым, что, однако, отражает лишь  субъективную  оценку  его  ответного  поведения.   Оно может быть вовсе не капризом, а реальной необходимостью, защитой от чрезмерных и не всегда продуманных требований взрослых. Через несколько месяцев  проблема  упрямства   не  возникла  бы, так как прогрессирующее психическое  развитие ребенка и его осознанное отношение к  предлагаемым  действиям  позволили бы ему самому стремиться к опрятности.

Специфической особенностью ребенка первых лет жизни явля­ется его потребность в сохранении определенного распорядка дня и устойчивых привычек. Это и место за столом, и порядок приня­тия пищи, любимая игрушка, ритуал подготовки ко сну, одежда, и многое другое, что создает чувство безопасности, стабильности окружающего малыша мира и дает ему возможность быть самим собой. Если необоснованно и поспешно меняется жизненный уклад ребенка или полностью игнорируются его устоявшиеся привычки, то неизбежно возникает упрямство как выражение протеста. Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повы­шенным чувством собственного достоинства, и одновременно актив­ных и энергичных от природы детей. Сочетание самолюбия и сценичности порождает то, что обычно обозначается как своеволие, своенравие, являющееся, по существу, нормальным вариантом пси­хического развития и приобретающее патологическое звучание только при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств. Напри­мер, некоторые дети неузнаваемо меняются во время болезни, когда для них все плохо и все не так, все раздражает. Процедуры они делать не хотят, лекарства пьют насильно, а все дело в том, что они не могут примириться с невозможностью чувствовать себя свободно и непринужденно, как это было до болезни.

Наблюдения показывают, что чаще на неискоренимое упрямст­во своих детей жалуются родители, которые либо не хотели рань­ше иметь ребенка, либо его пол не соответствовал их ожиданиям. Как правило, требования таких родителей не сопровождаются ува­жением, признанием, помимо обязанностей, и прав ребенка. Наибо­лее «вредными» с точки зрения матерей оказываются мальчики, похожие на отцов, если с последними у матерей напряженные отно­шения. Тогда мать непроизвольно переносит свое раздражение на сына, обвиняя его в злостном упрямстве и физически наказывая за малейшую провинность. Так она компенсирует свое недовольство во взаимоотношениях с отцом. Данная ситуация возможна только в случае доминирования матери в семье. Если в семье уже есть дочь, которая похожа на мать, то положение этих мальчиков при занятости отца или блокировании его семейной роли является особенно тяжелым. Несмотря на свой исключительно «вредный» характер, они производят впечатление заброшенных, печальных и боязливых, часто болеют, мочатся по ночам или страдают бронхиальной астмой. В данном случае упрямство — это миф, созданный матерью, результат конфликта матери с отцом, жертвой которого стал ребенок. Его единственная вина состоит в том, что он некстати появился на свет и слишком походит на нелюбимого мужа. В дру­гом семейном варианте упрямство возникает как следствие нераз­решимого конфликта родителей, их противостояния друг другу без уступок и кардинальных перемен. Ребенок настолько пропиты­вается атмосферой негативизма, что начинает вести себя аналогич­ным образом, не усматривая в этом ничего плохого.

Исследования посредством ряда личностных опросников (тес­тов) выявили определенные отличия среди родителей, жалующихся на упрямство детей и отрицающих его. Матери, считающие детей упрямыми, обнаруживают индивидуалистическую направленность интересов, фиксацию на своей точке зрения, они слишком «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В то же время они подвержены чувствам и экспансивны, т. е. возбужденно реагирую на любые проблемы во взаимоотношениях с ребенком. Так же реагируют и отцы, у которых к тому же низкий самоконтроль чрезмерная уступчивость. Интересная закономерность наблюдается у них в отношении интеллекта: чем он выше, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку тогда имеется больше вариантов для решения спорных вопросов.

Как матери, так и отцы, считающие своих детей упрямыми, излишне волнуются по поводу тех или иных затруднений в отношениях с ними и аффективно застревают на этих проблемах, вместо того чтобы разрешить их конструктивным, рациональным образом. Более того, родители часто сами оказываются упрямыми, не отвечав своевременно на просьбы, будучи вечно занятыми, раздраженными или равнодушными к внутреннему миру и переживаниям своих сыновей и дочерей.

Упрямство детей существует только вместе с потребностью родителей во что бы то ни стало добиться беспрекословного и послушания. Обладая властными, честолюбивыми чертами характера или находясь в болезненно измененном, невротическом состоянии, эти родители разряжают свое напряжение на детях, требуя от них невозможного. Для таких родителей камнем преткновения являются проблемы еды, сна, приучения к туалету и педантично понимаемой чистоплотности. Их кредо: «он должен, обязан» вместо «может» следствием чего бывает «непобедимое» упрямство, отравляющем на многие годы отношения между родителями и детьми. Упрямство в таком случае — это защитная реакция детей в ответ на чрезмерное давление родителей, бесконечные дерганья, унижение и отсут­ствие возможности перемен.

Мы рассмотрели возрастные и психологические стороны упрям­ства, но есть еще и физиологическая и болезненные стороны, кото­рые следует рассмотреть отдельно.

Иногда упрямство обусловлено особенностями билатеральной ре­гуляции   (функционального  соотношения  правого  и левого  полушария). Скорее всего, следует думать о некотором доминировании правого полушария, при котором ведущей оказывается левая рука. Действительно, у этих детей в 2 года более бурно протекает воз­растной период самоутверждения.

В другом варианте упрямство проявляется, главным образом, беспричинным негативизмом, сочетающимся с агрессивностью. Ребенок не отдает себе отчета в таком поведении, не переживает и не испытывает чувства вины, уговорить его удается с трудом и то лишь на короткое время. Это психопатическая форма упрямства, и здесь требуется не столько психологическое, сколько психиатрическое вмешательство

Чаще всего наблюдается невротическая форма упрям­ства, определяемая родителями как «дух противоречия». В отличие от психопатического невротически обусловленное упрямство всегда в той или иной степени сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но, несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит непроизвольный, болезнен­ный характер, являясь одним из выражений общего функциональ­ного расстройства высшей нервной деятельности, возникающего, в свою очередь, под воздействием длительно действующего и нераз­решимого для ребенка эмоционального стресса. Функциональные расстройства нервной деятельности при неврозах представлены вна­чале повышением активности процессов возбуждения и торможения, затем так называемыми фазовыми состояниями мозга: уравнительной, парадоксальной и ультра­парадоксальной фазами.

Повышение под воздействием стресса активности процессов возбуждения проявляется беспокойством, нетерпеливостью, непроизвольным ускорением мышления и речи, неустойчивостью внимания, разбросанностью и непоседливостью. Чем больше замеча­ний получает ребенок, тем сильнее он возбуждается.

Упрямство здесь обусловлено общей перевозбудимостью и неустойчивостью внимания, когда ребенок не может быть после­довательным в восприятии и так чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых, ибо оправдать он их еще не в состоянии. Поэтому он начинает делать одно, незаметно для себя переходит на другое занятие, а заканчивает совсем не тем, чем начал. Повышение активности процессов возбуждения более характерно для детей с холерическим темпераментом, когда они превращаются как бы в «дважды холериков» — чрезмерно быстрых, непоседливых и неугомонных.

Если же ребенок обладает сангвиническим темпераментом, он становится «холериком». Подобные изменения поведения не должны ускользать из поля зрения воспитателей, всегда нужно находить их причины.

При преобладании процессов торможения перестают оказывать действие обычные раздражители и нужна дополнительная стимуляция для побуждения ребенка выполнять то или иное действие. Он как бы спит на ходу, все делает чрезмерно медленно «копается без конца», зашнуровывает ботинки целый час, вяло ест отвлекается не может собраться вовремя, а иногда сидит, бесцельно уставившись в одну точку. Такой ребенок всегда и числе отстающих, и ему  достается  больше,   чем   другим.   Родители, выведенные из себя все нарастающей медлительностью, воспринимают ее как вызов, непослушание, упрямство и начинают кричать, угрожать или бить ребенка. Но это дает только кратковременный эффект типа толчка с последующим еще более выраженным торможением.

Упрямство на данной стадии развития невроза представляет, по существу, защитное торможение мозга, предохраняющее его в известной мере от истощения. Торможение более характерно для детей с флегматическим темпераментом и так не быстрых, обстоятельных, которым нужно определенное время для «раскачки», но затем которых трудно остановить, они могут продолжать начатое дело, даже если в этом нет особой необходимости. Заострение при неврозах черт флегматического темперамента под влиянием из­лишней стимуляции, понуждений и опять же безоговорочных требований родителей создает феномен «флегматизма вдвойне» — состояние общей заторможенности и вялости.

У детей с наиболее распространенным сангвиническим темпера­ментом одновременно существуют повышенная возбудимость и тормозимость. В чем-то они становятся чрезмерно быстрыми, торопли­выми, говорливыми и непоседливыми, в чем-то излишне заторможен­ными, вялыми и сонливыми. Вместе это порождает неустойчивость настроения, капризность, своеволие и упрямство, являющиеся фак­тически симптомами развивающегося невротического заболевания. Возникающие в дальнейшем фазовые состояния коры головного мозга уже безотносительны к темпераменту ребенка, что свидетельст­вует о большей тяжести нервных расстройств.

В уравнительной фазе происходит ослабление процес­сов как торможения, так и возбуждения, когда ребенку становится все труднее сдерживать и контролировать свои чувства, направлять мысли в нужное русло, при нарастающей утомляемости, вялости, снижении побудительной активности. Нет уже прежней живости, яркости чувств, накала эмоций. Ребенок не может когда нужно возбудиться (ярко и полно выразить свои чувства, например гнев, радость или печаль) и быстро затормозиться (успокоиться, забыть­ся, расслабиться). Все указания он воспринимает пассивно, нехотя, как бы между прочим и быстро о них забывает, что и создает у родителей впечатление о нем как об упрямом ребенке. Фактически же идет процесс болезненного ослабления общего энергетического потенциала, что и составляет патофизиологическую основу данной фазы.

В следующей, парадоксальной фазе процессы воз­буждения и торможения как бы меняются местами. Вместо возбуж­дения возникает торможение (например, страх при ответах, скован­ность при встречах с незнакомыми людьми), а вместо торможения возникает возбуждение (выход чувств из-под контроля, беспокойст­во. Раздражительность, слезы — то, что обозначается как истерика).

В то же время слабое, но эмоционально положительное воздействие может привести к неожиданному эффекту, когда ребёнок словно просыпается и ведет себя как раньше. Говоря физиологическим языком, активизация биоэнергетических систем организма происходит только под воздействием пусть и слабых, но положительных раздражителей, а отрицательные, какой бы они ни были силы, не способны привести к подобному результату. Вот почему бывают безуспешными физические наказания с целью добиться послушания. Родители в данном случае фактически воюют с ветряными мельница­ми, поскольку «упрямство» на данной стадии развития невроза в виде парадоксальной фазы — это проявление уже выраженного бо­лезненного расстройства. И следовательно, меры здесь нужны в пер­вую очередь не воспитательного, тем более наказующего характера, а лечебно-педагогические: прекращение постоянных «дерганий», не­посильных требований и запретов, налаживание эмоционального контакта с ребенком и, конечно, помощь специалиста (психотера­пия, гипноз, общеукрепляющие и активизирующие средства).

Идущую вслед за парадоксальной ультрапарадоксаль­ную фазу можно расценить как происходящее под дальнейшим патогенным влиянием стресса нарушение функционального соотно­шения деятельности полушарий головного мозга. В этом случае слово (приказ, просьба) приводит к противоположному его смыслу дейст­вию. Например, девочка 3 лет, когда мать требовала поднять что-либо, бросала, не вставала, а садилась и т. д. Девочка «наобо­рот»— так звала ее мать, но сама, обладая властным, настойчи­вым и не в меру решительным характером, насильно ее кормила, одновременно запрещая бегать, шуметь, смеяться и вести себя «неприлично».

Постоянный стресс у девочки в связи с таким отношением матери привел вначале к повышению возбудимости, подвиж­ности, непоседливости, разбросанности и временами расторможенности, что явилось уже признаком перенапряжения нервной системы. Затем на первый план выступили раздражительная слабость, не­устойчивость настроения, капризность и хныканье (столкновение процессов возбуждения и торможения), перешедшие в вялость, повы­шенную утомляемость днем и беспокойный сон ночью. Девочка вес делала медленно, как «копуша», отвлекалась без конца и не мог­ла сосредоточиться на задании. Заставить ее что-то делать быст­ро и не отвлекаться мать могла только громким криком или шлеп­ком, но потом все повторялось снова и снова (преобладание про­цессов торможения). Одновременно девочка становилась все менее непосредственной в выражении чувств, которые скорее тлели, чем искрились (уравнительная фаза). Не могла долго успокоиться, пребывая в состоянии возбуждения, часто плакала, что матерью расценивалось как истерика. При нахождении в незнакомом месте не проявляла прежнего интереса и любопытства, а испытывала ско­рее чувство напряжения и страха (парадоксальная фаза). Вскоре слово «нельзя»  она  стала  воспринимать  как  «можно»  и делала, как уже отмечались, нее наоборот (ультрапарадоксальная фаза). Все это происходило непроизвольно, неосознанно, с навязчивым, болезненным оттенком, а не назло матери. Но именно мать и была главным патогенным раздражителем, источником возникновения невротического состояния дочери.

В детском саду девочка не сразу адаптировалась к распо­рядку дня, медленно ела, долго не засыпала, будучи плаксивой и раздражительной. Все это не ускользнуло от внимания опытной воспитательницы, которая после беседы с матерью посоветовала обратиться к специалисту. Если бы воспитательница, так же как и мать, признала девочку упрямой и избалованной и рекомендова­ла матери усилить меры «воспитательного характера», то это толь­ко ухудшило бы состояние ребенка. В лучшем случае девочка бы стала часто болеть, в худшем — попала бы в категорию трудных и неисправимых детей, что не соответствовало действительности, поскольку ее негативное отношение к матери предопределялось болезненным и вместе с тем функциональным, принципиально обратимым невротическим состоянием.

У нас на приеме девочка играла без матери как все дети. Но как только вошла мать, она стала напряженной, теряющей ход мысли и быстро устающей. Потребовалась серия совместных игровых занятий, чтобы уменьшилась конфликтность во взаимоотношениях матери и дочери, после чего состояние девочки стало улучшать­ся и вместе со всем этим исчезло и ее упрямство.

Часто приводит к упрямству детей и ситуация перестановки, или инверсия, семейных ролей, когда бабушка заменяет ребенку мать, мать — отца, а последний по разным причинам не принимает участия в жизни семьи. Следствием является негативное отноше­ние ребенка к бабушке, тем более с ее традиционными взглядами на воспитание и обращение с детьми (в подростковом возрасте оно легко перерастает в конфликт). Даже и без бабушки конфликт часто возникает между матерью и мальчиком, если мать выполняет мужскую роль в семье, не проявляя тепла и любви к сыну.

К нам обратилась неработающая мать трехлетнего мальчика с жалобами на его заикание, капризность и упрямство по типу «хочу — не хочу», «буду — не буду», «то — не то». Через некото­рое время выяснилось, что мать предпочла бы девочку, к которой она внутренне и стремилась при ожидании ребенка. Сама же мать была необщительной, недоверчивой и упрямой, обладая таким же. как и сын, твердым и волевым характером. Не уступая сыну ни в чем, заменяя собой сверстников, она объявила войну его упрямству, которое было фактически стремлением мальчика к самоутвержде­нию в мужской роли, выраженное словами: «я мальчик», «я силь­ный», «я главный».

Мать никогда не играла с ним и не переносила веселого и жизнерадостного возбуждения, непосредственного выражения чувств. Она постоянно читала мораль о хорошем — вежливом, ти­хом и безотказном поведении, явно показывая свое желание иметь девочку, а не вихрастого и чересчур энергичного с ее точки зрения, сына. Свое раздраженное состояние она часто разряжав на мальчике, физически наказывая его за то, что он осмеливался быть самим собой, открыто проявлять свои чувства и желания Помимо этого, мать выражала свою неудовлетворенность тем что она сидела дома, что ее мягкий по характеру, застенчивый и вечно занятый творческой работой муж приходил домой всегда усталым поздно и сразу ложился спать, не уделяя как супруг и отец дол­жного внимания ей и сыну.

На приеме мальчик с удовольствием играл и не заикался, так как впервые получил возможность побыть без матери, самим собой. Мы хвалили его за успехи, в конце пожали руку, как большому, отметив, что теперь он всегда будет легко говорить, и вручили игрушку, которую он бережно прижал к себе. Всю следующую не­делю речь ребенка была чистой, что удивило и вместе с тем заставило задуматься родителей, и мать уже не с прежней настойчивостью сражалась с упрямством сына.

Через некоторое время мальчик заболел, и все началось сно­ва. Тогда мы посоветовали матери выйти на работу, а сына от­дать в детский сад. Предварительно было проведено с ним и ма­терью несколько психотерапевтически направленных игр. В детском саду мальчик, со слов воспитателя, был спокойным и послушным ребенком. Следовательно, на его упрямстве можно было поста­вить штамп — «сделано в семье», и если бы встреча с нами произошла несколько раньше, у мальчика не было бы и заикания.

Когда родители продолжают, несмотря на изменившиеся обстоя­тельства, войну с упрямством, это прямой путь к неврозу детей. Невротическое заболевание ослабляет защитные силы организма, подрывает активность и способность контролировать свои чувства и желания. Ввиду все возрастающей психической усталости и душев­ного надлома, активность и инициативность переходят в пассив­ность и уход в себя, стремление к самоутверждению и уверен­ность — в робость и нерешительность, самостоятельность — в инфан­тильность. Тогда нередко родители оказываются «у разбитого коры­та» своих беспочвенных и непосильных требований, и финалом их борьбы будет невротическая неспособность детей преодолевать в дальнейшем трудности в общении с людьми. И тогда родители начинают жаловаться уже не на упрямство детей, а на их не­уверенность в себе, страхи и трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в том числе и в детском саду. Это означает, что вместе с избавлением от упрямства эти дети потеряли уверен­ность в себе в своих силах и возможностях, ощущение своей ценности и умение владеть собой в трудных, критических жиз­ненных ситуациях. Такой ребенок в детском саду не способен вести себя нужным образом, уверенно общаться со сверстниками. Когда требуется потерпеть, уступить или настоять на своем, он бывает чрезмерно обидчивым, капризным, боязливым.

Чем более упрямыми и негативными становятся дети по отношению к   родителям,   тем   больше   они   поддаются   внушению   вне семьи, слушаются   тех,   кто,   в   отличие   от   родителей,   идет   им встречу   понимает или делает вид, что понимает их желания и переживания. Здесь легко обмануться, и дело случая, попадет ли такой ребенок под неблагоприятное воздействие некоторых сверстни­ков   начинающих вскоре понукать и командовать им.

В другом, более редком варианте упрямство, вызванное из­лишне строгим воспитанием родителей или конфликтом в семье, перерастает в состояние озлобленности, затравленное™ и недовер­чивости, что осложняет отношения ребенка со сверстниками или делает полностью невозможным общение с ними. Возникающее у старших дошкольников чувство одиночества, непонятое™ затруд­няет и контакт с воспитателями. Но если педагог относится к та­ким детям доброжелательно, искренне и заинтересованно и не стре­мится создать искусственно культивируемую зависимость их от се­бя, подобно тому как это пытались сделать родители, то это бу­дет наиболее короткий путь к восстановлению отношений и со сверстниками.

Мы видим разнообразные аспекты происхождения упрямства — проблемы номер один во взаимоотношениях родителей и детей. Причем то, что одни родители определяют как упрямство, другие считают не заслуживающим внимания. Поэтому диапазон проявле­ний упрямства весьма обширен и может включать в себя: желание выразить свое собственное мнение; пассивный (обида, молчание) и активный (возмущение) протест против ущемления чувства собственного достоинства и жизненно важных потребностей; нервное переутомление с возбудимостью или заторможенностью и неспособностью своевременно отвечать на требования взрослых; фазовые состояния мозга при неврозах; уклонение от необходимости принять решение или игнорирование просьб взрослых с эгоцентричес­кой фиксацией на своих интересах и агрессивно-негативная (психо­патическая) трактовка происходящих событий и отношений других людей.

Разобраться в причинах упрямства — значит подобрать ключ к ребенку, к его созидательной и творческой активности. Главное в работе с упрямыми детьми — это смотреть на них непредвзятыми глазами, пытаться увлечь их интересным заданием и игрой — всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы. Тогда из упрямства вырастают так же, как вырастают из детских штанишек. Если же упрямство представляет серьезную проблему для родителей, осложняя отношения с детьми, то полезно дать несколько советов, во-первых, попытаться представить себя на месте ребенка, вспомнив себя в детстве. Во-вторых, сопоставить поведение детей дома и в детском саду. В-третьих, играть с детьми, общаться с ними «лицом к лицу», проигрывая в иносказательной форме и некоторые конфликт­ные ситуации с переменой ролей по возрасту.

www.coolreferat.com

2.1 Пути преодоления детских капризов. Особенности воспитания капризных детей

Похожие главы из других работ:

Анализ понятия страха, основных подходов и методов его диагностики

1.4 Пути преодоления страхов у дошкольников

...

Барьеры общения

3 Возможные пути преодоления барьеров общения

При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том...

Влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности на здоровье фельдшера и пути их преодоления

2. Пути преодоления острого стресса

...

Гендерный конфликт: способы преодоления (разработка программы оказания психологической помощи)

1.1.2 Причины конфликтов и пути их преодоления

Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко распознаваема...

Культура семейных отношений: семейный кризис

Глава 2. Семейный кризис и возможные пути его преодоления

...

Межгрупповое поведение

Пути преодоления межгрупповых конфликтов

Межгрупповой конфликт не всегда является дисфункциональным, по крайней мере для больших организаций, а иногда даже для отдельных групп и их членов. Также следует иметь в виду, что некоторые межгрупповые конфликты являются нормальными...

Особенности воспитания капризных детей

1.2 Ошибки семейного воспитания как причина детских капризов

Семейное воспитание играет огромную роль в развитии ребенка как личности. Говоря иначе, это основа будущего. Если эту основу заложить неправильно, могут произойти серьезные, чаще всего непоправимые последствия...

Особенности воспитания капризных детей

3.2 Методика организации сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению детских капризов

Главная цель в воспитании капризного ребёнка - формирование адекватного поведения, научить ставить цель и достичь, развитие активности и самостоятельности. Достичь этой цели сложно, но можно...

Природа стресса и его преодоление

2.1 Пути преодоления стресса

А можно ли избежать стресса? Нет, это практически не возможно, да и не нужно. Мало того, от стрессовых ситуаций не редко трудно отказаться, даже если такая возможность и существует. «Стресс не следует избегать»,-советуют психологи...

Профессиональная деформация личности

1.3 Пути преодоления профессиональной деформации

Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек...

Профессиональная деформация юриста и пути ее преодоления

2. Пути преодоления профессиональных деформаций

В данном параграфе мы рассмотрели пути преодоления профессиональной деформации, такие как саморегуляция, самоконтроль профессиональной деятельности, профессиональная компенсация. 1. Саморегуляция профессиональной деятельности...

Семейные кризисы и пути их преодоления

ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

...

Семейные кризисы и пути их преодоления

1.2 Пути преодоления семейных кризисов

Психологи указывают на кризисное состояние современной семьи. Противоречия современного общества, все его проблемы и сложности, в первую очередь, отражаются на семье, ее образе жизни, воспитании подрастающего поколения...

Тактические приёмы в стратегии отказа

1. Отказ: психологические препятствия и пути их преодоления

В психологии отказ -- это факт (индикатор), свидетельствующий, что какое-то влечение не может быть удовлетворено (=> запрет; лишение). Отказ - по Фрейду - защитный механизм...

Экспериментальное исследование конфликтности личности

2.1 Конфликты и пути их преодоления

педагогический конфликт личность феноменология Разнообразие понятий, используемых в области изучения конфликтов, отражают не столько неопределенность применяемых терминов, сколько реальное разнообразие возможных форм работы с конфликтами...

psy.bobrodobro.ru